Органы местного самоуправления примеры – Что такое органы местного самоуправления муниципального образования, мсу ?

Содержание

Органы местного самоуправления в Российской Федерации

Органы местного самоуправления — организация гражданского общества, призванная урегулировать проблемы, которые связаны с обществом и муниципалитетом. Что собой представляет система МСУ в РФ, какая у нее роль и правовая основа, каков порядок формирования органов МСУ, какие вопросы регулирует — ответы на эти и другие вопросы будут рассмотрены далее.

Местное самоуправление в России

К МСУ или местному самоуправлению в Российской Федерации причисляется деятельность сообществ по проблемам муниципалитета, которая осуществляется прямо через власть. Ее признает и гарантирует конституция РФ, поскольку МСУ — основа конституционного строя РФ.

Имеет определенную местность, которая закреплена за муниципалитетом, выборный вид органов и законные формы соучастия граждан в вопросах собственности, власти с бюджетом.

МСУ находится отдельно от госорганов, обладает собственным бюджетом, налоговыми сборами и собственностью. Суть ее в том, что люди, живущие на определенной территории, решают вопросы местного значения вместе. Структура также определяется населением, что затем вносится в устав.

Какие вопросы решает местное самоуправление

Местное самоуправление занимается вопросами:

  • безопасности транспортной работы и транспортным сообщением;
  • состояния дорожного покрытия и финансирования дорог;
  • газификации и постройки социальных и промышленных сооружений;
  • водоснабжения, подведения и своевременного ремонта электрических проводов;
  • планового ремонта общественных зданий и сооружений;
  • создания обширной инфраструктуры;
  • благоприятного устройства и быстрого вывоза отходов за черту города;
  • сохранения устоявшегося общественного порядка;
  • создания спасательно-транспортного сообщения и т. д.

Структура

МСУ состоит из местных референдумов с муниципальными выборами, собраниями и сходами общественности, а также из органов власти.

Эти органы представлены представительным органом муниципального образования с главой, местной администрацией и контрольно-счетным органом. Они выполняют свои функции в интересах граждан.

Представительный орган муниципального образования

Представительный орган состоит из выбранных на народных выборах депутатов по смешанной системе. Он представляет обычных граждан, их интересы и принимает от них решения по всем общественно-важным вопросам, которые распространяются на всю местность муниципалитета. Именно с его помощью каждый человек реализовывает свои права выбирать и властвовать.

Это избранный орган, который собирается на заседаниях для реализации безотлагательных решений, касаемо бюджетных денег и социальных вопросов.

Как правило, он требуется, чтобы:

  • принимать устав и вносить в него корректировки;
  • назначать бюджет и составлять отчетность о его осуществлении;
  • делать установку, изменения и отмену местных налогов и сборов согласно законам РФ;
  • принимать планы с программами развития региона;
  • управлять и распоряжаться всем имуществом муниципалитета в гражданских интересах;
  • принимать решения по созданию, процессам ликвидации с реорганизацией учреждений, устанавливающих тарифы;
  • обеспечивать эффективную работу органов МСО, делать изменение структуры выборных органов МСУ;
  • осуществлять контроль за работой соответствующих органов МСО;
  • контролировать работу главы муниципалитета и решать вопросы о его смене и увольнении.

Решения могут быть отменены в случаях нарушения законодательства.

Местная администрация

Местной администрацией считается исполнительный с распорядительным обязательным органом МСО, который наделен привилегиями разрешать социальные вопросы. Она имеет права юрлица, выбирается населением.

В ее структуру могут входить отраслевые с территориальными органами. Занимается организационными и управленческими вопросами. Полномочия ее работы закрепляются в статьях общепризнанного устава. Призвана разрабатывать бюджет, составлять фондовые и программные сметы по социальному с экономическим развитием.

Помимо этого, она распоряжается землей и ведет соответствующую отчетность, разрабатывает проекты по созданию и уничтожению зданий, обеспечивает грамотную работу социальной инфраструктуры района и осуществляет др. действия.

Глава муниципального образования

Главой муниципалитета признается высшее уполномоченное лицо, наделяемое правами по статьям общепризнанного в регионе устава. Требуется, чтобы решать вопросы местного характера. Его избирают на выборах или с помощью представительного органа. Срок полномочий, задачи и пределы его власти также определяются там.

Существует он благодаря им, подконтролен и подотчетен обоим этим органам и гражданам. Если на территории проживает не больше 100 человек, то он избирается на гражданском сходе. Он контролирует работу органов МСО, издает правовые акты в пределах своих полномочий, подписывает и обнародует принятые акты и решения МСО и др.

Контрольный орган муниципального образования

Контрольный орган МСО появляется с помощью представительного. Положения о его работе закреплены в ФЗ No6 от 2011 года. Он сформирован для того, чтобы контролировать реализацию статей сформированного администрацией бюджета, контролировать общепризнанный порядок по вопросам проекта бюджета, отчетности его исполнения.

Нужен для поддержания управленческого и распорядительного порядка за имуществом МСО. Выполняет контрольный, ревизионный, экспертный, аналитический и информационный вид работы, который поможет обеспечить контроль за местным бюджетом и его направленностью.

Заключение

В целом, МСО создано населением для его потребностей в хорошей социальной инфраструктуре, сохранения общественного порядка, развития и благоустройства. Он состоит из множества отделений, каждый из которых отвечает по закону в рамках Конституции РФ и устава МСО.

1001urist.ru

Исполнительные органы местного самоуправления и их виды :: BusinessMan.ru

Многих людей манит власть. У кого-то большие амбиции. Другие же довольны и чем-то небольшим. Давайте рассмотрим, что собой представляют исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, какие у них возможности для деятельности существуют, и также – их работу.

Общая информация

Первоначально давайте разберемся с терминологией. Когда говорят про органы исполнительной власти местного самоуправления, то, как правило, понимают выборные и иные структуры, которые обладают полномочиями на решение вопросов локального значения. Что можно привести в качестве примера? Это муниципальные образования, совет местных депутатов и тому подобное. Они обладают следующими особенностями:

  1. Согласно статье 12 Конституции, они не относятся к системе государственной власти.
  2. В случаях, когда они все же наделяются полномочиями державных структур, то их деятельность ведется под общим контролем. Это предусмотрено статьей 132 Конституции.

Поэтому, хотя обычно и существует разделение на исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, иногда они могут сливаться в одно целое.

О законодательстве

Раз мы уж затронули правовую документацию, то давайте развивать эту тему и дальше. Органы исполнительной власти местного самоуправления в Российской Федерации действуют согласно закону №131-ФЗ от шестого октября 2003 года. В нем четко прописана структура всей системы. Согласно закону, в самоуправление включены такие элементы:

  1. Представительный орган территориального образования.
  2. Местная администрация.
  3. Глава территориального образования.
  4. Контролирующий орган.
  5. Местная администрация.
  6. Иные структуры, что предусмотрены уставом и занимаются местным самоуправлением.

Причем субъекты из первых трех пунктов должны быть обязательно. Местная администрация и глава – это исполнительные органы местного самоуправления в РФ, на которые возложено выполнение как общих законов, так и решений, что принимаются представительным органом. Здесь следует остановиться подробнее. Представительный орган местного управления является выборным. Он обладает правом представлять интересы населения, а также принимать решения от его имени. Следует отметить, что наименование представительного органа может варьироваться зависимо от народных или исторических традиций, как то совет, дума, сход, собрание, рада и тому подобное. Это настолько интересно, что, пожалуй, о нем лучше рассказать дополнительно.

Представительный орган

Он занимается вопросами исключительного ведения. То есть тем, что не требует проведения публичных обсуждений, опросов общественного мнения, референдумов. И эти вопросы может решать исключительно представительский орган. Согласно действующему законодательству, их перечень такой:

  1. Принятие устава территориального образования, внесение в него дополнений и изменений.
  2. Утверждение местного бюджета и отчетность о его исполнении.
  3. Принятие плана и программ развития, работа с отчетами об их исполнении.
  4. Установление, изменение и ликвидация местных сборов и налогов согласно законодательству РФ.
  5. Определение порядка распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности.
  6. Выработка подхода принятия решений про создание, реорганизацию и ликвидацию местных учреждений и предприятий, а также установление тарифов на их услуги.
  7. Определение порядка участия в межмуниципальном сотрудничестве.
  8. Принятие решения об отправке в отставку главы территориального образования.
  9. Определение порядка организационного и материально-технического обеспечения деятельности структур местного управления.
  10. Контроль за исполнением должностными лицами обязанностей по решению вопросов территориального значения.

Следует принимать во внимание, что это минимальный перечень полномочий. Они могут быть расширены в определенных случаях. Но сужение полномочий не допускается. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления вместе трудятся на благо и процветание муниципального образования. Когда у них есть достаточно много полномочий, то их роль и значимость значительно возрастают.

Кто формирует представительный орган

Для большинства ответ прост и очевиден – местные депутаты. Но это поверхностно. Давайте разберемся более внимательно, изучим внутреннее строение представительного органа. Следует отметить, что какое оно будет – зависит от местного населения. В Российской Федерации, как правило, наблюдается такая структура:

  1. Руководящее звено. Председатель. Он занимается организацией работы представительного органа, а также ведет заседание. Кроме этого, на председателя возложена обязанность контроля и обеспечения регламента, подписи решений и протоколов заседаний, а также всех иных документов, которые принимаются депутатами. Еще он занимается организацией выполнения решений, координирует деятельность комиссий и решает другие вопросы, что могут быть поручены ему представительным органом или возложены законодательством.
  2. Временные и постоянные комиссии. Занимаются разработкой предложений, чтобы в последующем рассматривать на заседании, подготавливать заключения и проекты, содействовать местным структурам и депутатам в процессе их работы, контролируют деятельность местной администрации.
  3. Территориальные структуры (они же депутатские группы).
  4. Политические фракции на основе интересов и/или идеологии.
  5. Рабочий аппарат.

Представительные и исполнительные органы местного самоуправления должны тесно взаимодействовать для достижения качественного результата. И теперь, когда мы подготовили теоретическую базу, давайте перейдем к скрупулезному изучению основной темы. А именно – будем изучать систему исполнительных органов местного самоуправления. Этому и будет уделено основное внимание во всей оставшейся части статьи.

Что они собой представляют?

Чем является организация исполнительных органов местного управления? Какова их цель? Исполнительные органы осуществляют исполнительно-распорядительные и организационно-управленческие функции. Они работают над исполнением федеральных законов (субъекта) РФ, а также местных нормативных актов. Согласно уставу муниципального образования, они наделены собственной компетенцией. В данном случае необходимо выделить:

  1. Местную администрацию. Если кто-то задает вопрос про исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, то в первую очередь на ум должна приходить именно она. Возглавляется главой муниципального образования (администрации). Занимается исполнением законодательной базы, разработкой проекта бюджета, а также – его исполнением. Кроме этого, администрация управляет муниципальной собственностью. Также она занимается разработкой и внедрением программ социально-экономического развития. К ее структурным элементам относят руководящее звено (в виде главы и его заместителей), аппарат администрации, комитеты, управления и территориальные структурные единицы. Является центром бюрократической жизни муниципального образования.
  2. Главу местной администрации. Деятельность исполнительных органов местного самоуправления под его непосредственным управлением на основе единоначалия. Он несет персональную ответственность за работу администрации. Все исполнительные органы местного самоуправления отчитываются перед ним. Согласно уставу муниципального образования, он может выполнять такие функции, как организация, формирование и исполнение бюджета; руководство учреждениями, организациями и предприятия, что находятся в собственности территориальной общины; обеспечивает соблюдение закона, свобод и прав граждан, отменяет правовые акты подчиненных органов администрации; организуется разработку проектов; применяется меры поощрения или привлечения к дисциплинарной ответственности.

О главе подробнее

Он тоже заслуживает внимания. Федеральный исполнительный орган и местного самоуправления нуждается в контроле и направлении со стороны умелого человека. Поэтому рассматривается несколько вариантов его привлечения. Так, в качестве главы администрации может выступать выборный представитель муниципального образования, или же привлекаться отдельное лицо, с которым заключается контракт. Первый вариант довольно обыденный и заключается в том, что мы сами идем и голосуем за человека. Во втором случае проводится конкурс, и с его победителем заключается контракт. В таком случае должен решаться ряд вопросов, а именно:

  1. Определяется порядок проведения конкурса.
  2. Формируется состав надзорной комиссии. При этом 2/3 ее членов идет от муниципального образования, а еще 1/3 от законодательного органа вышестоящего субъекта Российской Федерации.
  3. Выбирается лицо, которое и будет выполнять обязанности главы местной администрации.
  4. Утверждаются условия контракта.
  5. Формируется структура местной администрации.
  6. Вопрос расторжения контракта.

Теперь немного сместим фокус внимания. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом. Он избирается на муниципальных выборах или представительным органом. Следует отметить, что ему нельзя совмещать статус председателя последнего и главы администрации. Это сделано для реализации принципа разделения властей на местном уровне. Хотя в сельских поселениях допускается совмещение их полномочий. Без подписи главы акты исполнительных органов местного самоуправления недействительны. Кроме этого, у него есть еще ряд полномочий. Их мы сейчас и рассмотрим.

Какие обязанности у главы муниципального образования?

Полномочия исполнительных органов местного самоуправления, как правило, довольно неплохо описываются в их названии. Глава же должен следить за всем. Так, в его обязанности входит:

  1. Представлять муниципальное образование во время взаимодействия с органами местного самоуправления иных территориальных общин, государственной властью, организациями, гражданами. Он может действовать от имени населенного пункта без доверенности. То есть подписывать соглашение, высказывать позицию и прочее, за исключением оговоренных в законодательстве или уставе случаях.
  2. Издает в рамках своих полномочий необходимые правовые акты.
  3. Может созывать внеочередное заседание представительного органа.
  4. Подписывает и публикует в установленном порядке нормативные акты, что принимаются местными депутатами.
  5. Обеспечивает решение и разбор вопросов местного значения.

Эти полномочия принадлежат ему независимо от того, как он был избран и какой орган возглавляет. С помощью устава можно расширить перечень его полномочий. Причем с учетом того, какой орган он возглавляет – исполнительные или представительный. Глава муниципального образования отчитывается и находится под контролем населения территории, а также депутатского корпуса. Если есть желание получить определенные разъяснения или обратиться с какой-то проблемой, то предусмотрены определенные приемные дни и часы. Хотя если населенный пункт не очень большой, то, как правило, для возможности пообщаться достаточно застать его на рабочем месте. Также граждане, желающие тесно взаимодействовать, могут сформировать общественную организацию, которая будет работать с ним.

Еще немного о местной администрации

Она является центром жизни местной бюрократии. Занимается тем, что принимает целевые акты органов исполнительной власти местного самоуправления и воплощает их в жизнь. Местная администрация тесно взаимосвязана и является единой системой, которая работает над обеспечением работы. Следует отметить, что в законодательстве не предусмотрены нормы о возможности прекращения ее полномочий. Это может быть сделано только по отношению к должностным лицам. Следует запомнить, что местная администрация – это орган общей компетенции с правами юридического лица. Она исполняет бюджет, а также представляет на утверждение представительному органу отчет об его исполнении. На местную администрацию возложена обязанность обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений транспорта, здравоохранения, культуры, образования и иных организаций, которые подчиняются им. Также на нее возложено управление и распоряжение имеющейся собственностью. Местная администрация ведет территориальный кадастр, а также проводит техническую инвентаризация не/движимого имущества. Может она выступать и в роли заказчика по муниципальному контракту (но только в порядке и случаях, что установлены представительным органом). Таким образом, покрывается вся потребность в оказании услуг и поставке товаров для муниципальных нужд города. При надобности местная администрация имеет право готовить и передавать представительному органу проекты правовых актов, а также практические рекомендации по оформлению порядка. В случае возникновении потребности могут создаваться в установленном порядке коллегии и рабочие группы, общественные, экспертные и консультативные советы, привлекаться научные организации и отдельные специалисты.

О муниципальных учреждениях и организациях

Это важный момент, который заслуживает пристального внимания. Самый ходовой пример – жилищно-коммунальное хозяйство. Как формируются цены на услуги ЖКХ? Большинство людей считают, что все определяется централизовано. Это верно, но частично. Федеральные центры власти могут установить максимальную и минимальную плату за что-то. Но конкретные показатели зависят от органов местного самоуправления. Так, если вблизи есть озеро с питьевой водой, то из него можно брать воду и подавать в дома людей. Это будет относительно дешево. Если же ничего подобного вблизи нет, то ее приходится доставлять издалека. А на это нужны денежные средства. И, соответственно, это ведет к удорожанию оказываемых услуг. Но жилищно-коммунальное хозяйство – это не единственный пример влияния местной власти на качество и стоимость нашей жизни. Кроме этого, на них лежит еще и организация культурно-массовых мероприятий, определенное поддержание образовательных и медицинских учреждений, а также многое другое. Да, для многих это будет неожиданностью – но множество различных аспектов, которые годами никак не сдвинуться, на самом деле могут быть успешно решены на местном уровне. Для этого существуют довольно обширные возможности. На случай, если поселение не может себя обеспечить самостоятельно, был придуман такой инструмент, как децентрализация полномочий и распределение бюджета. Так, от региональных и местных властных структур зависит размер некоторых видов налогов, процент сумм, которые идут в центральное казначейство и что остаются для использования на благо поселения. В случае если необходимо срочно реализовать определенный проект, а средств на него нет, то практикуется обращение к вышестоящим бюджетам, чтобы они профинансировали потребность. Вот так построена организация исполнительных органов местного самоуправления.

Контроль работы со стороны населения

Увы, но нельзя сказать, что все люди являются субъектами с кристально чистой совестью. Среди представителей органов исполнительной власти часто встречаются недостойные представители рода человеческого, которые злоупотребляют своим положением. Что необходимо делать, дабы не допустить подобное? В этом случае помогает контроль. Человек может самостоятельно периодически обращаться к должностным лицам, чтобы получить интересующую его информацию и сделать соответствующие выводы. Довольно часто встречается объединение в группы и общественные организации, чтобы вместе более активно и полно мониторить положение дел. А что делать в случае, если было выявлено нарушение? На такой случай существует око государево – прокуратура. И при выявлении злоупотреблений необходимо обращаться к ней. Конечно, очень желательно подкреплять свои слова хоть какими-то уликами, которые позволяют прокуратуре побыстрей довести дело до логичного конца.

businessman.ru

Органы местного самоуправления

ВИДЫ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Наличие выборных органов местного самоуправления муници­пальных образований является обязательным. По действующему федеральному законодательству образование органов местного са­моуправления, назначение должностных лиц местного самоуправ­ления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Органы государственной власти и государственные должностные лица не могут осуществлять местное самоуправление.

Наименование органов местного самоуправления и должност­ных лиц местного самоуправления, порядок формирования орга­нов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов мест­ного самоуправления и должностных лиц местного самоуправле­ния определяются уставами муниципальных образований в соот­ветствии с законами субъектов Российской Федерации, с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Также в уставах прописываются основания и виды ответствен­ности органов местного самоуправления и должностных лиц мест­ного самоуправления. В уставе должна содержаться информация о порядке отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправ­ления и выборных должностных лиц местного самоуправления, об условиях и порядке организации муниципальной службы.

Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления, в соот­ветствии с п. 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации, определяется населением самостоятельно. По уставам муниципаль­ных образований органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного само­управления по вопросам своего ведения могут издавать правовые акты. При этом наименование и виды правовых актов органов ме­стного самоуправления, выборных и других должностных лиц ме­стного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Процедура принятия устава муниципального образования мо­жет быть различной в зависимости от действующей нормативной базы. Устав может приниматься:

— на местном референдуме;

— представительным органом местного самоуправления;

— основные вопросы, которые должны быть отражены в уста­ве, выносятся на референдум, а по его итогам представительный орган местного самоуправления разрабатывает и принимает устав.

В общем виде по выполняемым функциям (представление ин­тересов населения и их воплощение в жизнь) органы муниципаль­ного управления могут быть разделены на исполнительные и представительные.

Представительный орган играет особую роль в системе мест­ного самоуправления. В соответствии с федеральным законода­тельством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут передаваться исполни­тельным органам власти. К исключительному ведению представи­тельных органов местного самоуправления относится:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муници­пального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муници­пальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправле­ния и должностных лиц местного самоуправления, предусмотрен­ных уставами муниципальных образований.

Обычно представительный орган местного самоуправления со­стоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих равных и прямых выборов. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального об­разования. В отдельных поселениях уставом муниципального об­разования в соответствии с законами субъектов Российской Феде­рации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями граждан.

Решения представительного органа местного самоуправления принимаются в коллегиальном порядке, однако разнообразие во­просов, решаемых данным органом, обычно создает необходи­мость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа следует отметить комитеты и комиссии по определенным направлениям деятельно­сти, группы (фракции) депутатов, сформированные по территори­альному или партийному признаку.

Комитеты формируются для работы по долгосрочным направ­лениям деятельности представительного органа местного само­управления и имеют постоянный административный аппарат. На­правления работы комитетов обычно не зависят от социально-политической конъюнктуры и остаются неизменными на протяже­нии длительного времени. В качестве примера можно привести бюджетный комитет, налоговый комитет, комитет по земельным отношениям и т.п. Комиссии обычно формируются на временной основе для решения определенных вопросов (например, для под­готовки законопроекта, выработки стратегии, проведения согласи­тельных процедур). Постоянный штат служащих в комиссиях не создается. После выполнения задач, поставленных перед комисси­ей, она расформировывается.

Территориальные группы создаются для согласованного выра­жения интересов населения отдельных территорий внутри муни­ципального образования. Фракции представляют интересы поли­тических объединений, от которых были избраны соответствую­щие депутаты.

Важнейшие постановления, по закону отнесенные к исключи­тельной компетенции представительного органа местного само­управления должны приниматься только общим решением. Это делается для того, чтобы избежать возможности предвзятого от­ношения или личной заинтересованности лица, принимающего решения. Вместе с тем, вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно решаются на основе ру­ководства одного лица или небольшой группы лиц, при котором конкретные сферы деятельности управляются специалистами в со­ответствующих областях, несущими персональную ответственность за результаты своей деятельности. Такое оперативное управление часто необходимо не только исполнительным органам власти, но и представительным. Депутатским комитетам, комиссиям, группам, фракциям может передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов, не относящихся к исключительной компетенции представительного органа. Подобный подход позво­ляет организовать работу более оперативно и эффективно, так как позволяет депутатам специализироваться на тех вопросах, кото­рыми они владеют лучше всего. Местным самоуправлением могут использоваться такие модели местного самоуправления, в которых создается не один представительный орган, а система представи­тельных органов с заранее определенными полномочиями для ка­ждого: бюджетные органы, налоговые органы, контрольные орга­ны и др.

Исполнительный орган может иметь еще более сложную орга­низацию, в которой требуется четко установить место и функции каждой его составляющей. Орган и структурное подразделение при этом различаются в зависимости от наличия права принятия самостоятельных юридически значимых решений по вопросам, от­носящимся к компетенции местного самоуправления.

Местные администрации в этой связи во многих случаях не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения принимаются не самой администрацией, а определен­ным должностным лицом (главой муниципального образования, городским управляющим, мэром и т.п.), который и осуществляет функции местной исполнительной власти. Администрация же при этом — аппарат управления, обеспечивающий исполнение полно­мочий высшего должностного лица. Только в том случае, когда администрация принимает решения в коллегиальном порядке (например, ранее существовавшие исполнительные комитеты), есть основания отнести ее к исполнительным органам местного самоуправления.

Но сама местная администрация неоднородна по составу. В структуру местной администрации входят как чисто аппаратные подразделения, занимающиеся делопроизводством, так и органы с правом принятия решений по установленному кругу вопросов. В некоторых случаях эти органы наделяются также правами юри­дического лица. Поэтому, определяя место администрации в сис­теме органов местного самоуправления, в частности, в структуре исполнительных органов, нельзя однозначно отождествлять адми­нистрацию с исполнительным органом местного самоуправления, а необходимо каждый раз анализировать ее функции, полномочия и внутреннюю структуру. Даже при более или менее явном разделе­нии органов местного самоуправления на представительные и исполнительные практически невозможно в чистом виде выделить органы, ведающие только определенными вопросами местного значения или исполняющие только отдельные государственные полномочия; органы полностью самостоятельные в принятии каких-либо решений или только обеспечивающие деятельность других органов и должностных лиц. Хотя, конечно, могут создаваться и специальные органы для решения узкого круга вопросов, представляющих интерес для различных субъектов. Например, может создаваться комиссия по вопросам безопасности, в которую могут входить представители местной администрации, представительного органа местного самоуправления, органов правопорядка. Комис­сия может наделяться правом принятия решений и иметь собст­венную исполнительную структуру; подобные комиссии могут соз­даваться по многим направлениям деятельности местного само­управления.

Уставом муниципального образования может быть предусмот­рена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществле­нию местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования из­бирается непосредственно гражданами, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муни­ципального образования и иные выборные должностные лица ме­стного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Избираемый населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, пред­седательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. При этом глава муниципального образования, не входящий в состав представительного органа, обладает правом подписи нормативных правовых актов, принимаемых представи­тельным органом. В уставе может быть предусмотрено право гла­вы муниципального образования на отклонение нормативных пра­вовых актов представительного органа. При отклонении норма­тивного правового акта глава муниципального образования дол­жен направить его с мотивированным заключением в представи­тельный орган для повторного рассмотрения. В случае отклонения представительным органом заключения главы муниципального об­разования нормативный правовой акт подлежит подписанию гла­вой муниципального образования. Глава муниципального образо­вания, входящий в состав представительного органа, правом от­клонения нормативных правовых актов не обладает. В случае разногласий между представительным органом и должностными лицами муниципального образования по поводу принятия норма­тивных правовых актов они разрешаются в порядке, установлен­ном уставом муниципального образования или в судебном порядке.

Применение того или иного типа организации структуры местного самоуправления зависит от множества факторов: численности населения муниципального образования, от исторических, нацио­нальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностей территории, от объема и сложности вопросов, ре­шаемых органами местного самоуправления, от социальной, поли­тической, экономической ситуации в регионе и др.

studfiles.net

Органы местного самоуправления в Российской Федерации

 

Местное самоуправление – это самая близкая к населению форма управления публичными делами, значительная часть которых может решаться самим населением. Ст. 130 (п. 1) Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжения муниципальной собственностью». Эта же статья Конституции (п. 2) закрепляет основные организационно-правовые способы осуществления местного самоуправления: референдумы, выборы, иные формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают основные характеристики местного самоуправления в РФ:

— местное самоуправление – элемент конституционного строя;

— местное самоуправление – одна их форм публичной власти в РФ;

— местное самоуправление обеспечивает право народа решать под свою ответственность вопросы местного значения;

— местное самоуправление – одна их форм реализации непосредственной демократии;

— местное самоуправление отделено от государственной власти, оно существует наряду с государственной властью, но в соответствии со ст. 12 Конституции РФ самостоятельно в пределах своих полномочий;

— местное самоуправление – это организация, основанная на конституционном праве гражданина на осуществление местного самоуправления.

Территориальная организация местного самоуправления

Самостоятельность местного самоуправления зависит и от гарантий неприкосновенности его территории. Территории устанавливаются в соответствии с Федеральными законами РФ и законами субъектов РФ, учитывающими исторические и культурные традиции, экономическую специфику. По Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» самоуправление осуществляется на всей территории РФ, а не только в тех местах, где живут люди. Ст. 10 ФЗ устанавливает: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения». Из этого следует, что вся сухопутная территория РФ должна быть разделена на территории муниципальных образований. Закон устанавливает следующие категории муниципальных образований (ч.1 ст. 2 ФЗ РФ 2003г.): сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия местного самоуправления по решению вопросов местного значения:

1) принятие устава муниципального образования;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума,

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8)осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.

Одна из важных функций местного самоуправления – охрана общественного порядка, то есть деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущение и пресечение хулиганских действий, привлечение к административной ответственности. Причем, закон предоставляет право издавать решения и устанавливать административную ответственность.

 

Органы и должностные лица местного самоуправления

В формировании структуры местного самоуправления сочетаются как непосредственная демократия – референдум, так и представительная – выборы. Кроме того, должностные лица могут приниматься на работу. Но при этом обязательным остается наличие выборных органов власти. Закон запрещает создавать органы муниципальной власти путем назначения государственной властью. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законодательством на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Число депутатов определяется уставом муниципального образования, это зависит от размеров муниципального образования, исторических, региональных, национальных и иных традиций и составляет от 5 до 60 членов (как правило, от 15 до 30 депутатов). Решения принимаются в коллегиальном порядке. В уставах может быть предусмотрено принятие отдельных решений собраниями (сходами) граждан.

Представительные органы полномочны принимать уставы и другие нормативные акты в пределах своего ведения и по вопросам местного значения, утверждать местный бюджет, утверждать программы развития, устанавливать местные налоги и сборы, правила распоряжения муниципальной собственностью.

Глава муниципального образования обычно избирается всем населением, что предусматривается уставом, или же может избираться из состава представительного органа местного самоуправления. Наименование главы муниципального образования и других должностных лиц устанавливается уставами, законами субъекта федерации. Могут создаваться и другие органы местного самоуправления, в соответствии с уставами, федеральными законами, законами субъектов федерации: советы, комитеты поселковые, квартальные или отдельных домов.

Система органов местного самоуправления включает в себя следующие элементы: главу муниципального образования, представительный орган местного самоуправления и исполнительный орган местного самоуправления. В целом система органов местного самоуправления определяется наличием определенных элементов и отношениями между ними. Однако в соответствии с федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вовсе не обязательно наличие всех вышеназванных органов местного самоуправления. В соответствии со статьями 1, 14 названного Закона обязательным является наличие выборного органа. Депутаты, члены представительных органов, должностные лица назначаются и избираются на срок не менее двух лет. Глава муниципального образования и выборные должностные лица в соответствии с уставами муниципальных образований могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Закон предусматривает процедуру отзыва депутата населением. Депутаты и выборные должностные лица на территории муниципальных образований не могут быть задержаны (если только на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия Прокурора субъекта РФ.

ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» вводит понятие муниципальной службы. Исходя из этого все лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими и не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, быть депутатом Государственной Думы, законодательного органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, получать от физических лиц вознаграждения (подарки, деньги, в виде оплаты расходов на отдых, развлечения), принимать участие в забастовках. Они не могут образовывать в структурах местного самоуправления политических партий, других общественных объединений, кроме профсоюзов. Они обязаны ежегодно, а также при поступлении на муниципальную службу, предоставлять в налоговые органы сведения о полученных доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются предметом налогообложения.

В целях создания и сохранения единого правового поля в РФ Закон предусматривает контроль органов государственной власти РФ и субъектов за деятельностью органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления, принявший противоречащий законодательству РФ нормативно-правовой акт, должен в установленный решением суда срок отменить этот акт или его отдельные положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.

Президент РФ вправе внести в Государственную Думу законопроект федерального закона о роспуске представительного органа власти местного самоуправления и об отрешении от должности главы муниципального образования.

Кроме контроля за правотворческой деятельностью, закон предусматривает ответственность должностных лиц в результате утраты доверия населения, что регулируется уставами муниципальных образований. Ответственность наступает и в случаях нарушения законодательства.

 

[1] Баглай, М.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: учебник для вузов. – М: Изд. НОРМА, 2008. – С. 19.

[2] ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ (в ред от 5 апреля 2005 г.). ИС КонсультантПлюс




infopedia.su

20. Представительный орган местного самоуправления (статус, полномочия, формы работы).

Согласно ФЗ 131, структуру органов МСУ составляют представительный орган (ПО) МО, глава МО, местная администрация, контрольно-счетный орган МО, иные органы и выборные должностные лица МСУ. 1. ПО МО может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом МО определяется правомочность заседания ПО. Заседание ПО не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Заседания ПО проводятся не реже 1 раза в 3 месяца. 2. ПО поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не менее 100 человек. В ином случае полномочия ПО осуществляются сходом граждан. 3. ПО мун. района: 1) может состоять из глав поселений, входящих в состав мун.района, и из депутатов представительных органов поселений; 2) может избираться на мун. выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Инициатива о формировании ПО оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниципального района поселения. ПО городского поселения, мун. района, городского округа обладает правами юр. лица.

В исключительной компетенции: 1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития МО, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в мун. собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации мун. предприятий, а также об установлении тарифов на их услуги; 7) определение порядка участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов МСУ; 9) контроль за исполнением органами и должностными лицами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы МО в отставку. Иные полномочия определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов, уставами МО.

ПО МО заслушивает ежегодные отчеты главы МО, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных органов.

Организацию деятельности ПО МО в соответствии с уставом осуществляет глава МО, а в случае или председатель ПО МО, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности ПО МО предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.

Постоянные и временные комиссии ПО являются их основными вспомогательными депутатскими органами. Они образуются по решению ПО, ему подчинены и перед ним ответственны. Постоянные комиссии, как правило, избираются на заседаниях (сессиях) ПО на срок его полномочий из числа депутатов в составе председателя и членов комиссии. Временные комиссии действуют в течение определенного срока. Наиболее распространенными являются комиссии по социальной политике, бюджетным отношениям и т.п. Основной организационно-правовой формой работы ПО является заседание (сессия), на котором он решает вопросы отнесенные к его ведению законодательством и уставом муниципального образования.

ПО осуществляют свои полномочия непосредственно только на заседаниях (сессиях) и принимают на них решения в коллегиальном порядке. Сессия — это совокупность заседаний ПО с участием всех депутатов или как минимум такого числа депутатов, при котором уставом МО сессия признается правомочной, а также всех других форм деятельности представительного органа.

studfiles.net

Органы местного самоуправления

1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст.15).

2. Исполнительный орган — уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно, а также представительному органу местного самоуправления.

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, и должностные лица местного самоуправления.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

studfiles.net

Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится .местное самоуправление.

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции.

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

Важное значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.

3. Обеспечение развития соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.

Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *