Разработка урока на тему «Сельское хозяйство. Растениеводство». 9-й класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
- Расширить представление о первичном секторе экономики.
- Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства.
- Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и географией размещения растениеводства.
- Продолжить формировать умение анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные отрасли сельского хозяйства;
- показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.
Новые понятия и представления:
- сельскохозяйственные угодья;
- земледелие;
- животноводство;
- зерновое хозяйство;
- технические культуры.
Средства обучения: учебник (автор Алексеев А.И.), карта “Сельскохозяйственные районы” атласа “География России. Хозяйство и географические районы” издательства “Дрофа”.
Методы и формы обучения: словесный (беседа), наглядный (компьютерный), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с атласом и учебником).
Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
- Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.
Учитель: Мы завершили тему “Общая характеристика хозяйства”, в которой выяснили, что экономика России состоит из разнообразных и непохожих друг на друга, часто взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей, составляющих хозяйство страны. Сегодня на уроке начнём знакомиться с главными отраслями экономики более подробно. И самое первое наше знакомство состоится с характеристики сельского хозяйства.
Итак, тема урока: “Сельское хозяйство. Растениеводство” (записывают в тетрадь тему урока) <Приложение1, слайд 1>. Вопросы, которые будут рассмотрены в процессе изучения материала <Приложение1, слайд 2>. это:
- главные особенности сельского хозяйства;
- отраслевой состав сельского хозяйства;
- география растениеводства.
Дадим объяснение новым понятиям <Приложение1, слайд3>:
- сельскохозяйственные угодья;
- земледелие;
- животноводство;
- зерновое хозяйство;
- технические культуры
- Этап усвоения новых знаний
Учитель: Сельское хозяйство — древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.
Вопрос: Объясните, почему сельское хозяйство относят к первичному сектору экономики?
Ответ: Сельское хозяйство использует “производительные силы природы” <Приложение1, слайд 6>:
- почвенное плодородие,
- солнечный свет и тепло,
- осадки,
- естественную растительность (пастбища и сенокосы)
Учитель:
Земля – главное богатство России. Россия располагает огромной земельной площадью – 1708 млн.га Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве <Приложение1, слайд 7>.Вопрос: Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика?
Ответ: Россия имеет “северное” географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.
Учитель: В состав сельскохозяйственных угодий ( 222 млн.га) входя <Приложение1, слайд 8>:
- Пашни – 60% (132 млн.га)
- Пастбища – 30 % ( 65 млн.га)
- Сенокосы – 10 % ( 23 млн.га)
Задание: Проанализируйте колонки 1 – 6 табл. 5
приложения (стр.279 учебника) и сопоставьте
площадь сельскохозяйственных угодий России с
площадями сельскохозяйственных угодий в других
странах. Назовите выявленные различия и причины
этих различий <Приложение1
Учитель: Сельское хозяйство — это отрасль хозяйства, дающая людям продукты питания, а промышленности – сырьё.
Вопрос: Приведите примеры отраслей вторичного сектора, в которых используется продукция сельского хозяйства.
Ответ: Пищевая промышленность, химическая, текстильная, кожевенно-обувная и др.
Учитель: Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей – земледелия и животноводства <Приложение1, слайд 10>.
Отрасли растениеводства (земледелие):
- зерновые культуры
- зернобобовые культуры
- технические культуры
- масличные культуры
- картофелеводство
- овощеводство
- бахчеводство
- садоводство
- виноградарство
Вопрос:Приведите примеры, доказывающие взаимосвязь земледелия и животноводства.
Учитель: Важнейшей особенностью сельского хозяйства является его зависимость от природных условий, т.е. каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения, определяемым продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнению почв. Кроме этого для сельского хозяйства нашей страны характерно сезонное производство.
Задание. Используя учебник § 4 стр.25 -28, рис.12, 13 стр.26-27 и атлас стр.10-11 , заполните таблицу и сделайте вывод о географии размещения отраслей растениеводства <Приложение1, слайд 11
Отрасль земледелия | Культура | Районы выращивания |
Зерновые культуры | Пшеница | |
— озимая | ||
— яровая | ||
Рожь | ||
Рис | ||
Гречиха | ||
Технические культуры | ||
Овощеводство, садоводство |
Учитель: Проверка правильности выполнения задания в таблице.
Вопрос:
- Чем технические культуры отличаются от зерновых?
- Определите, используя рис 12 стр.26 учебника, какова специализация земледелия в Московской области, в Москве?
- Укажите на схеме факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства, и особенности, отличающие эту отрасль от других отраслей хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.)
<Приложение1, слайд13-14>:
- Вспомните из курса географии 8 класса, чем отличается экстенсивный путь развития сельского хозяйства от интенсивного<Приложение1, слайд15>.
- Какие экологические проблемы связаны с
развитием сельского хозяйства, и каким образом
их можно избежать? <Приложение1,
- Этап закрепления новых знаний.
Тест <Приложение1, слайд17-18>.
Выберите вариант правильного ответа
- Основой растениеводства служит:
- зерновое хозяйство
- технические культуры
- овощеводство и садоводство
- Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
- рис
- пшеница
- овес
- В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
- Центральном
- Центрально-Черноземном
- Северо-Западном
- Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно — батист (“северный шелк”):
- хлопка
- конопли
- льна-долгунца
- К западу от Волги сеют:
- озимую пшеницу
- яровую пшеницу
- В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
- лес и лесостепи
- лесостепи и степи
- степи и полупустыни
Самопроверка <Приложение1, слайд19-20>.
- Основой растениеводства служит:
- зерновое хозяйство
- технические культуры
- овощеводство и садоводство
- Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
- рис
- пшеница
- овес
- В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
- Центральном
- Северо-Западном
- Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно — батист (“северный шелк”):
- хлопка
- конопли
- льна-долгунца
- К западу от Волги сеют:
- озимую пшеницу
- яровую пшеницу
- В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
- лес и лесостепи
- лесостепи и степи
- степи и полупустыни
Вывод урока <Приложение1, слайд 21>
- Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране оно имеет четко выраженный сезонный характер
- Основой растениеводства России служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.
- Для растениеводства страны характерна зональная специализация, то есть выращивание в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур.
Рефлексия <Приложение1, слайд 22>.
Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.
- какой вопрос урока вам показался интересным?
- что вызвало затруднение?
- какие моменты урока вы бы исключили?
- что бы вы хотели узнать более подробно?
- Домашнее задание
<Приложение1, слайд 23>.
- читать стр.24 – 29, § 4
- устно отвечать на вопросы № 1- 4 стр.29
- подготовить пословицы, поговорки или цитаты по данной теме.
urok.1sept.ru
Методическая разработка по географии (9 класс) по теме: «Сельское хозяйство. Растениеводство»
4.04.14 урок по географии в 9 классе
Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Северного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района, показать роль района в развитии экономики
Развивающие задачи:
- Продолжить развивать умения работать по типовому плану.
- Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам.
- Продолжить формирование работы с статистическим материалом.
- Формировать умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний.
Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения.
Тип урока: Комбинированный, урок- коллаж
Форма обучения: Дифференцированно-групповая.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Оборудование: Учебник «Экономическая и социальная география Казахстана» Усикова В.В., географический атлас, статистический материал, контурная карта, презентация.
План урока:
- Организационный этап.
- Этап опроса.
- Этап исследования.
- Этап закрепления.
- Итог урока.
Аннотация:
Урок- коллаж- это одна из форм урока, при использовании которой максимально отрабатываются навыки групповой работы учащихся, умения находить выход из трудовой ситуации, активизируется познавательная деятельность, способность к самостоятельному приобретению новых знаний, а также умения работать с информацией.
В переводе с французского слово «коллаж» обозначает «наклеивание». Техника коллажа — это наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. Этот вид творчества не является новейшим изобретением. Приемы коллажа можно встретить в иконе, где сочетаются разнородные материалы, в народном искусстве, например, в казахской народной вышивке «құрақ». В нашем случае, вы будете «накладывать» новую информацию на базовую основу- раннее приобретенные знания.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.
Оранжевая карточка — дается вам при полном, правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.
Голубая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. Зеленая карточка — дается при отсутствии ответа и незнании карты. Значит, напрашивается вывод: чем больше группа получит оранжевых сигнальных карточек, тем выше будет оценка. Приступаем к работе — два человека из каждой группы получают индивидуальное задание, а остальные работают со мной.
Разминка.
- О каком экономическом районе идет речь «Расположен в бассейне небольших бессточных рек Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) Показать.
- Сколько областей входит в состав этого района? (1, Карагандинская)
- Какой экономический район Казахстана является самым большим по площади? (Западный Казахстан) Показать.
- Главное богатство Западного Казахстана? (Нефть)
- Какой из районов Казахстана полностью располагается на горной территории? (Восточный Казахстан) Показать.
- Какое место по уровню урбанизации занимает восточный Казахстан? (последнее, пятое)
- Что обозначает понятие «специализация района»?
- Дайте понятие определению «градообразующее предприятие»?
- 3акончите мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются (электроэнергетика, угольная промышленность и черная металлургия)
- Какой из районов Казахстана называют сокровищницей природных ресурсов? (Восточный Казахстан)
- По запасам хрома Казахстан занимает 1 место в мире. В каком районе налажено промышленное производство хрома? (в Западном)
- Перечислите виды факторов, влияющих на размещение производства? (топливный, сырьевой, водный, потребительский, энергетический, экологический)
- Главная проблема Центрального Казахстана? (Нехватка водных ресурсов)
- Основная ориентация машиностроительного комплекса Казахстана? (производство сельхозтехники)
- Отрицательные показатели агроклиматических ресурсов Казахстана? (резко-континентальность, малое количество осадков, непродолжительный вегетационный перниод)
Итак, закончили разминку
Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля «Знания — дети удивления и любопытства».
Открываем тетради записываем число и тему урока: «Северный Казахстан».
Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.
Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак, приступаем к работе.
Задание первой группе: 1. Работая с политико-административной картой Казахстана и текстом учебника на с.277 дайте оценку экономико-географическому положению(понятие экономический район)
А) расположение
Б) состав (показать)
Г) пограничные районы
Д) площадь
Е) вывод
Ответ: Северный Казахстан расположен на севере республики, в его состав входят Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и Северо- Казахстанская области. ЭР граничит со всеми экономическим районами, кроме Южного, а также с районом Западной Сибири Российской Федерации. Площадь — 565 тыс. кв.км.
Вывод: ЭГП района можно считать выгодным, потому что …
Задание второй группе: а) изучите природные условия данного экономического района используя карту физическую Казахстана,
- рельеф (показать по карте) и сделать вывод
- климат (температура января, июля, осадки)
- почвы (виды, использование)
- сделать вывод.
Ответ: в рельефе Северного Казахстана преобладают равнинные территории. Климат- умеренно- континентальный, амплитуда годовых температур составляет 38°- от -20° зимой до +20° летом, среднегодовое количество осадков- от 200 до 400 мм. Типы почв с севера на юг- серые лесные, черноземы, каштановые. Продолжительность вегетационного периода, в среднем, составляет 180-200 дней. Северный Казахстан является главной житницей страны. Здесь размещены основные зерновые районы республики. В целом, природные условия района достаточно благоприятные
Задание третьей группе:
- Проанализируйте содержание текста учебника на с.277-278 и карту атласа «Металлургический комплекс Казахстана» страница 10, выясните, каким природными ресурсами обеспечен данный экономический район. Приведите пример и покажите крупные месторождения.
- По карте и учебнику определите обеспеченность Северного Казахстана водными, земельными и рекреационными ресурсами.
Ответ: при работе с картой мы определили, что Северный Казахстан богат полезными ископаемыми: топливными, рудными и нерудными. На территории района расположен крупные угольные бассейны- Экибастузский (крупнейший в мире угольный разрез «Богатырь»), Майкубенский, на территории Костанайской области расположены крупные месторождения железных руд- Соколовско- Сарбайское и Лисаковское. Имеются также: месторождение бокситов- в г.Аркалыке, асбеста- в Жетыгаре, золота- Обуховское, Васильковское.
Водными ресурсами район обеспечен хорошо- по его территории протекают реки Есиль, Ертис, Тобол, много степных озер. Площадь территории районам достаточно большая, осваивается на 75%. Богат район также и рекреационными ресурсами- это Щучинско- Боровская курортная зона, санаторно — оздоровительные центры в Павлодарской области.
Задание четвертой группы: Проанализируйте данные по населению региона по следующим вопросам:
- Численность населения?
- Плотность населения?
- Уровень урбанизации?
- Преобладающие формы расселения?
- Национальный состав
- Доля экономически активного населения
- Преобладающий вид хозяйственной деятельности.
Ответ: Общая численность населения — чел, что составляет 24% от общей численности населения страны. Средняя плотность – 6,3 чел/км² (2 место в республике). Большая часть населения сосредоточена в Костанайской области (76%). Преобладает городское население – 58%. Экономически активное население – 91,5%. Уровень безработицы – 98,5% от ЭАН. Этносы: казахи, украинцы, русские, белорусы, поляки и т.д. преобладающим видом хозяйственной деятельности является сельское хозяйство- выращивание зерновых культур, животноводство.
Закрепление нового материала
Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте.
Выполнение практической работы.
Учитель напоминает о работе с контурной картой (выполняем простым карандашом, подписываем печатными буквами, название географических объектов должны быть параллельны условным знакам). На контурной карте Северного Казахстана обозначьте:
- Границу областей, подпишите областные центры.
- Отметьте крупные месторождения полезных ископаемых.
Выполнение заданий № 1.3 на с. 280
Географический диктант по теме «Северный Казахстан». По вариантам учитель раздает двум учащимся из каждой группы.
- Верно ли утверждение, что Северный Казахстан самый маленький по площади?
да-1 нет- 0
- Северный Казахстан граничит с Китаем:
Да- 1 нет-0
- Северный Казахстан граничит с Россией:
Да-1 нет- 0
- Основные месторождения железных руд расположены в г.Аркалык?
Да-1 нет- 0
- Основная с/х культура региона- подсолнечник?
Да-1 нет- 0
- В регионе много машиностроительных предприятий?
Да-1 нет- 0
- Имеются ли в региое топливные ресурсы?
Да-1 нет- 0
- На территории региона преобладают рудные полезные ископаемые?:
Да-1 нет- 0
- В регионе ощущается нехватка воды?
Да-1 нет- 0
- Щучинско- Боровская курортная зона находится в Павлодарской области?
Да-1 нет- 0
Ответ: 0 0 1 0 0 1 1 1 0 0
Объявление домашнего задания:
На с. 280-281, заполнить таблицу, прочитать дополнительный текст.
Подведение итогов урока.
Подсчет результатов, комментирование оценок
Просмотр презентации «Салам алейкум, Казахстан!» (Приложение 1)
Самоанализ урока
Урок проводился в 9 класс, уровень предметной подготовки учащихся — средний. В этом классе я работаю первый год, как учитель-предметник. В классе 11 учеников. Ребята недостаточно самостоятельны, не имеют навыков четкого планирования своей деятельности, но исполнительны.
Достаточно хорошо развито логическое мышление, но самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное, делать выводы — с этим у учащихся возникают трудности. Готовясь к этому уроку я ставила цель — показать самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний с различными географическими источниками.
Данный урок изучается в разделе «Экономические районы РК». Это первый урок в теме Северный Казахстан. Цель урока- продолжить изучение экономических районов Казахстана.
Форму работы на уроке выбрала дифференцированно-групповую, потому что сама работою над проблемой «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии». Самостоятельная работа — это познавательная деятельность учащихся по совершенствованию знаний, приобретенных ранее, и по приобретению новых знаний, овладению умениями и навыками за минимальное время. Главное при этом научить учащихся самостоятельно приобретать первичные знания из разных источников.
Они должны находить необходимые сведения, ориентироваться в потоке информации, знать, где можно найти нужные данные, уметь самостоятельно сделать обобщения и выводы. Самостоятельная работа повышает эффективность использования учебного времени, формирует трудолюбие учащихся. Эта форма обучения, дает возможность испытать радость напряженного умственного, творческого труда, возбуждает желание размышлять, искать, обогащать себя новыми знаниями. Она повышает интерес к учебе, ибо интереснее самостоятельно добывать знания, чем получать их в готовом виде.
Учитель при такой форме обучения выступает не столько как информатор о новых знаниях, а как организатор, консультант и оппонент учебной деятельности. На первом этапе урока был проведен фронтальный опрос с целью повторения ранее изученного материала, а также вовлечения ребят в активную работу. При изучении нового материала использовалась работа в группах.
Наиболее успешно самостоятельная деятельность учащихся решается, когда ребята сотрудничают в группе, при такой форме обучения цель достигается только в результате самостоятельной работы каждого учащегося. На уроке применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный и частично-поисковый.
На уроке были созданы благоприятные условия для усвоения нового материала. Учащиеся были обеспечены учебными пособиями, во время урока сложилась доброжелательная обстановка. Поэтому класс работал активно, ребята давали полные, грамотные ответы. За работу учащиеся оценивались сигнальными карточками.
На основании выше изложенного, считаю, что урок достиг своей цели, поставленные мною задачи были решены.
nsportal.ru
Урок 27. Сельское хозяйство мира | Поурочные планы по географии 10 класс
Урок 27. Сельское хозяйство мира
24.08.2014 18611 0Цели: сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомиться с понятием «Зеленая революция», главными сельскохозяйственными районами мира, типами сельского хозяйства.
Оборудование: карта «Сельское хозяйство мира», учебники, атласы.
Ход урока
I. Изучение нового материала
Учитель. Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями сельского хозяйства мира. Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Она является первой по времени возникновения. Сельское хозяйство в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики. Несмотря на скромное значение в современной экономике, все же оно играет важную роль, обеспечивая население продовольствием, а промышленность сырьем.
Вспомним структуру сельского хозяйства, которую вы изучали в 9 классе на примере России. (Таблица заполняется на доске.)
Растениеводство
Современная агрогеография представлена большим разнообразием типов сельского хозяйства, формирующихся в результате воздействия природно-климатических. социальных и экономических факторов. Сельское хозяйство возникло около 10 тыс. лет назад, когда человек перешел от собирательства к выращиванию растений и разведению животных. Так как в разных районах Земли были различные предпосылки для выращивания культурных растений, возникли очаги происхождения культурных растений. Н.Н. Вавилов выделял 8 основных районов:
Восточно-Азиатский: просо, соя, конопля;
Южноазиатский: чай, лимон, апельсин, огурец, сахарный тростник;
Среднеазиатский: дыня, горох, ячмень;
Переднеазиатский: мягкая пшеница, рожь, овес;
Средиземноморский: твердая пшеница, капуста, морковь, свекла, лук, репа;
Эфиопский: кофе, сорго, пшеница;
Центральноамериканский: подсолнечник, перец, фасоль,
табак, тыква, какао;
Южноамериканский: картофель, томаты, хлопча^ик, кукуруза.
Но за последние 10 тысяч лет произошли сильные изменения, так как некоторые культуры, будучи родом с одного материка, выращиваются в большем количестве на другом.
Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу.
Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу: «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания». |
После выполнения задания учащимися осуществляется его проверка. |
Основные районы выращивания и районы происхождения сельскохозяйственных культур
Животноводство
На доске вычерчена схема «Структура животноводства мира». Учащиеся самостоятельно или совместно с учителем заполняют ее.
Вопрос: Как вы объясните такое распространение отдельных отраслей животноводства? (Распространение отдельных отраслей животноводства объясняется природными предпосылками, чаще всего климатом, наличием кормов и спецификой кормовой базы.)
Задание: Работа со статистическим материалом.
На доске вывешиваются таблицы: «Поголовье скота в мире и в отдельных регионах в середине 90-х гг.», «Первые десять стран по поголовью крупного рогатого скота в середине 90-х гг.» учащиеся двух вариантов предлагается проанализировать таблицы. Таблицы можно заменить раздаточным материалом, на котором, кроме таблицы, будут представлены еще и вопросы.
Вариант I. Проанализируйте таблицу «Поголовье скота в мире и в отдельных регионах в середине 90-х гг.». Какие регионы являются лидерами в выращивании отдельных видов животных? Почему именно эти регионы являются лидерами, а другие регионы не занимаются выращиванием данных видов животных?
Какая страна занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота? (Индия.) Но эта страна не является лидером по получению мясной продукции. Почему? (Корова — священное животное в Индии.)
Какие направления животноводства представлены в этих странах?
Какие природные предпосылки имеются в этих странах?
Страны — экспортеры мяса
Говядина — Германия, Франция, США, Нидерланды, Венгрия, Дания, Новая Зеландия.
Свинина — Китай, Нидерланды, Бельгия, Дания, США, Канада, Венгрия.
Баранина — Новая Зеландия, Австралия, Великобритания
Мясо птицы — США, Франция, Нидерланды, Бразилия.
Учитель задает вопросы:
1. Какие страны (по социально-экономическому уровню) занимают первые места в мировой торговле мясной продукцией?
2. Почему по поголовью крупного рогатого скота лидируют развивающиеся страны, а в списке стран-экспортеров мяса представлены страны развитые?
3. Почему именно развитые страны выделяются в выращивании и экспорте мясной продукции?
Научно-технический прогресс сказывается не только на развитии промышленности, но и сельского хозяйства. Он сказывается как в прямом воздействии на сельское хозяйство (новые сорта, породы, гибриды и т.д.), так и в косвенном влиянии (новая техника, удобрения и т.д.)
Прогресс в сельском хозяйстве выражался в 30 гг. — тракторизацией, в 50 гг. — селекцией и химизацией, в 60 гг. — появилась сельскохозяйственная наука, результатом деятельности которой стала зеленая революция, а с 80 гг. развивается биотехнология, компьютеризация.
Задание: В тексте учебника найти определение термина «зеленая революция». Ответить на вопросы:
1. Определите основные направления «зеленой революции». (Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур, ирригация, применение современной техники, удобрений, химикатов.)
2. Почему «зеленая революция» коснулась только земель крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах? (В бедных потребительских сельских хозяйствах недостаточно средств на покупку техники удобрений и т.д.)
3. В чем заключается значение «зеленой революции»? (Некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в сельскохозяйственной продукции, так как стали использовать высокоурожайные сорта зерновых культур, некоторые скороспелые сорта дают несколько урожаев в год.)
4. Почему именно на зерновые культурах используются достижения «зеленой революции»? (Зерновые культуры являются главными продовольственными культурами.)
5. В каких странах и регионах «зеленая революция» дает достаточно высокие результаты? {В странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии.)
III. Закрепление изученного материала
На приведенных диаграммах показана доля крупных регионов мира (СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка) в мировом производстве пшеницы, риса, кукурузы. Надпишите на диаграммах регионы, соответствующие цифровым показателям.
tak-to-ent.net
Методическая разработка по географии (9 класс) по теме: Практическая работа для учащихся 9 класса №6 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
Практическая работа № 7
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Цель: Выявление основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства на территории России. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отражать результаты работы в таблице.
Ход работы:
1. Используя карты атласа, определите специализацию сельского хозяйства зоны тундр; тайги и смешанных лесов; широколиственных лесов и лесостепей; степей; полупустынь и пустынь. Результаты оформите в виде таблицы.
Районы выращивания | Зерновые культуры | Технические культуры | Животноводство |
Тундра | — | — | Оленеводство. |
Тайга и смешанные леса. | Рожь, ячмень. | Лен, картофель. | Молочное скотоводство, Свиноводство. |
Широколиственные леса и лесостепи. | Пшеница, ячмень, овес, просо. | Сахарная свекла. | Мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. |
Степи. | Пшеница, кукуруза, гречиха. | Подсолнечник, сахарная свекла, горчица. | Мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, коневодство. |
Полупустыни и пустыни. | Ячмень, пшеница. | — | Овцеводство. |
Вывод: специализация с/х (как растениеводства, так и животноводства) зависит от климата. Так в условиях умеренного пояса, при достаточном увлажнении на нечерноземных малоплодородных почвах растениеводство специализируется на выращивании холодостойких, неприхотливых культур: зерновых (рожь, ячмень), из технических – лен, картофель. В зоне лесостепи и степи выращиваются культуры более требовательные к плодородию почвы – кукуруза, просо, пшеница и гречиха. Такая же зависимость прослеживается и в специализации животноводства, которое сильно зависит от кормовой базы. В условиях скудной кормовой базы выделяются такие направления: оленеводство (тундра), овцеводство (пустыни и полупустыни), скотоводство мясного направления, свиноводство (неприхотливость, потребление отходов переработки технических культур – подсолнечника, сахарной свеклы). В условиях хорошей кормовой – скотоводство молочного направления (на сочных травах).
Дополнительный материал для учителя:
Зерно является главным продуктом сельского хозяйства. Из зерна производят полезные пищевые продукты: муку, хлебные изделия. Зерно необходимо для хорошего развития птицеводства, что объединено с увеличением производства мяса а также остальных продуктов питания.
Зерновые культуры служат ресурсом для производства патоки а также спирта.
Глобальное увеличение производства зерна — ключевая задача сельского хозяйства. Наряду с увеличением производства зерна значительное внимание уделяется на улучшение качества зерновых культур, а также в первую очередь на расширение производства сильных пшениц, а также важнейших крупяных зерновых культур.
Для удачного решения этих задач необходимо улучшать применение агротехники, больше внедрять высокоурожайные гибриды, улучшать структуру посевных площадей. Огромное место придается кроме того качественному использованию удобрений. Выращиваемые зерновые культуры относят к таким ботаническим семействам как гречишные а также бобовые.
Пищевая ценность зерна определяется усвояемостью компонентов, образующих их, а также колеблется в зависимости от многих факторов. Зерновые культуры, которые относятся к разнообразным видам, отличаются не сугубо отношением питательных компонентов, но и их свойствами.
nsportal.ru
Растениеводство России
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока:
Создание условий для формирования у обучающихся знаний отраслевой структуры и географии растениеводства Российской Федерации.
Задачи урока:
- Познакомить со структурой отрасли.
- Развивать навык работы с экономическими картами, статистическими материалами.
- Формировать способность устанавливать соответствие между природными условиями и специализацией земледелия.
Оборудование
- Карта “Растениеводство”
- Раздаточный материал “Условия произрастания некоторых с/х культур”
- Презентация
- Атласы “Хозяйство. Районы России” для 9-го класса
Ход урока
1. Актуализация.
Учитель. На прошлом уроке мы начали изучать агропромышленный комплекс (АПК). Давайте вспомним, какова роль этого комплекса в хозяйстве страны? Какова структура АПК? ( Слайд 1)
Основу АПК составляет сельское хозяйство. Оно состоит из двух отраслей: растениеводство и животноводство. (Слайд 2)
? Чем сельское хозяйство отличается от промышленного производства?
Ученик. Зависимость сельского хозяйства от природных условий.
Учитель. Каких именно?
Ученик. Климатические условия (увлажненность территории, количества тепла) и тип почвы. То есть земельные ресурсы. (Слайд 3)
2. Изучение нового материала.
Растениеводство или земледелие делится на отдельные направления по виду выращиваемых сельскохозяйственных культур. Знакомство с видами по схеме (слайд 4).
Зерновое хозяйство – основа растениеводства, поскольку обеспечивает население продуктами питания, а животноводство – ценными кормами. Из 132 млн. гектаров пахотных земель около половины, 55 млн. гектаров, заняты зерновыми и зернобобовыми культурами.
3. Постановка проблемы.
Мы, городские жители, являемся потребителями продукции агропромышленного комплекса, в первую очередь продуктов питания.
Сегодня нам предстоит исполнить роль экспертов и установить, действительно ли продукты питания, поступающие в магазин, произведены из сельскохозяйственных культур и выращены в районе, который указывают производители. Ученики получают карточки с аннотацией от производителя (Приложение 1).
Задание.
Используя текст учебника (§4), карты атласа “Зерновые культуры”, “Технические культуры”, дополнительные справочные материалы (Приложение 2) определите:
- Производитель разместил на этикетке истинную информацию?
- Какие природные условия требуются для выращивания данной культуры?
- Какие условия характерны для указанного района?
- Действительно ли указанная с/х культура могла быть выращена в названном районе?
- В каких районах России выращивают данную культуру?
Задание выполняется в парах. По мере выполнения каждая пара обучающихся заполняет на доске свою графу в таблице (можно использовать интерактивную доску (Приложение 3). Одновременно данные заносят в свою таблицу.
Таблица (заполненный вариант).
Виды с/х культур |
Условия, наиболее благоприятные для выращивания |
Природно-географические районы выращивания |
Субъекты РФ, где производят культуру |
1.Пшеница озимая |
Мощный снежный покров, температуры холодного периода не ниже -200С, черноземные, каштановые почвы | степная зона: в Центрально-Черноземном районе, Поволжье (правый берег Волги), на Северном Кавказе | Все субъекты, расположенные в указанных прир.районах |
2. Пшеница яровая | Требовательна к теплу, почвенному плодородию, а в начальные периоды роста и к влаге | Заволжские степи, Южный Урал, юг Западной Сибири. | Все субъекты, расположенные в указанных прир.районах |
3.Рожь (озимая) | не требовательна к почвам и теплу, переносит заморозки | Юг лесной зоны, подзолистые почвы европ.части России | Все субъекты, расположенные в указанных прир.районах |
4.Рис | Теплолюбивая, длительный вегетационный период, влаголюбивая | Юг Дальнего Востока, дельта р. Волга, пойма р. Кубань | Краснодарский, Приморский края, Астраханская обл. |
5.Кукуруза (на зерно) | Теплолюбивая, плодородные почвы, длит.вегет.период, засухоустойчива | Южная часть степной зоны | Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область |
6.Соя | светолюбивая и требовательная к теплу, влаголюбивая | юг Дальнего Востока | Приморский край |
7.Сахарная свекла | Тепло– и влаголюбивая, черноземные почвы | Западные и центральные районы лесостепной и отчасти степной зон Центральное Черноземье, Северный Кавказ | Белгородская, Воронежская, Тамбовская обл. |
8.Подсолнечник Экспорт! | Теплолюбивая, требовательна к плодородию почв | Степная и лесостепная зона | Краснодарский, Алтайский края, Новосибирская, Саратовская, Самарская обл. |
9.Лен-долгунец трудоемкость!! | требует равномерного увлажнения, невысокие температуры (3—5°), а оптимальная температура основных фаз развития составляет 15—18°С | Лесная зона | Алтайский край, Новосибирская обл. Респ. Удмуртия |
- Подведение итогов. Вывод: земледелие носит четко выраженный зональный характер.
- Домашнее задание: на контурной карте обозначить районы выращивания главных сельскохозяйственных культур.
Для проверки знаний можно использовать тест.
Тест
- К техническим культурам относится: а) пшеница; б) ячмень; в) сахарная свекла; г) картофель
- Посевы риса размещаются: а) на Кубани; б) в Нечерноземье; в) на Южном Урале; г) в Забайкалье
- Пшеницу, подсолнечник, овощи выращивают: а) на Урале; б) в Поволжье; в) в Нечерноземье; г) в Западной Сибири
- Бахчевые культуры, томаты, горчицу выращивают: а) на Кавказе; б) на Южном Урале; в) в Центральной России; г) в Поволжье
- Основная часть зерновых культур выращивается в зоне: а) тайги; б) широколиственных лесов; в) степей; г) смешанных лесов
- К трудоемким культурам относятся: а) лен, сахарная свекла; б) пшеница, рожь; в) кукуруза, овес; г) гречиха, просо
- Пшеницу, кукурузу, виноград выращивают: а) в Прикаспии; б) в Приазовье; в) на Северном Кавказе; г) в Черноземье.
Ответы: 1-в; 2-а; 3-б; 4-г; 5-в; 6-а; 7-в.
urok.1sept.ru
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Заполните таблицу.
Районы выращивания | Зерновые культуры | Технические культуры | Животноводство |
Тундра | — | — | Оленеводство. |
Тайга и смешанные леса. | Рожь, ячмень. | Лен, картофель. | Молочное скотоводство, Свиноводство. |
Широколиственные леса и лесостепи. | Пшеница, ячмень, овес, просо. | Сахарная свекла. | Мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. |
Степи. | Пшеница, кукуруза, гречиха. | Подсолнечник, сахарная свекла, горчица. | Мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, коневодство. |
Полупустыни и пустыни. | Ячмень, пшеница. | — | Овцеводство. |
Вывод: специализация с/х (как растениеводства, так и животноводства) зависит от климата. Так в условиях умеренного пояса, при достаточном увлажнении на нечерноземных малоплодородных почвах растениеводство специализируется на выращивании холодостойких, неприхотливых культур: зерновых (рожь, ячмень), из технических – лен, картофель. В зоне лесостепи и степи выращиваются культуры более требовательные к плодородию почвы – кукуруза, просо, пшеница и гречиха. Такая же зависимость прослеживается и в специализации животноводства, которое сильно зависит от кормовой базы. В условиях скудной кормовой базы выделяются такие направления: оленеводство (тундра), овцеводство (пустыни и полупустыни), скотоводство мясного направления, свиноводство (неприхотливость, потребление отходов переработки технических культур – подсолнечника, сахарной свеклы). В условиях хорошей кормовой – скотоводство молочного направления (на сочных травах).
www.soloby.ru
Параграф 4. Сельское хозяйство. Растениеводство
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me