Бюджетный процесс
Эта тема занимает много места в экзаменах. Эта тема легче других.
Есть 2 разновидности административно-правового понимания процесса: широкое (как всех процедур вообще) и узкое (как юрисдикционного процесса).
Бюджетный процесс – в широком смысле, включает в себя все стадии управленческого процесса, связанные с принятием и исполнением закона о бюджете.
Бюджетный процесс – регламентированная законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс предполагает строгую последовательность в реализации. Это деятельность постадийная. Стоит ли выделять контроль как стадию? Скорее – нет, так как осуществляется все время.
Стадии бюджетного процесса:
Составление проекта
Рассмотрение и утверждение проекта
Исполнение бюджета
Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности
Организация бюджетного процесса на основе безусловного исполнения расходных обязательств соответствующего публично-правового образования – важная задача. Постановление Правительства № 249 от 2004 года, Распоряжение Правительства от 2010 года № 1101-р – о повышении эффективности бюджетных расходов.
Внедрение программно-целевого принципа – распределение бюджета по государственным программам и подпрограммам (это бывшие нацпроекты). То есть нужно разделить бюджет на программы, а их – на подпрограммы. Предполагается, что 2-3 года будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов федерального бюджета. Цель – упорядочение, так как огромное количество счетов, открытых ФК в ЦБ, затрудняет управление.
Участники бюджетного процесса
На всех уровнях
На федеральном уровне субъекты бюджетного процесса имеют некие полномочия как участники, но не всегда эти полномочия носят властный характер. В бюджетном законодательстве полномочия не всегда властные. Так, полномочия по распределению – властные, а полномочия по принятию гражданско-правового обязательства от имени публичного образования – невластные полномочия.
Участники бюджетного процесса – лишь те лица, которые имеют те или иные полномочия. Получатели средств бюджета полномочиями не наделены, и они не являются участниками бюджетного процесса.
Участниками бюджетного процесса признаются Президент (в субъектах – высшее должностное лицо), высшие исполнительные органы власти, законодательные (представительные органы) – ФС, законодательные органы субъектов, представительные органы МО, органы финансового контроля, главные администраторы, администраторы доходов бюджета, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, администраторы источников финансирования дефицита, получатели бюджетных средств, Центральный банк, что касается ГВФ, то это органы государственных внебюджетных фондов. Все они обладают бюджетными полномочиями.
Поскольку субъект РФ осуществляет свое бюджетное регулирование (так, в СПБ есть закон «О бюджетном процессе в СПБ», который определяет ход процесса), в субъектах детализируется законодательство РФ. Следовательно, могут быть и иные участники бюджетного процесса, но особых отличий нет.
Бюджетные полномочия определяются в основном БК.
Бюджетные полномочия – это установленные БК и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (ОМСУ) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Президент РФ – выступает с ежегодным бюджетным посланием к ФС, содержащим основные направления бюджетной (налоговой) политики. Прежде всего – повышение эффективности управления, мониторинг и иные направления политики.
Исполнительные органы готовят законопроект о бюджете, представляют его в законодательные органы.
Законодательные органы– есть проблемы разграничения полномочий с исполнительными органами. Законодательные органы, в первую очередь принимают закон о бюджете, кроме того, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета, определяют правовой статус органов, которые…, в случае введения временной финансовой администрации в субъекте РФ или МО (когда субъект РФ – «банкрот»), закон о бюджете может приниматься законодательным органом вышестоящего уровня – у субъекта ФС, у МО законодательным органом субъекта РФ.
Исполнительные органы– обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение (правительство), разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета, предоставляют отчет, обеспечивают управление государственным долгом, осуществляют иные полномочия.
Определение ВС от 16.12.2009 г. № 92-Г09-5 – Правительство не может регулировать стадию рассмотрения и утверждения проекта бюджета, это может делать лишь законодательный орган, который имеет полномочия на этой стадии.
Определение ВС от 20.06.2007 – органам исполнительной власти субъектов предоставляются в ряде случаев полномочия по изменению параметров бюджетной росписи. Но внесение изменений в бюджетную роспись не должно затрагивать параметры закона о бюджете, полномочия, касающиеся закона о бюджете, могут реализовываться только законодательным органом.
Постановление ФАС ВВО от 30.11.2009 по делу № А28-3784/2009 – заявление было о том, что в бюджете не было предусмотрено выделение средств на исполнение конкретного судебного решения. Средства на покрытие расходов от исполнения конкретного судебного решения в бюджете не предусматриваются, предусматриваются в общем.
Определение ВС РФ от 1.02.2006 – на стадии передачи средств должны быть согласительные процедуры.
Финансовые органы– составляют проект соответствующего бюджета, предоставляют его для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют его исполнение, устанавливают порядок составления отчетности, осуществляют иные полномочия, регулируют отношения по межбюджетным трансфертам и т. д.
Постановление ФАС УО от 3.11.2009 № Ф09-8430/09-С2, Определение КС от 1.10.2009 № 1312-О-О – с одной стороны, судебные решения должны исполняться, однако денежные средства МО сконцентрированы только в бюджете, поэтому может быть недостаточность средств на конкретную цель, и тогда возникает вопрос, не может ли финансовый орган перераспределить средства в бюджете. КС говорит, что возможно перераспределение расходов в бюджетной росписи без внесения изменений в бюджет может быть только в рамках одного вида расходов, на другие виды расходов нельзя обратить взыскание без перераспределения их в бюджете законодательным органом. При недостаточности средств выбор направления расходования – исключительное полномочие законодательного органа, только представительный орган имеет право определять направление расходования. Исполнительный орган может перераспределять только в рамках вида расходов.
Если закон о бюджете не принят на 1 января года, то есть к началу финансового года, то по ст. 190 БК вводится временное управление бюджетом. На федеральном уровне этого не случается, но на уровне МО это может возникнуть, раньше было и в субъектах. Тогда финансовый орган правомочен ежемесячно доводить лимиты бюджетных обязательств в размере не более 1/12 бюджетных ассигнований и лимитов отчетного финансового года. Иные показатели применяются в размерах на отчетный финансовый год.
Какими показателями руководствоваться, если приняты плановые показатели на следующий после отчетного год? На этот вопрос БК не дает ответа, так как плановые периоды не адаптированы к БК.Финансовый орган не имеет права: доводить лимиты бюджетных обязательств и ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии ЮЛ и ФЛ, предоставлять бюджетные кредиты, осуществлять заимствования более 1/8 объема заимствований предыдущего года в расчете на квартал, формировать резервные фонды.
Не хватает процедур, которые давали бы финансовому органу понять, когда режим временного управления начался и когда он должен завершиться.
Постановление ФАС СКО от 29.03.2005 № Ф08-1104/2005 – поскольку в протоколе сессии законодательного органа видно, что депутаты всесторонне обсуждали вопрос предоставления ???
Администраторы, главные администраторы(ст. 160.1 БК).
Главный администратор обладает наиболее общими полномочиями. Формирует перечень администраторов, наделяет их бюджетными полномочиями, доводит до них сведения для составления финансового плавна или проекта бюджета, сведения для ведения кассового плана, формирует и предоставляет бюджетную отчетность и т. д.
Администраторы несут само бремя практической деятельности, связанное с начислением, учетом, контролем исчисления платежей, взысканием платежей, решениями о возврате излишне уплаченного, решениями о зачете, бюджетной отчетностью, и т. д.
Главный администратор – ФНС, администраторы – территориальные органы ФНС. Аналогично и иные органы. Перечень главных администраторов – в законе о бюджете.
Особенность ФНС как администратора – такой орган, администрирующий налоговые доходы, существует только на федеральном уровне и создает территориальные органы. При этом в налоги включаются и пени, и штрафы.
Постановление Правительства № 995 от 29.12.2007 – о перечнях администраторов. Администраторы определяются по доходам, которые они администрируют. Каждый главный администратор принимает свои акты, который регламентирует администрирование определенного дохода, в т. ч. территориальными подраделениями, может быть администрирование органами субъектов доходов бюджета РФ (Приказ Роструда от 17.08.2010 № 231).
Во многих случаях возникает проблема о том, что плательщик должен правильно определить получателя платежа, то есть администратора. Это касается некоторых неналоговых доходов. Тогда суды оценивают, имеет или не имеет орган права администрировать соответствующий доход.
Была раньше очень массовая проблема (теперь решенная), когда было непонятно, к какому органу обращаться плательщику страховых взносов в ПФР – в ФНС или в ПФР (функции были разделены), обращаться надо было в ФРС.
Приказ Минфина № 80н (2008 г.) – порядок учета участников федерального бюджетного процесса (распорядителей, получателей, администраторов, главных распорядителей и главных администраторов бюджета), они получают собственный код.
Главный распорядитель, распорядитель
По системе главных распорядителей и распорядителей выстраивается исполнение бюджета.
Главный распорядитель (по ст. 6) – это ОГВ, орган управления ГВФ, ОМСУ, учреждение (в некоторых случаях), имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между распорядителями и получателями бюджетных средств.
Главные распорядители – в законодательном акте, на уровне всего публично-территориального образования.
Распорядитель – ОГВ, орган управления ГВФ, ОМСУ, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Основные полномочия – определены БК.
Ст. 158 БК – основные полномочия главного распорядителя:
обеспечивать результативность, эффективность, адресность, целевой характер бюджетных средств (контроль),
формирование перечня подведомственных распорядителей и получателей,
ведение реестра расходных обязательств,
планирование расходов бюджета,
составление, утверждение, ведение бюджетной росписи,
распределения ассигнований, лимитов,
внесение предложений по формированию и изменению лимитов
определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных учреждений (кто и как может утверждать бюджетную смету)
формирует государственные (муниципальные) задания (в соответсвии с ними предоставляются субсидии учреждениям)
обеспечивает контроль за получением трансфертов
и т. д.
Главный распорядитель распределяет по распорядителям ассигнования, для чего формирует бюджетную роспись. Может обеспечивать внутренний аудит внутри своей системы.
Бюджетные полномочия главного распорядителя (ч. 3 ст. 158 БК): главный распорядитель выступает в суде от имени РФ по следующим требованиям: о возмещении вреда от действий должностных лиц по ведомственной принадлежности, а также по требованиям, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств доведенных казенному учреждению. Выступает не финансовый орган при возмещении вреда по ст. 1069, 1070, а выступает именно главный распорядитель. По остальным основаниям выступают в суде финансовые органы, иные органы в суде почти не выступают.
Главные распорядители поименованы в законе о бюджете, и этим главным образом они отличаются от распорядителей (главное отличие).
Постановление Пленума ВАС № 21 2006 года: нужно выяснять, кто выступает в качестве главного распорядителя, и он будет выступать от казны.
В Послании Президента – система мониторинга качества финансового менеджмента: обеспечение качества расходования наименьшего количества выделяемых средств.
Распорядитель:
Осуществляет планирование расходов бюджета
Распределяет бюджетные ассигнования, лимиты по подведомственным распорядителям и (или) получателям средств и т. д.
Получатели бюджетных средств (ст. 162 БК)
Очень разные точки зрения на понятие получателя средств.
Получатель в бюджетном кодексе – участник бюджетного процесса.
Получатель – это ОГВ, ОМСУ, органы фонда, казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. А что насчет автономных учреждений, ЮЛ, ФЛ? Они не включаются в число участников бюджетного процесса.
В некоторых случаях пытаются обращаться к статусу получателя как участника бюджетного процесса, но применимо к ответственности это неверно, и иные лица, получающие средства бюджета, могут привлекаться к ответственности.
В подзаконных актах, которые регламентируют процедуру исполнения бюджета, находим детализацию категории получателя средств (Приказ ФК от 7.10.2008 № 7н). Там – своеобразное определение, и есть несколько таких определений в актах для определенных целей.
Ст. 289 БК – нецелевое использование бюджетных средств: говорится об ином основании получения получателем бюджетных средств, непонятно, допустимо ли тут расширенное толкование понятия получателя.
Минэкономразвития указало, что негосударственное учреждение не может иметь статус получателя.
Полномочия получателя:
Составляет и исполняет бюджетную смету
Принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства (заключает во исполнение законодательства гражданско-правовые договоры, оплачивает их за счет бюджетных средств)
Обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных ассигнований
Вносит предложения по изменению бюджетной росписи
Ведет бюджетный учет
Формирует и представляет бюджетную отчетность
Исполняет иные полномочия
Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) – это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и исполнение их в бюджетном году.
То есть смета устанавливает объем прав на принятие казенным учреждением расходных обязательств.
Закон 83-ФЗ – об учреждениях. Есть автономные, бюджетные и казенные учреждения. Законодатель ввел эту реформу, чтобы не отвечать по долгам учреждений. При этом больше самостоятельности они не получили. Учреждения (кроме казенных) получают госзадание и субсидии, доходы от деятельности расходуются по своему усмотрению, но при этом есть механизмы контроля.
Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее выполнение государственных (мун) услуг, работ, функций в целях обеспечения выполнения полномочий ОГВ или ОМСУ.
Ст. 161 БК про казенные учреждения распространяется на ОГВ, ОМСУ и органы управления ГВФ. ОГВ становятся казенными учреждениями в части обеспечения своей деятельности.
Какие есть казенные учреждения? Это воинские части, учреждения УИС, силовых структур, психиатрические больницы, лепрозории и т. д.
Все операции отражаются на лицевых счетах в ФК или финн органах субъектов. Казенные учреждения не вправе иметь банковских счетов (грубое нарушение), не могут распоряжаться имуществом без согласия собственника, быть участником и учредителем ЮЛ, получать кредиты и т. д.
Заключение и оплата контрактов – в пределах лимитов бюджетных обязательств, превышение лимитов ведет к признанию недействительным контракта по иску ОГВ. Это вопрос гражданского законодательства, но решается он БК. С точки зрения ГП недостаточность денежных средств не является основанием для признания сделки недействительной, ведь можно обратиться к распорядителю.
Лимиты – объем прав на принятие обязательств. Вопрос в том, что если на момент заключения сделки право на принятие обязательств в таком объеме отсутствует, есть ли тут дефект полномочий, который является основанием для признания сделки недействительной?
Что, если лимиты доводятся, в соответствии с этими лимитами заключается ГПД, но лимиты уменьшаются? Казенное учреждение должно обеспечить согласование размещения заказов на новых условиях. Контрагент вправе требовать лишь возмещение фактически понесенного ущерба, вызванного изменением условий гос контракта.
При ответственности по обязательствам: при недостаточности денежных средств ответственность субсидиарно несет собственник имущества.
Бюджетное учреждение – формально не является участником бюджетного процесса. Передаются субсидии на выполнение гос задания, но могут быть иные субсидии, бюджетные инвестиции. Получает доходы от доходной деятельности, средства бюджетов ГВФ (медицинские учреждения – из ФОМС). Операции осуществляются через лицевые счета в ФК.
Постановление Правительства от 30.12.2011 № 1249 – об исполнении бюджета, есть правила предоставления субсидий учреждениям.
Бюджетному учреждению должны открываться лицевые счета, открытые в органах ФК. Это не один лицевой счет, их может быть несколько. В зависимости от необходимости санкционирования расходов осуществляется учет операций по счетам с теми или иными денежными средствами. Никакого санкционирования по общему правилу не должно быть, лишь проведение операций. Но если речь идет о субсидиях на выполнение гос задания, должна пройти процедура согласования расходов.
Доходы от оказания платных услуг не изымаются в бюджет, так как они не зачисляются в доходы бюджета, должен быть для них отдельный счет, открытый казначейству в ЦБ, как для средств, не подлежащих зачислению в бюджет.
Автономные учреждения тоже получают субсидии, но имеют больше полномочий по распоряжению имуществом и могут иметь расчетные счета.
studfiles.net
Участники бюджетного процесса и их полномочия таблица
Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти
Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов изложены в ст.
153 БК РФ.
Представительные (законодательные) органы участвуют в бюджетном процессе по двум направлениям:
1) рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении. При рассмотрении и утверждении проектов бюджетов представительные (законодательные) органы на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – облекают бюджет в требуемую правовую форму, аналогичным образом утверждается отчет об исполнении бюджета;
2) осуществление контроля за исполнением бюджетов. Для осуществления последующего контроля за исполнением бюджетов представительные (законодательные) органы создают специальные органы бюджетного контроля (счетные палаты и др.), порядок формирования которых определяется соответствующим представительным (законодательным) органом.
Помимо этого, представительные (законодательные) органы определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочия представительных (законодательных) органовна федеральном уровне определяются Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления.
В 2000 г. введен запрет на создание представительными (законодательными) органами резервных фондов, который был направлен на то, чтобы избежать возможных злоупотреблений полномочиями, поскольку принятие решения о создании таких фондов находится в исключительной компетенции законодательных (представительных) органов. Одновременно был введен запрет на выполнение представительными (законодательными) органами отдельных функций по исполнению бюджетов, что соответствует конституционному принципу разделения властей: если принятие законов (решений) о бюджете относится к компетенции законодательной власти, то исполнение бюджета находится в компетенции органов исполнительной власти.
В то же время этот запрет не распространяется на органы местного самоуправления, совмещающие функции как законодательных, так и исполнительных органов.
Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, закрепленные в ст. 154 БК РФ, реализуются в ходе составления проекта бюджета, исполнения бюджета, а также в ходе контроля за его исполнением.
Органы исполнительной власти участвуют в бюджетном процессе по следующим направлениям:
1) составляют проект бюджета и вносят его с необходимыми документами на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Составление проекта бюджета находится в компетенции высших органов исполнительной власти соответствующего уровня;
2) осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом. Исполнение бюджета осуществляется различными органами исполнительной власти, в том числе финансовыми органами, налоговыми органами, органами по управлению имуществом, органами казначейства и прочими в соответствии с их компетенцией;
3) осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета. Ведомственный контроль за исполнением бюджета осуществляется в соответствии с компетенцией соответствующих ведомств;
4) представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня также составляется высшими органами исполнительной власти соответствующего уровня.
Общие полномочия исполнительных органов власти на федеральном уровне установлены Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне –конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления. Правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления на исполнительные органы могут быть возложены и иные полномочия.
В отличие от представительных (законодательных) органов исполнительные органы власти всех уровней вправе создавать в бюджете резервные фонды. Размер резервных фондов и порядок расходования средств резервных фондов на федеральном уровне определяется БК РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – нормативными правовыми актами исполнительных органов власти субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом органы исполнительной власти всех уровней обязаны ежеквартально информировать о расходовании средств резервного фонда соответствующий орган представительной (законодательной) власти либо представительный орган местного самоуправления
Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства
Министерство финансов РФ выступает в бюджетном процессе на федеральном уровне в качестве органа, ответственного за составление и исполнение федерального бюджета. Полномочия Минфина РФ определены ст. 165 БК РФ, а также Положением о Министерстве финансов РФ.
К полномочиям Минфина РФ в частности относятся:
1) составление проекта федерального бюджета и представление его в Правительство РФ;
2) представление интересов государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
3) составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
4) осуществление управления государственным долгом РФ;
5) организация исполнения федерального бюджета;
6) представление отчета об исполнении федерального бюджета и отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ в Правительство РФ.
Банк России участвует в бюджетном процессе в качестве органа денежно—кредитного регулирования. Бюджетные полномочия Центрального банка России закреплены в ст. 155 БК РФ, а также в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86–ФЗ.
Основными функциями ЦБ РФ являются:
1) разработка совместно с Правительством РФ основных направлений денежно—кредитной политики;
2) обслуживание без взимания комиссионного вознаграждения счетов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
3) осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Органы Федерального казначейства РФ осуществляют кассовое обслуживание бюджетов. Полномочия органов Федерального казначейства установлены ст. 166.1 БК РФ.
К полномочиям органов Федерального казначейства относятся:
1) распределение доходов и иных поступлений между бюджетами по установленным нормативам;
2) открытие счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством;
3) установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов;
4) установление порядка открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
5) ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
6) ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета;
7) составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представление их в Министерство финансов РФ.
Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели
Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (ст. 158 БК РФ).
Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом, перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Основными полномочиями главного распорядителя являются:
1) представление интересов государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;
2) утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
3) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и своевременного возврата;
4) контроль использования бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств наряду с главным распорядителем участвует в исполнении бюджета по расходам (ст. 159 БК РФ).
Основными полномочиями распорядителя бюджетных средств являются:
1) представление интересов государства, субъекта РФ или муниципального образования в договорах о предоставлении средств соответствующего бюджета на возвратной основе;
2) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;
3) утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
4) контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст.
162 БК РФ).
fibradecor.ru
Участники бюджетного процесса
Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти
Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов изложены в ст. 153 БК РФ.
Представительные (законодательные) органы участвуют в бюджетном процессе по двум направлениям:
1) рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении. При рассмотрении и утверждении проектов бюджетов представительные (законодательные) органы на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – облекают бюджет в требуемую правовую форму, аналогичным образом утверждается отчет об исполнении бюджета;
2) осуществление контроля за исполнением бюджетов. Для осуществления последующего контроля за исполнением бюджетов представительные (законодательные) органы создают специальные органы бюджетного контроля (счетные палаты и др.), порядок формирования которых определяется соответствующим представительным (законодательным) органом.
Помимо этого, представительные (законодательные) органы определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочия представительных (законодательных) органовна федеральном уровне определяются Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления.
В 2000 г. введен запрет на создание представительными (законодательными) органами резервных фондов, который был направлен на то, чтобы избежать возможных злоупотреблений полномочиями, поскольку принятие решения о создании таких фондов находится в исключительной компетенции законодательных (представительных) органов. Одновременно был введен запрет на выполнение представительными (законодательными) органами отдельных функций по исполнению бюджетов, что соответствует конституционному принципу разделения властей: если принятие законов (решений) о бюджете относится к компетенции законодательной власти, то исполнение бюджета находится в компетенции органов исполнительной власти. В то же время этот запрет не распространяется на органы местного самоуправления, совмещающие функции как законодательных, так и исполнительных органов.
Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти
Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, закрепленные в ст. 154 БК РФ, реализуются в ходе составления проекта бюджета, исполнения бюджета, а также в ходе контроля за его исполнением.
Органы исполнительной власти участвуют в бюджетном процессе по следующим направлениям:
1) составляют проект бюджета и вносят его с необходимыми документами на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Составление проекта бюджета находится в компетенции высших органов исполнительной власти соответствующего уровня;
2) осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом. Исполнение бюджета осуществляется различными органами исполнительной власти, в том числе финансовыми органами, налоговыми органами, органами по управлению имуществом, органами казначейства и прочими в соответствии с их компетенцией;
3) осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета. Ведомственный контроль за исполнением бюджета осуществляется в соответствии с компетенцией соответствующих ведомств;
4) представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня также составляется высшими органами исполнительной власти соответствующего уровня.
Общие полномочия исполнительных органов власти на федеральном уровне установлены Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне –конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления. Правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления на исполнительные органы могут быть возложены и иные полномочия.
В отличие от представительных (законодательных) органов исполнительные органы власти всех уровней вправе создавать в бюджете резервные фонды. Размер резервных фондов и порядок расходования средств резервных фондов на федеральном уровне определяется БК РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – нормативными правовыми актами исполнительных органов власти субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом органы исполнительной власти всех уровней обязаны ежеквартально информировать о расходовании средств резервного фонда соответствующий орган представительной (законодательной) власти либо представительный орган местного самоуправления
Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства
Министерство финансов РФ выступает в бюджетном процессе на федеральном уровне в качестве органа, ответственного за составление и исполнение федерального бюджета. Полномочия Минфина РФ определены ст. 165 БК РФ, а также Положением о Министерстве финансов РФ.
К полномочиям Минфина РФ в частности относятся:
1) составление проекта федерального бюджета и представление его в Правительство РФ;
2) представление интересов государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
3) составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
4) осуществление управления государственным долгом РФ;
5) организация исполнения федерального бюджета;
6) представление отчета об исполнении федерального бюджета и отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ в Правительство РФ.
Банк России участвует в бюджетном процессе в качестве органа денежно—кредитного регулирования. Бюджетные полномочия Центрального банка России закреплены в ст. 155 БК РФ, а также в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86–ФЗ.
Основными функциями ЦБ РФ являются:
1) разработка совместно с Правительством РФ основных направлений денежно—кредитной политики;
2) обслуживание без взимания комиссионного вознаграждения счетов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
3) осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Органы Федерального казначейства РФ осуществляют кассовое обслуживание бюджетов. Полномочия органов Федерального казначейства установлены ст. 166.1 БК РФ.
К полномочиям органов Федерального казначейства относятся:
1) распределение доходов и иных поступлений между бюджетами по установленным нормативам;
2) открытие счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством;
3) установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов;
4) установление порядка открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
5) ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
6) ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета;
7) составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представление их в Министерство финансов РФ.
Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели
Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (ст. 158 БК РФ).
Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом, перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Основными полномочиями главного распорядителя являются:
1) представление интересов государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;
2) утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
3) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и своевременного возврата;
4) контроль использования бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств наряду с главным распорядителем участвует в исполнении бюджета по расходам (ст. 159 БК РФ).
Основными полномочиями распорядителя бюджетных средств являются:
1) представление интересов государства, субъекта РФ или муниципального образования в договорах о предоставлении средств соответствующего бюджета на возвратной основе;
2) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;
3) утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
4) контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ).
uristinfo.net
12. Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели
12. Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели
Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (ст. 158 БК РФ).
Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом, перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Основными полномочиями главного распорядителя являются:
1) представление интересов государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;
2) утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
3) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и своевременного возврата;
4) контроль использования бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств наряду с главным распорядителем участвует в исполнении бюджета по расходам (ст. 159 БК РФ).
Основными полномочиями распорядителя бюджетных средств являются:
1) представление интересов государства, субъекта РФ или муниципального образования в договорах о предоставлении средств соответствующего бюджета на возвратной основе;
2) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;
3) утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
4) контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, казенное учреждение, получатель бюджетных средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат.
Главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
Главный распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.
Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет. Распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. Распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. Распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств. |
Бюджетное учреждение |
Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации. |
13.5. Получатель бюджетных средств |
Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Получатели бюджетных средств имеют право на: · своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; · своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; · компенсацию в размере недофинансирования. Получатели бюджетных средств обязаны: · своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; · эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; · своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; · своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; · своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств. |
studfiles.net
Участники бюджетного процесса и их характеристика.
Участники бюджетного процесса
Президент;
Правительство;
Законодательные органы государственной власти и органов местного самоуправления;
Центральный Банк;
Органы государственного и муниципального финансового контроля;
Исполнительные органы власти;
Главные распорядители бюджетных средств;
Главные администраторы доходов;
Главные получатели бюджетных средств.
Компетенция отдельных органов власти и органов местного самоуправления в бюджетном процессе строго разграничена и определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований, бюджетным, налоговым и иным законодательством, а также нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.
Президент РФ инициирует бюджетный процесс в Российской Федерации, направляя Федеральному Собранию ежегодное Бюджетное послание и определяя в нем приоритеты бюджетной политики на планируемый финансовый год; подписывает и обнародует федеральные законы, включая закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Президенту РФ принадлежит право законодательной инициативы, в том числе по бюджетным вопросам; он имеет право отклонить закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и, наконец, он подписывает закон об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета.
К ведению законодательных (представительных) органов власти, представительных органов местного самоуправления относятся: рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, утверждение отчета об исполнении бюджета, осуществление последующего контроля за исполнением бюджета, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней.
К ведению органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относятся: составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления.
Банк России как основной орган денежно-кредитного регулирования совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
К ведению органов государственного, муниципального финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами власти Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, а также организация исполнительной власти и органами местного самоуправления, относится осуществление контроля за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проведение экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств участвуют в бюджетном процессе на стадии составления бюджета, его исполнения, составления отчета об исполнении бюджета. На стадии составления бюджета главный распорядитель определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, осуществляет сводные расчеты бюджетных ассигнований на планируемый год, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
Составление проектов бюджетов: составляющие бюджетного послания Президента РФ, необходимые документы и сведения для составления бюджета, прогноз социально-экономического развития территории, перспективный финансовый план, баланс финансовых ресурсов, план развития государственного сектора, долгосрочные целевые программы.
Бюджетный процесс включает 4 стадии: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов. Весь бюджетный процесс длится от 2,5 до 3 лет.
Составление проекта бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Составление проекта начинается за год или 1,5 года до начала бюджетного года.
Решение о начале работы инициирует Президент РФ,ежегодным обращением Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, которое является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента.
Правительство РФ организует поэтапное проведение бюджетного процесса. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.
В состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете входят следующие основные характеристики бюджета, которые должны содержаться в его проекте:
1) общий объем доходов бюджета; 2) общий объем расходов бюджета;
3) дефицит бюджета. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет.
Фискальные органы подают заявки вМинФин о планируемых доходах, а бюджета – получатели подают сведения о планируемых доходах. На основе этих данных составляется несколько вариантов проекта бюджета.
Составление проекта бюджета основывается на следующих документах:
1) бюджетное послание Президента РФ; 2) прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; 3) основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; 4) прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; 5) план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Кроме этого одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год представляются и другие документы:
1) прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; 2) адресная инвестиционная программа на очередной финансовыйгод; 3) план развития государственного или муниципального сектора экономики; 4) структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета; 5) оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; 6) оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год; 7) другие документы и материалы, предусмотренные БК РФ.
Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Прогноз социально-экономического развития поселения может разрабатываться местной администрацией муниципального района в соответствии с соглашением между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования одобряется соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.
Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.
В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.
Изменение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период осуществляется уполномоченным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом (должностным лицом) местной администрации.
Перспективный финансовый план — документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он план разрабатывается в целях:
— информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
— комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
— выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
— отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.
План развития государственного или муниципального сектора экономики включает:
— перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;
— перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий;
— программу приватизации (продажи) государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
— сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
В план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления могут определять дополнительные составляющие и дополнительные требования к плану развития государственного или муниципального сектора экономики.
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).
Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Процесс исполнения федерального бюджета.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям бюджетных средств. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись и направляется в орган, исполняющий бюджет.
Уведомления о бюджетных ассигнованиях доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств. Бюджетные учреждения составляют сметы доходов и расходов и представляют их на утверждение вышестоящему распорядителю, который их утверждает.
Орган, исполняющий бюджет, утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств (расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью).
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральное казначейство открывает в ЦБ РФ, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов.
Возможна блокировка расходов бюджета. Она осуществляется по решению руководящего финансового органа на любом этапе исполнения бюджета (например, при нецелевом использовании бюджетных средств).
Если доходы бюджета превышают утвержденные законом показатели, то превышение используется на покрытие дефицита и погашение долговых обязательств бюджета. При этом изменения в закон о бюджете не вносятся..
Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение за счет этого доходов не допускаются.
Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы и Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета — законодательный орган.
Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие также 31 декабря.
Главный распорядитель средств федерального бюджета.
Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
infopedia.su