По речи тренинг – упражнения на дикцию, методики усовершенствования речи

Содержание

упражнения на дикцию, методики усовершенствования речи


Хотите чтобы ваш ребенок в будущем стал теле- или радиоведущим, известным актером? Сами планируете построить успешную карьеру на сцене? Тогда нужно долго и упорно заниматься развитием сценической речи. Методика обучения включает разнообразные упражнения на дикцию. Есть специальные занятия по актерскому мастерству как для взрослых, так и для детей. Хотите узнать что такое сценическая речь и выучить простые упражнения для развития речевого аппарата? Тогда читайте эту статью до конца.

В чем особенность сценической речи?

Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Как быстро усовершенствовать технику речи?

Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

Варианты упражнений для постановки дыхания

Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот. Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.

  • Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
  • Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
  • Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

Совершенствуем артикуляцию

Чтобы произношение отдельных звуков было внятным и четким, нужно постоянно тренировать органы, отвечающие за артикуляцию.

Урок нужно начинать с простого проговаривания гласных, согласных звуков и простых связок. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал громко и ярко, не так как в обычной повседневной жизни.

Различные скороговорки также помогают тренировать речевой аппарат. Такие стишки нужно, наоборот, произносить очень тихо, шепотом. Постепенно темп прочтения и громкость увеличивайте. Рассмотрим несколько простых вариантов скороговорок для усовершенствования сценической речи.

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если вы уже довольно давно посещаете уроки сценической речи, можете постепенно усложнять себе задачу, разучивая более длинные и сложные скороговорки. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть самую длинную скороговорку в мире «Лигурию», можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи

Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:

  • Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
  • Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
  • Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.

  • Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
  • Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
  • Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.

Упражнение «Язык без костей»

Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

  • Ваш язык начинает работать очень четко;
  • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
  • Произношение звуков становится более четким и правильным.

Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

  • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
  • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

Простое упражнение «Пробка»

Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

  • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
  • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
  • Улучшить дикцию и речь.

Специалисты утверждают, что упражнение «Пробка» полезно не только для будущих ораторов и актеров, но также для всех, кто хочет на долгие годы сохранить красоту и молодость кожи лица.

Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку.
Зажмите пробку в передних зубах. Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже. Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование. Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего. После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

Методы обучения сценической речи

Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

  • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
  • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
  • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
  • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.

vseorechi.ru

Блог Елены Клейменовой | 5 самых простых упражнений для развития красивой речи

Ни для кого ни секрет, что умение красиво говорить, правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне. Умение убеждать людей-дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника? Вот пожалуй один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес, кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе.
Развивать навыки красивой речи необходимо всегда.  Делать это можно как самостоятельно так и посещая тренинги, вебинары по ораторскому мастерству.

Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать «шутя». Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.

 Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.

Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на «кривляние» перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику с удовольствием.
Упражнение 2.Скороговорки.
Возьмите любую подборку скороговорок, и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не «съедая» звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
Ниже привожу подборку скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.

3) Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.

Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
Упражнение 4.Чтение вслух.
Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст в вашем исполнении всякий раз.
Упражнение 5.Пересказ.
Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов.  Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.

Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то, что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.

С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.

Елена Николаевна

Вы можете связаться удобным для Вас способом:

Телефон: 8-963-962-75-03

E-Mail: [email protected]

Елена Николаевна

Подпишитесь на обновления блога через Google, Twitter, Vkontakte или Facebook.

lenakleimenova.ru

Упражнения по сценической речи: чтобы ваш голос услышали

Довольны ли вы тем, как говорите? Может, хотели бы перестать тараторить, когда нервничаете? Не шептать, опустив глаза, а спокойно отстаивать свое мнение? Справиться наконец с тем, что каждый раз, когда вам нужно выступать, у вас перехватывает горло? Смотреть собеседнику прямо в глаза?

Голос может многое рассказать о нас. Не умеем говорить звучно – значит, по какой-то причине не выпускаем свою природную энергию, силу. Говорим монотонно – возможно, нам просто не хватает игры, и не только в голосе, а и в жизни? Сбиваемся или тараторим против воли – значит, пора разобраться с тем, что происходит в нашей жизни не по нашей воле. Не нравится собственный тембр – самое время найти «свое», природное звучание. И понять, что один голос звучит как скрипка, другой – как виолончель, третий – как контрабас, и ни один не хуже остальных.

Вот несколько упражнений для того, чтобы ваш голос услышали. Их делают студенты в театральных вузах.

Правильное дыхание – это когда вам легко

Важно прислушаться к себе: кое-где в разговоре мы замедляем дыхание, притормаживаем. Кто-то – на выдохе, некоторые – на вдохе. Не потому ли и перехватывает голос в ответственный момент?

Работа над голосом начинается с постановки правильного дыхания. «Дышать полной грудью, так, чтобы она вздымалась вверх, – забудьте об этом, – говорит Филипп Хитров, преподаватель сценической речи в театральной студии «Бенефис». – Правильное дыхание – брюшное. Не только у нас, людей, но и во всем животном мире: вы когда-нибудь видели кота, который бы дышал грудью?»

Наша речь – это звучащий выдох. Значит, набирать полные легкие воздуха, как перед прыжком в воду, не нужно. Наша цель – мощный короткий вдох и легкий, неосознаваемый выдох без напряжения. Учитесь «дышать спиной» – чувствовать, как ребра раскрываются, словно жабры у рыбы.

Но самое главное ощущение, которое должно быть у вас перед тем, как заговорить, – вам легко! Так, как бывает легко в море парить над глубиной с маской, или скользить на лыжах, или катиться с горы. У каждого есть такое воспоминание – найдите его и вспоминайте эту картинку накануне выступления.

Мы не говорим «в пространство». У наших слов всегда есть адресат, мы передаем их ему, как ценную посылку

Упражнение 1.  Убрать мышечные зажимы как можно дальше от горла

Обдумывая то, что мы собираемся сказать, мы забываем, что перед выступлением точно так же нужно подготовить и наше тело. Нужны простые энергичные движения, чтобы снять напряжение в теле.

Поднять обе руки вверх и резко сбросить их вниз с выдохом: «Ха!» Повращать головой, максимально резко бросить плечи вверх, «к ушам», затем вниз.

Встряхнуть кисти рук, несколько раз поболтать руками, как тряпичная кукла.

Произнести «рррр» (это называется – «шампанское для языка»), прокричать «ла-ла-ла», протянуть «иииии», чтобы звук упал от самой верхней ноты к самой нижней.

Вспомните, как мы любили это делать в детстве!

Упражнение 2. Бросать звук точно в цель

Как мы говорим? Торопливо или куда-то в сторону. А ведь сказать: «Алексей!» – это как добросить мячик этому Алексею прямо в руки. И то, как именно вы произносите это слово, для него очень важно.

Потренируйтесь обращаться друг к другу, бросая теннисный мяч. Упражнение полезно для тех, кто не часто смотрит на собеседника: не установив контакт глазами, можно промазать.

Многие актеры слушают свой голос в записи — чтобы привыкнуть, полюбить его и уже с этой любовью идти к зрителям

Упражнение 3. Говорить так, чтобы вас было слышно

Это упражнение для тех, кто говорит еле слышно, «в себя». Его очень любят в группах сценической речи.

Представьте, что мы стоим на берегу реки и нам нужно позвать паромщика с другого берега. Как в фильме «Волга-Волга». В том, чтобы «добросить» звук, участвует все тело: берем звук в правую руку, размахиваемся изо всей силы, снизу, и «бросаем» его на 100 метров вперед – «Эй, парооомщииик!» А теперь еще дальше – на километр.

Зачем это делать? Чтобы понять: мы не говорим «в пространство». У наших слов есть адресат, мы буквально передаем ему свои слова, как ценную посылку, заботясь, чтобы он получил их в целости.

Найти «свой» голос

Большинство женщин искусственно завышают голос, сжимая гортань. Почему-то нам кажется, что так правильнее. Голос становится плоским и неестественным.

Наша цель – найти свой настоящий, природный, грудной голос. Ведь наш голос так же уникален, как отпечатки пальцев. И если он ниже, чем у других, – в этом и есть его красота.

У голоса много характеристик. Каждая из них влияет на то, как нас слышат и воспринимают.

Тембр – это на самом деле о том, что чувствуют люди, когда слышат ваш голос. Какой он для них? Чистый, нежный, медово-тягучий, бархатный, теплый, как чашка шоколада…

Очень полезное упражнение – записать свою речь и прослушать, как она звучит со стороны. Сразу могу сказать, что, скорее всего, вам поначалу не понравится. Но так делают многие актеры, именно для того, чтобы привыкнуть, полюбить его звучание и уже с этой внутренней любовью к своему голосу идти на сцену, к людям. Это упражнение нужно повторять несколько раз, чтобы объективно оценить также, чем он может быть неприятен тем, кто его слышит. Ведь очень многие ошибки дикции можно исправить с помощью специальных упражнений.

Просодия (проще говоря, монотонность) – это, если смотреть глубже, то ощущение внутренней свободы, которые вы передаете другим в каждом своем слове. Если ее нет, голос звучит скучно, на одной ноте.

Немногие знают, что у голоса есть и такая характеристика, как регистр. Вы можете «поместить» свой голос внутрь тела, и тогда он будет звучать из груди (о таком говорят – «задушевный голос»), из живота (утробное, вкрадчивое звучание, воркование), «из головы» (полетный, летящий голос). Это связано с тем, какой внутренний резонатор нашего тела используется.

Утробный голос воспринимается окружающими как сексуальный, полетность звучания особенно ценна для тех, кто поет или выступает перед большой аудиторией. Грудной голос звучит громко без усилий.

Как понять, что вы нашли «свой» голос? С ним резонирует все тело: даже кончики пальцев вибрируют, когда вы произносите слова. И звучит этот природный голос только на определенной, «вашей» ноте: стоит взять выше или ниже – и вибрация пропадет. Мистика какая-то…

Театральный принцип тренировок таков: сделать сложное привычным, привычное – легким, легкое сделать удовольствием

Упражнение 1. Найти «свою» ноту

Одну ладонь положите на грудь, вторую на макушку, громко произнесите «ммммм» сквозь закрытые губы. Меняйте высоту звука, пока не почувствуете, как под ладонью вибрируют и грудная клетка, и голова. Это значит, вы поймали свое природное звучание, нашли природный голос.

Упражнение 2. Освободить гласные звуки

Это упражнение особенно полезно для тех, чей голос звучит глухо, в нос. Причина в том, что напряжен ваш язык. Сдерживаемые слова, подавленные эмоции, невыплаканные обиды – все это приводит к зажимам гортани.

Наша цель – «уложить» язык так, как его укладывает доктор, когда проверяет горло. Самостоятельно, волевым усилием это получается не сразу. Но есть простое упражнение – попробуйте зевнуть с закрытым ртом, сжав челюсти. Вы почувствуете, как язык сам опускается вниз, давая волю широкому потоку воздуха. Запомните это ощущение. Любой гласный звук, даже «И», нужно произносить на таком широком раскрытии гортани.

Упражнение 3. Сделать четкими согласные звуки

А вот с согласными все наоборот. Нас и не слышат по большей части из-за того, что мы их смазываем, «проглатываем», не произносим четко, как Гермиона Грейнджер из «Гарри Поттера».

Это создает ощущение небрежности, будто мы сами не ценим и не считаем важным то, что собираемся сказать. Чтобы было легче говорить, представьте такую метафору: гласные как река, согласные – как берега. Река течет плавно и свободно, когда берег не размыт.

Попробуйте такое упражнение: произнесите любую скороговорку, но без гласных (например, «От топота копыт пыль по полю летит»). Это вполне возможно – более того, вас даже поймут.

Напишите на листе целый «рассказ» из скороговорок и прочтите его… зажав между зубами пробку. Она будет мешать вам произносить согласные – делайте больше усилий! Студенты театральных вузов даже продевают сквозь пробку нить, чтобы носить ее шее и тренироваться в свободную минуту.

Да, тренировки речевого аппарата такие же упорные, как тренировки в спорте. Театральный принцип таков: сделать сложное привычным, привычное – легким, легкое – удовольствием.

Упражнение 4.  Дикция – это важнее, чем вы думаете

Очень простое задание: произнесите «Король – орел» три раза подряд. Скорее всего, вы не собьетесь. Но о четкости дикции можно говорить, когда вы не будете сбиваться, произнеся эту фразу 30 раз без остановки.

Зачем это делать? Когда вы владеете своей речью, это уже придает вес всему, что вы скажете. И это значит, что вы уважаете и себя, и своего собеседника, и то, о чем вы с ним ведете разговор.

***

Как быть, если трудно даются первые слова? Психофизика предполагает, что как ум связан с телом, так и тело – с умом. Попробуйте простое упражнение: быстро потирая руки и разминая каждый палец, говорите все что угодно – не задумываясь, без пауз. Сначала это непросто, но с каждым разом будет все легче. А потом перед тем, как заговорить, достаточно будет одного такого движения – и речь польется сама!

Знакомство с собственным голосом, его возможностями, – процесс небыстрый, но регулярно выполняя эти несложные упражнения, вы обязательно увидите результат.

И напоследок еще один старый театральный совет застенчивым и тем, кто боится говорить перед аудиторией. На вас смотрят? Надо этот шар поймать и отбросить в зал, снова принять и бросить – и так раскачать аудиторию.

Об эксперте

Филипп Хитров – актер, преподаватель театральной студии «Бенефис».

Читайте также

www.psychologies.ru

Тренинг техника речи — развитие и постановка голоса

Техника речи – это совокупность умений и навыков, позволяющих человеку добиться оптимального звучания своего голоса. Это качество произношения и наполнения смыслом своей речи.

Развитие техники речи включает в себя несколько этапов: постановка речевого дыхания, постановка голоса, улучшение дикции, постановка интонации, развитие логики, удерживать внимание.

Что дает навык техники речи?

  • Выносливость голоса
  • Уверенное звучание голоса, вызывающее чувство надежности и доверия
  • Управление дистанцией со слушателями
  • Влияние голосом (словесное воздействие)
  • Четкое и ясное произношение сокращает время восприятия информации слушателями, а значит экономит время и увеличивает эффективность речевого действия

Речь – это инструмент, с помощью которого мы можем воздействовать на других людей.
Тренинг «Техника речи» — это качественная настройка звучания своей речи.

Тренинг: «ТЕХНИКА РЕЧИ»

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:

  • Развитие техники речи — речевое дыхание
  • Поставить голос на «опору» звучания
  • Открыть и укрепить природный голос
  • Добиться ясного и четкого произношения – улучшить дикцию
  • Разобраться в логике речи – выступать выразительно и интересно
  • Воздействовать словом – захватывать внимание
  • Научитесь выступать без стресса

ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА:

БЛОК 1: РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
  • Воспитать вдох «животом»
  • Активировать носовое дыхание
  • Отработать навык бесшумного вдоха.
  • Скоординировать работу мышц вдыхателей и выдыхателей – «опора» звука.
БЛОК 2: ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ
  • Тонизирование мышц участвующих в процессе голосообразования и отвечающих за звучность и полётность голоса.
  • Активация резонаторной системы, которая рождает индивидуальный тембр голоса,
  • Работа с диапазоном
  • Воздействие голосом
БЛОК 3: ДИКЦИЯ И ОРФОЭПИЯ
  • Уклад гласных и согласных звуков
  • Воспитание ритма, координации
  • Тренировка в звукосочетаниях, словосочетаниях, скороговорках
  • Воздействие словом
БЛОК 4: ЛОГИКА РЕЧИ
  • Законы и правила логики речи
  • Отработка на текстах

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ:

  • лекция,
  • групповые практические занятия,
  • работа в малых группах.

85% тренинга – это практические занятия


ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:

  • Владельцы и управляющие бизнесом любого масштаба
  • Руководители и сотрудники подразделений
  • HR – специалисты, маркетологи
  • Коучи, бизнес – тренеры, психологи, консультанты.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Общее время проведения: 8 часов – 1 день, с 9.00 до 18.00

 


ВИДЕО ТРЕНИНГА: «ТЕХНИКА РЕЧИ»

 


ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГА: «ТЕХНИКА РЕЧИ»

 

ЕКАТЕРИНА ТАЧЕВА

Бизнес тренер

Дипломированный педагог по сценической речи (Диплом Т.И.им Б.Щукина),
Дипломированный специалист по этикету (Диплом международной академии Этикета)


 
Посмотреть презентацию: «ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРТ» — ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

first-expert.ru

Конспект занятия по сценической речи «Речевой тренинг. От движения к слову» 7-8 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр музыкально — хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт- Петербург

Конспект

занятия по сценической речи

«Речевой тренинг. От движения к слову.»

подготовила

педагог дополнительного образования

Каборда Мария Сергеевна

г. Санкт- Петербург

2015

Название занятия: «Речевой тренинг. От движения к слову.».

Цель: ознакомить детей с основными, первоначальными элементами актерского мастерства

Задачи:

Образовательная:

— освоение начальных теоретических знаний, практических умений и навыков в области сценической речи

— формирование представления о различных приемах и возможностях выразительности театрального искусства

Развивающая:

-воспитать свое слуховое внимание

— сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь.

— воздействие на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения в богатый мир родной речи во всех ее видах — чтении, говорении, аудировании, письма

-развитие связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом успешной деятельности учащихся

— развитие внутренней свободы личности ребенка (освобождение от лишнего напряжения, мешающего творческой работе – «творческих зажимов») и внешней координации движений и чувств;

— развитие чувства пространства и композиции;

— развитие творческих способностей ребенка;

Воспитательная:

— способствование формированию нравственных качеств личности ребенка: толерантности, ответственности, активной жизненной позиции, приобщая детей к духовно-нравственным и культурным ценностям;

— воспитание общей коммуникативной культуры ребенка, тактичности, доброжелательности, открытости;

— совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.

Приемы

Беседа, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальные, коллективные.

Тип занятия:

Комбинированный.

Оборудование и материалы:

Музыкальный центр, салфетки, плакаты алфавита, фонограммы, колокольчик.

План-конспект занятия

Введение в тему:

Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра, и входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству учащихся, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Главной целью занятий сценической речью является овладение учащимся мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью будущего актёра требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником. Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного материала.

Занятия по «Сценической речи» направлены на выполнение важной задачи в системе обучения школьников – научить действовать словом в предлагаемых обстоятельствах.

В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки, который состоит из нескольких этапов ( голосо- речевой тренинг).

Итак начинаем мы всегда с разминки на освобождение мышц и суставов.

10. Темпо-ритм речи.

11. Мелодика и логика речи.

12. Эмоциональный тембр.

Рече — голосовая гимнастика.

Разминка на освобождение мышц и разогрев суставов:

Упражнения для шеи и головы:

Упражнения для плеч и рук:

  • разогрев ладоней;

  • массаж ушных раковин;

  • круговые движения плечами;

  • массаж лица.

Разогрев суставов:

Вибрационный массаж на головной и грудной резонаторы;

Артикуляционная гимнастика для языка, губ, щек.

Упражнения:

  • улыбка-хоботок;

  • часы;

  • уколы языком,

  • золотая рыбка.

  • Варенье

  • Переворачивание языка

— Следующим этапом будет тренинг, опирающийся на наработанные умения в скороговорении. Важной деталью является то, что цель не БЫСТРО проговорить текст скороговорки, а КАЧЕСТВЕННО БЫСТРО его произнести!

Дикционный тренинг.

Материал на скороговорках:

Сшит колпак, да не по- колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и жонглируя ножами штуку кушает инжира.

Скороговорун скороговорил выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но заскороговорившись выскороговаривал, что все скороговорки не перескороговорить, не перевыскороговорить.

  • в разных регистрах,

  • с сомкнутыми челюстями,

  • с языком под верхними альвеолами,

  • — с прыжками на одном дыхании.

— Двигаемся далее! Обязательным пунктом на занятиях сценической речью стоит дыхательная гимнастика. Сегодня я предлагаю вспомнить упражнения по системе Стрельниковой.

Дыхательные упражнения Г.Стрельниковой

  • «сирень»,

  • «насос»

  • «стол»

— Молодцы! А теперь перейдем к самой любимой части занятия. Подключаем фантазию, воображение и т.д., ведь занятия сценической речью должны быть не только «сухой тренировкой» , а синтезом упражнений для широкого спектра развития творческой личности.

Развитие слухового внимания и памяти, внимания и воображения.

Прослушивание композиции П.И. Чайковского «Танец феи дражже»

  • прослушав песню, каждый из обучающихся, должен выразить одним словом эмоциональное ощущение от этого произведения (упражнение «снежный ком» на ассоциативный ряд),

  • после обсуждения сделать вывод — одинаково ли всеми воспринимаются произведения искусства. (напрашивается вывод о субъективности восприятия произведений искусства.)

Упражнение на внимание «Построение»

  • по первой букве своего имени ,

  • по росту,

  • по цвету волос.

Упражнения на импровизацию « Смешные походки»

  • одна походка,

  • две разнохарактерные походки «через точку»,

  • походки со звуками

Заключительная часть

— Прекрасно! Я надеюсь, все сегодня получили радость от нашего творческого трудового процесса ,ведь именно только так можно сформировать коллектив единомышленников, в идеале коллектив индивидуальностей, где будет царить творческая атмосфера, атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, взаимной ответственности за результаты коллективного труда.

Анализ работы. Подведение итогов занятия.

Обсуждение вместе с детьми интересных моментов, открытий, творческих впечатлений от упражнений .

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.– Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996

  2. Библер В.С. Мышление как творчество.– Москва: Политиздат, 1975

  3. Белюшкина И.Б, Витковская Ю.Н., Никитина А.Б. Театр, где играют дети. — Москва: Владос, 2001

  4. Бруссер А.М. Основы дикции. – Москва: Реглант, 2005

  5. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – Москва: Музгиз, 1962

  6. Выготский Л. С. Воображение и творческие способности в детском возрасте. — Москва: Просвещение, 1967

  7. Ганелин Е.Р. Школьный театр.- Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2002

  8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг — С-Пб: Планета музыки, 2007г.

  9. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – Москва: Горбунок, 1992

  10. Жабровец М.В. Тренинг воображения. – Тюмень: ТГИИК, 2002

  11. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, — Москва: Просвещение, 1974

  12. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг сб. Театр практические занятия. – Москва: ВЦХТ, 2001

  13. Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. – Москва: ВТО, 1970

doc4web.ru

Голосо-речевой тренинг с элементами актерского мастерства для детей 6-7 лет

МАДОУ №33  «Детский сад общеразвивающего вида»

Голосо-речевой тренинг

с элементами актерского мастерства

для детей 6-7 лет

Подготовила и провела

педагог высшей квалификационной категории,

музыкальный руководитель

Елена Валерьевна Бутова

Кемерово 2015

Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса.

Цели:

  • развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками
  • развивать умение изображать  эмоции, используя голос, мимику, жесты
  • развивать интонационную выразительность
  • развивать  творческий потенциал каждого ребёнка, способности к импровизации
  • формировать творческое воображение, фантазию

Оборудование:

 — музыкальная аппаратура, фонограммы;

 — пиктограммы эмоций

 

Артистическая разминка «Поздороваемся»

Скажем: «Доброе утро!» со следующей интонацией:

— с радостью

— с удивлением

— как  президент страны

— как хитрая лиса

— как злой волк

— как уставшая бабушка

— как добрая мама, когда будит ребёнка

Дыхательная гимнастика:

Первый вид дыхания – спокойное (плавно звучащая речь “Ночной лес”)

                                 Упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

Второй вид дыхания – волевой, на сдержанном темпераменте

— “насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
— “лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

Опора звука:

Самое важное в речи: звук должен опираться не на голосовые связки, а на диафрагму.

                                      Упражнение ”Подлаивание”
— собака проснулась: ав!ав!ав!
— цирк: алеее-Ап!
— команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!

Игра на развитие дикции «Снежки»

Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками: птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги…, вспи…, взжи…, вздри… и тд…

Затем «играем в снежки». Произносим четко и громко, бросая воображаемый снежок,  скороговорки:

 «Жужжит над жимолостью жук»,

«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»,

«В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега»,

«Шесть мышат в камышах шуршат»

Упражнение «Эхо».

Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства «Ау-у-у!». Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо», необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посыла звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор». А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки

«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку»

«Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз»

Диапазон голоса

(регистры: нижний, средний высокий)

Упражнение «Медвежонок по весне»

Маленький медвежонок  просыпается весной в берлоге. Звук «а» — низкий регистр (руки на животе), лучик солнца пробился в берлогу – средний регистр (руки на груди), высунул голову и увидел солнышко – высокий регистр (руки на голову). Затем произнести звук

«а-а-а-а-а»  вверх-вниз без пауз. (далее «о, у, и, э, ы)

Скороговорка на развитие диапазона:

Шли семеро стариков,

Говорили старики про горох.

Первый говорил горох хорош,

Второй говорил горох хорош,

Третий говорил горох хорош,

Четвёртый говорил горох хорош,

Пятый говорил горох хорош,

Шестой говорил горох хорош,

Седьмой говорил горох плох!!!

Виды эмоций

Показать эмоции при помощи мимики и жестов:

    радость         грусть         удивление      испуг        злость       неприязнь

                                 

 

Интонационная выразительность.

        Фразы:  «Ну вот и всё…», «Я люблю манную кашу», «Ура! Скоро новый год!»

     Произнести:

  • кровожадно,
  • печально,
  • радостно,
  • злостно,  
  • удивлённо,
  • устало.

Скороговорки с жестом и движением:

Ехал Грека через реку,

           Видит Грека в реке рак,

           Сунул Грека руку в реку,

           Рак за руку Греку цап!!!

Стихи в движении:

Дети самостоятельно, либо с помощью педагога придумывают жесты и движения к стихотворениям, при этом используют мимику, навыки «оценки».

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорости переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы — шофёры хоть куда!

Песня в движении «Виноватая тучка»

Анализ литературно-музыкального материала: про что песня, какие картины видения возникают при чтении текста песни, о чем песня.

1. Злую тучку наказали:

— Ты плохая!- ей сказали.

И она заплакала:

Да, кап-кап-кап-закапала.

 

Припев: Кап-кап-кап…

Дождик пошёл!

Кап-кап-кап…

Дождик пошёл!

 

2. Мыши сразу задрожали —

Мыши в норки побежали.

Полетели птиц вниз,

Да птицы сели под карниз.

 

Припев: Кап-кап-кап…

Дождик пошёл!

Кап-кап-кап…

Дождик пошёл!

 

3. Пёс по имени Барбос

Струсил не на шутку —

Еле ноги он унёс

В свою собачью будку.

Припев: Кап-кап-кап…

Дождик пошёл!

Кап-кап-кап…

Дождик пошёл!

  4. Ну а мы с тобой не тужим —

Босиком бежим по лужам!

Брызги прямо ввысь летят,

С тучею встречаются.

А потом они назад

Да с неба возвращаются!

 

Припев: Шлёп…шлёп…шлёп…

Шлёп…шлёп…шлёп…

Шлёп…шлёп…шлёп…

Дождик идёт!

Шлёп…шлёп…шлёп…

Дождик идёт!

 

5. Тучку бедную простили.

Тучку с миром отпустили.

Тучка плакать перестала,

А потом совсем пропала.

    Кап-кап-кап…

    Дождик прошёл!

    Кап-кап-кап…

    Дождик прошёл!

    Кап-кап-кап!

Список литературы.

  1. Савкова З.В. “Техника звучащего слова” издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургской государственной академии культуры. План 1997 года.
  2. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. / М.Н.Щетинин – М.: Метафора, 2006. – 128 с.
  3. Леокарди, Е.И. Дикция и орфоэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи. / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.
  4. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко – М.: Просвещение, 1984 г
  5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / Изд-во Института Психотерапии. – М., 2001.
  6.  Л. М. Шихматов Сценические этюды / «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,  М., 1986.
  7. К.С.Станиславский. Работа актера над собой.  Ч.1 – М.: Изд.  “Искусство”, 1954
  8. Театр, где играют дети: Учеб. — метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов./ Под редакцией А.Б.Никитиной–М.: Изд.центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.
  9. Станиславский К.С., Сочинения,  том 3 с. 128, с. 110-111.
  10.  Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд.«Гном и Д», 2010
  11. В. Дмитриева Скороговорки и чистоговорки для развития речи / АСТ, Астрель, 2008

nsportal.ru

Голосо-речевой тренинг

Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.


1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием – умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания – спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”

упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания – волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”

“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

1.3. Третий вид дыхания – эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе – “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.

2.1. Голос. Атаки:

мягкая – свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая – связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная – воздух выдыхается до смыкания связок – голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм – до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”

2.2. Опора звука:

САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ.

”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя – не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):

Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие диапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

2) ”Гулянки”
Айда гулять!
Уля
Оля
Эля
Аля

3) “Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой – вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.

 

Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!

5. Темпо-ритм речи

Иными словами – это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) – Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) – Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

по материалам:
учебного пособия “Техника звучащего слова” Савковой З.В.
Зинаида Васильевна Савкова (1925-2010) – заслуженный деятель искусств России; академик Петровской академии науки и искусств; кандидат искусствоведения, профессор СПбГУКИ; актриса и режиссёр театра «Родом из блокады»; член Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Зинаида Васильевна создала уникальную методику постановки речевого голоса, высоко оценённую учеными и ведущими театральными деятелями России и зарубежных стран. В 70-х годах XX века она возглавляла знаменитую на весь Союз школу ораторского искусства при обществе «Знание», где она до последнего времени читала лекции. У профессора Савковой сотни учеников и последователей, среди которых – народные и заслуженные артисты, режиссёры русских и национальных театров, педагоги многочисленных театральных школ страны и зарубежья. Её идеи и методы по обучению речевому мастерству получили всемирное признание.
cочинений Станиславского К.С., том 3

Некоторые упражнения лучше всего делать после того, как услышишь, как его делают правильно другие.

www.eqpersonal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о