Особенности президентской республики – Особенности президентской республики

Содержание

21. Основные особенности и характеристика президентской республики.

Под формой государства мы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного (государственного) права различают две основные формы государства — форму правления и форму государственного устройства, которые также весьма разнообразны. Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления — президентская и парламентарная республика.Президентская республика (дуалистическая) представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Наряду с указанным объединением полномочий главы государства и главы правительства в руках президента президентская республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента. Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий. В свою очередь отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительство возможности применять в отношении общенационального представительного учреждения угрозу досрочных выборов, что является обычной практикой в парламентарных странах. Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем в тех странах, где формально провозглашена парламентарная система. Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных Штатах Америки на основе конституции 1787 года. Система высших органов государственной власти США строится на основе принципа «сдержек и противовесов», согласно которому президент, конгресс и верховный суд наделяются такими полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на друга. Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности — импичмент или отставка. Будучи «главой исполнительной власти», он формирует правительство — кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакой ответственности перед конгрессом кабинет не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса (важнейшее — право обращения к конгрессу с посланиями). Наряду с этим президент сам является важнейшим нормоустанавливающим органом. Конгресс является носителем «законодательной власти», но его деятельность поставлена в зависимость от президента, который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут вызываться и подвергаться допросу в

различного рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями. Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.

studfiles.net

21. Основные особенности и характеристика президентской республики.

Под формой государства мы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного (государственного) права различают две основные формы государства — форму правления и форму государственного устройства, которые также весьма разнообразны. Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления — президентская и парламентарная республика.Президентская республика (дуалистическая) представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Наряду с указанным объединением полномочий главы государства и главы правительства в руках президента президентская республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента. Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий. В свою очередь отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительство возможности применять в отношении общенационального представительного учреждения угрозу досрочных выборов, что является обычной практикой в парламентарных странах. Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем в тех странах, где формально провозглашена парламентарная система. Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных Штатах Америки на основе конституции 1787 года. Система высших органов государственной власти США строится на основе принципа «сдержек и противовесов», согласно которому президент, конгресс и верховный суд наделяются такими полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на друга. Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности — импичмент или отставка. Будучи «главой исполнительной власти», он формирует правительство — кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакой ответственности перед конгрессом кабинет не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса (важнейшее — право обращения к конгрессу с посланиями). Наряду с этим президент сам является важнейшим нормоустанавливающим органом. Конгресс является носителем «законодательной власти», но его деятельность поставлена в зависимость от президента, который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут вызываться и подвергаться допросу в

различного рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями. Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.

studfiles.net

34) Президентская республика: понятие, основные признаки.

— одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики :

. внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

. ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

. более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы

государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”. Республиканская форма правления в США

реализовалась в виде президентской республики: президент республики — глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса. За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти — конгрессом,

президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.

Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти —

конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции.

Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

Исполнительная власть осуществляется Президентом, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом.

Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов. Как уже упоминалось, исполнительная власть в Соединенных штатах принадлежит президенту. Президент США является главой государства и правительства. Его полномочия в сфере государственной деятельности огромны. В отличие от императора Японии, в непосредственном подчинении президента находятся весь государственный аппарат управления.

Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то же лицо может избираться президентом не более двух раз. Избирательная компания по выборам президента начинается задолго до того, как избиратели явятся на избирательные участки, чтобы проголосовать за выборщиков. В

первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько избрано представителей и сенаторов от штата в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа (один штат — один округ) и применяется мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список

выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем другие списки, завоевывает все места от данного штата в коллегии выборщиков.

Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом. Подобное положение сложилось в связи с тем, что в американской практике выборщик рассматривается не как делегат избирателей, который может свободно

проявить свою волю, а как агент партии, обязанный голосовать за кандидата той партии, от которой он избран. В середине декабря выборщики собираются в столицах штатов и голосуют бюллетенями за президента и вице-президента. Результаты голосования по штатам направляются председателю сената. В присутствии членов Конгресса результаты суммируются и официально оглашаются. Избранным президентом признается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков.

Избранный в середине декабря президент вступает в должность 20 января следующего за выборами года. Такой длительный срок необходим президенту, чтобы сформировать президентскую администрацию, кабинет министров, исполнительные правления.

Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов избирается сроком на два года по одномандатным округам. Депутатом может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее

25 лет и проживающее в штате, где находится его избирательный округ. Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет,

достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого избирается. Каждая палата Конгресса имеет свою внутреннюю разветвленную систему вспомогательных органов, которые призваны содействовать выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные

фракции, административно-технические службы.

Председателем палаты представителей является спикер, формально избираемый палатой. Его избрание предопределено, так как он является представителем партийной фракции большинства в палате. Спикер палаты представителей — “третье” должностное лицо в государстве. Он занимает пост президента республики вслед за вице-президентом в случае вакансии. В сенате председательствует в силу должностного положения вице-президент. В случае его отсутствия избирается временный председатель от партийной фракции

большинства.

Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные. Объединенные комитеты включают членов обеих палат Конгресса (экономический, по налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат Конгресса в определенной сфере. Комитет всей палаты — это заседание палаты в полном составе, выступающей в качестве комитета с целью ускорить прохождение какого-либо законопроекта. При этом обсуждение вопроса проходит по регламентарной процедуре комитета. Специальные комитеты носят временный характер. Они создаются для решения какого-либо конкретного вопроса. Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения разногласий между ними по определенному вопросу. Решающая роль в законодательной деятельности Конгресса принадлежит

постоянным комитетам палат. В палате представителей создано 22 постоянных комитета. В сенате работает 16 постоянных комитетов. Постоянные комитеты определяют судьбу каждого законопроекта. Практика свидетельствует, что 90% законопроектов, одобренных постоянными комитетами принимается палатами без поправок.

Финансовые полномочия Конгресса: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы единообразно на всей территории США; уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных

бумаг и монет.

Полномочия в области экономики и торговли: принимать единообразные

законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю с иностранными

государствами и между отдельными штатами.

Военные полномочия: объявлять войну, формировать и обеспечивать армию,

создавать и содержать военно-морской флот.

Иные полномочия конгресса: регулировать порядок приобретения

гражданства США, учреждать федеральные суды.

Определив указанные полномочия, конституция записала, что “конгресс

имеет право… издавать все законы, которые будут необходимы и уместны” для

реализации перечисленных полномочий. Это конституционное положение

позволяет конгрессу расширять свою компетенцию.

Конституция установила для конгресса ряд запретов: не присваивать

дворянские титулы, не нарушать процессуальные права граждан, не облагать

налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать деньги из

казначейства иначе как на основе закона.

Компетенция палат Конгресса не одинакова. Только в палату

представителей могут вноситься финансовые законопроекты. Она формулирует

также обвинения в порядке импичмента в отношении президента республики и

других высших должностных лиц, избирает президента республики в случае,

если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов

выборщиков. Верхняя палата также наделена исключительными полномочиями.

Только сенату принадлежит право ратифицировать международные договоры,

утверждать назначения на высшие должности в государстве, производимые

президентом, решать вопрос о виновности должностного лица в порядке

импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит

абсолютного большинства голосов выборщиков. Сенат рассматривается как

орган, представляющий интересы штатов и обеспечивающий преемственность

государственной власти, с этой целью сенат обновляется по частям.

Конгресс реализует свои полномочия путем принятия законов и резолюций.

Законодательный процесс в Конгрессе США реализуется, как и во многих других

государствах, из следующих стадий: внесение законопроекта, обсуждение и

принятие. Правом внесения законопроекта обладают только члены палат. Причем

законопроекты, как правило, вносятся одновременно представителями и

сенаторами. Практически законодательная инициатива членов Конгресса во

многом определяется посланиями президента республики, в которых прямо

указывается, какие законы следует принять. Обсуждение проходит в трех

чтениях. Первое чтение формально, во время его законопроект регистрируется,

оповещаются члены палат и законопроект направляется в постоянные комитеты.

Во время второго чтения вносятся поправки. При третьем чтении проходит

обсуждение законопроекта с внесенными поправками, внесение поправок (кроме

редакционных) в третьем чтении не допускается. После этого законопроект

ставится на голосование. Третья стадия — принятие законопроекта. После

принятия закона в каждой палате он направляется на утверждение президенту.

В случае разногласий между палатами по какому-либо законопроекту из

членов обеих палат на паритетных началах создается согласительный комитет.

Текст законопроекта, одобренный согласительным комитетом, палаты изменить

не могут. Однако, если палаты вновь проявят несогласие, то создается новый

согласительный комитет или законопроект будет считаться отвергнутым.

В законотворчестве палаты американского Конгресса равноправны: все

законы принимаются с согласия обеих палат.

Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится к так

называемой континентальной системе, т.е. в состав правительства входят все

главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией.

Американская конституция ничего не говорит о кабинете. Тем не менее к концу

двукратного президентства Д.Вашингтона кабинет вошел в обычный

государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никаких

законных оснований для своего существования.

В настоящее время в состав кабинета входят главы 13 департаментов.

Кроме 13 глав исполнительных департаментов членами кабинета являются

президент и вице-президент. Президент может предоставлять ранг члена

кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам.

Американский кабинет является чисто совещательным органом, так как все

решения в пределах полномочий исполнительной власти принимаются только

единолично президентом. Фактически процесс принятия решений может

осуществляться президентом и без участия кабинета в полном составе. Для

этой цели президенты часто создают более узкие совещательные коллегии,

состоящие из наиболее доверенных людей.

Кабинет министров не имеет конституционного статуса. Конституция закрепила

право президента “затребовать мнение…от высшего должностного лица в

каждом исполнительном департаменте…”. Министры назначаются президентом

“по совету и с согласия” сената. Кабинет не принимает никаких

правительственных актов.

studfiles.net

Президентская республика. Признаки президентской республики :: BusinessMan.ru

Вы обращали внимание на то, что страны на форумах высшего уровня представляются людьми, занимающими разные должности? Это происходит из-за того, что, согласно законодательству государств, возглавлять их могут президент, премьер-министр или иное должностное лицо. То есть существуют отличные друг от друга формы государственного устройства. Давайте рассмотрим, что такое президентская республика, чем она отличается от других, каковы ее характерные черты и признаки.

Определение

В демократическом мире формы правления бывают разные. Как правило, важно, кто является фактическим главой государства, имеет право принимать решения. Название «президентская республика» говорит само за себя. Нет нужды даже Конституцию читать. Возглавляет ее президент. Именно это должностное лицо имеет все права. На нем замыкаются важнейшие решения. Как правило, все это описано в законодательных актах. В принципе, устройство любого государства определяется его Конституцией. В этом законе прописывается механизм его функционирования. Также там определяется порядок принятия решений, подчиненности должностных лиц и так далее. Президентской республикой является государство, глава которого имеет всю полноту полномочий. Он, как правило, руководит исполнительной властью. В некоторых случаях – исполняет обязанности главы кабинета министров.

Признаки президентской республики

Важной особенностью таковой формы устройства государства является единоначалие. Вся власть замкнута на президента. Он руководит органами исполнительной власти, назначает министров, принимает их отчеты. Необходимо понимать, что президентская республика – понятие теоретическое. На практике все механизмы ее работы строятся исходя из местной конъюнктуры и традиций. Взять, к примеру, выборы президента. В Мексике они осуществляются прямым всенародным голосованием. В США принято косвенное волеизъявление. То есть люди делегируют свои полномочия специальным «выборщикам». А те уже определяют, кто станет президентом на очередной срок. То есть, повторимся, механизм выборов может быть разным.

Если выбирать главные признаки президентской республики, то нельзя обойти внепарламентский способ формирования правительства. Фактически министров назначает глава государства. Перед ним же они несут полную ответственность. Еще президентская республика характеризуется жестким разделением властей. Это означает, что глава государства не вправе досрочно распустить парламент, а тот, в свою очередь, не может влиять на кабинет министров.

Главная особенность президентской республики

Если смотреть на государство со стороны, не вникая в его законы, то трудно разобраться с формой правления. У президентской республики есть черта, которая видна даже в небольших сообщениях СМИ. Она является очень яркой, что сразу выделяет президента из ряда иных деятелей страны. Дело в том, что президент в таком государстве имеет самые большие полномочия. Не все, конечно. Некоторые достаются и парламенту с правительством. Однако последнее выполняет по большей части совещательные функции. Определяет, что и как делать, президент. Он в некоторых странах возглавляет правительство. Примером могут служить Беларусь, Узбекистан, Казахстан.

В этих республиках работают коллегиальные органы под руководством главы государства. В них вырабатываются решения. Но для их принятия главным является слово президента. Он подписывает документы, обязательные для исполнения любым органом. Он же принимает отчеты руководителей властных структур. В таких странах, как Уругвай или Коста-Рика, министры должны докладывать о своей деятельности членам парламента. Они же наделены полномочиями по их смещению. Но таковые случаи не особо характерны для данной формы правления.

О соблюдении принципов демократии

Может показаться, что государства президентской республики являются тоталитарными. Ведь там очень много полномочий принадлежит одному человеку. Контроль со стороны представительского органа за его деятельностью относителен. Однако в конституции таких государств заложен иной механизм соблюдения демократических принципов. Дело в выборах. Как правило, за главу государства голосуют все граждане. То есть людям предоставляется возможность влиять на процесс определения личности того, от кого в ближайшие годы будет зависеть их жизнь. К примеру, в уже названной Мексике или Египте граждане на участке отдают свой голос за того кандидата, которому доверяют. Выдвижением же их занимаются партии, то есть те же объединения граждан.

Совсем иной механизм предусмотрен Конституцией США. В этой стране граждане голосуют не за самого кандидата в президенты, а за человека, который будет участвовать в плебисците от их имени. Таковой принцип выборов называется косвенным.

Какова форма правления в России?

В источниках на эту тему ведется спор. Некоторые высказывают мысль, что Россия – президентская республика. Другие доказывают, что в стране смешанная форма правления. Опираться следует на Конституцию. Проанализировав разделы, посвященные полномочиям и статусам главы государства, Федерального Собрания и Правительства РФ, исследователи приходят к однозначному выводу. Он заключен в том, что Россия является президентской республикой. Высшее должностное лицо имеет широкие полномочия. Их оппоненты указывают на то, что некоторые из них должны быть подтверждены специальными решениями СФ РФ. Они говорят о полупрезидентской республике. Причем данные специалисты настаивают на слабости парламентаризма в этой стране.

Правительство в президентской республике

Давайте теперь рассмотрим принципы работы исполнительной власти. Она, как правило, более всего влияет на жизнь общества. Принципы демократии предполагают такое устройство власти, когда ее ветви контролируются друг другом. В этом смысле президентская республика не идеальна. Дело в том, что исполнительная власть практически всегда полностью подконтрольна главе государства. Он имеет право назначать на должности министров тех людей, которые ему удобны. Уволить глава государства также может без контроля со стороны общества. Хотя в некоторых странах с президентской формой правления внесены изменения в данный порядок. Там парламент имеет возможность влиять на исполнительную власть. К примеру, контролировать работу членов правительства.

Если же их назначение необходимо согласовывать с парламентом, то нельзя говорить о строго президентской республике. Это уже смешанная форма правления.

Суперпрезидентская республика

В некоторых странах имеет место такая форма правления, когда глава государства обладает всеми властными полномочиями. В таковом случае говорят о суперпрезидентской республике. Власть не разделяется. Один человек руководит всеми ее ветвями, когда они имеются в наличии. Система «сдержек и противовесов», характерная для демократического общества, здесь не работает. Повлиять на президента невозможно. Такая форма правления характерна для восточных стран. Как пример обычно приводят Туркмению или некоторые из латиноамериканских стран.

Заключение

Узнать президентскую республику совсем несложно. В таковом обществе глава государства имеет множество прав и обязанностей. Иные институты только контролируют и сдерживают его.

Соблюдаются ли в таковом случае принципы демократии, разбираться необходимо, исходя из конкретной ситуации. Строительство государства – дело тонкое. Традиции в нем имеют очень большой вес.

businessman.ru

2.2 Особенности президентской республики. Президентская республика

Похожие главы из других работ:

Избирательная система Республики Казахстан

2. Понятие и особенности избирательной системы Республики Казахстан

Институт президента

1.1 Президент и вице-президент в системе исполнительной власти президентской республики

В государствах с республиканской формой правления высшим должностным лицом, как правило, является президент. Его правовой статус, выражающийся прежде всего в объеме полномочий и порядке их осуществления…

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

1. Особенности конституционного развития Французской республики

Франция принадлежит к числу государств, внесших особенно весомый вклад в развитие конституционно-правовой теории, и практики. За годы, прошедшие после Великой французской революции, т.е. за 200 с небольшим лет…

Конституция Французской Республики

3. Характерные черты и особенности Конституции V республики

Основной закон установил республиканскую Форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента…

Основные изменения в конституционно-правовой системе Франции и Англии в ХІХ в.

2.1 Конституция Пятой Республики, ее характерные черты и особенности

Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций и конституционных хартий. Французское конституционное право является одним из наиболее развитых…

Президентская республика

Глава II Классификация президентской республики

Классификация — это процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. Основными критериями…

Президентская республика

§ 1. Классическая модель президентской республики

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления»…

Президентская республика

2. Президент в государстве. Особенности президентской республики

Президентская республика

3. Примеры президентской республики

Республика. Понятие и сущность. Основные формы государственного устройства в зарубежных странах

2. Соединенные штаты америки как пример президентской республики

Сравнительный анализ президентских республик на примере США и Бразилии

1. Понятие форм правления и особенности президентской республики

Сравнительный анализ президентских республик на примере США и Бразилии

1.2 Виды президентской республики

Из всех видов республиканской формы правления президентская республика больше всего соответствует идеям, которых придерживался Монтескье…

Сравнительный анализ президентских республик на примере США и Бразилии

2. Особенности президентской республики в США и Бразилии

Сравнительный анализ президентских республик на примере США и Бразилии

2.1 Особенности президентской республики США

США — президентская республика. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе — Конституционном Конгрессе…

Сравнительный анализ президентских республик на примере США и Бразилии

2.2 Особенности президентской республики Бразилии

По форме государственно-территориального устройства Бразилия федерация (Союз). Она разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того…

pravo.bobrodobro.ru

особенности формы правления и логика организации государственной власти – тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Мартынюк Р.С.

ПРЕЗИДЕНТСКАя РЕСПУБлИКА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМЬ1 ПРАВПЕНИя И ПОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Цель: Исследование отличительных черт президентской республики, определение логики организации государственной власти в соответствующей форме правления, анализ особенностей ком-петенционных взаимосвязей высших органов государства, отражающих специфику так называемого жесткого разделения властей.

Методология. В статье использованы сравнительно-правовой и формально-юридический методы исследования.

Результаты. В данной работе исследованы особенности компетенционных взаимосвязей высших органов государства, присущие «жесткому» разделению властей, определены важнейшие сущностные недостатки президентской республики, неизбежно повторяющиеся в условиях неразвитого гражданского общества и непрочности демократических политических институтов.

Новизна/оригинальность/ценность: Научная и практическая ценность статьи отражена в анализе конститутивных недостатков президентской республики, опасности и последствий их реставрации в президенциализированных республиках постсоветского пространства.

Ключевые слова: форма правления, механизм государства, президентская республика, жесткое разделение властей, система сдержек и противовесов, внепарламентский способ формирования правительства, демократия.

Martyniuk R.S.

PRESIDENTIAL REPUBLIC: SPECIAL FEATURES OF THE FORM OF GOVERNMENT AND LOGIC OF THE ORGANIZATION OF THE STATE POWER

Purpose. To investigate the characteristic features of the presidential republic, to identify the logic of the organization of the state power in the relevant form of the government, to analyze the specific features of the competent interdependence of the supreme government bodies that reflect the peculiarities of so-called tough separation of powers.

Methodology: The comparative legal and formal-legal methods of investigation are applied in this article.

Results: The specific features of the competent interdependence of the supreme government bodies intrinsic to the «tough» separation of powers have been investigated in this article as well as the most important intrinsic disadvantages of the presidential republic that ultimately occur under the conditions of undeveloped civil society and instability of the democratic political institutions have been identified in this publication.

Novelty/originality/value: Scientific and practical value of the article is displayed in the analysis of the constitutive disadvantages of the presidential republic, of the danger and consequences of their restoration in the presidentialized republics of the former Soviet Union area.

Keywords: form of government, state mechanism, presidential republic, «tough» separation of powers, system of checks and balances, non-parliamentary way of government formation, democracy.

Понятие формы правления является ключевой категорией в раскрытии институциональных и нормативных особенностей организации государственной власти. В современной литературе по государствоведению форма правления традиционно определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства [12, с. 141].

Форма государства определяется ее содержанием, которое образуют прежде всего высшие органы государственной власти. Последние составляют основу совокупности структурных элементов формы правления. Вместе с тем, высшие органы государства пребывают между собой в определенных нормативно установленных взаимоотношениях. Эти взаимоотношения и выража-

ют ту или иную форму (внутреннюю структуру, внутреннюю организацию) государства, придавая ей содержательную целостность. Поэтому хотя форма правления является структурной организацией государственной власти и отражает «структурный тип государства», компетенцион-ные взаимосвязи между высшими органами государства являются ее важнейшими системообразующими элементами. По сути, без понимания особенностей компетенционных взаимосвязей между высшими органами государства невозможно понимание конститутивных черт конкретных форм правления. Таким образом, понятие формы государственного правления раскрывается не только в анализе организации высших органов государственной власти, но и в анализе устойчивых

взаимоотношений между этими органами. Итак, элементами формы государственного правления являются совокупность способов и порядок формирования высших органов государства, принципы их организации и взаимодействия, способ распределения полномочий между ними и их взаимной ответственности [1, с. 738].

Форма правления отражает как институциональные, так и нормативные особенности организации государственной власти, поскольку сущностные характеристики любой формы правления всегда выражены в ее конституционно-правовых признаках.

Форма правления институционализирует ком-петенционные взаимосвязи прежде всего между теми высшими органами государства, которые функционально сочетаются с законодательной и исполнительной властями, а также отражает нормативно-институциональные особенности организации самой исполнительной власти [13, с. 126]. Упомянутые взаимосвязи, будучи охвачены единой нормативной системой, характеризуются целостностью и относительной стабильностью. Более того, форма правления является совокупностью высших органов государства, компетен-ционные взаимосвязи между которыми отражают определенную логику организации власти. В этом отношении любой тип формы правления с неизбежностью должен проявлять присущую только ему логику взаимосвязей между своими элементами. Критическое нарушение необходимой внутренней взаимозависимости и взаимообусловленности элементов несет в себе угрозу возникновения неразрешимых противоречий в действиях органов государственной власти, в конце концов, влечет нефункциональность формы правления.

Как способ организации государственной власти форма правления определяет соответствующий набор органов власти, роль и место каждого из них в механизме государства. Хотя в качестве формообразующих (таких, которые решающим образом влияют на структурную организацию государства) высших органов власти в современных государствах выступают глава государства, парламент и правительство, адекватное понимание формы правления невозможно без учета правового статуса высшего судебного органа общей юрисдикции (или совокупности высших специализированных судебных органов), органа конституционной юрисдикции. Объективно, что проблематика формы правления связана с анализом функциональной природы ее упомянутых структурных составляющих.

Президентская республика стала исторически первой классической республиканской формой правления. Ключевыми признаками президентской республики являются легитимация власти главы государства прямо или косвенно избирательным корпусом, а также осуществление президентом функций главы государства и главы исполнительной власти.

В этой форме правления (о чем, в частности, наглядно свидетельствуют композиция и содержание конституций ряда государств с президентско-республиканской формой правления) буквально воспринята и реализована идея Ш.-Л. Монтескье об осуществлении всех функций государства органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Упомянутая идея иногда непосредственно сформулирована в соответствующих основных законах. «Верховная власть Федерации делится для своего осуществления на законодательную, исполнительную и судебную», — закреплено, например, в Конституции Мексики 1917 г. (ст. 49) [4]. Такой подход предусматривает применение так называемого жесткого разделения соответствующих властей и объясняет необходимость структурно-функциональной интеграции президента в одну из них. Принимая во внимание объективное функциональное тяготение президента к исполнительной ветви власти, выбор в пользу его отождествления с этой ветвью в президентской республике выглядит вполне логичным.

«Жесткость» разделения властей предполагает значительную автономию органов власти относительно друг друга, с точки зрения как их организации, так и деятельности, в частности, сравнительно ограниченное число легальных инструментов функционального проникновения органов власти в сферу компетенции друг друга -сдержек и противовесов. В формально-правовом плане взаимосвязь между законодательной и исполнительной властями в условиях их жесткого разделения выражается лишь в том, что органы исполнительной власти обязаны выполнять законы, принятые парламентом. При таком подходе правительство рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на парламент, кроме права отлагательного вето, которое принадлежит президенту фактически как главе государства.

Такие характерные для классической прези-дентско-республиканской формы правления элементы системы сдержек и противовесов, как законодательное вето президента, импичмент главы государства, а равно и финансовые прерогативы парламента, «восходят к идеям, изложенным

Монтескье в его знаменитом трактате «О духе законов» [2, с. 54].

Идея жесткого разделения властей предполагает отсутствие у президента (как и у возглавляемых им исполнительных органов) права законодательной инициативы. Соответствующее правило, однако, соблюдается в президентских республиках далеко не повсеместно. Например, органы исполнительной власти конституционно определены субъектом права законодательной инициативы практически во всех латиноамериканских президентских республиках.

Отсутствие у главы первой президентской республики — президента Соединенных Штатов Америки права законодательной инициативы также несло в себе отпечаток взглядов Ш.-Л. Монтескье, который считал, что исполнительная власть не должна иметь соответствующего права: «Нет даже необходимости, чтобы она (исполнительная власть — Р.М.) вносила свои предложения» [7, с. 198]. Такая особенность жесткого разделения властей имеет свою логику: в классической президентско-республиканской форме правления отсутствие у высшего органа исполнительной власти права законодательной инициативы корреспондирует внепарламентскому способу формирования правительства. Как следствие, орган законодательной власти оказывается лишенным эффективных рычагов влияния на процесс формирования руководящего звена в системе органов исполнительной власти и возможности определять правительственный курс, как и само правительство — возможности активно и непосредственно влиять на законодательную политику парламента. Жесткость разделения властей отражается и в том, что президент, который олицетворяет исполнительную ветвь власти и возглавляет правительство, не может распускать парламент, а последний, в свою очередь, не имеет права увольнять должностных лиц исполнительной власти, если они только не нарушили закон. В своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента.

Наличие у президента права досрочно прекращать полномочия парламента, полагали отцы-основатели Соединенных Штатов Америки, деформировало бы конституционно установленную систему сдержек и противовесов и повлекло бы доминирование в механизме государства исполнительной ветви власти (президента).

Классической президентской республике присуща специфическая рациональность института главы государства, в этой форме правления вся полнота исполнительной власти принадлежит

президенту. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. (разд. 1 ст. II), например, гласит: «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов» [6, с. 289]. «Исполнительная власть возлагается на Президента Филиппин», — указано в Конституции Филиппин 1987 г. (ст. 1 ч. VII) [5]. В президентской республике правительство как независимый коллегиальный высший орган исполнительной власти отсутствует. Последнее обстоятельство объективно предполагает отсутствие должности премьера и института контрасигнатуры. Хотя в Бразилии, например, введены должности министров, и применяется формальная контрасигнация актов президента профильным министром, министры не могут отказаться от скрепления актов президента и лишены возможности принимать самостоятельные решения. Это административные министры. Такой же характер власти государственных секретарей (эквивалент министров) в Мексике — другой президентской республике. Конституция Мексики 1917 г. (ст. 89, 92) устанавливает требование контрассигнации всех актов президента профильными секретарями, однако последних президент имеет право «назначать и смещать по своему усмотрению» [4]. Приведенные особенности организации исполнительной власти исключают любое дублирование и конкуренцию полномочий в сфере ее компетенции. Это объясняет, почему президентской республике не известен дуализм исполнительной власти — обязательный атрибут смешанной республиканской формы правления, в которой президент и премьер-министр часто соперничают между собой за доминирующее влияние на правительственную деятельность. При этом формирование администрации главы государства никоим образом не связано с парламентской инвеститурой — этот институт соответствующей форме правления также не известен. Способ формирования правительства в прези-дентско-республиканской форме правления в строгом смысле слова внепарламентский. Хотя конституционные тексты могут устанавливать определенные формы участия законодательного органа в процедуре формирования правительства, они существенно ограничены. Например, Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. (разд. 2 ст. II) указывает, что «Президент… назначает на должности и по совету и с согласия Сената вводит в должности послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного Суда и всех должностных лиц Соединенных Штатов…» [6, с. 291, 292]. Конституция Филиппин 1987 г. (ст. 18 ч. VI; ст. 16 ч. VII) требует,

чтобы соответствующие кандидатуры президент назначал после их предварительного одобрения специальной Комиссией по назначению государственных служащих. Упомянутая Комиссия образуется из равного числа членов нижней и верхней палат парламента, возглавляет ее председатель верхней палаты [5]. Тем не менее, в обеих странах сохраняется внепарламентская модель назначения, поскольку в обоих случаях контроль законодательного органа за назначением не носит политического характера (проверяется только компетентность и моральный облик кандидата на должность).

Внепарламентский способ формирования правительства влечет отсутствие в президентской республике такого базисного для парламентарных и смешанных республиканских форм правления института, как парламентская ответственность правительства. Не ответствен перед парламентом за проводимую правительством политику и президент — высшее должностное лицо в системе органов исполнительной власти.

В президентской республике также жестко соблюдается принцип несовместимости: одно и то же лицо не может иметь мандат члена парламента и быть министром одновременно. Конституция Соединенных Штатов Америки (разд. 6 ст. 1), в частности, гласит: «Ни сенатор, ни представитель в течение срока, на который они избраны, не могут быть назначены на какую-либо другую должность, учрежденную Соединенными Штатами… и ни одно лицо, состоящее в должности, учрежденной Соединенными Штатами, не может быть членом любой из палат, пока пребывает в этой должности» [6, с. 285].

Отсутствие в президентской республике ряда элементов системы сдержек и противовесов, которые являются типичными для этой системы в европейских парламентарных и смешанных республиках, вызывает необходимость в неформальных политических договоренностях как вспомогательных средствах успешного функционирования механизма государства в условиях жесткого разделения властей. Поэтому в пре-зидентско-республиканской форме правления функционирование механизма государства всегда несет в себе угрозу опасного противостояния законодательной и исполнительной властей, а ее эффективность, как и других форм правления, напрямую зависит от способности властвующих партийно-политических сил к конструктивному сотрудничеству. И хотя жесткое разделение властей не предполагает, что президент может действовать в единоличном порядке, не согласовы-

вая свои решения с другими высшими органами государства, важно помнить, что президентской республике не известны институциональные механизмы разрешения конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти. Внепарламентский способ формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности правительства существенно повышают риск такого конфликта. К тому же отсутствие парламентской ответственности правительства существенно снижает эффективность форм парламентского контроля над органами исполнительной власти [3, с. 63].

Президентскую республику, однако, не характеризует крайняя фрагментарность взаимодействия ветвей власти. Объективно, что и в этой форме правления необходимость предупредить узурпацию власти делает безальтернативным взаимный контроль между высшими органами государства через систему сдержек и противовесов. Поэтому в президентской республике существуют другие конституционно-правовые инструменты ограничения власти главы государства. К числу их следует отнести бюджетные полномочия парламента [9, с. 389]. Используя бюджетные полномочия, Конгресс Соединенных Штатов Америки, например, контролирует деятельность лично главы государства и всех подчиненных ему исполнительных органов, прежде всего тем, что может отказать им в ассигновании той или иной деятельности или регулировать объем этой деятельности.

Едва ли не важнейшее сдерживающее президента Соединенных Штатов средство — прецедентные решения Верховного Суда. Обобщенность формулировок Конституции Соединенных Штатов Америки в условиях доминирования прецедентного права влечет ситуацию, при которой нормы Конституции, в частности те, которые устанавливают статус президента, не являются нормами прямого действия и не применяются непосредственно. Конституционные нормы применяются в интерпретированной Верховным Судом прецедентной форме [10, с. 4]. Как следствие, в государственно-правовой системе Соединенных Штатов Верховный Суд является субъектом, который устанавливает реальные объем и характер власти Президента. Таким образом, защита Конгресса Соединенных Штатов от посягательств главы государства обеспечивается прецедентами Верховного Суда. Однако в других президентских республиках такие обстоятельства, как слабость парламента и политическая зависимость органа, осуществляющего конституционный контроль, возможность президентов действовать в обход

парламента посредством использования права регламентарного нормотворчества и скрытых полномочий, грозят сделать исполнительную власть, возглавляемую главой государства, фактически бесконтрольной.

Поскольку президент совмещает функции главы государства с функциями главы исполнительной власти, в президентской республике отсутствуют какие-либо сдержки и противовесы в отношениях между правительством и главой государства. В соответствующем статусе президент вполне самостоятельно смещает министров и других должностных лиц исполнительной власти. Для таких действий от президента не требуется четких обоснований: его нельзя заставить работать с теми членами президентской команды, с кем он работать не может и не желает. Следствием исключительных кадровых полномочий главы государства в правительственной сфере является обычно однопартийный состав правительства: президент назначает министров из числа своих партийных лидеров.

Политику в исполнительной сфере также формирует исключительно президент. Под руководством главы государства проходят официальные заседания совета министров, на которых решаются наиболее важные вопросы, а позиция министров во время голосования имеет чисто совещательный характер.

Учитывая, что в государствах с президентско-республиканской формой правления в статусе президента сочетаются полномочия главы государства и главы правительства, природа института президента является здесь неопределенной. В приведенных выше характеристиках президентской республики заметна ее генетическая связь с дуалистической монархией.

Особенные черты президентской республики, как и всякой другой формы правления, существенно детерминируются политическими факторами. Однако в этой форме правления ин-ституционализация партийной власти в механизме государства не достигает такого уровня, как в западно- и центральноевропейских парламентарных или смешанных республиках, где формирование, деятельность и прекращение существования правительства непосредственно связаны с партийным большинством в законодательном органе. Практика взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти в условиях жесткого разделения властей свидетельствует, что партийная принадлежность главы правительства и парламентского большинства производит, по сравнению с парламентарной и смешанной ре-

спубликами, заметно меньшее влияние на стабильность функционирования государственного механизма. Это ослабляет возможное деструктивное воздействие парламентских партийных фракций на взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти. В то же время в президентской республике слабая партийная связь между парламентом и администрацией президента сама по себе снижает уровень политической ответственности последней.

Обобщая характеристику особенностей государственного механизма президентской республики, важно отметить, что в этой форме правления организация власти по своей сути (возложение ключевых полномочий в осуществлении исполнительной власти на одного человека) делает политический процесс определяюще зависимым от качеств человека-президента и его непосредственного окружения.

В специальной литературе часто и небезосновательно встречается утверждение, что единственным примером удачного построения демократической государственности с президентской формой правления являются США. В Западной Европе практика концентрации в одном лице полномочий главы государства и главы правительства повлекла глубинные реакционные политические последствия. Сосредоточение в руках Адольфа Гитлера полномочий Рейхспрезидента и Рейхсканцлера стало ключевым моментом в процессе скатывания Германии к тоталитаризму. Сочетание полномочий главы государства и главы правительства в одном лице было далеко не случайным атрибутом авторитарной диктатуры Франсиско Франко. Следует считать вполне обоснованным тот факт, что в современных демократических государствах Западной и Центральной Европы форма правления упомянутой концентрации полномочий не предполагает. Строго следуя устоявшимся в теории государства и права критериям классификации форм правления, в настоящее время фактически ни одно европейское государство не представляется также возможным отнести к странам с классической президентско-республикан-ской формой правления.

Действительно, президентское правление негативно сказывается на функциональных характеристиках государственного механизма и, как следствие, легитимности власти. За исключением Соединенных Штатов Америки, все остальные президентские республики слабые, они регулярно становятся жертвой переворотов и потрясений. Попытки повторить эту модель, которая воспринималась как ключ к формуле успеха, ни-

где не привели к желаемому результату, но чаще всего — к деградации, гражданским войнам и т. п. Имеющийся опыт функционирования президентской республики во многих государственно-правовых системах позволяет сделать вывод: она потенциально опасна для демократии. Причина, объясняющая, почему президентская республика не представляет угрозы для демократии в стране, в которой она возникла, довольно проста. Для эффективного функционирования президентской республики необходим слишком широкий набор политико-правовых компонентов. Среди них — особенности партийной системы страны [8, с. 9, 10] (в условиях двухпартийной системы принадлежность президентов к правящим партиям предполагает, что одна из них контролирует «своего» президента, опасаясь поражения на очередных выборах), жесткое разделение властей, доминирование прецедентного права над позитивным правом, устоявшиеся традиции демократии, в частности, парламентаризма, федерализм, высокий уровень политической и правовой культуры населения, развитое гражданское общество и т. д. Необходимый набор соответствующих компонентов оказался присущим только политической системе Соединенных Штатов Америки. В континентальной Европе довоенного периода упомянутые компоненты демократии отсутствовали или были слишком слабыми, чтобы противостоять растущему авторитаризму правительственных структур. Вполне возможно, что опыт организации президентской республики в Соединенных Штатах Америки уникальный [11, с. 39], и пытаться его повторить не стоит.

Президентские республики, бесспорно, эффективны в переходные периоды развития государственности. Как разновидность лидерской формы правления президентская республика может стать даже безальтернативной в ситуации, когда существует особая необходимость оперативного принятия решений (чего не могут обеспечить более децентрализованные формы правления) для проведения масштабных реформ, с преодолением открытого или скрытого сопротивления новым формам экономической или политической жизни, и когда успех демократических преобразований, в силу неразвитости институтов демократии в среде гражданского общества, в решающей степени зависит от личных характеристик главы государства и его окружения. В стабильные периоды развития государственности, однако, сохранению президентской формы правления нельзя найти достаточных обоснований, поскольку потенциальные преимущества президентской ре-

спублики не компенсируют скрытой в ней угрозы для демократии. Президентско-республиканская форма правления в условиях неразвитой партийной системы — одна из самых неудачных конструкций власти, как с точки зрения отсутствия эффективных инструментов контроля гражданского общества над властью, так и учитывая неспособность последней быть ответственной, проводить конструктивную, целостную и последовательную политику, которая бы отражала реальные общественные интересы. Ведь малоконтролируемая единоличная власть главы государства как гарантия демократии — это исключение из правила. А правило состоит в том, что такая власть обычно авторитарна. Упомянутое обстоятельство следует принять во внимание при оценке перспектив ин-ституционализации президентской республики в посткоммунистических странах Восточной Европы и Азии. Его игнорирование влечет риск трансформации президенциализма в сверхпрезиден-циализм латиноамериканского образца.

История существования президентских республик дает, таким образом, ценный опыт, который важно учесть в государственном строительстве посткоммунистических стран. Этот опыт приобретает особенное значение в конституционном нормотворчестве постсоветских республик с формально смешанной республиканской формой правления. Во многих из этих стран, по крайней мере на начальном этапе их суверенного существования, неосторожная президенциализация формы правления на фоне авторитарных тенденций функционирования государственной власти и неразвитости демократических политических институтов имела своим последствием разрушение логики организации власти, присущей смешанной республике, и стала одной из важнейших причин развития явления сверхпрезидентства. Упомянутый опыт, в частности, свидетельствует, что право президента упразднять правительственные акты в сочетании с дискреционным правом главы государства прекращать полномочия премьера и других членов правительства полностью устраняет такой конститутивный признак смешанной республики, как дуализм исполнительной власти, и нивелирует значение института контрасигнатуры. Во многих президенциализированных постсоветских республиках административная зависимость членов правительства от главы государства превратила правительство в орган исполнительной власти президента, а последнего — в фактического главу исполнительной власти. Не удивительно, что президент в силу такой функциональной переориентации оказался неспособен к исполне-

евразийская

> 4 (17) 2015 <

адвокатура

нию роли координатора-арбитра в системе взаимодействий органов государственной власти. Уровень конституционно-правовой и политической президенциализации формы правления в ряде постсоветских республик актуализировал вопрос о допустимости и научной корректности ее классификации как смешанной республики.

Чрезмерная президенциализация формы правления и негативные последствия сверхпрезидентства в странах постсоветского пространства наглядно свидетельствуют, что стремление усилить конституционно-правовой статус президента в соответствующих условиях должно реализоваться очень взвешено. Объективно, что в переходный период развития государственности президент призван осуществлять целенаправленное консолидирующее влияние на ключевые сферы общественной и политической жизни страны. Вместе с тем, расширение объема полномочий президента, прежде всего, в исполнительной сфере должно быть сбалансировано независимым статусом правительства и соответствующим согласованием действий главы государства с политической волей правительства посредством института контрасигнатуры. Последнее возможно лишь в условиях обеспечения дуализма исполнительной власти. Нет нужды объяснять, что сильная президентская власть требует и адекватного развития института конституционно-правовой ответственности главы государства.

В условиях высокого конфликтного потенциала властвующих субъектов — высших органов государства востребованной становится их соответствующая структурно-функциональная автономия. Конструирование формы правления в упомянутых условиях необходимо осуществлять в направлении выбора простых и четких конструкций соответствующих институтов и наделения в необходимых случаях полномочиями для решения определенного вопроса только одного органа государственной власти или должностного лица, избегая чрезмерного увлечения установлением механизмов совместного осуществления полномочий. Такой подход может предполагать выборочную интеграцию в национальную форму правления элементов жесткого разделения властей.

Пристатейный библиографический список

1. Гомеров И. Государство и государственная власть. М.: Издательство ЮКЭА, 2002.

2. Егоров С. Конституционализм в Соединенных Штатах Америки: правовые аспекты // История буржуазного конституционализма Х1Х в. М.: Наука, 1986.

3. Коврякова Е. Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. М.: Городец, 2005.

4. <Конституция Мексиканских Соединенных Штатов 5 февраля 1917 года (с позднейшими изменениями^ http://www.concourt.am.

5. <Конституция Республики Филиппины> http:// worldconstitutions.ru/archives/36/9.

6. Конституция Соединенных Штатов (1787 г.) // Боботов С., Жигачев И. Введение в правовую систему США. М.: НОРМА, 1997.

7. Монтескье Ш.-Л. О духе законов // Монтескье Ш.-Л. Избр. произв. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.

8. Тарбер Джеймс. Истоки разделенной демократии // Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом. М.: Прогресс: Юниверс, 1994.

9. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея: пер. с англ. / под общ. ред., с предисл. Н.Н. Яковлева. М.: Прогресс — Литера, 1994.

10. Филиппов С. Судебная система США. М.: Наука, 1980.

11. Черкасов А. Глава государства и правительство в странах современного мира (Конституционно-правовое регулирование и практика). М.: Экзамен, 2006.

12. Чиркин В. Государствоведение. М.: Юристъ, 2000.

13. Шаповал В. Сравнительное конституционное право. К.: Княгиня Ольга, 2007.

References (transliterated)

1. Gomerov I. Gosudarstvo i gosudarstvennaja vlast’. M.: Izdatel’stvo JuKJeA, 2002.

2. Egorov S. Konstitucionalizm v Soedinennyh Shta-tah Ameriki: pravovye aspekty // Istorija burzhuaznogo konstitucionalizma XIX v. M.: Nauka, 1986.

3. Kovrjakova E. Parlamentskij kontrol’: zarubezhnyj opyt i rossijskaja praktika. M.: Gorodec, 2005.

4. <Konstitucija Meksikanskih Soedinennyh Shtatov 5 fevralja 1917 goda (s pozdnejshimi izmenenijami)> http:// www.concourt.am .

5. <Konstitucija Respubliki Filippiny> http://world-constitutions.ru/archives/36/9.

6. Konstitucija Soedinennyh Shtatov (1787 g.) // Bobo-tov S., Zhigachev I. Vvedenie v pravovuju sistemu SShA. M.: NORMA, 1997.

7. Montesk’e Sh.-L. O duhe zakonov // Montesk’e Sh.-L. Izbr. proizv. M.: Gosudarstvennoe izdatel’stvo politiches-koj literatury, 1955.

8. Tarber Dzhejms. Istoki razdelennoj demokratii // Raz-delennaja demokratija. Sotrudnichestvo i konflikt mezhdu Prezidentom i Kongressom. M.: Progress: Junivers, 1994.

9. Federalist. Politicheskie jesse A. Gamil’tona, Dzh. Mjedisona i Dzh. Dzheja: per. s angl. / pod obshh. red., s predisl. N.N. Jakovleva. M.: Progress — Litera, 1994.

10. Filippov S. Sudebnaja sistema SShA. M.: Nauka, 1980.

11. Cherkasov A. Glava gosudarstva i pravitel’stvo v stranah sovremennogo mira (Konstitucionno-pravovoe regulirovanie i praktika). M.: Jekzamen, 2006.

12. Chirkin V. Gosudarstvovedenie. M.: Jurist#, 2000.

13. Shapoval V. Sravnitel’noe konstitucionnoe pravo. K.: Knjaginja Ol’ga

cyberleninka.ru

Парламентская и президентская республика отличительные черты и их характеристики

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Факультет: Гуманитарный

Кафедра: «Экономики и менеджмента»

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Парламентская и президентская республика: отличительные черты и их характеристики»

Выполнила:

Студентка группы 74-1

______________А.П. Ольшевская (подпись)

____________________________

(дата)

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты такой формы правления:

· Внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США),

· внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

· в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству.

Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.

В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента

Таким образом можно выделить следующие отличительные особенности данных форм правления:

При парламентской республике:

-глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией;

-глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.;

-глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается президентом;

-главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

При президентской республике:

-внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

-ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

-более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Отличительными чертами парламентской республики являются образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.

В парламентской республике глава правительства, т.е. премьер-министр, официально не являющийся главой государства, реально является первым лицом в государстве. Президента в парламентской республике выбирает не народ, а парламент, т.е. окончательное решение всегда остается за партией, имеющей наибольшее количество мест в парламенте.

Президент в парламентской республике занимает в политической иерархии страны очень скромное место. Его политический вес практически не зависит от выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, частично совпадая с функциями монарха в конституционных монархиях.

Недостаток парламентской республики прежде всего в том, что в правительстве, сформированном на основе партийной воли, каждый министр отстаивал бы интересы своей партии, а когда все партии лоббируют свои интересы, согласия достичь крайне непросто.

Отличительный признак президентской республики состоит в том, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является еще и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент избирается непосредственно народом и сам назначает правительство, которое ответственно не перед парламентом, а перед ним.

Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через принятие бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В результате парламентские фракции стараются добиться финансирования тех статей, которые выгодны им, а правительство старается добиться бездефицитного государственного бюджета и всячески сокращает расходы. В результате деловое обсуждение перерастает в политическую борьбу.

Недостатком президентской республики является то, что президенты зачастую не справляются с задачей обеспечения согласованной деятельности крупных парламентских фракций, и эта проблема особенно ярко проявляется на примерах многопартийной или усеченной двухпартийной системы, приводя к негативному обострению естественного соперничества между ветвями власти.

В отличие от парламентской формы правления, у президентской власти нет готовых решений о путях вывода страны из политического тупика без поддержки президента парламентским большинством. Результатом этого очень часто является полный паралич правительства, особенно в странах, где прездентская форма правления сосуществует с многопартийной системой.

Нельзя сказать какой тип правления лучше. В этом вопросе огромное значение имеет уровень развития нации. Если нация имеет достаточно высокий уровень, то конечно лучше парламентская. Если же уровень низкий, то только президентская.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *