Политические течения 19 века – Общественно-политические течения 19 века

Общественно-политические течения 19 века

Консерватизм, либерализм и социализм — общественно-политические течения, сложившиеся в 19 веке, которые пытались объяснить и обосновать изменения, происходившие во время перехода от традиционного общества к индустриальному, также называемого промышленным переворотом.

Консерватизм

В исторической литературе существует несколько вариантов объяснения термина «консерватизм». Вот некоторые из них:

  1. консерватизм (от лат. conservo — «охраняю», «храню») — теория, практика, которая пытается совместить прогресс в обществе с сохранением традиционных ценностей — семьи, правопорядка, труда, морали, патриотизма, закона и тому подобное. В экономике консерватизм защищает принцип протекционизма;
  2. консерватизм — совокупность различных идейно-политических течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны: приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и норм, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органического развития;
  3. консерватизм является философией стабильности как условия нормального функционирования общества, уважения традиций, связи поколений (поколений), подражания традиционным добродетелям и ценностям бытия;
  4. консерватизм, в отличие от либеральной или социалистической идеологии, никогда не был политическим учением, скорее, это склад ума, чувств, образ жизни.
Эдмунд Берк

Идеология консерватизма сформировалась как реакция на ужасы Французской революции (знаменитый памфлет Эдмунда Берка, 1790 г.). Кроме Берка, вклад в становление консерватизма сделали французский иезуит Жозеф де Местр (1753-1821), английский философ Томас Гоббс (1588-1679) и австрийский канцлер Элемент Меттерних (1773-1859).

Консерваторы стремились сохранить существующие традиционные формы власти, основы правления. При этом следует отметить и тот факт, что они не отрицали необходимости реформ, но не радикальных, а умеренных и постепенных. В целом консерватизм характеризовался следующими чертами: то, что можно не менять, менять не надо; мудрости предков и мудрости обычая нужно отдавать предпочтение перед индивидуальным самовольным решением и суждением; любые действия должны оцениваться не по немедленными последствиями, а с отдаленной перспективой.

Человек, по мнению консерваторов, несовершеннен, и поэтому существование идеального общественного порядка невозможно. Однако в правлении, опирающемся на традицию, всегда возможны, даже в несовершенном обществе, улучшение. Консервативные партии выступали за неизменность и укрепление главных «основ общества» — семьи, правопорядка. Они имели поддержку наиболее обеспеченных слоев общества — предпринимателей, землевладельцев, высшего чиновничества, а также части крестьянства.

Либерализм

Либерализм (от лат. либер — «свободный») — это общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя и свободы предпринимательства. Либерализм предпочитает конституционный порядок, а не абсолютизм; местное самоуправление, а не централизацию власти; свободу личности, а не полицейский надзор. Провозглашает отмену сословных привилегий, равномерное распределение налогов. Либерализм является противником ограничений свободы торговли и свободы труда. Главный принцип либерализма: никто не может быть выше другого по своим правам. Личная свобода базируется на экономической независимости, которую обеспечивают неприкосновенность частной собственности, свободный рынок и конкуренция.

Либералы выступали в защиту прав и свобод личности, права частной собственности, частного предпринимательства, свободы совести и политической деятельности. Одной из основных доктрин либералов было осуждения государственного вмешательства в сферу бизнеса и торговли. По их мнению, государство должно ограничиваться функциями обеспечения правопорядка, обороноспособности и защиты страны, но не вмешиваться в ее экономическую жизнь.

Либералы стали влиятельной политической силой в США, Великобритании и некоторых европейских странах. Их социальной опорой, прежде всего, были предприниматели, часть интеллигенции, рабочих, служащих. Они стали последовательными сторонниками социальных реформ, направленных на улучшение жизненного уровня населения, ликвидации угрозы революционных потрясений. Такую политику, получившая название либерального реформизма, поддерживали довольно широкие круги общественности как в европейских странах, так и в США.

Главными политическими ценностями либерализма были и остаются идеи правового равенства граждан, договорной природы государства, политического плюрализма (от лат. «Множественный») и конституционализма.

К видным представителям либерализма относились: британский философ Джереми Бентам (1748-1832), французский публицист Бенжамен Констан (1767-1830), британский философ Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Социализм

Промышленный переворот привел к коренному изменению в социальной структуре европейского общества. Одной из самых многочисленных слоев общества становятся наемные рабочие, которые, в отличие от ремесленников и крестьян, не обладали средствами производства. Существуя только за счет продажи своей рабочей силы на рынке труда, наемные рабочие были постоянной жертвой цикличности рыночной экономики. Потеря работы означала потерю любых средств к существованию как для них самих, так и для их семей. Поэтому стремление обеспечить относительные гарантии своей социальной стабильности породило массовое рабочее движение, идеологией которого стал социализм (от франц. — «общественный») — учение о модели справедливого общества (термин «социализм» употреблялся с 1830-х годов.). Первые теоретические обоснования построения такого общества сделали британский философ Роберт Оуэн (1771-1858) и французские философы Шарль Фурье (1772-1837) и Клод Сен-Симон (1760-1825).

Социализм представлял собой совокупность теорий, которые утверждали не только желательность, но и возможность ликвидации буржуазных порядков и установления нового общества, где будет достигнуто социальное равенство людей. По вопросу о формах установления нового общества социалисты делились на сторонников мирного (реформаторского) и сторонников насильственного (революционного) путей. Несмотря на эти различия, общим для создателей социализма было глубокое идейное убеждение, незыблемая вера в светлое будущее человечества.

Социалисты стремились к замене буржуазного общества новым обществом социальной справедливости — социализмом, в котором будет ликвидирована частная собственность на средства производства и его результаты, где власть будет принадлежать трудящимся и будет действовать принцип «от каждого по способностям и каждому — по труду». Социальной опорой социалистов были наемные рабочие, сельский пролетариат, радикально настроенная молодежь и интеллигенция, часть служащих.

Социал-демократическое движение

Социал-демократия — общее название социалистических партий, возникших во второй половине XIX в. в разных странах; идеологическая и политическое течение, которое выступает за внедрение идей социализма во всех сферах жизни.

Эдуард Бернштейн

В 1899 г. немецкий социал-демократ Э. Бернштейн (1850-1932) опубликовал книгу «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии», в которой подверг критике некоторые принципиальные положения марксистской доктрины. Анализируя новые тенденции индустриального развития, он пришел к выводу о ложности марксистского положения о дальнейшем обеднение пролетариата и наличии предпосылок для построения социалистического общества, а также недооценки марксистами возможностей государственного регулирования товарно-рыночной экономики и значение реформ для прогрессивного развития общества. Бернштейн одним из первых дал развернутое обоснование социал-демократической идеи.

Карл Маркс

В отличие от К. Маркса он считал невозможным завоевания политической власти пролетариатом, который не достиг уровня политической и нравственной зрелости, чтобы управлять общественными процессами, взять на себя всю полноту государственной власти. Переход к социализму может произойти не в результате революции, которую Бернштейн считал «признаком варварства», а только через социализацию капитализма. Ближайшими целями рабочего класса он считал борьбу за экономические и политические права.

Бернштейн предпочитал общество, в основе развития которого является потребительская и производственная кооперация, при которой ни один класс не имеет привилегий. Чтобы достичь такого положения в обществе, нужен определенный уровень сознания граждан — умение жить по законам, контролируя свои страсти. Ведь демократическая форма правления предполагает высокую степень не только свободы, но и ответственности всех. Для социализма как движения характерно гуманистическое отношение к человеку труда, его потребностей и интересов. Бернштейн считал, что между социализмом и демократией нет противоречий. Отсюда и название его концепции — «демократический социализм».

Социал-демократия выступала за права человека, свободу слова, печати, самостоятельность профсоюзного движения, существования правового государства. Со временем лозунги дополнились требованиями улучшения качества жизни, экономической демократии, самоуправляющегося социализма.

Социал-демократы выступали за участие в парламентской деятельности. Основным методом своей политики считали реформу.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Общественно-политические течения в России в 19 веке (билет 17)

В XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу страны. XIX век принес с собой ощущение уникальности, самобытности российского национально-исторического бытия, трагического (у П.Я. Чаадаева) и горделивого (у славянофилов) осознания своей несхожести с Европой. История впервые стала для образованных людей своеобразным «зеркалом», взглянув в которое, можно было узнать себя, почувствовать собственное своеобразие и неповторимость.

Уже в начале века формируется как политическое течение российский консерватизм. Его теоретик Н.М. Карамзин (1766—1826) писал, что монархическая форма правления наиболее полно отвечает существующему уровню развития нравственности и просвещенности человечества. Монархия означала единоличную всласть самодержца, но это не означало произвола. Монарх обязан был свято соблюдать законы. Разделение общества на сословия понималось им как извечное и закономерное явление. Дворянство обязано было «возвышаться» над другими сословиями не только благородством происхождения, но и нравственным совершенством, образованностью, полезностью обществу.

В 30—40-е гг. острые споры о своеобразии исторического пути России надолго захватили значительные круги общественности и привели к формированию двух характерных направлений — западничества и славянофильства. Ядро западников составили группы петербургских профессоров, публицистов и литераторов (В.П. Боткин, Е.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский). Западники заявляли об общих закономерностях в историческом развитии всех цивилизованных народов. Своеобразие России они видели лишь в том, что Отечество наше отстало в своем экономическом и политическом развитии от стран Европы. Важнейшей задачей общества и власти западники считали восприятие страной передовых, уже готовых форм общественной и экономической жизни, характерных для стран Западной Европы. Это прежде всего подразумевало ликвидацию крепостничества, отмену правовых сословных различий, обеспечение свободы предпринимательства, демократизацию судебной системы и развитие местного самоуправления.

Западникам возражали так называемые славянофилы. Это течение возникло прежде всего в Москве, в аристократических салонах и редакциях журналов «первопрестольной». Теоретиками славянофильства были А.С. Хомяков, братья Аксаковы и братья Киреевские. Они писали о том, что исторический путь развития России кардинально отличается от развития западноевропейских стран. Для России были характерны не экономическая, или тем более — политическая отсталость, а именно своеобразие, непохожесть на европейские нормы жизни. Они проявлялись в духе общинности, скрепляемом православием, в особой духовности народа, живущего по выражению К.С. Аксакова «по правде внутренней». Западные народы, по мнению славянофилов, живут в атмосфере индивидуализма, частных интересов, регулируемых «правдой внешней», т. е. возможными нормами писаного права. Российское самодержавие, подчеркивали славянофилы, возникло не в результате столкновения частных интересов, а на основе добровольного согласия между властью и народом. Славянофилы считали, что в допетровское время существовало органическое единство между властью и народом, когда соблюдался принцип: сила власти — царю, а сила мнения — народу. Преобразования же Петра I нанесли удар российской самобытности. В российском обществе произошел глубочайший культурный раскол. Государство стало всемерно усиливать бюрократический надзор за народом. Славянофилы предлагали восстановить право народа на свободное открытое выражение своего мнения. Они активно выступили с требованием отмены крепостного права. Монархия должна была стать «истинно народной», заботясь о всех сословиях, проживающих в государстве, сохраняя самобытные устий: общинные порядки в деревне, земское самоуправление, православие. Безусловно, и западники, и славянофилы были разными ипостасями российского либерализма. Правда, своеобразие славянофильского либерализма было в том, что он часто выступал в форме патриархально-консервативных утопий.

К середине XIX в. в России начинает проявляться тяга образованной молодежи к радикально-демократическим, а также и к социалистическим идеям. В этом процессе исключительно важную роль сыграл А.И. Герцен (1812—1870), блестяще образованный публицист и философ, подлинный «Вольтер XIX века» (как его называли в Европе). В 1847 г. А.И. Герцен эмигрировал из России. В Европе он надеялся участвовать в борьбе за социалистические преобразования в наиболее передовых странах. Это было не случайно: поклонников социализма, горячих критиков «язв капитализма» в странах Европы было достаточно много. Но события 1848 г. рассеяли романтические грезы российского социалиста. Он увидел, что пролетариев, героически сражавшихся на баррикадах Парижа, большинство народа не поддержало. Более того, Герцена поразило стремление многих людей в Европе к материальному богатству и преуспеванию, и их равнодушие к социальным проблемам. С горечью он писал об индивидуализме европейцев, их мещанстве. Европа, стал утверждать вскоре А.И. Герцен, уже не способна к социальному творчеству и не может обновляться на гуманистических принципах жизни.

Именно в России он увидел то, чего не нашел в сущности, на Западе — предрасположенность народного быта к идеалам социализма. Он пишет в своих сочинениях на рубеже 40—50-х гг. XIX в., что общинные порядки российского крестьянства станут залогом того, что Россия может проложить путь к социалистическому строю. Российские крестьяне владели землей общинно, сообща, а надел крестьянская семья традиционно получила на основе уравнительных переделов. Для крестьян были характерны выручка и взаимопомощь, тяга к коллективному труду. Многие промыслы на Руси издавна осуществлялись артельно, вместе, с широким использованием уравнительных принципов производства и распределения. На окраинах страны жило многочисленное казачество, также не мыслившее своей жизни без самоуправления, без традиционных форм совместной работы на общее благо. Конечно, крестьянство бедно и невежественно. Но крестьян, освободив от помещичьего гнета и государственного произвола, можно и нужно учить, прививать им просвещение и современную культуру.

Эпоха 60-х гг. положила начало трудному процессу оформления либерализма как самостоятельного общественного течения. Известные юристы Б.Н. Чичерин (1828—1907), К.Д. Кавелин (1817— 1885) — писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни. Им приходилось бороться и с проповедниками «застоя», панически боявшимися перемен в стране, и с радикалами, упорно проповедовавшими идею социального скачка и быстрого преобразования России (причем на принципах социального равенства). Либералов пугали призывы к народной мести угнетателям, раздававшимся из лагеря радикальной разночинной интеллигенции.

В это время своего рода социально-политической базой либерализма становятся земские органы, все новые газеты и журналы, университетская профессура. Причем концентрация в земствах и городских думах оппозиционных правительству элементов было закономерным явлением. Слабые материальные и финансовые возможности органов местного самоуправления, равнодушие к их деятельности со стороны правительственных чиновников вызывали у земцев стойкую неприязнь к действиям властей. Все чаще российские либералы приходили к выводу о необходимости глубоких политических реформ в империи. В 70-е—начале 80-х гг. тверские, харьковские, черниговские земцы наиболее активно ходатайствуют перед правительством о необходимости реформ в духе развития представительских учреждений, гласности и гражданских прав.

Российский либерализм имел много различных граней. Левым своим крылом он касался революционного подполья, правым — лагеря охранителей. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либерализм в противовес революционному радикализму и политическому охранительству выступал как фактор гражданского примирения, столь необходимого тогда России. Российский либерализм был слаб, и это предопределялось неразвитостью социальной структуры страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», т.е. достаточно многочисленной буржуазии.

Все деятели российского революционного лагеря ожидали в 1861—1863 гг. крестьянского восстания (как ответа на тяжелые условия крестьянской реформы), которое могло бы перерасти в революцию. Но по мере уменьшения числа массовых выступлений наиболее прозорливые из радикалов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский) перестали говорить о близкой революции, предсказывали долгий период кропотливой подготовительной работы в деревне и обществе. Прокламации, написанные в начале 60-х гг. в окружении Н.Г. Чернышевского, являлись не подстрекательством к мятежу, а были поиском союзников для создания блока оппозиционных сил. Разнообразие адресатов, от солдат и крестьян до студенчества и интеллигенции, разнообразие политических рекомендаций, от обращений с адресами к Александру II до требования демократической республики — подтверждают этот вывод. Такая тактика революционеров вполне объяснима, если иметь в виду их малочисленность и слабую организованность. Общество «Земля и воля», созданное Чернышевским, Слепцовым, Обручевым, Серно-Соловьевичем в конце 1861— начале 1862 г. в Петербурге не имело достаточно сил, чтобы стать всероссийской организацией. Оно имело отделение в Москве и связи с такими же небольшими кружками в Казани, Харькове, Киеве и Перми, но этого было слишком мало для серьезной политической работы. В 1863 г. организация самораспустилась. В это время в революционном движении активизируются экстремисты и догматики, которые клялись именами и взглядами А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, но общего имели с ними очень мало. Весной 1862 г. кружком П. Заичневского и П. Аргиропуло была распространена прокламация «Молодая Россия», наполненная угрозами и кровавыми пророчествами в адрес правительства и дворянства. Ее появление явилось причиной ареста в 1862 г. Н.Г. Чернышевского, который, кстати, сурово упрекал авторов «Молодой России» за пустые угрозы и неумение разумно оценивать ситуацию в стране. Арест Помешал и опубликованию его ««Писем без адреса», обращенных к Александру II, в которых Чернышевский признавал, что единственной надеждой России в данный период являются либеральные реформы, а единственной силой, способной последовательно провести их в жизнь — правительство, в опоре на поместное дворянство.

studfiles.net

22. Общественно-политические течения в России в XIX веке.

На рубеже 30-50-х гг. происходят изменения в общественных настроениях. В России сохранялось самодержавие и крепостничество, и их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий.

Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существующих порядков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства.

Либералы предлагали постепенное реформирование существующего строя (эволюционный путь развития страны).

Среди либералов складываются 2 течения общественной мысли: западничество и славянофильство, сыгравшие большую роль в обща венном движении и развитии российской общественной мысли.

Славянофилы (А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин), исходя из концепции Шеллинга о том, что каждому народу присущи свои особенности, пришли к выводу, что Россия и Запад — это два особых мира и закономерности их развития совершенно различны. Два фактора, по их мнению, определили особенности исторического пути России и ее место в мире:

1. извечное существование общины

2. православная религия.

Все беды, по мнению славянофилов, начались со времени Петра Великого, который «исказил» русскую историю, насаждая в стране чуждые ей европейские порядки, «насильственно оторвал» русский народ от родного «исторического основания». Отсюда и общин теоретический вывод: необходимо исправить “искажения” основ народной жизни, которые были допущены Петром и послепетровский период, идти по своему самобытному пути, развивая те начала и нравственные качества, которые присущи русскому народу.

Противниками славянофилов были западники (П. В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К. Д. Кавелин и другие). Вместе с ним выступали А.И. Герцен и В. Г. Белинский, вырабатывавшие и утверждавшие свою революционною концепцию Западничество — также либеральная концепция, однако в ней развивались буржуазные представления о характере будущего развития России. Западники считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее, и поэтому должна прибегать к использованию опыта европейских стран. Они критиковали феодальные отношения и выступали за утверждение буржуазных форм собственности, были противниками крепостного права. А.И. Герцен, соединив европейские идеи «утопического социализма» со специфическими российскими условиями (крестьянской общиной), положил начало социалистической традиции в общественной мысли страны.

Споры западников и славянофилов имели большое общественное значение. Поставив важнейшие проблемы исторического развития, они будили общественную мысль, звали к деятельности, «прогрессу», что являлось, по существу, осуждением казенной теории » официальной народности». Они знаменовали собой формирование буржуазно-либеральной идеологии в России.

23. Социально-экономическое развитие России в начале XX в. (1900-1913 гг.).

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849—1915гг.). Он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматри­вал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фак­тор, как социальный инструмент стабилизации политической об­становки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния «хозяи­на земли Русской» Николая II (1894—1918 гг.). Николай не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за пре­дыдущие десятилетия проблемы.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввози­мые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение «золотого стандарта», т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. Главными вкладчиками были бан­ки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. ис­ключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет.

В то же время экономическая политика царского правитель­ства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И про­грамме Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин эко­номического кризиса 1900—1903 гг., завершившего промышленный подъем 1895—1899 гг. Однако кризис выразился только в сниже­нии темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909—1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъ­ем. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства.

Естественным продолжением правительственного курса в на­чале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862—1911 гг), занимавшего пост председателя Совета Мини­стров в 1906—1911 гг.

Цель реформы: сохранение помещичьего землевладения, ускорение буржуазных изменений в сельском хозяйстве, воспитание в крестьянине чувство собственника, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создать там опору правительства – сельскую буржуазию.

Суть реформы:

1. Указ от 9 ноября 1906г. разрешил выход крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910г. сделал выход обязательным.

2. крестьянин мог объединить участки земли в единый отруб или выселиться на отдельный хутор

3. создавался фонд из части казенных и императорских земель

4. для покупки земли Крестьянский банк давал денежные ссуды

5. правительство поощряло переселение крестьян за Урал, т.к. в центре России был “земельный голод”.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской Рос­сии, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличилась покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

На деле: 35% крестьян вышло из общины 10% завело хуторское хозяйство. 16% переселенцев вернулось в центральные районы и пополнили армию пролетариев. 20% крестьян, взявших ссуду разорились. Нужды крестьянина в земле не были удовлетворены. Реформа ускорила социальное расслоение – формирование сельской буржуазии и пролетариата.

studfiles.net

§ 16. Основные идеологические направления XIX века | Всемирная история

ТемаVIL 1ДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ТЕХНИКА, НАУКА, ФИЛОСОФИЯ,

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIXст.

§ 16.Основные идеологические направления XIX ст.

XIX века, как вы знаете, стал временем, когда появились новые направления общественной мысли. Они отражалитогдашние посмотри на способы преодоления проблем,связанных со становлениеминдустриального общества. У каждого идеологического направления были свои «отцы-основатели»,которые определили основные его основы.

1. Консерватизм

Основные идеиконсерватизма сформулировал в XVIII ст. англиець Эдмунд Берк (1729-1797). Определяющим в его мировоззрении было уважение к традициям. Соотносить свои действия ссуществующими традициями является проявлением разума человека. Действующие в обществе законы,считал этот признанный теоретик консерватизма, должны обеспечивать егоравновесие и стабильность. Тот, кто заинтересован в сохранении спокойствия и порядка, должен следить за тем, чтобыэта равновесие не нарушалось.Радикальные меры являются вредными для Общественногоразвития прежде всего потому, что нарушают его ровравновесия и могут вызвать хаос. Берк соглашался с тем,что реформы нужны, но считал, что они не должнызадевать традиционных устоев общества.

Эдмунд Берк

 

Политик, который намеревается осуществитьреформы, не должен рассматриватьстрану как чистый лист бумаги, на котором можно писать все, что заблагорассудится.Потребность в улучшение жизни страны, по мнению Берка, должна сочетаться у государственного деятеляпопыткой сохранить все лучшее, что существует вобществе. С одобрением относился онк реформам, которые должны предупредить вспышку революции или обновиты традиционные принципы. Образцом последних реформ он считал «Славную революцию» 1688 p., которая восстановила монархию в Англии.

Еще одним европейским теоретиком консерватизма считаютсавойского графа Жозефа де Местра (1753-1821).Наблюдение за изменениями, происходившими во время французской революции конца XVIII века, сделали его противником революционных изменений вобществе. Решительно критиковал де Местр французских просветителей. Он считал безосновательными утверждения, что силой своегоума человек способен создать новый общественно-политический строй. Граф придерживалсявзглядов на то, что государство и право созданыБогом, а человек не в состоянии их улучшить. На этом основании он категорическиотвергал возможность введения конэтой,поскольку они не воплощают «Божьего разума». Де Местр усматривал возможностьулучшение общества в усилении роли в нем религии. Он выдвинул идеюобщеевропейской монархии, которая должна возглавляться папой римским. Природныеправа человека, которые провозглашали французские просветители, по мнению де Местра,является вымыслом. Лозунги свободы, равенства и братства он считал невыполнимыми,поскольку люди по природе неравны и созданные рабами Божьими.

 

Жозефа де Местра

2. Либерализм

Противоположность консерватизмом составляли Идеи либерализма.В Англии они были сформулированы ИеремиейБентамом (1748 — 1832). Он рассматривал общество как совокупность людей сих собственными интересами. Процветание общества, по мнению Бентама, возможнолишь при условии обеспечения прав личности, неприкосновенности частнойсобственности. Действия, которые посягают на эти права, следует считать преступлениями и запрещатьзаконами. Бентам поддерживал свободноепредпринимательство, считал, что для его развику не должно существовать никакихпрепятствий, кроме тех, которые ограничивают возможный вред для других людей.

Иеремия Бентам

 

Категорически отвергая возможностьобщественного прогресса через революции,Бентам связывал его с реформами. В отличие от консерваторов, онусматривал в тогдашнем политическом устройстве Англиимного остатков древних традиций, которые не соответствовали потребам времени инуждались устранения способом осуществления соответствующих реформ.

Во Франции идеалы либерализма исповедовал БенжаменАнри Констан (1767-1830). Действительно свободным он считал то общество, вкотором признается приоритет прав отдельной личности. Интересы власти и массдолжны признаваться второстепенными по правам человека. Констан защищал свободноепредпринимательство и настаивал на том, что государство не должно иметь возможности егоограничивать.

Бенжамен-Анри Констан

 

Политическим идеалом мыслителя былаконституционная монархия. Констан критиковалреспубликанские идеалы за то, что, по его взгляд, они не обеспечивают необходимойнезависимости личности от государственной власти. Только конституционная монархия можетгарантировать права среднего класса. Способы ограничения власти он усматривал в еераспределении, а также в общественном думные.

3. Национализм

Многие историки называли XIX ст. эпохой национализма. Национализм стал, по мнениюнекоторых ученых, одной из найвпливовиших ижизнеспособных идей человеческой истории. Начало распространяютсяренню в Европевзглядов национализма положила французская революция конца XVIII века, которая провозгласила нацию объединением свободных гражданИ источником государственной власти. Благодаря наполеоновским войнам новые идеи сталираспространяться в Европе. Наполеон, которого современные историки назвали»Странствующим торговцем национализмом «,поддержал национальные движения в Италии и Польше, а также вызвал своими действиями взрыв патриотических чувств среди порабощенныхнародов, не имевших собственной государственности.

Дальнейшее развитие идей национализмабыл связан с 0Шяльнистю немецких философов. Вследствие поражения Пруссии вШине против Наполеона (1806 г.) философ Иоганн-ГотлибФихте (1762-1814) призвал немцев в своих «Речи к немецкойтиации «к национальному возрождению, в результате которого они могут достичькультурного лидерства в Европе.

Иоганн-Готлиб Фихте

 

Теоретическуюоснову национализм нашел в идеях романтизма, которые пропагандировали большую художественную ценность народной речии традиций. Немецкий философ-романтик Иоган-Готфриц Гердер (1744- 1803) большое внимание уделял тем славянскимнародам, которые были на то время лишены собственнойгосударственности. Благодаря самобытным традициям икультуре, которую они сохранили, Гердер предсказывал, что в будущем онисоздадут собственные национальные государства. Отдельно определял немецкий философУкраинская и утверждал, что «Украину когдастанет новой Элладой «. Георг-Вильгельм-ФридрихГегель (1770-1831) отвергалзахвата народной культурой романтиков, но поддерживал идею созданиянациональных государств в Европе. Он считал ее не только самой оптимальной формойобъединение граждан ради реализации идеалов свободы, безопасности и Счастье, но и каквоплощение божественной идеи. Национальное государство, По мнению Гегеля, была наивысшей стадией общественного развития.

Среди историков нет единого мненияотносительно того, кого считатьтеоретиками национализма. Часть ученых находит истоки этого течения в работах Жана-Жака Руссо и ЭдмундаБерка, другие считают основоположникомнационализма Фридриха Листа. Возможно,эта разница во взглядах связана с тем, шо национализм у XIX ст. стал универсальнымявлением истории.

4.Социалистические теории

В первойполовине XIX ст. развитие социалистических идей был связан с творчеством французских мыслителей.Именно они поЧалый в первой четверти XIX ст. использовать понятие «социализм» и «коммунизм». Социалистические теорииобъединяли взгляды мыслителив,которые выступали за ликвидацию тогдашних порядков и бытовыедову нового общества, в котором будет существовать абсолютнаясоциальная равенство людей и будет отсутствоватьэксплуатация трудящихся. В вопросе,какими способами создать новое общество, социалист;: делились на сторонников социальных реформ и социальное,революции.

Одним из первых французских социалистовстал Клод-Анри Сен-Симон(Граф де Рувруа; 1760-1825). Он критиковал того временине общество и считал необходимым добиться изменений всословных; рабочих и бедноты. Сен-Симонразрабатывал планы создании! такогообщества, в котором не существовало 6 эксплуатации и неровности. Новое общество или, как называл его философ,промышная система, должно обеспечить процветаниевсех граждан благодаря развитию науки и техники. Поскольку роль государства он усматривал лишь в том, что она заставляет людей работать, тоона исчезнет. Все работать и житьпо принципу: «от каждого — по способностям, каждому — по егоделами «.

Клод-Анри Сен-Симон

 

Светская властьв обществе, придуманном Сен-Симоном, подолжна была сосредоточиться в Совете промышленников, духовная — в Академии наук. Эти организации будутуправлять развитием народного хозяйства согласно тем планам, которыеони же и складатимуть. Реализацию своихпланов мыслитель усматривал в производстве постепенных реформ.

Разработка социалистических идей в Англии было занятием Роберта Оуэна (1771-1858). Большинство пороков тогдашнего сплошьства онобъяснял Существованием частной собственности, призывая к ее ликвидации. Новую»Систему истины, богатства и счастья» он связывал с образованиембольших семейных общин или коммун, где все будет находиться в общей собственности.Все, что члены коммуны производить, будет распределяться между ними в соответствии с природнымипотребностей человека. Одежда будет удобным, простым и одинаковым для всех. Мода исчезнет,поскольку она существует «только среди глупыхи слабой части человечества «. Коммуны постепенно должны охватить всюземлю, в результате чего она превратится в «земной рай, в котором неизменноцарить мир и счастье «.

Роберта Оуэна

5. Распространение социалистических идей у 50-60-х pp.

Середина XIX ст. стала периодом дальнейшего развития социалистичних теорий. Тогда и началась деятельность КарлаМаркса и Фридриха Энгельса, которые выдвинули теорию «классовой борьбыпролетариата «.

Карл Маркс (1818-1883) поставил вопрос о «всемирно — историческую миссию пролетариата «как» могильщика капитализма «.

Маркс был одним из руководителей Союзакоммунистов (1847 — 1852 pp.), Международного товарищества рабочих (1-го интернированнымнала, 1864-1876 pp.), автором программных документов этихорганизаций. Среди самых известных его произведений — «Манифесткоммунистической партии «(написан совместно с Ф. Энгельсом) — программа Союзакоммунистов, содержавшая анализ сложившегося к середине XIXст. общества и идею о необходимости свержения капиталисческого строя и завоевания пролетариатом политической власти в

 форме»Диктатуры пролетариата». В труде «Капитал» Маркс объяснилмеханизм капиталистической эксплуатации.

К. Маркс

 

Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1820-1895)постоянно боролисься против «оппортунизма», воплощением которого считалитред-юнионизм в Англии, прудонизм во Франции и некоторых других странах,лассальянства в Германии, бланкизм, анархизм.

Сторонники тред-юнионистской идеологии ограничивали задачирабочего движения экономической борьбой за установление более выгодных условий труда,причем главным образом для квалифицированных рабочих. Они отрицали необходимостьполитической борьбы рабочих, направленной против тогдашнего строя, считалиненужной дело создания отдельной пролетарской партии или сводили ее рольдо парламентского представительства профсоюзов (тредюнионив).

Французский публицист, экономист и социолог Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865) и егосторонники критиковали большую частную собственность, но защищали мелкую. Прудонотрицательно относился к «классовой борьбы», «пролетарскойреволюции «и» диктатуры пролетариата «. Он считал, что спомощью специально организованного «народного банка», которыйпредоставлять «даровой кредит», рабочие могут приобрести собственные средствапроизводства и стать самостоятельными производителями. Эту теорию Прудон усиливал идеейо создании «обменных банков», с помощью которых трудящиеся смогут обеспечить сбыт продуктовсвоей «работы.

Пьер-Жозеф Прудон

 

Немецкий экономист и социолог Фердинанд Лассаль (1825 — 1864)называл себя сторонником Маркса, но предлагал собственное толкования егоидей. Объявив получение всеобщего избирательного права первоочередной задачейрабочих, лассальянцами заперечувалынеобходимость революции, имели целью только борьбу за всеобщее избирательноеправо. Исходя из идеи «железного закона» заработной платы, Лассальи его последователи осуждали забастовки иборьбу рабочих за повышение заработной платы, негативно относилисьв профессиональные союзы.

Фердинанд Лассаль

 

Одно из течений анархизма — бакунизма — названа по имени ееосновоположника и идеолога МихаилаБакунина (1814-1876). Цель рабочегодвижения Бакунин усматривал не в завоевании политической власти, а в разрушениилюбого государства. Он выступал против учениеК. Маркса о «классовой борьбе» и «диктатурупролетариата «, выдвигал идеюуравнивание классов. Как и Прудон, Бакунин утверждал, что рабочих нетдела до национально-освободительного движения пригниченихнародов, он отрицательно относился к идее создания политических организацийрабочие?, пропагандируемой Марксом. Бакунисты были сторонниками стихийногобунта, они говорили, что народ — п «Пороховаябочка «, которой нужна только искра. Идеи Бакунина казались боевыми и привлекательными для угнетенного люда. ВРоссии крупшого влияния идей Бакунина потерпели народники.

Михаил Бакунин

 

Луи-Огюст Бланки (1805-1881) — французский коммунист-утопист. Успехсоциальной революции связывал схорошо подготовленной сговору тайнойорганизации революционеров, которых, кего мнению, в решающий момент поддержат намеждународные массы.

Бланкисты считали, что даже при отсутствии предпосыло

geomap.com.ua

Общественно-политические движения 19 века

В историю России XIX век вошел, как период социально-экономических изменений. На смену крепостнической системе пришел и прочно утвердился капиталистический строй, аграрный экономический строй сменялся промышленным. Коренные изменения в экономике влекли за собой изменения и социуме – появились новые слои общества, такие как буржуазия, интеллигенция, пролетариат. Эти слои общества все сильнее заявляли свои права на общественную и экономическую жизнь страны, шел поиск путей их самоорганизации. Традиционный гегемон общественной и экономической жизни — дворянство не могло не осознавать необходимости перемен в экономике, и как следствие – в социальной и общественно-политической жизни страны.
В начале столетия именно дворянству, как самому просвещенному слою общества, принадлежала ведущая роль в процессе осознания необходимости перемен в общественно-экономическом укладе России. Именно представители дворянства создали первые организации, ставящие перед собой не просто замену одного монарха другим, но изменение политического и экономического строя страны. Деятельность этих организаций вошла в историю как движение декабристов.
Декабристы.
«Союз спасения» – первая тайная организация, созданная молодыми офицерами в феврале 1816 года в Петербурге. Она насчитывала не более 30 человек, и представляла собой не столько организацию, сколько клуб, объединивший людей, желавших уничтожить крепостное право и вести борьбу с самодержавием. Ни четких целей, ни тем более методов их достижения у этого клуба не было. Просуществовав до осени 1817 года, «Союз спасения» был распущен. Но в начале 1818 года его же членами был создан «Союз благоденствия». В него вошло уже коло 200 военных и гражданских чинов. Цели этого «Союза» не отличались от целей предшественника – освобождение крестьян и проведение политических реформ. Наступило понимание с методами их достижения – пропаганда среди дворянства этих идей и поддержка либеральных намерений правительства.
Но в 1821 году тактика организации изменилась – мотивирую тем, что самодержавие не способно к реформам, на московском съезде «Союза» было решено свергнуть самодержавие вооруженным путем. Изменилась не только тактика, но и сама структура организации – вместо клуба по интересам были созданы законспирированные, четко структурированные организации – Южное (в Киеве) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества. Но, несмотря на единство целей – свержение самодержавия и отмена крепостного права – между этими организациями не было единства в будущем политическом устройстве страны. Эти противоречия отразились в программных документах двух обществ – «Русской правде» предложенной П.И. Пестелем (Южное общество) и «Конституции» Никиты Муравьева (Северное общество).
П. Пестель видел будущее России как буржуазной республики, во главе с президентом и двухпалатным парламентом. Северное общество во главе с Н. Муравьевым предлагало в качестве государственного устройства конституционную монархию. При таком варианте император, как государственный чиновник, осуществлял исполнительную власть, законодательная власть находилась у двухпалатного парламента.
По вопросу крепостного права оба лидера сходились в том, что крестьян освобождать нужно. Но вот наделять их при этом землей или нет – это было предметом споров. Пестель считал, что наделять надо, отобрав землю и слишком крупных землевладельцев. Муравьев считал, что не надо – достаточно будет огородов и двух десятин на двор.
Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге. По сути, это была попытка государственного переворота, последняя в череде переворотов, сменявших императоров на Российском престоле на протяжении XVIII столетия. 14 декабря, в день коронации Николая I, младшего брата Александра I умершего еще 19 ноября, заговорщики вывели на площадь перед Сенатом войска, всего около 2 500 солдат и 30 офицеров. Но, по ряду причин, решительно действовать они не смогли. Восставшие так и остались стоять в «каре» на Сенатской площади. После продолжавшихся весь день безрезультатных переговоров между восставшими и представителями Николая I, «каре» было расстреляно картечью. Много восставших было ранено или убито, все организаторы были арестованы.
К следствию было привлечено 579 человек. Но всего 287 были признаны виновными. 13 июля 1826 г. пятеро руководителей восстания были казнены, еще 120 были осуждены на каторгу или поселение. Остальные отделались испугом.
В историю эта попытка государственного переворота вошла как «восстание декабристов».
Значение движения декабристов в том, что оно дало импульс развитию общественно-политической мысли в России. Будучи не просто заговорщиками, а имея политическую программу, декабристы дали первый опыт политической «внесистемной» борьбы. Идеи, изложенные в программах Пестеля и Муравьева, нашли отклик и развитие у следующих поколений сторонников переустройства России.

Официальная народность.
Восстание декабристов имело и еще одно значение – оно породило ответную реакцию власти. Николай I был серьезно напуган попыткой переворота и за годы своего тридцатилетнего правления сделал все, что бы она не повторилась. властями был установлен жесткий контроль за общественными организациями и настроением в различных кругах общества. Но карательные меры были не единственным, что могла предпринять власть для недопущения новых заговоров. Она попыталась предложить свою общественную идеологию, призванную сплотить общество. Ее сформулировал С. С. Уваров в ноябре 1833 года при вступлении в должность министра народного просвещения. В своем докладе Николаю I он достаточно емко преподнес суть этой идеологии: «Самодержавие. Православие. Народность».
Суть этой формулировки автор трактовал так: Самодержавие — исторически сложившаяся и устоявшаяся форма правления, переросшая в устой жизни русского народа; Православная вера – хранитель нравственности, основа традиций русского народа; Народность – единство царя и народа, выступающее гарантом от социальных потрясений.
Эта консервативная идеология была принята в качестве государственной и власть успешно ее придерживалась все правление Николая I. И вплоть до начала следующего столетия эта теория продолжала успешно существовать в российском обществе. Идеологией официальной народности было положено начало русскому консерватизму, как части общественно-политической мысли. Запад и Восток.
Как бы ни старалась власть выработать национальную идею, поставив жесткие идеологические рамки «Самодержавия, Православия и Народности», именно в годы правления Николая I зародился и сформировался как идеология русский либерализм. Первыми его представителями были клубы по интересам в среде зарождавшейся русской интеллигенции, получившие названия «западники» и «славянофилы». Это были не политические организации, а идейные течения единомышленников, в спорах создававших идейную платформу, позже на ней возникнут полноценные политические организации и партии.
К славянофилам себя относили писатели и публицисты И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин, К. Аксаков и другие. Наиболее яркими представителями лагеря западников были П. Анненков, В. Боткин, А. Гончаров, И. Тургенев, П. Чаадаев. Солидарны с западниками были А. Герцен и В. Белинский.
Оба эти идеологические течения объединяла критика существующего политического строя и крепостного права. Но, будучи солидарными в признании необходимости перемен, западники и славянофилы по-разному оценивали историю и будущее устройство России.

Славянофилы:
— Европа исчерпала свой потенциал, и будущего у нее нет.
— Россия – это отдельный мир, в силу своей особенной истории, религиозности, ментальности.
— Православие — величайшая ценность русского народа, противостоящая рационалистическому католицизму.
— Деревенская община — основа нравственности, не испорченная цивилизацией. Община – опора традиционных ценностей, справедливости и совести.
— Особые отношения между русским народом и властью. Народ и власть жили по не писанному договору: есть мы и они, община и власть, у каждого своя жизнь.
— Критика реформ Петра I – реформирование России при нем привело к нарушению естественного хода ее истории, нарушило общественный баланс (договор).

Западники:
— Европа – это и есть мировая цивилизация.
— Нет самобытности русского народа, есть его отсталость от цивилизации. Россия долгое время была «вне истории» и «вне цивилизации».
— положительно относились к личности и реформам Петра I, его главной заслугой считали вхождение России в лоно мировой цивилизации.
— Россия идет по стопам Европы, поэтому должна не повторять ее ошибок и перенимать положительный опыт.
— Двигателем прогресса в России считали не крестьянскую общину, а «образованное меньшинство» (интеллигенцию).
— Приоритет свободы личности над интересами власти и общины.

Общее между славянофилами и западниками:
— Отмена крепостного права. Освобождение крестьян с землей.
— Политические свободы.
— Неприятие революции. Только путь реформ и преобразований.
Дискуссии между западниками и славянофилами имели огромное значение для становления общественно-политической мысли и либерально-буржуазной идеологии.
А. Герцен. Н. Чернышевский. Народничество.

Еще большими критиками официальной идеологи консерватизма, чем либеральные славянофилы и западники, были представители революционно — демократического идеологического течения. Наиболее яркими представителями этого лагеря были А. Герцен, Н. Огарёв, В. Белинский и Н. Чернышевский. Предложенная ими в 1840 – 1850 годах теория общинного социализма заключалась в том, что:
— Россия идет по своему историческому пути, отличному от Европы.
— капитализм – не характерное, а значит не приемлемое для России явление.
— самодержавие не вписывается в социальный строй русского общества.
— Россия неизбежно придет к социализму, минуя стадию капитализма.
— крестьянская община – прообраз социалистического общества, а значит, Россия готова к социализму.

Метод социальных преобразований — революция.
Идеи «общинного социализма» нашли отклик в среде разночинной интеллигенции, с середины XIX века начавшую играть все более заметную роль в общественном движении. Именно с идеями А. Герцена и Н. Чернышевского связано движение, в 1860 – 1870 годах вышедшее на передний план российской общественно-политической жизни. Оно будет известно как «Народничество».
Целью этого движения было коренное переустройство России на основе социалистических принципов. Но вот по способам достижения этой цели единства среди народников не было. Выделялись три основных направления:
Пропагандисты. П. Лавров и Н. Михайловский. По их мнению, социальная революция должна быть подготовлена пропагандой интеллигенции среди народа. Отвергали насильственный путь переустройства общества.
Анархисты. Главный идеолог М. Бакунин. Отрицание государства и замена его автономными обществами. Достижение цели через революцию и восстания. Непрерывные мелкие бунты и восстания готовят большой революционный взрыв.
Заговорщики. Лидер – П. Ткачев. Представители этой части народников считали, что не просвещение и пропаганда готовит революцию, а, революция даст народу просвещение. Поэтому, не теряя времени на просвещение, нужно, создав тайную организацию профессиональных революционеров, захватить власть. П. Ткачев считал, что сильное государство необходимо – только оно способно превратить страну в большую коммуну.
Расцвет деятельности народнических организаций пришелся на 1870 годы. Наиболее массовой из них была «Земля и воля» созданная в 1876 г., она объединяла до 10 тыс. человек. В 1879 году произошел раскол этой организации, камнем преткновения стал вопрос о методах ведения борьбы. Группа во главе с Г. Плехпновым, В. Засулич и Л. Дейчем, выступавшая против террора как способа ведения борьбы, создала организацию «Черный передел». Их оппоненты, Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, выступали за террор и физическое устранение представителей власти, в первую очередь царя. Сторонниками террора была организована «Народная воля». Именно члены «Народной воли» с 1879 года совершили пять покушений на Александра II, но только 1 марта 1881 им удалось достичь своей цели. Это стало концом как для самой «Народной воли», так и для других организаций народников. Руководство «Народной воли» в полном составе было арестовано и по приговору суда казнено. К суду по делу убийства императора было привлечено более 10 тыс. человек. От такого разгрома народничество уже не оправилось. Кроме того, крестьянский социализм как идеология к началу XX исчерпал себя – крестьянская община, преставала существовать. На смену ей пришли товарно-денежные отношения. Капитализм бурно развивался в России, все глубже проникая во все сферы жизни общества. И как на смену крестьянской общине пришел капитализм, так и на смену народничеству пришла социал-демократия.

Социал-демократы. Марксисты.
С разгромом народнических организаций и краха их идеологии, революционное поле общественно-политической мысли не осталось незаполненным. В 1880 годах в Россия познакомилась с учением К. Маркса идеями социал-демократов. Первой русской социал-демократической организацией стала группа «Освобождения труда». Она была создана в 1883 году в Женеве эмигрировавшими туда членами организации «Черный передел». Группе «Освобождение труда» принадлежит заслуга в переводе на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, что позволило их учению быстро распространиться в России. Основа идеологии марксизма была изложена еще 1848 в «Манифесте коммунистической партии» и к концу века не изменилась: на острие борьбы за переустройство общества выходил новый класс – наемные рабочие на промышленных предприятиях – пролетариат. Именно пролетариат совершит социалистическую революцию, как неизбежное условие перехода к социализму. В отличии от народников, марксисты понимали социализм не как прототип крестьянской общины, а как следующий за капитализмом естественный этап развития общества. Социализм – это равноправие на средства производства, народовластие и социальная справедливость.
С начала 1890 годов в России один за другим возникают социал-демократические кружки, их идеологией и был марксизм. Одной из таких организаций стал созданный в Петербурге в 1895 году «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Основателями его были будущие лидеры РСДРП – В. Ленин и Ю. Мартов. Целью этой организации было пропаганда марксизма и содействие рабочему стачечному движению. В начале 1897 года организация была ликвидирована властями. Но уже в следующем, 1898 году, на съезде представителей социал-демократических организаций в Минске была заложена основа будущей партии, окончательно оформившуюся в 1903 году на съезде в Лондоне в РСДРП.

www.istmira.com

Вопрос 19. Духовные поиски и социально-политические течения в России в 19 веке.

ДЕКАБРИСТЫ

Причины и характер движения.

Причины:

  • понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны.

  • Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг.

  • международная обстановка.

В 1814 г. в Петербурге Н.Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М.Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.

Первые политические организации. В феврале 1816 г. возникло тайное общество будущих декабристов «Союз спасения». С февраля 1817 г. оно было названо «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основали: П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой. К ним присоединились К.Ф. Рылеев, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин, С.И. Муравьев-Апостол и др.

«Союз спасения» — первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав «Статут». В нем были заложены две основные идеи переустройства российского общества — ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. В документе говорилось о необходимости введения Конституции.

В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия» — довольно крупная организация, насчитывавшая около 200 человек. Организаторами и руководителями стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якушкнн, М.С. Лунин и др.

Устав союза — «Зеленая книга» (по цвету переплета). Состояла из двух частей.Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным.

В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия».

В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель.

В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе». Это были крупные для того времени политические организации.

Конституционные проекты.Основными обсуждавшимися проектами стали «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. «Конституция» отражала взгляды умеренной части декабристов, «Русская правда» радикальной.

Н.М. Муравьев («Конституция»):

  • конституционная монархия

  • политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору.

  • избирательное право ограничивалось довольно имущественным цензом.

  • федеративное устройство будущего российского государства.

П.И. Пестель («Русская правда»):

  • республиканский государственный строй.

  • Законодательная власть — однопалатный парламент, а исполнительная — «Державная дума» в составе пяти человек.

  • принцип всеобщего избирательного права.

  • В России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления.

  • сохранение неделимой России.

После смерти царя Александра I в стране сложилось междуцарствие. Руководители Северного общества разработали план восстания и назначили его на 14 декабря. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый программный документ «Манифест к русскому народу» и вместо присяги императору провозгласить переход к конституционному правлению.

В «Манифесте» были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод, уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений, установление временного революционного правления и созыве через некоторое время Великого Собора из представителей всех сословий России.

Утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сенаторов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Но и дальше события развивались не по намеченному плану. Выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было некому. С.П. Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества.

Причины поражения:

  • слабость пропагандистской деятельности

  • недостаточная подготовленность общества к преобразованиям

  • несогласованность действий

  • выжидательная тактика в момент восстания.

Значение выступлений:

  • Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны.

  • была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России.

КОНСЕРВАТОРЫ, ЛИБЕРАЛЫ И РАДИКАЛЫ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений:

радикального, либерального и консервативного.

Консервативное направление. (незыблемость самодержавия и крепостного права). Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства

Министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие — единственно возможная форма правления в России. Крепостное — благо для парода и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым.

Либеральное направление. На рубеже 30-40-х годов XIX в. сложилось два идейных течения славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами западников историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др.

Славянофилы:

  • настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения.

  • верной и глубоко нравственной религией является православие.

  • русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм.

Западники:

  • Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации

  • выступали за широкое просвещение народа

  • критиковали крепостнические порядки

Радикальное направление. Во второй половине 20-х первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и в провинции. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними.

Большой переполох московской полиции вызвала деятельность кружка братьев П., М. и В. Критских. Его члены в день коронации Николая разбросали на Красной площади прокламации, с помощью которых пытались возбудить в народе ненависть к монархическому правлению. По личному повелению императора участников кружка заточили на 10 лет в каземат Соловецкого монастыря, а затем отдали в солдаты.

В 1831 г. образовалось «Сунгуровское общество», названное по имени его руководителя, выпускника Московского университета Н.П. Сунгурова. Студенты, члены организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции.

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметался новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и других.

Литературный критик В.Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди».

Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них М.В. Буташевича-Петрашевского его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. Идеал политического устройства – республика. Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек.

Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.

А.И. Герцен и теория общинного социализма. Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. В 30-40-х годах А.И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А.И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.), выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда. Идеал общественного развития А.И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. В России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А.И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

studfiles.net

19) Духовные поиски и социально политические течения в россии в 19веке.

Развитие политической мысли в России в 19 веке

XIX век занимает особое место в истории общественной мысли России. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Шел процесс осознания необходимости конкретных преобразований, поиск путей их осуществления. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и радикальное (революционное). Российские консерваторы стремились сохранить в неизменном виде основы существующего строя. Либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем изменения политического строя страны.

Характерной чертой развития общественного движения в начале XX века являлось то, что и в либеральном, и революционном движении того времени над всеми другими классами доминировало дворянство. Это объяснялось: во-первых тем, что в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая первой начала осознавать необходимость преобразований; во-вторых, тем, что российская буржуазия в эпоху первоначального накопления политикой не интересовалась, ей были нужны не политические реформы, а административно-законодательные меры, способствующие развитию капитализма.

Поскольку ожидания реформ от властей, возникшие в период правления Александра I, не оправдали надежд, среди дворянства появляется революционное течение, которое нашло практическое выражение в движении декабристов.

Наиболее известными политическими организациями декабристов было Южное общество, образованное в 1821 г. на Украине, создателем и руководителем которого стал ГГИ. Пестель и Северное общество, образованное в 1822 г. в Петербурге, которое возглавил Н.М. Муравьев. Необходимо обратить внимание на программные документы декабристов: «Конституцию» Н.М. Муравьева и «Русскую правду» П.И. Пестеля. Их можно найти в «Сб. документов по истории России с древнейших времен до второй четверти XIX в.» (Екатеринбург, 1993) или в «Хрестоматии по истории СССР с древнейших времен до 1861г.» (М., 1987). Первая отражала взгляды умеренной части декабристов, вторая — радикальной. Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию, П.И. Пестель безоговорочно высказывался за республиканскую форму правления.

14 декабря 1825 года они предприняли попытку организовать восстание на Сенатской площади с целью принудить Сенат выполнить их требования: уничтожить самодержавие, отменить крепостное право и провозгласить переход к конституционному правлению. Однако восстание в виду его недостаточной организованности потерпело неудачу.

Во время николаевской реакции, последовавшей после поражения восстания декабристов, появилось идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — теория «официальной народности», которая зиждилась на трех постулатах: «самодержавие, православие и народность». Ее автором был министр просвещения С.А. Уваров. Теория официальной народности вызывала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. На рубеже 30-40 годов среди оппозиционных правительству либералов сложились два идейных течения -славянофильство и западничество.

Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, идеологами западников — П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин. Сходясь в критике российской действительности, славянофилы и западники резко расходились в поисках путей дальнейшего развития страны. Славянофилы (-фил — любящий, расположенный к чему-либо) преувеличивали национальную самобытность России, противопоставляли ее Западу, идеализировали допетровскую Русь и требовали возвращения к системе организации власти, когда последняя учитывала мнение народа через Земские соборы. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, что Россия и Западная Европа идут одинаковым путем, поэтому наша страна должна учитывать западноевропейский опыт.

Либеральные идеи славянофилов и западников оказали серьезное влияние на следующие поколения общественных мыслителей.

В период подготовки и проведения либеральных реформ второй половины XIX века общественное движение в России активизируется. Причины: неодинаковая оценка проводимых реформ со стороны различных слоев российского общества, их половинчатость, а также колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий).

В пореформенный период сохраняются консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни России. Специфика российского консерватизма состояла в неприятии реформ 60-70-ых годов, в стремлении вернуть Россию к прежним дореформенным порядкам. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, К.П. Леонтьев. Наиболее выпукло идеи консерватизма нашли выражение в работе К.П. Леонтьева «Византизм и славянство» (1875 г.), где он проповедовал «византизм», то есть предлагал России использовать опыт средневековой Византии.

Либералы второй половины XIX века отстаивали идею общности пути развития России с Западной Европой, настаивали на продолжение буржуазных реформ, выступали за расширение прав и функций местного самоуправления. Их организационной опорой были земства, журналы «Русская мысль» и «Вестник Европы»и научные общества. Среди идеологов российского либерализма особо выделяются два — Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. Оба являлись основоположниками государственной школы в русской исторической науке. В пореформенный период активную деятельность развернули представители радикального (революционного) направления. Следует отметить, что радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).

В истории движения радикалов второй половины XIX века выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии; 70-е годы -оформление доктрины народничества и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы — начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы и союзы.

Формирование революционно-демократической идеологии в 60-е годы было связано с именами А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, которые создали теорию «общинного социализма». Она исходила из того, что Россия имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы миновать капитализма и сразу перейти к социализму, опираясь на крестьянскую общину. Крестьянская община в случае отмены частичной собственности на землю при ее коллективизме, самоуправлении могла бы стать социалистической ячейкой общества. Но для того, чтобы расчистить путь для социалистического развития, необходима была крестьянская революция, свержение самодержавия и установление республики.

Под влияние идей Герцена и Чернышевского в России оформляется концепция народничества и создается ряд народнических организаций: «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». В народничестве были три основных течения: 1) пропагандистское, возглавлялось П.Л. Лавровым, делало акцент на пропаганде среди крестьян в целях подготовки их к революции; 2) бунтарско-анархическое, возглавлялось оно М.А. Бакуниным, призывало к немедленному всеобщему крестьянскому бунту против царизма; 3) заговорщическое бланкистское, ориентировавшееся на заговор, на захват власти с помощью сильной конспиративной организации, возглавлялось Т.Н. Ткачевым.

В 80-90 е годы в результате раскола в радикальном движении, в нем появилось течение, которое сделало ставку на западно-европейскую теорию марксизма, квинтэссенцией которого стала идея социализма путем пролетарской революции. В 1883 году создается первая марксистская организация — группа «Освобождение труда» во главе с Г.В. Плехановым, которая находясь в Женеве, провела большую работу по переводу на русский язык произведений Карла Маркса и Ф. Энгельса. В самой России развернулась пропаганда марксизма в кружках Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др. В 1895 году в Петербурге под руководством В.И. Ленина создается «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который попытался возглавить Стачечное движение.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *