Преобразующие профессии – список. Классификация профессий :: BusinessMan.ru

2. Преобразующие профессии (п)

Примеры:     в типе «человек — природа» — мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;     в типе «человек — техника» — слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;     в типе «человек — человек» — учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;     в типе «человек — знаковая система» — чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;     в типе «человек — художественный образ» — цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (и)

Примеры:     в типе «человек — природа» — летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;     в типе «человек — техника» — раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

    в типе «человек — человек» — воспитатель, организатор производства, организатор торговли;     в типе «человек — знаковая система» — программист, математик;     в типе «человек — художественный образ» — художник по проектированию интерьера, композитор.

    Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек — природа

Ботаник

Ветеринар

Биоинженер

Человек — техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек — знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек — художественный образ

Литературный критик

Актёр

Художник, дизайнер

Человек — человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр

Пирамида Климова

Выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда. Таким образом, понятие «предмет труда» является основанием для дальнейшей классификации, фундаментом пирамиды, придуманной профессором Е.А. Климовым.

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

Независимо от предмета труда все профессии классифицируются по трем целям труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Это — второй уровень.

1. Гностические профессии (г)

Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: «Природа» — биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; «Техника» — контролер радиоаппаратуры, испытатель; «Человек» — судебно-медицинский эксперт, социолог; «Знак» — корректор, аудитор; «Художественный образ» — искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

studfiles.net

Классификация профессий, психологическая классификация профессий

Первый ярус

В соответствии с традиционно различаемыми разновид­ностями объектных систем выделяются пять типов профес­сий:

1. «Человек — живая природа» (П). Представители это­го типа имеют дело с растительными и животными организ­мами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер—плодоовощевод, агроном, зоотехник, ве­теринар, микробиолог…

2. «Человек — техника (и неживая природа)» (Т). Ра­ботники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, ин­женер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, тех­ник—технолог общественного питания…

3. «Человек — человек» (Ч). Предметом интереса, рас­познания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер—организатор производства, врач, учитель…

4. «Человек — знаковая система» (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор

фотонаборного автомата, программист, чертежник-карто­граф, математик, редактор издательства, языковед…

5. «Человек — художественный образ»(X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник—реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный ис­полнитель, артист балета, актер драматического театра…

Нельзя, конечно, строго распре­делить по пяти типам все «буйно цветущее древо» профес­сий. Более правилен такой подход к делу — надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновре­менно признаками разных типов, но в разной мере. Так, дирижер хора — это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном — это и специалист в области рас­тениеводства, и организатор производства, и знаток сель­скохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто кроме него составит специальные карты угодий данно­го хозяйства?), да еще и «пророк», поскольку по местным приметам он должен предвидеть динамику погоды.

Так что, группируя такие сложные многопризнаковые явления как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков. Для разных целей возможны разные группировки; для об­зорной ориентировки в безбрежном множестве видов труда годится и та, которую мы излагаем здесь.

 

Второй ярус

В пределах каждого типа профессий выделяются их клас­сы по признаку целей (определяемых операционально, то есть в ответ на вопрос «что делать» — распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизве­стное). Вот три класса:

Гностические профессии (Г) (от др. греч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «Человек — природа»: контро­лер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «Человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «Человек — человек»: судебно-медицин­ский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «Человек — знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полигра­фии, бухгалтер-ревизор; в типе «Человек — художествен­ный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.

Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «Чело­век — природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животно­вод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «Человек — техни­ка»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного ста­на; в типе «Человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «Человек — знаковая система»: чер­тежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгал­тер; в типе «Человек — художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архи­тектурных деталей.

Изыскательные профессии (И). Примеры в типе «Чело­век — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследо­ватель; в типе «Человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «Человек — человек»: воспитатель, организатор производ­ства, организатор торговли; в типе «Человек — знаковая система»: программист, математик; в типе «Человек — ху­дожественный образ»: художник по проектированию ин­терьера, композитор.

 

Третий ярус

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

Профессии ручного труда (Р). Примеры в классе гности­ческих профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельд­шер-лаборант… и здесь мы сталкиваемся с «пустой клет-

кой» классификации. Мыслимо ли ручное орудие труда при распознании свойств социальной системы или художест­венного изделия? Как не основное — да. Например, конт­ролер художественных изделий может воспользоваться, скажем лупой. Но, во—первых, «язык не повернется» на­звать это средство ручным (оно уж скорее «глазное»!), а во-вторых, ясно, что основные средства труда здесь, если уж выражаться в принятом стиле, скорее «головные» — это мысленные эталоны художественной ценности изделия, то есть средства не вещественные, а психологические (мы их позднее назовем функциональными). Итак, реальность ми­ра профессий не обязана соответствовать классификации. Классификация — приблизительное пособие для ориенти­ровки в множестве профессий.

Примеры в классе преобразующих профессий: ветери­нарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живопи­сец (в последнем случае опять видны ограничения любой классификации сложных явлений — еще в басне И.А. Кры­лова «Квартет» показано, что можно вооружиться вещест­венными инструментами — «две скрипки», «альт», «бас», а дело не пойдет на лад, поскольку мастерство в некоторых случаях обеспечивается не внешними, а внутренними сред­ствами деятельности).

Примеры в классе изыскательных профессий… — руч­ные средства здесь могут быть, по—видимому, только вспо­могательными, как например карандаш и бумага в руках конструктора.

Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с руч­ным управлением создаются для обработки, преобразова­ния, перемещения предметов труда, поэтому типичные профессии для этого подразделения классификации: маши­нист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

Профессии, связанные с применением автоматизиро­ванных и автоматических систем (А) — оператор инкуба­ционных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональ­ных средств труда (Ф). Надо полагать, вы не скажете, что орудием труда дирижера является дирижерская палочка? Тем более, что многие выдающиеся мастера превосходно обходятся и без нее (она им просто мешает). А у певца, у мастера художественного слова, у акробата, у балерины… что же у них нет орудий, средств труда или эти люди не трудятся? Мы зайдем в теоретический тупик, если не при­знаем внутренних, психологических средств труда (мыс­ленных схем решения задач, разного рода мысленных эталонов — образцов результатов деятельности). Эти сред­ства есть у представителя каждой профессии, но в некото­рых случаях они являются главными и основными.

Далее нам не обойтись без обзора системы средств труда. Если эта информация вам будет в тягость — переходите к следующему разделу. Если намерены продолжать чтение — обратитесь к таблице 4.

Очень часто секрет профессионального успеха или неус­пеха коренится в недооценке или в недостаточном владении именно внутренними функциональными средствами дея­тельности, которые есть в каждом виде профессионального труда — даже подметая улицу, важно иметь не только мет­лу, но и ориентировку в том, откуда дует ветер, иначе продуктом работы будет зрелище клубов пыли, а не чисто­та; мысленная схема ориентировки в обстановке — одно из важных средств любого труда.

Четвертый ярус

По условиям труда профессии можно разделить на четы­ре [следующие ] группы.

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

Работа, необходимо связанная с пребыванием на откры­том воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник сталь­ных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

Работа в необычных условиях: на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антеннщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответствен­ности за жизнь, здоровье людей — взрослых или детей, большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Ясно, что выделенные четыре группы являются не взаи­моисключающими, но частично совпадающими — они при­ведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Выше мы не случайно все время вводили условные ли­терные обозначения: пользуясь ими можно, во-первых, дать обзорную схему «карты» мира профессий, во-вторых — составить примерную формулу определенной профес­сии; эта формула может быть отнесена и к реальной про­фессии, и к профессии-мечте. Как увидим далее, то и другое полезно.

 

neudov.net

Результаты_тест_профориентация


Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом.Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на землеи обеими руками тянется к долларам. М. Ларни

Формы интеллектуального (умственного) труда. 

Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (например конструк­торы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, арти­сты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке ианализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти и внимания, час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности чело­века, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия яв­ляется неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лицумственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональ­ной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электрон­ную технику.

Умственный труд связан с приемоми переработкой ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на опера­торский, управленческий, творческий труд, труд медицин­ских работников, труд преподавателей, учащихся и сту­дентов. Отличаются они по организации трудового процес­са, равномерности нагрузки, степени эмоционального на­пряжения.

Операторский труд. В условиях современного много­факторного производства на первый план выдвигаются функ­ции управления и контроляза работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания поку­пателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или глав­ного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повы­шенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учреж­дений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повы­шенной личной ответственностью, периодическим возник­новением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудо­вой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программи­стов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конст­рукторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянны­ми контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия пра­вильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов — это напряжение ос­новных психических функций, таких как память, внима­ние, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

baikalkurs.ru

Преобразующие профессии (П) — Психология

Примеры:

· в типе «человек–природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

· в типе «человек–техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

· в типе «человек–человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;

· в типе «человек–знаковая система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

· в типе «человек–художественный образ»:цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3.Изыскательские профессии (И).

Примеры:

· в типе «человек–природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

· в типе «человек–техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

· в типе «человек–человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

· в типе «человек–знаковая система»: программист, математик;

· в типе «человек — художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1.Профессии ручного труда (Р).

Примеры:

· в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

· в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец;

· в классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2.Профессии машинно-ручного труда (М).

Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда – разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на 4 группы:

1.Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2.Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик — мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4.Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Чем раньше человек себя познает, определит предпочтительный вид деятельности, тем более успешен он будет в своей жизни, тем более полно он состоится как социальная личность.

Индивидуальная эффективность личности в организации

Фазы становления личности

В самом общем виде развитие личности в организации можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:

1.Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2.Фаза адаптации. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.

3.Противоречия между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других группах своими особенностями и значимыми для него отличиями – с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют; соответствуют её ценностям, стандартам; способствуют успеху совместной деятельности – с другой стороны.

student2.ru

Психологическая классификация профессий. Читать далее — Словарь профессий — Мир профессий — Каталог статей

Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. 

Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности.
Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Её достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.
На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть

профессионально ориентированных типов личности:

· реалистический, 
· интеллектуальный, 
· социальный, 
· конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), 
· предпринимательский, 
· художественный. 

 Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:
· реалистический тип — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств, 
· интеллектуальный — на умственный труд, 
· социальный — на взаимодействие с социальной средой, 
· конвенциональный — на четко структурированную деятельность,
· предпринимательский — на руководство людьми и бизнес, 
· художественный — на творчество. 

 Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный.

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.
Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.

Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий.

Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» -знание).

Примеры: 
в типе «человек — природа» – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек – техника» – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек – человек» – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек — знаковая система» – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художественный образ» – искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П).

Примеры: 
в типе «человек — природа» – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
в типе «человек — техника» – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
в типе «человек — человек» – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек — знаковая система» – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «человек — художественный образ» – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). 

Примеры: 
в типе «человек — природа» – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника» – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек — человек» – воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система» – программист, математик; в типе «человек — художественный образ» – художник по проектированию интерьера, композитор.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р)

Примеры: в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. 
В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М).

Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А):

оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.
4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте.

Обзорная схема классификации («карта» мира профессий) может выглядеть так:

«Моя профессия»

Группы профессий: бонм

Отделы профессий: РМАФ

Классы профессий: ГПИ

Типы профессий ПТЧЗХ


Формула «моей профессии», или профессии-мечты, может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на которые расположены литеры, обозначающие соответственно:

1) тип;

2) класс,

3) отдел,

4) группу профессий.


Рассмотрим пример: ученику хотелось бы подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет такой: ЗПаб. Теперь можно поискать, какие профессии ближе всего к этой формуле: оператор вычислительных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д.

В заключение еще раз подчеркнем, что приведенная классификация предназначена для профориентационной работы.

Для профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах Е.А. Климов предлагает более простую классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях знаний и практики в их работе, внутренних и внешних средств труда.

Источник:    http://www.vectorweb.ru/psi/profi/classific/

anschool-8.ucoz.ru

Классификация профессий. Психологическая классификация профессий :: SYL.ru

Человек, ставящий перед собой задачу определить, чем же он действительно хочет и будет зарабатывать, в какой-то момент начинает теряться, выбирая из моря возможностей ту самую импонирующую ему специализацию.

Модель современного мира

Модель современного мира непохожа на кастовый строй, существовавший в Индии, и муки выбора чувствуются особенно остро. Сбить с толку и заставить тратить свою жизнь на ненавистную работу может временный престиж профессии, давление родителей, желающих своему чаду той жизни, о которой мечтали сами, или просто неправильное представление выбирающего о профессии и о себе. Тому, кто столкнулся с вечной дилеммой определения будущей специализации, так или иначе приходится выбирать, что ему ближе. В этот момент становится актуальной та или иная классификация профессий. Благодаря различным вариантам классификаций не составляет труда подыскать себе нужный вид деятельности.

Виды классификаций профессий

Учитывая разнообразие профессий, число которых превышает 20 тыс., существующие классификации рассматривают самые разные стороны личности, объекты или условия работы и совмещают их с той профессией, в которой они востребованы.

Попытки психологически классифицировать профессии предпринимались еще с XVIII века. Отечественным первопроходцем в этой области был В. Н. Татищев. Еще одна классификация была предложена С. П. Струмилиным в начале прошлого столетия, которая основывалась на степени самостоятельности человека в труде. Для своего времени она была очень прогрессивной.

Известная во всем мире классификация профессий, разработанная Дж. Холландом, рассматривает специализации в тандеме с подструктурами личности. Он акцентирует внимание на ценностных ориентациях, интересах человека, уже выработанных способностях и навыках, мотивах, а также на его отношении к определенному виду деятельности. Дж. Холландом создана методика диагностик, которая помогает легко определить ряд профессий, подходящих данному человеку.

Классификация профессий по Климову уже долгое время пользуется популярностью в отечественной психологии. Профессии разделяются в зависимости от объекта труда на 5 категорий, каждая из которых, в свою очередь, разделяется еще на три подкатегории. Помимо этого, Климов в рамках описанной схемы выделяет еще несколько более сложных групп профессий, беря во внимание средство труда и условия работы. Основным достоинством этого способа классифицировать виды человеческой деятельности является четкая структура, понятная каждому.

Классификация профессий Дж. Холланда

Холланд выделял 6 типов личности, предрасположенных к определенному виду деятельности: социальный, интеллектуальный, конвенциональный, художественный, предпринимательский и реалистический. Эта психологическая классификация профессий подбирает человеку вид деятельности, наиболее созвучный его интересам и задаткам.

Типы личности по Холланду

Социальный тип личности характеризуется развитыми коммуникативными навыками. Они помогают ему успешно взаимодействовать с социумом и могут быть полезны не только самому человеку, но и окружающим. Соответственно, этот тип личности хорошо впишется в область работы, связанную с социальной средой.

Реалистический тип личности будет комфортно себя чувствовать в тех видах деятельности, где основной целью является создание и обслуживание материальных объектов, технологических процессов или различных устройств.

Интеллектуальный тип, в связи с развитыми интеллектуальными способностями, подходит для умственного труда.

Художественный тип личности, ввиду творческих способностей, предрасположен к креативным профессиям.

Предпринимательский тип характерен для успешных менеджеров, способных организовать не только себя, но и окружающих или подчиненных. Обладает ярко выраженными лидерскими качествами и ориентирован на управление людьми.

Конвенциональный тип хорошо справляется с тем видом деятельности, где важны традиции или нормы поведения, и подходит для четко структурированных работ.

Классификация С. П. Струмилина

Эта классификация рабочих профессий основывается на уровне самостоятельности человека в процессе работы и состоит из пяти типов.

Автоматический труд. В основном это конвейерные работы, строго регламентированные, которые предполагают однотипные мелкие операции или же работы по инструкции, не предполагающие нестандартных решений.

Полуавтоматический труд. Работы, относящиеся к данному типу, не всегда выполняются строго по инструкции, однако состоят из множества однотипных действий.

Шаблонно-исполнительный труд. Сюда Струмилин включал все виды машинно-ручного труда.

Следующие две категории уже не относились к рабочим профессиям.

Самостоятельный труд. Это преимущественно работа конструкторов, архитекторов или инженеров. Люди, занимающиеся самостоятельным трудом, изобретают или конструируют.

Свободный творческий труд. Последний тип работ предполагает такие профессии, как художник, писатель, композитор, актер и прочие.

На данный момент она больше не актуальна, но представляет собой интересный пример классификации, характеризующий виды профессий того времени.

Классификация Е. А. Климова

Эта классификация выбора профессии многоуровневая, но тем не менее простая для восприятия. Тут выделяются 5 типов профессий, которые известны всем еще со школьной скамьи. Классификация профессий по Климову предусматривает следующие категории: «человек – человек», «человек – живая природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ», «человек – техника».

Расшифровка типов профессий по Климову

«Человек – человек». Этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. К ним относятся продавец, учитель, журналист, доктор, руководитель, психолог.

«Человек – живая природа». Люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. Сюда можно причислить такие виды работ, как биолог, ботаник, ветеринар, кинолог, микробиолог, агроном.

«Человек – техника». Предметы труда в данном случае – это неживые, технические объекты. Люди, работающие в этой области, имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. В списке работ, относящихся к этому типу, находятся строитель, архитектор, электрик, сборщик.

«Человек – художественный образ». Профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. Работы такого типа — это художник, актер, артист балета, певец, музыкант, писатель, сценарист, дирижер.

«Человек – знаковая система». Сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами, такие как программист, языковед, переводчик.

Второй ярус классификации по Климову

Все рассмотренные типы профессий Климов также разделял по задачам и целям труда на 3 вида.

Гностические. В этой области работают в большинстве своем эксперты, оценивающие качество товара, диагностирующие работу механизмов или корректирующие готовый материал. Например: литературный критик, редактор, дегустатор сортов винограда, диагност различной техники.

Преобразующие – это профессии, цель которых изменять, чинить, улучшать качество продукции или жизни человека. К ним можно отнести слесаря, учителя, бухгалтера, мастера-животновода.

Изыскательские – профессии, имеющие задачу узнать или создать что-то новое и уникальное. Сюда относятся исследователи, воспитатели, художники, инженеры, программисты.

Помимо объекта, задач и целей учитывает классификация профессий признаки профессий, такие как средства и безопасность труда.

www.syl.ru

Классы профессий

&nbspСуществует два варианта классификаций профессий по классам.
Первый вариант:

  • исполнительский (алгоритмический)
  • творческий (эвристический)
Второй вариант:

  • гностический
  • преобразующий
  • изыскательский
Исполнительский (алгоритмический)
Профессии данного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному алгоритму, образцу, соблюденем имеющихся правил и нормативов, инструкций, стандартов, стереотипным подходом к решению проблем. В основном, не требуют высшего образования (агент, продавец, медсестра, станочник, озеленитель, машинистка…).
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
  • работать руками
  • выполнять чьи-то решения
  • воспроизводить уже имеющиеся образцы, размножать, копировать
  • точно следовать инструкциям и работать по заданному алгоритму
  • выполнять однообразную работу
  • соблюдать правила и нормативы
  • получать конкретный практический результат

Творческий (эвристический)
Профессии данного класса связаны с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением,конструированием, проектированием,разработкой новых образцов,принятием нестандартных решений.
Требуют независимого оригинального мышления и высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик…)
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
  • создавать новые инструкции и давать четкие, понятные указания
  • принимать нестандартные решения
  • легко придумывать новые способы деятельности
  • брать на себя ответственность
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других
  • работать головой
  • принимать решения
  • создавать новые образцы
  • анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать

Гностический
Профессии данного класса связаны с распознанием, определением, оценкой, разбирательством, проверкой, контролем.
Образование зависит от професии (контролеры-приемщики готовой продукции, товароведы-бракеры, инспекторы, следователи, корректоры…)
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
  • выраженная познавательная активность
  • устойчивость внимания
  • наблюдательность
  • брать на себя ответственность
  • контролировать и отслеживать работу других
  • работать головой
  • анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
  • высокая работоспособность соответствующих органов чувств.

Преобразующий
Профессии данного класса связаны с преобразованием, обработкой, упорядочинием, организацией, оказанием влияния, обслуживанием.
Образование зависит от професии (полеводы, животноводы, инженеры, водители, станочники, монтажники, конструкторы, менеджеры, брокеры, преподаватели, экскурсоводы, наборщики, бухгалтеры, операторы вычислительных машин, маляры, граверы, художники-оформители….)
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
  • склонности к практическому влиянию на окружающую среду
  • активность, работоспособность
  • наблюдательность

Изыскательский
Профессии данного класса связаны с изобретениями, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов.
Чаще требуют высшего образования(селекционеры, конструкторы, закройщики, работники служб научной организации труда, программисты, модельеры, архитекторы, цветоводы-декораторы, визажисты, стилисты, художники, композиторы…)
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
  • выраженная познавательная активность
  • интерес к новому
  • наблюдательность
  • брать на себя ответственность
  • высокая активность и работоспособность при мысленном комбинировании материала
  • спообность легко отказаться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений.

на главную


spravochnikprof.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *