12. Основные черты демократических режимов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Контрольная работа
ПОЛИТОЛОГИЯ
Выполнила:
гр. ЭКнз –
Шифр –
Методический комплекс для студентов заочного факультета всех специальностей
Год издания: 2001
План:
1. Демократия, ее сущность, критерии и принципы.
2. Основные разновидности демократических режимов.
3. Политические процессы, какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают?
Введение
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе.
1. Демократия, ее сущность, критерии и принципы.
Демократия — (от древнегреческого DEMOS — народ и CRUTOS — власть) — народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства. Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие — т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса. Современная демократия — это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода — равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство — это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:
Первый подход — этимологический, т.е. рассматривающий происхождение и изначальное значение термина «демократия». Дословно же «демократия» переводится с греческого языка на русский как «народовластие», или, по сделанной в XIX в. американским президентом А. Линкольном расшифровке, «правление народа, избранное народом и для народа». То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия — это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством.
Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово «демос» одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия «демократия» снова от нас ускользает.
Кроме того, при этом остается неясным, как конкретно народ осуществляет свою власть при народовластии? Какие условия должны быть для этого созданы? Должны ли при этом существовать какие-либо ограничения власти народа?
Второй поход — нормативный — состоит в понимании демократии как определенного идеала общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.
Сразу же бросающаяся в глаза слабость данного подхода состоит в том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества (в реальности зачастую недостижимы даже формальная свобода и равенство, а братство — вообще не политическая категория), противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет равенство, а равенство — свободу).
Третий подход — социально-политический — трактует демократию как массовое общественное движение за осуществление демократических целей и идеалов. Как полагают специалисты по политической истории, оно возникло в Новое время в странах Европы под флагом борьбы с абсолютизмом за права третьего сословия, пережило несколько волн и продолжает действовать и поныне.
Слабость этого подхода к пониманию природы демократии заключается в том, что остается неясной связь массового устремления к демократии, массовых движений под демократическими лозунгами с реальным достижением демократии. Как показывает исторический опыт, массовые движения под демократическими лозунгами (например, рабочее движение начала ХХ в. в России под руководством РСДРП) могут вести и к тоталитаризму.
Четвертый подход — так называемая «гражданская теория демократии» (российский политолог В. Махнач и др.) — рассматривает ее не просто как власть большинства (толпы), а именно как власть сознательных, активных, цивилизованных и политически культурных граждан. Главной проблемой понимаемой таким образом демократии является то, что такие граждане, как правило, составляют меньшинство общества.
Пятый подход — негативный — рассматривает демократию буквально как власть черни и толпы, власть людей с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои (так, например, понимали демократию ее античные критики — Платон, Аристотель, Фукидид, так толкуют ее некоторые современные правые и консерваторы).
Слабость этого подхода — в его очевидной односторонности, поскольку ни в одном социальном явлении, тем более таком сложном и многогранном, нельзя видеть одни только отрицательные стороны.
Шестой подход — эмпирический (эмпирия — непосредственное чувственное восприятие событий и явлений окружающего мира) — призывает отойти от рассмотрения идеальных и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая она есть на самом деле.
С позиций этого подхода демократия представляется как форма правления, основанная на свободной и честной конкуренции политиков в борьбе за власть с добавлением еще некоторых признаков — подотчетность правительства парламенту, власть закона, открытость общества, уважение к частной собственности и правам граждан, и т.д.
Слабость такого понимания демократии проявляется в том, что, несмотря на отвлеченный характер идеальных моделей демократии, определенный идеал все-таки нужен для того, чтобы на него можно было ориентироваться в реальной политической жизни и усовершенствовать действительность.
Полезность же этого подхода состоит в том, что он выделяет некоторые наиболее общие признаки демократии как реального явления. С точки зрения известного американского политолога Р. Даля, современная развитая демократия опирается на семь основных институтов:
1) Суверенитет народа и выборность высших должностных лиц — т.е. народ как высший источник власти выбирает политических руководителей и может периодически сменять их;
2) Свободные и честные выборы — т.е. выборы с реальной конкуренцией и равенством шансов претендентов, без всякого принуждения избирателей к голосованию;
3) Всеобщее голосование, т.е. положение, когда практически все взрослые дееспособные граждане имеют право голосовать на выборах;
4) Право претендовать на выборные должности, которым также должны обладать практически все дееспособные взрослые граждане;
5) Свобода слова — т.е. граждане должны иметь право свободно выражать свое мнение по самому широкому кругу политических и общественно значимых вопросов, критиковать политическую власть, ее политику и господствующую идеологию;
6) Альтернативная информация — т.е. в демократическом государстве помимо официальных должны существовать альтернативные источники информации, к которым граждане могли бы регулярно обращаться;
7) Независимость организаций — граждане должны иметь право с целью защиты своих интересов создавать независимые от государства объединения — ассоциации, политические партии, группы давления, и т.д.
Все это, как принято сегодня считать, в совокупности и составляет сущность реальной демократии.
Основополагающий принцип демократического правления — участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолковании этого принципа. Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж. Ж. Руссо, понимает это участие как прямое правление народа. По Руссо, народ сам способен выразить свою единую волю; общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительства и составления законов.
Теория представительной демократии отрицает наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа, по мнению сторонников этой теории, невозможно уже потому, что люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов. Эти группы избирают своих представителей в органы власти. Принцип соучастия всех граждан в формировании органов власти и реализации ее решений в данной концепции отходит на второй план, а на первый выдвигается принцип ответственного и компетентного правления. Источником власти признается народ, который выражает свою волю не прямо, а опосредованно через своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. В этом случае, с одной стороны управлением занимаются специально подготовленные люди, а с другой стороны, их деятельность может быть эффективной, поскольку опирается на поддержку большинства населения.
Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств, можно выделить следующие основные принципы демократического режима:
Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.
Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается не возможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.
Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.
Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено — разрешено».
Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы
власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе, если для этого нет ограничений установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.
Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.
Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство — это правовое государство. Правовое государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.
Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые институционально рассредоточены. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.
Сформировались и свободно, без вмешательства государства действуют институты, и организации гражданского обществ развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.
Политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с результатами выборов политические партии, на бравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статуса правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные партии должны пользоваться теми же политическими правами и свободами, как и находящаяся у власти правящая партия.
Политический плюрализм дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и свободно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей.
Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.
Полиция, спецслужбы и армия — важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.
Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.
studfiles.net
Основные черты демократии, что характерно для демократического государства
Наилучшие условия для социального, экономического и культурного прогресса, для движения к идеалам свободы, справедливости, гуманизма создаются в демократических государствах.
Подлинно демократическое государство характеризуется в настоящее время следующими важнейшими принципами:
1. Полновластие народа – единственным источником власти в стране являет народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
2. Верховенство права во всех сферах жизни и наличие эффективных форм контроля за реализацией законов;
3. Незыблемость прав и свобод личности, ее правовая защищенность; правовые нормы устанавливаются не только ответственностью граждан перед государством, но и ответственностью государства перед гражданами;
4. Социальный характер государства – политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
5. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
6. Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти, наличие действенных средств против злоупотребления властью;
7. Идеологическое многообразие – никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
8. Политическое многообразие – общественные объединения и партии равны перед законом;
9. Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.
Важнейшими условиями, без которых немыслимо существование демократического государства, является достаточно высокая политическая культура граждан, позволяющая им самостоятельно оценивать действия политиков, и сила общественного мнения, способная заставить органы власти прислушиваться к нему. Следует иметь в виду, что при всех своих достоинствах демократия не является идеальным способом решения любых вопросов. Эффективность ее тем выше, чем выше нравственный уровень общества, чем больше в нем ценится честность и порядочность, чем больше государственные органы и чиновники делают для того, чтобы заслужить доверие граждан.
Гражданское общество есть сфера реализации частных (негосударственных) интересов отдельных индивидов. Гражданское общество включает в себя правовое государство. Как отмечал Гегель, гражданское общество — относительно независимая сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства. Но государство не должно позволять превращаться гражданскому обществу в арену «войны всех против всех». Отношение между гражданским обществом и государством – пример единства противоположностей. С одной стороны, они взаимно дополняют друг друга до целостности, представляющей общество как таковое. Но с др. стороны, это противоречивое единство, связанное с диаметрально противоположными сущностями рассматриваемых явлений.
Структура гражданского общества сложная и специфическая. Она включает в себя почти все элементы общества за исключением государства.
Наиболее важные структурные единицы гражданского общества в экономической сфере — мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создаваемые по инициативе граждан; в социальной сфере -семья, органы самоуправления, общественные организации, негосударственные институты; в духовной сфере — средства массовой информации, религиозные институты, добровольные научные, творческие союзы и объединения по интересам.
Гражданское общество несет двойную цивилизационную нагрузку:
а) дополнительно социализирует индивидов, объединяя их по различным основаниям;
б) способствует более прочной интеграции общества в целом.
Итак, гражданское общество — это объединение свободных, независимых индивидов, обладающих определенными правами и способных эти права защитить.
Основные черты демократии
Понятие гражданского общества шире, чем понятие государство. Условия существования гражданского общества:
1) разнообразие форм собственности;
2) политическая демократия;
3) демократическая культура;
4) стабильность общества.
При этом оно предполагает наличие государства, способного защитить интересы гражданина от посягательств других граждан и самого государства при помощи правовой системы. В развитом гражданском обществе индивид встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института.
Наличие в обществе множества разделительных граней препятствует закреплению конфликта, способствует развитию культуры поиска согласия, культуры компромисса, например, «монолитный» СССР – партия и народ, оказалось очень легко разрушить данное «сооружение», при наличии гражданского общества структура будет ячеистой, чем больше различных форм гражданского общества, тем больше будет различных интересов у населения, тем более прочным будет такая структура.
Духовная жизнь
Основными элементами духовной жизни общества являются:
ü духовная деятельность;
ü духовные ценности;
ü духовные потребности людей;
ü духовное потребление;
ü индивидуальное сознание;
ü общественное сознание.
Духовнаядеятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникаютдуховные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с ихдуховными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называетсядуховными отношениями.
Индивидуальное сознание человека—восприятие им отдельных сторон бытия.
Общественное сознание
Общественное сознание — это совокупность общественных идей, знаний, целей, ценностей и т.п., выраженная в естественном или искусственных языках или объектах культуры.
В структуре общественного сознания выделяют: уровни и формы общественного сознания. Формы общественного сознания отражают все многообразие общественных связей и отношений. Уровни отражают ступени развития общества. Обыденно-практический уровень – общественная психология, которая отражена в нравах, традициях, обычаях данного народа. Теоретический уровень – общественная идеология, в которой отражены коренные интересы народа.
Формы общественного сознания действуют как на обыденно-практическом, так и теоретическом уровнях общественного сознания.
Читайте также:
Понятие демократии.Демократия – это такой тип политической организации общества, при котором власть осуществляется через прямое народовластие (референдум), либо через представителей, избираемых народом, т.е. на основе представительной демократии (например, выбор депутатов парламента). Целью демократического правления является достижение баланса интересов различных социальных групп.
Представительная демократия является более распространенной, чем референдум. Посредством демократических выборов в органы власти население, различные социальные группы определяют своих представителей, которые будут защищать их интересы. Из-за больших размеров территорий многих государств, а также необходимости решения вопросов, требующих профессиональной подготовки, невозможно или неэффективно регулярное прямое голосовании граждан. В современном мире референдум как форма прямой демократии используется в особых случаях, как правило, при определении дальнейшего развития государства либо при решении принципиально важных для жизни общества вопросов. В остальных случаях власть осуществляется представительными органами – парламентами, собраниями, советами, которые формируются населением на выборах.
Основные признакидемократического устройства современного общества таковы:
– Формирование и осуществление государственной власти в соответствии с волей большинства населения.
– Формирование органов государственной власти, как правило, путем свободных прямых выборов.
– Осуществление в государстве всеобщего равного избирательного права.
– Равноправие граждан при осуществлении их политических интересов, соблюдение свободы слова, свободы мнений, собраний и других политических свобод.
– Наличие в обществе партий, политических объединений, движений и т.д., которые выражают интересы различных групп населения.
Парламентаризм как форма представительной демократии.Парламентаризм – система организации верховной государственной власти, которая характеризуется разделением законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властей при ведущей роли в этой системе парламента.
Парламент (от французского слова parler – говорить) – это государственный орган, который в прошлом, издавая законы, ограничивал власть короля. Родиной парламента является Англия. Позднее парламенты возникли во Франции, Испании. В современном мире парламент как орган представительной власти может носить различные названия – конгресс, совет, народное собрание, дума, национальное собрание и т.д. Но основная функция его остается прежней: принятие законов. В мире получил широкое распространение двухпалатный парламент, в котором есть верхняя и нижняя палаты. Двухпалатный парламент всегда имеется в федеративных государствах; есть он и в некоторых унитарных государствах.
При парламентаризме центр государственной жизни находится в парламенте, где идет постоянная борьба за власть между партиями. Партия, которая имеет в парламенте большинство голосов, становится политически господствующей. Правительство образуется парламентом из числа членов партии, которая имеет большинство в парламенте.
Понятие, черты и формы демократии
Парламент не только принимает законы, но и требует от правительства отчетов о его деятельности, заслушивает министров, имеет право привлечь их к ответственности, отправить в отставку.
Правовое государство и гражданское общество.Государство в демократическом обществе является правовым. Концепция правового государства включает следующие принципы и идеи.
Принцип верховенства (господства) права. Верховенство права означает ограничение государства правом, подчинение всех его органов праву. Право при этом должно быть прогрессивным, гуманным, справедливым. Право обычно выражается в законах, которые приняты согласно демократическим процедурам.
Верховенство права предполагает равенство всех граждан перед законом и судом, реальность их прав и свобод, а также эффективный судебный механизм защиты этих прав. Это означает независимость суда, принятие судебного решения в соответствии с законом, неукоснительное исполнение этого решения.
Принцип разделения властей. Это – основа организации и деятельности правового государства. Он предполагает разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данное разделение обеспечивается специальным механизмом «сдержек и противовесов». Благодаря такому механизму, каждая ветвь власти воздействует на другую, ограничивая ее. Например, в некоторых странах парламент имеет право избирать президента, а президент, соответственно, обладает правом в строго оговоренных случаях распустить парламент. Тем самым обеспечивается независимость президента от парламента, достигается «баланс» власти.
Во многих государствах у президента есть право «вето» — право не подписывать закон, который принял парламент, и возвратить этот закон в парламент на повторное рассмотрение. В таком случае для принятия этого закона уже недостаточно согласия простого большинства членов парламента, а требуется «квалифицированное большинство», или практически полное согласие парламента. Действует механизм «сдержек и противовесов» и при назначении главы исполнительной власти, например, премьер-министра. Так как это важная фигура на политической арене государства, она должна быть компромиссной — и парламент, и президент должны быть согласны с выдвинутой кандидатурой. Во многих государствах предусмотрено назначение премьер-министра с участием и президента, и парламента.
Идея гражданского общества как социальной основы правового государства. Гражданское общество представляет собой добровольно сложившуюся систему экономических, политических, социальных, культурных связей между людьми. Самостоятельно сформированные группы людей, организованные ими самими, без участия государства, составляют гражданскую основу общества. Этими группами могут быть какие-либо массовые движения, партии, любые общественные объединения, клубы по интересам, домовые комитеты, органы местного самоуправления, религиозные общины, хозяйственные корпорации, семьи, — любые «ячейки» социального организма, для существования которых не требуется непосредственного управляющего воздействия со стороны государства. Отношения между государством и данными общностями людей регламентируются четко определенными правовыми нормами.
В настоящее время конституции многих государств, в том числе и Республики Беларусь, отразили идеи и принципы правового государства. В соответствии с теорией правового государства, права и свободы каждого человека должны реализовываться так, чтобы они не нарушали прав и свобод других людей. Так, участники дорожного движения должны соблюдать все правила, не мешать движению и не создавать помех другим транспортным средствам. В любых других отношениях между людьми должен соблюдаться этот же подход. Например, если кто-то принимает гостей, устраивая шумную вечеринку, то он не должен забывать о праве соседей на тишину после 23.00. Подобные ограничения должны быть оформлены правовым способом, т.е. закреплены в законе. Все правовые процедуры, будь то наложение административного взыскания либо выборы депутата, должны быть детально регламентированы.
Итак, гражданское общество – это система негосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Несходство интересов и потребностей различных социальных и политических субъектов довольно часто приводит к конфликтам. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет в полной степени демократическим.
Права человека.В трактовке прав человека можно выделить различные подходы. Теория естественного права рассматривает права человека как естественные, неотчуждаемые, присущие каждому человеку от рождения, не зависящие от государства. Государство должно только обеспечивать эти права, помогать их реализации. Позитивная теория права, напротив, рассматривает права человека как дарованные ему государством.
В демократических государствах мира воспринята естественная теория прав человека. Такая же модель прав человека закреплена и в Конституции Республики Беларусь.
Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Этот день во всем мире отмечается как День прав человека. Также существуют два знаменитых Пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые под эгидой ООН. Участниками этих Пактов является Республика Беларусь.
В Европе действует Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод. На базе Конвенции работает Европейский Суд по правам человека, который обеспечивает соблюдение государствами, подписавшими Конвенцию, предусмотренных в ней прав и свобод.
К основным личным, гражданским и политическим правам можно отнести: право на жизнь; право на защиту от пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания; право на защиту от рабства и принудительного труда право на свободу и личную неприкосновенность; право свободно передвигаться и выбирать место жительства право покидать свою страну и возвращаться в неё право на справедливое судебное разбирательство; право на защиту от наказания, не предусмотренного законом; право на равную защиту закона без какой-либо дискриминации; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения собственного мнения и получение информации; право на мирные собрания и ассоциации; право на уважение частной и семейной жизни; право участвовать в ведении государственных дел непосредственно или путем участия в свободных выборах.
Основные экономические, социальные, культурные права следующие: право на защиту собственности; право на труд и справедливые и благоприятные условия труда; право на социальное обеспечение; право на образование.
При этом, согласно статье 2 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит. Ограничения прав и свобод возможны только в строго оговоренных случаях, и эти случаи должны быть перечислены в конституции государства или в законе.
Правовым является такое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, равная ответственность всех перед законом, четкое разделение властей, гарантированность прав человека и достаточно высокая правовая культура населения.
Вопросы и задания:
1. Что такое демократия?
2. Чем характеризуется парламентаризм?
3. Перечислите признаки правового государства. Раскройте их сущность.
4. Какова главная цель существования и деятельности гражданского общества?
5. Как осуществляются взаимоотношения между гражданским обществом и демократическим государством?
6.Можно ли поставить знак равенства между гражданским обществом и обществом в целом? Почему?
7.Каковы основные права человека? Чем гарантируется их выполнение?
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 5641 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…
Понятие, черты и формы демократии
Рассмотрим понятие демократии, определим черты и формы демократии.
Понятие демократии
Как известно, понятие демократия означает народовластие. Однако в реальной жизни ситуация, при которой весь народ реализовывал бы политическое властвование, пока нигде не имела места. Подобная ситуация является своеобразным идеалом, к которому следует стремиться. При этом существует ряд государств, которые в данном направлении продвинулись наиболее далеко (Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария).
Черты демократии
К основным чертам демократии следует отнести следующие:
– функционируют правовое государство и гражданское общество;
– решения принимаются большинством при учете интересов меньшинства;
– центральные и местные органы власти являются выборными, сменяемыми и подотчетными избирателям;
– силовые ведомства (полиция, разные виды органов безопасности, вооруженные силы) находятся под постоянным гражданским контролем;
– провозглашаются и реально обеспечиваются свободы и права человека;
– широко применяются методы убеждения и компромисса;
– реально действует принцип разделения властей;
– имеется плюрализм, различные виды взглядов на пути и способы развития государства, многопартийность, легальная политическая оппозиция;
– широко распространена гласность и отсутствует цензура.
Формы демократии
Выделяют две основные формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная.
Прямая демократия предполагает реализацию власти самим народом без политических посредников. Это объясняет название данной формы – «непосредственная демократия». Она проводится в жизнь посредством институтов прямой демократии: референдумы, выборы на основе всеобщего избирательного права, сходы и собрания граждан, петиции, митинги, демонстрации.
Выборы и референдумы как формы вышеуказанных институтов обычно четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, законами), имеют императивный (обязательный) характер, не предполагают санкции (разрешения) государственных структур.
4.Демократический режим: основные черты, опыт демократии в России.
Другие формы институтов прямого народовластия обладают консультативным характером.
Однако вне зависимости от юридической природы разных форм демократических институтов их воздействие на механизм принятия политических решений значительно, поскольку в них отражается воля и мнение народа. Референдум имеет широкое распространение и применение в таких странах, как Италия, Швейцария, Канада.
К достоинствам прямой формы демократии можно отнести:
– предоставление более широких возможностей (в сравнении с представительной формой демократией) для выражения мнения граждан и их участия в общественно-политической жизни;
– большую легитимизацию власти;
– определенный контроль над политической элитой.
К недостаткам прямой демократии следует отнести:
– сложность и дороговизна реализуемых государственных и общественных мероприятий;
– отсутствие устойчивого желания у большинства населения заниматься управленческой и политической деятельностью;
– невысокая эффективность принимаемых решений, что объясняется непрофессионализмом большинства «правителей».
Представительная демократия позволяет реализовывать властные полномочия представителям народа (депутатам), которые призваны выражать интересы разных классов, слоев, социальных групп, партий, общественных организаций.
К достоинствам представительной формы демократии следует отнести то, что она:
– предоставляет больше возможностей (по сравнению с прямой демократией) для принятия грамотных и эффективных решений, так как в данном процессе обычно участвуют профессионалы, компетентные лица и специализированные органы;
– рациональнее устраивает политическую систему, что позволяет каждому субъекту заниматься своим делом.
К недостаткам представительной формы демократии можно отнести:
– развитие коррупции и бюрократии, возможность злоупотребления властью;
– принятие и реализация решений в интересах владельцев крупного капитала, различных лоббистов, государственных деятелей;
– отрыв выбранных представителей от народа.
Сами демократические режимы также могут быть весьма неоднородными. В частности, особыми их разновидностями являются консервативно-демократические и либерально-демократические режимы, каждый из которых имеет специфические черты.
Либерально-демократические режимы отличаются тем, что фокусируются на приоритете личности, прав и свобод человека, а роль государства сводят к защите прав, свобод и собственности граждан.
Консервативно-демократические режимы опираются в большей мере не на конституцию, а на политические традиции, выступающие основой данных режимов.
Следует отметить, что подобная дифференциация указанных режимов является весьма условной.
magictemple.ru
Черты и формы демократии
Демократия предполагает обеспечение народовластия, т.е. власти народа. Однако в реальных условиях сложно реализовать форму непосредственного участия всех граждан в принятии государственных решений.
Каждое государство по-своему решает данную проблему и формирует свой собственный подход к построению формы политического режима.
К основным чертам демократии как политического режима принято относить реализацию следующих моментов:
– провозглашены и реально гарантированы права и свободы человека;
– решения принимаются большинством при учете позиции меньшинства;
– реализуются принципы гражданского общества и правового государства;
– выборность и сменяемость представителей органов государственной власти;
– силовые структуры (армия, полиция, органы безопасности и т.д.) действуют вне зависимости от политических сил и служат на благо общества;
– преобладают методы убеждения и стремление достигнуть компромисса;
– реализуется политический плюрализм и принцип многопартийности;
– обеспечивается реальное соревнование политических партий,
– существует легальная и самостоятельная политическая оппозиция;
– обеспечивается гласность и свобода СМИ от цензуры;
– реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Демократия как политический режим осуществляется при помощи двух форм: прямая демократия и представительная демократия.
Прямая (непосредственная) демократия предполагает реализацию властных функций народом без участия политических посредников. Она обеспечивается посредством задействования следующих институтов прямого народовластия:
– выборы на основе всеобщего избирательного права;
– референдумы;
– сходы и собрания граждан;
– митинги и мирные демонстрации;
– петиции;
– всенародные обсуждения.
Преимущества прямой демократии состоят в том, что она:
– во-первых, расширяет возможности граждан для выражения своих интересов и участия в политической жизни;
– во-вторых, в большей степени обеспечивает легитимизацию власти;
– в-третьих, способствует эффективному контролю за работой политических деятелей и сил и т.п.
К недостаткам прямой демократии следует отнести:
– во-первых, отсутствие огромного реального интереса у большинства заниматься государственной управленческой деятельностью;
– во-вторых, значительные расходы и сложность в проведении демократических мероприятий;
– в-третьих, малая эффективность принимаемых решений по причине непрофессионализма большей части «управителей» и т.д.
Представительная демократия предполагает реализацию власти представителями народа. При представительной демократии ими могут выступать: депутаты, политические партии, общественные организации и другие представители выборных органов исполнительной и законодательной власти, которые должны выражать интересы соответствующих социальных групп и слоев населения.
Преимуществом представительной демократии выступает то, что она создает более благоприятные условия для принятия эффективных решений, так как расширяется сфера участия в них компетентных профессионалов. Также положительным результатом представительной формы демократии является более эффективная организация работы политической системы страны и т.д.
Недостатками представительной формы демократии принято называть:
– потенциально возможное развитие бюрократии и коррупционных схем;
– последующее отстранение представителей власти от интересов своих избирателей вплоть до следующих выборов;
– принятие решений в интересах крупных предпринимателей, лоббистов, а не большинства населения и т.д.
Таким образом, вышеуказанные черты демократии отличают её от авторитарного и тоталитарного режимов. При этом формы демократии также имеют разновидности, которыми выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы.
Либерально-демократические режимы отличаются приоритетом прав и свобод личности, а роль государства заключается в их защите.
Консервативно-демократические режимы основываются не столько на положениях Конституции и законодательства, сколько на политических традициях данного государства и общества.
lecu.ru
основные черты, опыт демократии в России.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д.р. основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях Д.р. народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти.
Характерные черты демократического режима: 1)Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. 2)Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. 3)Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства.4)Равенство прав граждан на участие в управлении информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
Признаки демократии:
1. Гарантии основных прав человека каждому индивидууму по отношению к государству и власти, любой социальной группе (в особенности религиозным институтам), и другому индивидууму.2. Разделение властей:
-исполнительная власть
-законодательная власть
-судебная власть
3. Свобода слова и выражения собственного мнения, свобода собрания, свободная пресса.4. Свобода вероисповедания.5. Право избирать и быть избранным (один человек, один голос).6. Равенство всех перед законом.
Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.
5. Политический режим современной России.
После десятилетия советской истории, господства авторитарного и тоталитарного политического режима, во второй половине 80-х — начале 90-х годов в России начался переход к демократическому политическому режиму.
С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ.
В президентской республике России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения ветвей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.
К примеру, законодательная власть Федерального Собрания ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов. В связи с концентрацией власти в руках исполнительных органов, главы государства и правительства, парламент отходит на задний план.
Отсутствие «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений, конфронтации между различными группами населения и властью, вызывает массовое нарушение элементарных прав и свобод граждан России, их права на жизнь, удовлетворение элементарных прав и потребностей в еде, одежде, жилье.
Становление демократизма в России далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами:
Во-первых, наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.
Во-вторых, переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима, десятилетиями господствовавшего в стране, в условиях системного кризиса российского общества и перманентных попыток на протяжении 20 лет его реформировать.
В-третьих, в процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового, социального государства — расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты зарплаты, непопулярные социальные реформы.
Наконец, в менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопическое ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок, изменит жизнь к лучшему.
Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.
studfiles.net
4. Главные черты демократического режима. А) возникновение и основные черты
Слово «демократия» происходит от двух греческих слов: «demos» — народ и «kratein» — властвование. В буквальном смысле слова это означает власть народа, народовластие.
Впервые это понятие встречается у Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит не одному лицу или группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на управление государством. Со временем из греческого это слово перешло во все языки мира и стало одним из наиболее употребляемых, постепенно наполняясь все новым содержанием.
В настоящее время демократию рассматривают:
как форму устройства любой организации, как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решений большинством;
как идеал общественного устройства общества, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;
как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.
Демократический режим Черчиль определил как худшую из всех систем за исключение остальных. Безусловно, и демократия не лишена недостатков, есть там и элементы насилия, и свобода слова далеко не в полной мере осуществляется. Но как верно заметил К. Поппер, «демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а только для того, чтобы избежать тирании». Ничего лучшего человечество еще не придумало.
Становление современной парламентской демократии процесс длительный и сложный. Начинался он на площадях Древней Греции, куда для решения общих дел собиралось все взрослое население полиса и пригородов.
Но даже тогда, в пору расцвета полисной демократии участие в народном собрании принимало не более 2% населения. Из 25-30 тысяч жителей Афин на народное собрание приходило 2-3 тысячи (крестьяне часто были заняты сельхоз. работами, рабы и женщины право голоса не имели). Все органы управления были выборные, в том числе и суд. Для поощерения была даже введена плата за посещение народного собрания. Как видим, даже тогда реального участия всего народа в решении общественных дел не существовало. Со временем воля народа реализовывалась через народное представительство.
За свою историю демократия знала такие формы:
прямая, непосредственная демократия: первобытнообщинная, военно-племенная (у древних германцев, славян). Формы прямой демократии знало и средневековье: на Западе – Женева, Венеция, Флоренция; в России – Новгород и Псков; в Украине – Запорожская Сечь.
парламентская, представительная, которая установилась в конце XIX века.
Элементы прямой демократии существуют и в наше время: референдумы, плебисциты, когда по тем или иным важнейшим вопросам проводится опрос всего населения страны.
Афинская демократия отвергала всякое представительство как вид олигархии, но она могла себе это позволить в силу своей малочисленности. В ходе исторического развития механизм волеизъявления народа шлифовался, постепенно воля народа делегируется представителям. Ныне этот институт посредников функционирует в виде высших представительных учреждений – парламентов.
Парламент – это высшее представительное учреждение. По словам С. Коена, «парламент – мать демократии». В США и других странах Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Швеции – риксдагом, в Финляндии и Польше – сеймом. В Украине – это Верховная Рада, в России – Дума. Но суть их одна – это высшие органы представительной демократии.
Исторические корни представительной демократии, а точнее парламентаризма, уходят в глубину столетий. Зародилась парламентская демократия в Англии. Сначала это было собрание вассалов короля (середина XIII столетия). За несколько столетий существования парламентаризма в Англии реальная власть оказалась в руках парламента и правительства, а королю были оставлены представительные функции.
В странах Запада парламентаризм как система правления в основном сложился в последней трети XIX ст., когда было введено всеобщее и равное избирательное право. До этого существовал избирательный ценз, основанный на собственности и высоком налоге. Кстати, женщины были лишены избирательных прав даже в Англии и Германии до конца первой мировой войны.
В структурном отношении различают однопалатный и двухпалатный парламент. Впервые двухпалатность была узаконена в Конституции США 1787г., хотя корни гораздо глубже. Поначалу в двухпалатности усматривали действие принципа «раздельного представительства». Во Франции в конце XVIIIв. Генеральные штаты состояли из трех секций – дворянства, духовенства и третьего сословия. Теперь сословные парламенты почти не встречаются, а вот в условиях федеративного государства наличие двух палат позволяет субъектам федерации влиять на политику союзного государства. Само существование различных палат (а есть они и в унитарных государствах), вызывая между ними разногласия и споры, способствуют рождению политической истины.
Нынешние демократические режимы характеризуются следующими чертами.
Наличие конституции прямого действия, что означает не только провозглашение политических прав и свобод граждан, но их гарантированность. Наличие конституции, даже хорошо написанной, еще ни о чем не говорит (кстати, сталинская конституция была написана вполне в демократическом духе). Речь идет о том, чтобы статьи конституции работали «напрямую», т.е. чтобы граждане имели возможность в своем обращении в суд ссылаться непосредственно на статьи конституции, когда не нужны никакие подзаконные акты. Если домохозяйка в США считает, что нарушены какие-то ее права, она пишет заявление, ссылаясь на статью конституции и уверена, что процесс выиграет. Если же для принятия заявления к судопроизводству требуются подзаконные акты (которые издают министерства и ведомства), то это напрочь может выхолостить демократическую сущность конституции. Дело даже не в написанной конституции, в Англии вообще нет таковой (там все основано на прецеденте), но дай бог и всем другим странам дойти до такой степени демократии.
Государственная власть формируется выборным путем на основе всеобщих, тайных, свободных выборов. Все граждане при таких условиях имеют избирательные права и реальные возможности принимать участие в выборах. Однако, демократия не исключает наличие ценза оседлости, в соответствии с чем право выбирать и быть выбранным во многих странах имеют только те граждане, которые проживают там в течении определенного времени. В то же время остальные ограничения в избирательных правах (по национальному, религиозному, половому, имущественному, профессиональному и другим признакам) недопустимы, так как они противоречат природе демократии.
Реализация принципа разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. С одной стороны, все три ветви власти отделены и достаточно независимы друг от друга, с другой – они постоянно взаимодействуют между собой в процессе формирования и осуществления государственной политики. Каждая из них наделена полнокровными полномочиями. Парламент, являясь высшей законодательной властью, принимает законы и формулирует основные направления внутренней и внешней политики государства. В русле этих направлений исполнительная власть в лице правительства осуществляет свои полномочия. Вместе с тем, правительство владеет законодательной инициативой и совсем не является только послушным проводником линии парламента. Судебна власть независима и от парламента и от правительства. Она осуществляет конституционный надзор и может отменить или приостановить законы, принятые парламентом, а также решения правительства, если они противоречат конституции. Существует определенная система сдержек и противовесов, которые не позволяют сосредоточить власть в одних руках и в одном органе.
Наличие политической конкуренции, т.е. оппозиции. Демократия это власть большинства при уважении мнения меньшинства, поэтому провозглашена свобода деятельности политических партий и других объединений оппозиционного характера.
Гарантия прав и свобод граждан, признание участия народа в делах государства, его влияния на решение основных вопросов жизни общества. Общество не может быть демократичным, если его граждане лишены такой возможности. К первоочередным политическим правам и свободам относятся: свобода слова, убеждений, вероисповедания для всех людей независимо от их расы, пола, языка и религии. В демократическом обществе гарантируется неприкосновенность личности и жилья, запрещаются ограничения в выборе места проживания граждан и их перемещения в своем государстве, обеспечивается право на свободный выезд и въезд в свою страну.
Завершая разговор о политических режимах, заметим, что политический режим и политическая система общества тесно между собой связаны. Все зависит от расположения и взаимосвязей основных элементов. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаику, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.
studfiles.net
Основные черты демократического государства — Мегаобучалка
Наилучшие условия для социального, экономического и культурного прогресса, для движения к идеалам свободы, справедливости, гуманизма создаются в демократических государствах.
Подлинно демократическое государство характеризуется в настоящее время следующими важнейшими принципами:
1. Полновластие народа – единственным источником власти в стране являет народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
2. Верховенство права во всех сферах жизни и наличие эффективных форм контроля за реализацией законов;
3. Незыблемость прав и свобод личности, ее правовая защищенность; правовые нормы устанавливаются не только ответственностью граждан перед государством, но и ответственностью государства перед гражданами;
4. Социальный характер государства – политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
5. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
6. Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти, наличие действенных средств против злоупотребления властью;
7. Идеологическое многообразие – никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
8. Политическое многообразие – общественные объединения и партии равны перед законом;
9. Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.
Важнейшими условиями, без которых немыслимо существование демократического государства, является достаточно высокая политическая культура граждан, позволяющая им самостоятельно оценивать действия политиков, и сила общественного мнения, способная заставить органы власти прислушиваться к нему. Следует иметь в виду, что при всех своих достоинствах демократия не является идеальным способом решения любых вопросов. Эффективность ее тем выше, чем выше нравственный уровень общества, чем больше в нем ценится честность и порядочность, чем больше государственные органы и чиновники делают для того, чтобы заслужить доверие граждан.
Гражданское общество есть сфера реализации частных (негосударственных) интересов отдельных индивидов. Гражданское общество включает в себя правовое государство. Как отмечал Гегель, гражданское общество — относительно независимая сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства. Но государство не должно позволять превращаться гражданскому обществу в арену «войны всех против всех». Отношение между гражданским обществом и государством – пример единства противоположностей. С одной стороны, они взаимно дополняют друг друга до целостности, представляющей общество как таковое. Но с др. стороны, это противоречивое единство, связанное с диаметрально противоположными сущностями рассматриваемых явлений.
Структура гражданского общества сложная и специфическая. Она включает в себя почти все элементы общества за исключением государства.
Наиболее важные структурные единицы гражданского общества в экономической сфере — мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создаваемые по инициативе граждан; в социальной сфере -семья, органы самоуправления, общественные организации, негосударственные институты; в духовной сфере — средства массовой информации, религиозные институты, добровольные научные, творческие союзы и объединения по интересам.
Гражданское общество несет двойную цивилизационную нагрузку:
а) дополнительно социализирует индивидов, объединяя их по различным основаниям;
б) способствует более прочной интеграции общества в целом.
Итак, гражданское общество — это объединение свободных, независимых индивидов, обладающих определенными правами и способных эти права защитить. Понятие гражданского общества шире, чем понятие государство. Условия существования гражданского общества:
1) разнообразие форм собственности;
2) политическая демократия;
3) демократическая культура;
4) стабильность общества.
При этом оно предполагает наличие государства, способного защитить интересы гражданина от посягательств других граждан и самого государства при помощи правовой системы. В развитом гражданском обществе индивид встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института.
Наличие в обществе множества разделительных граней препятствует закреплению конфликта, способствует развитию культуры поиска согласия, культуры компромисса, например, «монолитный» СССР – партия и народ, оказалось очень легко разрушить данное «сооружение», при наличии гражданского общества структура будет ячеистой, чем больше различных форм гражданского общества, тем больше будет различных интересов у населения, тем более прочным будет такая структура.
Духовная жизнь
Основными элементами духовной жизни общества являются:
ü духовная деятельность;
ü духовные ценности;
ü духовные потребности людей;
ü духовное потребление;
ü индивидуальное сознание;
ü общественное сознание.
Духовнаядеятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникаютдуховные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с ихдуховными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называетсядуховными отношениями.
Индивидуальное сознание человека—восприятие им отдельных сторон бытия.
Общественное сознание
Общественное сознание — это совокупность общественных идей, знаний, целей, ценностей и т.п., выраженная в естественном или искусственных языках или объектах культуры.
В структуре общественного сознания выделяют: уровни и формы общественного сознания. Формы общественного сознания отражают все многообразие общественных связей и отношений. Уровни отражают ступени развития общества. Обыденно-практический уровень – общественная психология, которая отражена в нравах, традициях, обычаях данного народа. Теоретический уровень – общественная идеология, в которой отражены коренные интересы народа.
Формы общественного сознания действуют как на обыденно-практическом, так и теоретическом уровнях общественного сознания.
megaobuchalka.ru
содержание и основные черты. Достоинства и недостатки демократии.
Демократический режим — («democratia: — народовластие) — это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении гос-вом. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.
Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (непосредственно принимает участие в решении вопросов) и представительной (народ реализует власть через выбираемые им представительные органы).
В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти — отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки секции, общества и т.п. объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.
Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону.Разделение властей – один из основных принципов демократического режима. Гласность деятельности государства – один из принципов, обеспечивающий открытость работы органов управления, доступность для общественного ознакомления.
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию.
В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет опосредующих звеньев — народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Прямая демократия сегодня используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
Плебисцитарная демократия является другим каналом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяет ее в отдельную группу. Эта форма демократии представляет собой голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом, что в дословном переводе — народное решение.
В представительной демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив доверие от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.
Достоинства демократии:
1. наличие возможности свободного выбора
2. учет мнения большинства
3. отсутствие монополии на власть
4. уважение прав и свобод граждан
5. наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.
Недостатки демократии:
1. опасность тирании большинства
2. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации
3. замедленный процесс принятия решений
4. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)
studfiles.net