перевод земель в разные категории
Такой сложный объект отношений, как земля перевод её в другую категорию, имеют важное значение для всего государства. Это сложная процедура как для землепользователей, так и для органов власти. Перевод земель, его порядок чётко урегулированы федеральным законодательством, так как определение целевого назначения должно быть правильно документировано, оно находит своё отражение в государственных актах, в договорах, в Росреестре недвижимости.
Категории земель, подлежащие переводу
Все земли России принято разграничивать по режиму их использования. Этот режим, в свою очередь, зависит от целевого назначения ресурса. Перечень земель определён в государственном классификаторе с присвоением кода каждой из категорий.
- Земли для ведения сельского хозяйства. Они включают 18 подкатегорий, каждая из которых отведена под отдельный вид сельскохозяйственной деятельности (допустим, территории для пчеловодства, скотоводства, овощеводства, выращивания отдельных культур). Земли, отведённые под сельское хозяйство, находятся за пределами населённых пунктов, включая территории под подсобными помещениями, местами для хранения кормов и переработки продукции.
- Земли населённых пунктов, отведённые для их застройки и развития. Они включают здания разного вида и этажности, построенные для заселения и ежедневного обслуживания граждан.
- Категория промышленных земель, на которых размещены социальные, бытовые, религиозные, культурные и иные объекты. Этот вид является самым обширным, так как в него входят земли для предпринимательства, транспортного сообщения, добычи ценных ресурсов, размещения складов и баз, для обеспечения охраны государства.
- Земли, подлежащие особой охране в силу нахождения на них исторических, культурных, ценных объектов.
- Лесной фонд, на землях которого занимаются выращиванием дерева, его заготовкой, а также территории, отведённые для будущей посадки.
- Водный фонд, включающий водные поверхности и объекты, возведённые на них.
- Земли, отведённые в категорию запаса, на которых отсутствует хозяйственная деятельность, но возможна добыча ресурсов и охота. Эксплуатация допускается только после определения категории и цели использования такой земли.
- относительно земель, что пребывают в федеральной собственности — к Правительству государства;
- относительно категорий земель, которые находятся в распоряжении органов власти и земель, что пребывают в частном владении и относятся к наделам, на которых ведётся сельское хозяйство — к органам власти субъектов федерации;
- касательно категорий земли, кроме сельскохозяйственной, что принадлежат муниципалитету и субъектам на праве частной собственности — к органам самоуправления на местах.
Перевод земель осуществляется только компетентными органами власти и отличается в зависимости от цели использования ресурса исходной и планируемой категорий.
Перевод земельных ресурсов между категориями
Перевод земель производится по единой процедуре, но для каждой из категорий существуют некоторые нюансы в зависимости от исходного состава ресурса и планов относительно него.
Перевод сельскохозяйственных земель возможен лишь в качестве исключения в таких случаях:- в связи с консервацией — выводом ресурса из оборота и запрет деятельности на нём по причине чрезмерной загрязнённости и негативного влияния на окружающую среду;
- с целью размещения на землях культурных объектов, рекреационной зоны и перевода в статус особо охраняемых;
- в связи с расширением границ населённых пунктов, так как это сложная процедура, требующая детального изучения местности, составления проектов с указанием причины изменения размеров административной единицы, разработки генеральных планов развития, сбора данных о целях использования территории;
- планирование возведения промышленных зданий и объектов, при этом кадастровая оценка стоимости проекта не может быть выше средней по административной единице, а выбор другого размещения невозможен;
- перевод непригодных деградирующих земель в категорию лесного или водного фонда, а также в запас;
- прекращение сельскохозяйственной деятельности на землях в связи с прокладкой дорог, трубопроводов и иных средств связи или перевод в земли промышленности с созданием промзоны для добычи ценных ресурсов на основании проекта по рекультивации;
- в связи с оборонными или обеспечивающими безопасность функциями государства;
- с целью возведения объектов социального или бытового значения (госпиталей, образовательных учреждений) при отсутствии других мест для их постройки.
Перевод земли поселений в иную категорию осуществляется на основании проектов и схем в соответствии с градостроительным законодательством. Земли поселений заканчиваются утверждёнными границами и могут включать объекты под особой охраной (допустим, рекреационные зоны), обеспечение безопасности в отношении которых предусмотрено градостроительным зонированием. Административная единица также может включать промышленные участки, вследствие чего земли не перестают входить в категорию поселений.
Перенос границ предусматривает внесение изменений в генеральный план населённого пункта и в схему планирования территории. Составляется новая документация с графическим отображением окружающих поселение земель. Кроме того, учитывается общественное мнение относительно перенесения границ путём проведения публичного слушания.
Рекомендуем ознакомиться:
Выключение или введение земельных участков в пределы населённого пункта не меняет правового положения владельцев, но обязывает их обратиться к регистратору для изменения данных кадастрового учёта.
Перевод земель из состава промышленных происходит с такими ограничениями:- Слишком загрязнённые земли, которые требуют восстановления и непригодны к дальнейшей деятельности в силу своего пагубного влияния на окружающую среду, должны быть выведены из данной категории на основании проекта рекультивации.
- Территории, почва которых требует регенерации, должны пройти восстановление, кроме случаев, когда земли истребуют по запросу органа власти.
Составление проекта рекультивации предполагает изучение технических условий, на основании которых готовится деятельность по воссозданию земель вследствие её износа.
Вывод земли из категории, которая подлежит особой охране ввиду её важности для культурного, исторического, социального наследия, происходит на основании проведения многочисленных государственных экспертиз. Территории способны утратить своё ценное значение для федерации, и эксперты должны подтвердить, что дальнейшее использование таких земель в положенных целях невозможно.
Перевод иных земель в состав этой категории (за исключением территорий поселений) осуществляется для создания туристических зон или особо охраняемых.
Когда органы власти перевели земли из этой категории или внесли их в число особой охраняемых, эти сведения должны отразиться в обязательном порядке в Росреестре.
Перевод земель из лесного фонда допустим в следующих случаях:- отнесение их к территориям особой охраны;
- внесение лесистых участков в состав земель поселения при расширении его границ;
- планирование возведения объектов государственного или местного значения при невозможности их постройки на другой территории;
- создание на участке лесного фонда экономической зоны для отдыха, туризма и рекреации.
Вывод участков, входящих в водный фонд, в иную категорию возможен в таких же ситуациях, как и при выведении из лесного фонда. Кроме того, актуальность отнесения земли в состав водных ресурсов отпадает, когда водный объект прекращает своё существование в силу природных обстоятельств (допустим, вследствие изменения русла реки) или через искусственное создание земельного участка путём добавления грунта.
Рекомендуем ознакомиться:
Для вывода участка из водного фонда необходимо наличие экспертного заключения.
Отнесения земель к категории этого фонда возможно вследствие природных изменений и наполнения участков водой, а также при возведении водохранилищ, искусственных бассейнов и иных построек.
Перевод из категории запаса возможен после формирования земельного надела в соответствии с поставленной целью. Для этого нужен акт об отнесении земли в другую категорию.
Перевод земли из одной категории в другую возможен только в соответствии с законодательством после детального изучения исходного участка и подготовки всей необходимой документации. При нарушении процедуры перевода участков между категориями акты, принятые вследствие осуществления этой деятельности, могут быть признаны незаконными.
Процедура перевода земли
Инициатива о переводе надела в другой состав земель c изменением целевого использования должна исходить от заинтересованного лица. Оно подаёт ходатайство и необходимую документацию в орган, компетентный в вопросе перевода земли.
Ходатайство должно содержать следующую информацию:- присвоенный кадастровый номер;
- данные о собственниках и законных правах на землю;
- сведения об исходной и планируемой категории;
- указание причины совершения перевода.
- паспорт заявителя или выписка из реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;
- документы о праве владения или пользования участком в форме выписки из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), так как лица должны подать документальное подтверждение своего законного права на использование земли;
- экспертное заключение для выведения земель;
- согласие на перевод от правообладателя надела (для земель, находящихся в частном владении).
- мотивы перевода в иную категорию;
- расположение надела и его границ, размеры и кадастровые номера;
- указание на категории, между которыми происходит перевод.
Акт о переводе считается бессрочным. После его составления он отправляется ходатайствующему субъекту в течение двух недель. Датой изменения категории считается день постановки по-новому надела на учёт.
Орган власти имеет право отказаться от принятия документации по таким причинам:- у заявителя нет на осуществление перевода законных оснований;
- перечень поданных документов не отвечает требованиям закона.
Акт об отказе в рассмотрении составляется в течение месяца с указанием причин непринятия документов. Такое действие компетентного органа подлежит обжалованию в суде.
Кроме того, если перевод земли не допускается на основании планирования территории, в связи с отрицательным заключением эксперта или через запрет на осуществление изменения состава земель, в удовлетворении ходатайства будет отказано.
Перевод земельных наделов между категориями подлежит обязательной фиксации этого факта в ЕГРН. Участку регистратор присваивает новый кадастровый номер, при этом не меняется статус правообладателя и переоформление правоустанавливающей документации производить не нужно.
zhiloepravo.com
Инструкция по переводу земельного участка из одной категории земли в другую
В соответствии с Земельным кодексом РФ все земли по целевому назначению подразделяются на различные категории. Для каждой категории земель предусмотрен свой правовой режим. В некоторых случаях может возникнуть необходимость изменить категорию земли, то есть перевести земельный участок из одной категории в другую.
Перевод земельного участка из одной категории в другую является достаточно распространенным явлением, если исходить из практического опыта нашей юридической компании. К нам обращаются за помощью, так как «Нижегородский поверенный» имеет большой опыт в разрешении земельных споров и решении вопросов, связанных с недвижимым имуществом.
ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ
Земельный Кодекс РФ содержит исчерпывающий список категорий земель в зависимости от их целевого назначения:
— земли сельскохозяйственного назначения;
— земли населенных пунктов;
— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
— земли особо охраняемых территорий и объектов;
— земли лесного фонда;
— земли водного фонда;
— земли запаса.
В зависимости от принадлежности земельного участка к одной из указанных категорий земель, определяется его правовой режим, в том числе оборотоспособность, субъектный состав, содержание правомочий собственника либо иного правообладателя такого земельного участка и т.д.
Категории земель имеют сложную внутреннюю структуру, а их единое целевое назначение дополняется и уточняется посредством установления для части категории земель видов разрешенного использования.
КАКИЕ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ МОЖНО ПЕРЕВОДИТЬ?
В статье 8 ЗК РФ указывается, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
- земель, находящихся в федеральной собственности, –Правительством Российской Федерации;
- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;
- земель, находящихся в частной собственности:
- земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления».
При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами».
КАК ИНИЦИИРОВАТЬ ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ?
Для того чтобы изменить категорию земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо в уполномоченный на то орган исполнительной власти или орган местного самоуправления направить ходатайство о переводе земель из одной категории в другую либо ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
В зависимости от того кому принадлежит земельный участок ходатайство следует подавать:
— в отношении земель, находящихся в федеральной собственности – Правительство Российской Федерации;
— земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности – орган исполнительной власти субъекта РФ (администрация, мэрия, правительство). Такие полномочия могут быть возложены и на одно из структурных подразделений администрации (правительства) субъекта РФ.
— земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – орган местного самоуправления (администрация муниципального района, городского округа, поселения).
ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬХОЗ НАЗНАЧЕНИЯ
Следует особо выделить случаи перевода земель сельхоз назначения в другую категорию. В случае если земли сельскохозяйственного назначения находятся в частной собственности, но при этом существует необходимость в смене земельной категории, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может выступить инициатором смены специализации.
КАКИЕ СВЕДЕНИЯ СЛЕДУЕТ УКАЗАТЬ В ХОДАТАЙСТВЕ О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ?
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
К ходатайству необходимо приложить:
- выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
4) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
5) расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства(если такие необходимо произвести).
КТО МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОДАЧУ ХОДАТАЙСТВА О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ?
Правом подачи ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую наделены лица, способные подтвердить свои права на землю. К таким относятся:
граждане и юридические лица – собственники земельных участков;
землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
В отношении земель федерального, регионального и местного значения заинтересованным лицом является соответствующий специально уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.
КОГДА МОГУТ ОТКАЗАТЬ В ХОДАТАЙСТВЕ?
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по указанным основаниям, возвращается заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ ХОДАТАЙСТВА?
По результатам рассмотрения ходатайства орган местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
КОГДА ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ?
Перевод не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
КОГДА ПЕРЕВОД ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ СЧИТАЕТСЯ СОСТОЯВШИМСЯ?
Уполномоченный орган местного самоуправления направляет копию акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в течение 5 дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. О внесенных изменениях территориальный орган Росррестра уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.
yrnn.ru
Закон о переводе земель из одной категории в другую — Российская газета
Принят Государственной Думой 3 декабря 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель запаса, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
2) Правительством Российской Федерации в отношении иных земель.
3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
4. К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:
1) выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
6) расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства.
5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты поселений.
Статья 3. Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
1. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
2. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям настоящего Федерального закона и других федеральных законов.
3. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
4. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
5. Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:
1) основания изменения категории земель;
2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;
3) категория земель, перевод из которой осуществляется;
4) категория земель, перевод в которую осуществляется.
6. Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок.
7. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.
8. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
Статья 4. Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.
Статья 5. Внесение изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
1. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение десяти дней со дня его принятия в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения в течение семи дней изменений в документы государственного земельного кадастра.
2. О внесенных изменениях орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.
Статья 6. Перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа.
2. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого, в том числе путем выкупа, земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.
Глава 2. Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий;
3) с установлением или изменением черты поселений;
4) со строительством на землях, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства, промышленных объектов и с иными несельскохозяйственными нуждами;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефте-, газо- и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее также — линейные объекты), если кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на тридцать и более процентов меньше кадастровой стоимости среднерайонного уровня и линейные объекты размещены вдоль дорог и границ полей севооборотов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со строительством объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, дорог и других линейных объектов при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на тридцать и более процентов превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается.
Статья 8. Особенности перевода земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений
1. Установление или изменение черты поселений влечет за собой перевод земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.
2. В случае, если установление или изменение черты поселения и перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляются одним органом государственной власти, в утвержденном проекте черты поселения должны содержаться сведения, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона.
3. Орган государственной власти, утвердивший проект черты поселения, направляет в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, копию акта об установлении или изменении черты поселения с приложением необходимых документов в порядке, установленном статьей 5 настоящего Федерального закона, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.
Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, инфо рматики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию
1. Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее — земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
2. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
3. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Статья 10. Особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию
Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Статья 11. Особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию
1. Перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается:
1) если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов;
2) в связи с установлением или изменением черты поселений.
2. В иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:
1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;
2) прекращением нужд лесного хозяйства;
3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Статья 12. Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию
Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:
1) создания особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения черты поселений;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Статья 13. Особенности перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель
Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
Глава 3. Переходные и заключительные положения
Статья 14. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории
1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
2. В случае, если категория земель указана не в документах государственного земельного кадастра, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
3. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного земельного кадастра, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
4. В случае, если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
5. Земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
6. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.
7. Сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в документы государственного земельного кадастра по заявлению правообладателя земельного участка. Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Статья 15. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю
1. До разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе:
1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;
2) земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель;
3) земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель, которые заняты водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
4) земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель;
5) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
2. В иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
3. До разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений после установления или изменения черты поселений осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
4. В иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 16. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993) следующие изменения:
1) в подпункте 6 пункта 1 статьи 1 слово «изъятие» заменить словами «изменение целевого назначения»;
2) пункт 2 статьи 49 признать утратившим силу;
3) пункт 1 статьи 57 дополнить подпунктом 5 следующего содержания: «5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.»;
4) в статье 58:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.»;
б) подпункт 1 пункта 2 изложить в следующей редакции:
«1) лицами, на основании ходатайства которых было принято решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию;»;
5) пункты 2 и 3 статьи 79 признать утратившими силу;
6) в абзаце первом пункта 3 статьи 95 слова «изъятие земельных участков или иное» заменить словами «изменение целевого назначения земельных участков или»;
7) в абзаце втором пункта 2 статьи 99 слово «Изъятие» заменить словами «Изменение целевого назначения».
Статья 17. О внесении изменений в статью 63 Лесного кодекса Российской Федерации
Внести в статью 63 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 610; 2003, N 50, ст. 4857; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:
1) в наименовании слова «, и перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» исключить;
2) в части первой слова «и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий» исключить;
3) часть седьмую признать утратившей силу.
Статья 18. О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882) дополнить абзацем следующего содержания:
«Требования настоящего пункта не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.».
Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе»
Внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556) следующие изменения:
1) абзац второй статьи 11 дополнить словами «, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу»;
2) абзац второй статьи 12 дополнить словами «, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу».
Статья 20. О признании утратившим силу абзаца одиннадцатого пункта 22 статьи 83 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Абзац одиннадцатый пункта 22 статьи 83 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) признать утратившим силу.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 5 января 2005 года.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
rg.ru
Как перевести землю из одной категории в другую: 3 ключевых этапа
Законодательство предусматривает разделение земель на категории, в соответствии с которыми разрешается их использовать. Осуществление деятельности на участке земли для нее не предназначенной, является нарушением требований закона. Однако нередко возникают ситуации, когда собственнику земля необходима для определенных нужд и встает вопрос о смене целевого назначения земли. Для чего разделяются земли и как перевести землю из одной категории в другую?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46. Это быстро и бесплатно!
Для чего нужен перевод земель из одной категории в другую?
Любой участок земли подлежит обязательной классификации и владелец должен использовать его в соответствии с его предназначением.
Выделяют несколько основных групп – земли запаса, с/х назначения, населенных пунктов, специального назначения (промышленности, энергетики и пр.), а также лесной и водный фонд, особо охраняемые территории. Такое разделение необходимо для защиты участков от незаконного использования.
На одних землях можно построить многоэтажные дома, а на других разрешено лишь вести сельскохозяйственную деятельность и самой серьезной постройкой, которую можно возвести станет амбар.
Но что делать, если собственнику необходимо осуществлять на участке ту деятельность, которой нет в перечне видов разрешенного использования конкретно для его земли. Для этого потребуется перевод земель из одной категории в другую.
Как узнать обременение земельного участка и что для этого необходимо, вы можете прочесть в нашей новой публикации по ссылке.
Схема: Категории земель в РФ.
Порядок перевода земель из одной категории в другую
В случае смены категории земли у собственника появятся и новые варианты ее возможного использования, что позволит ему задействовать участок для своих целей, не нарушая закон. Для изменения категории своего земельного участка понадобится:
- оформить ходатайство;
- собрать необходимые документы;
- направить заявление и документы в соответствующие органы.
Порядок принятия решения о переводе участка земли из своей категории в другую занимает около двух месяцев в случае, если рассмотрением вопроса занимаются органы местного самоуправления, и на 30 дней дольше, если ходатайство было направлено в Правительство РФ.
Образец ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, вы можете скачать по этой ссылке.
Пакет необходимых документов и правила их оформления
Для перевода земли из одной категории в другую потребуется подготовить:
- выписку из Единого реестра прав на недвижимое имущество;
- документы, подтверждающие личность владельца;
- выписку из кадастра или кадастровый паспорт;
- экспертное мнение специалиста о целесообразности процедуры или заключение экологической экспертизы (если требуется в данном конкретном случае).
Как оформить гараж в собственность в гаражном кооперативе и какие документы для этого необходимы? Ответ содержится по ссылке.
Если владелец – физическое лицо, для подтверждения личности достаточно предъявить копию паспорта, а если юридическое лицо или ИП, тогда понадобится выписка из государственных реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРИП).
Если заявление подает не собственник земельного участка, обязательно следует приложить согласие настоящего владельца на смену категории земли.
Образец приказа о комиссии по рассмотрению ходатайства по переводу земли из одной категории в другую.
К пакету документов нужно приложить ходатайство, в котором понадобится указать:
- права на участок земли;
- обоснование изменения категории участка;
- категорию, в которую планируется перевести участок и его нынешнюю категорию;
- кадастровый номер участка земли.
Что такое право постоянного бессрочного пользования землей и кто владеет такой правомочностью, вы можете прочесть здесь.
Куда обращаться с ходатайством?
Для того, чтобы перевести землю из одной категории в другую, нужно обратиться:
- в органы исполнительной власти субъектов РФ, если земли с/х, водного и лесного фонда;
- в орган местного самоуправления, в случае если земля в частной или муниципальной собственности;
- в специально назначенный федеральный орган или Правительство РФ, если владелец земли – государство.
Как перевести земли сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда в иную категорию?
Некоторые категории земель могут быть переведены в иные категории, только при соблюдении определенных условий. К таким относятся земли сельскохозяйственного назначения, особо охраняемые земли, водного и лесного фонда, специального назначения.
Порядок перевода земель сельхозназначения в другую категорию
Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию возможен лишь в некоторых случаях, связанных:
- с целью добычи полезных ископаемых при условии, что проект уже утвержден;
- с прокладыванием дорог, оборудованием линий электропередач и т.д.;
- перевод земель сельхозназначения с консервацией земель;
- с целью обеспечения безопасности власти и обороны страны.
Как изменить вид разрешенного использования и целевое назначение земельного участка, вы можете прочесть в этой статье.
Схема: Основные категории земель и их назначение.
Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется только в том случае, если использование по целевому назначению невозможно, и имеется положительное решение экологической экспертизы.
Как изменить категорию земель водного фонда?
Земли водного фонда можно перевести в иную категорию, если:
- появилась необходимость в создании особо охраняемых территорий;
- водный объект перестал существовать;
- произошли изменения в населенных пунктах;
- потребовалось разместить объекты муниципального или государственного значения.
Каким должно быть расстояние от дома до границы участка, а также расстояние между частными домами при строительстве — узнайте тут.
Порядок перевода земель специального назначения
При переводе земель специального назначения (промышленности и прочее) потребуется:
- восстановить земли, если на них осуществлялась деятельность, в результате которой был нарушен почвенный слой;
- подготовить проект рекультивации земель, если те были загрязнены, застроены или нарушены.
Перевод земли в другую категорию должен быть не только обоснован, но и безопасен для окружающей среды, а также целесообразен. Не получится просто взять и вырубить все деревья, и построить ферму, заселив ее скотом на участке, который, к примеру, считается лесным фондом. Для положительного решения ответственных органов должна иметься существенная причина.
Как правильно выбрать категорию земли при покупке земельного участка, вы можете узнать в следующем видео-уроке:
Бесплатная консультация
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:Бесплатная консультация
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: | 4 комментарияpronovostroyku.ru
29. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую.
ФЗ «о переводе земель или ЗУ из одной категории в другую»
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или ОМС, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
1) органами государственной власти субъектов РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ;
2) Правительством РФ в отношении иных земель.
3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
4. К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:
1) выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
6) расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства.
5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты поселений.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
1. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
2. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
3. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
4. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или ОМС принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ, — Правительством РФ;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или ОМС.
5. Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:
1) основания изменения категории земель;
2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;
3) категория земель, перевод из которой осуществляется;
4) категория земель, перевод в которую осуществляется.
6. Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок.
7. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.
8. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с ФЗ ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено ФЗ;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.
studfiles.net
Перевод земель из одной категории в другую: условия и процедура
Ситуация, когда участок необходимо использовать не по назначению, а также сменить его вид, может возникнуть в любой момент. Перевод земель из одной категории в другую – задача не сложная, но долговременная. При этом неизбежны смена правового режима и корректировка стоимости земли.
Виды земель
Согласно российскому законодательству, земельные наделы делятся на следующие виды:
- Земля сельхозназначения. Наделы, находящиеся за пределами населенного пункта, используемые для нужд сельского хозяйства.
- Населенные пункты. Участки, где ведутся застройки и развитие населенных пунктов.
- Земля специального использования. Участки, находящиеся за пределам населенных пунктов, которые предоставляется в установленном порядке организациям, предприятиям, учреждениям для исполнения ими возложенных спецзадач.
- Охраняемые земли, территории и объекты. Наделы, которые имеют большое научное, эстетическое, природоохранное, рекреационное, историко-культурное, оздоровительное и другое значение, изъятые из общего пользования и имеющие свой правовой режим.
- Земля лесного фонда. Земля, покрытая растительностью, а также непокрытая ею, но предназначенная для восстановления растений; нелесная земля, которая предназначена для ведения лесного хозяйства.
- Земля водного фонда. Участки, на которой расположены водоемы, ледники, гидротехнические конструкции и выделенные полосы отвода вдоль берегов.
- Земля запаса. Участки, находящиеся в государственном или муниципальном ведении.
Смена категории участка
Каждая категория земель имеет свои правовые режимы. То есть на участках сельхозназначения можно выращивать культуры и заниматься животноводством, в населенных пунктах можно заниматься застройкой. Соответственно, перевод земель из одной категории в другую – это появление новых возможностей и вариантов их применения.
Процесс перевода начинается с подачи прошения с прилагаемыми необходимыми документами. Строгой формы документ не имеет. Такое прошение инициирует процесс и должно содержать следующую информацию:
- Настоящая категория земельного надела.
- Желаемая категория.
- Кадастровый номер.
- Обоснованность обращения по смене категории.
- Документы, связывающие заявителя и земельный участок.
Ходатайство рассматривается соответствующими органами. При положительном исходе создается документ об изменении категории земельного надела. Этот же орган обязан произвести все необходимые действия для внесения изменений в реестр недвижимости. Перевод земли в другую категорию регулируется ФЗ № 127 от 21.12.04.
Куда обращаться
Рассмотрим, какие органы осуществляют перевод земли в другую категорию. Изменения вида разрешенного использования осуществляются разными органами в зависимости от собственника надела:
- Правительством РФ. Если собственник участков – государство.
- Федеральным или муниципальным органом, частным владельцем. Если владельцем надела является соответствующий орган либо это частная собственность.
- Органами местного самоуправления. С ними все вопросы решаются, если владение не принадлежит муниципалитету, частному владельцу, а также не является сельскохозяйственной землей.
При желании заявителя перевести земельный надел в категорию населенного пункта или, наоборот, вывести из этой категории вопрос необходимо решать с муниципальным органом, поскольку будут переноситься границы.
Документы
Чтобы осуществить перевод земель из одной категории в другую, нужно собрать и предоставить следующий пакет документов, прилагаемый к ходатайству:
- Выписка из кадастровой палаты, которая подтверждает кадастровый номер или кадастровый паспорт.
- Копия паспорта, выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Представляется тот документ, который подтверждает статус лица – обычный гражданин, юрлицо или ИП.
- Выписка из общего списка прав на недвижимость. Данный документ подтверждает правовую связь заявителя с земельным наделом. При этом если заявитель не является собственником, он должен предоставить доказательство того, что владелец участка в курсе и не против предстоящей операции.
- Постановление государственной экспертизы (если этого требуют правила). В некоторых конкретных случаях такой документ является главным обоснованием для того, чтобы осуществить перевод. Если экспертиза необязательна, то можно приложить к заявлению мнение специалиста, которое доказывает целесообразность смены категории.
При этом заявитель в обязательном порядке предоставляет только документы, которые удостоверяют его личность и, если того требует случай, согласие от владельца участка. Получение остальных бумаг на перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами самостоятельно, в рамках обмена между ведомствами.
Процесс перевода
Перевод земель из одной категории в другую урегулирован в соответствии с законодательством РФ. Сроки рассмотрения поданного заявления на правительственном уровне не должны превышать трех месяцев, если иное не предусмотрено законодательными актами.
На федеральном или муниципальном уровне заявление находится в работе в течение нескольких месяцев.
Если отказ в рассмотрении заявления связан с неверной подачей документов (пакет не доукомплектован или подан не тому органу), ходатайство возвращается заявителю не позже чем через месяц, с указанием причин отказа.
Оформление решений происходит следующим образом:
- Положительное решение оформляется путем составления акта о переводе земли.
- Отрицательное решение оформляется через составление акта об отказе в переводе.
Каждый из этих документов уполномоченные органы должны направить гражданину не позднее 14 дней со дня издания.
Если оформлен акт на перевод земель из одной категории в другую, то он направляется не только к заявителю, но и в органы земельного кадастра для регистрации внесенных изменений. Далее акт нужно отправить в единый госреестр прав на недвижимость. Сделка о переводе земли считается состоявшейся, если внесена запись в ЕГРП.
На обработку поданных документов потребуется не так много времени. Но с учетом того, что государство устанавливает сроки для направлений документов каждому из органов, с того момента, как акт подписан, и до того, как сведения внесут в реестр, может пройти порядка двух месяцев. Получается, перевод земель из одной категории в другую, условия и процедура которого ясны и понятны, является процессом не сложным, но долговременным.
Характерные черты
Перевод земель в другую категорию ЗК РФ регламентирует очень четко. Главы 2, 14-18 показывают основные особенности данного процесса. Подробно можно рассмотреть участки сельхозназначения, которые часто становятся лакомым кусочком для застройщиков.
Законодательно установлен целый перечень ограничений для тех сельхозземель, которые признаны угодьями для выращивания культур, выгула и кормления скота, покоса, а также владениями, где растут сады, виноградники и иные насаждения.
Во-первых, запрещено переводить участки или наделы в составе таких участков из земли сельхозназначения, если кадастровая стоимость последней на 30 % (и больше) превышает среднюю кадастровую стоимость по району. Это же правило распространяется на другие наделы, включенные нормативными актами в список земель, использование которых, кроме как для ведения сельского хозяйства, не допускается.
Во-вторых, перевод земли в другую категорию больше не актуален в отношении сельхозугодий. Другими словами, в кодексе больше не работают пункты 2 и 3 в статье 79, допускающие изменение категории для сельхозземель.
Теперь законом установлены обстоятельства, при наступлении которых перевод допустим как крайний случай. Сюда относится проведение дороги, линии электропередачи, изменение городской черты и т. п.
Подобные крайние случаи никак не регламентируются законами, поэтому при возникновении каждого такого случая они рассматриваются индивидуально. Безусловно, такая брешь в законе может повлечь за собой явное злоупотребление своими обязанностями со стороны тех лиц, которые являются ответственными за рассмотрение ходатайств.
Почему могут отказать?
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется посредством сбора и предоставления необходимых документов. Но российское законодательство и Земельный кодекс в целом предусматривают некоторые весомые обстоятельства, которые влекут за собой отказ в переводе. Кроме неудовлетворительного заключения экспертизы, основания могут быть следующими:
- Постановления федеральных органов о запрете или ограничении в переводе участка в другие категории.
- Расхождение в документации. Запрашиваемое целевое назначение земли или участка не соответствует утвержденному территориальному планированию.
Стоит сказать, что вся документация территориального планирования, которая служит отказом в переводе, должна быть принята и опубликована. Иначе этот факт не может считаться правомерным для отказа. Сегодня во многих регионах отсутствует правильно утвержденная документация территориального планирования.
Сам акт об отказе можно обжаловать в суде.
Особенности при изъятии земельного надела
Когда надел изымается, в том числе выкупается для муниципальных или государственных нужд, перевод земель из одной категории в другую осуществляется непосредственно после операции выкупа или изъятия.
Местные органы самоуправления обязаны самостоятельно перевести полученный участок в новую категорию до передачи его новому землевладельцу.
Получается, что собственника земельного надела, у которого он выкупается, не могут заставить принудительно освободить участок только потому, что у того поменялась категория.
Кроме того, местные органы самоуправления, которые изымают участок или выкупают его, не должны перекладывать перевод земель из одной категории в другую, условия и процедура которого должны полностью соблюдаться, на нового собственника.
Меняем категории земель
Рассмотрим кратко перечень случаев, когда возможен перевод земель из одной категории в другую в Московской области.
Можно изменить тип сельскохозяйственных земель, если:
- Произошла консервация участка.
- Предполагается создание охраняемой природной территории или отнесение владения к природоохранному, историко-культурному, рекреационному виду.
- Установлена или изменена черта населенного пункта.
- Владения включены в лесной, водный фонд или в земли запаса из-за непригодности первых к осуществлению сельскохозяйственных работ.
- На таких землях будут размещены объекты обороны страны (при условии, что иного выбора не было).
- На территории будут добываться полезные ископаемые (при наличии соответствующего проекта).
- Предполагается строительство дорог, линии связи и электропередачи, нефтепровода, газопровода, трубопровода, железной дороги и прочих сооружений (при наличии утвержденного и принятого проекта).
- Предполагается размещение объектов коммунального, бытового, социального назначения, медицинских объектов, если иное место размещения отсутствует.
Перевести наделы специального назначения можно в следующих ситуациях:
- Если создан и утвержден проект рекультивации участка.
- Если почва перед переводом восстановлена и очищена от продуктов деятельности промышленных предприятий.
Перевести наделы лесного фонда разрешено, если:
- Организуется природная охраняемая территория.
- Устанавливаются или меняются границы населенного пункта.
- Создаются туристические особые экономические зоны.
Переводить наделы водного фонда допустимо, если:
- Прекращено существование водного объекта, изменено русло, граница водоема и т. п., в том числе создается искусственный земельный участок при положительном решении заключения экспертизы.
При этом перевести земли в наделы водного фонда можно при условии, что:
- Земельный участок занят водоемом.
- Возведено водохранилище или другой искусственный водный объект.
Перевести наделы важных охраняемых территорий можно в другие категории, если имеется положительная резолюция экологической госэкспертизы или иной проверки, которая установлена федеральным законодательством.
Нюансы
Законодательство хоть и регулирует большинство вопросов, связанных с переводом земель из одной категории в другую, но на практике остается очень много нюансов и противоречивых ситуаций. Прежде всего это касается органов власти и их роли в принятии решения по ходатайству. Например, отказ в переводе, кроме объективных причин, может содержать и «исключительные случаи» и «допустимые ограничения». В особенности это касается перевода из сельхозземель в земли другого назначения.
Также главным вопросом остается тот правовой факт, что земли, по независящим причинам, можно отнести сразу к нескольким категориям. А это может несколько осложнить процесс перевода.
fb.ru
Перевод земель из одной категории в другую: порядок в 2019 году
Загрузка…Перевод земель из одной категории в другую осуществляются по нормам и порядку, предусмотренным Земельным кодексом РФ. Какие документы необходимы для проведения данной процедуры, куда их подавать и что нужно знать владельцу участка, обсудим далее.
Смена категории земельного участка: порядок проведения
Действующее законодательство предусматривает проведение разделения земельных участков по категории. Одни из них предназначаются для строительства жилых зданий, другие – сельскохозяйственных нужд, третьи являются законсервированными. Подобное деление дает возможность создать порядок в использовании земель. Здесь необходимо понимать, что на участке, предназначенном для сельскохозяйственных нужд, строительство частного дома невозможно. Оно будет приравнено к нарушению закона. Другое дело – смена категории земли. Она повлечет за собой изменения в целевом использовании участка.
Перечень категорий земель:Земли населенных пунктов.
- Земли сельскохозяйственного назначения.
- Земли лесного и водного фонда.
- Промышленные земли.
- Земли охраняемых зон и запаса.
Перевод земли из одной категории в другую разрешен только для земель, расположенных близ населенного пункта, промышленного и сельхозназначения. При этом, не важно кто является владельцем: государство или частное лицо.
Статус земли особого назначения, заповедные зоны, парки и прочие фонды не подлежат изменению.
Возведение жилых зданий на их территории запрещено в связи с нарушением экологического баланса.
Порядок перевода одной категории земли в другую закреплен в Федеральном законе под номером 172. Основная процедура заключается в подаче ходатайства (прошения) и документов в уполномоченный государственный или муниципальный орган власти. Строгая форма прошения не предусмотрена. Оно составляется в произвольной форме, однако должно содержать информацию о:
- Действующей категории земельного участка и ее замене на иную форму.
- Кадастровый номер земли.
- Обоснование просьбы.
- Подтверждение полномочий заявителя.
Ходатайство передается на рассмотрение в уполномоченный орган. В случае принятия положительного решения, создается соответствующий акт. Далее происходит передача документов в Росреестр для смены статуса земли на законных основаниях.
Составить ходатайство можно самостоятельно, скачав типовую форму ниже, либо прибегнув к помощи юриста.
Последний вариант более предпочтительный. Он даст полную уверенность в правильном составлении документа.
Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Куда подать ходатайство
Изменением категории земельного участка занимаются различные инстанции. Куда обращаться зависит только от владельца земли:
- Если в роли собственника выступает государство, обращаться необходимо в Правительство страны.
- В том случае, если собственник – субъект федерации, ему необходимо обратится в вышестоящий орган.
- Если собственником является юридическое или физическое лицо, ходатайство подается в органы местного самоуправления.
Таким образом, простым гражданам для замены статуса земли необходимо обратится в городской или сельский совет. Процедура переоформления займет от одного до трех месяцев.
Кто может стать инициатором смены статуса земли
Подать ходатайство о смене категории земельного участка может любое заинтересованное лицо. Данным право обладают:
- Официальные владельцы земли (физические и юридические лица).
- Землепользователи. К ним относятся лица, получившие право бессрочного и безвозмездного пользования земельным участком.
- Арендаторы, получившие землю во временное пользование по договору аренды или субаренды.
- Уполномоченный орган государственной власти (актуально для перевода статуса государственных и муниципальных земель).
В том случае, если земля находится в аренде, ее фактический пользователь обязан согласовать подачу ходатайства с официальным владельцем. Без его одобрения перевод категории участка будет невозможным.
Подготовка документов для замены статуса участка
Как уже говорилось выше, для замены статуса земельного участка недостаточно одного ходатайства. Собственнику потребуется собрать полный пакет документов, в который входят:
- Выписка из кадастра или кадастровый паспорт, подтверждающие предоставление земельному участку уникального кадастрового номера.
- Ксерокопия паспорта владельца участка или лица, взявшего на себя полномочия по переоформлению статуса земли.
- Выписка из Росреестра, доказывающая правовую связь между заявителем и участком. В том случае, если ходатайство подается сторонним лицом, необходимо дополнительно предоставить письменное согласие собственника на изменение статуса земли.
- Заключение экологической экспертизы или экспертное мнение специалиста. Необходимо для подтверждения целесообразности замены статуса участка.
Список документов может быть расширен в индивидуальном порядке. Сотрудники уполномоченного органа вправе самостоятельно затребовать некоторые виды справок из вышеупомянутых служб.
Перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию
Земли сельскохозяйственного назначения также могут быть переведены в другой статус. Однако, здесь можно столкнуться с большим количеством спорных моментов. Как правило, если на участке расположена плодородная почва, а его границы находятся далеко за пределами города, в смене категории будет отказано.
Вопрос перевода сельскохозяйственных земель зачастую связан с возможностью возведения на них многоэтажных зданий или частных домов. Перевод статуса возможен лишь при нахождении участка на территории, расположенной в городской черте. Не исключено решение вопроса посредством расширения границ населенного пункта.
Перевод статуса заповедных зон и парков невозможен. Его выполнение будет напрямую свидетельствовать о превышении должностными лицами своих полномочий.
Заинтересованному лицу необходимо понимать, что осуществление строительства развлекательного комплекса или многоэтажного здания на территории парка (озера, заповедника) запрещено действующим законодательством.
Получение отказа в переводе земли из одной категории в другую
Процесс изменения статуса земельного участка достаточно сложный с юридической точки зрения. Он скрывает в себе массу нюансов. Несоответствие хотя бы одному из них станет причиной отказа.
Получение отрицательного решения может быть связано с:
- Подачей прошения лицом, неуполномоченным на данное действие.
- Приложением недостоверных документов.
- Предоставлением неполного пакета документации.
- Наличием ошибок в тексте прошения.
- Невозможностью перевода земли в другую категорию.
- Обращением в ненадлежащую инстанцию.
- Наличием отрицательных результатов экологической экспертизы.
- Установлением запрета на смену категории земли.
Достаточно часто, уполномоченные органы сталкиваются с просьбами перевода категории сельскохозяйственной земли в статус участка под индивидуальное жилое строительство, при этом его расположение находится далеко за чертами населенного пункта. Отрицательный ответ в подобных случаях оправдывается большой отдаленностью и невозможностью подведения коммуникаций.
В случае принятия отрицательного решения, ходатайство возвращается заявителю не позднее тридцатого дня с момента его подачи.
Обжалование отказа в переводе статуса земельного участка
Собственник или арендатор земельного участка вправе обратится в суд с целью обжалования отказа перевода статуса земли. С этой целью необходимо составить исковое заявление, подав его в суд, прикрепленный к территории фактического месторасположения участка.
Помимо иска в суд необходимо предоставить квитанцию об уплате государственной пошлины. Без нее обращение не будет принято. К исковому заявлению рекомендовано приложить следующий перечень документов:
- Ходатайство о переводе земли из одной категории в другую.
- Документы, прилагаемые к ходатайству.
- Решение об отказе.
- Документы, удостоверяющие неправомерное получение отказа.
- Документы, подтверждающие нарушение прав собственника или арендатора.
В случае представления интересов собственника в суде третьим лицом, необходимо также предоставить нотариально заверенную доверенность на управление личными делами.
После изучения дела и предварительного рассмотрения документов, судья назначит заседание, о месте и дате проведения которого будут уведомлены обе стороны дела. Как правило, первое слушание назначается через один месяц после принятия документов.
Получение положительного решения о переводе категории земли
В случае одобрения ходатайства, уполномоченный орган составляет акт (не позднее 5 дней с момента принятия решения). Далее документ передается в Росреестр для фактической замены статуса. Сотрудники службы вносят соответствующие изменения в базу данных, присылают уведомление собственнику земли.
После смены категории земли, владельцу нет необходимости лично посещать Росреестр и заниматься получением новой документации. Все имеющиеся документы действительны, меняется лишь сам статус. Их использование не ограничено, возможно проведение любых сделок с землей, включая куплю-продажу, дарение и наследование.
Подводя итоги повторимся, что перевод земель из одной категории в другую – процесс сложный, но все же возможный. Перед подачей ходатайства и документов, владелец или арендатор должен удостовериться в высоких шансах получения одобрения.
© 2018, Про сад и дом. Все права защищены.
Загрузка…prosadidom.ru