4. Компетенция Федерального суда общей юрисдикции субъекта рф
Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ (Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа) как судебный орган среднего звена подсистемы гражданских судов общей юрисдикции имеет определенную законом компетенцию. Правовое положение, обязанности и права, предоставленные законом этому суду, по реализации функций судебной власти формируют компетенцию органа в целом или его структурных подразделений.
Законодательное закрепление общих положений о компетенции областного и соответствующих ему судов имеется в организующих судебную систему нормативных актах: ст. 20 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» и ст.ст. 31, 33, 36 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР». Однако основное содержание деятельности суда – это процессуальная деятельность по рассмотрению уголовных, гражданских и иных дел по первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти вопросы регулируются УПК РФ, ГПК РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими законами, где определяется подсудность конкретных категорий и видов дел областному (и соответствующему ему) суду.
Компетенция областного суда может определяться в целом для суда – это все, что обязан и правомочен делать областной суд, и детализироваться или распадаться на компетенцию тех структурных подразделений, которые действуют в рамках суда – компетенцию президиума и компетенцию судебных коллегий.
Областной и соответствующие ему суды рассматривают уголовные, гражданские и иные дела по первой инстанции или по существу.
Конкретные категории уголовных дел, которые относятся к подсудности областного (и соответствующего ему) суда, перечислены в ч. 3 ст. 31 УПК РФ. К ним относятся дела о наиболее тяжких преступлениях, например, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, или уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Могут рассматриваться по первой инстанции и иные уголовные дела при решении вопросов изменения подсудности дела (ст.ст. 34, 35 УПК РФ) или в случаях прямо указанных в федеральном законе.
Для областного (и соответствующего ему) суда определена конкретная подсудность и по гражданским делам. Они рассматривают по первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной;дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций; дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений; дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъекта РФ и другие дела, перечисленные в ст. 26 ГПК РФ или прямо указанные в иных федеральных законах.
Областной (и соответствующий ему) суд осуществляет и кассационную инстанцию. Он рассматривает уголовные, гражданские и иные дела в порядке кассационного производства по жалобам или представлениям на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, не вступившие в законную силу. Например, отдельные вопросы кассационного производства по уголовным делам урегулированы ст.ст. 354, 355, 360, 373, 375 и другими УПК РФ, а по гражданским делам – ст.ст. 336, 337 и последующими. В кассационном порядке могут быть пересмотрены приговоры и постановления, вынесенные судом по уголовным делам в апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 354, ч. 3 ст.ст. 355, 378 УПК РФ).
Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ наделен правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений судов, вступивших в законную силу в порядке надзора, осуществляя надзорную инстанцию. Онрассматривает и проверяет дела в надзорном производстве по представлениям прокурора и жалобам участников на приговоры, решения, определения и постановления районных судов, вступившие в законную силу; на кассационные определения судебных коллегий по гражданским и уголовным делам федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ; а также на вступившие в законную силу приговоры и решения мировых судей и приговоры, решения, постановления апелляционной инстанции районных судов. Вопросы надзорного производства урегулированы УПК РФ (например, ст.ст. 402–408), ГПК РФ (например, ст.ст. 376, 377 и другие), Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1, 30.2, ч. 3 ст. 30.11). Уголовные и гражданские дела в надзорной инстанции рассматриваются в президиуме Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ или председателем (заместителем) этого суда дела об административных правонарушениях.
Областной (и соответствующий ему) суд возобновляет производство и рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по делу. Порядок производства в суде по вновь открывшимся обстоятельствам также определен в названных нормативных актах.
В числе организационных функций, осуществляемых Федеральным судом общей юрисдикции субъекта РФ, следует назвать изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, а также осуществление других полномочий, предоставленных законодатель- ством.
Президиум областного (и соответствующего ему) суда как структурное подразделение этого суда реализует часть компетенции, предоставленной суду в целом. Так, президиум в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда; оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Статьи 32–34, 36 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» закрепляют его полномочия и порядок работы. Так, заседания президиума федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ проводятся не реже двух раз в месяц и правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством его членов, участвующих в голосовании.
studfiles.net
Суды общей юрисдикции, их виды, основные задачи и полномочия.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 14Следующая ⇒
Понятие «суды общей юрисдикции» введено Законом о судебной системе в целях их ограничения от конституционных и арбитражных судов.
Суд общей юрисдикции-суд который осуществляет правосудие по гражданским,уголовным делам,возникающим из административных правонарушений.
Задачи судов общей юрисдикции:
-охрана от всяких посягательств закрепленного в КонституцииРФ общественного строя,его политической и экономической систем;
-охрана социально-экономических,политических и личных прав и свобод граждан;
-охрана прав и законных интересов учреждений,предприятий и организаций.
Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности,предупреждение преступлений и иных правонарушений,воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов,уважения к правам,чести и достоинству граждан.
Систему судов общей юрисдикции составляют:
*федеральные суды общей юрисдикции;
*суды общей юрисдикции субъектов РФ.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
-Верховный Суд РФ;
-верховные суды республик,краевые,областные суды,суды городов федерального значения,суд автономной области,суды автономных округов;
-районные суды,городские суды,межрайонные суды;
-военные суды;
-специализированные суды,полномочия,порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.
Суды общей юрисдикции рассматривают:
1)все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав,свобод и охраняемых законом интересов,за исключением дел,которые в соответствии с законодательством рассматриваются другими судами;
2)все уголовные дела;
3)иные дела,отнесенные Конституцией РФ,федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
Приоритетом как российского,так и европейского права являются права человека,закрепленные в Конституции РФ и Европейской Конвенции «О правах человека».
28.Районные суды, их задачи, порядок образования, полномочия.
Районный суд создается федеральным законом в судебном районе,территория которого охватывает территорию одного района,города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ.
Приближение правосудия к месту нахождения лиц,участвующих в деле,находящихся в отдаленных местностях,образовано постоянное судебное присутствие.
Компетенция районного суда:
*Районный суд рассматривает все уголовные,гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции,за исключением дел,отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.
*В случаях,установленных федеральным законом,районный суд рассматривает дела об административных нарушениях.
*Районный суд вправе обратиться на основании ч.4ст.125 КонституцииРФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона,подлежащего применению в конкретном деле.
*Районный суд рассматривает апелляционные жалобы,представления на решения мировых судей,действующих на территории соответствующего судебного района.
*Районый суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Председатель районного суда и его заместитель назначаются на должность Президентом РФ сроком на 6 лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Одно и тоже лицо может быть назначено на должность председателя (зам.предс.)одного и того же районного суда неоднократно,но не более двух раз подряд.
Функции председателя районного суда:
-организует работу суда;
-устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
-распределяет обязанности между своими заместителями,судьями;
-организует работу по повышению квалификации судей;
-осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда,в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда,а также распределяет обязанности между ними,принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности,организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
-регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;
-осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Заместитель председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей,установленным председателем районного суда.
29. Верховный суд республики, краевой (областной)суд,суд города федерального значения,суд автономной области,суд автономного округа и их компетенция.
Верховный суд республики,краевой, областнойсуд,суд города федерального значения,суд автономной области,суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции,действующими в пределахтерриториисоответствующего субъекта РФ,и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам,действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Краевые,областные и др.приравненные им суды имеют следующие структурные подразделения:
*судебная коллегия по гражданским делам;
*судебная коллегия по уголовным делам;
*президиум.
Судебная коллегия верховного суда республики,краевого,областного суда,суда городов федерального значения,суда автономной области,суда автономного округа рассматривают:
1)в качестве суда первой инстанции дела,отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики,краевого…округа;
2)в качестве суда апелляционной инстации дела по жалобам,представлениям на решения районных судов,принятый ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу,а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики,краевого…округа,вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;
3)в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам,представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики,краевого…округа,вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;
4)дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений,принятых соответствующей судебной коллегией.
Президиум верховного суда республики,краевого…округа образуется в составе председателя,зам.председателя суда входящих в состав президиума суда по должности,и других судей соответствующего суда в количестве,определяемом Президентом РФ.
Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Основные полномочии Президиума суда:
-рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившую в законную силу решения районных судов и мировых судей,апелляционные определения верховного суда республики,краевого…округа,а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
-утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и суд.коллегии по угол.делам из числа судей этого суда;
-ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики,краевого…округа на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав судебной коллегии судей верховного суда республики,краевого…округа,принимающей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда,арбитражного апелляционного суда,арбитражного суда первой инстанции в республиках,краях,областях,городах фед. значения,автоном.области,автоном.округах,а также по другим вопросам,предусмотренным законом РФ по статусу судей РФ;
-рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики анализу судебной статистики;
-заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий,рассматривает вопросы работы аппарата суда.
Организационные полномочия председателя областного суда:
*руководит организацией работы судебных коллегий,распределяя судей по коллегиям;
*руководит работой аппарата суда;
*созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;
* представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ;
*распределяет обязанности между заместителями председателя;
*организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата;
*организует работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
*вносит представления в организации и учреждения об устранении нарушений закона;
*ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Полномочия судов общей юрисдикции, задачи и функции
Полномочия судов общей юрисдикции существенны: они рассматривают документы, которые касаются уголовного, гражданского и административного права. Российская судебная система разработана особым способом — уполномоченная коллегия судей берет во внимание конкретные вопросы с целью получить наиболее распространенные и четкие сведения, которые будут понятны каждому участнику процесса.
Основные представители
Прежде чем изучить полномочия судов общей юрисдикции, необходимо понять, кто ими обладает и в какой степени.
В первую очередь к таким образованиям относится Верховный суд Российской Федерации. Также к ним причисляют верховные суды республик, областные, суды федерального значения, районные, городские, межрайонные. Среди них существуют особые подразделения — военные и специализированные суды. Их деятельность контролируется и регулируется федеральными конституционными законами. Непосредственное отношение к указанным судам имеют и мировые судьи.
Задачи
Полномочия судов общей юрисдикции РФ формируются на фоне поставленных задач, выполнение которых обязательно для всех уровней. Каждый представитель судебной власти должен знать о них.
- Постоянная защита человеческих и гражданских прав и свобод. При этом необходимо также обеспечивать их охрану, то есть предупреждать возможные нарушения в данной сфере.
- Если все же такие права были нарушены или оспорены, суд должен обеспечить их защиту.
- Необходимо следить за состоянием правопорядка, укреплять законность.
- Важно выстраивать деятельность таким образом, чтобы исключить последующие правонарушения и серьезные преступления, обеспечивая тем самым профилактические меры.
- Неустанный контроль деятельности активных кадров и государственных служащих с точки зрения законности действий.
- Постоянное развитие в области судебной практики.
- Структуризация данных с целью последующего анализа и формирования рекомендаций.
- Следить за изменениями в законодательстве, чтобы в случае необходимости предлагать поправки в законы или постановления, которые помогут усовершенствовать государственную власть.
Полномочия судов общей юрисдикции
К их числу относятся следующие. Рассмотрение документов, связанных напрямую или частично с гражданским, уголовным, административным правом. Например, проблемы, охватывающие нарушения Трудового кодекса, который так или иначе соприкасается с гражданскими правами, будут обсуждаться судами общей юрисдикции. Учет дел, касающихся нарушений в военной сфере. Как говорилось выше, для этой цели существуют специальные военные суды, которые и отвечают за такие процессы. В систему и полномочия судов общей юрисдикции входит анализирование всего процесса судопроизводства, что помогает создать особую систему обработки уже похожих дел в будущем. Это необходимо для того, чтобы дополнительно пройтись по основным моментам дела, изучить его. Суды также рассматривают процессуальные акты, а затем разрабатывают специальные решения. Они помогают в дальнейшем изменить закон, чтобы он был понятным и эффективным.
Полномочия судей и судов общей юрисдикции охватывают большой спектр дел и правонарушений, поэтому являются крайне значимыми для государства.
Территориальная подсудность
Судебная практика выстраивается таким образом, чтобы в процессе исполнения отвечала существующим федеральным законам. Это помогает правильно распределять дела.
Понятие территориальной подсудности имеет важное значение в ротации дел. Предполагается, что государство условно разделяется на определенные зоны. В каждой из них есть судебный орган, полномочия которого охватывают улицы, дома и, соответственно, жителей этой территории. Таким образом, все правонарушения, происходящие в пределах данной местности, будут рассмотрены именно действующим здесь судом.
Территориальная подсудность помогает регулировать деятельность и полномочия судов общей юрисдикции. Необходимо понимать, что каждый орган судебной власти имеет свои задачи, функции и полномочия. Естественно, что общая идея и смысл у них идентичны. Отличия заключаются лишь в масштабах поставленных перед ними целей: важно видеть разницу, например, между Верховным судом и обычным районным. На рассмотрения в такие суды вносятся дела разного уровня.
Функции
Судопроизводство формируется посредством ряда функций:
- обеспечения правосудия;
- контроля правопорядка и работы других представителей закона;
- разъяснения действующего законодательства с помощью процесса судопроизводства;
- обращения в Конституционный суд Российской Федерации при необходимости удостовериться в том, что закон или нормативный акт отвечает всем нормам права.
Суды с подобными полномочиями могут наделяться иными функциями, если это предусматривает действующее законодательство. Таким образом и формируются полномочия.
fb.ru
Полномочия, структура и организация деятельности судов общей юрисдикции
Оглавление
Введение
1. Система судов общей юрисдикции
1.1 Верховный суд Российской Федерации
1.2 Верховные суды субъектов
1.3 Мировые судьи и районные суды
1.4 Военные суды
2. Носители судебной власти в судах общей юрисдикции
2.1 Актуальные вопросы статуса судей судов общей юрисдикции в Российской Федерации
3. Место судов общей юрисдикции в судебной системе России
3.1 Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и иными судами в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Введение
Согласно законодательству РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется судьями в соответствии с законом. Обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные законы необходимое требование при отправлении правосудия. Статья 1 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» гласит «судьи независимы», и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Данное установление закона прямо вытекают из конституционных положений о том, что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).
Осуществление правосудия в точном соответствии с законом достигается соблюдением процессуального законодательства и правильным применением норм материального права., что означает вынесение решение, приговора и иного судебного акта в строгом соответствии с законом, что предполагает разрешение спора с правильным применением гражданского и иного законодательства, правильное квалифицируя деяния подсудимых, назначать им законное, обоснованное и справедливое наказание. Правильное применение процессуального права означает, соблюдение установленных процедур и рассмотрении дел, которые направленных на обеспечение гарантированных законом прав сторон при рассмотрении дел, разъяснение их прав, создание условий для обеспечения состязательности процесса и другое.
Основой осуществления правосудия в точном соответствии с законом является разработанная и постоянно совершенствуемая система законодательства. Расширяется круг нормативных актов, подлежащих применению судами в качестве законов. Так, согласно Конституции РФ состав правовой системы Российской Федерации включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Вне пределов введения и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации республики, края, области, города федерального значения вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные акты субъектов федерации должны соответствовать Конституции РФ и иным федеральным законам.
По мере движение РФ по пути правового государства увеличивается роль и значение судов. Из года в год увеличивается количество рассмотренных дел судами РФ. Совершенствуется законы, регулирующие деятельность судов и определяющие прав и обязанности судей, повышается требования к лицам, претендующим на должность судьи.
Мой интерес к теме о деятельности судов общей юрисдикции обусловлен вышеназванными причинами.
Большой интерес для будущего юриста представляет знание структуры и компетенции судом общей юрисдикции.
Не претендуя на исчерпывающее освещение названных вопросов, в настоящей работе я раскрываю структуру и компетенцию судов общей юрисдикции, их полномочия, актуальные вопросы статуса судей, задачи судебного департамента при Верховном суде РФ как органа, обеспечивающего деятельность судов и др.
1. Система судов общей юрисдикции
1.1 Верховный Суд РФ
В соответствии с ФКЗ «О судебной системе в РФ» законодатель определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Юридическое значение понятия «высший судебный орган» заключается в окончательности решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.
Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики.
Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.
В качестве первой инстанции он рассматривает гражданские и уголовные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.
Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения Верховных судов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и других равных им судов.
В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу; решения судов кассационных и надзорных инстанций, принятые по делу. Он же является надзорной инстанцией и для приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказе в регистрации кандидата в Президенты РФ. Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы.
Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти. Верховный Суд РФ не может создавать новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение.
Верховный Суд РФ осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений, разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются:
– Пленум,
– Президиум,
– Кассационная коллегия,
– Судебная коллегия по уголовным делам,
– Судебная коллегия по гражданским делам,
– Военная коллегия,
– Судебная коллегия.
Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и всех членов Верховного Суда РФ. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно.
Главная задача Пленума Верховного Суда РФ состоит в даче разъяснений по вопросам судебной практики, вытекающим из различного применения закона при осуществлении правосудия. С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ. Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Генерального прокурора РФ или Министра юстиции РФ. Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже одного раза в четыре месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. На Пленуме решаются и другие вопросы: о законодательной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и другому законодательству. Пленум утверждает судебные составы коллегий и секретаря Пленума, научно-консультационный, совет при Верховном Суде РФ.
Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей, входящих в Президиум по должности, и судей, из числа наиболее квалифицированных и опытных членов Верховного Суда РФ. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда
mirznanii.com
Система судов общей юрисдикции в РФ и их полномочия.
Поиск ЛекцийСистема судов общей юрисдикции:
· Мировые судьи
· Районный суд
· Суды субъектов РФ
· Верховный Суд РФ
· Военные суды
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.
Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
· уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;
· дела о выдаче судебного приказа;
· дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
· иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;
· дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
· дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
· дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
· дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;
· дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.
Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.
Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:
· рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;
· рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;
· рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;
· рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.
Кроме того, районный суд решает вопросы:
· о продлении срока содержания под стражей;
· помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
· производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
· производстве обыска и (или) выемки в жилище;
· производстве личного обыска;
· производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
· наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;
· наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
· временном отстранении обвиняемого от должности;
· контроле и записи телефонных и иных переговоров;
В ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.
Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
Компетенция судов субъектов РФ. Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:
· рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
· изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;
· осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:
· рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
· изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;
· осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.
Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.
Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
· нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Военным судам подсудны:
· гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
· дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
· дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
организация деятельности и полномочия. — КиберПедия
Содержание.
Введение.
1. Общая характеристика судов общей юрисдикции в Российской Федерации.
2. Полномочия судов общей юрисдикции в России.
3. Общая характеристика Верховного Суда Российской Федерации.
4. Общая характеристика Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, автономных округов.
5. Общая характеристика районного суда.
Заключение.
Библиографический список.
Тема 13.
Суд с участием присяжных заседателей в России: проблемы и перспективы развития.
Содержание.
Введение.
1. История становления и развития суда с участием присяжных заседателей в России.
2. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Порядок формирования коллегии присяжных заседателей.
3. Права и обязанности, присяжных заседателей в Российской Федерации. Гарантии их независимости.
4. Проблемы и дальнейшие перспективы развития суда с участием присяжных заседателей в России.
Заключение.
Библиографический список.
Тема 14.
Верховный Суд Российской Федерации – высший судебный орган судов общей юрисдикции.
Содержание.
Введение.
1. Место и роль Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе.
2. Состав Верховного Суда Российской Федерации и порядок его формирования. Структура Верховного Суда России.
3. Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
4. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Заключение
Библиографический список.
Тема 15.
Особенности организации и деятельности судов арбитражной юрисдикции.
Содержание.
Введение.
1.Общая характеристика арбитражных судов в России.
2.Верховный Суд Российской Федерации. Судебная коллегия по экономическим спорам, структура, полномочия.
3.Арбитражные суды округов.
4.Арбитражные апелляционные суды.
5.Общая характеристика арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Заключение
Библиографический список.
Тема 16.
Суды субъектов РФ: виды, проблемы, перспективы.
Содержание.
Введение.
1. Общая характеристика судов субъектов Российской Федерации.
2. Мировые суды: проблемы и перспективы их развития.
3. Конституционные (уставные) суды в России.
Заключение
Библиографический список.
Тема 17.
Правовой статус судей Российской Федерации.
Содержание.
Введение
1. Единство правового статуса судей в России.
2. Порядок формирования судейского корпуса.
3. Независимость и несменяемость судей.
4. Социальная защита судей и членов их семей.
5. Неприкосновенность судей.
Заключение
Библиографический список.
Тема 18.
Система военных судов в судебной системе РФ.
Содержание.
Введение.
1. Военные суды в системе федеральных судов общей юрисдикции.
2. Гарнизонный военный суд: его состав и полномочия.
3. Окружной (флотский) военный суд: состав, структура и полномочия.
4. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Заключение.
Библиографический список.
Тема 19.
Система и полномочия органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Содержание.
Введение.
1. Система органов Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
2. Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
3. Администратор суда: порядок назначения на должность, полномочия.
Заключение.
Библиографический список.
Тема 20.
Состав и полномочия судебных коллегий Верховного Суда РФ.
Содержание.
Введение.
1. Судебная коллегия по уголовным делам: порядок формирования и полномочия.
2. Судебная коллегия по гражданским делам: порядок формирования и полномочия.
3. Судебная коллегия по административным делам: порядок формирования и полномочия.
4. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
5. Дисциплинарная коллегия, Судебные коллегии по экономическим спорам и делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Заключение.
Библиографический список.
Тема 21.
Целесообразность создания специализированных судов в РФ.
Содержание.
Введение.
1. Перспективы развития ювенальной юстиции в России.
2. Целесообразность создания в России административных судов.
3. Возможность создания в России иных специализированных судов.
Заключение.
Библиографический список.
Тема 22.
cyberpedia.su
Суд общей юрисдикции Википедия
Судебная система России — это система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.
Основные положения[ | ]
Судебная власть в Российской Федерации:
- осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей (статья 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»). Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;
- самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;
- осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Законодательство о судебной системе[ | ]
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Единство судебной системы[ | ]
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путём:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Общая схема судебной системы Российской Федерации[
ru-wiki.ru