Понятие государства признаки и атрибуты – (, , )

Понятие, признаки и атрибуты государства

Английский философ и политический мыслитель Дж. Локк
(1632
1704)
на первый план поставил человеческий разум, пришедший к пониманию необходимости создания специального органа — го­сударства, способного лучше обеспечить естественные права людей (такими он считал право на жизнь, свободу и собственность), чем их традиционные, догосударственные формы общежития.

Выдающийся французский философ, моралист и политический мыслитель Ж.-Ж. Руссо признавал необходимыми коллективные фор­мы жизни, потому что в одиночку человек не может противостоять внешним факторам — стихийным бедствиям, нападению врагов, появлению частной собственности. Отсюда — «договор всех со все­ми», провозгласивший народ коллективным сувереном власти. Главный труд Руссо, в котором изложена эта теория, — «Общест­венный договор»
( 1 7 6 2 ) .

Теории общественного договора (контрактные теории государ­ства) в определенной мере отражают исторические факты. Так, в Древнем Новгороде существовала договорная система княжения. Здесь с князем, который приглашался для правления, заключался договор с определением срока его действия. Невыполнение такого договора могло повлечь за собой изгнание князя.

Другим примером создания государства под прямым влиянием теории общественного договора являются США. Однако ученые-политологи считают, что контрактные теории государства преувели­чивают роль разума, договорных начал в его создании. Государство возникло, как показывает политическая антропология, не в результа­те добровольной передачи людьми части своих прав специально соз­данному для их защиты и общественного порядка органу, а в ре­зультате длительного естественно-исторического развития общества.

Теория насилия

— получила распространение в XIX в. Наиболее известные представители этого направления — австрийский уче­ный Л. Гумплович
(1838—1909) и немецкий ученый Ф. Оппенгеймер
(1864—1943). По Оппенгеймеру, государство возникает не вследствие внутреннего классового расслоения общества, а в результате внешних завоеваний, т.е. завоеваний одних народов другими, а также полити­ческого насилия, которые ведут к углублению социального нера­венства, образованию классов и эксплуатации. Согласно точке зре­ния Л. Гумпловича, государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными. Этих же взглядов придерживался немецкий философ Е. Дюринг
(1833—1921). Завоевания, безусловно, влияли на образование и развитие го­сударства, но политологи считают, что их абсолютизировать не сле­дует, поскольку действовали и другие факторы.

Марксистская теория государства

исходит из того, что государ­ство возникает в результате деления общества на классы; оно вы­ражает интересы господствующего класса. Но марксизм не отрицает и воздействие других факторов (восприятие чуждых образцов с уже наличными в них государственными структурами, внутриэтнические отношения единой государственной общности, наличие угрозы данной общности извне, географические факторы).

Марксизм признает государство основным элементом надстройки, концентрирующим в себе наибольшую совокупность свойств и средств, необходимых для реализации интересов экономически господствую­щих классов. Осуществляя власть этих классов, оно создает и под­держивает правовые, этические, идеологические, научные, эстетические и т.п. системы, назначение которых — обосновывать и оправдывать интересы этих классов. Это означает, что любая динамика государ­ственных институтов, их изменения в ходе эволюции и качественные преобразования объясняются динамикой общественно-экономичес­ких отношений. Поэтому в марксистской теории государства типы государства
определяются базисом общества: рабовладельческое, фео­дальное, буржуазное и социалистическое государства (выделяется также и азиатский тип государства).
В марксистской теории государства поставлена проблема отми­рания государства. Однако ни в одном из ныне существующих го­сударственно-образованных обществ предпосылок отмирания госу­дарства не наблюдается.

Естественно-исторические концепции

государства рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной ста­дии развития форму общежития. Без такой формы общежития об­щество обречено на деградацию и распад. Такие концепции разра­батываются на современном этапе, хотя подобные идеи высказывал Аристотель
(384—322 до н.э.).

Современная теория генезиса государства

считает, что государст­во возникает «в результате разложения родоплеменного строя, по­степенного обособления от общества слоя вождей и их прибли­женных и средоточия у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием целого ряда факторов».

Помимо факторов, рассмотренных при характеристике различ­ных теорий происхождения государства, называют также следующие:

1) развитие общественного разделения труда, выделение управлен­ческого труда, в целях повышения его эффективности, в специ­альную отрасль;

2) возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации;

3)демографические факторы, изменения в воспроизводстве са­мого человека.

Рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого образа жизни к оседлому, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами — все это по­вышало, по мнению политологов, потребности общества в регули­ровании взаимосвязей людей данной территории.

Антропологические факторы

Антропологические факторы означают, что государственная фор­ма организации коренится в самой общественной природе человека. Так, Аристотель в своем труде «Политика» писал, что государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития».

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства и его особенности: геогра­фическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли.

Многочисленные исследования государства показывают, что оно возникает и развивается под влиянием целого ряда факторов, среди которых выделить один в качестве определяющего невозможно.

В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией.

Государство как образование существует у ж е на протяжении тыся­челетий (с IV тыс. до н.э.). Оно изменялось вместе с развитием все­го общества.

mirznanii.com

ПРИЗНАКИ (АТРИБУТЫ) ГОСУДАРСТВА.



Поиск Лекций




Ключевыми составляющими элементами или атрибутами любого государства являются: ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ, АППАРАТ (система государственных институтов), НАЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ, НАЛОГИ, СУВЕРЕНИТЕТ, МОНОПОЛИЯ НА ПРАВОТВОРЧЕСТВО (исключительное право государства издавать законы и др. нормативные акты, общеобязательные для всей страны).

ТЕРРИТОРИЯ – это пространственная основа государства.

Территориальные пределы данного государства могут меняться во времени в силу в силу приобретения или утраты тех или иных частей государства. Внешние границы устанавливаются , как правило, формально-договорной процедурой, предлагающей механизм демаркации (размежевания земель с указанием их принадлежности на географических картах и на самой местности). Стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является определяющим условием сохранения государства.

НАСЕЛЕНИЕ– это сообщество людей, проживающих на территории данного государства, которое отличает множество специфических национальных, социально-экономических и социокультурных характеристик. Они существенным образом влияют на внешний облик – формы и типы конкретной государственности. Существует проблема взаимоотношений между народом и властью. Народ, как родовое понятие, может быть определён как единственный и естественный источник государственности в данном обществе, члены которого обладают чувством принадлежности к особой человеческой общности, отличающейся от прочих. НАРОД – коллективный феномен, внутри которого имеются «подгруппы», неоднородные по своим социально-экономическим интересам.

АППАРАТ ГОСУДАРСТВА – система органов, воспроизводящих отношения власти и подчинения. Аппарат гос-ва функционирует путём прямого императивного воздействия на все внутренние субъекты, установленные в государстве и обществе на основе юридических норм, которые не бывают нейтральными к интересам различных групп (этносов, классов) данного общества. Государственный аппарат приводит в движение политическую программу стоящей у власти полит. элиты, используя средства прямого и косвенного убеждения и институализированное насилие (тюрьмы, суды, органы правопорядка). Институализированное насилие, как средство поддержания порядка на постоянной основе, является последним аргументом власти и свидетельствует о слабости власти или недостаточном идеологическом оправдании необходимости подчинения людей институтам государственного управления.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА



Представительные органы
(парламент)
Структура
государства
Исполнительно-
Распорядительные органы:
президент,
премьер, правительство
Надзорно-контрольные органы Судебная система
 
Органы охраны
Общественного порядка
Орган государственной безопасности

Вооружённые силы

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:

Сфера реализации государственных целей применительно ко всем типам современных государств обнаруживается при выполнении ими функций внутренних и внешних.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ выполняются в следующих сферах:

· экономической – государство выступает как организатор, координатор, центр планирования экономических процессов в стране;

· культурной – просвещение , воспитание и пропаганда духовных и морально-этических ценностей, организация науки и спорта;

· социальной – государство обеспечивает социальные гарантии через взаимное страхование, спец. программы помощи и содействия, организует систему социального обеспечения малоимущих, нетрудоспособных и пенсионеров, используя механизмы компенсации (стипендий и др. выплат). Социальная политика находится в центре внимания практически всех государств как средство регулирования и формирования « уровня богатства» посредством налоговой системы;

· обеспечение порядка – элементарное обеспечение правопорядка (преследование преступлений), карающая роль государства в обеспечении «размера» справедливости, охрана общественного строя от деструкций (саморазрушительных процессов внутри общества).

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ государства на международной арене также классифицируются исходя из главных целей его существования и интересов. Приоритетами внешнего характера являются действия, направленные на осуществление следующих функций:




· существования – сохранение целостности, безопасности государства;

· контактность – участи в сотрудничестве при соблюдении правил взаимополезности , автономии и суверенности участников.

 

Формы государства

Формы государства определяются тремя категориями:

форма правления ,

государственное устройство – отношения между центральной властью и властью на местах,

политический режим – совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

3.1. Формы правления:

По формам правления государства бывают МОНАРХИИ или РЕСПУБЛИКИ.

МОНАРХИЯформа государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного лица и передаётся по наследству. Как форма государственного правления предполагает:

· высшая власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица, являющегося главой государства обычно по праву наследования престола. (император, король, князь, герцог, магистр, фараон, султан. шейх, хан..)

· по объему властных полномочий монарха подразделяется на АБСОЛЮТНУЮ (неограниченную или самодержавную) и ОГРАНИЧЕННУЮ (конституционную и дуалистическую).

В АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ все политические решения в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности монарх принимает единолично. Другое дело, что он может советоваться и консультироваться с авторитетными для него людьми и даже на своё усмотрение может создавать те или иные совещательные органы (Государственный совет, Собрание старейшин, Верховный диван), назначать мигн7истров, судей, принимающих решения от его имени. Оман, Саудовская Аравия, Катар.

В КОНСТИТУЦИОННЫХ МОНАРХИЯХ сфера полномочий монарха ограничена выбранными представительным органом законодательной власти (парламент, дума, вече…) Правительство подотчётно не монарху, а парламенту и создаётся партией, полбедившей на выборах.– Великобритания, Испания, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Япония

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ – государство, где монарх наделён преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной – Иордания, Кувейт, Марокко.

ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ МОНАРХИИ – Ватикан.

ВЫБОРНЫЕ МОНАРХИИ – Речь Посполитая в 16-18 вв., ОАЭ, Малайзия.

В настоящее время в большинстве конституционных монархий, особенно в европейских королевствах, реальный акцент в о властных полномочиях смещён в пользу выборных парламентов и правительств, а монархии выполняют в основном представительные функции.

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – форма правления, когда высшие органы власти формируются на выборной основе.

Цицерон: «Республика является делом народа».

При этом в каждом государстве , в силу установленной основным законом государства, республика приобретает свои черты.

По объему полномочий и компетенций ветвей власти различают следующие модели:

-президентская республика,

-парламентская республика,

— смешанная республика,

— республика советского типа.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. – США, Бразилия, Аргентина, Мексика.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ:

· президент – глава государства,

· и президент, и парламент избираются всенародно и независимо друг от друга,

· президент самостоятельно формирует правительство, руководит его деятельностью, ведет его заседания и при этом обладает решающим голосом;

· отдельные ветви власти – законодательная (парламент) и исполнительная (правительство) – обладают значительной самостоятельностью. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга.

Президентская форма правления имеет свои преимущества.

Во-первых, президент избирается всем народом и несёт персональную ответственность за всё, что происходит в стране.

Во-вторых, возрастает возможность быстрого и своевременного принятия решений.

В-третьих, в президентской республике более строгое разделение властей, т.е. гарантии против злоупотребления ею.

Основные недостатки :

· власть президента может обернуться единоличной диктатурой;

· увеличивается вероятность конфликтов между законодательной и исполнительной властями;

· данная форма правления зависит от интеллектуальных, нравственных, да и просто физических качеств одного человека.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту. – ФРГ, Италия, Австрия, Индия.

*большие полномочия сосредоточены в руках парламента.

* глава правительства в парламентской системе фактически является главой государства.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

Во-первых, основной объем власти сконцентрирован в руках одного органа власти. Для принятия решения в данном случае требуется большинство голосов в парламенте.

Во-вторых, в парламентской системе менее вероятны конфликты между ветвями власти.

В-третьих, парламент – коллегиальный (коллективный) орган управления, что защищает страну от возможного сосредоточения власти в руках одного человека.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ парламентской системы:

· непрочность многопартийной коалиции;

· в этой системе парламент не сдерживается и не уравновешивается каким-либо другим органом власти.

 

Как видим, и парламентская , и президентская республики имеют свои неоспоримые достоинства и свои очевидные недостатки. Но в политической практике чаще всего встречаются СМЕШАННЫЕ РЕСПУБЛИКИ, где сочетаются черты президентской и парламентской республик. Правительство несёт двойную ответственность и перед парламентом, и перед президентом. У президента сильная власть. Президент глава государства и верховный главнокомандующий. Правительство формируется из представителей победивших партий, но президент назначает главу правительства и вместе с ним формирует правительство. Парламент может вынести правительству вотум недоверия, президент может распустить парламент и назначить досрочные выборы: Франция, Австрия, Ирландия, Польша, Финляндия, Португалия, РБ.

Каждое государство как бы «примеряет» на себя различные элементы той или иной формы правления и находит подходящее сочетание.

Существенным отличием РЕСПУБЛИКИ СОВЕТОВ как государственно формы правления при диктатуре пролетариата был обратный принцип разделения властей – принцип аккумуляции властных полномочий в одном органе власти – Советах, формировавшихся на основе классовой принадлежности (рабочими, крестьянами, солдатами). Органы советской власти в центре и на местах обладали обладали правом принять к своему рассмотрению любой вопрос и вынести по нему законотворческое решение, они формировали ответственные перед ними органы исполнительной власти (исполкомы, Советы народных комиссаров), которые были полностью подотчётны избравшему их Совету. В условиях однопартийной системы и безальтернативности выборов реальная власть в стране сосредоточена в руках партийного аппарата большевистской партии , которая манипулировала деятельностью и решениями органов советской власти.

 

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:

После обретения суверенитета в 1994г. в РБ был создан целый ряд новых органов власти, определены их взаимоотношения между собой. Некоторые перемены в форме правления произошли после принятия изменений и дополнений к Конституции РБ в 1996г. Президент РБ и нижняя палата парламента (Палата представителей) Национального собрания (парламента) избираются всенародным голосованием. Верхняя палата (Совет республики) — формируется местными органами власти и Президентом.

Президент РБ формирует Совет Министров (правительство). Он определяет структуру правительства, назначает премьер-министра (с согласия Палаты представителей), а также его заместителей, министров и других членов правительства. Кроме того, с согласия Совета Республики Президент назначает Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора и целый ряд других высших должностных лиц.

Парламент РБ даёт (или не дает) согласие президенту на назначение премьер-министра, заслушивает доклады премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет её. палата представителей может выразить вотум недоверия правительству.

В процессе принятия законов президент, Палата Представителей и Совет Республики общаются между собой. Для этого предусмотрен особый порядок.

Президент может распустить парламент в случаях, которые оговорены в Конституции. Со своей стороны, и парламент может досрочно освободить президента от должности (например, в случае государственной измены). Последовательность и сроки такой процедуры оговорены в Конституции.

Таким образом, мы видим, что форма правления в РБ ближе к модели президентской республики, хотя Президент и парламент связаны друг с другом некоторыми взаимными обязательствами.

Ж.Ж.Руссо: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

3.2. Формы государственного устройства (национально-территориальной организации):

Существуют следующие типы форм национально-территориальной организации государств:

· унитарное гос-во,

· федеративное гос-во,

· конфедеративное гос-во.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — единое централизованное государство, отдельные части которого не имеют статуса самостоятельных государств.Его отличает единая система высших государственных органов и правосудия, действующих на всей территории страны, единая Конституция и гражданство; унитарными могут быть как республики, так и монархии: Дания, Швеция, Польша, Франция, Япония, Великобритания, Португалия.





Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту







poisk-ru.ru

Тема 3. Понятие и признаки государства — МегаЛекции


 

Вопросы:

1. Понятие государства.

2. Признаки государства.

3. Публичная власть.

4. Территория.

5. Население.

6. Суверенитет.

7. Налоги.

8. Символы и атрибуты.

 

 

Понятие государства

На протяжении истории человечества ученые давали разные определения данному термину.

Согласно Аристотелю (384–322) государство представляет собой «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Как указал Н. Макиавелли (1469–1527), государство связано с всеобщим благом, получаемым от выполнения реальных государственных интересов.

Согласно Ж. Бодену (1530–1596), государство — «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Джон Локк (1632–1704) видел в государстве «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы».

Согласно Л. Гумпловичу, государство — «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка»[25].

В советское время государство понималось как особая организация экономически господствующего класса, посредством которой указанный класс осуществляет свою диктатуру.

После 1985 г. классовый аспект стал резко вытесняться общечеловеческим, а государство стало пониматься как организация «всех и для всех».

В учебнике М. Н. Марченко и Е. Н. Дерябиной (2012) содержится следующая дефиниция: государство есть «организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества»[26].

В учебнике под редакцией Р. В. Шагиевой (2011) «современное государство» определено как «универсальная территориальная политическая организация общества, обусловленная его социальной асимметрией и необходимостью выполнения «общих дел» и обладающая для этого особой публичной суверенной (государственной) властью, специализированным аппаратом управления, прерогативой на издание велений, которые имеют обязательную силу для всего населения страны»[27].


 

 

Признаки государства

Важнейшими признаками государства являются:

1. Аппарат власти и управления.

2. Территория.

3. Население.

4. Право.

5. Суверенитет.

6. Налоги.

7. Символы и атрибуты.

 

 

Публичная власть

Аппарат власти и управления состоит из особого слоя людей, основной целью которых является осуществление властных и управленческих функций.

В рамках первобытного общества власть, имея общественный характер, полностью совпадала с населением.

Впоследствии, в связи с социальным расслоением, разделением труда, прежняя структура уже не отвечала потребностям изменившегося общества. Появляется специальный управленческий аппарат, не совпадавший с населением, основной функцией которого являлось именно управление.

Уже в эпоху Древнего царства в Египте появляется сложная бюрократическая система, со своей иерархией; ко времени Нового царства она крайне усложняется; появляются акты, посвященные всецело правовому регулированию деятельности отдельных должностных лиц (Инструкция визиру).

В настоящее время власть, как правило, обособлена на исполнительную, законодательную и судебную.

 

 

Территория

Территория также является важнейшим признаком государства.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определяет государственную границу РФ как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (ст. 1).

Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению (ст. 2)[28].

Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров РФ, вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ (ст. 5).

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

1) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

2) на море — по внешней границе территориального моря РФ;

3) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

4) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

5) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде (ст. 5).

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами РФ, решениями Правительства РФ (ст. 6).

В родоплеменном обществе, напротив, деление осуществлялось по кровно-родственному принципу (род, фратрия, племя, союз племен).

В государственную эпоху власть распространяется по административно-территориальному принципу.

Территория по своей сущности представляет собой материальную базу существования государства; государственная же граница обособляет территорию одного государства от другого.

 

 

Население

Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ представляет собой устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Под иным гражданством понимается гражданство (подданство) иностранного государства.

Двойное гражданство определяется как наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранный гражданин представляет собой лицо, которое не является гражданином РФ и имеет гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Согласно ст. 4 данного Закона, гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

На основании ст. 5 Закона гражданами РФ являются:

1) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве РФ»;

2) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве».

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ст. 8).

Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом (ст. 10).

При изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ (ст. 17)[29].

 

 

Суверенитет

Суверенитет есть верховенство государства внутри страны и его независимость на международной арене.

На практике существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальный суверенитет фактически не осуществляется, в силу влияния других государств.

Ограниченный суверенитет, в свою очередь, может быть добровольным или принудительным.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 г.) суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем (п. 1 ст. 2). Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра (п. 2 ст. 2). Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права (п. 3 ст. 2). Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией (ст. 3).

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету (ст. 89).

 

 

Налоги

Как установлено Налоговым кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8).

К числу федеральных налогов и сборов относятся:

1) налог на доходы физических лиц;

2) акцизы;

3) налог на добавленную стоимость;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина (ст. 13).

К числу региональных налогов относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный бизнес (ст. 14).

К местным налогам отнесены:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц (ст. 15)[30].

 

 

Символы и атрибуты

Современные государства имеют свои гимны, гербы, флаги, официально установленные правила официального поведения.

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» государственный гимн РФ представляет собой официальный государственный символ РФ, музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, определенных правовым актом.

Исполнение и использование Государственного гимна РФ с нарушением закона, надругательство над ним, влечет за собой ответственность (ст. 9)[31].

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» указанный государственный символ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета (ст. 1).

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой государство и в чем его отличие от родоплеменной организации общества?

2. Перечислите признаки государства.

3. Публичная власть как признак государства.

4. Территория как признак государства.

5. Гражданство и население.

6. Суверенитет как признак государства.

7. Налоги как признак государства.

8. Символы и атрибуты как признак государства.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о