Охарактеризуйте президентскую республику в сша нарисуйте схему высших государственных органов – Охарактеризуйте президентскую республику в США. Нарисуйте схему высших государственных органов.

империализм и вступление в мировую политику

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

) Используя текст учебника (без него) докажите, что в США развивался монополистической капитализм. 2) Охарактеризуйте президентскую республику в США. Нарисуйте схему высших государственных органов. …

1 вопрос)При капитализме появляются монополии.
Монополии-это союзы капиталистов для совместного производства сбыта товаров.
Монополистический капитализм-империализм.
5 причин империализма 
1)возникновение монополий 
2)вывоз капиталов больше, чем вывоз товаров 
3) слияние банковского капитала с промышленным капиталом и образование финансового капитала
4)образуются международные монополии
5)закончен территориальный раздел земли между крупнейшими монополистическими державами
метрополии -страны владеющие колониями
колонии-страны,которые потеряли независимость

возможно по учебнику так доказывалось,что развивается монополистический капитализм:

1) В 1879 г. принадлежавшая Рокфеллеру компания «Стандарт Ойл» распоряжалась 90-95% очищенной нефти (тогда она перерабатывалась в керосин, которым освещали дома). В 1882 г. «Стандарт Ойл» была преобразована в трест, объединивший 14 компаний. И ещё 26 компаний оказались под его контролем.

2) Основной частью зарождавшихся электросетей владела компания «Эдисон электрик лайт».

2 вопрос)Государство управляется президентом, который является главой вооружённых сил и правительства (отдельный от президента премьер-министр отсутствует). Деятельность исполнительной власти и президента как главы этой власти контролируют представители народа в конгрессе. У президента полномочий больше, чем во многих других странах, но он не может быть арбитром между разными ветвями власти.

online-otvet.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ СИСТЕМЫ В США

Ю.Г. СУМБАТЯН

Статья заимствована из библиотеки портала «Социально-Гуманитарное и политологическое образование»

Кафедра политических наук
Российский Университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, б, 117198, Москва, Россия


“Каждый народ имеет такое правительство, какого заслуживает”.

(Ж. де Местр)

Характерными чертами политической системы США являются: четкое разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную при президентской форме правления; важная роль двухпартийной политической системы; активистская, демократическая политическая культура.

США — президентская республика. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе — Конституционном Конгрессе. Единолично главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях. Лишь в 1787 г. в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США был сделан исторический выбор в пользу президентской республики. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции Президентом Соединенных Штатов Америки.

В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и правительства. Первым президентом США в ходе всеобщих выборов был избран Джордж Вашингтон, который был не просто выдающимся политическим деятелем, но и отцом нации и ее героем одновременно. Недаром многие избиратели требовали его провозглашения не президентом, а королем.

Для укрепления президентской власти большое значение имело принятие Конституций США — основного закона страны. “Мы народ Соединенных Штатов…” — так начиналась Конституция, вступившая в силу в 1789 г. и действующая практически в неизмененном виде и сегодня. За двести лет было принято только 27 поправок и дополнений, считая и первые десять, известные как “Билль о правах”, касавшихся в основном порядка выборов и избирательных прав.

Конституция США основывается на трех основных источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII века, прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое “оформление” в теории Локка и др. В-третьих, на собственном историческом опыте американских колоний и штатов, отраженном в идеях Б. Франклина, Т. Джефферсона, Дж. Мэдсона, А. Гамильтона, Д. Джея, в выдающемся произведении американской политической мысли – “Федералисте”. При столь солидной теоретической базе Конституция США явилась плодом коллективных усилий политиков прагматиков.[c.105]

Анализ содержания Конституции США позволяет выделить следующие демократические принципы, определяющую политическую систему: верховенство власти народа, гарантия прав и свобод человека; верховенство закона; разделение властей, система издержек и противовесов; федерализм; надзор судов за конституционностью закона и их соблюдением.

Создатели Конституции США стремились рассматривать президента как высшее должностное лицо в государстве. Уникальность президентской власти заключалась в том, что она одновременно выступала как высшая государственная и исполнительная власть. Такой статус наделял президента беспрецедентной властью. Не случайно поэтому политическую историю США чаще всего делят на периоды (или даже эпохи) правления, того или иного президента. Особенно заметный след в истории США оставили три великих президента Дж. Вашингтон, А. Линкольн и Ф. Рузвельт.

Президент в США – единственное должностное лицо федерального правительства, которое выбирается всеми избирателями. Это обстоятельство делает его положение не только престижным, но и относительно независимым. Президент США олицетворяет единство государства, является гарантом Конституции, символом нации и правопорядка, главным представителем государства в отношениях с другими странами. Как глава исполнительной власти он формирует администрацию, т. е. правительство, назначает высших должностных лиц, судей федеральных судов и генерального прокурора, направляет всю деятельность государственного аппарата, обеспечивает занятость населения и стабильность экономического роста, следит за исполнением закона. Президент накладывает вето на некоторые законопроекты, принятые конгрессом, выступает в конгрессе с обращением “О положении Союза” и другими правительственными заявлениями. Хотя формально президента избирает не партия, а избиратель, “народ”, тем не менее его кандидатуру выдвигает партия, и благодаря ее активной компании он побеждает на выборах. Президент назначает председателя национального комитета своей партии, координирует свою программу с партийными лидерами в конгрессе, штатах, особенно в выборных компаниях. Президент является главнокомандующим вооруженных сил: осуществляет общее руководство военной политики, назначает высших военных руководителей, лично принимает решения о применении американских вооруженных сил (в рамках полномочий представленных конгрессом). Только он может отдать приказ об использовании ядерного оружия. Имеет право использовать армию для поддержания мира и порядка в стране.

В США президентские выборы проводятся вместе с выборами в конгресс. Срок пребывания на посту президента США ограничен 8 годами. Президент и вице-президент избираются сроком на 4 года. В США проводятся всеобщие выборы, но президента выбирают коллегией выборщиков. Создатели американской конституции при этом считали, что на мнение самих избирателей полагаться нельзя, и поэтому сознательно отказались от прямых выборов президента.

Эти две нормы — ограничение нахождения президента у власти и его пребывания в должности — стали важным правовым барьером, препятствующим превращению президентской власти в многолетнюю личную диктатуру. В США только президент Рузвельт переизбирался на свой пост три раза. Такое отступление от правил было связано с чрезвычайными обстоятельствами — участием США во второй мировой войне.

В США почти все президенты принадлежали к тому или иному направлению протестантизма. Единственным исключением стал 35-й президент Дж. Кеннеди, который был католиком, и для которого приверженность своей религии стала одним из самых главных препятствий на пути в Белый дом. Возрастной ценз для Президента США составляет 35 лет.

42-й президент США Билл (Уильям Джефферсон) Клинтон, переизбранный на второй срок в ноябре 1996 г., вступая официально в должность президента заявил, что к началу XXI века он сделает все, “чтобы перенести каждого американца туда, для всех найдется работа, пенсионерам не придется бояться за уменьшение своих пенсий, а воздух, вода и.[c.106] волшебная земля всегда будут блистать чистотой и свежестью. Там лежат реальные возможности для лучшей жизни всех и каждого. Там сложится более совершенный союз штатов и там старая американская демократия останется вечно молодой”. Он также поставил задачу свободного владения навыками работы в Интернете каждым американским подростком в возрасте с 13 лет.

Для решения этих задач в США имеется солидная социально-экономическая база. На долю США приходится 32% дохода всего индустриального мира. Экономический рост в США идет параллельно с увеличением количества рабочих мест, улучшением здравоохранения, расширением доступности образования т. е. ростом человеческого потенциала. Уровень безработицы в США составляет 6 % (по сравнению с европейской в среднем — 11 %).

Вместе с тем для США характерны и свои негативные явления, особенно в социальной и духовной жизни: растет разрыв между богатыми и бедными, число людей, живущих за чертой бедности (понимаемой по-американски), составляет 20% населения, по продолжительности жизни США занимают 18-е место в мире в списке развитых стран, они лидируют по инфицированности СПИДом, потреблению наркотиков, преступности и т. п. Все это свидетельствует о том, что перед президентской властью США стоят сложные, трудные и противоречивые проблемы в совершенствовании демократического режима.

В условиях президентской системы управления важное значение имеет в США четкое распределение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эта система характеризуется наличием сдержек и противовесов, которые наделяют каждую ветвь власти правом и возможностью контролировать действия других властей и оказывать на них непосредственное влияние. Так, например, конгресс может контролировать действия президента через бюджет, утверждение которого является исключительно привилегией законодательного органа. Президент, в свою очередь, может “сдержать” конгресс, используя право вето (отклонения) законов, принимаемых конгрессом. Верховный суд, в свою очередь, имеет полномочия признать противоречащим Конституции и утратившим силу законы, принятые конгрессом и одобренные президентом. Законодательная власть в США принадлежит конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. В состав сената (100 членов) входят по 2 сенатора от каждого штата, избираемые прямым равным голосованием, сроком на 6 лет. Каждые 2 года сенат обновляется на треть. Палата представителей (435 членов) избирается прямым равным голосованием по мажоритарной системе представительства сроком на 2 года, за исключением финансовых, которые могут исходить только от палаты представителей. Он может отменить или изменить любой законопроект, внесенный палатой представителей. Сенат ратифицирует международные договора, заключенные президентом, и утверждает сделанные им назначения.

По профессиональному признаку большинство членов конгресса последних созывов составляли юристы (до 45%), банкиры и бизнесмены (более 30%), политические деятели (около 10%), журналисты (около 5%). Остальные социально-профессиональные группы — рабочие (точнее, профсоюзные функционеры), служащие, лица свободных профессий, военнослужащие — были представлены одним-тремя депутатами.

Жалование конгрессменов составляет до 125.000 долл. в год. Кроме того, им оплачиваются транспортные расходы на поездку в свои округа и содержание штатов личных помощников и советников (у каждого члена палаты представителей было в среднем 17 помощников, а у каждого “среднего” сенатора – 40).

Конгресс может большинством-2/3 голосов членов обеих палат — вносить поправки (дополнения) к Конституции, вступление которых в силу обусловлено их ратификацией 3/4 штатов. В рамках своих полномочий Конгресс принимает законы, которые приобретают силу после их подписания президентом; утверждает бюджет федерального правительства и контролирует его исполнение; имеет право утверждать и смещать должностных лиц, включая право импичмента президента; объявляет войну, [c.107] уполномочивает президента принимать меры военного характера, устанавливает сроки пребывания американских войск за границей и ряд других.

Члены конгресса не могут занимать какие-либо должности на государственной службе, и соответственно, лица, занимающие такие должности, не могут быть членами конгресса, пока стоят на государственной службе. Таким образом, Конституция четко закрепляет и на личном уровне принцип разделения властей.

В Конгрессе США воплощена идея представительной демократии. Не случайно из трех равнозначных ветвей государственной власти конгрессу посвящена первая статья Конституции, составляющая более половины ее текста. В Основном законе США записано: “Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу США”. Данная конституционная норма означает, что только сенаторы или члены палаты представителей Конгресса США вправе вносить законопроекты. Президент США, министры федерального правительства, губернаторы штатов и иные должностные лица таким правом не обладают, и в этом состоит один из важнейших принципов разделения властей по-американски.

Вместе с тем, Конгресс законодательно делегирует президенту важнейшее полномочие ежегодно вносить на рассмотрение Конгресса проект очередного федерального бюджета. Президент США также выдвигает законодательные предложения своей администрации по всем направлениям внутренней и внешней политики. Президент, помимо этого, в качестве основных прерогатив утверждает законы, принятые Конгрессом. Таким образом, парламент принимает законы, а президент их утверждает. В этом обнаруживается внутреннее единство государственной власти и активная, а часто ведущая роль не только конгресса, но и президента в законодательном процессе.

Конституция предусматривает, что президент должен в течение 10 дней подписать направленный ему из Конгресса закон или вернуть его законодателям, т. е. реализовать свое право вето. В случае использования этого права президент обязан предоставить в Конгресс письменное мотивированное заключение с обоснованием своего отказа от утвержденного закона. Для преодоления президентского вето депутаты обеих палат Конгресса должны повторно проголосовать за отвергнутый президентом закон. Если им не удается собрать 2/3 голосов, то президентское вето остается в силе.

Законодательный процесс в США включает в себя не только принятие парламентом законов, но и издание исполнительной властью указов, декретов, постановлений, имеющих силу закона. В США президент обладает правом издавать указы, которые называются исполнительными приказами. Примечательно, что само это право специально не оговорено в конституции и оно возникло на основе прецедентного права. Президент США постоянно использует данное полномочие, но оно применяется главным образом в сфере деятельности федерального правительства. Указы, прокламации и другие исполнительные акты, изданные президентом, имеют силу закона. Они не подлежат отмене Конгрессом, но могут быть аннулированы Верховным судом США, если тот сочтет эти факты не соответствующими Конституции США. Именно Верховный суд как высшая инстанция конституционного надзора в США определяет, превысил ли президент свои полномочия, издав тот или иной указ. В США глава государства и правительства вообще не имеет право на роспуск Конгресса, что отвечает внутренней логике американской модели президентства, ибо у Конгресса отсутствует право на смещение правительства.

Степень успеха политической программы президента и его законодательных инициатив находится в прямой зависимости от степени его взаимодействия с высшим законодательным органом. Главным средством общения между президентом и парламентом являются президентские послания. В США это предусмотрено Конституцией.

Следует подчеркнуть, что конституционное право президента США обращаться к Конгрессу с посланием является не только полномочием, но и обязанностью, поскольку президент должен ежегодно информировать законодателей о своих намерениях и[c.108] инициативах. Президенту вменяется в обязанность представить три послания: О состоянии союза; Экономический доклад президента; Проект государственного бюджета на очередной год.

Все послания направляются Конгрессу в письменном виде, и брошюры с текстами этих президентских документов предоставляются каждому члену обеих палат Конгресса, а также становятся доступными для журналистов и всех заинтересованных граждан, если они не носят закрытого характера. Президент, закончив свое выступление, покидает зал заседаний Конгресса, и законодатели имеют полную свободу в высказывании своих позиций по поводу предложений главы федеральной исполнительной власти. Далеко не всегда взаимоотношения президента и Конгресса носят характер сотрудничества и согласия. Нередко по тем или иным вопросам они становятся конфликтными и предельно напряженными. Однако даже в самых острых ситуациях президент и Конгресс сохраняют этику официальных отношений.

Конгресс в США — постоянно работающий законодательный орган. Его ежегодная сессия открывается 3 января и продолжается (с перерывами) до последних рождественских каникул. Наиболее важное событие начала очередного года- выступление президента на совместном заседании палат с программным обращением “О положении Союза”. В этом обращении президент излагает основные моменты текущей политики государства и предлагает конгрессу правительственный пакет законодательных предложений на наступивший год, из которых главное- проект федерального бюджета.

Для многих американцев и жителей других стран конгресс США остается символом демократии. Он располагается в специально отведенном для него огромном, классического стиля здании Капитолия, которая является архитектурной доминантой Вашингтона. Примечательно и то, что по принятому в свое время закону ни одно здание в столице США не должно быть выше купола Капитолия. Это было призвано продемонстрировать, что в стране не может быть власти выше, чем власть избранного народом Конгресса.

Исполнительная власть в США принадлежит президенту. Он, будучи главой правительства, лично несет ответственность за действия высшей исполнительной власти и обладает всей полнотой полномочий в руководстве федеральным правительством- от назначения на правительственный пост до единоличного принятия правительственных решений. Сам президент не в состоянии лично руководить огромным бюрократическим аппаратом правительства, и он осуществляет общий контроль, делегируя часть своих полномочий различным должностным лицам.

Президент назначает Кабинет министров (правительства) с согласия сената. Правительство однопартийное (в настоящее время- демократическая партия). В него входят вице-президент, государственный секретарь и другие министры. Кабинет президента состоит из секретарей — глав четырнадцати исполнительных департаментов (министерств), а также других официальных лиц. Члены кабинета (министры) назначаются президентом и утверждаются сенатом.

В состав так называемого внутреннего кабинета входят главные наиболее престижные министры: государственный секретарь и министры обороны, финансов и юстиции.

В состав внешнего кабинета: министры внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социального обслуживания, жилищного и городского строительства, транспорта, энергетики, образования, по делам ветеранов.

В структуре исполнительной и законодательной власти важное место занимает вице-президент США. По своему должностному положению он обязан быть абсолютно лояльным помощником президента, максимально содействующим реализации его политики, и при этом он должен быть советником и представителем президента во взаимоотношениях с членами кабинета. В соответствии с конституционными полномочиями вице-президент США является председателем сената т. е. имеет право[c.109] председательствовать на заседаниях этой палаты высшего законодательного органа страны.

Впервые пост вице-премьера возник одновременно с постом президента в США. Конституция этой страны достаточно четко и недвусмысленно определяет статус этого должностного лица. Он избирается на всеобщих президентских выборах одновременно с президентом. Вице-президент в США не является полномочным заместителем президента, чьи прерогативы неделимы и принадлежат только главе государства и правительства. В случае отстранения президента с его поста, его смерти или отставки вице-президент становится президентом и имеет право назначить нового вице-президента с одобрения большинством голосов в обеих палатах конгресса США.

Современный аппарат федерального правительства США насчитывает более 2 млн. человек. Сам президент не назначает каждого лично из этой массы должностных лиц, но за его подписью производятся назначения на руководящие посты в федеральных органах исполнительной власти. Лично президент назначает: министров и их заместителей; сотрудников аппарата Белого дома; руководителей подразделений Исполнительного управления президента; глав федеральных ведомств; председателя и членов совета управляющих Федеральной резервной системой; председателя Экспортно-импортного банка США; директора ФБР; директора ЦРУ; председателя Комитета начальников штабов; высший офицерский состав всех родов войск; послов США за рубежом и представителей США в международных организациях.

В общей сложности из примерно 11 тысяч руководящих лиц в исполнительном аппарате федерального правительства президент США лично назначает около тысячи человек. В структуре исполнительных органов центр тяжести по государственному управлению при всех моделях власти неизменно падает на правительство. Президент сам ведет заседания кабинета министров и утверждает их повестку дня. Кабинет министров США не является коллегиальным органом с точки зрения принципа принятия решений на его заседаниях. Обсуждение различных вопросов государственной политики может носить коллективный характер, но все решения на заседаниях кабинета принимаются лично президентом, даже если против этих решений выступает большинство членов кабинета.

Наряду с федеральной центральной политической властью значительная роль принадлежит местным законодательным и исполнительным органам власти, структура и компетенция которых определяется законодательными органами штатов. США — первое в истории федеральное государство, политическое устройство которого определено и закреплено в Конституции страны. Федерализм в США представляет как бы компромисс между унитарной и конфедеративной политическими организациями.

Государственное федеральное устройство образуют 50 штатов и один автономный округ — Колумбия. Центральная законодательная и исполнительная власть расположена в Вашингтоне (Конгресс, Белый дом, Президент) и далее идут штаты, округа, муниципалитеты, местное самоуправление, меры городов.

В каждом штате губернатор, члены законодательного собрания штата, меры городов США избираются местными жителями и ответственны прежде всего перед своими избирателями. Законодательные органы штатов представлены двухпалатными и однопалатными законодательными собраниями. Исполнительная власть в штатах осуществляется губернаторами, избираемыми населением штатов на срок в 2 или 4 года. У штатов имеются все атрибуты государственного суверенитета (флаг, герб, гимн).

Президентская республика в США предусматривает как наличие сильной президентской власти, так и децентрализацию властных полномочий законодательных и исполнительных органов американской федерации. При этом в США отсутствует институт представителей президента в штатах. Власти штатов обладают большими полномочиями и реальной независимостью от центра, хотя они обязаны соблюдать федеральную конституцию и федеральные законы. [c.110]

В круг полномочий штатов входит: принятие собственных законов и конституций, создание органов местной власти и охрана общественного порядка, проведение выборов в законодательные и исполнительные органы штатов и местных самоуправлений, установление принципов судопроизводства и судоустройства, регулирование экономикой и торговлей внутри штатов и т. д. Вместе с тем они не имеют право на изменение у себя формы правления, закрепленную Конституцией США, на выход из федерации по собственному волеизъявлению, на внешнеполитическую и военную деятельность, эмиссию денег и контроль над денежным обращением, ограничены в финансовой сфере и установлении квот на иммиграцию и ряд других прав, определенными общенациональными программами и паритетами.

В то же время к преимущественному ведению штатов относится, помимо вышеперечисленных полномочий, организация народного образования и здравоохранения, обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов и т. п.

Наряду с законодательной и исполнительной властью важное место в политической структуре президентской власти занимает третья власть — Верховный суд и судопроизводство США, обязанностью которых является осуществление надзора за соблюдением Конституции и законов. Со времени своего учреждения Верховный суд признал противоречащим Конституции более ста федеральных законов, тысячи законов штатов, решений и распоряжений органов исполнительной власти на всех уровнях. Некоторые решения Верховного суда в качестве Конституционного стали крупным событием в политической жизни США. Так, серия судебных постановлений были направлены на неукоснительное соблюдение конституционного принципа отделения церкви от государства и свободы вероисповедания. В США осуществлена свобода вероисповедания, равно как и невмешательство государства в дела церкви, а церкви — в дела государства.

В США только президент назначает членов Верховного суда и других федеральных судей. Все президентские назначения подлежат одобрению сенатом Конгресса США. В то же время на свою должность члены Верховного суда США назначаются пожизненно. В этом — важная конституционная гарантия их независимости от президента и Конгресса. Президент не имеет право уволить в отставку члена Верховного суда или кого-либо из федеральных судей. Свой пост член Верховного суда может покинуть только по собственному желанию или в результате импичмента, процедура которого распространяется на всех федеральных судей.

Практика судебной власти в США показывает, что их независимость от исполнительной власти не является абсолютной, но все же судебные инстанции в подавляющем большинстве выносят вердикты, основанные не на политической целесообразности, а на нормах права.

В то же время президент должен заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись и эти полномочия президент делегирует министру юстиции США, который обязан, используя аппарат своего министерства, обеспечивать неуклонное исполнение законов.

Важное место в политической системе США играют политические партии. Демократическая партия организационно оформилась в ходе избирательной компании 1828 г., а Республиканская партия — в 1854 г. Партии постоянного членства не имеют, принадлежность к ним определяется голосованием на выборах и традицией. В силу специфики партийной системы президент США может быть реальным или номинальным главой своей партии, но он никогда не возглавляет лично ее руководящий партийный аппарат.

Конечно, каждый президент США стремится заручиться поддержкой ведущих лидеров своей партии, но при этом у него нет никаких уставных партийно-административных рычагов воздействия на них. Президент может только просить или убеждать своих коллег по партии, идти с ним на компромиссы и политические сделки. [c.111] Таким образом, теоретически президент США может проводить политический курс, совершенно независимый от программных установок собственной партии.

Сфера внешней политики принадлежит к числу важнейших направлений в деятельности государства, и закономерно, что в ней роль главы государства особенно значительна. Президент США имеет всю полноту полномочий для ведения международных переговоров по своему усмотрению, и в то же время на его позиции и действия в сфере внешней политики оказывают значительное воздействие многие влиятельные круги как в правительстве, так и вне его. При президентской системе правления в США президент предварительно подписывает договор, что еще не придает этому документу международно-правовой силы. Затем президент направляет этот договор на утверждение высшего законодательного органа или одного из его палат. Для утверждения любого межгосударственного договора в США Конституция требует согласия не менее двух третей присутствующих на заседании членов сената. Сам сенат не ратифицирует договор, а участвует в процессе ратификации. Этот процесс окончательно завершается лишь тогда, когда после утверждения сенатом договора президент подписывает ратификационные грамоты и обменивается ими с главой государства- партнера по договору.

При президентской системе правления президент единолично руководит вооруженными силами. При президенте функционирует Совет национальной безопасности, но это — сугубо совещательный орган, который лишь консультирует президента и не имеет каких-либо собственных властных полномочий. Вообще в вооруженных силах США действует принцип единоначалия, и ни один военнослужащий не в праве отказаться от выполнения приказа президента — верховного главнокомандующего. Кроме того, военнослужащим запрещено публично критиковать президента, не согласные с его действиями должны подать в отставку или же они увольняются. Президент, полномочный отдавать приказы даже в самых острых международных ситуациях, должен проявлять особую мудрость, выдержку и ответственность не только за всю страну, но и за судьбы всего мира.

Сегодня институт президентства – один из распространенных в мире. Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления. Пост президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему место в политической системе, необходимы прежде всего прочная конституционная база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти. Оставаясь в рамках своих конституционных полномочий, президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие насущные проблемы общественного развития.

ushistory.ru

Trojden | США: империализм и вступление в мировую политику: Юдовская А. Я.

Какие события времён Гражданской войны повлияли на быстрое экономическое развитие США в последней трети XIX в.?

Четыреста лет спустя после открытия Америки. В 60—90-е гг. экономическое развитие США удивило весь мир. Что способствовало этому успеху?

США имели обширную территорию, составлявшую единый внутренний рынок. У страны не было опасных соседей, угрожавших её безопасности, а это освобождало от излишних военных расходов.

Америка была богата природными ресурсами и плодородными землями. Наличие угля, железа, нефти, меди обеспечивало промышленность необходимым сырьём. Быстро увеличивалось население, росли фермы и города, что обеспечивало спрос на промышленные товары.

Но главное богатство США — люди. Страна располагала рабочей силой высокой квалификации, приток иммигрантов из стран Европы умножал её силу и богатства. За период с 1870 по 1914 г. в США прибыло 25 млн человек. В большинстве это были здоровые, энергичные люди с хорошей профессией и квалификацией.

Только при помощи новой технологии можно было освоить новые пространства. К концу XIX в. «свободных» земель на Западе практически не осталось. Тем не менее рабочий класс всё время находился в движении — кто-то уходил на Запад или выбивался в мелкие предприниматели, конторские служащие. Нужда в рабочих руках существовала всегда. Бизнес не жалел денег на науку, создавая различные научные фонды и лаборатории. Это повлияло на быстрый рост техники.

Истоки трудолюбия. Значительную роль в росте производительности труда сыграло развитие общего и технического образования. К 1900 г. неграмотные в возрасте от 10 лет и старше составляли всего 6% среди белого населения, однако среди негров — 45%, но их использовали только на неквалифицированной работе.

К концу XIX в. в стране насчитывалось 60 колледжей, готовивших специалистов для сельского хозяйства.

Следует также отметить, что в США не существовало сословных ограничений и ничто не сковывало личную инициативу человека. К этому присоединялись следующие качества личности, воспитанные пуританской моралью: трудолюбие и бережливость, а также американский принцип «помоги себе сам». В школах заучивали стихи:

Трудись, не бойся, мальчик мой,

Смотри в лицо работе смело:

Скромны пусть молот иль кирка,

Ты не красней за своё дело.

Иностранцы отмечали: «Америка, кажется, единственная страна, в которой человек испытывает стыд, если у него нет никакого дела».

В самом характере американцев было заложено уважение к труду, что явилось одной из причин подъёма экономики.

Фермер чувствует себя покинутым. В сельском хозяйстве происходил процесс расслоения фермерства, в 1880 г. почти 25% фермеров лишились своего хозяйства и превратились в арендаторов, многие (большей частью негры) — в издольщиков, работавших на чужой земле за половину урожая. В то же время выделилась фермерская верхушка, которая могла себе позволить приобретать новейшую технику и нанимать сельскохозяйственных рабочих — самую бесправную часть работников в США.

В 90-е гг. усилилась конкуренция на мировом рынке и цены на сельскохозяйственные продукты в США стали падать.

Грабили фермеров владельцы железных дорог и элеваторов, поднимая цены за перевоз и хранение зерна. В статье, напечатанной в 1887 г. в газете «Прогрессивный фермер», автор писал: «Города процветают, разрастаются и благоденствуют, а сельское хозяйство прозябает… сельское хозяйство никогда не было таким покинутым».

Господство трестов. Рубеж веков — время бурного развития американской промышленности. В результате острой конкурентной борьбы разорялись многие средние и мелкие предприятия. Одна за другой отрасли промышленности попадали в руки небольших групп предпринимателей.

Колёсный трактор и комбайн в Калифорнии

Сформулируйте идею карикатуры. Найдите в тексте фрагмент, который наиболее полно отражает смысл этого изображения.

«Рокфеллеровский спрут»

Многие корпорации превратились в монополии. Но над всеми корпорациями США возвышались фигуры Рокфеллера и Моргана — владельцев крупнейших трестов в стране. В 1879 г. принадлежавшая Рокфеллеру компания «Стандарт Ойл» распоряжалась 90—95% очищенной нефти. Рокфеллеру удалось договориться с владельцами железных дорог об установлении низких тарифов на перевозку грузов его компании, и это облегчило борьбу с конкурентами. В 1882 г. «Стандарт Ойл» была преобразована в трест, объединивший 14 компаний. И ещё 26 компаний оказались под его контролем.

Появились тресты-монополии и в других отраслях промышленности: угольной, газовой, медной, сталелитейной, электротехнической и др. Особенный размах образование трестов получило в начале XX в.

Огромное влияние в экономической и политической жизни страны приобрели банки. Покупая акции промышленных корпораций, входя в правления железных дорог, банки устанавливали контроль над экономикой страны. Создалась мощная группа финансовых магнатов. Одним из ярких её представителей был глава «дома Моргана» Джон Пирпонт Морган.

Укрепление монополий означало вступление американского капитализма в стадию империализма.

В то же время в промышленности, торговле и сфере услуг сохранилось много мелких и средних предприятий, конкурировавших с трестами. Свободная конкуренция и определила успех американской экономики. Понимало это и государство. В 1890 г. конгресс принял антитрестовский закон Шермана, объявлявший вне закона любую монополию. Закон отвечал интересам средних американцев, шутивших, что тресты встречают их у колыбели и провожают до могилы.

Президентская республика. В последней трети XIX в. в США утвердилась республика президентского типа. Центральной фигурой политической жизни страны и главой исполнительной власти являлся президент. С годами президентская власть стала усиливаться.

В стране существовала двухпартийная система. Республиканскую партию поддерживали предприниматели, фермеры, рабочие. В конгрессе республиканцы выступали за высокие ввозные пошлины, чтобы защитить американскую промышленность от конкуренции. Демократы опирались на крупных землевладельцев Юга и защищали низкие ввозные пошлины.

Борьба между партиями прежде всего была борьбой за «тёплые места»: за кресло губернатора, должность шерифа, прокурора или кого-либо ещё. В стране имелись сотни тысяч выборных должностей, и огромное число чиновников получали посты после победы их партии на выборах. Не случайно в Америке говорили, что «победа на выборах — гонг к обеду».

Президентская республика старалась содействовать успешному развитию экономики, а это приводило к покровительству бизнеса. И хотя американцы любили говорить, что «лучшее правительство — то, которое меньше правит», а их девиз гласил: «Мы верим в Бога, но не верим правительству», всё же государство завоевало доверие многих граждан, и прежде всего бизнесменов.

«Окончательное решение» индейского вопроса. Вы знаете, что со второй четверти XIX в. давление на индейские племена усилилось. Кто только не вторгался в их земли! Золотоискатели, фермеры, строители железных дорог — все внесли свой вклад в разрушение их традиционного образа жизни.

После Гражданской войны правительство стало проводить против индейцев регулярные военные экспедиции. Солдаты оттесняли их в пустыни, сжигали посёлки, убивали стариков, женщин, детей. В ответ индейцы поднимали восстания, но силы были неравны. Последняя битва состоялась 23 декабря 1890 г., после чего потерпевших поражение индейцев загнали в особые территории, получившие название резервации. Здесь над ними установило опеку правительство. Был принят закон, позволявший индейцам становиться фермерами, но это занятие среди них не привилось. И земли им выделили непригодные для земледелия, и уход на ферму противоречил племенным связям и традициям.

В поисках своего пути. Обретя свободу, чёрные американцы не обрели равенства. В стране отменили рабство, но официально ввели раздельное существование белых и чёрных. Школы, церкви, транспорт и даже кладбища — всё было раздельно. Расизм господствовал в повседневной жизни. Особенно нетерпимым оставалось положение чернокожих на Юге, и Север оттуда виделся им убежищем. Многие уходили в северные штаты и находили работу на промышленных предприятиях.

В конце XIX в. среди негритянского населения появился ряд организаций, поставивших перед собой цель добиться улучшения положения негритянского населения. Некоторые из них видели такую возможность через получение хорошего профессионального образования.

Особенности рабочего движения. В США положение рабочих было не таким тяжёлым, как в Европе. Но и здесь рабочий день длился от 10 до 14 часов, трудового законодательства не существовало. И хотя заработная плата рабочих в США была выше, чем в Европе, больше денег уходило на оплату жилья, транспорта, медицинской помощи.

В конце XIX в. начались первые выступления протеста со стороны рабочих. В 1886 г. прошла волна забастовок с требованием 8-часового рабочего дня.

1 мая 1886 г. в Чикаго забастовало 350 тыс. человек, а 3 мая, во время массовой демонстрации, полиция стреляла в рабочих. 4 мая, после митинга протеста, когда люди стали уже расходиться, появился отряд полицейских и стал разгонять оставшихся. Неожиданно в рядах полицейских взорвалась бомба. Среди полицейских и рабочих оказались убитые и раненые. Руководителей рабочих арестовали, судили и приговорили к смертной казни. Через несколько лет невиновность этих людей была доказана.

В 90-е гг. борьба продолжалась: бастовали рабочие заводов Карнеги, вагоностроительной компании Пульмана. Для разгрома стачек использовались правительственные войска.

И всё же правительство и предприниматели пошли на некоторые уступки. В 1894 г. конгресс объявил первый понедельник сентября Днём труда. Этот праздник отмечается поныне.

Американская федерация труда. Основной формой рабочего движения в США стало профсоюзное движение, а наиболее влиятельной его организацией — Американская федерация труда (АФТ). Она состояла из тред-юнионов, в которые входили квалифицированные рабочие США. Тред-юнионы объединяли рабочих по специальностям.

Руководитель АФТ Сэм Гомперс, выходец из эмигрантской среды, считал, что политическая борьба — это не дело рабочих и только экономическая борьба может решать их проблемы. Низкого роста, коренастый (он любил называть себя Старым Дубом), удивительно упорный и энергичный, Гомперс пользовался большим влиянием среди рабочих.

При нём АФТ занималась борьбой за повышение заработной платы и сокращение рабочей недели, ограничивая свою политическую деятельность «давлением» на конгрессменов и предпринимателей. Во время выборов АФТ придерживалась тактики «вознаграждения друзей и наказания врагов».

«Мы начали овладевать континентом». В конце XIX в. в США растёт стремление к территориальным захватам. В основе этой политики лежала доктрина Монро — американского президента, выдвинувшего в 1823 г. формулу «Америка для американцев», что на деле означало «Америка для США».

Пропагандировалась идея, что США — защитник всех латиноамериканских стран. Куба, Пуэрто-Рико и другие государства привлекали взоры американских предпринимателей. Газеты кричали об особой миссии США, этой Богом избранной страны, которая должна спасти погрязший в грехах мир.

Первым шагом был захват в 1893 г. Гавайских островов, важного стратегического пункта в центре Тихого океана. Они были объявлены территорией США.

Теперь на повестке дня стояло «спасение» Кубы и Филиппин. В 1898 г. США объявили войну Испании. Это была первая война за передел уже поделённого мира. В результате победы в Испано-американской войне США приобрели остров Пуэрто-Рико и контроль над Кубой. Затем они захватили Филиппины и остров Гуам.

Получив опорные базы на подступах к Азии, США в 1899 г. провозгласили «доктрину открытых дверей» — потребовали «своей доли» в «разделе» Китая европейскими державами. Ещё в 1854 г. США послали к берегам Японии военную эскадру под командованием адмирала Пери, который подписал с японским правительством договор об открытии двух портов для иностранной торговли. «Открыв» для себя Китай и Японию, захватив Гавайи, Филиппины и ряд других территорий, американцы вступили в «большую политику». Однако к началу XX в. страна ещё не имела влияния среди европейских стран и пока оставалась «на обочине» мировой истории.

К началу XX в. в США бурными темпами идёт процесс модернизации: растут промышленные центры, увеличивается городское население, быстрыми темпами происходит индустриализация, развивается монополистический капитализм. Ни в одной европейской стране монополии не были так могущественны, как в США. США проводят империалистическую внешнюю политику, которая уже не ограничивается рамками американского континента. 1

1. Выделите причины быстрого экономического развития США после Гражданской войны и запишите их в тетрадь. 2. Объясните название раздела «Фермер чувствует себя покинутым», используя для этого и материал предыдущего параграфа. В. Опираясь на текст учебника, докажите, что в США развивался монополистический капитализм. 4. Объясните, почему уважение американцев к труду можно считать одной из причин подъёма экономики. 5. Охарактеризуйте президентскую республику в США. Нарисуйте схему высших государственных органов. 6. В чём сущность доктрины Монро? Как она влияла на внешнюю политику США в конце XIX в.?

1. Подумайте, в чём заключались особенности политического устройства США после Гражданской войны. Сравните государственное устройство США и одной из изученных вами европейских стран. 2. Согласны ли вы с утверждением о том, что США имели преимущества в процессе модернизации по сравнению с европейскими странами? Подтвердите или опровергните это утверждение. 3. Сравните положение индейцев и негров в США до Гражданской войны и после неё. 4. Составьте план ответа по теме «Рабочий класс и рабочее движение в США в конце XIX в.». Используя план, выступите на данную тему. 5. Докажите, используя дополнительный материал учебника, что в конце XIX в. США проводили империалистическую внешнюю политику. Определите особенности этой политики по сравнению с политикой европейских стран.

Закон об охране производства и торговли от незаконных стеснений и монополий. 2 июля 1890 г. (извлечение)

1. Всякий договор или соглашение в виде треста или в иной форме, стесняющий торговую и производственную деятельность, как и всякий подобный сговор вне пределов какого-либо одного штата, а также с зарубежными организациями, отныне объявляются незаконными. Всякое лицо, участвующее в такого рода договоре… считается правонарушителем и, будучи признано виновным, в судебном порядке карается штрафом до пяти тысяч долларов, или тюремным заключением сроком до одного года, или же обоими означенными наказаниями — по усмотрению суда…

6. Всякое имущество, которое было приобретено и которым обладают на основании договора, соглашения или сговора, указанных в статье 1, транспортируемое за пределы какого-либо штата или за рубеж, может быть конфисковано в пользу федерации, а его владелец подлежит наказанию, которое предусматривается законом за нелегальный импорт в Соединённые Штаты.

Какие меры предпринимало правительство США против монополий и с какой целью?

Испано-американская война

Когда-то могучая Испанская империя давно уже одряхлела; то в одной, то в другой её части народ восставал против колонизаторов. В 1895 г. на Кубе, а в 1896 г. на Филиппинах вспыхнули новые восстания против испанского владычества.

За этими событиями пристально следили в США, и этот интерес объяснялся крайне просто. На Кубе американцы вложили огромные средства в сахарную промышленность, отсюда и желание установить над островом свой контроль. Восстание кубинцев против Испании создавало подходящие условия для вмешательства в их дела. Для охраны жизни и имущества американцев на Кубе правительство США послало в Гавану крейсер «Мэйн». В ночь на 15 февраля 1898 г. корабль взорвался и погибло 260 моряков. Через много лет было доказано, что причиной взрыва стал несчастный случай, но тогда американцы обвинили Испанию, и никакие попытки с её стороны что-либо объяснить не были выслушаны.

«Помните о “Мэйне”!»—стало девизом американских националистов. В стране велась подготовка к войне, которую и объявили Испании 25 апреля 1898 г. Флот США уничтожил испанский флот. Американские войска высадились на Кубе и Филиппинах и с помощью местного населения разбили испанцев. Испания запросила мира.

В том же 1898 г. был подписан мирный договор, по которому США получили острова Гуам и Пуэрто-Рико. Куба, оставаясь формально «независимой республикой», попадала под протекторат США. Затем американцы заплатили Испании 20 млн долларов и забрали Филиппины. Три года боролись филиппинцы против своих «освободителей», но безрезультатно.

trojden.com

Ответственность назначенного президентом правительства перед парламентом превращает президентскую республику

Наличие единой обязательной государственной идеологии характерно для _ режима
 (*ответ*) тоталитарного
 авторитарного
 демократического
 либерально-демократического
Наряду с субъектами федерации, которые занимают всю или подавляющую часть территории государства, существуют и другие части федеративного государства
 (*ответ*) территории или союзные территории, владения, федеральный или столичный округ, ассоциированные «государства»
 административно-территориальные образования
 муниципальные образования
 региональные государства и автономии
Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом _ регулирования
 (*ответ*) конституционного
 правового
 государственного
 общественного
Общая тенденция развития государств свидетельствует о переходе
 (*ответ*) от монархии к республике как более демократичной форме
 от республики к монархии как более демократичной форме
 от ограниченной монархии к абсолютной монархии
 от абсолютной монархии к ограниченной монархии
Одна из форм государственной зависимости, при которой государство, находящееся под защитой, сохраняет некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т.п. осуществляет государство-метрополия, называется
 (*ответ*) протекторат
 метрополия
 конфедерация
 федерация
Одним из отличительных признаков республики является
 (*ответ*) выборность и сменяемость представительной власти
 выборность и сменяемость всех органов государственной власти
 наличие представительной власти (парламента)
 наличие должности главы государства
Орган государственной власти – орган государства, уполномоченный осуществлять
 (*ответ*) законодательную, исполнительную или судебную власть
 федеральную или муниципальную власть
 законодательную или представительную власть
 федеральную, региональную или муниципальную власть
Организация политической власти, располагающая особым механизмом (аппаратом) управления обществом, распространяющая свою власть на определенную территорию и обладающая правом применения мер государственного принуждения, называется
 (*ответ*) государство
 политическая партия
 аппарат управления государства
 общество
Особая политико-территориальная единица, созданная с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в нем населения, называется
 (*ответ*) автономией
 государством
 местным самоуправлением
 республикой
Ответственность назначенного президентом правительства перед парламентом превращает президентскую республику в
 (*ответ*) полупрезидентскую
 дуалистическую
 парламентскую
 ограниченную
По соотношению прав субъектов федеративного государства различают федерации
 (*ответ*) симметричные и асимметричные
 договорные и конституционные
 парламентские и президентские
 простые и сложные

www.soloby.ru

) Используя текст 📝 учебника (без него) докажите, что

8 день — день Будды Медицины
10 день — день Учителя Падмасамбхавы
15 день — день Будды Амитабхи
25 день — день Защитников Учения (Ешей Гамбо, Лхамо, Чойгьял, Намсарай), день Дакини
30 день — день Зеленой Тары, день Будды Шакьямуни

В эти дни в дацане проводятся специальные молбены. Смотрите расписание молбенов.

Сегодня День Экаджати. Длинный тун с интенсивной практикой Экаджати. (Тибетский календарь)
2. Праздники в течение года

Дугжууба (ритуал очищения)

Проводится за день до наступления Нового года

Буддийский Новый год — Праздник Белого Месяца (монг. Сагаалган, тиб Лосар)

Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен древней магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом году….

15 чудес Будды (Монлам Чхенмо)

Сразу после Нового года 15 дней читаются молебны, посвященные 15 чудесам, которые совершил Будда.

Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал)

Праздник, посвященный божеству Калачакре — Кругу Времени.

День Рождения, Просветления и Ухода в Нирвану Будды (Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Весак, Сага Дава….)

Самый главный праздник для буддиста.

День рождения Далай-ламы (6 июля)

Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю….)

Круговращение Майтреи (Майдари-хурал)

Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода….

Нисхождение Будды с неба Тушита на Землю / Праздник огней

День паринирваны Будды Шакьямуни. Согласно преданию, до того как совершить последнее земное воплощение, Будда Шакьямуни находился на небе Тушита (тиб….

День ухода в Нирвану Чже Цонкапы (Зула-хурал)

Отмечается последователями школы Гелугпа. Праздник светильников, день памяти Будды Цонкапы (Чже Ринпоче). В этот день принято подносить нашему Учителю дост. Цонкапе и Трем Драгоценностям зажженные светильники, как символ устранения тьмы неведения. При этом происходит накопление хорошей кармы, а следующей жизни человек обретает красивое тело.

yznay.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *