Охранная зона водоемов – 65. /

Содержание

Статья 65 Водного кодекса — Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 65 Водного кодекса Главы 6 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 65 Водного кодекса устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Сохраните страницу в соц. сетях:

Другие статьи в

finansovyesovety.ru

Водоохранная зона

16

В соответствии с законодательством, [«Санитарными правилами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнений» (1988 г.)] для водных объектов (или их участков установлено две категории:

1-я – водоемы хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения;

2-я – водоемы рыбохозяйственного назначения.

Хозяйственно-питьевое водопользование предусматривает использование водных объектов в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и предприятий пищевой промышленности..

Под культурно-бытовым

водопользованием понимается использование водных объектов для купания, отдыха и занятий спортом. Требования к качеству воды для этого типа водопользования распространяются на все водные объекты, находящихся в черте населенных пунктов.

Рыбохозяйственное водопользование подразумевает использование водных объектов для разведения и миграции промысловых рыб и других водных организмов. Согласно законодательству РБ, рыбохозяйственные водоемы могут относиться к 3 категориям:

к высшей категории относятся места нерестилищ, массового нагула и зимовья ценных видов рыб, а также охранные зоны хозяйств, занимающихся разведением и выращиванием рыб и других водных животных;

к первой категории относятся водоемы и водотоки, которые используются для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, имеющих высокую чувствительность к концентрации кислорода в воде;

ко второй категории относятся водоемы, используемые для иных рыбохозяйственных нужд.

Для каждой категории водоемов установлена соответствующая ПДК:

Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКхоз-быт) – это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) химического вещества в воде водных объектов хозяйственно — питьевого и культурно — бытового водопользования – гигиенический норматив, утверждаемый постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь, включающий перечень из 1343 наименований потенциально опасных веществ.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКрыб-хоз) – это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых.

Нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов содержатся в приложении 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 мая 2007г. № 43/42. Список включает 788 наименований.

Величина ПДКрыб-хоз для подавляющего большинства нормируемых веществ всегда значительно меньше ПДКхоз-быт. Это объясняется тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количествах без влияния на их жизнедеятельность.

Для веществ, внедрение которых находится на стадии производственных испытаний, может быть установлен временный гигиенический норматив:

ОДУориентировочный допустимый уровень воздействия химического вещества в воде — временный гигиенический норматив, разрабатываемый на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности и применяемый только на стадии предупредительного санитарного надзора за проектируемыми или строящимися предприятиями, реконструируемыми очистными сооружениями.

Лимитирующий показатель вредности (ЛПВ) — показатель, характеризующийся наименьшей безвредной концентрацией в воде; иными словами, это показатель, который определяет собой наиболее ранний и вероятный характер неблагоприятного влияния в случае появления в воде химического вещества в концентрации, превышающей ПДК.

Для водоемов первого типа используют три ЛПВ:

— санитарно-токсикологический – характеризует вредное воздействие на организм человека;

— общесанитарный – определяет влияние вещества на процессы естественного самоочищения вод за счет биохимических и химических реакций с участием естественной микрофлоры;

— органолептический показатель вредности характеризует способность вещества изменять органолептические свойства воды – цвет, запах, прозрачность, вкус и т. д.

ПДК устанавливается на основании определения ЛПВ — по наименьшему из трёх. Например, медь токсична для человека — при 10 мг/л, нарушает процессы самоочищения гидроэкосистемы — при 5 мг/л, придает воде привкус — при 1 мг/л. Последнее значение — наименьшее из трех, поэтому здесь ЛПВ — органолептический, и хозяйственно-питьевое ПДК — 1 мг/л.

Для водоемов второго типа – используют пять ЛПВ. В дополнении к перечисленным применяют:

— токсикологический – показывает токсичность вещества для живых

организмов, населяющих водный объект;

— рыбохозяйственный – определяет порчу качеств промысловых рыб.

Для водотоков первой категории соответствие нормам проверяется в контрольном створе16, расположенном на 1 км выше водозабора, а для непроточных – в радиусе 1 км.

Для рыбохозяйственных водоемов вода должна соответствовать нормам в месте выпуска сточных вод при рассеивающем выпуске (наличие течения), а при отсутствии течений – не далее чем в 500 м от места выпуска.

Контрольный створ — поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды.

Индекс загрязнения воды (ИЗВ) – условный комплексный показатель качества воды, учитывающий наиболее распространенные загрязняющие вещества. ИЗВ рассчитывают по формуле:

где Сi — концентрация i-го вещества, мг/л;

ПДКi — установленная величина для соответствующего типа водного объекта и i-го вещества, мг/л;

N — число показателей, используемых для расчета индекса.

Уровень загрязнения воды в зависимости от значений ИЗВ, представлен в таблице 7.

В настоящее время для определения степени загрязненности воды используется также Удельный комбинаторный индекс загрязненности воды (УКИЗВ) – относительный комплексный показатель степени загрязненности поверхностных вод. Условно оценивает в виде безразмерного числа долю загрязняющего эффекта, вносимого в общую степень загрязненности воды, обусловленную одновременным присутствием ряда загрязняющих веществ, в среднем одним из учтенных при расчете комбинаторного индекса ингредиентов и показателей качества воды. Позволяет приводить сравнение степени загрязненности воды в различных створах и пунктах при условии различия программа наблюдений.

Значения УКИЗВ может варьироваться от в водах различной степени загрязненности от 1 до 16. Большему значению индекса соответствует худшее качество воды в различных створах, пунктах ит.д.

Классификация качества воды, проведенная на основе значений УКИЗВ, позволяет разделять поверхностные воды на 5 классов в зависимости от степени их загрязненности:

1-й класс – условно чистая,

2-й класс – слабо загрязненная,

3-й класс — загрязненная,

4-й класс – грязная,

5-й класс – экстремально грязная.

Согласно Водному кодексу РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ Статья 65:

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности (таблица 22).

Водоохрана зона устанавливается по обе стороны водотока от береговой линии (рисунок 16).

Береговая полоса – полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Для реки и ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта (таблица 23).

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация

хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос также устанавливаются дополнительные ограничения:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

studfiles.net

Установление охранных зон для водных объектов особого значения

В соответствии с действующим российским законодательством зонирование территорий, прилегающих к урезу воды различных водных объектов общего пользования, направлено на обеспечение свободного доступа граждан (береговая полоса) и предотвращение негативного воздействия на экологическую обстановку водоемов и водотоков (водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, рыбоохранная зона).

 

При экологическом проектировании ряд вопросов может вызвать установление размеров зон особого режима природопользования вблизи береговой линии некоторых водных объектов и ограничений деятельности в их границах.

 

СЛОВАРЬ

Водоохранные зоны — территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; в ред. от 28.12.2013; далее — ВК РФ).

 

Можно сказать, что водоохранная зона является неким аналогом санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для предприятий с той лишь разницей, что СЗЗ устанавливается для минимизации негативного воздействия промышленных загрязнений на прилегающие территории (в первую очередь, селитебные), а водоохранная зона предназначена для защиты водного объекта от возможных негативных воздействий хозяйственной и промышленной деятельности на побережье.

В отличие от СЗЗ, размеры которых могут значительно варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от класса опасности предприятия и результатов оценки зоны его воздействия (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»)[1], размеры водоохранных зон четко определены Водным кодексом в зависимости от вида и размера водного объекта (пп. 4–10 ст. 65 ВК РФ) и без учета ландшафтных характеристик прибрежной зоны, степени эвтрофированности водоема и его способности к самовосстановлению, а также интенсивности предполагаемой деятельности, оказывающей негативное воздействие на водный объект.

В соответствии с ч. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в границах которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Размеры прибрежных защитных полос, определяющиеся в общем случае чч. 11, 12 ст. 65 ВК РФ, не превосходят размеров водоохранных зон, что следует из ч. 2 ст. 65 ВК РФ. В то же время ч. 13 ст. 65 ВК РФ устанавливает ширину прибрежной защитной полосы водного объекта (реки, озера, водохранилища), имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), в 200 м независимо от уклона прилегающих земель. Таким образом, для озер, водохранилищ и рек протяженностью менее 50 км прибрежная защитная полоса выходит за границы водоохранной зоны, что противоречит ч. 2 ст. 65 ВК РФ.

Размеры прибрежных защитных полос, установленные Водным кодексом для различных водных объектов, практически совпадают с размерами рыбоохранных зон, устанавливаемых в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; в ред. от 12.03.2014; далее — Федеральный закон № 166-ФЗ) в соответствии с Правилами установления рыбоохранных зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 № 743.

 

СЛОВАРЬ

Рыбоохранной зоной является территория, прилегающая к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, на которой вводятся ограничения и устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности (чч. 1, 2 ст. 48 Федерального закона № 166-ФЗ).

 

Отметим, что в Федеральном законе № 166-ФЗ не прописано, какие именно ограничения и особые режимы предусматриваются для рыбоохранных зон.

Порядком установления на местности границ рыбоохранных зон, утвержденным Приказом Росрыболовства от 15.12.2008 № 410, определяется процедура установления на местности границ рыбоохранных зон посредством размещения специальных информационных знаков. Основанием для размещения специальных знаков являются приказы Росрыболовства об установлении рыбоохранных зон.

 

К СВЕДЕНИЮ

Судя по опубликованным приказам Росрыболовства об установлении рыбоохранных зон (например, приказы от 26.10.2011 № 1040 «Об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Алтай, Алтайского края и Астраханской области» и от 20.11.2010 № 943 «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей»), особые условия использования этих зон данными приказами также не регламентируются.

 

В связи с жестким регламентированием нормами Водного кодекса размеров водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы остается не вполне ясной ситуация при осуществлении проектирования вблизи водных объектов особого значения.

Рассмотрим в качестве примера Онежское озеро. Оно занимает первое место среди объектов рыбохозяйственного фонда Республики Карелия по объему вылова рыбы, который достигает 70 % от всей промысловой продукции пресноводных водоемов данного субъекта Российской Федерации. Кроме того, озеро является местом обитания редких и нуждающихся в охране видов и экологических форм рыб, которые занесены в Красную книгу Карелии. Все это косвенно указывает на особо ценное рыбохозяйственное значение озера. Кроме того, в материалах ранее прошедшего экспертизу проекта в части согласования Северо-Западным территориальным управлением Росрыболовства (СЗТУ Росрыболовства) подтверждено, что Онежское озеро является водоемом, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение

При проектировании некоторых объектов в прибрежной зоне Онежского озера проектировщиками по согласованию с СЗТУ Росрыболовства предусматривается водоохранная зона в размере 200 м. В то же время согласно опубликованному в открытом доступе Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.05.2008 № 33-Г08-5 абз. 3 подп. 1.3.2 п. 1 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 31.08.2007 № 341-р «О разработке лесного плана Ленинградской области» (далее — Распоряжение № 341-р) со дня вступления его в силу — 24 сентября 2007 г. — признан недействующим:

 

Извлечение
из Распоряжение № 341-р

[…]
1. Комитету по природным, ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области при разработке лесного плана Ленинградской области:
[…]
1.3. Осуществлять определение границ и площадей отдельных категорий защитных лесов с учетом следующего:
[…]
1.3.2. В лесах, расположенных в водоохранных зонах:
[…]
совместить водоохранные зоны вокруг Ладожского озера и Онежского озера с прибрежными защитными полосами и установить их ширину в размере 200 метров от среднемноголетнего уровня воды в этих озерах;
[…]

 

В представлении указано, что введенный порядок установления ширины водоохранных зон и прибрежных защитных полос Ладожского и Онежского озер противоречит ст. 65 ВК РФ. Противоречие это представляется допущенным также в нарушение ч. 2 ст. 8 ВК РФ, которой предусмотрено, что субъекту Российской Федерации предоставлено право владения, пользования и распоряжения прудами и обводненными карьерами, расположенными в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации. Ладожское и Онежское озера к таким водным объектам не относятся и находятся в федеральной собственности.

Многие эксперты отмечают, что в действующем Водном кодексе (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ) в сравнении с утратившим силу Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404, снижена максимальная ширина водоохранных зон для внутренних водоемов и водотоков с 500 до 200 м[2]. Кроме того, из определения водоохранных зон исключено слово «минимальная», что делает невозможным увеличение ширины водоохранных зон, например в целях сохранения памятников природы.

 

Утратившее силу Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах

(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404)

Водный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ)

3. Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока:

до 10 км — 50 м

от 10 до 50 км — 100 м

от 50 до 100 км — 200 м

от 100 до 200 км — 300 м

от 200 до 500 км — 400 м

от 500 км и более — 500 м

[…]

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

 

[…]

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

[…]

 

Например, Решение Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 31.08.1987 № 383 «Об установлении водоохранных зон Ладожского озера и других водных объектов в его бассейне на территории Ленинградской области» (с изм. от 26.01.1999), ныне не действующее, предусматривало временную водоохранную зону Онежского озера на территории Ленинградской области не менее 2 км.

 

За разъяснением неоднозначного толкования размеров водоохранной зоны Онежского озера автор статьи в письменной форме обратилась в два уполномоченных государственных органа — СЗТУ Росрыболовства и НЛБВУ.

В ответе представителей СЗТУ Росрыболовства было указано, что сведения о водоохранных зонах и прибрежно-защитных полосах водных объектов, в т.ч. об их размерах, указаны в ст. 65 ВК РФ, а за разъяснением положений данного документа можно обратиться в НЛВБУ.

Ответ НЛВБУ содержал более развернутое толкование Водного кодекса. Суть ответа заключалась в том, что ширина водоохранной зоны водного объекта не может быть меньше ширины прибрежной защитной полосы, поэтому для Онежского озера как для озера, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение, устанавливается водоохранная зона 200 м и прибрежная защитная полоса 200 м. При этом за информацией о том, имеет ли Онежское озеро особо ценное рыбохозяйственное значение, было рекомендовано обратиться в СЗТУ Росрыболовства.

 

Рассмотренный пример показывает расхождения в трактовке Водного кодекса судебными органами и профильными государственными органами, а также «негибкость» самого Водного кодекса относительно установления особых водоохранных зон для водных объектов повышенной ценности или уязвимости. Так, например, для озер, площадь которых менее 0,5 км2, водоохранная зона согласно Водному кодексу вообще не устанавливается.

 

[1] О нормировании и практике установления СЗЗ в Российской Федерации см.:

Бабина Ю.В. Установление и соблюдение режимов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других производственных объектов // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 69–79;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;

Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03// Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10–21;

Молдаван С.А. Размер нормативной санитарно-защитной зоны полигона ТБО: 500 или 1000 м? // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 28–35;

Черемохина Е. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для строящегося предприятия // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 54–55.

[2] См.: Боголюбов С.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (постатейный) // Законодательство и экономика. 2007. № 5.

М.Г. Рыжакова, ведущий инженер-эколог ООО «ОПКТБ Экоинж»

www.profiz.ru

Что такое защитная прибрежная полоса?

Всем известно, что человек и его хозяйственная деятельность отрицательно влияет на природную среду. И нагрузка на нее год от года увеличивается. Это в полной мере касается и водных ресурсов. И хотя 1/3 поверхности земли занято водой, избежать ее загрязнения не получается. Наша страна не является исключением, и охране водных ресурсов уделяется пристальное внимание. Но решить эту проблему в полной мере пока не удается.

Береговые зоны, подлежащие охране

Водоохранной называют зону, к которой относится территория вокруг любых водных объектов. Здесь создаются специальные условия для хозяйственной деятельности человека. В ее пределах находится защитная прибрежная полоса с более строгим режимом охраны, с дополнительными ограничениями природопользования.

Целью таких мер является предотвращение загрязнения, засорения водных ресурсов. Кроме того, озеро может заилиться, а река — обмелеть. Водная среда – это место обитания для многих живых организмов, в том числе редких и исчезающих, занесенных в Красную книгу. Поэтому меры охраны необходимы.

Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса находятся между береговой линией, которая является границей водного объекта. Она рассчитывается следующим образом:

  • для моря – по уровню воды, и если он меняется, то по уровню отлива,
  • для пруда или водохранилища – по подпорному уровню воды,
  • для рек, каналов, ручьев – по уровню вод в период, пока они не покрыты льдом,
  • для болот – от их начала по границе залежей торфа.

Особый режим на границе водоохранных зон регламентируется ст. 65 Водного кодекса РФ.

Проектирование

Основой проектирования являются нормативно-правовые документы, которые утверждаются Министерством природных ресурсов России и согласуются с теми органами власти, которые отвечают за охрану окружающей среды.

Заказчики по проектированию – территориальные органы от Министерства водных ресурсов РФ. А в случае водохранилищ, отданных в индивидуальное пользование – водопользователи. Они должны поддерживать территорию прибрежной защитной полосы в надлежащем состоянии. Как правило, на границе должна произрастать древесно-кустарниковая растительность.

Проекты проходят проверку и экологическую экспертизу, согласуются с органами исполнительной власти субъектов РФ. Специальные знаки указывают, где заканчивается граница прибрежной защитной полосы. До того как проект входит «в силу», ее размеры и размеры водоохранных зон наносятся на план-схему застройки населенных пунктов, планы землепользования, картографические материалы. Установленные границы и режим на указанных территориях должны быть доведены до сведения населения.

Размеры защитной прибрежной полосы

По ширине защитная прибрежная полоса зависит от крутизны склона речного или озерного бассейна и составляет:

  • 30 м для нулевого склона,
  • 40 м для склона до 3 градусов,
  • 50 м для склона 3 и более градусов.

Для болот и проточных озер граница составляет 50 м. Для озер и водохранилищ, где водятся ценные породы рыб, она будет проходить в радиусе 200 м от береговой линии. На территории населенного пункта, где есть ливневые стоки канализации, ее границы проходят по парапету набережной. Если таковой нет, то граница пройдет по береговой линии.

Запрет на определенные виды работ

Поскольку зона прибрежной защитной полосы имеет более строгий режим охраны, то и перечень работ, которые здесь не должны вестись, достаточно большой:

  1. Применение навозных стоков для удобрения земли.
  2. Размещение сельскохозяйственных и бытовых отходов, кладбищ, скотомогильников.
  3. Использование для сброса загрязненной воды, мусора.
  4. Мойка и ремонт машин и других механизмов, а также их движение в данной зоне.
  5. Использование для размещения транспорта.
  6. Строительство и ремонт зданий и сооружений без согласования с органами власти.
  7. Выпас и летнее размещение скота.
  8. Строительство садовых и дачных участков, установка палаточных лагерей.

В качестве исключения водоохранная и прибрежная защитная полоса используются для размещения рыбного и охотничьего хозяйств, объектов водоснабжения, гидротехнических и водозаборных сооружений. При этом выдается лицензия на водопользование, в которой оговариваются требования по соблюдению правил водоохранного режима. Те лица, которые производят незаконные действия на данных территориях, отвечают за свои поступки в рамках закона.

Строительство в водоохранной зоне

Защитная прибрежная полоса – это не место под застройку, а вот для водоохраной зоны есть исключения из правил. Объекты недвижимости так и «растут» по берегам, причем в геометрической прогрессии. Но как соблюдаются застройщиками требования законодательства? А в законе сказано, что «размещение и строительство жилых зданий или дачных участков при ширине водоохраной территории менее 100 м и крутизне склонов более 3 градусов категорически запрещено».

Понятно, что застройщик сначала должен проконсультироваться о возможности строительства и границах размещения защитной прибрежной полосы в территориальном отделе Управления водного хозяйства. Ответ этого ведомства необходим для получения разрешения на строительство.

Как избежать загрязнения сточными водами?

Если же строение уже возведено и не оборудовано специальными системами для фильтрации сточных вод, то разрешается использование приемников, сделанных из водонепроницаемых материалов. Они не допускают загрязнения окружающей среды.

Сооружениями, которые поддерживают охрану чистых источников воды, являются:

  • Канализация и централизованные ливневые каналы отведения воды.
  • Сооружения, в которые сливается загрязненная вода (в специально оборудованные каналы водоотведения). Это могут быть дождевые и талые воды.
  • Локальные (местные) сооружение очистки, построенные в соответствии с нормативами Водного кодекса.

Места для сбора отходов потребления и производства, системы для отведения сточных вод в приемники изготовлены из специальных прочных материалов. Если жилые дома или какие-то другие строения не будут обеспечены данными сооружениями, то пострадает защитная прибрежная полоса. В этом случае на частное лицо или предприятие будут наложены штрафы.

Штрафные санкции при нарушении водоохранного режима

Штрафы за неправильную эксплуатацию охраняемых зон:

  • для граждан – от 3 до 4,5 тыс. р.;
  • для должностных лиц – от 8 до 12 тыс. р.;
  • для организаций – от 200 до 400 тыс. р.

Если нарушения найдены в секторе частной жилищной застройки, то штраф выписывается на гражданина, и его расходы будут небольшими. В случае выявления нарушения оно должно быть устранено в отведенные сроки. Если же этого не происходит, то здание сносят, в том числе принудительно.

При нарушениях в защитной зоне, где находятся питьевые источники, размер штрафа будет другим:

  • граждане внесут 3-5 тыс. р.;
  • должностные лица – 10-15 тыс. р.;
  • предприятия и организации – 300-500 тыс. р.

Масштабы проблемы

Прибрежная защитная полоса водного объекта должна эксплуатироваться в рамках закона.

Ведь одно загрязненное озеро или водохранилище может стать серьезной проблемой области или региона, поскольку все в природе взаимосвязано. Чем крупнее водоем, тем сложнее его экосистема. Если природный баланс нарушен, его уже невозможно восстановить. Начнется вымирание живых организмов, и что-то менять и предпринимать будет уже поздно. Серьезных нарушений среды водных объектов можно избежать при грамотном подходе, при соблюдении закона, при внимательном отношении к природной среде.

И если говорить о масштабах проблемы, то это не вопрос всего человечества, а разумное отношение к природе каждой отдельной личности. Если человек с пониманием будет относится к тем богатствам, что ему даровала планета Земля, то будущие поколения смогут увидеть чистые, прозрачные реки. Зачерпнуть ладошкой воду и… попробовать утолить жажду водой, которой невозможно напиться.

fb.ru

Охранная зона водоемов | consulting66.ru

Ограничения по строительству в водоохранной зоне

Закон защищает водоемы от загрязнения и причинения ущерба, гарантирует сохранность находящихся там животных и растений. Охраняя существующий природный баланс, ВК РФ определяет правила пользования, наказание за нарушение принятых постановлений и регламент использования водоохранной зоны. Во избежание неприятностей, могущих появиться после завершения строительства и при оформлении свидетельства на право собственности, следует предотвратить нарушения закона.

Водоохранная зона реки и ее правовой режим

В 2007 году вступил в силу новый Водный кодекс России.

В нем, по сравнению с предыдущим документом, кардинально изменили режим водоохранной зоны (с правовой точки зрения). А точнее, были сильно уменьшены размеры прибрежных территорий. Чтобы понять, о чем идет речь, приведем пример.

До 2007 года наименьшая ширина водоохранных зон для рек (важна протяженность реки) составляла от пятидесяти до пятисот метров, для водохранилищ и озер – триста, пятьсот метров (в зависимости от площади водоема).

Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г

2. Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Что такое защитная прибрежная полоса?

Водоохранной называют зону, к которой относится территория вокруг любых водных объектов.

Здесь создаются специальные условия для хозяйственной деятельности человека.

В ее пределах находится защитная прибрежная полоса с более строгим режимом охраны, с дополнительными ограничениями природопользования. Целью таких мер является предотвращение загрязнения, засорения водных ресурсов. Кроме того, озеро может заилиться, а река — обмелеть.

Ст 65 прибрежные защитные полосы, Водный кодекс 2019 РФ

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива.

При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Охранная зона водоема?

А я кстати не понял в чем разница между домом и садовым домиком?

Домик то построить можно, вопрос какой.

Я имею ввиду следующее: 1. Стоит ли этот участок на кадастровом учете (судя по тому что предлагаю в аренду -должен стоять на КУ) 2.

земельный участок какой категори и разрешеннного использования (это к вопросу «Якобы есть утвержденный Генплан. ) 3. Ну а далее по ситуации. Олег, вопрос есть ли там кадастр интересен.

Водоохранная зона: строим в соответствии с требованиями законодательства

Законодательными органами страны принят новый вариант Водного кодекса, он вступил в силу с начала 2007 года и внес коррективы, сняв немало запретительных норм и смягчив существовавшие ранее требования.

Теперь стало возможным размещение в водоохранных зонах садовых, огородных и дачных участков, разрешена их приватизация. Водоохранная зона – это площадь, которая прилегает к границам любого водного объекта (береговой линии), где предписан специальный порядок хозяйственной и прочей деятельности, то есть функционируют ограничения на использование данной территории.

На каком расстоянии от водоема можно строить дом?

Следует обратить внимание, что все водные объекты, которые находятся на территории РФ, являются собственностью РФ (ст.

8 ВК РФ). Исключение составляют пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

consulting66.ru

Водоохранная зона — описание, границы и особенности :: SYL.ru

Это словосочетание часто можно увидеть на различных информационных стендах, установленных в черте городских пляжей или вдоль берегов водоемов в сельской местности. Но о том, что такое водоохранная зона, знает далеко не каждый человек.

Из размещенной на городских стендах информации можно почерпнуть лишь данные о размерах этой самой зоны. Как правило, на этих щитках бывает написано: «Водоохранная зона. 20 метров».

Информативность таких стендов для людей, выезжающих на отдых к берегам водоемов, равна нулю. Туристы в принципе не понимают, что же такое водоохранная зона, какие ограничения имеет пребывание на этой природной территории, как в таком месте можно отдыхать, а чего делать ни в коем случае нельзя. Поэтому узнать о том, что же это такое, нужно самостоятельно, и сделать это следует до наступления жарких летних дней.

Каким документом определяются?

Водоохранные защитные зоны к самой воде имеют косвенное отношение. Расшифровка этого определения прописана в Статье 65 Водного кодекса Российской Федерации. Однако юридический язык достаточно сложен для восприятия, и эта статья не является исключением.

Статья довольно объемная и включает в себя многие нюансы, касающиеся не только определения понятия в целом, но и правил для конкретных природных территорий, например для озера Байкал. Кроме этого, отдельные пункты прописывают обустройство водных и территориальных объектов.

Человеку не знакомому с юридической терминологией и особенностями изложения текста сориентироваться в этом законе и «выудить» из его содержания необходимую информацию бывает весьма трудно. Текст наполнен сносками, поправками, датами их принятия и прочими аналогичными дополнениями к основному содержанию.

Что же это такое?

Водоохранная зона – это вся территория, примыкающая к какому-либо водоему в любом его месте. Длина ее по линии, перпендикулярной береговой, колеблется от 50 до 200 метров. Для памятников природы и заповедных территорий, таких как Байкал, размеры устанавливаются в специальном порядке, образно говоря – индивидуально.

Внутри этой территории устанавливается прибрежная полоса водоохранной зоны, имеющая собственные границы. Вне зависимости от того, есть ли информационный щит или его нет, каждый водоем, имеющий постоянное русло или впадину, имеет собственную, защищаемую законом прибрежную зону.

С какой целью созданы эти зоны?

Целью создания, а точнее выделения их из общего ландшафта охраняемых законом территорий является сохранность окружающей среды и микроклимата водного объекта.

То есть наличие таких зон предотвращает:

  • засорение;
  • обмеление;
  • заиление;
  • загрязнение.

Это обеспечивает сохранность водных ресурсов и предотвращает такое явление, как заболачивание местности и истощение речных и озерных источников воды.

Кроме вышеперечисленного, прибрежная водоохранная зона обеспечивает:

  • целостность микроклимата;
  • сохранность природных биологических процессов;
  • поддержание условий жизнедеятельности животных и других обитателей, например пресмыкающихся;
  • предотвращение вымирания отдельных видов растений.

Разумеется, существуют ограничения на виды деятельности и способы отдыха на таких территориях.

Что запрещено?

Вся водоохранная зона, полосы берега и удаленные от него участки — не место для хозяйственной деятельности человека. Хотя многие люди считают, что запрет относится лишь к деятельности предприятий, ферм, фабрик и иных аналогичных объектов, на самом деле предписания закона адресованы всем. То есть они должны исполняться как предприятиями, так и частными лицами.

Запрещено:

  • удобрять почвы сточными водами и осуществлять другие виды их слива;
  • устраивать все типы биологических захоронений, то есть кладбища, скотомогильники, выгребные ямы, закапывание и слив пищевых отходов;
  • размещать на хранение или проводить утилизацию токсичных, взрывоопасных, химических, отравляющих, радиоактивных и иных аналогичных веществ;
  • проводить опыление химикатами с воздуха;
  • строить автозаправки, помещения для использования горюче-смазочных материалов, за исключением территорий портов и других водных объектов;
  • применять в хозяйственной деятельности пестициды и прочие виды активных агротехнических веществ и удобрений;
  • добывать полезные ископаемые, например торф.

Эти предписания нередко нарушаются. Причем нарушителями оказываются вовсе не владельцы ферм или предприятий, а сельские жители, которые попросту не знают о данном законе.

Такие зоны есть только в России?

Впервые еще в СССР ввели и закрепили законодательно такое понятие, как «водоохранная зона». Водного объекта, например порта или пристани, оно не касалось и имело немного другие, чем сейчас, географические границы. После распада СССР в том или ином виде охрана береговых территорий, обеспечивающая экологическую чистоту водоемов, сохранилась во всех бывших республиках.

В Западной Европе, Азии и на Американском континенте такого понятия, как водоохранная территория, не существует.

Как устанавливаются границы этой зоны?

Стартовой точкой для определения расстояния, на котором будет пролегать граница водоохранной зоны, является береговая линия. То есть граница линии воды и суши. Для водоемов с наличием переменных показателей, например морей, за базовую начальную точку для замера берется максимально возможная граница линии прилива.

Для ряда природных заповедных объектов действуют несколько другие правила. Есть также отдельные дополнения, относящиеся к искусственно созданным резервуарам и водохранилищам.

Все данные о территориальных границах этих охраняемых территорий подлежат обязательной фиксации в Государственном кадастре. А кроме этого, все сведения о таких зонах регистрируются еще и в Государственном водном реестре.

Какими могут быть границы для речных зон?

То, насколько широкой будет водоохранная зона объекта, зависит от его характеристик. Для рек и ручьев она определяется протяженностью, а для озер – площадью.

Средние, общепринятые, прописанные законом размеры охраняемых территорий для русел рек и ручьев таковы (в метрах):

Глубина охраняемой законом территории в 50 метров по умолчанию устанавливается для не особо длинных речек или ручьев. Предел протяженности водных русел при таком размере защитной зоны – 10 километров.

Если река протянулась на расстояние от 10 и до 50 километров, то ее природная охраняемая зона будет уже больше. Для таких водоемов глубина защищенной законом экосистемы составляет 100 метров.

Водоохранная зона реки с протяженностью больше, чем 50 километров, углубится в ландшафт еще дальше. Ее граница пройдет в 200 метрах от линии воды.

Какими могут быть границы для зон других водоемов?

При отсутствии каких-либо факторов, требующих индивидуального подхода к определению пролегания границы территории охраняемой зоны, ее протяженность для озер, водохранилищ и морей определяют общие предписания закона.

Водоохранная территория для озер и водохранилищ по умолчанию устанавливается с протяженностью в 50 метров от линии воды.

Если же водохранилище представляет собой резервуар или запасник, созданный на основном водотоке, то протяженность глубины защитной полосы должна быть не менее чем ширина этого водотока. Замер проводится в наиболее широком месте.

Ширина заглубления на сушу охраняемой морской полосы составляет 500 метров по умолчанию.

Как вести себя в этой зоне?

К сожалению, законы, прописывающие понятие «водоохранная зона», не регламентируют поведение отдыхающих на берегах водоемов граждан. Это делает Кодекс об административных нарушениях, в котором указывается, что:

  • нельзя оставлять мусор — пластик, стекло, жесть, предметы гигиены и прочее;
  • не следует бросать тлеющий костер;
  • не нужно разбрасывать пищевые отходы «для подкормки» диких животных.

Кроме основных постулатов, определяющих поведение на природе, в водоохранной зоне следует проявить сознательность и внимательно прочитать общие запреты. Большую часть из них вполне можно интерпретировать и для частного отдыха в выходные дни.

Чего не нужно делать в этой зоне?

Исходя из общих для всех, перечисленных в законе запретов, можно предположить, что рядом с линией воды и на берегу в пределах границ водоохранной территории не следует поступать следующим образом:

  • парковать автомобиль, мопед, скутер или мотоцикл в черте зоны и тем более мыть транспортное средство;
  • закапывать и выливать пищевые отходы;
  • справлять нужду;
  • хоронить домашних питомцев;
  • оставлять мусор, в том числе и части транзисторов, навигаторов или других устройств, пришедших в негодность;
  • пользоваться бытовой химией и средствами гигиены, то есть мылом, чистящими и стиральными порошками, шампунями.

Для того чтобы вымыть руки, вполне можно отойти на безопасное для экосистемы реки расстояние. Если же нет такой возможности, то можно ограничиться влажными салфетками, которые вместе с остальным мусором нужно будет увезти с собой.

Бытовая химия, как и различные технические жидкости, вылитые на берегу, нарушают природный баланс экосистемы и отравляют воду, а значит, и ее обитателей.

Каждый, кто хотя бы раз выезжал за город, сталкивался с такой проблемой, как поиск чистого места на берегу небольшого озера или речки. Не секрет, что наши отдыхающие граждане оставляют после себя горы мусора – от сломанных смартфонов до гигиенических принадлежностей. Этого, разумеется, делать не нужно. Но и закапывать пластиковые бутылки, жестяные банки или другие виды отходов на побережьях тоже нельзя. Мусор надо увезти с собой и выбросить в ближайшем оборудованном для его сбора месте.

Можно ли кормить птиц и животных?

Этот вопрос интересен многим людям, которые ответственно относятся к собственному пребыванию на природе.

В водоемах обитают нерпы, по поверхности плавают утки с выводком птенцов, по деревцу скачет пушистая белка – такая идиллистическая картина не является редкостью в пригородах даже крупных городов. Конечно же, возникает желание угостить всю эту живность вкусной сдобной булочкой, мясом, консервированными шпротами или еще чем-нибудь.

Однако нужно вспомнить о том, что при въездах во многие заповедные зоны висят знаки, запрещающие кормление животных. Это не случайно и продиктовано вовсе не тем, что чиновникам жаль хлеба для уточек или арахиса для белочек.

Кормление диких птиц и животных приводит к катастрофе в местной, отдельно взятой экосистеме. Конечно же, если уток один единственный человек раз за лето накормит вкусным батоном, то ничего страшного не произойдет. Но если место является популярным для отдыха, и каждый приезжающий турист станет подкармливать местных обитателей, то это неминуемо приведет к тому, что птицы и животные перестанут питаться тем, чем им положено природой. В итоге увеличится количество насекомых, мелких рыб или же чего-то еще. Таким образом, баланс в экосистеме будет нарушен.

Негативные последствия этих действий могут быть необратимыми. Может произойти все, что угодно – от заболачивания водоема до массовой гибели деревьев по вине личинок различных паразитов.

www.syl.ru

Какие ограничения по строительству в водоохранной зоне водного объекта

Содержание статьи:

Использование водоохранной зоны регулируется законодательством, частное строительство разрешено осуществлять с соблюдением установленных норм. Собственник земельного участка, расположенного возле различных водоемов, имеет право на застройку, соблюдая ограничения по строительству.

Водоохранная зона водного объекта имеет особый правовой статус, во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется первоначально ознакомиться с действующим регламентом.

Понятие водоохранной зоны

Действующий Водный кодекс РФ определяет понятие охраняемой территории. В ст. 65 указано, что это прилегающая к берегу водоема земля может быть использована для хозяйственных, строительных и культурных целей исключительно с соблюдением особых условий.

Закон защищает водоемы от загрязнения и причинения ущерба, гарантирует сохранность находящихся там животных и растений. Охраняя существующий природный баланс, ВК РФ определяет правила пользования, наказание за нарушение принятых постановлений и регламент использования водоохранной зоны.

Запрет на строительство

Во избежание неприятностей, могущих появиться после завершения строительства и при оформлении свидетельства на право собственности, следует предотвратить нарушения закона. Получая разрешение на застройку или оформляя домовладение придется столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Оптимальным вариантом является предварительное согласование и получение разрешения, чем уплата значительных штрафов за доказанные нарушения.

Наиболее серьезным является вариант, когда застройщик получает предписание на снос возведенного здания, отменить которое бывает крайне сложно. По закону, запрет на строительство в прибрежной зоне относится к 20 м от кромки воды. Ближе расположенный дом или хозяйственные постройки могут быть снесены по судебному постановлению.

Непозволительно устанавливать заборы и прочие ограждения, препятствующие доступу третьих лиц к водоему. Огородив часть береговой зоны и создав дополнительные неудобства для граждан, владелец участка будет вынужден снести его и заплатить штраф.

Не стоит забывать, что ликвидационные работы оплачивает нарушитель, средства с виновного взыскиваются по исполнительному производству.

Ограничения по строительству в водоохранной зоне

Защита водоохранной зоны производится согласно установленным нормативам. Утвержденная береговая линия является отправной точкой для всех измерений, касающихся разрешения на застройку. Использование береговой полосы имеет ограничение по осуществлению различных видов деятельности и зависит от удаленности от истока водоема.

Например, ширина полосы, на которой не позволено строиться, составляет для рек:

  • если от истока менее 10 км, то 50 м следует отступить от кромки воды;
  • если 10-50 км, то строительство нельзя осуществлять ближе 100 м;
  • если более 50 км, то требуется отступить 200 м.

Расчет отступа от воды в случае озер и иных замкнутых водных хранилищ осуществляется в зависимости от периметра береговой линии и площади поверхности объекта. Например, если озеро по размеру составляет менее полукилометра, то водоохранная зона расположена на 50 м. Такой регламент касается искусственных и природных водных ресурсов. Для морского берега удаленность для застройки существенно выше и установлена в 500 м.

Если река имеет незначительную протяженность, менее 10 км, то водоохранная зона совпадает с берегом. Исключение сделано для осуществления деятельности непосредственно возле истока ручья или небольшой реки. Отступить от берега придется на 50 м, иначе будет нарушен запрет на строительство вблизи водного объекта.

К прочим ограничениям использования в хозяйственной деятельности и проживании возле водоохранной зоны относится следующее:

  • недопустимость использования сточных вод для мелиорации и иных сельскохозяйственных потребностей. Поскольку земельный участок расположен в непосредственной близи от водоема, то после полива и орошения сточные воды попадают в водоем;
  • в зоне недопустимо образование захоронений животных, кладбищ или хранения промышленных отходов, особенно повышенной токсичности;
  • запашка участков не разрешается. Береговая линия не должна подвергаться воздействию тяжелой техники, образованию земляных завалов и иных действий, приводящих к размыву грунтов;
  • в защитной зоне нельзя пасти скот и устраивать летние загоны;
  • передвижение всех видов транспорта, образование стихийной или плановой стоянки запрещена.

При всех существующих ограничениях, строительство с соблюдением установленных правил разрешается по закону. При этом потребуется оформление дополнительных разрешений и введение в проектную документацию оборудования и устройств для защиты близлежащего водного объекта.

Нужна помощь юриста?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!

alljus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *