Что такое политические права человека?
Что такое политические права человека?
Политические права – это права, осуществлении которых непосредственно связано с государством, поскольку без государства нет политики. Они сформировались примерно в то же время, что и личные права, однако несли в себе дискриминационные черты, от которых человечество избавлялось на протяжении столетия – неравенство мужчин и женщин в правах, имущественные, классовые, сословные цензы и многое другое. Политические права – это второй и последний элемент прав и свобод человека и гражданина первого поколения, который дает возможность гражданнам участвовать в общественно-политической жизни страны и управлении государством.
Сегодня политические права подчиняются принципам, что и все права:
равенства всех и каждого,
недопущение дискриминации по какому-либо признаку,
полнота обладания правами свободами человека.
К политическим правам относятся:
2. свобода собраний – проведения мирных шествий, митингов, пикетирований (ст. 31 Конституции РФ),
3. право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ),
4. право избирать и быть избранными в законодательные, представительные, исполнительные органы государственной и муниципальной власти, иметь равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ),
5. право участвовать в отправлении правосудия – в качестве судей или присяжных заседателей (ст. 32 Конституции РФ),
6. право на обращение в органы государственной, муниципальной власти (ст. 33 Конституции РФ).
xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai
Политические права человека и гражданина
Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.
1. Свобода слова — это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения — не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.
3) Право на объединение — право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.
4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).
6) Право на участие в отправлении правосудия — право участвовать в качестве присяжных заседателей.
7)
Право на петиции.
Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.
studfiles.netПолитические права Википедия
Статуя Свободы в США — один из самых знаменитых «символов свободы и демократии»Политическая свобода — естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека на взаимодействие с политической системой при помощи принуждения или агрессии. Политические права и свободы принципиально отличаются от личных, социальных, экономических и других прав и свобод тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства.
Политические свободы являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. Обычно они закрепляются в конституции, других законах и правовых нормах стран.
Классификация
К политическим правам, как правило, причисляются следующие права и свободы (в алфавитном порядке):
Данный список не является полным и исчерпывающим[1].
Обзор
Хотя политические свободы обычно закрепляются в нормативно-правовых актах высшей юридической силы государства, между провозглашением прав и свобод и их осознанной реализацией может быть «дистанция огромного размера».
Сам человек должен быть готов к сознательному осуществлению этих прав и свобод. Поэтому важную роль играет политическая культура человека, то есть умение делать политический выбор, находить компромисс, достигать консенсуса, понимать возможность и правомерность осознанных действий в каждой конкретной ситуации.
В правовом обществе, в отличие от тоталитарного, может существовать только правовая свобода. Однако, свобода, не подкреплённая законом и практикой реализации, может обернуться в свою противоположность — произвол, тиранию, насилие.
В определении политической свободы выделяют два аспекта. Первый — негативный — свобода от принуждения и давления государства по отношению к человеку, второй — позитивный — цель предоставления свободы (для чего? к чему?). В последнем смысле политическая свобода представляется как возможность раскрытия потенциала личности во взаимоотношениях между индивидом, слоями общества и государством.
История
Первые рассуждения о политических свободах мы находим в «Политике» Аристотеля, где он рассуждает о противоречиях между категорией «свобода» и демократической формой правления.
Первое частичное отражение в законодательстве политические свободы находят (хотя и без использования данного термина) в английской Великой хартии вольностей в 1215 году.
В дальнейшем важными вехами на пути оформления данного понятия и его классификации были английский Билль о правах, принятый в 1689 году, французская «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года и американский Билль о правах 1791 года.
В XIX веке и в начале XX века положение с политическими свободами в различных государствах складывается по-разному. Первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, избирательное право и др.) всё ещё, в современном понимании, весьма ограничены (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).
Только после Второй мировой войны произошел качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН принимается «Всеобщая декларация прав человека». В 1950 году в Европе подписывается Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод создающая реально действующий механизм защиты декларируемых прав — Европейский суд по правам человека. В 1966 году под эгидой ООН принимается «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Эти и последующие документы утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения указанных прав с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников.
Различие в трактовках
Отмечается существенное различие в понимании «истинных» политических свобод разными философскими школами и политическими течениями.
Левые причисляют к таковым свободу от нищеты, голода, неизлечимых болезней и т. д., однако право-либеральные политики, в частности Фридрих Август фон Хайек и Милтон Фридман, возражают против такого злоупотребления понятием[2][3][4]. Анархисты имеют на это свой взгляд, называя поддержанную капиталистами свободу «эгоистичной»[5].
Некоторые люди рассматривают политические свободы как синоним демократии, хотя другие находят существенные различия между этими двумя концепциями.
Экологи утверждают, что политические свободы должны включать ограничения по использованию экосистем.
Существует множество философских дискуссий о природе политической свободы, различными типами свобод и степенью, в которой свобода желательна. Например, детерминисты утверждают, что все действия человека предопределены заранее и, следовательно, свобода является иллюзией, а Исайя Берлин выделял различия между негативной и позитивной сторонами политической свободы.
К настоящему времени дискуссии продолжаются, и значение термина, его природы и составляющих непрерывно уточняется.
Политические свободы в России
Политическая свобода означает свободу народа распоряжаться своими общенародными, государственными делами. Политическая свобода означает право народа выбирать своих гласных (депутатов) в Государственную думу (парламент). Все законы должны обсуждаться и издаваться, все налоги и подати назначаться только этой выбранной самим народом Государственной думой (парламентом). Политическая свобода означает право народа самому выбирать себе всех чиновников, устраивать всякие сходки для обсуждения всех государственных дел, издавать, без всяких разрешений, какие угодно книги и газеты.
Одной из основ конституционного строя в Российской Федерации является закреплённое в Конституции[7] признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. За государством закрепляется обязанность — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Именно в Конституции России закрепляется множество политических прав и свобод человека: право на участие в управлении государственными и общественными делами, на равный доступ к государственным и общественным должностям; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; право на участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетированиях; гарантия свободы совести, свободы вероисповедания и т. д.
См. также
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Гражданские и политические права — это… Что такое Гражданские и политические права?
Гражданские и политические права — один из двух общих видов всемирно признанных прав человека. Они обеспечивают защиту от государства (например, право на справедливый процесс, презумпцию невиновности, свободу слова) и требуют, чтобы государство предоставляло определенные юридические и политические возможности (например, право голоса, право на справедливый суд присяжных). Эти права изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статьях 1-21 Всеобщей декларации прав человека.
- Гражданские права — это возможность существования людей в государстве, характеризующие их физическое и биологическое существование, удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Гражданские права могут быть различными в разных обществах и разных эпохах. Это может быть:
- Право надлежащее применению закона (право на справедливый суд),
- Право защиты от политической и социальной дискриминации (по признаку пола, религии, расы и т.д.),
- Политические свободы: свобода мысли, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода прессы, а также права участия в общественных организациях, право голосовать на выборах или добиваться своего избрания (право голоса) и другие.
Идея гражданских прав вырастает от традиционного признания прав человека (таких как равенство перед законом, свобода слова и совести) к утверждению прав политических (например права голоса на выборах) и социальных (здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д. ).
Любые ограничения гражданских прав по признакам пола, расовой, классовой или религиозной принадлежности расцениваются как нарушение статуса гражданина, что противоречит нормам демократии.
В правовом обществе разрешения споров, возникающих в связи с проблемой гражданских прав, является прерогативой суда и осуществляется на принципах конституционной законности.
Данные права являются естественными, личными. Есть естественные, гражданские и личные права является одной группой прав, к которым в ходят одни и те права, например: право на жизнь, право на свободу, личную неприкосновенность и прочее.
Одним из самых не демократичных стран является Саудовская Аравия, где женщины ограничены в передвижении, лишены политических прав, иные религии запрещены законом, а также критика в адрес местной власти и полиции строго карается законом вплоть до смертной казни.
Ccылки
med.academic.ru
Политические права и свободы человека. Основные политические права и свободы :: SYL.ru
Нынче много говорят о демократии. Надо отметить, много десятков лет данные дискуссии ведутся. Умные люди стараются пояснить, что такое на самом деле политические права и свободы и для чего они нужны. А воз, как говорится, и ныне там. Если не сказать, что едет не совсем туда, куда указано. Понять процессы, происходящие в мире, можно только имея достаточную базу знаний. Давайте разберемся, что такое политические права и свободы, как нам ими пользоваться.
Определяемся, о чем речь
Дело в том, что обыденные и официальные понятия несколько отличаются друг от друга. Так происходит, когда затрагиваются политические права и свободы граждан. В лучшем случае люди знают, что имеют право голосовать, некоторые упоминают о возможности быть избранным. Все остальное остается за кадром. То есть иные политические права и свободы общество либо не знает, либо не классифицирует как таковые. Нам же необходимо полностью осветить вопрос. Поэтому станем опираться на законодательную базу. Любое демократическое государство предоставляет своим гражданам политические права и свободы. Это не просто слова. Данное положение неизменно фиксируется в законах. В настоящее время принято заносить его в Конституцию. Без этого о правах не может быть речи. Основной закон должен содержать информацию о том, что важно для граждан. К таким положениям относятся и политические права и свободы граждан. Следовательно, рассматривая вопрос, необходимо опираться на Конституцию.
Основные политические права и свободы
Теперь давайте расширим круг понятий. К рассматриваемой теме относится не только участие человека в выборах. Граждане имеют право вести активную общественную деятельность. Это означает, что любой может принять определенное конституцией (иными законами) участие в политической игре. Человек имеет право стать инициатором некоего (не запрещенного) общественного движения либо примкнуть к существующему. Такие организации могут выражать мнение своих членов путем массовых акций. Значит граждане имеют право на свободу собраний. Объединившимся единомышленникам никто не вправе запретить высказывать свои взгляды, требовать от государства к ним внимания и определенной реакции. Естественно, если речь идет о разрешенной законом деятельности. Кроме того, люди имеют право на информацию. Это важный момент, закрепленный законодательно. Но давайте о каждом подробнее поговорим.
Кто пользуется правами и свободами?
В любом демократическом государстве власть, согласно основному закону, принадлежит народу. Это означает, что в принятии решений опосредовано или непосредственно участвуют его граждане. Политические права и свободы человека именно в этом постулате и заключены. То есть в основном законе закреплены принципы, обеспечивающие достоинство и честь каждой личности, ее участие в управлении страной. Здесь необходимо сделать одну оговорку. Когда описывают политические права и свободы человека, имеют в виду только граждан данной страны. Так как основной закон распространяется в разной степени на «аборигенов» и иностранцев. В большинстве государств политическими правами обладают только граждане. Хотя имеются и некоторые отклонения от описанной нормы. В частности, в Евросоюзе приняты законодательные акты, частично распространяющие права граждан на подданных иных государств.
Защита прав и свобод гражданина
Закрепление описанных положений в основном законе накладывает на государство определенные обязанности. Защищать политические права и свободы человека – это одна из его основных функций. Государством создаются органы, контролирующие выполнение данного положения. Они работают на всех уровнях от центральных до местных. Деятельность государства, направленную на реализацию политических прав и свобод, делят на организационную и контролирующую. То есть часть органов обеспечивает их осуществление, другая – следит за законностью процесса. В частности, каждый гражданин имеет право обратиться в госорган. С одной стороны, данные учреждения работают с заявителями. Но есть службы, контролирующие обращения, правильность и своевременность предоставления ответов. Любые действия в данном направлении регламентируются соответствующими законодательными актами, обеспечивающими политические права и свободы человека. Это достаточно громоздкий и сложный механизм.
Классификация
Теперь по поводу того, в каком порядке расположить права и свободы, какие из них назвать приоритетными. Существует несколько подходов к их классификации. Однако следует заметить, что все политические права и свободы личности одинаково важны для общества. Давайте рассмотрим их на примере Конституции РФ. Там выдержана следующая классификация. К публично-политическим относятся свобода слова и мысли, собраний, право на объединение, информацию, участие в управлении страной, обращение в государственные и местные органы. Все задекларированные положения следует расшифровать, так как в них вложен более широкий смысл. Политические права и свободы (РФ) описываются законами, принятыми на основе Конституции, а также иными актами. В них содержится информация о конкретных механизмах реализации каждого положения и действия как гражданина, так и должностных лиц. Теперь подробнее о каждом.
Свобода слова
Конституция закрепляет за каждым гражданином право думать то, что ему хочется, беспрепятственно высказывать свои мысли. Данный тезис исключает случаи, когда действия личности могут нанести вред другим людям или государству. То есть за экстремизм, к примеру, придется отвечать по закону. Но никто не может заставить человека менять свои взгляды, если они не противоречат положениям Конституции. Также каждый гражданин волен в выражении мыслей, трансляции их обществу. Если подобные действия приводят к нанесению ущерба определенному человеку, то спорные вопросы рассматриваются в суде. Все это является реализацией права на свободу слова и мысли на практике. С одной стороны, человек может свободно транслировать, что захочет, с другой – отвечать за последствия своих поступков.
Свобода собраний
Политическая жизнь общества не может проходить без массовых мероприятий. Людям необходимы площадки для обмена мнениями, дискуссий и споров. Основные политические права и свободы в демократическом обществе предполагают предоставление возможностей для реализации своих взглядов. Так, законодательно закреплено, что граждане могут проводить демонстрации или митинги, собрания или пикеты. Только мероприятия эти должны иметь цель, быть тщательно продуманными и подготовленными. Это означает, что нельзя просто так взять и собраться на площади с определенным требованием к власти. Перед мероприятием необходимо сформулировать цель, предупредить местные власти о предстоящей акции. Делается это не с целью контроля деятельности человека со стороны государства, а для обеспечения безопасности. Тем более что гражданские свободы и политические права предполагают тесное сотрудничество между участниками процесса. Деятельность государства в этом случае направлена на создание условий для нормальной их реализации.
Участие в управлении
Это, наверное, одно из самых известных прав. Мы же все участвуем в выборах. Вот именно тогда и реализуем свое право на управление государством. С одной стороны, граждане должны выбрать своего представителя в законодательные органы всех уровней. То есть от них зависит, кто станет принимать важные решения. С другой – могут и сами быть избранными. Это право каждого гражданина (с некоторыми поправками на возраст). Кроме того, людям предоставляется возможность быть членом любой политической партии, соответствующей их взглядам. Никто не может заставить сделать подобный выбор. То есть примкнуть или нет к определенной политической силе, человек решает сам, исходя из своих убеждений. А вот став членом партии, он, в свою очередь, может выражать ее взгляды, бороться за идеи. При этом применяются такие методы, как массовые акции, распространение информации устным и печатным способом и так далее. Каждый гражданин имеет право на собственные политические взгляды. Он может добровольно примкнуть к понравившейся силе или остаться нейтральным. Борьба при этом между партиями организуется на законных основаниях и демократических принципах.
Право на информацию
Здесь имеется в виду, что любой гражданин волен обратиться в государственные и местные органы с интересующим его вопросом. Социально-политические права и свободы предполагают ответственность учреждений и должностных лиц за реализацию положений Конституции. То есть никто не может препятствовать в получении законной информации. Даже более того, местные и государственные органы несут ответственность за нарушение данного права гражданина. Это достаточно серьезное положение, открывающее множество возможностей. Можно сказать, что данное право ставит гражданина «на один уровень» с управленцами, делает невозможным произвол последних. Только следует отметить, что для реализации своих прав их необходимо знать. Чтобы стать активным членом общества, нужно хотя бы изучить Конституцию своей страны, понять, какой механизм взаимодействия гражданина и государства в нее заложен.
www.syl.ru
26.03.16 12:20:16 | Политические права — это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. |
22.04.16 08:23:58 | Политические права — это совокупность прав, которые обеспечивают возможность участия граждан в государственном управлении. |
14.03.16 13:54:06 | Политические права — это право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу убеждений и свободное выражение их; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право принимать участие в управлении государственными и общественными делами непосредственно или через посредство свободно избранных представителей; право равного доступа к государственной службе в своей стране. |
03.04.16 18:39:56 | Политические права — это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. |
29.03.17 01:59:57 | Политические права — это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и само-управления и участвовать в их деятельности. |
14.04.16 05:37:27 | Политические права — это совокупность прав, которые обеспечивают возможность участия в государственном управлении. |
24.10.16 02:10:42 | Политические права — это права, осуществление которых непосредственно связано с управлением государством, поскольку управление государством и есть политика. |
08.03.16 00:50:32 | Политические права — это возможности человека участвовать в государственной и общественной жизни, влиять на деятельность различных государственных органов, а так же политических партий. |
27.01.17 05:59:13 | Политические права — это почти всегда и в первую очередь *(31) права, предоставляемые гражданам либо подданным «своего» государства. |
18.06.16 21:50:44 | Политические права — это свобода граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. |
03.06.16 09:24:19 | Политические права — это права граждан РФ; 3. |
06.04.16 19:08:35 | Политические права — это входной билет в общественную жизнь. |
29.10.17 17:45:22 | Политические права — это права, осуществление которых непосредственно связано с участием в управлении государством, поскольку сфера управления государством и есть политика, а политик — это гражданин уполномоченный законом принимать решения, обязательные для исполнения государством. |
31.07.16 14:44:02 | Политические права — это мера возможного поведения гражданина по вопросу осуществления политической власти. |
23.08.16 01:55:47 | Политические права — это права только граждан государства. |
06.11.16 04:26:33 | Политические права — это совокупность прав, которые обеспечивают возможность участия граждан в государственном управлении. |
opredelim.com
Политические права и свободы граждан :: BusinessMan.ru
Такие понятия, как «демократическое государство», «правовой и конституционный строй», имеют достаточно тесную взаимосвязь. В некотором роде можно даже говорить об определенной синонимичности этих определений. Демократическое государство не может не являться одновременно правовым и конституционным, и своей характеристике оно соответствует только при условии наличия сформированной структуры гражданского общества. Следует при этом отметить, что будет недостаточно просто провозгласить народовластие. Ведь это возможно и при тоталитарном режиме. Главным является обеспечение и устройство деятельности государства надлежащими правовыми институтами, выступающими реальными гарантиями демократизма.
Права и свободы граждан
Они составляют ядро конституционного строя. В нем содержатся нормы, которые определяют взаимодействие государства и индивида. Свобода представляет собой необходимое условие, обеспечивающее реализацию социальных человеческих прав. Само по себе понятие применяется людьми в обычной жизни довольно часто. Используется слово «свобода» и в научной и политической сфере. Вместе с тем, этот элемент при кажущейся его простоте представляет собой достаточно сложное как для понимания, так и для практической реализации в рамках общественных отношений явление. История знает достаточно много примеров, весьма драматичных по содержанию, когда приносились в жертву сотни тысяч, миллионы людей во имя провозглашения свободы. Ее утверждение почти всегда связано с сопротивлением гнету, нищенскому существованию, эксплуатации и прочему. В связи с этим большинство людей свободу отождествляет с непосредственным процессом отказа от прошлого. В данном случае внимание направлено, главным образом, на идеологический, а не правовой аспект.
Ситуация в советское время
После завершения продолжительной гражданской войны, в 1922 году, образовался СССР. В 1924-м была принята первая Конституция. Основной Закон РСФСР 1918 года был заменен документом от 1925-го. Структура последнего формировалась на основании союзной Конституции. При этом сохранялись принципы, которые были заложены в ленинской редакции от 1918 года.
Переломный момент в формировании советского государственного (конституционного) права произошел в годы правления Сталина. В его руках на то время была сосредоточена огромная власть. Он заявил, что в СССР победил социализм. В 1936 году был принят новый Основной Закон страны. Эта Конституция отражала данную установку. В соответствии с новым документом, в 1937 году был принят Основной Закон РСФСР. Согласно его положениям, провозглашались избирательные, социальные и политические права. Кроме этого, были установлены равные основания для представительства сельского и городского населения в советах. При этом для рабочего класса преимущества в этой части отменялись. Тем не менее демократизация политического устройства преимущественно носила внешний характер. В 1977 году был принят новый Основной Закон и на его базе — Конституция РСФСР. Эти документы привнесли некоторые изменения в процесс регулирования политической и экономической структур общества, а также правового статуса индивида. В Конституции 1977 года просматриваются выраженные отличия от предыдущих изданий. Так, глава об обязанностях и правах граждан была перенесена в первую часть текста. Это подчеркивало значение данных положений в новых условиях. Тем не менее, по-прежнему многие другие, в том числе политические права и свободы граждан, предоставлялись исключительно в целях укрепления социалистического строя и коммунизма. Реализация их на практике в другом направлении признавалась как нарушение закона и предполагала определенные суровые наказания. Речь шла, например, об антисоветской пропаганде и агитации.
Перестройка
Она началась в конце 80-х годов прошлого столетия. В Основные Законы РСФСР 1978, 1988 и 1990 годов было внесено несколько поправок. Многие существенные общественные изменения проводились с помощью постановлений и прочих актов. Были внесены поправки и в политические права и свободы граждан. Так, на основании их разрешалось формирование партий, кроме существовавшей. Кроме того, были созданы относительно свободные СМИ, допускался идеологический плюрализм. За антисоветские высказывания перестали выноситься суровые приговоры и назначаться строгие наказания. Впоследствии соответствующие статьи были и вовсе исключены из Основного Закона.
Новое время
Принятая в 1993 году Конституция РФ закрепила права человека на основании общих международных правовых принципов. Возможности людей были отнесены к категории высшей ценности. Благодаря этому у каждого гражданина страны появился достаточно широкий спектр политических и прочих свобод и прав. Это гарантирует ст. 6 в п. 2 Конституции. Согласно этому положению, у каждого гражданина РФ, находящегося на территории государства, есть все свободы и права. Люди несут равные обязанности, которые предусмотрены в Основном Законе. В отличие от личных, неотчуждаемых по своей природе и принадлежащих каждому от рождения, политические права человека и гражданина связаны с его принадлежностью к государству. Тем не менее, между этими двумя категориями просматривается достаточно тесная связь.
Социально-политические права: особенности
В Конституции достаточно четко изложены позиции относительно возможностей жителей страны. В Основном Законе отражены черты, по которым отличаются личные и политические права человека. Проще говоря, первые предоставляются каждому. Политические права могут иметь только граждане страны. Однако данная связь в последнем случае не значит, что возможности людей имеют вторичный характер и производны от государственной воли. Они также выступают в качестве естественных прав каждого гражданина в демократической стране. С учетом их характера, некорректно рассматривать их как предоставленные и установленные государством. Власть также их защищает, признает и соблюдает.
Общая характеристика понятия
Политические права и свободы выражают возможность населения участвовать в различных государственных процессах и осуществлении госвласти. Однако этот критерий считается несколько общим. Он позволяет рассматривать некоторые личные права как гражданские и политические. К таким категориям, например, относят возможность выражать свое мнение, производить и распространять информацию, получать ее и прочие. Основным критерием для выделения политических прав в отдельную, сравнительно самостоятельную группу, выступает их связь с гражданством.
Ограничения
Немаловажным фактом следует считать, что, несмотря на свою неотчуждаемость и естественность, реализовать свои политические права и свободы может лицо, достигшее 18 лет. Этот возраст свидетельствует об абсолютной дееспособности. При этом существуют определенные политические права человека, использование которых регулируется специальными законодательными актами. Так, избираться в состав Госдумы можно только с 21 года, а на пост Президента – с 35-ти. Данные ограничения обусловлены тем, что, реализуя свои политические права, люди должны осознавать и предвидеть последствия своих действий, иметь определенный опыт. Лицам следует понимать необходимость выполнения взятых на себя обязательств. Политические права считаются неотъемлемым условием для реализации всех прочих личных возможностей. Они формируют фундамент демократической системы и выступают в качестве средства контроля над властью.
Структура системы
Граждане РФ могут самостоятельно реализовывать и использовать свои свободы, права и обязанности в полном объеме с 18 лет. Этот возраст называют совершеннолетием. Система, регулирующая политические права РФ, состоит из двух ветвей. В первую входят лица, обладающие возможностью участвовать в организации деятельности государственных и прочих органов. В данном случае имеются в виду следующие политические права граждан:
- Проводить референдум.
- Участвовать в отправлении правосудия и управлении государством.
- Обращаться в госорганы.
- Избирать и быть избранными.
Ко второй категории относят правомочия, которые представляют собой неотъемлемые гражданские права, цель которых выражается в активном участии личности в общественной жизни. Речь, в частности, идет о:
- Возможности проводить публичные мероприятия.
- Праве на свободу печати и слова.
- Возможности объединяться.
Участие в выборах
Свое избирательное право человек получает с момента своего совершеннолетия. В возрасте 18 лет индивид считается абсолютно дееспособным. С этого момента он может реализовывать свои политические права. Говоря об участии в выборах, необходимо отметить несколько важных нюансов. В частности, как выше было сказано, существуют определенные ограничения для возможности гражданина быть избранным в органы госвласти и местного самоуправления. Она появляется с 18 лет или позже с приобретением особых прав (постоянное жительство на территории РФ непосредственно перед выборами, наличие гражданства). Ограничение также распространяется на лиц, находящихся под стражей на момент выборов, в отношении которых принято законное постановление (определение, решение) судебного органа, вступившее в силу. При этом подследственные граждане, в отношении которых еще не вынесен приговор, не признанные невиновными либо виновными в содеянном, обладают полным избирательным правом.
Обращение в органы госвласти и территориального самоуправления
Данная возможность выступает в качестве одного из важнейших средств защиты гражданских свобод и прав. Впервые данное положение закреплено было в Основном Законе СССР от 1977 года и в Конституции РСФСР от 1978-го. В обращениях граждан содержится различная информация, не совпадающие по общей направленности сведения. Они отличаются по юридической природе и влекут за собой те либо иные последствия. Стоит сказать, что сам термин «обращение» имеет собирательный характер. В качестве его подтипов выступают жалобы, заявления, инициативные предложения и прочие.
Возможность выражать свое мнение
Порядок реализации права на свободу слова и прочих форм общения регулируется соответствующим законом «О СМИ». В соответствии с ним, не допускается предварительное согласование (цензура) и запрет на распространение тех или других сообщений. В качестве учредителя СМИ может выступать гражданин РФ, достигший 18 лет, постоянно проживающий на территории страны, не имеющий гражданства в том числе. При этом индивид не должен находиться под стражей или в местах отбывания наказания по решению суда, являться душевнобольным.
Как говорит Международный пакт о политических правах, возможность выражать собственное мнение может иметь ряд ограничений. Это связано с тем, что отсутствие определенного контроля может негативно сказаться на состоянии общества, привести к дестабилизации государственной системы. В соответствии с положениями, которые содержит Пакт о гражданских (политических) правах, ограничения могут быть необходимы для обеспечения общественного порядка, безопасности, нравственности и здоровья нации, сохранения репутации лиц.
Те или иные запреты допускается устанавливать в соответствии с действующим законодательством. Нормативными актами установлено, что СМИ не могут быть использованы для совершения уголовно-наказуемого деяния, разглашения информации, составляющей государственную либо другую находящуюся под специальной охраной тайну, призыва к насильственному изменению целостности государства и конституционного строя, захвату власти, для разжигания классовой, общественной, национальной, религиозной розни и нетерпимости, пропаганды агрессии и войны. Не допускается применять ср-ва массовой информации для распространения передач, содержание которых имеет порнографический, насильственный и жестокий характер. Ограничения могут также устанавливаться согласно законам о чрезвычайных и военных ситуациях.
Проведение публичных мероприятий
В Конституции законом о гражданских и политических правах установлено, что индивиды могут собираться для митингов, шествий, пикетирования, демонстраций и прочего. Если обобщенно, то все, что перечислено в ст. 31, можно назвать манифестациями. Данная статья регулирует реализацию права на проведение публичных мероприятий. Посредством них население выражает свои требования, интересы, взгляды. При этом проведение разного рода манифестаций может не иметь общей связи с политикой.
К примеру, такими мероприятиями являются общие собрания жителей дома по вопросу содержания здания и территории в чистоте. Манифестации могут также косвенно относиться к политике. Например, это может быть пикетирование, выражающее протест против передачи какого-нибудь исторического здания в собственность частной фирмы. Манифестация также может быть явным политическим мероприятием. Право на объединение и проведение митингов, собраний и прочего считается коллективным. Однако пикетирование, например, может осуществляться и одним лицом.
Значение конституционных норм
Положения Основного Закона закрепляют главные принципы организации и демократизации власти. Именно этот факт, по мнению многих аналитиков, провоцирует достаточно острую борьбу разных политических сил и движений вокруг Конституции, судебных решений, прочих нормативных актов, выступающих в качестве источника конституционного права. Исследуя это противостояние, можно понять, что тянет страну назад, а что ведет по прогрессивному пути. Одной из важных и, вместе с этим, трудных задач сегодня считается отслеживание быстро меняющегося законодательства. Изменения имеют место в статьях Конституции, которые регулируют общественно-экономические и политические взаимодействия людей, а также народа и государства. В основном законе содержатся трактовки, отражающие реформы, которые проводятся в стране. Во многих вопросах, связанных с жизнеобеспечением, многие люди не могут полагаться только на себя. При наличии личной свободы они все же оказываются в зависимости от других индивидов, чьи интересы зачастую кардинально отличаются от их собственных. В этой связи возникает необходимость обеспечить людям надлежащую защиту. В первую очередь, государство ставит перед собой задачу оградить жизненные права населения от экономического произвола и общественной несправедливости. При этом власть обязуется дать народу силы для реализации и развития своих способностей. Политические права направлены на активное привлечение населения к участию в жизни страны и управлению государственными делами. Это в значительной степени способствует укреплению связи между индивидом, обществом и государством.
В заключение
В современной России проводится достаточно много реформ. Успешность многих из них обуславливается установлением и последующей реализацией политических прав и свобод каждого жителя страны. В качестве основного гаранта наиболее полного их осуществления должна выступать формирующаяся сегодня система народовластия в демократической государственности. Немаловажное значение имеет и Мировой пакт о политических правах. Его положения регулируют возможности людей за пределами Родины, а также некоторые внутренние вопросы, связанные с государственным управлением. Российская Федерация – страна с демократическим устройством. Само это понятие предполагает, что власть в государстве реализуется его народом, гражданами, имеющими равные культурные, общественные, политические и экономические права.
Сегодня происходит процесс становления общества в России. Оно основано на свободе народа, ее населяющего. Формируется и новая роль власти, которая признает приоритет населения. Одним из наиболее динамичных в этих процессах считается развитие конституционного права. Оно выступает в качестве важнейшего условия для выполнения реформ в экономической и политической системах. Вместе с этим, оно является гарантом невозвращения страны к прошлому. От того, в каком состоянии находится реализация политических свобод и прав, будет зависеть прочность конституционных устоев, реальность демократизма в государстве.
businessman.ru