Север российской федерации – список, коэффициент северной надбавки :: BusinessMan.ru

Европейский Север России: население, промышленность и хозяйство

Европейский Север России — это территория, которая географически расположена в Восточной Европе и полностью находится в пределах Российской Федерации. Четко очерченных границ данный регион не имеет, так как существуют различные подходы к определению разграничений между Северной и Северо-Западной европейской частью России.

Население Европейского Севера России

Данный регион, в зависимости от разных оценок, включает в себя 3,9% (около 5,6 млн. человек) от населения всей Российской Федерации. Стоит отметить, что национально-этнический состав этой территории достаточно пестрый и включает в себя 39 коренных народов. Среди них интересно отметить:

  • русские — карелы (Карелия), комы (Республика Коми), ненцы (Ненецкий автономный округ), саамы (Мурманская область), вепсы (Вологодская область), также среди которых встречаются затундренные крестьяне, индигирщики, каменщики, карымы, кержаки, колымские, колымчане, ленские старожилы, мезенцы, обские старожилы, походчане, русско-устьинцы, семейские, якутяне, ямские; казаки, поморы.
  • редкие малочисленные народности,такие как водь (вадьяко) — народная группа финских угорцев, которая по данным Всероссийской переписи населения в 2010 году составляет всего 73 человека;
  • финны-ингерманландцы — около 300 человек;
  • .а также астраханские татары — меньше 2 тысяч человек и другие народности.

Практически 80 процентов населения северной части европейской России сосредоточено в пределах городов. Такой высокий уровень урбанизации связан с особенностями социально-экономического развития этого региона.

Промышленность Европейского Севера России

Европейский Север России — это регион, который имеет непосредственный выход к Северному Ледовитому океану. Такое географическое расположение способствует образованию портовых городов и развития транспортно-логистической отрасли региона. Так, около 60% грузооборота Российской Федерации на Северном Ледовитом океане приходится на Архангельский и Мурманский порты. Наиболее востребованными грузами являются: уголь, продукция лесной промышленности, топливные смеси и горючее, а также товары первой необходимости для жителей крайнего севера.

Рыбный промысел уже давно отошел на второй план после транспортной промышленности в данном регионе, но продолжает оставаться одним из основных сегментов формирования валового внутреннего продукта географической территории.

Кроме того, Российские нефтяные компании активно разрабатывают нефтегазоносные источники на шельфе Белого и Баренцевого морей. Эксперты утверждают, что потенциал этих ресурсных недр может быть сопоставим с четвертью имеющихся у страны нефтяных источников на суше.

Помимо вышеперечисленных категорий экономической деятельности в этом регионе процветают предприятия, которые связаны с добычей рудных ископаемых и их последующей переработке. Туристическая отрасль региона развивается медленно, однако при наличии инвестиций регион с точки зрения туризма оценивается как перспективный.

Сельское хозяйство Европейского Севера России

Несмотря на небольшое количество людей, населяющих сельскую местность данного региона, по сравнению с количеством городских жителей, на территории условного Европейского Севера Российской Федерации процветает сельское хозяйство.

В первую очередь это касается рыбного производства. На реке Северная Двина и ее притоках функционирует несколько десятков рыбных ферм, продукция которых снабжает не только внутренний рынок России, но и идет на экспорт. Из-за холодного климата, который царит в регионе почти круглый год, животноводство и растениеводство не может полноценно раскрыться на этих землях, но, не смотря на это, существует несколько крупных хозяйств, занимающихся разведением крупного рогатого скота, а также домашней птицы.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Главная

 

Организуем фестивали, спартакиады, спортивные праздники,

турниры по скандинавской ходьбе, игровым видам спорта и

спортивному туризму!

тел. +7 (495) 755 13 97   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Общероссийская общественная организация «Российская Федерация северной ходьбы» (РФСХ) создана 10 февраля 2016 года в городе Москве, зарегистрирована Министерством юстиции РФ и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1167700052057. РФСХ является правопреемником Межрегиональной общественной организации «Федерация северной ходьбы» и объединяет 51 региональное отделение в субъектах РФ с географическим охватом от Калининграда до Владивостока.

Российская Федерация северной ходьбы является единственной в стране общероссийской структурой, развивающей северную ходьбу (nordic walking) как спорт и представляющей Россию со всеми ее субъектами в спортивном сообществе – в том числе на международной арене. С 2019 года РФСХ является членом European New Walking Organization (ENWO) – мирового лидера по продвижению северной ходьбы в спортивном формате.

Целями РФСХ являются развитие северной ходьбы на всей территории России и объединение под эгидой этой спортивной дисциплины максимального числа спортсменов. Задачами Федерации являются проведение соревновательных, учебно-методических, научно-практических мероприятий и популяризация ходьбы с нордическими палками среди всех сегментов российской аудитории – в том числе среди молодежи и студентов. РФСХ формирует Календарь соревнований, ведет учет и формирует рейтинги спортсменов, проводит подготовку судей и инструкторов, содействует открытию в России новых региональных отделений Федерации, а также спортивных клубов по северной ходьбе.

Кроме того, РФСХ ведет работу по развитию и внедрению в сферу своей деятельности инновационных спортивных технологий, направленных на оптимизацию проведения соревнований, совершенствование методики судейства, расширение профилактического и реабилитационного значения ходьбы с палками для спортсменов любого уровня и всех возрастных категорий.

РФСХ на регулярной основе работает над целым рядом проектов, направленных на продвижение северной ходьбы как массового спорта. Среди самых известных мероприятий РФСХ – Гран-При России по северной ходьбе, «Открытый Кубок Москвы по северной ходьбе», «Праздник Севера» в Мурманске, «Открытый Чемпионат Российского студенческого спортивного союза», «Земляничный Кубок РФСХ», Кубок РФСХ «Ходи, Крым» и другие турниры.

С 2018 года при поддержке Фонда Президентских грантов Российской Федерацией северной ходьбы в рамках программы грантов на развитие гражданского общества РФ реализуется проект «Северная ходьба – народный спорт России».

РФСХ сотрудничает с Министерством спорта РФ, Олимпийским Комитетом России, Федеральным центром подготовки спортивного резерва Минспорта РФ, Федерацией спортивного туризма России, Российским студенческим спортивным союзом и другими ведущими спортивными структурами страны.

Российская Федерация северной ходьбы открыта для сотрудничества и партнерства в любых форматах со всеми заинтересованными организациями и частными лицами.

 

Зачем вступать в Федерацию

 

Как вступить в Федерацию

 

Земляничный кубок 2018 по северной ходьбе

Фестиваль «Ваше здоровье — в ваших руках». Кузьминки-2016

ruswalk.ru

Север европейской части России

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Северный регион включает республики Карелия и Коми, Архангельскую, Вологодскую и Мурманскую обл. Территория региона составляет 1466 тыс. км2. Население — 5889 тыс. чел., в том числе городское — 4461 тыс. чел.* Занимает выгодное географическое положение, располагает морскими (в том числе незамерзающими) портами на Северном Ледовитом океане.

Народнохозяйственный комплекс региона представляет со­бой экономическую систему с четкой ориентацией на добычу и первичную переработку природных ресурсов. Выделяются от­расли топливно-энергетического комплекса (атомная энергети­ка в Мурманской обл., добыча угля, нефти и природного газа в Республике Коми), черная и цветная металлургия, целлюлоз — но-бумажная, деревообрабатывающая, горная промышленность. Значительное развитие получили предприятия ВПК. В целом в структуре валовой продукции региона доля промышленности составляет около 77%, сельского хозяйства — 7%, строитель­ства — 9% и прочие отрасли — 7%.

Природно-климатическое своеобразие региона предопределя­ет особенности развития здесь промышленного производства и его специализацию. Основные из этих особенностей следующие:

• разнообразные минерально-сырьевые ресурсы, их относи­тельная близость к центрам потребления являются главным стимулом промышленного освоения Европейского Севера; на­личие выходов в Северный Ледовитый океан определяет значи­мость морских перевозок;

• огромные площади, занятые тундрой, лесами и болотами, предопределяют очаговое освоение региона и повышают затраты на развитие инфраструктуры;

• низкие среднегодовые температуры и большая длитель­ность отопительного сезона вызывают повышенные энергетиче­ские затраты на обеспечение жизнедеятельности населения.

Характерной особенностью региона является также неравно­мерное размещение месторождений топливно-энергетических ре­сурсов, их концентрация на его Крайнем Севере и Востоке.

Разведанные запасы угля сосредоточены в Печорском бассей­не, расположенном на территории Республики Коми и Ненецко­го автономного округа. Значительная часть бассейна находится севернее Полярного круга. Печорский бассейн — крупная сы­рьевая база для развития тепло — и электроэнергетики и коксохи­мической промышленности. В границах бассейна известно более 30 месторождений угля, но балансом учитывается лишь И, из которых освоено пять: Воркутское, Воргашорское, Хальмеръюс — ское, Юньягинское и Интинское. Балансовые запасы углей на 01.01.94 г. составляли по категориям А+В+С, — 8,17 млрд т и категории С2 — 0,4 млрд т. Основные запасы (около 67%) сосредоточены на Интинском (26,3%), Воргашорском (22,8%) и Усинском (17,8%) месторождениях. Из общих балансовых запа­сов категорий А+В + С, примерно 45% составляют коксующиеся угли.

Огромное значение не только для региона, но и для России в целом имеют нефтегазовые ресурсы Тимано-Печорской провин­ции и шельфа Баренцева и Печорского морей |5|. В пределах Архангельской обл. и Ненецкого автономного округа разведа­но 75 месторождений нефти (в том числе 10 крупных) с сум­марными извлекаемыми запасами свыше 1 млрд т. По оценкам, предстоит открыть еще столько же. В пределах Республики Ко­ми сосредоточено 94 месторождения нефти и природного газа (из них пять крупных) с суммарными извлекаемыми запасами около 700 млн т нефти и 500 млрд м’ газа.

На шельфе Баренцева и Печорского морей открыто 8 неф­тяных, газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений с суммарными балансовыми запасами свыше 100 млн т нефти и конденсата и около 3 трлн м’ газа. Пер­спективные ресурсы нефти и газа составляют здесь, соответ­ственно, около 275 млн т и 1,7 трлн м’ Крупнейшее месторо­ждение — Штокмановское, извлекаемые запасы которого соста­вляют 2,9 трлн м’ газа и 21,8 млн т конденсата. По физико — химическим свойствам и геологическим особенностям залегания запасы в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в це­лом благоприятны для освоения. В разведанных запасах преоб­ладают мало — и низкосернистые (71%), маловязкие (85%) нефти. Природный газ региона содержит ряд сопутствующих полезных компонентов — гелий, бутан, пропан и др.

Из имеющихся местных энергоресурсов наиболее перспектив­но использование значительных запасов торфа, энергии малых рек, а также отходов древесины.

Особенности топливо — и энергоснабжения. В регионе сложилась достаточно стабильная специфика в потреблении от­дельных видов энергоносителей, при которой в электропотре­блении преобладает Мурманская обл. (около 30% общего по­требления по региону), в теплопотреблении — Архангельская обл. (более 26%), в потреблении топлива — Вологодская обл. (около 33%). Высоки долевые показатели и Республики Коми — свыше 22…26% в топливо — и теплопотреблении. Такая струк­туризация энерго — и топливопотребления объясняется тем, что каждая территория, входящая в регион, имеет свои отрасли спе­циализации промышленности и народного хозяйства, развитие которых во многом определяют объемы и режимы потребления энергоносителей.

При этом основная часть электроэнергии в промышленно­сти потребляется предприятиями металлургического и лесопро­мышленного комплексов. Из других отраслей народного хозяй­ства следует выделить коммунальный сектор, на удовлетворение потребностей которого расходуется ежегодно более 13% общего объема электроэнергии, потребляемой регионом, а также транс­порт и особенно сельское хозяйство, доля которых в общем элек­тропотреблении неуклонно растет.

Структура теплопотребления региона характеризуется пре­обладанием в ней промышленного и коммунального тепло — потребления[20], составляющего 85…88% суммарного теплопотре — бления региона. В промышленном теплопотреблении основная часть (около 50%) приходится на целлюлозно-бумажную и дере­вообрабатывающую промышленность.

В 1990 г. суммарное потребление энергоресурсов составило в регионе 68 млн т условного топлива, из которых по 28% прихо­дилось на газ и уголь. К 1996 г. энергопотребление сократилось почти на 14%.

Значительная часть территории региона обеспечивается электроэнергией от децентрализованных тепловых и дизельных электростанций мощностью от 1 до 2500 кВт, принадлежащих промышленным, строительным, транспортным, коммунальным и другим предприятиям (особенно в Республике Коми, Архан­гельской и Вологодской обл.).

На общем фоне выделяется Мурманская обл., где производ­ство электроэнергии обеспечивается в основном на базе ГЭС и Кольской АЭС (4 блока ВВЭР-440). Объем производства элек­троэнергии здесь значительно превосходит ее потребление. На­ряду с Кольской энергосистемой положительное сальдо в про­изводстве и потреблении электроэнергии имеет и энергосистема Коми. Суммарное производство электроэнергии в регионе соста­вило в 1995 г. 41,1 млрд кВтч (84% от уровня 1990 г.).

Наиболее остро проблема наращивания электрогенерирую — щих мощностей стоит для Вологодской обл., Республики Каре­лии и частично Архангельской обл. Эта проблема усугубляется необходимостью демонтажа отработавшего свой срок оборудо­вания и реконструкции отдельных электростанций, а также за­мещения Кольской АЭ С, 2 блока которой не отвечают современ­ным требованиям радиационной безопасности и за исчерпанием проектного срока эксплуатации выводятся в 2003 и 2004 гг.

Весьма актуальна в регионе и проблема сетевого строитель­ства. Преобладающая концентрация электрических нагрузок в результате очагового характера развития производительных сил сосредоточена в промышленных узлах, значительно отдаленных друг от друга и связанных между собой одноцепными J1Э П 220- 110 кВ, отдельные из которых загружены до предела статиче­ской устойчивости. Низкая плотность нагрузки на остальной части территории, ее удаленность от основных энергетических узлов требует дальнейшего развития распределительных сетей. Кроме того, слаба еще связь между отдельными энергосистема­ми региона и с другими энергосистемами России.

К основным особенностям, влияющим на формирование си­стем теплоснабжения региона следует отнести:

Длительный отопительный период (244…329 сут.) при про­должительном стоянии низких температур наружного воздуха;

Преобладание в структуре потребления тепла расхода на ком — мунально-бытовые нужды, а в структуре промышленного тепло — потребления — расхода тепла в целлюлозно-бумажной промыш­ленности.

Структура производства тепловой энергии следующая: ТЭЦ — 45%, котельные — 48,7%, АЭС — 0,1%, прочие установки — 6,2%. В целом эффективность функционирования систем тепло­снабжения региона низка. Причина этого прежде всего в исполь­зовании физически устаревшего оборудования. Отсутствует ка­чественная теплоизоляция сетей, что приводит к неоправданным энергетическим потерям.

В регионе действует лишь один Ухтинский НПЗ, мощ­ности которого крайне недостаточны для обеспечения Севе­ра нефтепродуктами, поэтому ежегодно сюда завозится около 7,5…8,5 млн т мазута и моторных топлив. За последние годы объем переработки нефти на Ухтинском НПЗ сократился почти на 40% (до 3 млн т в 1996 г.).

Регион в целом относится к числу районов с недостаточ­но развитыми транспортными путями, что вызывает необхо­димость создания накопительных и перевалочных баз, снижа­ет надежность и маневренность топливоснабжения. Повышение надежности системы топливоснабжения обусловливает необхо­димость развития системы газоснабжения региона и, в первую очередь — Республики Карелия, Архангельской и Мурманской обл.

Прогноз энергопотребления. Анализ перспективных тен­денций энергопотребления показывает, что в связи со структур­ной перестройкой в экономике (падение объемов производства в отраслях тяжелой промышленности и на предприятиях ВПК) в период до 2000 г. следует ожидать дальнейшего снижения энер­гопотребления в промышленности, строительстве и на транспор­те, при возможном (в зависимости от хода реформ в коммуналь- но-бытовой сфере и от развития тарифной политики) повышении энергопотребления в коммунально-бытовом секторе и в сельском хозяйстве.

После 2000 г. в связи с прокладкой газопровода до Мурман­ской области изменится структура потребления топлива, сопро­вождающаяся ростом доли газа в балансе региона. В то же время

Разработка Штокмановского месторождения газа на шельфе Ба­ренцева моря позволяет рассчитывать к 2010 г. на существенное сокращение подачи газа в Северный регион из Западной Сиби­ри и использование собственных ресурсов газа для выработки электроэнергии и тепла.

По оценкам, к 2010 г. внутреннее электропотребление в ре­гионе может составить порядка 50…55 млрд кВт ч (рис. 5.1), по­требление тепловой энергии — до 133 млн Гкал. Расход котель — но-печного топлива на внутренние нужды составит 50…56 млн т условного топлива, а потребление моторных топлив — порядка 5,5 млн т (90…95% от уровня 1990 г.).

Развитие производственного потенциала ТЭК Севера

(см. рис. 5.1). Основная часть потребности региона в энергоре­сурсах, как и в настоящее время, будет обеспечиваться за счет местной добычи. Более того, в перспективе Север станет одним из основных экспортеров нефти и газа.

Развитие нефтедобычи в регионе началось еще в 1929 г. с ввода в эксплуатацию Ярегского месторождения тяжелой нефти, которое разрабатывалось шахтным способом. Громадное значе­ние для всей страны имело открытие во время второй мировой войны Войвожского нефтегазового месторождения, на основе ко­торого был построен первый на территории Тимано-Печорской провинции нефтепровод. Открытие вначале Западно-Тэбукско — го, Джъерского, Пашкинского, а затем Усинского, Возейского, Харьягинского и других высокодебитных месторождений легкой нефти позволило стабильно наращивать ее добычу до середины прошлого десятилетия. В 1985 г. она составила 18,2 млн т. Одна­ко к 1990 г. добыча нефти снизилась до 15,3 млн т, а к 1996 г. — до 10 млн т. В основном это явилось следствием выработанное™ запасов на Усинском и Возейском месторождениях и нехваткой инвестиций на ввод в эксплуатацию новых структур.

В настоящее время в регионе (как в Коми, так и в Ненецком автономном округе) действует более десятка различных россий­ских недропользователей и недропользователей с иностранным капиталом, которыми намечается существенный рост добычи нефти уже в ближайшие 7… 12 лет.

К 2010 г. на территории Севера сформируются два нефте­добывающих района: Южный — на базе месторождений Рес­публики Коми, и Северный — на базе залежей Архангельской обл., Ненецкого автономного округа и шельфа Печорского моря. Республика Коми до 2000-2005 г. будет оставаться основным нефтедобывающим районом Севера (до 12 млн т/год), однако в последующие годы в связи с выработанностью месторождений добыча здесь начнет сокращаться. Напротив, на севере региона добыча нефти в течение всего рассматриваемого периода будет расти и сможет достичь к 2010 г. при благоприятных условиях 10…12 млн т/год.

Север Европейской части России

Производство энергоресурсов

I уголь, млн-т — ^ нефть, мли. т.

Уголь, нефть, ш — мшгамииый вариант

Рис. Я1

Основная проблема развития северного нефтедобывающего района связана с тем, куда будет направляться полученная здесь нефть. Есть два возможных маршрута: на юг — в систему маги­стральных трубопроводов АК «Транснефть», и на север, где пла­нируется построить нефтеналивной терминал. В свою очередь, в рамках северного маршрута рассматриваются 4 варианта: либо строить терминал в море в 60 км севернее пос. Варандей, либо на р. Индиге, либо к востоку от о. Колгуев, либо на севере того же острова.

В южном маршруте заинтересованы отечественные нефтя­ные структуры, ведушие разработку месторождений Респу­блики Коми. Основной их довод — этот маршрут потребу­ет меньших инвестиций и более выгоден для России (вся до­бываемая нефть будет под контролем российских структур). Южный маршрут (проект «Балтийская трубопроводная систе­ма» — БТС), разрабатываемый группой российских и зару­бежных нефтяных компаний («Транснефть», «КомиТЭК», «Ро­снефть», «Славнефть», «Коноко», «Несте», «Бритиш Гэс», «Эль Нефтегаз» и «Тоталь»), свяжет месторождения Тимано-Печор­ской провинции с терминалами на Балтийском море[21] |11|. БТС, стоимость которой по оценке составляет 2,4…3,4 млрд дол., про­ектируется для транспортировки до 40 млн т нефти с месторо­ждений не только Тимано-Печорской провинции, но и соседних регионов (Западной Сибири, Урала, Поволжья). На первом эта­пе проекта планируется строительство нефтепроводов Харья — га-Усинск, нефтетерминала в Приморске и нефтепровода Ки — риши — Финский залив (Приморск или Приморск-Порвоо). В южном маршруте заинтересованы и властные структуры тех регионов, по территории которых пройдут нитки БТС (общей протяженностью свыше 2400 км), так как это сулит дополни­тельные поступления в региональные бюджеты.

Сторонниками северного маршрута выступают различные зарубежные компании, готовые вкладывать деньги в разработ­ку нефти, в частности, созданный специально для этих целей в апреле 1994 г. консорциум «Тиман Печора компани» — ТПК (в него вошли «Тексако», «Эксон», «Амоко» и «Норск Гидро»). Объективной предпосылкой проекта, названного «Северные во­рота» (СВ), является обилие предложений по освоению много­численных месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и оторванность данного региона от магистральных направлений транспортировки нефти. Кроме того, западных ин­весторов не устраивают «постоянные скачки тарифов транснеф­ти, ухудшение ее инфраструктуры и высокая стоимость исполь­зования западных экспортных маршрутов…» |12|. Этот марщрут наиболее выгоден с позиций тех компаний, которые хотят всю добываемую нефть направить на экспорт, минимизируя затра­ты на ее транзит по территории России. Идея экспорта нефти через терминал в Баренцевом море не нова — 25 лет назад в Ми­нистерстве нефтегазовой промышленности СССР начала работу экспертная группа, которой было поручено изучить возможность транспортировки нефти в районе Варандея. Комиссия получила отрицательный результат — не были найдены технологии, по­зволяющие работать в ледовых условиях |13|.

Привлечение иностранных компаний к разработке нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе предопределило реанимацию идеи северного экспортного пути.

В рамках проекта «Северные ворота» рассматривается 4 ва­рианта транспортировки нефти с месторождений Ненецкого АО и шельфа Баренцева моря. Их общим элементом является строи­тельство нефтепровода, объединяющего месторождения побере­жья и Приразломное (длина нефтепровода — 450 км).

1. «Варандейский» вариант. Предусматривает строи­тельство 60… 100-километрового морского трубопровода и нефге — терминала в районе Варандея. Нефть будет транспортироваться челночными танкерами ледокольного класса с последующей пе­регрузкой в Мурманске. Проект оценивается в 2,7 млрд дол.

2. Вариант «Колгуева». Предусматривает строительство 330-километрового морского нефтепровода с 4 насосными стан­циями и нефтетерминала на острове Колгуев. Для дальнейшей транспортировки на перегрузочный терминал на Кольском по­луострове будут использоваться челночные танкеры усиленного ледового класса с ледокольной поддержкой. Проект оценивается в 2,9 млрд дол.

3. Вариант «Открытой воды». Предусматривает стро­ительство морских трубопроводов длиной 330 км до острова Колгуев и 200 км от Колгуева в открытом море с 5 насосны­ми станциями. На острове необходимо протянуть нефтепровод длиной 80 км, оборудовать нефтетерминал и плавучие хранили­ща.

В этом случае предполагается использова

msd.com.ua

VII конференция «Связь на Русском Севере»

5 сентября в Конгресс-центре МТУСИ – г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 8а – состоится VII конференция «Связь на Русском Севере».

Цель конференции – практический обмен опытом и выработка предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности развития телекоммуникационной инфраструктуры и сервисов связи  в интересах населения, государства и бизнеса в условиях Крайнего Севера.

На мероприятии традиционно обсуждаются следующие тематические направления:

  • Государственная политика в области связи, навигации и вещания в Арктической зоне РФ, на территориях Крайнего Севера и Дальнего Востока;
  • Развитие ведомственных сетей связи в АЗРФ;
  • Устранение цифрового неравенства в условиях Крайнего Севера;
  • Развитие операторского бизнеса на рассматриваемых территориях;
  • Крупные инфраструктурные проекты развития магистральных сетей и каналов связи;
  • Создание телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность промышленных и транспортных предприятий в условиях Арктической зоны РФ, Крайнего Севера и Дальнего Востока;
  • Совершенствование применения технологий и сервисов связи в социальной и гуманитарной сфере.

За прошедшие шесть лет конференция стала авторитетной площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития связи всеми заинтересованными сторонами: администрациями регионов, операторами связи, федеральными ведомствами, предприятиями промышленности и транспорта. Мероприятие дает целостное представление о состоянии индустрии, крупнейших инфраструктурных проектах, планах и инициативах основных участников и игроков рынка.

В этом году в качестве основных тем для обсуждения запланированы следующие:

  • Дальнейшее развитие программы устранения цифрового неравенства и качественное изменение структуры пакета универсальных услуг
  • Проблемные вопросы реализации программы цифровизации телерадиовещания в северных и дальневосточных регионах
  • Ход реализации проекта «Экспресс-РВ» по созданию высокоэллиптической группировки спутников связи
  • Перспективы внедрения технологии индустриального Интернета вещей в условиях Крайнего Севера
  • Развитие систем спутниковой связи на рыболовецких судах
  • Развитие магистральных сетей на пример ряда проектов (канал «Москва – Сабетта», ВОЛС «Вилюйский экспресс», ПВОЛС «Сахалин – Курилы» и т. д.)
  • Ход модернизации систем связи ряда ключевых ведомств: МЧС России, Минтранса России, ФГУП «Росморпорт», Госкорпорации по ОрВД

По итогам конференции «Связь на Русском Севере» готовятся практические рекомендации для органов государственной власти, ответственных за развитие связи на Крайнем Севере, а также для всех заинтересованных участников рынка.

В конференции  ежегодно принимают участие профессиональные связисты, работающие в северных регионах страны, – представители администраций, ведомств, операторы связи, специалисты крупных промышленных холдингов и компаний и т. д. Ожидаемое количество участников – до 150–200 человек.

 

Оргкомитет конференции

 

xn--80adblbaj2c5ace3kob.xn--p1ai

Союз городов Заполярья и Крайнего Севера

СОЮЗУ 25 ЛЕТ

В тяжелые 90-ые годы, с приходом «дикого рынка», разрушением экономических, социальных, человеческих связей особенно в тяжелом положении оказались территории Крайнего Севера и его жители. Именно поэтому города и районы поддержали Воркуту, Инту, объединившись для спасения от общей беды. Была создана ассоциация — Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, зарегистрированная 5 октября 1992 г. отделом юстиции Мурманского Облисполкома, а 28 декабря 1993 г. – Министерством юстиции РФ.

Цели и задачи, которые определены Уставом Союза уже кратко и емко были прописаны в первой телеграмме, направленной Главой Администрации Воркуты Сегалем А.З. и Председателем Горсовета Инты Боровинских А.Н. в города и районы Крайнего Севера. И хотя, со временем, направления деятельности Союза значительно расширились, все они укладываются в следующие основные: содействие стабилизации экономики Севера, социального положения северян; сохранение уникальной природы, коренных народов, их культуры и традиционных ремесел. Эти проблемы Союз решает путем участия в законотворческой деятельности, используя законодательную инициативу депутатов от северных регионов, вырабатывая единые подходы на основе обмена опытом, применяя скоординированные действия городов по различным направлениям.

Союзу с самого начала пришлось решать огромное количество вопросов и задач, в том числе с Президентом России Б.Ельциным, вице-президентом А.Руцким, руководителем Администрации Президента С.Филатовым. Приходилось взаимодействовать с Верховным Советом РФ, как с первыми руководителями, так и с депутатами. В разные годы проходили встречи с Е.Гайдаром, В.Черномырдиным, вице-премьерами В.Яровым, С.Шахраем, Р.Абдулатиповым, Н.Аксененко, а также со многими министрами РФ и председателями Госкомсевера (В.Курамин, В.Гомон).

За годы работы Союза было сделано немало. Можно остановиться только на некоторых вопросах, которые удалось решить. Союз внес значительный вклад в подготовку главного закона для северян – Закона о государственных гарантиях и компенсациях, обосновал необходимость внесения изменений в Законы РФ об обороне и воинской обязанности (что позволило сохранить систему связи на Севере), на высшем государственном уровне доказал необходимость неотложных мер по некоторым, сугубо северным проблемам, возникшим в связи с переходом к рыночным отношениям.

Союз городов Заполярья и Крайнего Севера участвовал в разработке и добивался принятия Закона об основах государственной политики в северных регионах (этот базовый закон, к сожалению, был позже Госдумой отменен), внес свои предложения в налоговое законодательство, в новую пенсионную Концепцию и законодательные пенсионные акты, в Трудовой Кодекс, в реализацию жилищно-коммунальной реформы с учетом особенностей Крайнего Севера.

Союзом совместно с руководством погранвойск и руководством Северного Флота был подготовлен доклад Президенту РФ о состоянии охраны северных рубежей страны. Совместно с Госкомсевером решались вопросы своевременного Северного завоза, вопросы обеспечения Северных территорий контейнерами (их было недостаточно), как для завоза продуктов, медикаментов, товаров легкой промышленности, так и вывоза из Северных регионов личного имущества северян при переселении на материк.

Вместе с Таможенным Комитетом РФ решались вопросы снятия таможенных ограничений для северян, которые переселялись на Украину и им не давали возможность вывозить на свои родовые места личные вещи, требуя больших пошлин. Украина, несмотря на соглашение с Россией не разрешала вывоз бывших в употреблении строительных материалов (разборка бараков) для строительства или поддержания собственных жилищ, где раньше проживали украинцы. Вопрос пришлось решать с Президентом Украины и Председателем Правительства Украины.

Вместе с Комитетами по Северу Госдумы и Совета Федерации добивался увеличения субсидий на переселение из районов Крайнего Севера в более благоприятные климатические условия, участвовал в подготовке предложений в Закон о субсидиях. Позже многие из них вошли в новый Закон.

В свое время удалось через Конституционный Суд добиться отмены сбора за прописку при переселении северян. На протяжении многих лет Союз ставил вопрос о возможности получения разрешения на переселение из районов Крайнего Севера в северные районы, но с более благоприятным климатом (к примеру, из г. Воркуты в г. Сыктывкар). Сегодня эта норма также включена в новый закон о субсидиях.

Все годы ассоциация взаимодействовала с Институтом экономических проблем Кольского научного Центра РАН под руководством Г.П.Лузина, и это сотрудничество продолжается, но, к сожалению, без Геннадия Павловича, трагически погибшего в автокатастрофе. По ходатайству Союза и многих других структур институт носит его имя. И один из основных наших общих вопросов – принятие закона о районировании Севера. В свое время, более 15 лет тому назад, он был разработан Институтом, представлен на нашем съезде Г.П. Лузиным и одобрен участниками съезда Союза. Прошло много времени, предлагались иные варианты проекта закона, в том числе Комитетом по Северу СФ, но он не принят до сих пор.

Уделяя значительное внимание проблемам экологии, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера с участием заинтересованных структур провел 4 крупные международные конференции (Воркута, Нарьян-Мар, Воркута, Северобайкальск). В работе принимали участие большое количество специалистов в том числе зарубежных (17 стран). Изданы соответствующие сборники.

При Союзе был создан Экспертный Совет по проблеме охраны здоровья северян, который в течение 10 лет работал под руководством президента РАМН, академика В.И.Покровского, а затем под руководством его заместителя проф., д.м.н. А.Михайленко. В Совет входили ведущие специалисты, ученые, врачи из регионов. Раз в два года проходили медицинские ассамблеи или семинары с участием городов и районов, представителей субъектов Федерации, министерства здравоохранения, Национальной медицинской Палаты (Л.Рошаль). Во время ассамблей проводились выставки медицинской техники, новых инноваций, обмен мнениями, издавались сборники по материалам. Ассамблеи проводились в Москве, Нарьян-Маре, Мурманске, Якутске, Санкт-Петербурге. Согласно решению XXXIII съезда (Норильск 2013 г.), деятельность Экспертного Совета была приостановлена в связи со структурными изменениями в сфере здравоохранения, которая не стала позитивом для северян (можно привести пример из 15-ой Прямой линии ежегодной специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» от 15 июня 2017 года обращение жительницы Апатиты к В.В.Путину).

В состав Союза входят 50 города и районов Крайнего Севера и приравненных территорий, руководители большинства из которых настойчиво отстаивают интересы северян, добиваясь формирования серьезной, подкрепленной законами и финансами государственной политики в отношении Севера и северян.

Высшим органом Союза, согласно Уставу, является съезд. На XXXII съезде в Салехарде Союз отметил– 20-летие. В его работе приняли участие, в том числе и те, кто стоял у истоков Союза в тяжелые 90-ые годы.

В ноябре ассоциация будет отмечать юбилей – 25 – летие.

В своей работе Союз городов Заполярья и Крайнего Севера взаимодействовал и продолжает сотрудничать с Комитетами Госдумы РФ и Совета Федерации, с министерствами, Комитетами, комиссиями, иными структурами исполнительной власти, Общественной Палатой РФ, а также с другими ассоциациями. С декабря 2009г. президент Союза И.Шпектор избран членом Общественной Палаты РФ, где работает в интересах Севера и северян по настоящее время, возглавлял Комиссию по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ, а с 19 июня 2017 года Комиссию по ЖКХ, строительству и дорогам.

Союзом были проведены ряд научно-практических конференций по вопросам ЖКХ в городах Мурманске и Ухте.

Уделяя значительное внимание проблемам нравственного, культурного и экологического воспитания, образования детей и подростков в условиях Севера, совместно с Администрациями муниципальных образований Братска, Сыктывкара проведены научно-практические конференции, по материалам которых изданы сборники, ставшие серьезным подспорьем для руководителей Управлений образования и культуры.

 В апреле 2006 г. совместно с Комитетом ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока, Минобразования, Минкультуры проведена конференция «Система работы с одаренными в науке и искусстве детьми городов и районов Крайнего Севера в современных условиях», в которой приняли участие представители 45 городов и районов. С 2006 г. по решению конференции стартовал проект для одаренных детей «Вдохновение Север» (учредителем был Союз, партнером – Координационный центр социальной поддержки молодежи), профильные смены которого проходили ежегодно по 2011 г. летом в Анапе, зимой – в Подмосковье и Санкт-Петербурге. С 2010 г. совместно с Федеральным детским эколого-биологическим Центром проводятся Всероссийские экологические экспедиции (Коми республика; Кенозерский заповедник в Архангельской обл., ЯНАО; Ханты –Мансийская АО).

Союзом учрежден в 1999 г. межрегиональный фестиваль детского и молодежного творчества «Сияние Севера» для одаренных в искусстве юных северян. С 2006 г. он получил статус Всероссийского. Детей принимали муниципальные образования: Братск – дважды, Сыктывкар, Якутск, Магадан, Мурманск — дважды, Ухта, Ноябрьск, три раза фестиваль проходил в Москве — в Концертном зале им. П.И.Чайковского, в Детском Музыкальном театре им. Н.Сац.

Учреждена ассоциацией Спартакиада «Заполярные игры», которая благодаря значимости позже переросла в Спартакиаду народов Севера России. Она проводится 18 лет традиционно в г.Воркуте и на нее съезжаются спортсмены из многих городов Севера. В это же время проводится праздник оленеводов с гонками на оленьих упряжках и конкурсами национальных костюмов коми, ненцев и хантов.

Менялось время, менялись и формы работы Союза. К примеру, в тяжелые 90-ые годы, когда практически прекратилось финансирование нужд Крайнего Севера, порой приходилось идти на крайне жесткие меры. Сегодня их, возможно, назвали бы экстремистскими, но в то «смутное» время они были вынужденными и порой достигали цели. Вот текст телеграммы (прилагается), под которой подписались руководители городов и районов без страха, поскольку именно они лицом к лицу были с северянами, дети которых падали в голодные обмороки… И средства были выделены, в том числе, и на летний отдых маленьких северян.

За годы работы Союза сменилось очень много руководителей северных городов и глав субъектов, и мне трудно в этой статье упомянуть все имена, но не могу не вспомнить о некоторых, кто ушел из жизни и которые были у истоков создания Союза: это мэр Мурманска – О.П.Найденов, председатель Комитета по Северу Совете Федерации, а позднее губернатор Магаданской области – В.И. Цветков. Некоторые руководители, входящих в Союз городов и районов, стали депутатами Государственной Думы РФ, в разные времена руководителями субъектов. (губернатор Ханты-Мансийского АО – Н.Комарова, зам. губернатора Мурманской области – Л. Чистова, Глава Архангельской области И.Михальчук, губернатор Ямало-Ненецкого АО Д.Кобылкин)

Добрые слова хочется сказать и в адрес бывших руководителей субъектов: Саха-Якутия – В.Штыров, Ямало-Ненецкого — Ю.Неелов, Мурманская область – Ю.Евдокимов, республика Коми – Ю. Спиридонов, Ханты-Мансийск – А.Филипенко, которые понимали влияние и значимость Союза и сотрудничали с нами по решению наиболее важных для северян проблем.

Пришло поколение новых руководителей городов и районов. Корректнее, гибче, демократичнее стали инструменты их деятельности. Произошли серьезные изменения социально-экономической жизни на Крайнем Севере. Но по-прежнему государство наряду с законодательной и практической деятельностью не учитывает целый ряд серьезных климатических, экологических и экономических проблем Крайнего Севера, что делает пребывание людей там дискомфортным, не привлекательным для молодежи.

Кто же будет завтра осваивать огромные северные богатства? Пришельцы из других государств как на Дальнем Востоке? Правда там есть серьезные подвижки. Или все же политика нашего Правительства будет более решительной и последовательной? А мы – участники Союза, как и прежде, должны способствовать этому всеми возможными средствами и оказывать всестороннюю помощь в реализации вновь возникающих проблем и тех, которые тянутся из прошлых лет.

К примеру, не вдаваясь в проблемы ЖКХ, в целом, для Крайнего Севера – они как нигде актуальны. Ведь во многих городах и районах холодный период длится 7 – 9 месяцев.

По-прежнему не удается восстановить Программу «Дети Севера», которая по представлению одного из состава руководства Минрегиона ( а их сменилось очень много) была закрыта Правительством РФ. Длительная совместная работа Союза, профильных Комитетов по Северу ГД и РФ и даже министерства здравоохранения, казалось, увенчалась успехом. Председателем Правительства РФ Касьяновым было подписано распоряжение о ее восстановлении, но.. . Касьянов отправлен в отставку, а новый председатель Правительства (в те времена В.Путин), к сожалению «не услышал» нас. Здоровье детей Севера – одна важнейших забот и мы продолжаем добиваться восстановления этой Программы, а также положительного решения Минздрава о возможности оздоровления детей с легочными заболеваниями в Крыму. К счастью теперь, когда Крым вошел в состав России это стало возможным.

Другие проблемы:

— Проблемы развития малой авиации для нужд здравоохранения на отдаленных территориях;

— Проблема моногородов на Крайнем Севере остра как нигде. Закрывать город и вывозить людей или открывать новые производства?

Целый блок проблем коренных малочисленных народов, положение которых зачастую ухудшается в связи с принятием новых законов, ориентированных на крупный бизнес.

Закрытие Комитета по Северу Совета Федерации, несомненно, нанесло значительный урон в решение многих вопросов. Попытка добиться его восстановления пока не увенчалось успехами.

Назрела необходимость восстановления Госкомсевера, а возможно создания министерства по делам Севера (о чем на съезде в Воркуте в 1996 г. дал обещание Президент России Б.Ельцин) для решения всего комплекса сложных задач по Крайнему Северу. Ведь именно он – Крайний Север — «житница» России.

Сегодня сформирована и работает Государственная комиссия по вопросам развития Арктики под руководством Д.О.Рогозина, но ее деятельность больше направлена на перспективу развития Арктической зоны, что очень важно, конечно. Но люди живут и работают сегодня в суровых климатических условиях, вносят весомый вклад в «копилку» России и имеют право на более внимательное отношение к ним.

krayniy-sever.ru

О Крайнем Севере России. Рабочие места на вахту на Север

Что мы знаем сегодня о северных широтах нашей страны? Что там холодно, что водятся белые медведи… и, конечно же, что работа на Крайнем Севере является основным источников дохода для многих соотечественников и приезжих.

Да будет всем известно, весь Север России выступает и социально-экономическим и природным регионом державы. Он занимает общую площадь в 11 млн км2, что составляет более 60% территории Российской Федерации.

Земли районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий играют одну из важных ролей национальной экономики страны и ее безопасности. Благодаря этим местностям успешно развиваются геополитические интересы России. Потому как здесь пролегают стратегически важные пути выхода европейских стран в азиатско-тихоокеанские регионы, Северный морской путь и, куда же, без авиакоридоров.

Земли настолько уникальны и полны полезными ископаемыми. К общему сведению, 80% запасов всех ископаемых расположены именно в недрах северного региона. Также, здесь имеем треть экологически чистой территории Земли (по отношению ко всей планете), где не соизволила по веским причинам еще ступить нога человека. А это и есть экологический и стратегический резервы и нашего государства, и всей планеты Земля.

На территории Крайнего Севера добывается более 90% природного газа, свыше 80% нефти, около 90% никеля и меди, до 80% золота, и производится 25% лесной продукции. Основная роль этих регионов в дальнейшем будет только возрастать по причине расположения там всей сырьевой базы, необходимой государству для обеспечения своего устойчивого и успешного развития.

К этим местностям относятся территории, расположенные к северу от Полярного круга. Включая Ненецкий АО, север Архангельской области, районы Мурманской области, север республики Коми, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Чукотский АО, север Красноярского края, Республику Саха (Якутия), а также Магаданскую область.

Вплоть до 20 века на этих землях преобладали охота, рыболовство, заготовка древесины. Из сельскохозяйственных направлений было развито только оленеводство.

Обладая действительно суровым климатом и удаленностью, русский север служил главным местом каторги и ссылки. И уже в 20 веке производилось активное освоение земель. Разведывались все новые и новые места с последующей добычей полезных ископаемых, ну и параллельно, строились города.

На сегодняшний день, лидирующей отраслью хоздеятельности на Севере РФ является промышленность. Ей отводится половина основных производственных фондов. И на ее долю приходится львиная часть произведенной продукции.

Первенство же в данной в отраслевой структуре занимают металлургический и топливно-энергетический комплексы. Больше стало отводится, как материальных, так и трудовых средств на развитие нефте- и газодобычи. Правда, с ними часто сопряжена острая необходимость частого решения экологических проблем из-за большого уровня загрязнения окружающей среды.

Как бы представители нефтедобывающих компаний не разглагольствовали, все же данные добывающие компании очень мало уделяют внимания вопросам экологии, их вовсе не заботит целостность экологической системы.
Но в конечном итоге, создаются новые рабочие места. Многие сегодня отправляются на работу в условиях Крайнего Севера, где заработная плата на порядок выше, нежели в регионах.

severjob.ru

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемые посетители сайта, коллеги, друзья!

Искренне рад приветствовать вас на странице Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера!

К ведению Комитета относится широкий перечень вопросов, которые без преувеличения затрагивают интересы каждого гражданина Российской Федерации. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию большинство вопросов из предметов ведения Комитета регулярно оказываются в числе приоритетных направлений развития государства.

Законодательная деятельность Комитета направлена на регулирование общественных отношений между гражданами, организациями, общественными объединениями, государственными и муниципальными органами, иными субъектами публичного права в сферах федеративного устройства, местного самоуправления, государственной национальной и региональной политики, градостроительной деятельности, жилищной политики и развития жилищно-коммунального комплекса, социального и экономического развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, государственной политики в Арктике и других.

В своей работе Комитет учитывает этнокультурное многообразие народов Российской Федерации, исторические и природно-экономические особенности субъектов Федерации и муниципальных образований, поскольку именно Комитет призван в первую очередь формировать и выражать в Палате регионов консолидированное мнение, отражающее общефедеральные, региональные и местные интересы. Особое внимание уделяется выявлению, обобщению и тиражированию лучших практик регионального, муниципального управления, общественного самоуправления, а также мониторингу правоприменительной практики в регионах и муниципальных образованиях в целях выявления проблем реализации федерального законодательства и своевременной выработки наиболее эффективных решений.

Важным направлением работы Комитета является поддержка развития местного самоуправления на федеральном уровне в контексте повышения доверия населения к институтам местного самоуправления и вовлечения граждан в решение вопросов местного значения.

В сфере жилищной политики и развития жилищно-коммунального комплекса деятельность Комитета направлена на закрепление правовых и экономических основ для улучшения жилищных условий граждан, повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг. Реализация задач в жилищной сфере напрямую зависит от эффективного функционирования строительного комплекса.

Среди приоритетных направлений в регулировании строительства можно выделить формирование единых правил строительной отрасли на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с градостроительным планированием и перспективным развитием территорий. Важным Комитет считает создание законодательных условий для увеличения объемов жилищного строительства, в том числе жилья экономического класса, строительства объектов социальной инфраструктуры. Также в поле зрения Комитета находятся вопросы развития сети автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения.

Кроме того, к вопросам ведения Комитета относится государственное регулирование использование Северного морского пути. Необходимость комплексного проекта современного конкурентного развития Северного морского пути Президент Российской Федерации отметил в Послании Федеральному Собранию в 2014 году.

В Послании Федеральному Собранию 2013 года подъем Сибири и Дальнего Востока был определен как национальный приоритет XXI века. Неотъемлемой частью механизма реализации поставленной задачи является законодательное обеспечение устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Выражаю уверенность, что организуемые и проводимые Комитетом мероприятия создают площадку для свободного обмена мнениями и выработки предложений, которые учитываются в дальнейшей работе.

Члены Комитета всегда настроены на конструктивное сотрудничество. Приглашаю всех заинтересованных лиц к активному взаимодействию, совместному поиску наиболее оптимальных и выверенных решений.

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. АЗАРОВ

region.council.gov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *