Потребности материальные духовные социальные потребности – —

Материальные и духовные потребности

Материальные потребности — совокупность материальных благ, имеющая вещественную форму и выступающая в качестве главного побудительного мотива трудовой деятельности человека. Разновидно­стями материальных потребностей являются жилье, мебель и оборудо­вание, одежда и обувь, транспорт и средства связи, продукты питания, предметы культуры, отдых и развлечения.

Духовные потребности — совокупность духовных благ, необходи­мых для становления и развития личности человека. Разновидностями духовных потребностей являются получение профессионального обра­зования, служебная карьера, научное и художественное творчество, культура и искусство, услуги массовой культуры (книги), кино, видео, театр.

Потребитель — человек, потребляющий продукты питания, товары производства и сферы услуг для воспроизводства рабочей силы.

Потребительская корзина — сумма расходов, потребительский ми­нимум, необходимый для поддержания жизненного уровня определен­ной категории потребителей (покупки продовольствия, товаров, оплаты услуг) в расчете на одного человека.

Денежные доходы населения — основная форма личных доходов граждан и семей, домашних хозяйств, получаемых в виде денежных средств. Денежные доходы образуются за счет получения заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, от продажи товаров, произведен­ных в собственном хозяйстве, в виде платы за оказание услуги, о про­дажи личного имущества, сдачи в его аренду4.

Денежные расходы населения — затраты граждан, семей, домашних хозяйств в денежной форме на приобретение товаров, оплату услуг, уплату налогов, внесение сборов, осуществление платежей, взносов, приобретение ценных бумаг и т.п5.

Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях эконо­мики определяется делением начисленного фонда оплаты труда, вклю­чая вознаграждение по итогам работы за год и единовременные поощ­рения, на среднегодовую численность работающих. Пособия, полу­чаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются.

Прожиточный минимум населения рассчитывается с учетом его половозрастного состава, исходя из расходов на продукты питания в объеме минимальных размеров их потребления, расходов на комму­нальные услуги, а также налогов и обязательных платежей, исходя из структуры расходов на них у 10% наименее обеспеченных семей.

Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах складывается за счет покупки товаров во всех сферах торговли, собственного производст­ва и переработки, запасов и прочих поступлений (помощь родственников, подарки, бесплатные поступления в форме вознаграждений за труд).

Духовные потребности могут быть отражены с помощью ряда ста­тистических показателей, показывающих динамику удовлетворения социальных потребностей населения России. К ним можно отнести численность учащихся и студентов в расчете на 10000 населения, чис­ло посещений театров и музеев на 1000 населения, число массовых библиотек и клубных учреждений в расчете на 1000 населения, годо­вой тираж газет, книг и брошюр на душу населения, удельный вес рас­ходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме бюдже­та государства. С другой стороны, на уровень духовного благосостоя­ния влияют такие показатели, как число преступлений на 10 000 насе­ления, процент участия населения в выборах органов власти и др.

Духовные потребности создаются в результате интеллектуальной деятельности в таких отраслях народного хозяйства, как наука, обра­зование, культура, социальное обеспечение, политическое управление. Они представляют собой продукт преобразования отношений между людьми, складывающихся в ходе совместной, коллективной деятель­ности, из формы бытия в форму сознания. Роль духовных потребно­стей в развитии личности человека и персонала организации весьма велика, однако исследована теорией управления пока недостаточно. Некоторые показатели духовного благосостояния населения России за 1985-2000 гг. даны в табл. 3.1.1.

Таблица 3.1.1

studfiles.net

27.Материальные и духовные потребности их соотношение в жизни индивида общества.

Материальные потребности-это потребности человека в обеспечении своего материального существования.В материальных потребностях можно выделить 2 пласта:относительно простые материальные биологические потребности и более сложные материальные социальные потребности.К материальным биологическим относятся потребности в пище,одежде,жилище,благоприятной окружающей среде,физическом здоровье и физической безопасности,в продолжении рода.

Материальные социальные потребности появляются только у человека .К соц.мат.потребностям относятся труд,и основанный на нем процесс материального производства,общение-взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда.

ЕСЛИ потребности в пище и жилище-главные биологические материальные потребности человека,то главная социальная материальная потребность-это потребность в труде.

Духовные потребности-это потребности в знаниях ,настроениях,переживаниях и впечатлениях.

К духовным относятся потребности в познании,образовании,воспитании,смысле жизни.

ИХ можно также квалифицировать на основе форм общественного сознания ,раздев на нравственные ,правовые,политические,эстетические,религиозные или атеистичесие потребности,потребность в мировоззрении .Наконец можно выделить относительно простые духовные потребности .существующие на уровне обыденногос сознания,и сложные,которые удовлетворяются с помощью,теоретического и художественного сознания.

В реальной жизни материальные и духовные потребности ,а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.Так удовлетворение духовных потребностей всегда требует какого то уровня знаний, т.е духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы –например книги,музыкальн.инструменты ,краски и холст,звуковоспроизводящая аппаратура и др.оборудование.

Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря сопутствующих им материальных.Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной.Последняя создает и совершенствует мир вещей(«вторую природу»,техносферу,ноосферу),формируя тем самым возможности для развития и удоветворения духовных потребностей.

Любая сервисная деятельность ,направленная на удовлетворение одной потребности,обычно затрагивает и многое другое.Удовлетворение мат. И дух. Потребностей часто взаимосвязано и носит компдексный характер.в сервисной деятельности эта комплексность служит доп.фактором повышающим привлекательность предлагаемого набора услуг

28.Рутиные и творческие способности,их соотношения в различных типах общества.

Помимо деления на биологические и социальные,материальные и духовные,индивидуальные и общественные,человеческие потребности могут быть разделены на рутинные и творческие.Рутинные потребности состоят в потреблении ,использовании уже произведенных предметов и услуг ,причем давно устоявшимися методами,а творческие –это потребности в создании новых материальных и духовных ценностей или в самостоятельно осмыслении и переработке уже познанного или созданного.

Эта группа потребностей не имеет общепризнанного названия.С точки зрения философии их можно назвать потребностями в функционировании и в развитии ,или потребительскими и креативными.

В любом обществе существуют и удовлетворяются как рутинные так и творческие потребности.

Между ними устанавливается некий баланс.Если необходимость удовлетворения рутинных потребностей очевидна для всех(многие из них-насущные),то удовлетворение творческих потребностей до сих пор не стало общественной нормой и наталкивается на всевозможные трудности и специально установленные барьеры.

Взаимодействие рутинных и творческих потребностей имеет свои закономерности .

Удолетворение рутинных потребностей создает необходимые хотя и недостаточные условия для развития творческих.

studfiles.net

Материальные и духовные потребности

Потребность человека, в широком смысле слова, — это «ощущение дефицита», необходимость в той или иной вещи, определенном явлении, событии, чувстве.

Потребности классифицируют следующим образом:

· Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. (Пример: в еде, воде, одежде, жилище, отдыхе, продолжительности рода).

· Потребности в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности и уверенности в будущем; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

· Социальные потребности. Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего (потребности в семейных, дружеских, религиозных связях).

· Потребность в признании и уважении. Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимо и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

· Потребность в самовыражении личности, в реализации возможностей и способностей, в творчестве. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самовыражении. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация.

Мотивация – это возбуждение в людях желания сделать что-то. Мотивация других – одна из наиболее важных работ менеджера. Она состоит из способности понять, что движет людьми, умение общаться, создавать дух соревнования, подбадривать, заряжать энергией, задавать пример, развивать людей, добывать обратную связь и предоставлять справедливое вознаграждение.

«Мотивация – это выращивание людского капитала. Основной вызов для менеджера, – не сама работа, а человек, создающий рабочую среду и управляющий ей».

Успех в бизнесе приходит благодаря людям. Секрет успеха современного менеджера – в искусстве мотивации, в знании что дает людям энергию и как поддержать их энтузиазм. Если менеджер знает, что мотивирует людей, то он владеет самым мощным инструментом управления людьми и получения от них необыкновенных результатов. «Мотивация и сила так тесно взаимосвязаны, что можно сказать, что в мотивированном человеке есть сила».

Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Таким образом,

очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.

Виды мотивации:

· Материальная мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.

· Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.

· Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидертву в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.

Материальные и духовные потребности человека составляют основу мотивов его поведения. Создать мотивы — значит превратить потребности человека в стимулы к трудовой деятельности. Заработная плата для работников, занятых в строительстве северных трубопроводов, является наиболее важным, но не единственным материальным стимулом. Все возрастающее значение имеют нематериальные стимулы, и в частности общественная ценность содержания трудовой деятельности. Высокий социальный статус строителя трубопроводов в Западной Сибири рождает у рабочих чувство гордости, причастности к важнейшему государственному делу.

Целью социальной политики выступает социальный прогресс, выраженный степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Социальная политика стремится к эффективному использованию экономических достижений. В то же время она способствует приумножению материального богатства. Это происходит постольку, поскольку высокий уровень жизни влияет на рост производительности труда и деловую активность населения.

Сфера материального производства, включает совокупность отраслей материального производства, в которых создаются материальные блага, удовлетворяющие материальные и духовные потребности человека, личные или общественные.

С экономической точки зрения только те технологические процессы являются оптимальными, которые способствуют наиболее полному удовлетворению материальных и духовных потребностей человека.

Инженерное дело заключается, прежде всего, в техническом творчестве, цель которого — совершенствование и создание средств для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

В свою очередь, это достигается оптимизацией такого обобщенного критерия, как средняя продолжительность жизни, который послужил для интеграции разнородных показателей удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Например, деятельность по охране природы направлена на сохранение и восстановление природно-ресурсного потенциала во всей его многогранности и реализует широкий спектр целей, в том числе удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Охрана природы решает две задачи: сведение до минимума или полное предотвращение негативного воздействия общественного производства на природу; восстановление уже нарушенной природной среды.

В основе оценки человеческого труда в любой ее форме ( физической, умственной или информативной, причем последняя может иметь и материальную форму в виде пакета программ, то есть быть уже результатом производственной деятельности), очевидно, должна лежать величина затрат на удовлетворение биологических, материальных и духовных потребностей человека. Однако эти потребности и возможности их удовлетворения непрерывно изменяются в зависимости от исторического периода и географического региона, от развития самого общества, производительных сил, видов собственности в нем и социальных отношений. Поэтому при люб

mirznanii.com

Материальные и духовные потребности граждан — основа формирования социальной политики цивилизованного государства

Эффективность построения нового социально ориентированного общества  будет во многом зависеть от того, насколько люди будут свободны от идеологических догм, насколько направленность мысли и их действий будет отражать объективные закономерности развития. В последние годы мы разворачиваемся от идеологии к природе и стараемся осмыслить, к чему нас привела бесплодная борьба с вейсманистами и морганистами [1].

На наш взгляд, решающее воздействие на человека при формировании его как личности оказывают факторы наследственного характера. Человек как личность формируется на генетической и на социальной базе, проявляя все особенности поведения, обусловленные врожденными свойствами.

Положение, что в основе целенаправленной трудовой деятельности лежит чувство побуждения индивида к удовлетворению потребностей, признано всеми. Но потребности людей в общем плане безграничны. Более того, как только человек удовлетворяет одни потребности, у него тот час же возникают другие. Процесс этот неограничен на протяжении всей сознательной жизни человека. Нельзя при этом не отметить, что особенностью процесса является то, что достигнутое человеком не вызывает побуждения к действию, а лишь становится опытом и примером. 

А как квалифицировать потребности? В чём их главное содержание?  Единого мнения по этому вопросу до сих пор не существует.

Так, по теории А.Маслоу [2], потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости. У каждого человека, как личности, существуют свои особенности формирования потребностей, подлежащих удовлетворению через сознательную деятельность.

Заслуживают внимания разработки Т. Питерса и Р. Уотермана [3], считающие, что если компания работает эффективно, то труд работников становится высокомотивированным и результативным.

Опубликованные теории взаимодополняют друг друга, предопределяя необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы.

Что касается отечественных разработок, то под влиянием господствующей в СССР считалось, что среди потребностей отмечались три составляющих: материальная, социальная и духовная, доля каждой из которых составляла в общей мотивации одну треть.

А какова должна быть наша современная точка зрения?

Можно утверждать, что целенаправленная и сознательная деятельность личности подчинена естественному требованию удовлетворения определенных жизненных потребностей. Социальную же потребность, не стоит вообще отделять от духовной, поскольку духовная потребность есть порождение той же социальной потребности. Т.е. остается предположить, что в основе мотивации человеческой деятельности лежит необходимость удовлетворения материальной и духовной потребностей, соотношение между которыми не остается постоянным.

 Более того, удовлетворение духовных потребностей превалирует над материальными стимулами тогда, когда мы усматриваем в деятельности человека стремление через труд реализовать себя посредством решения поставленной перед собой задачи, но при этом обрести еще большее социальное признание в обществе.

Таким образом, как бы мы не стремились объяснить мотивы любой целенаправленной деятельности человека, потребность быть по большому счету самореализированным в общении, в труде, в профессии, в конкретном результате или достижении, наряду со стремлением стать необходимым и полезным для общества, являются главными стимулами, определяющими его высокую активность. В конечном счете, в действиях и мыслях личности превалирует не что иное, как стремление к приобретению более высокой социальной значимости.

Другое дело, в какой степени это выражено в мыслях, действиях, поведении человека и как ощущается другими его стремление быть более значимым. Поведение и действие одного, человека нам порой кажутся слишком подчиненными одной своей цели: достижения более высокого положения, собственной карьеры, материального благополучия и т.д. мы называем его эгоистом (от лат. слова ego — я). Другой человек не проявляет заметным образом подобных стремлений, его поведение наиболее подчиненно интересам других, мы называем его альтруистом (от лат. слова alter — другой). Однако, как первый, так и второй небезразличны к социальной оценке общества его значимости как личности. Различной является лишь степень выраженности стремления к тому, что, несомненно, сказывается и на методах или способах, которыми она действуют. В этом и есть проявление природной индивидуальности, ибо психологические основы эгоизма, как и альтруизма, заключаются в генетической предрасположенности к тому внутреннему чувству или воображаемому голосу, который как бы диктует своеобразное поведение, направленное на удовлетворение потребности быть наиболее социально значимым. Это чрезвычайно важно в трудовой деятельности.

Итак, разумный человек-личность, рассматриваемый нами как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, проявляет в поведении и действиях присущие ему индивидуальные свойства, трудится, удовлетворяя материальные и духовные потребности, главным из которых является стремление быть социально значимым в обществе, стремление быть нужным и востребованным в среде окружающих его людей.

Это действительно так, ибо любому человеку страшно представить себя никому не нужным — ни близким, ни друзьям, ни обществу, ибо тогда утрачивается смысл жизни. Если это случается в силу каких-то особых обстоятельств, то конец оказывается трагичным, особенно для альтруиста. Именно в этом и заключается социальная сущность человека, объясняющая его целенаправленную потребность в деятельности, в общении с другими.

Отсюда легко понять, почему для человека факт потери трудоспособности, вследствие болезни или по возрасту тяжело переживается морально. В данном случае каждый нуждается не только в материальном обеспечении, но и в социальной поддержке.

Все вышеизложенное, на наш взгляд, имеет немаловажное значение в части определения социальной политики государства, организации мероприятий социального характера, формировании инфраструктуры социальной сферы, совершенствования методов и форм социального обеспечения (в широком понимании этого определения) и социальной
защиты граждан.  

creativeconomy.ru

Потребности духовные — Энциклопедия по экономике

В четвертом подразделе плана социального развития приводятся мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей духовного и физического развития членов коллектива, эффективное использование внерабочего времени.  [c.114]
Структура плана социального развития коллектива предприятия состоит из подразделов планомерное изменение социальной структуры производственного коллектива улучшение условий труда, его охрана и укрепление здоровья трудящихся повышение и совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и социально-бытовых условий коммунистическое воспитание личности, удовлетворение потребности духовного и физического развития членов коллектива, развития его общественной активности тематика социальных исследований на текущий год.  [c.255]

Непроизводственное потребление — это использование материальных благ для удовлетворения потребностей людей (как отдельных индивидуумов, так и общества в целом). В отличие от производственного потребления, описание которого в значительной степени (хотя, как мы видели в предыдущем параграфе, далеко не полностью) определяется технологией производства, непроизводственное потребление не базируется на таких природных закономерностях, которые могли бы стать основой для моделирования хотя бы основных его черт. Конечно, потребление людей направлено в значительной степени на удовлетворение естественных физиологических потребностей в питании, одежде, жилище и т. д., и. эти потребности могут быть описаны па основе рациональных медицинских норм. Однако чем выше уровень потребления, тем в меньшей степени оно связано с физиологическими потребностями, людей и тем больше оно определяется его потребностями духовными, которые вырабатываются уже не отдельным человеком, а обществом в целом. Питание становится не только средством удовлетворения физиологических потребностей, но также и способом получения удовольствия одежда из средства защиты от внешних воздействий превращается в средство самоутверждения и демонстрации принадлежности к определенной социальной группе жилище из условия материального существования человека превращается в условие духовного развития. Поскольку в нашей стране основная часть материальных благ распределяется среди населения через торговлю и общественное питание, то у людей имеется возможность отказаться от приобретения и потребления товаров, которые могли бы удовлетворить их физиологические потребности, но не могут удовлетворить потребности, определяемые их привычками, модой и т. д. Поэтому для правильного описания непроизводственного потребления необходимо использовать модели социально-экономического уровня, о трудностях моделирования которого мы уже говорили. Все же, хотя включение в модель блока потребления и выводит ее за рамки производственно-технологического уровня, этот вопрос затронуть необходимо, так как без потребления те-  [c.114]

В нашей стране, как и во многих других странах, научные исследования до 50-х гг., как правило, развивались в столицах и некоторых крупных городах. Объяснение было достаточно простое уровень культуры, интеллектуальный уровень в таких городах был значительно выше, высокими были потребности (духовные, материальные и т.д.), которые в свою очередь приводили к необходимости разработки новшеств.  [c.110]

Социальные потребности (духовная близость, любовь). Стремление к тому, чтобы быть признанными людьми, к которым мы испытываем чувство близости, и много значить для них.  [c.81]

Раздел IV. Удовлетворение потребностей духовного и физического развития членов коллектива.  [c.236]

Все более частые точки пересечения между религиями и производственной деятельностью людей, экономической стороной их бытия в целом, думается, способны служить одним из подтверждений вывода, к которому подводит современная практика управления кадрами, а именно эффективным в.наши дни оно является тогда, когда в роли объекта управления рассматривается человек не только как носитель рабочей силы, но и во веем многообразии качеств, определяемых духовными потребностями и эмоциональным складом, психологическими, религиозными и многими другими особенностями.  [c.82]

Современное производство предъявляет быстрорастущие требования не только к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой управляет. Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются в обязательное условие успешного труда все более широких слоев работников. Но все это в значительной мере зависит от уровня жизни, от того, насколько полно могут быть удовлетворены материальные и духовные потребности человека. Это вызывает необходимость создать на каждом предприятии  [c.215]

Анализ материалов обеспеченности работников жилой площадью и степени удовлетворения их социально-культурных и бытовых потребностей дает возможность принять обоснованные решения с целью устранения диспропорций в распределении материальных и духовных благ, что, в конечном счете, будет способствовать сокращению текучести кадров.  [c.220]

Высшей целью общественного производства при социализме, как это записано в Конституции СССР, является наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. При социализме имеет место единство наиболее существенных интересов общества в целом, отдельных коллективов и отдельных людей. Общность государственных, коллективных и личных интересов порождает объективную необходимость постоянного использования всех новейших достижений науки и техники в интересах народа. Новое качество труда — свободный труд на себя, на свой коллектив, свое государство — находит свое выражение в трудовом подъеме, трудовом героизме, представляющих собой мощные источники развития экономики страны.  [c.9]

План социального развития коллектива представляет систему мероприятий, направленных на прогрессивные изменения его социально-демографической структуры, условий тр>да и жизни всех членов коллектива, формирование и наиболее полное удовлетворение их материальных и духовных потребностей и всестороннее развитие личности.  [c.272]

Объективный закон повышающейся производительности труда обеспечивает в каждой последующей общественно-экономической формации более высокий уровень производительности труда. Это и создает предпосылки перехода от низших формаций к высшим. От достижения высокого уровня и высоких темпов роста производительности труда зависят экономический и социальный прогресс общества, его способность удовлетворять постоянно растущие материальные и духовные потребности людей.  [c.205]

Государственное предприятие (объединение)—основное звено единого народнохозяйственного комплекса. Предприятию принадлежит главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства— наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей. Предприятие является социалистическим товаропроизводителем, производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги в соответствии с планом и договорами, на условиях полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления.  [c.9]

Внутренние переменные являются характеристикой организации. Внутренняя среда, о которой говорится в гл. 3, включает цели организации, ресурсы, размер, горизонтальное и вертикальное разделение труда и людей. Внутренние различия между организациями сродни различиям между зданиями. Здание — это здание, но различия в архитектуре, материале, размерах делают одни здания более подходящими для того, чтобы стать складом, а другие — домом, который может стать жилищем для многих людей, способным укрыть их от урагана. Точно так же различия во внутренних переменных организации хорошо соответствуют задачам создания компьютеров, продажи миллиардов гамбургеров, удовлетворения духовных потребностей человека.  [c.53]

В своей книге Искусство японского управления Р. Паскаль и А. Атос противопоставляют американский и японский подходы к индивидуальным особенностям рабочих и, следовательно, те пути, которыми менеджеры обеих стран пытаются управлять своими служащими Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делаем и мы, когда специально задумываемся над этим. Но японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно больше внимания  [c.58]

Поведение человека всецело определяется его потребностями. Люди привыкли объяснять свои действия, — писал Ф. Энгельс, — из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей [7, с. 493]. Обычно выделяют три группы потребностей — биологические, духовные и социальные. Первые призваны обеспечивать существование человека пища, одежда, жилище. Духовные потребности связаны с познанием окружающей среды и направленностью людей к раскрытию всех своих возможностей. Социальные  [c.60]

БЮДЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ — среднестатистический баланс доходов и расходов семьи за определенный срок (месяц, год), характеризующий сложившийся уровень жизни населения, его различных групп. Выделяют нормативный и фактический бюджеты. Нормативный бюджет, в свою очередь, разделяется на рациональный и минимальный бюджеты. Рациональный Б.п. — это теоретически выстроенный, идеальный бюджет, в котором расходная. часть формируется исходя из полного удовлетворения разумных потребностей человека, рациональных норм потребления материальных и духовных благ, разнообразных услуг в их целесообразном наборе. Рациональный Б.п. имеет ограниченное практическое значение и выступает больше как научный инструмент соц.-экон. анализа, как ориентир и цель, к которой следует стремиться в соц. развитии. Минимальный Б.п. — это сумма в денежном выражении, требуемая для покрытия расходов на получение минимально необходимых человеку (семье) потребительских товаров и услуг, т.е. в объемах, обеспечивающих только элементарные условия жизни, поддерживающих здоровье и работоспособность людей. Сюда обычно включают достаточное количество продуктов питания, одежду, обувь, предметы культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, а также оплату жилья, транспорта и др. жизненно необходимых услуг. Такой бюджет ограничивает покупку товаров длительного пользования (мебели, сложной электробытовой техники и т.п.), не предусматривает расходы на приобретение автомобиля, квартиры и дачи, поездку всей семьей на курорт. В России до 1992 г. минимальный Б.п. использовался в качестве основы определения размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и некоторых др. соц. выплат. Затем был выбран новый ориентир — прожиточный минимум, который обеспечивает более низкий жизненный стандарт. Считается, что соответствие рациональному Б.п. свидетель-  [c.24]

ЛИЧНЫЙ ФАКТОР ТРУДА — человек как носитель рабочей силы, используемой в производстве товаров и услуг субъект трудового процесса, взаимодействующий с вещественным фактором трудовой деятельности, предметами и средствами труда, а также с окружающей природной и соц. средой. Л.ф.т. характеризует человека как главную производительную силу общества, раскрывает трудовой потенциал людей, присущие им физ. и духовные способности, потребности, интересы и мотивы к труду.  [c.154]

Удовлетворение культурных и духовных потребностей  [c.176]

МИНИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ — показатель состава и структуры потребления материальных благ и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных материальных и духовных потребностей людей. В отличие от бюджета прожиточного минимума М.п.б. включает более широкий набор товаров и услуг, предусматривает их более высокое каче-  [c.178]

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА — составная часть жизни общества, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Это и область деятельности значительного числа людей, занятых соц. обслуживанием населения, предоставлением соц. благ и услуг. Как неотъемлемая часть общественной жизни С.с. охватывает разнообразные отношения между личностями, соц. группами и слоями в том их виде, как они складываются на тот или иной конкретно-исторический момент. С.с. включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы соц. инфраструктуры, в т.ч. учреждения здравоохранения, образования и культуры, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. С.с. вбирает в себя систему соц. защиты и гарантий населения, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны. Как область предпринимательской деятельности С.с. характеризуется своим ресурсным потенциалом. Имеются в виду размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов соц. инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки и гуманистическая настроенность. По рекомендации ООН приемлемая доля расходов на соц. нужды должна быть не  [c.342]

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ — ориентация личности, соц. группы на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей, реализацию интересов, а также ценностных притязаний на соц. блага и услуги (напр., прокладка в городе новых троллейбусных линий позволяет его жителям надеяться на улучшение работы городского пассажирского транспорта).  [c.348]

ТРУД — сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физ. усилий для создания полезных продуктов производства вещей, оказания услуг, накопления и передачи информации, идущих на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей основная форма жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, исходное условие соц. бытия развития всех сторон общественной жизни. Вместе с тем] Т.— средство самовыражения и самоутверждения личности, реализации ее опыта, интеллектуального и творческого потенциала, нравственного достоинства.  [c.387]

ТРУДОВАЯ МОРАЛЬ — комплекс нравственных установлений и общезначимых предписаний, которым должны безусловно следовать отдельный человек, рабочая группа или коллектив в своем отношении к труду и его результатам. Т.м. выражается в утверждениях общественного мнения, заповедях и нормах, оказывающих регулирующее влияние на мотивацию трудового поведения, направленность и эффективность реализации личного фактора труда. В современных условиях высоконравственные принципы трудовых отношений опираются на понимание труда как жизненной необходимости, возможности получения средств для удовлетворения материальных и духовных потребностей  [c.387]

Цель социального планирования — создание благоприятных условий для гармоничного и всестороннего развития личности каждого работника, более полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей, улучшение условий труда и быта всех членов коллектива. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятия создает реальную возможность коллективу активно влиять на ход и результаты производства.  [c.286]

Современное производство предъявляет быстрорастущие требования не только к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой управляет. Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются в обязательное условие труда все более широких слоев работников. Но все это в значительной мере зависит от уровня жизни, от того, насколько полно могут быть удовлетворены материальные и духовные потребности человека. Это вызывает необходимость создания на каждом предприятии, в каждой организации условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности советских людей, всех трудящихся, т. е. заботиться о развитии главной производительной силы общества.  [c.242]

Экономический эффект применения более совершенных способов и средств производства продукции — это э к о-н о м и я совокупного общественного труда. Она получается сверх непосредственного (либо конечного) полезного результата, который достигается при осуществлении любого из сопоставляемых тождественных вариантов производства вне зависимости от того, на базе какой техники оно осуществляется. Это очень важный дополнительный результат Чем меньше труда затрачивают на производство данных изделий, тем больше освобожденного труда идет на увеличение производства другой продукции в целях более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей народа и обеспечения задач, стоящих перед нашим обществом. При установлении преимуществ и недостатков вариантов по затратам общественного труда, естественно, возникают вопросы какие затраты общественного труда  [c.9]

Характерная черта создаваемого хозяйственного механизма— его направленность на решение социальных задач. Она вытекает из более полного и последовательного осуществления основного закона социализма, подчинения производства задаче всестороннего развития человека, удовлетворения его материальных и духовных потребностей.  [c.134]

Цель социалистического общества — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей народа. Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства .  [c.7]

Действия людей всегда связаны с потребностями — материальными или духовными. Следовательно, коллективам людей присущи определенные интересы. Все члены социалистического общества заинтересованы в конечной цели производства, но каждый коллектив имеет собственный, более близкий ему интерес. Поэтому при организации управления необходим хозрасчетный механизм, обеспечивающий соединение интересов воедино.  [c.108]

Повышение целенаправленности государственных планов экономического и социального развития. Целевое начало имманентно присуще социалистическому планированию. Государственные планы всегда были направлены на достижение определенных целей, выдвигаемых партией исходя из выработанной на соответствующий период стратегии и реально складывающейся внутренней и международной обстановки. На современном этапе именно растущие общественные потребности, среди которых все большую роль играют материальные, духовные и социальные потребности трудящихся, во всевозрастающей мере становятся исходным пунктом планирования. Социалистическое государство планомерно изменяет структуру общественного производства, приводя ее в максимальное соответствие со структурой возвышающихся потребностей, отвечающей советскому образу жизни. При этом, разумеется, в наших планах при всех условиях и прежде всего предусматривается обеспечение необходимой обороноспособности и. экономической независимости Советского Союза.  [c.17]

Социальное развитие коллектива. Этот раздел стройфин-плана состоит из следующих пяти подразделов 1) совершенствование социальной структуры коллектива 2) улучшение условий труда и охраны здоровья 3) совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и бытовых условий работников 4) удовлетворение потребностей духовного и физического развития членов коллектива 5) развитие общественной активности работников и совершенствование социальных отношений в коллективе.  [c.113]

Уровень жизни — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Уровень жизни выражается в количестве и качестве потребляемых благ и услуг, удовлетворяющих как первичные (пища, одежда, жилище, средства передвижения, поддержание здоровья и т.п.), так и самые сложные, возвышенные потребности — духовные, нравственные, эстетические. Средством обеспечения определенного У.ж. являются реальные доходы населения, а поскольку доходы дифференцируются на самые низкие и самые высокие, то У.ж. в обществе также дифференцирован. Специалисты Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) критерием определения уровня жизни считают покупательную способность (ПС) рубля, за единицу которой бе-  [c.315]

Регулятивная и воспитательная функции активно взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют друг друга, и всё чаще выступают как единая регулятивно — воспитательная функция общественного мнения. Она отличается многообразием способов и форм своего проявления, что обусловлено возросшими потребностями духовной жизни общества и социальной практике, постоянным совершенствованием условий для проявления творческой активности и самореализации народных масс.  [c.140]

Но сколько бы ни важна была технико-технологическая экологической стратегии, сама по себе она не может привести к результатам без изменения мировоззренческих оснований современного века. Так академик Н. Моисеев призывает к утверждению в сознании новой нравственности как еще одного заслона против действия биосоциальных законов , (1). В. Курашов полагает недостаточным ограничиваться сферой нравственного индивидуального сознания, считая, что при переходе к XXI веку выбор должен осуществляться между общественным устройством, преимущественно ориентированном на духовное потребление при второстепенном материальном, с одной стороны, и обществом материального потребления при второстепенном духовном, с другой стороны . (2).Акценты при формировании мировоззренческих аспектов экологического воспитания должны быть ны с удовлетворения материальных потребностей на удовлетворение ных. Бесконечное расширение производства материальных ценностей товано потребностями максимизации прибылей производителей, которые той же цели оплачивают назойливые повторы ТВ реклам, которые как но, отнюдь небезвредны для формирующейся психики молодежи и прививают стандарты культа материального потребления, вытесняя духовные потребности, не требующие такого давления на природу, как производство огромного материальных предметов. Ведь если бы мера человеческого счастья от материальных возможностей, то люди прошлого, не имея благ современной цивилизации были бы несчастны по сравнению с нами, но, как известно, это отнюдь не так.  [c.315]

БЫТ — уклад повседневной жизни людей, включающий удовлетворение их материальных и духовных потребностей, отношения в семье, внеделовое общение, отдых, развлечения. Бытовое устройство работников — важная часть соц. среды организации, состояние которой непременно учитывается при управлении персоналом.  [c.24]

ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, соц. группы, общества в целом внутренний побудитель активности. Различают биол. П. человека, обусловленные обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма, и П. соц. субъектов (личности, соц. групп) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических соц. условий их деятельности. Источник развития последних — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение относительно элементарных, витальных П. ведет к порождению новых П. и это отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и соц. среду, от животного, приспосабливающегося к среде. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой — витальные П., а последующие ее уровни — соц. П., высшее проявление которых — П. в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. При изучении человеческих П. различают следующие их виды по сферам деятельности — П. труда, познания, общения, отдыха по объекту — П. материальные и духовные, этические, эстетические и т.д. по их функциональной роли — П. доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные по субъекту — П. групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.  [c.265]

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ -один из основных видов управления, имеющий целью воздействие на сферу жизнедеятельности общества, непосредственно связанную с удовлетворением материальных и духовных потребностей человека, функционированием соц. инфраструктуры, предоставлением соц. благ и услуг. Субъектами У.с.с. выступают органы гос. власти и местного самоуправления, профсоюзы, ассоциации предпринимателей и др. общественные организации. В России вопросы трудового законодательства, зравоохранения, образования, культуры, физ. культуры и спорта, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, соц. защиты, включая соц. обеспечение, являются предметом совместного  [c.400]

УРОВЕНЬ МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТИ -достигнутая степень неудовлетворения основных материальных и духовных потребностей. Душевой доход таких семей выше бюджета прожиточного минимума, но не  [c.405]

В Законе СССР от 5 июля 1978 г. О совете Министров СССР установлено, что он является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти в ССиР. Совет Министров СССР осуществляет руководство всеми отраслями народного хозяйства, включая его ведущую отрасль — промышленность проводит в жизнь единую социально-экономическую политику на основе всемерного использования экономических законов и преимуществ социализма обеспечивает динамичное и пропорциональное развитие народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства в целях наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей советских людей, совершенствование государственного управления.  [c.110]

economy-ru.info

Материальные и духовные потребности — реферат

  Потребность человека, в широком смысле слова, — это «ощущение дефицита», необходимость в той или иной вещи, определенном явлении, событии, чувстве.

        Потребности классифицируют следующим образом:

  • Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. (Пример: в еде, воде, одежде, жилище, отдыхе, продолжительности рода).
  • Потребности в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности и уверенности в будущем; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).
  • Социальные потребности. Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего (потребности в семейных, дружеских, религиозных связях).
  • Потребность в признании и уважении. Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимо и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
  • Потребность в самовыражении личности, в реализации возможностей и способностей, в творчестве. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самовыражении. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.
 

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация.

Мотивация – это возбуждение в людях желания сделать что-то. Мотивация других – одна из наиболее важных работ менеджера. Она состоит из способности понять, что движет людьми, умение общаться, создавать дух соревнования, подбадривать, заряжать энергией, задавать пример, развивать людей, добывать обратную связь и предоставлять справедливое вознаграждение.

«Мотивация – это выращивание людского капитала. Основной вызов для менеджера, – не сама работа, а человек, создающий рабочую среду и управляющий ей».

Успех в бизнесе приходит благодаря людям. Секрет успеха современного менеджера –  в искусстве мотивации, в знании что дает людям энергию и как поддержать их энтузиазм. Если менеджер знает, что мотивирует людей, то он владеет самым мощным инструментом управления людьми и получения от них необыкновенных результатов. «Мотивация и сила так тесно взаимосвязаны, что можно сказать, что в мотивированном человеке есть сила».

Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается  уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Таким образом,

очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.  

Виды  мотивации: 

   
  • Материальная  мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.
 
   
  • Трудовая  мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.
 
   
  • Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидертву в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.
 

Материальные  и духовные потребности человека составляют основу мотивов его поведения. Создать мотивы — значит превратить потребности человека в стимулы к трудовой деятельности. Заработная плата для работников, занятых в строительстве северных трубопроводов, является наиболее важным, но не единственным материальным стимулом. Все возрастающее значение имеют нематериальные стимулы, и в частности общественная ценность содержания трудовой деятельности. Высокий социальный статус строителя трубопроводов в Западной Сибири рождает у рабочих чувство гордости, причастности к важнейшему государственному делу.

Целью социальной политики выступает социальный прогресс, выраженный степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Социальная политика стремится  к эффективному использованию экономических достижений. В то же время она способствует приумножению материального богатства. Это происходит постольку, поскольку высокий уровень жизни влияет на рост производительности труда и деловую активность населения.

Сфера материального производства, включает совокупность отраслей материального производства, в которых создаются материальные блага, удовлетворяющие материальные и духовные потребности человека, личные или общественные.

С экономической  точки зрения только те технологические  процессы являются оптимальными, которые способствуют наиболее полному удовлетворению материальных и духовных потребностей человека.

Инженерное  дело заключается, прежде всего, в техническом  творчестве, цель которого — совершенствование  и создание средств для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

В свою очередь, это достигается оптимизацией такого обобщенного критерия, как  средняя продолжительность жизни, который послужил для интеграции разнородных показателей удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Например, деятельность по охране природы направлена на сохранение и восстановление природно-ресурсного потенциала во всей его многогранности и реализует широкий спектр целей, в том числе удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Охрана природы решает две задачи: сведение до минимума или полное предотвращение негативного воздействия общественного производства на природу; восстановление уже нарушенной природной среды.

В основе оценки человеческого труда в  любой ее форме ( физической, умственной или информативной, причем последняя может иметь и материальную форму в виде пакета программ, то есть быть уже результатом производственной деятельности), очевидно, должна лежать величина затрат на удовлетворение биологических, материальных и духовных потребностей человека. Однако эти потребности и возможности их удовлетворения непрерывно изменяются в зависимости от исторического периода и географического региона, от развития самого общества, производительных сил, видов собственности в нем и социальных отношений. Поэтому при любом подходе к обобщенной оценке стоимости человеческого труда, в конце концов, реально вопрос будет упираться в величину национального дохода и долю в нем личного потребления населением.

Жизнь современного общества невозможно представить без применения электрической энергии. Все, что необходимо для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека — жилище, одежда, пища, средства транспорта и связи, радио, кино, телевидение, — осуществляется с помощью электрической энергии.

Ныне  речь идет не только об удовлетворении первоочередных материальных и духовных потребностей человека, но и о создании условий, благоприятно влияющих на всестороннее развитие личности, творческую активность людей, способствующих комплексному развитию всех сторон жизни. По-новому ставится вопрос об источниках роста экономики, ресурсах, необходимых для осуществления поставленной цели.

Современное производство предъявляет быстрорастущие требования не только к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой управляет. Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются в обязательное условие успешного труда все более широких слоев работников. Но все это в значительной мере зависит от уровня жизни, от того, насколько полно могут быть удовлетворены материальные и духовные потребности человека.

student.zoomru.ru

Материальные и духовные потребности | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 груп­пы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: нее социальные по­требности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребно­стей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические — по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они по­казывают различные закономерности их функционирования и раз­вития.

Материальные потребности— это потребности человека в обеспе­чении своего материального существования. В материальных потреб­ностях можно выделить два пласта: относительно простые матери­альные биологические потребностии более сложные — материальные социальные потребности.К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом …
здоровье и физической безопасности, в продол­жении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно за­нимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде — пошивочные и ремонтные ателье, склады

§ 2. Материальные и духовные потребности 85

и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище — ре­монтно-строительные организации, потребностей в благоприятной сре­де — уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные орга­низации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода тре­буют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровитель­ных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.

Все эти материальные потребности по своей природе биологиче­ские, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специ­фической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных истори­чески изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инва­риант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для пол­ноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные техноло­гии неизбежно различаются у обшссти, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны мо­жет понадобиться, например, спск-ма протннорадлрноц зашиты са­молета, то вождю африканского племени она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя

племени.

Материальные социальные потребности появляются только у че­ловека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное — это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным матери­альным потребностям относятся труди основанный на нем процесс материального производства, т.’ е. предметно-орудийная преобразова­тельная деятельность человека, общение— взаимодействие в про­цессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материаль­ные потребности не ограничиваются потребностями в так называе­мых материальных благах. Как отмечает Л. П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в сози­дании; первое лишь необходимое условие и средство второго»1. Если потребности в пище и жилище — главные биологические матери-

Буева Л. П. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. С. 158-159.

86 Глава 4. Концепция потребностей в философии

§ 2. Материальные и духовные потребности 87

 

альные потребности человека, то главная социальная материаль­ная потребность — это потребность в труде.

Духовные потребности— это потребности в знаниях, настроени­ях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребно­сти в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, ре­лигиозные или атеистические потребности, потребность в мировоз­зрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и слож­ные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художе­ственного сознания.

Потребность в познании— это стремление человека к знанию объ­ективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудо­вой деятельности, которая не может существовать и совершенство­ваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращать­ся в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями ста­новится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного позна­ния. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потреб­ности в знаниях — мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное — т. е. идеями, которые объявляются истинными бел доказательств, на ос­нове традиции. Наиболее развитые формы по.чнаппя — научное и ху­дожественное.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изуча­емых явлений. Оно включает в себя проверяемЕ>1е и проверенные фак­ты и обобщения. Художественное познание — это особое эстетиче­ское освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен­ных или возвышенных, трагических или комичесю.х. Ценностно-ориентационная деятельность (см. § 6) также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование— это процесс усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребно-

стей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде­ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на­дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитим­ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде­нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание— это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функ­ций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социа­лизации и является потребностью, поскольку без целенаправленно­го воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным чле­ном общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется имеете с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смыс­ле слова) еще невозможно.

Потребность в смысле жизни:>то, но-индимому, наиболее слож­ная духовная потребность. Она выражается в формировании миро­воззрения — системы взглядов человека на мир и целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концеп­ций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные об­щественные структуры, движения и организации с глубокой древно­сти стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жиз­ни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребно­стей используется широкий набор приемов — дозированная инфор-

88 Глава 4. Концепция потребностей в философии

мация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересо­ванность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, ко­торые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формиро­вание всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, уже отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозныеи поэтому очень ценные. Отсутствие религиоз­ных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «не­религиозности») — хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, напри­мер, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, на­пример, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными потребностями…»1. Стремление смот­реть порнофильмы — это, конечно, духовная потребность. Не вда­ваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструк­тивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потреб­ности. В СССР к ним было принято относить, например, потребно­сти религиозного характера. В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстре­мистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача общества — противостоять формированию такого рода потребностей, в том чис­ле и методами сервисной деятельности (информационный, обра­зовательный, анимационный сервис, средства массовой информа­ции и т. п.).

В реальной жизни материальные и духовные потребности, а так­же приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и пере­плетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок. Для

1Черников В. Г. Человек и его потребности: Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003. С. 85.

§ 3. Индивидуальные и общественные потребности 89

удовлетворения любых духовных потребностей используются мате­риальные предметы — например книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудо­вание. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им матери­альных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем са­мым возможности для развития и удовлетворения духовных потреб­ностей.

Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетво­рение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. I? сервисной деятельности эта ком­плексность служит дополнительным фактором, повышающим при­влекательность предлагаемого набора услуг.

refac.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *