Виды подзаконных актов. Подзаконные акты
Подзаконные акты — это документы, которые издаются в пределах компетенции исполнительных органов госвласти. Они не должны противоречить Конституции, ФЗ, действующим на территории страны. Рассмотрим далее существующие виды подзаконных актов.
Основные признаки
Подзаконные акты РФ обладают спецификой. По их основным признакам можно отличить их от других принимаемых документов. Среди специфических черт следует отметить:
- Соответствие закону.
- Регулирование отдельных конкретных аспектов общественных отношений.
Основная функция, которую выполняют подзаконные акты, это исполнение и развитие норм, конкретизация их положений.
Классификация
К подзаконным актам относятся:
- Распоряжения, указы президента.
- Постановления правительства.
- Подзаконные федеральные акты (издаваемые соответствующими ведомствами и министерствами).
- Нормативные документы местных структур самоуправления.
- Локальные подзаконные акты.
Это исчерпывающий список существующих документов из рассматриваемой категории.
Указы и распоряжения главы страны
Такие виды подзаконных актов во все времена обладали особым воздействием на развитие права в России. В дореволюционную эпоху, в частности, Указами утверждалась Высшая воля монарха. Фактически такие акты имели действие закона. В годы Советского Союза указы принимались Президиумами ВС страны и республик. Часть таких документов, касающихся вопросов законодательного характера, направлялась на рассмотрение на очередной сессии представительных структур. В настоящее время в Конституции установлено право президента издавать распоряжения и указы. Считается, что последние обладают более широким и существенным действием. Распоряжения, как правило, не содержат правовых норм. Обычно они утверждаются по определенным оперативным вопросам, касающимся госуправления. Также не все указы выступают как подзаконные акты. Это обусловлено тем, что они также часто принимаются по оперативным вопросам. Например, указы о присвоении званий, назначении на пост и так далее.
Специфика нормативных указов
Такие документы:
- Не могут противоречить положениям федерального законодательства, однако обладают приоритетным действием относительно прочих подзаконных нормативных документов.
- Включают в себя правовые положения.
- Обладают общим обязательным характером.
- Регламентируют разные сферы жизни общества.
По характеру полномочий указы президента разделяются на принятые:
- В пределах своей компетенции.
- В рамках полномочий, переданных парламентом.
Существуют также указы, которые должны утверждаться в Совете Федераций. Они касаются введения военного положения, назначения на должности Генпрокурора, должностных лиц высших судов.
Правительственные постановления
Основная цель, которую реализуют такие подзаконные акты, — это исполнение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, правительственные постановления содержат правовые нормы. Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.
Документы ведомств и министерств
Акты такого рода подчиняются правительственным нормативным положениям и, как правило, обладают отраслевым назначением. Последнее означает, что их действие распространяется исключительно на субъектов, занятых в конкретной отрасли. В ряде случаев, однако, они могут охватывать более широкий круг отношений. Это может быть обусловлено, например, функциональной, межотраслевой направленностью ведомства/министерства. В таких случаях подзаконные акты адресуются нескольким структурам и регулируют межотраслевые взаимодействия.
Приказы и инструкции
Это две основные категории документов, издаваемых на министерском/ведомственном уровне. Приказы могут иметь нормативный характер или не содержать правовых положений. Первые посвящены наиболее актуальным вопросам деятельности исполнительных органов госвласти. В частности, они регламентируют их структуру, функции, задачи. Ненормативные приказы выступают как правоприменительные документы. Инструкциями регламентируются основные формы/виды служебной деятельности. Они устанавливают функциональные обязанности для конкретных категорий трудящихся. Инструкции обладают нормативным содержанием.
Региональные нормы
Подзаконным актом является указ или распоряжение президента республики, входящей в состав России. Такие документы принимаются в соответствии с Конституцией страны и конкретного региона. Право издавать распоряжения и постановления имеют также губернаторы, главы в администрациях автономных областей и округов, городов фед. значения, краев, правительства регионов (при наличии). Принятие и утверждение соответствующих документов осуществляется в пределах полномочий этих субъектов. Право на издание инструкций и приказов есть и у региональных департаментов, министерств, ведомств и прочих исполнительных институтов региональной власти. Такие акты принимаются в соответствии с полномочиями каждого конкретного органа, в рамках конституций, нормативных положений, уставов, ФЗ. Они действуют локально — их положения обязательны для исполнения в пределах конкретной территории (в границах субъекта).
Нормативные положения местных институтов власти
По Конституции, территориальные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы. В частности, они осуществляют управление муниципальным имуществом, составляют, утверждают и исполняют впоследствии местный бюджет, формируют сборы и налоги в конкретном МО. В их функции также входит обеспечение охраны, поддержания порядка в обществе, решение прочих вопросов местного характера. В рамках переданных полномочий, территориальные властные структуры издают:
- Распоряжения и постановления, утвержденные главами местных органов самоуправления.
- Акты законодательных структур.
- Нормативные положения собраний (сходов) в селах/поселках.
Локальные документы
К ним относятся подзаконные акты, издаваемые в пределах учреждений и организаций. Такими документами регламентируются научные, коммерческие, учебные, производственные, управленческие и прочие взаимодействия, касающиеся назначения предприятия. В каждом учреждении или организации, таким образом, действует собственный устав, нормативное положение либо другой учредительный акт, правила внутренней дисциплины, распорядка и прочие нормы. Все они обладают правовым значением. Подзаконные локальные акты подлежат утверждению либо регистрации в государственных уполномоченных структурах. В качестве такого рода документов могут, например, выступать:
- Распоряжения, приказы как индивидуального, так и нормативного значения, которые принимаются руководителями организаций, учреждений, предприятий. Такими документами регламентируются вопросы, связанные с установлением внутреннего распорядка, назначением материального поощрения (вознаграждения) и пр.
- Решения, утвержденные коллегиальными органами управления. К таким структурам, в частности, относят советы директоров, общее собрание учредителей (акционеров). Решения в этом случае касаются управления, организации деятельности предприятия.
www.syl.ru
Законы и подзаконные акты. Подзаконные нормативно-правовые акты :: SYL.ru
Законы и подзаконные акты обладают ключевым значением в юридическом сопровождении жизни государства. Они обеспечивают регулирование общественных отношений, защиту интересов граждан.
Актуальность вопроса
Порядок, в соответствии с которым принимаются законы и подзаконные акты, обладает своей спецификой. Эти документы тесно взаимосвязаны друг с другом и выполняют множество функций. Юридическое регулирование отношений постоянно изменяется под влиянием преобразований в российском обществе. Закон и подзаконные нормативные акты, его дополняющие, призваны оптимизировать происходящие перемены. Эта работа, в свою очередь, связана с разработкой и решением определенных теоретических и практических вопросов.
Определение
Что собой представляют подзаконные акты? Понятие имеет официальную трактовку. Она выглядит следующим образом.
Подзаконные нормативно-правовые акты — письменные официальные документы, которые принимаются уполномоченными субъектами, имеют властный и обязательный характер. Они регулируют общественные отношения. Подзаконные акты издаются на основании или в соответствии с законом и во исполнение его положений.
В качестве субъектов, которые могут утверждать их, выступают:
- Государственный орган.
- Руководитель ведомства или министерства.
- Территориальный орган власти.
- Руководитель учреждения, организации либо предприятия.
Подзаконные нормативные акты: виды
Классификация этих документов имеет особое практическое значение. Разграничение позволяет рационально и четко организовывать деятельность структур власти. Какие бывают подзаконные акты? Видыподзаконные акты виды имеют следующие:
- Локальные.
- Индивидуальные.
- Региональные.
- Федеральные.
- Местные.
В качестве классификационного критерия выступает юридическая природа. Она подразумевает силу, содержание, сферу действия, порядок оформления и принятия документов. В юридической науке подзаконные нормативно-правовые акты находятся на вторичной позиции. Как правило, они издаются на основании и во исполнение ФЗ. Они направлены на конкретизацию и воплощение законов в жизнь.
В России используются следующие подзаконные акты:
- Распоряжения и указы президента.
- Постановления правительства.
- Акты федеральных ведомств и министерств.
- Решения исполнительных органов.
- Постановления местных структур власти.
- Локальные документы.
Специфика документов
Подзаконные правовые акты принимаются на основе существующего принципа разделения власти. Кроме представительных органов, образующихся при прямом избрании населением своих представителей, в государстве существуют исполнительная и судебная системы. Первые в соответствии со своими полномочиями принимают законы. Исполнительные органы реализуют утвержденные на высшем уровне положения. Судебная власть рассматривает дела, основываясь на законах. Самостоятельность и независимость каждой ветви обуславливаются правом принимать собственные нормы. В юридической доктрине судебные органы могут утверждать документы однократного действия, которые адресованы конкретным лицам (решения, определения, приговоры и прочее). Исполнительные и представительные органы имеют возможность принимать подзаконные нормативные акты. В них присутствует значительная часть существующих юридических предписаний.
Распоряжения и указы главы государства
Эти подзаконные нормативные акты имеют давнюю историю. Указы оказывали влияние на развитие юридической системы страны на протяжении не одной сотни лет. В дореволюционный период в такой форме утверждалось Высочайшее повеление Императора. В советские годы указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторые подзаконные акты передавались на утверждение на очередной сессии представительных органов.
В РФ, согласно Конституции, указы и распоряжения может издавать президент. Между этими документами существует различие. Указ обладает более значимым, широким действием. Распоряжение носит более частный, конкретный характер. Они обычно не считаются нормативными актами. Распоряжения принимаются по различным оперативным вопросам, связанным с государственным управлением. Они могут касаться создания рабочих комиссий, финансирования регионов из резервного фонда и так далее. Вместе с этим указы главы страны также не всегда выступают как подзаконные акты. Они могут приниматься по конкретным вопросам. Например, при назначении на должность либо освобождении от нее, присвоении звания и пр. В таких случаях Указы называют правоприменительными актами.
Отличительные черты указов
Нормативные документы, изданные президентом:
- Не могут противоречить действующим ФЗ.
- Обладают приоритетным значением относительно прочих подзаконных актов.
- Регулируют различные сферы жизни общества.
- Обладают общеобязательным характером.
- Включают в себя правовые нормы.
Исходя из полномочий президента, указы могут быть:
- В рамках собственной компетенции.
- На основе полномочий, переданных ему правительством.
- Подлежащими утверждению в Совете Федерации. К ним, например, относят указы о введении военного, чрезвычайного положений, представления о назначении судей Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного Судов, Генерального прокурора.
Правительственные постановления
Эти подзаконные акты издаются на основе и во исполнение конституционных положений, ФЗ, указов президента. Правительство может принимать Постановления и Распоряжения. Первые, как правило, всегда имеют нормативный характер. Реализация Постановлений осуществляется в рамках полномочий и предметов ведения государства и совместного его ведения с регионами РФ. Распоряжения обычно адресованы конкретному кругу исполнителей. Они выступают как правоприменительные акты.
Документы федеральных структур
Эти подзаконные акты подчинены постановлениям правительства и обладают чаще всего отраслевым назначением. В некоторых случаях в зависимости от межотраслевой, функциональной направленности ведомства или министерства эти документы могут адресоваться нескольким структурам и регулировать соответствующие отношения. Они издаются в форме инструкций и приказов. Последние могут быть нормативными или ненормативными. Первые касаются наиболее важных вопросов деятельности федеральных институтов исполнительной власти: их структуры, функций, задач. Ненормативные приказы выступают в качестве правоприменительных актов. Инструкциями регулируются ключевые аспекты служебной деятельности, а также функциональные обязанности определенных категорий работников. Эти документы отличаются нормативным содержанием.
Документы исполнительных органов субъектов РФ
Главы республик, которые входят в состав России, издают распоряжения и указы. Губернаторы, руководители администраций в автономных округах и областях, краях, городах федерального значения, правительства регионов (если такие существуют) утверждают распоряжения и постановления в рамках своих полномочий. Региональные министерства, департаменты, ведомства и прочие исполнительные институты власти обладают правом издавать приказы и инструкции. Эти документы утверждаются на основании полномочий каждой структуры согласно конституционным положениям и ФЗ, уставам и законам субъектов РФ. Они обладают локальным действием. Их положения распространяются только на территории соответствующего субъекта страны. Указанные акты могут являться как правоприменительными, так и нормативными.
Документы местных органов
Согласно Конституции, территориальные структуры самостоятельно осуществляют управление муниципальной собственностью, составляют, утверждают и исполняют статьи местного бюджета, определяют налоги и сборы в пределах МО, обеспечивают охрану общественного правопорядка и решают прочие вопросы, касающиеся самоуправления. В рамках своих полномочий местные органы могут издавать:
- Распоряжения и постановления глав территориальных институтов власти.
- Акты сельских и поселковых собраний (сходов).
- Документы представительных органов.
Эти акты также могут обладать правоприменительным или нормативным характером.
Локальные документы
К ним относят акты, которые издаются в учреждениях и организациях. Локальные документы призваны регулировать учебные, научные, производственные, коммерческие, управленческие и прочие отношения, касающиеся назначения конкретного предприятия. В каждой организации или учреждении существует собственный устав, положение либо другой документ учредительного характера, правила внутренней дисциплины и так далее. Действие этих актов обладает правовым значением. В этой связи все эти документы подлежат регистрации либо утверждению в государственных органах. Локальными нормативно-правовыми актами, например, являются:
- Распоряжения, приказы, принимаемые руководителями организаций, предприятий и учреждений. Их положениями осуществляется регулирование вопросов внутреннего распорядка, предоставления материального поощрения и так далее.
- Решения, принятые коллегиальными административными органами. В качестве таких структур выступают собрания акционеров, совет директоров и пр.
Заключение
Подзаконные правовые акты представляют собой внутренне согласованную специфическую структуру, выступающую частью юридической системы государства. Реализация этих документов является элементом общего механизма воплощения конституционных положений в жизнь. Вместе с этим система подзаконных актов обладает своими специфическими признаками, которые отличают ее от остальных правовых инструментов. Реализация документов представлена в виде многоуровневого процесса, в рамках которого обеспечивается надлежащее поведение соответствующих субъектов. Эта процедура проводится с использованием особых юридических методов и средств. Наличие в юридической системе законов и подзаконных актов обеспечивает максимально эффективное регулирование сложных и динамически развивающихся общественных отношений.
www.syl.ru
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — это… Что такое ПОДЗАКОННЫЙ АКТ?
- ПОДЗАКОННЫЙ АКТ
- ПОДЗАКОННЫЙ АКТ, правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции, на основе закона и в его исполнение.
Современная энциклопедия. 2000.
- ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА
- ПОДЗЕМНАЯ ГАЗИФИКАЦИЯ
Смотреть что такое «ПОДЗАКОННЫЙ АКТ» в других словарях:
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции, в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — ПОДЗАКОННЫЙ АКТ, правовой акт (см. АКТ (в праве)) органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов. В Российской Федерации на федеральном уровне к… … Энциклопедический словарь
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П.а. относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения… … Юридический словарь
Подзаконный акт — ПОДЗАКОННЫЙ АКТ, правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции, на основе закона и в его исполнение. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П.а. относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения… … Юридическая энциклопедия
подзаконный акт — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN executive order An order or regulation issued by the president or some administrative authority under his direction for the purpose of interpreting, implementing or giving… … Справочник технического переводчика
Подзаконный акт — правовой акт государственного органа (управомоченной организации), изданный на основании и во исполнение закона. В СССР принцип верховенства закона в системе правовых актов Советского государства обусловливает отнесение всех иных правовых … Большая советская энциклопедия
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П.а. относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения… … Энциклопедический словарь экономики и права
подзаконный акт — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П.а. относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения… … Большой юридический словарь
Подзаконный акт — правовой акт государственного органа, изданный в пределах компетенции в соответствии с законом, либо на его основе и во исполнение … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Книги
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) c практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами, Отсутствует. В издании приведен полный текст Общей и Особенной частей Уголовного кодекса в редакции, действующей в 2017 году, с учетом вновь принятых федеральных законов, с учетомпоследних разъяснений… Подробнее Купить за 500 руб электронная книга
- Источники служебного права: Учебник, Барциц И.Н.. В учебнике кратко, но содержательно дается оценка основных источников служебного права. Общетеоретический анализ таких основополагающих юридических понятий, какисточник и форма права,… Подробнее Купить за 303 руб
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) с практическими разъя c нениями официальных органов и постатейными материалами, Отсутствует. В издании приведен полный текст Общей и Особенной частей Уголовного кодекса в редакции, действующей в 2014 году, с учетом вновь принятых федеральных законов, с учетомФЗ «О полиции», с… Подробнее Купить за 190 руб электронная книга
dic.academic.ru
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — это… Что такое ПОДЗАКОННЫЙ АКТ?
- ПОДЗАКОННЫЙ АКТ
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
- ПОДЖОГ
- ПОДКУП
Смотреть что такое «ПОДЗАКОННЫЙ АКТ» в других словарях:
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции, в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ
— ПОДЗАКОННЫЙ АКТ, правовой акт (см. АКТ (в праве)) органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов. В Российской Федерации на федеральном уровне к… … Энциклопедический словарьПОДЗАКОННЫЙ АКТ — ПОДЗАКОННЫЙ АКТ, правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции, на основе закона и в его исполнение … Современная энциклопедия
Подзаконный акт — ПОДЗАКОННЫЙ АКТ, правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции, на основе закона и в его исполнение. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П.а. относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения… … Юридическая энциклопедия
подзаконный акт — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN executive order An order or regulation issued by the president or some administrative authority under his direction for the purpose of interpreting, implementing or giving… … Справочник технического переводчика
Подзаконный акт — правовой акт государственного органа (управомоченной организации), изданный на основании и во исполнение закона. В СССР принцип верховенства закона в системе правовых актов Советского государства обусловливает отнесение всех иных правовых … Большая советская энциклопедия
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П.а. относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения… … Энциклопедический словарь экономики и права
подзаконный акт — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. П.а. принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к П.а. относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения… … Большой юридический словарь
Подзаконный акт — правовой акт государственного органа, изданный в пределах компетенции в соответствии с законом, либо на его основе и во исполнение … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Книги
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) c практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами, Отсутствует. В издании приведен полный текст Общей и Особенной частей Уголовного кодекса в редакции, действующей в 2017 году, с учетом вновь принятых федеральных законов, с учетомпоследних разъяснений… Подробнее Купить за 500 руб электронная книга
- Источники служебного права: Учебник, Барциц И.Н.. В учебнике кратко, но содержательно дается оценка основных источников служебного права. Общетеоретический анализ таких основополагающих юридических понятий, какисточник и форма права,… Подробнее Купить за 303 руб
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) с практическими разъя c нениями официальных органов и постатейными материалами, Отсутствует. В издании приведен полный текст Общей и Особенной частей Уголовного кодекса в редакции, действующей в 2014 году, с учетом вновь принятых федеральных законов, с учетомФЗ «О полиции», с… Подробнее Купить за 190 руб электронная книга
dic.academic.ru
Подзаконные акты: понятие, признаки, виды. Подзаконные акты
Подзаконные нормативно-правовые акты призваны конкретизировать положения, принятые на более высоком уровне. В результате облегчается понимание и применение последних. Законы и подзаконные акты, таким образом, находятся в тесной связи друг с другом. Конкретизирующие положения принимаются на базе основных предписаний с учетом специфики разных слоев общества, индивидуальных интересов, территориальных особенностей. Рассмотрим далее признаки, которыми обладают подзаконные нормативно-правовые акты.
Специфика
Существует два признака, характеризующих рассматриваемую категорию документов. В первую очередь законы и подзаконные акты содержат одни положения. Новые предписания, документы, принимаемые на более низком уровне, вводиться не могут. Подзаконные нормативные акты имеют меньшую юридическую силу, чем ФЗ. Если положения первых противоречат предписаниям вторых, то применяются последние.
Классификация
Подзаконные акты – это:
- Распоряжения и Указы Президента.
- Постановления Правительства.
- Акты исполнительных региональных органов власти.
- Постановления ведомств и министерств.
- Решения местных органов.
- Локальные документы.
Распоряжения и Указы
Данные подзаконные акты – это документы, которые влияли на развитие отечественной юридической системы на протяжении многих столетий. В дореволюционный период, например, в форме Указа утверждалось Высочайшее веление монарха. Фактически в то время подзаконные акты обладали силой закона. При Советской власти Указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторая их часть передавалась на утверждение сессии представительных (законодательных) органов.
В настоящее время, согласно действующей Конституции, Указы и Распоряжения может издавать Президент. Следует выделить особенность, которая отличает данные подзаконные акты — это разница в значимости. Так, Указ считается документом, обладающим более широким действием. При этом Распоряжение представляет собой предписание более узкой, конкретной направленности. Последние, как правило, не выступают как подзаконные акты. Это документы, которые чаще всего принимаются по оперативным вопросам госуправления. Тем не менее ряд Распоряжений Президента конкретизируют предписания ФЗ. Указы также не всегда являются нормативными актами. Часто они касаются определенных вопросов управления (назначений на должность, присвоений званий и так далее).
Основные признаки Указов-предписаний
Выступая как подзаконные нормативные акты, эти документы:
- Не могут противоречить ФЗ.
- Имеют приоритет перед прочими подзаконными актами.
- Регулируют различные области жизни общества.
- Включают в себя правовые нормы.
- Обладают общеобязательным характером.
Указы, выступая как подзаконные акты РФ, могут классифицироваться в соответствии с полномочиями Президента. Так, документы могут приниматься в пределах собственной или делегированной парламентом компетенции. Также издаются Указы, которые подлежат утверждению СФ. К ним, например, относят положения о введении чрезвычайного или военного положения, представления о назначении Генпрокурора, судей ВАС, ВС, КС.
Постановления Правительства
Они принимаются на основании и во исполнение положений Конституции, ФЗ и Указов Президента. Таким образом, данные акты имеют не только подзаконный, но и «подуказный» характер. Постановления, которые утверждаются Правительством, содержат предписания, реализация которых осуществляется в пределах полномочий и сфер ведения Российской Федерации и ее субъектов. Как правило, эти подзаконные акты ориентированы на узкий круг исполнителей и считаются правоприменительными.
Решения ведомств и министерств
Они подчиняются правительственным постановлениям и обычно обладают отраслевым значением, распространяясь на лиц, занятых в конкретной сфере. В ряде случаев, вследствие функциональной, межотраслевой направленности ведомств и министерств, акты могут направляться нескольким структурам и регулировать соответствующие отношения. Документы издаются в виде Инструкций и Приказов. Последние, в свою очередь, могут являться нормативными или не быть таковыми. Первые касаются наиболее важных вопросов функционирования федеральных исполнительных органов: структуры, деятельности, задач. Ненормативные Приказы выступают в качестве правоприменительных актов. Инструкциями регулируются основные формы служебной деятельности, а также должностные (функциональные) обязанности конкретных категорий работников. Они обладают нормативным содержанием.
Постановления, принимаемые на уровне субъектов
Президентами республик, которые входят в состав РФ, издаются распоряжения и указы. Юридическими полномочиями на принятие положений обладают главы администраций АО, областей, краев, городов фед. значения, округов, правительство регионов (при наличии), губернаторы. Ими утверждаются распоряжения и постановления. Региональные ведомства и министерства, департаменты и прочие структуры издают инструкции и приказы. Каждый такой подзаконный правовой акт принимается в соответствии с полномочиями органов, на основании Уставов, Конституций (в том числе и Общероссийской) и имеет локальную сферу распространения. Они действуют только в пределах территории соответствующего региона. Все указанные акты могут быть как правоприменительными, так и нормативными.
Полномочия местной власти
Согласно Конституции, муниципальные органы самостоятельно осуществляют управление территориальной собственностью, утверждают и реализуют статьи местного бюджета, определяют сборы и налоги, охраняют общественный порядок и решают иные вопросы в пределах своей административно-территориальной единицы. В рамках своих полномочий власть МО издает:
- Распоряжения и постановления глав местных органов управления.
- Акты представительных органов.
- Положения сельских и поселковых собраний (сходов).
Указанные акты могут быть правоприменительными либо нормативными.
Локальные положения
Эти подзаконные акты призваны регулировать научные, коммерческие, производственные, управленческие, учебные и прочие связи, касающиеся назначения учреждения либо предприятия. В каждой такой организации должен быть Устав, Положение либо другой документ учредительного характера, требования по обеспечению внутренней дисциплины (правила распорядка) и так далее. Действие таких актов обладает правовым значением. В этой связи все принимаемые локальные положения должны пройти регистрацию либо утверждение в уполномоченных госорганах. В данной категории документов выделяются сравнительно самостоятельные группы. К локальным предписаниям можно, в частности, отнести:
- Распоряжения, приказы индивидуального либо нормативного характера, которые принимаются руководством предприятий, организаций и учреждений. Посредством этих документов осуществляется регулирование вопросов материального поощрения, внутреннего распорядка и так далее.
- Решения, принятые коллегиальным (выборным) органом управления. К таким структурам, например, относят совет директоров, общее собрание участников (учредителей, акционеров) и прочее.
businessman.ru
Виды и нормы подзаконных актов на примерах
Добавлено в закладки: 0
Что такое акт подзаконный – это документ, который издается органом государственной власти, который в сравнении с законом имеет меньшую юридическую силу.
Термин можно применять не только к государственным актам – такие документы могут издавать также органы местного самоуправления. Различают некоторые разновидности подобных актов, зависимо от того, на какую территорию их действие распространяется, какие органы издают их.
Подзаконные акты не должны ни при каких условиях противоречить сущности законов, так как они являются по иерархии нижестоящими.
Рассмотрим, более детально, что значит акт подзаконный.
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, который имеет более низкую юридическую силу, нежели закон. Не стоит отождествлять только с государством, так как, к примеру, местное самоуправление в систему органов государственной власти не входит — статья 12, Конституции Российской Федерации — России. Нормативный подзаконный акт — принятый компетентными органами и устанавливающий норму права юридический акт, который основан на законе и не противоречит ему.
Виды и нормы подзаконного акта
Зависимо от органов, которые приняли нормативный подзаконный акт: ведомственные, общие, локальные, местные.
По области действия:
местные (действуют в отдельной местности)
общие (действуют на территории государства)
локальные (внутриорганизационные)
ведомственные (действуют внутри ведомств)
индивидуальные (выделяются при признании существования индивидуальных правовых норм, к примеру в коммуникативной теории права).
По издающим органам (в отношении системы нормативно-правовых актов России):
указы Президента Российской Федерации;
постановления администраций, государственных комитетов, Правительства Российской Федерации;
инструкции, приказы, указания и другие локальные ведомственные акты;
решения представительных органов местного самоуправления.
Коммуникативная теория выделяет также автономные внутригосударственные правовые акты (соглашения и договоры), как индивидуально-нормативные так и общенормативные и все индивидуальные гетерономные правовые акты.
Нормативный подзаконный правовой акт не должен противоречить закону, так как по иерархии нормативно правовых актов (НПА), он стоит ниже, чем закон и является подзаконным актом, что необходимо понимать буквально.
Мы старались дать наиболее полное определение и понятие термина акт подзаконный, раскрыть его классификацию. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
biznes-prost.ru
Подзаконные акты – формы имплементации норм закона
Для того чтобы нормы закона воплощались в действительность, юридическая наука выработала особый вид нормативно-правовых норм – подзаконные акты. Это специализированные документы, разработанные для обеспечения исполнения уже принятых законодательных норм. Как правило, такие акты разрабатываются и применяются высшими государственными органами в рамках той компетенции, что была им предоставлена высшим законом страны (Конституцией).
Виды подзаконных актов
Конституция государства наделяет правом издания нормативно-правовых актов все высшие органы государственной власти. Основываясь на этом, первая классификация устанавливает следующие виды подзаконных актов:
1. акты парламента – к ним традиционно относят постановления, издаваемые высшим законотворческим органом государства, например, постановление об учреждении парламентской комиссии;
2. акты правительства – наиболее многочисленный вид. Связано такое положение с тем, что правительство, исходя из своего конституционного предназначения, обязано внедрять в практику законы страны. Правительство имеет право издавать постановления и распоряжения, например, распоряжение о финансировании исполнения какого-либо закона;
3. акты президента (главы государства) – представлены в основной своей массе указами. Наиболее распространенный вид указов направлен на промульгацию принятого парламентом закона.
4. акты министерств – подзаконные акты, характеризующиеся строго определенной направленностью. Различают приказы, положения, уставы, инструкции, которые в своей совокупности направлены на четкое пошаговое исполнение закона, регламентирующего деятельность министерства.
Другим квалифицирующим признаком подзаконных актов является их территориальное действие. Так, различают:
1. общегосударственные подзаконные акты – это акты правительства и президента, действие которых является обязательным на территории всей страны;
2. подзаконные нормативные акты органов местного самоуправления – их действие распространяется строго в рамках территории административной единицы.
Третьим квалифицирующим признаком является действие его во времени, так различают: бессрочные (установленные на неопределенный срок) и срочные (утрачивают силу с наступлением указанного в самом акте момента). Последним важным квалифицирующим признаком является группа лиц, для которых предназначается акт:
1. общегосударственные – действуют в отношении всех граждан и лиц, проживающих на территории страны;
2. направленные на определенную территориальную область;
3. групповые – регулируют сферу деятельности строго определенной группы лиц.
Функции и особенности подзаконных актов
Являясь частью нормативно-правовых актов, подзаконные акты имеют свою четко выраженную структуру. Содержание их обязано включать следующие характеристики: наименование органа государственного управления, издавшего акт, название закона, во исполнение которого был издан акт, тело акта, срок действия акта. Кроме того, основной характеристикой подзаконного акта является то, что он не должен противоречить закону, во исполнение которого он создается, и Конституции.
Как известно, законы представляют особые нормативно-правовые акты, призванные регулировать определенный вид отношений. Закон предоставляет указания, каким образом поступать в строго определенной жизненной ситуации. В отличие от него, подзаконные акты имеют более широкие функции. Так, выделяют акты, которые:
1. обеспечивают вступление закона в силу. К такого рода актам относятся указы главы государства о промульгации закона;
2. обеспечивают исполнение закона на территории страны. Данная функция в большей степени характерна для постановлений правительства и министерств;
3. детализируют исполнение закона на территории определенной части государства или для определенной категории лиц.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что подзаконные акты – это особые нормативно-правовые акты, издаваемые двумя ветвями государственной власти для имплементации законодательных норм в деятельность субъектов страны.
fb.ru