Овос экология – Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Содержание

Разработка проекта оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Мы оказываем помощь в разработке проектов ОВОС, что позволяет сократить сроки оформления, а также избежать всех проволочек и ошибок. Гарантией высокого качества наших услуг и нашей надежности является многолетний опыт работы в сфере промышленной и экологической безопасности.

Любой процесс, способный оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, должен сопровождаться разработкой ОВОС с целью предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на окружающую среду и связанных с ней последствий.

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) – это документ, дающий всестороннее представление обо всех видах воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду.

Основным нормативным документом, которым необходимо руководствоваться при разработке проекта ОВОС является Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372.

Согласно Положению, оценка воздействия на окружающую среду – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Задачи ОВОС

  • Определение параметров компонентов окружающей среды, которые будут подвергаться воздействию со стороны хозяйствующего субъекта.
  • Предварительная оценка факторов и видов воздействия на окружающую среду в процессе реализации намечаемой деятельности.
  • Группировка экологических последствий и вызванных ими социальных, экономических и прочих изменений.
  • Учет в проектных решениях хозяйственной деятельности вероятных последствий ее реализации.​

Природоохранные нормативные акты, в соответствии с которыми должны решаться задачи проекта ОВОС:

Принципы ОВОС

  1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности.
  2. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы.
  3. Недопущение негативного воздействия на окружающую среду.
  4. Обязательность рассмотрения альтернативных путей достижения целей планируемой деятельности. 
  5. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС.
  6. Научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы.
  7. Достоверность и полнота информации для экологической экспертизы.

Участники и исполнители ОВОС

Проведение ОВОС предполагает взаимодействие представителей различных общественных позиций, которые подразделяются на участников и исполнителей.

Участники ОВОС: инициаторы намечаемой деятельности и орган власти.

Инициаторы – это юридические или физические лица, намеревающиеся вести хозяйственную деятельность или инвестирующие в подготовку и реализацию этой деятельности.

Орган власти – это орган исполнительной, законодательной или представительной власти.

Разрешение на осуществление намечаемой деятельности выдает именно орган власти, а поэтому на него возлагается ответственность за то, что деятельность инициатора не повлечет негативных последствий для общества.

Функции органа власти: 

  • выдает согласие или отказ на подготовку заказчиком предложений по обоснованию планируемой деятельности;
  • устанавливает границы затрагиваемого региона, в пределах которого проводятся исследования в связи с воздействием на окружающую среду будущего объекта;
  • определяет место и время проведения общественных слушаний, методы информирования общественности о намечаемой деятельности;
  • сообщает населению о принятом решении;
  • выдает лицензии на комплексное природопользование.

Исполнители ОВОС: заказчик и разработчик решений по объекту.

Инициатор поручает заказчику обеспечить необходимую подготовку к реализации планируемой деятельности.

Функции заказчика:

  • готовит документы для ОВОС и предоставляет их на согласование в органы власти;
  • организует необходимые изыскания и исследования;
  • утверждает проект намечаемой деятельности;
  • организует внутренний контроль мероприятий, направленных на соблюдение экологических требований в ходе реализации хозяйственного проекта;
  • выявляет и учитывает общественное мнение относительно изменений окружающей среды, возникающих вследствие осуществления хозяйственной деятельности.

Разработчик решений по объекту — проектная или научно-исследовательская организация, осуществляющая разработку решений по объекту, а также подготовку документации на реализацию намечаемой деятельности.

Функции разработчика:

  • готовит заявительные и прочие документы в рамках ОВОС, для представления в органы власти;
  • разрабатывает принципиальные решения по объекту;
  • определяет характеристики предполагаемых воздействий на окружающую среду;
  • формирует и проводит анализ альтернативных вариантов достижения намеченных целей инициатора;
  • анализирует исходные данные о месте размещения планируемого объекта;
  • при необходимости вносит изменения в инженерные, технические и другие решения по объекту в целях обеспечения гарантированного соблюдения согласованных экологических условий и предотвращения, выявленных в ходе ОВОС экологических и других последствий;
  • готовит предложения по организации регулярного отслеживания изменений окружающей среды в ходе реализации хозяйственного проекта.

Разработчик решений несет ответственность перед заказчиком за достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС на основании исходных данных.    

Субподрядчики, которые привлекаются к проведению ОВОС, в свою очередь несут ответственность перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.

Процедура ОВОС

Выделяют несколько этапов разработки ОВОС:

  1. Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду.

Задача, которая решается на данном этапе процедуры ОВОС: определение возможных негативных последствий в результате реализации принятых решений по объекту, а также, описание мероприятий, способствующих улучшению состояния окружающей среды.

Заявление о воздействии на окружающую среду представляет собой комплект заявительных документов, содержащих сведения о состоянии окружающей среды, социально-экологических и прочих особенностях развития территории, на которой предполагается реализовывать намечаемую деятельность.

Данный этап проводится на основании Руководства по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов. 

Первый этап ОВОС подразделяется на несколько составляющих:

  • Формируется Уведомление о намерениях.

Уведомление содержит следующую информацию: цель планируемой деятельности, наличие работников соответствующей квалификации, площадь земельного участка, период пользования участка, виды отрицательного воздействия на окружающую среду. 

  • Орган власти принимает решение о согласии или отказе на дальнейшую подготовку предложений по объекту.

Решение основывается на отношении общественности к намечаемому виду деятельности, но орган власти также имеет право организовать собственное слушание. При отрицательном решении заказчик должен приостановить действия по обоснованию деятельности.

  • Формируется проект Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС).

В случае принятия органом власти решения о согласии на дальнейшую подготовку, заказчик приступает к сбору и анализу информации о том, как изменится состояние окружающей среды после строительства объекта, которая впоследствии включается в состав Заявления.

  • Разрабатывается проект Перечня экологических условий для выработки решений по объекту (иными словами подготовка документа, который включает экологические условия для определения решений по проекту).
  • Составляются Предложения к проектам Программ изысканий и научных исследований для выработки решений по проекту.

Проект Перечня экологических условий для выработки решений по объекту при проектировании (п.1.4.) и Программы изысканий и научных исследований (1.5.) направляются на согласование в Министерство природных ресурсов.

  • Документация согласуется в Министерстве природных ресурсов.

Территориальный орган Министерства природных ресурсов либо согласовывает документы для их последующего использования, либо принимает решение о нецелесообразности продолжения проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

По итогам первого этапа подписывается Акт выбора земельного участка для проведения планируемой деятельности. 

  1. Подготовка Заявления о воздействии на окружающую среду.

Второй этап предполагает выбор оптимального варианта решений по объекту, на основании экологических условий рассматриваемого земельного участка, предназначенного под строительство. 

Этот этап также подразделяется на несколько составляющих:

  • Дорабатываются документы из проекта ЗВОС, содержащие информацию о состоянии окружающей среды на выбранной территории и о видах воздействия в ходе реализации объекта.
  • Формируются документы, содержащие результаты исследований прогнозов изменения состояния окружающей среды, а также возможности возникновения аварий. Данные документы включаются в состав приложения Программ изысканий и научных исследований.
  • Разрабатывается самостоятельный документ – ЗВОС, который в последующем должен быть представлен на общественные слушания.
  • Для завершения выработки и реализации решений по планируемому объекту, формируется проект Перечня экологических условий. 
  1. Проведение общественных слушаний по объекту.​

Общественные слушания – это специальные встречи заинтересованных сторон: заказчика, разработчика решений по объекту, органов государственной власти, местного населения и общественности, целью которых является обсуждение вопросов и разрешение конфликтов, связанных с реализацией проекта.

Общественные слушания проводятся перед проведением государственной экологической экспертизы и согласования Перечня экологических условий для завершения разработки и реализации решений по объекту в территориальном органе Министерства природных ресурсов.

Процедуры, выполняемые на данном этапе: 

  • Заказчиком формируется Уведомление об общественных слушаниях по объекту, с указанием информации о месте и времени проведения слушаний. Данная информация должна быть размещена в средствах массовой информации.
  • Проводятся общественные слушания решений по объекту, и формируется Лист замечаний и предложений к ним, а также к Перечню экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.
  • Замечания и предложения анализируются инициатором.
  • По результатам анализа вырабатываются решения о направлениях дальнейших работ по объекту (завершение подготовки обосновывающей документации на данном участке; внесение изменений в проектные решения либо отказ от планов реализации намечаемой деятельности на текущей площадке).
  • Уточняется проект Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.
  • Результаты общественных слушаний оформляются в самостоятельный документ, который затем направляется на государственную экологическую экспертизу. 
  1. Согласование с территориальным органом Министерства природных ресурсов Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту.

Необходимым условием согласования Перечня является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

  1. Оформление результатов проведения оценки взаимодействия на окружающую среду.

​Разработчик осуществляет комплектование проектной документации для утверждения ее заказчиком. 

Результаты ОВОС

Результатом проведения оценки воздействия на окружающую среду являются сведения:

  • о характере и масштабах воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • о возможных альтернативах реализации намечаемой деятельности;
  • об оценке экологических, социальных, экономических и прочих последствий воздействия намечаемой деятельности;
  • о возможностях минимизации воздействий намечаемой деятельности.

В соответствии с требованиями п.25 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» результаты ОВОС предоставляются при прохождении государственной экспертизы.

Результаты ОВОС отражаются в составе проектной документации, в разделе «Мероприятия по охране окружающей среды», в соответствии с Постановлением  Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87.

Мы имеем большой опыт оформления различной экологической документации и выполняем все услуги на самом высоком профессиональном уровне. По всем вопросам, касающимся проведения ОВОС, звоните нам по номеру (495) 228-03-25 или оставляйте заявку на сайте.

www.fsetan.ru

8. Оценка воздействия на окружающую среду (овос)

Под оценкой воздействия на окружающую среду понимают деятельность, направленную на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий и выработку мер по охране окружающей среды и рационального природопользования.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду установлены ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ», утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» — оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — это вид деятельности по выявлению, анализу и учету планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» обязательность ОВОС является одним из принципов охраны окружающей среды.

Объект оценки воздействия на окружающую среду — намерение лица осуществлять потенциально опасную для окружающей среды деятельность, выраженное в документации, которая обосновывает деятельность.

Субъекты оценки воздействия на окружающую среду — заказчик — хозяйствующий субъект, отвечающий за подготовку документов, исполнитель и лицо, которому поручена оценка воздействия на окружающую среду (это может как орган власти, так и специалисты соответствующих отраслей промышленности).

Правовое значение ОВОС:

1. По объектам, обязательным для экологической экспертизы, ОВОС является первым обязательным этапом;

2. Учет общественного мнения;

3. Возможность внести изменения в проект хозяйственной деятельности до ввода объекта в эксплуатацию;

Принципы ОВОС:

1.Презумпция потенциальной экологической опасности любого проекта;

2. Гласность;

3. Научная обоснованность;

4. Достоверность и полнота информации;

5. Альтернативность.

Этапы ОВОС:

1. Предварительный этап. Тут осуществляется сбор информации, информирование общественности, составление технического задания.

2. Исследовательский этап. Включает выявление возможных последствий, оценку проекта, анализ состояния окружающей среды в предполагаемом месте реализации проекта. На этой стадии готовится предварительное заключение.

3. Подготовка заключения оценки воздействия на окружающую среду и передача этого заключения заказчику, в том числе, органу, который будет проводить экологическую экспертизу, если она будет проводиться.

Заключение ОВОС носит рекомендательный характер.

Если будет экологическая экспертиза, то оценка воздействия на окружающую среду обязательна, если нет экспертизы — то эту процедуру можно проводить по собственному желанию.

9. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза является мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Процедура экологической экспертизы является формой предварительного экологического контроля

Правовое регулирование осуществляется на основании ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Согласно ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза — это установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, техническим регламентам в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Цель экологической экспертизы – предотвращение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

Принципы экологической экспертизы:

1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2. Обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации объекта;

3. Комплексность оценки воздействия на окружающую среду;

4. Обязательность учета требований экологической безопасности на всех этапах хозяйственной деятельности;

5. Достоверность и полнота информации, представленной на эту экспертизу;

6. Независимость экспертов;

7. Научная обоснованность объективность и законность заключения этой экспертизы;

8. Гласность. Участие общественных организаций, учет общественного мнения;

9. Ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экспертизы

Ст. 4 ФЗ «Об экологической экспертизе» определяет виды экологической экспертизы:

1. Государственная;

2. Общественная.

Субъектами государственной экологической экспертизы выступают три стороны:

а) Заказчик. Это органы государственной власти, наделенные правом назначать такую экспертизу. Такие полномочия есть у Минприроды и его территориальных органов, у Правительства субъектов РФ.

б) Подрядчик. Это исполнитель задания по экологической экспертизе. Подрядчиком может быть самостоятельная комиссия, либо по ее заданию НИИ или подобное учреждение согласно профилю объекта.

в) Потребитель. Это предприятие, организация или учреждение, чьи объекты стали предметом анализа.

В настоящее время функции проведения государственной экологической экспертизы осуществляют: федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор (подведомственный Минприроды)) и федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор (подведомственный Правительству РФ)).

Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, которые предшествуют или обосновывают производственно-хозяйственную, рекреационную или иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

Объекты экспертизы делятся на 2 уровня: федеральный и субъектов РФ.

Для разграничения объектов на группы проф. Дубовик предлагает использовать два критерия:

1. Формально-юридический. Т.е. утверждение проектов Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.

2. Экологический. Т.е. потенциальная возможность воздействия объекта на окружающую среду в определенном регионе.

Государственная экологическая экспертиза проводится за счет заказчика, максимально ограничена сроком 4 месяца, ее заключение имеет юридическую силу акта органа исполнительной власти.

Государственная экологическая экспертиза проводится по объектам, перечисленным в ст. 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе». В том числе:

1. Проекты федеральных экологических программ;

2. Материалы обоснования лицензий;

3. Техническая документация на новую технику и технологии;

4. Материалы комплексного экологического обследования, зон и территорий для обоснования статуса ООПТ, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Проектная документация на хозяйственные объекты, не включенные в перечень ст. 11 и 12 подлежат государственной экспертизе в порядке, установленным градостроительным кодексом (ГСК РФ).

Некоторые объекты перечислены в ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Размещение ядерных установок и атомных станций;

2. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств;

3. Ввоз в РФ ядерных реакторов для хранения или переработки;

4. Все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море;

5. Определение мест размещения отходов, погребения скотомогильников;

6. Использования в исключительных случаях лечебно-оздоровительных природных ресурсов для целей, не связанных с лечением населения.

Результаты государственной экологической экспертизе имеют силу подзаконного нормативного акта, и могут быть обжалованы в установленном для них порядке.

Общественная экологическая экспертиза.

Общественная экологическая экспертиза в соответствии со ст. 20 ФЗ «Об экологической экспертизе» организуется и проводится по инициативе граждан, и органов местного самоуправления, общественными организациями экологического профиля.

Субъектами общественной экологической экспертизы являются:

а) Инициатор;

б) Непосредственный эксперт.

По заказу общественной организации проведение экспертизы может быть поручено НИИ соответствующего профиля.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами общественной экологической экспертизы могут быть любые виды потенциально опасной для окружающей среды деятельности за исключением случаев связанных с охраной государственной, военной, семейной тайны. Порядок проведения установлен ст. 22 ФЗ.

Решение о проведении экспертизы должно быть зарегистрировано в органе местного самоуправления.

Общественная экспертиза проводится либо до государственной экспертизы, либо параллельно с ней, т.к. государственная экспертиза обладает более высокой юридической силой, чем общественная экспертиза.

Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер. Заключение приобретает юридическую силу после его утверждения органом, осуществляющим государственную экологическую экспертизу или решением суда. В случае невыполнения данного условия заключение государственной экологической экспертизы может быть обжаловано в судебном порядке.

В литературе по экологическому праву можно встретить такие виды экспертизы, как: ведомственная, научная, коммерческая и др. Однако их проведение не имеет самостоятельного правового значения.

studfiles.net

9.2.Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (овос).

Экологическая экспертиза– это установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта. Экологической экспертизе отводится столь важная роль в Институте государственного регулирования ООС, что, кроме закона «Об охране окружающей среды», ей посвящен отдельный Федеральный закон (ФЗ) «Об экологической экспертизе».Подчеркнем сразу, что объектами экологической экспертизы являетсяпроектная и предпроектная документация. В ФЗ «Об экологической экспертизе» дан обширный перечень объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе. Следует с сожалением подчеркнуть, что последние поправки к данному ФЗ существенно сузили этот перечень.

Экологическая экспертиза – это предупредительный контроль, действенный инструмент ООС. Экспертиза проводится при условии предоставления заказчиком всех необходимых материалов и предварительной оплаты. Проводит экологическую экспертизу главным образом Министерство природных ресурсов РФ.

Процедура ОВОС(оценка воздействия на окружающую среду) – это предшествующая и обязательная стадия государственной экологической экспертизы. В процедуре ОВОС определяется характер и степень потенциального воздействия намечаемого объекта на окружающую среду. ОВОС осуществляется на самых ранних стадиях планирования проектов (технико-экономического обоснования проекта).

В результате работы экспертной комиссии появляется ее заключение – документ, содержащий выводы о допустимости реализации проекта. Заключение считается одобренным, если с его выводами согласно квалифицированное большинство списочного состава экспертной комиссии, и приобретает свой статус только после утверждения его специально уполномоченным органом в области проведения экологической экспертизы, как правило, Министерством природных ресурсов РФ.

9.3.Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование– это выдача разрешений (лицензий или других разрешительных документов) на природопользование или на осуществление других хозяйственных работ специально уполномоченными на то государственными органами. Основные положения об этом изложены в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», а также в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В последнем ФЗ приведен перечень видов деятельности, на осуществление которых необходима лицензия, а также органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности. Согласно этим законам, обязательному лицензированию подлежат, например, утилизация, складирование, размещение, захоронение и уничтожение отходов, проведение экологической паспортизации предприятий, сертификации, аудирования.

Решение об отказе в выдаче лицензиидолжно быть мотивированным и иметь законные основания, к которым относятся:

  1. наличие в представленных документах искаженной или недостоверной информации;

  2. отрицательное заключение экологической экспертизы;

  3. несоответствие квалификационного состава специалистов, подписавших акт экологической экспертизы.

Срок действия лицензии не может быть менее трех лет. Продление лицензии проводится в установленном порядке. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности,не может быть передана другому лицу и не переходит по наследству. Специфической стадией этого государственного института является приостановление лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделенытолько тегосударственные органы, которые выдали лицензию. Основанием для этого может быть нарушение природоохранного законодательства, нерациональное использование природных ресурсов, неуплата соответствующих платежей.

studfiles.net

ОВОС — это… Что такое ОВОС?

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Участники ОВОС

В процедуре ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Процедура

Требования к разработчику

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление характера, объема и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
  • описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Принципы ОВОС

  • применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
  • рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
  • альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
  • ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

ОВОС включает:

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • общественные слушания [2] и экологическую экспертизу;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

В окончательный вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний [3].

Этапы проведения ОВОС

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  1. Скрининг (screaning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и на сколько детально.
  2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

  • интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени)
  • удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади)
  • периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие)
  • длительность воздействия (год, месяц и т. д.)
  • пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)
  1. Управление экологическим воздействием — установление мероприятий, необходимых для устранения, минимизации, или компенсации неблагоприятных последствий от введения программ, реализации проекта и т. д.
  2. Оценка значимости — определение относительной важности и приемлемости прочих компонентов воздействия на окружающую среду (например, тех, которые нельзя элиминировать). Целью данного этапа является сокращение первоначального списка влияний путем выбора только тех, которые характеризуются наибольшей интенсивностью и продолжительностью. При этом используются следующие критерии значимости:
  • значительная по площади зона воздействия
  • влияние на особо охраняемые территории
  • особо опасное производство
  1. Составление отчета о проведении ОВОС
  2. Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
  3. Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий.

Литература и источники

Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Услуги по разработке проекта ОВОС, проведение ОВОС в Москве

✚ Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) от компании «ЭкоЭксперт» для объектов в Москве, Московской области, по всей Росси, более 13 лет опыта.

Оценка воздействия на окружающую среду — это комплекс мероприятий, который предусматривает:

  • оценку характера воздействия хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье людей;
  • оценку интенсивности данного воздействия;
  • определение степени опасности данного воздействия для окружающей среды и здоровья людей.

В большинстве случаев в рамках раздела рассчитывается: прямое и косвенное воздействие предприятия на атмосферный воздух, природу, поверхностные и подземные воды; шум и образование отходов. В более сложных случаях состав ОВОС определяется спецификой объекта. В ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) учитывается воздействие как на стадии строительства, так и при эксплуатации.

Разработка и согласование оценки ОВОС окружающей среды: требования

Подготовка раздела ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) в чаще всего нужна в следующих случаях:

  1. 1.Проектируемый объект подлежит государственной экологической экспертизе и оценке. То есть, предполагается проведение строительства на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В Москве это, например, парк Сокольники, Нескучный Сад, Воробьевы Горы. В данном случае полностью проводится процедура ОВОС.
  2. 2.Проектируемый объект не подлежит государственной строительной экспертизе, и для получения разрешения на строительство необходимо сделать оценку ОВОС окружающей среды. В рамках ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) нужно доказать, что объект не является источником негативного воздействия на окружающую среду.
  3. 3.По требованию контролирующих органов — местных администраций, Росприроднадзора, Роспотребнадзора (СЭС), ГосСтройНадзора. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует отдельные случаи, когда проект СЗЗ не нужен и достаточно оценки ОВОС окружающей среды.
  4. 4.При размещении объекта в зоне влияния аэропортов.

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) и экспертиза для крупных промышленных объектов: ТЭЦ, ГЭС и АЭС требуются в редких случаях. Наиболее часто к нам обращаются, когда нужно сделать проект ОВОС с экологической экспертизой, а также в тех случаях, когда на проектируемое производственное здание не выдают разрешение на строительство, а определенные инвестиции в строительство уже сделаны.

Рекомендуем обратиться к нам за уточнением, нужно ли вам заказать ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) с учетом всех обстоятельств вашей ситуации.

Информацию о том, какие оценки ОВОС мы разрабатывали, вы можете найти в разделе «Выполненные работы».

Посмотрите видео о проектировании раздела ОВОС

Правила проведения: процедура ОВОС

ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) – это «экологический паспорт» проекта. Разработка этого раздела проекта регламентируется ФЗ № 174 от 23.11.1995 и в некоторых случаях ее принципы изложены в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Необходимо понимать – это не мониторинг уже нанесенного вреда на стадии строительства, для выявления и расчета вредных факторов используются превентивные методы. Разработка ОВОС и экспертиза объективно нужна для того, чтобы предотвратить негативное действие хозяйственного объекта на окружающую среду, жизнь и здоровье людей. Мало того, у каждого заказчика есть и субъективная цель.

Нужно доказать общественности и государственным органам, что объект на самом деле не причинит вреда, предоставить научные обоснования, что он не изменит положение окружающей среды в худшую сторону. Кроме того, хочется, чтобы процедура прошла как можно быстрее и исключительно без проблем.

Разработка раздела состоит из следующих важных этапов:

  1. 1.Подготовка уведомления о намерениях — УН. Первым пунктом в структуре работы стоит информирование общественности о том, что планируется определенный объект, который будет осуществлять конкретные виды деятельности. Достоянием общественности нужно также сделать реальные разумные альтернативы проекту.
  2. 2.Подготовка заявления о воздействии на окружающую среду — ЗВОС. На данном этапе разработки проекта ОВОС необходимо выявить все возможные негативные воздействия планируемого объекта. Проводят анализ экологической ситуации на данный момент, включая недавние изменения, выявляют возможные воздействия, их характер, интенсивность, основные источники.
  3. 3.Проведение общественных слушаний и составление соответствующего протокола. На основе этого документа осуществляется корректировка решений, определяется содержание и намечаются этапы необходимых изысканий и исследований.
  4. 4.Далее процесс проведения предусматривает внесение в проект корректив соответственно протоколу общественных слушаний. Необходимо разработать мероприятия, которые помогут предотвратить негативные последствия для всех субъектов.
  5. 5.Подготовка заявления об экологических последствиях — ЗЭП. Этим документом заказчик даёт общественности гарантии того, что новый объект не причинит вреда окружающей среде и здоровью людей. Можно сказать, что на этом проведение оценки ОВОС окружающей среды завершено. Но остаётся еще один важный момент — проведение государственной экологической экспертизы.

 

 

ОВОС и экологическая экспертиза (ГЭЭ)

После того как выполнена оценка воздействия на окружающую среду, должен быть проведён контроль со стороны государственных органов. Контролируют ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) во время экспертизы по экологии.

Создается комиссия государственной экологической экспертизы, которая рассматривает материалы оценки ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), исходные данные Заказчика, экологические изыскания.

Компетентные органы должны установить правильность проведения процедуры на всех этапах и её соответствие нормативным актам и документам.

В г. Москве госэкоэкспертиза проводится в Департаменте Природопользования и Охраны Окружающей Среды, в Московской области — в Минэкологии М.О., федеральная экологическая экспертиза осуществляется РосПриродНадзором.

В случае необходимости на этой стадии наша компания проводит согласование документов ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) во всех необходимых инстанциях, с прохождением экологической эккспертизы и участием в общественных слушаниях.

Проект оценки ОВОС окружающей среды, госстройэкспертиза и разрешение на строительство

Согласно документам градостроительного кодекса, госстройэкспертиза и оценка не проводится в отношении проектной документации на производственные двухэтажные здания площадью менее 1500 квадратных метров.

При этом, указанным зданиям санитарно-защитная зона должна быть установлена по границе здания или участка, или не требоваться вовсе.  

Поэтому бывает так — застройщик или инвестор направляет документы в госстройнадзор с заявлением о выдаче разрешение на строительство и рассчитывает на то, что процесс согласования документов будет кратким.

Госорган дает ответ, что нужно либо пройти госстройэкспертизу, либо, как пример, предоставить доказательство, что объекту застройщика не требуется санитарно-защитная зона (СЗЗ) или что СЗЗ сокращена по границе земельного участка.

Если объект действительно незначительный (пятого класса опасности по классификации СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, и при этом заявитель — малый бизнес), то для него разрабатывается раздел проекта оценки ОВОС, обосновывающий размер СЗЗ по границам земельного участка или здания.

Если же объект не проходит по санитарной классификации, то есть два пути. Первый — либо уменьшить масштаб производственной деятельности для попадания в нужную категорию по закону. Иной путь – сокращать санзону до «0», что достаточно долго и затратно. 

В любом случае, мы можем вам помочь.

После разработки документов проекта оценки ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) и подачи его в составе документации для получения разрешения на строительство, дальнейших проблем у наших Заказчиков не возникает.

Стоимость оценки и экспертизы воздействия на окружающую среду ОВОС

Если вы хотите уточнить стоимость документации раздела проекта — позвоните по телефону, указанному на сайте. Отметим, что цена будет зависеть от размера объекта, сроков выполнения оценки и порядка оплаты (авансирование, НДС и т.п.).

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами, примерные границы цен на оценку ОВОС вы можете найти в разделе «Цены».

Вы можете также оставить заявку на бесплатную консультацию и оценку с экспертом-экологом, заполнив форму ниже.

Видео про оценку воздействия на окружающую среду

xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai

31 Овос – понятие, содержание, объекты и соотношение с государственной экологической экспертизой.

Понятие оценки воздействия на окружающую среду. Пока единственный действующий российский нормативный документ, регламентирующий ОВОС -Положение «Об оценке воздействия на окружающую среду в РФ» (утв. приказом Минприроды России от 18.07.94 г. № 222), определил оценку воздействия на окружающую среду как «процедуру учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной

деятельности». На первый понятия имеют и некоторые смысловые различия.

1. ОВОС — это «процедура учета» экологических требований (или обоснование — информационная мера) при подготовке оптимального решения (в ходе проектирования), то ЭЭ — «установление соответствия» этим требованиям уже готового проекта… и «определение допустимости» принятия решения о его реализации (т.е. разрешение — административная мера).

2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде всего, государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического зконодательства.

3. Целью ОВОС является «выявление и принятие» (т.е. разработка) необходимых природоохраных мер, в то время как цель ЭЭ — «предупреждение» (т.е. запрет) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или нет) в результате ОВОС профилактические меры.

32 Понятие и особенности права собственности на природные ресурсы. Общая характеристика.

Согласно статье 9 КРФ земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Таким образом, КРФ, предусматривая указанные формы собст­венности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она — и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве, и в быту. Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с преобразования отношений собственности и коренного изменения форм собст­венности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так, знаме­нитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции Рос­сии», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему неотъ­емлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю отме­нялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С реформирования от­ношений собственности начались и преобразования в современной России. За­коном РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» монополия госу­дарства на землю на территории РСФСР была отменена и введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти положения дан­ного Закона, ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

33 Право государственной собственности на природные ресурсы. Проблемы разграничения природных ресурсов на федеральные и субъектов РФ.

Государственной собственностью яаляются все земли и другие природные ре­сурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступа­ет в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 ГКРФ государственной собственно­стью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и имущест­во, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной об­ласти, автономным округам (собственность субъекта РФ). От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществ­ляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ре­сурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государ­ственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распо­ряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ре­сурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и расти­тельного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

-земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обес­печения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных ор­ганов государственной власти;

-земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеоро­логической службы, историке-культурного и природного наследия, а также дру­гими объектами, находящимися в федеральной собственности;

-земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государ­ственных природных заповедников, национальных природных парков, государст­венных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, дру­гих особо охраняемых природных территорий федерального значения;

-виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ;

-виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и бо­лее субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

-месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное зна­чение;

-водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Рос­сийской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

-иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФи органов государственной влас­ти республик в составе РФ, краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Что касается форм права собственности на природные ресурсы, то они предусмотрены в законодательстве. Е.А. Суханов считает, что «на самом деле юридически есть лишь одно право собственности, у которого могут быть разные субъекты: физические или юридические лица, государство». При реализации такого подхода собственность подразделяется на частную и публичную.

До 1990 г. в России была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная (в отличие от таких товарно-материальных ценностей, как предприятия, сооружения, которые как объекты права собственности находились в «простой» государственной собственности). Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, ее недра, воды и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами. Никто иной не мог распоряжаться ими.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

studfiles.net

22.4. Экологическая экспертиза и овос

Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертизу. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Под государственной экологической экспертизой понимают предварительную проверку представленных материалов специальной комиссией, назначаемой Минприроды России. Задача экспертной комиссии  оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности.

Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные документы, новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещества, а также проекты стандартов и нормативов.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (1995 г.) установлены следующие принципы государственной экологической экспертизы: обязательность ее проведения, научная обоснованность выводов, независимость и вневедомственность, широкая гласность, привлечение общественности, а главное, презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Государственная экологическая экспертиза, как правило, предшествует принятию хозяйственного решения. Это позволяет еще на стадии планирования и проектирования выявить допущенные ошибки, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению. Финансирование работ по всем проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Кроме государственной существуют и другие виды экспертиз  общественная, научная и др., которые проводятся обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер.

Правовой основой экологической экспертизы служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), а также постановления, указы и другие природоохранные акты. Нормативной базой являются стандарты, нормы, правила и т. д., обобщенные в специальных справочниках для экспертов.

Об эффективности государственной экологической экспертизы свидетельствует тот факт, что только в 1997 г. из 55 тыс. рассмотренных материалов отклонено и отправлено на доработку около 15 тыс. (Государственный доклад…,1997).

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики. Сейчас уже невозможно представить превентивное правовое регулирование хозяйственной деятельности без экологической экспертизы, нацеленной на снижение экологического риска при принятии решений. Еще более глубоким и объемным вариантом проведения экологической экспертизы в последние годы служит  оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

ОВОС проводится при разработке всех вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной и проектной, документации. Процедура ОВОС предшествует проведению государственной экологической экспертизы и выполняется для предварительной оценки прямого или косвенного воздействия, которое может оказать хозяйственная или иная деятельность на окружающую среду и в первую очередь на здоровье людей, экосистемы и отдельные виды растений и животных. Организует и обеспечивает ОВОС заказчик проекта, финансируя всю деятельность по оценке воздействия. Согласно Международной конвенции ОВОС в полном объеме проводится для таких объектов, как тепловые электростанции, АЭС мощностью больше 300 МВт, нефтеочистительные заводы, нефте- и газопроводы, метрополитены, крупные плотины и водохранилища и другие экологически опасные крупные объекты.

Перед началом проектирования и проведения ОВОС заказчик готовит «Уведомление о намерениях». Итогом ОВОС служит официальное «Заявление о воздействиях на окружающую среду». После прохождения процедуры ОВОС, его материалы вместе с заявлением о воздействиях на окружающую среду направляются на государственную экологическую экспертизу.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *