XI. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
1. Понятие и место оценки воздействия на окружающую среду
В механизме экологического права
Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.
Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.
В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.
Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появления хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.
Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду. В прошлые годы в России по этому вопросу были реализованы два подхода. В приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (1994 г.) содержался конкретный перечень видов деятельности или объектов, по которым должна была проводиться оценка воздействия на окружающую среду. Действующее Положение основывается на ином принципе: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Это обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, и др. В данном разделе они рассматриваются ниже как объекты экологической экспертизы.
studfiles.net
XI. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
1. Понятие и место оценки воздействия на окружающую среду
В механизме экологического права
Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.
В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.
Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появления хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.
Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду. В прошлые годы в России по этому вопросу были реализованы два подхода. В приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (1994 г.) содержался конкретный перечень видов деятельности или объектов, по которым должна была проводиться оценка воздействия на окружающую среду. Действующее Положение основывается на ином принципе: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Это обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, и др. В данном разделе они рассматриваются ниже как объекты экологической экспертизы.
studfiles.net
XI. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
1. Понятие и место оценки воздействия на окружающую среду в механизме экологического права
Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.
Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.
В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.
Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер, позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.
Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащим оценке воздействия на окружающую среду. В прошлые годы в России по этому вопросу были реализованы два подхода. В приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (1994 г.) содержался конкретных перечень видов деятельности или объектов, по которым должна была проводиться оценка воздействия на окружающую среду. Действующее Положение основывается на ином принципе: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Это — обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду и др. В данной разделе они рассматриваются ниже как объекты экологической экспертизы.
studfiles.net
Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы
Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В российском законодательстве наряду с экологической экспертизой существует такая процедура как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Данному вопросу посвящен отдельный нормативно-правовой акт – Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, который устанавливает порядок и принципы проведения данной процедуры. В п.1.1. Положения ОВОС определяется как процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Впервые данный институт появился на западе. Как отмечает И.О. Краснова (Экологическое право, № 2, 2001г.), в 1970г. в США вступил в силу Закон о национальной политике в области ООС. В соответствии с данным актом для вынесения экологически значимых решений не создается специально уполномоченного органа. Обязанность выносить решения по любым, в том числе экологически значимым проектам в сфере своей компетенции сохраняется за всеми ведомствами. Процедура ОВОС для федеральных министерств и ведомств подробно изложена в Правилах по проведению ОВОС, подготовленных Советом по качеству ОС и имеющих обязательную юридическую силу (Council on Environmental Quality. Code of Federal Regulations. Title 40, Chapter V). Учитывая, что проведение ОВОС входит в обязанность всех федеральных министерств и ведомств, каждое министерство и ведомство, которое проводит ОВОС, имеет ведомственные правила, отражающие отраслевую специфику. Результаты ОВОС оформляются в виде заключительного документа – «Заявление о воздействии на ОС». Оно должно быть написано простым доступным для понимания неспециалистами языком в объеме не более 150 страниц, а также должно содержать обязательные элементы:
· Анализ всех воздействий на ОС, на эстетические, исторические, культурные и социально-экономические объекты. Подлежат анализу непосредственные, косвенные и суммарные воздействия, как благоприятные, так и негативные.
· Анализ отрицательных воздействий, которых нельзя избежать. Такой анализ должен проводиться с использованием критериев «снижения вреда» данного воздействия на ОС. Снижение вреда может быть достигнуто путем отказа от выполнения проекта полностью или частично, уменьшения его размеров, осуществления мер по восстановлению ОС.
· Альтернативные варианты планируемому проекту (в том числе альтернатива полного отказа от выполнения проекта). Его основное назначение – помочь ведомству путем сравнительного анализа выбрать наиболее экологически правильное решение.
План практического занятия
1. Понятие и значение ОВОС в механизме охраны окружающей среды. Цели и объекты ОВОС.
2. Понятие и виды экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы.
3. Объекты государственной экологической экспертизы.
4. Порядок назначения и проведения государственной экологической экспертизы.
5. Заключение государственной экологической экспертизы. Правовые последствия
положительного и отрицательного заключений экспертной комиссии.
6. Общественная экологическая экспертиза. Правовое значение результатов общественной экологической экспертизы.
Заполните таблицу.
ОВОС | Экологическая экспертиза | |
Понятие | ||
Принципы | ||
Участники | ||
Объекты | ||
Сроки назначения/проведения | ||
Основные этапы | ||
Результат |
Задачи
1. Постановлением правительства Ставропольского края от 7 ноября 2005 г. N 138-п утверждены Правила охоты на территории Ставропольского края, которые опубликованы в официальном издании Государственной Думы Ставропольского края – «Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края».
30 апреля 2006 года Прокурор Ставропольского края обратился в Ставропольский краевой суд с заявлением о признании названных Правил охоты на территории Ставропольского края противоречащими федеральному законодательству и недействующими, так как оспариваемые Правила не прошли государственную экологическую экспертизу.
Изначально Представители правительства Ставропольского края и губернатора Ставропольского края обосновывали факт того, что данные Правила охоты не нуждаются в экологической экспертизе.
Как установлено судом, проект постановления правительства Ставропольского края и Правила охоты все же были направлены для проведения государственной экспертизы в сентябре 2005 г., однако к проекту не были приложены необходимые документы, не была произведена оплата экспертизы. Документы были возвращены. Повторно документы были направлены на экспертизу только 21 апреля 2006 года.
Какие нормы права нарушены в данном случае? Какое решение необходимо принять? С какого момента нормативный правовой акт признается недействующим?
2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1737-р «О проектировании и строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» предусмотрено проектирование и строительство единой нефтепроводной системы по маршруту город Тайшет (Иркутская область) – город Сковородино (Амурская область) – бухта Перевозная (Приморский край). Функции заказчика проектирования и строительства возложены на ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть».
Экологическая общественная организация «Зеленый Крест» (далее – экологическая организация) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (далее – компания) с требованием обязать компанию предоставить истцу материалы по «Обоснованию инвестиций строительства нефтепроводной системы по маршруту «Тайшет Иркутской области – бухта Перевозная Приморского края» (ОИ), включая «Оценку воздействия на окружающую среду» (ОВОС) в объеме, предоставленном в октябре 2004 года экспертным комиссиям государственной экологической экспертизы ФСЭТАН (Ростехнадзор), предоставить материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Первый пусковой комплекс. Морской перегрузочный комплекс нефти Перевозная»; обязать управление предоставить нормативно-технические документы, устанавливающие требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения – единой нефтепроводной системы, проходящей по территории Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2006 в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 27.03.2007 решение частично отменил и принял в отмененной части новое решение, которым обязал компанию предоставить истцу проектные материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан. Первый пусковой комплекс. Морской нефтеперегрузочный комплекс на побережье Японского моря», в том числе материалы по ОВОС, касающиеся территории Приморского края, для проведения общественной экологической экспертизы; обязал управление предоставить истцу для ознакомления нормативно-технические документы, устанавливающие требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения «Нефтепровод «Ангарск – Приморье». В остальной части решение оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названного постановления суда кассационной инстанции компания просит его отменить.
Изначально Заявитель ссылался на то, что указанное постановление обязывает компанию предоставить экологической организации несуществующие материалы, поскольку они не разрабатывались и не проходили государственную экологическую экспертизу, так как по ряду причин произошло изменение местонахождения перегрузочного терминала (с бухты Перевозной на бухту Козьмино). Однако заявитель не представил доказательств того, что в рамках проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» запланировано строительство нескольких нефтеперегрузочных комплексов на побережье Японского моря.
Позже заявитель указал, что строительство нефтеперегрузочного терминала на территории Приморского края (в бухте Козьмино) будет осуществляться по другому проекту с иным наименованием, который уже прошел государственную экологическую экспертизу 09.02.2007.
В отзыве на заявление экологическая организация просит оставить постановление суда кассационной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству. Строительство нефтеперегрузочного терминала является одним из этапов строительства нефтепроводной системы как единого объекта хозяйственной деятельности, оказывающего воздействие на окружающую среду.
Решите дело.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) «Об охране окружающей среды»// Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, N 2, ст. 133.
3. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4556.
4. Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 824 (ред. от 15.02.2011) «Об утверждении Положения об особенностях проведения государственной экологической экспертизы проектной документации олимпийских объектов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения» // Собрание законодательства РФ, 26.10.2009, N 43, ст. 5074.
5. Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы» // Собрание законодательства РФ, 30.09.1996, N 40, ст. 4648.
6. Приказ Госкомэкологии РФ от 22.04.1998 N 238 «Об утверждении «Положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации» (вместе с «Положением …», утв. Госкомэкологией РФ 21.04.1998) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.06.1998 N 1533) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 13, 06.07.1998.
7. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.07.2000 N 2302) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 31, 31.07.2000.
8. Приказ Минприроды РК от 11.06.2013 N 260 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня» // Бюллетень органов государственной власти Республики Коми, 21.06.2013, N 24, ст. 270.
9. Анохин С.А. Административно-правовой механизм в области проведения экологической экспертизы // Административное и муниципальное право, 2009, N 7.
10. Холопова Е.Н., Захарова В.А. Экологическая экспертиза: теория и практика правоприменения // Эксперт-криминалист. 2010. N 2. С. 28 – 32.
11. Хаустов Д.В. Актуальные проблемы правового регулирования экологической экспертизы на современном этапе // Экологическое право. 2012. N 4. С. 42 – 48.
12. Вылегжанина Е.Е. Международно-правовое развитие процедуры оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду // Экологическое право, 2005, N 3.
13. Строкова К.К. Проблемы правового регулирования проведения экологической экспертизы при осуществлении деятельности во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и в прилежащей зоне Российской Федерации // Транспортное право. 2010. N 2. С. 27 – 29.
kursak.net
XI. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
1. Понятие и место оценки воздействия на окружающую среду
В механизме экологического права
Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.
Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.
В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.
Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появления хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.
Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду. В прошлые годы в России по этому вопросу были реализованы два подхода. В приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (1994 г.) содержался конкретный перечень видов деятельности или объектов, по которым должна была проводиться оценка воздействия на окружающую среду. Действующее Положение основывается на ином принципе: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Это обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, и др. В данном разделе они рассматриваются ниже как объекты экологической экспертизы.
studfiles.net
Страница 1 из 9 XI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 1. Понятие и место оценки воздействия на окружающую среду в механизме экологического права 1. Понятие и место оценки воздействия на окружающую среду в механизме экологического права Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства. |
uristinfo.net
XI. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
1. Понятие и место оценки воздействия на окружающую среду
В механизме экологического права
Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.
Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.
В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.
Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появления хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.
Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду. В прошлые годы в России по этому вопросу были реализованы два подхода. В приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (1994 г.) содержался конкретный перечень видов деятельности или объектов, по которым должна была проводиться оценка воздействия на окружающую среду. Действующее Положение основывается на ином принципе: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Это обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, и др. В данном разделе они рассматриваются ниже как объекты экологической экспертизы.
studfiles.net