Политические партии и движения и их классификация – . , —

Политические партии и движения, классификация. — КиберПедия

Политическая партия — организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к достижению определённых политических целей.

Основы классификации Виды партий
Идеологическая направленность Социал-демократические, коммунистические, консервативные, либеральные, клерикальные
Участие в существовании власти Правящая и оппозиция
Характер членства Кадровые и массовые партии
Шкала политического спектра Левые, правые, центристские
Способ деятельности Реформистские и революционные

 

Роль партий и движений в современной России.(И)

Политические партии играют не малую роль в жизни общества, а так же составляют опору для демократии.Члены той или иной партии предлагают свои варианты для решения тех или иных проблем в государстве, партии предлагают лучшие и варианты для решения проблемы, что способствует внешнему и внутреннему совершенствованию государства.

 

Законодательное регулирование деятельности партий в РФ.

4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г.N 28-ФЗ»О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях». Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации – теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции.
Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.

 

Роль СМИ в политической жизни общества.

Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании), основными целями деятельности которых являются сбор, обработкаи публикация различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.

 

Функция Сущность
Информационная Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях
Формирование общественного мнения Скрытое навязывание мнения людям, через ненавязчивые оценки, комментарии
Образование и социализация граждан Предоставление населению таких сведений, которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов.
Контроль за действиями власти Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления.
Выражение общественных интересов Выделение актуальных проблем для общества, что информирует о реальном настроении населения.
Объединение граждан Мобилизация граждан на единые действия.

 



Влияние СМИ на позиции избирателя во время предварительных кампаний.

Ни одна партия не сможет привлечь внимание без СМИ, что делает СМИ важной частью политической жизни общества. Участие СМИ так же в том, что люди, не способны самостоятельно оценивать ситуацию, опираются на позиции СМИ.

Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Характер информации: правдивая, полуправдивая, фальсификация, дезинформация.

 

Политический процесс.

Политический процесс – цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; процесс, направленный на решение той или иной политической проблемы; формы функционирования политической системы общества,эволюционирующие в пространстве и времени.

Классификация:
•По масштабам: внутриполитический, внешнеполитический
• По значению для общества: базовый (характеризует действие всей политической системы как механизма формирования и развития политической власти ), частный (экономико-политические, политико-правовые, культурно-политические )
• По публичности решений: открытый, закрытый (скрытый, теневой)

 

Особенности политического процесса в России.

(И)

Особенности:
• Нерасчленённость политики и экономики, социальных и личных отношений (политика не отделена от других сфер жизни),
• Отсутствие консенсуса (согласие) между участниками политической жизни (конфликтность политических процессов),
•Неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей,
•Отсутствие интеграции среди участников процессов (отсутствие единой коммуникационной системы),
•Активный политический стиль, навязывание обществу нововведений со стороны правительства,
•Высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты,
•Лидеры, для сохранения власти, обращаются за помощью в более развитые страны, что пораждает зависимость от финансовой поддержки.



cyberpedia.su

23. Полит партии и движения функции, классификации, отличия.

Партия — организационная сила, объединяющая людей одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям, для участия в органах власти или для ориентации властей на достижение своих требований. Политические движения представляют собой форму общественного движения, имеющего цель изменить или закрепить существующие условия. Политическое движение может стать базой для возникновения партий. Функции политических партий: 1) партия является связующим звеном между гражданским обществом и государством. 2) партии осуществляют аккумуляцию интересов больших социальных групп. 3) партии осуществляют постановку коллективных целей для всего общества. 4) партии занимаются разработкой идеологии и политических доктрин. Типология политических партий. Партии бывают «кадровые» и «массовые». В свою очередь, массовые партии подразделяются на три вида: 1)представительные партии западного типа 2)коммунистические, 3)популистские. Партии также различаются и по отношению к общественному строю: -консервативные, стремящиеся сохранить общество в неизменном виде;

-реакционные, ориентирующие на возвращение прошлого; -реформаторские, ориентирующиеся на изменение общества посредством реформ; -революционные, стремящиеся радикально изменить общественную систему в целом.

24.Гражданское общество — свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека, т.е высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Признаки гражданского общества: 1)равенство прав и свобод всех людей; 2)гарантированная юридическая защита прав и свобод человека; 3)экономическая независимость индивидов; 4)свобода граждан в образовании партий и гражданских движений; Структура гражданского общества.

Гражданское общество имеет сложную структуру, для которой характерно наличие развитых горизонтальных и вертикальных связей. Развитое гражданское общество создает условия для свободы и самореализации личности, удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей, предопределяет демократический и правовой характер государства.

25.Предмет и метод конституционного права Российской Федерации.

Конституц.право — Основная отрасль всей системы права.

Предмет:1)Обществ.отношения,вытекающие из основ констит.строя,из правового статуса личности,Федеративного устройсва России. 2)обществ.отношения,выражающие принципы организации и деятельности органов гос.власти и местного самоуправления.

Метод-совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов и способов юридич.воздействия на спец область обществ.отношений(метод обязания)

26.Порядок пересмотра Конституции рф и принятие конституционных поправок. Толкование Конституции.

Статья 134. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135 1.Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. 3.Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Статья 136 Поправки к главам 3 – 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Статья 137 1.Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно – правового статуса субъекта РФ. 2.В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. 1. Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции РФ. 2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. 3. Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) РФ — России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран. 4. Совет Министров — Правительство РФ со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства РФ, установленные Конституцией РФ, и впредь именуется — Правительство РФ. 5. Суды в РФ осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.

После вступления в силу Конституции судьи всех судов РФ сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.

6. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

До приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

studfiles.net

Лекция 11 Политические партии и партийные системы. Общественные организации и движения.

  1. Политические партии, их сущность и функции.

  2. Партийные системы.

  3. Общественные организации и движения.

1. Политические партии, их сущность и функции.

В жизни современного общества значительное место принадлежит политическим партиям. Слово «партия» – латинского происхождения (partis — часть). Предшественники современных партий – английские тори и виги XVII–XVIII вв., появившиеся в эпоху, когда субъектами политики были только верхи общества. Эти партии напоминали скорее политические кланы, группировавшиеся вокруг лидеров и боровшиеся за влияние при королевском дворе. Война США за независимость, Великая французская революция и последовавшие события в Европе и Америке сделали партии к концу XIX в. обязательным элементом общественной жизни. К концу XIX – началу ХХ в. сложился классический тип партии с массовым членством, сетью местных организаций, периодическими съездами, уставом и членскими взносами. Роль партии возрастала по мере расширения избирательного права и вовлечения в политику широких масс.

Существуют различные подходы к определению политической партии. Одни понимают партию как преимущественно идеологическое объединение, другие связывают ее с избирательным процессом, третьи (марксисты) видят в ней представителя определенного класса. Можно принять за основу наиболее взвешенное, нейтральное определение: политическая партия – это наиболее активная и организованная группа граждан, их добровольный союз, связанный идеологической общностью и стремящийся к обладанию властью в государстве.

Власть – конечная цель любой партии. Какие бы задачи ни ставила партия, будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды, она добивается их с помощью борьбы за власть, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих представителей. Придя к власти, партия стремится использовать всю государственную мощь в интересах тех сил, которые она представляет. Этим партия отличается от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, которые тоже активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание политической власти в государстве.

К основным признакам политических партий относят: их активное участие в политической борьбе; наличие членства; определенной социаьной базы; политической программы и устава; общих интересов и идеологических взглядов объединившихся в партию людей; наличие одного или нескольких лидеров. В демократическом обществе партии являются самым важным звеном, связующим народ, парламент и правительство. Именно через партии государственные органы обращаются к массам за поддержкой, а массы влияют на формирование и работу парламента и правительства.

В истории становления партий Макс Вебер выделяет три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия. Сейчас такая классификация партий в политологии общепризнанна. Но вместе с тем все три стадии прошли только две английские партии – консервативная (тори) и либеральная (виги). Большинство же современных партий возникло стразу в виде массовых партий. Клубы отличались от аристократических группировок не только социальной базой (у первых – буржуазия, у вторых – землевладельческая аристократия), но и прочностью идеологических связей, более устойчивой структурой, более широким радиусом деятельности. А вот массовые партии, появившиеся в Европе и Америке во 2-й половине XIX в., отличались от клубов тем, что были ориентированы на поиск путей массового влияния как в парламентской, так и во внепарламентской деятельности. Первая такая партия была основана в Великобритании в 1861 г. под названием «Либеральное объединение регистрации выборов» (в нее затем трансформировалась партия вигов), а через 2 года, в 1863 г., в Германии была основана вторая массовая партия в мире – «Всеобщий германский союз» (считается первой в мире рабочей, социал-демократической партией). Главной причиной становления массовых партий является расширение избирательного права.

Классификация политических партий очень разнообразна. Здесь многое зависит от критериев. Если за критерий брать характер и задачи партии, то все партии сводятся к следующим типам: революционные, выступающие за глубокие изменения в обществе; реформистские, выступающие за умеренные изменения и не посягающие на основы существующего порядка; консервативные, стоящие за сохранение всего этого строя; и реакционные, ставящие задачу восстановления старых структур и порядков. Марксистский анализ подразделяет партии по классовым критериям, выделяя буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии. В зависимости от участия во власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные. По размещению на шкале политического спектра партии делят на правые, центристские и левые, а между ними выделяют правоцентристские и левоцентристские. По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные.

Основными чертами политической партии являются:

  • наличие партийной организации, аппарата, руководящих органов, массовой базы рядовых членов партии;

  • разработанная программа или политическая платформа, дающая представление об основных целях партии;

  • активное участие в борьбе за власть в государстве как решающее средство реализации программных целей;

  • широкая пропагандистская деятельность партии среди различных слоев населения с целью удержать максимальную часть избирателей под своим влиянием.

В современных условиях политические партии выполняют следующие функции:

  • формирование и обоснование интересов больших гражданских групп;

  • разработка идеологии, политических программ;

  • участие в образовании политических систем;

  • участие в борьбе за власть в государстве и в ее осуществлении;

  • формирование общественного мнения и политическое просвещение общества или его части;

  • подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата.

Часть функций партий выполняют политические организации и движения, группы давления.

Оставаясь важным субъектом политики, партии в странах развитой демократии в начале XXI века претерпевают определенную эволюцию. Некоторые крупные партии утратили свою социальную базу, о чем говорит сокращение численности их членов, рост числа тех граждан, которые голосуют то за одну, то за другую партию. Основная причина – партии не всегда оказываются на высоте при решении проблем, стоящих перед обществом. Кроме того, вследствие возрастания роли СМИ, особенно телевидения, государственные и политические деятели получают все бОльшую возможность вступать в контакт с избирателями без посредничества партий. И все же партии остаются одной из активных форм выражения общественного мнения.

studfiles.net

Тема 11. Политические партии, общественные организации и движения.

Слово «партия» происходит от латинского слова «pars», «partis», что в переводе означает «часть». Зачатки политических партий в виде сословных группировок, которые отражали интересы разных слоев господствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё, сложились уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Первые упоминания о политических партиях встречаются ещё у мыслителей древнего мира. Современные партии берут свое начало в XIX в. Здесь решающую роль сыграли два важных обстоятельства. Первое — введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права. Это открывало доступ широких слоев населения к решению важнейших вопросов политической жизни — утверждению государственной власти посредством выборов. Первые из этих партий появились в основном в результате слияния в единые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающих поддержку своих кандидатов в депутаты. Первая, созданная в 1861 г. партия «Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии» уже в самом названии отразило причину своего возникновения. Со временем число партий парламентского происхождения возросло. Наиболее известные из них Либеральная и Консерваторская партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США. Второе обстоятельство, способствовавшее возникновению политических партий, заключалось в становлении массового рабочего движения. В 1863 г. возникли первая массовая рабочая партия «Всеобщий Германский рабочий союз». В основу организации её и других партий этого направления легло стремление объединить трудящиеся массы, прежде всего рабочий класс, для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических социально-политических порядков и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии, быстрый рост которых связан с деятельностью II Интернационала. По меньшей мере можно назвать 4 главных отличительных признака партий:

  1. Наличие той или иной идеологии, определенной политической ориентации, программы или политической платформы.

  2. Поддержка народа или его части. Речь идет о наличии у партии социальной базы, т.е. людей, которые поддерживают её своими голосами, деньгами и т.д.

  3. Наличие организационной структуры. Это означает, что политические партии имеет свой аппарат, четкое внутреннее деление, которое существует более или менее продолжительное время.

  4. Наличие такой цели, как борьба за власть. Она и отличает партии от каких-либо группировок, организаций, движений, существующих в политической жизни общества. Партия всегда стремится овладеть властью, в то время как они пытается влиять на неё, оставаясь за её пределами.

Функции партий в политической жизни общества: представление социальных интересов, социальная интеграция, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в её осуществлении, выработка политического курса, формирование общественного мнения, политическое образование общества или его части, подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата, профсоюзов и т.д. Если, например, за основу классификации берется характер и задачи их деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: Революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях. Реформаторские, выступающие за умеренные изменения в общественных отношениях. Консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни. Реакционные, ставящие перед сбой задачи восстановления старых структур.

В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на правящие и оппозиционные. По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные. Весьма распространенным является способ классификации партий по признаку прогрессивности или консервативности политических программ. Те партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические цели, принято называть левыми, защищающие существующие, устоявшиеся общественные порядки, получили название правых, а те партии, которые занимают промежуточное положение, нередко называют партиями центра. По принципам организации партии можно разделить на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую элиту, которая способна обеспечить материальную поддержку. Эти партии ориентированы чаще всего на участие и победу на выборах. В их рядах насчитывается большое количество парламентариев. Примерами кадровой партии можно являются Демократическая и Республиканская партии США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз в Германии и др. Массовые партии многочисленны. В финансовом смысле они ориентируются на членские взносы, чаще всего имеют ярко выраженную идеологическую направленность, занимаются пропагандой и воспитанием масс. К ним относятся социалистические и коммунистические партии. С точки зрения внутреннего устройства партии делятся на партии с сильной и партии со слабой структурой. Партии с сильной структурой ведут строгий учет численности, контролируют деятельность своих членов, устанавливают жесткую партийную дисциплину. Любую партию можно отнести сразу к нескольким типам. Она одновременно может быть партией мировоззренческой, массовой, левой, обладающей сильной структурой и т.д., т.е. существует целый ряд возможных комбинаций. Партийной системой называется совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними. Оба эти элемента обязательны для существования партийных систем. Если в обществе нет партий (или партии и других организаций и движений, с которыми она взаимодействует), не может идти речи о системе. Но даже если партии существуют, а «правила игры» между ними не определены, нельзя считать партийную систему сложившейся, а отношения между ними нормальными и устоявшимися. На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии — на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные.

Однопартийная система свойственна странам с тоталитарным режимом, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Эти системы не исключают возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на нет их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Такие партии существовали в ряде социалистических стран Восточной Европы. Все они были объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось со стороны коммунистических партий.

Двухпартийная система обеспечивает одной из двух партий, в случае её победы на выборах, большинство мест в законодательном органе или назначения её кандидатов на посты президента или вице-президента. Двухпартийная система не означает отсутствия других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти. Пример двухпартийных систем — США (Демократическая и Республиканская партии), Великобритания (Консервативная и Лейбористская партии).

Многопартийная система включает в себя широкий спектр партий от крайне правых до сугубо левых. Как правило, в многопартийных системах ни одна из партий не может завоевать абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционные, т.е. состоящие из представителей двух или более партий. Такая ситуация не редко ведет к нестабильности и частой смене правительства. Многопартийность — неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Многопартийность позволяет партиям лучше учитывать это многообразие интересов и привлекать на свою сторону избирателей из различных социальных групп. Многопартийная система свойственна политической жизни Италии, Бельгии, Голландии и др. странам. Важное место в функционировании политической системы общества занимают общественные организации и движения граждан. Основные черты современного общества — высокая степень организованности политической жизни. Люди участвуют в политической жизни посредствам определенных общественных объединений. Эти объединения возникают в силу естественной потребности человека соучаствовать в делах общества. Появление общественных движений относят обычно к XIX в. Можно выделить ряд стадий в их становлении и развитии. Это:

1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идет о возникновении определенного социального беспокойства по поводу той или иной не решенной проблемы. Это может быть угроза ядерной войны, дискриминация женщин, бесправие молодежи и т.д. С одной стороны, в массах ощущается недовольство существующим положением дел, а с другой — появляется небольшая группа людей, которая способна уловить это недовольство и придать ему целенаправленный характер.

2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению.

3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выход на первый план. Оно как бы заявляет о себе, привлекая внимание сочувствующих.

4. Стадия развернутой деятельности является, пожалуй, главной в развитии движения. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы.

5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми.

Общественные движения следует отличить от общественных организаций. Общественные организации — это относительная автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего: и то и другое являются массовыми, создаются добровольно для определенных целей. В то же время общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включить группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках. Главное отличие общественных организаций от общественных движений состоит в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем. Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д. Все они формировались на основе соответствующих общественных движений. Общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции: — участвовать в образовании государственных структур; — принимать участие в обсуждении и принятии политических решений; — представлять и защищать интересы граждан; — осуществлять социальный контроль; — формировать общественное мнение и т.д. Помимо общественных организаций и движений сходную роль в политической системе выполняют и группы давления (лобби). Суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики — лоббисты — стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др. Лоббизм более характерен для политической жизни США.

Общественные движения бывают: общественные движения неполитического характера, то есть те, которые не ставят целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе;

общественные движения политического характера, то есть те, которые пытаются изменить существующие условия, закрепить их путем влияния на правительство.

К общественным движениям неполитического характера относят движения пенсионеров, домохозяек, феминистическое движение на начальных этапах его развития и др. Среди многообразных общественных движений выделяют следующую типологию, используя в качестве критерия социальную принадлежность. В этой связи принято выделять рабочее, крестьянское движения, движение интеллигенции, фермеров, мелких собственник и т.д. Все они создаются с целью защиты интересов отдельных социальных слоев и добиваются улучшения их положения, повышения социального статуса, престижа и т.д. По отношению к существующему строю выделяют консервативные, реформаторские и революционные движения. По способам и методам действий общественные движения делятся на насильственные и ненасильственные. Общественные движения группируются так же по половозрастным признакам. Так, в современной политической жизни действуют движения в защиту прав женщин, движения молодежи, пенсионеров. В последние десятилетия произошло разделение общественных движений и по профессиональному признаку. Объединяются врачи, ученые, писатели, учителя, адвокаты и т.п.

Формирование партийной системы в России. Большим своеобразием отличалось формирование партийной системы в России, происходившее в конце XIX — начале XX вв. Первым прототипом политической партии в России можно считать организацию «Народная воля» (1870-1880 гг.), претендовавшую на представительство интересов крестьянства и сделавшую в дальнейшем ставку на индивидуальный террор. Все партии в России возникли в нелегальных условиях. По своему составу они первоначально объединяли, прежде всего, представителей интеллигенции. В условиях преследования и репрессий со стороны самодержавия в стране возник тип строго централизованной, профессионально-кадровой, военизированной и резко идеологизированной партии. Политические ориентации российских партий характеризовались одной из следующих альтернатив: самодержавие — конституционная монархия — республика, дворянство — буржуазия — пролетариат, феодализм — капитализм – социализм. Особенностью процесса партиеобразования в России стало оформление, первоначально, наиболее радикальных, революционно ориентированных партий – коммунистических и социалистических. Первой была официально создана марксистская партия – РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). 1 марта 1898 г. состоялся первый съезд РСДРП в Минске. 30 июля 1902 г. в Брюсселе прошел II съезд РСДРП, на котором партия раскололась на «большевиков» (Ленин, Каменев, Зиновьев) и «меньшевиков» (Мартов, Дан, Аксельрод). В 1901г. на базе бывших народнических организаций образовалась партия социалистов-революционеров (эсеров) Программа эсеров предусматривала установление в России демократической республики, автономию областей, ограничение собственности крупной буржуазии, отмену собственности на землю и передачу земли крестьянским общинам. Внутри партии эсеров существовали различные движения: народные социалисты, максималисты и др. Эсеры придерживались тактики террора против представителей государственной власти, для этого существовала специальная «Боевая организация», которая осуществила целый ряд крупных терактов. Лидеры эсеров: Чернов, Брешко-Брешковская, Натансон, Савинков, позже — Г.А.Гершуни (аптекарь), Е.Ф.Азеф (инженер), М.Р.Гоц (сын купца-миллионера) и др. К 1905г. крупнейшими политическими партиями в стране являлись: РСДРП, насчитывавшая до 10 тыс. членов; эсеры – до 2,5 тыс. членов; анархисты. В Лондоне вокруг главного идеолога анархизма П.А.Кропоткина образовалась « группа русских рабочих анархистов-коммунистов», в различных городах России было создано до 30 анархистских групп. Либеральные партии в России стали оформляться в период первой русской революции. 12 октября 1905 г. состоялся учредительный съезд Партии конституционных демократов (кадетов). Программа кадетов включала следующие требования: превращение России в конституционную монархию или парламентскую республику по западному образцу; передача земли крестьянам за минимальный выкуп. Партия объединяла представителей дворянской интеллигенции, чиновников, земских деятелей. Лидерами кадетов выступали П.Н.Милюков, А.И.Шингарев, П.В.Струве, И.И.Петрункевич, кн. Д.И.Шаховский и др. Социальной основой партии являлись либерально настроенные земские деятели, а также профессура крупнейших университетов и другие представители интеллигенции – адвокаты, врачи, журналисты, писатели и т. д. 10 ноября 1905 г. был создан Союз 17-го октября (октябристы). Октябристы выступали за установление конституционной монархии в России, но при этом занимали гораздо более умеренную позицию, чем кадеты. Предполагалось, что при народном представительстве монарх должен сохранить реальную власть. С 1906г. лидером этой партии стал А.И.Гучков – известный деятель московского городского самоуправления, выходец из старинной купеческой семьи. Другие лидеры партии – П.А.Гейден, Д.Н.Шипов, Н.А.Хомяков и др. В конце 1905г. стали возникать партии правой ориентации , в том числе националистические. В октябре 1905 г . было заложено начало созданию “Русской монархической партии” (лидер В.А.Грингмут). В ноябре 1905 г . было основано самое крупное националистическое объединение — “Союз русского народа” (СРН) во главе с А.И.Дубровиным. Девизом Союза был лозунг времен Николая I: “Православие, самодержавие, народность”. СРН имел военизированную организацию — “черную сотню”, принимавшую участие в погромах и убийствах политических противников. В 1908 г. вышедший из Союза русского народа В.М.Пуришкевич основал новую черносотенную организацию — Союз Михаила Архангела. В 1906 г., на базе крестьянской фракции в I Государственной Думе была создана Трудовая народно-социалистическая партия (трудовики). Ее рождение стало возможным благодаря деятельности группы ученых (учеников известного русского социолога и общественного деятеля Н.К.Михайловского) — Н.Ф.Анненского, В.А.Мякотина, А.В.Пешехонова и др., участвовавших в издании журнала «Русское богатство». На рубеже 1906-1907 гг. в партии насчитывалось 56 местных групп и 1,5-2 тыс. членов. После царского Манифеста 17 октября 1905 г., разрешившего многопартийность, и образования Государственной Думы все основные партии, прежде всего либеральной направленности (кадеты и октябристы), стали ориентироваться на парламентские формы деятельности. Именно эти партии сыграли ключевую роль в февральской революции 1917 г. и отстранении от власти императора Николая I. Период деятельности Временного правительства с февраля 1917 по октябрь 1917 г. известен как время существования первой демократической республики в России. 25декабря 1917 г. демократический процесс был прерван в результате вооруженного выступления партии большевиков.

studfiles.net

Политические партии, их понятие и классификация

ВВЕДЕНИЕ. 2

Возникновение политических партий. 3

Политические партии как разновидность общественных объединений. 4

Подходы к определению политических партий. 7

Функции партий и их роль в политической системе. 10

Классификация политических партий. 14

буржуазно-демократическая партийная система. 15

социалистическая (фашистская) партийная система. 16

авторитарная партийная система. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

ВВЕДЕНИЕ.

Политика — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти.

Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы общества.

Политическая деятельность — одна из форм общественной деятельности, но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и, прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Формы политической деятельности внутри политических партий различны:

Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в средствах массовой информации; Цель диалога — выяснения точек зрения, достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное — осуществление согласованных действий.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии.

Возникновение политических партий.

ПАРТИЯ — это политическая общественная организация которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХв.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны с партийной дисциплиной.

Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения.

Политические партии как разновидность общественных объединений.

Политические партии можно считать общественными объединениями. Так же, как и общественные объединения, политические партии должны действовать на принципах добровольности и самоуправления и не должны создаваться для достижения коммерческих целей.

Специфика же политических партий состоит в том, что они создаются с целью вовлечения граждан в политическую жизнь общества и в дела государства.

Своей конечной целью политические партии ставят завоевание большинства мест в парламенте, думе или других представительных органах государства с тем, чтобы проводить свои программные установки в жизнь, придавая им общеобязательное значение.

Таким образом, политические партии – это общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан на основе общности их интересов и ставящие своей непосредственной целью участие в политической жизни страны и завоевание большинства мест в представительных органах государства.

В условиях плюрализма мнений и идеологического многообразия, которые представляют современные государства, политические партии имеют право:

· беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового устройства своей страны, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом.

· Пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевиденья, а также путем издания монографических научных и научно-популярных работ.

· Вести активную деятельность по внедрению своей идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, принимать участие в выборах в представительные, законодательные органы государства; проводить программные установки партии через членов партии, избранных в представительный, законодательный орган государства.

· Публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными партиями по идеологическим вопросам.

Государство не должно вмешиваться в деятельность партий (как и общественных объединений), не должно предлагать им своего решения тех или иных проблем.

Однако государство устанавливает рамки и пределы, за которые партии и общественные объединения не могут выходить. В связи с этим государство специальными законами устанавливает порядок образования общественных объединений, требования к их уставам и иным внутрисоюзным документам, порядок регистрации общественных объединений и их ликвидации.

Кроме того, государство осуществляет контроль за деятельностью партий и других общественных объединений:

1) Оно отказывает в регистрации партии или общественного объединения, устав которого противоречит конституции и действующим законам.

2) Выносит предупреждение партиям (общественным объединениям), которые нарушают свой устав и занимаются деятельностью, не предусмотренной его уставом, либо нарушают законодательство.

3) Приостанавливает деятельность партии (или общественного объединения) в связи с объявлением чрезвычайного положения или по иным причинам

4) Ликвидирует партию (или общественное объединение) за осуществление деятельности по насильственному свержению государственного строя, нарушению целостности государства и некоторым другим причинам.

Подходы к определению политических партий.

Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”, элемент политической системы.

ПАРТИЯ — это политическая общественная организация которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.

Существует множество подходов к определению сущности политических партий:

· понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б.Констан).

· трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм).

· институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М.Дюверже).

Но существует и множество других определений партии:

партия — носитель идеологии;

партия — длительное объединение людей;

цель партии — завоевание и осуществление власти;

партия стремится заручиться поддержкой народа.

Грани между партиями и другими политическими объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

Первой массовой и постоянно действующей партией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.). Причинами возникновения массовых политических партий послужило распространение всеобщего избирательного права.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных населения (как правило экономических или национальных).

Партии как правило не однородны и имеют внутри себя фракции — группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркив

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *