Правовые и организационные основы проведения камеральной налоговой проверки – , —

Организационно-правовые основы налоговых проверок | Классификация налоговых проверок

Налоговые органы Российской Федерации, действуя в соответствии с законодательством, осуществляют несколько видов проверок. Налоговые органы могут проводить проверки в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами.

К проверкам, проводимым в соответствии с иными законодательными актами, относится достаточно большое число проверок соблюдения законодательства, в т.ч.:

– по применению контрольно-кассовой техники в денежных расчетах;

– по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;

– по кассовой дисциплине и т.д.

Действия налоговых органов при проведении таких проверок регламентируются, как правило, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверки, проводимые в соответствии с НК РФ (или собственно налоговые проверки), можно классифицировать по нескольким признакам.

Так, ст. 87 НК РФ определено, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными (третьими) лицами, то налоговые органы могут истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Это так называемая встречная проверка.

Таким образом, НК РФ установлена следующая основная классификация налоговых проверок:

– камеральные;

– выездные;

– встречные.

Камеральная налоговая проверка (в соответствии со ст. 88 НК РФ) – это налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка (в соответствии со ст. 89 НК РФ) – это налоговая проверка, которая проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Форма решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается МНС России.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

Статьей 87 НК РФ установлен запрет на проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Из этого правила сделано два исключения – повторная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Таким образом, налоговые проверки подразделяются

по признаку повторности:

– на первичные,

– повторные.

Первичные проверки могут быть камеральными и выездными. Определяющим критерием здесь является то, что такая проверка по конкретному налоговому периоду, по конкретному налогу у данного налогоплательщика не проводилась.

Повторные проверки, чисто теоретически, также могут быть камеральными и выездными. Однако с учетом установленного ст. 88 НК РФ ограничения на срок камеральной проверки – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, проведение повторной камеральной проверки представляется маловероятным. Таким образом, на практике повторные проверки могут быть только выездными. Их проведение допускается лишь в двух названных выше случаях.

Как правило, налогоплательщики сталкиваются с повторными проверками в случаях проведения вышестоящим налоговым органом проверки деятельности налоговой инспекции, проводившей первичную проверку. В этом случае фактически проверяется деятельность налоговой инспекции, но в случае обнаружения ошибок к налогоплательщику могут быть применены налоговые санкции.

Статьей 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Таким образом, по степени охвата проверкой уплачиваемых плательщиком налогов выделяются:

– комплексные проверки;

– тематические проверки.

Под комплексной налоговой проверкой понимается проверка, которой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки ревизуются все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

Тематическая налоговая проверка – это проверка, охватывающая вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В настоящее время в связи с высокой нагрузкой и острой нехваткой квалифицированных кадров налоговые органы в большинстве случаев проводят тематические проверки. Этими проверками охватываются, как правило, НДС, налог на прибыль и еще один-два налога, являющиеся наиболее значимыми для данного налогоплательщика.

По категории участников налоговых правоотношений выделяются:

– проверки налогоплательщиков;

– проверки налоговых агентов;

– проверки плательщиков сборов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов на основании ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Статьей 24 НК РФ дано определение налоговых агентов. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Эта классификация влияет на перечень вопросов, которые могут быть подвергнуты проверке. В ходе проверок у налогоплательщиков проверяется правильность исчисления и уплаты всех или некоторых налогов, которые они обязаны уплачивать. У плательщиков сборов проверяется правильность взимания и своевременность перечисления в бюджет соответствующих сборов. У налоговых агентов проверяется правильность исчисления и удержания у плательщиков таких налогов, как налог на доходы физических лиц и т.п.

По статусу объектов проверок можно выделить:

– проверки юридических лиц;

– проверки юридических лиц по вопросам исчисления и уплаты налогов филиалами и обособленными подразделениями;

– проверки индивидуальных предпринимателей;

– проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Каждая проверка из этих категорий имеет свою специфику в части состава проверяемых налогов и соблюдения отдельных формальностей.

Так, проверка филиала или представительства юридического лица может быть инициирована и проведена как налоговым органом, в котором состоит на учете данное юридическое лицо, так и налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства) обособленного подразделения.

По методу проведения проверки можно выделить:

– проверки, проводимые сплошным методом;

– проверки, проводимые выборочным методом.

При сплошной проверке проверяются все документы налогоплательщика за все налоговые (отчетные) периоды, охваченные проверкой. Выборочной проверкой охватывается, как правило, часть документации (если плательщик работает по типовым договорам, схемам и т.п.) или часть налоговых (отчетных) периодов. При этом, если в ходе выборочной проверки выявляются нарушения налогового законодательства, рекомендуется проводить сплошную проверку. Данная классификация относится к выездным проверкам.

В настоящее время большинство проверок проводится с применением выборочного метода. Сотрудники налоговой инспекции тщательно проверяют один-два налоговых (отчетных) периода, выявляют нарушения, носящие систематический характер. Это позволяет несколько сократить затраты рабочего времени на проведение проверки, хотя и увеличивает риск необнаружения ошибок плательщика.

По составу участников проверки можно выделить:

– проверки, проводимые силами налоговой инспекции;

– совместные проверки.

Совместные проверки проводятся силами сотрудников инспекции и иных контролирующих органов.

В первую очередь речь идет о правоохранительных органах, об органах государственных внебюджетных фондов и финансовых органах. Возможно взаимодействие и с другими государст­венными и муниципальными организациями.

По отношению к плану проверок можно выделить:

– плановые проверки;

– внеплановые проверки.

Ежеквартально инспекцией составляется план проведения выездных проверок, в который включаются те налогоплательщики, деятельность которых инспекция обязана или считает необходимым проверить в течение очередного квартала. В то же время имеют место случаи, когда инспекции приходится проводить проверки налогоплательщиков, не включенных в план. К ним относятся: проведение проверок по постановлению следователя, расследующего уголовное дело; проведение проверок по срочным заданиям вышестоящих налоговых органов и т.п.

3ys.ru

Правовые и организационные основы проведения камеральной налоговой проверки*

Автор диссертации: Полтева А.М.

Научный руководитель:

Мышляев Н.П., докт. юрид. наук, проф., заслуженный юрист РФ

Рецензент: Щекин Д.М., канд. юрид. наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Основные положения исследования

О научной новизне диссертационного исследования свидетельствуют следующие положения.

1. Законодательная база в части регулирования мероприятий камеральных налоговых проверок налогоплательщиков, осуществляющих экспортные операции, является несовершенной, так как установленный в Налоговом кодексе РФ трехмесячный срок проведения мероприятий камеральной налоговой проверки не только ухудшает условия работы налоговых инспекторов, но и понижает ее качество. В связи с этим представляется необходимым внести изменения в действующее налоговое законодательство и предусмотреть в нем допустимость учета информации о налогоплательщике, полученной за пределами трехмесячного срока (только в случаях совершения экспортных операций).

2. Целесообразно отказаться от приема бухгалтерской отчетности (баланса с приложениями), так как в настоящее время показатели, характеризующие размер налогооблагаемой базы, отражаемые в налоговых декларациях, очень слабо связаны с показателями бухгалтерской отчетности. В контрольной деятельности, по мнению автора, будет логичнее перейти от сплошной проверки всех представляемых деклараций к выборочной, особенно из числа крупных налогоплательщиков, на долю которых приходится до 80% всех поступлений налогов и сборов по инспекции, а также налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами, уменьшающими сумму платежей в бюджет более чем в два раза, и деклараций налогоплательщиков, желающих получить возврат из бюджета ранее уплаченного НДС.

3. Обосновывается необходимость закрепления в действующем налоговом законодательстве правовых основ проведения мероприятий повторной камеральной налоговой проверки. Предлагается авторское определение понятия повторной камеральной налоговой проверки как проверки, осуществляемой вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля в рамках комплексных плановых и внеплановых ревизий налоговых органов.

4. Предлагается статью 88 НК РФ «Камеральная налоговая проверка» дополнить следующим абзацем: «Если проверяющими выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган вправе потребовать назначения экспертизы, а в необходимых случаях привлекать специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля по основаниям и в соответствии с нормами статей 95, 96 настоящего Кодекса».

5. Целесообразно в статью 88 НК РФ внести следующее дополнение: «Вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего камеральную проверку, вправе провести повторную камеральную проверку налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, представленных налогоплательщиком за любой налоговый период текущего года, в котором проводится проверка, а также любой налоговый период, непосредственно предшествующий году проведения проверки, в течение трех лет деятельности налогоплательщика – физического лица или деятельности налогоплательщика-организации».

6. Целесообразно закрепить в НК РФ срок начала проведения камеральной налоговой проверки, дополнив пункт 2 статьи 88 НК РФ абзацем 2, предложив его в следующей редакции: «Началом проведения камеральной налоговой проверки считается следующий календарный день с момента представления налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом налоговой декларации в налоговый орган».

7. Необходимо внести изменения в пункт 3 статьи 88 НК РФ и изложить ее в следующей редакции: «Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля, налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок».

* Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 12.00.14. М., 2007. Работа выполнена на кафедре финансового и административного права Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России.

Научная рецензия

Правовое регулирование камеральных налоговых проверок в Российской Федерации – это, без всякого сомнения, актуальная тема исследований. Важным моментом при проведении камеральной налоговой проверки является то, чтобы эта камеральная налоговая проверка не превращалась фактически в выездную налоговую проверку, при которой налоговый орган изучает всю первичную документацию о хозяйственных операциях налогоплательщика. В правовом регулировании камеральных налоговых проверок существует проблема поиска действительного баланса между частными и публичными интересами.

С одной стороны, такая проверка не должна быть избыточной и заменять собой выездную налоговую проверку, с другой – существует проблема использования налогоплательщиками льгот и вычетов по ряду налогов (прежде всего по НДС), которые могут привести к возникновению обязанности государства возвратить налог налогоплательщику, и без механизма проверки обоснованности такого возврата при сдаче налогоплательщиком налоговой декларации не обойтись. В России до 2007 г. в правовом регулировании камеральных налоговых проверок существовал явный перекос в сторону чрезмерной защиты публичного интереса, в частности допускалось превращение камеральных налоговых проверок в фактически выездные, когда налоговым органом истребовалась и проверялась вся первичная документация в рамках камеральной налоговой проверки. При этом решение о доначислении налога, пени и штрафа могло быть принято без извещения налогоплательщика, то есть фактически заочно. На недопустимость такой ситуации указал КС РФ в Определении от 12.07.2006 № 267-О. С 2007 г. законодатель существенно изменил статью 88 НК РФ, ограничив возможности по превращению камеральной налоговой проверки в фактически выездную.

По своей сути камеральная налоговая проверка является проверкой, ориентированной на выявление арифметических или технических ошибок в заполнении налоговой декларации. В ряде случаев, когда налоговый закон предписывает налогоплательщику прилагать к налоговой декларации документы, подтверждающие указанные в налоговой декларации сведения (например, документы, подтверждающие экспорт товаров и право на применение ставки 0% по НДС), камеральная налоговая проверка может включать и исследование этих документов. Но в любом случае камеральная налоговая проверка по своей сути не должна быть ориентирована на полное исследование правильности исчисления налогового обязательства по всем или большинству хозяйственных операций налогоплательщика с предоставлением в налоговый орган при камеральной проверке всего объема первичной документации.

С этих позиций нельзя согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что было бы целесообразно наделить налоговые органы при проведении камеральных налоговых проверок правом проверки документов на территории налогоплательщика при наличии письменного заявления налогоплательщика [ сноска 1 ] . Применительно к российскому налоговому законодательству следует не идти по пути дальнейшего превращения камеральных налоговых проверок в выездные, а ограничивать право налоговых органов на истребование первичных документов при камеральной налоговой проверке в налоговый орган.

С этих позиций заслуживает поддержки высказанная автором диссертации точка зрения, что при камеральных проверках следует «перейти от сплошной проверки всех представляемых деклараций к выборочной, особенно из числа крупных налогоплательщиков, на долю которых приходится до 80% всех поступлений налогов и сборов по инспекции, а также налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами, уменьшающими сумму платежей в бюджет более чем в два раза, и деклараций налогоплательщиков, желающих получить возврат из бюджета НДС, ранее уплаченный».

Однако автор, в целом правильно аргументируя необходимость ограничения камеральных налоговых проверок, указывает, что «целесообразно отказаться от приема бухгалтерской отчетности (баланса с приложениями), так как в настоящее время показатели, характеризующие размер налогооблагаемой базы, отражаемые в налоговых декларациях, очень слабо связаны с показателями бухгалтерской отчетности». Представляется, что это предложение является чрезмерно радикальным и дискуссионным. Бухгалтерская отчетность все же может в ряде случаев служить налоговому органу ориентиром для проведения контрольных мероприятий, поэтому ее представление в налоговый орган имеет смысл сохранить. Но это не означает, что налоговые органы должны в рамках камеральной проверки оценивать достоверность данных бухгалтерской отчетности.

В работе есть и другое дискуссионное предложение. Автор предлагает предоставить вышестоящему налоговому органу право на повторную камеральную проверку. Представляется, что это может привести к чрезмерному обременению налогоплательщиков. Контроль вышестоящего налогового органа должен осуществляться в связи с основной формой налогового контроля – выездной налоговой проверкой. Поэтому выдвигаемое автором предложение нуждается в дополнительной аргументации с учетом места камеральной налоговой проверки в системе контрольных мероприятий налоговых органов.

В целом же работа Полтевой А.М. является заметным вкладом в разработку проблем камеральных налоговых проверок.

 


[ сноска 1 ] Сердюков А.Э. Формирование и реализация налоговой политики современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб: 2006. С. 40.

 

nalogoved.ru

Правовое регулирование проведения камеральных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных плательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Срок ее проведения составляет 3 месяца со дня представления декларации, и проводится она без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и противоречия, либо выявлены несоответствия, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налоговый кодекс РФ не ограничивает права налогового органа на истребование документов при проведении камеральной проверки только случаями обнаружения ошибок и противоречий в уже представленных плательщиком документах. Законодательство предоставляет налоговому органу право истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет), является правом, но не обязанностью плательщика. Он должен только сами документы предоставлять.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Одновременно здесь закреплены и исключения из общего правила. Так, истребование документов допускается в случаях:

-проведения камеральных проверок — налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у плательщиков, использующих льготы, документы, подтверждающие право их на эти льготы;

-подачи декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, — налоговый орган вправе истребовать у плательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов;

-проведения камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, — налоговые органы вправе помимо «общих» документов, истребовать у плательщика «иные» документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В НК РФ закреплена норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком пояснения и документы. Налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Виды решений, принимаемых по итогам проведения налоговых проверок, и правовые последствия их принятия.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц), дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 (истребование документов) настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с пунктом 3 статьи 32 НК материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

При этом течение сроков взыскания, предусмотренных настоящим Кодексом, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае, если действие (бездействие) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следственные органы, получившие от налоговых органов материалы обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.

Копии решений налогового органа, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней после дня вынесения соответствующего решения вручаются налоговым органом лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения. В случае направления копии решения налогового органа по почте заказным письмом датой ее получения считается шестой день с даты отправки.

studopedia.net

4. Организационно-правовые аспекты осуществления камеральной налоговой проверки

Как уже отмечалось Президентом Российской Федерации 27 июля 2006 г. подписан Федеральный закон № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». «Существенные поправки внесены в часть первую Налогового кодекса РФ, коснулись порядка и процедуры проведения камеральных, выездных налоговых проверок, представления деклараций, порядка уплаты и возврата налогов, взыскания налога, сбора, штрафа и другое»

Статья 88 НК РФ, регулирующая порядок проведения камеральной налоговой проверки, изложена в новой редакции. Два принципиальных положения процедуры такой проверки не претерпели изменений, а именно: срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации; камеральная налоговая проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. В остальном, процедура проверки претерпела существенные изменения, стала значительно регламентирована и урегулирована ст. 88 НК РФ. Камеральные налоговые проверки предусматривают минимальное число контрольных мероприятий, проводимых должностными лицами налоговых органов.

«Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа».

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Как указано в части 3 статьи 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» внес изменения в порядок проведения камеральной налоговой проверки и оформления ее результатов. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ должностные лица налогового органа в случае обнаружения факта совершения налогового правонарушения должны составить акт камеральной налоговой проверки.

Сравнительно небольшой круг контрольных мероприятий, проводимых при камеральной налоговой проверке, должен обеспечить контроль за максимально большим количеством налогоплательщиков. Однако это не должно отражаться на достоверности полученных в результате данных и не нарушать права самого налогоплательщика.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ также установил достаточно определенный перечень документов, которые должностные лица налогового органа могут истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки, что является дополнительной правовой гарантией защиты прав налогоплательщика.

Ранее ст. 88 НК РФ фактически предоставляла налоговым органам право истребовать в ходе камеральной проверки неограниченное количество документов без проведения выездной налоговой проверки. При этом следует отметить, что такая практика приобретала все большее распространение.

Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.05.2006 № 14873/05 пришел к выводу, что «…НК РФ не ограничивает права налогового органа на истребование документов при проведении камеральной проверки только случаями обнаружения ошибок и противоречий в уже представленных налогоплательщиком документах».

Тем не менее, несмотря на то, что НК РФ предоставлял налоговым органам большие полномочия по истребованию документов, судебная практика несколько ограничивала требования налоговых органов. Кроме того, суды указывали, что при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать лишь документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком документах. Правоприменительная практика по данному вопросу была довольно разнообразна.

Новая редакция ст. 88 НК РФ существенно ограничивает права налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки на истребование дополнительных документов, прямо не указанных в законодательстве о налогах и сборах.

В п. 1 ст. 93 НК РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

В п. 2 ст. 93 НК РФ установлено, что истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пункт 3 ст. 93 НК РФ устанавливает сроки представления документов по требованию налогового органа. Такой срок составляет 10 дней. «Так, п. 3 ст. 93 НК РФ установлено, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы».

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

В п. 4 ст. 93 НК РФ прямо прописано, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Однако в настоящее время правоприменительная практика привлечения к ответственности по ст. 126 НК РФ исходит из необходимости представления доказательства вручения налогоплательщику требования о предоставлении документов, о чем напрямую содержится указание в п. 1 ст. 93 НК РФ.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Таким образом, с 01.01.2007 установлены сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и их содержание.

Редакция НК РФ, действовавшая до 2007 г., не предусматривает пресекательных сроков для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и не определяет их содержание.

Пунктом 7 ст. 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решения двух видов: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В п. 8 ст. 101 НК РФ установлены требования к решениям, принимаемым по результатам налоговых проверок.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, а также изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом № 137-ФЗ в отношении порядка проведения камеральных налоговых проверок, оформлению результатов по ним, можно говорить о том, что законодатель, несмотря на то, что исключил из ст. 82 НК РФ понятие «форма налогового контроля», он более подробно детализировал положения, регулирующие порядок его осуществления. Более четкое определение элементов формы осуществления налогового контроля, проводимого посредством камеральной налоговой проверки, призвано обеспечить соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков, а также повысить эффективность работы налоговых органов.

Камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест в механизме налогового контроля, так как является менее трудоемкой, чем, например, выездная проверка, а также позволяет выявить налоговые правонарушения на их начальной стадии, предупредить их совершение и обеспечить неотвратимость наступления налоговой ответственности. Кроме того, именно камеральные проверки позволяют определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа. Нормативно-правовая база, регулирующая процедуру проведения камеральных проверок, постоянно совершенствуется, однако многие организационно-правовые проблемы реализации мероприятий камеральных проверок остаются нерешенными.

studfiles.net

12.3. Камеральная налоговая проверка. Налоговое право. Конспект лекций

12.3. Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.

Суть камеральной проверки состоит в следующем: сначала инспектор изучает документы, подлежащие сдаче в налоговый орган в обычном порядке и только при наличии каких-либо вопросов может затребовать дополнительные сведения. Как правило, в ходе камеральной проверки выявляются арифметические ошибки в отчетности и сверяются сведения в документах.

Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т. е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст.93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Организационно-правовые основы проведения камеральной налоговой проверки

Москва 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I Концептуальные подходы к налоговому контролю и его место в общей системе финансового контроля …………………………………………7

§ 1 История развития финансового контроля в России………………………7

§ 2 Становление налогового контроля в России………………………………21

§ 3 Место налогового контроля в системе финансового контроля…………..24

§ 4 Понятие, виды, формы налогового контроля ……………………………..27

Глава II Особенности проведения камеральной налоговой проверки…………………………………………………………………………42

§ 1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки ………………..42

§2 Особенности оформление результатов камеральной налоговой проверки………………………………………………………………………….49

§3Особенности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, выявленное в ходе камеральной проверки ………………56

§4 Сравнительная характеристика положений, касающихся проведения камеральной налоговой проверки по новому и старому налоговому законодательству …………………………………………………………………….61

Заключение………………………………………………………………………69

Список литературы………………………………………………………………..76

Приложение………………………………………………………………………81

Введение

При выборе темы для дипломной работы внимание было остановлено на вопросе :организационно-правовые основы проведения камеральной налоговой проверки, потому что данная тема представляется интересной и актуальной на сегодняшний день.

Налоговый контроль является элементом финансового контроля и налогового механизма. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля, порядок их проведения установлен гл.14 НК РФ. Право проверки закреплено за налоговыми органами ст.31 НК РФ. Статьей 87 НК РФ предусмотрено два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

edutext.net

Статья: Камеральные налоговые проверки: правовые и организационные проблемы

«Налоговые споры: теория и практика», 2008, N 1
КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
Камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест в механизме налогового контроля, так как является менее трудоемкой, чем, например, выездная проверка, а также позволяет выявить налоговые правонарушения на их начальной стадии, предупредить их совершение и обеспечить неотвратимость наступления налоговой ответственности. Кроме того, именно камеральные проверки позволяют определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа. Нормативно-правовая база, регулирующая процедуру проведения камеральных проверок, постоянно совершенствуется, однако многие организационно-правовые проблемы реализации мероприятий камеральных проверок остаются нерешенными.
Являясь наиболее эффективным методом налогового контроля, камеральная налоговая проверка представляет собой форму оперативного реагирования, направленную в первую очередь на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере на их начальной стадии.
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Предусмотренные в названной статье правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (истребование у налогоплательщика дополнительных сведений, получение объяснений и документов и т.д.), позволяют в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к желаемому для любого налогового инспектора результату — доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.
В связи с этим становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки являются тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко повысить эффективность своей работы.
Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, далека от совершенства. Следует отметить, что в последние годы законодательство о налогах и сборах подверглось существенным изменениям, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральных проверок так и не были решены, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.
В настоящее время камеральные проверки остаются одним из основных инструментов пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе таких проверок ошибки в налоговых декларациях в части обоснования льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет. Важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС по экспорту, так как сами по себе эти суммы, как правило, велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной.
Необходимо отметить, что государство постепенно меняет свое отношение к экономическому стимулированию хозяйствующих субъектов. На смену бесконтрольной раздаче налоговых льгот, в основном в сфере некоммерческой деятельности (благотворительных фондов, общественных организаций инвалидов, спортсменов и т.п.), приходит политика стимулирования реального сектора экономики через налоговое законодательство. Наиболее существенным с точки зрения доли поступлений в государственный бюджет является налог на добавленную стоимость, представляющий собой форму изъятия части дохода, создаваемого на всех стадиях производства и обращения товаров (работ, услуг).
На сегодняшний день серьезным препятствием для развития российского экспорта является проблема возмещения НДС из федерального бюджета, поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальность экспортных операций в срок менее чем один год. Более того, зачастую при осуществлении реального экспорта в «цепочках» производства любого экспортного товара могут оказаться десятки трансакций, при которых полученный от покупателей налог не поступает в бюджет. В связи с тем что налоговое законодательство в области организации и проведения мероприятий камеральной налоговой проверки окончательно не сформировалось, а многие аспекты ее проведения не урегулированы законом, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Так, например, по результатам камеральной проверки Инспекция ФНС России по Заводскому району г. Орла отказала налогоплательщику в возмещении заявленной суммы НДС, мотивируя свой отказ тем, что в рамках международного сотрудничества ИФНС получила с помощью иностранных налоговых органов информацию о порядке приобретения и расчетов иностранных получателей за товар, отправленный на экспорт российской организацией по конкретным внешнеэкономическим контрактам, однако эта информация была получена за пределами трехмесячного срока. Решением Арбитражного суда Орловской области заявленные требования налогоплательщика в части признания решения ИФНС противоречащим действующему налоговому законодательству удовлетворены. Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Постановлением ФАС Центрального округа названные судебные акты оставлены в силе.
Определением Арбитражного суда Орловской области, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда и Постановлением ФАС Центрального округа, отказано в удовлетворении заявления инспекции о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Орловской области по названному делу.
В поданном в ВАС РФ заявлении о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора инспекция просила отменить их, ссылаясь на противоречие действующему законодательству, а также нарушение публичных интересов и единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению инспекции, суды необоснованно отказались признать в качестве вновь открывшихся обстоятельств информацию (полученную с помощью иностранных налоговых органов в рамках международного сотрудничества) о порядке приобретения и расчетов за товар, отправленный на экспорт российской организацией по конкретным внешнеэкономическим контрактам.
Однако Определением ВАС РФ от 03.10.2007 N 15038/05 заявление инспекции было отклонено. При этом подчеркнуто, что свои решения нижестоящие судебные инстанции мотивировали тем, что обстоятельства исполнения конкретных внешнеэкономических контрактов ранее были исследованы и получили всестороннюю правовую оценку при рассмотрении арбитражным судом ряда дел с участием тех же сторон. ВАС РФ отметил также, что информация, рассматриваемая инспекцией в качестве вновь открывшихся обстоятельств по делу, истребована и получена от иностранных налоговых органов после вынесения решения по делу за пределами трехмесячного срока, установленного п. 2 ст. 88 и ст. 176 НК РФ.
Приведенный пример подтверждает несовершенство законодательной базы в части регулирования камеральных налоговых проверок организаций, осуществляющих экспортные операции, и необходимость внесения изменений в действующее налоговое законодательство, предусматривающих допустимость учета информации о налогоплательщике, полученной за пределами трехмесячного срока (только в случаях совершения экспортных операций).
Отметим, что судебные органы, разрешая подобные проблемы на практике, оставляют за налоговыми органами право проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков с учетом вновь открывшихся обстоятельств. Данное положение подтверждается Определением ВАС РФ от 03.10.2007 N 10678/07, в котором говорится, что налоговые органы могут «провести выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты того же налога по тем же налоговым периодам и принять соответствующее решение по результатам такой проверки» .
———————————
См. также: Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 N 2785/07, Определение ВАС РФ от 01.10.2007 N 12148/07.
Представляется, что при решении данной проблемы государству в лице компетентных органов необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности заключения международных соглашений, предусматривающих скоординированные действия налоговых органов разных государств по администрированию налоговых и иных обязательных платежей; полномочия налоговых органов одной страны осуществлять взыскание налогов с граждан в пользу другой страны, перед которой гражданин имеет неисполненные обязанности по уплате налога; применение мер обеспечения такого взыскания (арест имущества, приостановление операций по счетам).
Заметим, что с некоторыми иностранными государствами подобные соглашения уже заключены и предполагают полноценный обмен информацией. В соответствии с ними в Российскую Федерацию поступает информация о регистрации налогоплательщиков, открытии счетов, полученных доходах и уплаченных суммах налогов, иная информация, связанная с налогообложением. В свою очередь, РФ предоставляет аналогичную информацию другим странам. Помимо разработки и заключения соглашений, совершенствования международного информационного взаимодействия требуют решения технические проблемы (внедрение единого формата передачи данных, защита каналов связи и т.д.).
Таким образом, для выполнения требований ст. 88 НК РФ необходима в первую очередь активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих:
— более эффективно выполнять задачи внедрения новых технологий налоговых проверок;
— обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков;
— повышать объективность информации, содержащейся в информационных базах данных;
— анализировать информацию о налогоплательщиках для рационального отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку;
— проводить оптимальную предпроверочную подготовку специалистов перед выходом на проверку.
Налоговая политика предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ, единство форм, методов и порядка проведения налоговых проверок. Данный принцип нашел отражение в общих требованиях к проведению камеральных и выездных налоговых проверок (ст. ст. 87 — 98 НК РФ), а также в требованиях по оформлению результатов проведенной проверки (ст. ст. 99, 100 НК РФ и Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки»).
Несовершенство налогового законодательства подтверждается также многочисленными пробелами в нормах, регулирующих проведение камеральных налоговых проверок. Так, например, в НК РФ не установлено, чем должен фиксироваться срок окончания камеральной налоговой проверки. Однако никаких практических последствий данный пробел законодательства не несет, так как в ст. 88 НК РФ этот срок не указан как пресекательный и, следовательно, последствий его пропуска не предусмотрено. Из этого следует, что нельзя признать решение налогового органа недействительным только на том основании, что проверка была проведена с нарушением срока, установленного п. 2 ст. 88 Кодекса. В то же время можно утверждать, что нарушение сроков проведения камеральной проверки не влечет изменения ряда сроков, предусмотренных НК РФ, а именно срока выставления требования (п. 2 ст. 70) и срока принятия решения о взыскании налогов (п. 3 ст. 46). Течение этих сроков начинается независимо от срока окончания камеральной проверки. Данный пробел налогового законодательства нередко вызывал злоупотребления со стороны налоговых органов, так как камеральные проверки могли затягиваться на неопределенно долгие сроки.
Изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, увеличили срок представления налогоплательщиком документов в налоговый орган с 5 до 10 дней (со дня вручения требования). Однако Закон не установил, вправе ли налоговый орган направлять требование о представлении документов по почте. Если такая возможность подразумевается, то возникает вопрос: какой день считается днем вручения требования?
Также в новой редакции НК РФ предусмотрено право налогоплательщика перенести дату представления документов при наличии причин, обусловливающих невозможность соблюдения 10-дневного срока. Следует отметить, что и до внесения данного изменения в НК РФ суды принимали сторону налогоплательщиков и указывали, что в случае извещения налогового органа о невозможности представления документов в установленный срок применение ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, неправомерно .
———————————
См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2006 по делу N А05-12138/2005-22, ФАС Поволжского округа от 11.10.2005 по делу N А55-1267/2005-51 и др.
Теперь, если у налогоплательщика нет возможности подготовить необходимые документы в 10-дневный срок, он имеет право на следующий день после получения требования письменно уведомить об этом проверяющих лиц, указав причины и срок, в который документы могут быть представлены (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ).
Одним из основных спорных вопросов, связанных с проведением камеральной налоговой проверки, является истребование документов . Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ установил, что налоговый орган не вправе требовать дополнительные сведения и документы, за исключением тех случаев, когда документы (в соответствии с нормами НК РФ) должны представляться вместе с налоговой декларацией. Пункт 6 ст. 88 НК РФ закрепляет право налоговых органов истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие правомерность применения льгот. При возмещении или возврате НДС налогоплательщики также обязаны по требованию налогового органа представить документы, подтверждающие право на возмещение или возврат налога (п. 8 ст. 88 НК РФ).
———————————
См.: Лермонтов Ю.М. Новый порядок проведения камеральных налоговых проверок // Налоговые споры: теория и практика. 2006. N 10. С. 22 — 27.
Некоторые специалисты отмечают, что Закон N 137-ФЗ разрешил давно назревшую проблему истребования документов в рамках камеральной налоговой проверки . Однако следует отметить, что это не во всем соответствует действительности, так как ст. ст. 88 и 172 НК РФ не предусматривают закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты. Поэтому налоговые органы имеют возможность

Статья: Восстановление срока подачи заявления в суд при рассмотрении споров в порядке главы 24 АПК РФ (Коробкова К.Е.) (‘Налоговые споры: теория и практика’, 2008, n 1)  »

www.lawmix.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *