Подходы к определению понятия бюджет – Некоторые подходы к определению понятия «бюджет»: правовой аспект бюджета

Содержание

Некоторые подходы к определению понятия «бюджет»: правовой аспект бюджета

Библиографическое описание:

Маркина Н. А. Некоторые подходы к определению понятия «бюджет»: правовой аспект бюджета // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/1122/ (дата обращения: 30.07.2019).



Бюджет, помимо материальной, экономической и политической точек зрения, рассматривается также и с позиции права.

С правовой точки зрения, бюджет в первую очередь представляет из себя закон (нормативно-правовой акт местного самоуправления), разработанный исполнительным органом государственной или муниципальной власти в соответствии с действующим законодательством, рассмотренный и утвержденный представительным органом государственной власти, одобренный и подписанный главой государственного либо муниципального образования.

Федеральный бюджет есть закон, разработанный Правительством РФ в соответствии с законодательством Правительством РФ, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.

Рассматривая бюджет с правовой точки зрения, в нем можно выделить следующие характеристики:

– бюджет — это основной финансовый план государства;

– бюджет является актом высшей юридической силы;

– данный акт высшей юридической силы характеризуется особым порядком составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и предоставления отчетности об исполнении. Указанный особый порядок именуется «бюджетный процесс».

Бюджетный процесс — это регламентированная нормами бюджетного права деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса [1].

В. Т. Батычко выделяет пять стадий Бюджетного процесса [2]:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение проекта бюджета,

3) утверждение бюджета;

4) исполнение бюджета;

5) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Большинство же ученых, руководствуясь структурой Бюджетного кодекса, в частности названием раздела VII БК РФ, выделяют только 4 стадии бюджетного процесса, объединяя в один этап стадию рассмотрения проекта бюджета со стадией утверждения бюджета.

Стоит отметить, что в науке высказывается точка зрения о наличии так называемой «нулевой стадии». Данный этап предшествует стадии составления бюджета, и представляет собой подготовительные мероприятия, выраженные в анализе и отслеживании динамики текущего экономического положения государства, прогнозе реализации федеральных программ и т. д.

Работа над составлением проекта бюджета стартует после принятия Президентом России решения о начале разработки проекта федерального бюджета. Организация мероприятий по составлению проекта федерального бюджета возложена на Правительство РФ.

Среди материалов, подготавливаемых Правительством России в рамках работы над составлением проекта федерального бюджета, можно выделить прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ и т. д.

Территориальные органы Правительства скрупулезно прорабатывают имеющиеся исходные экономические данные и детально согласовывают контрольные цифры разрабатываемого бюджетного проекта.

В формировании исходных данных, на которых основывается проект Федерального бюджета, непосредственное участие принимает также Центральный Банк Российской Федерации, который не позднее 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Стоит также отметить, что Правительство Российской Федерации задействовано не только в работе над составлением проекта федерального бюджета на грядущий финансовый год, но и оказывает влияние на бюджетные процессы в субъектах России. В частности, посредством оказания информационной помощи: Правительство доводит до сведения региональных органов власти субъектов инструкции, в которых обозначены нюансы составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, а также оговариваются централизованно установленные социальные и финансовые нормативы.

Исполнительные органы власти субъектов, в свою очередь, доводят указанную информацию до сведения представительных органов власти нижестоящего уровня.

Данные о несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований направляются исполнительными органами соответствующего уровня в вышестоящий исполнительный орган. Указанная информация используется впоследствии при определении показателей дотаций, субсидий, субвенций, подлежащих выделению из государственного бюджета в адрес конкретного государственного либо муниципального образования в следующем году.

Ранее при рассмотрении исторических аспектов категории «бюджет», указывалось, что возникновение бюджета стало возможным благодаря обеспечению контроля со стороны населения за государственными доходами и расходами. Именно возможность участия широких масс через своих представителей в определении объема, характера и направленности предстоящих государственных расходов является смыслообразующей основой бюджета. В настоящее время, данная основа выражена в стадии

рассмотрения проекта бюджета представительным органом власти.

В соответствии с имеющейся правоприменительной практикой, стадия рассмотрения проекта федерального бюджета всегда сопряжена с множеством осложнений, что повлекло за собой необходимость ее детальной регламентации.

Составленный Правительством РФ проект государственного бюджета направляется на рассмотрение в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года. В течение трех дней со дня принятия проекта бюджета на рассмотрение Государственной Думы, он должен направляться в Счетную палату РФ для дачи заключения, а также в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений. Срок рассмотрения проекта бюджета Государственной Думой составляет 60 дней.

Утверждение проекта федерального бюджета возможно только после его рассмотрения в трех чтениях. В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, после одобрения которой он направляется на подписание Президенту РФ.

В связи с тем, что рассмотрение бюджета характеризуется сложной процедурой, законодателем предусмотрен риск затягивания указанной стадии и разработан порядок расходования денежных средств в указанной ситуации. В частности, при непринятии бюджета до 1 января конкретного года федеральные органы исполнительной власти имеют право производить ежемесячное расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам расходов и отдельным предметным статьям в размере одной трети фактически произведенных расходов за IV квартал предшествующего года.

Исполнение бюджета длится в течение соответствующего финансового года с 1 января по 31 декабря и представляет собой деятельность исполнительных органов власти, организованную специализированными финансовыми органами, основанную на сводной бюджетной росписи и кассовом плане. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом.

Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

Рассмотрение иутверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти.

Бюджетная отчетность включает:

– отчет об исполнении бюджета;

– баланс исполнения бюджета;

– отчет о финансовых результатах деятельности;

– отчет о движении денежных средств;

– пояснительную записку.

Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Ежегодно не позднее 1 августа текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета. При этом палата использует материалы и результаты проведенных проверок.

Государственная Дума рассматривает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

– доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

– доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

– по предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

– по предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

 об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

 об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

В случае отклонения Государственной Думой федерального закона об исполнении федерального бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий одного месяца [1].

Исходя из вышеизложенного, с правовой точки зрения, бюджет имеет материально-правовую природу, выраженную в виде закона, в обеспечение исполнения которого разработан специальный процессуальный механизм.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016г.) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Батычко В. Т. Финансовое право: конспект лекций [электронный ресурс] URL.: http://www.aup.ru/books/m231/ (дата обращения 03.04.2016 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Государственная Дума, Российская Федерация, исполнение бюджета, исполнение, бюджетный процесс, Счетная палата РФ, Правительство РФ, представительный орган власти, исполнение бюджетов.

moluch.ru

Понятие, виды и функции бюджетов.

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Введение.

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. При этом сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.

В первую очередь необходимо особо подчеркнуть, что бюджет по-разному может рассматриваться с экономических и юридических позиций

 

1. Различные подходы к определению понятия «бюджет».

Бюджет (с экономической точки зрения):

1. Это совокупность экономических отношений.

2. Она (эта совокупность отношений) возникает в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Бюджет (легальное определение):

1. Это форма образования и расходования фонда денежных средств.

2. Они (эти фонды) предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет (с юридической, доктринальной точки зрения):

1. Бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов.

2. Бюджет — это закон, он принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона.

Итак, с экономической точки зрения бюджет является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Напротив, как юридическая категория бюджет представляет собой, с одной стороны, основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет-план), который, с другой стороны, принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона (бюджет-закон). При этом такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотноше-ний2. Согласно легальному определению рассматриваемого понятия, закрепленному в ст. 6 БК РФ, бюджет — это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». При этом все бюджеты в России составляются в форме годовых бюджетов — на один финансовый (бюджетный) год (с 1 января по 31 декабря). В целом — при нормальном функционировании государственной машины — бюджет утверждается и вступает в силу перед началом года, на который простирается его действие. Однако на практике так происходит не всегда, достаточно вспомнить бюджетные коллизии первой половины 1990-х годов.

История России и многих зарубежных стран знает массу случаев, когда на пути бюджетного процесса вставали обстоятельства, препятствующие своевременному утверждению проекта бюджета. Как писал Чичерин Б.Н., в таких случаях, нередких в парламентской практике, правительство испрашивает у палаты разрешение взимать подати и производить расходы на прежнем основании в течение нескольких месяцев. При парламентском правлении, в случае если министерство пользуется доверием представительного собрания, это не встречает препятствий. Иначе обстоит дело, когда между правительством и палатой возгорается борьба — тогда общее соглашение относительно сметы может вовсе не состояться. Так, острое столкновение произошло в Пруссии при Бисмарке в начале 1860-х годов, суть которого заключалась в следующем. По Конституции подати продолжали взиматься на прежнем основании до утверждения новой сметы, но производство расходов правительству не разрешалось без согласия палаты. Тем не менее, правительство присвоило себе это право. В результате возник конфликт, который продолжался несколько лет и разрешился, только когда под давлением общества, вызванного известными победами немецкого оружия, палата уступила. В Дании Конституция предоставляла королю право издавать в случае необходимости постановления, имеющие силу закона, прилагаемые к смете бюджета. И в течение целого ряда лет в конце XIX столетия датское правительство, опираясь на верхнюю палату, издавало такие временные законы, которые хотя постоянно и отвергались нижней палатой, но де-факто реализовывались.

Бюджет как экономико-правовое явление выполняет следующие функции:

1. распределительно-перераспределительную;

2. общетеоретическую;

3. аналитическую;

4. контрольную;

5. критическую.

Значение распределительно-перераспределительной функции обусловлено тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование). Причем с экономической точки зрения считается, что через бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение.

Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, науки об обществе, о государстве и об экономике вообще (например, науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.).

Аналитическая и контрольная функции бюджета состоят в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Значение критической функции бюджета заключается в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, в установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому в широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства.

Перечисленные функции бюджета взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой. Кроме того, поскольку наука о бюджетной деятельности развивается в рамках науки финансовой, она тесно взаимосвязана и активно использует (претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые научные достижения российского права и экономической мысли, а, следовательно, указанные функции реализуют сущность бюджета как экономико-правовой категории.

 

mykonspekts.ru

Теоретические аспекты бюджетирования как элемента ресурсного обеспечения управленческого учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 ЭКОНОМИКА Вып. 1(20)

УДК 657.312

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Е.Р. Мухина, асп. кафедры экономики и управления на предприятии

Электронный адрес: 8сапсеш@гатЫег. т

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Комсомольский пр-т, 29а

Рассмотрены теоретические аспекты бюджетирования с экономической, правовой, организационной и материальной точек зрения. Проанализированы подходы к определению понятий «бюджет», «бюджетирование». Дано авторское определение термина «бюджетирование». Изучены цели, задачи, функции, принципы бюджетирования. Предложен ряд принципов в дополнение к существующим.

Ключевые слова: бюджет; план; планирование; бюджетирование; принципы бюджетирования.

Современный рынок характеризуют такие тенденции, как стремительность, глобальность, оперативность. Они обусловливают все возрастающую роль финансового планирования, бюджетирования. С помощью грамотно поставленной системы бюджетирования можно прогнозировать изменения конъюнктуры рынка, планировать финансовые результаты деятельности организации [23]. Бюджетирование является важной ступенью в разработке системы регулярного экономического управления, способствующего оптимизации финансовых потоков предприятия, что позволяет повысить конкурентоспособность.

Теоретические и практические аспекты бюджетирования широко исследовались, в частности такими крупными зарубежными специалистами, как Г. Андерсон, А. Апчерч, Р. Брейли, Ч. Гаррисон, Э. Джонс, К. Друри, Д. Ирвин, Т. Карлин, Н. Майерс, Р. Манн, Ш.

Миллз, Б. Нидлз, Дж. Рис, Дж.Г. Сигел, Дж. Фостер, Д. Фрейзер, Д. Хан, Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Хоуп, Дж.К. Шим, Г. Эмерсон, Р. Энтони.

В отечественной литературе проблемы бюджетирования исследовали М.М. Алексеева, И.Т. Балабанова, И.А. Бланк, Л.П. Бажуткина,

A.С. Бобылева, В.В. Бурцев, М.И. Бухалков,

B.В. Гамаюнов, В.Н. Самочкин, Т.В. Сизова, Е.С. Стоянова, О.А. Хвостенко, В.Е. Хруцкий, А.Д. Шеремет и др.

Однако в научной среде до сих пор нет единого мнения относительно сущности понятия «бюджетирование». Мы полагаем, что для определения понятия необходимо проанализировать его основной элемент — «бюджет».

Прежде всего считаем необходимым проанализировать «бюджет» с экономической, правовой, организационной и материальной точек зрения (рис.1).

© Мухина Е.Р., 2014

• Бюджет — это система экономических отношений, возникающих в связи с формированием, распределением и использованием бюджета

Бюджет — это нормативноправовой акт, согласно которому происходит утверждение плана формирования и распределения материальных ресурсов ля реализации функций ъекта

Рис.1. Анализ категориального содержания понятия «бюджет»

В табл. 1 приведены определения термина «бюджет», предложенные различными авторами.

Таблица 1

_______Подходы к пониманию сущности понятия «бюджет» в отражении различных авторов____________

№ п/п Автор Определение бюджета

1 И.А. Бланк Бюджет — это оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности [3].

2 Дж. Бримсон Бюджет — это количественное выражение плановых показателей предприятия на определенный период. Под количественным выражением плана понимается определенный набор цифр, задающих организации конкретные параметры производственно-хозяйственной деятельности [6].

3 Ю. Бригхэм, Л. Гапенски Бюджет — это план, подробно раскрывающий приток и отток средств в течение определенного планируемого периода времени [7].

4 В.Б. Ивашкевич Бюджет — это количественное и стоимостное выражение планов деятельности и развития организации, координирующее и конкретизирующее в цифрах проекты руководителей [13].

5 Е.С. Стоянова Бюджет — это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей [18].

6 В.Е. Хруцкий Бюджет — это и финансовое выражение целей, стратегии и намеченных мероприятий, и плановые финансовые сметы и графики расходов, прогнозируемые финансовые результаты исполнения программ и затраты, необходимые для этого [21].

7 А.Д. Шеремет Бюджет — это совокупность взаимосвязанных планов, представленных в виде финансовых и/или натуральных показателей, для предприятия в целом или его подразделения на определенный период времени [22].

8 Д. Шим, Д. Сигел Бюджет — годовой план компании [25].

Анализ определений, предложенных отечественными и зарубежными авторами, позволяет сделать вывод о том, что понятие «бюджет» трактуется через понятие «план». При этом часть авторов (Ю. Бригхэм, Л. Гапенски, С.В. Ильдеменов [14], Д. Шим, Д. Сигел) употребляют данные термины как синонимы. Ряд других (И.А. Бланк, Дж. Бримсон, В.Б. Ивашкевич, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет, Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер) определяют

понятие «бюджет» не как синоним понятия «план», а как количественное выражение плана. Данная точка зрения является доминантной, определяет тесную связь бюджетирования с результатами планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Проанализируем подходы различных специалистов к определению бюджетирования (табл.2).

______________________________________Таблица 2

№ п/п Автор Определение бюджетирования

1 Я.В. Бекетов Бюджетирование — это процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования [2].

2 И.А. Бланк Бюджетирование — это процесс разработки бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования [4].

3 В.В. Бочаров Бюджетирование — это процесс разработки и формирования плановых бюджетов, объединяющих планы руководства предприятия и, в первую очередь, производственные, маркетинговые и финансовые планы [5].

4 А.Г. Демченко Бюджетирование — это управление бизнесом, основанное на планировании, направленное на достижение целей компании [10].

5 А.Е. Дмитриев Бюджетирование — это система управления компанией посредством совокупности взаимосвязанных бюджетов [11].

6 И.В. Захаров Бюджетирование — непрерывная процедура исполнения и составления бюджета [12].

7 В.Б. Ивашкевич Бюджетирование — часть внутрифирменного планирования, система краткосрочного планирования, корпоративного управления организацией по центрам ответственности с помощью бюджетов, которые позволяют анализировать экономические показатели [13].

8 В.П. Савчук Бюджетирование — процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов [16].

9 В.Н. Самоч-кин Бюджетирование — это процесс принятия управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе обработки данных с целью повышения эффективности работы предприятия посредством целевой ориентации и координации всех событий на предприятии, выявления рисков и снижения их уровня, повышения гибкости и приспособляемости к изменениям [17].

10 В. Склярен-ко Бюджетирование — процесс разработки, управления и контроля бюджетов в соответствии с целями предприятия [28].

11 Е.С. Стоянова Бюджетирование — составная часть финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов [18].

12 Е.Н. Харитонова Бюджетирование — система согласованного управления отдельными подразделениями хозяйствующего субъекта на основе систематической обработки экономической информации в условиях динамично меняющегося бизнеса, основная задача которой заключается в повышении эффективности работы предприятия на основании координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников [19].

13 В.Е. Хруц-кий Бюджетирование — технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами [20].

14 Н.Д. Шим-ширт Бюджетирование представляет собой управленческий инструмент распределения (планирования) ресурсов, охарактеризованных в денежных и натуральных показателях для достижения стратегических целей бизнеса. Бюджетирование также можно представить как процесс анализа ранее принятых решений (контроль), через который предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов предприятия, добротность и качество используемых источников [26].

15 К.В. Щи-борщ Бюджетирование — процесс разработки, управления, использования и контроля бюджетов в соответствии с целями предприятия [27].

Таким образом, можно сделать вывод о финансовому управлению, говоря о принадлежно-

том, что ряд авторов относят бюджетирование к сти бюджетирования к финансовому менеджмен-

ту, другие авторы дают более обширное определение, считая бюджетирование универсальным инструментом управления, третьи акцентируют внимание на прогнозировании.

По нашему мнению, бюджетирование следует рассматривать как элемент ресурсного

обеспечения управленческого учета, оно включает стадии разработки, исполнения, контроля, анализа и корректировки бюджетов по центрам финансовой ответственности (рис.2).

N

I

Рис.2. Непрерывный цикл бюджетирования

Предложенное нами определение в отличие от уже существующих

• показывает принадлежность бюджетирования к управленческому учету как к одному из элементов ресурсного обеспечения. При этом под элементами ресурсного обеспечения управленческого учета понимаются процедуры, инструменты и методы управленческого учета. В качестве процедур определяется методологически определенная последовательность действий в сфере наблюдения, фиксирования, обработки качественной и количественной информации, обусловленная стратегическими, тактическими и оперативными целями коммерческой структуры. Под инструментами управленческого учета понимаются экономические средства, которые позволяют методически осуществить процедуры управленческого учета, под методом управленческого учета — определенное сочетание способов и приемов, с помощью которых объекты управленческого учета находят отражение в информационной системе [8];

• рассматривает бюджетирование как технологию составления, исполнения, контроля, анализа и корректировки бюджетов по центрам ответственности, т.е. с точки зрения бюджетного планирования;

• характеризует бюджетирование через непрерывный процесс ряда стадий, что достигается посредством механизма скользящего планирования.

Опираясь на данное определение, следует раскрыть сущность бюджетирования пу-

тем формулирования его целей, задач, функций и принципов.

Цели и задачи бюджетирования определяются исходя из стратегических планов организации. Как правило, в качестве основной цели бюджетирования определяют оценку будущих неопределенностей и разработку соответствующих мер [15]. В качестве целей бюджетирования называют повышение экономической эффективности и финансовой устойчивости организации посредством улучшения схемы взаимодействия структурных подразделений.

Поскольку бюджетирование выступает как управленческая технология, ему присущи все функции управления. Согласно классификации функций управления, предложенной О.Н. Волковой, различают функции, которые призваны обеспечить организацию информационных потоков, и функции, которые определяют содержание информационных потоков. К первой группе функций относят представление информации, анализ и планирование. Ко второй — координацию, мотивацию и контроль [9].

С помощью функции планирования бюджетирование решает такие задачи, как разработка финансовых планов организации, определение планируемого количества используемых ресурсов, ключевых показателей, определяющих целевую картину организации, создание схемы взаимодействия бюджетов и т.д.

С помощью функции анализа становится возможным выявить проблемную область, скрытые резервы, определить причину отклонений исполнения бюджета.

Функция представления информации является технологической функцией управления [24]. С ее помощью бюджетирование выполняет задачу представления информации для принятия решений.

Сущность функции «координация» заключается в том, что в процессе разработки бюджетов посредством взаимодействия отдельных структурных подразделений все подразделения организации работают согласованно, реализуя стратегические цели предприятия.

Мотивация как функция управления связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения целей организации и личных целей. Закрепление ответственных лиц за исполнение бюджетов предполагает разработку системы стимулирования.

Под функцией контроля понимается процесс, посредством которого руководитель дает оценку исполнению бюджета с целью принятия решения по его корректировке.

Процесс бюджетирования базируется на определенных принципах. В научной литературе этот вопрос практически не освещен. В большинстве источников указаны общие принципы, характеризующие процесс планирования вообще.

Так, А.Е. Дмитриев говорит о следующих принципах бюджетирования [11]:

• принцип целевого характера планирования;

• принцип научной обоснованности;

• принцип соответствия плана имеющимся ресурсам;

• принцип необходимости увязки всех плановых показателей;

• принцип многовариантности планирования;

• принцип сценарного подхода;

• принцип конкретизации целей;

• принцип баланса интересов.

Е.А. Бадокина, Н.В. Ружанская выделяют следующие принципы бюджетирования [1]:

• принцип целевой направленности бюджетирования, предполагающий формирование сводного бюджета исходя из управленческих целей;

• принцип учета отраслевых особенностей финансово-хозяйственной деятельности, определяющих состав и структуру сводного бюджета, технологию бюджетного процесса;

• принцип обеспечения соответствия принципам учетной политики, предусматри-

вающий увязку бюджетных показателей и методологии их расчета с методологией бухгалтерского учета;

• принцип соответствия принципам и методам калькулирования себестоимости продукции. Согласно данному принципу состав, структура бюджетов, характер взаимосвязи бюджетных показателей определяются номенклатурой экономических элементов затрат и калькуляционных статей расходов. Состав и структура последних обусловлены характером производства, применяемой технологией, зависят от номенклатуры вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, влияет на размер конечного финансового результата деятельности компании;

• принцип учета основных направлений распределения и использования прибыли, предполагающий формирование бюджетов на базе целевых установок распределения и использования результатов хозяйственной деятельности компании;

• принцип обеспечения возможности формирования прогнозного баланса, заключающийся в ориентации бюджетного процесса на формирование прогнозного баланса.

По нашему мнению, наряду с существующими принципами следует выделить и специфические принципы, присущие бюджетированию:

• принцип ориентации системы бюджетирования на финансовую структуру. Под финансовой структурой понимается разработанная на базе организационной структуры компании совокупность центров ответственности, для каждого из которых формируются соответствующие бюджеты. Выделение данного принципа необходимо в связи с тем, что исходя из финансовой структуры создается финансовая модель управления. За выделенными центрами ответственности закрепляются определенные показатели эффективности, что обеспечивает финансовую прозрачность, позволяет контролировать результаты выделенных подразделений;

• принцип кодирования информации, заключающийся в присваивании каждой операции (движение денежных средств, реализация и т.д.) определенного кода. Выделение и внедрение данного принципа необходимо для проведения оперативного план-факт — анализа исполнения бюджетов. Следует отметить, что применение данного принципа имеет особое значение для предприятий с большим количеством хозяйственных операций;

• принцип количественной определенности степени неопределенности и риска при формировании бюджета. Выделение данного принципа необходимо в связи с тем, что в условиях рыночной экономики на деятельность

предприятий оказывают влияние различные факторы. Соответственно при формировании бюджета следует учитывать политические, экономические, валютные риски и т.д.;

• принцип безопасности информации. Данный принцип реализуется посредством ограничения доступа отдельных пользователей к информационным потокам, наделением пользователей разными правами (полными, ограниченными). Использование данного принципа сокращает риск возникновения ошибок в процессе бюджетного планирования вследствие влияния человеческого фактора.

Следует отметить, что применяемые принципы имеют огромное значение в постановке системы бюджетирования в организации, они способствуют повышению эффективности управления компанией.

Таким образом, бюджетирование выступает как управленческая технология, которой присущи все функции управления: планирование, оценка, анализ, координация, контроль, мотивация. При этом, являясь управленческой технологией, бюджетирование может быть применимо посредством практической реализации принципов планирования и его специфических принципов: принцип ориентации системы бюджетирования на финансовую структуру, принцип кодирования информации, принцип количественной определенности степени неопределенности и риска при формировании бюджета, принцип безопасности информации.

Список литературы

1. Бадокина Е.А., Ружанская Н.В. Бюджетирование. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2002. 170 с.

2. Бекетов Н.В. Бюджетное планирование и бюджетирование на предприятиях // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 5.

С. 14 — 17.

3. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. Киев: МП «ИТЕМлтд»: СП «АДЕФ-Украина», 1996. 534 с.

4. Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-центр: Эльга, 2002. 736 с.

5. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. СПб.: Питер, 2003. 378 с.

6. Бримсон Дж., Антос Дж. Процессноориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании. М.: Вершина, 2007. 306 с.

7. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. СПб.: Экон. шк., 1997. 669 с.

8. Булгакова С.В. Управленческий учет. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. 176 с.

9. Волкова О.Н. Управленческий учет. М.: ТК Велби: Проспект, 2005. 472 с.

10. Демченко А.Г., Агафонов А.А. Бюджетирование: Как попасть в цель? // Финансовый менеджмент. 2008. № 1. С. 70 — 75.

11. Дмитриев А.Е. Бюджетное управление: типичные ошибки // Экономика. Финансы. Управление. 2007. № 10. С. 91 — 99.

12. Захаров И.В. Программа внедрения процесса бюджетирования на предприятии // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 2008. № 11. С. 51 — 56.

13. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов. М.: Юристъ, 2006. 618 с.

14. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Лобов С.В. Операционный менеджмент. М.: Ин-фра-М, 2013. 337 с.

15. Мухина Е.Р. Разработка методики бюджетирования для предприятий электротехнической промышленности // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2013. Вып. 3(18). С.36-47.

16. Савчук В.П. Финансовое планирование

и разработка бюджетов. URL: http:

//cfm.ru/management/budgeting/savchuk-6.shtml (дата обращения: 01.02.2014).

17. Самочкин В.А., Тимофеева О.А., Калю-кин А.А., Захаров Р.А. Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 21-30.

18. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Перспектива, 2010. 656 с.

19. Харитонова Е.Н. Основные концепции

4. разработки бюджета экономического субъекта // Вопросы формирования эффективного финансового менеджмента. 2001. № 1. С. 48-49.

20. Хруцкий В.Е., Хруцкий Р.В. Системы бюджетирования. Семь шагов по эффективной постановке бюджетирования. М.: Финансы и статистика, 2007. 176 с.

21. Хруцкий В.Е. Управленческий потенциал в промышленности США. М.: Наука, 1988. 132 с.

22. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 2006. 411 с.

23. Шешукова Т.Г., Колесень Е.В. Экономический потенциал предприятия: сущность, компоненты, структура // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 4. С. 118-127.

24. Шешукова Т.Г., Войтенко М.Л. Развитие системы управленческого учета (на материалах предприятий нефтепродуктообеспече-ния): монография / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. 268 с.

25.Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат: пер. с англ. М.: Филинъ, 1996. 344 с.

26.Шимширт Н.Д. Современная теория и практика финансового менеджмента на предприятии. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2011. 348 с.

27.Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М.: Дело и сервис, 2004. 591 с.

28.Экономика фирм: словарь-справочник / под ред. В. Скляренко. М.: ИНФРА-М, 2000. 398 с.

cyberleninka.ru

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И АНАЛИЗУ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Гирло О.С.

Финансовый университет при Правительстве РФ


Номер: 1-1

Год: 2017

Страницы: 106-108

Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук
Ключевые слова

местный бюджет, бюджетная устойчивость, финансовая устойчивость, муниципальное образование, local budget, fiscal stability, financial stability, municipalities

Аннотация к статье

В статье раскрыты теоретические и методологические подходы к определению бюджетной устойчивости муниципальных образований.

Текст научной статьи

Одной из основных целей муниципального управления является эффективное применение ресурсов территорий и их преобразование в жизненные блага для населения. При этом ведущие направления муниципальной экономической политики заключаются в управлении муниципальным имуществом и муниципальными финансами, главным звеном которых является муниципальный бюджет. Финансовая устойчивость местного бюджета является одной из основных характеристик его финансового состояния. Устойчивость местного бюджета определяется рядом факторов формирования и реализации его доходной части. Это такие факторы, как факты и причины, определяющие и воздействующие на формирование доходной части бюджета, элементы которых определяют характер устойчивости этого процесса. Отсутствие формализованного понятия «устойчивости бюджета» в российском законодательстве способствовало образованию большого количества подходов к определению данного понятия, а также его анализа. В законодательных актах не дается понятие «бюджетная устойчивость, но стоит отметить, что утвержденные Бюджетным кодексом РФ требования к состоянию местных бюджетов позволяют сделать вывод, что их выполнение можно трактовать как основу бюджетной устойчивости. В качестве требований выдвигаются: ограничение по уровню муниципального долга, расходов на его обслуживание, требование по уровню дефицита бюджета и др. [1] В экономических справочных изданиях, устойчивость бюджета определяется как «состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга». С точки зрения данного подхода, устойчивость финансовой системы определяется нормальным функционированием субъекта публичной власти, реализацией в полном объеме закрепленных за субъектом полномочий, погашением и выплатой процентов по внутреннему и внешнему долгу. По мнению автора С. Власова, понятие устойчивости государственных финансов подразумевает возможность удовлетворять потребности текущего поколения без негативного воздействия на удовлетворение потребностей будущего поколения при предположении о неизменности текущей политики.[2] Применительно к местным бюджетам определение финансовой устойчивости сформулировала и обосновала автор А.А. Никифорова. По мнению автора, финансовая устойчивость местного бюджета — это комплексное понятие, которое отражает такое состояние совокупности денежных фондов, при котором муниципальное образование способно стабильно развиваться, сохраняя свою финансовую безопасность в условиях дополнительного риска. Таким образом, финансовая устойчивость неразрывно связана с финансовой безопасностью, так как данная взаимосвязь позволяет определить различные степени финансовой устойчивости, ее критерии и индикаторы. [3] Опасный уровень финансового состояния местного бюджета характеризуется низким уровнем собственных источников формирования бюджета, несбалансированностью, неспособностью собрать на территории муниципалитета утвержденные доходы и незначительной долей социально значимых расходов в общей величине расходов. При устойчивом финансовом состоянии имеется достаточная величина собственных источников доходов, бюджет сбалансирован, в приоритете финансирование социально — культурной сферы. Устойчивость бюджета характеризуют: бюджетная самостоятельность; сбалансированность бюджета; платежеспособность субъекта публичной власти; денежный характер расчетов; экономическая эффективность расходования бюджетных средств; размер и структура внутреннего и внешнего долга; качество бюджетного менеджмента и др. В российской экономической литературе впервые понятие финансовой устойчивости бюджетов ввел академик Г.Б. Поляк. По мнению профессора понятие устойчивости бюджета аналогично понятию финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта: обе концепции основаны на общих принципах — полного покрытия текущих расходов, эффективности и экономии расходования средств, обязательств инвестиции, страхования непредвиденных расходов и рисков. Однако они отличаются по своему характеру, содержанию аналогичных принципов, факторам, влияющим на значение устойчивости, и т. д. Также ученому и группе соавторов принадлежит одна из основополагающих методик определения устойчивости бюджета в российской экономике. Однако при всех очевидных достоинствах данной методики имеются и недостатки, которые не позволяют использовать ее при анализе муниципальных бюджетов. [4] Методика Е.А. Ермаковой дает возможность оценить состояние федерального бюджета государства. Не все предложенные в ней показатели можно использовать для анализа местных бюджетов, так как она не позволяет в полной мере оценить их специфические особенности. Методика Н.И. Яшиной является практически единственной, которая позволяет оценить состояние местных бюджетов, но оцениваются они не самостоятельно, а в составе консолидированных бюджетов субъектов. Методика С.Н. Макаровой позволяет анализировать расходы бюджетов, сформированные на основе программно — целевых принципов, но не дает возможности комплексно оценить состояние бюджета. [5] В связи с тем, что в настоящее время существует проблема отсутствия унифицированной методики определения бюджетной устойчивости в целях повышения эффективности бюджетной системы, вопрос необходимости изучения и разработки новых методологических подходов к проведению комплексной оценки бюджетной устойчивости муниципальных образований на основе специально разработанной системы показателей оценки бюджетной устойчивости.

publikacia.net

Качественная характеристика экономической категории бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 336.146 Л. Р. Ковтун

кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ БЮДЖЕТ

В разные периоды развития государства представители финансовой науки и науки финансового права обращались к пересмотру сущности понятия «бюджет». В условиях развития рыночной экономики усиливаются требования к содержательному аспекту категории «бюджет». Современное состояние государственных финансов России предопределило ситуацию, когда предметом детального и глубокого изучения выступает вновь категория «бюджет». Проведенный анализ экономической научной литературы свидетельствует о наличии дискуссионных подходов к определению понятия «бюджет». В статье отмечена многогранность категории «бюджет». Высказана позиция по отношению к трактовкам термина «бюджет» различных экспертов. Сформулирован двусторонний подход к толкованию экономической категории «бюджет», позволяющий отразить ее качественную составляющую. Делается акцент на необходимость пересмотра привычных взглядов на понятие «бюджет» в соответствии с требованиями, предъявляемыми современными реалиями.

Ключевые слова: бюджет; бюджетные потоки; доходы и расходы бюджета.

L. R. Kovtun

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

A QUALITATIVE CHARACTERISTIC OF THE ECONOMIC CATEGORY BUDGET

In various periods of national development the representatives of financial science and science of financial law referred to revision of the essence of the concept «budget». In the context of market economy development there arise consolidated requirements to the comprehensive aspect of the category «budget». The modern condition of Russia’s state finance has predetermined the situation when the category «budget» steps out again as a subject of detailed and deep investigation. A recent analysis of scientific literature testifies the presence of polemical approaches to definition of the concept «budget». The article states the complexity of the category «budget», expresses the attitude to interpretation of the economic term «budget», as well as formulates a bilateral approach to rendering the economic category «budget», which allows to present its qualitative constituent. The emphasis is laid on the necessity of revision of familiar viewpoints in regard to the concept «budget» according to the demands made by modern realias.

Keywords: budget; budget flows; budget income and expenditures.

Исследование содержания экономической категории «бюджет» сопряжено с определенными трудностями, с которыми сталкивается каждый, кому интересен данный объект изучения. По своей природе бюджет — сложное явление, затрагивающий одновременно вопросы финансов, политики, права. Это привело к тому, что в научной литературе понятие «бюджет» рассматривается с трех разных позиции: экономической, материальной и правовой. Кроме того, как отмечает Л. Х. Джусоева, «бюджет объединяет в себе основные финансовые категории, такие как налоги, государственный кредит, государственные расходы» [7, с. 370].

© Л. Р. Ковтун, 2014

Исторический экскурс позволяет определить, что этимология слова «бюджет» описана еще Р. Штурмом, который связывал его с английским словом «bougette» (кармашек, мешок) [8]. В кожаном мешке (портфеле) в английский парламент, начиная с XVII в., вносились документы, касающиеся государственной росписи. Считается, что бюджет как форма образования и расходования государственных денежных средств впервые появился в Англии (последняя треть XVII в.), затем во Франции (конец XVIII в.). С XIX в. практика составления бюджетов распространилась на другие цивилизованные страны.

Изучение различных подходов к определению понятия «бюджет», которые содержатся в современных научных трудах, позволяет выявить разные точки зрения к содержательному наполнению данной понятийной категории. Представляется, что понятие «бюджет» выступало предметом изучения представителей науки в разные периоды существования государства.

Так, академик А. М. Годин исходит из представления, что «бюджет в экономике — это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год» [5, с. 9]. Следует отметить, что характеристика государственного бюджета как росписи доходов и расходов существенно обедняет эту категорию, в данном случае не создаются условия для теоретических и прикладных исследований более частных категорий, таких как доходы, расходы государственного бюджета.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплено понятие бюджета как формы «образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст. 6). Приведенное толкование не оспаривает академик Г. Б. Поляк, делая акцент на то, что «государственный бюджет — это главное средство мобилизации и расходования средств государства, которое дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения» [6]. Отметим, что определение, закрепленное в Бюджетном кодексе Российской Федерации, с одной стороны, является достаточно функциональным: идет указание на двойственность бюджета (доходы и расходы) и задачи, поставленные перед бюджетом государства, а также отмечена многоуровневость бюджетной системы. С другой стороны, невозможно не указать на мнение современных экономистов, которые считают необходимым пересмотреть определение в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Например, О. А Булаш и Ю. Г. Швецова считают, что данное определение «не регламентирует целевой характер расходования бюджетных средств… потребности, как и цели функционирования государства, могут иметь разновек-торную направленность, совпадая с интересами большинства проживающего в стране населения или противостоя им. В зависимости от этого, соответственно, бюджет может служить общественно значимым предпочтениям, а может обслуживать лишь узкокорпоративную властную элиту, игнорируя нужды нации в целом» [16, с. 39]. Авторы предлагают следующее определение бюджета: «централизованный фонд денежных средств, предназначенный для удовлетворения общественно значимых потребностей в целях ликвидации избыточного неравенства и повышения жизненного уровня населения» [Там же].

В определенной мере своеобразное определение понятия «бюджет» дает государственный деятель Е. В. Бушмин: «любой бюджет — это результат в той или иной форме разрешившегося конфликта, суть которого заключается в поиске равновесия, то есть адекватного соотношения между деньгами (финансовым инструментом) и властью (содержательным субъектом действия)»

[3, с. 44]. Происходит доминирование политического фактора в данной трактовке — бюджет выступает документом, который является объектом дискуссий в ходе рассмотрения и утверждения его параметров органами государственной власти на бюджетный период.

Ученые-финансисты М. В. Романовский, О. В. Врублевская опираются на базисный характер категории, что позволяет им рассматривать бюджет как систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд — централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей, в числе которых выделяют обеспечение национальной безопасности и национальной обороны, социальную защиту населения, поддержку отраслей народного хозяйства, развитие образования, здравоохранения, культуры [15, с. 150].

Следует отметить, что в научный оборот императивность как качественный признак государственных финансов (в частности государственного бюджета) был введен профессором Э. А. Вознесенским [4, с. 91]. Под императивностью понимается следующее: в финансовых отношениях, характеризующих содержание понятия «бюджет», отдается приоритетность государству как инициатору этих отношений. Бюджет рассматривается сквозь призму денежных отношений, которые представляют собой результат принуждения со стороны государства.

Указание на специфику денежных отношений, определяющих бюджет, отмечено в работах Г. В. Ляпуновой и Т. В. Сорокиной: «бюджет — это особая форма распределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием его с целью удовлетворения потребностей всего общества и его государственно-территориальных и административно-территориальных формирований» [9, с. 7].

В определении бюджета, которое приводит В. М. Родионова, органически сочетаются три стороны одного явления, раскрывая бюджет как самостоятельную экономическую категорию, как денежные отношения и как экономическую форму существования распределительных отношений: «государственный бюджет — это совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. по экономической сущности, государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» [14, с. 234].

Необходимо отметить, что в экономической литературе также большое внимание уделяется рассмотрению категории бюджет с точки зрения права. «Юристами бюджет традиционно определятся как финансовая программа или план деятельности, который подкрепляется силой государства и выступает уже в качестве обязательного для исполнения императива» отмечает Д. Л. Ко-мягин [8]. С таким подходом фактически соглашается О. Г. Бежаев, но отмечает, что бюджет как правовая категория — это закрепленная форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения функций органов государственной и муниципальной власти [1, с. 8].

Таким образом, можно сделать вывод, что юридическая характеристика содержания категории «бюджет» выступает подчиненной по отношению к толкованию бюджета как базисной, экономической категории, в которой доминирует материальное понимание бюджета.

В развитии изложенного, обратим внимание на замечание Ю. Г. Швецова о том, что «необходимо теоретически и практически наполнить категорию бюджета качественно другим смыслом — это общественное достояние, используемое в интересах большинства проживающего в стране населения» [17, с. 132].

Вместе с тем, по оценке Ю. М. Березкина [2, с. 80], рассмотрение природы государственных финансов вообще и государственного бюджета в частности только с позиции денежных отношений в современных условиях не отвечает требованиям методологии исследования. Ю. М. Березкин указывает на мно-гоуровневость предмета научного исследования: «такой «предмет» обязательно должен включать, с одной стороны, «контекст отношений», а с другой, те материальные объекты, которые движутся в рамках принятого «смыслового единства»». Данное замечание определяет, что категорию «бюджет» следует рассматривать и как совокупность денежных отношений, имеющих определенную направленность, и как совокупное движение денежных ресурсов через входящие и исходящие денежные потоки. Кроме того, по мнению Г. В Ляпуновой и Т. В. Файберг «средства, поступающие в бюджетные фонды и расходуемые из них, можно рассматривать как бюджетные потоки… что позволяет определить, что из себя представляет бюджет на практике» [10, с. 5].

Следовательно, с позиции двустороннего подхода к толкованию понятия «бюджет», позволяющего отразить его качественную составляющую, с одной стороны, бюджет правомерно рассматривать как систему денежных отношений, возникающих между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения валового внутреннего продукта. С другой стороны, бюджет — это совокупное движение бюджетных ресурсов посредством входящих и исходящих денежных (бюджетных) потоков. С такой постановкой вопроса соглашается и Т. В. Файберг, отмечая в диссертационном исследовании, что «целесообразно выделять государственные финансовые потоки, связанные с формированием и использованием бюджетов, или бюджетные потоки» [13, с. 25].

Денежные средства, движение которых происходит в рамках бюджетных потоков, являются, по оценке Т. В. Сорокиной, основой функционирования бюджетного сектора, при этом «в процессе привлечения денежных средств и их расходования обеспечивается предоставление государственных и муниципальных услуг путем осуществления необходимых операций с активами и пассивами органов государственной власти и местного самоуправления» [11, с. 59]. При движении бюджетных ресурсов происходят различные процессы, приводящие к определенным последствиям. Так, например, ярко выраженная для сегодняшнего дня централизация средств на уровне федерального бюджета России может привести к ряду негативных последствий. В этой связи обратимся к результатам исследований процессов централизации бюджетных ресурсов и эффективности использования бюджетных средств: ученные отмечают, что «любое движение денег по каналам бюджетной системы (по аналогии с потерями тока в электрической сети) сопряжено с неизбежными потерями» [12, с. 367]. Помимо указания на потери, связанные с коррупцией, отмечены операционные потери, которые происходят при движении государственных денежных средств, к числу которых относятся расходы (затраты) на содержание казначейской системы исполнения бюджета. В России на сегодняшний день функционирует централизованная казначейская система, и отказ от нее в пользу менее затратной (децентрализованной) казначейской системы по ряду объективных причин пока не возможен.

В отношении изложенного, О. А Булаш и Ю. Г. Швецов отмечают, что «разнообразие направлений совершенствования управления бюджетными

потоками. свидетельствует об огромном потенциале государственных финансов, пока еще слабо используемом в практической деятельности субъектов бюджетного планирования и регулирования» [16, с. 38].

Теоретическое переосмысление качественной составляющей экономической категории «бюджет» представляется объективно необходимым в условиях изменения и развития экономических отношений, что позволит разрабатывать и внедрять на практику инструменты, влияющие на эффективность общественного производства.

Список использованной литературы

1. Бежаев О. Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования / О. Г. Бежаев ; под ред. М. А. Яхъяева. — М. : Экзамен, 2001. — 128 с.

2. Березкин Ю. М. Проблемы и способы организации финансов / Ю. М. Берез-кин. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001. — 248 с.

3. Бушмин Е. В. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов / Е. В. Бушмин // Вопросы экономики. — 2001. — № 5. — С. 44-49.

4. Вознесенский Э. А. Финансы как стоимостная категория / Э. А. Вознесенский. — М. : Финансы и статистика, 1985. — 159 с.

5. Годин А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие / А. М. Годин, И. В. Подпорина. — М. : Дашков и Ко, 2001. — 480 с.

6. Государственные и муниципальные финансы : учеб. / под ред. Г. Б. Поляка. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 376 с.

7. Джусоева Л. Х. Понятие бюджета и его роль в социально-экономическом развитии региона / Л. Х. Джусоева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. — 2012. — № 1. — С. 369-374.

8. Комягин Д. Л. Что такое бюджет: форма, план или фонд? / Д. Л. Комягин // Бюджет. — 2005. — № 2. — С. 34-36.

9. Ляпунова Г. В. Бюджетная политика и бюджетный процесс : учеб. пособие / Г. В. Ляпунова, Т. В. Сорокина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2004. — 201 с.

10. Ляпунова Г. В. Бюджетная система : учеб. пособие / Г. В. Ляпунова, Т. В. Фай-берг. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 182 с.

11. Сорокина Т. В. Финансовое обеспечение бюджетного сектора субъектов Российской Федерации (теория, методология, практика) : дис. … д-ра экон. наук : 08.00.10 / Т. В. Сорокина. — Иркутск, 2013. — 336 с.

12. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения / под ред. И. А. Майбуро-ва, А. П. Кириенко, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2013. — 383 с.

13. Файберг Т. В. Государственный (муниципальный) заказ как форма организации бюджетного финансирования : дис. … канд. экон. наук : 08.00.10 / Т. В. Файберг. — Иркутск, 2006. — 300 с.

14. Финансы : учеб. / В. М. Родионова, Ю. Я. Вавилов, Л. И. Гончаренко [и др.] ; под ред. В. М. Родионовой. — М. : Финансы и статистика, 1993. — 400 с.

15. Финансы : учеб. для вузов / под ред. М. В. Романовского, О. В. Рублевской, Б. М. Сабанти. — М. : Юрайт, 2002. — 480 с.

16. Швецов Ю. Г. Бюджет как финансовая основа реализации общественных проектов / Ю. Г. Швецов, О. А. Булаш // Проблемы учета и финансов. — 2013. — № 3 (11). — С. 38-48.

17. Швецов Ю. Г. Теоретические аспекты бюджета как экономической категории / Ю. Г. Швецов // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 3. — С. 128-132.

References

1. Bezhaev O. G. Mezhbyudzhetnye otnosheniya: teoriya i praktika reformirovani-ya [Inter-budget relations: theory and practice of reforming]. Moscow, Ekzamen Publ., 2001.128 p.

2. Berezkin Yu. M. Problemy i sposoby organizatsii finansov [Problems and ways of finance management]. Irkutsk State Economics Academy, 2001. 248 p.

3. Bushmin E. V. Role and place of budget procedures in the system of public finance. Voprosy ekonomiki — Economic Issues, 2001, no. 5, pp. 44-49 (in Russian).

4. Voznesenskii E. A. Finansy kak stoimostnaya kategoriya [Finance as a value category]. Moscow, Finance and Statistics Publ., 1985. 159 p.

5. Godin A. M., Podporina I. V. Byudzhet i byudzhetnaya sistema Rossiiskoi Fede-ratsii [The budget and the budget system of the Russian Federation]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2001. 480 p.

6. Polyak G. B. (ed.) Gosudarstvennye i munitsipalnye finansy [National and municipal finance]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2012. 376 p.

7. Dzhusoeva L. Kh. The concept of budget and its role in the social and economic development of the region. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K. L. Khetagurova. Obshchestvennye nauki — Bulletin of K. L. Khetagurov North Ossetia State University. Social Sciences, 2012, no. 1, pp. 369-374 (in Russian).

8. Komyagin D. L. What is budget: a form, a plan or a fund? Byudzhet — Budget, 2005, no. 2, pp. 34-36 (in Russian).

9. Lyapunova G. V., Sorokina T. V. Byudzhetnayapolitika i byudzhetnyiprotsess [Budget policy and budget process]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2004. 201 p.

10. Lyapunova G. V., Faiberg T. V. Byudzhetnaya sistema [The budget system]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 182 p.

11. Sorokina T. V. Finansovoe obespechenie byudzhetnogo sektora sub’ektov Rossiiskoi Federatsii (teoriya, metodologiya, praktika). Dokt. Diss. [Budget security for the budget sector of the subjects of the Russian Federation (theory, methodology, practice). Doct. Diss.]. Irkutsk, 2013. 336 p.

12. Maiburov I. A., Kirienko A. P., Ivanov Yu. B. (ed.) Uklonenie ot uplaty nalogov. Problemy i resheniya [Tax evasion. Problems and solutions]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2013.383 p.

13. Faiberg T. V. Gosudarstvennyi (munitsipalnyi) zakaz kak forma organizatsii byudzhetnogo finansirovaniya. Kand. Diss. [The state (municipal) order as a management form for budget financing. Cand. Diss.]. Irkutsk, 2006. 300 p.

14. Rodionova V. M., Vavilov Yu. Ya., Goncharenko L. I. et al. Finansy Finance]. Moscow, Finance and Statistics Publ., 1993. 400 p.

15. Romanovskii M. V., Rublevskaya O. V., Sabanti B. M. (ed.) Finansy [Finance]. Moscow, Yurait Publ., 2002. 480 p.

16. Shvetsov Yu. G., Bulash O. A. Budget as the financial basis of the realization public projects. Problemy ucheta i finansov — Problems of accounting and finance, 2013, no. 3 (11), pp. 38-48 (in Russian).

17. Shvetsov Yu. G. Theoretical aspects of the budget as an economic category. Problemy sovremennoi ekonomiki — Problems of modern economy, 2011, no. 3, pp. 128-132 (in Russian).

Информация об авторе

Ковтун Лира Раисовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Author

Lira R. Kovtun — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Finance, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].

cyberleninka.ru

1. Определите понятие «бюджет».

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

а) это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

б) это централизованный фонд денежных средств государства, предназначенный для финансирования государственных расходов, аккумулирования средств государства для формирования стратегических резервов государства и хозяйствующих субъектов;

в) это система экономических отношений по поводу обеспечения государства, муниципальных образований и предприятий соответствующими финансовыми резервами:

г) это система экономических отношений, складывающихся по поводу взимания налоговых и неналоговых платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, а также расходования бюджетных средств.

2. Дайте определение консолидированного бюджета рф.

а) это свод федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных фондов:

б) это разница между бюджетными показателями федерального бюджета и бюджетами субъектов РФ;

в) это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;

г) это метод включения всех показателей бюджетов субъектов РФ в сводные таблицы бюджета РФ.

3. Дайте определение доходов бюджета.

а) это денежные средс1ва. поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствие с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субьектов РФ и органов местного самоуправления;

б) это вес денежные средства, которые поступают в бюджеты, внебюджетные фонды и Центральный банк РФ. а также государственные и муниципальные предприятия и учреждения;

в) это налоговые и неналоговые поступления в бюджетную систему, а также заимствования от внутренних и внешних источников, осуществленные уполномоченными органами от имени государства или органов местного самоуправления;

г) это денежные средства, являющиеся налоговыми поступлениями в бюджет, а также финансовая помощь.

4. Что относится к налоговым доходам бюджета?

а) к ним относятся предусмотренные бюджетным и налоговым законодательством налоги, сборы и все штрафные санкции, взимаемые за нарушение законодательства;

б) к ним относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством;

в) к ним относятся только одни налоги, поступающие в бюджеты;

г) к ним относятся только налоги и сборы, установленные налоговым законодательством.

5. Что понимается под собственными доходами бюджета?

а) под ними понимаются доходы, получаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ из других бюджетов на постоянной основе;

б) под ними понимаются доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

в) под ними понимаются только те доходы, которые получены в результате заимствований, а также от использования имущества, закрепленного за соответствующим бюджетом;

г) под ними понимаются все доходы, которые получает бюджет по всем основаниям, включая перечисления из других бюджетов.

studfiles.net

Понятие, сущность и роль бюджета

 

 Центральное место в любой финансовой системе занимает бюд­жетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюд­жет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget — сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспече­ния функций и задач соответствующих органов власти (государствен­ной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает со­держание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве.

Бюджет в этом смысле — основа функ­ционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший ис­точник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на ре­шении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финан­совой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-эконо­мическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономи­ки бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика из­менила   соотношение   между   централизованными   (прежде   все­го — бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних.

 Бюджетные средства все в большей степени сосре­доточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усили­вается социальная направленность бюджета, ориентация его на осу­ществление программ, связанных с обеспечением защищенности на­селения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной под­держки предпринимательства, стимулирования его инициативы, раз­вития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностный позиций как экономическая категория бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход нахо­дит развитие в трактовках более прикладного характера.

Так, в Бюд­жетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюд­жет трактуется как форма образования и расходования фонда денеж­ных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расхо­дование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, состав­ляющих суть этих процессов.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается сово­купность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной России Л. В. Ходский писал: «Под го­сударственным бюджетом … разумеют бюджетную роспись, т. е. рос­пись (со всеми приложениями) государственных расходов и предпо­лагаемых для покрытия их доходов на определенный период време­ни, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (ут­вержденную) представителем верховной власти».

Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресур­сов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юри­дические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осу­ществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п.

В ча­стности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий — возмож­ные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расход­ной части соответствующего бюджета.

Бюджет — это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охваты­вают практически все сферы экономического и социального разви­тия страны.

В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инст­румент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование — процесс распределения доходов и пере­распределения средств между бюджетами разных уровней в целях вы­равнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с уче­том государственных минимальных социальных стандартов (ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»). Основой бюджетного регулирования являет­ся закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня.

В составе бюджетов могут создаваться це­левые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осу­ществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут переда­ваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей госу­дарство оказывает также через систему налогообложения, государствен­ные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т. п.

Бюджетное регулирование — одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его — поддержание стабильности экономи­ки, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджет­ное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя, следует сказать, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ре­сурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике не­рыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

Таким образом, бюджет — это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связан­ный с формированием, распределением и использованием централи­зованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспече­ния функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент госу­дарственного регулирования, который позволяет  … читать далее …

 

newinspire.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *