Правовой режим земель – понятие, способы установления Понятие правового режима земель

Правовой режим земель и земельных участков

Правовой режим земель и земельных участков

Правовой режим – характеристика объекта правоотношений

Правовой режим земель

  • установленный нормами земельного и других отраслей законодательства порядок предоставления, оборота, использования и охраны земель определенных видов, обязательный для всех субъектов земельных правоотношений

Правовой режим земельного участка

Элементы правового режима земель

  • возможные формы собственности и иные права на соответствующие земли

  • особенности оборота земель (оборотоспособность земель)

  • порядок изменения правового режима земель

  • права и обязанности субъектов по использованию и охране земель

  • полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации государственного и муниципального управления в области использования и охраны земель

  • основания и порядок реализации юридической ответственности в области использования и охраны земель

Способы установления правового режима земель и земельных участков

Деление земель на категории

Зонирование территорий

Определение целевого назначения земель и земельных участков

Определение разрешенного использования земельных участков

Деление земель на категории

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

Земли водного фонда

Земли населенных пунктов

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Земли лесного фонда

Земли запаса

Отнесение земель к категориям и перевод земель и земельных участков из одной категории в другую

Решение Правительства РФ

Земли, находящиеся в федеральной собственности

Решение органа исполнительной власти субъекта РФ

Земли, находящиеся в собственности субъекта РФ и земли сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности

Решение органа местного самоуправления

Земли, находящиеся в частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

Зонирование территорий

Виды зон, установленных действующим законодательством

Территориальные зоны

Функциональные зоны

Зоны с особыми условиями использования

Зоны, определяемые в процессе градостроительного зонирования

Зоны, определяемые в процессе территориального планирования

Зоны, устанавливаемые в отношении отдельных объектов для их защиты, охраны и т.д.

Элементы правового режима земельного участка

  • категория земель

  • разрешенное использование земельного участка

  • общие и специальные требования земельного и других отраслей законодательства по использованию и охране земель и земельных участков

  • ограничения прав на земельный участок в публичных интересах

  • обременения земельного участка в пользу частных лиц

  • требования земельного законодательства к образованию новых земельных участков

Изменение правового режима земельного участка

Изменение категории земельного участка

Изменение разрешенного использования земельного участка

ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172 от 21.12.2004 г.

  • Общий порядок не установлен, зависит от категории земель и возможности застройки земельного участка (определяется действием градостроительного регламента)

  • В отношении земельных участков, подлежащих застройке

    :

Градостроительный кодекс РФ после утверждения ПЗЗ

ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения ПЗЗ, но не позднее 1 июля 2016 г.

Изменение категории земельного участка (перевод земельного участка (участков) в другую категорию)

Правовое регулирование

  • ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

  • Ст.8 ЗК РФ

  • Законы субъектов РФ (например, областной закон Ленинградской области от 22.06.2005 N 51-оз «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области“ и др.)

Условия перевода

  • Отсутствие ограничений изменения категории земель

  • Соответствие утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории, землеустроительной документации

  • Согласие правообладателей (за исключением изменения границы населенного пункта, образования ООПТ)

  • Положительное заключение государственной экологической экспертизы в случаях, установленных ФЗ

Субъекты перевода

  • заинтересованные в переводе лица, в том числе органы власти

  • уполномоченные органы власти в соответствии со ст. 8 ЗК РФ

Ходатайство о переводе земельного участка (-ов) в другую категорию

Содержание ходатайства (ч.3 ст. 2 ФЗ о переводе)

Состав прилагаемых документов (ч.4 ст.2 ФЗ о переводе)

  • кадастровый номер земельного участка

  • категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить

  • обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую

  • права на земельный участок

  • выписка из ГКН относительно сведений о земельном участке, перевод которого в другую категорию предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка

  • копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей — физических лиц)

  • выписка из ЕГРИП (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из ЕГРЮЛ (для заявителей — юридических лиц) (пункт введен ФЗ от 20.04.2015 N 102-ФЗ)

  • выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого в другую категорию предполагается осуществить

  • заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами

  • согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка

Не требуется согласия правообладателей земельных участков :

  • в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей

  • в связи с установлением или изменением черты (границы) населенных пунктов

Результат рассмотрения ходатайства

Акт о переводе

Акт об отказе в переводе

Содержание:

  • основания изменения категории земель

  • границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера

  • категория земель, перевод из которой осуществляется

  • категория земель, перевод в которую осуществляется

Основания отказа в переводе:

  • ограничение перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрет на такой перевод, установленные федеральными законами

  • отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

  • несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации

Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок (носит бессрочный характер) – ч. 6 ст. 3 ФЗ о переводе

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд

В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд уполномоченные органы власти до предоставления заинтересованным лицам изъятого земельного участка обязаны осуществить его перевод в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению

studfiles.net

Правовой режим земель

Правовой режим земель

Видео по теме


Уяснение понятия «правовой режим земель» является необходимым для выявления сути земельного права как регу­лятора земельных отношений, поскольку именно через дан­ное понятие отражается особый характер регулирования об­щественных отношений, возникающих по поводу земли.

В науке земельного права под правовым режимом земель понимается совокупность правовых норм, определяющих сущ­ность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, управления в сфере охраны и использова­ния земель, правовой охраны земель, а также мер юридической ответственности за земельные правонарушения.

В практическом смысле правовой режим земель можно определить как установленный в законодательстве порядок их охраны и использования.

Понятие «правового режима земель» применимо как ко всем землям Российской Федерации (общий правовой режим земель), для отдельных категорий и видов земель (особый пра­вовой режим) и для конкретных, индивидуально определен­ных земельных участков.

Объектом общего правового режима являются все земли Российской Федерации и он означает определенный режим законности и правопорядка, т.е. земельный правопорядок2. Например, согласно первому принципу земельного законода­тельства, закрепленному в ст. 1 (п. 1) Земельного кодекса РФ, все земли, вне зависимости от целевого предназначения, фор­мы собственности, вида разрешенного использования, ведом­ственной принадлежности рассматриваются как основа жизни и деятельности человека, природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Данный принцип нашел развитие в ст. 12 ЗК РФ, в соответствии с которой ис­пользование земель должно осуществляться способами, обес­печивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Объектом особого правового режима являются земли опре­деленной категории или вида земель: земли сельскохозяйст­венного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, обороны, безопасности и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Деление земель по целевому назначению на категории является принципом земельного законодательства (пп. 8, п. 1, ст. 1 ЗК РФ), означающим, что правовой режим земель опре­деляется исходя из их принадлежности к той или иной кате­гории и разрешенного использования в соответствии с зони­рованием территорий и требованиями законодательства. Аналогичная норма содержится в ст. 7 (п. 2) ЗК РФ, согласно которой правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавли­ваются федеральными законами и требованиями специаль­ных федеральных законов.

Понятие «правовой режим земель определенной катего­рии» дает возможность определить порядок охраны и использо­вания конкретной категории земель, возможность использования земель на основании различных титулов (постоянное (бессроч­ное) пользование, безвозмездное временное пользование, аренда и др.), особенности осуществления различных управленческих функций в отношении соответствующей категории земель и т.д.1

Необходимо отметить, что 21 декабря 2004 года Государ­ственной Думой принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О пе­реводе земель или земельных участков из одной категории в другую», регулирующий отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких зе­мель из одной категории в другую.

Средством уточнения и детализации правового режима определенной категории земель служит зонирование терри­тории (территориальное зонирование), предусмотренное зе­мельным и градостроительным законодательством РФ. Зони­рование территорий в России представляет собой дополни­тельный по отношению к подразделению земель на категории способ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий.

В соответствии со ст. 83 (п. 2) Земельного кодекса РФ, поря­док использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в преде­лах его административных границ делится на территориальные зоны, причем документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного само­управления (правилами землепользования и застройки).

Статья 85 Земельного кодекса РФ определяет, что в со­став земель поселений в соответствии с градостроительными регламентами могут входить следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; ин­женерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назна­чения; военных объектов; иные территориальные зоны.

Ныне утративший силу Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. (ст. 1) определял территориальное зонирова­ние как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определе­нием видов градостроительного использования установлен­ных зон и ограничений на их использование. Действующий Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ вместо понятия «территориальное зонирование» использует термин «градостроительное зонирование», означающий зо­нирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градо­строительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градострои­тельные регламенты.

Зонирование как метод регулирования использования земель впервые был применен в США. В начале двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту со­оружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безо­пасности населения. Ордонансы по зонированию, как прави­ло, определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения. Применитель­но к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, вы­соты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требова­ниями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки.

Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например нацио­нальных природных парков. В соответствии со ст. 15 Феде­рального закона от 14.03.95 г. № 33-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.), на территориях национальных парков устанавливается диффе­ренцированный режим особой охраны с учетом их природ­ных, историко-культурных и иных особенностей. На их тер­риториях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познаватель­ного туризма, рекреационная, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей и др.

Выделяют также экологическое зонирование, которое предусмотрено Федеральным законом от 01.05.99 г. № 94-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.) «Об охране озера Байкал».

Элементом понятия «правовой режим земель» является и разрешенное использование земельного участка, однако оно применимо для тех категорий земель, в отношении которых осуществляется территориальное зонирование1. В действую­щем законодательстве не дается определения понятия «раз­решенное использование». В то же время, оно крайне важно для лица, непосредственного использующего земельный уча­сток. Когда на основании территориального зонирования оп­ределены виды разрешенного использования, то лицо, ипользующее земельный участок, вправе выбрать любой вид разрешенного использования без каких-либо дополнитель­ный разрешений и согласований.

В науке земельного права выделяют «смешанный зе­мельно-правовой режим»1. Это обусловлено тем, что земли одного целевого назначения могут находиться в составе зе­мель другого назначения. Так, в состав земель поселений мо­гут входить земельные участки иного целевого назначения, например — сельскохозяйственного использования.

zem-advokat.ru

Понятие правового режима земель, его единство и дифференциация

Правовой режим земель – это установленный нормами земельного права порядок должного поведения к земле в её триединстве со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, направленный на выполнение задач земельного законодательства.

Признаки правового режима земель:

1) правовой режим земель – это определённый порядок

2) порядок выражается в должном поведении к земле в её триединстве

(соблюдение требований и норм)

3) должное поведение к земле должно иметь местно не только со стороны землепользователей (граждан и юридических лиц), но также и со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами

4) данный порядок закрепляется нормами земельного, гражданского и иных отраслей права

5) правовой режим земель направлен на выполнение задач земельного законодательства.

Правовой режим земель зависит от следующих факторов:

1) форма собственности

В советское время была закреплена только одна форма собственности – государственная. В настоящее время закреплено множество форм собственности (в том числе и на землю).

2) экономическая роль земель

Земля выступает как:

1) всеобщий предмет труда

2) главное средство производства (в сельском и лесном хозяйстве)

3) пространственный операционный базис (в иных сферах экономики страны).

3) экологический фактор

Земля – это 1) главная часть природного комплекса

2) основной природный ресурс

3)основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

4) характер экономических, политических и социальных отношений в обществе, а также стоящие перед обществом задачи.

Правовой режим земель должен быть таким, чтобы наилучшим образом служить выполнению задач земельного законодательства.

19.11.2003

В условиях рыночной экономики по существу идёт процесс формирования нового земельного строя России => формируется также и новый правовой режим земель.

Новые черты:

1) включение земли в рыночный оборот, признание её объектом купли-продажи

2) дальнейшее продвижение земельно-аграрной реформы как составной части экономической реформы

3) земельные отношения стали имущественными, а земля признана имуществом (пусть и особого рода)

4) в современном земельном законодательстве более чётко ограничен круг вопросов, по которым государство может вмешиваться в регулирование земельных отношений и хозяйственную деятельность субъектов землепользования.

На правовой режим земель и его динамику влияют следующие тенденции земельных правоотношений:

1) возрастание роли земли под влиянием развития производительных сил

Всё больше требуется земель для строительства различных объектов и иных (несельскохозяйственных) нужд => в настоящее время стоит задача – обеспечить экономное, разумное использование земельных ресурсов для этих целей.

2) возрастание необходимости усиленной охраны почв

Почва – мотор биосферы.

Задача – сберечь почву в хорошем состоянии для будущих поколений.

3) сочетание землепользования с жизнеустойчивостью (жизнеспособностью) фауны (животного мира) и флоры (растительного мира).

Необходимо создавать специальные ландшафты.

Ландшафты – это земельные участки, в основу которых могут быть положены аграрный, лесной, рекреационный, экологический и иные ландшафты.

Человек, взаимодействуя с природой в рамках ландшафтов, сохраняет природу, окружающую среду.

4) создание рекреационных зон, выделение особо охраняемых территорий

Задача – обеспечить восстановление экологического равновесия в природе.

Единство и дифференциация правового режима земель

Единство правового режима земель обусловлено:

1) единством свойств земли

2) единством принципов земельного законодательства

3) единством задач земельного законодательства

4) единством земельного фонда РФ

5) триединой ролью земли.

Правовой режим земель дифференцирован – это обусловлено делением земельного фонда России на категории, составные части. Каждая категория земель имеет свой режим, в котором прослеживаются как общие положения, так и специфика конкретной категории земли.

Особенная часть

Правовой режим

земель сельскохозяйственного назначения

1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.

2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения

3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения

4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения

Литература:

  • учебник

  • Конституция РФ

  • ЗК РФ

  • Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области» (ст.112)

  • Краснов Н.И. «О понятии рационального использования и охраны земли» // Государство и право, 1999, №10

  • Жариков Ю.Г. М., 1969

  • ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

studfiles.net

Правовой режим земель. Категории земель и их назначение. Земельное право России

Современному обществу стоит уделять больше внимания некоторым моментам, которые четко прописаны в праве. Сейчас в законах появилось новое понятие – правовой режим земель. С ним познакомимся ближе в этой статье. В любом случае со временем могут появиться проблемы с защитой территорий. И контролировать такие отношения сложно. Основная задача права, регулирующего отношения, связанные с землей, состоит в том, чтобы разграничение земель было целевым. Чтобы разобраться в этом вопросе более подробно, стоит внимательно ознакомиться со всеми нюансами, которые существуют в российских законах.

Суть правового режима

Надо сказать, что земельные участки в России делятся на категории, именно это и позволяет конкретно установить их правовой статус. Суть заключается в том, что каждый участок земли выдается исключительно с определенной целью. Чтобы определить режим, производится распределение на зоны. Правовой режим земель позволяет ограничивать права владельцев, использующих территории, путем разделения их на зоны. Отдельно выделяются запретные зоны и участки, находящиеся под особой охраной.

Состав земель

Все земли имеют свое качество, они разнятся тем, что есть свои характеристики и показатели, а также социальное значение. Изначально акцент делается на правильном использовании территорий. Рассмотрим следующие категории:

  1. Для пользования сельским хозяйством.
  2. С населением.
  3. Земли промышленности и иного специального назначения.
  4. Охраняемые территории.
  5. Лесной фонд.
  6. Участки водного запаса.
  7. Земли в запасе.

Выше были приведены семь категорий, которые являются основными. Например, если взять хозяйственные земли, то они служат только для того, чтобы производить продукты сельского хозяйства, а для проживания есть другая категория. Но следует помнить, что правовой режим земель позволяет переводить одну категорию в иную. Конечно же, может возникать вопрос о том, кто будет устанавливать категорию. Этим занимаются исполнительные власти государства, которые свое решение заносят в земельный кадастр.

Все подводные камни земель сельского хозяйства

Особенности правового режима сельскохозяйственных земель состоят в том, что они могут использоваться только для развития и улучшения хозяйства. Земли этого назначения могут выделяться лишь некоторым категориям:

  • Гражданам, которые развивают фермерство и подсобные хозяйства.
  • Хозяйственным сообществам, которые имеют право называться кооперативами или муниципальными предприятиями, также могут являться другими коммерческими организациями.
  • Учитывая земельные правоотношения, стать владельцами могут и некоммерческие религиозные организации.
  • Владеть сельхозугодиями имеют возможность казачьи сообщества.
  • Владельцами могут стать общины небольших по численности народов на Севере, в Сибири и Дальнем Востоке.

Получить земельный участок для развития сельского хозяйства можно после наступления совершеннолетия, но главным условием является и тот факт, что владелец должен проживать недалеко от этого участка и постоянно его использовать по прямому назначению. Стоит помнить и о том, что государством производится обязательная охрана земель. Поэтому имеются определенные ограничения на приватизацию. Но эти ограничения никак не касаются участков, которые предоставляются для жилищного и гражданского строительства, ведения хозяйства для личного пользования. Также стоит помнить, что тщательной охране подлежат участки, предназначенные для распахивания, сенокосов, пастбищ.

Правовой режим земель, используемых населением

Законодательство РФ дает ясное представление о применении земель для жилищного строительства, то есть выделения территорий с определенной целью. Правовой режим земель населенных пунктов предусматривает то, что такие территории имеют четкие границы. Например, стоит понимать, что городские и сельские поселения не пересекаются с другими муниципальными участками.

Рассмотрим основные правила, по которым устанавливаются границы:

  1. Они должны соответствовать утвержденному генеральному плану всего округа.
  2. Соответствовать территориальному расположению района, который будет полностью отображать границы сельского населенного пункта или городского.

Важно помнить, что все земли населенных территорий подразделяются на отдельные зоны:

  1. Участки, входящие в жилые зоны. Они предназначаются для постройки разновысотных жилых зданий.
  2. В деловой зоне будут располагаться здания администрации, объекты для образования и культурного развития граждан.
  3. Существуют специальные зоны, которые отводятся для складских помещений.
  4. Территории для транспортной инфраструктуры.
  5. Правовой режим земель населенных пунктов предусматривает и выделение небольших зон для сельскохозяйственного производства.

Отдельно законом рассматриваются и пригородные зоны. Такие земли находятся за пределами городских поселений.

Земли промышленности и специального назначения

Промышленные территории можно разделить по характеру и основным задачам, которые они должны выполнять:

  1. Участки, используемые исключительно для промышленности.
  2. Для устройства объектов энергетики.
  3. Для хранения разнообразных транспортных средств.
  4. Для информационного оборудования.
  5. Земли для космической деятельности.
  6. Территории, используемые для осуществления безопасности государства.
  7. Земли иного назначения.

Такие участки могут выделяться с определенной целью, которая четко прописывается в соответствующих законах. Надо отметить, что с целью создания полной безопасности для населения, государство предъявляет к территориям дополнительные требования и выделяет следующие категории назначения земли:

  1. Участки, имеющие строго производственное значение.
  2. Пути для удобного подъезда к промышленным объектам.
  3. Территории для складских помещений и хранилищ.
  4. Здания администрации.
  5. Специально созданные санитарные зоны с особыми условиями их эксплуатации.

Когда речь идет об участках транспортного целевого направления, то в их число могут входить и земли автомобильного и морского транспорта.

Суть правого режима особо охраняемых участков

Правовой режим земель, охраняемых государством, состоит в том, что они имеют для страны особое значение. Сюда могут входить следующие категории:

  • Территории природы, которые являются оздоровительным курортом.
  • Назначение территорий носит природоохранный характер.
  • Для государства эти земли могут иметь историческое и культурное значение.
  • Земли могут быть ценными по другим критериям.

Важно помнить, что охрана земель осуществляется и контролируется государством. Поэтому на них запрещается проводить следующие действия:

  1. Заниматься сельским хозяйством и садоводством.
  2. Нельзя строить автомобильные дороги, прокладывать трубопроводы, проводить линии электропередач.
  3. Не разрешается движение транспорта и организация стоянок, прогон скота.
  4. Другая деятельность, так как она может нанести вред.

Лесные массивы

В правовой режим земель лесного фонда входят не только территории с растительностью, но и участки, где она отсутствует. Порядок на таких землях регулируется специальным лесным законодательством. Цели использования таких территорий следующие:

  1. Защитные леса.
  2. Эксплуатационные леса.
  3. Леса, которые находятся в резерве.

Надо также понимать и то, что леса, которые располагаются на землях других категорий, могут относиться к защитным:

  1. Леса могут быть берегозащитными, направленными на то, чтобы защитить почвы и водные объекты.
  2. Сюда могут входить и опушки лесов.
  3. Лесные участки, которые входят в заповедную зону.
  4. Места для проживания редких диких животных.

Правовой режим земель лесного фонда включает в себя целевое использование всех лесов на территории России. Например, заготовка древесины для сельского хозяйства, сбор на территории лекарственных растений, участки для охоты и научной деятельности.

На территории защитных лесов:

  • Нельзя проводить вырубку лесов, а также использование токсических и химических препаратов.
  • В охраняемых зонах запрещается не только вырубка лесов, но и разведение костров, с целью предотвращения пожаров.
  • Законодательством разрешается частичная вырубка лесов. К таким участкам относятся специальные насаждения, которые были выращены именно с этой целью.
  • Дополнительно существует понятие резервных лесов. В таких лесах нельзя совершать вырубку деревьев и заготавливать древесину в течение двадцати лет.
  • В резервных лесах должна постоянно осуществляться авиационная работа по охране.

После того как леса будут переведены в категорию эксплуатационных, допускается их полное использование по назначению.

Водные ресурсы

К землям водного фонда относятся:

  1. Территории, которые покрыты водами, и различные другие водные объекты.
  2. Земли, на которых есть гидротехнические сооружения.

Данная категория территорий может использоваться для обеспечения населения водой питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд. Практика показывает, что следует четко соблюдать особенности использования данных вод, например, водопользователи должны обеспечить постоянное наполнение хранилищ.

В случае особой ситуации в запасниках должен находиться водный резерв, который сможет некоторое время полностью удовлетворять потребности населения. Надо отметить, что эти водные земли могут входить в зону специальной охраны от загрязнения.

Особенности земель запаса

Земельные правоотношения, регулирующие отношения по поводу территорий, находящихся в запасе, и иных категорий, значительно разняться. Поэтому стоит рассмотреть все нюансы подробно. Главное отличие земель запаса состоит в том, что они не даются в пользование. Эти участки находятся в запасе у самого государства, и целевое их назначение еще не определено. Закон считает эти территории особенными и объединяет их в особенную категорию.

Правовой режим земель запаса выделяет их как государственную собственность. Надо указать, что к ним нельзя отнести территории, которые включены в фонд предварительного распределения земель, потому что эти участки уже считаются сельскохозяйственными. Их нельзя использовать до тех пор, пока они не перейдут в другую категорию. Огромное количество земель, находящихся на Дальнем Востоке, в Сибири и на Крайнем Севере, относится к территориям запаса. Участки, которые на данный момент принято считать невостребованными в хозяйстве, становятся землями в запасе. Правовой режим земель запаса определяет их не как бесхозные или ничейные. Они являются собственностью государства.

Как правило, такие земли используются временно, например гражданами, которые проживают на этой территории в данный момент. Государство и местные органы нормально относятся к тому, что местное население будет использовать эти земли для огородов, но строить капитальные сооружения запрещается. В случае если такие земли понадобятся для использования государству или муниципальным органам, то они будут изъяты.

Как перевести земли в иную категорию

Как было сказано выше, земли запаса можно перевести в совершенно иную категорию. Для этого меняется номер в кадастровом реестре, также необходимо указать причины, согласно которым заявитель желает получить эти земли, и обозначить ту категорию, которую хочет присвоить территории будущий владелец в дальнейшем.

Следует подготовить следующие документы:

  1. Заявление о смене категории.
  2. Документы, подтверждающие личность соискателя.
  3. Выписку из реестра о месторасположении участка, переходящего в другую категорию.
  4. Заключение экспертизы по экологии.

Земли запаса очень часто меняют свою категорию, и связано это с нехваткой свободных участков, которые могут использоваться для развития сельского хозяйства или для строительства жилого комплекса. Инвесторы часто интересуются именно землями запаса, потому что такие участки можно приобрести дешево. Иногда участки для застройки выделяются муниципальными органами.

В этой статье подробно расписано понятие правового режима земель и все их категории. Можно смело говорить о том, что такое обеспечение режима земель в России по праву может заслуживать самой высокой оценки, так как по всем нормам действующего законодательства и всех законов этот вопрос четко регламентируется государством. Надо отметить, что государство также предусматривает для каждой категории свои особенности, которые стоит учитывать, иначе есть риск не получить желаемого в итоге. Если есть желание использовать какой-то участок с определенной целью, то обязательно предварительно необходимо проконсультироваться с опытным юристом, который даст дельный совет и познакомит с мельчайшими подробностями земельного права. Их можно будет потом реализовать на деле и использовать по своему усмотрению, но в рамках закона.

fb.ru

Правовой режим земельного участка — ЮРИСТЫ ONLINE

Земельным законодательством установлено, что правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной целевой категории и разрешенным использованием.

 

Правовой режим земельных участков состоит из:

  1. Целевого назначения земельного участка
  2. Вида разрешенного использования земельного участка

Целевая категория определяет лишь основное, общее целевое назначение отнесенных к ней земель. Конкретное использование земельных участков в пределах целевых категорий может существенно различаться в соответствии с практической целесообразностью. Указанный признак разграничения земель целевых категорий конкретизируется в виде их разрешенного использования в соответствии с территориальным зонированием. Таким образом:

 

Целевое назначение земельного участка – это установленное законом разрешение на использование земельного участка только в соответствии с той целевой категорий земель, к которой отнесен данный земельный участок.

 

Разрешенное использование земельного участка – это установленное нормативным актом разрешение на определенный вид использования земельного участка в пределах его целевого назначения в соответствии с территориальным зонированием

 

Территориальное зонирование – это установление границ территорий (зон), в пределах которых земли обладают свойствами и качествами, необходимыми и достаточными для определенной хозяйственной деятельности.

 

 

I. Целевые категории земель

 

Земельный кодекс РФ (ст. 7) устанавливает семь основных целевых категорий земель:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения
  2. Земли населенных пунктов
  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения)
  5. Земли лесного фонда
  6. Земли водного фонда
  7. Земли запаса

В соответствии с основным целевым назначением упомянутых частей земельных ресурсов земельным законодательством установлен и правовой режим их использования в народном хозяйстве.

 

Подробнее:  Целевое назначение земельных участков

 

 

II. Виды разрешенного использования земельных участков

 

Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки.

 

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

 

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  1. Основные виды разрешенного использования;
  2. Условно разрешенные виды использования;
  3. Вспомогательные виды разрешенного использования.

Подробнее:  Разрешенное использование земельных участков

 

 

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Первичное установление категории земельного фонда

Изменение целевого назначения земельного участка

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

pravoross.jimdo.com

Правовой режим земель

Государственная собственность на землю – земля, принадлежащая на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и ее субъектам (в соответствии со ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью).

Застроенные земельные участки – участки, на которых или под которыми расположены предприятия, здания, строения, сооружения.

Земельное угодье – земельный участок, независимо от его площади, предоставляемый и используемый по непосредственному целевому назначению.

Земельный участок – территория, на которой располагаются природные объекты (водоемы, растительность) и объекты имущественного характера (строения, сооружения, недвижимое и движимое имущество).

Земельный фонд России – земля, являющаяся частью окружающей природной среды, обладающая пространственной территорией, рельефом, растительностью и находящаяся в сфере российской юрисдикции.

Земли водного фонда – земли, занятые водными объектами (реками, озерами, водоемами, болотами), а также земли, выделяемые под полосы отвода по берегам водоемов.

Земли городской, поселковой и сельской застройки – все земли в пределах города, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, т.е. земли, предоставляемые в бессрочное пользование различным предприятиям, организациям и учреждениям для строительства и эксплуатации промышленных, жилых, культурно-бытовых и других строений и сооружений, а также гражданам, в том числе фермерам, для индивидуального жилищного строительства.

Земли запаса – все земли, не предоставленные в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование и аренду.

Земли лесного фонда – земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Земли населенных пунктов – категория земель в земельном фонде России, имеющих своим назначением обслуживание городов, поселковых и сельских населенных пунктов (к ним относятся земли городской и сельской застройки, земли общего пользования, промышленности, транспорта и связи, земли, занятые лесами, водными объектами и др.).

Земли общего пользования – земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи) и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

Земли промышленности – земли предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных построек и сооружений промышленности, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, их подъездных дорог, инженерных сетей, административно-бытовых зданий, других сооружений.

Земли сельскохозяйственного использования — это земли, занятые под пашни, сады, виноградники, сенокосы, пастбища.

Земли сельскохозяйственного назначения – земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Конкретное целевое назначение земли – вид использования земли, который исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации.

Муниципальная собственность на землю – земля, принадлежащая муниципальным образованиям (административно-территориальным районам, городам, сельским и другим населенным пунктам) для обслуживания потребностей местного населения.

Незастроенные земельные участки – участки, на которых или под которыми не расположены здания, строения, сооружения, делающие невозможной застройку таких участков.

Общая долевая собственность на землю – вид земельной собственности без определения для каждого собственника конкретной земельной доли, пая (как и собственник земли, обладатель земельного пая распоряжается земельным участком: имеет право без согласия других собственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского хозяйства, сдачу в залог, аренду, обмен земельной доли на семейный пай, передачу ее по наследству, продажу доли без согласия других собственников).

Общая совместная собственность на землю – вид земельной собственности без определения земельных долей собственников (устанавливается на земли общего пользования садоводческих товариществ, дачных, гаражных и тому подобных кооперативов).

Правовой режим земель – установленный законом порядок использования земель.

Приватизация земли – перевод земель из одной формы собственности – государственной в другую – частную.

Служебный земельный надел – предоставление земельных участков отдельным категориям работников предприятий, организаций и учреждений транспорта, водного, лесного хозяйства и других отраслей земель, находящихся в пользовании или в долгосрочной аренде.

Частная собственность на землю – земли, переданные гражданам и их объединениям в установленном законом порядке из государственных и муниципальных земель во владение, пользование и распоряжение, а также приобретенные в результате совершения земельных сделок.

Лазарев В.В. Юридическая терминология. 1998

be5.biz

Правовой режим земель городов. Правовое регулирование земельных отношений

Понимание четкого определения правового режима той или иной категории земель на доктринальном уровне создает предпосылки для совершенствования правового регулирования земельных отношений в населенных пунктах, сельском хозяйстве, промышленности и т.д. Так как, при разработке нормативно-правовых актов в данной сфере необходимо руководствоваться спецификой земель, в отношение которых устанавливается правовое регулирование. Достаточно часто в литературе по земельному праву можно встретить понятие «правовой режим земель«. В теории права и в нормативных актах отсутствует его общепринятое понятие и единый подход к определению его сущности и содержания.

Наиболее широкое применение термин «правовой режим» получил в земельном праве. В теории земельного права термин «правовой режим» часто употребляется в отношении как земельного фонда в целом, так и самостоятельных категорий земель. Он дает возможность определить порядок использования и охраны земель конкретной категории и даже конкретного земельного участка, т.е. возможность установить особенности управления землями, содержание прав и обязанностей субъектов прав на землю. Одним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (земли), так и от правового статуса субъектов. Это можно объяснить тем большим значением, которое имеет понятие объекта правоотношений в данной отрасли. В теоретических работах понятие «правовой режим земель» представляется очень удобным средством систематизации и подачи правового материала. Оно позволяет исследователю сформулировать проблему, очертить ее границы, а также логично изложить свои идеи. Установление правового режима земель можно даже назвать одним из специфических методов науки земельного права, эффективным инструментом работы с теоретическим, нормативным и практическим материалом. Несомненно, характеристика правовых режимов объектов не является исключительной прерогативой земельного права, однако не в одной другой отрасли юридической науки данное понятие ни применяется так широко и целенаправленно. Итак, понятие «правовой режим земель» играет исключительно важную роль в земельном праве. Оно очень тесно связано с вопросами об объектах земельных правоотношений, системе земельного права, его принципах и задачах. И дает возможность определить порядок использования и охраны земель конкретной категории и даже конкретного земельного участка, т.е. возможность установить особенности управления землями, содержание прав и обязанностей субъектов прав на землю.

Длительное время в земельном праве рассматриваемый термин употреблялся весьма непоследовательно, для характеристики лишь отдельных категорий земель. Но с 70-х годов XX века он уже прочно закрепился в земельно-правовой науке, а позднее и в законодательстве о природных ресурсах, приобретя универсальное значение для характеристики различных категорий земель. [1] Тем не менее, в земельно-правовой науке отсутствует ясность и единство о сущности «правового режима». Такое положение определяет необходимость обратиться к понятию и значению категории правового режима в земельно-правовой науке и земельном законодательстве.

Вопрос о правовом режиме земель одним из первых рассмотрел И.И. Евтихеев. В конце второй половины XX-го века, в 20-е годы он указал, что в условиях исключительной государственной собственности на землю на разные и не совпадающие по своему объему земельные режимы для отдельных категорий земель. Под земельным режимом (правовым режимом) он понимал «статус прав и обязанностей органов земельного управления в отношении данного разряда земель, то есть выполнение органами земельного управления основных функций — административной, юрисдикционной и нормативной». [2] И.И. Евтихеев отмечал, что «для земельного права характерен не способ правового регулирования (договорный или односторонний), не субъект правоотношений, а тот вещный объект — земля, назначением которой является максимальная производительность продуктов…«. [3] Другими словами, отрасль земельного права своим существованием обязана именно своеобразию, особой роли земли как объекта права. При этом под правовым режимом он понимал статус прав и обязанностей органов земельного управления в отношении данной категории земель, т.е. выполнение этими органами определенных функций (административных, юрисдикционных, нормативных). [3]

40-50-х гг. термин «правовой режим» в учебниках по земельному праву употреблялся при характеристике отдельных категорий земель единого государственного земельного фонда (городских земель, земель специального назначения, земель лесного фонда) и содержание правового режима земель сельскохозяйственного назначения определялось лишь с позиций землепользования.

Г.А. Аксененок, в свою очередь, показал связь, которая существует между землей как объектом правоотношений и ее правовым режимом. Он писал: «…Когда мы говорим о земле как объекте земельных правоотношений, мы имеем в виду землю не в ее естественном состоянии, как дар природы, а землю, в отношении которой установлен определенный правовой режим, в силу чего она и становится объектом права, объектом земельного правоотношения» .[4] И отмечает, «определить правовой режим любой категории земель… — это значит, во-первых, дать понятие этих земель как объекта данного земельного отношения, во-вторых, определить круг землепользователей этих земель, установить их права и обязанности, в-третьих, выявить порядок государственного управления этими землями, и, наконец, в-четвертых, указать на те формы и меры ответственности, которые определены законом для пользователей. [5] Тем самым, Г.А. Аксененок указывал на элементы понятия «правовой режим» применительно к землям любой категории и земельному фонду в целом. Эта характеристика правового режима отдельных категорий земель не противоречила общему понятию правового режима земель.

Краснов Н.И. в своих трудах уделяет большое внимание понятию «правовой режим земель». Он полагает, что правовой режим земель представляет собой «определенное теоретическое понятие, обобщающее правовую характеристику земли как объекта права и содержащее указание на круг важнейших правовых отношений, складывающихся по поводу земли. [6]

По мнению Н.И. Краснова, понятие общего правового режима земель «употребляется главным образом при сравнительном сопоставлении правового режима земли и правового режима других природных богатств (недр, лесов, вод и т.д.), а также при выявлении, анализе и систематизации общих черт правовых режимов различных категорий и видов земель». Он обращает внимание на следующее: «Разделение правового режима земли на общий правовой режим земельного фонда в целом и правовые режимы соответствующих категорий земель имеет, конечно, смысл лишь в том случае, когда правовое регулирование использования всей земли рассматривается в полном объеме. Но если правовой режим определенной категории земель рассматривается отдельно от правового режима других категорий земель в качестве самостоятельного предмета… то мы должны включить в понятие правового режима не только специфические для данной категории земель черты, так как иначе правовой режим не будет полным… » . [7]

Позднее Красновым Н.И. было дано общее определение правового режима земли. Правовой режим земли — установленный нормами советского права порядок должного поведения по отношению к земле как объекта права исключительной собственности государства, права землепользования и правовой охраны, направленный на обеспечение ее рационального использования как всеобщего средства труда и основного (главного) средства производства». [8.]

Для определения правового режима отдельных категорий учеными-юристами за основу брался именно этот смысл. Данную дефиницию для эпохи советского земельного права можно назвать классической, более полной и развернутой отражающей систему отрасли. В настоящее время, в связи с отменой права исключительной государственной собственности на землю понятие земельного фонда утратило свое значение и не используется законодателем. Ряд авторов высказывали близкие по смыслу определения.

В.П. Балезин, сформулировал определение правового режима непосредственно населенных пунктов. Исследовавший правовой режим сельских населенных пунктов, писал о проблеме ликвидации существенных различий между городом и деревней, поставленной государством в конце 60-х гг., которую, вполне можно было рассматривать в качестве задачи, правового режима земель сельских населенных пунктов. Он вместе с тем указал на то, что применительно к земельному фонду СССР рассматриваемый термин применялся весьма редко, и в законодательстве, и земельно-правовой литературе чаще использовалось понятие «земельный строй«. [7] Тем не менее более удачным представляется применение категории «правовой режим земель«, поскольку понятие земельного строя имеет в большей степени политический, нежели правовой оттенок, и является устаревшим.

Определяя, правовой режим земель населенных пунктов, как установленный законодательством, систему правил, определяющих положение и место данного вида земель в составе единого государственного земельного фонда, а также порядок должного поведения в отношении этих земель со стороны органа государственного управления землей, землепользователей и всех иных лиц, которые обязаны бережно относиться к земле как к всенародному достоянию. [9] В связи с этим он указывал, что правовой режим населенных пунктов призван обеспечить оптимальные условия для решения задач современного строительства. [10] Постановка задач правового режима земель свидетельствует о значении и актуальности правового регулирования того или иного объекта земельных отношений в определенный момент истории, а также не позволяет рассматривать правовой режим земель как нечто оторванное от жизни.

В тот же период предпринимались попытки сформулировать понятие правового режима части одной категории земель. Так, В.Ф.Горбовой писал, что «правовой режим городских лесов — это закрепленный в нормах права порядок общественных отношений, установленный в нормах права порядок общественных отношений, установленный и санкционированный Советским государством, связанный с использованием их охраны в целях создания наиболее благоприятных условий для проживания советских людей в городах». [11]

Из современных земельно-правовых исследованиях О.И.Крассова, обстоятельно анализируется категория правового режима земель. Он, отмечает «развитие современного земельного законодательства требует уточнения содержания понятия «правовой режим земель» в свете тех задач, которые призвана решать эта отрасль законодательства». [12.] По мнению О.И. Крассова, «правовой режим земель представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, выражающееся в правах и обязанностях лиц, использующих земельные участки, посредством установления основного целевого назначения земель, зонирования, ограничения прав». [13] Поскольку данное определение не охватывает особенностей правового режима отдельных категорий земель, то «средством уточнения и детализации правового режима конкретной категорий земель служат территориальное зонирование на особо охраняемых природных территориях и экологическое зонирование». [13] В целом, соглашаясь с изложенным мнением, стоит указать на необходимость различения понятий не только правового режима всех земель и земель отдельных категорий, но и правового режима конкретного земельного участка и, как справедливо указывает А.А. Минаева, правового режима части земельного участка. По ее мнению, применительно к земельным участкам, их частям может быть только правовой режим в широком смысле слова, поскольку «редко можно встретить специальное нормативное регулирование отношений по поводу какого-то конкретного участка и тем более его части». [14] Как следствие, содержание указанных правовых режимов будет неодинаковым.

Итак, понятие «правовой режим земель» употребляется для характеристики объекта правоотношений. Однако понятие «земли» является чересчур общим, можно привести много определений разных его аспектов. Земля — основа жизни человека, необходимое условие любой его деятельности. Земля — естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом» строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции, является важнейшим для человечества объектом материального мира. Никогда не заменит человечеству землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей права: конституционного — при определении на ней государственных границ; гражданского — при совершении сделок с земельными участками; семейного — при решении споров о разделе собственности супругов; финансового — при земельном налогообложении; аграрного — при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д. В каждой из перечисленных отраслей предметом правового регулирования являются различные аспекты земельных отношений: пространственно-базисные, имущественные, земельно-производительные и тд.

Земля — это и территория государства в целом, и отдельные земельные участки. Существуют различные точки зрения на то, что непосредственно следует относить к объектам земельных правоотношений, и в земельно-правовой науке этот вопрос является спорным. Характеризуя правовой режим того или иного объекта, необходимо, на наш взгляд, четко представлять задачи и принципы, лежащие в основе его правового регулирования. Проблема правовых средств, определения правового режима земель представляется тесно связанной с вопросом об объектах земельных правоотношений, к которым применяется понятие правового режима, и требует соответственно специального рассмотрения и исследования.

Также с учетом тех исследовательских достижений, которые были достигнуты теоретиками права и представителями иных отраслевых наук, следует по-новому взглянуть на сущность правового режима земель. Категория «правовой режим» сложна и многогранна, поэтому ее необходимо рассматривать в узком и широком смысле.

По мнению С.Т. Толеугалиева, «в широком смысле следует понимать правовой режим всех земель Республики Казахстан как объекта государственного регулирования. Это порядок возможного или должного поведения граждан РК, иных физических лиц, проживающих на территории РК, юридических лиц и государства по отношению к землям Республики Казахстан. Он охватывает понятие земельного фонда РК как объекта данного земельного отношения; порядок предоставления и изъятия (выкупа) земель; круг собственников и землепользователей этих земель, совокупность их прав и обязанностей; порядок государственного регулирования отношений, связанных с этими землями; меры ответственности за нарушение или неисполнение земельного законодательства.

В узком смысле понимается установленный нормами права порядок возможного или должного поведения конкретного субъекта в отношении своего земельного участка, правом на который он обладает».[15] К. Досымбет придерживается этой же точки зрения. [16] Его мнение можно указать как определение правового режима земель в объективном смысле, как совокупность норм, предписаний, требований.

В соответствии со всем вышеизложенным, на наш взгляд, можно предложить следующее определение понятия правового режима земель, в том числе и земель городов: это установленный нормами и основанный на принципах земельного права порядок возможного и должного поведения к земле как объекту права собственности, других вещных и обязательственных прав, управления и правовой охраны, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан.

 

Литература 

  1. Ерофеев Б.В. Земельное право. М. 1998, С. 254
  2. Евтихиев И.И. Регулирование земельных отношений в городах. Горки, 1929.-С.1
  3. Евтихеев И.И. Земельное право. М.; Пг., 1923. С. 102
  4. Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958. С. 137.
  5. Аксененок Г.А. Земельное право. М., 1969. С. 250,256-257.]
  6. 6.Общая теория советского земельного права /Авт. кол. : Г.А. Аксененок, Н. И. Краснов, И. А. Иконицкая и др. ; Отв.ред. Г. А. Аксененок и др. ; Академия наук СССР. Институт государства и права. -М. :Наука,1983. -357 с..-М.,-С 346 7.
  7. Общая теория советского земельного права /Авт. кол. : Г.А. Аксененок, Н. И. Краснов, И. А. Иконицкая и др. ; Отв.ред. Г. А. Аксененок и др. ; Академия наук СССР. Институт государства и права. -М. :Наука,1983. -357 с..-М.,-С 347
  8. Краснов Н.И. Теоретические основы правового режима земель специального назначения в СССР: Автореф. Дисс… докт. юрид. Наук.М.1966.С.8
  9. Балезин В.П. Правовой режим земель сельских населенных пунктов.-М.,1972.- С.27. 
  10. Советское земельное право — М.,1977. С.256 Отв.ред.Н.И.Краснов,В.П.Балезин.
  11. Горбовой В.Ф. Правовой режим городских лесов: Дис… канд.юрид.наук.Сведловск, 1972.-С.44.] 12.О.И. Крассов. Правовой режим земель // Закон. 2007. № 1 
  12. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: Юрист, 2000. С. 40.
  13. Понятие «правовой режим» и его значение в земельном праве // Правовые вопросы недвижимости. 2005. № 1. 31
  14. Толеугалиев С.Т. Правовой режим земель транспорта в Республике Казахстан: Дисс. канд. юрид. наук. — Алматы, 2007. С.53. 158 с.
  15. Досымбет К. Правовой режим земель водного фонда в Республике Казахстан в условиях рынка: Дисс. канд. юрид. наук. -Алматы, 2007. С.36. 166 с.

Фамилия автора: Р.Е. Умербаева

articlekz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *