Определение понятия государственная гражданская служба – 3. /

1.2 Государственная гражданская служба рф: понятие и сущность

Понятие «служба» В. Даль, рассматривал как вид работы или деятельности, связывая службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др. Особым видом службы является государственная гражданская служба, которая может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» дает более развернутое определение. Согласно этому определению государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

1) Российской Федерации;

2) федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

3) субъектов Российской Федерации;

4) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

5) лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

6) лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации [5].

Таким образом, государственная гражданская служба Российской Федерации − вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Необходимо отметить, что в самом значении «государственная гражданская служба» в качестве ведущего признака выделяется именно слово «государственная», т.е. сама суть государственной гражданской службы является сущностью государства.

Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Следующий существенный признак понятия государственной гражданской службы − профессиональная деятельность. Здесь имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических и практических знаний, а так же практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Таким образом, государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях [26].

Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем. Так, по мнению Ю. Н. Старилова к целям относятся: практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации. Однако, по мнению А. Ф. Ноздрачева целями государственной гражданской службы являются:

− упорядочение работы государственного аппарата;

− установление требований к функциям и правомочиям по должностям;

− определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных гражданских служащих;

− регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;

− формирования условий обеспечения государственных гражданских служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной гражданской службы [18].

Для того чтобы определить задачи государственной гражданской службы, необходимо учитывать, что данные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти. На основе этих условий выделяются следующие задачи:

− обеспечение конституционного строя;

− выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;

− подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны;

− создание организационных структур государственной власти;

− принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

− защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности.

Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий. Исследователями выделяются следующие функции государственной гражданской службы:

  1. правоприменительная − реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;

  2. правотворческая − разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ;

  3. правозащитная − обеспечение прав и свобод граждан;

  4. регулирующая − разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении;

  5. организационная − обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы. Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы, представленные на Рисунке 1. В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим [28].

Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Рисунок 1 — Принципы государственной гражданской службы.

Принцип приоритета прав человека и гражданина: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина − обязанность государства. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан.

Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий, хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности, знать свои права и обязанности, качественно осуществлять функции и полномочия, владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти, атак же иметь общую и профессиональную подготовку.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

studfiles.net

Понятие и сущность государственной службы.

Понятие ГС определяется ФЗ-58 «О системе госслужбы РФ»:

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

— Российской Федерации,

— федеральных органов государственной власти,

— субъектов РФ,

— органов государственной власти субъектов РФ,

— лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Сформулированное законом определение гос службы указывает, прежде всего, на ее сущность.

Сущностные признаки государственной службы:

1. Государственная служба — это государственная деятельность, т.е. сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Госслужба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но должна обеспечивать их практическое осуществление. Государственный служащий всегда действует от имени и по поручению государства.

2. Важный признак государственной службы — профессиональная служебная деятельность, т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным квалификационным требованиям и обеспечивающая решение задач государственного управления. Государственный служащий не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Гражданская служба состоит, прежде всего, в управлении обществом в различных сферах, в реализации функций государственных органов.

3. Государственная служба — это обеспечение исполнения полномочий госорганов, а не само исполнение таковых. Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

4. Государственная служба по определению — публичная служба, т.е. служба в органах публичной государственной власти. Она имеет официальный, открытый характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба — служба государству, а через него — стране, народу.

5. Государственная служба осуществляется только в государственном органе лицом, которое находится на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной гражданской службы. Так, не является государственной гражданской службой работа в штате государственного органа на должностях обслуживающего персонала (водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.).

6. Государственные служащие получают денежное содержание только из госбюджета.

2. Принципы государственной службы.

ФЗ-58 «О системе госслужбы РФ» Статья 3.

1) Федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос власти и органами госвласти субъектов РФ

2) Законность

3) Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип вытекает из ст. 2 и 18 Конституции РФ, в которых человек, его права и свободы определены как высшая ценность. Обязанностью государства и всех госслужащих является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

4) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также от др обстоятельств, не связанных с проф и деловыми качествами гражд служащего.

5) Единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающ единый подход к организации госслужбы. Принцип вытекает из федеративного устройства РФ, основанного на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и ее субъектов, что закреплено в ст. 5 Конституции РФ.

6) Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы

7) Открытость. Данный принцип вытекает из ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственного управления и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Одновременно на государственной гражданской службе действуют определенные ограничения, связанные с сохранением государственной тайны и неразглашением служебной информации. Поэтому на практике гражданской службы действует сочетание гласности и конфиденциальности, что не всегда способствует необходимой осведомленности граждан.

8) Профессионализм и компетентность гражданских служащих. На реализацию данного принципа направлена не только система отбора кандидатов на госслужбу, но и система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, а также стимулирование их стремления к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

9) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их проф служебную деятельность. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 79 закрепляет защиту сведений о гражданском служащем, а также государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.

studfiles.net

4. Понятия и признаки государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья посвящена определению понятия «гражданский служащий». Под «службой» в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело.[1]

Законодательное закрепление понятия «гражданский служащий» принципиально важно не только для правового статуса этой социальной группы, но и для восстановления российских исторических традиций – «чести в службе Отечеству».

Предусмотренное п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации право на равный доступ к государственной службе означает равенство «стартовых» возможностей и отсутствие дискриминации по признаку партийности, национальности, социального происхождения и т.п. Однако это право нельзя понимать буквально. Во всем мире существует иерархия должностей в системе государственного гражданского управления и соответствующая «пирамида» должностных лиц. От гражданских служащих всех уровней требуется осуществление части компетенции органа государственной власти и управления, закрепленной в функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетом общественных интересов. Чем большим объемом полномочий обладает гражданский служащий, чем выше размещается его должностная «ступенька» в иерархической «пирамиде» власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать.

Принципами гражданской службы являются:

1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5. стабильность гражданской службы;

6. доступность информации о гражданской службе;

7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Отсюда вытекает объективная необходимость дифференциации должностей гражданской службы.

Законодатель подразделяет все должности государственной гражданской службы на категории и группы.

В части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлены следующие категории должностей гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Соответственно, и объем юрисдикционных полномочий у этих категорий неодинаков.

Признаки государственной гражданской службы:

1. Является частью государственной службы.

2. Является службообразующей категорией.

3. категория устанавливается только для государственной гражданской службы, иные работники должностей не занимают.

4. государственные должности учреждаются ФЗ или указами Пр-та, либо з-нодат-вом субъекта РФ.

5. учреждение государственной должности должно иметь внешнюю форму этого учреждения (реестр).

6. учреждённая должность замещается определенным физическим лицом.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

studfiles.net

38. Государственная гражданская служба рф: понятие, принципы, регулирование.

Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, представляющий профессиональную деятельность граждан РФ на соответствующих должностях по обеспечению исполнения полномочий федеральных, региональных гос органов, лиц замещающих гос должности РФ или её субъектов.

Гражданская служба подразделяется на: федеральную и региональную.

Основными принципами гос гражданской службы являются:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина

2. Единство правовых и организационных основ гражданской службы (федерального и регионального уровня)

3. Равный доступ граждан владеющих государственным языком РФ к гражданской службе, равные условия её прохождения, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также о других обстоятельств не связанных с профессиональными и другими качествами служащих

4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих

5. Стабильность службы

6. Доступность инф о гражданской службе

7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами

8. Защищённость гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность

Ст. 5 ФЗ «О гос гражданской службе» определяет, что регулирование отношений связанных с гражданской службой осуществляется:

1. Конституцией РФ

2. Федеральный закон «о системе гос службы»

3. ФЗ «О гос гражданской службы»

4. Иные федеральные законы в том числе регулирующие особенности прохождения гражданской службы (закон «Об особенностях прохождения федеральной гос гражданской службы в системе МИДа РФ»)

5. Указы президента (об утверждении положения о персональных данных гос гражданского служащего РФ и ведении его личного дела).

6. Постановление правительства

7. Акты федеральных органов исполнительной власти

8. Конституции, уставы, законы иные нормативные акты субъектов РФ

9. Н\п акты государственных органов.

39. Административно-правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом. Который утверждается представителем нанимателя и является частью административного регламента гос органа.

В должностной регламент включается:

1. Требования к уровню и характеру знаний, образованию, навыкам гос служащего, Стажу, в том числе работы по специальности

2. Должностные обязанности, права и ответственность служащих

3. Перечень вопросов, по которым служащие вправе или обязан самостоятельно принимать решение

4. Перечень вопросов, по которым служащий обязан или в праве участвовать при подготовки проектов нормативных актов или проектов решений.

5. Сроки и процедуры рассмотрения проектов управленческих решений, порядок согласования и их принятия.

6. Порядок служебного взаимодействия служащего с иными служащими.

7. Перечень гос услуг оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом органов. Частью административного регламента является должностной регламент

8. Показатели эффективности и результативности деятельности служащего

Результаты исполнения служащим должностного регламента учитываются

1. при проведении конкурса на замещения вакантной должности или включение его в кадровый резерв.

2. При оценке его профессионально деятельности, аттестации. Квалификационного экзамена либо его поощрение.

Аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия занимаемой должности. Непосредственный руководитель готовит мотивированный отзыв, к которому прилагаются сведения о выполненных поручениях.

Аттестации не подлежат Руководители, и помощники, если с ними заключен срочный служебный контракт. Сроки аттестации 1 раз в 3 года (плановая аттестация ).

Допускается досрочная (внеочередная ) аттестация в случаях:

1. Сокращения должностей

2. В случае изменения условий оплаты труда

3. По соглашению сторон с учётом результатов годового отчёта.

Служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет проходит аттестацию не ранее чем через 1 год после выхода из отпуска.

По результатам аттестации гражданского служащего принимаются одно из следующих решений:

1. Соответствует замещаемой должности

2. Соответствует замещаемой должности и включается в кадровый резерв.

3. Соответствует замещаемой должности при условии прохождения переподготовки или повышения квалификации

4. Не соответствует замещаемой должности

По результатам аттестации издаётся правовой акт в котором формулируются выводы и заключение комиссии.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности категорий специалисты и обеспечивающие специалисты, в отдельных случаях предусмотренных президентом РФ также руководителя.

Экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина служащему по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже 1 раза в 3 года.

Целью проведения экзамена является оценка знаний навыков и умений гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссии.

studfiles.net

16. Государственная гражданская служба в рф: понятие, правовое регулирование.

Понятие «служба» имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятия служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д. В. Даль, рассматривая понятие «служба» как вид работы или деятельности, связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др.

Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано с созданием условий для нормального функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности.

Особым видом службы является государственная гражданская служба, которая может касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

Общепринятого определения понятия «государственная гражданская служба» в научной литературе нет. Чаще всего встречаются определения государственной гражданской службы, представленные на рисунке 1.

Встречаются и другие определения понятия «государственная гражданская служба», но их определяют как синонимы: «государственная организация», «работа в пользу государства» и т.д.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» под государственной службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации».

Следует заметить, что в определении понятия «государственная гражданская служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная» — сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.

Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. 

Рисунок 1 — Определения понятия «государственная гражданская служба»

Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы — профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Сущность государственной гражданской службы представлена на рисунке 2.

Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Государственная гражданская служба — это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. 

Рисунок 2 — Сущность государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба — особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.

Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.

Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.

Государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции, и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

studfiles.net

Государственная гражданская служба это что такое Государственная гражданская служба: определение — Политика.НЭС

ГОСУДАРСТВЕННАЯ / ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

опыт зарубежья) Много и общего, и своеобразия имеют Г.с. различных стран Различны и опыт и законодательные документы. Так, напр., в ФРГ принципы организации государственного управления и правового положения лиц, занятых на государственной службе, заложены в Основном Законе (конституции) ФРГ, ряде специальных законов и развиваются и уточняются в решениях Федерального конституционного суда. Конституция довольно подробно регламентирует формирование и полномочия высших звеньев исполнительной власти, Президента и Правительства, но лаконична в том, что касается правового положения лиц, занятых на государственной службе. К ним относятся, прежде всего, общее положение ст. 12 о праве каждого гражданина ФРГ свободно избирать профессию. Нормы ст. 33 декларируют свободный доступ к государственным должностям, запрещают какую-либо дискриминацию при назначении на должность, а также определяют особый статус лиц, состоящих на государственной службе и связанных «узами публично-правовых отношений службы и верности». В законодательстве и правовой доктрине ФРГ к государственной службе относится широкий круг учреждений, выполняющих «публичные» функции, а также весь круг лиц, состоящих с этими учреждениями в служебных отношениях. В этом смысле в систему государственной службы кроме госаппарата входят железные дороги, почты, школы, высшие учебные заведения, суды, военные ведомства, а также их служащие. Важной частью системы государственной службы являются государственные учреждения с их аппаратом. Отметим отличия в комплектовании госслужбы в США. Здесь система органов, обеспечивающих комплектование гражданской службы и кадровую работу с государственными служащими в США, состоит из трех уровней: 1) кадровых служб в министерствах и ведомствах США, осуществляющих практическую работу в соответствующих ведомствах на основе законов, принципов «системы заслуг» и общей политики; 2) межведомственных органов, определяющих эти политику во исполнение действующего законодательства, контролирующих ее реализацию и осуществляющих практическую помощь министерствам и ведомствам; 3) высших законодательных инстанций и их контролирующих органов, отслеживающих и систематически оценивающих эффективность гражданской службы, осуществляющих совершенствование законодательной базы и постоянный контроль как за деятельностью министерств и ведомств, так и межведомственных органов по работе с кадрами. Помимо этого действует обычный механизм контроля за деятельностью государственных учреждений, в частности, через процедуру разработки бюджета и контроля за его исполнением со стороны Административно-бюджетного управления в Исполнительном управлении Президента и др. Интересен и опыт Франции. Это — страна классического чиновничества с централизованной, иерархической системой государственной службы, в которой доктрина и практика совершенствуются. Государственная служба регулируется следующими правовыми нормами. Декларация прав человека и гражданина провозглашает принципы равного доступа к должностям, свободного определения условий труда при посредничестве представителей наемных работников и осуществлении права на забастовки. Конституция от 4 октября 1958 г. в ст. 34 относит к сфере закона основные гарантии, предоставляемые гражданским и военным государственным служащим. Большая часть основных гарантий перечислена в законах от 13 июля 1983 г. и 11 января 1984 г., содержащих Статус чиновников. Это, в частности, принцип равного доступа на госслужбу, принцип конкурсного набора, право на вознаграждение за указанные услуги, право на пенсию и т.д. Общий статус содержится в четырех законах, составляющих четыре раздела Статуса: закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях служащих; закон от 11 января 1984 г., содержащий положения о центральной госслужбе; закон от 26 января 1984 г., содержащий положения статуса о местной госслужбе; закон от 9 января 1986 г., содержащий положения статуса о больничной госслужбе. Следует иметь ввиду, что многообразие видов деятельности, различие административных функций не позволяет одинаково применять нормы Общего статуса ко всем чиновникам вне зависимости от характера их функций, ранга в иерархии и т.д. Поэтому были созданы особые статусы, которые уточняют способы применения Общего статуса ко всем служащим, составляющим конкретный штат чиновников и выполняющим сходные задачи в одном или нескольких административных органах. Особый статус дополняет Общий статус и обеспечивает его исполнение. Он принимается в виде декрета Государственного Совета после консультации с Высшим советом государственной службы. Для некоторых госслужащих (полиция, возду

politike.ru

понятие, виды, правовые основы. — МегаЛекции

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В целях создания правового механизма реализации положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принято более 30 указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Государственная гражданская служба состоит из двух уровней — федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Законодательно закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы. В субъектах Российской Федерации действует более 4,5 тысячи нормативных правовых актов, предназначенных регламентировать вопросы государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Условия прохождения службы и порядок заключения трудовых отношений определяются специальными федеральными законами и ведомственными положениями.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.



Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).

В государственных органах могут быть учреждены должности государственной службы различных видов, а также не являющиеся должностями государственной службы. К последним относятся должности по техническому обслуживанию деятельности государственного органа, по охране и обслуживанию зданий и помещений и т.д.

В настоящее время соотносимость должностей государственной службы различных видов (гражданской, военной, правоохранительной), воинских званий, классных чинов и специальных званий и размера оплаты труда устанавливается принятием на уровне указов Президента РФ табелей соответствия (см., например, Указы Президента РФ от 09.06.2006 N 577, от 19.11.2007 N 1554).

Законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерацииобразуют нормативные правовые акты, регулирующие организацию, правовой статус ( права и обязанности)и прохождение государственной гражданской службы.

Нормативную основу федеральной государственной гражданской службы составляют:

• Конституция РФ

• Федеральные законы

Базовым Федеральным Законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. Основная цель этого закона — создание единой общефедеральной правовой базы государственной службы, придание ей профессионального характера.

Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ (ст. 73 ФЗ № 79 ). Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Государственная гражданская служба РФ осуществляется только в государственных органах, т.е. в органах государственной власти и управления, организующих управляющие воздействия государства на общественные отношения, процессы и явления. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ — соответствующий субъект РФ.

Отношения в сфере государственного управления, реализация исполнительной власти, упорядочение функционирования судебной и законодательной ветвей власти, прокурорский надзор регулируются специальным законодательством.

Трудовой кодекс РФ указывает, что на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной гражданской службе (ст. 11 ТК РФ). Если по какому-либо вопросу возникает противоречие между нормами специального законодательства о государственной службе и законодательства о труде, то действует законодательство о государственной службе. В тех случаях, когда законодательство о государственной службе отсутствует, применяются нормы законодательства о труде.

Прохождение государственной службы, осуществляемое на основе административно-трудовой правовой модели, включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина или дипломатического ранга, аттестацию, квалификационный экзамен и другие события, связанные с выполнением профессиональной служебной деятельности на должностях государственной гражданской службы.

• Другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения государственной службы в отдельных государственных органах

• Указы Президента Российской Федерации

• Постановления Правительства Российской Федерации

• Нормативно правовые акты федеральных органов власти

Нормативную основу государственной гражданской службы субъекта составляют:

• Конституции (уставы)

• законы субъектов Российской Федерации

иные нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *