Правом на благоприятную окружающую среду обладают – 6.5.

Право на благоприятную окружающую среду как основное конституционное право граждан — Экологическое право

Право на благоприятную окружающую среду — одно из основных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду впервые в России, а точнее — в СССР, было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 г. Съездом народных депутатов СССР. А позднее — в Конституции 1993 г.

Конституция устанавливает также право каждого на жизнь (ст. 20). Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с состоянием окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.
В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Субъекты права на благоприятную окружающую среду:

  1. граждане России;
  2. иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.

Определение понятия «благоприятная окружающая среда» дано в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»: благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Однако, благоприятную окружающую среду целесообразно определять через характеристику не качества, а состояния (которое включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды). Легальное (приведенное в законе) определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов — понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.

Кроме законодательного имеется достаточно обоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных (достопримечательных) объектов природы, сохранения естественных экологических систем, использования природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Критериями оценки благоприятного состояния окружающей среды с точки зрения ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств являются нормативные требования по использованию (изъятию) природных ресурсов, установленные Законом «Об охране окружающей природной среды», актами земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.

Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью сохранения видового разнообразия, удовлетворения эстетических и иных потребностей человека, обеспечивается созданием особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий и установлением в законодательстве их правовых режимов.

Право на благоприятную окружающую среду — одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан — требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, — предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

jurkom74.ru

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции России)

Окружающая среда включает в себя совокупность компонентов природной среды — землю, недра, почвы, поверхностные и подзем­ные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное косми­ческое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприят­ные условия существования жизни на Земле.

Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятель­ностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного ха­рактера.

В сфере охраны окружающей среды граждане вправе:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные не­коммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей сре­ды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • выдвигать предложения о проведении общественной эколо­гической экспертизы и участвовать в ее проведении в уста­новленном порядке;
  • обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями к органам государственной власти и органам местного само­управления по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и по­лучать своевременные и обоснованные ответы;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

При этом граждане должны нести и определенные обязанности в отношении природы и окружающей среды. В частности, граждане должны сохранять природу и окружающую среду, а также бережно от­носиться к природе и природным богатствам.

Граждане имеют право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация предоставляется ор­ганами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информа­ции или непосредственно гражданам.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создаю­щих угрозу жизни и здоровью, влечет за собой ответственность в соот­ветствии с федеральным законом.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; 
  • Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

01.xn--b1aew.xn--p1ai

8. Право на благоприятную окружающую среду

Понятие “окружающая среда” охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и пр.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окру­жающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую ин­формацию, право на возмещение ущерба.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, сани­тарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства природных ресурсов РФ, иных специально уполномоченных государст­венных органов.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Фе­деральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, кото­рые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с пись­мами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном по­рядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, экс­плуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должност­ные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 10.07.2001 г.) государ­ственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие обществен­ным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, прини­мать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, пре­пятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответствен­ности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объедине­ния граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в не­своевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане — до десятикрат­ного размера минимальной заработной платы, должностные лица — до двадцатикратного раз­мера минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятель­ностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.

Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления — из средств государственных экологических фондов.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или ар­битражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здо­ровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банков­скими учреждениями.

studfiles.net

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ


ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

данное право граждан в качестве конституционного закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением.

В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде. мерах по обеспеченпю экологически чистых производств. предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф:

создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы.

В соответствии с данным правом граждане могут: требовать соблюдения экологического законодательства. предоставления соответствующей достоверной информации: создавать в данной сфере общественные объединения: проявлять гражданские инициативы, ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности и т. д., а также требовать компенсации за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в результате экологических катастроф. При этом учитываются все неблагоприятные последствия, включая меру утраты трудоспособности, затраты на лечение. вынужденную смену профессии и образа жизни, места жительства, различные медицинские патологии, ставшие прямым последствием катастроф, и т.д. 19 декабря 1991 г. в Российской Федерации принят Закон об охране окружающей среды.(С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.

  • ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
  • ПРАВО НА ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Смотреть что такое «ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ» в других словарях:

  • ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. По времени конституционализации это право является одним из новейших. Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г., широкое распространение получило… …   Юридическая энциклопедия

  • ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. По времени конституционализации относится к самому последнему поколению . Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. П. на б.о.с. корреспондирует… …   Юридический словарь

  • Право на благоприятную окружающую среду — – одно из основных прав человека, предусмотренных в ряде источников экологического права, в частности, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, а также в Конституции Российской Федерации. В ст. 42 предусматривается: «каждый… …   Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

  • ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. По времени конституционализации это право является одним из новейших. Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г., широкое распространение получило… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь конце 80 х начале 90 х гг. П. на б,о.с. корреспондирует… …   Энциклопедия юриста

  • право на благоприятную окружающую среду — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. По времени конституционализации относится к самому последнему поколению . Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. П. на б.о.с. корреспондирует… …   Большой юридический словарь

  • Оценка воздействия на окружающую среду — (ОВОС) специальный документ, который является составной частью ТЭО или детального проекта и направлен на определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния на окружающую среду и на население предполагаемой к реализации… …   Экология человека

  • Экологическое право — Экологическое право  особое комплексное образование,[1] представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы[2]. В сегодняшней юридической науке существует два… …   Википедия

  • Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… …   Энциклопедия инвестора

  • Права и свободы человека и гражданина — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права …   Википедия


constitutional_law.academic.ru

последние изменения и поправки, судебная практика

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Комментарий к Статье 42 Конституции РФ

Провозглашение, осуществление и защита предусмотренных в комментируемой статье экологических прав физических и юридических лиц по поводу окружающей среды является одним из направлений развития конституционного права России. К ним примыкают также права и свободы человека и гражданина, связанные с использованием, владением и распоряжением землей, иными объектами природы и окружающей среды. Конституционно-правовое регулирование деятельности по предоставлению и обеспечению реализации указанных прав этого последнего поколения прав человека и гражданина в определенной мере осуществляется, но наталкивается на их необеспеченность материальными условиями жизни общества, состоянием правовой и экологической культуры, системой правоохранительных и природоохранных органов.

Само понятие «благоприятной среды» представляется размытым: в ст. 1 Закона об охране окружающей среды под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Некая виртуальность ряда экологических прав может быть объяснена некоторым несоответствием предоставленных прав и адекватных им обязанностей, в том числе обязанностей государства и его органов, должностных лиц (об экологических терминах см. комментарий к ст. 58), многовековыми традициями нашего государства.

Экологическая составляющая статуса личности играет немаловажную роль в его общем социальном статусе; государства, провозглашающие себя социальными, заявляющие о своей политике, направленной на обеспечение достойной жизни своих граждан, не могут не заботиться о включении экологических прав и позиций в общечеловеческие обязательные ценности.

Экологические права и отношения «общество — природа» стали принципом номер один в Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г., Декларации Конференции в Иоганнесбурге 2002 г., посвященной 10-летию Рио, на других международных встречах и в принятых на них актах, участником которых была Россия.

Наша страна одной из первых включила экологические права граждан в свое национальное законодательство путем принятия Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и приняла меры для их реализации, осуществления действенного государственного, муниципального, общественного и международного контроля за их соблюдением. Однако на этом пути предстоит немало сделать в части обеспечения провозглашенных Конституцией, но не реализованных на практике экологических прав каждого. Проблемы реализации прав и исполнения обязанностей гражданина и государства являются одними из самых актуальных для формирования правового демократического социального государства и имеют непосредственное отношение к сфере обеспечения рационального использования и охраны земель, иных природных ресурсов и всей окружающей природной среды.*(565)

Группа предусмотренных в комментируемой статье экологических прав, тесно связанных друг с другом, состоит из трех подгрупп. К первой относится конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, которое изначально возникло в Западной Европе, а в России появилось недавно и подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. Естественно, к этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества — компоненты окружающей среды.*(566)

Однако повсеместно гарантировать выполнение стандартов, направленных на реализацию права каждого на благоприятную среду, невозможно из-за экономических, управленческих и иных трудностей. Часть территории России, пострадавшая от Чернобыльской катастрофы (Брянская, Тульская области, Республика Мордовия и другие регионы), от производственной деятельности ПО «Маяк» (Челябинская область), может считаться зоной чрезвычайной экологической ситуации либо в соответствии с Законом об охране окружающей среды — зоной экологического бедствия, где права на благоприятную среду не соблюдаются, но планомерно и медленно осуществляется восстановление пострадавших земель и иных природных ресурсов. Даже когда немногочисленные иски российских граждан и общественных объединений об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности, о закрытии цехов, предприятий и устройств, загрязняющих природные объекты, подвергающих их порче, обращения граждан о переселении из-за неблагоприятной среды обитания удовлетворяются решениями судов и арбитражных судов, они, как правило, не исполняются по причине отсутствия надлежащего жилья и материальных средств.

Согласно Постановлению КС РФ от 11.03.1996 N 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в связи с жалобой гражданина В. С. Корнилова»*(567) положения указанного Закона в противоречие ч. 1 статьи 19 Конституции России о равенстве всех перед законом и ст. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду не защищают в равной мере всех лиц, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической без опасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое вообще в начале ХХI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, на проведение единой государственной экологической политики.

В области реализации экологических прав действуют общие (вытекающие из законодательства об информации, о государственной тайне и т.п.) и специфические (природоохранные, природоресурсные) информационные требования. Предусмотренные в природоохранном, природоресурсном, административном и ином законодательстве РФ предписания об информации развивают основные принципы российского законодательства и служат основательной правовой базой для реализации экологических прав, для формирования благоприятных природных условий жизни граждан.

Доктрина информационной безопасности РФ утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г.*(568) В многочисленных юридических работах последних десятилетий прослеживается связь результативности экологической деятельности исполнительных органов, общественности с открытостью экологической информации и реализацией прав граждан на участие в природоохранном управлении и благоприятную среду.*(569)

Информационные требования, предъявляемые к деятельности в области природопользования и обеспечения экологической безопасности, регулируются в ст. 19 о праве на информацию Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и соответствующей Декларации РФ 1991 г., резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы», Всемирной хартии природы 1982 г., Руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений, Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Орхусская конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию» 1998 г. открыта для подписания, но на территории России пока не действует ввиду неготовности российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении (см. распоряжение Правительства РФ от 22.06.1998 N 833). Не будучи для нашей страны обязательной, эта Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан.

За последнее десятилетие создана разветвленная нормативно-правовая база информационного обеспечения экологических общественных отношений. Согласно федеральному законодательству об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом, в частности, документы, содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом. Согласно ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии и др. Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

В ряде федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, в том числе экологические, гражданские и административные, предусматриваются нормы об информационном обеспечении этих сфер деятельности, которые могут и должны быть всесторонне учтены при осуществлении экологической деятельности органов государственной власти и реализации права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Например, в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 30.10.2007) в ст. 6 «Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» предусматривается, что информация в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ; органы государственной и муниципальной власти, организации, предприятия обязаны оперативно и достоверно информировать население через органы массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них. Требования об экологической информации предусматриваются в Федеральных законах «О защите прав потребителей», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об отходах производства и потребления», «Об охране озера Байкал», «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Федеральные законы о природных ресурсах содержат информационные экологические требования к физическим и юридическим лицам, к органам власти, предусматривают соответствующие права и обязанности. Так, в ЛК сказано, что информация о лесном фонде, полученная за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью и предоставляется гражданам и юридическим лицам в порядке, определяемом Правительством РФ. В ВК РФ предусматривается, что государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, об их использовании, о речных бассейнах, бассейновых округах. Государственный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий*(570).

В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 31.12.2005) в ст. 23 «Мониторинг атмосферного воздуха» и ст. 29 «Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха» указывается, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него, на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества*(571).

Следует отметить, что некоторых видов информации о природных ресурсах нет в свободном обращении. В Законе РФ «О недрах» в ст. 27 «Геологическая информация о недрах» (ст. 28, 30, 32) предусматривается, что информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, находится в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

Немало информационных требований содержится в федеральных нормативных правовых актах, регулирующих такую сферу благополучия граждан, как радиационная. В Федеральном законе от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (в ред. от 22.08.2004) указывается, что граждане и общественные объединения вправе получать объективную информацию от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций, о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23).

В Федеральном законе от 21.10.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 14.07.2008) предусматривается, что:

1) организации, в том числе общественные объединения, и граждане вправе в установленном законодательством РФ порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

2) граждане вправе бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории РФ;

3) граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения (ст. 13).

Реализация экологических прав граждан достаточно конкретно обеспечивается в Федеральном законе от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (в ред. от 02.02.2006), где предусматривается, что:

1) информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа;

2) информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров;

3) информация общего назначения доводится до пользователей в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через СМИ в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей; специализированная информация предоставляется пользователям на основе договоров.

Поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 14.07.2008) в ст. 8 «Права граждан» указывается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан они имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах; эта информация предоставляется местной администрацией через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением КС РФ от 18.02.2000 N 3-П*(572) не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации — в частности, права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. комментарии к ст. 24 и 29).

Судебная практика рассмотрения споров, связанных с информационной деятельностью, достаточно разнообразна, но в связи с уровнем правовой и экологической культуры небогата, а успехи в отстаивании требований закона еще более редкое явление. Так, в Советском районном суде города Уфы рассматривалось дело по иску гражданина к ФГУП «Гидравлика», Уфимскому предприятию тепловых связей, Управлению жилищного хозяйства района и администрации района о неблагоприятных условиях проживания в связи с прокладкой под его квартирой и домом трубы, информация о которой была недостаточна, а шум от которой превышает допустимый уровень, предусмотренный стандартом. Лишь после многолетнего рассмотрения спора, в том числе в Верховном Суде Республики Башкортостан, преодоления сопротивления должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора и районной администрации в истребовании необходимых информационных документов иск был удовлетворен с решением о предоставлении другой квартиры и возмещении морального вреда.

Союз экологов Республики Башкортостан обратился в Приуфимское территориальное управление по охране окружающей среды Госкомэкологии Республики Башкортостан с просьбой предоставить для населения информацию о нефтешламовых отходах, хранящихся на территории, и о принимаемых мерах по нарушениям в этой сфере. Начальник ПТУ в предоставлении информации письменно отказал, ссылаясь на приказ Госкомэкологии Республики Башкортостан, согласно которому начальникам территориальных управлений запрещено без согласования с руководством Госкомэкологии передавать информацию о деятельности подконтрольных предприятий и организаций. Был получен отказ и от Госкомэкологии. После этого в защиту общественных интересов Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура внесла протест на указанный приказ, мотивировав это нарушением ст. 29 и 33 Конституции, ст. 3, 11 и 12 Закона об охране окружающей среды, ст. 10 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10.01.2003). При этом учитывалось также, что к числу основных задач Приуфимского территориального управления по охране окружающей среды Положение о нем относит деятельность по обеспечению населения, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией; управление должно работать публично и передавать в СМИ материалы, имеющие отношение к вопросам обеспечения экологической безопасности. Соответствующий пункт приказа как ограничивающий доступ граждан к экологической информации был отменен.

Общественными экологическими объединениями констатируются сокрытие и непредставление информации должностными лицами органов исполнительной власти, их низкая правовая культура, отсутствие мотивированных ответов на заявления и жалобы. Между тем не утратило своего значения и действует законодательство, в соответствии с которым может истребоваться и обжаловаться информация об исполнительной деятельности, о порядке рассмотрения обращений — предложений, заявлений и жалоб граждан. Действует и может применяться для защиты информационных прав граждан, в том числе в области экологической деятельности и ее информационного обеспечения, Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде штрафа за непредоставление сведений информационных систем (ст. 5.39, 19.7). Обсуждается вопрос об увеличении размеров штрафов за указанные правонарушения в связи с их распространенностью и причинением ощутимого вреда гражданам, юридическим лицам и всему обществу.

Законодательством устанавливаются, а федеральными органами исполнительной власти принимаются меры по расширению информационного обеспечения деятельности в области экологии. В то же время многочисленные призывы об использовании информационных пространств для реализации экологических прав остаются во многом не реализованными даже при наличии соответствующих законодательных требований. Может быть, решению информационных проблем в области обеспечения экологической безопасности послужит установление административных регламентов с развертыванием профессиональной работы по их внедрению и применению с выездом на места. Выполнение конституционных требований о праве на экологическую информацию осуществляется с трудом из-за рассредоточения экологической и природоресурсной информации по министерствам, службам, агентствам, иным органам, из-за неурегулированности юридической (административной, уголовной) ответственности за ее сокрытие, неполноту, невыдачу. Государственные органы и их должностные лица не принимают активных мер к своевременному оглашению полных и достоверных сведений о состоянии земель, иных природных ресурсов и об окружающей среде, о мерах по предотвращению и ликвидации загрязнения природных ресурсов, неохотно откликаются на запросы общественных объединений и граждан, пытаются порой брать плату за ознакомление с экологической информацией, хотя ее предоставление должно быть обязанностью государства, отвечающего за соблюдение и защиту экологических прав человека и гражданина.

В третью подгруппу экологических прав входит право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, которое также находится в тесной связи с другими конституционными (ч. 2 и 3 ст. 41, ст. 52 и 53 Конституции), в том числе экологическими, правами и нечасто реализуется ввиду того, что трудно, а порой и невозможно доказать причинно-следственную связь между правонарушением и наступившими отрицательными, прежде всего имущественными, последствиями.

Согласно Постановлению КС РФ от 01.12.1997 N 18-П*(573) особенности конституционно-правовых отношений между гражданами и государством должны обеспечивать гарантированную стабильность при реализации предусмотренного ст. 42 Конституции права каждого на возмещение ущерба. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений ст. 2, 18 и 53 Конституции.

Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения экологического благополучия, исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в ст. 1, 2 и 7 Конституции.

В Определении КС РФ от 10.12.2002 N 284-О*(574) указывается, что в Законе об охране окружающей среды закрепляется в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3). За превышение установленных нормативов допустимого воздействия субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством (п. 3 ст. 22 Закона об охране окружающей среды). Эти платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема негативного воздействия.

В земельном законодательстве гарантии возмещения причиненного вреда разработаны и предусматриваются в наибольшей степени по сравнению с законодательством об иных природных ресурсах. В ЗК это ст. 57-58 гл. VIII «Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд», согласно которым возмещение вреда осуществляется и при отсутствии признаков правонарушения, и ст. 76 «Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями» гл. ХIII «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель».

Если конституционное требование возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением, конкретизируется в гражданском законодательстве и в ст. 79 Закона об охране окружающей среды, то обязанности полного возмещения вреда окружающей среде и порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области окружающей среды, предусматриваются в ст. 77 и 78 этого Закона.

Понятия экологического правонарушения не содержится в действующем законодательстве РФ. В Законе РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (в ред. от 10.01.2002) предусматривалось, что экологическими правонарушениями считаются виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. Указанные признаки правонарушений можно учитывать и в настоящее время.

constrf.ru

Право человека на благоприятную окружающую среду

Это право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связанные с поддержанием материальных и духовных условий жизни.

Одним из основных международных документов по во­просам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции ООН is Рио-де-Жанейро (1992). Принцип 1 Декларации гласит: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Принятие Декларации стало важнейшим этапом в международно-правовом признании права человека на жизнь в благоприятных условиях окружающей среды.

Конституция РФ в статье 42 закрепила экологические права граждан. Данная статья включает, по существу, три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой экологических прав человека и гражданина:

1) на благопри­ятную окружающую среду,

2) на достоверную информацию о ее состоянии и

3) на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В Законе «Об охране окружающей среды» благоприят­ная окружающая средаопределяется как среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование есте­ственных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Это общее юридическое опре­деление. Существует также более конкретное, научное определение этого понятия. Среда является благоприят­ной, если ее состояние соответствует установленным в эко­логическом законодательстве нормативам, касающимся ее:

а) чистоты (незагрязненности),



б) ресурсоемкости (неисчерпаемости),

в) видового разнообразия,

г) эстетического богатства.

Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду — не извлекать минеральных ресур­сов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие веще­ства и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были уста­новлены научно обоснованные пределы(нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право устанавли­вает так называемое экологическое нормирование, т. е. за­крепленные в правовых документах экологические крите­рии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на среду.

Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является Закон «Об охране окружающей среды». В главе V «Нормирование в области охраны окружающей среды» определена система экологи­ческих нормативов, куда входят: нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого вред­ного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Коротко поясним, что нормативы качества — это нор­мативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вред­ных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (например, ПДК двуокиси азо­та (N02) в атмосфере воздуха не должно превышать 0,085 мг/м3, соляной кислоты (НС1) — 0,2 мг/м3 и т. д.).

Нормативы ПДВ фактически помогают регулировать соблюдение нормативов качества окружающей среды, по­скольку устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ для различных источников воздействия на окружающую среду (ст. 23).

А нормативы допустимого изъятия природных ресур­сов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животного мира и т. д.) устанавливаются с целью предупредить их ис­тощение. Такие нормативы разрабатываются с учетом воз­можностей воспроизводства (ст. 26), но, к сожалению, да­леко не всегда осуществляются на практике.

Следует отметить, что, по мнению правоведов, не все экологические нормативные акты приведены в соответ­ствие с требованиями Закона «Об охране окружающей сре­ды». Так, в Законе «О недрах» все еще отсутствуют требо­вания о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. Ученые связывают такие правовые пробелы с отсут­ствием государственной воли на запрет безразмерной добы­чи ресурсов для продажи за рубеж. Отвечает ли такое по­ложение вещей интересам общества, особенно интересам будущих поколений? К чему ведет страну, ее экономику подобное «ресурсоограбляющее» развитие? Как экологиче­ское право может воздействовать на сложившуюся ситуа­цию? Подумайте, найдите свои аргументы.

Для удовлетворения эстетических потребностей человека и сохранения видового разнообразия выделяются особо охраняемые природные территории — заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, ку­рортные зоны и т. д.

Право на информацию также является основополагаю­щим правом личности и провозглашается во Всеобщей дек­ларации прав человека. Конституция РФ (ст. 42) закреп­ляет право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Оно закреплено в ряде фе­деральных законов и прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11).

Информация как юридическое понятие — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное со стояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.).

Право на информацию конкретизируется также в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (1995). Этот закон устанавливает, во-первых, что пользователи информации (это могут быть организации, а также граждане) обладают равными права ми на доступ к государственным информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом). И во-вторых, что на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществлять информационное обеспечение пользователей. Закон запрещает ограничи­вать доступ к информации о чрезвычайных ситуациях, ко­торая необходима для обеспечения безопасности граждан.

Для тех, кто внимательно изучал историю, не секрет, что в нашей стране долгие годы процесс распространения информации был под властью государства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых страшных примеров молено отнести сокрытие властями информации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объединения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевременно не предупредили. Сего­дня трудно подсчитать число погибших и пострадавших от радиации. Их тысячи. История повторилась в 1986 г. в Чернобыле: власти почти неделю скрывали информацию о взрыве на одном из реакторов АЭС, а когда скрывать стало уже невозможно, не сочли нужным объяснить, в чем состо­ит опасность радиоактивного излучения. Тысячи людей стали жертвами радиации. Такова трагическая плата за нарушенные права человека.

Конституция РФ (ч. 3, ст. 41) установила ответствен­ность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоя­тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. У вас есть возможность самим судить о том, как выполня­ется эта статья.


pdnr.ru

Право на благоприятную окружающую среду — МегаЛекции

 

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о

ней, ее состоянием и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или

имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные

возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным

стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и

принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их

реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на

возмещение ущерба.

На практике, это право, закрепленное в данной статье грубо нарушается. «Миллионы

людей проживающих в районах, где расположены заводы, фабрики и другие

хозяйственные объекты, вынуждены дышать отравленным воздухом, пить загрязненную

промышленными отходами воду и все их попытки обратить на себя хоть какое-то

внимание со стороны властей тщетны и ни к чему не приводят. Сколько раз разрыв

нефтепроводов и крушения нефтяных танкеров загрязняли воды Мирового океана,

газовые факелы в наши дни обычное явление и никто не несет за это никакой

ответственности, хотя существует целая отрасль в российской и международной

правовой системе – экологическое право.

 

 

В правовой теории и практике вторую категорию прав человека и гражданина

(позитивистские или договорные права) прямо подразделять на следующие виды

прав:

1. Гражданские (личные) права

2. Политические права

3. Экологические права

4. Социальные права

5. Культурные права

6. Экономические права.

Под гражданскими (личными) правами понимаются, как свобода человека

принимать решения независимо от воли государства.

Духовная и физическая свобода человека от контроля государства (в виде

свободы совести, свободы слова и убеждений, физической безопасности личности)

исторически сформировалась раньше других свобод. Этими правами обладали как



граждане данного государства, так и иностранцы и лица без гражданства.

1. Все равны перед законом и судом

2. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности

для их реализации.

3. Часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации определяет

равноправие как равенство всех перед законом и судом. Закон как акт,

принимаемый в виде Конституции или закона, является объективно необходимым

средством формулирования прав и свобод. Поэтому столь важно утверждение

равенства перед законом как общей для всех нормой, определяющей свободу

личности. Чрезвычайно существенно равенство всех перед судом, поскольку суд

является наиболее эффективным средством защиты и восстановления прав и свобод

в случае спора или их нарушения.

Часть 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации, соответствует статье 3

Международного пакта о гражданских и политических правах. Это означает, что

российское законодательство, как и международное, указывает также на равные

возможности мужчины и женщины для реализации своих прав.

 

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право

исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не

исповедовать никакой, свободно выбрать, иметь и распространять религиозные и

иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 

В содержание свободы совести, характеризующей отношение человека к религии,

включается в основном право иметь религиозные или атеистические убеждения. В

рассматриваемой статье Конституции такое право гарантируется каждому, при этом

важно иметь в виду, что одной из основных юридических гарантий свободы совести

является провозглашенное Конституцией равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо, в частности, от отношения к религии.

 

Ø Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Ø Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и

убеждений или отказу от них.

Ø Каждый имеет право свободно искать, получать, продавать производить

и распространять информацию любым законным способом.

 

Свобода мысли – это естественное прирожденное право человека, связанное с

определением им своего отношения к предметам, явлениям, событиям окружающего

мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего

происходящего. Субъективное отношение человека к внешнему миру, его убеждения –

это неотъемлемая часть его образа жизни, своеобразия и неповторимости данной

личности. Свобода мысли и слова – это личное равно каждого человека. Оно никем

не может быть отнято или «ликвидировано».

 

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его

виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и

установленным вступившим в законную силу приговором суда.

 

В части первой статьи сформулирована презумпция невиновности – общепризнанный

принцип, провозглашенный в статье 11 Всеобщей декларации прав человека, а

также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Это доказывает, что этот принцип получил широкое применение во всем мире и в

Конституции любого демократически-правового государства он должен быть

закреплен.

Политические права – это свобода граждан участвовать в управлении делами

государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и

участвовать в их деятельности.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать

профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности

общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или

пребыванию в нем.

Предусмотренное этой статьей право означает беспрепятственную возможность

граждан объединиться по интересам и целям. Оно препятствует узурпации власти

государством, одним человеком или узкой группой лиц.

Право на объединение базируется на принципах добровольности, равноправия членов

и других участников объединения, самоуправления свободы в определении своей

внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность

общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных

и программных документах общедоступной. Важнейшей формой объединения является

политическая партия.

Граждане Российской Федерации имеют право собраться мирно, без оружия, продавать

собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

 

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении

делами государства как непосредственно, так и через своих представлений.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в

органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также

участвовать в референдуме.

3. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной

службе.

4. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в

отправлении правосудия.

Статья посвящена политическим, наиболее важным правам граждан. В ч.1 статьи

раскрывается в наиболее общем виде сущность основного политического права

граждан: участвовать в управлении делами государства. Управление делами

государства охватывает деятельность всех его органов, в том числе органов

государственной власти, управления, суда.

Это политическое право связано с обладанием гражданством, поскольку само

гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством. Только

признавая за гражданами право на участие в управлении делами государства, само

государство может принять на добровольное соблюдение гражданами его

установлений.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы

местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме

свои права и обязанности с18 лет.

1) Граждане Российской Федерации может иметь гражданство иностранного

государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или

международным договором Российской Федерации.

2) Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного

государства не умоляет его прав и свобод, и не освобождает от обязанностей,

вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено

федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3) Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской

 

Федерации правил и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации,

кроме случаев, установленных федеральным или международным договором Российской

Федерации.

Экологические права в своей основе связаны с правом собственности, они

охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена и

распределения и потребления товаров и услуг.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и

имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию

и недобросовестную конкуренцию.

В статье 35 Конституции закреплен «священный» принцип гражданского права,

берущий свое начало из римского Частного права. Этот принцип неприкосновенности

частной собственности является важнейшим из всех экономических прав.

 

1) Право частной собственности охраняется законом.

2) Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и

распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3) Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть

произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

 

Конституция 1993 г. в отличие от прежней, Конституции 1978 г., без каких-либо

оговорок и ограничений закрепила право граждан и их объединений иметь в частной

собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение

землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не

нарушая прав и законных интересов иных лиц.

 

 

Социальные права – оформленные и закрепленные в программах социальных

движений 19 в., реализовались позже других – в течение 20 в. Они затрагивают

область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на

отдых, на пособие по безработице) и связанны с «вложениями в человека» со

стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного

обеспечения.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в

сфере труда.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями

к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституция 1993 г. более четко сформулировала права человека в сфере труда,

применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление

свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободного

распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно

обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным

собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше,

единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в

сфере труда. Его роль здесь многогранна.

Государство:

1. Запрещает принудительный труд;

2. Закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям

безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни

было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального

размера оплаты труда;

3. Утверждает право на защиту от безработицы;

4. Признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с

использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,

включая право на забастовку.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его

первичной ячейки – семьи, защищенности материнства и детства. В статье 38

Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой

государства

1) Материнство и детство, семья находится под защитой государства.

2) Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Развернутая система материальных гарантий материнства и детства

предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень

различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью,

родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

Статья 38 Конституции Российской Федерации определяет и взаимные права

родителей и детей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных

родителях. К числу социальных прав и свобод относится, и право на социальное обеспечение по

возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания

детей и в иных случаях, установленных законом.

Содержание данного права является, прежде всего, гарантированная возможность

получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон

устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются

добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального

обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время

определенное развитие.

Конституционно закрепляется право на жилище.

· Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен

жилища.

· Органы государственной власти и органы местного самоуправления

поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на

жилище.

· Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище,

оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных,

муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными

законами и нормами.

Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается

система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь предлагает бесплатность

последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет

средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

В новых экологических условиях к делу охраны здоровья подключатся

дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует

и государство. Однако отставание развития и финансирования всей социальной

сферы в настоящее время редко отразилось и на реализации права граждан на

охрану здоровья. Медицинские учреждения не в состоянии оказывать должную

помощь больным из-за отсутствия во многих случаях необходимого оборудования,

лекарств и других средств. Высокие цены на лекарства ограничивают возможности

многих больных или пользоваться.

Учитывая практику прошлых лет, Конституция Российской Федерации в ч.3, статьи

41, особо оговаривает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств,

создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в

соответствии с федеральным законодательством.

 

Культурные права – это свобода доступна к духовным и материальным

ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения

к ним.

К числу таких прав и свобод относится право на образование.

Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального, основного

общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального

образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего

профессионального, высшего профессионального и после вузовского

профессионального образования в государственных и муниципальных

образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных

стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация данного права дает возможность получить общеобразовательную и

профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой

деятельности, для содержательной духовной жизни.

В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом

в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в

специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладеть

сложными современными профессиями.

Поэтому Конституции закрепила обязанность основного общего образования.

Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого

образования.*(1,с37)

Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются

государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в

армию и др.).

Наряду с государственными развивается и система частных платежных

образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением

государственной системы и призваны способствовать использованию различных

людей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им

комплекса знаний.

Поддерживая различные формы образования и самообразования, государство

устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В соответствии со статьей 44 Конституции каждому гарантируется свобода

литературного, художественного, научного, технического и других видов

творчества, преподования, право на участье в культурной жизни и пользование

учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан,

где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью

ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и

общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-

просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и

радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек,

расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Важным условием обеспечения свободы научного, технического и художественного

творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений,

затрагивающих не только науку, и прежде всего общественную, но и искусство,

художественные направления. Однако положительное значение этого фактора

снижается слабой поддержкой науки и искусства государством, по-прежнему

остаточным принципам финансирования учреждений данного рода.

Во второй половине 20 в появилась новая группа прав экологических, вызванная

к жизни противоречиями научно-технической революции и проблемой выживания

человечества как биологического вида (использование атомной энергии,

развитие химической промышленности, разработка природных ресурсов новой

технической и т.д.)

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию

о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или

имуществу экологическими правонарушениями.

Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной среды,

потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те,

которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). право на

благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред

человеку, тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Государственная гарантия на благоприятную окружающую среду заключается прежде

всего в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля

за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую

среду. Объектами охраны со стороны государства не только человек, но и сама

природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее

использования, нагрузки на нее. Основной нормативно-правовой акт,

регулирующий отношения в данной сфере, – Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года

«Об охране окружающей среды».

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *