Подходы к управлению ситуационный системный процессный – , —

67. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.

При процессном подходе управление рассматривается как процесс — серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия называют управленческими функциями.

Каждая управленческая функция тоже представляет процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Существует несколько взглядов на состав функций управления, наиболее признанными считаются следующие функции — ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

Функция планирования

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что надо делать, чтобы достичь этих целей.

Организация как функция

Организовать — значить создать некую структуру, чтобы предприятие могло выполнить свои планы и тем самым достигать своей цели. На любом предприятии работу выполняют люди, важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным работником задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование — это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. Концепция внесения систематического начала в организацию работы и деятельности людей может быть расширена до создания структуры организации в целом.

Мотивация

Руководитель должен всегда помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с порученными им обязанностями и в соответствии с планом.

Контроль

Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. В схеме функций управления, из блока контроля стрелка возвращает процесс управления к планированию, обеспечивая обратную связь.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем организации явление желательное, но почти всегда не реальное.)

Ценность системного подхода для управления предприятием можно понять, рассмотрев два аспекта работы руководителя. Во-первых, он стремится добиться суммарной эффективности работы всей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых, он должен добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.

Ситуационный подход

концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход исходит из того, что, хотя общий процесс управления одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться.

Ситуационный подход направлен на реализацию возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом данного направления менеджмента является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут лучше способствовать достижению целей в конкретной ситуации. При этом простого указания на то, какие переменные сильнее всего влияют на результат (являются релевантными), явно недостаточно для того, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей организации. Основная сложность заключается в том, что все многочисленные ситуационные процессы взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга.

studfiles.net

6. Подходы к управлению: ситуационный, системный, процессный

Подход к управлению как к процессу определяет управ­ление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий — функций управления. Функции управления включают: планирование, организацию, распорядительство, мотивацию, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение пе­реговоров или заключение сделок.

Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность вза­имозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понима­ется конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать дости­жению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход предполагает определение основ­ных внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации.

В зависимости от конкретных функций организация де­лится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи по реализации специфических целей. Подразделения (отделы) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.

7. Методы управления

Реализация рассмотренных ранее функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Выделяют следующие методы управления:

  1. Организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях.

  2. Экономические, обусловленные экономическими стимулами.

  3. Социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Организационно-административные.С помощью этих методов реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации. Задача организационно-административных методов управления состоит в координации деятельности подчиненных. Совершенно справедливо критикуя рычаги административного управления, следует иметь ввиду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива.

Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Однако эти методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства. Можно выделить следующие формы проявления организационно-методических методов:

а) обязательное предложение (приказ, запрет и т.п.)

б) согласительные (консультация, разрешение компромисса)

в) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, общение, предложение и т.п.).

Организационно-административные методы отличают от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания:

Экономические методы управленияпредставляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается поставленная цель. В переходный период к рыночным отношениям экономические методы руководства получили свое развитие. Расширение самостоятельности предприятий, организаций, учреждений дает возможность реального перехода к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом, зарплатой и реализует свои экономические интересы. В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

Социально-психологические методы управления– это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы протекающие в них. Иными словами – это способы воздействия на психологические особенности человека с целью решения поставленных задач.

Использование этих методов означает включение руководителя в систему отношений между людьми, умение поддерживать нормальные отношения с ними и, самое главное, умение сплотить коллектив для решения поставленных перед учреждением задач. Социально-психологические методы управления предполагают использование различных мотивационных приемов воздействия – прямых и косвенных.

Первая группа способов оказывает прямое воздействие на человека путем постановки перед ним конкретной цели. К прямым способам воздействия относят убеждение, подражание, вовлечение, принуждение.

Вторая группа способов заключается в создании определенных условий, в которых работник в процессе выполнения необходимой работы достигает поставленных целей.

Косвенные приемы воздействия различаются по формам опосредования:

  • условий труда (внешняя привлекательность наличие элементов творчества и т.п.)

  • элементы системы управления (должностные инструкции формы стимулирования и др.).

  • социально-психологические факторы (характер традиций, социально-психологический климат в коллективе и т.п.).

Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от:

В практику управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации (сочетания).

studfiles.net

Процессный, системный и ситуационный подходы — КиберПедия

Процессный подход в управлении

Процессный или функциональный подход интенсивно разрабатывался в 50 — 70 годы, широко применяется и в настоящее время. Особенностью является повышенное внимание управленцев к самоуправлению. Такие действия получили название управленческих функций. Слово “функция” латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность. Этот подход был впервые предложен основоположниками школы административного управления, которые пытались описать функции управления. Однако в то время (1920 — 1950) эти функции рассматривались как независимые друг от друга.

Эту концепцию первоначально разработал А. Файоль, выделив исходные функции. По его мнению, “Управлять — означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать”. Другие авторы разработали иные перечни функции.

В противоположность этому, процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других является не единовременным действием, а серией непрерывно связанных действий. Их называют управленческими функциями, каждая из которых тоже представляет собой процесс, потому, что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Процесс управления является общей суммой всех функций, которые можно представить в виде схемы.

 

Функции управления

 

Представленные первичные функции управления — являются общими, универсальными функциями управления. Они объединены связующими процессами: коммуникации и принятия решения.

Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.

Принятие решения, в самых общих чертах, составляет основное содержание деятельности менеджера.

Системный подход

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике в конце 50-х годов. Эта теория дала возможность интегрировать вклады всех школ теории и практики управления. Системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которой — формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды.

Исходные положения теории системного управления:

1. Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.



2. Организация (предприятие, фирма) является системой.

3. Подсистема (например отделы предприятия).

Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами.

4. Организация представляет собой открытую систему, т.е. она взаимодействует с внешней средой.

Все организации являются системами, а все ее части взаимосвязаны и взаимозависимы. Существуют два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от внешней среды. (Пример с часами).

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне и имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Все организации являются открытыми системами зависящими от внешнего мира.

 

ВХОД ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫХОД  
  Информация Материалы Капитал Трудовые ресурсы   Обработка и преобразование входов (зависит от эффективности управления) Продукция или услуги. Прибыль (в бизнесе). Социальная ответственность. Доля рынка. Рост удовлетворенности работников

 

Организация как открытая система

Черты и свойства Характеристика, обоснование
1. Компоненты Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами
2. Связи Компоненты системы связаны между собою
3. Структура Форма связи организационно закреплена в структуре
4. Взаимодействие Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее
5. Процесс Это изменения, происходящие в результате взаимодействия
6. Целостность Проявляющиеся свойства системы возникают только в результате взаимодействия ее компонентов
7. Идентификация Свойства системы, на основании которых ее можно определить и отличить от других явлений, не входящих в систему
8. Окружение Это окружающая среда системы которая не являясь частью системы оказывает существенное влияние на нее
9. Концептуализм Система — это концепция которая отражает цели и ценности индивидуума или группы, разработавших эту концепцию

 



Честер Бернард впервые рассмотрел предприятие как социальную систему; сформулировав концепцию социальной ответственности корпорации.

Сущность системного подхода к управлению — мысленный охват всех явлений как единое целое, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы в учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

На системной основе синтезируются новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Одной из наиболее известных концепций этого времени (60 — 80 г.г.) была концепция организационного поведения, центром которой стал институт Карнеги. Поведение людей является результатом взаимодействия организации и человека. Задача менеджмента — это координация всех элементов организации, в которую входит и сам человек.

Ситуационный подход

В 60 — 70 г.г. наука об управлении получила достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на эффективность управления в различных ситуациях.

Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Ситуационный подход тесно связан с системным и подчеркивает непрерывную взаимосвязь между управленческими функциями (процессный подход).

Ситуационный подход был предложен в конце 60-х годов в Гарвардской школе бизнеса (США), однако еще в 20-е годы М.П. Фоллетт говорила о “законе ситуации”, что “различные ситуации требуют различные типы знаний”. В 1948 г. Ральф Стогдилл (университет штата Огайо) проведя исследование проведя исследование характерных качеств лидеров также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру.

Ситуационный подход не является набором качеств, предписываемых руководству. Это способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Главный тезис — не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях.

Данный подход составил одну из основ активного разрабатываемой в настоящее время концепции стратегического управления (Игорь Ансофф).

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Если не правильно определены факторы влияющие на ситуацию, то нельзя полностью оценить и приспособить метод к решению ситуации.

Методология ситуационного подхода состоит из следующих 4-х шагов:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в тех случаях, когда они применяются в конкретной ситуации (Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные).

3. Интерпретация ситуации — необходимо определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какие последствия повлекут за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен знать и уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, тем самым обеспечивая эффективное достижение целей организации в условиях существующих обстоятельств.

Установление конкретных ситуационных переменных, в особенности в области лидерства, поведения организационных структур и количественных оценок явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление.

 

cyberpedia.su

3. Сущность процессного, системного и ситуационного подходов к управлению

1) Процессный подход — один из методов управления, суть которого заключается в построении системы процессов организации и управлении этими процессами для достижения максимальной эффективности работы. Этот подход  широко применяется и в настоящее время в управленческом процессе.  Управление  рассматривается  как  процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других  —  это  не  какое-то единовременное действие, а серия непрерывных  взаимосвязанных  действий.  Эти действия, каждое из которых само по себе  

является процессом, очень  важны для  успеха  организации.  Их  называют  управленческими  

функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой  процесс, потому  что  

также состоит из  серии  взаимосвязанных  действий. Процесс  управления  является общей суммой всех функций.Функции   управления   в   процессном   подходе    планирования, организации,  мотивации   и контроля.Концепция процессного подхода по-прежнему остается нереализованной в  полной  мере.  Она  не  дает руководителю четкого  и  ясного алгоритма 

 эффективного  управления. 2) Системный подход.Система — это некоторая целостность,  

состоящая  из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.Существуют два типа систем:  закрытые  и открытые.  Закрытая  система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы  от среды, окружающей систему.

Открытая  система характеризуется  постоянным   взаимодействием   с внешней средой. Общепризнанно, что все  организации  являются открытыми системами. Системный подход представляет собой исключительно способ мышления  по отношению к организации и управлению, но ни в коей мере не является  набором каких бы то ни было руководств или принципов для управляющих.  Он  позволяетлишь  умозрительно  представить организацию  

в  единстве  составляющих   ее  элементов. Крупные составляющие сложных, систем, таких,  

как  организация,  люди или  машины, зачастую сами  являются системами. Эти части называются подсистемами. Если система управления  не  позволяет эффективно  координировать движение всех составных частей, организационной системы, то  такая  система управления является

неэффективной, в ней кроется  какой-то дефект. Таким образом, можно прийти к заключению: от  системы  управления  в значительной степени зависит эффективность процесса управления. 3) Ситуационный подход. Логическое продолжение  системного.  Центральным  моментом ситуационного   подхода   является   ситуация,   т.е.    конкретный    набор обстоятельств, которые сильно влияют  на  организацию  в  данное  конкретное время. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие  приемы будут в  большей степени способствовать  

достижению  целей  организации  в конкретной ситуации. Успех или  неуспех  ситуационного  

подхода  в   значительной   степени определяется тем, насколько руководитель  сумел  правильно 

интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются  

наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может  повлечь  за  собой изменение одного или нескольких из  них. Ситуационный  подход  представляет собой  наиболее 

широкую  и  удовлетворительную  систему,  разработанную   к настоящему времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.

studfiles.net

Тема5. Системный, процессный, ситуационный подходы к управлению

Тема5. Системный, процессный, ситуационный подходы к управлению

Особые приемы, используемые наукой управления при рассмотрении организации и ее составляющих, получили название подходов. Системный подход позволяет рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, т.е. систему, которая сама является элементом системы более высокого порядка (надсистемы). Такой подход к рассмотрению организации позволяет учесть взаимосвязь организации с внешней средой (надсистемой). Суть приема наглядно демонстрирует модель, известная под названием «черный ящик». Она доказывает, что любая реальная организация не может существовать без активного взаимодействия с внешней средой и потому должна рассматриваться как открытая система. Из факта признания открытости системы вытекают два важных следствия. Во-первых, цель функционирования любой организации следует искать не внутри нее, а за ее пределами, во внешней среде. Если руководитель организации считает, что его цель — максимальное получение прибыли, то его путь заканчивается тупиком, потому что и цена, и количество, и издержки на каждый данный момент ограничены. Истинная цель организации состоит в наилучшем удовлетворении конкретных потребностей общества. Чем лучше организации это удается, тем активнее покупатель «голосует долларом» и тем больше будет прибыль. При таком подходе развитие, а значит, и возможный успех безграничны. Во-вторых, с изменением потребностей общества должна меняться организация. Если этого не происходит, то система более высокого порядка, элементом которой является организация, включает механизм отторжения, получивший в экономике название банкротства. Происходит освобождение подсистемы от ненужного элемента. С учетом рассмотренных закономерностей вводится понятие жизненного цикла системы. Это период с момента зарождения системы до ее гибели. С учетом повторяемости жизненных циклов все системы делятся на системы временные и постоянные. Временные системы имеют только один жизненный цикл, постоянные — несколько. Какой системой будет реальная организация: временной или постоянной, зависит от цели ее создания и от качества управления. Таким образом, системный подход объясняет необходимость изменений организаций, объективность возможного банкротства, важность использования термина «социальная ответственность». Процессный подход позволяет анализировать различные процессы, протекающие внутри организации. Суть приема заключается в том, что любой процесс рассматривается не как разовый акт, а как ряд логически связанных действий, протекающих во времени. Это позволяет выделять внутри процесса дробные части и анализировать их с позиции цели и вклада в общий результат. Такой прием дает возможность «прописать» идеальный процесс, сравнить с ним практику и выявить отклонения, требующие особо внимательного отношения со стороны руководителя. Именно этот подход содействовал созданию и развитию автоматизированных систем управления. Ситуационный подход применяется при анализе управленческих проблем, внутри которых выделяются ситуационные переменные, т.е. конкретный набор обстоятельств, оказывающих наиболее активное влияние на действия руководителя. Та кой прием позволяет лучше понять, какие действия руководителя желательны в рамках данной конкретной ситуации. Ситуационный подход позволяет более результативно применять отдельные положения науки к практике, именно его использование помогает готовить будущих руководителей, применяя метод рассмотрения конкретных ситуаций, представленных, в частности, и в данном практикуме. Стратегический подход сформировался в 70-е годы в условиях нарастающей подвижности внешней среды организации. Его развитие привело к разработке теории стратегического планирования и управления. Появление этих концепций предоставило практикам новые инструменты для осуществления изменений компаний с целью обеспечения гарантированного роста рентабельности. Социокультурный подход требует учитывать природу человека и сознательно формировать общие ценности (организационную культуру). Согласно социокультурному подходу, осуществляя изменения, мало контролировать «жесткие» составляющие организации, надо уметь опознавать и сознательно изменять ее «мягкие» компоненты. Органический подход рассматривает организацию как живой организм, существующий в окружающей среде и подчиняющийся определенным законам. Организация рождается, развивается и разрушается. Она может быть сильной и здоровой или слабой и болезненной. При этом первая может «заболеть», а вторая — «выздороветь». Объективная сложность и динамичность развития организации оказывают влияние на современный менеджмент, в котором сохраняется некоторая фрагментарность теорий. Каждый, кто изучает менеджмент, должен осознать глубокую связь этой науки с социальными процессами и приобрести потребность в постоянном усвоении новых знаний.

Становление менеджмента как новой науки происходит неоднозначно: в виде ряда научных направлений, обозначаемых термином «школа». Появилась «научная школа», «классическая, или административная, школа», «школа человеческих отношений» («поведенческих наук»), «количественная школа». Такое разнообразие подходов, предназначенных для решения задачи повышения результативности работы организации, не случайно, оно связано со сложностью объекта исследования. Каждая школа высвечивала свой ракурс в организации, доказывая его важность для руководителя, вносила свой вклад в развитие теории, требуя в дальнейшем определения взаимосвязи с другими концепциями. Такая работа по систематизации накопленных знаний в области менеджмента была выполнена. Было доказано, что объектом изучения теории управления является организация как особое общественное устройство, предназначенное для производства товаров и оказания услуг в условиях коллективной деятельности. Развитие общества и его производственной ячейки — организации — взаимообусловленные явления. За XX столетие развитые страны превратились в общества организаций, доверив этим устройствам удовлетворение потребностей. Человек является продуктом развития данного общества. В ходе воспитания и развития он впитывает ряд базовых установок, формирующих его понимание действительности. Эти базовые установки в современной науке обозначаются термином «менталитет». Организация использует людей, имеющих общий менталитет и потому действующих в схожих ситуациях единообразно. Именно поэтому реальные системы управления всегда носят национальные черты и работающие социальные изобретения организаций одной страны очень сложно перенести в организации других стран. Так, например, система «точно в срок» (канбан), активно используемая в Японии, изучается во всех соответствующих институтах Европы, но весьма редко применяется на практике. Кружки качества, переросшие в Японии в общенациональное движение, оказываются нежизнеспособными в США. Родоначальниками концепции менеджмента как специализированного вида деятельности являются американцы. Именно они создали образ менеджера как профессионала, обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к образованию инженерному, юридическому и т.д.), вложили огромные деньги в создание инфраструктуры для управления (сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультационных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования и т.п.). Однако в конце XIX в. американцы занимались в основном копированием английского опыта, пытаясь овладеть искусством управления промышленным производством. На заре своего развития США продемонстрировали незаурядные качества, причем американцы трудились гораздо интенсивнее англичан. Трогательное и почтительное отношение у американцев к самоменеджменту объясняется тем, что последний не просто помогает быть успешным, но и учит быть «победителем» во всех сферах жизни. Чувство же «победите! ля» — важнейшая черта американского менталитета. Американцы переполнены поистине дарвинским индивидуализмом, персональным и корпоративным, сражаясь первоначально за выживание, а позднее и за лидерство. Источником экономического уклада и богатейшего опыта, знаний, навыков, приемов и методов, которые характеризуют американский стиль организационного управления, являются традиции, привнесенные различными культурами вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и экономической политики экспансии. При этом американцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интеграционные процессы, с другой стороны, сами были подвержены внешнему влиянию других национальных культур. Американский менеджмент основывается на индивидуальной предпринимательской инициативе. Прежде всего его можно представить как «брак» индивидуализма и конкуренции. Развитая инфраструктура, высокая конкурентная среда способствовали формированию у американцев активной личной стратегии с учетом сочетания духовного идеализма с практичной рациональностью научных знаний. Преобладание «я» над «мы» в поведении американцев поддерживается всей системой управления. В ней делается упор на узкую специализацию персонала, индивидуальную инициативу, способность работника действовать самостоятельно на каждой ступени своей карьеры. Наиболее ярко менталитету США противопоставлен менталитет Японии. Если их сравнить, то может показаться, что «создатели» японской системы управления придерживались принципа «сделай наоборот», так любой элемент управленческой практики в этих странах демонстрирует противоположность подходов. Причина такого положения дел — резкое различие менталитетов. Японский национальный характер воплощает в себе редкостную комбинацию преемственности, устойчивости, постоянства с колоссальной адаптивностью к любым, самым резким изменениям внешней среды, с неправдоподобной открытостью любым новым веяниям в любых областях материального и духовного существования. Сила японской системы управления состоит в том, что она органично сочетается с национальными свойствами характера. Это, во-первых, общеэтнические черты — трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, приверженность к традициям, склонность к заимствованиям, этноцентризм, практицизм. Во-вторых, черты группового поведения — дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга. В-третьих, обыденножитейские черты — вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, любознательность. Исходя из вышеперечисленного, отметим, что для систем управления в организациях Японии характерны: группизм, семейственность, коллективная ответственность, долгосрочность принятия решений, пожизненный наем и другие особенности. Любая система управления имеет дело с людьми, сформировавшимися в рамках данного конкретного общества. Для обеспечения успеха она вынуждена по-разному «отлаживать» свои составляющие.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какое управление называют ситуационным?

  2. Какова сущность и характеристика системного подхода?

  3. Какова роль процессного подхода в управлении ОУ?

  4. Дайте характеристику иных подходов к управлению.

infourok.ru

2.4. Системный и ситуационный подходы в управлении

Новая управленческая парадигма, сформировавшаяся во второй половине XX в. рассматривает системный и ситуационный подходы к управлению в качестве мощного средства решения теоретических и прикладных проблем управленческой деятельности.

Ситуационный подход – это выбор специфических приемов для конкретных ситуаций, основанный на определенной для данной организации стратегической концепции управления.

Впервые «закон ситуации» был сформулирован Мэри Паркер Фоллет в 1920-х гг. Превращение ситуационного подхода во влиятельную теоретическую позицию началось лишь в конце 1950-х годов. В число факторов, влияющих на формирование организационной структуры включают: состояние окружающей среды, размеры организации, стратегию организации (Альфред Чандлер).

Ситуационный анализ – комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой ситуации.

Ситуационное управление – принятие управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией.

Ситуационное управление предполагает: классификацию управленческих ситуаций, их корреляцию, экстраполяцию последствий принимаемых решений на каждом этапе управленческого цикла. Особенности реализации ситуационного подхода:

  1. Руководитель должен быть знаком с принципами, формами и методами управления, которые доказали свою эффективность.

  2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики и руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции.

  3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.

  4. Руководитель должен использовать конкретные приемы, которые в данных обстоятельствах вызывают наименьший отрицательный эффект и имеют минимум недостатков, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Системный подход — интенсивно развивающееся научное направление. Под системой понимается некоторое множество взаимосвязанных частей – компонентов, объединенных ради достижения общей цели (эффекта системы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регулярностью на конкретном отрезке времени. Компоненты системы: элемент системы, взаимоотношения между элементами, подсистема, структура системы. Системы различают по степени сложности: неживые, живые, социальные. Рассматривают системы открытые и закрытые, статические и динамические. Динамические социальные системы и социальные организации открытого типа, включающие людей и отношения между ними, могут рассматриваться в качестве субъекта и объекта управления.

Система есть целостное образование, комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих благодаря своему единению качественно новыми характеристиками. Каждая система является элементом системы более высокого порядка, а любой элемент системы – системой более низкого порядка. Одной из важнейших системных характеристик является энтропия. Энтропия характеризует соотношение дезорганизованности и организованности систем различной природы, предопределяет поведение людей в сложных искусственных системах (экономике, политике). При прогрессивном развитии социальной системы в ней быстрее уменьшается энтропия. Если энтропия в системе увеличивается, то это означает, что в системе преобладают процессы разрушения, движения в сторону неупорядоченности и гибели данной системы.

Исследователи выделяют различные системные свойства, которые необходимо учитывать при построении систем управления:

  • Целостность – характеристика системы не сводится к сумме характеристик составляющих ее элементов.

  • Структурность – возможность описания системы через установление связей и отношений ее элементов.

  • Синергия – результат функционирования системы в целом всегда больше суммы результатов функционирования отдельных элементов системы.

  • Иерархичность – соподчиненность элементов.

Системный подход в управлении рассматривает управленческую деятельность как систему. Системный подход помогает раскрыть сущность и содержание механизма управления. Управление современными социально-экономическими системами должно быть: всеситуационным, гибким, непрерывным, оперативным, эффективным. Системный подход включает следующие этапы деятельности:

  1. Выделение объекта управления. Выявление основных свойств данной системы и ее составных элементов.

  2. Определение основных критериев целесообразного функционирования системы, а также основных ограничений и условий ее развития.

  3. Выявление возможных вариантов структур и элементов, выявление факторов, влияющих на систему. Разработка модели системы.

  4. Оптимизация работы системы для достижения поставленной цели.

  5. Определение оптимальной схемы управления системой.

  6. Установление надежной обратной связи по результатам функционирования, определение надежности функционирования системы.

Основные понятия системного подхода можно представить в виде следующей логической последовательности: цель – элементы – связи элементов – структура – состояние системы – функционирование – взаимодействие с окружающей средой – организация – управляющее воздействие – результат.

Системы управления имеют сходную структуру, характеризующуюся наличием двух каналов связей между субъектом и объектом управления: канал прямой связи для передачи управляющего воздействия и канал обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объекта. Процесс управления осуществляется на основе использования и переработки поступающей информации о поведении (состоянии) объекта и воздействия на него окружающей среды. Управление с позиции системного подхода есть осуществление совокупности воздействий на объект, выбранных из множества возможных воздействий на основании информации о поведении объекта и состоянии внешней среды для достижения заданной цели. Управление есть функция системы, направленная на сохранение ее основного качества (т.е. совокупности свойств, утеря которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования и достижение определенной цели.

Учет синергетических закономерностей развития систем позволяет сделать следующие выводы. Эффект от управляющего воздействия не имеет однозначной зависимости от величины приложенных усилий. Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути развития. Необходимо понять, как можно способствовать лучшему проявлению собственных тенденций развития системы. Всегда существуют альтернативные пути развития, и нет жесткой предопределенности. Синергетический подход к управлению – это дальнейшее развитие системного подхода, который дает новые возможности для исследования и осуществления управленческой деятельности.

studfiles.net

Эволюция развития менеджмента процессный, системный и ситуационный подходы к управлению (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение 3

1. Процессный подход 4

2. Системный подход 9

3. Ситуационный подход 12

Заключение 15

Список литературы 16 Введение

Подходы к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, что не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Рассмотрим данные подходы к управлению подробнее.

1. Процессный подход

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Функции процесса управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование . Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, — это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Ораганизация . Организовывать — значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

Мотивация . Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование — это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль . Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль — это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, — стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Связующие процессы

Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Приниятие решений . По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это решение. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного решения или даже для пони

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *