Положение о рационализаторских предложениях – Положение о рационализаторской работе | ВОИР

Содержание

Рекомендация по созданию Положения о работе с рационализаторскими предложениями

Галина Погодина

директор по персоналу «Юнимен», член редакционной коллегии журнала «Справочник по управлению персоналом»

Основным документом при организации процедуры рассмотрения рационализаторских предложений и оценки их эффективности является Положение о работе с рационализаторскими предложениями, в котором закрепляются порядок работы с рационализаторскими предложениями и выплаты вознаграждения за рационализаторские предложения. В этом документе также целесообразно отразить шкалу расчета размера вознаграждения.

Положение о работе с рационализаторскими предложениями готовит кадровая служба компании. Однако к разработке документа можно привлечь и руководителей отдела труда и заработной платы. Концепцию Положения необходимо обсудить с руководством компании. Положение о работе с рационализаторскими предложениями подписывает руководитель кадровой службы и утверждает первый руководитель компании. Положение может содержать визы согласования руководителей структурных подразделений, принимавших участие в обсуждении документа на стадии его разработки.

Содержание Положения, а также описываемые в документе технологии зависят от специфики каждой конкретной компании, ее кадровой политики. В любом случае Положение должно четко описывать критерии признания предложения рационализаторским и давать ответы на такие вопросы, как:

  • Как проводится рассмотрение рацпредложений?

  • Какова процедура регистрации рацпредложений?

  • Как оценивается полезность, практическое значение, перспективы внедрения рацпредложения?

  • Кто утверждает размер вознаграждения за использование рацпредложения и в какие сроки выплачивает?

Примерная структура Положения

Раздел

Содержание

1. Общие положения.

В разделе определяются цели системы работы с рационализаторскими предложениями, например:

  • повышение конкурентоспособности предприятия,

  • оптимизация производственного и управленческого процессов;

  • совершенствование технологий.

Формулируются основные задачи системы работы с рационализаторскими предложениями, такие как:

  • повышение производительности и улучшение качества выпускаемой продукции, условий труда и техники безопасности;

  • поощрение нововведений и инициатив сотрудников, управление талантами.

2. Порядок работы с рационализаторскими предложениями.

В разделе дается определение рационализаторского предложения и уточняется, что:

  1. предложение признается новым для предприятия, если до подачи заявления по установленной форме данное решение не использовалось на предприятии, кроме случаев, когда оно применялось по инициативе автора для проведения опытной проверки;

  2. Предложение признается полезным, если его использование позволяет получить экономический, технический или иной положительный эффект. Не признаются рационализаторскими предложения, использование которых может привести к снижению надежности, долговечности и других показателей качества продукции.

В разделе описывается порядок работы с рационализаторскими предложениями:

1 этап — рассмотрение рацпредложения на основании Заявления, поданного в письменном виде в соответствии со стандартной формой;

В Заявлении указываются данные, достаточные для его практического применения: цель предложения, существующая проблема и пути ее решения, описание сути предложения, возможные выгоды от внедрения, включая в необходимых случаях экономические расчеты, чертежи, схемы, эскизы.

2 этап — регистрация рационализаторского предложения секретарем в Журнале регистрации заявлений о рационализаторских предложениях и направление на рассмотрение действующей на предприятии комиссии.

3 этап – рассмотрение выдвинутых предложений на совещании, в ходе которого оценивается их полезность, практическое значение, перспективы внедрения, а также определяется размер вознаграждения.

4 этап – выдача Удостоверения на рационализаторское предложение с организацией фотосъемки автора рацпредложения на рабочем месте.

Определяются предельные сроки рассмотрения рацпредложения, в рамках которых автору сообщается о признании предложения рационализаторским, принятии его к использованию и проведении опытной проверки, либо об отклонении предложения с указанием мотивов.

3. Порядок выплаты вознаграждения.

Раздел определяет основу для начисления размера вознаграждения за использование рацпредложения — заключение комиссии по признанию предложения рационализаторским, расчет годовой экономии от использования рационализаторского предложения, решение о действительной ценности предложения, не создающего экономии, принятого генеральным директором.

Размер вознаграждения утверждается генеральным директором.

Как правило, автору выплачивается вознаграждение в размере 25% от расчетной суммы экономии за год в месячный срок со дня начала использования рационализаторского предложения, остальная часть — в течение месяца после окончания первого года использования предложения.

4. Контроль исполнения.

Раздел положения закрепляет ответственность за соблюдением настоящего положения за руководителем кадровой службы.

В случае систематических отклонений от утвержденного Положения, являющихся следствием изменения условий выполнения работ или иной необходимости внесения изменений в настоящее Положение, руководитель кадровой службы готовит предложение с обоснованием изменений на имя Генерального директора

В Положении о работе с рационализаторскими предложениями могут быть представлены и другие разделы. Например, самостоятельным разделом Положения может быть описание процесса обучения работников по правильному оформлению Заявления о рацпредложении, по расчёту экономического эффекта. Параллельно с Положением о работе с рационализаторскими предложениями целесообразно представить Тематический перечень рационализаторских предложений.

Положение может содержать различные приложения – формы документов: Заявление о рацпредложении, бланк Соглашения о распределении вознаграждения за использованное рацпредложение, шкалу расчета размера вознаграждения и т.д.

Разработка Положения о работе с рационализаторскими предложениями является необходимым этапом работы по выстраиванию в компании системы оптимизации производственного процесса.

При этом следует учитывать следующие ключевые условия успешной работы с рацпредложениями:

  • прозрачность и простота организации процесса;

  • вовлеченность руководителей;

  • система материального поощрения на основе четких критериев оценки;

  • престиж рационализаторства в компании.

www.pro-personal.ru

О мерах по развитию изобретательства и рационализации в Республике Татарстан, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 1992 года №488

О мерах по развитию изобретательства и рационализации в Республике Татарстан

Утратило силу Постановлением КМ РТ от 16.02.2004 г. N 70.

Изменения:

Постановление КМ РТ от 22.11.1993 г. N 667.

В целях более полного использования творческого потенциала изобретателей и рацианализаторов в решении задач по ускорению научно-технического прогресса, разработке конкурентоспособной продукции Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о рационализаторских предложениях в Республике Татарстан.

2. Предложить республиканскому совету общества изобретателей и рационализаторов Татарстана в срок до 1 января 1993 года разработать рекомендации о порядке подачи, рассмотрения и использования рационализаторских предложений, а также методические указания по определению экономического эффекта от использования рационализаторских предложений и выплате авторского вознаграждения.

3. В целях эффективной реализации стоящей перед обществом изобретателей и рационализаторов задач всем предприятиям, организациям, учреждениям, независимо от форм собственности, производить ежегодно отчисления из расчета 1,0 процента суммы годовой экономии, полученной от использования изобретений и рационализаторских предложений, республиканскому совету общества изобретателей и рационализаторов Татарстана.

4. Государственному комитету Республики Татарстан по статистике совместно с республиканским советом общества изобретателей и рационализаторов Татарстана в месячный срок разработать и утвердить формы ежегодной статистической отчетности, обязательные для всех предприятий, организаций, учреждений, независимо от форм собственности, и обеспечить государственный статистический учет использования изобретений и рационализаторских предложений.

Осуществление общественного контроля за соблюдением прав авторов и защиты их интересов возложить на органы общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан М.Г.Сабиров

Начальник Секретариата

Кабинета Министров

Республики Татарстан М.Г.Мингазов

Положение о рационализаторских предложениях

Утверждено
Постановлением КМ РТ
от 27.08.1992 г. N 488

Общие положения


1. Настоящим Положением о рационализаторских предложениях (далее Положение) регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием рационализаторских предложений, а также организацией рационализаторской работы на предприятиях, организациях, учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, независимо от форм собственности.

2. Права авторов рационализаторских предложений охраняются государством. После вынесения решения о признании предложения рационализаторским и о принятии его к использованию автору (авторам) предложения выдаются удостоверения на рационализаторское предложение.

3. Право авторства на рационализаторское предложение признается в установленном настоящим Положением порядке за гражданами, творческим трудом которых создано рационализаторское предложение.

Право авторства на рационализаторское предложение, созданное совместным трудом двух или более граждан, принадлежит им совместно как соавторам.

Не признаются соавторами лица, оказавшие автору рационализаторского предложения только техническую помощь (изготовление чертежей и образцов, выполнение расчетов, оформление документации, проведение опытной проверки и т.п.).

Порядок пользования правами, принадлежащими соавторам, определяется соглашением соавторов.

4. Присвоение соавторства, принуждение к соавторству влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5. Автору рационализаторского предложения принадлежат права, предусмотренные настоящим Положением, а также иными актами Республики Татарстан.

6. Право на получение удостоверения рационализатора, право на получение вознаграждения за рационализаторское предложение переходят по наследству в соответствии с действующим законодательством.

7. Иностранные граждане — авторы рационализаторских предложений, а равно их преемники пользуются правами, предусмотренными настоящим Положением и иными актами Республики Татарстан.

8. Если рационализаторское предложение составляет государственную тайну, то заявитель (соавторы), а также предприятия, организации, учреждения (далее предприятие) обязаны принять все меры к тому, чтобы его содержание не было разглашено. Оформление таких предложений производится в соответствии с правилами работы с секретными документами на предприятии.

Правовая охрана рационализаторских предложений


9. Рационализаторским предложением признается техническое решение, предусматривающее создание или изменение конструкции изделия, технологии производства, состава материала (вещества), являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано, а также новое для предприятия организационное решение, дающее экономию трудовых, серьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов.

10. Решение признается новым для предприятия, если до подачи заявления по установленной форме данное или тождественное решение не было известно предприятию в степени, достаточной для его практического осуществления.

Использование предложения на предприятии по инициативе автора в течение трех месяцев по дачи заявления не порочит его новизну.

11. Предложение считается полезным, если его использование на данном предприятии в условиях, которые существуют или должны быть созданы в соответствии с утвержденными планами, позволяет получить экономический, технический или иной положительный эффект.

12. Для признания предложения рационализаторским автор подает письменное заявление с описанием сущности предложения, прилагая в необходимых случаях чертежи, схемы или эскизы, подписанные автором (соавтором). Представленные материалы должны содержать данные, достаточные для практического осуществления предложения.

13. Заявление на рационализаторское предложение подается тому предприятию, к деятельности которого относится предложение, независимо от того, работает ли автор на этом предприятии. Если предложение может быть применено на разных предприятиях, автор может подать заявление на любое из этих предприятий.

14. Заявление на рационализаторское предложение должно быть зарегистрировано, в месячный срок рассмотрено, и по нему должно быть принято решение: либо о признании предложения рационализаторским, либо о проведении опытной проверки, либо о его отклонении. Принятое решение должно быть сообщено автору.

В случае, когда предложение связано с изменением утвержденной нормативной, технической, конструкторской документации и на внесение в нее изменений по предложению требуется разрешение от соответствующей организации, течение указанного выше срока приостанавливается на время, необходимое на получение разрешения.

Решение по предложению принимается руководителем предприятия или руководителями соответствующих подразделений, на которых это возложено приказом по предприятию.

15. По предложению, внесенному руководителем предприятия, решение принимается техническим советом предприятия совместно с местным советом общества изобретателей и рационализаторов.

16. Первенство рационализаторского предложения определяется по дате поступления на предприятие заявления, оформленного по установленной форме.

Первенство признается за автором, который первым подал в установленном порядке заявление на это предложение, даже в случае, если предложение было первоначально отклонено и это отклонение не было обжаловано автором.

17. Права автора рационализаторского предложения действуют в пределах предприятия, признавшего предложение рационализаторским.

18. Предприятия организуют работу в области рационализации, определяют порядок ее планирования, создают необходимые условия для развития рационализаторского творчества, принимают, рассматривают и используют рационализаторские предложения, относящиеся к их деятельности, разрабатывают перечни рекомендуемых для решения задач, проводят смотры, конкурсы и другие массовые мероприятия по рационализации, выплачивают в установленном порядке вознаграждение рационализаторам и премии за содействие рационализации, рассматривают в пределах их компетенции жалобы и заявления по вопросам рационализации, ведут в установленном порядке учет и отчетность об использовании рационализаторских предложений, а также выполняют иные функции, возложенные на них настоящим Положением.

19. Вся работа по развитию массового рационализаторского творчества осуществляется при широком участии общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан. Предприятия оказывают всемерное содействие местным советам общества изобретателей и рационализаторов в осуществлении их уставной деятельности.

Финансирование рационализаторской работы


20. Финансирование затрат предприятий на рационализацию производится по сметам затрат на изобретательство и рационализацию, в которых предусматриваются расходы, связанные с организацией и ведением рационализаторской работы. Расходы, связанные с рационализаторством, включая расходы на проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по рационализаторским предложеним, по организации выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по рационализации, а также выплаты авторских вознаграждений включаются в себестоимость продукции.

Право на вознаграждение


21. Вознаграждение за использование рационализаторского предложения выплачивается автору (соавторам), если рационализаторское предложение использовано на предприятии, признавшем его рационализаторским.

22. Авторское вознаграждение за рационализаторское предложение, создающее экономию, выплачивается за два первых года использования рационализаторского предложения в размере 10 процентов от суммы экономии, полученной от использования рационализаторского предложения.

Предприятиям предоставляется право повышать размер вознаграждения за рационализаторские предложения, которые не могут быть широко реализованы, хотя и позволяют получить значительный эффект.

23. Размер вознаграждения за использование рационализаторского предложения, не создающего экономии, определяется руководителем в зависимости от его действительной ценности с учетом технического и иного положительного эффекта, создаваемого предложением, и объема применения предложения.

24. Минимальный размер вознаграждения за одно рационализаторское предложение не может быть менее 20 процентов минимальной заработной платы, утвержденной в Республике Татарстан.

25. Выплата вознаграждения за рационализаторское предложение производится в 2-х-месячный срок после окончания первого и второго года или окончания использования рационализаторского предложения, если оно используется менее года. Предприятия могут установить поэтапную выплату авторского вознаграждения по фактически полученной экономии.

26. Вознаграждение за рационализаторское предложение выплачивается независимо от премий, предусмотренных настоящим Положением, и других премий, установленных действующим законодательством.

Права, льготы и меры государственного поощрения


27. Авторы рационализаторских предложений имеют право участвовать в подготовке к использованию своих рационализаторских предложений.

28. Авторам рационализаторских предложений, имеющих большое народнохозяйственное значение, может быть в установленном порядке присвоено почетное звание заслуженного рационализатора Республики Татарстан.

29. Авторы рационализаторских предложений, которым присвоено почетное звание заслуженного рационализатора республики, а также авторы рационализаторских предложений, имеющих важное народнохозяйственное значение, имеют право на дополнительную жилую площадь наравне с научными работниками.

Предприятия обязаны по требованию авторов рационализаторских предложений в течение 15 дней сделать заключения о народнохозяйственном значении используемых ими рационализаторских предложений.

30. Для рационализаторов, добившихся высоких показателей в труде, по решению трудовых коллективов в коллективных договорах могут предусматриваться льготные основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также предоставления им жилых площадей в первоочередном порядке. Могут предусматриваться и другие социальные льготы.

Защита прав на рационализаторские предложения


31. Автор, не согласный с отказом в принятии к рассмотрению заявления на рационализаторское предложение, с решением об отказе в признании предложения рационализаторским, с отказом в использовании принятого к внедрению рационализаторского предложения, а также с отказом в привлечении к участию в работе по подготовке к использованию его рационализаторского предложения, вправе в месячный срок со дня получения такого решения обжаловать его руководителю предприятия, принявшему это решение.

Жалоба автора в месячный срок со дня его поступления должна быть рассмотрена указанным руководителем совместно с местным советом общества изобретателей и рационализаторов. При рассмотрении жалобы на предприятии по месту работы автора он должен быть приглашен к участию в рассмотрении.

Принятое по результатам рассмотрение жалобы решение является окончательным.

32. Спор о первенстве на рационализаторское предложение рассматривается в месячный срок со дня поступления жалобы руководителем предприятия совместно с местным советом общества изобретателей и рационализаторов, причем стороны должны быть приглашены к участию в рассмотрении спора. Сторона, не согласная с принятым решением, может обратиться с иском в суд.

33. Жалобы авторов рационализаторских предложений по вопросам размера, порядка, исчисления и сроков выплаты вознаграждения за рационализаторское предложение, а также установления факта их использования рассматриваются руководителем предприятия в месячный срок совместно с местным советом общества изобретателей и рационализаторов.

Автор, считающий неправильным принятое по его жалобе решение или не получивший ответа в установленный срок, может обратиться с иском в суд.

34. В соответствии с действующим гражданским законодательством в судебном порядке рассматриваются:

— споры об авторстве (соавторстве) на рационализаторское предложение;

— споры о размере, порядке исчисления и сроках выплаты вознаграждения за рационализаторское предложение и факте его использования, если они не разрешены в порядке, установленном пунктом 33 настоящего Положения;

— споры между соавторами о распределении вознаграждения за рационализаторское предложение;

— споры о первенстве на рационализаторское предложение, если они не разрешены в порядке, установленном пунктом 32 настоящего Положения.

Споры об авторстве (соавторстве) на рационализаторское предложение могут быть возбуждены в суде после вынесения решения о признании предложения рационализаторским и принятии его к использованию.

35. В соответствии с действующим гражданским законодательством по спорам о взыскании вознаграждения действует трехгодичный срок давности. Срок давности исчисляется со дня извещения автора о начале использования его рационализаторского предложения.

Премирование за содействие рационализации


36. Премирование за содействие рационализации производится руководителем предприятия по месту создания или использования рационализаторского предложения, руководствуясь при этом конкретными результатами этой деятельности и степенью участия в ней любого работника предприятия.

37. За содействие рационализации могут быть премированы лица как состоящие, так и не состоящие в штате предприятия.

38. Премии, предусмотренные настоящим Положением, выплачиваются независимо от других видов премий.

docs.cntd.ru

Положение о бюро рационализации и изобретательства

I. Общие положения
Бюро рационализации и изобретательства является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно главному инженеру или его заместителю.
II. Задачи
1. Организация работы по развитию рационализаторства и изобретательства на предприятии, направленной на разрешение наиболее важных технических задач и повышение экономичности производства.

2. Совершенствование работы по внедрению рационализаторских предложений и изобретений.
III. Структура
1. Структуру и штаты бюро утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности руководителей, специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.
2. В состав бюро могут входить группы инженеров-организаторов, специалистов по расчету экономической эффективности.
IV. Функции
1. Планирование работы по рационализации и изобретательству по цехам, лабораториям и отделам предприятия.
2. Методическое руководство работой и инструктаж инженеров цехов и отделов (ответственных исполнителей) по рационализации и изобретательству.
3. Организация обмена опытом рационализаторской работы между цехами, лабораториями и отделами, а также внедрение положительного опыта других предприятий.
4. Повседневный контроль за своевременным рассмотрением поступающих предложений, разработкой и внедрением принятых рационализаторских предложений и изобретений, разработкой проектно-технической документации, изготовлением и испытанием опытных образцов.
5. Оказание всемерной помощи рационализаторам и изобретателям: в разработке чертежей, составлении расчетов и описаний по их предложению; в изготовлении образца, макетов, моделей и др., в организации совместно с отделом технической информации лекций, докладов, проведении консультаций по техническим и правовым вопросам; в оформлении совместно с патентным бюро заявок на предлагаемые изобретения; в организации совместно с отделом (бюро) подготовки кадров технической и экономической учебы для рационализаторов и новаторов производства.
6. Осуществление контроля за охраной прав и интересов рационализаторов и изобретателей в отношении: своевременной регистрации поступающих предложений; составления своевременных и качественных заключений по предложениям; своевременного извещения авторов о результатах рассмотрения их предложений; обеспечения в установленный законом срок правильности подсчета экономии и выдачи авторского вознаграждения.
7. Рассмотрение жалоб и заявлений рационализаторов и изобретателей и своевременное извещение их о принятые решениях.
8. Представление руководству предприятия материалов по рационализаторским предложениям и изобретениям, которые могут быть использованы на других предприятиях.
9. Оформление совместно с патентным бюро заявок на предлагаемые изобретения от имени предприятия в том случае, когда работа выполнена коллективно и не представляется возможности установить действительных авторов.
10. Составление смет на проведение мероприятий по рационализации и изобретательству; осуществление контроля за расходованием этих средств.
11. Подготовка совместно с отделом технической информации публикации информационных материалов о внедренных предложениях с указанием их эффективности, пропаганда через печать, радио, кино и т. д. достижений лучших рационализаторов и изобретателей и методов их работы.
12. Учет и ведение карточки авторов предложений.
13. Составление по установленным формам отчетов и объяснительных записок о состоянии рационализации и изобретательства и представление на рассмотрение руководству предприятия.
14. Представление отчетов и объяснительных записок по установленным формам по рационализации и изобретательству в министерство, Госкомстат Украины и областной комитет профсоюза.
V. Взаимоотношения бюро рационализации и изобретательства с другими подразделениями предприятия
1. С техническими службами
Получает: заключения о технической возможности и экономической целесообразности рационализаторских предложений; помощь рационализаторам и изобретателям при выполнении чертежей, макетов описаний и др., а также при опьггной проверке по предложениям.
Представляет: предложения рационализаторов и изобретателей на заключение об их целесообразности дня оказания помощи в выполнении чертежей, макетов описаний и др.; месячные планы по внедрению рационализаторских предложений.
2. С отделом главного механика и главного энергетика
Получает: заключения о технической возможности и экономической целесообразности рационализаторских предложений и изобретений; помощь рационализаторам в выполнении чертежей и опытной проверке предложений; выполняет заказы, связанные с рационализаторскими предложениями и изобретениями.
Представляет: заказы на выполнение работ по рационализаторским предложениям и изобретениям; рационализаторские предложения и изобретения по модернизации и усовершенствованию действующего технологического оборудования и по экономии всех видов энергии и топлива на заключение о целесообразности.
3. С отделом главного технолога
Получает: заключения по рационализаторским предложениям и изобретениям, связанные с экономией материалов; справки об изменениях норм расхода материалов.
4. С планово-экономическим отделом и отделом организаций труда и заработной платы
Получает: завизированные расчеты технико-экономической эффективности от внедрения технических усовершенствований, рационализаторских предложений и изобретений, заключения об экономической целесообразности рационализаторских предложений и изобретений; справку о снижении трудоемкости и прямой заработной платы в связи с внедрением предложения.
Представляет: план и сведения о выполнении плана по рационализации и изобретательству; акт о внедренных предложениях со справками о достигнутой экономии в количественном выражении для расчетов снижения трудоемкости в стоимостном выражении; расчеты технико-экономической эффективности от внедрения технических усовершенствований, рационализаторских предложений и изобретений.
5. С юридическим отделом (бюро)
Получает: необходимые заключения по правовым вопросам; визы на документах, требующих правового заключения.
Представляет: документы, требующие правового заключения.
6. С производственными цехами
Получает: сведения и отчеты о выполнении планов и заданий по сбору и эффективности рационализаторских предложений; отчет о выполнении задания по изготовлению опытных образцов и экспериментальных работ по рационализаторским предложениям и изобретениям.
Представляет: планы и задания по сбору, внедрению и экономической эффективности рационализаторских предложений; задания через планово-экономический и производственно-диспетчерский отделы на изготовление опытных образцов и проведение экспериментальных работ по рационализаторским предложениям и изобретениям.
VI. Права
1. Контролировать подразделения предприятия в части своевременной разработки и внедрения изобретений и рационализаторских предложений.
2. Требовать от подразделений предприятия представления необходимой информации для осуществления работ, входящих в компетенцию отдела.
3. Требовать от цехов и участков своевременного выполнения заказов по изготовлению образцов по рационализаторским предложениям.
4. Привлекать внештатных консультантов, лекторов, конструкторов, чертежников и др. как из подразделений своего предприятия, так и сторонних предприятий и организаций для выполнения работ по рационализаторству и изобретательству с оплатой услуг в пределах сметы.
5. Контроль за соблюдением на предприятии действующего законодательства, инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности и промышленной санитарии, за предоставлением работникам установленных льгот по условиям труда.
VII. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.

Вид документа: 

Ключевые слова: 

Рубрика: 

Опубликовано пользователем Valeratal

hr-portal.ru

Положение о рационализаторском предложении в

Documents войти Загрузить ×
  1. Бизнес
  2. Менеджмент
  3. Управление проектами
advertisement advertisement
Related documents
Положение о сборах за регистрацию рационализаторского
Положение о рационализаторском предложении — e
Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА о рационализаторской деятельности №138-XV от 10.05.2001 г. СОДЕРЖАНИЕ
236
Методическими рекомендациями по организации и проведению
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет туризма
равила регистрации рационализаторского предложения в Кыргызской Республике
Порядок рассмотрения рационализаторских предложений
понятие и виды правоотношения представительства
Акт о практическом использовании результатов исследования

studydoc.ru

Положение о рационализаторском предложении в Кыргызской Республике (Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 мая 2002 года № 336)

 

 

Утверждено постановлением

Правительства Кыргызской Республики
от 27 мая 2002 года N 336

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о рационализаторском предложении в Кыргызской Республике

(В редакции постановлений Правительства КР от 30 сентября 2002 года N 665, 13 октября 2016 года № 544)

См.: приказ Кыргызпатента КР от 13 августа 2004 года N 315 (Об утверждении Правил регистрации рационализаторского предложения в Кыргызской Республике)

I. Общие положения

1. Настоящим Положением регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием рационализаторских предложений.

2. Рационализаторским предложением признается техническое, организационное либо иное предложение, являющееся новым и полезным для предприятия.

3. Для целей настоящего Положения под предприятием понимается любое юридическое лицо, образованное в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики, а также физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.

II. Условия признания рационализаторского предложения новым и полезным

4. Предложение является новым для предприятия, если до подачи заявления по установленной форме данное или тождественное предложение не было известно на предприятии из имеющихся у него источников в степени, достаточной для его практического использования.

Не признается обстоятельством, влияющим на новизну рационализаторского предложения, его практическое использование по инициативе автора в течение не более трех месяцев до подачи заявления.

5. Предложение является полезным, если его практическое использование позволяет предприятию получить экономический или иной положительный эффект.

6. Не признается, в частности, рационализаторским предложением:

— предложение, снижающее надежность, долговечность и другие показатели качества продукции или ухудшающее условия труда и экологию;

— условные обозначения, правила, нормативно-методические материалы;

— предложение, касающееся внешнего вида изделий как такового;

— предложение, созданное инженерно-техническими работниками научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций и аналогичных подразделений предприятий в процессе выполнения служебного задания или договорных работ.

7. Рационализаторское предложение проверяется на наличие сведений, составляющих государственную тайну.

Рационализаторское предложение, содержащее сведения, разглашение которых может нанести ущерб государственным интересам, засекречивается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

III. Права авторов рационализаторского предложения

8. Право на рационализаторское предложение охраняется настоящим Положением и другими нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики и удостоверяется свидетельством на рационализаторское предложение, которое подтверждает признание заявленного решения рационализаторским, приоритет и авторство на данное рационализаторское предложение, а также право на получение вознаграждения при его использовании.

9. Право авторства на рационализаторское предложение принадлежит гражданину, творческим трудом которого оно создано.

Право авторства является неотчуждаемым личным неимущественным правом автора и охраняется бессрочно.

Если рационализаторское предложение создано совместным творческим трудом нескольких граждан, все они считаются соавторами такого рационализаторского предложения.

Не признаются соавторами граждане, оказавшие автору рационализаторского предложения только техническую, организационную или материальную помощь, либо способствовавшие оформлению прав на рационализаторское предложение и использованию его в производстве.

Порядок пользования правами, принадлежащими соавторам рационализаторского предложения определяется соглашением между ними.

IV. Составление и подача заявления на регистрацию рационализаторского предложения

10. Для признания предложения рационализаторским автор подает в Государственное агентство по науке и интеллектуальной собственности при Правительстве Кыргызской Республики (Кыргызпатент) письменное заявление на регистрацию рационализаторского предложения (далее — заявление).

Заявление должно относиться к одному решению.

Заявление должно содержать:

— фамилию, имя, отчество автора, его местожительство или местонахождение, а также место работы;

— описание сущности предложения, включая данные, достаточные для его использования;

— указание предприятия(й) к деятельности которого(ых) относится рационализаторское предложение.

Автор должен указать предприятие работодателя, если рационализаторское предложение относится к области деятельности работодателя.

К заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату сбора за подачу и рассмотрение заявления в установленном размере, или основания для освобождения от его уплаты.

Заявление представляется на государственном или официальном языке.

Прочие требования к заявлению устанавливаются Кыргызпатентом.

(В редакции постановления Правительства КР от 30 сентября 2002 года N 665)

11. Приоритет рационализаторского предложения устанавливается по дате подачи заявления в Кыргызпатент.

V. Рассмотрение заявления на рационализаторское предложение

12. В течение трех дней с даты подачи заявления Кыргызпатент проверяет правильность его оформления и уплату сбора.

Если в результате проверки будет установлено, что в заявлении отсутствуют необходимые сведения или оно оформлено с нарушением установленных требований заявителю направляется запрос с предложением в десятидневный срок с даты его получения представить исправленные или отсутствующие сведения.

В случае, если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые сведения, заявление считается неподанным.

При положительном результате проверки Кыргызпатент направляет заявление на заключение предприятию, указанному в нем.

Предприятие в течение одного месяца с даты получения заявления рассматривает соответствие представленного предложения критериям, установленным в пунктах 2, 4 и 5 настоящего Положения.

Порядок рассмотрения заявления устанавливается предприятием.

По результатам рассмотрения предприятие направляет в Кыргызпатент заключение о признании предложения рационализаторским или об отказе в признании предложения рационализаторским.

В случае отказа в признании предложения рационализаторским, в заключении указываются причины по которым вынесен отказ.

На основании заключения предприятия о признании предложения рационализаторским или об отказе в признании предложения рационализаторским Кыргызпатент в течение пяти дней с даты его получения выносит решение о регистрации рационализаторского предложения либо об отказе в его регистрации.

Решение о регистрации рационализаторского предложения либо об отказе в его регистрации направляется либо вручается автору в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения.

(В редакции постановления Правительства КР от 13 октября 2016 года № 544)

13. При несогласии автора с решением об отказе в регистрации рационализаторского предложения, он может в двухмесячный срок с даты его получения подать возражение в Кыргызпатент. Кыргызпатент направляет возражение предприятию, вынесшему заключение об отказе в признании предложения рационализаторским.

Возражение должно быть рассмотрено Комиссией предприятия по рационализаторским спорам (далее — Комиссия) в месячный срок с даты его получения.

Автор имеет право участвовать в рассмотрении своей жалобы.

Комиссия создается из представителей администрации предприятия с участием представителей Кыргызпатента и Общества изобретателей и рационализаторов.

Заключение Комиссии направляется в Кыргызпатент.

Кыргызпатент на основе заключения Комиссии выносит решение.

VI. Регистрация и выдача свидетельства на рационализаторское предложение

14. На основании решения о регистрации рационализаторского предложения Кыргызпатент в течение пяти дней с даты получения документа об уплате сбора за регистрацию рационализаторского предложения и выдачу свидетельства о его регистрации, установленного размера, производит регистрацию рационализаторского предложения в реестре рационализаторских предложений (далее — Реестр) и в течение месяца с даты регистрации выдает свидетельство о регистрации рационализаторского предложения.

Сбор уплачивается в течение четырнадцати дней с даты получения автором решения Кыргызпатента о признании предложения рационализаторским.

Перечень сведений и порядок их занесения в Реестр определяются Кыргызпатентом.

VII. Публикация сведений о регистрации рационализаторского предложения

15. По желанию автора, при наличии разрешения предприятия и при условии уплаты сбора за публикацию сведений о регистрации, сведения, относящиеся к регистрации рационализаторского предложения, могут быть опубликованы в официальном бюллетене Кыргызпатента. Перечень и полноту публикуемых сведений определяет Кыргызпатент по согласованию с автором.

VIII. Использование рационализаторского предложения и выплата авторского вознаграждения

16. Рационализаторское предложение признается использованным, если оно применяется в изготавливаемой продукции, технологическом либо ином процессе, а также в технической документации, передаваемой третьим лицам на возмездной основе, лицензионном договоре.

Рационализаторское предложение, относящееся к конструкции (устройству) или материалу (веществу), признается использованным со дня начала изготовления продукции с использованием рационализаторского предложения.

Рационализаторское предложение, относящееся к способу (технологии), признается использованным со дня начала его применения на предприятии.

Рационализаторское предложение, содержащее организационное решение, признается использованным со дня начала его применения на предприятии.

Факт использования подтверждается специальным документом (актом), содержащим название и регистрационный номер рационализаторского предложения, дату и место начала использования.

17. Если предприятие в течение шести месяцев с даты регистрации рационализаторского предложения в Реестре не начнет его использование, то право на использование рационализаторского предложения переходит к автору, включая право обращаться с рационализаторским предложением без ограничений, предварительно уведомив об этом данное предприятие.

18. При использовании рационализаторского предложения предприятие обязано выплачивать автору вознаграждение.

Размер вознаграждения за использование рационализаторского предложения, сроки и порядок его выплаты определяются соглашением между автором и предприятием.

19. Если одно и то же рационализаторское предложение одного и того же автора признано рационализаторским на нескольких предприятиях, то каждое из этих предприятий выплачивает вознаграждение независимо друг от друга.

20. Предприятие несет ответственность за невыплату авторского вознаграждения и нарушение сроков и условий его выплаты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

21. Если автор привлекается к работе по подготовке к использованию его рационализаторского предложения, то с ним должен быть заключен договор на выполнение этой работы, кроме работ, осуществляемых в порядке выполнения служебного задания.

22. Предприятия могут устанавливать дополнительные меры материального и морального поощрения лицам, содействующим использованию рационализаторского предложения, включая авторов рационализаторского предложения.

Вид и размер поощрения за содействие использованию рационализаторского предложения, определяется предприятием самостоятельно.

IX. Источники затрат на рационализаторскую деятельность

23. Затраты предприятия на рационализаторскую деятельность относятся на себестоимость продукции (работ, услуг и т.п.).

Бюджетная организация осуществляет финансирование рационализаторской деятельности за счет экономии средств, выделенных на содержание этой организации, а также за счет средств, полученных от иной разрешенной деятельности.

X. Заключительные положения

24. Размер сбора за подачу и рассмотрение заявления, за регистрацию рационализаторского предложения и выдачу свидетельства о его регистрации, за публикацию сведений о регистрации, а также за совершение иных юридически значимых действий, связанных с регистрацией рационализаторского предложения, а также основания освобождения от уплаты сбора или уменьшения его размера устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

См. также: Положение о сборах за регистрацию рационализаторского предложения (утверждено постановлением Правительства КР от 27 апреля 2004 года N 297)

25. Споры, связанные с рационализаторской деятельностью, рассматриваются в судебном порядке.

 

 

cbd.minjust.gov.kg

Положение о рационализаторском предложении — e

Documents войти Загрузить ×
  1. Бизнес
  2. Менеджмент
  3. Управление проектами
advertisement advertisement
Related documents
Положение о сборах за регистрацию рационализаторского
Рационализаторское предложение
Положение о рационализаторском предложении в
Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА о рационализаторской деятельности №138-XV от 10.05.2001 г. СОДЕРЖАНИЕ
236
Методическими рекомендациями по организации и проведению
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет туризма
равила регистрации рационализаторского предложения в Кыргызской Республике
Порядок рассмотрения рационализаторских предложений
Скачать advertisement

studydoc.ru

Положение о рационализаторской деятельности в

Documents войти Загрузить ×
  1. Общественные науки
  2. Право
advertisement advertisement
Related documents
236
Положение о сборах за регистрацию рационализаторского
Положение о рационализаторском предложении в
Прайс-лист на обслуживание
Для заказа доставки данной работы воспользуйтесь поиском на
Рационализаторство в ОАО (РЖД)
Как государство может защитить интересы &quot
Охрана рационализаторских предложений в режиме ноу-хау.
2015-06-11 Извещение
Уведомление о проведении ОЗЦ
Алгоритм действий
Приложение № 1 к Протоколу
Скачать advertisement

studydoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *