Ответственность экспедитора за нарушение срока доставки груза – Ответственность перевозчика перед грузополучателем

Содержание

Ответственность перевозчика перед грузополучателем

Пришлите статьи, судебную практику, касающиеся ответственности перевозчика перед грузополучателем. Необходимо засудить перевозчика, доказать его вину, размер причиненного им ущерба!

 статьи, судебная практика, касающаяся ответственности перевозчика перед грузополучателем, представлена в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

2. Рекомендация Ответственность перевозчика по договору перевозки груза автомобильным транспортом

Нарушение Размер ответственности Источник
Невывоз груза Штраф в размере 20 процентов от платы заперевозку груза и возмещение причиненных убытков Если иное не предусмотрено договоромперевозкигруза ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ),ч. 1 ст. 34 УАТ
Подача непригодных транспортных средств Штраф в размере 20 процентов от платы заперевозку груза и возмещение причиненных убытков (при отказе грузоотправителя от исполнения договора) Если иное не предусмотрено договоромперевозкигруза ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 34 УАТ
Нарушение срока предоставления транспортных средств Штраф в размере 20 процентов от платы заперевозку груза и возмещение причиненных убытков (при отказе грузоотправителя от исполнения договора) Если иное не предусмотрено договоромперевозкигруза п. 1 ст. 791 ГК РФ, ч. 2 ст. 9, ч. 1, 3, 4 ст. 34 УАТ
Штраф за каждый полный час просрочки в размере 5 процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении или в размере 1 процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении и возмещение причиненных убытков
Нарушение срока доставкигруза Штраф за просрочку доставки груза в размере 9 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки Если иное не предусмотрено договоромперевозкигруза ч. 11 ст. 34 УАТ
Однако общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы
Утрата груза Стоимость утраченного груза Если груз был сдан дляперевозки без объявления ценности
ст. 796 ГК РФ, ч. 7 ст. 34 УАТ
Размер объявленной стоимости груза Если груз был сдан дляперевозки с объявленной ценностью
Недостача груза Стоимость недостающего груза Если груз был сдан дляперевозки без объявления ценности ст. 796 ГК РФ, ч. 7 ст. 34 УАТ
Доля объявленной стоимости груза, которая соответствует недостающей части груза Если груз был сдан дляперевозки с объявленной ценностью
Повреждение (порча) груза при возможности его восстановления Сумма, на которую понизилась стоимость груза Если груз был сдан дляперевозки без объявления ценности ст. 796 ГК РФ, ч. 7 ст. 34 УАТ
Доля объявленной стоимости груза, которая соответствует поврежденной (испорченной) части груза Если груз был сдан дляперевозки с объявленной ценностью
Повреждение (порча) груза при невозможности его восстановления Стоимость груза Если груз был сдан дляперевозки без объявления ценности ст. 796 ГК РФ, ч. 7 ст. 34 УАТ
Размер объявленной стоимости груза Если груз был сдан дляперевозки с объявленной ценностью


Перевозчик наряду с возмещением ущерба за несохранность груза возвращает грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, которая была получена за перевозку, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ).

Любые соглашения перевозчиков, фрахтовщиков с грузоотправителями, грузополучателями, фрахтователями, пассажирами, имеющие целью ограничить или устранить ответственность, возложенную на них, считаются недействительными, если иное не предусмотрено УАТ (ст. 37 УАТ, п. 2 ст. 793 ГК РФ)».

3. Рекомендация Размер ответственности перевозчика и экспедитора за нарушение срока доставки груза

Размер ответственности Норма закона, которая предусматривает ответственность
«Договорперевозкигруза

1. Согласно договору.

2. Штраф за просрочку доставки груза в размере 9 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки (если иное не установлено договором).

Однако общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы

Часть 11 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Договор транспортной экспедиции

1. Согласно договору.

2. Убытки, которые причинены клиенту нарушением срокадоставки груза (если иное не установлено договором).

Если экспедиционные услуги связаны с организациейперевозки грузов в международном сообщении, тоответственность экспедитора за нарушение срока доставкигруза не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки

Пункт 1 статьи 9 и пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»


Особенностью ответственности экспедитора перед клиентом является то, что она может определяться по правилам перевозки грузов, то есть будет ограниченной. Но для этого экспедитор должен доказать, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки (ст. 803 ГК РФ). При этом неблагоприятные последствия не должны возникнуть вследствие действия или бездействия экспедитора, совершенного умышленно или по грубой неосторожности».

4. Рекомендация Условия, при которых перевозчик и экспедитор не будут нести ответственность за нарушение срока доставки груза

Условия, при которых перевозчик и (или) экспедитор не несут ответственности за нарушение срокадоставки груза Норма закона, которая предусматривает освобождение отответственности
Договор перевозки груза

Нарушение срока произошло:

  • вследствие непреодолимой силы;
  • вследствие временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством России, по не зависящим от перевозчика причинам;
  • вследствие иных причин, которые не зависят от перевозчика
Статья 36 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Договор транспортной экспедиции

Нарушение срока произошло:

  • либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • либо по вине клиента
Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

5. Рекомендация Когда перевозчик не будет нестиответственность за утрату, повреждение или недостачу груза

«Согласно статье 36 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта(Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ) перевозчик не будет нести ответственность, если неисполнение им своих обязанностей произошло вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством России, по не зависящим от перевозчикапричинам;
  • иных причин, которые не зависят от перевозчика.

Кроме того, пункт 1 статьи 796 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что перевозчик несетответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело».

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2

«Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.*

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.*

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа».

7. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

«Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика

5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.*

7. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:

1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

8. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

9. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.*

10. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки».

8. Постановление ФАС ВВО от 05.03.2011 № А82-6599/2010

9. Постановление ФАС ЗСО от 07.12.2012 № А27-815/2012

10. Постановление ФАС ПО от 16.10.2013 № А06-8104/2012

11. Постановление 7 ААС от 17.02.2015 № А45-20778/2014

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

www.law.ru

Нарушение сроков доставки груза перевозчиком

Одним из условий договора перевозки груза может являться срок доставки. При этом срок доставки не относится к существенным условиям договора перевозки, потому что в случае неуказания его он определяется из расчёта 300 километров в сутки при междугородной перевозке (п. 63 “б” Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»). Если перевозчик нарушает срок доставки груза, то с него вправе потребовать штраф.

Опоздание на выгрузку относится к нарушению договорных обязательств перевозчика, за которое наступает гражданская ответственность.

Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» штраф за опоздание на выгрузку определяется сторонами в договоре перевозки. Если стороны не согласовали этот вопрос, то штраф за несвоевременную доставку груза составляет 9% от цены перевозки. Следует обратить особое внимание на то, что размер штрафа не может превышать размер провозной платы.

Стороны договора перевозки вправе определить с какого момента начинает исчисляться просрочка доставки груза. Если договором этот вопрос не урегулирован, то считается, что перевозчик нарушил срок доставки груза с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, то есть, с начала календарного дня, следующего за днём доставки груза.

Оформление опоздания на выгрузку.

Нужно ли составлять акт об опоздании на выгрузку? Этот вопрос до сих пор окончательно не урегулирован и поэтому является предметом дискуссий и споров. Так, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ предусмотрено, что основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

С другой стороны, п. 79 “е” ППГАТ предусмотрено, что при просрочке доставки груза получателю должен быть составлен акт.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом были утверждены Правительством РФ в соответствии со ст. 3 УАТиГНЭТ. ППГАТ конкретизируют и уточняют определённые моменты, связанные с автомобильными грузовыми перевозками. Кроме того, ст. 38 Устава автомобильного транспорта устанавливает, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей при перевозках грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях. Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается правилами перевозок грузов.

Отсутствие составленного надлежащим образом акта о просрочке доставки груза неоднократно служило причиной отказа в удовлетворении требований, связанных с опозданием перевозчика на выгрузку. Оформлению актов посвящена отдельная статья на нашем сайте.

Если перевозчик просрочил доставку груза, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Проследить, чтобы в 7-ой графе всех экземпляров транспортной накладной были проставлены плановая (согласованная сторонами) дата доставки и фактическая дата прибытия автомобиля на выгрузку.
  2. Составить акт о просрочке доставки.
  3. В 17-ой графе всех экземпляров транспортной накладной проставить отметки о составленном акте.

Кому платить штраф за просрочку доставки груза.

Несмотря на то, что договор перевозки является двусторонним, заключаемым между грузоотправителем и перевозчиком, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ определяет, что штраф за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузополучателю. Согласно ст. 2 УАТиГНЭТ грузополучателем является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

Эту позицию занял Верховный суд Российской Федерации в определении № 309-ЭС16-3979 от 1 августа 2016 года по делу № А71-4317/2015. Позиция основана на действующем законодательстве и укрепляет позицию юристов, утверждающих, что договор перевозки представляет из себя договор, заключаемый в пользу третьего лица (грузополучателя).

Срок доставки vs Режим труда и отдыха водителя.

Срок доставки груза никак не привязывается и не зависит от установленных Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» положений. Перевозчик, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельность, до заключения договора, обязан рассчитать и определить в какой срок он сможет доставить груз, учитывая все влияющие на это факторы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 УАТиГНЭТ перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Режим труда и отдыха (РТО) не корреспондирует с со сроком доставки; при этом перевозчик обязан соблюсти и то, и другое. Очевидно, что в силу невозможности изменения положений о РТО, перевозчик обязан устанавливать разумный срок доставки груза в договоре. За нарушение РТО водитель несёт административную ответственность (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ), за просрочку доставки груза перевозчик несёт гражданскую ответственность (ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ).

Взыскание штрафа за опоздание на выгрузку.

После того, как факт просрочки доставки груза автомобильным транспортом был надлежащим образом зафиксирован, грузополучатель вправе обратиться к перевозчику с претензией об уплате штрафа за просрочку доставки груза. Предъявление претензии обязательно. В случае отказа перевозчика от удовлетворения претензии либо игнорирования претензии, грузополучатель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки за доставку груза с опозданием.

gruzconsult.ru

11.4. Ответственность экспедитора и клиента

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ. Из этого правила существует одно исключение, установленное п. 2 ст. 803 ГК РФ. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции в зависимости от оснований, субъекта ответственности и воли сторон может быть различной. По общим правилам об ответственности нарушившая сторона должна возместить контрагенту убытки и уплатить неустойку. За отдельные виды нарушений [например, за утрату, повреждение (порчу), недостачу груза] предусматриваются ограничения размера ответственности. Стороны вправе своим соглашением установить повышенный размер ответственности. Вместе с тем и. 2 ст. 11 Закона о транспортно- экспедиционной деятельности установлен запрет на устранение или ограничение ответственности по сравнению с требованиями, установленными названным Законом.

Законом установлена ответственность как экспедитора, так и клиента за односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Понятие «разумный срок» имеет оценочный характер. К сожалению. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности не дает ответа на вопрос: какие последствия может повлечь односторонний отказ, если груз находится в пути следования? Нарушившая сторона должна возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплатить штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат. Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, в отличие от ст. 806 ГК РФ, за односторонний отказ от исполнения договора, повлекший расходы другой стороны, предусмотрен штраф в размере 10% от суммы расходов. Во-первых, вызывает сомнение правомерность самого факта установления штрафных санкций, которые не предусмотрены нормами ГК РФ. Во-вторых, в имущественном обороте использование штрафных санкций допустимо лишь в целях защиты публичных интересов или слабой стороны в договорных отношениях.

Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Первый пункт ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза. Экспедитор, виновный в несохранности груза, несет ответственность в следующих размерах:

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

  • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;

  • за повреждение (порчу) груза, пришлого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза только при наличии вины, которая презюмируется. Необходимость наличия вины здесь выражена в отрицательной форме словами: «если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Следовательно, для освобождения экспедитора от ответственности он должен доказать, что несохранность перевозимого груза вызвана не какими-то обстоятельствами, которые могут быть поставлены ему в вину, а иными, выходящими за пределы его возможностей обстоятельствами. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор, принявший все меры к обеспечению сохранности груза, но не выполнивший договора транспортной экспедиции по не зависящим от него обстоятельствам, должен быть освобожден от ответственности. Правила об ответственности экспедитора за утрату груза только при наличии вины противоречат требованиям 803 ГК РФ и правилам гл. 25 ГК РФ. Положения п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности воспроизводят нормы транспортных уставов и кодексов об ответственности перевозчиков за несохранность груза. Однако они не сообразуются с нормами п. 2 ст. 803 ГК РФ, согласно которому экспедитор будет отвечать по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ограниченная ответственность), если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки. Согласно же закону экспедитор будет нести ограниченную ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Зачем же экспедитору доказывать вину перевозчика, если его ответственность уже ограничена? В этой связи правила п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности применяться не должны, поскольку противоречат нормам ГК РФ.

Экспедитор обязан возвратить клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если только в договоре транспортной экспедиции это особо оговорено. Экспедитор должен также возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по его вине, наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения. Такое требование соответствует общим нормам ГК РФ об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые предусматривают, что в состав убытков включаются реальный ущерб и упущенная выгода.

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения. Определение стоимости недостающего груза зависит от его характера.

Пункт 7 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной лояльности устанавливает срок, по истечении которого груз считается утраченным. В данном случае законодатель применяет специальный прием, который можно назвать юридической фикцией. Само по себе истечение срока не свидетельствует о физической утрате груза. Возможны случаи неправильного оформления документов, в результате которых груз длительное время не может быть идентифицирован, и иные подобные случаи, когда груз на самом деле не утрачен. В большинстве случаев судьба груза просто неизвестна, и для того чтобы придать определенность сложившимся отношениям сторон договора транспортной экспедиции, его утрата предполагается. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если же такой срок договором не определен, то груз не считается утраченным, если он доставлен в течение разумного срока, исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Разумность срока является понятием субъективным, поскольку при возникновении спора каждый раз оценку разумности придется давать суду. Сделать это довольно сложно, поскольку период доставки зависит от многих факторов.

В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что они получили груз неповрежденным. Экспедитор вправе приводить доказательства обратного. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления. Речь идет о скрытых недостатках груза, т.е. таких, которые не могли быть установлены при приеме груза обычным способом. Например, достаточно трудно определить при приеме груза повреждение или порчу груза, если тара или упаковка не повреждена. Что касается недостачи груза, то здесь может служить примером случай, когда после приема от экспедитора сельскохозяйственной техники обнаруживается отсутствие какого-либо внутреннего механизма.

Экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Законная неустойка в данном случае применяется для защиты слабой стороны в договоре в широком смысле этого слова. Экспедитор имеет не только более выгодное материальное положение в силу того, что является предпринимателем, но и обладает большими знаниями в области транспортно-экспедиционной деятельности, дающими преимущество при составлении договоров и иных документов. Для освобождения от возмещения неустойки, так же как и убытков, экспедитор должен доказать, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой анты или по вине клиента. Все остальные случаи, свидетельствующие о невиновности экспедитора, в расчет не принимаются.

В связи с этим возникает проблема сопоставимости норм Закона о транспортно-экспедиционной деятельности с правилом п. 2 ст. 803 ГК РФ, которым предусмотрено, что экспедитор будет нести ответственность за нарушение обязательства по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, если докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки. Поскольку в данном случае п. 2 ст. 9 вступает в противоречие с требованиями ГК РФ как при установлении оснований ответственности, так и ее размера, преимущество имеют нормы ГК РФ. Вопрос же о конкуренции норм ГК РФ и норм Закона о защите прав потребителей разрешен в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». Пленум разъяснил, что в случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых договоров с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами, то к отношениям, вытекающим из таких договоров. Закон о защите прав потребителей может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. Таким образом, в случае с договором транспортной экспедиции вопрос разрешен не в пользу потребителя. Вместе с тем введение штрафной неустойки направлено на защиту прав потребителей и представляется целесообразным. В этой связи полагаем, что существующие противоречия между нормами закона и ГК РФ обусловлены прежде всего недостатками самого ГК РФ.

Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации. В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10 % суммы этих расходов. Здесь объединены два правила, в которых ответственность клиента отличается не только по форме, но и по основаниям. Если в первом пункте речь идет о возмещении убытков за непредставление информации, то во втором — о неустойке за отказ клиента от оплаты расходов. Объединение обоих правил в один пункт статьи, на наш взгляд, свидетельствует о несовершенстве законодательной техники. Первый пункт предусматривает, что клиент обязан предо ста вить точную информацию о местонахождении получателя груза. Если груз был адресован грузополучателю, которого не оказалось по указанному адресу, всю ответственность перед экспедитором несет клиент. Следует отметить, что в соответствии с положениями Брюссельской конвенции от 25 августа 1924 г. об унификации некоторых правша о коносаменте считается, что отправитель гарантировал перевозчику на момент погрузки точность марок, числа мест, количества и веса груза, как они им указаны, и отправитель обязан возместить перевозчику все потери, убытки и расходы, возникшие вследствие или явившиеся результатом неточности этих данных. Право перевозчика на такое возмещение никоим образом не ограничивает его ответственность и обязанности по договору перевозки перед любым лицом, иным, чем отправитель.

Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0.1% вознаграждения экспедитору и понесенных нм в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных нм в интересах клиента расходов. Ответственность клиента за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов предусмотрена в виде уплаты неустойки, которая составляет одну десятую процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки. Размер неустойки ограничен суммой причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов. Вызывает сомнение целесообразность установления повышенного фиксированного процента неустойки, которая в данном случае носит характер зачетной, поскольку в соответствии со ст. 394 ГК РФ убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

Подобное правило может привести к неосновательному обогащению клиента. Ведь целью гражданско-правовой ответственности является восстановление имущественного положения и прав потерпевшей стороны до такого объема, на который она была бы вправе рассчитывать при надлежащем исполнении обязательства нарушившей стороной. Особенностью гражданско-правовой ответственности является соответствие ее размера размеру причиненного вреда или убытков. Имущественная санкция, применяемая за допущенное нарушение, всегда имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего. В рассматриваемом же случае законодатель установил повышенный процент неустойки по сравнению с размером ответственности за пользование чужими денежными средствами, предусмотренным ст. 395 ГК РФ, поскольку в настоящее время банковская ставка рефинансирования составляет примерно 0.05% и имеет тенденцию к снижению. Обычно законом устанавливается повышенный размер ответственности по сравнению с причиненными убытками в исключительных случаях лишь в случаях защиты публичных интересов (государства и общества). Здесь не играет роли тот факт, что ответственность клиента ограничена суммой вознаграждения и расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента. Примерно такое же правило выработано судебно-арбитражной практикой. При рассмотрении дел на практике арбитражные суды, руководствуясь ст. 333 ГК РФ и п. 42 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», уменьшают неустойку в случаях превышения ее размера над суммой задолженности. Следует, однако, подчеркнуть, что закон особо не отоваривает, что ответственность клиента ограничена в пределах неуплаченной клиентом суммы вознаграждения и расходов, что также свидетельствует об отходе от компенсационного принципа гражданско-правовой ответственности.

В законе устанавливается ответственность клиента в форме убытков только при неисполнении обязанности по предоставлению информации. Однако это не означает, что убытки клиентом в случае совершения им иных правонарушении не возмещаются. В соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ и ст. 15 ГК РФ убытки за любые правонарушения обязанностей клиентом по договору подлежат возмещению в полной мере как в виде реального ущерба, так и в виде упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором РФ размером ответственности. Ужесточение ответственности экспедитора по соглашению сторон не противоречит общим положениям ГК РФ об ответственности за неисполнение обязательств. Обычно стороны предусматривают повышенную ответственность экспедитора в случаях доставки груза по схеме «от двери до двери», когда экспедитор устанавливает повышенное вознаграждение за весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Однако, по свидетельству Питера Джоуна, право увеличивать степень ответственности экспедитора редко используется в международной экспедиторской практике, хотя положения об этом содержатся почти во всех правилах транспортного экспедирования. Если клиент желает увеличить степень финансовой защиты, он обычно предпочитает это сделать путем грузового страхования. По этой причине модельные правила FIATA, касающиеся услуг грузового экспедирования, непосредственно не предусматривают возможность клиента «купить» повышенную ответственность.

Закон запрещает всякие соглашения экспедитора с клиентом, имеющие целью уменьшить или исключить возлагаемую на них ответственность. Не имеет значения, кто — юридическое лицо, предприниматель или гражданин является клиентом экспедитора. Не имеет значения и то, каким образом стороны намерены уменьшить или исключить ответственность: касаются ли они оснований, условий, форм, сроков. Любые соглашения относительно ответственности признаются недействительными независимо от форм их выражения (дополнительные соглашения, расписки и т.д.). Не являются безусловным основанием освобождения от ответственности экспедитора за повреждение или утрачу груза отметки в документе о приеме груза о том, что «груз принят в поврежденной таре» или «тара нестандартна», «неисправна». Такие отметки должны оцениваться судом наряду с другими обстоятельствами.

Ответственность экспедитора при оказании услуг, связанных с перевозками в международном сообщении. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов, предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666.67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки. При этом под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату установленную соглашением сторон.

Исключение из правила об ответственности при осуществлении международных перевозок грузов составляют случаи ответственности экспедитора, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Речь идет о нарушениях установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. В этом случае экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения. Кроме того, экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору. если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Однако названные правила ограничения ответственности не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Таким образом, устанавливается ответственность экспедитора в зависимости от его вины, что не согласуется с нормами ГК РФ. Кроме того, представляется нелогичным доказывать экспедитору свою невиновность в утрате, недостаче или повреждении груза в случаях, когда правонарушением является просрочка в доставке груза.

Ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор. Следует отметить, что ответственность за утрату и повреждение груза устанавливается только за килограмм веса утраченного груза, а не за место и транспортную единицу. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода экспедитором возмещается в полном объеме, но не более 666.67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.

studfiles.net

5.8. Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Транспортное законодательство предусматривает ответственность транспортных предприятий перед грузополучателем за просрочку доставки груза. Ответственность соперевозчиков друг перед другом за просрочку доставки груза в пункты перевалки транспортные уставы не предусматривают. В то же время вопросы просрочки доставки непосредственно связаны с взаимоотношениями между соперевозчиками в прямом смешанном сообщении, так как, хотя транспортные уставы регламентируют лишь взаимоотношения перевозчиков и грузополучателей (в том числе при просрочке в доставке), перевозчик имеет возможность, в случае взыскания с него штрафа за просрочку доставки, обратиться с претензией к другому перевозчику (при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении), виновному в этой просрочке. Это указано в § 131 Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Как правило, общая просрочка доставки грузов неразрывно связана с просрочкой доставки, допущенной различными видами транспорта при перевозке их в прямом смешанном сообщении.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Например, ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установила, что перевозчик за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9 % платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. На воздушном транспорте (ст. 120 ВК) за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 % провозной платы. Статья 116 Кодекса внутреннего водного транспорта за просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 ст. 170 КТМ).

На автомобильном транспорте (п. 11 ст. 34 УАТ и ГЭТ) перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9 % провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы.

Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Вместе с тем на железнодорожном, внутреннем водном, морском и воздушном видах транспорта конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов. Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги.

Кодекс внутреннего водного транспорта предусматривает, что перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В статье 166 КТМ приведен перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки. Это непреодолимая сила, опасности или случайности на море, запрещение, прекращение или ограничение перевозок и т. д.

Воздушный кодекс в ст. 120 предусматривает, что за просрочку доставки грузов перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (§ 33) предусматривают, что сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.

Правила предусматривают, что если груз доставлен с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность перед клиентом за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (конечный перевозчик в этом случае пересылает претензию соперевозчику и сообщает об этом заявителю претензии).

Правила делают исключение для груза, следующего в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, увеличивая срок доставки на внутреннем водном транспорте: при перевалке груза мелкими партиями – на двое суток, при перевалке остальных грузов – на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или разгрузки грузов из судов по судочасовым нормам погрузки-разгрузки судов.

Таким образом, Правила не устанавливают конкретных сроков для перевалки каждого груза, из-за этого нередко грузы подолгу находятся в пунктах перевалки, причем считается, что нарушений сроков доставки нет.

Как показывает практика, очень часто при перевалке грузов один из перевозчиков вывозит сначала местную продукцию (предназначенную для местных организаций), а когда появляются излишки вагонов, начинает разбирать завалы из грузов на причалах, в результате чего грузы поступают в адрес получателя со значительной просрочкой.

Задержке грузов в пунктах перевалки способствуют также переучеты, перепроверки, разбор пакетов груза, которые нередко проводят перевозчики в пунктах перевалки. В результате теряется драгоценное время, нарушается ритмичность работы транспорта, излишне затрачиваются огромные средства. Это одна из причин того, что грузы доставляются с просрочкой.

Выходом из этого положения явилось бы установление на всех видах транспорта конкретных сроков нахождения грузов в пункте перевалки и предусмотрение в транспортных уставах и кодексах санкций за нарушение этих сроков, которые предъявлялись бы виновному перевозчику.

Просрочка доставки груза при его перевозке может явиться причиной его порчи либо повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф за просрочку его доставки.

Следует отметить, что транспортное законодательство не всегда придерживалось этого правила. Например, ст. 193 Устава железных дорог 1954 г. предусматривала, что железная дорога не уплачивает штраф за просрочку доставки груза, если она уже уплатила возмещение за порчу груза, происшедшую вследствие просрочки.

В практике разрешения споров по несохранным перевозкам нередко возникает вопрос: отвечает ли транспортная организация за порчу скоропортящегося груза, поступившего в пункт перевалки, если он доставлен с нарушением ответственного срока доставки (с просрочкой), но в пределах срока транспортабельности груза, указанного грузополучателем?

Для разрешения этого вопроса необходимо выявить юридическую природу и правовое значение срока транспортабельности грузов, который указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, и его соотношение со сроком доставки, так как природа и правовое значение срока транспортабельности в науке и практике не выяснены, порядок его определения нормативно не урегулирован, а санкции за неправильное его указание не установлены. В качестве примера рассмотрим соотношение этих сроков при перевозках скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте, где перевозится наибольшее количество таких грузов.

В соответствии со ст. 18 Устава железнодорожного транспорта грузоотправитель обязан вместе с накладной представить перевозчику документ о качестве груза (сертификат), в котором указывает наименование, номер и дату выдачи документа о качестве и срок транспортабельности в сутках. Более подробно эта операция описана в Правилах перевозки скоропортящихся грузов.

Таким образом, на грузоотправителя возложена обязанность указать срок транспортабельности отправляемого скоропортящегося груза. Ни Устав, ни Правила не указывают, в каком порядке эти сроки устанавливаются и чем руководствуется грузоотправитель, устанавливая срок транспортабельности. Однако, как показывает практика, сроки транспортабельности, которые указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, часто превышают сроки доставки.

Например, садвинсовхоз «Булунгур-2» в качественном удостоверении определил срок транспортабельности винограда в 20 суток, а перевозчик доставил его за 11 суток, хотя и этот срок превышал срок доставки и груз был доставлен с просрочкой. Значительная разница между сроком, указанным в удостоверении о качестве, и фактическим сроком доставки свидетельствует о том, что сроки транспортабельности, которые устанавливает грузоотправитель, ни на чем не основаны и указываются без учета действующих в настоящее время сроков доставки.

Согласно Правилам перевозок скоропортящихся грузов такие грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в удостоверении о качестве, менее срока доставки, установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов. В то же время в Правилах ничего не говорится о тех случаях, когда сроки транспортабельности намного превышают сроки доставки грузов.

В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики Российской Федерации.

Срок доставки – это ответственный для перевозчика срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения (либо в пункт перевалки груза). Он определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом и является обязательным для перевозчика. Нарушение именно этого срока означает просрочку доставки и влечет за собой взыскание штрафа с перевозчика.

Утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области экономики сроки доставки грузов публикуются в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Российской Федерации.

При сравнении срока транспортабельности со сроком доставки можно сделать вывод, что при перевозках грузов основным сроком для перевозчиков при перевозке скоропортящихся грузов должен являться срок доставки.

Устанавливая срок транспортабельности (который, как правило, всегда больше срока доставки), грузоотправитель как бы дает гарантию грузополучателю в доставке в сохранности данного груза, причем в этот срок входят не только перевозка, но также и доставка на склад получателя. И если в пределах срока транспортабельности произошла порча продукции (в тех случаях, когда груз был доставлен в адрес грузополучателя в пределах срока доставки) и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, от него не зависящим, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя.

studfiles.net

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции — предусмотренные законодательством последствия полного или частичного нарушения условий такого соглашения, возможность ее наступления и риск убытков во многом служат фактором, сдерживающим стороны от нарушения обязательств. В предлагаемом далее материале мы рассмотрим условия наступления и способы определения размера такой ответственности.

Ответственность по договору транспортной экспедиции — нормативное регулирование

Общие правила определения размера ответственности экспедитора

Ответственность экспедитора при осуществлении международной экспедиторской деятельности

Ответственность экспедитора за нарушение сроков исполнения при международных перевозках для частных нужд

Уменьшение ответственности и освобождение от нее

Что следует указать в договоре для упрощения определения размера ответственности экспедитора?

Ответственность по договору транспортной экспедиции — нормативное регулирование

Основной источник нормативного регулирования договорного права — ГК РФ. Договору транспортной экспедиции посвящена гл. 41, конкретно вопросу ответственности экспедитора — ст. 803. Однако данная норма не содержит положений, устанавливающих виды и пределы ответственности. Законодатель ограничился отсылкой к стандартным правилам, регулирующим договорную ответственность, изложенным в гл. 25 ГК.

Договор транспортной экспедиции — самостоятельный вид гражданско-правового соглашения об оказании услуг, но он имеет свои особенности, которые дополнительно рассмотрены в законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ. Этот же закон предусмотрел принятие правил транспортно-экспедиционной деятельности (далее — Правила), которые впоследствии были утверждены постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554. В соответствии с общими принципами соотношения общих и частных норм права статьи ГК РФ применяются к вопросам ответственности по договору транспортной экспедиции, не урегулированным нормами закона № 87-ФЗ или Правилами.

Общие правила определения размера ответственности экспедитора

По общему правилу ответственность по договору транспортной экспедиции определяется исходя из норм гл. 25 ГК РФ, за исключением случаев, отдельно рассмотренных законом № 87-ФЗ (например, в отношении договоров международной экспедиции). Размер компенсации при этом напрямую зависит от того, была ли объявлена ценность груза и какой ущерб был ему причинен.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 закона № 87-ФЗ:

  1. Если утрачен полностью или частично груз с предварительно объявленной ценностью, ущерб компенсируется полностью в размере объявленной стоимости или ее части пропорциональной утраченной. При повреждении такого груза компенсация определяется исходя из снижения его стоимости, если его можно восстановить и реализовать в дальнейшем. Если восстановление невозможно, компенсируется объявленная стоимость.
  2. Если утрачен полностью или частично груз, переданный без предварительного объявления ценности, ущерб компенсируется полностью в размере документально подтвержденной стоимости или ее части пропорциональной утраченной. При повреждении такого груза компенсация определяется также исходя из документальной стоимости. Такая стоимость определяется исходя из цены на аналогичный товар в месте выдачи груза на момент принятия судом соответствующего решения либо момент добровольного исполнения требования

Груз считается утраченным, если в течение 30 суток со дня, обозначенного в договоре в качестве дня доставки, он не был выдан получателю. Если такой срок оговорен не был, то груз должен быть выдан в разумные сроки. Если груз не был получен из-за неуплаты, но экспедитор проинформировал клиента о доставке, груз утраченным не считается.

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Компенсация фактически понесенного ущерба не отменяет возможности клиента потребовать возмещения упущенной выгоды по правилам, установленным ГК РФ. При этом, если речь идет о международной экспедиции, следует учитывать ограничения, установленные для компенсации при нарушении обязательств по договорам о международных экспедиторских услугах, предусмотренные законом № 87-ФЗ.

Ответственность экспедитора при осуществлении международной экспедиторской деятельности

Ответственность за нарушения обязательств договоров международной экспедиторской деятельности достаточно подробно рассмотрена в пп. 3 и 4 ст. 6 закона № 87-ФЗ. В соответствии с ними размер ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение рассматриваемого договора не может превышать 666,67 расчетных единиц за единицу отгрузки, если речь идет о нарушениях, связанных с международной перевозкой груза с использованием экспедиторской документации. Для расчета компенсации при нарушении международных договоров рассматриваемого типа применяется единица специального права заимствования (СПР). Это понятие введено Международным валютным фондом. На сегодняшний день существует только 4 валюты, в которых такие единицы могут быть выражены (в них же производятся резервные платежи стран в системе МВФ):

  • американский доллар;
  • английский фунт стерлингов;
  • евро;
  • японская иена.

Для определения размера компенсации в России ее размер из единицы СПР переводится в рубли, при этом используется курс, установленный Центральный банком РФ на день принятия соответствующего судебного решения либо иную согласованную сторонами дату. В частности, согласно п. 2 ст. 7 рассматриваемого закона, ответственность экспедитора при международной экспедиции ограничена 2 единицами СПР, если большее не компенсируется лицами, за которых он ответственен.

Ответственность экспедитора за нарушение сроков исполнения при международных перевозках для частных нужд

ГК РФ не содержит отдельных норм об ответственности экспедитора при организации международных перевозок для личных целей физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью. В случае нарушения обязательств экспедитором п. 2 ст. 9 закона № 87-ФЗ для определения размера ответственности за просрочку исполнения обязательств предусматривает расчет трехпроцентной неустойки за единицу времени, предусмотренную договором. При этом размер итоговой компенсации не может превысить 80% причитающегося экспедитору вознаграждения, предполагающегося в случае полноценного исполнения условий.

Примечание: этот метод может применяться при расчете компенсации за нарушение сроков исполнения экспедиторских обязательств только перед физическими лицами, пользующимися такими услугами.

Уменьшение ответственности и освобождение от нее

Так как на обязательства, вытекающие из соглашения о транспортной экспедиции, распространяются нормы гл. 25 ГК РФ, в случае если при должной осмотрительности и осторожности, проявленной при исполнении обязательств со стороны экспедитора, они не были исполнены в силу форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы), экспедитор должен быть освобожден от ответственности. Договор экспедиции нередко является посредническим и включает обязанность экспедитора только организовать перевозку, но не осуществить ее, поэтому нарушение обязательств непосредственным перевозчиком не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом.

При этом ст. 804 ГК РФ предусматривает обязанность клиента в полной мере предоставить экспедитору информацию о грузе. Если же этого не произошло, то это может служить основанием не только для снижения меры ответственности экспедитора, но и для привлечения к ответственности самого клиента.

Что следует указать в договоре для упрощения определения размера ответственности экспедитора?

В случае нарушения экспедитором условий договора клиент, как правило, стремится максимально быстро привлечь его к ответственности и получить положенную компенсацию. Однако в процессе установления размера возмещения могут возникнуть сложности, становящиеся предметом затяжных гражданских споров. Во избежание подобных проблем стоит соблюдать некоторые рекомендации, связанные с особенностями такого рода договоров:

  1. Некоторые виды деятельности, включая экспедиторскую и транспортную, требуют лицензии (например, перевозка опасных грузов). Необходимо убедиться в ее наличии у партнера.
  2. Перечень услуг, которые должен оказать экспедитор, имеет смысл детализировать по пунктам. Закон ограничивается довольно расплывчатой формулировкой о «других обязанностях, связанных с перевозкой», в интересах же сторон быть максимально конкретными как в указании размеров и графика выплаты вознаграждений, так и в перечне оказываемых услуг.
  3. Следует предоставлять экспедитору максимум необходимой достоверной информации и документации, которая может потребоваться для исполнения условий соглашения. В противном случае он может заявить, что нарушение условий договора вызвано его недостаточной информированностью.
  4. Необходимо четко прописывать в договоре характеристики и стоимость груза, т. к. это заметно облегчит определение размера компенсации. В случае если такая цена не была установлена, для расчета компенсации будет приниматься та, которую удастся подтвердить документально.
  5. Маршруты передвижения груза и крайнюю дату доставки груза в пункт назначения также стоит прописывать максимально точно. Это упростит определение крайнего срока выдачи груза, ограничив его 30 днями с момента доставки, что, в свою очередь, позволит установить момент нарушения обязательств. В противном случае придется ограничиться расплывчатой формулировкой закона о разумных сроках.

***

В заключение остается сделать вывод о том, что ответственность по договору транспортной экспедиции в значительной степени зависит от того, насколько внимательно стороны отнеслись к составлению договора, описанию обязательств экспедитора и стоимости груза.

nsovetnik.ru

Глава 3. Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции.

3.1. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Глава 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ содержит отдельную статью, посвященную вопросам ответственности экспедитора, которая содержит две нормы. Во-первых, «за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств»». Во-вторых, статья содержит специальное правило: «если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик».1

Ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение возлагается на общих основаниях. Поскольку обязательство экспедитора по договору связано с осуществлением предпринимательской деятельности, указанная ответственность наступает независимо от наличия его вины. Единственным обстоятельством, которое может служить основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств, может служить невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы. Также «возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом». 2

Для упрощения механизма возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением экспедитором своих обязательств, клиентом может быть использовано страхование экспедируемых грузов.

«Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной стоимости груза или недостающей части;

  • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления груза в размере объявленной ценности;

  • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной стоимости груза».1

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в установленных размерах, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрен порядок предъявления претензии к экспедитору, которая «оформляется в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии, и документами, подтверждающими количество и стоимость отправленного груза. Претензии могут быть предъявлены в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения».1

Стороны вправе предъявлять свои требования в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения последним своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является безусловным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет 1 год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере. Гражданин приобрел у общества определенный товар. По накладной транспортная компания доставила гражданину груз. Оплата задолженности за оказанные услуги и неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств не была произведена. Истец обратился в арбитражный суд с требованиями о взыскании вознаграждения по договору транспортной экспедиции и суммы неустойки за несвоевременную оплату вознаграждения экспедитору. Арбитражный суд отказал истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока исковой давности. Как было установлено судом, «право на предъявление иска у истца возникло на следующий день после выставления счета. Таким образом, срок исковой давности истек, так как прошло более 1 года. Суд признал факт пропуска истцом срока исковой давности, что явилось самостоятельным основанием для вынесения судом решения об отказе в иске».1

studfiles.net

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Н.В. МОРОЗОВА

Морозова Н.В., соискатель кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Часть первая Гражданского кодекса предусматривает общие положения договорной ответственности сторон, действующие и в отношении договора транспортной экспедиции в той части, в которой отсутствует специальное регулирование имущественной ответственности экспедитора и клиента, предусмотренное Гражданским кодексом и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До принятия названного Закона общие положения действовали во всех случаях нарушения договора транспортной экспедиции, за исключением нарушения обязательства, вызванного ненадлежащим исполнением договоров перевозки грузов — в этом случае ответственность экспедитора перед клиентом определялась по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. С принятием Закона о транспортно-экспедиционной деятельности сфера действия общих положений в транспортно-экспедиционных обязательствах (главным образом в отношении экспедитора) сузилась. Нормы об ответственности экспедитора превратились в достаточно обширную и, к сожалению, несколько запутанную систему. Предусмотренные названным Законом нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, на основаниях освобождения экспедитора от ответственности за нарушение обязательств, а также требование об обязательном предъявлении претензий, определение возникновения права на предъявление претензии, установление специального срока исковой давности не соответствуют правовому регулированию договора транспортной экспедиции Гражданским кодексом Российской Федерации, который предусматривает возможность установления иных (нежели содержащиеся в нем) правил Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами лишь в отношении условий выполнения договора транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ), но не иных вопросов, в частности вопросов ответственности и порядка защиты нарушенных прав.

Предусмотренную Законом ответственность экспедитора можно классифицировать на два вида: ответственность экспедитора при оказании услуг в международных сообщениях и ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях. При международных сообщениях ответственность в определенных случаях ограничивается предусмотренной Законом определенной суммой расчетных единиц, для внутрироссийских сообщений подобного ограничения, выраженного в условных единицах, Законом не установлено.

Ответственность экспедитора при оказании услуг в международных сообщениях классифицируется на следующие подвиды.
1. Ответственность при условии использования соответствующих экспедиторских документов и при возникновении ущерба иного, нежели утрата, недостача, повреждение (порча) груза. Предел ответственности экспедитора — 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.
2. Ответственность при использовании соответствующих экспедиторских документов и при возникновении ущерба в виде утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза. Предел ответственности экспедитора — 2 расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
3. Иные случаи ответственности, определяемые в соответствии с применяемым российским правом, относящимся к оказанию экспедиторских услуг во внутрироссийских сообщениях.

Ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях классифицируется на следующие подвиды.
1. Ответственность экспедитора, возникшая в связи с нарушением перевозчиком договора перевозки. В данном случае необходимо руководствоваться нормами соответствующих транспортных уставов (кодексов).
2. Ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, возникших не по договору перевозки. Предел ответственности установлен в размере действительной или объявленной стоимости утраченного (поврежденного) груза.
3. Иные случаи ответственности, определяемые согласно общим положениям ГК РФ и предусматривающие ответственность экспедитора в полном объеме.

Ответственность экспедитора, определяемая в соответствии с общими положениями ГК РФ, характеризуется, в частности, тем, что одним из ее условий является не вина экспедитора, а обычный предпринимательский риск. Примером возложения на экспедитора такой ответственности является ответственность за ненадлежащее информирование клиента, например за неуведомление клиента о прибывающем грузе.

Если нарушение транспортно-экспедиционного обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Указанное правило действует при осуществлении как внутрироссийских перевозок, так и международных перевозок, с одним исключением: предел ответственности в международных перевозках, когда используются соответствующие экспедиторские документы, определяется не транспортным уставом или кодексом, а непосредственно Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Несмотря на то что и ГК РФ, и названный Закон при отсылке к транспортным уставам (кодексам) говорят исключительно о договоре перевозки, представляется, что правило, отсылающее к соответствующим транспортным уставам (кодексам), действует также и при нарушении перевозчиком договора об организации перевозок, который, как и договор перевозки груза, опосредует перевозочный процесс.

Бремя доказывания факта нарушения транспортно-экспедиционного обязательства по причине нарушения договора перевозки лежит на экспедиторе.

По транспортно-экспедиционному договору об организации доставки груза клиенту противостоит один обязанный субъект — экспедитор, выполняющий транспортно-экспедиционную деятельность от своего имени. С одной стороны, с точки зрения субъективного состава клиенту совершенно неважно, какой из участников перевозочного процесса нарушил свои обязательства, так как перед клиентом всегда отвечает экспедитор. С другой стороны, клиенту важно определить, какой из участников перевозочного процесса нарушил обязательство. Так, если нарушение произошло со стороны перевозчика, то ответственность экспедитора будет ограниченной; если нарушил обязательство непосредственно экспедитор или иной участник и нарушение привело к последствиям иным, чем утрата, недостача или повреждение (порча) груза, то ответственность экспедитора будет полной.

Если экспедитор докажет, что ненадлежащее исполнение им своих обязательств по договору транспортной экспедиции произошло из-за ненадлежащего выполнения договора перевозки перевозчиком, экспедитор, во-первых, несет ограниченную ответственность перед клиентом, а во-вторых, применяется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза и за иные виды нарушений обязательств. Такие перечни предусмотрены конкретными транспортными уставами (кодексами). Например, железнодорожный перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, в частности, вследствие сложившихся у перевозчика при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Определение ответственности экспедитора в рассматриваемой ситуации аналогично ответственности перевозчика, нарушившего свое обязательство. Это вполне обоснованно, так как иначе экспедитор нес бы дополнительные убытки, а клиент получал бы полное возмещение, которое он не смог бы получить, если бы обращался к перевозчику, минуя экспедитора.

Как было отмечено, нарушение обязательств по договору экспедиции, вызванное ненадлежащим исполнением договоров перевозки, влечет применение к экспедитору тех же правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. При этом согласно ст. 79 Устава железнодорожного транспорта в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении ответственность перед грузополучателем несет перевозчик соответствующего вида транспорта, выдающий грузы. Следовательно, для определения оснований и размера ответственности экспедитора перед клиентом не нужно определять соответствующий участок перевозки, на котором произошла утрата, недостача или повреждение (порча), а нужно знать конечного перевозчика, что удобно для клиента.

Ответственность экспедитора носит двусторонний характер: он отвечает за вину клиента перед перевозчиком и за вину последнего перед клиентом. Так, при доставке груза от склада клиента до железнодорожной станции (порта) экспедитор, не имеющий собственного транспорта, заключает договор с автотранспортной организацией, в котором предусматривается штраф за сверхнормативный простой в пунктах погрузки-выгрузки. Если штраф был взыскан с экспедитора, он затем взыскивает штраф с виновной стороны: клиента или с железнодорожного, водного, воздушного перевозчика. В данном случае присутствует ответственность экспедитора за чужую вину. Часть штрафных санкций в силу самых разнообразных причин (трудности доказывания, просрочка сроков исковой давности и т.д.) могут оказаться невзысканными и лягут на экспедитора — в этом заключается риск ответственности за чужую вину. Подобная ответственность является характерной чертой не только договора транспортной экспедиции, но и любого другого договора, где происходит возложение исполнения обязательства на третье лицо.

Законодатель не устанавливает очередности предъявления требований между перевозчиком, экспедитором и клиентом. Это вполне естественно, так как право клиента на предъявление претензии (иска) к экспедитору не может быть ограничено условием, что при этом экспедитор должен первоначально предъявить претензию (иск) к перевозчику. Клиент вообще может не знать, по чьей вине, экспедитора или перевозчика, произошло нарушение договора транспортной экспедиции.

При утрате, недостаче или повреждении груза, возникших не из договора перевозки, Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрено специальное регулирование ответственности экспедитора.

Под утратой груза понимается невозможность перевозчика (экспедитора) выдать груз получателю по истечении установленного срока доставки. При осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, так же как и при осуществлении перевозки, утрата груза — понятие не только фактическое, но и юридическое, причем по своему объему последнее шире, чем понятие «фактическая утрата груза». Утрата груза возникает не только в тех случаях, когда груз фактически отсутствует (например, при хищении, гибели груза), но и тогда, когда он не уничтожен и не похищен, но не может быть своевременно вручен перевозчиком надлежащему грузополучателю.

Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» подразумевает под договором транспортной экспедиции именно такой договор, в соответствии с которым экспедитор организует доставку «от двери до двери», и понятие «утрата груза» относится именно к транспортно-экспедиционному договору об организации доставки груза. Думается, что при осуществлении неполной экспедиции (или экспедиции по отправлению (прибытию)) для классификации груза в качестве утраченного не должен применяться тридцатидневный срок — в данном случае правоприменителю следует оперировать понятием «разумный срок», определяемый исходя из конкретных условий. Тридцатидневный срок, установленный Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» для признания груза утраченным, следует применять при утрате в случае, если экспедитор не докажет, что утрата вызвана ненадлежащим исполнением договора перевозки. При доказанности данного факта следует применять нормы соответствующих транспортных уставов или кодексов. Например, ст. 45 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает основанием для признания груза утраченным невыдачу груза грузополучателю по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении.

Груз, который доставлен, но не выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. Это прежде всего связано с правом экспедитора на удержание, которое предоставляется экспедитору лишь в случае, если это предусмотрено соглашением сторон.

Рассматриваемая норма о невыдаче груза детализирует общую норму об удержании применительно к вопросу, связанному с утратой груза, а также дополнительно устанавливает требование о своевременном уведомлении клиента со стороны экспедитора об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Недостача груза имеет место при утрате какого-либо количества груза, представляющего собой однородную массу (каменный уголь, зерно и т.п.). Повреждением груза именуется физическое (механическое) изменение груза, влекущее за собой понижение его ценности либо полную или частичную невозможность использования. Порча груза означает биологическое или химическое изменение, влекущее за собой понижение ценности груза или полную или частичную невозможность его использования.

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза с момента принятия груза и до выдачи груза получателю. До принятия Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» юридическим закреплением момента перехода груза во владение экспедитора являлось оформление товарно-транспортных документов. В настоящее время ответственность экспедитора наступает после принятия им груза, что подтверждается выдачей клиенту экспедиторского документа и действует до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу. Получателем в договоре транспортной экспедиции может быть назван как конечный получатель

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, РАЗУМНОСТИ И ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОМ ПРАВЕ  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *