ее сущность и история :: SYL.ru
Республиканская форма правления является наиболее популярной формой устройства государственной политической власти в современном мире. В основе такого правления лежит идея о том, что исконным источником власти является народ, а следовательно он имеет право и должен принимать участие в управлении государством. Такое управление реализуется через систему избрания населением, прямо или косвенно, всех органов власти: президента, парламента, кабинета министров, представителей судебной системы. Это избрание происходит на регулярной основе, и в его ходе органы правительства постоянно меняются.
Особенности устройства в мире
Таким образом, республиканская форма правления подразумевает, что любой аппарат власти в стране в своих действиях отвечает интересам широких масс населения и является их избранником прямо или опосредствованно.
Так, например, кабинет министров формируется избранным президентом. Кроме того, в современном мире республиканская форма правления предполагает обязательное разделение ветвей власти. Обычно их существует три: исполнительная, законодательная и судебная. Но бывают и исключения. Так, в Китае еще выделяются учредительная, избирательная, юридическая, экзаменационная и контрольная ветви. Подобные властные органы, призванные осуществлять дополнительный контроль, существуют и в некоторых европейских странах.Происхождение и история республики
Такая форма устройства политической власти существовала еще в древнем мире. Впервые она была очерчена в античных греческих полисах и Римском государстве времен его ранней истории. Вместе с тем уже тогда республиканская форма правления на практике продемонстрировала, что может быть разной.
В данном случае речь идет о вариантах демократической республики (в которой власть избиралась всенародным собранием), как в Греции, и аристократической. Примером последней является Римская республика, где балом правила общественная прослойка зажиточных патрициев. Бедняки же (плебеи) не имели много управленческих рычагов. Сильно отличались античные республики от современных и тем, что понятие права абсолютно никак не распространялось на многочисленную прослойку рабов. Хоть последние и были производственной основой всех античных государств. С гибелью античного мира и становлением варварских королевств в Европу пришел феодализм, выраженный монархией. Такая система политической власти закрепилась почти на всем континенте, хотя были и исключения. Так, аристократическая республиканская форма правления существовала на Руси времен раздробленности (Псковская и Новгородская республики), республики в Венеции, Генуе, Бремене. Запорожскую сечь также называют казацкой республикой. Однако полноценное возрождение такой формы правления пришлось уже на XVIII – XIX века, когда под влиянием просветительских идей Локка, Гоббса, Руссо и других идеологов общественного договора одна за другой стали свергаться монархии и устанавливаться режимы народовластия. Последние два века стали бурной эпохой все более и более расширяющихся человеческих и гражданских прав разных категорий населения.Современные страны с республиканской формой правления
Как уже было отмечено, в сегодняшнем мире это наиболее популярная форма устройства политической власти. Сначала она завоевала популярность в Европе и Северной Америке, а позже и вовсе распространилась по всему миру. По большому счету, имеются три вида республик: президентская, парламентская и смешанная. Они различаются балансом полномочий между этими двумя органами власти. Так, например, республиканская форма правления в РФ имеет президентский характер, так как именно глава государства формирует правительство. В Италии же президент, наоборот, сам избирается парламентом, который, таким образом, становится ключевым органом в стране.
www.syl.ru
26. Республиканская форма правления, ее характерные признаки и современные разновидности.
ой
правления, где органы власти выбираются
народом, являются республика – президентская или парламентская.
США, Россия, страны Латинской Америки
– президентская
республики. Отличительная черта
президентской республики является то,
что президент и парламент избираются
на отдельных выборах, что усиливает
независимость каждой из этих двух ветвей
власти. Такая форма предполагает, что
парламент не имеет права распускать
правительство или смещать президента.
Он может возбудить дело об импичменте
в отношении президента лишь в случаях
нарушения президентом конституции,
совершения преступления. Президент не
может распустить парламент и назначить
новые выборы. Члены правительства не
могут быть одновременно депутатами
парламента. Президенту принадлежат
большие властные полномочия – он
одновременно является и главой
государства, и главой правительства.
27. Проведите классификацию форм государственного устройства на основе их национально-территориальной (административно-терр.) организации. Раскройте существенные черты соответствующих форм государства. Приведите примеры конкретных стран.
Государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарные – государства с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, законодательной системой и судопроизводством (Великобритания, Италия, Финляндия)
Федерации – государства, которые имеют в своем составе государственные образования, обладающие определенной самостоятельностью, своим адм-тер делением и законодательством. Отсюда двойная система – судебная, правовая и т.д. (США, Мексика, РФ, Германия, Австрия).
Конфедерации – объединение государств. Отсутствие федеральных властных структур. Например, бывший СНГ.
28. Характерные черты федеративного государства.Приведите примеры современных федераций. Какие принципы федерализма закреплены в современном мире.
Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.
1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.
2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.
3.Территория федерации состоит их:
а) Субъектов, которые по-разному называются.
б) Соответственно, субъекты состоят из административно- территориальных единиц.
4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.
5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.
6. Обычно от субъектов федерации выделяются представителей, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее — одну его часть (палату). Вторая часть законодательного органа федерации всегда избирается народом.
7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации.
Критерии федерализма:
единый контроль со стороны федеральных органов власти над всеми территориями, входящими в федерацию
отсутствие у субъектов федерации права выхода из нее
Примеры: США, Мексика, РФ, Германия, Австрия.
studfiles.net
Республиканская форма правления
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 24Следующая ⇒
Республиканской форме правления присущи следующие основные признаки:
во-первых, высшая государственная власть в республике всегда принадлежит выборным органам;
во-вторых, главой государства является или выборное лицо (президент), или выборный орган. Монарх, как таковой, отсутствует;
в-третьих, выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, включая главу государства, избираются на определенный срок и сменяемы. Пожизненный глава государства, который встречается в отдельных республиках, в целом не характерен для республиканской формы правления и привносит в нее элементы монархии;
в-четвертых, выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, осуществляют власть не по своему усмотрению, а в интересах населения страны или каких-либо социальных групп;
в-пятых, республиканская форма правления предполагает ответственность выборных органов, осуществляющих высшую власть в государстве, перед своими избирателями.
Виды республиканской формы правления.Надо заметить, что вопрос о видах республиканской формы правления еще не получил должной разработки в отечественной теории государства и права. В учебниках обычно говорится о современных республиках, которые принято подразделять на президентские и парламентарные (парламентские). Однако такая классификация не охватывает всех республиканских форм правления, которые существовали и существуют в действительности. Поэтому, думается, все республики первоначально можно подразделить на демократические и антидемократические. К
В современном мире существуют преимущественно демократические республики, которые принято подразделять на президентские и парламентарные (парламентские).
Для президентскойреспублики (США, Аргентина, Бразилия, Португалия и др.) характерным является следующее. Во-первых, здесь имеет место жесткое разделение законодательной (парламент) и исполнительной (президент, правительство) власти. Во-вторых, президент избирается населением и имеет равную с парламентом легитимность. В-третьих, президент является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. В-четвертых, правительство формируется президентом и ответственно перед ним.
Ничего этого нет в парламентарнойреспублике (Италия, ФРГ и др.). Вместо жесткого разделения здесь существует сотрудничество законодательной и исполнительной власти. Президент, как правило, избирается парламентом. Он является главой государства, но не является главой исполнительной власти. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Возглавляется оно премьер-министром, который обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти.
Нетипичные формы правления
Причины появления нетипичных форм правления. Рассмотренные выше монархические и республиканские формы правления в науке принято называть типичными. Однако кроме типичных существуют также нетипичные формы правления. Их нередко называют смешанными, или гибридными, формами правления, однако ставить знак равенства между нетипичными и смешанными (гибридными) формами правления не следует, поскольку не все нетипичные формы правления можно рассматривать как смешанные.
Появление нетипичных форм правления вызвано разными причинами. Во-первых, чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Во-вторых, создание нетипичных форм правления нередко связано со стремлением улучшить взаимодействие, взаимосогласованность высших органов государственной власти. В-третьих, появление таких форм связывается также с влиянием гуманистических идей и институтов, с распространением во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей. В-четвертых, появление нетипичных форм правления может быть обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества. В-пятых, это могут и другие причины.
Основные разновидности нетипичных форм правления. Как представляется, к основным нетипичным формам правления могут быть отнесены: полуабсолютные и полудуалистические (полупарламентарные) монархии, теократические монархии и теократические республики, так называемые «республиканские монархии» и «монархические республики», полупрезидентские (полупарламентарные) республики.
Полуабсолютные монархии – это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархии. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т. е. монархий, в которых вся полнота государственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют. Последняя абсолютная монархия, по мнению проф. В. Е. Чиркина, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию[10]. Вместе с тем полуабсолютные монархии – это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютные монархии по своей сути остаются абсолютными монархиями.
Полудуалистические (полупарламентарные) монархии – это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же по мнению В. Е. Чиркина, последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании[11]. Современные полудуалистические, полупарламентарные монархии таковыми могут считаться тоже лишь по формальным соображениям, т. е. исходя из действующих в них конституций. Фактически же в основе своей они остаются дуалистическими монархиями.
Теократические монархии и теократические республики. В теократических монархиях глава государства – монарх одновременно является и высшим духовным лицом в стране. Например, Римский Папа – глава римской католической церкви является главой государства Ватикан, а король Саудовской Аравии является главой ваххабизма – одного из направлений ислама. Теократическая форма правления, где реальная власть принадлежит духовенству, сложилась также и в некоторых республиках. Так, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента страны пост духовного руководителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают на нее решающее влияние.
«Республиканские монархии»–это монархии, в которых присутствуют некоторые черты республиканской формы правления (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты). Например, в современной Малайзии существует «выборная монархия». Глава государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Вместе с тем Малайзия в связи с периодическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Малайзия – федеративное государство, в котором 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами. Эти 9 султанов образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу государства. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список.
«Выборной монархией» является также государство Лесото, где король избирается общим собранием племенных вождей.
Некоторые государствоведы к «выборным монархиям» относят также государство Ватикан, ввиду того, что глава государства Верховный Понтифик, Владыка Государства Города Ватикана избирается коллегией кардиналов в соответствии с предписаниями канонического права[12].
Другой разновидностью «республиканской монархии» является «коллегиальная монархия», которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь полномочия главы государства фактически принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации, хотя председатель этого Совета, которым, как правило, избирается эмир крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимает в Совете определяющие позиции и обладает значительными властными полномочиями.
«Монархические республики» – это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства. В этих республиках президент является пожизненным главой государства. В XX в. такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. В настоящее время пожизненный президент сохраняется, например, в КНДР, пост которого согласно действующей конституции передается по наследству.
Близко к «монархическим республикам» стоят суперпрезидентскиереспублики. Суперпрезидентские республики, существовавшие во многих странах Латинской Америке и существующие в настоящее время в некоторых странах тропической Африки, характеризуются тем, что возникают обычно вследствие военного переворота. При этом президент наделяется весьма обширными полномочиями, которые получает нелегитимным путем либо как предводитель переворота, либо как глава хунты, и которые использует для осуществления массовых репрессий в отношении оппозиции.
Полупрезидентские(полупарламентарные) республики – это республики, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик. Причем если какие-то черты парламентарной республики приобретает президентская республика, ее относят к полупрезидентской, если же черты президентской республики приобретает парламентарная республика, ее относят к полупарламентарной. Часто и ту, и другую условно именуют полупрезиденсткой республикой. Для полупрезидентской республики характерно то, что президент избирается непосредственно населением и наделяется обширными полномочиями (является главой государства, обладает основными полномочиями в сфере исполнительной власти, является верховным главнокомандующим). Вместе с тем правительство, которое назначается президентом и работает под его общим руководством, нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. В настоящее время к полупрезидентским республикам относят форму правления в Австрии, России, Франции и ряде других стран.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под монархической формой правления, и каковы ее признаки?
2. Как классифицируются монархии?
3. Что понимается под республиканской формой правления, и каковы ее признаки?
4. Как классифицируются республики?
5. Что представляют собой нетипичные формы правления, и каковы причины их возникновения?
Литература
Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А. С. Автономов. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.
Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран : учебник / Г. Н. Андреева. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 656 с. – (Российское юридическое образование).
Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах / Й. Благож. – М. : Юрид. лит., 1985.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть : учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М. : Норма, 2007. – 896 с.
Конституционное право зарубежных стран : учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. – 2-е изд., перераб. – М. : Норма, 2009. – 1056 с.
Сумбатян Ю. Г. Монархия – традиционная форма государственности // Вестн. МГУ. – Сер. 12. – 2001. – № 1. – С. 120–126.
Тихомиров Л. А. Монархическая государственность / Л. А. Тихомиров. – М. : Облиздат, 1998. – 672 с.
Чиркин В. Е. Государствоведение : учебник / В. Е. Чиркин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 384 с.
Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 1. – С.109–115.
ГЛАВА 5
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Республиканская форма правления в современном мире. Общая характеристика.
Количество просмотров публикации Республиканская форма правления в современном мире. Общая характеристика. — 422
Респу́блика (лат. res publica — ʼʼобщее делоʼʼ) — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (к примеру, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной не выборный способ передачи власти.
Особенности современной республики
Современной республике присущи следующие признаки:
‣‣‣ Существование единоличного главы государства — президента͵ парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
‣‣‣ Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.
‣‣‣ Юридическая ответственность главы государства. К примеру, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
‣‣‣ В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
‣‣‣ Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик[3]).
В теории большинство республик, за немногими исключениями (Сан-Марино, африканские, отчасти Андорра) являются демократическими, то есть верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам. На практике, однако, народ при выборах является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть.
Республика не является синонимом демократии. Во многих государствах-монархиях демократические институты также широко распространены. При этом в республиках больше возможностей для развития демократии.
Республики, равно как и монархии, бывают либо унитарными (Франция, Италия), либо федеративными (Россия, Швейцария, США, Германия), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических; они бывают либо независимыми, либо зависимыми.
Главная отличительная черта современных республик, в сравнении с республиками древности — наличие у них конституционных актов, то есть четко установленного порядка взаимодействия (сосуществования) общества и государства. Вместе с тем современные республики — все государства представительные. Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и четыре полукантона (два в Аппенцелле, два в Унтервальдене), где все законодательные вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях, избирающих также должностных лиц. Институт референдума сближает отчасти и другие швейцарские кантоны, а также сам Швейцарский союз с типом непосредственных республик. Рабство, после его законодательной повсеместной отмены исключено из современных республик, как, впрочем, и из монархий.
Виды республик
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу выделяются три основные разновидности республики:
‣‣‣ Парламентская республика, где власть в большинстве сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.
‣‣‣ Президентская республика, где президент координирует отношения между ветвями власти и является верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент.
‣‣‣ Смешанная республика (полупрезидентская)
Помимо вышеуказанных существуют также республики следующих видов:
‣‣‣ Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы — представительные органы государственной власти. Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно-действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), исходя из уровня Советов. Депутаты если они не входят в руководство исполнительного комитета или президиума, не освобождаются от гражданской работы. Республика такого рода впервые возникла в России в 1917 году и затем была создана ещё в ряде социалистических государств. Во многом институты советской республики служили прикрытием диктатуры коммунистической партии. В результате краха коммунистических режимов наблюдался отказ от советской формы правления в пользу классических форм республиканской власти[4][5].
‣‣‣ Наро́дная респу́блика — часть официального названия некоторых государств.
В 1917—1920 годах данный термин использовался рядом государственных образований на территории бывших Российской империи и Австро-Венгрии — Белорусская, Западно-Украинская, Крымская, Кубанская и Украинская Народные Республики, а также Русская народная республика лемков.
В начале 1920-х годов на заявленной территории Китая появились просоветские Монгольская и Тувинская Народные Республики. Вместе с тем, в 1920 году на территориях Бухарского эмирата и Хивинского ханства были созданы Бухарская и Хорезмская Народные Советские Республики (существовали до 1924).
После 1945 термин ʼʼНародная республикаʼʼ часто использовался коммунистическими или близкими им режимами в качестве официальных наименований стран, в которых они находились у власти. Подразумевалось, что государство действует в интересах подавляющего большинства населения и, таким образом, республика является подлинно народной республикой[6]. Многие из этих стран называли себя социалистическими странами в их конституциях.
‣‣‣ Демократи́ческая респу́блика — республиканская форма правления, при которой страна считается ʼʼобщественным деломʼʼ (лат. res publica), а не частной собственностью или имуществом правителей, и где институты власти государств, прямо или косвенно избранные либо назначенные, а не унаследованные и где все граждане имеют одинаковое (равное) право голоса на выборах в местные и национальные органы власти, которые непосредственно влияют на уровень и качество их жизни.
‣‣‣ Исла́мская респу́блика — распространённая на Ближнем востоке форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство (в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель). Представляет собой компромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципам халифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканского строя. Правительство, утверждаемое президентом, формирует и возглавляет премьер-министр, обычно представляющий партию или коалицию большинства в Национальной ассамблее. Премьер-министр должен обязательно являться мусульманином, он назначается президентом из числа членов Национального собрания. Премьер должен пользоваться доверием большинства его депутатов. По его совету президент назначает министров. Правительство разрабатывает законопроекты и вносит их на обсуждение парламента. Законы в исламской республике по большей части основаны на Шариате. К исламским республикам относятся прежде всего Иран, а также Афганистан, Коморские Острова, Мавритания и Пакистан. Как правило, ни одно из этих государств обычно не именуется республиками, а текущее использование термина ʼʼреспубликаʼʼ как формы государственного устройства в мусульманских странах заимствовано из западной демократии в значении, принятом в языке в конце XIX века[7]. В XX веке идеи республиканизма становятся актуальными в большинстве стран Ближнего Востока, а монархии были свергнуты во многих государствах региона. Некоторые страны, к примеру Индонезия, начинают формироваться как светское государство. Впрочем, конституция Пакистана, принятая в 1956 году, носит вполне светский характер, в связи с этим прилагательное ʼʼисламскаяʼʼ трактуется как символ культурной идентичности — как и православие применяется в качестве официальной религии в Греции, Болгарии, Сербии и так далее как ʼʼприлагательноеʼʼ. Культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но также включает и доисламские традиции народов Индийского субконтинента. Вместе с тем, серьёзное влияние на неё оказало столетнее британское господство, а в последние десятилетия, особенно среди молодёжи, заметно и влияние американской культуры: популярны голливудские фильмы, американские видеоигры, мультфильмы, комиксы, книги, а также мода (ношение джинсов и бейсболок), фастфуд, напитки и так далее. Ирак стал светской республикой. В Иране революция 1979 года свергла монархию и создала исламскую республику, основанную на идеях исламской демократии.
‣‣‣ Федерати́вная респу́блика — федерация с республиканским способом правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.
‣‣‣ Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть ʼʼмужиʼʼ — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться исходя из социального статуса. Вместе с тем, вече было высшим органом власти в Новгородской земле во время Новгородской республики. Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись также собрания концов и улиц.
referatwork.ru
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса — ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком» Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Президентская республика Республика ( от лат. Res publika – публичное, общенародное дело ) – это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа)[ см.7]Республике присущи следующие признаки: — Существование единоличного и коллегиального главы государства — президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик. — Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок. — Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент. — Преимущественный приоритет прав личности над государственными. ___________________ [7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006. – С-100 3. Ответственность главы государства в случаях, определенным законом; 4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей; 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; 6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность. Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире. Примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.) др. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, «свободы, равенства, братства». В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Современные республики бывают трех видов: — президентская республика; — парламентская республика; -парламентско-президентская (смешанная) республика. Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам: Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в рукахпарламента. Высшим должностным лицом в президентской республике является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Основные признаки президентской республики: — президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков; — президент назначает правительство, перемещает и отстраняет от должности его членов; — президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом; — президент является главнокомандующим вооруженными силами страны. Отличительные черты такой формы правления: внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США), внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. ___________________ [8] Арзамаскин, Н. Н. К вопросу о понятии формы государства / Н. Н. Арзамаскин // Правовая политика и правовая жизнь. — 2006. — № 2. С-85 Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку. В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой ( является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента) [см. 9 ] . К числу развитых демократических государств с президентской формой правления относятся США, Аргентина, Мексика. Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии. [ см.10] Президентские республики основаны на принципе жесткого разделения властей с четким разграничением предметной компетенции между органами государственной власти и действенной системой сдержек и противовесов (средствами взаимного воздействия властей друг на друга). Это делает практически невозможным неограниченное сосредоточение государственной власти в каком-либо одном государственном органе. При этой системе действует также институт несовместимости депутатского мандата с министерским портфелем. ________________________ [9] Арановский, Д. Государственное право зарубежных стран / Д. Арановский. — М., 2001 С – 428 [10] Там же С-435 В странах Латинской Америки встречается такая разновидность формы государственного правления, как суперпрезидентская республика. Характерной чертой ее являются чрезвычайно широкие полномочия главы государства, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же, власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма. _________________________ [11] Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. — М.: Проспект,2003. – С- 115 Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность. В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Помимо традиционного права — принимать законы, парламент наделяется еще одним важным правомочием — контролем за деятельностью правительства. Парламентский контроль может осуществляться в форме резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, касающемуся деятельности правительства, а также в форме парламентских расследований. Парламент вправе выразить правительству вотум недоверия; правительство, которому вынесен вотум недоверия, вынуждено уйти в отставку. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства. Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.[см.12] В парламентских республиках (Австрия, Италия, ФРГ и др.) президент, как правило, избирается путем многостепенных выборов и получает свой мандат от парламента. В процедуре избрания президента участвуют либо только депутаты парламента (Турция, Израиль), либо избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей других органов (Италия). При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых. Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Необходимо заметить, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента. В отличии от президентской республики, где все институты власти ___________________ [12] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. – М.:Юристъ, 2005. – С- 151 формируются на выборах, в парламентской республике единственным демократически избранным институтом власти является парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия. Парламентская республика обладает следующими признаками: — отсутствует принцип жесткого разделения властей, существует режим сотрудничества законодательной и исполнительной властей; — правительство формируется победившей на выборах партией или коалицией партий, которая располагает большинством мест в парламенте; — правительство ответственно перед парламентом; — глава государства — президент — избирается парламентом и формально обладает правом назначать премьер-министра; — президент по конституции наделен широкими полномочиями, однако на практике он осуществляет их по предложению премьер-министра; — особое положение премьер-министра в системе верховной власти, обладающего значительными фактическими полномочиями в сфере исполнительной власти.[см. 13] Парламентская республика иначе, чем в президентской, обеспечивает баланс законодательной и исполнительной власти. Доминирующая роль принадлежит высшему законодательному и представительному органу власти — парламенту. Однако на практике, благодаря парламентскому вотуму доверия правительству, происходит заметное усиление исполнительной власти путем наделения ее дополнительными полномочиями, в том числе и законодательными. Подобная система правления существует в ФРГ, Италии, Индии и т. д. В парламентской республике велика роль политических партий, формирующих волю граждан и отражающих их интересы в органах власти. _____________________ [13 ]Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов, 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000 – С-115 По сравнению с президентской республикой парламентская республика имеет известные преимущества: единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) и зависит от ее поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие преобразования. Однако парламентская республика как форма правления имеет и определенные недостатки: парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформировать эффективное правительство практически невозможно. [см. 14] Смешанная республика. Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой ) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарнореспублики.Характерной чертой смешанных (полупризедентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте [см14] . Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета ________________________________ [14] Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник М.: Юристъ 2002, С- 185 страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может бытьраспущен в течение конституционно определенного срока). Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен, и так далее.Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов. Таким образом , республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. Республика является наиболее распространенной в мире формой правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная. Главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства. Российская Федерация как смешанная республика. Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления [см 15]. Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско- парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права. Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие ___________________________ [15] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997 С-11 Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [см 16]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. _________________________ [16] Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2008 С- 17 Заключение Подводя итоги исследования, необходимо отметить следующие основныеположения. Поэтому она может модифицироваться в ходе своего существования, чтобы в наиболее полной мере отражать интересы и чаяния народа. Так во Франции после недолгого существования четвёртой республики, была принята новая конституция и произошла корректировка схемы осуществления государственной власти республики, которая больше подходила для данной страны и данного народа. Сейчас мы получили результат этой реформы. По различным социальным показателям Франция занимает одни из первых мест в мире. Данный пример отражает принципы функционирования республики в истинно демократическом государстве, где власть осуществляет свои полномочия для народа и ради народа. А так же этот пример очень поучителен для России, где участие в процессе управления страной до сих пор рассматривается как возможность доступа к «кормушке», а принципы демократии, закреплённые в Конституции не действуют в полном объёме. Становление российской государственности процесс длительный и многоступенчатый. Он прошел несколько стадий, однако очень скоро стремление воплотить в жизнь прогрессивные идеи реформирования государства стало вступать в противоречие с реальными предпосылками формирования Российского государства. И все же были созданы новые государственные формы, аналогов которым невозможно найти не только в послереволюционной, но и дореволюционной России. Постоянно действующий законодательный орган, конституционное судопроизводство, институт президентской власти необратимо изменили облик государственной власти страны.
Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 декабря. 2. Конституционные акты Франции.Конституция франции 1958г. Ст. 1. стр. 32 3. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2008 4. Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 30 июня. |
megapredmet.ru
Республика как форма правления в современном мире — курсовая работа
Государственный совет
является постоянно
Государственный совет отчитывается перед Национальной ассамблеей народной власти. Срок полномочий Государственного совета истекает сразу после завершения выборов новой Ассамблеи.
Главой государства и правительства является председатель Государственного совета. Одновременно с этим он так же возглавляет Совет национальной обороны. Высшим исполнительным органом власти является Совет министров Республики Куба (правительство), члены которого представляются на утверждение Национальной ассамблеи председателем Государственного совета.
Совет министров несет
ответственность и
Глава III. Преимущества и недостатки республиканской формы правления
В настоящей работе с соответствующих разделах были рассмотрены достоинства и недостатки различных типов республик.
Обобщая вышесказанное по отношению к собственно республиканской форме правления можно сказать следующее.
Несомненными достоинствами республиканской формы правления, по моему мнению, являются:
1) выборность власти, а, следовательно,
её ответственность перед
2) только в демократической
республике могут учитываться
интересы меньшинства и
3) только в республике возможно реальное разделение властей, что является необходимым условием настоящей демократии;
4) «эластичность» власти.
При недовольстве и напряжении
в обществе власть вынуждена
считаться с народом, а иначе
сменяется. Это уменьшает напряжение
и позволяет ему
Недостатками республиканской формы правления является то, что:
1) республика может затруднять принятие нужных, но непопулярных решений;
2) если демократия ассоциируется
с поражением (Веймарская республика),
тогда народу захочется
3) государство вечно балансирует
между охлократией и
4) диктатура личности
может смениться диктатурой
5) никто не гарантирует,
что выбор населения будет
верным. Исторически бесспорно, что
Гитлер пришёл к власти
6) ограничена возможность принятия быстрых решений. Это является столь существенным недостатком, что даже в Конституции США предусмотрена возможность решения конгресса о наделении президента диктаторскими полномочиями в чрезвычайных ситуациях;
7) даже современные демократии
не сумели избавиться от
Следует также выделить преимущества и недостатки некоторых конкретных типов республик:
К достоинствам президентской республики относят её стабильность и эффективность вследствие того что Президент, обладая обширными полномочиями может эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами для осуществления поставленных задач, однако именно в этом и кроется главный недостаток президентской республики: существует опасность чрезмерной концентрации власти в руках одного человека, что может привести к установлению авторитарного режима или превращению президентской республики в суперпрезидентскую. Суперпрезидентская республика является одной из форм авторитаризма и характеризуется формальным разделением властей, однако на самом деле власть сосредоточена в руках президента и подчиненных ему органов. Примерами Суперпрезидентской республики можно назвать Перу и Аргентину.
В сравнении с президентской республикой, парламентская республика считается более демократичной, вследствие того что правительство формируется не единоличным лицом а коллегиальным органом – парламентом. Это позволяет избежать сосредоточения власти в одних руках. Серьезным недостатком парламентской республики является её нестабильность, ввиду того что правительство действует пока располагает доверием парламентского большинства, приход к власти оппозиции ведет к ротации парламента и правительства. Парламентский способ избрания президента ограничивает его легитимность, поскольку в его избрании народ принимает участие лишь отчасти: народ избирает депутатов, которые избирают президента, что означает, что президентом может быть избран человек, который нравится парламенту, но может не нравиться населению. Также исполнительная власть фактически является продолжением законодательной, что означает, что почти вся власть находится в руках парламента, а точнее парламентского большинства.
Смешанная республика дает возможность преодолеть недостатки парламентской и президентской республики: монополизацию и авторитаризацию политической власти в президентской и политическую нестабильность парламентской.
Заключение
Возникновение республиканских форм правления является закономерным процессом, обусловленным разнообразием традиций и культур разных стран, особенностями менталитетов народов. Помимо основных типов республик в результате соединения элементов различных форм правления возникают новые, эффективные формы правления, позволяющие наиболее рационально использовать достоинства этих форм и учитывающие исторические особенности развития конкретной страны.
Не возникает сомнения, что республика наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагается, что полномочия всех ветвей государственной власти и ее органов основываются на мандате народа на правление в его интересах. Выборность и ограниченность полномочий должностных лиц гарантирует легитимность и демократичность. За свою деятельность должностные лица выборных органов государственной власти отчитываются перед народом и несут ответственность перед своими избирателями (конституционная, уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная). Используются также такие специфические формы ответственности, которые применимы только к выборным органам власти, в частности, досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента (импичмент). История показывает, что для управления государством жизненно важно разделение властей и наличие системы взаимных сдержек и противовесов, так как эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа.
Список использованных источников и литературы
Монографии
- Алексис де Токвиль, Демократия в Америке, М., Прогресс, 1992.
ISBN: 9785777700629
|
ISBN: 5942013101
ISBN: 9781139505666
ISBN: 9781780761763 Научные статьи |
- Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. Под ред. М.: из-во, 2001. С. 189—193
- Зазнаев О.И. Атипичные президентские и полупрезидентские системы // Ученые записки Казанского
Университета. 2005. № 1 C 54-69
ISSN: 1815-6126 - Пушкарев С.В. Нетипичные формы республик с парламентской формой правления // Евразийский юридический журнал.2011.№43 С.68-71
ISSN: 2073-4506
- Шуваев О.В. Институт прекращения полномочий Президента // Конституционное и муниципальное право -2001-№1 С.10-12.
- Чиркин В.Е. Нетипичные формы в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 112 — 113.
Нормативно-правовые источники
- Tim M. U.S. Constitution: Lorenz Educational Press, 2001. – 116 p.
ISBN: 9780787704551
Электронные ресурсы
- http://constitutions.ru/
archives/8717 — Конституция Кубы - http://constitutions.ru/
archives/8756 — Конституция Ирана - http://www.1000dokumente.de/?
c=dokument_de&dokument=0014_ gru&object=translation&l=ru – Основной закон (Конституция) Германии
1 Г. Еллинек. Общее учение о государстве. С.682-683
2 Там же.
3 Еллинек Г. Общее учение о государстве. — С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2004. С.673-678
4 Steven S. Smith, Jason M. Roberts, Ryan J. Vander Wielen. The American Congress: Political Science. Cambridge University Press, 2011. P.78-81
5 Статья 4 Конституции США
6 Статья 1 раздел 8 Конституции США
7 Шуваев О.В. Институт прекращения полномочий Президента //Конституционное и муниципальное право -2001-№1 ст.10-12.
8 Зазнаев
О.И. Атипичные президентские и полупрезидентские
системы // Ученые записки Казанского Университета.
2005. № 1 C 54-60
9 Орлов А. Г. «Президентские республики в Латинской Америке», Ибероамериканский центр МГИМО, М., 1995, с. 11
10 Пушкарев С.В. Нетипичные формы республик с парламентской формой правления // Евразийский юридический журнал.2011.№43 С.68-71
11 Основной закон (Конституция) Германии
12 Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.
13 Галкин А.А. Федеративная Республика Германия: Экономическое и политическое положение. Гос. изд-во полит. лит-ры,2007. C.56-60
14 Christian T. Currie D. Basic Law for the Federal Republic of Germany». Deutscher Bundestag. Btg-bestellservice. 2010. P.25-27
15 Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. Под ред. М.: из-во, 2001. С. 189—193
16 Чиркин В.Е. Нетипичные формы в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. С. 112 — 113.
17 Конституция Ирана ст. 1-11
18 Конституция Кубы часть 1, 7 и 8
19 Storer, C. A short history of the Weimar Republic. P. 173-177
20 Алексис де Токвиль, Демократия в Америке,
21 Там же.
student.zoomru.ru