Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?
Если у вас намечается выездная налоговая проверка, будьте готовы, что проверят не только 3 предыдущих года. Какой еще период может быть проверен налоговиками, узнайте из нашего материала.
3 года плюс текущий год: допускает ли НК РФ такой период проверки
Когда Налоговый кодекс напрямую предусматривает удлиненные проверяемые периоды
Какое действие налогоплательщика может спровоцировать удлинение проверочного периода
Итоги
3 года плюс текущий год: допускает ли НК РФ такой период проверки
НК РФ не содержит запрета на проверку текущего периода при проведении выездных контрольных мероприятий. Суды в этом вопросе поддерживают налоговиков (см., например, определение Верховного суда РФ от 09.09.2014 № 304-КГ14-737). Поэтому вероятность того, что заодно с 3 прошлыми годами проверят и год текущий, не исключается.
Подробности смотрите в сообщении «ВС РФ признал, что выездная проверка текущего календарного года правомерна»
В абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ сказано, что в рамках выездной налоговой проверки налоговики могут проверить налоги за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ. Что может включать это «иное», узнайте из следующих разделов.
Когда Налоговый кодекс напрямую предусматривает удлиненные проверяемые периоды
Прямое указание на удлиненный проверочный период содержится в п. 2 ст. 89.2 НК РФ. Там сказано, что в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика – участника РИП (регионального инвестиционного проекта) может быть проверен период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
РИП для целей НК РФ – это инвестиционный проект:
- целью которого является производство товаров;
- удовлетворяющий требованиям, установленным в ст. 25.8 НК РФ.
Как оценить доходность и иные показатели инвестиционного проекта, узнайте из размещенных на нашем сайте материалов:
Порядок ведения реестра участников РИП и состав содержащихся в нем сведений установлен приказом ФНС России от 23.06.2014 № ММВ-7-3/328@.
Не стоит рассчитывать на 3-годичный период проверки и налогоплательщикам, участвующим в соглашениях о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ). В ст. 346.42 НК РФ указано, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции начиная с года вступления соглашения в силу.
Если вы не являетесь участниками РИП и не выполняете соглашение о разделе продукции, это не означает, что выездной проверкой будет охвачено только 3 года вашей хоздеятельности. Узнайте из следующего раздела, что еще может послужить удлинению проверочного периода.
Какое действие налогоплательщика может спровоцировать удлинение проверочного периода
Таким действием может быть:
- Подача уточненной декларации с налогом к уменьшению за уже проверенные налоговиками периоды. Контролеры вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, даже если он выходит за рамки 3 лет, предшествующих году назначения проверки (см. постановление АС МО от 11.11.2014 № Ф05-12625/2014 по делу № А40-54040/13).
Как обосновали свой вывод судьи в этом случае, узнайте из материала «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет».
- Подача уточненки за период, превышающий 3 календарных года, если ранее этот период не проверялся (не имеет значения, что с тех пор прошло более 3 лет) (письмо Минфина РФ от 18.07.2014 № 03-03-06/1/35353).
Подробности об этом узнайте из публикации «Вправе ли налоговики проверить период, выходящий за рамки трех лет, при предоставлении уточненной декларации?».
Итоги
Выездная налоговая проверка может охватывать не только 3 календарных года, предшествующих вынесению решения о ее проведении, но и захватывать текущий год. Налоговый кодекс этого не запрещает.Охватываемый проверкой период в отдельных случаях может удлиняться, если подана уточненная декларация (за период ранее 3-летнего промежутка) или в иных случаях (налогоплательщик является участником регионального инвестиционного проекта или участвует в соглашении о разделе продукции).
Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен
ПодписатьсяСколько лет хранить бухгалтерские и налоговые документы
Актуально на: 21 марта 2017 г.
Существует 2 основных вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится в отношении каждой сданной налогоплательщиком или налоговым агентом декларации (расчета) по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). В рамках нее налоговики проверяют соответствие показателей внутри декларации, а также сравнивают их со значениями вашей отчетности за предыдущие периоды, чтобы отследить значительные отклонения.
По общему правилу камеральная проверка длится 3 месяца со дня, следующего за днем представления налоговой отчетности в ИФНС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Причем указанный срок не может быть продлен или перенесен. Именно в эти 3 месяца налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить дополнительные документы, связанные с проверкой (Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75).
Выездная проверка – более сложное мероприятие, которое предполагает проверку большого числа документов по проверяемому налогу на территории налогоплательщика или налогового органа (п. 1,3,4 ст. 89 НК РФ). Далее речь пойдет о ней.
За какой период налоговая может провести выездную проверку
Максимальный период налоговой проверки (выездной) – 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). То есть при вынесении решения в 2017 году налоговики могут проверить период в рамках 2014-2016 гг. А за какой период налоговая может запросить документы? Контролеры могут истребовать любые документы, непосредственно связанные с проверяемым периодом и, естественно, проверяемым налогом (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). То есть период «истребования» документов определяется периодом проверки.
Сама выездная проверка может длиться в течение 2 месяцев, а при самостоятельной проверке налоговиками филиала или представительства организации – 1 месяц (п. 6,7 ст. 89 НК РФ). Указанные сроки отсчитываются со дня вынесения решения о проведении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом выездную проверку могут:
Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы
В соответствии с НК РФ документы бухгалтерского и налогового учета, а также первичку организации и ИП должны хранить в течение 4 лет с момента окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался при расчете налога или составлении отчетности (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2012 N 03-11-11/104).
Вместе с тем Закон «О бухгалтерском учете» требует хранить первичку, регистры бухучета, бухгалтерскую отчетность, аудиторские заключения о ней в течение срока, установленного правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, раздел 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).
Вот на эти сроки и нужно ориентироваться налогоплательщику.
Также читайте:
glavkniga.ru
Периоды проверки выездной проверки
В общем случае проверяемый период выездной налоговой проверки составляет три предыдущих года. Читайте, в каких случаях и на сколько контроллеры могут расширить рамки проверки.
Содержание
- Какой период охватывает выездная налоговая проверка
- Когда проверяют период больше трех лет
По общему правилу инспекторы могут проверять три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о выездной проверке. Из этого правила есть исключения. Во-первых, налоговики могут проверять не только предыдущие, но и текущий год. Во-вторых, НК РФ называет ряд условий, при которых контролеры могут углубляться в еще более ранние периоды. Расскажем обо всем подробно.
Какой период охватывает выездная налоговая проверка
Период, охватываемый выездной налоговой проверкой, определен в п.4 ст.89 НК РФ. По общему правилу инспекторы могут рассматривать сведения и документы за три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Пример
Решение о проведении проверки вынесено 5 декабря 2018 года. Значит, инспекторы могут проверять полноту начисления и уплаты налогов за 2015, 2016 и 2017 годы.
Также период выездной налоговой проверки может затрагивать и текущий год. Дело в том, что НК РФ ограничивает нижний предел, а верхний предел ревизии не ограничен. Следовательно, инспекторы могут проверять деятельность компании вплоть до даты вынесения решения о проверки.
Пример
Возвращаясь к предыдущему примеру, дополним ответ: проверять могут не только 2015-2017 годы, но и период с 1 января до 4 декабря 2018 года.
Правомерность такого подхода подтверждается судебной практикой, например:
- Определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737,
- Постановление ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012,
- Постановление ФАС Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П,
- Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08.
За предыдущие три года инспекторы могут проконтролировать любые налоги и сборы. А за текущий год обычно проверяют полноту и правильность начисления:
- Авансовых платежей по налогам, для которых налоговым периодом является календарный год, например, налог на прибыль или имущество юридических лиц,
- Налогов с коротким налоговым периодом, например, НДС, для которого налоговый период ограничивается одним кварталом.
Совсем не обязательно, что налоговики будут проверять полностью все три предыдущие года. Они могут выбрать для проведения ревизии любые периоды в пределах предыдущих трех лет. Проверяемый период будет указан в решении о проведении выездной проверки, которое подписывает руководитель налогового органа или его заместитель.
Пример
Решение о проведении проверки вынесено 5 декабря 2018 года. На основании п.4 ст.89 НК РФ налоговики могут проверять 2015, 2016, 2017 и 2018 годы. В решении о проведении проверки указан проверяемый период: с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2017 года.
Обратите внимание: на глубину охвата не влияет год, в котором о проверке узнал налогоплательщик. Например, если решение вынесено в декабре 2018 года, а налогоплательщика ознакомили с ним уже в 2019 году, проверке подлежит период с 2015 по 2018 год:
- Три года, предшествующих году, в котором вынесено решение, то есть 2015, 2016 и 2017 годы,
- Год, в котором вынесено решение, то есть 2018 год.
Из-за того, что налогоплательщик узнал о проверке в 2019 году, глубина охвата не изменится. Важен только год, в котором принято решение, это подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).
Важные статьи
Когда проверяют период больше трех лет
Выездная налоговая проверка не всегда охватывает трехлетний период, есть исключения.
Во-первых, налоговики смогут выйти за пределы трехлетнего срока, если в рамках выездной проверки налогоплательщик представит уточненную налоговую декларацию. Контроллеры смогут охватить период, за который представлена декларация (абз.3 п.4 ст.89 НК РФ).
Во-вторых, правило трех лет не распространяется на повторные проверки, начатые в связи с подачей уточненной декларации с уменьшением суммы налога. В этом случае так же, как в предыдущем, инспекторы будут контролировать тот период, за который налогоплательщик подал уточненку (пп.2 п.10 ст.89 НК РФ).
В-третьих, не соблюдается правило трех лет при выездной проверке организации, исключенной из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Чтобы выйти за рамки трехгодичного периода, инспекторы должны выполнить два условия (п.16.1 ст.89 НК РФ):
- Проверять налог на прибыль и налог на имущество юридических лиц,
- Инициировать проверку не позднее трех месяцев после уплаты соответствующего налога.
В-четвертых, при проверке организации, которая применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции, инспекторы могут захватить любые периоды в течение срока действия соглашения. В том числе и периоды старше трех лет (п.1 ст.346.42 НК РФ).
www.rnk.ru
Какой период может быть охвачен налоговой проверкой?
Какой период может быть охвачен налоговой проверкой,важно знать бухгалтерам, юристам и руководителям компаний, чтобы иметь возможность своевременно и аргументированно отвечать на претензии налоговых органов. Какие периоды подлежат контролю при разных видах проверок, вы узнаете из нашей статьи.
Общие положения о налоговых проверках
Период камеральной налоговой проверки
За какой период могут проверять при проведении выездной проверки?
Выездные проверки за период более 3 лет
Общие положения о налоговых проверках
Налоговый кодекс РФ делегирует Федеральной налоговой службе России полномочия производить проверочные процедуры в отношении налогоплательщиков с целью контроля точности, своевременности и полноты уплаты налогов (ст. 31 НК РФ).
Проверочные мероприятия осуществляются:
- камеральный контроль — по месту расположения отделения ФНС;
- выездной — по адресу проверяемого налогоплательщика.
При этом Конституционный суд РФ разъясняет, что не предусматривается дублирование контрольных мероприятий в процессе осуществления камеральных и выездных процедур, поэтому при произведении выездной проверки не исключена вероятность выявления нарушений, которые не были выявлены при осуществлении камерального контроля (определение Конституционного суда РФ «Об отказе в принятии…» от 10.03.2016 № 571-О).
По итогам проведенных проверочных мероприятий оформляется акт по форме, соответствующей нормам приказа ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение № 23), с перечислением выявленных за время проверки нарушений. Налогоплательщик при этом может составить письменные возражения на акт, которые также будут рассмотрены налоговой службой.
Не знаете свои права?
Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
Период камеральной налоговой проверки
При осуществлении налоговой камеральной проверки контрольные мероприятия осуществляются на основании анализа документации, имеющейся в распоряжении ФНС. При этом камеральные проверочные мероприятия могут осуществляться исключительно в отношении периода, за который налогоплательщик документы предоставил. То есть в том случае, когда предприятие направило декларацию по НДС за 2-й квартал 2017 года, в рамках камеральных проверочных процедур ФНС может проконтролировать правильность расчета рассматриваемого налога только за данный квартал. В то же время для проведения проверочных мероприятий специалисты ФНС имеют право использовать данные иных отчетных периодов.
Если по итогам камеральных проверочных процедур налоговая служба делает заключение, не относящееся к периоду, за который была направлена декларация или расчет, это является нарушением и поводом подать возражения на акт проверки ФНС. Такое решение по результатам проверочных процедур должно быть аннулировано в части, выходящей за рамки допустимого для осуществления проверки периода.
За какой период могут проверять при проведении выездной проверки?
Выездные проверочные процедуры осуществляются по месту нахождения фирмы, в связи с чем проверяющие имеют доступ к большему числу документации. В этом случае контролю подлежат любые временные промежутки деятельности фирмы, которые по стандартному правилу не могут превышать 3 лет, предшествующих году принятия решения об осуществлении выездных проверочных мероприятий (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
По аналогии решается вопрос о проверяемом временном этапе в случае:
- Осуществления повторных выездных проверочных мероприятий. Данная процедура вводится с целью контроля вышестоящими подразделениями ФНС нижестоящих структур. При проведении повторных проверочных мероприятий независимо от времени осуществления первичной выездной проверки анализируется точность исчисления по тем же налогам и за те же периоды, которые также не могут выходить за рамки 3 лет (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).
- Выездного контроля реорганизуемого или ликвидируемого предприятия. Он проводится независимо от времени и предмета прошлых выездных проверочных мероприятий за период не более 3 лет (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Выездные проверки за период более 3 лет
Действующее налоговое законодательство предусматривает ряд исключений для случаев, когда период, в отношении которого осуществляются выездные проверочные процедуры, превышает предусмотренные 3 года. К числу таких исключений относятся:
- Подготовка проверяемым субъектом уточняющей налоговой декларации в рамках соответствующих выездных мероприятий (абз. 3 п. 4 ст. 89). В этой ситуации специалисты ФНС имеют право выйти за рамки 3-летнего периода и проверить промежуток времени, выходящий за рамки периода, по которому подготовлены уточняющие декларационные документы (письмо ФНС РФ от 29.05.2012 № АС-4-2/8792).
- Подготовка субъектом уточняющей декларационной документации со сниженной суммой налога (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Рассматриваемый случай предоставляет ФНС право провести повторные проверочные мероприятия, охватывающие период более чем в 3 года.
- Осуществление проверочных мероприятий в отношении резидента, выведенного из единого реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области (п. 16.1 ст. 89). Контроль таких налогоплательщиков осуществляется на базе норм ст. 288.1 и ст. 385.1 НК РФ.
- Осуществление выездной процедуры контроля в отношении налогоплательщика, использующего спецрежим налогообложения (при исполнении соглашений о разделе продукции), согласно гл. 26.4 НК РФ.
Необходимо обратить внимание на то, что к нарушениям процедуры при проведении выездной проверки не имеют отношения ситуации, когда решение вынесено налоговой инспекцией в одном году (к примеру, в конце 2016), а получено налогоплательщиком в другом (например, в начале 2017).
***
Таким образом, ответы на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка,однозначен, однако при этом важно учитывать, что законодательство предусматривает также исключительные ситуации. Что касается камеральных проверок, то проверяемый период охватывает только временной промежуток, по которому подается декларация.
nsovetnik.ru
Какой период может быть охвачен налоговой проверкой?
Какой период может быть охвачен налоговой проверкой нужно понимать руководству проверяемой фирмы, ИП и физическим лицам, чтобы определить, какой промежуток времени может интересовать должностных лиц ФНС при проведении проверочных мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Общие положения о налоговых проверках
В силу требований ст. 31 НК РФ проверочные мероприятия производятся налоговыми инспекциями с целью проверки соблюдения субъектами проверок требований налогового законодательства в части правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налоговых платежей.
Могут проводится как камеральные, так и выездные мероприятия. Их порядок в корне отличается (как и проверяемый период). Отличаются и сроки проверок. Камеральные длятся 3 месяца, а выездные – от 2 до 6 месяцев (в зависимости от того, продлевался ли срок проверки).
По итогам проверочных мероприятий почти всегда составляется акт. Форма его утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 23). Исключением является случай, когда при камеральных проверочных действиях не выявлено нарушений.
Если налогоплательщик не согласен с итоговым актом, либо с какой-либо его частью, на него могут подаваться возражения.
Период камеральной налоговой проверки
В ходе проверочных действий сотрудники ФНС анализируют декларации, представленные налогоплательщиками. Отчетность сопоставляется с данными, отраженными в иных документах, которые уже находятся в ФНС.
За какой период могут проверять при налоговой проверке деклараций? Может анализироваться только период, охватываемый предоставленной налогоплательщиком отчетностью. Например, подается декларация по налогу на прибыль за 2016 год. Налоговый орган может проверять только налоговый период 2016 года.
При проверке определенного налогового периода сотрудники ФНС вправе сопоставлять представленную декларацию с иными документами, которые не относятся к периоду проверки.
В случае, если плательщик налога по итогам проверки привлекается к ответственности за иной налоговый период – это нарушение закона. Имеется возможность оспорить акт проверки и решение о привлечении к ответственности путем подачи возражений и жалоб. По результатам рассмотрения жалобы решение о привлечении к ответственности должно быть отменено (в части, относящейся к периоду, не охваченному проверкой), а по результатам рассмотрения возражений из акта должны быть исключены суждения о допущенных нарушениях (также за период, который не должен был охватываться).
За какой период сотрудники ФНС могут проверять при проведении выездной проверки?
Выездные проверочные мероприятия куда более объемные, нежели камеральные. Более длительным является и период выездной налоговой проверки. В силу требований п. 3 ст. 89 НК охват проверки не может превышать трехлетний срок до момента вынесения решения о проведении проверочных мероприятий. Например, решение о проверке вынесено 17 февраля 2017 года. Это означает, что проверяться должен период с 17 февраля 2014 года до 17 февраля 2017 года.
По этому же принципу определяются проверочные периоды при:
- проведении повторных проверок вышестоящей ФНС нижестоящей. Должностные лица, проводя повторные проверочные мероприятия в отношении налогоплательщика устанавливают, не допущено ли нарушений при ранее проведенной нижестоящей ФНС проверке, и в случае обнаружения нарушений со стороны налогоплательщика, не выявленных ранее, вправе привлечь его к налоговой ответственности.
- проведении повторной проверки в случае реорганизации или ликвидации налогоплательщика. Такая проверка может проводиться вне зависимости от того, когда производилась предыдущая.
Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?
Законом предусматриваются исключения из общего правила, касающиеся проверяемого периода. В некоторых случаях проверяющим можно выходить за рамки трехлетнего периода, что позволяет привлечь налогоплательщика за старые нарушения.
К таким исключениям относится:
- Случай, когда налогоплательщик направляет в ФНС уточненную декларацию в ходе проведения выездной проверки и данной декларацией охватывается период, выходящий за трехлетние рамки. При таких обстоятельствах сотрудники ФНС должны проверить правильность уплаты налогов за период, находящийся за рамками проверочных мероприятий (п. 4 ст. 89 НК РФ).
- Случай, когда проверка уже завершена, однако налогоплательщик представляет уточненную декларацию, в которой отражена меньшая сумма налога, подлежащего уплате. В такой ситуации может быть принято решение о повторной проверке налогового периода, указанного в уточненной декларации (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).
- Случай, когда проверка проводится в соответствии с требованиями главы 26.4 НК РФ, когда плательщик налогов применяет специальный режим налогообложения при исполнении им соглашений о разделе продукции, что предусмотрено ст. 346.2 НК РФ.
Трехлетний период проверки исчисляется не до даты вручения решения о проверочных мероприятиях налогоплательщику, а до момента его вынесения. Например, если решение было вручено в 2018 году, а вынесено в 2017 году, проверкой не может дополнительно охватываться период с момента вынесения решения до момента его вручения.
***
Итак, в публикации дан исчерпывающий ответ на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка (а также камеральная). Как правило, ответ на данный вопрос однозначен, однако закон предусматривает некоторые исключения, оговоренные выше.
zakoved.ru
Какой период может быть проверен налоговой инспекцией в ходе выездной налоговой проверки?
Статьей 89 НК РФ регламентирован порядок проведения выездной налоговой проверки (ВНП). Согласно п. 4 названной статьи в рамках ее может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Из содержания данной нормы следует, что закон не предусматривает прямого запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года.
Вправе ли налоговый орган в ходе выездной проверки проверить незавершенный период текущего календарного года? В каких случаях налоговая проверка может быть проведена в период, превышающий три календарных года?
Три года и не более
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Иной проверяемый период ВНП для участников РИП
Налоговым законодательством предусмотрено, что в рамках выездной проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта (РИП) может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, в том случае, если капитальные вложения в соответствии с региональным инвестиционным проектом должны быть осуществлены в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 1, 2 ст. 89.2 НК РФ).
Напомним, предметом выездной проверки налогоплательщика — участника РИП, помимо правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, является соответствие показателей реализации РИП требованиям, предъявляемым к РИП и их участникам, установленным НК РФ и законами соответствующих субъектов РФ.
РИП для целей налогового законодательства — это инвестиционный проект:
— целью которого является производство товаров;
— удовлетворяющий требованиям, установленным в ст. 25.8 НК РФ.
Более трех лет проверки для субъектов,
заключивших соглашения о разделе продукции
Глава 26.4 НК РФ устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения (ст. 2 Закона).
В статье 346.42 НК РФ указано, что при выполнении соглашений выездной проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положений ст. 87 НК РФ начиная с года вступления соглашения в силу. (При этом выездная налоговая проверка инвестора по соглашению или оператора соглашения в связи с деятельностью по соглашению не может продолжаться более шести месяцев.)
Следовательно, если налогоплательщик не является участником РИП и не выполняет соглашение о разделе продукции, то срок проведения в отношении его выездной проверки в силу требований абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ не должен превышать трех календарных лет.
Что может увеличить проверяемый период?
Подача «уточненки»
В случае представления налогоплательщиком уточненной декларации в рамках соответствующей выездной проверки проверяется период, за который представлена «уточненка» (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ). Причем момент представления уточненной декларации (во время проведения выездной проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет.
Как указал АС МО в Постановлении от 12.09.2017 N Ф05-12295/2017 по делу N А40-230080/2016, в случае подачи уточненной декларации с суммой налоговых обязательств к уменьшению по сравнению с ранее заявленными обязательствами за период, который уже подлежал выездной проверке, налоговый орган наделен правом проведения повторной выездной налоговой проверки исчисленных в корректировочной декларации сумм налоговых обязательств на предмет их обоснованности, документальной подтвержденности и достоверности. С правом налогоплательщика на подачу уточненной декларации корреспондирует полномочие ИФНС на ее проверку. Законодательство не запрещает подавать уточненную декларацию после окончания проверки данного периода, в связи с чем в НК РФ имеется норма о возможности проведения повторной налоговой проверки уточненной декларации. Абзацем 6 п. 10 ст. 89 НК РФ определено, что в рамках повторной выездной проверки рассматривается период, за который представлена уточненная декларация. Данное правило исключает применение сроков проведения выездной налоговой проверки, установленных абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ.
С учетом изложенного проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки.
Отчетные периоды текущего года, в котором назначена ВНП
Допускается ли увеличение определенных налоговым законодательством трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о назначении проверки на отчетные периоды текущего года?
В Постановлении ФАС ЗСО от 05.06.2014 N А27-16093/2013 (Определением ВС РФ от 09.09.2014 N 304-КГ14-737 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам для пересмотра в порядке кассационного производства) сделан следующий вывод: п. 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года (см. также Постановления АС ПО от 01.04.2015 N Ф06-22149/2013 по делу N А12-24142/2014, ФАС ДВО от 26.02.2013 N Ф03-453/2013 (Определением ВАС РФ от 26.04.2013 N ВАС-4862/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора)).
С позицией судебных органов солидарны и чиновники налогового ведомства (Письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).
На основании изложенного выездная проверка может охватывать текущий период, в котором она проводится. Законодательством не установлен запрет на осуществление подобных действий контролеров, следовательно, проведение инспекцией выездной проверки, в том числе и отчетного периода текущего года, не нарушает прав налогоплательщика. В случае подачи жалобы на соответствующие действия налогового органа с требованием о признании недействительным решения о привлечении к ответственности по причине нарушения инспекцией установленных сроков проведения выездной проверки рассчитывать на благосклонность судебных органов не приходится.
pravobez.ru
Налоговые проверки — Налоговая.ру
7
Порядок проведения ВНП
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании Решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика нет возможности предоставить рабочие места для проверяющих, то по заявлению налогоплательщика проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Проверки могут быть:
- тематические: по одному или нескольким налогам;
- комплексные: по всем налогам
Началом проверки считается дата вынесения Решения на проверку.
Окончанием проверки считается день составления справки о проведенной проверке.
Проверяемый период не должен превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено Решение о проведении проверки. Если в ходе проведения ВНП представлена уточненная налоговая декларация, то проверяется период, за который она представлена.
За один и тот же период по одним и тем же налогам налоговый орган имеет право провести только одну проверку.
В течение календарного года в отношении одного налогоплательщика налоговый орган может проводить не более двух проверок.
ВНП не проводятся за период, за который проводится налоговый мониторинг, за исключением следующих случаев:
- проведение ВНП вышестоящим налоговым органом;
- досрочное прекращение налогового мониторинга;
- невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
- представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации на уменьшение налога к уплате в ходе проведения мониторинга.
Продолжительность ВНП не должна быть более 2-х месяцев, данный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях до 6-ти месяцев.
При проведении налоговым органом самостоятельно проверки одного филиала или представительства, срок ее проведения не должен быть более 1 месяца.
ВНП может быть приостановлена: для истребования документов (п. 1 ст.93.1 НК РФ), проведения экспертиз, получения информации от иностранных государственных органов, перевода документов с иностранного на русский язык. Срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев. Во время приостановления налоговому органу нельзя истребовать документы у проверяемого налогоплательщика и проводить действия на его территории в рамках указанной проверки.
ВНП при ликвидации или реорганизации налогоплательщика проводится за три предшествующих календарных года.
nalogovaya.ru