Понятие коррупции ее виды и формы – Понятие коррупции ее признаки и виды, формы проявления — МегаЛекции

Тема 1. Понятие и основные характеристики коррупции

  1. Понятие коррупции, ее проявления и признаки.

  2. Формы и виды коррупции

  3. Криминологическая характеристика коррупционной преступности в Беларуси

  1. Понятие коррупции

Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах. В античных обществах различные подношения и подати были нормой. Дорогой подарок всегда выделял человека среди других просителей и способствовал, чтобы его просьба была выполнена.

Коррупция стала масштабной проблемой современности. Ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет абсолютного иммунитета к коррупции. Криминологи подчеркивают, что сущностное проявление коррупции заключается в злоупотреблении публичными интересами власти на основе предоставленных публичных полномочий в угоду частным интересам.

Легальное определение коррупции закреплено в ст. 1 Закона Республики Беларусь 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией», в соответствии с которой коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

В результате концептуальных дискуссий в политико-правовых науках оформились два равноценных подхода к пониманию феномена коррупции.

Первый из этих подходов может быть назван формально-юридическим, поскольку в его рамках делается акцент на включенности коррупционных деяний в перечень правонарушений, предусмотренных действующим законодательством.

Данная концепция базируется на признании того, что коррупция – это система противоправных действий властных субъектов, связанная с нарушением, прежде всего, специальных правовых норм, определяющих деятельность государственных органов и должностных лиц.

В рамках данной парадигмы коррупционным может быть признано только то деяние, которое находится в сфере правового регулирования и может быть квалифицировано в соответствии со статьями Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях как должностное преступление или правонарушение.

Обычно коррупционные преступления воспринимаются как наиболее опасные единичные проявления коррупции. В Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» нет прямого указания на то, какие преступления следует относить к коррупционным. Списки с их перечислением содержатся в подзаконных нормативных актах и неоднократно менялись.

  1. На сегодняшний день постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 11 января 2011 года № 5/8/1/34/6 утвержден Перечень коррупционных преступлений.

Уголовно-правовая оценка перечисленных составов будет дана при чтении заключительных лекций нашего спецкурса.

В статьях 20 и 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» приводится перечень коррупционных проявлений, которые криминологически классифицируются на: а) правонарушения, создающие условия для коррупции и б) собственно коррупционные правонарушения).

При этом в Законе «О борьбе с коррупцией» перечислены не статьи кодексов Республики Беларусь (Гражданского, Уголовного, об административных правонарушениях), иных законодательных актов, а общественно опасные деяния, которые относятся к коррупционным правонарушениям либо создающие условия для коррупции. Такой законодательный подход может вызвать определенные затруднения в правоприменительной практике.

По юридическим основаниям среди коррупционных правонарушений обычно выделяют четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и преступления.

В нашей стране к гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных статьями главы 32 ГК, а также нарушения порядка возмездного оказания услуг, предусмотренного главой 39 ГК Республики Беларусь.

Дисциплинарные коррупционные проступки заключаются в таком использовании служащими своего статуса для получения благ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (например, осуществление сотрудником органа внутренних дел предпринимательской деятельности вопреки статье 32 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»).

К административным коррупционным правонарушениям могут быть отнесены обладающие признаками коррупции, но не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность. В частности, им является мелкое (т.е. на сумму не превышающую десятикратного размера базовой величины) хищение имущества юридического лица, совершенное путем присвоения или растраты государственным служащим (ст. 10.5 КоАП Республики Беларусь).

Рассматриваемый подход к определению коррупция обладает определёнными недостатками. Например. Недаром в последнее крминологами введено в оборот такое понятие, как «коррупциогенность» правовых норм. Речь здесь идет о фактической нормативной провокации поступков, которые могут быть квалифицированы как коррупционные. Причем причины коррупциогенного нормотворчества могут быть как объективно-беспристрастными (элементарные – непрофессионализм и недальновидность), так и субъективно-корыстными.

В конечном счете, следует помнить, что при всей многогранности проблемы «коррупция как правовое явление», она безоговорочно связывается с процессом правового регулирования общественных отношений и абстрагирования от социально-психологических оценок этого явления с точки зрения морально-этических норм.

Социально-политическая модель исследования коррупции

Второй подход к определению феномена коррупции может быть определен как социально-политический в силу того, что в его методологических рамках коррупция исследуется не столько как система должностных преступлений, сколько в качестве негативных девиации ролевых функций любых субъектов, наделенных властными полномочиями. При этом представляется недопустимо отождествление коррупции как криминального явления и составов коррупционных нарушений. Это проявления совершенно разных уровней. Данный подход стремится уйти от узко юридической трактовки коррупции, признавая ее явлением не столько уголовно или административно-правовым, сколько социально-политическим. Довольно подробно социально-политическая парадигма исследования коррупции рассмотрена в рамках Йельской правовой школы, яркой представительницей которой является Сьюзан Роуз-Аккерман.

Сторонники данного подхода исходят из того, что коррупция присутствует тогда, когда субъект, наделенный управленческими (властными) полномочиями, использует предоставленные ему полномочия для достижения целей, непредусмотренных этими полномочиями.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями управляющего субъекта и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Коррупции может быть подвержено любое лицо, обладающее дискреционной властью, т.е. властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.).

Необходимо отметить, сфера коррупции не ограничена государственным сектором. Коррупционные злоупотребления имеют место и в общественных организациях, профсоюзах, благотворительных организациях и др. В частных коммерческих организациях управляющие субъекты используют свою дискреционную власть при заключении контрактов, найме новых работников, надзоре над подчинёнными и т. д. Это открывает возможности для действий с целью получения личной выгоды, которые при этом могут наносить экономический ущерб владельцам или акционерам компании, интересам трудового коллектива, кредиторам, а также государственным и общественным интересам.

К юридическим признакам коррупции следует отнести:

  • обязательный субъект коррупционных отношений – должностное лицо, уполномоченное на выполнение управленческих (властных) функций или юридически значимых действий;

  • умышленная вина, корыстная или иная личная заинтересованность субъектов коррупционных отношений;

  • действие или бездействие – использование лицом, уполномоченным на выполнение управленческих функций, вопреки интересам службы, своего служебного положения либо связанных с ним возможностей, либо авторитета организации, в котором оно служит;

  • корыстная цель – противоправное получение для себя или третьих лиц имущественных или неимущественных благ, льгот и преимуществ в результате выполнения или невыполнения определенных действий по службе либо за обещание выполнить или не выполнить их в будущем.

studfiles.net

Понятие и виды коррупции как социального и исторического явления

 

В статье дано определение коррупции, отмечены основные ее виды. Проанализировано влияние коррупции с точки зрения развития социально-экономических систем в рамках институционализма.

Ключевые слова:коррупция, антикоррупционная политика, исследование, виды коррупции.

 

Коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий.

В Федеральном Законе от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» представлено следующее определении коррупции:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а« настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Понятие коррупции очень многогранно, и чем точнее его разделить ее по видовым признакам, тем легче понять, с чем и как бороться. Необходимо отметить, что у разных авторов видовая классификация коррупции различна. В основном коррупцию разделяют по четырем видам в зависимости от сферы деятельности:

1.      По субъектному составу.

—          Высшая коррупция, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне.

—          Низовая коррупция, происходящая при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления.

—          Особая коррупция, проявляющаяся в негосударственных организациях.

2.      По объекту воздействия.

—          Коррупция в органах законодательной власти.

—          Коррупция в органах исполнительной власти.

—          Коррупция в судебных органах.

—          Коррупция в органах местного самоуправления.

—          Коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях, которая еще требует серьезного осмысления в российском праве.

3.      По характеру воздействия на регулируемые отношения.

—          Уголовно наказуемые преступления.

—          Гражданско-правовые нарушения.

—          Административные и дисциплинарные проступки.

—          Злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам и т. п.

4.      По своему охвату (размерам).

—          региональная.

—          Национальная, действующую в рамках одной страны, одной системы права;

—          Межнациональная (международную), охватывающую своим действием несколько государств.

Проблема коррупции в России стоит очень остро, борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений государственной политики. Среди основных этапов борьбы с коррупцией в России можно выделить:

—          создание Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции,

—          Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 сентября, 28 декабря 2013 г.),

—          формирование комитетов и комиссий по борьбе с коррупцией в органах государственной власти.

По поручению Президента Российской Федерации Общественная палата в 2011 г. подготовила доклад об эффективности антикоррупционной политики. В заключении доклада отмечено, что главной мерой борьбы с коррупцией и в то же время — главным условием эффективности всех остальных предлагаемых мер, является реальное сотрудничество власти и общества, а значит — реальный контроль гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Это связано с социальным аспектом проявления коррупции.

Несмотря на то, что государство выделяет средства на различные проекты по борьбе с коррупцией, многие страны так и остаются лидерами в этих списках наиболее коррумпированных государств.

В 2013 г. ряд известных организаций опубликовало рейтинги уровня коррупции в различных сферах экономики и общественной жизни, в нем Россия, по-прежнему, находится на верхних позициях.

Одно из самых известных исследований — Transparency International: Барометр мировой коррупции 2013.

Данное исследование проводится организацией Transparency International — неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. В 2013 году «Барометр мировой коррупции» по заказу Transparency International был составлен компаниями, входящими в глобальную сеть фирмы по проведению опросов общественного мнения WIN/GIA. Показатель, который отражается в данном исследовании, называется Индекс восприятия коррупции. Всего коррупция была оценена в 177 странах по шкале от (0) — самый высокий уровень коррупции до 100 (самый низкий уровень коррупции).

В 2013 г. Россия набрала 28 баллов и заняла 127 место в рейтинге. Такой же результат показали Азербайджан, Коморы, Гамбия, Ливан, Мадагаскар, Мали, Никарагуа и Пакистан. Если сравнивать нынешний показатель России с результатом предыдущего года, позиции страны не изменились, а повышение места в рейтинге на шесть пунктов связано с отрицательной динамикой ряда других стран.

Согласно данным исследования, россияне считают коррумпированной судебную систему (59 %), законодательную власть (54 %), госслужащих (74 %) и политические партии (49 %), а также реформированную полицию (66 %) [1].

Рис. 1. Сферы жизни, связанные с фактами коррупции в России

 

Изучение коррупции как социального явления необходимо начинать с установления исторических корней противоправных действий, которые считаются коррупционными.

В России истоками терпимого восприятия коррупции является период кормления, т. е. тот период, когда существовала система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения.

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

В Судебнике 1550 г. законодателем произведено разграничение между двумя формами проявления коррупции: лихоимством и мздоимством. В соответствии со ст. 3, 4 и 5 Судебника под мздоимством подразумевалось выполнение действий по службе должностным лицом, участником судебного разбирательства, при рассмотрении дела или жалобы в суде, которое оно выполнило вопреки интересам правосудия за вознаграждение. Под лихоимством понималось получение должностным лицом судебных органов разрешенных законом пошлин свыше нормы, установленной в законе.

К 1556 году в России была отменена система содержания аппарата управления за счет натуральных и денежных сборов и заменена земским управлением с установлением оплаты труда [2].

Следует отметить, что коррупция — не только результат старой традиции «кормления от дел», это, прежде всего, результат слияния власти и людей власти, т. е. господства власти над законом, отсутствия развитых элементов гражданского общества с его ответственностью, разделением властей и подчинением власти закону.

В органах власти коррупцию можно определить как социальное явление, заключающееся в разложении органов власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и существующим нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.

Если подходить к развитию экономики с точки зрения институционалистов, которые движущей силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте, то деятельность институтов (прежде всего, власти) является определяющей. Коррупция, напротив, препятствует объективному функционированию институтов и приводит к ненадлежащему выполнению своих обязанностей представителями власти.

Таким образом, деятельность субъектов общества, регулируемая соответствующими институтами, не может осуществляться наиболее эффективно, т. к. определенная доля ресурсов расходуется на коррупционные операции. Все это влечет неэффективное, а, порой, крайне негативное, выполнение функций государства, особенно социальных.

 

Литература:

 

1.                  Электронный ресурс: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/11488-mipovye-peytingi-o-possiyskoy-koppuptsii.html

2.                  Минакова, И. В. История таможенного дела и таможенной политики России [Текст] / Минакова И. В., Рогов Р. А., Коварда В. В. // Международный журнал экспериментального образования. Издательство: Издательский Дом «Академия Естествознания» (Пенза). — №: 2, 2012. — С. 135–136.

moluch.ru

Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова

Кафедра политологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственная политика и управление»

Тема: «Роль государственного управления в борьбе с коррупцией»

Выполнил:

Студент гр. Ф-381

Скакунов Д.В.

Научный руководитель:

Проф., д.п.н.

Шатравин С.А.

Санкт-Петербург 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Понятие коррупции, ее виды и формы………………………….5

1.1.Понятие коррупции и история возникновения…………………………….5

1.2.Виды и формы коррупции…………………………………………………..8

ГЛАВА 2. Причины коррупции и способы борьбы с коррупцией………20

2.1. Причины коррупции…………………………………………………………20

2.2. Пути решения проблемы коррупции………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………33

Список литературы…………………………………………………………….35

ВВЕДЕНИЕ

В концепции национальной безопасности1 коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности.

Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью. Рост коррупции в России – один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. Коррупция негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционном рейтинге страны.2 Перечень отрицательных последствий коррупции достаточно велик, что позволяет говорить об актуальности и остроте данной проблемы.

Целью работы является рассмотрение роли государственного управления в борьбе с коррупцией.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • Определение понятия, а также видов и форм коррупции;

  • Выявление причин возникновения коррупции;

  • Рассмотрение путей решения проблемы коррупции в системе государственной службы.

Основные источники, употребленные для написания данной работы можно разделить на два основных типа.

К первому типу источников относятся нормативные акты: указы Президента РФ, конвенция ООН против коррупции, концепция национальной безопасности РФ.

Ко второму типу источников относятся журнальные статьи и монографии, в которых описывается проблема коррупции, ее виды, формы, опасности этого явления, а также пути ее преодоления.

Основная часть работы содержит две главы. В первой главе описывается понятие коррупции, возможные формы ее проявления и специфика различных видов коррупции. Вторая глава посвящена рассмотрению причин возникновения коррупции и путям борьбы с ней.

Глава 1. Понятие коррупции, ее виды и формы

studfiles.net

3. Формы коррупции

Являясь системной характеристикой, коррупция проявляется в самых различных формах.

Формы коррупции — преступления

Взяточничество — это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Сюда же можно отнести незаконные пожертвования и вклады.

Злоупотребление должностными полномочиями — это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Формой злоупотребления может быть вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности — это учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Формы коррупция – проступка.

Несмотря на то, что она не является уголовно-наказуемой (надо доказать, что проступок является взяткой, злоупотреблением и т.д.), она наносит не меньший вред государственной службе. Этот вид коррупции весьма разнообразен, так как, возникает, когда у чиновника появляется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. От того, какими ресурсами и возможностями обладает чиновник и зависит проявления форм коррупции-проступка. Они могут проявляться в виде:

— вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции, уменьшения арендной платы, банковской ссуды на льготных условиях, в форме продажи товаров по заниженной цене или, наоборот, покупки товаров по завышенной цене и т. д.

— получения «комиссионных» («откатов») за размещение государственных заказов;

— поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

-неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций, учреждений, а также коммерческих и некоммерческих организаций;

— использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

необоснованный отказ в предоставлении информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законом; предоставление неполной или передача недостоверной информации;

— оказание неправомерного предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности;

— требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;

— нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

-предоставления преимуществ при поступлении и продвижении по государственной службе родственников, друзей, знакомых, так называемый кадровый протекционизм;

— использование государственным служащим своих служебных полномочий при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;

— дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания и протокольных мероприятий;

фаворитизм (патронаж, непотизм) назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, друзьям, политическим союзникам, соплеменникам, единоверцам и т. п.),

клиентелизм (обмен услугами по принципу «ты – мне, я — тебе»).

Достаточно распространена в России политическая коррупция — коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп, корпораций или отдельных лиц за власть. Политическая коррупция связана с получением должностными лицами политических выгод, с прорывом во власть и последующим ее использованием для своего обогащения в той или иной форме.

Данный вид коррупции разрушает фундаментальные демократические процессы и основательно подрывает политические и правовые устои власти и ее авторитет. Опасность политической коррупции возрастает еще и потому, что она в наименьшей степени подпадает под определение

Ее формы:

— коррупционный лоббизм;

— коррупционный фаворитизм;

— коррупционный протекционизм;

— тайные взносы на политические цели;

— взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями;

— использование административного ресурса (в организации доступа к СМИ, в организации давления на бизнес-структуры во время избирательной кампании, на органы внутренних дел

— прямой (деньги или подарки, чтобы избиратели голосовали, как надо) и непрямой подкуп (через благотворительные форды или через раздачу обещаний в виде контрактов).

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *