Правила ведения бухгалтерского учета для хозяйствующих субъектов – II. /

§ 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

Основные правила ведения бухгалтерского учета — его ис­ходные положения, на которых строится ведение бухгалтерского учета субъектами предпринимательской деятельности. Они закреп­лены в Законе о бухгалтерском учете и соответствующих Положе­ниях и сводятся к следующему:

1) ведение бухгалтерского учета, как было указано выше, явля­ется обязательным для всех субъектов предпринимательской дея­тельности;

2) бухгалтерский учет ведется в белорусских рублях;

3) имущество субъекта предпринимательской деятельности учи­тывается обособленно от имущества других организаций и физичес­ких лиц;

4) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с мо­мента ее регистрации до реорганизации или ликвидации;

5) все хозяйственные операции подлежат своевременной регис­трации на счетах бухгалтерского учета, что означает сплошное ве­дение бухгалтерского учета;

6) в бухгалтерском учете организации раздельно учитываются текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовы­ми вложениями;

7) документальное отражение информации о состоянии и дви­жении имущества и обязательств организации. Факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учет­ным документом, который должен быть составлен в момент совер­шения операции, а если это не представляется возможным, — не­посредственно после ее совершения;

8) учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ве­дется методом двойной записи. Это означает, что каждая операция отражается одновременно на двух счетах бухгалтерского учета: дебете одного счета и кредите другого;

9) информация, содержащаяся в принятых к учету первичных учетных документах, подлежит систематизации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Регистры предназначены также для отражения указанной информации на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Требования, которым должны соответствовать регистры бухгалтерского учета, установлены ст. 10 Закона о бухгалтерском учете. Хозяйственные операции должны отражаться в них в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета;

10)документирование объектов бухгалтерского учета, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчет­ности осуществляется на русском или белорусском языке. Первич­ные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык;

11) оценка имущества и обязательств в

денежном выражении производится для их отражения в бухгалтерском учете. Ст. 11 Зако­на о бухгалтерском учете предусматривает следующие основные методы оценки:

-оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной сто­имости на дату его оприходования; имущества, изготовленного в самой организации, — по стоимости его изготовления;

— в состав фактически произведенных расходов на покупку иму­щества включаются стоимость самого объекта имущества, тамо­женные пошлины, иные платежи, а также затраты на заготовку и доставку имущества, в том числе осуществляемые другими орга­низациями;

— формирование рыночной стоимости производится на основе цены на данный или аналогичный вид имущества, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно. Дан­ные о действующей на дату оприходования имущества цене долж­ны быть подтверждены документально или экспертным путем;

— в стоимость изготовления имущества включаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топ­лива, энергии, трудовых ресурсов, и иные затраты на его изготовле­ние;

— обязательства оцениваются в денежном выражении на основа­нии цены, указанной в договоре;

— оценка имущества и обязательств, стоимость которых выраже­на в иностранной валюте, производится в белорусских рублях пу­тем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, уста­навливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции.

Применение иных методов оценки имущества и обязательств допускается в случаях, предусмотренных законодательством Рес­публики Беларусь;

12) инвентаризацию имущества и обязательств организация обя­зана проводить для обеспечения достоверных данных бухгалтерс­кого учета и бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации про­веряются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Порядок проведения инвентари­зации определяется руководителем организации. Ч. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете предусматривает обязательное проведение инвентаризации в следующих случаях:

при передаче имущества государственного унитарного пред­приятия в аренду, его купле-продаже;

при реорганизации или ликвидации (упразднении) организа­ции;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене руководителя организации и (или) материально от­ветственных лиц;

при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

в случае возникновения непреодолимой силы, то есть чрез­вычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Респуб­лики Беларусь.

Методические указания по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств утверждены Минфином 5 декабря 1995 г. №541. Инвентаризация объектов интеллектуальной собственности произво­дится в соответствии с Разъяснением к указанным Методическим указаниям, утвержденным Приказом Минфина от 18 мая 1999 г. № 1262.

Для субъектов малого предпринимательства ведение бухгал­терского учета имеет некоторые особенности.

В соответствии с п. 4 Порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности при упрощенной системе налогообложения, утвержден­ного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 1998 г. № 2943, малому предприятию рекомендуется вести

бухгалтерский учет с использованием регистров, предусмотренных инструкциями по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий и для небольших предприятий и хо­зяйственных организаций, или по формам бухгалтерского учета и отчетности при упрощенной системе налогообложения, утвержден­ным Приказом Минфина от 24 мая 1998 г. № 113 «Об утверждении форм бухгалтерского учета и отчетности и порядка их заполнения при упрощенной системе налогообложения»

1. В соответствии с под п. 1.1.1. указанного Приказа малым предприятиям с простым хозяй­ственным процессом производства, работающим в непроизводствен­ной сфере, а также предприятиям, имеющим незначительное коли­чество хозяйственных операций, занятым в производственной сфе­ре, рекомендуется применение упрощенной формы учета.

В соответствии с под п. 1.2.1. Приказа упрощенная форма бух­галтерского учета может вестись по:

— простой форме бухгалтерского учета (без использования реги­стров учета имущества малого предприятия). Такую форму в соот­ветствии с под п. 1.3.1. Приказа могут применять малые предприя­тия непроизводственной сферы, совершающие незначительное ко­личество хозяйственных операций, не имеющие собственного иму­щества и процесса производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, ведя учет всех опе­раций путем их регистрации только в Книге учета хозяйственных операций. Наряду с Книгой учета хозяйственных операций, для учета расчетов по оплате труда с работниками, с бюджетом по налогам с их доходов малое предприятие должно вести также ведомость уче­та заработной платы;

форме бухгалтерского учета с использованием регистров учета

имущества малого предприятия.

studfiles.net

Основные правила ведения бухгалтерского учета субъектами хозяйственной деятельности.


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Построение и ведение бухгалтерского учета осуществляется организациями по определенным правилам, закрепленным в источниках его правового регулирования.

1. Обязательность ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации -рублях.

3. Требование имущественной обособленности заключается в том, что имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственника и других организаций.

4. Требование непрерывности бухгалтерского учета, в соответствии с которым учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.

5. Требование сплошного учета означает, что правомерным является такое его ведение, когда все хозяйственно-финансовые операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

6. Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета: по дебету одного счета и кредиту другого.

7. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Понятие, цели и принципы аудита.

Аудит — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

Основные принципы аудита можно разделить на две группы:

— основные принципы, регулирующие аудит – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит;

— основные принципы проведения аудита, т. е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки. Принципы, регулирующие аудит определены в п.3 федерального стандарта аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Государственное регулирование аудиторской деятельности.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов РФ и ЦБ РФ (в отношении аудита банков). Основные функции данных органов определены ст. 18 Закона об аудите, среди них:

· издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

· организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

· организация системы надзора за соблюдением аудиторами (аудиторскими организациями) лицензионных требований и условий, контроль за соблюдением правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров;

· аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при Департаменте государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ создан Методический совет, функции которого определены ст. 19 Закона об аудите. Работу но аттестации и лицензированию проводит Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия.

Правовой статус аудитора.

Аудит может осуществляться:

а) аудиторами. Аудитор — это физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством, и аттестованное в установленном порядке на право осуществления аудиторской деятельности. Аудиторы могут заниматься аудиторской деятельностью:

· самостоятельно, т.е. в качестве индивидуального предпринимателя;

· в качестве работника аудиторской организации;

· в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора.

б) аудиторскими организациями. Аудиторские организации — это коммерческие организации, осуществляющие аудиторскую деятельность или оказывающие сопутствующие аудиту услуги. Они создаются в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества.

Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Особенностью правового статуса аудиторских организаций и самостоятельно работающих аудиторов является их исключительная хозяйственная компетенция. Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации имеют право:

а) осуществлять собственно аудит;

б) оказывать услуги, сопутствующие аудиту.

Порядок проведения аудита.

Условно процесс проведения аудиторской проверки можно разделить на три основные этапа:

· планирование;

· сбор аудиторских доказательств;

· завершение аудита.

На первом этапе аудитор:

· предварительно знакомится с заказчиком;

· оформляет свои отношения с заказчиком письмом о согласии на проведение аудита и договором возмездного оказания услуг;

· изучает и оценивает системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

· определяет существенность и риски предстоящей проверки;

· составляет общий план и программу аудита.

На основном (втором) этапе аудита аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля (аудиторские процедуры на соответствие) и аудиторские процедуры по существу. Последние, в свою очередь, подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.

 

На последнем (третьем) этапе аудитор должен:

· завершить подготовку рабочей документации в виде аудиторского файла;

· подготовить письменную информацию руководству заказчика по результатам проведенного аудита;

· сформулировать по результатам аудита свое мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика;

· подготовить по установленной форме аудиторское заключение.

86. Аудиторское заключение: его составные части и форма.

Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудиторское заключение состоит из трех частей: реквизитной, вводной, аналитической и итоговой. К аудиторскому заключению должна быть приложена бухгалтерская, отчетность проверяемого предприятия.

К формам аудиторского заключения относятся:

— Безоговорочно положительное мнение

— мнение с оговоркой

— отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и

— отрицательное мнение


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

44. Понятие и основные правила ведения бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Построение и ведение бухгалтерского учета осуществляется организациями по определенным правилам, закрепленным в источниках его правового регулирования.

  • Обязательность ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций. Финансово-промышленные группы осуществляют бухгалтерский учет и формируют отчетность с особенностями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. № 24 «О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы».

  • Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации -рублях. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

  • Требование имущественной обособленности заключается в том, что имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственника и других организаций.

  • Требование непрерывности бухгалтерского учета, в соответствии с которым учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.

  • Требование сплошного учета означает, что правомерным является такое его ведение, когда все хозяйственно-финансовые операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

  • Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета: по дебету одного счета и кредиту другого.

  • В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

  • Документирование хозяйственных операций. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые называются первичными. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утверждаемым Госкомстатом России. Документы, форма которых отличается от унифицированной, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.

  • Требование бухгалтерской регистрации. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Наиболее распространенными являются журнально-ордерная и мемориально-ордерная формы счетоводства, применять которые следует с учетом отраслевых указаний, разработанных федеральными органами исполнительной власти на основе типовых для предприятий подведомственных отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.).

  • Ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

  • Требование оценки имущества и обязательств. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования.

  • Требование инвентаризации имущества и обязательств. Инвентаризация представляет собой выявление фактического наличия имущества в сравнении с данными бухгалтерского учета. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются локальным актом предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Например, инвентаризация проводится в обязательном порядке при передаче имущества в аренду, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при ликвидации или реорганизации организации.

  • Выявленные расхождения отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

    studfiles.net

    Бухгалтерский учет

    1. Порядок организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

    В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

    а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;

    б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;

    в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

    формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

    обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

    6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

    7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

    а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

    б) ввести в штат должность бухгалтера;

    в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

    г) вести бухгалтерский учет лично.

    Случаи, предусмотренные в подпунктах «б», «в» и «г» настоящего пункта, рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

    8. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

    При этом утверждаются:

    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

    порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    9. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

    Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.

    Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

    10. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

    Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

    11. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

    studfiles.net

    Основные правила ведения бухгалтерского учета. Системы бухгалтерского учета

    Семинар 5-1.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБЪЕКТОВ хозяйствования.

    Порядок учета имущества. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета.

    Основные правила ведения бухгалтерского учета. Системы бухгалтерского учета.

    Учетная политика организации.

    Государственное регулирование и организация бухгалтерского учета.

    Анализ хозяйственной деятельности. Правовое регулирование аудита

     

    Порядок учета имущества. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета.

     

    Ведение бухгалтерского учета, формирование и представление бухгалтерской отчетности входит в число основных требований (наряду с государственной регистрацией, лицензированием и т.п.), которые должны соблюдаться при осуществлении предпринимательской деятельности.

    Согласно нормам ст. 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь на налогоплательщиков, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, возлагается обязанность вести в установленном нормами права порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения. Выполнение этого требования связано с необходимостью удовлетворения как публичных, так и частных интересов.

    В п. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь № 57-З от 12 июля 2013 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» сформулировано следующее определение: бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности.

    Субъектами бухгалтерского учета являются организации – юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, хозяйственные группы, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности). В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

    Действие Закона о бухгалтерском учете не распространяется на индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Беларуси. Организации, индивидуальные предприниматели и иные физические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии со ст.ст. 13 и 285 налогового кодекса (юридические лиа Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели и нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокаты, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения), освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности и ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Форма книги и порядок ее заполнения утверждены Постановлением Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты, Министерства статистики и анализа от 19 апреля 2007 г. № 55/60/59/38 (в ред. 30.01.2015 г.).

    Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вместокниги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, вправе вести учет предпринимательской деятельности в соответствии с правилами Инструкции о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов от 20 апреля 2006 г. № 50/45.

    В соответствии с правилами этой же Инструкции предприниматели при осуществлении видов деятельности, по которым уплачивается единый налог, ведут учет:

    1) начисленных и выплаченных доходов физическим лицам, привлекаемым по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

    2) исчисленных и перечисленных в бюджет, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты сумм налогов, сборов (пошлин), обязательных страховых взносов, исчисляемых предпринимателем с доходов указанных физических лиц;

    3) полученной выручки.

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вместокниги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, вправевести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях. В этом случае указанные субъекты, а также малые организации с численностью работников до 15 человек и средние организации с численностью работников от 15 до 100 человек, в том числе частные унитарные предприятия, созданные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности», осуществляют его ведение в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Законом о бухгалтерском учете и отчетности, Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией о порядке применения Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными Постановлением Министерства финансов от 29 июня 2011 г. № 50 (в ред от 30.06.2014 г.), иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, а также положениями Разъяснений Министерства финансов. В частности, для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций организации и индивидуальные предприниматели могут использовать рекомендованный указанными Разъяснениями Рабочий план счетов бухгалтерского учета с сокращенной системой счетов.

    Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными и религиозными организациями (объединениями), потребительскими кооперативами (за исключением потребительских обществ), товариществами собственников, хозяйственными группами, простыми товариществами определяются в положениях иныхнормативных правовых актов.

    Объектами бухгалтерского учета являются активы субъекта хозяйственной деятельности, его обязательства и хозяйственные операции. Информация о перечисленных объектах представляет собой не их описание или характеристику, а денежную оценку, осуществляемую в соответствии со специальными правилами, установленными, как правило, законодателем. При этом необходимо учитывать, что данная информация подлежит постоянной корректировке.

    Основными задачами бухгалтерского учета являются:

    формированиеполной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

    обеспечениепри совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    предотвращениеотрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

    Перечисленные задачи подтверждают, что ведение бухгалтерского учета необходимо как для обеспечения публичных (позволяет государству осуществлять контроль за субъектами предпринимательской деятельности), так и частных интересов (позволяет контрагентам субъекта предпринимательской деятельности получить нужную информацию о его имуществе и финансовом положении). Планирование организацией своей деятельности предполагает анализ ее финансового и имущественного положения, который также основывается на данных бухгалтерского учета.

    Система правового регулированиябухгалтерского учета состоит из нормативных правовых актов различной юридической силы, нормы которых определяют порядок ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности. Данная система основывается на Конституции и включает: Закон о бухгалтерском учете и отчетности; положения и инструкции по бухгалтерскому учету, которые детализируют правила ведения учета активов и обязательств в зависимости от вида предпринимательской деятельности либо сферы деятельности организации, закрепляют основные понятия, используемые в бухгалтерском учете; методические указания, рекомендации и инструкции; локальные нормативные правовые акты, принимаемые самой организацией и формирующие ее учетную политику. В целом правовое регулирование бухгалтерского учета в Республике Беларусь призвано обеспечивать: единообразие ведения учета активов, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями; сопоставимость учетной информации различных организаций; достоверность учетной информации каждой организации.

     

    Основные правила ведения бухгалтерского учета. Системы бухгалтерского учета.

     

    Основные правила ведения бухгалтерского учета— его исходные положения, на которых базируется построение и ведение бухгалтерского учета субъектами предпринимательской деятельности. Они закреплены в Законе о бухгалтерском учете и отчетности и иных нормативных правовых актах и сводятся к следующему.

    1. Ведение бухгалтерского учета, как было указано выше, является обязательнымдля всех организаций. В данном случае речь идет об абсолютном праве и обязанности вести бухгалтерский учет своих активов, обязательств и хозяйственных операций.

    2. Бухгалтерский учет ведется в белорусских рублях. Стоимость активов и пассивов, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в денежные единицы Республики Беларусь.

    3. Активы, находящиеся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) организации, учитываются обособленноот находящихся на бухгалтерском учете данной организации активов иных организаций и имущества физических лиц.

    4. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывнос момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации.

    5. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета, что означает сплошное ведение бухгалтерского учета.

    6. В бухгалтерском учете организации раздельно учитываются текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.

    7. Документальное отражение информации о состоянии и движении активов и пассивов организации. Факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, который должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, — непосредственно после ее совершения.

    8. Учет активов, обязательств и хозяйственных операций ведется методом двойной записи. Это означает, что каждая операция отражается одновременно на двух счетах бухгалтерского учета: дебете одного счета и кредите другого. Исходя из содержания учитываемой операции, все счета делятся на пассивные и активные. Первые содержат сведения об источниках формирования активов организации, в частности, об уставном и добавочном фонде, кредитах банков и т.д., и соответствуют пассиву баланса. Вторые содержат сведения о наличии и изменении состава средств организации: основных средствах, нематериальных активах, готовой продукции, денежных средствах и т.д.

    9. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных учетных документах, подлежит систематизации и накоплениюв регистрах бухгалтерского учета. Регистры предназначены также для отражения указанной информации на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Требования, которым должны соответствовать регистры бухгалтерского учета, закреплены в ст. 10 Закона о бухгалтерском учете. Хозяйственные операции должны отражаться в них в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

    10. Документированиеобъектов бухгалтерского учета, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляется на русском или белорусском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык.

    11. Для отражения активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете производится их учетная оценка вофициальной денежной единице Республики Беларусь методами, перечисленными в норме ст. 12 Закона о бухгалтерском учете.

    Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:

    — первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;

    — приведенная (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;

    — переоцененная стоимость – стоимость актива или обязательства после их переоценки;

    — другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.

    12. Инвентаризация активов и обязательств организации обязана проводиться для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

    Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

    — при реорганизации или ликвидации организации;

    — перед составлением годовой отчетности;

    — при смене материально ответственных лиц;

    — при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

    — при возникновении чрезвычайных ситуаций;

    — в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

    Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь).

    Обязательность ведения бухгалтерского учета субъектами предпринимательской деятельности не предполагает его единую систему. Кроме того отдельные субъекты имеют право выбора конкретной системы учета.

    В целом можно выделить следующие виды систем бухгалтерского учета:

    1) общая система учета, которая рассмотрена выше;

    2) специальная система учета, применяемая в отдельных сферах предпринимательской деятельности, например, банковской;

    3) система учета, которая устанавливается, как отмечалось выше, для отдельных видов субъектов хозяйствования: крестьянских (фермерских) хозяйств, общественных и религиозных организаций (объединений), потребительских кооперативов (за исключением потребительских обществ), товариществ собственников, хозяйственных групп, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности).

    В основу перечисленных видов положены общие правила, но сам порядок ведения бухгалтерского учета и, что самое важное, применяемый план счетов, отличаются.

    Организация бухгалтерского учетаявляется обязанностью руководителя субъекта хозяйствования, который вправе в зависимости от объема учетной работы: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера; передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

    Руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру.

    Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом организации.

    Руководитель организации обязан организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия; обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции.

     

    studopedia.net

    42. Понятие, правовое регулирование и основные правила ведения Бухгалтерского Учета (бу)

    ФЗ «О БУ» от 21.11.1996 №129-ФЗ (в редакции от 03.11.2006)

    БУпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

    Объектами БУявляются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.Основными задачами БУ являются:

    • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

    • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    На современном этапе система нормативного регулирования БУ в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

    Первый уровеньзаконодательство РФ о БУ. В соответствии спунктом «р» статьи 71 Конституции РФ,вопросы БУ находятся в ведении РФ. Основной составляющей законодательства РФ о БУ являетсяФЗ «О БУ».Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ. В сферу действия Закона о БУ попадают все организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие ПД без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в ином, установленном налоговым законодательством порядке.

    Второй уровеньсистемы представляютположения (стандарты) по БУ. Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, определяет порядок организации и ведения БУ, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы БУ и отчетности.

    В соответствии с Программой реформирования БУ, Минфином России утверждаются Положения по БУ (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения БУ и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы БУ и т.п.). В настоящее время приняты и действуют следующие ПБУ:

    • «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), Приказ Минфина России от 09.12.1998 №60н;

    • «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), Приказ Минфина России от 20.12.1994;

    • «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), Приказ Минфина России от 10.01.2000 №2н;

    • «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), Приказ Минфина России от 06.07.1999 №43н;

    • «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), Приказ Минфина России от 09.06.2001 №44н;

    • «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), Приказ Минфина России от 30.03.2001 №26н;

    • «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), Приказ Минфина России от 25.11.1998 №65н;

    • «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), Приказ Минфина России от 28.11.2001 №96н;

    • «Доходы организации» (ПБУ 9/99), Приказ Минфина России от 06.05.1999 №32н;

    • «Расходы организации» (ПБУ 10/99), Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н;

    • «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), Приказ Минфина России от 13.01.2001 №5н;

    • «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), Приказ Минфина России от 27.01.2000 №11н;

    • «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), Приказ Минфина России от 16.10.2000 №92н;

    • «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), Приказ Минфина России от 16.10.2000 №91н;

    • «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/2001), Приказ Минфина России от 02.08.2001 №60н;

    • «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), Приказ Минфина РФ от 02.07.2002 №66н;

    • «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), Приказ Минфина России от 19.11.2002 №115н;

    • «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), Приказ Минфина России от 19.11.2002 №114н;

    • «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 №126н;

    • «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), Приказ Минфина России от 24.11.2003 №105н.

    Третий уровень системыметодические указания, рекомендации, инструкции(Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Приказ Минфина России от 28.06.1995 № 49). Один из важнейших документов этого уровня –План счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н.План счетов БУпредставляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в БУ. В нем приведены наименования и номера счетов.

    Общее методологическое руководство БУв РФ осуществляетПравительство РФ. От лица Правительства РФ эту функцию выполняетМинфин России. Право регулирования БУ предоставлено также.

    Основные правила ведения БУ (Глава 2 ФЗ «О БУ»):

      1. Обязательность ведения БУ. БУ обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения БУ, они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Вместе с тем, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о БУ. Финансово-промышленные группы осуществляют БУ и формируют отчетность с особенностями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 09.01.1997 №24 «О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы».

      2. БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – рублях. БУ по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

      3. Требование имущественной обособленностизаключается в том, что имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственника и других организаций.

      4. Требование непрерывности БУ, в соответствии с которым учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.

      5. Требование сплошного учетаозначает, что правомерным является такое его ведение, когда все хозяйственно-финансовые операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах БУ без каких-либо пропусков и изъятий.

      6. Ведение БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах БУ, включенных в рабочий план счетов БУ. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах БУ: по дебету одного счета и кредиту другого.

      7. В БУ организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

      8. Документирование хозяйственных операций. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые называются первичными. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам (утверждаемым Росстатом). Документы, форма которых отличается от унифицированной, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона о БУ. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.

      9. Требование бухгалтерской регистрации. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах БУ. Хозяйственные операции отражаются в регистрах БУ в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам БУ. Наиболее распространенными являются журнально-ордерная и мемориально-ордерная формы счетоводства, применять которые следует с учетом отраслевых указаний, разработанных федеральными органами исполнительной власти на основе типовых для предприятий подведомственных отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.).

      10. Ведение БУ осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

      11. Требование оценки имущества и обязательств. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования. Правила об оценке различных видов имущества содержатся в ПБУ и Методических указаниях.

      12. Требование инвентаризации имущества и обязательств. Инвентаризация представляет собой выявление фактического наличия имущества в сравнении с данными БУ. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются локальным актом предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены статьей 12 Закона о БУ. Например, инвентаризация проводится в обязательном порядке при передаче имущества в аренду, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при ликвидации или реорганизации организации.Выявленные расхождения отражаются на счетах БУ в следующем порядке:

    • излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

    • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения;

    недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

    studfiles.net

    Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета

    Содержание

    Введение

    1. Сущность бухгалтерского учета

    2. Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета

    Заключение

    Список использованных источников

    По мере углубления в экономике нашей страны рыночных отношений происходит трансформация как содержания и сущности бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и роли бухгалтерского аппарата хозяйствующих субъектов.

    Информация, полученная в системе бухгалтерского учета, становится одной из важнейших составляющих системы управления хозяйствующими субъектами, а бухгалтеры — участниками разработки их экономической стратегии, направленной в первую очередь на получение прибыли. Они не только подготавливают информацию для управления предпринимательской деятельностью организации, но и принимают активное участие в прогнозировании, в планировании, в нормировании и бюджетировании, в учете фактически произведенных затрат и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг), а также в анализе.

    В современных условиях деятельность одной части бухгалтерского аппарата связана с определением и оценкой финансового положения организации и/или финансовых результатов ее деятельности в целом, другая его часть занимается подготовкой информации для принятия управленческих решений (так называемым учетом для управления).

    В связи с появлением де-факто новых функций бухгалтерского аппарата хозяйствующих субъектов единая система бухгалтерского учета стала подразделяться на две подсистемы: бухгалтерский финансовый учет и бухгалтерский управленческий учет, хотя в законодательстве Российской Федерации установлена единая система бухгалтерского учета, определение которой приведено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».

    Актуальность моей работы заключается в том, что бухгалтерский учет ведется на основе правил и принципов, сформулированных и закрепленных на практике в ходе многовековой экономической деятельности.

    Цель работы:

    1. изучить сущность бухгалтерского учета;

    2. изучить основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета;

    3. из всего изложенного сделать вывод.

    Источником написания работы послужили:

    1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 20 марта 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998 г. № 123-ФЗ) [Электронный ресурс] /СПС «Консультант Плюс»

    2. Кондраков Н.П.: Бухгалтерский учет: учебное пособие/ Н.П. Кондраков — Москва: Инфра — М, 2005 — 576 с.

    Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах (имуществе), обязательствах, доходах и расходах хозяйствующего субъекта и их движении, формируемую путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций (факторов хозяйственной деятельности) с целью активного воздействия на процессы управления субъектом хозяйствования.

    В этом определении не только изложена сущность бухгалтерского учета, но и отражены основные этапы учетного процесса (вначале информация об объекте учета формируется и собирается, затем осуществляется ее дальнейшая обработка и группировка для передачи пользователям).

    Система бухгалтерского учета в целом ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Она охватывает всю информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации. Поэтому применительно к бухгалтерскому финансовому учету можно утверждать, что он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательно в управленческом учете, а также в статистическом и оперативном учете.

    Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

    формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

    обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    В отличие от допущений, которые не обязательно должны объявляться хозяйствующим субъектом при ограничении бухгалтерского учета, общепринятые принципы бухгалтерского учета обычно закрепляются в законодательном порядке или формулируются и рекомендуются профессиональными бухгалтерскими организациями на основании теории и практики бухгалтерского учета, сложившихся традиций. Общепринятые принципы бухгалтерского учета служат базой общей концепции бухгалтерского учета, помогают на ее основе разрабатывать положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Назовем следующие принципы:

    1) Принцип стоимостной оценки активов и обязательств является одним из главных принципов в бухгалтерском учете, поскольку от выбора способа оценки во многом зависит определение финансового состояния хозяйствующего субъекта. В качестве базы оценки используются разные виды стоимости (первоначальная, восстановительная, рыночная, остаточная и др.).

    2) Принцип существенности исходит из положения значимости той информации, отсутствие или неточность которой может повлиять на исчисление финансового результата, финансового состояния хозяйствующего субъекта или на принятие решений пользователями.

    3) Принцип уместности исходит из следующего определения: создание информации целесообразно, если она принесет определенную пользу для предпринимательской деятельности организации.

    4) Принцип объективности определяет профессионализм и этику бухгалтерских работников. На подготовленную информацию не должны влиять личные мнения составителей. Объективной считается информация, если она надежна, проверяема, соответствует хозяйственным операциям предпринимательской деятельности. Она должна быть нейтральной по отношению ко всем пользователям информации.

    5) Принцип осуществимости исходит из правила, что его реализация не должна создавать чрезмерных сложностей или затрат.

    Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом о «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

    Эти правила следующие:

    обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином Российской Федерации.

    учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке.

    Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

    в бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

    обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

    для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином Российской Федерации, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

    Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактиче

    mirznanii.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *