Определение заповедник для детей – ?. , — .

Содержание

ЗАПОВЕДНИК — это… Что такое ЗАПОВЕДНИК?

  • ЗАПОВЕДНИК — участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно исследовательские учреждения,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗАПОВЕДНИК — охраняемая природная территория (акватория), на к рой сохраняется в естеств. состоянии весь природный комплекс типичные или редкие для данной зоны ландшафты, редкие и ценные виды животных и растений и пр. Гл. задача 3. сохранение и восстановление …   Биологический энциклопедический словарь

  • ЗАПОВЕДНИК — не измененные или малоизмененные человеком природные комплексы, которые навсегда исключаются из хозяйственного использования (в том числе посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде эталонов природы, ожраны представителей животного и… …   Экологический словарь

  • заповедник — заказник, сафари, заповедчик, резерват Словарь русских синонимов. заповедник сущ., кол во синонимов: 11 • божелесье (2) • …   Словарь синонимов

  • ЗАПОВЕДНИК — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК …   Юридическая энциклопедия

  • ЗАПОВЕДНИК — ЗАПОВЕДНИК, территория, иногда включающая внутренние воды и дельты рек, отведенная под изучение и охрану живой природы, естественной среды или геологических особенностей ландшафта. В Великобритании насчитывается несколько сотен заповедников.… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ЗАПОВЕДНИК — ЗАПОВЕДНИК, заповедника, муж. (офиц.). Заповедная территория, т.е. находящаяся под особой охраной, под запретом (с целью сберечь редкие породы растений, животных и т.п.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗАПОВЕДНИК — «ЗАПОВЕДНИК», Россия, ТЕАТР ИМ. МОССОВЕТА/КУЛЬТУРА, 1999, цв., 122 мин. Телеспектакль. По мотивам произведения Сергея Довлатова. Записанный и смонтированный спектакль Театра им. Моссовета, который начинал ставить М.Зонненштраль, а после его… …   Энциклопедия кино

  • заповедник — ЗАПОВЕДНИК, а, м. Шутл. о каком л. месте (заведении), где много консервативно настроенных людей (обычно о старых большевиках, коммунистах), напр., о санаториях …   Словарь русского арго

  • заповедник — Охраняемая территория или акватория, на которой поддерживается в естественном состоянии весь природный или историко архитектурный комплекс и ведутся научные исследования [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя… …   Справочник технического переводчика

  • dic.academic.ru

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Что такое заповедник?»

    Тема: «Что такое заповедник?»

    Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

    Ход занятия

    Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

    Ну-ка, кто из вас ответит:  Не огонь, а больно жжет,

    Не фонарь, а ярко светит,   И не пекарь, а печет.

    (солнце)

    —        Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

    Через нос проходит в грудь  И обратный держит путь.

     Он — невидимый, и все же  Без него мы жить не можем.

    (воздух)

    —        А без воздуха можем мы прожить?

    Меня пьют, Меня льют,  Всем нужна я. Кто такая?

    (вода)

    Подмигнет тебе украдкой  Из травы фонарик сладкий.

    (ягода)

                        Стоял на крепкой ножке,  Теперь лежит в лукошке.

    (гриб)

    Домовитая хозяйка  Пролетает над лужайкой,

     Похлопочет над цветком  И поделится медком.

    (пчела)

                          Блещет в речке чистой  Спинкой серебристой.

    (рыба)

    • Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
    • А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
    • А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)

    —        Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В
    истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и
    животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.

    Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

    Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

    В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

    В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

    • Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае под…….. находится и охраняется государством один из самых старейших заповедников -………………… заповедник?
    • Это чудный лесной островок в степи, где живет много животных и
      растет много растений.
    • На эмблеме …………..заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.

    Работящие зверьки  Строят дом среди реки.  Если в гости кто придет,  Знайте, что из речки вход. (бобры)

    Трав копытами касаясь,  Ходит по лесу красавец,

     Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.

    (олень)

    —        Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. Своим созданием и
    существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.

    Посмотрите на бобра: Без пилы, без топора

    Валит он в лесу осину,  Строит в заводи плотину.

    Зубы крепкие бобра  Поострее топора.

    — Бобры — хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину -под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры — симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники: в Татарии, в Белоруссии, в Азербайджане.

    Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Интересна история появления оленей в наших воронежских лесах. Воронежский писатель В. Кораблинов — уроженец этих мест. В своих рассказах он описывает многочисленные наблюдения за жизнью и поведением лесных зверей и птиц заповедника. А про оленей пишет, что однажды «принцесса, очень любившая зверей, привезла в Рамонь из чужих стран оленей и выпустила их в наш лес…»

    Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.

    Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой и осиной растут дубы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав.

    В Белоруссии расположен заповедник «Беловежская пуща», в котором проживают очень крупные животные — зубры. Зубр — это дикий бык, высота его доходит до 2 метров, а вес — до 1 тонны. Когда зубр сердит, он очень страшен и опасен.

    Очень много здесь и других животных — горностаев, норок, лисиц, куниц, хорьков, белок, зайцев.

    На севере, в холодном Белом море, много островов. Жили на них птицы гаги. Из их пуха делали люди теплые пушистые вещи. И птиц становилось все меньше и меньше. И тогда люди решили: надо беречь эту красивую и полезную птицу. Нельзя допустить ее полного исчезновения. Так на островах был создан заповедник «Семь островов». Здесь живут гаги, их теперь стало много. Они хорошо соседствуют с очень красивыми выносливыми северными оленями.

    Заповедники — это островки спасения природы от человека. Заповедники — это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

                          Стремительно вникая в опыт древних И постигая суть его корней,

    Я стойкости учился у деревьев, А ловкости и силе — у зверей.                                                                                               У птиц учился чувствовать свободу, У рыб — сосредоточенно молчать.

    Поэтому обязан я природу  От всех врагов достойно защищать.

    (П. Сергеев)

    —        Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

    —        Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
    Правила охраны природы:

    1. На природе запоминать увиденное.
    2. Ходить по тропинкам.
    3. Не ломать ветки деревьев.
    4. Не топтать цветы, травы.
    5. Не кричать, не включать громко музыку.
    6. Не разорять птичьих гнезд.
    7. Не ловить насекомых.
    8. Не разрушать грибницы.
    9. Не ловить мальков и лягушек.
    1. Не ломать паутинки.
    2. Не разжигать костров.
    3. Не разорять муравейники.

    nsportal.ru

    Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Что такое Заповедники и Национальные парки?»

    Беседа перед презентацией с детьми подготовительной группы

    «Что такое заповедники и национальные парки?»

    Цель: познакомить детей с заповедником и национальным парком нашего края; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

    Воспитатель: «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину» 

    (М. М. Пришвин).

    Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

    Ну-ка, кто из вас ответит:

    Не огонь, а больно жжет,

    Не фонарь, а ярко светит,

    И не пекарь, а печет.

    (солнце)

    Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?(Ответы детей).

    Воспитатель: Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он — невидимый, и все же

    Без него мы жить не можем.(воздух)

    Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить?(Ответы детей).

    Воспитатель:

    Меня пьют,

    Меня льют,

    Всем нужна я.

    Кто такая?(вода)

    Подмигнет тебе украдкой

    Из травы фонарик сладкий. (ягода)

    Стоял на крепкой ножке,

    Теперь лежит в лукошке.(гриб)

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой. (рыба)

    Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, рыба все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

    -А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

    Ответы детей.

    Воспитатель: А как человек помогает природе?

    (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

    Воспитатель: А могут ли люди погубить природу?

    Ответы детей. (Загрязняют реки, вырубают леса, отлавливают животных и т. д.)

    Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды животных и растений, которые мы можем увидеть в Красной книге.

    Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

    Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники и национальные парки.

    Воспитатель: Что же такое заповедник(Ответы детей).

    Воспитатель: Заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

    В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

    А что такое Национальный парк?

    – Это особая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена (или запрещена) деятельность человека. Но разрешено посещение этой территории туристами и любителями природы. В заповедниках же запрещена не только любая хозяйственная деятельность, но и проникновение людей на его территорию. Интересно, что такое явление, как заповедник характерно только для нашей страны, в мире их почти нет. На территории России насчитывается 110 государственных природных заповедников и 49 Национальных парков России.

    -Ребята, а вы знаете, что в нашей республике Коми тоже есть Печоро-Илычский заповедник и Национальный парк под названием «Югыд Ва».

    На этих территориях охраняются различные виды животных, птиц, рыб, растений.

    Приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Печоро-Илычский заповедник и Национальный парк «Югыд Ва».

    (показ презентаций)

    infourok.ru

    План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Что такое заповедник

    Тема: «Что такое заповедник?»

    П/з: познакомить детей с заповедниками нашей страны,

    формировать ответственное и бережное отношение к родной природе, воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

    Оборудование: картины с изображением: зубра, бобра, оленя.

    Ход занятия:

    Воспитатель говорит детям, что природа имеем важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

    1.        Ну-ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжет.
    Не фонарь, а ярко светит.

    И не пекарь, а печет.        (солнце)

    —        Может ли человек прожить без солнечного света и тепла’?

    2.        Через нос проходит в грудь
    И обратный держит путь
    Он — невидимый, и все же

    Ьез него мы жить не можем,  (воздух)

    —        А без воздуха можем мы прожить?

    3.        Меня пьют, меня льют.

    Всем нужна я. Кто такая’? (вода)

    4.        Подмигнёг тебе украдкой

    Из травы фонарик сладкий,   (ягода)


    5. Стоял на крепкой ножке.

    Теперь лежит в лукошке.      (гриб)

    6.        Домовитая хозяйка
    Пролетает над лужайкой,
    Похлопочет нал цветком

    И поделится медком (пчела)

    7.        Блещет в речке чистой
    Спинкой серебристой.     (рыба)

    Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, рыба, и все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

    1. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красила природы? ( Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)
    2. А всегда ли человек помогает природе’?
    3. А может ли человек губить природу?

    ( Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т.д.)

    Воспитатель:

    Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. Когда человек не учитывал законы развития природы, и наносил огромный вред растительному и животному миру. Но замечательно то, что человек умеет исправлял, ошибки.

    Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник -это место, где природа имеет право жиль по своим законам. «Это место где охраняются государством цветы, травы, рыбы, животные и т.д.

    В заповеднике людям запрещено рвать цветы, ягоды, ловить рыб}’. В заповедник приходят только на жскуреию, где знакомятся с красотой заповедных мест.


    Ребята в нашем родном крае под Воронежем находится один из старейших заповедников- Воронежский заповедник. ‘Это чудный лесной островок в степи, где живет много животных и растет много растений. На эмблеме заповедника изображены 2 фигурки животных. А каких вы отгадайте:

    1. Работящие зверьки Строят дом среди реки Если в гости кто придет. Знайте, что из речки вход, (бобры)
    2. Трав копытами касаясь. Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко.

    Рога раскинув широко, (олень)

    Да, на нем изображены бобер и олень. Своим созданием и существованием заповедник обязан бобрам. На этих красивых зверьков началась неограниченная охота из-за их дорогого меха. Бобры — удивительные хозяева. Дом строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход находится под водой. Они очень дружные и трудолюбивые животные, кормят и учат своих детей. Дом у них всегда в чистоте и порядке. А еще заповедник украшают благородные олени. Олени собираются в стадо, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место для отдыха.

    В Белоруссии расположен заповедник «Беловежская пуша» в котором проживают очень крупные животные — зубры. Зубр — это дикий бык. высота его около 2 метров, а вес до 1 тонны. Когда зубр сердит- он очень страшен и опасен.

    nsportal.ru

    «Что такое заповедник» — дошкольное образование, прочее

    Мотивациялық –лептік

    Мотивационно-

    побудительный

    Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Сообщает детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

    Загадывает загадки. — Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это — приро­да. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

    Дети внимательно слушают фонограмму и догадываются, что это лесные звуки: поют птицы, журчит ручей.

    С радостью отгадывают загадки.

    Ұйымдастық –ізденістік

    Организационно –поисковый

    — А как вы думаете, ребята, oт человека зависит красота природы?

    А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу?

    Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
    — Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учиты­вал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали ис­чезать многие виды живых существ: птиц, животных и растений. — Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?


    Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в на­шей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красо­той и богатством заповедных мест.
    — Для этого в нашей стране созданы заповедники. — Ребята, что такое заповедники?

    — Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?

    — Скажите, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках?
    — А чем именно он занимается?

    Игровизер «Найдите детёнышей животных»

    Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
    -Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
    Мы в заповеднике, друзья,
    И все мы дружная семья
    Деревья выстроились в ряд
    И каждый встрече с нами рад
    Вот это гибкостью своею тешит взгляд,
    А это — высится сурово, как солдат
    Одно — раскидистые ветки простирает,
    Другое – на ветру трепещет и играет

    Заповедники — это островки спасения природы oт человека. Заповед­ники — это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться. Рассказ о заповеднике Казахстана. Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб и насекомых, обитающих в заповеднике.

    Д/и «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
    • В лесу шуметь
    • Оставлять мусор в лесу
    • Беречь лес от пожара
    • Собрать муссов в яму и закопать
    • Рвать букеты цветов
    • Ходить только по тропинкам
    • Ломать деревья и ветки
    • Ходить и топтать на лугах траву и цветы
    • Разжигать костры в лесу
    • Сажать деревья
    • Кричать и включать громкую музыку в лесу
    • Разорять птичьи гнёзда
    • Ловить бабочек и насекомых
    • Разорять муравейники
    • Разрушать грибницы

    — Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь при­роду?

    Правила охраны природы: 1. На природе запоминать увиденное. 2. Ходить по тропинкам. 3. Не ломать ветки деревьев. 4. Не топтать цветы, травы. 5. Не кричать, не включать громко музыку. 6. Не разорять птичьих гнезд. 7. Не ловить насекомых. 8. Не разрушать грибницы. 9. Не ловить мальков и лягушек. 10. Не ломать паутинки. 11. Не разжигать костров. 12. Не разорять муравейники.

    Предлагает придумать и нарисовать специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях.

    Задумываются, находят ответ: люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

    Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.

    Исчезающие — это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.

    Задумываются . Внимательно слушают воспитателя и запоминают.

    Заповедники — это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства.

    Главная задача заповедников — сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.

    Охотовед. Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, под карм-ливает животных и птиц.

    Выполняют действия:

    шагают

    шагают, обнимая себя

    остановиться, встать по стойке смирно

    киваем головой

    наклоны в стороны

    руки вверх

    руки в стороны

    руки вверх, качаются как ветки

    У детей в руках кружок – красного (запрещается) и зеленого (разрешается) цветов:

    Запрещается запрещается разрешается разрещается запрещается разрешается запрещается запрещается

    запрещается разрешается

    запрещается запрещается запрещается запрещается запрещается

    Отвечают, что охранять родную природу надо в любом месте. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе.

    Дети рисуют специальные знаки о том, что нельзя делать в лесу, у озера, на лугах …

    kopilkaurokov.ru

    План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект нод «Путешествие в заповедник»

    Гладких Светлана Александровна

    Воспитатель 1 кв. кат.

    МЮДОУ Детский сад №54

    Город Архангельск

    Конспект НОД в подготовительной группе

    На тему: «Путешествие в заповедник»

    Программное содержание:

    1. познакомить детей с понятием «заповедник» и роли человека в жизни его обитателей.
    2. познакомить детей с географической картой Архангельской области, с местоположением заповедников и национальных парков края.
    3. продолжать учить детей разгадывать кроссворды.
    4. развивать мышление, память.
    5. развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
    6. активизировать словарь детей введением новых слов: заповедник, карта области.
    7. воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.

    Предварительная работа:

    Рассматривание серии фотографий «Кенозерский национальный парк»;совместное оформление фотогазеты, охраняемых животных и растений парка; чтение художественной литературы о заповедниках с последующей беседой; оформление альбома с рисунками на тему «наш заповедник»; заучивание стихотворений о природе.

    Материалы:

    Карта Архангельской области с обозначенными заповедными зонами; иллюстрации растений и животных, обитателейКенозерского национального парка; видеоряд фотографий заповедных зон области; буклеты с информацией о Кенозерском национальном парке для гостей; кроссворд «Заповедник».

    Раздаточный материал:

    Листы раскраски «Береги природу»  (Приложение №1)

    Ход:

    — Здравствуй лес, дремучий лес

    Полный сказок и чудес!

    Ты о чем шумишь листвою

    Ночью темной, грозовою?

    Что там шепчешь на заре,

    Весь в росе как в серебре?

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Все открой, не утаи:

    Ты же видишь, мы свои!

                               С. Погорельский

    В: Сегодня мы познакомимся с картой Архангельской области, узнаем, что такое заповедники, где они расположены, и какие животные нашли там свой дом.

    В: Посмотрите, это карта нашего края. Маленькими точками на ней обозначены города. Вот Архангельск, Вельск, Котлас.

    В: А вы знаете, что обозначают голубые пятна и линии на этой карте? (это озера и реки)

    В: А что обозначено на карте зеленым цветом? (Леса, луга, поля)

    В: коричневым обозначены холмы и возвышенности. Вы обратили внимание, какого цвета на карте больше? (зеленого).

    В: наша Архангельская область богата лесами, полями, лугами и цветами. В наших лесах много различных животных, удивительных растений. В реках и озерах много рыб редких пород. Природа имеет важное значение в жизни каждого человека.

    В: давайте вспомним, что дает природа человеку для жизни? (пищю, воздух, одежду, жилище и т.д.)

    В: А как вы думаете может ли человек своими поступками губить природу? (загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотиться на животных)

    В:  Да, эти факты стали все чаще и чаще появляться в нашей жизни.  Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки?

    Проводится д/упражнение «Береги свою природу» (приложение 1)

    В: Для того, что бы нам понять, что же придумали люди, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.

    З

    а

    я

    ц

    р

    ы

    б

    А

    П

    ч

    е

    л

    а

    о

    с

    т

    р

    О

    в

    В

    е

    т

    к

    а

    в

    Е

    т

    е

    р

    в

    о

    з

    Д

    у

    х

    п

    о

    д

    с

    Н

    е

    ж

    н

    и

    к

    с

    н

    е

    г

    И

    р

    ь

    х

    а

    т

    К

    а

    1. зимой белый, летом серый.
    2. блещет в речке чистой спинкой серебристой
    3. домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком и поделится медком.
    4. малая часть суши, окруженная со всех сторон водой.
    5. часть дерева, на которой появляются листья.
    6. перемещение большой массы воздуха.
    7. через нос проходит в грудь и обратный держит путь. он невидимый и все же, без него мы жить не можем.
    8. на проталинке в лесу первым встретил я в лесу. я мороза не боюсь, первым из земли пробьюсь.
    9. северная птица с ярко красной грудкой.
    10. домик бобра.

    По вертикали образуется слово заповедник. Читающие дети называют это слово для всех.

    В: что такое заповедник? (ответы детей)

    В: заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ланшафтов. Нельзя не сказать о роли заповедников в научных исследованиях – в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют чисто эстетичную функцию – радуют глаз посетителей. Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной зоны или пояса, либо чем – то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.

    В: заповедники – это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

    В: А в нашей крае есть заповедные места? (ответы детей)

    В: правильно, на территории Архангельской области есть несколько заповедников – Пинежский заповедник, Кенозерский национальный парк, Водлозерский национальный парк.

    Воспитатель называет их и показывает на карте их местоположение.

    В: Об одном из них я хочу вам сегодня рассказать, а для этого я предлагаю отправиться в заповедник и получше познакомиться с его обитателями.

    Физкультминутка «Лес»

    Только в лес мы вошли, (Ходьба)

    Появились комары. (Хлопают в ладоши)

    Дальше по лесу шагаем,

    И медведя мы встречаем (раскачиваются)

    Мы шагаем, мы шагаем,

    Руки к верху поднимаем,

    Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)

    Да, идти нам нелегко.

    Дальше по лесу идем –

    Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)

    Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,

    Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)

    Впереди у нас вода.

    К водоему подойдем

    И беседу заведем.

    После физкультминутки дети садятся на ковер, вокруг которого установлены ширмы с иллюстрациями животных, растений и птиц, находящихся под охраной.

    В: Дети, сейчас вы находитесь в Кенозерском национальном парке. Посмотрите как много животных и птиц нашли здесь свой дом. Вы узнали некоторых из них? (Ответы детей)

    Выходит ребенок и рассказывает интересные факты из жизни бобров.

    Р: Посмотрите на бобра:

    Без пилы, без топора

    Валит он в лесу осину,

    Строит в заводи плотину.

    Зубы крепкие бобра

    Поострее топора.

    Р: бобры – хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры – симпатичные звери. Стоит посмотреть как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем – то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке.

    В: причиной исчезновения этих зверьков была неограниченная охота на них из – за красивого прочного, а потому дорогого меха. В Кенозерском национальном парке никто не охотиться. Здесь они живут и размножаются.

    Воспитатель обращает внимание детей фотографию стада кабанов.

    В: кто знает, как называются эти животные? (кабаны)

    В: Давайте послушаем рассказ об этих удивительных животных.

    Р: опускается туман,

    просыпается кабан.

    Роет землю у реки,

    точит острые клыки.

    В. Кабаны живут стадами. Где стадо пройдет вся земля переворочена. Так они ищут себе питание. Кабан всеядное животное, но очень любит разные корешки, мышей, ящериц, улиток, желуди, червей. Эти животные похожи на свиней, также хрюкают и визжат, у них есть большие клыки. Их деьеныши рождаются с продольными полосками белыми, черно-бурыми, желтыми, помогающими маскироваться  в лесной подстилке. Самка заботливо охраняет детенышей и бешено защищает их от врагов.

    Не только звери, но и птицы живут вольготно на озерах Кенозерского национального парка. На фотографиях, дети рассматривают сову, гусей, иволгу, беркута и др. птиц.

    Огромное Кенозеро становится безопасным пристанищем для перелетных птиц во время массового осеннего пролета.

    На открытых водных просторах отдыхают гуси, серые журавли, кулики и улки. Здесь они набираются сил и продолжают свой тяжелый путь.

    В: Время нашего путешествия  заканчивается, дети возвращаются в группу за столы

    — Скажите, как называются место, где мы сегодня встретили много интересных зверей, птиц, растений? (Кенозерский национальный парк).

    — Чо нового вы узнали о жизни животных в этом заповеднике? (ответы детей).

    — Для чего люди создают заповедник? (ответы детей).

    Наше путешествие получилось очень интересным, вы много знаете о жизни леса и его обитателей. Спасибо за интересые рассказы о боборах, кабанах.

    nsportal.ru

    Что такое национальный парк? Определение понятия и характеристика

    В каждой стране есть особые охраняемые государством территории — природные национальные парки. Определение этого места имеет особое значение, поскольку на их территории располагаются важные природные, культурные или экологические объекты, находящиеся под протекцией государства. Парки имеют разное предназначение, но всех их объединяют общие черты — эти места являются интересными для посещения туристами, по их тропинкам приятно созерцать красивые ландшафты, а уникальная природа восхищает своей неповторимостью. Разберемся, что такое национальные парки. Определение рассмотрим дальше.

    Что это такое?

    Общая интерпретация понятия принята Международным союзом охраны природы. Она определяет, что такое национальный парк, — это часть суши или водоема, в которой есть природные уникальные объекты, имеющие экологическую, историческую и эстетическую ценность. Их предназначение — выполнять одну из функций: природоохранную, рекреационную, просветительскую или культурную.

    Существует три разветвления, в связи с которыми у государств возникала необходимость создавать национальные парки. Определение (что это такое) каждая страна выбирала, исходя из целей создания. Итак, такими целями были:

    1. Создания парка исключительно для туризма и отдыха. Например, Йеллоустонский парк (США), Банф (Канада). Что такое — эти национальные парки, определяется их предназначением, которое заключается в развлечении людей. Сегодня Йеллоустонский парк посещает несколько тысяч туристов в день. Это огромная территория, на которой есть гейзеры, вулканы, каньоны, водопады, леса с дикими зверями и многое другое. Посещение этого места — настоящее приключение.

    2. Обозначение некой территории, которая уже являлась местом туристического паломничества, а в дальнейшем будет национальным парком. Этот переход связан с наличием природных объектов, которые нужно дополнительно охранять государством. Например, Баварский лес на границе Германии и Чехии, или Беловежская Пуща в Белоруссии. Последний был создан для охраны уникального Европейского леса, история которого начинается с древних времен.

    3. Организация территории под запретом использования ее богатств. Рассмотрим с этой точки зрения, что такое национальный парк. Определение охраняемой территории связанно с наличием на ней важных растений, животных, или исторических объектов, к которым проявляется научный интерес. Парк создается исключительно с целью изучения таких объектов.

    Экология

    Что такое — национальный парк (определение с точки зрения экологической важности) — это целенаправленное ограждение территории, ограничение его посещения людьми для сохранения уникальной экосистемы, ореола обитания редких животных или растений.

    Последнее время набирает популярность экотуризм. Это путешествие в природные территории с целью изучения и большего понимания мира, который нас окружает. Жизнь в городах запирает людей в каменных стенах, и они становятся все дальше от природы. Экотуризм направлен на соединение людей, флоры и фауны. Путешествуя с такой целью, туристы выключают гаджеты, оставляют компьютеры и работу, уединяются с матушкой-землей.

    Виды экотуров

    В зависимости от объекта посещения, экотуры делятся на следующие виды:

    • Изучающие только растения.
    • С целью наблюдения за животными.
    • Отдельно есть экотуры для наблюдения за дикими птицами (очень популярно в Европе).
    • Геологические — изучение земных недр, камней, почвы.
    • Этнографические — посещение самобытных поселений, сохранивших древний устой. В России такие парки сохранились на территории Чувашской республики, республики Марий Эл.
    • Археологические. Например, национальный парк «Самарская Лука» хранит останки крупнейших поселений Волжской Булгарии IX-XII веков.
    • Туры с целью посещения исторических мест. Интересными объектами в таких структурах выступают архитектурные строения, памятники зодчества, музеи.

    В биологии

    Рассмотрим определение для детей. Национальный парк — это место, где могут уединится человек и матушка-природа. Эта территория — эталон природного ландшафта, где есть причудливые водопады, необычные деревья, исчезающие животные или красивые горные вершины.

    Парки играют важнейшую роль в биологии. На их территории легко можно проводить исследования, для этого создаются специальные группы. Здесь сохраняются и восстанавливаются редкие виды флоры и фауны. Для детей проводится эколого-просветительская и научная деятельность.

    Отличие от заповедника

    Рассмотрим определение по географии. Национальный парк — это территория, где ограничена деятельность человека в целях охраны окружающей среды.

    В заповеднике деятельность человека не просто ограничена, она полностью запрещена. Если в национальном парке туризм приветствуется, то в заповеднике он строго ограничен. Там запрещено охотиться, заниматься собирательством, рыбалкой и пр. Экосистема имеет исключительно научную ценность, и изучить ее могут только люди, имеющие на это разрешение. Заповедники создаются в тех местах, где существует ореол обитания исчезающих видов растений и животных.

    Что такое комплексы: определение

    Национальный парк часто стоит не обособлено. Около него развивается инфраструктура для развлечения и отдыха людей. Так, около входа на территорию часто ставят рестораны, отели, места для кемпинга и аренды экипировки, культурно-просветительские центры, музеи и т.д. Такую инфраструктуру называют комплексом.

    Например, музейный комплекс Национального парка «Куршская коса». Здесь расположена основная экспозиция, в которой рассказывается о природе Куршской косы, о роли человека в разрушении и восстановлении хрупкой экосистемы полуострова.

    В комплекс входят музеи «Древняя Самбия» и музей «Суеверий». Рядом находится кафе «Курена».

    Крупнейшие национальные парки России

    1. «Югыд Ва» — распростерся на лесных и горных просторах республики Коми. Его площадь 18917,01 км2.

    2. «Берингия» на Чукотке. Этот далекий край хранит в себе уникальные северные реликвии — растения и деревья с древнейших времен. Площадь территории 18194,54 км2.

    3. Так сложилось, что наибольшие парки заняли северные широты. Еще один уникальный музей природы — «Русская Арктика» в Архангельской области. Занимает такие природные зоны, как тундра, лесотундра и тайга. Общая территория 14260 км2.

    Характерные особенности природных парков

    Признаки, которые отличают эту природоохранную зону от заповедника:

    • Растительный и животный мир имеет уникальные особенности, которые отличаются от характерной природной зоны региона. Он представляет научный интерес и подлежит изучению.
    • Хозяйственная деятельность не повредила хрупкий природный мир этой зоны.
    • Власть страны запрещает или ограничивает ведение хозяйственной деятельности, в том числе, вырубку деревьев, использование богатств недр земли, охоту, рыбалку для сохранения геоморфологических, экологических и эстетических особенностей.
    • Посещения парка разрешено только для строго определенных целей: отдыха, экскурсий, научной деятельности.

    Таким образом, мы видим, что такое национальный парк. Определение его характеризует особенности территории, описанные выше. Эти места с уникальными природными объектами нужно сохранять и изучать. Главное отличие от заповедника — в количестве посещений людей. В национальном парке оно практически не ограничивается, в заповедник попасть сложнее. Туда допускают научных сотрудников для изучения биосистем либо туристов в строго ограниченном количестве.

    Что касается общих особенностей, то эти две территории охраняются законом, в них нельзя вести хозяйственную деятельность, а разводить костры и ставить палатки можно только в отведенных для этого местах.

    fb.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *