Парламентская конституционная монархия это – , () — .

Содержание

Конституционные монархии

Поиск Лекций

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются такие направления, как контрасигнатура и цивильный лист.

Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах. Цивильный лист — сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. При дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность — перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918).

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом.

Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента. К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Бахрейн (также относят и к абсолютной монархии), Иорданию, Кувейт (также относят и к абсолютной монархии), Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Объединённые Арабские Эмираты (также относят и к абсолютной монархии), Таиланде, Непале, Малайзии.

Парламентарная монархия

Парламентарная монархия это более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как например, в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции, даже формально, не имеет сколько-нибудь значительных полномочий.

Парламентская монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентской монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут), либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Благодаря этому парламентская монархия может сочетаться с парламентской демократией. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром. Другой разновидностью конституционной монархии является дуалистическая монархия, где, в отличие от парламентской монархии, монарх имеет обширные властные полномочия и фактически является главой исполнительной власти.

 

Тирания

По Аристотелю: искажение монархии есть тирания.

Тирания власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: «Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники».

Тирании — часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый — период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй — эпоха итальянского Возрождения.

Рассмотрим пример тирании в истории нашего отечества. В истории Руси было всего два тирана.

Первый русский тиран — Иван IV6. Законность его прихода к власти можно было бы поставить под сомнение в силу обстоятельств его рождения, но другого претендента на престол не было и формально, он пришел к власти вполне законным путем, как наследник. Тиранический опыт его правления начинается с опричнины. Провокацией он развязал Левонскую войну (классическая методика тирана) — отряд Алексея Басманова явочным порядком захватил Нарву. В результате война началась, причем в крайне невыгодной для нас ситуации — с сильным риском вызвать создание коалиции нескольких сильных держав, что и произошло впоследствии, когда в войну вслед за Польшей вступила Швеция.

Вторым тираном на Руси был Петр I. А. Толстой в романе Петр Первый обращает самое серьезное внимание на формирование характера Петра, и возникновение его жестокости объясняет объективными причинами. Его постоянным учителем была сама жизнь. Именно она вызвала его на противодействие старому режиму, старому укладу русской жизни. Петру во всем виделось запустение воровство, отсталость и это вызывало у него страшный гнев. По существу вся Петровская эпоха пронизана героической борьбой русского народа за свое национальное существование, за свою независимость.

Наличие тиранов в нашей истории неоднократно использовали в политических спекуляциях, заявляя, что русские — вечные рабы и очень любят тиранов. На самом же деле ни один народ в своей истории тиранов не избежал. Так Англия еще в Средние века, создавшая демократию, не только муниципальную, но и парламентарную, получила своего тирана чуть раньше нас. Это был Генри VIII типичный тиран эпохи Возрождения. Кстати в Англии при нем даже действовал Парламент и послушнее любого Верховного совета единодушно голосовал за все предложения тирана.

Успех тирании основывается на том, что тиран превосходит допустимый в данном обществе, в данную эпоху уровень жестокости. Сказав, что тиран жесток, мы не скажем ничего, потому что жестокость — понятие в определенной степени историческое. Начав сажать на кол, Иван IV резко перешагнул через представления общества о возможном уровне жестокости, и общество оцепенело от ужаса. В настоящее время термин «тирания» в обиходе потерял свой первоначальный смысл. Его применяют главным образом в переносном смысле оценочно, как характеристику жестокого правителя или правительства.

Рассмотрев основные формы правления, отметим абсолютную монархию. Это наиболее приемлемая и справедливая форма правления её не следует путать с тиранией, так как все абсолютные монархии принимали принцип неприкосновенности частной собственности. Никто из абсолютных монархов не решился на массовые конфискации, на что запросто решались тираны. Во-вторых, абсолютные монархи старались не разрушать традиции. Соблюдение собственной культуры – достоинство, сохраняемое абсолютной монархией.

 

————

6 Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- 3-е издание Переработанное и дополненное. — М.: Юристъ 2012. — С. 89


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Конституционная парламентская монархия Википедия

Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах государства либо в прецедентных решениях, вынесенных его верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически.

     Конституционные монархии, в которых исполнительную власть выполняет премьер-министр.
     Конституционные монархии, в которых исполнительную власть выполняет монарх.

Классификация

Конституционные монархии делятся на два вида: дуалистические и парламентарные. И в тех, и в других, монарх делит власть с парламентом, но в то время как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Дуалистическая монархия

В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать бюджет[прим. 1].

Парламентарная монархия

В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним (см. Парламентаризм). Несмотря на то, что назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа у монарха осталось очень мало реальной власти, и он играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Вместе с тем, было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Юридически за монархом часто сохраняют функции, важные в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней политики: окончательное утверждение законов, назначение и смещение чиновников, объявление войны, заключение мира, — однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; он представляет своё государство, является его символом.

Примеры в мире

Примеры дуалистической монархии: Кувейт, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Иордания, Марокко.

Парламентарные монархии: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Андорра, Япония, Камбоджа, Таиланд, Бутан, Лесото, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Тонга, Соломоновы Острова, Гренада, Ямайка, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Конституционная монархия • ru.knowledgr.com

Конституционная монархия, также известная как ограниченная монархия, парламентская монархия или коронованная республика, является формой монархии, где управляющие полномочия монарха ограничены условиями конституции.

Конституционная монархия может относиться к системе, в которой монарх действует как беспартийный политический глава государства в соответствии с конституцией, или письменный или ненаписанный. В то время как монарх может поддержать формальные запасные полномочия, и правительство может официально иметь место на имя монарха, они не устанавливают государственную политику или выбирают политических лидеров. Политолог Вернон Богдэнор, перефразируя Томаса Маколея, определил конституционного монарха как «суверена, который правит, но не управляет». В дополнение к действию как видимый символ национального единства конституционный монарх может поддержать формальные полномочия, такие как распадающийся парламент или предоставление Королевской санкции на законодательство. Однако осуществление таких полномочий обычно — формальность, а не возможность для суверена предписать личное политическое предпочтение. В английской конституции британский политический теоретик Уолтер Бэджехот определил три главных политических права, которые мог свободно осуществить конституционный монарх: право, с которым будут консультироваться, право советовать, и право предупредить. Некоторые конституционные монархи, однако, сохраняют значительную власть и влияют и играют важную политическую роль.

Соединенное Королевство и пятнадцать из его бывших колоний — конституционные монархии с Вестминстерской системой правительства. Три государства – Малайзия, Камбоджа и Святой престол – используют истинные избирательные монархии, где правитель периодически отбирается малочисленной, аристократической коллегией выборщиков.

Страной к переходу от абсолюта до конституционной монархии был Бутан, в 2007-08.

Конституционная и абсолютная монархия

В Англии Славная революция 1688 привела к конституционной монархии, ограниченной законами, такими как билль о правах 1689 и закон Урегулирования 1701, хотя пределы на власти монарха (‘ограниченная монархия’) значительно старше, чем это (см. Великую хартию вольностей). В то же время, в Шотландии, Соглашение Состояний предписало Требование Правильного закона 1689, который установил подобные границы шотландской монархии. Со вступлением Hanoverian в Великобритании вперед, монархи видели, что их полномочия прошли далее их министрам, и нейтралитет Руаяля в политике стал цементируемым со всего начала господства Королевы Виктории (хотя у нее были свои любимые), и расширения к привилегии. Сегодня, роль в соответствии с соглашением, эффективно церемониальным. Вместо этого британский Парламент и правительство — в основном в офисе премьер-министра — осуществляют их полномочия при ‘Руаяле (или Корона) Прерогатива’: от имени монарха и через полномочия все еще формально находится в собственности Монархом. Никакой человек не может принять значительное государственное учреждение, не давая клятву преданности Королеве.

Конституционная монархия произошла сначала в континентальной Европе, кратко в первые годы Французской революции, но намного более широко впоследствии. Наполеона Бонапарта считают первым монархом, объявляющим себя как воплощение страны, а не как божественно назначенный правитель; эта интерпретация монархии релевантна континентальным конституционным монархиям. Г.В.Ф. Гегель, в его Элементах Философии Права (1820), дал ему философское оправдание, которое согласилось с развитием современной политической теории и протестантского христианского представления о естественном праве. Прогноз Гегеля конституционного монарха с очень ограниченными полномочиями, функция которых должна воплотить национальный характер и обеспечить конституционную непрерывность во времена чрезвычайной ситуации, был отражен в развитии конституционных монархий в Европе и Японии. Его прогноз формы правления, подходящей для современного мира, может быть замечен как пророческий: в основном церемониальные офисы президента в некоторых современных парламентских республиках в Европе и например, Израиль могут быть восприняты как избранные или назначенные версии конституционного монарха Гегеля; российские и французские президенты, с их более сильными полномочиями, могут также быть расценены в гегельянских терминах с должности владения полномочиями, подходящими для воплощения национального желания.

Исполнительная монархия против церемониальной монархии

Там существуйте по крайней мере два различных типов конституционных монархий в современном мире — исполнительный и церемониальный. В исполнительных монархиях монарх владеет значительный (хотя не абсолютный) власть. Монархия под этой системой правительства — сильное политическое (и социальный) учреждение. В отличие от этого, в церемониальных монархиях, монарх поддерживает мало фактической мощности или прямого политического влияния.

Исполнительные монархии: Бутан, Бахрейн, Камбоджа, Иордания, Кувейт, Лихтенштейн, Малайзия, Монако, Марокко, Тонга, Таиланд, Свазиленд и Объединенные Арабские Эмираты.

Церемониальные монархии: Андорра, Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамы, Барбадос, Бельгия, Белиз, Канада, Дания, Гренада, Ямайка, Япония, Лесото, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Папуа — Новая Гвинея, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы Острова, Испания, Швеция, Тувалу и Соединенное Королевство.

Церемониальная и исполнительная монархия, не должен быть перепутан с демократическими и недемократическими монархическими системами. Например, в Лихтенштейне и Монако, правящие монархи владеют значительной исполнительной властью. Однако они не абсолютные монархи, и эти страны обычно считают как демократические государства.

Современная конституционная монархия

Как первоначально задумано, конституционный монарх был главой исполнительной власти и настоящей значительной фигурой, даже при том, что его или ее власть была ограничена конституцией и избранным парламентом. Некоторые станки для заделки крепи американской конституции, возможно, предусмотрели президента как избранного конституционного монарха, поскольку термин был тогда понят, после счета Монтескье разделения полномочий.

Современное понятие конституционной монархии развилось в Соединенном Королевстве, где демократически избранные парламенты, и их лидер, премьер-министр, осуществляют власть с монархами, уступавшими власть и остающимися как номинальное положение. Во многих случаях монархам, в то время как все еще в самом верху политической и социальной иерархии, дали статус «слуг людей», чтобы отразить новое, эгалитарное положение. В ходе Монархии в июле Франции Луи-Филипп I был разработан «Король французского», а не «Короля Франции».

После Объединения Германии Отто фон Бисмарк отклонил британскую модель. В конституционной монархии, установленной в соответствии с конституцией немецкой Империи, которую вдохновил Бисмарк, Кайзер сохранил значительную фактическую исполнительную власть, в то время как Имперский канцлер не нуждался ни в каком парламентском вотуме доверия и управлял исключительно имперским мандатом. Однако, эта модель конституционной монархии была дискредитирована и отменила поражение следующей Германии во время Первой мировой войны. Позже, Фашист, которым Италию можно было также рассмотреть как «конституционную монархию» вида, в котором был король как формальный руководитель государства, в то время как фактическая мощность проводилась Бенито Муссолини в соответствии с конституцией. Это в конечном счете дискредитировало итальянскую монархию и привело к ее отмене в 1946. После Второй мировой войны, переживая европейские монархии почти неизменно принял некоторый вариант модели конституционной монархии, первоначально развитой в Великобритании.

В наше время парламентарная демократия, которая является конституционной монархией, как полагают, отличается от той, которая является республикой только подробно, а не по сути. В обоих случаях формальный руководитель государства — монарх или президент — служат традиционной роли воплощения и представления страны, в то время как правительство продолжено кабинетом, составленным преобладающе из избранных Членов парламента.

Однако три важных фактора отличают монархии, такие как Соединенное Королевство от систем, где большая власть могла бы иначе лежать на Парламенте. Это: Королевская Прерогатива, под которой монарх может осуществить власть при определенных очень ограниченных обстоятельствах; верховная Неприкосновенность, под которой монарх может не нести ответственности в соответствии с законом, потому что ответственное правительство вместо этого считают ответственным; и монарх может не подвергнуться тому же самому налогообложению или имущественным ограничениям использования как большинство граждан. Другие привилегии могут быть номинальными или церемониальными, например, где руководитель, судебная власть, полиция или действие вооруженных сил на власти и/или должны преданность Короне.

Сегодня немного больше чем четверть конституционных монархий — западноевропейские страны, включая Соединенное Королевство, Нидерланды, Бельгию, Норвегию, Данию, Испанию, Люксембург, Монако, Лихтенштейн и Швецию. Однако две самых густонаселенных конституционных монархии в мире находятся в Азии: Япония и Таиланд. В этих странах премьер-министр поддерживает ежедневные полномочия управления, в то время как Король или Королева (или другой монарх, такой как Великий герцог, в случае Люксембурга, или принц в случае Монако и Лихтенштейна) сохраняют остаток (но не всегда незначительные) полномочия. Полномочия монарха отличаются между странами. В Дании и в Бельгии, например, Монарх формально назначает представителя, чтобы осуществлять контроль над созданием коалиционного правительства после парламентских выборов, в то время как в Норвегии специальные совещания стульев Короля кабинета.

В почти всех случаях монарх — все еще номинальный руководитель, но связан учредительным собранием действовать на совет Кабинета. Только несколько монархий (прежде всего Япония и Швеция) исправили свои конституции так, чтобы монарх больше не был даже номинальным руководителем.

При Королеве Елизавете II есть шестнадцать конституционных монархий, которые известны как сферы Содружества. В отличие от некоторых их континентальных европейских коллег, Монарх и ее Генерал-губернаторы в сферах Содружества поддерживают значительные полномочия «запаса» или «прерогативы», чтобы владеться во времена чрезвычайной аварийной обстановки или конституционных кризисов, обычно поддерживать парламентское правительство. Случай Генерал-губернатора, осуществляющего такую власть, произошел во время австралийца 1975 года конституционный кризис, когда австралийский премьер-министр, Гоу Витлэм, был уволен Генерал-губернатором. Австралийский Сенат угрожал блокировать принятие бюджета правительства, отказываясь принимать необходимые законопроекты об ассигнованиях. 11 ноября 1975 Витлэм намеревался назначить выборы полу-Сената в попытке найти выход из тупика. Когда он искал одобрение Генерал-губернатора выборов, Генерал-губернатор вместо этого уволил его как премьер-министра, и вскоре после того установил лидера оппозиции Малкольма Фрейзера в его месте. Действие быстро перед всеми парламентариями узнало смену правительства, Фрейзер и его союзники обеспечили принятие законопроектов об ассигнованиях, и Генерал-губернатор распустил Парламент для двойных выборов роспуска. Фрейзер и его правительство были возвращены со значительным большинством. Это привело к большому предположению среди сторонников Витлэма относительно того, было ли это использование запасных полномочий Генерал-губернатора соответствующим, и должна ли Австралия стать республикой. Среди сторонников конституционной монархии, однако, опыт подтвердил ценность монархии как источник сдержек и противовесов против избранных политиков, которые могли бы искать полномочия сверх присужденных конституцией, и в конечном счете как гарантия против диктатуры.

В конституционной монархии Таиланда монарх признан Главой государства, Главой Вооруженных сил, Сторонником буддистской Религии и Защитником Веры. Нынешний король, Пхумипон Адульядет, является самым длинным правящим нынешним монархом в мире и во всей истории Таиланда. Пхумипон правил через несколько политических изменений в тайском правительстве. Он играл влиятельную роль в каждом инциденте, часто действуя как посредник между обсуждением политических противников. (См. роль Бхумибола в тайской Политике.) Среди полномочий, сохраненных монархом в соответствии с конституцией, lèse, majesté защищает изображение монарха и позволяет ему играть роль в политике. Это несет строгие уголовные наказания для нарушителей. Обычно тайцы почтительны из Пхумипона. Большая часть его социального влияния является результатом этого почтения и от социально-экономических усилий по улучшению, предпринятых королевской семьей.

И в Соединенном Королевстве и в в другом месте, частые дебаты сосредотачиваются на том, когда для монарха уместно использовать его или ее политические власти. Когда монарх совершает поступок, политическое противоречие может часто следовать, частично потому что нейтралитет короны, как замечается, поставился под угрозу в пользу пристрастной цели, в то время как некоторые политологи защищают идею «интервентского монарха» как проверка против возможной незаконной деятельности политиками. В настоящее время есть 44 монархии, и большинство из них — конституционные монархии.

File:Government конституционная монархия svg|

File:Form правительства парламентский png|

Список текущих правящих монархий

Бывшие конституционные монархии

  • Англо-корсиканское Королевство было кратким периодом в истории Корсики (1794–1796), когда остров порвал с Революционером Франция и искал военную защиту от Великобритании. Корсика стала независимым королевством при Георге III Соединенного Королевства, но с его собственным избранным парламентом и письменной конституцией, гарантирующей местную автономию и демократические права.
  • Бразилия с 1815 (Соединенное Королевство Португалии, Бразилии и Algarves) до 1822, с провозглашением независимости и повышением империи Бразилия Педро I Бразилии. Империя закончилась в 1889, когда Педро II был свергнут военным переворотом.
  • Королевство Болгария до 1946, когда царь Симеон был свергнут коммунистическим собранием.
  • Много республик Содружества были конституционными монархиями в течение некоторого периода после их независимости.
  • Великое Княжество Финляндии было конституционной монархией, хотя ее правитель, Александр I, был одновременно диктатором и абсолютным правителем в России.
  • Франция, несколько раз в течение 19-го века. Наполеон Бонапарт объявил себя Императором французов в том, что было якобы конституционной монархией, хотя современные историки часто выдумывают его господство как абсолютную монархию. Восстановление Бурбона (при Людовике XVIII и Карле X), июльская Монархия (при Луи-Филиппе), и Вторая Империя (при Наполеоне III) было также конституционными монархиями, хотя власть монарха, различного значительно между ними.
  • Немецкая Империя с 1871 до 1918, (а также более ранние конфедерации и монархии это состояло из) была также конституционной монархией — см. конституцию немецкой Империи.
  • Греция до 1973, когда Константин II был свергнут военным правительством. Решение было формализовано плебисцитом 8 декабря 1974.
  • Гавайи, которые были абсолютной монархией от ее основания в 1810, перешедший к конституционной монархии в 1840, когда король Камехэмеха III провозгласил первую конституцию королевства. Эта конституционная форма правления продолжалась, пока монархия не была свергнута в 1893.
  • Королевство Венгрия. В 1848–1849 и 1867–1918 как часть Австро-Венгрии. В период между войнами (1920–1944) Венгрия осталась конституционной монархией без правящего монарха.
  • Исландия. Закон Союза, соглашение 1 декабря 1918 с Данией, установил Исландию как верховное королевство, объединенное с Данией при общем короле. Исландия отменила монархию и стала республикой 17 июня 1944 после исландского конституционного референдума 24 мая 1944.
  • Иран при Мохаммаде Резе Шахе Пэхлэви был конституционной монархией, которая была первоначально установлена во время персидской Конституционной Революции в 1906.
  • Италия до 2 июня 1946, когда референдум объявил конец Королевства и начало республики.
  • Корейская Империя, объявленная в октябре 1897 к Аннексии Кореи Японией 20 августа 1910. Это следовало за Династией Joseon.
  • Королевство Лаос было конституционной монархией до 1975, когда Sisavang Vatthana был вынужден отказаться коммунистом от Патхэт Лао.
  • Мексикой была дважды Империя. Первая мексиканская Империя была с 21 июля 1822, до 19 марта 1823, с Агустином де Итурбиде, служащим императором. Затем с помощью австрийских и испанских корон Наполеон III Франции установил Максимилиана Габсбурга как Император Мексики. С 1864 до 1867 эта попытка создать монархию европейского стиля продлилась три года.
  • Черногория до 1918, когда это слилось с Сербией и другими областями, чтобы сформировать Югославию.
  • Королевство Майсур
  • Непал до 28 мая 2008, когда король Гьянендра был свергнут, и федеральная демократическая республика Непала, был объявлен.
  • Османская империя с 1876 до 1878 и снова с 1908 до роспуска империи в 1922.
  • Польско-литовское Содружество, сформированное после Союза Люблина в 1569 и длящийся до заключительного разделения государства в 1795, работало во многом как много современных европейских конституционных монархий (в который это было официально изменено учреждением конституции от 3 мая 1791, которую историк Норман Дэвис называет «первой конституцией ее вида в Европе»). Законодатели объединенного государства действительно не рассматривали его как монархию вообще, но как республику под президентством Короля. Польша-Литва также следовала за принципом «Короля regnat и не gubernat», имел двухпалатный парламент и коллекцию раскопанных юридических документов, составляющих конституцию вроде современного Соединенного Королевства. Король был избран и имел обязанность поддержания прав людей.
  • Португалия с 1139 до 1910, когда Мануэль II был свергнут военным переворотом.
  • Королевство Румыния до 1947, когда Майкл я был вынужден отказаться под прицелом коммунистами.
  • Королевство Сербия до 1918, когда это слилось с государством словенцев, хорватов и сербов в унитарное югославское Королевство, которое было во главе с сербской династией Карагеоргиевича.
  • Западноафриканскую империю Сонгай считали сильной конституционной монархией перед аннексией Марокко и позже Франция, когда это стало колонией и в настоящее время, светская республика Суфист.
  • Югославия до 1945, когда Петр II был свергнут коммунистическим правительством.

Квазиконституционные монархии

См. также

  • Австралийская монархистская лига
  • Критика монархии
  • Номинальный глава

Примечания

Сноски

  • Гегель, G. W. F., Элементы Философии Права (Аллен В. Вуд, редактор, Х.Б. Нисбет, сделка) издательство Кембриджского университета, 1991. ISBN 0-521-34438-7 (первоначально изданный как Георг Фридрих Вильгельм Гегель, Philosophie des Rechts, 1820).
  • Локк, Джон, Два Трактата правительства и Письма Относительно Терпимости. (Иэн Шапиро, редактор, с эссе Джона Данна, Рут В. Грант и Иэна Шапиро.) Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2003 (Два Трактата первый паб. 1690). ISBN 0-300-10017-5.

ru.knowledgr.com

Конституционная монархия Википедия

Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах государства либо в прецедентных решениях, вынесенных его верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически.

     Конституционные монархии, в которых исполнительную власть выполняет премьер-министр.
     Конституционные монархии, в которых исполнительную власть выполняет монарх.

Классификация

Конституционные монархии делятся на два вида: дуалистические и парламентарные. И в тех, и в других, монарх делит власть с парламентом, но в то время как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Дуалистическая монархия

В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать бюджет[прим. 1].

Парламентарная монархия

В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним (см. Парламентаризм). Несмотря на то, что назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа у монарха осталось очень мало реальной власти, и он играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Вместе с тем, было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Юридически за монархом часто сохраняют функции, важные в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней политики: окончательное утверждение законов, назначение и смещение чиновников, объявление войны, заключение мира, — однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; он представляет своё государство, является его символом.

Примеры в мире

Примеры дуалистической монархии: Кувейт, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Иордания, Марокко.

Парламентарные монархии: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Андорра, Япония, Камбоджа, Таиланд, Бутан, Лесото, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Тонга, Соломоновы Острова, Гренада, Ямайка, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Конституционная монархия – это форма правления

В современном мире существуют две основные формы правления: монархия и республика. Различают два вида монархии: абсолютная и конституционная. В первой власть полностью принадлежит царствующей особе или (в случае теократической абсолютной монархии) духовному лидеру. Во втором виде все немного иначе. Конституционная монархия — это такая форма правления, при которой конституция ограничивает власть монарха. В странах с подобной формой правления исполнительная власть принадлежит правительству, т. е. кабинету министров, а законодательная – парламенту, который в разных странах называется по-особенному.

Виды конституционной монархии

Конституционная монархия — это форма правления, которая может быть как дуалистической (представительной), так и парламентарной. В обоих случаях монарху приходится делить свою власть с законодательным органом страны, т. е. с парламентом. Однако если в первом случае исполнительная власть принадлежит королю (императору, султану, царю, князю или герцогу и т. д.), то во втором монарх лишен и этой привилегии: исполнительная власть принадлежит правительству, которое, в свою очередь, подотчетно парламенту. Кстати, власть монарха ограничивается юридически: существует постановление, согласно которому никакие повеления царствующей особы не могут иметь силы, пока они не будут контрассигнованы тем или иным министром.

Власть монарха в странах с конституционно-монархической формой правления

В дуалистической монархии министры назначаются (смещаются) монархом. Они несут ответственность только перед ним. В парламентарной назначение чиновников тоже выполняется царствующей особой, однако члены правительства подотчетны не ей, а парламенту. Отсюда следует, что в государствах, где формой правления является парламентарная монархия, царствующие особы практически не владеют реальной властью. Любое свое решение, вплоть до личных дел, например, относительно заключения брака или, наоборот, развода, монарх должен согласовать с законодательным органом. Что же касается юридической стороны, то окончательное подписание законов, назначение и увольнение государственных чиновников и членов правительства, объявление-прекращение войн и др. — все требует его подписи и печати. Однако он без согласия парламента не вправе поступать так, как считает правильным. Следовательно, конституционная монархия — это такой вид государства, в котором монарх не является фактическим правителем. Он просто символ своего государства. Тем не менее сильный духом монарх вполне может диктовать свою волю как парламенту, так и правительству. Ведь он уполномочен назначать министров и других чиновников, а также способен повлиять на внешнюю политику страны.

Конституционные монархии Европы

В европейских странах раньше других произошел переход от абсолютной монархии к конституционной. Так, например, в Великобритании это случилось еще в 17-м веке. На сегодняшний день в одиннадцати государствах Старого Света (Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Великобритании и т. д.) формой правления является конституционная монархия. Это свидетельствует о том, что народы этих государств не пожелали радикально менять государственный строй в своих странах, полностью свергать королевскую власть, однако, подчиняясь новым реалиям, совершили мирный переход от одной формы правления к другой.

Монархии конституционные: список

1. Великобритания.
2. Бельгия.
3. Дания.
4. Нидерланды.
5. Невис.
6. Ямайка.
7. Новая Гвинея.
8. Норвегия.
9. Швеция.
10. Испания.
11. Лихтенштейн.
12. Люксембург.
13. Монако.
14. Андорра.
15. Япония.
16. Камбоджа.
17. Лесото.
18. Новая Зеландия.
19. Малайзия.
20. Таиланд.
21. Гренада.
22. Бутан.
23. Канада.
24. Австралия.
25. Сент-Китс. 
26. Тонга.
27. Соломоновы острова.
28. Сент-Винсент.

fb.ru

Ответы@Mail.Ru: что такое конституционная монархия?

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству. ru.wikipedia.org/wiki/Парламентская_монархия

Конституционная Монархия — форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. Конституционная Монархия принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. Конституционная Монархия — разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом) . Обычно это определяется конституцией, которую монарх не вправе изменить. Как правило, К. м. предполагает наличие т. ж. и независимой судебной системы. К. м. впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. Примером таких монархий являются многие государства Европы и Азии: Великобритания, Дания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др. В современном мире К. м. существует в двух своих формах: парламентарной М. и дуалистической М. Последняя как форма государственного правления практически изживает себя. См. т. ж. МОНАРХИЯ.

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

touch.otvet.mail.ru

Конституционная парламентская монархия Вики

Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах государства либо в прецедентных решениях, вынесенных его верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически.

     Конституционные монархии, в которых исполнительную власть выполняет премьер-министр.
     Конституционные монархии, в которых исполнительную власть выполняет монарх.

Классификация[ | код]

Конституционные монархии делятся на два вида: дуалистические и парламентарные. И в тех, и в других, монарх делит власть с парламентом, но в то время как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Дуалистическая монархия[ | код]

В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать бюджет[прим. 1].

Парламентарная монархия[ | код]

В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним (см. Парламентаризм). Несмотря на то, что назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа у монарха осталось очень мало реальной власти, и он играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Вместе с тем, было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Юридически за монархом часто сохраняют функции, важные в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней политики: окончательное утверждение законов, назначение и смещение чиновников, объявление войны, заключение мира, — однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; он представляет своё государство, является его символом.

Примеры в мире[ | код]

Примеры дуалистической монархии: Кувейт, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Иордания, Марокко.

Парламентарные монархии: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Андорра, Япония, Камбоджа, Таиланд, Бутан, Лесото, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Тонга, Соломоновы Острова, Гренада, Ямайка, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия.

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *