Порядок изменения – , — .

Содержание

Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации

Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ 1993 года и федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" от 4 марта 1998 года.
В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ.
Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ устанавливается Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.
Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ устанавливается статьей 137 Конституции РФ и законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ". Федеральный конституционный закон о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно‑правового статуса субъекта РФ должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции РФ.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции, который получает наименование, отражающее суть данной поправки.
Предложение о поправке вносится в Госдуму субъектом права инициативы такого предложения, установленным "статьей 134" Конституции РФ, в виде проекта закона.
Рассмотрение Госдумой проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Одобренный проект в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Госдуму предложение о создании согласительной комиссии.
В течение пяти дней со дня принятия закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые должны рассмотреть его в срок не позднее одного года со дня его принятия.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации.
Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке к Конституции, устанавливает результаты этого рассмотрения.

Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско‑процессуальным законодательством.

ria.ru

Глава 2. Порядок изменения конституции рф

2.1 Пересмотр положений глав 1, 2, 9 конституции рф

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей10.

Конституция содержит запрет пересмотра гл. 1, 2 и 9 Федеральным Собранием РФ, так как она принята путем всенародного голосования и народ учредил именно такие основы конституционного строя, которые закреплены в главе 1. Нормы этой главы определяют содержание всех других положений Конституции, которые не могут им противоречить. Народ также выразил свою волю относительно тех основ правового статуса личности, которые закреплены в гл. 2 Конституции. Поэтому нормы этих глав не могут быть пересмотрены даже Федеральным Собранием РФ. Нормы главы 9 не могут пересматриваться в упрощенном порядке, поскольку путем внесения изменений в эту главу можно было бы установить менее сложную процедуру пересмотра любой главы Конституции.

Общественные отношения должны быть стабильными, но не статичными. В ходе их развития может возникнуть необходимость пересмотра содержания Конституции, в том числе глав 1, 2 и 9. Конституция предусматривает очень сложный порядок такого пересмотра. Необходимость поддержки предложения о пересмотре этих глав 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы имеет цель предотвратить необоснованный созыв Конституционного Собрания – особого конституционного органа, созываемого в установленном федеральным конституционным законом порядке, имеющего право решать вопрос о дальнейшей судьбе действующей Конституции

11.

Конституционное Собрание наделяется широкими полномочиями в решении вопроса о том, оставить ли действующую Конституцию неизменной, разработать проект новой Конституции РФ и принять его 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или вынести проект на всенародное голосование. Только этому органу принадлежит инициатива проведения конституционного референдума.

Поскольку Конституция не устанавливает иное, проведение всенародного голосования по вопросу принятия новой Конституции РФ осуществляется на основе Федерального конституционного закона от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Главы 1, 2 и 9 – это те главы Конституции, которые регулируют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок изменения самой Конституции, то есть, защищены в наибольшей мере. Если Федеральное Собрание посчитает большинством в три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что нужны какие-то изменения в эти главы, оно должно созвать Конституционное Собрание – особый орган, наделенный правом решить, нужны эти изменения или нет. Если Конституционное Собрание решит, что изменения нужны, то оно разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Вопросы изменения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть решены законами РФ о поправках к Конституции, поскольку положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для изменения глав 1, 2 и 9 Конституция предусматривает внесение предложений о пересмотре положений Конституции. Причем ряд важных вопросов внесения таких предложений сегодня не урегулирован

12.

Во-первых, не предусмотрено, в какой орган должны вноситься предложения о пересмотре положений Конституции. Во-вторых, Конституция не определила, какое наименование и какую правовую форму должен иметь документ, содержащий предложение о пересмотре положений Конституции. В-третьих, существует некоторое несоответствие между положениями ст. 134 и ч. 2 ст. 135 Конституции. Буквальное прочтение ч. 2 статьи 135 Конституции, установившей, что Конституционное Собрание созывается в случае поддержки предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции, позволяет прийти к выводу о том, что рассмотрению палатами Федерального Собрания подлежит предложение о пересмотре совокупности положений, содержащихся и в главе 1, и в главе 2, и в главе 9 Конституции. Вместе с тем формулировка статьи 134 Конституции предполагает возможность внесения предложений, в том числе о пересмотре отдельных положений (отдельного положения) из глав 1, 2 или 9 Конституции.

Практика применения положений статей 134 и 135 Конституции не содержит примеров оконченного рассмотрения предложений о пересмотре положений Конституции палатами Федерального Собрания. Однако такие предложения вносились. Так, в 1995 г. группа депутатов Совета Федерации внесла в Государственную Думу предложение «О пересмотре положений статьи 43 главы 2 Конституции». Государственной Думой это предложение рассмотрено не было.

Часть 2 статьи 135 Конституции определяет, что если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание1. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. №2-П (пункт 2 резолютивной части) объясняет, что в тех случаях, когда Конституция требует для принятия решения определенного большинства от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, требуемое большинство голосов должно быть набрано в каждой из палат Федерального Собрания, причем оно определяется от численности каждой палаты, установленной в ч. 2 и ч. 3 статьи 95 Конституции.

Конституция установила, что созыв Конституционного Собрания производится в соответствии с федеральным конституционным законом. Очевидно, что за принятие федерального конституционного закона о Конституционном Собрании будут выступать лишь те депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, которые поддерживают или хотя бы допускают идею пересмотра «неизменяемой» части Конституции13.

Естественно, те, кто не желает пересмотра «неизменяемых» положений Конституции, будут блокировать принятие этого закона: отсутствие закона о Конституционном Собрании гарантирует неизменность Конституции. Таким образом, созыв Конституционного Собрания в первый раз фактически возможен лишь в том случае, если прежде за пересмотр «неизменяемой» части Конституции выступят не три пятых, а квалифицированное большинство парламентариев, предусмотренное в ч. 2 ст. 108 Конституции3 для одобрения федерального конституционного закона. То есть сама идея пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции сначала должна быть поддержана, как минимум, большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и три четверти от общего числа членов Совета Федерации. Ибо парламентариям, выступающим за пересмотр Конституции (но не за конкретное предложение о пересмотре), сначала придется провести через парламент России федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, а для этого недостаточно большинства в три пятых. Принятие названного закона – это необходимое, но не достаточное условие для созыва Конституционного Собрания. После принятия закона Собрание будет созвано, если будет поддержано уже конкретное предложение о пересмотре определенных положений глав 1, 2 и 9 Конституции. Для этого уже будет достаточно большинства в три пятых голосов в каждой из палат Федерального Собрания.

Порядок вынесения проекта Конституции па всенародное голосование частично регламентирован Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации». Часть 1 статьи 3 этого Закона устанавливает, что на референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции России, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции. В соответствии с ч. 2 статьи 11 названного Закона решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции России направляется Президенту РФ, назначающему референдум, а также для сведения в палаты Федерального Собрания РФ.

Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конституции Российской Федерации, имеющих наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан.

studfiles.net

Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции рф

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

studfiles.net

Глава 2. Порядок изменения конституции рф

2.1 Пересмотр положений глав 1, 2, 9 конституции рф

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей10.

Конституция содержит запрет пересмотра гл. 1, 2 и 9 Федеральным Собранием РФ, так как она принята путем всенародного голосования и народ учредил именно такие основы конституционного строя, которые закреплены в главе 1. Нормы этой главы определяют содержание всех других положений Конституции, которые не могут им противоречить. Народ также выразил свою волю относительно тех основ правового статуса личности, которые закреплены в гл. 2 Конституции. Поэтому нормы этих глав не могут быть пересмотрены даже Федеральным Собранием РФ. Нормы главы 9 не могут пересматриваться в упрощенном порядке, поскольку путем внесения изменений в эту главу можно было бы установить менее сложную процедуру пересмотра любой главы Конституции.

Общественные отношения должны быть стабильными, но не статичными. В ходе их развития может возникнуть необходимость пересмотра содержания Конституции, в том числе глав 1, 2 и 9. Конституция предусматривает очень сложный порядок такого пересмотра. Необходимость поддержки предложения о пересмотре этих глав 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы имеет цель предотвратить необоснованный созыв Конституционного Собрания – особого конституционного органа, созываемого в установленном федеральным конституционным законом порядке, имеющего право решать вопрос о дальнейшей судьбе действующей Конституции11.

Конституционное Собрание наделяется широкими полномочиями в решении вопроса о том, оставить ли действующую Конституцию неизменной, разработать проект новой Конституции РФ и принять его 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или вынести проект на всенародное голосование. Только этому органу принадлежит инициатива проведения конституционного референдума.

Поскольку Конституция не устанавливает иное, проведение всенародного голосования по вопросу принятия новой Конституции РФ осуществляется на основе Федерального конституционного закона от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Главы 1, 2 и 9 – это те главы Конституции, которые регулируют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок изменения самой Конституции, то есть, защищены в наибольшей мере. Если Федеральное Собрание посчитает большинством в три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что нужны какие-то изменения в эти главы, оно должно созвать Конституционное Собрание – особый орган, наделенный правом решить, нужны эти изменения или нет. Если Конституционное Собрание решит, что изменения нужны, то оно разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Вопросы изменения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть решены законами РФ о поправках к Конституции, поскольку положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для изменения глав 1, 2 и 9 Конституция предусматривает внесение предложений о пересмотре положений Конституции. Причем ряд важных вопросов внесения таких предложений сегодня не урегулирован12.

Во-первых, не предусмотрено, в какой орган должны вноситься предложения о пересмотре положений Конституции. Во-вторых, Конституция не определила, какое наименование и какую правовую форму должен иметь документ, содержащий предложение о пересмотре положений Конституции. В-третьих, существует некоторое несоответствие между положениями ст. 134 и ч. 2 ст. 135 Конституции. Буквальное прочтение ч. 2 статьи 135 Конституции, установившей, что Конституционное Собрание созывается в случае поддержки предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции, позволяет прийти к выводу о том, что рассмотрению палатами Федерального Собрания подлежит предложение о пересмотре совокупности положений, содержащихся и в главе 1, и в главе 2, и в главе 9 Конституции. Вместе с тем формулировка статьи 134 Конституции предполагает возможность внесения предложений, в том числе о пересмотре отдельных положений (отдельного положения) из глав 1, 2 или 9 Конституции.

Практика применения положений статей 134 и 135 Конституции не содержит примеров оконченного рассмотрения предложений о пересмотре положений Конституции палатами Федерального Собрания. Однако такие предложения вносились. Так, в 1995 г. группа депутатов Совета Федерации внесла в Государственную Думу предложение «О пересмотре положений статьи 43 главы 2 Конституции». Государственной Думой это предложение рассмотрено не было.

Часть 2 статьи 135 Конституции определяет, что если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание1. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. №2-П (пункт 2 резолютивной части) объясняет, что в тех случаях, когда Конституция требует для принятия решения определенного большинства от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, требуемое большинство голосов должно быть набрано в каждой из палат Федерального Собрания, причем оно определяется от численности каждой палаты, установленной в ч. 2 и ч. 3 статьи 95 Конституции.

Конституция установила, что созыв Конституционного Собрания производится в соответствии с федеральным конституционным законом. Очевидно, что за принятие федерального конституционного закона о Конституционном Собрании будут выступать лишь те депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, которые поддерживают или хотя бы допускают идею пересмотра «неизменяемой» части Конституции13.

Естественно, те, кто не желает пересмотра «неизменяемых» положений Конституции, будут блокировать принятие этого закона: отсутствие закона о Конституционном Собрании гарантирует неизменность Конституции. Таким образом, созыв Конституционного Собрания в первый раз фактически возможен лишь в том случае, если прежде за пересмотр «неизменяемой» части Конституции выступят не три пятых, а квалифицированное большинство парламентариев, предусмотренное в ч. 2 ст. 108 Конституции3 для одобрения федерального конституционного закона. То есть сама идея пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции сначала должна быть поддержана, как минимум, большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и три четверти от общего числа членов Совета Федерации. Ибо парламентариям, выступающим за пересмотр Конституции (но не за конкретное предложение о пересмотре), сначала придется провести через парламент России федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, а для этого недостаточно большинства в три пятых. Принятие названного закона – это необходимое, но не достаточное условие для созыва Конституционного Собрания. После принятия закона Собрание будет созвано, если будет поддержано уже конкретное предложение о пересмотре определенных положений глав 1, 2 и 9 Конституции. Для этого уже будет достаточно большинства в три пятых голосов в каждой из палат Федерального Собрания.

Порядок вынесения проекта Конституции па всенародное голосование частично регламентирован Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации». Часть 1 статьи 3 этого Закона устанавливает, что на референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции России, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции. В соответствии с ч. 2 статьи 11 названного Закона решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции России направляется Президенту РФ, назначающему референдум, а также для сведения в палаты Федерального Собрания РФ.

Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конституции Российской Федерации, имеющих наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан.

studfiles.net

Особый порядок изменения Конституции — Мегаобучалка

Понятие Конституционного права РФ.

Традиционно КП понимаетсяв 3х смыслах:

1. Как науки –совокупность идей, взглядов, доктринальных разработок в области конституционного права

2. Как учебная дисциплина –совокупность лекций и семинарских занятий

3. Как отросли права – совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные фундаментальные отношения:

- основы конституционного строя

- отношения связи с правовым положением граждан РФ

- государственное устройство

- территориальная организация

- принципы организации деятельности власти и органов управления

 

Метод КП – приемы и способы познания конституционного права.

Императивный - метод власти предписаний

Диспозитивный - равенство сторон

Специальные методы КП:

1. Дозволение

2. Запрета

3. Обязывания

 

Конституционно-правовые нормы – правила поведения, установленные и санкционированные государством, направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Классификация видов норм в зависимости от метода:

1. Дозволительные, запрещающие, обязывающие

2. Охранительные, регулятивные

3. Материальные и процессуальные

 

Особенности конституционно-правовых норм:

1. Нормы обладают высшей юридической силой – им не могут противостоять другие нормы

2. Носит учредительный характер

3. Не содержат санкций

4. Содержат большое количество норм деклараций и принципов

 

Субъекты конституционно-правовых отношений можно поделить на 3 группы:

1. Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, вынужденные переселенцы, президент, депутаты и т.д.)

2. Государственные образования (РФ, субъект РФ, автономное образование и т.д.)

3. Негосударственные образования (муниципальные образования, политические партии, общественные и религиозные объединения и т.д.)

4. Многонациональный народ

 

Конституционно-правовая ответственность:

1. Субъектами КП ответственности не могут быть физические лица

2. В результате КП ответственности субъект не претерпевает негатива по отношению к личности



3. К конституционно-правовой ответственности относится пример признания судом РФ нормативно-правового акта (ФЗ, указы, пост.прав.) несоответствующим или недействительным.

 

Источники КП.

Источник конституционного права – это внешняя форма выражения конституционно-правовых норм.

Система источников:

- Конституция РФ

- Международные принципы и нормы

- Постановления конституционного суда

- Федерально-конституционный закон

- Федеральный закон

- Указ президента

- Постановления правительства и распоряжения

- Приказы и распоряжения федеральный агентств и федеральных служб

- Акты органов местного самоуправления

- Законодательство СССР

 

Федеральный и Федерально-конституционный закон.

Федеральный закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей после Конституции юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения, принимаемые в особом порядке парламентом России, либо на референдуме.

Федерально-конституционный закон имеет 3 отличия от ФЗ:

1. ФКЗ выше по юридической силе

2. ФКЗ имеют специальный порядок принятия (должны поддержать 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации, ФКЗ обязан подписать президент)

3. Ограничение по количеству -14-15, и они принимаются строго по вопросам, принимаемым в Конституции.

Законы: О флаге, О гербе, О гимне, Об уполномоченных по правам человека, О порядке образовании в РФ нового субъекта, О военных судах, О судебной системе РФ, об арбитражных судах, О конституционном суде, О правительстве, О чрезвычайном положении, О референдуме, О военном положении, О верховном суде.

 

Конституция РФ.

Это основной нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке на всенародном голосовании, обладающий высшей юридической силой, верховенством, регулирующий наиболее значимые государственные отношения.

Юридические свойства Конституции:

1. Высшая юридическая сила (никакой другой НПА не может противостоять)

2. Верховенство (распространяется на всю территорию РФ)

3. Прямое действие (ссылка на конституцию может быть напрямую при решении юридических вопросов)

4. Учредительный характер (является базовым для всех других отраслей норм)

5. Особый порядок охранения Конституции

6. Особый порядок внесений изменений в Конституцию

Особой порядок охраны Конституции:

- президент РФ согласно конституции является эталоном, гарантом Конституции

- конституционный суд РФ

- федеральное собрание РФ (парламент)

- граждане РФ

 

Особый порядок изменения Конституции.

Существует 3 способа внесения изменений в Конституцию:

1. Пересмотр Конституции (изменение глав 1,2,9) – фактически смена Конституции.

Субъекты инициируют пересмотр (президент РФ, Совет РФ, Госдума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не меньше 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы). Должны поддержать:

- 3/5 депутатов государственной думы

- 3/5 членов совета федерации.

Созывают Конституционное собрание (либо оставляют Конституцию неизменной, либо согласны на пересмотр). Если согласны, то решают либо сама группа 2/3, либо выносит на референдум.

2. Внесение поправки – изменение глав 3-8. Субъекты инициативы те же.

Должны поддержать:

- 2/3 государственной думы

- 3/4 совета федерации

Рассылается проект изменения по всем субъектам РФ. Субъекты в течении года должны поддержать численностью 2/3. Президент подписывает и обнародывает его.

3. Изменении статьи 65 (какие субъекты входят в состав РФ).

Изменения вносятся простым указанием президента.

 

megaobuchalka.ru

Каков порядок изменения трудового договора (основания)?

Изменение трудового договора в современных реалиях экономических скачков стало настолько частым явлением, что многие работники соглашаются на все, лишь бы остаться на своей должности. Что об этом говорит законодатель, и каков все-таки порядок изменения, узнаете из статьи. 

Изменение условий трудового договора

Какие условия контракта можно менять?

Изменение трудового договора в связи с переводом на другую работу

Временный перевод

Перевод на другую вакансию в связи с состоянием здоровья

Порядок изменения трудового договора

Когда согласия работника не требуется?

Изменение заработной платы сотрудника 

Изменение условий трудового договора

Законодатель не конкретизирует термин «изменение трудового договора». Анализируя ТК РФ, данное понятие можно определить в 2 смыслах:

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен
  • объективном – через совокупность норм трудового права, которые направлены на преобразование работником и работодателем индивидуально определенных условий труда, обозначенных в трудовом контракте;
  • субъективном – путем совершения действий, направленных на изменение уже сложившихся взаимоотношений сторон.

ТК РФ предусматривает право как работника, так и работодателя вносить изменения в трудовой контракт в течение всего времени его действия. Однако есть оговорка: изменения должны быть отражены в той же форме, что и договор, то есть в письменной.

Обновление трудового контракта возможно путем изменения не только существенных, но и факультативных условий. Однако вне зависимости от важности вносимых новелл законодатель предусмотрел гарантии для сторон трудовых отношений, а именно:

  • изменение трудового договора может осуществляться только в письменной форме и лишь после подписания документа обеими сторонами;
  • трансформация условий ни в коем случае не должна ухудшать положение работников.

Какие условия контракта можно менять?

Законодатель определил, что стороны вправе изменить любые обговоренные пункты договора. При анализе статьи 57 ТК РФ выясняем, что есть существенные и иные условия. Однако по логике нормотворца получается, что обновлять можно все положения контракта, включая и существенные, к которым относятся, например, место работы, дата начала службы, место нахождения предприятия и т. д., и факультативные условия.

Изменение трудового договора в связи с переводом на другую работу

С письменного согласия служащего он может быть переведен на другую должность, в иное структурное подразделение или в другую местность у того же работодателя. Данный перевод носит либо временный, либо постоянный характер.

Давайте определимся с двумя терминами:

  1. Перевод – это изменение трудового договора, которое выражается в том, что работник отправляется в новое подразделение или начинает заниматься другим видом труда. Например, И. трудилась в должности юриста; в связи с нехваткой кадров работодатель решил перевести ее на должность кадровика.
  2. Перемещение – условный перевод, который не требует изменения условий контракта. Например, на территории одного района в городе расположены несколько магазинов; в практике работодателя встречаются случаи перемещения продавцов из одного в другой. Но так как условия о том, в какой конкретно торговой точке работает гражданин, в контракте нет, то и оформлять ничего не надо. 

Важно! Законодатель запретил перевод/перемещение сотрудников на службу, которая не будет ему подходить по состоянию здоровья. В этом случае служащий предоставляет медицинскую документацию.

Временный перевод

В нижеперечисленных случаях ТК РФ допускает временный перевод сотрудника в следующих ситуациях:

  • замещение временно отсутствующего коллеги;
  • в связи с состоянием здоровья;
  • при простое;
  • если работница – в отпуске по уходу за малышом или беременна.

Срок перевода определяется в дополнительном соглашении. Однако если по истечении этого периода работодатель не предоставил, а работник не потребовал возвращения на свою прежнюю должность, то такое изменение трудового договора будет считаться постоянным.

Обращаем ваше внимание, что временный перевод допускается только у того же работодателя. Если речь идет о письменном заявлении сотрудника с желанием начать работу в другом месте, то трудовой контракт с ним расторгается в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Перевод на другую вакансию в связи с состоянием здоровья

При наличии у сотрудника проблем со здоровьем, которые не позволяют ему выполнять трудовые функции на своей должности, работодатель должен предложить ему другую вакансию в случае соблюдения следующих условий:

  • заключение о заболеваниях должно быть выдано в порядке, установленном законодателем;
  • у работодателя есть соответствующая работа;
  • гражданин дал письменное согласие на перевод.

Если в течение 4 месяцев, на которые сотруднику необходим перевод на иную работу, он не соглашается ни на одну из предложенных вакансий или у работодателя отсутствуют свободные места, руководитель организации должен отстранить гражданина от работы с сохранением за ним места, но без выплаты зарплаты.

Если срок перевода более 4 месяцев, то при отказе от перевода работодатель вправе уволить сотрудника в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Когда речь идет о руководителях, их заместителях или главных бухгалтерах, которые также не согласились с переводом, с ними можно не расторгать контракт, а по письменному согласию отстранить от работы на весь необходимый срок.

Порядок изменения трудового договора

Все изменения трудового договора должны быть осуществлены в письменной форме. Делается это путем составления дополнительного соглашения к договору. Данный документ подписывается работником и работодателем. В случае отказа служащего от ознакомления составляется акт, в котором данный факт фиксируется.

Если работнику предлагается иная работа взамен имеющейся, об этом также сообщается в соглашении. Причем указывается конкретное подразделение и должность. Сотрудник вправе согласиться или отказаться. Работодателя он также должен уведомить в письменной форме.

В том случае, когда работодатель должен уведомить служащего об изменениях трудового договора за 2 месяца, данный срок отсчитывается со следующего дня после получения подписи работника в ознакомлении с дополнительным соглашением.

Когда согласия работника не требуется?

ТК РФ содержит в себе статью 74, которая определяет порядок изменения трудового договора по обстоятельствам, связанным с усовершенствованием организационных или технологических условий труда.

Статья получила широкое применение в реалиях складывающейся экономической обстановки. Работодатели вынуждены сокращать затраты на производство, в частности, снижать размер зарплаты, изменять режим работы и т. д. Однако не со всеми сотрудниками удается договориться. Именно тогда на помощь руководителю приходит статья 74 ТК РФ. Она разрешает внести изменения в трудовой контракт в одностороннем порядке, уведомив об этом работника за 2 месяца.

Если сотрудник откажется работать в новых условиях, руководитель должен предложить ему другие вакансии, как соответствующие его уровню квалификации, так и на нижестоящих должностях, но с учетом состояния здоровья служащего.

Однако законодатель четко обговаривает несколько моментов:

  • работодателю в одностороннем порядке нельзя осуществлять изменения трудового договора, которые связаны с выполнением трудовой функции работника;
  • если изменения повлекут за собой массовое увольнение служащих, то руководитель обязан предложить им режим сокращенного рабочего времени (статья 84 ТК РФ утверждает, что такой режим может устанавливаться на срок не более 6 месяцев).

Несмотря на то что данная статья является своеобразной лазейкой для недобросовестных руководителей, мы рекомендуем обратить внимание: подобное изменение трудового договора допускается только в том случае, когда сохранить прежние условия невозможно. То есть работодатель должен не только придумать основание для обновления условий контракта, но и доказать, что это было необходимо. Например, закончился срок аренды здания, в котором расположено предприятие, и арендодатель не хочет продлевать договор аренды; руководителю организации приходится искать новое помещение и, соответственно, изменять место работы служащих.

Вторая ситуация, когда согласия работника работодателю для изменения трудового договора не требуется – это временное перемещение работника на иную должность или в другое подразделение до 1 месяца, если это обусловлено:

  • чрезвычайными обстоятельствами;
  • необходимостью предотвращения техногенных катастроф, аварий и т. д.

Важно! Перевод на нижестоящую должность допускается только с письменного разрешения работника.

Изменение заработной платы сотрудника

Если речь идет о повышении оклада, то это делается на основании служебной записки непосредственного руководителя на имя начальника. После принятия положительного решения по этому вопросу издается приказ о повышении.

При уменьшении оклада у работодателя должны быть на это веские основания, и о предстоящем изменении трудового договора работник должен быть уведомлен за 2 месяца. Исключения:

  • работодателю – физическому лицу дается 14 дней для предупреждения;
  • в религиозных организациях достаточно 7 дней на уведомление о понижении зарплаты.

Понижение оклада разрешается ТК РФ только в связи с изменением производственных или технологических условий труда. Например, Н. работала в цехе по изготовлению пельменей. Раньше они лепились вручную, но после установки нового оборудования весь процесс механизировался. Соответственно, количество продукции увеличилось, время работы сократилось, и работодатель уведомил Н. об уменьшении оклада. Она согласилась с этим.

В том случае если, получив уведомление, сотрудник отказывается трудиться на таких условиях, то работодатель должен предложить ему другую вакансию в данной местности. Это может быть даже нижестоящая должность, которая должна отвечать состоянию здоровья сотрудника. Если и в этом случае работник не соглашается со всеми вариантами, то его можно уволить.

Важно! Даже при повышении зарплаты со служащим должно быть заключено дополнительное соглашение к контракту, так как увеличение оклада является изменением трудового договора. Однако в отношении прибавки к зарплате уведомлять и ждать 2 месяца работодателю не нужно.

nsovetnik.ru

Способы и порядок изменения Конституции РФ.


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 15Следующая ⇒

Субъекты права на внесение предложений о поправках и пе­ресмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:

· Президент РФ;

· Совет Федерации;

· Государственная Дума;

· Правительство РФ;

· законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

· группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

 

Первый способ внесения поправок

Положения гл. 1, 2, 9 в соответствии со ст. 135 Конституции РФ изменяются в наиболее затрудненном порядке.

Во-первых, внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Дело в том, что нормы гл. 1, 2, 9 Конституции РФ составляют «фундамент» всех иных конституционных норм. Любая норма названных глав находится в системной связи с другими конституционными положениями, задавая глубинное содержание последним. Поэтому даже незначительное изменение упомянутой нормы предполагает пересмотр в соответствии с ее новым содержанием конституционного текста в целом.

Во-вторых, принятие новой Конституции относится к компетенции специально созываемого для этого Конституционного Собрания, а не Федерального Собрания РФ. Однако только Федеральное Собрание может по предложениям субъектов права конституционной инициативы (перечислены в ст. 134 Конституции РФ) возбуждать вопрос о пересмотре положений гл. 1,2 и 9. Для этого требуется, чтобы внесенное предложение было поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и таким же большинством голосов депутатов Государственной Думы.

Конституционное Собрание по инициативе Федерального Собрания либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который самостоятельно принимает 2/3 голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование (референдум). Соответственно консти туционный порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ уточняется в федеральных конституционных законах о референдуме в Российской Федерации и о Конституционном Собрании, последний из которых еще не принят.

Второй способ внесения поправок

Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ в соответствии с ее ст. 136 принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона (ст. 108), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. При раскрытии содержания упомянутых статей законодатель в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» исходит из их толкования Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П указал, что поправки к гл. 3-8 Конституции по смыслу ее ст. 136 принимаются в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, имеющего особый правовой статус и отличающегося как от федерального закона, гак и от федерального конституционного закона. Тогда положение ст. 136 Конституции РФ о том, что поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает, что к закону о поправке к Конституции применима лишь процедура принятия федерального конституционного закона, а не форма последнего. Как полагает Конституционный Суд РФ, в отличие от поправок к Конституции федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции и не может изменять ее положения, а также не может стать се составной частью.

Процедура принятия закона о поправке к Конституции отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона, что нашло отражение в анализируемом законе.

Во-первых, если круг субъектов права законодательной инициативы по внесению проектов федеральных конституционных законов перечислен в ст. 104 Конституции РФ, то круг субъектов права законодательной инициативы по внесению законов о поправках к Конституции установлен в ст. 134 Конституции РФ. Об этом говорится в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона.

Во-вторых, ст. 7 этого Закона предусматривает, что в срок не позднее пяти дней со дня принятия закона о поправке к Конституции Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Аналогичная публикация федеральных конституционных законов не предусмотрена.

В-третьих, принятые федеральные конституционные законы в течение 14 дней подлежат подписанию Президентом РФ и обнародованию (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). Естественно, что такой порядок к законам о поправках к Конституции не применим — после принятия они направляются на одобрение в органы законодательной власти субъектов Федерации, а не на подписание. Статья 136 Конституции РФ ничего не говорит о сроке, в течение которого законодательные органы субъектов Федерации обязаны рассмотреть вопрос об одобрении либо о неодобрении закона о поправке к Конституции. Этот срок установлен в ст. 9 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Законодательный орган субъекта Федерации самостоятельно обязан рассмотреть такой закон в срок не позднее одного года со дня принятия.

Далее Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения закона о поправке в законодательных органах субъектов Федерации, устанавливает результаты этого рассмотрения в форме постановления (ст. 11 Федерального закона). Законодатель в данной статье предусматривает право Президента РФ и законодательных органов субъектов Федерации в течение семи дней со дня принятия названного постановления обжаловать его в Верховный Суд РФ. Одобренный закон в течение семи дней со дня установления Советом Федерации результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов Федерации направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ. подписывается и опубликовывается им не позднее14 дней со дня получения закона (ст.12 Закона).

После вступления в силу закона о поправке к Конституции необходимо еще включить соответствующую поправку непосредственно в текст Конституции, а значит, нужно осуществить официальную публикацию текста Конституции. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона о поправке официально публикует Конституцию с внесенной в нес поправкой, а также с указанием даты вступления данной поправки в силу.

Представляется, что при опубликовании поправки должны выделяться в тексте. Стоит подумать также над введением эталонного экземпляра Конституции, который бы на каждый данный момент содержал действующий официальный ее текст. Режим работы с эталонным экземпляром и его хранения должен стать предметом специального законодательного регулирования.

Третий способ пересмотра Конституции

Часть1 ст.137 Конституции РФ гласит, что изменения в ст. 65 Конституции РФ, предусматривающие принятие в Российскую Федерацию нового субъекта или образование в ее составе нового субъекта Федерации, а также изменение конституционно-правового статуса действующего субъекта Федерации, вносятся на основании федеральных конституционных законов. Особенности принятия таких федеральных конституционных законов (за исключением изменения конституционно-правового статуса субъектов Федерации) установлены Федеральным конституционным законом от17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в се составе нового субъекта Российской Федерации». Способ внесения изменений — официальное опубликование Президентом РФ Конституции РФ в новой редакции в течение месяца со дня вступления в силу соответствующих федеральных конституционных законов.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о