Социальные проекты в начальной школе – Проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Социальный проект «Дорогами добра» | скачать бесплатно

Методика проведения социальных проектов в начальной школе

Методика проведения социальных проектов в начальной школе

На сегодняшний день приоритетным в деятельности образовательных учреждений становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия и развитие личности ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Для достижения этих целей в педагогической практике используются личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, индивидуальный подход, различные формы интеграции.

Не остаются в стороне от этой работы и педагоги, главным предназначением которых является создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Расширение творческой активности каждого ребенка представляется главной сверхзадачей образовательной и внеурочной деятельности в начальной школе. Научить детей мыслить, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощать, развивать фантазию в процессе образования и воспитания.

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации детей, присущие им природные потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Поэтому педагоги все шире применяют метод, который как нельзя лучше подходит для решения стоящих перед ними образовательных и воспитательных задач.

«Одним из путей становления системы начального и общего образования как самостоятельной, конкурентоспособной сферы в актуальной на сегодняшний день парадигме непрерывного образования является ее развитие на основе внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий проектного обучения».

Однако потенциал проектного подхода недостаточно осознан педагогическим сообществом и используется не в полной мере. Тогда как проектирование «дает в руки школ механизм повышения своего социального статуса, постоянного обновления содержания и организации деятельности, открытия новых путей, способов, приемов решения актуальных проблем в сфере образования».

Особое место в педагогической практике занимает социальное проектирование.

Его понимают как ведущую технологию социального воспитания обучающихся образовательных учреждений, главный педагогический смысл которой «создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодежи в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта».

Социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальное проектирование позволяет решать задачи повышения качества образования, организации эффективной работы с детьми. Привлекая ребенка к участию в социальном проекте, педагог способствует его социализации: формированию личностной концепции и мировоззрения, поиску новых способов социального взаимодействия с миром взрослых.

В самом общем виде социальный проект представляет собой действие, локализованное по месту, времени и ресурсам, ориентированное на достижение социально-значимой цели. Такая деятельность всегда направлена на улучшение социальной действительности, имеет целью благо других, устанавливает отношения ответственной зависимости. Ведь социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения, а «…реализация социального проекта должна вызвать определенные положительные изменения в качестве жизни социума».

Социальный проект – это еще и вид социального творчества.

А. Маслоу, известный американский психолог подчеркивал, что творчество, или вернее, приобщение к творчеству, может быть чрезвычайно полезно не только для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, но и для формирования самоактуализирующейся личности.

Как известно, при социальном проектировании деятельность строится на субъект – субъектных отношениях, то есть ребенок выступает в ней как участник, сотрудник. Цель взрослых и детей совпадает: это успех проекта, внедрение инновации в жизнь, конкретное благо для других. Здесь нет места «воспитательному воздействию», но, в то же время, организуется деятельность воспитывающая сама по себе.

Ход работы над проектом:

Этап 1. Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.

Этап 2 . Привлечение участников для решения данного социального проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий.

В ходе работы над социальным проектом педагог последовательно:

-привлекает внимание детей к актуальным социальным проблемам общества;

— подводит к пониманию сложности и противоречивости определенных ситуаций в жизни, к осознанию этих противоречий как к важным социальным проблемами;

— включает обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению или содействию разрешения одной из этих проблем силами самих ребят;

— решает исследовательские или творческие задачи;

— обсуждает, совместно с детьми, вырабатывает пути решения социальных проблем.

Работа по подготовке и реализации социального проекта способствует повышению общего уровня культуры обучающихся за счет получения дополнительной информации, формированию различных личностных компетенции и способности осознанного социального поведения.

Участие в проектах данного вида способствует формированию творческой личности, приобретению гражданского самосознания. Развитию социальных и оргдеятельностных качеств личности, влияет на становление нравственной и эстетической культуры ребенка. А проблемно-поисковый подход, который применяется в социальном проекте, как и в любом другом, дает возможность обучающимся получить опыт исследовательской деятельности. Только предметом анализа здесь являются законы и явления жизни, понимание поступков людей и прочее.

К тому же такой проект прекрасный опыт командной работы, где от точности, ответственности, исполнительности каждого зависит общий результат. Отношение ответственной зависимости – единственная возможная форма отношений внутри проектной группы. В такой работе формируются лидерские качества обучающихся, появляются навыки коллективной работы. Формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы.

Работа над проектом – современная, творческая, воспитывающая деятельность, потенциал которой должны полнее использовать все педагоги, в том числе и дополнительного образования.

В социальном проекте есть исследовательская, творческая и коммуникативная составляющая, которые благоприятно воздействуют на развитие личности ребенка.

Исследовательская составляющая

проявляется в том, что обучающиеся в проектах выступают как исследователи проблем современной жизни. Творческая составляющая заключается в том, что они сами являются создателями и исполнителями новой, придуманной ими деятельности, и могут представить это на суд своих сверстников. Коммуникативная – в том, что в процессе реализации проектов обучающиеся организовывают свою деятельность, работают в сотрудничестве, взаимодействуют с педагогом и друг с другом, выстраивают со всеми нами деловое партнерское общение.

Социальный творческий проект позволяет обучающимся разного возраста не только развивать свои творческие и организаторские способности, но и дает им возможность почувствовать значимость своего труда, испытать себя в многофункциональной деятельности, взаимодействовать с большим количеством людей, по-разному относящихся к идее и форме выражения ее в проекте.

Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.

Примерная тематика социальных проектов в начальной школе:

  1. «Елочка»

  2. «Театр здоровья»

  3. «Книжкин дом»

  4. «Ветеран живет рядом»

  5. «Подари праздник детям»

  6. «Предновогодние чудеса»

  7. «Загляните в мамины глаза»

  8. «Дети в стране чудес»

  9. «Праздник чая»

  10. «Встречаем Новый год»

  11. «Прощай, осень!»

  12. «Зимняя сказка»

  13. «Учимся играть в команде»

  14. «О дружбе и друзьях»

  15. «Дорожная Азбука» и другие.

Литература:

  1. Проектная деятельность в начальной школе /авт.-сост. М.К. Господникова / и др./. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2011. -131 с.

  2. Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина /и др./. Волгоград : Учитель, 2012. – 135 с.

  3. Проектирование в начальной школе : от замысла к реализации : программа , занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова /и др/.-Влогоград : Учитель, 2013. 169 с.

  4. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

infourok.ru

Социальный проект в начальной школе «Ёлочные игрушки»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хмелевицкая средняя общеобразовательная школа»

Ёлочные игрушки

( социальный проект)

Участники проекта обучающиеся 3 класса

Научный руководитель:

Дружинина В.С. – учитель

начальных классов

с. Хмелевицы

Содержание

  1. Введение…………………………………………………….3

  2. План работы ……………………………..……….……….4

  3. Информационный этап:

а) о традиции и истории ёлочной игрушки……………………………………………….……..5

б) анкетирование жителей села……………………………12

  1. Практический и творческий этап…………………………..13

  2. Заключение…………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………..16

Приложения

  1. Введение. Обоснование проекта

Ежегодно в канун Нового года на площади нашего села Хмелевицы устанавливают новогоднюю елку. Чаще всего она украшена только электрическими гирляндами. Они весело подмигивают вечером всем, кто находится рядом. А вот днем елочка не очень нарядная, не хватает на ней новогодних игрушек.

Вот и решили мы изготовить новогодние игрушки на нашу сельскую елку вместе с родителями и учителем. Ребята нашего класса понимали, что не нужно откладывать в долгий ящик заботы по подготовке и украшению новогодней красавицы к этому замечательному празднику на самые последние дни.  В современных магазинах можно увидеть множество  украшений для ёлки, но наиболее красивые елочные игрушки это те, которые сделаны своими руками!

Проблема (идея) проекта.

  • Какие игрушки наиболее любимы детям?

  • Какой материал для игрушки наиболее прочен для уличной ёлки?

  • Какими новогодними игрушками наряжали в старину ёлочки?

  • Откликнутся ли ребята из других классов на наш призыв по украшению сельской новогодней ёлочки.

Гипотеза: если каждый из нас постарается сделать красивую и прочную новогоднюю игрушку, то наша ёлочка станет еще наряднее и будет радовать своей красотой ещё больше.

Цель проекта: к Новому году украсить елку в селе красивыми и прочными игрушками, сделанными своими руками.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения традиции украшать елку на Новый год и Рождество.

  2. Изучить информацию об истории ёлочной игрушки.

  3. Проявить своё творчество, аккуратность и трудолюбие в плане изготовления игрушки своими руками.

  4. Пригласить других ребят поддержать нас в этом новогоднем начинании.

  5. Украсить елочку села к Новому году. Создать радостное предновогоднее настроение жителям села.

Предмет исследования: изготовление новогодних украшений своими руками, использование различных материалов для изготовления игрушек.

Вид проекта по содержанию – информационный и практический, длительность выполнения 10 дней.

План работы:

  1. Сбор и изучение информации об истории ёлочной игрушки.

  2. Анкетирование жителей села: какие елочные игрушки можно сделать своими руками?

  3. Выбор модели и материала из которого будет выполнена игрушка.

  4. Практическая часть – изготовление украшений.

  5. Украшение новогодней елки нашего села.

  6. Рефлексия.

Механизм выполнения проекта:

Основные исполнители проекта — учащиеся 3 класса МБОУ Хмелевицкой СОШ. Координацию проекта будет осуществлять учитель начальных классов Дружинина В.С. и родители 3 класса. Финансовая поддержка проекта не требуется.

Всю работу над проектом мы разделили на 3 этапа:

Информационный, практический и заключительный.

Ход проекта.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП

В начале нашей работы над проектом нам захотелось больше узнать об истории ёлочной игрушки. Мы обратились к библиотекарю Тимохиной О.Н. и она нам рассказала и показала на слайдах презентации о замечательно интересных и неожиданно красивых новогодних игрушках.

Оказывается, обычай украшать к новому году дерево возник очень давно, еще древние племена, поклонявшиеся духу леса, старались задобрить «главное» дерево, принося ему дары и украшая его на все лады. Необязательно это были ели. В Египте, например, это были пальмы. Интересно, что и славяне украшали отнюдь не елку, а дуб или березу, так как в их тогда языческих верованиях именно эти деревья были ближе всего к божественному началу. Ель как рождественское дерево возникло благодаря христианству, ее называли «деревом Христа», воздавая ей особенные почести под Рождество. К XVII в. в большинстве стран Европы она стала признанным символом Рождества и Нового года.

И первые игрушки — это были лишь сладости: орехи, фрукты, пряники, обернутые в золотую и серебреную бумагу, а также бумажными розами и другими цветами.

Верхушку елки венчал звездный шпиль-напоминание о звезде, указавший волхвам путь к месту рождения Христа.

Восторг вызывала, как у детей, так и у взрослых первая елочная позолоченная и посеребренная мишура. Вот что рассказывает легенда о ее происхождении.

Поскольку Младенец Христос родился в яслях, люди считали, что и животные должны принимать участие в рождественском праздновании. Приглашали всех, кроме пауков. Конечно, пауки обиделись и пожаловались Иисусу. Он пожалел их и решил, что поздно вечером впустит их в дом, чтобы показать праздничные деревья. Обрадованные пауки всю ночь напролет ползали в ветвях елок, опутывая их паутиной. Утром домохозяйки увидели оплетенные паутиной елки, но, вместо того чтобы сердиться, были восхищены, поскольку ночью Христос превратил всю паутину в искрящуюся мишуру.

Так как стеклянные игрушки стоили дорого, то стали придумывать другие технологии изготовления игрушек. В России игрушки стали изготавливать из ваты, бумаги, пластмассы, пенопласта.

Основой для фигурки ватного человека служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формировали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Готовую фигуру покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали шар в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки. Большие фигурки до 1 метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, ставились под елку. Именно эти большие фигуры оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек.

Еще одним популярным видом игрушек, скрученных из крашеной ваты на проволочном каркасе, являлись овощи, фрукты, грибы, ягоды. Они являлись символом изобилия. Округлая симметричная форма большинства плодов позволила механизировать процесс производства.

Станок-веретено

В 1936 году на ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок для намотки ваты.

Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. В дальнейшем ее перестают производить, так как для этого требовался ручной труд.

Еще популярные в то время были игрушки, для изготовления которых использовалась бумага. Эта технология начала развиваться в Германии с середины 19 века. Игрушки из картона- называют «дрезденские».Очень красивые украшения получались из двух склеенных между собой кусочков картона с зеркально расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушки, таким образом, получались двухсторонние и покрытые серебряной или цветной фольгой, ее светящаяся поверхность отражала волшебный свет елочных свечей.

А вот такие игрушки

были созданы в конце 19-го первой половине 20-го столетия. Самые захватывающие и хрупкие художественные украшения собирались из стеклянных бусин и цилиндров удлиненной формы (стекляруса). Они производились в области Яблонец-над-Нисой на предприятиях Северной Богемии (в то время – Чешская республика) начиная с середины 19-го столетия. Посеребренные, отполированные или даже позолоченные бусинки мастерски натягивались и сгибались в различные формы на тонких проводках.

В 1848 году, в городе Лауш в Тюрингии(Германия) были изготовлены первые елочные шары.

Легенда гласит, что в этот год был не урожайный на яблоки, а значит, вешать на елку было нечего. Чтобы не нарушать традицию, немцы заменили яблоки на шары из стекла.

Город Лауш стал известен благодаря своему стеклодувному производству и является родиной стеклодувов с 12 века. Лауш, расположенный в долине реки, имел много факторов, необходимых для развития стеклоделия: древесина (для разжигания стекольных печей) и песок. Мастера из Лауша изготавливали из стекла стаканы, бокалы, бутылки, вазы, бусы, и даже глаза для кукол.
В 1848 году вышел указ об использовании серебряных шаров из Лауши в качестве рождественских украшений.

А далее, в годы ВОВ выпускались елочные игрушки военизированные: солдаты, танки, пистолеты, собаки – санитары. После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери.

– В 50-е годы появилась мода на стеклянные бусы, после фильма «Карнавальная ночь» появились игрушки часы.

– В освоение человечеством космоса появились: игрушки – спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.

– Потом стали выпускать игрушки на прищепках

– В наше время дизайн игрушек стал разнообразнее: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики.

– С каждой эпохой создавались своеобразные игрушки. «Писком моды» были самодельные елочные игрушки.

2) Анкетирование жителей и учащихся нашего села

Вот какую интересную информацию мы узнали в библиотеке!

А мы будем изготавливать новогодние игрушки своими руками. Теперь нужно опросить жителей села:

  1. Нужно ли добавлять к электрическим гирляндам игрушки, выполненные своими руками?

  2. Какие бы игрушки вам хотелось видеть на новогодней елочке?

  3. Хотите ли вы принять участие в украшении ёлочки?

Мы опросили 28 жителей села: пенсионеров, колхозников, рабочих, учителей, учеников. По результатам анкетирования все жители высказалось за то, чтобы детские поделки украсили нашу ёлочку.

Какие игрушки предпочтительнее?

Практическая творческая работа.

Теперь мы знаем, какие игрушки нам мастерить. А вот какой материал наиболее прочен для поделки нам рассказали родители и учитель. Мы обсудили и поняли, что наиболее доступно выполнять игрушку из плотной фольги. Такие игрушки будут сверкать на солнышке и по-новогоднему украсят елочку. Далее, доступный материал – это разноцветные пластиковые бутылки. Игрушки из такого материала прослужат не один год и многие предложили мягкий полиэтилен. Работа закипела! Увлеклись в нашей новогодней мастерской не только ребята нашего класса, но и девочки и мальчики из группы продленного дня вместе с воспитателем Моисеевой С.П. Спасибо им! Несколько дней вместе с родителями мы обдумывали модели игрушек, затем вырезали нужные детали, клеили и украшали. Чудеса происходят – у нас получились замечательные ёлочные украшения!

А главное, мы справились вовремя и 25 декабря принесли подарки ёлочке, нарядили её!

Заключение

Мы славно потрудились в мастерской Деда Мороза. Сделали много разных игрушек. Нам помогли ученики из других классов и родители. Вся неделя оказалась творческой, занятой интересным делом. Каждый из нас сделал свою игрушку. Думаем, что ёлочке понравился такой подарок. А мы имеем возможность каждый день проходить мимо ёлочки и радоваться её красотой в преддверии Нового года.

История ёлочной игрушки.

Уложены, укутаны, под ватой белоснежной,

Считая дни — минутами, спят тихо, безмятежно

Стеклянные создания — царевны и лягушки,

А в них — воспоминания зарылись, как в подушки.

Но раз в году заветная шкатулка открывается,

И тайна разноцветная по свету разливается.

И каждому, и каждому, в раздумий стоящему,

Покажется, вот — важное, вот это-настоящее.

И елочной мелодией забытое и вечное-

Свеченье Новогоднее, как детство бесконечное

Приложение

www.metod-kopilka.ru

Социальное проектирование в начальной школе.

  • Социальное проектирование в начальной школе.
    Основные задачи социализации:  
  • формировать свою Я — концепцию и мировоззрение;
  • устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
    Цель социального проектирования в школе
  • Социальные проблемы
  • Проекты учащихся
  • Задачи:
  •  воспитывать интерес к познанию мира;
  • развивать навыки самостоятельной работы, умение творчески мыслить;
  • воспитывать положительные черты характера.
  • Принцип проекта
  • Правила выбора темы:

 Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Работа эффективна только на добровольной основе.

  Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы, но и формулировки и отбора материала для ее решения.

Правило 5. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные.

  • Методы поиска:
  •  подумать самостоятельно;
  • прочитать книги о том, что используешь;
  • познакомиться с фильмами по этой проблеме;
  • найти информацию в сети Интернет;
  • спросить у других людей;
  •  понаблюдать, проанализировать ситуации, которые происходят с нами в классе, дома, на улицах;
  • провести эксперимент.

«Капля мысли о природе,  рождает могучую,
полноводную реку мысли…
С этого, по существу, и начинается то, к чему
все мы, учителя, стремимся,… чтобы питомец наш умел заставить себя думать».
В.А. Сухомлинский

 

Просмотр содержимого документа
«Социальное проектирование в начальной школе. »

Социальное проектирование в начальной школе

Основные задачи социализации:

  • формировать свою Я — концепцию и мировоззрение;
  • устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Цель социального проектирования в школе

  • Привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам;
  • включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной проблем силами самих учащихся.

Социальные проблемы

Проекты учащихся

Задачи:

  • воспитывать интерес к познанию мира;
  • развивать навыки самостоятельной работы, умение творчески мыслить;
  • воспитывать положительные черты характера.

Принцип проекта

Проблема

Проектирование

Продукт

Поиск информации

Презентация

Правила выбора темы:

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы, но и формулировки и отбора материала для ее решения.

Правило 5. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные.

Методы поиска:

  • подумать самостоятельно;
  • прочитать книги о том, что используешь;
  • познакомиться с фильмами по этой проблеме;
  • найти информацию в сети Интернет;
  • спросить у других людей;
  • понаблюдать, проанализировать ситуации, которые происходят с нами в классе, дома, на улицах;
  • провести эксперимент.

«Капля мысли о природе, рождает могучую, полноводную реку мысли… С этого, по существу, и начинается то, к чему все мы, учителя, стремимся,… чтобы питомец наш умел заставить себя думать». В.А. Сухомлинский

kopilkaurokov.ru

Социальные проекты в начальной школе, Хозяшева Ольга Александровна

Хозяшева Ольга Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ «Пешнигортская СОШ»

Кудымкарский район, Пермский край

Социальный проект в начальной школе

На сегодняшний день приоритетным в деятельности образовательных учреждений становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия и развитие личности ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Для достижения этих целей в педагогической практике используются личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, индивидуальный подход, различные формы интеграции.

Не остаются в стороне от этой работы и педагоги, главным предназначением которых является создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Расширение творческой активности каждого ребенка представляется главной сверхзадачей образовательной и внеурочной деятельности в начальной школе. Научить детей мыслить, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощать, развивать фантазию в процессе образования и воспитания.

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс большая роль принадлежит технологии проектного обучения, учитывающей внутриличностные факторы мотивации детей, присущие им природные потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Поэтому педагоги все шире применяют метод, который как нельзя лучше подходит для решения стоящих перед ними образовательных и воспитательных задач.

«Одним из путей становления системы начального и общего образования как самостоятельной, конкурентоспособной сферы в актуальной на сегодняшний день парадигме непрерывного образования является ее развитие на основе внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий проектного обучения».

Однако потенциал проектного подхода недостаточно осознан педагогическим сообществом и используется не в полной мере. Тогда как проектирование «дает в руки школ механизм повышения своего социального статуса, постоянного обновления содержания и организации деятельности, открытия новых путей, способов, приемов решения актуальных проблем в сфере образования».

Особое место в педагогической практике занимает социальное проектирование.

Его понимают как ведущую технологию социального воспитания обучающихся образовательных учреждений, главный педагогический смысл которой «создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодежи в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта».

www.prodlenka.org

Социальный проект в начальной школе как педагогическая практика по развитию личности младших школьников

Социальный проект в начальной школе как педагогическая практика

по развитию личности младших школьников.

В современных условиях обществу нужны умные, воспитанные, активные люди, способные к сотрудничеству, самостоятельному принятию решений. Для любого человека наличие лидерских качеств становится актуальным. Целеустремленность, коммуникабельность, организационные способности, интеллектуальные возможности, ответственность, активность, уверенность в себе, креативность — наиболее важные качества лидера. Сегодня недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

За период обучения в школе учащиеся должны приобрести необходимые социальные компетенции, а для этого необходимо создавать условия для формирования активной жизненной позиции воспитанников. Возникает реальная необходимость в особом сопровождении школьников с целью учета и развития их познавательных интересов, личностных качеств. Личностная направленность в воспитательном процессе выходит на первое место. Раскрытие лидерских качеств у младших школьников проявляется в сотрудничестве, совместной деятельности, при условии взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Понятие социального проектирования

В основу работы было положено определение социального проекта Прутченкова А.С.:

Социальный проект – есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.

Таким образом, мы исходили из того, что социальный проект – это создание нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.

Постановка проблемы (введение)

Социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность, и которое оно намеревается преодолеть.

При постановке проблемы разъясняется:

  • актуальность и новизна

  • чьи интересы затрагивает

  • масштабы проблемы

  • аналитическое осмысление

  • сферы применения

  • функциональное назначение

  • стратегия

Участники проекта

Цель проекта

Цель проекта — это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Мы исходили из следующих требований к формулировке цели:

  • Достижимость в рамках этого проекта

  • Безусловность, т.к. для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ.

  • Предусматривание итогового результата проекта.

  • Соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям проекта

Задачи проекта

Задачи проекта — это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения.

  • Способствовать повышению общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

  • Способствовать формированию навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

  • Развивать навыки командной работы;

  • Развивать полезные социальные навыки и умения в рамках деятельности ОУ (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. д.).

Сроки реализации проекта

Период реализации проекта может быть долгосрочным или краткосрочным.

Этапы реализации проекта

1. Изучение «среды» определенного класса начальной школы и выявление актуальной социальной проблемы данного класса.
2. Привлечение участников в рамках своего классного коллектива для решения данного социального проекта.
3. Определение цели и задач социального проекта.
4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
5. Определение необходимых ресурсов.
6. Проведение плановых мероприятий.
7. Анализ результатов работы.

Ожидаемые результаты.

Главными критериями социального проекта являются:

  • оригинальность темы проекта,

  • конкретные сроки реализации проекта;

  • личная и социальная значимость темы проекта;

  • прогнозируемые и реальные результаты.

Проведение проекта значимо и для лидера, и для его команды, и для участников проекта. Главным принципом на этапах подготовки и реализации проекта является принцип сотрудничества, так как лидер находится во взаимодействии с родителями, с учителем, с одноклассниками, с гимназистами младших или старших классов, которые в свою очередь тоже взаимодействуют друг с другом.

При организации и реализации своего проекта лидер проявляет свои интеллектуальные, коммуникативные, волевые, организаторские качества, и даже личное обаяние. Ребята учатся сотрудничеству, умению работать в группе, в коллективе, приходят к пониманию важности взаимопомощи и поддержки. Положительно и то, что старшеклассники активно вовлекают учеников начальной школы в свои проекты. Благодаря этому возникает разновозрастное детское сообщество: младшие учатся у старших, возникают условия для развития детской инициативы и совершенствования навыков работы в команде.
Число участников увеличивается с каждым годом. Существование здоровой конкуренции вселяет уверенность и в других детей: «Если смог я, то ты это тоже сможешь. Действуй!»

Тьюторское сопровождение – главное условие на всех этапах реализации социального проекта младшими школьниками. Тьютору необходимо учить детей быть конкурентоспособными, планировать свою деятельность, находить творческое решение поставленных задач, уметь защищать свои проекты, высказывать свои предложения, отвечать на вопросы, воспитывать уважительное отношение к членам группы, помогать в разрешении конфликтов. Естественно, это требует сил, значительного времени, энтузиазма от тьютора, но грамотно организованная тьюторская деятельность даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся. Проектная деятельность позволяет школьникам выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Литература:

  1. Биренбаум М.Я Лагерь «Лидерство» в Вятской гуманитарной гимназии  // Практика административной работы в шк.-2004.-N 7.-С.54-61

  2. Емельянова М. Воспитываем ребенка-лидера // Дошкольное воспитание.-2006.-N 5.-С.23-25.

  3. Романовская М.Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2007г. №6

  4. Тришкина А. «Я — лидер!» Программа // Дополнительное образование и воспитание.-2006.-N 4.-С.38-42.

multiurok.ru

Статья «Социальный проект в начальной школе»

Статья учителя начальных классов высшей категории Кузьменко Татьяны Валерьевны (опыт работы) МБОУ «Школа № 16»

Социальный проект в начальной школе

Профессия учитель начальных классов одна из самых творческих, нужных профессий в нашем мире. Для меня это не просто профессия, это — образ жизни. Профессия учитель начальных классов – это состояние души. Первая учительница является своего рода второй мамой, готовой прийти на помощь в трудную минуту любому ребенку. Современная Российская школа- это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально-пассивного образование становится активным и все более ориентируется на создание таких технологий, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями. Все сейчас говорят о социальных проектах в школе. Уважаемые коллеги, давайте разберёмся в этом вопросе. Это дань моде или действительно очень нужная форма обучения учащихся начальной школы? Я на практике убедилась в положительных сторонах проектной деятельности. Я считаю, что наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую и творческую, задействовав все аспекты жизни детей в начальной школе, позволяет метод проекта. Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут развиваться, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс. Под социальным проектированием понимается деятельность:

• социально значимая, имеющая социальный эффект;

•результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для учащихся практическое значение • задуманная, продуманная и осуществленная учащимися;

• в ходе которой учащийся вступает в конструктивное взаимодействие с миром;

• через которую формируются социальные навыки учащихся.

Я на протяжении двух последних лет (дети были в 3 и 4 классе) занималась с детьми проектами. Сразу хочу отметить, что работа над проектом – труд сложный и серьёзный. Работа над проектом требует от учителя много сил, времени, терпения. От проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. Сейчас они в 5 классе. Учителя — коллеги ими довольны. Считаю, что проектная деятельность в начальной школе реальна и полезна, так как младшие школьники, как губка впитывают в себя всё, что им интересно. Главное, не бояться и чётко понимать, что ты  делаешь и для чего. Также важно найти в своём классе ищущих, способных, талантливых  детей, поверить в них, заинтересовать и направить в нужное русло, а также отыскать  родителей, готовых помогать своим детям.     Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Для меня стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Мои ученики получили опыт:

анализа ситуаций и целеполагания

участия в дискуссии;

публичного выступления;

группового взаимодействия;

рефлексии по поводу собственной деятельности;

научились:

определять и разрабатывать способ достижения цели;

планировать деятельность;

определять недостаток информации;

получать  и обрабатывать информацию

Все классные проекты были очень интересными. Но самым ценным был социальный проект «Песни победы». Я была награждена сертификатом за участие в конкурсе школьных проектов «Мой лучший проект»и публикацию образовательного материала «Песни победы» в Интернете, на образовательном портале «Мой университет». Целью данного проекта являлось: создание условий для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, укрепление связей поколений, сохранение памяти о людях фронтового поколения и военных песен.

Материалы исследования помогли учителям и учащимся при подготовке к мероприятиям, посвященным празднованию 70-ой годовщины Великой Победы. Опрос родителей учащихся 4 «В» класса по проблеме: надо ли современным школьникам иметь представление о днях боевой славы (23 февраля, 9 мая и др.), о песнях победы, знакомиться с ветеранами Великой Отечественной войны,- показал: — 27 человек- да, согласны с важностью проблемы и готовы приложить усилия для ее решения.

Первый этап работы над проектом был подготовительный. Вместе с учениками выбрали понравившуюся тему проекта. Над проектом работали коллективно, обсудили пути ее решения, составили календарный план.


Календарный план проекта

4 месяца

Мероприятия

Сроки

Результат

День/

неделя/месяц

День/

неделя/месяц

День/

неделя/месяц

День/

неделя/месяц

День/

неделя/месяц

День/

неделя/месяц

День/

неделя/месяц

День/

неделя/месяц

Концерт для ветеранов ВОВ в школе

Февраль 2015 г

Концерт в военном окружном госпитале

Февраль 2015 г

Школьный конкурс инсценированной песни

Февраль 2015 г

1 место

Районный конкурс инсценированной песни

Март 2015 г

1 место

Районный конкурс видеороликов «Победа глазами юных ростовчан»

Апрель 2015 г

2 место

Защита проекта на школьной научно-практической конференции

Апрель 2015 г

1 место

Участие в городской военно-спортивной игре «Звёздочка»

Май

2015

1 место

В процессе подготовки проекта провели экскурсии, различные социальные акции, плановые мероприятия. Я считаю, что совместное выполнение добрых дел оставило неизгладимый след в сердцах участников проекта и способствовало дальнейшему формированию духовно-нравственных характеристик личностей детей.

На этапе исследования проблемы ученики совместно со мной и родителями собирали информацию. Затем делились результатами своей работы, обсуждали.

Далее ученики оформили результаты исследования в соответствии с правилами, обсужденными на подготовительном этапе. Результаты деятельности представили в виде презентации, клипа. Именно на этом этапе максимально проявились таланты младших школьников.

Последний этап был — презентация проекта.

Обсудили, оценили работу каждого участника проекта. Именно такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей младших школьников, развивает умение самостоятельно находить материал, обрабатывать его и, несомненно, повышает интерес к учебной деятельности. Мы неслучайно выбрали тему проекта « Песни победы». Проект посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.  Он тесно связан с деятельность отряда «Пламя» ЮПР (юные патриоты России), руководителем которого я была два года.  Проводя проект, мы вспомнили величайшие страницы той страшной войны. Все дальше и дальше уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Скорбь длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья! Во славу подвига нашего народа воздвигнуты памятники в граните и в мраморе, в музыке и литературе. Но ничуть не меньший памятник воздвигнут в народных сердцах. Память людская – самый великий, самый нерушимый памятник Победы. Память о прошлом в душах моих учеников — это показатель их высокой нравственности. Дети должны знать и помнить о подвигах и мужестве тех, кто завоевал для них ясное, мирное небо над головой. Мы все должны помнить о тяжёлых военных годах, о тяжёлых испытаниях, чтобы не повторилась та страшная беда, которую пережили люди того времени. 26 и 27 мая 2015 года прошла городская военно-спортивная игра «Звёздочка». Юнармейцы моего отряда «Пламя» ( 4 В класс) нашей школы продемонстрировали свою строевую подготовку, силу, ловкость, знания по истории Великой Отечественной войны, свои умения по стрелковой подготовке и оказанию первой медицинской помощи и заняли 1 место.

«Уважение к минувшему – вот черта, 
отличающая образованность от дикости. 
Гордиться славою своих предков 
не только можно, но и должно» 
А.С. Пушкин.

Педагогам, которые не решаются встать на путь проектной деятельности, хочу сказать – не стоит бояться.  К концу четвёртого класса вы не узнаете своих любимых учеников! Они станут более сплочёнными, активными, раскрепощёнными и эрудированными. У них исчезнет боязнь ответа у доски. Вы сможете выявить талантливых ребят и не менее талантливых родителей!  Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, открыть новые возможности.   Успехов, уважаемые коллеги!    

1ФОТООТЧЕТ

Встреча с ветеранами и участниками

Великой Отечественной войны.

Концерт ветеранам и участникам

Великой Отечественной войны

Посещение музеев

Посещение памятников героям Великой Отечественной войны

и возложение цветов у вечного огня.

Участие в городской военно-спортивной игре «Звёздочка»

Конкурс инсценированной песни

Участие в городской военно-спортивной игре «Звёздочка» 1 место 2015 год май

infourok.ru

Социальные проекты в начальной школе

Социальные проекты в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность, а именно социальное проектирование.

Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность ребёнка . Социальный проект — это, как правило, проект, направленный на реализацию социально значимой идеи. Если раньше развивающая среда в классе создавалась педагогами, то теперь в этот процесс включились дети, ориентируясь на свои интересы. Участие в конкурсах, фестивалях, творческих играх , проводимых в рамках проектной деятельности, помогает осознанию ими социальной значимости своей деятельности. В процессе работы над проектами у детей развиваются следующие умения:

  • Коммуникативные: учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей;

  • Регулятивные: ставить цели, планировать свою деятельность , контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы;

  • Познавательные: овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.

  • Личностные: формируется положительное отношение к школе и к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метод проектов мы широко применяем в своей работе, как в урочной, так и во внеклассной работе. Социальному проектированию также уделяется большое внимание. Через социальное проектирование нам удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско — творческой деятельности. Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки. Он является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности учителя.

В ходе детской проектной деятельности возникли социальные проекты » Мы вместе! », «Моя семья».

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика. Это одна из технология воспитания детей. А так же интересная работа, которая не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *