Положения конституции рф – Основные положения Конституции РФ | Правительство Мурманской области

Основные положения Конституции РФ | Правительство Мурманской области

Пункт 1. ст.5 Конституции РФ
«Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.»

Пункт 2 ст. 11 Конституции РФ
«Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.»

Пункт 2 ст. 66 Конституции РФ
«Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.»>

Пункт 3 ст. 67 Конституции РФ
«Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.»

Пункт 1 ст. 72 Конституции РФ
«В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.»

Ст. 73 Конституции РФ
«Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.»

Пункт 2 ст. 76 Конституции РФ
«По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.»

Пункт 5 ст. 76 Конституции РФ
«Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.»

Пункт 1 ст. 77 Конституции РФ
«Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.»

Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ
«В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.»

Пункт 2 ст. 78 Конституции РФ
«Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.»

Пункт 3 ст. 78 Конституции РФ
«Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.»

gov-murman.ru

Конституция: основные положения.

Конституция — основной закон государства, закрепляющий основы об­щественного и государственного строя, правовой статус личности, обла­дающий высшей юридической силой и состоящий из одного или несколь­ких документов.

Основной закон должен отражать и закреплять объективно сложив­шиеся в обществе властеотношения и способствовать дальнейшему раз­витию конституционализма. Конституция — неотъемлемый институт демократического, правового, гражданского общества.

Структура конституции — порядок организационного строения, внут­ренней согласованности частей.

Конституции различаются по структуре. Наиболее распространенной является тематическая структура: преамбула, общие положения, главы о правах и свободах человека и гражданина, о государственно-территориальном устройстве и т. д.

Общественный строй — организация общества, обусловленная истори­ческим развитием этноса, особенностями государственной формы прав­ления и другими факторами.

Гражданин — человек, состоящий в специальных отношениях с госу­дарством, имеющий политические и иные права, несущий установлен­ные законом обязанности.

Правовой статус личности — правовое положение личности в обществе и государстве, ее права и свободы, их гарантии, а также обязанности личности.

Вопросы:

  1. Назовите источники конституционного права?

  2. Что такое конституция, какова её структура и содержание?

  3. Какие отношения являются предметом регулирования конституционного права?

  4. Дайте характеристику конституционного права, как отрасли права.

  5. Какой из видов источников конституционного права занимает особое место и какие из них Вам известны?

Тема № 10. Права и свободы человека и гражданина.

В гл. 2 Конституции РФ конкретизируется положение человека, так как его права не зависят от государства.

Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Россия закрепляет за человеком права и свободы, признанные международным правом. Такими правовыми актами являются:

— Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г.,

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политический правах, принятые 19 декабря 1966 г.

Впервые права человека были закреплены в Декларации независимости (1776 г., США), в «Билле о правах» (1789 г., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция).

В гл. 2 Конституции рф провозглашаются следующие права человека:

1. Каждый имеет право на жизнь. Государство отказывается от применения смертной казни.

2. Достоинство личности охраняется государством. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Достоинство личности признается высшей человеческой ценностью.

3. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Неприкосновенность человека включает в себя как физический аспект – жизнь, здоровье, так и моральный честь, достоинство.

4. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Каждый человек имеет право ознакомиться с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, в органах государственной власти и органах местного самоуправления, у должностных лиц. Конституция устанавливает тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

5. Жилище человека неприкосновенно. Никто не вправе входить в жилище без разрешения проживающего в нем человека.

6. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, которая обусловлена рядом особенностей, таких, как язык, причастность к культуре и традициям народа. Человек может пользоваться родным языком или выбрать любой другой язык общения, воспитания, обучения и творчества.

7. Человек имеет право свободно передвигаться по территории России, выбирать место жительства, место пребывания.

8. Человеку гарантируется свобода совести и вероисповедания. Это право включает в себя возможность исповедовать индивидуально или коллективно любую религию или не исповедовать никакой, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

9. Гарантируется свобода мысли и слова. Из этого правила есть исключения. Запрещается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Человека запрещено принуждать к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Он может свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом. Цензура в России запрещена.

10. Каждый имеет право на объединение

, в том числе в партии, общественные движения, профессиональные союзы, для защиты своих интересов. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Запрещено принуждать человека к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

studfiles.net

Раздел 1. Основные положения — Конституция Российской Федерации

 Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя

 

Статья 1.

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

kdpconsulting.ru

3. Основные положения Конституции рф 1993 г.

Трагические события осени 1993 года резко изменили общественную и политическую ситуацию в России. Президент предпринял активные шаги по закреплению своей победы. Серией указов он фактически повсеместно прекратил деятельность органов советской власти. Страна вступила в постсоветский период своего развития. Место прежней государственности теперь должна была занять новая система, принципы которой закреплялись в проекте новой российской конституции, доработанной в октябре президентской командой.

Смена Конституции РСФСР 1978 г. была обусловлена следующими причинами:

– Конституция РСФСР принималась в 1978 г. под Конституцию СССР 1977 г. и закрепляла положение России как составной части Советской империи; в декабре 1991 г. договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. был аннулирован, и СССР распался;

– Конституция РСФСР 1978 г. принималась под брежневский режим (как и все предшествующие «советские Конституции» – под правителя), а в результате кризиса социализма он был упразднен;

– Конституция РСФСР закрепляла монополию на власть КПСС, которая в 1991 г. развалилась;

– формально Конституция РСФСР провозглашала власть Советов, но реально они были прикрытием власти партаппарата КПСС, с упразднением КПСС власть Советов оказалась неэффективной;

– выборы депутатов Съезда Советов РСФСР проводились весной 1990 г. в условиях монопольного господства КПСС и не соответствовали воле избирателей;

– в 1992 г. в России начались радикальные экономическая, правовая и политическая реформы, в то время как Конституция РСФСР закрепляла в экономике монопольную собственность госаппарата – так называемую «общенародную социалистическую собственность» и власть Советов;

– в России сложилась многопартийность;

– введение поста и всенародные выборы Президента РФ с широкими полномочиями были не совместимы с всевластием и безответственностью прокоммунистических Советов;

– с крахом КПСС старая система власти разрушилась, а новая не была конституционно закреплена.

Таким образом, в начале 90-х гг. XX века в России возникла острая необходимость принятия Конституции, соответствующей общепринятым в мире стандартам.6 ноября 1993 г. был принят Указ Президента «О проекте Консти­туции Российской Федерации, представляемом на всенародное го­лосование». В конце месяца принимается Положение о государст­венном гербе Российской Федерации (старинный двуглавый орел был восстановлен в правах). 12 декабря 1993 г. всенародным голосо­ванием была принята Конституция РФ. Ее поддержали не менее 33 миллионов граждан из 106 миллионов имеющих право голоса, более 23 миллионов выступили против, а почти 50 миллионов вообще игнорировали голосование. Несмотря на то, что за Конституцию проголосовало менее трети взрослого населения страны, она принята. Может ли быть в такой ситуации обеспечено гражданское взаимопонимание между россиянами?

12 декабря 1993 года этот проект Конституции был вынесен на референдум. На этот же день были назначены и выборы в новый парламент – Федеральное Собрание. По опубликованным данным, за принятие Конституции РФ проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

Конституция РФ провозглашала Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы всех ветвей власти самостоятельны, но при этом разделение властей предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

Государственную власть в РФ осуществляют президент, Федеральное Собрание (двухпалатный парламент), Правительство РФ и суды. Но главная особенность Конституции РФ заключается не в этом, а скорее в перераспределении властных полномочий в пользу президента. Новая Конституция РФ действительно существенно упрочивала позиции президента. Согласно ей, президент становился одновременно и главой государства, и сосредоточивал в своих руках всю полноту исполнительной власти и, кроме того, наделялся существенными законодательными полномочиями. В целом российская Конституция создала государственную модель, в которой президент пользуется самыми большими прерогативами по сравнению с главами государств других известных миру президентских республик.

Вместе с тем парламент России в лице своих палат на основе ст. 93 и 102 Конституции РФ может отрешить президента должности, а на основе ст. 103, 111, 117 поставить вопрос о доверии исполнительной власти правительству и его председателю. В свою очередь полномочия президента по конституции позволяют ему на основе ст. 84, 111, 117 распустить одну из палат Федерального собрания – Государственную Думу и назначить внеочередные парламентские выборы в нижнюю палату парламента.

Правительство России формируется президентом (ст. 83, 111), но для назначения Председателя правительства необходимо согласие Государственной Думы.

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Именно ему принадлежит законодательная власть. Согласно Конституции Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта РФ (от представительного и исполнительного органов государственной власти), и Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов. Каждая из палат избирает из своего состава председателя и его заместителей.

По Конституции РФ (ст. 105) федеральные законы принимаются Государственной Думой, однако в Конституции (с учетом опыта деятельности съезда народных депутатов) заложен механизм взаимного контроля законодательной власти и президента. Так, ст. 107 Конституций РФ предусматривает право отлагательного вето президента на закон, принятый парламентом. Согласно ст. 90 Конституции РФ президент издает указы распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменить, поэтому указы и распоряжения не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд на основании ст. 125 уполномочен аннулировать нормативные указы Президента, если сочтет, что они не соответствуют Конституции РФ.

Конституция РФ предоставляет президенту право вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Однако та же статья обязывает президента незамедлительно извещать об этом Совет Федерации и Государственную Думу. Именно законодательной власти принадлежит право санкционировать или отменять это решение президента (видимо, по этой причине не было введено чрезвычайное положение в Чечне). Конституция предусматривает, что Совет Федерации имеет право назначать на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также назначать и освобождать от должности Генерального прокурора РФ. Ст. 103 Конституции РФ наделяет Государственную Думу правом решать вопрос назначения председателя правительства, назначать и освобождать от должности председателя Центрального банка России.

Независимость и самостоятельность трех ветвей власти в РФ проявляется и в сроках их полномочий, временных рамках функционирования. В частности, президент избирается сроком на 4 года, причем одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы избираются на 4 года и могут переизбираться на новый срок многократно.

Конституция РФ 1993 года установила и основы организации власти в субъектах Федерации и на местах. Особенностью России как федеративного государства является двухуровневая система, поскольку, помимо федерального парламента, в субъектах Федерации действуют свои парламенты. Их статус, функции и организация деятельности в основных чертах схожи с соответствующими элементами статуса Федерального собрания. 1 сентября 1995 года вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его принятие положило начало реформе местного самоуправления в РФ, развитию федерального муниципального законодательства.

В новой российской Конституции РФ предусмотрены возможности порядка внесения в нее изменений, Это можно сделать либо путем пересмотра всего текста Основного закона, |либо через принятие поправок федеральным конституционным законом. Три главы Конституции РФ (гл. 1, 2, 9 – Основы |конституционного строя, Права человека и гражданина и Пересмотр Конституции) не могут быть изменены Федеральным Собранием. Их корректировка возможна только при общем пересмотре конституционного текста, то есть в результате разработки и принятия нового Основного закона.

Что касается остальных глав Конституции РФ, то они могут быть изменены путем принятия федерального конституционного закона, но процедура в этом случае более сложная – она предусматривает участие субъектов РФ.

studfiles.net

Конституция России 1993 г. и ее основные положения

Глубокие перемены общественного строя после процесса перестройки в СССР и Российской Федерации, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. Процесс реформирования, начавшийся в 1989 году, шел по линии постепенного изменения, прежде всего, ее сущностных характеристик.

В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции:

— постепенные изменения сущности конституции как классовой, советской, социалистической;

— переход на принципы общедемократического характера;

— воплощение в ней воли всего народа.   В этом плане также следует отметить поэтапные изменения Конституции, выразившиеся в следующих нововведениях:

— отказ от характеристики государства как социалистического и советского;

— определение его как суверенного федеративного;

— постепенно были сняты и такие определения, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность» и т.п.;

— исключены положения о строительстве коммунизма как цели общества;

— устранены из Конституции положения о коммунистической партии как ядра политической системы, произошло коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционные признаки многопартийности признание приоритета прав человека и граждан признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказ от признания государственной собственности в качестве основной, допущение свободы экономической деятельности.

Все названные, а также ряд других изменений Конституции свидетельствовал о постепенном преобразовании ее сущности. С распадом СССР, Конституция РФ приобретает иное сущностное свойство. Это уже была не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого самостоятельного государства.

В основном, процесс ее реформирования пошел по пути внесения многочисленных поправок в действующую Конституцию. Конституция приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим.

Эта несогласованность являлась правовой основой ожесточенного противостояния и противоборства законодательной и исполнительной властей, высшей точкой явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся роспуском Съезда и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис в России.

В этих условиях принятие новой конституции должно было явиться той основой, которая могла бы способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.

С учетом поправок 1989-1992 годы Конституция Российской Федерации приобрела принципиально новые черты: отказ от социальной модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения «советская», «социалистическая», что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Были узаконены политический плюрализм, многопартийность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента РФ, Конституционный суд РФ), расширялись права местного самоуправления, обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. Открылись возможности для свободного создания политических партий и общественных движений, что существенно изменило политическую жизнь, но не привело в то время к созданию крупных влиятельных партий.

Массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей и противоречивость идей.

Конституция сохраняла обязанность государственных и общественных организаций, должностных лиц соблюдать Конституцию уже не существующего СССР и законы СССР, а также старый герб с его девизом «Пролетарии всех стран соединяйтесь!».

Форма правления оставалась крайне рыхлой и неопределенной – не президентской и не парламентской. Отсутствовал ясно изложенный принцип разделения властей между законодательной и исполнительной властью – напротив, действовал формально присущий советской власти принцип всевластия Советов с полной подконтрольностью им исполнительной власти. Юридическое несовершенство механизма государственной власти сказывалось тем пагубнее, что в стране усилилась острая поляризация политических сил. В самом парламенте борьба двух тенденций – реформаторской и оппозиционной – постоянно порождала осложнения и кризисы.

В обстановке острого противостояния в Конституцию была введена антиконституционная по духу статья 121*, согласно которой в случае роспуска или приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти полномочия Президента подлежали немедленному прекращению.

Верховный Совет имел, по Конституции, необычный парламентский статус: он был «органом Съезда», а следовательно нарушался принцип верховенства парламента, но в то же время, он был «законодательным органом, распорядительным и контрольным органом государственной власти РСФСР», что позволяло ему вторгаться в прерогативы исполнительной власти и полностью ее контролировать. Закрепленная Конституцией необычная для цивилизованного государства двухзвенная структура высших органов законодательной власти (Съезд и Верховный Совет) при полном отсутствии какой-либо ответственности депутатов перед кем бы то ни было, нарушала принцип прямого избрания парламента, обусловила расщепление единой по своей природе законодательной функции. Такой парламент, к тому же раздираемый острейшими политическими противоречиями, постепенно становился тормозом политических и экономических реформ.

В конечном итоге все это требовало незамедлительного начала работ по составлению, рассмотрению и принятию проекта новой конституции России.

Формирование и деятельность конституционной комиссии. Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г.

В целях разработки нового проекта Конституции на 1 Съезде народных депутатов (22 июня 1990 года) была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин (тогда председатель Верховного Совета Российской Федерации). В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека). Тем не менее страна продолжала жить по старой конституции, статьи которой существенным образом расходились с проводимыми в стране преобразованиями.

Чтобы устранить эти несоответствия, в редакцию старой конституции по-прежнему вносились определенные и изменения и дополнения, оказывающие влияние на ее содержание. Подобное массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей и противоречивость идей.

Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца, проект новой конституции был готов. Этот первый проект новой Конституции России, одобренный Верховным Советом России предусматривал парламентскую форму правления и низведение статуса президента до номинального статуса главы государства.

После его доработки с учетом поступивших замечаний по решению Конституционной комиссии первый вариант проекта был опубликован в печати для обсуждения.

По решению Конституционной комиссии в одной из палат Верховного Совета Российской Федерации – Совета Республики – официальный проект Конституции был внесен в октябре 1991 года на рассмотрение V внеочередного Съезда народных депутатов.

Затем проект дорабатывался с учетом нового законодательства, предложений народных депутатов, должностных лиц, государственных органов, специалистов, граждан.

В марте 1992 года официальный проект Конституции Российской Федерации был повторно опубликован в печати.

VI Съезд народных депутатов России принял 18 апреля 1992 г. постановление «О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним», в котором одобрил концепцию конституционных реформ, основные положения официального проекта новой Конституции и поручил Конституционной комиссии доработать проект и подготовить его для повторного обсуждения Верховным Советом Российской Федерации. В июле 1992 года в Конституционную комиссию поступили поправки Президента Российской Федерации к официальному проекту Конституции. Рабочая группа и научно-консультативный Конституционной комиссии доработали проект с участием заинтересованных сторон, субъектов Российской Федерации и специалистов – юристов.

В итоге появился третий вариант официального проекта Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционной комиссией 16 октября 1992 года.

VII Съезд народных депутатов российской Федерации обсудил вопрос о ходе работы над проектом новой федеральной Конституции и постановил, что проект основных положений Конституции в обязательном порядке направляется субъектам Федерации, а затем выносится на всероссийский референдум.

Но ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII (март 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти.

VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов.

Возникавшие разногласия практически не затрагивали положений о поправках и свободах человека и гражданина, но приобретали острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей.

Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позиции недопущения сильной исполнительной власти. Обстановку разразившегося экономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действиями Президента. Со своей стороны, президент все решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

Сложная расстановка политических сил в России вызвала неоднозначное отношение к официальному проекту Конституции. Это выразилось не только в широкой полемике вокруг него, но и в появлении альтернативных вариантов. В частности, проекты Конституции были предложены рабочей группой и группой экспертов Конституционной комиссии РСФСР.

7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р. И. Хасбулатова появляется постановление «Об основных положениях проекта Конституции Российской Федерации», которым утверждался представленный рабочей группой проект положений проекта Основного Закона России. При этом в постановлении указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 12 марта 1993 г. «О мерах по осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации (о постановлении седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации»)».

В мае проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие положения старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону ущемления полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но, игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте. Явно в нарушении принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его предоставлять ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчинение Президенту Правительства также обязывалось ежегодно предоставлять отчет верховному Совету. Это и ряд других положений существенно ущемляли права президента и исполнительной власти, закладывая своеобразную «мину» под отношения двух властей. Таким образом, процесс разработки проекта Конституции Российской Федерации растянулся на три года.

Бесконечные парламентские дебаты завели конституционную реформу в тупик. И хотя формально Президент Российской Федерации оставался Председателем Конституционной Комиссии, именно он выступил с инициативой созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве Конституционного совещания, которому предложил новый (президентский) вариант проекта Конституции Российской Федерации.

Созыв и работа конституционного совещания. 12 мая 1993 года Президент РФ издал Указ № 660 «О мерах по заверению подготовки новой Конституции российской Федерации», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание.

В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изначально разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы правления в России и низведения статуса президента до номинального главы государства, Президент Российской Федерации своим указом от 20 мая 1993 г. «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» учредил Конституционное совещание, которое призвано было выработать альтернативный вариант конституции России.

Это было сделано после того как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за подписью ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г. Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского появился документ, в котором давалась негативная политико-правовая оценка президентского варианта конституции. В частности, в нем утверждалось, что в указанном проекте «президент не только выводится за рамки системы трех властей — законодательной, исполнительной и судебной, — но и ставится над ними, что присуща, главным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии форм правления». При этом особо подчеркивалось, что «наличие оснований для роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно» и что «при подобной конструкции Парламент превращается в безвольный и фактически безвластный орган». Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституционной комиссии «О проекте Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая 1993 года» от 7 мая 1993 г. фактически отклонялся президентский вариант конституции, ибо, как было сказано в нем, его «отдельные положения… существенно ограничивают экономические, политические и гражданские права человека и гражданина, нарушают принцип разделения властей». Тем самым была устранена почва для достижения компромисса между властями по проекту новой конституции России.

Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях:

  • представителей федеральных органов власти;
  • представителей органов власти субъектов Федерации;
  • представителей местного самоуправления;
  • представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий;
  • представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

На Общественную палату Конституционного совещания возлагалась выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции Российской Федерации, а также рекомендации по политическим, социальным и социально-экономическим вопросам.

Государственная палата Конституционного совещания стала организованной формой взаимодействия в конституционном процессе органов государственной власти российской Федерации и ее субъектов. Функции этой палаты были аналогичны функциям Общественной палаты Конституционного совещания – выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции Российской Федерации и рекомендаций по политическим и социально-экономическим вопросам.

Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

Президент вынес на обсуждение Совещания проект Конституции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания. Например, за то, что проект не содержал характеристики российского государства как социального. Президент РФ, по проекту, обладал чрезмерными правами по роспуску государственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие обоснованную критику проекта.

Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому, созванное верховным Советом в конце мая – начале июня совещание двух тысяч депутатов советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июня, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.

В результате длительной работы Конституционного совещания – с июня по октябрь 1993 г. был рассмотрен проект Конституции РФ, внесенный Президентом Российской Федерации, а также проект Конституции, подготовленный созданной Съездом народных депутатов Российской Федерации Конституционной комиссией.    Всего в адрес Конституционного совещания поступило более 50 000 замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены. В разработанный совещанием проект вошли многие статьи и из проекта Конституционной комиссии. В конечном итоге 12 июля 1993 г. проект Конституции был одобрен.

Для решения вопроса о конституционной реформе на 12 декабря 1993 года было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции РФ, вступающей в силу, в случае ее одобрения, с момента опубликования результатов голосования.

Референдум и выборы 12 декабря 1993 г. Принятие нового проекта Конституции РФ. Формирование Государственной Думы и Совета Федерации. Новая модель конституционной системы. После кровавых событий 3-4 октября  и стабилизации внутриполитической обстановки в стране работа над проектом Основного закона вступает в завершающую стадию.

На Государственную палату Конституционного совещания была возложена обязанность по выработке предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации и рассмотрение рекомендаций по политическим, социальным и экономическим вопросам. Общественная палата Конституционного совещания призвана была обеспечить участие общественных объединений в конституционном процессе. Являясь организационной формой их взаимодействия с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамках которой осуществлялись «необходимые политические консультации по широкому кругу социально-политических вопросов», она также вырабатывала предложения по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации и рассматривала рекомендации по политическим, социальным и экономическим проблемам.

На совместных заседаниях Государственной и Общественной палат, созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточнены редакции соответствующих конституционных положений. Как видим, разработка Конституции Российской Федерации носила весьма специфический характер и осуществлялась не на уровне законодательных органов государства, а по инициативе и при содействии Президента РФ.

Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование. Причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15 октября 1993 г. И это понятно, ибо законодательные органы были распущены, а новые еще не сформированы, да и создавать их было преждевременно, ибо не была еще принята Конституция, которая предусматривала образование совершенно нового представительного и законодательного органа Российской Федерации Федерального Собрания.

В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации.

Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета голосов и определения результатов всенародного голосования.   Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации следует отнести и то, что она принималась одновременно с выборами депутатов Совета Федерации и Государственной Думы — палат Федерального Собрания. Причем, их избрание осуществлялось не на основе Конституции, ибо она еще не была принята, а в соответствии с Указом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего «Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году» и на основе его же Указа от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания – парламента Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с принятием новой Конституции.

Совет Федерации в качестве верхней палаты парламента создан президентским указом № 1400 от 21 сентября 1993 года о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Утвержденное указом Положение о федеральных органах власти на переходный период предусматривало, что Совет Федерации действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти каждого субъекта Федерации до истечения полномочий Советов народных депутатов текущего созыва (март 1995).

Совет Федерации должен был приступить к парламентской функции после избрания новой Государственной Думы. Вскоре Ельцин пересмотрел свое решение: 9 октября 1993 он издал указ о выборах новых представительных органов в регионах, а 11 октября назначил прямые выборы в Совет Федерации по 89 двухмандатным округам.

Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, установила, что «в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».

Совет Федерации, в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, был избран непосредственно населением 12 декабря 1993 года на двухлетний срок и заседал с 11 января 1994 до 15 января 1996.

Председателем Совета Федерации с 13 января 1994 до 23 января 1996 был В.Ф. Шумейко.

Выборы в Государственную Думу первого созыва были назначены президентским указом № 1400 от 21 сентября 1993 года о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

О желании выдвинуть кандидатов в депутаты Государственной Думы по общефедеральному списку первоначально объявили 35 общественных объединений, на регистрацию были предъявлены списки 21 избирательного объединения, а зарегистрировано — 13. Остальные не смогли набрать необходимого количества подписей избирателей и, не были, в соответствии с Положением о выборах, включены в бюллетень для голосования.

В соответствии с результатами голосования по общефедеральному избирательному округу и по одномандатным избирательным округам места в Государственной Думе получили кандидаты от восьми крупнейших партий и объединений: «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия, «Яблоко», Демократическая партия России, Партия российского единства и согласия, Коммунистическая партия РФ, «Женщины России».

В основе работы Государственной Думы лежит принятие федеральных законов, федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или Президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции.

Неизбежный отпечаток на характер и результаты деятельности Федерального Собрания 1993-95 годах наложили специфика момента, когда происходило его избрание, а также условия, в которые оно было изначально поставлено.

Можно выделить несколько ключевых факторов, во многом предопределивших состав и последующую структуризацию обеих палат и имевших далеко неоднозначные последствия:

А. Проведение выборов одновременно с референдумом по новой Конституции, что усилило степень правовой неопределенности на начальном этапе деятельности Федерального Собрания, заставило депутатов затратить немало времени и сил на «обживание» отведенного им конституционного пространства.

Ощущение того, что история российского парламентаризма в очередной раз началась заново, несомненно, удлинило подготовительный этап, обязав парламент обустраивать себя организационно — принимать новый регламент, определять статус депутата, создавать новую схему взаимоотношений с избирателями.

Б. Избрание парламента по горячим следам сентябрьско-октябрьского противостояния двух ветвей власти, положившего конец системе двоевластия и приведшего к исчезновению с политической арены «партии» Верховного Совета.

В. Принятие смешанной, пропорционально-мажоритарной системы при выборах в Думу, что привело, во-первых, к фрагментации депутатского корпуса, его распылению по множественным конкурирующим группировкам, а, во-вторых, обусловило его неоднородность, когда «депутаты-одномандатники» оказались в заведомо худшем положении по сравнению с «депутатами-списочниками».

Г. Скомканность избирательной кампании, вследствие чего предвыборные блоки оказались достаточно рыхлыми, сформированными на скорую руку, а в одномандатных округах в силу однотуровой системы голосования получили шансы на победу малоизвестные и не имевшие политического веса кандидаты; «центрирование» партийного спектра после октября 1993 г. в сочетании с действием пятипроцентного барьера, что в краткосрочной перспективе привело к отсечению крайних партий, а в долгосрочной — к получению тогдашними победителями определенных преимуществ в дальнейшем; одновременное проведение выборов в обе палаты, так что внимание региональных лидеров оказалось приковано к выборам в Совет Федерации — при достаточно вялом и безразличном отношении к избирательной кампании в Государственную Думу.

Д. Достаточно узкие — по сравнению с бывшим Верховным Советом и Съездом народных депутатов — конституционные рамки, в которые был поставлен новый парламент. Конституция существенно ограничила полномочия Федерального Собрания, свела к минимуму его надзорно-контрольные функции.

Представительная власть действительно лишилась возможности претендовать на присвоение полномочий исполнительной власти, к чему так активно стремился Верховный Совет. Это, однако, заставило депутатов тем более ревностно и последовательно отстаивать свои (пусть суженные) права во взаимоотношениях с остальными властными центрами. Отсюда, во-первых, тенденция к корпоративизации как Совета Федерации, так и Государственной Думы, к осознанию депутатами общности своих интересов поверх фракционных разделительных линий. Отсюда же, во-вторых, стремление обеих палат к максимально полному использованию закрепленных за ними полномочий, а при малейшей возможности — и к их расширению.

Перечисленные факторы оказывали противоречивое воздействие на деятельность Федерального Собрания.

Одни подталкивали депутатов в направлении большей политизации и конфронтационности, другие способствовали укреплению конструктивных тенденций. Однако в целом можно констатировать, что в 1993-95 годы Россия имела пусть внутренне конфликтный и не всегда успешно справляющийся со своими задачами, но, тем не менее, вполне работоспособный и ответственный парламент.

В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

Далее, в Конституции имеется отдельная глава (гл. 2) , которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регла

magref.ru

Раздел 1 Основные положения Конституции РФ

Пояснительная записка

Программа по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» предполагает изучение важнейших отраслей российского законодательства, которые необходимо знать квалифицированному специалисту среднего звена.

Программа по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» учитывает особенности и требования правового обучения студентов заочной формы обучения, основывается на основном законе государства — Конституции Российской Федерации, а также законах РФ и других право­вых источниках.

Для получения студентами практической пользы от изучения данного курса в процессе обучения студентам рекомендуется использовать не только материалы учебных пособий и нормативные акты, но и конкретные примеры из судебной практики, периодической печати, ху­дожественной литературы, передач радио и телевидения.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

1. Формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

2. Воспитаниегражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку

3. Освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции.

4. Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе.



5. Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Приоритетным направлением в изучении курса является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и профессиональной деятельности.

Содержание программы предусматривает развитие у студентов учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности» содержит следующие дидактические единицы: государство, форма государства, государственная власть, государственный аппарат; понятие, система, источники права, отрасли права; право собственности; трудовое и предпринимательское право; предпринимательство и его виды; юридическая ответственность и ее виды; трудовой договор: его заключение, изменение, расторжение; занятость и трудоустройство; материальная ответственность сторон трудового договора; гарантии работников.

Учебная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной дея­тельности» является обще профессиональной дисциплиной, устанавливаю­щей базовые знания, необходимые для освоения экономических и технических специальностей.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

о правовом положении субъектов трудовых правоотношений и правоотношений в сфере пред­принимательской деятельности;

знать:

законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирую­щие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; права и обязанности работников в сфере профессиональной дея­тельности;

уметь:

защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством,

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер; показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использова­ны ими в будущем в практической деятельности.

Введение

Определение предмета «Правовые основы профессиональной деятельности».

Роль и место дисциплины в системе профессионального образо­вания; значение знаний по дисциплине для процесса освоения профессиональной программы по экономической специальности.

Содержание учебной дисциплины и ее задачи.

Связь с другими общими гуманитарными и социально-экономическими, обще профессиональными и специальными дисциплинами.

Правовые основы профессиональной деятельности как важная общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Виды и формы правовой информации.

 

Раздел 1 Основные положения Конституции РФ

 

Тема 1.1. Россия – правовое государство.

Государственное устройство РФ.

Правовая система РФ. Судебная система РФ.

Понятие государства, признаки, задачи, функции.

Демократия и парламентаризм.

Правовое государство.

Особый порядок принятия Законов.

Гражданское общество и пути его формирования.

Плюрализм и политические партии РФ.

 

Тема 1.2 Правовой статус человека и гражданина.

Конституция РФ и ее основные положения.

Правовой статус личности. Гражданство. Выборы.

Анализ статей Конституций СССР 1977 и РФ 1993 годов.

Выборные системы: сущность и виды.

 

Тема 1.3. Права и обязанности гражданина РФ.

Конституционный статус гражданина.

Классификация конституционных прав и свобод .

Классификация обязанностей граждан РФ.

Способы защиты конституционных прав и свобод граждан.

 

Раздел 2. Правовое регулирование наемного труда

Тема 2.1. Социальные гарантии труда.

Конституция РФ о Труде.

Социальное партнерство в сфере наемного труда. Трудовые споры.

Основные принципы труда

Представители в социальном партнерстве

Коллективный договор.

Профсоюзы и представительные органы.

Индивидуальные и коллективные споры и порядок их рассмотрения

Забастовка как способ разрешения трудового спора.

Тема 2.2. Основные положения Трудового Кодекса РФ

Понятие трудовых отношений.

Подзаконные правовые акты о труде.

Источники трудового права.

Субъекты трудового права

Нормативное регулирование отношений в сфере наемного труда

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников, в т.ч. несовершеннолетних.

Тема 2.3. Правовое регулирование обеспечения занятости населения.

Занятость: понятие и виды.

Правовой статус безработного

Трудоустройство граждан. Задачи ЦЗН.

Пособие по безработице

Социальные гарантии при потере работы и безработице

 

Тема 2.4. Трудовой договор

Трудовой договор. Трудовой стаж.

Содержание трудового договора

Виды трудовых договоров по срокам действия

Заключение трудового договора

Понятие и стороны трудового договора, его значение. Содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Значение трудового договора.

Порядок заключения трудового договора. Документы, предоставляемые при поступлении на работу. Оформление на работу. Испытания при приеме на работу.

Виды трудовых договоров и особенности отдельных видов договоров.

Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство.

Прекращение трудового договора. Основания прекращения трудового договора.

Увольнение работника. Порядок увольнения работника. Оформление увольнения работника. Выходное пособие.

Увольнение по инициативе работодателя. Основания увольнения работника по инициативе работодателя. Характеристика каждого основания.

Правовые последствия незаконного увольнения.

 

Тема 2.7. Дисциплина труда.

Дисциплина труда и трудовой распорядок.

Поощрение работника

Дисциплинарная ответственность и взыскания

Предпринимательства.

 

Методические рекомендации

Пояснительная записка

Программа по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» предполагает изучение важнейших отраслей российского законодательства, которые необходимо знать квалифицированному специалисту среднего звена.

Программа по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» учитывает особенности и требования правового обучения студентов заочной формы обучения, основывается на основном законе государства — Конституции Российской Федерации, а также законах РФ и других право­вых источниках.

Для получения студентами практической пользы от изучения данного курса в процессе обучения студентам рекомендуется использовать не только материалы учебных пособий и нормативные акты, но и конкретные примеры из судебной практики, периодической печати, ху­дожественной литературы, передач радио и телевидения.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

1. Формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

2. Воспитаниегражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку

3. Освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции.

4. Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе.

5. Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Приоритетным направлением в изучении курса является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и профессиональной деятельности.

Содержание программы предусматривает развитие у студентов учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности» содержит следующие дидактические единицы: государство, форма государства, государственная власть, государственный аппарат; понятие, система, источники права, отрасли права; право собственности; трудовое и предпринимательское право; предпринимательство и его виды; юридическая ответственность и ее виды; трудовой договор: его заключение, изменение, расторжение; занятость и трудоустройство; материальная ответственность сторон трудового договора; гарантии работников.

Учебная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной дея­тельности» является обще профессиональной дисциплиной, устанавливаю­щей базовые знания, необходимые для освоения экономических и технических специальностей.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

о правовом положении субъектов трудовых правоотношений и правоотношений в сфере пред­принимательской деятельности;

знать:

законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирую­щие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; права и обязанности работников в сфере профессиональной дея­тельности;

уметь:

защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством,

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер; показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использова­ны ими в будущем в практической деятельности.

Введение

Определение предмета «Правовые основы профессиональной деятельности».

Роль и место дисциплины в системе профессионального образо­вания; значение знаний по дисциплине для процесса освоения профессиональной программы по экономической специальности.

Содержание учебной дисциплины и ее задачи.

Связь с другими общими гуманитарными и социально-экономическими, обще профессиональными и специальными дисциплинами.

Правовые основы профессиональной деятельности как важная общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Виды и формы правовой информации.

 

Раздел 1 Основные положения Конституции РФ

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Общая характеристика Конституции РФ. Конституция Российской Федерации: понятие, принципы

Конституция РФ 1993 г. – основной закон, принятый на всеобщем референдуме. Он выражает волю народа и закрепляет ключевые положения государственного строя. Конституция РФ 1993 г. – современная и актуальная редакция основного закона страны. Рассмотрим далее специфику этого документа.

Основные сведения

При рассмотрении правового устройства государства в первую очередь дается общая характеристика Конституции РФ. Этот юридический документ выступает в качестве основы порядка и законности в стране. Именно в этом виде данный нормативный акт рассматривается наукой. Вместе с этим толкование Конституции РФ позволяет сделать вывод, что она является политическим документом. Это связано с тем, что данный акт обладает регулирующим влиянием на публично-властные отношения в обществе. Ключевыми функциями основного закона являются:

  1. Организационная.
  2. Воспитательная.
  3. Юридическая.
  4. Стабилизирующая.
  5. Учредительная.
  6. Политическая.

Общая характеристика Конституции РФ

Основной закон обладает рядом признаков, по которым он отличается от прочих нормативных документов. В первую очередь следует отметить порядок его принятия. Как выше было сказано, по проекту Конституции в 1993 г. было проведено всенародное голосование. Решение об организации референдума было принято Указом президента. Голосование проводилось согласно Положению, в котором определен его порядок, методика подсчета голосов и формулирования результатов.

В итоге 12 декабря была принята Конституция РФ. 2016-й стал 23-м годом ее существования. В СФ накануне празднования дня принятия основного закона отметили, что документ является адекватным существующим условиям и не нуждается в корректировках и дополнении.

Форма правления

Общая характеристика Конституции РФ позволяет получить четкое представление о типе государственного устройства страны. В основном законе дано лаконичное и вместе с тем емкое определение. В частности, в акте указано, что Российская Федерация представляет собой демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.

Президент

Тот факт, что Россия не является парламентской республикой, вполне очевиден. Вместе с тем эксперты не спешат называть ее президентской в классическом виде. Обуславливается такая позиция тем, что глава страны наделяется достаточно широкими полномочиями.

Особый статус президента закрепляет Конституция РФ. 2016 год показал, как глава государства реализует полномочия, которыми он наделен законом. Здесь следует обратиться к ст. 80. В ней сказано, что президентом определяются внешне- и внутриполитические направления государственной политики. События за рубежом показали способность главы страны брать на себя ответственность за происходящее, грамотно координировать действия представителей государства на международной арене.

Аналогичные выводы можно сделать, если обратиться к внутренней политике. Президент ведет постоянный мониторинг ситуации в стране, принимая оперативные решения, указы, давая распоряжения.

Территориальные особенности

Общая характеристика Конституции РФ позволяет понять специфику географического устройства страны. В основном законе совмещены исключительно территориальный и национальный принципы федеративной организации. Вместе с тем гарантируется равноправие административных единиц и политических образований. В ст. 5 говорится, что Россия состоит из краев и областей, автономных в том числе, городов федерального значения и республик. Все они выступают как равноправные субъекты страны.

Сущность основного закона

Суть Конституции РФ заключается в формировании нормативной базы для принятия законов и прочих юридических документов, направленных на защиту государственного строя, интересов общества, суверенитета и целостности страны. Именно эти акты конкретизируют положения основного закона. В задачи Конституции РФ входит обеспечение гарантий населению в реализации всех их юридических возможностей на равных условиях.

Юридическая роль

Толкование Конституции РФ имеет особое практическое значение. Оно необходимо для понимания в первую очередь населением их возможностей и обязанностей, полномочий органов власти всех уровней. Конституционные положения выступают в качестве высшего материального критерия существующего в стране права. Все, что присутствует и возникает в нем, должно соответствовать нормам основного закона.

В тексте Конституции присутствуют указания на ключевые принципы права. К ним в частности относят демократию, гуманизм, равенство субъектов перед законом, взаимная ответственность личности и государства. Конституционные положения обладают непосредственным действием. Они подлежат применению всеми судами и прочими юрисдикционными структурами.

На статьи основного закона можно ссылаться при вынесении постановлений, при мотивировании тех или иных юридических актов. Конституционные положения действуют непосредственно, если те или иные отношения регулируются ими и их достаточно для разрешения той или иной ситуации. Основной закон, таким образом, выступает в качестве ядра нормативной системы.

Учредительная функция

Возникновение Конституции обусловлено коренными изменениями в общественной жизни. С течением времени основной закон стал политической и нормативной основой социального развития. В Конституции 1918 г. были закреплены достижения социалистической революции. В законе 1937 г. были закреплены основы построения государственной системы. В документе, принятом в 1978 г., были отражены особенности построения уже развитого социализма.

Действующая сегодня Конституция не содержит указания на характер социального строя. Она закрепляет основы государственного устройства в целом. Принцип разделения власти за всю историю существования государства закрепила именно современная Конституция РФ. Защита граждан при этом стоит далеко не на последнем месте. Охрана интересов населения является приоритетным направлением государственной политики.

Организационная роль

Ее суть заключается в регулировании деятельности государственных институтов разного уровня. Основной закон призван обеспечивать работу сбалансированной системы власти, разграничивать круг полномочий, решать вопрос, касающийся отрешения главы страны от должности, отставки правительства, роспуска Госдумы и так далее. Соответственно, Конституция регулирует и упорядочивает процессы, регламентирует функционирование публично-властных институтов, определяет модели поведения субъектов права.

Политическая функция

Она выражает роль основного закона в социальной структуре. Конституция вводит политическую деятельность и борьбу за власть в правовые рамки. Данная функция состоит и в признании, и в закреплении идеологического разнообразия, многопартийности в обществе. Предоставляя политическим течениям равные возможности в процессе борьбы за власть, основной закон запрещает действия, связанные с насильственным изменением основ государственного строя, подрывом безопасности страны, созданием незаконных формирований, разжиганием социальных, национальных, расовых, религиозных конфликтов.

Стабилизирующая роль

Конституция страны обеспечивает устойчивость правовых институтов. Стабильность в государственной системе является гарантией спокойствия общества. Конституционные положения должны обладать для этого определенной консервативностью. Как показывает практика, излишне частое изменение норм основного закона указывает на неблагополучие в государстве и обществе. Между тем стабильность Конституции не свидетельствует об остановке правового процесса. Некоторые авторы указывают на то, что основной закон был принят несколько поспешно и имеет множество дефектов. Безусловно, в Конституции есть определенные изъяны, однако в целом она является гарантией стабильности.

Воспитательная функция

Эта роль считается одной из ключевых. От степени правосознания населения зависит эффективность реализации конституционных положений. В этом случае нормотворцы решают достаточно сложную проблему. Важно не просто сформулировать положения. Необходимо в них заложить традицию уважения к Конституции, власти, суду, гражданину, обществу и государству в целом. В этом смысле действующий сегодня основной закон наиболее полно выполняет воспитательную функцию.

Структура

Рассмотрим перечень положений, которые содержит конституция РФ. Права и свободы субъектов определяются 48 статьями. Все они формируют Главу 2 основного закона. Права человека в Конституции РФ представляются как высшая ценность государства. Личности гарантируются сохранение и реализация ее юридических возможностей наравне с другими.

Права человека в Конституции РФ называются неотчуждаемыми благами. При этом они существуют во взаимной связи с обязанностями. В Главе 3 дается описание федеративного устройства. В ней присутствует 15 статей. Они закрепляют ключевые положения Главы 1 (основ конституционного строя). В Главах 4-8 зафиксированы принципы организации местного самоуправления и государственной власти. В разделе, посвященному президенту страны, присутствует 14 статей. Они закрепляют статус главы государства, порядок вступления его в должность, полномочия, правила их досрочного прекращения и пр.

В Главе 5 раскрыты основы организации и функционирования парламента. В ней содержится 11 статей. Положения устанавливают статус ФС, его структуру, правила формирования, компетенцию палат. В Главе 6 присутствуют положения, касающиеся правительства. В них описан порядок создания, структура, компетенция этого органа и прочие моменты, связанные с его функционированием. Глава 7 посвящена судебной власти. В ней содержится 12 статей. Положения раскрывают понятие судебной системы, принципы отправления правосудия, правила формирования и полномочия КС, ВС, ВАС, прокуратуры.

В Главе 8 конкретизируется 12 статья Конституции. В этом разделе закрепляются положения, касающиеся системы территориального управления, функции местных органов. В Главе 9 определен порядок дополнения и изменения основного закона, правила его пересмотра (то есть принятия нового документа). В заключительных и переходных положениях присутствуют нормы, указывающие на временное изъятие из действий некоторых норм первой части. В них также установлена дата принятия и вступления основного закона в силу.

В заключительных и переходных положениях установлено, что конституционные нормы обладают приоритетным действием перед Федеративным соглашением от 31 марта 1992 г. Здесь же определяется порядок применения законодательных и иных нормативных актов, которые были приняты до даты вступления документа в действие.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *