Понятие признаки и сущность государства – 8. Государство: понятие, сущность, признаки

8. Государство: понятие, сущность, признаки

Государство — публично-властная, политико-правовая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:

«Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель

«Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин

«Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович

«Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон

Признаки государства:

1. население

2. территория

3. суверенитет

4. взаимосвязь государства и права

5. система налогообложения

6. публичная государственная власть

Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

9. Характеристика основных внешних функций государства

Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Внешние функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.

В современный период Российскому государству присущи следующие внешние функции:

  • 1) Функция обороны страны – деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов и др. Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем, поэтому роль данной функции велика.

  • 2) Функция поддержания мира и мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, военно-техническое сотрудничество с другими странами.

  • 3) Функция делового сотрудничества с другими государствами — проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

  • 4) Функция 

    интеграции в мировую экономику — в самостоятельную функцию выделилась лишь в последний период развития Российского государства. Данная функция означает использование возможностей для эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Так Россия вступила в основные международные организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

10. Внутренние функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач.

В современный период Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

  • 1) Экономическая функция: заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. Используются экономические методы: налоги, займы, кредиты, льготы и др.

  • 2) Функци социальной защиты — направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности (поддерживать малоимущие слои населения, здравоохранение, строительство и др).

  • 3) Функции развития культуры, науки и образования – призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования различными учреждениями культуры и искусства, государственную поддержку развития науки и образования. Т.е. развивать театр, литературу, кино, музыку, искусство, спорт, радио, телевидение и др., сохранение памятников, заповедных зон, музеев, библиотек.

  • 4) Функции налогообложения: заключаются в сбое налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

  • 5) Экологическая функция — выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования, в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

  • 6) Функция охраны прав и свобод гражданина, всех форм собственности, правопорядка – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

studfiles.net

Лекция 3 Понятие, признаки и сущность государства

3.1 Понятие государства, его сущность и основные признаки

Государство – это форма организации жизни общества, отличительной чертой которого является наличие выделенной из общества, всеми признанной или утвердившейся верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся в пределах определённой территории.

Иногда государство называют политически организованным обществом, подразумевая, что единство, целостность и политический характер этому обществу придаёт верховная власть, распространяющаяся на определённую (государственную) территорию. Такую власть называютполитическойилигосударственной.

Государственную власть следует отличать от самоуправления:

— при самоуправлении вопросы, представляющие общий интерес, решаются всеми членами общества внародномсобранииилиорганом, который пользуется его полным доверием и подотчётными ему. Соответственно, власть представляет собой органическую часть или функцию общества.

— в государстве власть выделяется из общества, стоит над ним, приобретает по отношению к обществу известную самостоятельность. Воплощением и символом обособления государства от общества становится

государственныйаппарат– особым образом организованный контингент лиц, занимающихся исключительно управлением и требующий немалых средств на своё содержание, которые взыскиваются в форме налогов.

Выделение органов власти из общества служит основанием для более узкогопонимания государства, сводящего это явление к государственной власти или к механизму государственной власти. Так, в частности,К. Маркс под государством понимал правительственную машину, которая в силу разделения труда возникает из недр общества.

Термин государство используется и вширокомсмысле, а именно для обозначения особой формы общества.

Таким образом, вопрос о понятиигосударства является столь же сложным и древним, как и само государство. К определению данного понятия постоянно обращались представители политико-правовой мысли, начиная с античности и заканчивая современностью. Сложность и многогранность

государствакак явления и понятия, соднойстороны, и субъективность его восприятия различными авторами – сдругой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования:

Аристотельсчитал, чтогосударство– «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее»;

Николо Макиавелли определялгосударствочерез общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

Жан Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости».

Томас Гоббс, Д. Локк, Руссо называли государством «гражданское общество», т. е общество, состоящее из граждан.

В российской политико-правовой мысли также высказывались различные точки зрения на определение государства:

А. Паршин (российский государствовед началаXXв.): государство – это «социальное явление кооперативного выполнения за счёт населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни».

И. Ильин определял государство как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих её силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками.

Государство рассматривается и в качестве союза «свободных людей, живущих на определённой территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» (Хвостов В.), «властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определённой территории» (

Трубецкой Е.).

В послереволюционный период государство нередко трактовалось как «политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру».

С середины 1980 – х гг. классовая тональность в определении государства стала постепенно вытесняться общесоциальной направленностью: государство рассматривается как единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт для этого обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Таким образом, несмотря на определённые различия, высказанные соображения побуждают рассматривать государство какособуюформу организации жизни общества, что позволяет охватить все стороны этого сложного явления.

Существенное влияние на теоретико-правовую мысль в понимание природы государства оказала нормативистская школа права,в рамках которой сформировались следующие подходы к понятию «государство»:

  • в юридическом смысле государство рассматривается как правовой феномен, как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается установленным в масштабе нации или страны правовым порядком. В силу этого проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка. Несмотря на то, что государство издаёт или санкционирует право, тем не менее, в своём поведении и действиях оно, как и индивид, должно быть связано с правом.

  • В социологическом смысле государство понимается как некая социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от её правового порядка и правовой реальности. Для государства, рассматриваемого в данном аспекте, характернойчертойявляется исходное рассредоточение власти по различным органам. По мнению одного их представителейнормативистской школы праваГанса Кельзена, «не существует таких государств, где все акты и действия исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что называется социологическим государством».

  • Понятие государства определяется как живой, «естественный организм». В соответствии с данным подходом государство рассматривается как форма социальной биологии.

  • Понятие государства определяется как «политически организованное общество», как «государство-власть». Государство, подчёркивал Ганс Кельзен, имеет политический характер, проявляется, прежде всего, как политическая организация потому, что оно устанавливает порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы.

Одним из сложнейших вопросов юридической науки является определение сущности государства. Само понятие «сущность государства»стало широко использоваться представителямимарксистской теории, по мнению которых государство – это орудие для насилия одного класса над другим, для обеспечения эксплуатации, за исключением социалистического государства.

Подобный подход в изучении сущности государства оставлял без внимания многие его иные характеристики. В первую очередь это касается того общесоциальногосодержания, которое заключено в государственной организации общества, той социальной ценности порядка, стабильности, которое несёт с собой государство. Это культурологический подход к государству добавляет и оценку роли государства как хранителя прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов, позволяющих народу выживать и воспроизводиться в современных условиях глобальных кризисов: экологического, демографического, энергетического, сырьевого и т. д.

Поэтому в рамках современной ТГП актуальным становится всесторонне раскрытие многогранного социального назначения государства, его структурной и территориальной организации, обеспечения социального компромисса, управления делами общества. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит праву.

На государство и его сущность наряду с общесоциальными и классовыми началами сильное влияние нередко оказывают национальные, религиозные и даже криминальные факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, выражает их интересы, выдаёт их общесоциальные и общенациональные.

Понятие «государство» раскрывается через характеристики, которые показывают его социальное назначение, уникальность и отличие от других догосударственных и негосударственных форм организации общественной жизни людей. Такими характеристиками илипризнаками являются:

В отличие от первобытного строя, где общественная власть распространяется на людей по кровнородственному признаку, при государственном строе власть распространяется на них вне зависимости от территории их проживания. С образованием государства жители в политическом отношении превращаются в простую принадлежность территории.

Независимо от кровнородственных связей они выступают на территории государства либо как граждане(в условиях республики), либо какподданные(в условиях монархии), либо какапатриды, либо какиностранцы, попадающие под юрисдикцию государства.

Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории являются:

— сухопутная территория;

— реки, озёра, искусственные водохранилища, морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства;

— воздушная территория;

— объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

Территориальное деление населения и распространение государственной власти на население определённой территории неизбежно порождает административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц, которые в разных странах именуются по-разному: округа, провинции, области, края, графства и т. д. Однако, несмотря на разное название, их назначение и функции едины – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Суверенитетозначает:

верховенствогосударственной власти внутри страны;

независимостьгосударства на международной арене.

Верховенствопроявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества общеобязательные правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных и общественных органов и организаций.

Виды суверенитета:

  • формальныйсуверенитет государства считается тогда, когда он провозглашается де-юре, но фактически не осуществляется;

  • частичное ограничение суверенитета может быть:

принудительным.Оно имеет место по отношению к побеждённому в войне государству со стороны государств-победителей;

добровольным.Оно допускается самим государством по взаимной договорённости с другими государствами,в частности, ради достижения определённых, общих для всех них целей. Добровольный суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Власть как система отношений подчинения одних людей другими существовала и в догосударственном обществе. Однако она носила общественный характер, исходила из соответствующего общества (рода, племени и т. д.), использовалась и обеспечивалась самим обществом.

Принципиальные отличительные характеристики публичной государственной власти состоят в следующем:

  • она возвышается над обществом и одновременно представляет его интересы, выступает от его имени;

  • реально выступает в виде особого аппарата, состоящего из государственных служащих, наделённых властными полномочиями, занимающихся только управлением и получающих за это заработную плату;

  • осуществляется государственными органами, которые используют при этом имеющиеся экономические, организационные и иные ресурсы;

  • реализация государственной власти обеспечивается разнообразными способами, в т. ч и принуждением, решающая роль в осуществлении которого принадлежит специальным формированиям и учреждениям.

Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с ФЛ и ЮЛ. Взимание налогов производится принудительно и безвозмездно. По способу взимания налоги подразделяются на2вида:

прямые налоги взимаются с доходов имущества ФЛ и ЮЛ напрямую;

косвенные – опосредовано, путём включения их в стоимость производимой продукции или путём прибавления их к цене товаров.

Налоги необходимы для содержания государственного аппарата и решения различных социальных вопросов.

Государство имеет право издавать НПА, имеющие общеобязательное значение для населения и ЮЛ. Государство имеет право принуждать ФЛ и ЮЛ к исполнению нормативных предписаний, а в случае правонарушения – привлекать виновного к юридической ответственности.

Другие социальные организации не имеют таких прав. Они могут принимать нормы неюридического характера, обязательные только для членов данной социальной организации.

  • Государство создаёт собственную национальную валюту, которая используется как средство платежа в различного рода имущественных сделках внутри страны и по договорённости с другими странами – в международных сделках.

  • Наличие общегосударственного языка.

  • Наличие государственной символики.

Таким образом, государство – это особая организация публичной политической власти, имеющая специальный аппарат государственных служащих, предназначенный для управления и применения принудительных мер к правонарушителям, которая действует в интересах господствующей группы, слоя, клана, класса либо большинства населения, устанавливает законы, собирает налоги, имеет свою валюту, гражданство и символику.

studfiles.net

Понятие, признаки, сущность государства.

Понятие, признаки, сущность государства.

Государство- это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Государству присущи следующие признаки:

Основные: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, госуд. Суверенитет.

Дополнительные: един. Гос. язык, Ед. транспортная система, един. Денежная единица, един. Информац. Система.

Территория это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное пространство, континентальный шельф и др. Население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на территории гос-ва. Население гос-ва может состоять из одного народа или быть многонациональным. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, ощущать над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой слоем людей, которая им управляет. Власть политической элиты осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм гос-ва позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Отличительными признаками государственной власти в отличие от др. видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной, и др.)являются: ее публичность, т.е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население; ее универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; общеобязательность ее указаний. Право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Гос-во осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и др. нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать (хотя это никогда не выполняется в полной мере). Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому гос-ву в связи с тем, что власть правителей осуществляется посредством норм права, приказов, т.е. имеет императивный характер. Если к власти проявляется неуважение, то с помощь правоохранительных органов применяются предусмотренные правовой системой санкции. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Насилие является последним аргументом, к которому прибегают политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Армия. Одна из главных целей правящей элиты заключается в гарантировании территориальной целостности гос-ва. Современное вооружение делает возможным захват территории не только смежных гос-в. Поэтому вооруженное силы до сих пор остаются необходимым атрибутом любого гос-ва. Но армия применяется не только для защиты территориальной целостности, но также может использоваться и в критических внутренних конфликтах (хотя это и не является ее прямой задачей). Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно. Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в гос-ве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного гос-ва не обязаны юридически выполнять приказы других гос-в. Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет- это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет- это независимость во внешних делах.

Формы и функции государства.

Понятие формы государства и её основные элементы.

Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

2. Форма правления.

Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики.

В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. Истории и современной конституционной практике известны такие разновидности монархии, как раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархия.

В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики — президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика, известны и другие разновидности республики — советская республика, суперпрезидентская республика

3. Форма государственного (территориального) устройства.

Форма государственного устройства —способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство— простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) — сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями

4. Государственный (политический) режим.

Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный

5. Взаимосвязь элементов формы государства.

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики — тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии — тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

Структура нормы права.

Структура нормы права —совокупность элементов нормы, согласованных между собой, что позволяет обеспечить норме способность регулировать общественные отношения.

 

Всякая норма-правило поведения имеет следующую структуру:

1) Гипотеза — часть нормы права, в которой содержится условие или обстоятельство при наступлении или наличие которых правило поведение начинает действовать

— содержит юридические факты, т. е. Конкретные жизненные обстоятельства, возникающие по воле людей или независимо от их воли и приводящее в действие правило поведения («если»)

— может быть указано одно или несколько условий

 

2) Диспозиция — центральная часть нормы, в которой выражено само правило поведения, т.е. определены права и обязанности сторон

— 3 элемента: права, обязанности, стороны

 

3) Санкция — часть правовой нормы, в которой содержится вид и мера ответственности, наступающей в соответствии нарушения диспозиции, т. е. совершения правонарушений

— без нее норма бессильна, т. к. не может работать. Поддерживает силу нормы.

Санкции делятся на:

*штрафные

*восстановительные

*предупредительные

 

По определенности:

* абсолютно определенные санкции (строго)

* относительно определенные (от… до…; или)

*альтернативные

 

Источники права

способы внешнего выражения права путем письменного закрепления в официальных документах, нормативных индивидуальных предписаний с целю придания им четкости, стабильности, единообразия. Формы права и источники права отождествляются

 

1. Нормативно-правовой акт — официальный письменный документ, принятый/изданный уполномоченным государственным органом (или путем референдума), содержащий нормы права и являющийся обязательным для исполнения

Признаки:

— исходит от лица государства каким-либо государственным органом (или референдумом)

— содержит нормы права, которые регулируют наиболее типичные общественные отношения

— адресован неопределенному числу субъектов

— например, Гражданский кодекс (типовой) — действует неоднократно, опирается на государственную силу (санкция)

2. Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, являющейся обязательным для применения при принятии решения судом по аналогичному делу

Признаки:

— создается судом

— прецедент всегда представляет собою решение по определенному делу и в отношении определенного лица

— судебный прецедент является обязательным для судов такой же или низшей инстанцией

— В России: прецедент конституционного, верховного и арбитражного суда

3. Правовой обычай — санкционированный государством обычай, применяемый в какой либо сфере жизни общества путем ссылки на него в законе

Признаки

— не записывается в законе (НПА), не излагается в законе, а в законе только указывается, когда возможно применении обычая

— по юридической силе обычай ниже закона, договора. Применяется если таковые отсутствуют

— применении запрещено в публичном праве

— В гражданском кодексе ст.5 — закрепляет правовой обычай

4. Правовой договор — договор (согласие) между двумя или более лицами, в соответствии с которым устанавливаются их права и обязанности в соответствие с интересами этих сторон

Признаки:

— может иметь как нормативный характер, так и индивидуальный. Нормативный — общие установления (международный договор)

— может заключаться как государственными органами, так и конкретными лицами

— носит письменный характер (может иметь и устный)

5*. Правовая доктрина

 

Законы и подзаконные акты.

Закон – принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно правовой акт выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Признаки закона:

1Принимаются только высшими представительными органами власти или народом.

2Регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений.

3Обладают высшей юридической силой.

4Имеют особую структуру, состоят из определённого набора элементов называемых реквизитами.

Конституция РФ это государственно политический документ учредительного характера основополагающая начло всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.

Федеральные конституционные законы – такие акты необходимость принятия которых предусмотрена самой конституцией (о правительстве, о конституционной системе, о гербе, о флаге).

Обыкновенные законы

Издаются в процессе текущей законодательной деятельности и составляют основную массу законов. Обыкновенные законы делятся:

3) Кодификационные. Определяет нормативные основы отдельной отрасли (института законодательства), регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений. Кодификационные законы могут выражаться в формах:

А) Основ законодательства (об охране окруж. среду)

Б) Кодекс – крупный сводный акт детально регламентирующий отдельную сферу отношений. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (уголовный кодекс), либо содержит основную по объему самую важную часть таких норм (трудовой кодекс, гражданский кодекс).

В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов.

4) Текущие законодательство, основная масса законов.

Подзаконные акты – принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строиться на их строгой соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа издающего подзаконный акт в общий иерархической системе органов государства.

В зависимости от органа принявшего подзаконный нормативный акт их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные.

6) Общие подзаконные акты, издаются правотворческими органами общей компетенции (указы главы государства). Указы обладают большей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внешней и внутренней политики государства.

7) Акты правительства , принимаемые на основе закона и указов президента (постановление), по разным вопросам.

8) Ведомственные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции, министерствами, гос. Комитетами и иными ведомствами. Регулируют отношение складывающийся внутри соответствующего ведомства. Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, уставав и т.д. В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативны акты действие которых распространяется на неподчинённые непосредственно им объекты управления а также граждан. Такие акты принимаются в частности министерством финансов, миннздравсоцразвитие и т.д.

9) Местные нормативные акты (акты органов МЦУ) принимаются представительными и исполнительными органами на местах.

10) Локальные нормативные акты (внутриорганизационные) принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций, для регулирования их внутренней деятельности. Распространяют своё действие на работников в соответствующих предприятиях (правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор).

 

Понятие, признаки, сущность государства.

Государство- это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Государству присущи следующие признаки:

Основные: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, госуд. Суверенитет.

Дополнительные: един. Гос. язык, Ед. транспортная система, един. Денежная единица, един. Информац. Система.

Территория это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное пространство, континентальный шельф и др. Население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на территории гос-ва. Население гос-ва может состоять из одного народа или быть многонациональным. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, ощущать над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой слоем людей, которая им управляет. Власть политической элиты осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм гос-ва позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Отличительными признаками государственной власти в отличие от др. видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной, и др.)являются: ее публичность, т.е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население; ее универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; общеобязательность ее указаний. Право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Гос-во осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и др. нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать (хотя это никогда не выполняется в полной мере). Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому гос-ву в связи с тем, что власть правителей осуществляется посредством норм права, приказов, т.е. имеет императивный характер. Если к власти проявляется неуважение, то с помощь правоохранительных органов применяются предусмотренные правовой системой санкции. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Насилие является последним аргументом, к которому прибегают политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Армия. Одна из главных целей правящей элиты заключается в гарантировании территориальной целостности гос-ва. Современное вооружение делает возможным захват территории не только смежных гос-в. Поэтому вооруженное силы до сих пор остаются необходимым атрибутом любого гос-ва. Но армия применяется не только для защиты территориальной целостности, но также может использоваться и в критических внутренних конфликтах (хотя это и не является ее прямой задачей). Налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно. Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в гос-ве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного гос-ва не обязаны юридически выполнять приказы других гос-в. Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет- это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет- это независимость во внешних делах.




infopedia.su

Понятие, признаки и сущность государства

 /   /   /  Понятие, признаки и сущность государства

Понятие государства 

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:

«Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель

«Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин

«Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович

«Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон

Признаки государства:

1. население

2. территория

3. суверенитет

4. взаимосвязь государства и права

5. система налогообложения

6. публичная государственная власть

Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.


Интересное:

www.student-pravo.ru

Понятие, сущность, черты, признаки и свойства государства

Рассмотрим понятие, сущность, черты, признаки и свойства государства.

Государство – это система, которая имеет свою структуру и направлена на решение определенных задач.

С определенного этапа развития общества государство является необходимой формой его организации, обязательным условием для его наличия и функционирования.

В современном понимании государство представляет собой властную систему, которая организует общество в интересах человека.

Для обеспечения своего эффективного функционирования государство должно быть целостным как в организационном, так и в территориальном плане. Государство является своеобразной оболочкой, которая сохраняет целостность определенного общества.

Сложность государства как социального явления предопределяет наличие большого количества различных его определений. В современной литературе государством признается форма организации политической власти в обществе, которая обладает суверенитетом и управляет обществом на основе права при помощи специального механизма.

Государство – это публично-правовая и суверенная организация власти, которая обеспечивает общие интересы населения и является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «государство» употребляется в узком и широком смысле.

В узком смысле под понятием «государство» подразумевается особая политическая организация, совокупность государственных органов, аппарат публичной власти.

В широком смысле под понятием «государство» подразумевается государственно-организованная социальная общность, которая расположена на определенной территории. В данном случае уместно использование понятия «страна».

Людской субстрат государственного аппарата должен быть профессионально подготовлен, учитывать всю совокупность экономических, политических, социальных и иных свойств текущей реальности.

Людской субстрат – это состав государственного механизма, однако государство имеет и структуру, которая отражает принятый способ взаимосвязи между элементами системы. Структура государства характеризуется относительной самостоятельностью. Так, человеческий состав может изменяться, а структура системы государства сохраняться в прежнем виде.

В научной литературе для характеристики сущности государства используют два основных подхода:

1) по вертикали – отличие государства от властных органов общинно-родового строя;

2) по горизонтали – отличие государства от иных политических объединений общества.

В литературе существуют различные подходы к пониманию сущности государства. Характеристика сущности государства является важным этапом изучения его понятия. Сущность государства выделяется из ряда иных его признаков своей философской природой, сложностью и неоднозначностью.

К важнейшим чертам государства относят то, что оно представляет собой целостное, общественное, политическое явление.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующие черты и признаки:

признак публичной власти. Публичной (общественной) является любая власть, однако в данном случае имеется в виду то, что государство как субъект и носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), т.е. власть организована по принципу «субъект – объект»;

– в родовом обществе люди управлялись непосредственно, так как были объединены кровным родством. В государственно-организованном обществе непосредственно управляются социальные процессы, которые происходят на государственной территории;

признак государственной казны. С её наличием связаны такие явления как налоги, государственные займы и кредиты, совокупность которых характеризует экономическую деятельность государства, а также обеспечивает его нормальное функционирование.

Суверенность – это свойство (признак), которое отличает государство от остальных политических организаций. Суверенитет государства представляет собой единство двух черт: независимости государства за его границей и верховенства государства внутри страны.

Суверенитет (верховенство государственной власти) формирует и иные признаки государства, которые отличают его от других политических организаций. Так государство:

– распространяет свою власть на всю территорию страны в рамках её границ;

– имеет устойчивую и длительную юридическую связь с населением в форме подданства или гражданства;

– обладает правом разрабатывать и принимать властные общеобязательные правила, т.е. юридические нормы;

– имеет монополию на легальное применение силы в отношении населения;

– обладает специфическими средствами воздействия (армия, полиция, тюрьмы и т. п.).

Свойство независимости государства вовне ограничивается свойством суверенитета других государств.

lecu.ru

Понятие и сущность государства

Любая политическая система включает в себя центральный институт – государство. Это особая форма политической власти, существующая в обществе. Она обладает определенным суверенитетом. Государство для управления использует целую систему специальных органов. Рассматривая понятие и сущность государства, нужно отметить различия в этих значениях.

Понятие государства подразумевает характерные для него признаки или признаки процессов, происходящих в его структурах. В отличие от этого определения, сущность означает более глубокие свойства и признаки, которые не осознаются органами чувств.

Понятие и сущность государства следует рассматривать более досконально. Долгое время возникали споры по поводу их трактовки. Согласно теории марксизма, государств — это орудие для создания господства в политической сфере, которое имеет тот или иной класс. Поэтому понятие и сущность определялись как подавляющий фактор одного господствующего класса другим.

Как показывает опыт, такое подавление имело место в течение долгого периода. Это связано с тем, что общество не может обеспечить всем своим членам равные возможности и блага.

Возникала и другая версия, которая рассматривала понятие и сущность государства как организацию для реализации общих планов.

Основными признаками государства являются:

— Присутствие публичной власти, которая существует отдельно от общества. Она проявляется в формировании специализированных принудительных учреждений. Эта власть распространяется на всю территорию страны и на все население. К публичной власти относится полиция, армия, тюрьмы, чиновники и другие организации.

— Наличие системы налогов, податей и займов.

— Независимость или суверенитет.

— Правовое законодательство, без которого не может существовать государство. Оно определяет рамки, в пределах которых осуществляются функции государства.

— Монополия на применение силы и других видов физического принуждения. Государство или его органы вправе лишать граждан определенных ценностей, свободы, жизни, если это соответствует действующему законодательству.

— Обязательство представлять общество как единое целое, для защиты его интересов и благ.

Понятие государственного управления, в его материальном выражении, имеет силу на всей его территории. Государство имеет высшую власть, которая распространяется только в пределах его границ. Оно само определяет характер своих отношений с другими странами, которые не имеют права вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Независимость государства не зависит от размеров территорий и численности его населения.

Для государства важным признаком является легитимность власти. Это означает ее справедливость.

Сущность государственного управления можно выразить в нескольких признаках.

1. Оно существует для осуществления общих экономических интересов, а в особенности интересов господствующего класса.

2. Исполнение интересов всех социальных слоев, которое основывается на принципах компромиссов.

3. Существование государства для исполнения интересов нации.

4. Исполнение интересов религий, представленных в данном государстве.

5. Существование государства во имя интересов определенной расы, которая представлена на его территории.

Понятие и сущность государства, а также его структура, являются системой, которая формировалась в течение долгого периода. Подходить к его классификации можно с разной точки зрения. Можно рассматривать его внутреннюю структуру, систему высших органов власти, территориальное разделение, а также способы осуществления власти.

В зависимости от специфики взаимодействия государства с обществом в той или иной мере проявляется одна из его характеристик.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *