Правовые средства прокурора общая характеристика – 3. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.

3. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.

Правовые средства – это закрепленные
в законодательстве правовые акты и
действия прокурора, с помощью которых
реализуются его полномочия.

Классификация правовых средств:

по характер: — обязывающие; —
приостанавливающие; — распорядительные.

по цели средства направленные на:

— выявление нарушений законов, иных
нормативных актов, причин, их порождающих,
условий, им способствующих;

— устранение нарушений законов, иных
нормативных актов и обстоятельств, им
способствующих;

— привлечение к ответственности
нарушителей законов, иных нормативных
актов;

— предупреждение нарушений законов,
иных нормативных актов.

по форме: — действия; — акты.

Правовые средства прокурорского надзора
составляют часть предо­ставленных
прокурору Законом о прокуратуре
полномочий.

По своему содержаниюих можно
классифицировать на средства: — выявления
правонарушений; — устранения и
предупреждения правонарушений; —
обеспечения возмещения материального
ущерба, причиненного пра­вонарушением;
— предупреждения нарушений законности.

К числу важнейших средств выявления
правонарушений относятся:

— истребование для проверки их соответствия
закону актов, издаваемых органами власти
и гос. управления, предприятиями,
орга­низациями, субъектами хозяйствования,
долж. лицами и др.;

— требование от руководителей указанных
органов и должностных лиц необходимых
документов, материалов, статистических
и иных данных и сведений;

— требование от органов управления
проведения проверок и ревизий деятельности
подконтрольных или подведомственных
структур и подчиненных им долж. лиц в
связи с имеющимися данными о на­рушениях
закона с целью выявления нарушений
законодательства.

Важнейшим правовым средством выявления
нарушений закона явля­ются прокурорские
проверки. Они проводятся на основании
имеющихся сведений о нарушении законности,
требующих непосредственного проку­рорского
вмешательства.

4. Правовое регулирование прокурорского надзора.

На прокуратуру возложен надзор за
исполнением законов при осуществлении
оперативно-розыск­ной деятельности.
Прямое указание в Законе от 09.07.1999 г. «Об
оперативно-розыскной деятельности».

Закон от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних
дел»,

Закон от 20 июля 2006 г. «О борьбе с
коррупцией».

Закон от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре РБ»,
который содержит основ­ные положения
статуса прокурорской системы в целом
и различных со­ставляющих ее звеньев.

Пост. Палаты представителей и Сов. Рес.
Пост. Национально­го собрания.

Пост. Верховного Совета, указы Пре­зидента,
пост. Нац. собрания по вопросам деят.
прокуратуры.

Пост. Верховного Совета от 25 июня 1996 г.
№ 396-ХХШ, которым утверждено Положение
о прохождении службы в органах прокуратуры
РБ.

Заключения и решения Кон. Суда по
вопросам, непосредственно связанным с
осуществлением деятель­ности органов
прокуратуры.

Решения от 24 апреля 2003 г. № Р-156/2003 «О
правовом регули­ровании уплаты гос.
пошлины при рассмотрении трудовых
споров», от 12 ноября 2003 г. № Р-163/2003 «О
правовом регулировании уплаты гос.
пошлины за подачу кассационных и
надзорных жалоб по судебным постановлениям
о взыскании алиментов», Заключение от
14 июля 1998 г. № 3-69/98«0 соответствии
Конституции ч 3 и 4 ст. 123 УПК», которым
признано право органов проку­ратуры
принимать решения о передаче для
расследования дел о преступле­ниях
несовершеннолетних следователям органов
внутренних дел, и др.

Межгосударственные договора и соглашения.

Нормативные правовые акты Ген. прокурора.
Приказ Ген. прокурора от 8 января 2001 г.
№ 1 «Об организации поддержания гос.
обвинения в условиях со­стязательности,
осуществления надзора за соответствием
закону судебных решений по уголовным
делам»; от 8 января 2001 г. № 2 «О первоочередных
мерах по обеспечению поддержания гос.
обвинения» и др.

studfiles.net

Правовые средства прокурора — П

Средства реа­гирования прокурора на нарушения законов — предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном порядке

    1. действия по устра­нению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих,
    2. действия по привлечению к ответствен­ности виновных лиц.

(см. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с. — (Основы наук). — С. 159.)

 

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

 

Альтернативное определение (по-моему — не совсем верное)

Настольная книга прокурора (под общ. ред. С.Г. Кехлерова и О.С. Капинус). — М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Издательство Юрайт, 2012. :

 

Правовые средства прокурора при осуществлении надзора (надзорные полномочия прокурора) — предусмотренные законом или иными легальными источниками правового регулирования формы волеизъявления прокурора при выполнении им задач, обусловленных спецификой надзорной деятельности.

В зависимости от отрасли прокурорского надзора характер применяемых правовых средств может быть разным, хотя имеет место и универсальность, когда речь идет, например, о проверке исполнения законов.

Правовые средства прокурорского надзора (полномочия) подразделяются на:

    1. полномочия по выявлению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, установлению виновных в их совершении лиц;
    2. полномочия, направленные на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, привлечение виновных лиц к ответственности, возмещение причиненного нарушениями закона ущерба;
    3. иные полномочия (например по согласованию внеплановых проверок контролирующих органов на объектах предпринимательства).

В данном определении авторы объединили полномочия прокурора с правовыми средствами его реагирования прокурора (т.е. действиями по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечению к ответственности виновных лиц в предусмотренном законе порядке).

 

 

jurkom74.ru

Средства прокурорского реагирования как разновидность правовых средств прокурора Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ПРОКУРОРСКАЯ И ПРАВОЗАЩИТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343.163 №3(14)/2017, с. 63—68

СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ

ПРОКУРОРА

Алена Игоревна Карпова

магистрант, 1 курса; Институт прокуратуры

ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» E-mail: [email protected]

Рецензент: А. А. Ковалев

кандидат юридических наук

доцент кафедры прокурорской деятельности

УрГЮУ, г. Екатеринбург

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся содержательной характеристики средств прокурорского реагирования применительно к возможности ограничения их средствами прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Предпринимается попытка разграничить средства и акты прокурорского реагирования.

Ключевые слова: прокурор, правовые средства, средства прокурорского реагирования, полномочия прокурора, правозащитная функция.

MEANS OF PROSECUTIONARY RESPONSE AS A VARIETY OF LEGAL PROTECTION AGENCIES

Karpova A. I.

This article discusses issues related to the content characterization of the means of prosecutorial response in relation to the possibility of limiting them by the means of prosecutorial response to the revealed violations of the law. An attempt is being made to distinguish between

the means and acts of the prosecutor’s response.

Keywords: public prosecutor, legal means, means of prosecutor’s reaction,

powers of prosecutor, human rights function.

для их реализации, предоставления возможностей для их защиты в случае нарушения.

Однако современные реалии не позволяют говорить о соблюдении в жизни государства, общества гарантированных прав и свобод человека и гражданина. В докладе на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка указал, что «в 2016 году выявлено более 3 млн нарушений прав и свобод граждан.

Современная концепция развития Российской Федерации в период после распада Союза Советских Социалистических Республик характеризуется проведением повсеместных реформ, направленных на обеспечение баланса частного и публичного интереса. Как следует из статей 1, 2, 7, 18 Конституции Российской Федерации, Россия не только признает существование прав, свобод человека и гражданина, но и принимает на себя обязанность по обеспечению условий

Количество поступивших письменных обращений снова увеличилось на 7 %, составив 4,7 млн, а на личный прием к прокурорам обратилось более 1 млн человек» [7].

При таких обстоятельствах особое внимание необходимо уделять потенциалу органов прокуратуры, которые помимо прочих выполняют и правозащитную функцию, имея в числе целей своей деятельности обеспечение верховенства закона, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Анализ законодательства Российской Федерации [26], научных работ в области прокурорского надзора [10, с. 7—8; 2, с. 40; 5, с. 57; 1, с. 31—32] свидетельствует о том, что не только условно, но и практически работу органов прокуратуры не столько можно, сколько необходимо разделить на две составные части, неразрывно связанные между собой. Как отмечает Н. Р. Кореш-никова, «социальная ценность и значимость деятельности прокурора заключается в обеспечении законности, которая реализуется в основном благодаря двум взаимосвязанным элементам: выявлению нарушений закона и реагированию на эти нарушения предусмотренными законом способами» [12, с. 25].

Вся деятельность органов прокуратуры на этапе выявления нарушений закона направлена на познание окружающей действительности, которое предопределяет возможность обнаружения чего-либо. Следовательно, определенная кульминация деятельности органов прокуратуры Российской Федерации приходится именно на этап реагирования, который возможен только по результатам предшествующей познавательной деятельности.

Изучение понятий правовых средств реагирования прокурора, представленных в литературе, является основанием для утверждения, что в настоящее время не существует какой-либо определенной позиции не только относительно понятия правовых средств реагирования прокурора, но и понимания в целом правовых средств прокурора.

Для наиболее полного и многостороннего раскрытия природы и сущности средств прокурорского реагирования необходимо обратиться, в первую очередь, к пониманию правовых средств прокурора как наиболее общей правовой категории.

В общем виде позиции ученых, касающиеся характеристик правовых средств прокурора, сводятся к следующему: формы реализации полномочий прокурора, полномочия

прокурора, правовые действия прокурора, меры борьбы с правонарушениями.

Так, С. И. Герасимов определяет правовые средства как предусмотренные законодательством формы реализации полномочий прокурора, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона [14, с. 140].

Правовые средства по мнению К. И. Амир-бекова, М. А. Магомедова представляют собой юридические акты, каковыми могут быть акты-решения и внешне проявляемые вербальные акты-действия прокурора, с использованием которых прокурор реализует свои полномочия (представление, протест, беспрепятственное посещение поднадзорной организации, выступление в суде и т. п.) [2, с. 39—44].

Необходимо отметить, что в советское время некоторыми авторами разграничение полномочий прокурора и правовых средств прокурора не проводилось. Между ними фактически ставили «знак равенства». В частности, позиции фактического равенства полномочий прокурора и правовых средств придерживались Б. А. Галкин [20, с. 48], М. А. Маляров [19, с. 34—35]. И в наше время можно встретить схожую позицию: так, В. Г. Камышов определяет полномочия прокурора по выявлению нарушений личных прав и свобод человека и гражданина какустановленные законодательством правовые средства организационно-функциональной и организационно-процессуальной деятельности, реализуемые в определенных формах и позволяющие достичь обозначенной цели [21, с. 94].

Указанное соотношение представляется неверным, методологически неточным, поскольку правовые средства прокурора представляют собой родовое понятие по отношению к полномочиям. Следовательно, полномочия уже вбирают в себя правовые средства, но не ограничиваются ими.

Правовые средства прокурора по мнению Н. Р. Корешниковой охватывают регламентированные законом действия прокурора, опосредованные его полномочиями, предоставленными ему законом, и направленные на выполнение возложенных на него функций [12, с. 14].

М. В. Вызова напротив отрицает возможность определения правовых средств прокурора посредством оперирования и избрания в качестве первоначальной единицы действия прокурора. Так, она отмечает, что правовые средства прокурора есть формы реализации законодательно закрепленных

полномочий прокурорам не законодательно закрепленные действия прокурора или законодательно закрепленные формы реализации полномочий прокурора [4, с. 26—27].

Указанная неопределенность в понимании правовых средств прокурора полностью находит свое отражение и при определении содержательной характеристики средств прокурорского реагирования

Обращает на себя особое внимание позиция А. Д. Зверева, который определяет средства прокурорского реагирования, их соотношение со средствами выявления нарушений закона через оперирование понятиями «метод» и «форма», исходя из того, что «термин «метод» чаще применяется к действиям, направленным на выявление нарушений законов, а термин «форма» — к действиям, направленным на устранение выявленных нарушений закона, содержание которых составляют закрепленные в нормах права или выработанные практикой способы и приемы» [10, с. 8—9].

Кроме того, правовые средства реагирования понимаются в юридической литературе как «предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров по устранению выявленных нарушений законности, причин и условий, им способствующих, привлечению к ответственности виновных лиц» [16, с. 11; 22, с. 163], «реализация результатов проверок по фактам выявленных нарушений» [6, с. 70—71].

Примечательно, что некоторые авторы не выделяя правовые средства прокурорского реагирования в общем виде, ограничиваются выделением средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения, например, как «формы реализации его законодательно закрепленных надзорных и ненадзорных полномочий по реагированию на выявленные нарушения закона, направленные на устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий, профилактику правонарушений, привлечение виновных лиц к установлен ной законом ответственности» [3, с. 70—73], как «меры кустранению выявленных нарушений закона и недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц» [25, с. 204—205].

Указанное свидетельствует о том, что наиболее распространенной в научном обществе является позиция, предполагающая ограничение средств прокурорского реагирования средствами реагирования на выявленные нарушения закона. Однако

данная позиция отнюдь не может быть признана обоснованной.

Исследование такой правовой категории как «правовые средства прокурора», установление внутреннего ее содержания предполагает рассмотрение всей деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации без учета специфики, которая присуща каждому из направлений деятельности органов прокуратуры. Принимая во внимание то обстоятельство, что реализация прокурором полномочий по применению правовых средств реагирования прокурора является закономерным продолжением действий по выявлению нарушений закона, определенным этапом осуществления прокурорской деятельности [4, с. 28], необходимо учитывать все возможные результаты, полученные в результате проведения прокурорской проверки, применения правовых средств прокурора по выявлению нарушений закона.

Следовательно, средства прокурорского реагирования не могут быть ограничены выделением средств реагирования на выявленные нарушения закона. Учитывая возможность признания действий законными, в данную категорию, помимо прочего, необходимо включать и средства прокурорского реагирования на правомерные действия. Правомерное действие является одним из внешних проявлений правомерного поведения, под которым понимается «социально полезное, дозволенное и (или) разрешенное правом действие или бездействие субъектов права, нацеленное на реализацию интересов, гарантируемых и охраняемых государством» [23, с. 15—16].

Несмотря на наличие в литературе обособления, в числе прочих, средств прокурорского реагирования на правомерные действия, стоит признать, что они ограничены рамками надзорных, процессуальных средств [8, с. 118; 11, с. 12]. Представляется, что установление таких пределов не соответствует не только законодательству Российской Федерации, но и практике деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Так, согласно п. 14 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, то в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации). Соответственно, не выявление нарушений закона в ходе проверочных

мероприятий свидетельствует о том, что все действия поднадзорного субъекта, сама их деятельность и иные обстоятельства соответствуют законодательству Российской Федерации, являются правомерными действиями.

Следовательно, составление в рамках осуществления деятельности по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина акта, имеющего своим содержанием указание на то, что в ходе проведения проверочных мероприятий нарушений закона не выявлено, также может быть отнесено к правовым средствам реагирования прокурора на правомерные действия.

Точное и наиболее полное исследование такой правовой категории как правовые средства реагирования прокурора возможно только при выделении в составе как средств реагирования прокурора на выявленные нарушения закона, так и средств реагирования прокурора на правомерные действия, не ограничиваясь при этом возможностью применения указанных средств таким направлением надзорной деятельности прокурора, как осуществление прокурорского надзора за исполнением законом органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Кроме того, необходимо акцентировать внимание на соотношении средств и актов прокурорского реагирования, потому как неопределенность в понимании правовых средств прокурора полностью находит свое отражение и при определении содержательной характеристики средств прокурорского реагирования и разграничении их с актами прокурорского реагирования. Определенные неясности вносят и нормативно-правовые акты Генерального прокурора Российской Федерации, документы,утвержденные Генеральным прокурором Российской Федерации, которые закрепляют возможность и необходимость применения мер прокурорского реагирования [15, 17, 18]. Следовательно, и такая правовая категория как «мера прокурорского реагирования» нуждается в разграничении, определении соотношения со средствами и актами прокурорского реагирования.

В литературе неоднократно отмечалось, что средство и акт прокурорского реагирования взаимосвязаны, но не тождественны по своему содержанию [9, с. 11; 16, с. 21], однако ученые не могут прийти к единому знаменателю относительно установления их

соотношения, основания для разграничения и роли в деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.

Так, А. П. ¿туканов считает, что «акты прокурорского реагирования — это форма реагирования прокурора на выявленные нарушения законов» [24, с. 143], разделяя мнение В. Г. Мелкумова о том, что под формами реагирования понимаются «мероприятия, осуществляемые прокурором в процессе реагирования на выявленные нарушения законов для устранения этих нарушений и обстоятельств, им способствующих, а также в целях привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законов» [13, с. 102]. Е. Р. Ергашев поддерживает точку зрения, что актом прокурорского реагирования выступает «специфическое установленное законом правовое средство, применяемое указанными в законе должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий» [8, с. 118].

Средство прокурорского реагирования — это совокупность действий, опосредованных полномочиями прокурора. Акт же прокурорского реагирования — это определенный результат реализации средства прокурорского реагирования на практике, претворения в жизнь предоставленных ему полномочий. Вышеизложенное соотношение средства и акта прокурорского реагирования исходит из того, что акт прокурорского реагирования, в первую очередь, является актом правоприменительным, следовательно, рассмотрение средства и акта прокурорского реагирования в одной плоскости недопустимо. Определения соотношения средств прокурорского реагирования возможно только в отношении полномочий, пре-доставленных прокурору для необходимого реагирования, поскольку обе из указанных правовых категорий исходит из определения в качестве первичного элемента действий прокурора.

Из понимания акта прокурорского реагирования как юрисдикционного акта исходит и Н. В. Корешникова, определяя акт прокурорского реагирования как «специфическое правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, представляющее собой документ юрисдикционного характера, применяемыйуказанными взаконе должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления надзорных и ненадзорных функций» [12, с. 175]. Однако при, как представляется, верном определении самой сути акта прокурорского реагирования

вывод о принадлежности акта к средствам прокурорского реагирования представляется ошибочным.

С. Е. Якушева при определении юридических актов органов прокуратуры выделяет в качестве вида юридических актов правоприменительные акты, а также акты прокурорского реагирования, где содержание правоприменительных актов ограничивается включением туда правовых актов, во-первых, только руководителей органов и учреждений прокуратуры, во-вторых, выносимых только по вопросам организации работы по осуществлению функции распределения обязанностей. Такое ограничение видится необоснованным, поскольку акт прокурорского реагирования характеризуется такими признаками как: наличие полномочий по реализации права; наличие в правоприменительном акте императивного

элемента, обязательного для исполнения субъектами, которым акт адресован, наличие определенной формы, цель принятия правоприменительных актов заключается в индивидуальном регулировании общественных отношений, всегда приурочен к конкретному случаю [27, с. 20—21].

Следовательно, акт прокурорского реагирования может и должен квалифицироваться как определенный результат деятельности прокурора, представленным в виде правоприменительного акта, имеющего в своем основании нормы права, во-первых, определяющие его полномочия на вынесение данного правоприменительного акта, а во-вторых, предусматривающие эталон поведения, образец определенных действий, противоречием которых признаны действий поднадзорного объекта и (или) субъекта.

Список литературы

1. Алексеев, С. Л. Прокурорский надзор : учебное пособие / С. Л. Алексеев, Н. Р. Вотчель : под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ф. Н. Багаутдинова. — Казань : Информ.-технологич. центр ACO, 2014.

2. Амирбеков, К. И. Полномочия прокурора и их классификация / К. И. Амирбеков, М. А. Магомедов // Юридический мир. — 2016. — № 2.

3. Вызова, М. В. Понятие и соотношение актов прокурорского надзора и актов прокурорского реагирования / М. В. Вызова // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2008. — № 3 (6) — С. 70—73.

4. Вызова, М. В. Представление прокурора : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.11 / М. В. Вызова. — Екатеринбург, 2009.

5. Быкова, Е. В. Современные задачи российской прокуратуры / Е. В. Быкова, М. В. Парфенова // Российская юстиция. — 2013. — № 11.

6. Гулягин, А. Ю. Прокуратура в системе правоохранительных органов административной юрисдикции / А. Ю. Гулягин : под ред. В. П. Рябцева. — М.: Юрист, 2012.

7. О состоянии законности и правопорядка в 2016 году и о проделанной работе по их укреплению: доклад Генерального прокурора Российской Федерации // Офиц. сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — URL: https://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-1187305/ (дата обращения: 03.05.2017).

8. Ергашев, Е. Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры / Е. Р. Ергашев // Российский юридический журнал. — 2007. — № 1 (53).

9. Ергашев, Е. Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования : учеб. пособие / Е. Р. Ергашев. — Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2008.

10. Зверев, А. Д. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства : автореф. дис…. канд. юрид. наук: 12.00.05 — Трудовое право /А. Д. Зверев. — М., 1972.

11. Кожевников, О. А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и представительное следствие : учеб. пособие / О. А. Кожевников. — Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2006.

12. Корешникова, Н. Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения законов: дис…. канд. юрид. наук: 12.00.11 / Н. Р. Корешникова. — Екатеринбург, 2010.

13. Мелкумов, В. Г. Вопросы теории и практики прокурорского надзора / В. Г. Мелкумов.—Душанбе, 1965.

14 Настольная книга прокурора // под. ред. С. И. Герасимова. — М.: Эколит, 2002.

15.0 методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях : письмо Генерального прокурора Российской Федерации от 27.02.2004 № 36-12-2004 // СПС «КонсультантПлюс».

16. Пригорща, П. А. Требование прокурора как средство обеспечения исполнения закона: теоретические и практические аспекты : дис … канд. юрид. наук: 12.00.11 / П. А. Пригорща. — Екатеринбург, 2011.

17.0 реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона : приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.04.2015 № 179 // СПС «КонсультантПлюс».

18. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 // СПС «КонсультантПлюс».

19. Прокурорский надзор в СССР: учебник/ под ред. М. А. Малярова. — 2-е изд., испр. и доп. — М„ 1969.

20. Прокурорский надзор в СССР : учебник / под ред. Б. А. Галкина. М., 1982.

21. Камышов В. Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.11 / Камышов Владислав Геннадьевич [Место защиты: Моск. гуманитар, ун-т].

22. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под ред. Ю. Е. Винокурова. — М., 2004. — 163с.

23. Прусаков, А. Д. Действие и бездействие как формы юридически значимого поведения: автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 — Теория и история права и государства; История учений о праве и государстве / А. Д. Прусаков; науч. рук. В. Л. Кулапов. — Саратов,2008.

24. Стуканов, А. П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации / А. П. Стуканов. — Спб., 2000.

25. Сухомлинова, М. П. Роль органов прокуратуры в обеспечении баланса частного и публичного интересов в сфере частной собственности / М. П. Сухомлинова // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 8. — с. 204—205.

26. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СПС «КонсультантПл юс».

27. Якушева, С. Е. Юридические акты органов прокуратуры Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / Якушева Светлана Евгеньевна; [Место защиты: Сарат. гос. акад. права]. — Саратов, 2007.

cyberleninka.ru

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора

Полномочия прокурора – это права и обязанности прокурора, необходимые для реализации им предписанных ему надзор ных функций; основной ряд прокурорских полномочий регламентирован ФЗ «О прокуратуре РФ». Разные направления надзора требуют различных по содержанию и объему прокурорских полномочий. Например:

Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов и законностью издаваемых актов , уполномочен законом требовать от должностных лиц предоставления необходимых ему для проверки материалов, документов, данных статистики и т. п. Прокурор, надзирающий за законностью деятельности следственного аппарата и органов, производящих дознание, органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность , имеет полномочие отменять незаконные решения данных органов, и т. д.

Прокурорские полномочия регламентируются не только ФЗ «О прокуратуре РФ»; ряд полномочий определен в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве РФ, а также в некоторых иных федеральных законах.

Осуществляя прокурорский надзор, прокурор реализует различные действия – как регламентированные законом, так и не регулируемые им (например: анализ данных, беседы, получение различного рода информации из СМИ, проведение каких-то организационных мероприятий и т. п.). Помимо непосредственно осуществления надзора прокурор исполняет и другие функции.

Правовые средства – это только те полномочия прокурора, которые предписаны ему для осуществления надзора ФЗ «О прокуратуре РФ» (и иными федеральными законами). Полномочия, являющиеся правовыми средствами, обладают процессуально значимым характером.

Содержательно правовые средства можно классифицировать на две группы: 1) средства выявления нарушений закона; 2) средства предупреждения и устранения нарушений закона.

Суть прокурорского надзора – использование прокурором предоставленных ему законом правовых средств для выявления, предупреждения и устранения правонарушений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

7.8. Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения

Выявив
нарушения законов, установив обстоятельства,
способствующие нарушениям, и виновных
лиц, прокурор принимает меры к их
устранению и недопущению в будущем, а
также к привлечению к установленной
законом ответственности виновных лиц.
Для этого законодательством, регулирующим
прокурорский надзор, предусматривается
ряд специфических полномочий прокуроров,
т.е. прав и обязанностей, обеспечивающих
устранение нарушений законов. Такие
полномочия в теории и практике
прокурорского надзора принято именовать
правовыми средствами прокурорского
реагирования на нарушения законов, или
прокурорского надзора.

Средства
реагирования по своему внешнему
выражению, порядку применения могут
быть общими
для
всех отраслей прокурорского надзора и
участков деятельности прокуратуры и
специфическими,
характерными
для отдельных отраслей надзора и участков
деятельности. К числу общих средств
реагирования можно отнести опротестование
противоречащих закону актов, внесение
представлений об устранении нарушений
законов. К специфическим средствам
реагирования можно отнести такие, как
дача заключений и заявление ходатайств
прокурором в суде.

Таким
образом, предусмотренные
законодательством и совершаемые в
установленном порядке действия по
устранению выявленных нарушений законов,
а также причин и условий, им способствующих,
и привлечению к ответственности виновных
лиц являются правовыми средствами
реагирования прокурора на нарушения
законов.

Средства
реагирования реализуются посредством
письменных или устных актов прокурорского
надзора, основными из которых являются
протесты, представления и постановления.
Закон не устанавливает единого письменного
выражения для всех видов актов
прокурорского надзора.

Для
некоторых из них, например протестов,
вносимых в порядке уголовного
судопроизводства, установлена письменная
форма, для других, таких как заключения,
даваемые прокурором в суде, —устная
и письменная формы.

Акты
прокурорского надзора

это специфические правовые акты, вносимые
только прокурором в порядке реализации
своих полномочий. Известно, что прокурор
как государственное лицо, осуществляющее
надзор, не обладает административной
властью, т.е. не вправе отдавать
распоряжения органам, за исполнением
законов которыми он осуществляет надзор.
В связи с этим он не может сам непосредственно
отменить незаконный правовой акт,
восстановить нарушенную законность,
привлечь виновное лицо к административной
или иной ответственности.

Именно
посредством актов прокурорского надзора
прокурор обращается к компетентным
органам с требованием об устранении
нарушений законов и привлечении к
ответственности виновных лиц.

Некоторой
особенностью отличаются акты, выносимые
прокурором при осуществлении надзора
за исполнением законов органами дознания
и предварительного следствия. За
исключением представлений, эти акты
носят распорядительный характер,
обязывающий органы дознания и следствия
выполнить определенные действия.

Акты
прокурорского надзора — индивидуальные
акты, обращенные к тем или иным органам
и должностным лицам в связи с определенными
фактами (нарушениями законов). Акт
прокурорского надзора обязывает другой
орган, должностное лицо реагировать на
него установленным законом образом:
рассмотреть его, принять необходимые
меры и сообщить прокурору, внесшему
его. Правильное составление актов
прокурорского надзора, точное и полное
выражение в них закрепленных в законе
полномочий прокуроров и основанных на
них требований — неотъемлемое условие
действенности надзора за исполнением
законов.

Выбор
средств реагирования зависит от характера
нарушений законов, их причин,
распространенности нарушений, вредных
последствий, вызванных нарушением
законов, степени вины правонарушителей.
Обычно применяются такие средства
реагирования и акты прокурорского
надзора и избираются такие его формы
(письменная, устная), которые позволяют
достигать наибольшего эффекта и при
том наиболее быстро в плане устранения
и предупреждения нарушений законов.

К
прокурорскому реагированию предъявляются
определенные требования. Оно должно
быть своевременным и по возможности
оперативным, обоснованным, упреждающим,
достаточно острым, комплексным,
маневренным, адекватным и законченным.
Оно должно дополняться мерами
предупредительно-профилактического
характера. Только при этом меры
прокурорского воздействия будут наиболее
результативны.

Опротестование
правовых актов, противоречащих закону.
В
случаях выявления правовых актов или
их отдельных предписаний, противоречащих
закону, прокурор или его заместитель в
соответствии со ст.
23
Закона о прокуратуре приносит протест
в орган или должностному лицу, которые
издали эти акты, либо в вышестоящий
орган или вышестоящему должностному
лицу или обращается в суд в порядке,
предусмотренном процессуальным
законодательством. Таким образом,
прокурору предоставлено право выбора.
Однако при этом необходимо учитывать
следующие обстоятельства. Реагирование
путем принесения протестов нередко
способствует более оперативной отмене
незаконных актов, учитывая большую
загруженность судов разного рода делами.
Кроме того, проведенные опросы показывают,
что протест как акт реагирования
воспринимается многими руководителями,
издавшими незаконные акты, менее
болезненно, чем направляемые в суды
заявления о признании соответствующих
актов недействующими.

В
вышестоящий орган протест целесообразно
приносить в случаях, если он отклонен
должностным лицом, издавшим незаконный
акт; в протесте наряду с другими вопросами
ставится вопрос о привлечении к
дисциплинарной ответственности
должностного лица, издавшего незаконный
акт; имеется необходимость об издании
незаконного акта довести до сведения
других аналогичных и иных органов, а
также, когда необходимо обратить внимание
вышестоящего органа на общественную
опасность допущенного нарушения закона.

Если
же имеются основания полагать, что
протест прокурора может быть отклонен
соответствующим органом или должностным
лицом, или по какой-то причине этот орган
или руководитель не смогут рассмотреть
протест, или протест останется
неудовлетворенным и не имеется возможности
перенести рассмотрение протеста в
вышестоящий орган, а также если при
рассмотрении заявления в суде нарушение
закона будет установлено в более короткие
сроки, прокурорам следует обращаться
с заявлениями в суды о признании
незаконного акта недействительным.

Сущность
опротестования
незаконных
правовых актов заключается в том, что
прокурор, осуществляя надзор за
исполнением законов, от имени Российского
государства указывает, в чем именно
выражено нарушение закона, и требует
от соответствующего органа отменить
незаконный акт или привести его в
соответствие с законом, восстановить
права и свободы граждан, а также права
и законные интересы государственных и
иных органов.

Практикой
и юридической наукой выработаны
обязательные реквизиты протеста:
наименование органа или должностного
лица, которым вносится протест; название
≪протест≫,
номер и дата издания незаконного акта,
который опротестовывается; краткое
изложение содержания незаконного акта;
изложение существа нарушений; ссылка
на закон, который нарушен; предложение
прокурора об отмене незаконного акта
или приведение его в соответствие с
законом и др.; указание на необходимость
рассмотрения протеста и о незамедлительном
сообщении об этом прокурору; должностное
положение и классный чин прокурора,
принесшего протест, и его подпись.

В
тех случаях, когда протест подлежит
рассмотрению коллегиальным органом,
необходимо напомнить о требовании ст.
23 Закона о прокуратуре сообщить прокурору
о дне заседания этого органа. Сложилась
практика выступлений прокуроров на
сессиях представительных органов и
заседаниях администрации с обоснованием
внесенных протестов, дающих положительные
результаты. В этих случаях прокурор
имеет возможность ответить на вопросы
депутатов и других лиц, разъяснить
требование закона и сущность допущенного
нарушения, его вредные последствия и
тем самым способствовать принятию
решения о признании акта недействующим.

Протест
подлежит обязательному рассмотрению
не

позднее
чем в 10-дневный срок с момента его
поступления,
а
в случае принесения протеста на незаконное
решение представительного органа — на
ближайшей сессии. При исключительных
обстоятельствах, требующих незамедлительного
устранения нарушения закона, прокурор
вправе установить сокращенный срок
рассмотрения протеста. Более оперативной
отмене незаконных актов может
способствовать принесение прокурором
устных протестов, обладающих такой же
юридической силой, что и письменные
протесты. Устные протесты обычно
приносятся в ходе проверки. При этом к
материалам проверки необходимо приобщать
копию незаконного акта или его отдельного
предписания и копию акта, его отменяющего.
Незаконные устные акты подлежат
опротестованию прокурором в обычном
порядке.

Эффективность
протеста во многом определяется теми
требованиями, которые в нем излагаются.
Из смысла самого опротестования вытекает,
что протесты в обязательном порядке
должны содержать мотивированное
требование прокурора об отмене или
приведении в соответствие с законом
незаконного акта. Но этого порой
недостаточно. Прокурор обязан принимать
все предусмотренные законом меры к
устранению вредных последствий, вызванных
действием незаконных актов. В связи с
этим протест должен содержать конкретные
требования прокурора по устранению
допущенного нарушения закона (устранить
вредные последствия, вызванные изданием
акта, прекратить противоправную
деятельность, возвратить собственнику
принадлежащие ему деньги и иные ценности
и т.д.).

Если
протест не рассмотрен в течение десяти
дней или на ближайшей сессии
представительного органа, либо
необоснованно отклонен, прокурор
обращается с заявлением в
соответствующий
суд
общей компетенции
или
в
арбитражный суд
о
признании правового акта недействующим.
К заявлению обычно прилагаются: копия
незаконного акта или та его часть,
которая не соответствует закону; копия
протеста, внесенного в адрес органа,
издавшего незаконный акт; решение
соответствующего органа в связи с
внесенным протестом, а при необходимости
и иные документы: копии объяснений,
справок, уведомлений, сообщений и другие
документы.

Согласно
ранее действовавшему разъяснению
Пленума Верховного Суда РФ (постановление
от 27 апреля 1993 г. № 5 ≪О
некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел по заявлениям прокуроров
о признании правовых актов противоречащими
закону≫)
правовыми актами, соответствие которых
закону может проверить суд по заявлению
прокурора, являются, в частности, принятые
органами власти, управления и должностными
лицами решения, содержащие обязательные
предписания (правила поведения), влекущие
юридические последствия. Такие акты
могут носить нормативный характер, т.е.
устанавливать правовые нормы, обязательные
для неопределенного круга лиц, рассчитанные
на неоднократное применение, действующие
независимо от того, возникли или
прекратились конкретные правоотношения,
предусмотренные актом, а также
индивидуальный характер, то есть
устанавливать, изменять или отменять
права и обязанности конкретных лиц.

Заявления
о признании полностью или частично
недействующими
нормативных
правовых актов и недействительными
ненормативных
правовых актов органов государственной
власти Российской Федерации, органов
государственной власти ее субъектов и
органов местного самоуправления,
затрагивающих права и законные интересы
организаций и граждан в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности в соответствии со ст. 10
Федерального конституционного закона
от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ ≪Об
арбитражных судах в Российской Федерации≫
и ст. 52 АПК РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ
направляются прокурором в арбитражный
суд.

Решение
суда, вынесенное по заявлению прокурора
о признании правового акта недействующим,
может быть оспорено им в кассационном
порядке.

Внесение
представлений об устранении нарушений
закона.
Представление
является наиболее часто применяемым
средством реагирования прокурора на
нарушения закона. Оно в соответствии
со ст. 24 Закона о прокуратуре вносится
прокурором или его заместителем в орган
или должностному лицу, которые правомочны
устранить допущенные нарушения закона,
и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление вносится на основе
обстоятельно проведенной прокурорской
проверки или нескольких проверок,
глубокого анализа выявленных нарушений
законов и способствующих им обстоятельств.

В
описательной части представления обычно
перечисляются выявленные прокурором
и специалистами нарушения закона,
обстоятельства, способствующие этим
нарушениям, называются должностные и
иные лица, виновные в их совершении или
потворствующие этому. Представление
является универсальным актом прокурорского
реагирования, позволяющим ставить самые
различные вопросы, по преимуществу
правового характера, направленные как
на устранение и предупреждение нарушений
законов и способствующих им обстоятельств,
так и на привлечение к ответственности
виновных лиц.

Особое
внимание при подготовке представлений
обращается на их юридическую обоснованность,
достоверность, грамотность, краткое,
но исчерпывающее изложение всех
обстоятельств. Все данные, приводимые
в представлениях, должны быть тщательно
проверенными. Предложения, включаемые
в представления, должны быть конкретными,
предусматривать наиболее результативные
мероприятия по устранению нарушений
закона и их предупреждению.

В
случаях, если нарушения закона совершены
впервые и не возникает необходимости
привлечения руководителя органа к
ответственности и его администрация в
состоянии устранить выявленные нарушения,
то представление целесообразно внести
в адрес руководителя этого органа. Если
же на подобные нарушения прокурор уже
реагировал или они представляют
повышенную общественную опасность,
либо необходимо обратить внимание
вышестоящего должностного лица на
выявленные нарушения в подведомственном
органе, то представление следует внести
в адрес вышестоящего органа.

В
течение
месяца со дня внесения представление
должно
быть рассмотрено органом (должностным
лицом), которому оно адресовано, с
принятием конкретных мер по устранению
допущенных нарушений закона, их причин
и условий, им способствующих. О принятых
мерах сообщается в
письменной форме прокурору.
При
рассмотрении представления коллегиальным
органом прокурору сообщается о дне его
заседания. Прокурор может выступить на
этом заседании в обоснование внесенного
представления.

На
основе анализа практики исполнения
законов и в особенности допускаемых
нарушений законов и обстоятельств, им
способствующих, прокуроры вносят
обобщенные
представления
в
органы представительной и исполнительной
власти, а также в вышестоящие органы. В
этих представлениях обычно прокурором
предлагаются меры, направленные на
предупреждение нарушений законов в
регионах либо на подведомственных
предприятиях. В них может ставиться
также вопрос о привлечении к дисциплинарной
ответственности должностных лиц,
виновных в нарушении законов.

Вынесение
прокурором постановлений.
В
тех случаях, когда возникает необходимость
привлечения виновных лиц за нарушения
законов к административной ответственности,
и решение об этом не было принято
соответствующим контролирующим органом,
прокурор выносит мотивированное
постановление
о возбуждении производства по делу об
административном правонарушении.
Такое
постановление может выноситься как в
отношении должностных лиц, так и в
отношении граждан и юридических лиц,
если они являются субъектами выявленного
прокурором в ходе проверки правонарушения.

Постановление
о возбуждении производства по делу об
административном правонарушении имеет
определенное целевое назначение —
поставить перед компетентным органом
вопрос о привлечении виновного в
нарушении закона лица или нескольких
лиц к административной ответственности.
Тем самым прокурор привлекает внимание
соответствующего органа или должностного
лица к допущенному нарушению закона,
степени общественной опасности нарушения
и к необходимости привлечения к
административной ответственности
виновного в целях пресечения и
предупреждения в будущем противоправных
действий.

Постановление
содержит следующие реквизиты:
наименование
≪постановление≫,
дату и место его вынесения; должность
и фамилию прокурора; описание обстоятельств
нарушения со ссылкой на закон, который
нарушен; указание конкретного лица или
лиц, которыми нарушен закон; предложение
прокурора о наложении административного
взыскания со ссылкой на ст. 28.4
КоАП
РФ; наименование органа, куда направляется
постановление для принятия решения по
существу; ссылка на необходимость
уведомления прокурора о времени и месте
рассмотрения дела об административном
правонарушении; должность, классный
чин, фамилию прокурора и его подпись.
Постановление прокурора о возбуждении
производства по делу об административном
правонарушении рассматривается в сроки,
установленные КоАП РФ для конкретных
составов административных правонарушений.

В
случаях обнаружения в ходе осуществления
прокурорского надзора за исполнением
законов признаков преступления,
предусмотренного УК РФ, прокурор выносит
постановление
о возбуждении уголовного дела,
которое
оформляется по правилам, установленным
УПК РФ.

При
обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно
подвергнутых административному
задержанию или аресту несудебными
органами, прокурор принимает
незамедлительные меры к их освобождению
путем вынесения мотивированного
постановления
об освобождении из-под стражи лица,
арестованного в административном
порядке.

Военные
прокуроры в случаях выявления
военнослужащих, незаконно содержащихся
на гауптвахтах, которые были арестованы
в дисциплинарном порядке, принимают
незамедлительные меры к их освобождению,
вынося мотивированное постановление
об освобождении из-под стражи
военнослужащего, незаконно содержащегося
на гауптвахте.

Принятие
прокурором мер к возмещению материального
ущерба
(вреда),
причиненного правонарушениями. В этих
целях прокуроры нередко в представлениях
об устранении нарушений закона ставят
вопрос о привлечении к материальной
ответственности работников, виновными
действиями которых причинен ущерб
государственным, и муниципальным
предприятиям. Прокуроры требуют также
в устной
или
письменной
формах,
в
том числе и путем постановки соответствующего
вопроса в представлениях, чтобы
государственные органы, и в первую
очередь органы контроля, предъявляли
иски в суды и арбитражные суды, включая
и регрессные иски о взыскании материального
ущерба, причиненного нарушениями
законов. Установив, что руководители
государственных органов не принимают
меры к возмещению материального ущерба,
прокурор остро реагирует на это, вплоть
до постановки вопроса о привлечении к
дисциплинарной ответственности
соответствующих должностных лиц, не
выполняющих требований закона.

Прокуроры
вправе предъявить иски в суды и арбитражные
суды в пользу как юридических, так и
физических лиц, понесших материальный
ущерб в результате совершенных
правонарушений. Направляемые прокурорами
в судебные органы иски должны быть
мотивированными, содержать ссылки на
нормы материального и процессуального
права и доказательства, подтверждающие
заявленные требования.

Форма
и содержание этих документов должны
соответствовать требованиям,
предусмотренным гражданско-процессуальным
и арбитражно-процессуальным кодексами.

Объявление
предостережений о недопустимости
нарушения закона.
Федеральным
законом от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ ≪О
внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «О прокуратуре
Российской Федерации»≫
восстановлено право прокуроров объявлять
предостережение о недопустимости
нарушения закона, которыми они ранее
обладали в соответствии с Законом о
прокуратуре СССР (п. 7 ст. 23)1. В связи с
этим можно говорить о серьезном пополнении
арсенала правовых средств прокурора,
направленных на предупреждение
правонарушений, в том числе и преступлений.

Согласно
ст. 251 Закона о прокуратуре прокурор или
его заместитель при наличии сведений
о готовящихся противоправных деяниях
в целях их предупреждения объявляет в
письменной форме должностным лицам
предостережение о недопустимости
нарушения закона. Таким образом,
законодатель совершенно определенно
высказался в том, что:

во-первых,
правом
объявления предостережения обладают
только прокурор или его заместитель
прокуратур всех звеньев;

во-вторых,
предостережение
объявляется только должностным лицам;

в-третьих,
оно
объявляется лишь при наличии сведений
о готовящихся противоправных деяниях;

в-четвертых,
предостережение
объявляется только в письменной форме;

в-пятых,
предостережение
применяется в целях предупреждения
правонарушений. Иными словами, положения
ст. 251 Закона о прокуратуре не подлежат
расширительному толкованию.

Сущность
предостережения
заключается
в предъявлении прокурором соответствующему
должностному лицу, готовящемуся совершить
противоправное деяние или совершающему
его, требования о прекращении противоправных
действий, или отказе от их совершения
и разъяснении ему возможных для него
последствий, если эти действия не будут
прекращены (привлечение к дисциплинарной,
административной, уголовной или
гражданско-правовой ответственности,
отстранение от должности).

Готовящиеся
противоправные деяния могут выражаться
в публично высказанном должностным
лицом намерении совершить противозаконные
действия, могущие ущемить права и свободы
граждан, коллектива предприятия и т.д.
или в подготовительных действиях,
например в даче распоряжения подчиненным
работникам о подготовке проекта правового
акта, противоречащего законам, вступление
в действие которого приведет к негативным
последствиям.

Речь
может также идти и о бездействии
соответствующего должностного лица,
обязанного принимать меры по недопущению
наступления тех или иных вредных
последствий или его халатном отношении
к исполнению возложенных на него
служебных обязанностей, что также
чревато причинением вреда публичному
и личному (частному) интересу. Подытоживая
сказанное, нельзя не прийти к выводу,
что готовящиеся противоправные деяния
— это в подавляющем большинстве уже
совершенные или совершаемые, но пока
еще не представляющие большой общественной
опасности правонарушения (нарушения
законов), которые, не будучи пресеченными,
могут перерасти в более опасные нарушения
законов, не исключая и преступления.

Поэтому
основная цель
применения предостережения
о
недопустимости нарушения закона как
раз и состоит в пресечении (прекращении)
и предупреждении противоправного
антиобщественного поведения, недопущение
более опасных правонарушений, в том
числе и преступлений. Это средство не
заменяет, а дополняет другие средства
реагирования. Наряду с объявлением
предостережений прокуроры могут
использовать внесение протестов и
представлений. Предостережение в
сочетании с другими правовыми средствами
повышает результативность реагирования,
в большей мере способствует предупреждению
правонарушений.

Предостережение
является самостоятельным
правовым средством
реагирования
прокурора на нарушения закона, применяемого
при осуществлении надзора за исполнением
законов. Это важное средство индивидуального
воздействия на должностных лиц,
совершивших либо пытающихся совершить
единоличные противоправные действия
(бездействие), не влекущие по своей
общественной опасности уголовной
ответственности, но причинившие либо
способные причинить вред гражданам,
либо государственным или общественным
интересам.

Применяя
предостережение и тем самым непосредственно
обращаясь к правонарушителям, прокурор
располагает большими возможностями
для проведения индивидуальной
профилактической работы. При этом он
обязательно разъясняет должностному
лицу требования соответствующих правовых
норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает
необходимость недопущения подобных
нарушений в будущем и напоминает о
возможных последствиях, если противоправные
действия не будут прекращены. Поэтому
предостережение правомерно рассматривать
и как одно из правовых средств разъяснения
конкретных требований соответствующих
законов должностным лицам, нарушенных
ими, повышения их правовых знаний.

Предостережение
о недопустимости нарушения закона
следует оформлять на
стандартном бланке.
Оно
должно применяться лишь на основании
тщательно проверенных фактов, исключающих
предположения и неясности. При этом от
должностных лиц, нарушивших закон или
пытающихся это сделать, обязательно
должны истребоваться объяснения.
Собираются также другие доказательства
их виновности (объяснения других лиц,
справки, жалобы, заявления).

Продолжение
противоправной деятельности либо
совершение нового правонарушения после
применения к должностному лицу
предостережения должно влечь за собой
более строгие меры прокурорского
реагирования. Совершение лицом
административного проступка или
преступления после применения к нему
предостережения следует рассматривать
как обстоятельства отягчающие наказание.
Ведь должностное лицо, игнорируя
требования прокурора как официального
представителя федерального надзорного
органа, продолжило совершение
противоправных действий. Поэтому было
бы целесообразно включить в ст. 63 УК РФ
самостоятельный пункт ≪Совершение
преступления лицом, к которому в течении
года объявлено предостережение о
недопустимости нарушения закона≫.
Соответствующим пунктом можно было бы
дополнить ст. 4.3 ≪Обстоятельства,
отягчающие наказание за административное
правонарушение≫
Кодекса РФ об административных
правонарушениях.

Представляется,
что предостережение о недопустимости
нарушения закона следовало бы применять
и к руководителям коммерческих организаций
(управляющим, директорам, председателям
и их заместителям). В связи с этим было
бы разумным внести соответствующие
дополнения в ст.
251
Закона о прокуратуре.

На
прокурорах лежит обязанность по
осуществлению контроля за реализацией
(исполнением) внесенных ими актов
прокурорского надзора. Они должны
добиваться, чтобы содержащиеся в актах
реагирования требования исполнялись
своевременно и в полном объеме. При
необходимости следует проводить
контрольные проверки фактического
устранения нарушений закона.

Хорошие
результаты в плане предупреждения
нарушений законов достигаются тогда,
когда вся законоохранная деятельность
прокуратуры протекает в условиях
гласности.

Существенную
роль в этом играет информация
о состоянии исполнения законов и
принимаемых прокуратурой мерах по
устранению и предупреждению нарушений
законов,
направляемые
в органы представительной и исполнительной
власти.

studfiles.net

Правовые средства прокурорского надзора

Поделись с друзьями

Средства прокурорского надзора разделяют на средства выявления нарушений законности и средства реагирования на нарушения законности.

Средства выявления правонарушений

В соответствие с законодательством о прокурорском надзоре прокуроры принимают меры к выявлению нарушений законности. Для этого они наделены правовыми средствами, которые закреплены в законе. К числу этих средств относятся:

1. Истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству.

Производится прокурорами в связи с наличием сведений о нарушениях законности. Цель – проверка их соответствия требованиям действующего законодательства. Используется как в устной, так и в письменной форме. Истребование применяется в процессе  производства прокурорских проверок.

2.      Требование от органов управления проведения проверок и ревизий.

Применяется в тех случаях, когда прокурор приходит к выводу, что получение данных, необходимых для правильного решения по поступившим сведениям о правонарушениях, находится за пределами его компетенции. Согласно закону «О прокуратуре РФ» прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц.

3.Проведение прокурорских проверок.

Проводятся на основании имеющихся сведений нарушении законности. Поводы для проверки:

1.Прямые обращения граждан в прокуратуру

2.материалы гражданских, уголовных и арбитражных дел;

3. данные, предоставленные контролирующими органами;

4.материалы, предоставленные средствами массовой информации;

5.результаты анализа статистики;

6.результаты анализа прокурорской и другой правоприменительной практики;

7.акты ревизий, проверок и инвентаризаций;

8.материалы административных расследований, дознаний;

9.другая информация, содержащая данные о правонарушениях.

4.Рассмотрение предложений , заявлений и жалоб граждан и должностных лиц.

2.Средства реагирования прокурора на выявленные правонарушения.

Выявив нарушения закона и обстоятельства, способствовавшие им, прокурор с помощью правовых средств принимает меры к устранению правонарушений и их предупреждению. Средства определяются законодательством для каждой отрасли прокурорского надзора. К данной группе относятся:

1.Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт.

Представляет собой акт, в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта, либо приведение его в соответствие с законом. Протест приносится в вышестоящий орган или  вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Рассматривается в течение 10 дней или в ближайшее заседание. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

2.Представление об устранении допущенных нарушений закона.

Представляет собой акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данных правонарушений. Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить нарушения. Рассматриваются безотлагательно,  в течении месяца должны бать приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.

3.Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела либо производства об административном нарушении

Акт реагирования прокурора на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Рассматривают дело в срок, установленный законом. Постановление прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которое вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания.

4.Предостережение о недопустимости нарушений закона

Это акт реагирования прокурора на наличие сведений о готовящихся противоправных действиях, в которых содержится юридически обоснованное требование о недопущении нарушения закона. Объявляется в письменной форме должностным лицам, в отношении которых оно вынесено.

students-library.com

14. Понятие полномочий прокуроров, их видовая характеристика.

Полномочия
прокурора – система прав и обязанностей
прокурора по осуществлению возложенных
на прокуратуру задач и функций,
закрепленная в К РФ, законе о П, иных ФЗ
и нпа Ген прокуратуры РФ.

Все
прокурорские полномочия делятся на 2
большие группы:

1)
основные полномочия

(связаны с осуществлением надзора за
исполнением закона поднадзорными
субъектами)

2)
дополнительные

(не связаны с осуществлением надзора,
по сути это организационные полномочия)

Основные
полномочия:

1) Предметные

Они
определяют:

  • круг
    поднадзорных прокуратуре субъектов

  • какие
    действия и акты прокуратура может
    проверять в порядке надзора

2)
функциональные

– это полномочия, определяющие то, каким
способом прокурор может действовать,
т.е. направлены на выявление нарушений
и реагирование на них

3) Отраслевые

В
каждой отрасли надзора (в каждом основном
направлении деятельности) прокуратура
обладает определённым объёмом полномочий.
В каждой отрасли есть полномочия,
направленные на выявление нарушений и
реагирование на них.

По
степени власти полномочия подразделятся
на:

1) Властные полномочия

Они
характеризуются тем, что требования
прокурора, основанные на властных
полномочиях, подлежат обязательному
исполнению. Это полномочия по выявлению
нарушений закона. В ст.6 ФЗ «О прокуратуре»
закреплено положение об обязательности
исполнения требований прокурора
(предусмотрена административная
ответственность (штрафы) за невыполнение
требований прокурора)

2)
ограниченно властные полномочия

– это, как правило, полномочия по
реагированию на нарушение закона.
Обязательность выполнения требований
прокурора по реагированию на нарушение
касается обязательности рассмотрения
этих требований и сообщения в прокуратуру
о результатах рассмотрения актов
прокурорского реагирования (проведённых
проверок и т.п.).

Только
в ряде отраслей надзора обязательными
являются требования прокурора, вытекающие
из его полномочий по реагированию:

Здесь
прокурор своими действиями может
устранить нарушение закона. Постановление
прокурора является обязательным для
исполнения.

3) Полномочия, не содержащие власти (невластные полномочия)

Такими
полномочиями прокурор располагает,
участвуя в рассмотрении дел судами.

15.
Обязательность требований прокуроров,
меры ответственности за их неисполнение
.

Принцип
обязательности исполнения указаний
прокурора – требования прокурора,
вытекающие из его полномочий по
осуществлению надзора за соблюдением
К и исполнением законов, подлежат
безусловному выполнению в установленный
срок.

Выражается
в том, что закон, наделяя прокурора
широкими полномочиями по осуществлению
надзорных функций, предусматривает
соответствующие правовые средства
юридического принуждения в случаях,
когда гражданин или должностное лицо
поднадзорного объекта отказывается
подчиниться законным и обоснованным
требованиям прокурора.

Закон
о П предусматривает право прокурора
требовать от руководителей и других
должностных лиц выделения специалистов
для выяснения возникших в ходе надзорной
деятельности тех или иных вопросов. Это
требование обязательно для всех, кому
оно адресовано. Прокурор имеет право
вызывать должностных лиц и граждан для
дачи объяснений по поводу нарушений
законов.

Умышленное
неисполнение этих и других требований
прокурора, вытекающих из его полномочий,
влечет за собой в соотв. Со ст. 17.7 КоАП
административную ответственность.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о