Пример национальность – Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешения

Чем отличается нация от национальности

Понятия нации и национальности — очень близки, но не всегда тождественны. Что они означают?

Что такое нация?

Под нацией принято понимать политическую общность людей, чаще всего выражающуюся в государственности. Как правило, в ее составе присутствуют самые разные народности и этносы. Например, российская нация представлена примерно двумя сотнями различных народов, каждый из которых имеет свой язык и культуру.

Существует несколько основных механизмов формирования наций, или генезиса.

Во-первых, соответствующая политическая общность может складываться вследствие объединительных механизмов вокруг государствообразующего этноса — когда к одной лидирующей народности или группе таковых присоединяются другие этносы, лояльные к ней либо близкие ей по языку и культуре, а то и вовсе единокровные. Так образовывалась российская нация. Еще во времена Киевской Руси территорию страны населяли самые разные народы — и это были далеко не только славяне. После того как новым политическим центром русского государства стала Москва, нация продолжила формироваться на полиэтнических началах.

Примером образования нации на основе объединительных процессов с участием близких по культуре и языку народностей можно назвать Германию. До середины 19 века существовало несколько независимых германоязычных государств. С приходом к власти Бисмарка в Пруссии они начали объединяться и со временем сформировали Германскую Империю, населенную единой нацией — немцами.

Во-вторых, рассматриваемая политическая общность может складываться на идеологической основе. Так появилась американская нация — как результат объединения совершенно разных народов на базе идей демократии, республиканизма, свободы слова и убеждений.

В-третьих, формирование нации зачастую осуществляется и вследствие обратной тенденции — стремления одного народа или группы таковых стать независимыми от изначально единой политической общности. Так появилась значительная часть наций, представленных государствами бывшего СССР. Изначально они были частью нации Российской Империи, позже — Советского Союза, но после его распада стали самостоятельными политическими общностями.

Есть и моноэтнические нации, представленные преимущественно одним народом. Примером государств, образованных ими, можно назвать Польшу, Японию, Южную Корею и КНДР, Албанию. Генезис этих наций происходил в рамках еще одного механизма — объединения единокровных народностей, имеющих общую культуру и язык. Но в случае с Южной Кореей и КНДР имеет место также и идеологический аспект генезиса нации — один и тот же этнос оказался разделен в силу приверженности к совершенно противоположным идеям: строительства коммунизма (в КНДР) и развития в рамках капиталистического строя, приближенного к западной модели (в Южной Корее).

к содержанию ↑

Что такое национальность?

Термин «национальность» — очень неоднозначный. В английском языке он звучит как nationality и практически соответствует понятию нации. В русском языке он, скорее, будет тождественным понятию «этноса», то есть общности людей с одинаковой культурой и языком.

Вместе с тем национальность в России далеко не всегда совпадает с этнической принадлежностью человека. Чаще всего это связано с его восприятием собственной идентичности. Человек, представляющий одну из малых народностей России, вполне способен считать себя русским по национальности. Или же именоваться русским, к примеру, армянского происхождения.

В этом смысле можно пронаблюдать двойственность понятия «русский»: с одной стороны, как обозначающего этническую принадлежность человека, с другой — как обозначающего принадлежность к государствообразующему народу и позволяющего представителям других этносов идентифицировать себя как его часть.

Бывает и обратная ситуация — когда гражданин РФ, являющийся русским по национальности, отождествляет себя с представителями одного из малых российских народов. Это возможно, если он очень долго живет в одной из национальных республик РФ, выучивает местный язык, перенимает локальную культуру и традиции, заводит семью, женившись на девушке, представляющей титульную нацию республики.

Но даже в этом случае человек, как правило, не перестает считать себя принадлежащим российской нации — так же как и коренной житель той или иной республики. Несмотря на то, что по национальности русским никто из них себя не считает.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие нации от национальности в том, что первый термин в русском языке чаще всего обозначает политическую общность людей, а второй — их этническую принадлежность. Как правило, в России человек определяет свою идентичность по обоим признакам.

Если гражданин РФ более или менее однозначно относит себя к определенной нации — российской, то по вопросу национальности все сложнее. Бывает так, что человек, принадлежащий к малому народу, идентифицирует себя с другим, который является государствообразующим в рамках нации. Может происходить и наоборот — если ему комфортнее ощущать себя представителем малой народности.

В английском и многих европейских языках оба термина — практически синонимы. Бывает, что жителю той или иной англоязычной страны, общающемуся с туристом из РФ, который является коренным жителем Якутии или Ингушетии, непонятно, почему собеседник именует себя не русским, а как-то по-другому — хотя приехал он из России.

Следует отметить, что в моноэтнических государствах понятие национальности в отношении населения — в русской трактовке — иногда не употребляется в принципе, поскольку нация представлена в них преимущественно одним народом, который нет смысла отделять от других. Люди, проживающие в данных странах, могут попросту не понять, как это — идентифицировать себя иначе, чем принадлежащими к государственной нации.

Определив, в чем разница между нацией и национальностью, зафиксируем ее ключевые критерии в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

НацияНациональность
Что между ними общего?
В английском и многих европейских языках оба термина — синонимы
Нация может быть представлена преимущественно одной национальностью (в моноэтнических государствах)
В России человек практически любой национальности идентифицирует себя как принадлежащий государственной нации — российской
В чем разница между ними?
Обозначает политическую общность людейВ русском языке — обозначает также этническую принадлежность людей
В России понимается как наднациональная общность, выступающая одним из двух критериев идентичности гражданина — наряду с национальностьюВ России понимается как критерий культурно-языковой идентичности — один из двух, наряду с нацией

thedifference.ru

Слово НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — Что такое НАЦИОНАЛЬНОСТЬ?

Слово национальность английскими буквами(транслитом) — natsionalnost

Слово национальность состоит из 14 букв: а а и л н н н о о с т ц ь ь


Значения слова национальность. Что такое национальность?

Национальность

Национальность — это политико-правовая категория, обозначающая совокупность формализованных законом характеристик, обладание которыми делает человека полноправным членом национального государства.

Политика: толковый словарь. — М., 2001

Национальность — генетически обусловленная конституция человека, отличающая его от других людей того же пола другой национальности, и объединяющая с людьми своей — то общее, что позволяет выделить достаточно различимую группу.

Теоретические аспекты и основы экологической проблемы

Национальность (от лат. natio — народ) -принадлежность человека к той или иной социально-этнической общности: нации (см.), народности (см.), национальной (этнической) группе.

Этнопсихологический словарь. — М., 1999

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — термин, производный от слова «нация» (см.), но употребляющийся в более широком смысле. В рус. языке понятие «Н.» используется в двух основных значениях. 1. Для обозначения народностей (см.), наций и др. этнич. общностей и групп…

Российская социологическая энциклопедия

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (термин, производный от слова «нация») — определенная генетическая, социально-экономи-ческая и культурная общность людей, социальная характеристика представителей конкретных наций.

Социология: Энциклопедия. — 2003

Национальность — многозначное понятие с нечетко фиксируемым содержанием. В русском языке используется, как правило, в следующих смыслах: — национальная (этническая) принадлежность, именно в этом значении термин Н. используется в документах…

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — СПб: РНБ, 2011

Национальность судна

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ СУДНА — принадлежность судна к определенной государственной юрисдикции. Определяется флагом, под которым плавает судно. Судно может плавать под флагом только одного государства.

Словарь юридических терминов. — 2000

Национальность судна — государственная принадлежность судна, определяющая законы того государства, которым подчиняется судно. Каждое судно плавает под флагом государства, подтверждающего его национальность.

glossary.ru

НАЦИОНАЛЬНОСТИ ЦЕНЗ

НАЦИОНАЛЬНОСТИ ЦЕНЗ — требование конституции или избирательного закона, согласно которому для обладания активным или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

Словарь юридических терминов. — 2000

НАЦИОНАЛЬНОСТИ ЦЕНЗ — требование конституции или избирательного закона,согласно которому для обладания активным или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

Энциклопедия юриста. — 2005

Русский язык

Национа́льность, -и.

Орфографический словарь. — 2004

Наци/он/а́льн/ость/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Совет Национальностей

СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ – одна из равноправных палат Верховного Совета СССР (см.), избираемых гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (см.) при тайном голосовании по союзным и автономным республикам…

Советский юридический словарь. — 1953

Совет Национальностей — одна из двух палат Верховного Совета СССР, образованного в соответствии с Конституцией СССР 1936 года. Начал функционировать с 1938 года. Совет Национальностей избирался тайным голосованием на основе всеобщего…

ru.wikipedia.org

СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР — одна из двух равноправных палат (Совет Национальностей и Совет Союза) Верховного Совета СССР по Конституции СССР 1936 г.

Энциклопедический словарь конституционного права «Норма». — 2000

Ценз национальности

ЦЕНЗ НАЦИОНАЛЬНОСТИ — требование конституции или избирательного закона, согласно которому для обладания активным или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

Словарь экономики и права. — 2005

Ценз национальности — требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и/или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

Словарь финансовых терминов

Ценз национальности — требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и/или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

glossary.ru

Примеры употребления слова национальность

Кроме того, российские СМИ длительное время обсуждали национальность Суркова.

Он отметил, что важны чувства, а не сексуальная ориентация, национальность или цвет кожи.

Национальность солдат, которые подорвались на заложенной у дороги мине, пока неизвестна.

Прежде всего для нас важен футбол, а потом уже национальность и прочее.

Думаю, что национальность Мунтяну здесь не имеет значения.

Нам интересен человек, а не национальность или гражданство.

Независимо от того, местный он или нет, какой у него паспорт и национальность.


  1. националистский
  2. националист
  3. националка
  4. национальность
  5. национальный
  6. национал
  7. национал-демократ

wordhelp.ru

Национальность — Википедия. Что такое Национальность

Национальность — в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности[1].

Также в названии Совета Национальностей Верховного Совета СССР употреблялось в значении представленных в палате национальных территориальных образований (союзные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа), то есть в значении, близком к современному европейскому.

Юридически задокументированная национальность при иммиграции нередко даёт преимущество получения соответствующего гражданства: немцам — Германии, евреям — Израиля, финнам — Финляндии, полякам — Польши и т.д. [источник не указан 366 дней].

Национальность в Европе

В большинстве современных европейских языков соответствующий термин (например, английское nationality) в официальных документах обозначает государственную принадлежность — гражданство или подданство[2][3]. При этом русскому слову национальность больше соответствует термин ethnicity. Например, в английской статье про Шмуэля Агнона национальность (англ. Nationality) указана как израильтянин (англ. Israeli), а в графе этничность (англ. Ethnicity) — еврей (англ. Jewish)[4].

Национальности в СССР

Групповая категоризация населения по эксклюзивному этническому признаку началась с переписи населения СССР 1926 года и этнонациональность была затверждена как всеобщий атрибут личности.

[5][6] Национальность собственных граждан в Советском Союзе (не иностранцев) определялась не государственной, культурной, религиозной или языковой принадлежностью, а кровным происхождением — «национальностью» родителей — и была обязательным пунктом гражданского паспорта, свидетельства о рождении, а также массы других советских учётных документов.

В «Личном листке по учёту кадров» паспортных органов МВД СССР, на основании которого заполнялся и выдавался паспорт, «национальность» являлась пятой графой. В просторечьи эту «5-ю графу», ставшую устоявшимся и крылатым выражением, часто ошибочно приписывают паспорту СССР. При получении первого гражданского паспорта в шестнадцатилетнем возрасте гражданин должен был указать свою национальность. Если он родился в однонациональной семье, то в пятую графу записывалась национальность родителей, если в смешанной, то до 1975 года записывалась национальность отца. Начиная с нового Положения о паспортах СССР 1975 года стал возможен выбор между национальностью матери и отца. Гражданин однако имел право делать этот выбор только один раз в жизни — при получении своего первого паспорта. При затруднении в выборе между национальностью отца или матери паспортные органы внутренних дел рекомендовали записывать как и до 1975 год — национальность отца. При этом языковой фактор никакого влияния не имел, так что появился феномен граждан СССР, не владеющих своим национальным языком.

В СССР национальности противопоставлялись народностям. К национальностям относили:

  • титульные народы союзных республик (украинцы, белорусы, молдаване и пр.)
  • титульные народы автономных республик СССР, автономных областей и национальных округов (евреи, алтайцы, адыгейцы и пр.)
  • этнические группы, обладающие общим самосознанием, языком и происхождением (цыгане, ижорцы, тофалары и пр.)
  • граждан иностранных государств (югославы, французы, румыны и пр.)
    • В редких случаях к одной национальности относили граждан разных государств, которые имели общее происхождение, самоназвание и язык (арабы, корейцы, немцы и пр.)

В то же время ряд этнических групп не выделялись особо и объединялись с другими родственными национальностями:

К народностям относились малочисленные народы Севера (ительмены, алеуты, эвены и пр.), Дагестана (аварцы, агулы, цахуры и пр.) и т.п.[8]

Национальность в Казахстане

Национальность (каз. ұлт) в Казахстане определяется на основании задокументированной национальности родителей. Дети из смешанных семей могут выбрать национальность по отцу, либо по матери[9]

Национальность в Китае

В Китае к национальностям относят этнические группы (кит. 族, цзу) отличные от титульной нации и населяющие особые автономные районы: ачаны, бай, баоань, буи, буланы, ва, гаошань, гэлао, дайцы, дауры, дунсян, корейцы, казахи, киргизы, лаху, ли, лису, лоба, маньчжуры, монголы, маонань, мэньба, мулао, мяо, наси, ну, орочоны, пуми, русские, салары, сибо, татары, таджики, тибетцы, ту, туцзя, узбеки, уйгуры, хуэй, цян, шуйцы, шэ, эвенки, яо и пр.[10]

Национальность в России

Российская Федерация является многонациональным государством.

Во время переписи 1897 года принадлежность населения определялась только по языковому и по религиозному признакам. В 2015 году, согласно данным Федерального агентства по делам национальностей, в России проживало 193 народа (национальности). Национальности различались по языковому признаку. Отдельно выделялись кряшены, хемшилы, кереки, бесермяне, сойоты, челканцы и езиды[11].

В статье 26 Конституции Российской Федерации — России указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности[12].

Так Пресненский районный суд города Москвы отказался в 2009 году выносить решение по факту принадлежности гражданина России к еврейской национальности, указав, что «вынесение судом решения об установлении факта принадлежности к определенной национальности противоречило бы конституционному принципу свободы выбора и указания гражданином своей национальной принадлежности, поскольку означало бы издание органом государственной власти России акта, установившего принадлежность гражданина России к определенной национальности»[13].

В настоящее время в России право граждан определять свою национальность (этническую принадлежность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения в федерации люди сообщали о своей национальности и принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и прочие).

В итоге приказом Росстата № 74, от 27 января 2010 года, был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения — Всероссийской переписи населения 2010 года» (в опросном листе национальность — пункт № 7). Значительно увеличившийся список ограничен 1 840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

См. также

Примечания

Ссылки

  • Национальность — Российская социологическая энциклопедия под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
  • Дугин А.Г. Этносоциология — курс лекций на социологическом факультете МГУ

wiki.sc

Национальность – значение слова в словарях и энциклопедиях

принадлежность своему народу, имеющая глубоко духовный, кровно-мистический характер. «Национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ к духовному расцвету» (И.А. Ильин). В основе своей национальность есть подсознательный или, лучше, сверхсознательный инстинкт, а все инстинктивное не преднамеренно и в этом смысле наивно (потому так приторны и неприятны всякие преднамеренные потуги к национальничанью), но национальное сознание и чувство могут известным образом воспитываться и, конечно, также и извращаться. Инстинкт национальности, из слепого становясь зрячим, переходя в сознание, переживается как некоторое глубинное, мистическое влечение к своему народу, как любовь, не в скудном, моралистическом понимании рационалистической этики (как, например, у Л.Н. Толстого), но в мистическом смысле, как некоторый род эроса, рождающего крылья души, как нахождение себя в единстве с другими, переживание соборности, реальный выход из себя, особый transcensus. Конечно, это натуральное единство, или соборность, принципиально отлично от единой, истинно кафолической соборности в царстве благодатном, Церкви, и, насколько всякая такая натуральная соборность (народ, класс, человечество, государство) ставит себя на место этой кафолической соборности, она становится лжесоборностью, во имя низшего и стихийного, отрицая высшее и благодатное. В порядке соборности также существует некоторый иерархизм, последовательность ступеней которого безнаказанно не может быть нарушена. Но уже всякое преодоление своего индивидуального отъединения от целого, своего естественного «протестантизма», всякое чувство соборности человек переживает как некоторый эротический пафос, как любовь, которая дает любящему особое ясновидение относительно любимого. Чем крепче любовь, тем крепче и вера: одно на другое опирается и одно другое поддерживает. Не из рассуждений родятся наши основные и наиболее глубокие чувства, они возникают прежде рассуждений из темной глубины нашей личности. Потому и доказательства имеют здесь второстепенное значение. В них стремится осознать себя, полнее раскрыться почувствованная любовь, но ошибочно было бы думать, что из-за них она родится. Таким образом зарождается и крепнет идея национального призвания. Национальный мессианизм, помимо всякого определенного содержания, в него влагаемого, есть прежде всего чисто формальная категория, в которую неизбежно отливается национальное самосознание, любовь к своему народу и вера в него. Содержание это, вместе со славянофилами, можно видеть в церковно-религиозной миссии — в явлении миру «русского Христа», можно, вместе с Герценом и народничеством, видеть его в социалистических наклонностях народа, можно, наконец, вместе с революционерами последних лет, видеть его в особенной, «апокалиптической», русской революционности, благодаря которой мы совершим социальную революцию вперед Европы, эти противоположные или различные содержания имеют формальное сходство, суть разные выражения национальной миссии. И этот мессианизм появляется во все эпохи и у всех народов в пору их национального подъема; это общая форма сознания национальной индивидуальности. Национальный дух стихийно выражался в разных сторонах национального творчества, но не отверждается ни в какой из них в особенности, как на это справедливо указывается. Но совершенно ошибочно, однако, отсюда делается иногда еще дальнейшее заключение, что и не должно стремиться к его осознанию. Стремление найти логос национального чувства, понять и привести к возможной отчетливости идеал национального призвания неистребимо коренится в самом этом чувстве, которое, как и всякое глубокое чувство, не довольствуется инстинктивным самосознанием, но ищет своего логоса. Пусть все попытки его определения относительны и изменяются в истории, это нисколько не есть возражение против их правомерности. Работа национального самосознания идет безостановочно вместе с историческим ростом нации, причем в этом своем росте она делает все новые попытки самоопределения. Здесь происходит нечто подобное тому, что мы наблюдаем при росте личного самосознания. Это самоопределение бывает органически связано со всем религиозно-философским мировоззрением и представляет собой одно из его частных приложений. Потому при общем различии мировоззрений, обусловливающем разность восприятий и оценок, никоим образом не может получиться одинаковая национальная идеология. Так, например, у религиозных мыслителей типа А.С. Хомякова, Ф.М. Достоевского, конечно, не может быть одинаковой философии русской истории, как у рационалистического, безрелигиозного интеллигента, и то, что для одного представляется пережитой аберрацией ума, для другого как раз явится наиболее ценным. Поэтому, при всей стихийности национального чувства, едва ли может быть одинаковая философия нации, то в то же время едва ли можно только поэтому воздерживаться от такой философии. Идеал национального мессианизма требует своего выражения в некоторой идеальной проекции, а в то же время неизбежно становится и нормой для суда над действительностью. Народность представляет собой идеальную ценность не как этнографический материал, не своей внешней оболочкой — плохо для национального самосознания, если только к этому и сводится оно, — но как носительница идеального признания высшей миссии. Потому чистейшее выражение духа народности представляют собой его «герои» (в Карлейлевском смысле) или «святые» (в религиозном смысле). Вот почему каждый живой народ имеет и чтит, как умеет, своих святых и своих героев. Они те праведники, ради которых существует сырой материал этнографической массы, в них осуществляется миссия народа. Они самый прекрасный и нежный цветок, расцветающий на ветвях дерева, которое имеет толстый и грубый ствол и глубоко уходящие в землю корни. Самое существование народа оправдывается лишь его праведностью, верностью своему призванию и своему служению. Высоким призванием своим не только возвышается народ, но им он и судится. Национальная вера находится в трагическом конфликте с печальной действительностью; она колеблется, порою как будто гаснет, потом опять возрождается под волнами разных впечатлений. Такому огненному испытанию подвергается теперь и наша национальная вера в «святую Русь», в тот «святой остаток», ради которого — в высшем смысле — только и существует «Россия». Национальная вера не только не уполномачивает к самодовольству и самовосхвалению, но она обязывает быть требовательным, неумолимым, жестким, она понуждает к самобичеванию и самообличению. Те, сердце которых истекало кровью от боли за Родину, были в то же время ее нелицемерными обличителями. Но только страждущая любовь дает право на это национальное самозаушение, там же, где ее нет, где она не ощущается, поношение Родины, издевательство над матерью, проистекающее из легкомыслия или духовного оппортунизма, вызывает чувство отвращения и негодования. Национальный мессианизм есть поэтому жгучее чувство, всегда колеблющееся между надеждой и отчаянием, полное страха, тревоги, ответственности. Он не только не закрывает неприглядной действительности, стоящей в таком противоречии с высокой миссией, но ее сильнее подчеркивает. «О, недостойная избранья, ты избрана», — вырвалось однажды у Хомякова. И это чувство недостоинства в избрании, которое все-таки остается неотменимым для верующего сердца, наполняет душу смятением, страхом, ее волнует и терзает. В национальном чувстве есть поэтому страшная и всегда подстерегающая опасность изменить ради него кафоличности, всечеловечности, так же как национальной церкви легко отъединиться от церкви вселенской, «единой, соборной и апостольской». есть хотя и органическая, но не высшая форма человеческого единения, ибо она не только соединяет, но и разъединяет. И национальный мессианизм, особенно в годину исторического благополучия, слишком легко переходит в национальную исключительность, т.е. в то, что зовется обыкновенно национализмом. Классический пример такого национализма дает нам история еврейства; но его можно наблюдать и повсеместно. Национальное чувство поэтому нужно всегда держать в узде, подвергать аскетическому регулированию и никогда не отдаваться ему безраздельно. Идея избрания слишком легко вырождается в сознание особой привилегированности, между тем как она должна родить обостренное чувство ответственности и усугублять требовательность к себе. При правильном развитии национального чувства им должно порождаться историческое смирение, несмотря на веру в свое призвание, так же точно, как высота христианского идеала и возвышенность обетовании не надмевает, но смиряет их подлинных носителей. Одним словом, национальный аскетизм должен полагать границу национальному мессианизму, иначе превращающемуся в карикатурный, отталкивающий национализм. С.Н. Булгаков

vslovare.info

это что. Как определить национальность

В современном мире довольно остро стоит вопрос: «Национальность — это политическое, социальное или биологическое понятие?» Прежде чем говорить о национальности, следует познакомиться с сопутствующими терминами.

Народ. Этнос. Нация

Народ — «новый род», «народившийся род» людей, объединенных одной общей территорией, — основополагающее понятие в нашей теме. Из определения ясно, что это исключительно биологический термин — люди, имеющие близкое родство.

Этнос — это народ, то есть с течением времени сформировавшаяся из близких народов группа людей, которые имеют один язык (относятся к одной языковой группе) и общее происхождение, корни, но не связаны территориально.

Нация — это народ со своей общей историей развития, культурой, обычаями. Если один народ создаст свое национальное государство, он будет называться нацией. Таким образом, это уже более агрессивное, политическое понятие. Нация может включать в себя несколько близких национальных групп.

Национальность — это…

Национальность относится к какой-либо нации по биологическим признакам. Она не имеет связи со страной или конкретной территорией. Например, немцы, казахи или англичане, которые живут постоянно в России, — их национальность остается прежней со сменой места жительства, государства. Без национальности (характеристика родства между людьми) не будет развития народа, он не станет нацией.

Сейчас практически все государства многонациональны, хотя еще и существуют отдельные национальные республики.

Важно не путать гражданство и национальность. Первое понятие — социальное, означает, к обществу какой страны относится индивидуум. Второе, как видно из определения, биологическое и показывает, кто человек по рождению, происхождению.

Хотя в некоторых странах слово «национальность» — это все-таки определение государственной принадлежности индивида.

Народная национальность

Народ — это самая малая единица в сегодняшнем обсуждении, буквально можно воспринимать это слово как род, семья. В ходе своего развития семьи (племена) разрастались, разделялись, соединялись с соседями. Но так как у них были общие корни, а жизнь проходила во взаимодействии друг с другом, территориальной близости, то постепенно сформировались общие, сходные черты, настолько крепкие генетически, что передавались(-ются) потомкам независимо от времени и расстояния — национальность народов или народная национальность.

Так, если посмотреть на немцев, например: нежесаксонские немцы, франконцы, саксонцы, швабы, баварцы — вот сколько субэтносов (народов) относится к одной национальности людей.

У русских насчитывается около тридцати этнических групп по всей территории России и за ее пределами. И всего два диалекта — севернорусский (окающий) и южнорусский (акающий).

Как определить национальность

Казалось бы, чего проще. Живет он в Германии, папа — немец, мама — немка, он тоже немец! Но путь человечества на Земле уже довольно долог. Все смешалось — народы, этносы, нации… Определить принадлежность человека к конкретной национальности очень сложно. Особенно когда у папы в роду поляки и евреи, а у мамы испанцы и финны, а живут все в Австралии.

Несколько способов все же есть:

  1. Национальность ребенок принимает от отца. Отец от своего отца, и таким образом выстраивается довольно четкая родственная (национальная) линия. Так происходит практически во всем мире, кроме нескольких наций. У евреев, например, ребенок принимает национальность матери.
  2. У некоторых народных групп есть очень яркие, схожие внешние признаки. Строение тела или черты характера. По таким признакам человека причисляют к той или иной национальности.
  3. Люди, у которых нет возможности узнать национальность своих предков (сироты, например), берут или принимают в процессе воспитания, взросления черты той национальной группы, с которой взаимодействуют больше всего (приемные родители или работники детдома).
  4. Самый основной способ имеет два взаимосвязанных процесса определения — субъективный и объективный. Первый — это то, к какой национальности человек сам себя относит: какие он соблюдает традиции, имеет черты внешности и характера, носителем какого языка он является. Второй — это как воспринимают его сородичи. То есть отождествляют ли люди выбранной национальной группы этого человека с собой. Таким образом, национальность — это личное сознание и окружающее согласие с тем, что человек принадлежит (связан родством) к какой-то группе людей (народов, этносов).

fb.ru

Употребление слов «нация», «этнос» и «национальность»

  Теоретическая часть

Во всём мире употребление понятий «нация» и «этнос» упорядоченно, как в научном, так и в юридическом смыслах. Каждый из нас, заполняя иностранную эмиграционную карту видит, что «nationality» переводится как «гражданство». То есть «нация», в научном смысле слова, означает принадлежность к некому государству. Вместе с тем мы знаем, что американец или француз по гражданству, могут быть этническим арабом, мексиканцем или даже китайцем. Таким образом, «этнос» — это слово, обозначающее происхождения человека «по крови», а «нация» — понятие политическое. Нация может включать в себя много этносов, не смешивая их. В нашей стране применение общепринятых понятий «нации» и «этноса» в юридических документах и в научном обороте затруднено наличием языкового нового образования «национальность».
Понятие «национальность» было принято в Советском Союзе для обозначения народов, объединившихся в «единый советский народ», но не ставших нациями. Во всём делопроизводстве советского времени слово «национальность» использовалось то со смыслом «этнос», то со смыслом «нация». Это многолетняя практика привела к серьёзной путанице в документообороте, в научной и юридической литературе. Например, вошедшее во множество документов слово «межнациональный» корректно может быть применимо только к отношениям между государствами. Отношения между этносами внутри одного государства могут быть только «межэтническими». К сожалению путаница в терминологии вкралась в огромное количество законов, нормативных актов и книг. И даже в СМИ путаница между «нацией», «национальностью» и «этносом» крайне распространена до сих пор. Нам кажется. что постепенный отказ от не совсем точного термина советских времён «национальность» в пользу общепринятых «нации» и «этноса» будет полезен, как для русского языка, так и для русской науки.

Практическая работа

Наша практическая работа разделена на три части. В первой части мы посмотрели, как объясняют слова «нация», «этнос» и «национальность» основные словари русского языка. Во второй части мы постарались найти примеры ошибок в употреблении этих слов.В третей части мы проанализировали результаты опроса подростков от 12 до 14 лет «как вы понимаете значение слова…».

Часть первая

 1) Толковый словарь живого великорусского языка. Владимир Иванович Даль. (1861г)

НАЦИЯ —  ж. франц. народ, в обширном знач., язык, племя, колено; однородцы, говорящие одним общим языком, все сословия. Народный или народу свойственный; иногда, ошибочно, вм. простонародный. -ность ж. народность

 НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — слово отсутствует

ЭТНОС — 1. Народность *см. ЭТНОГРАФИЯ ж. греч. описание быта, нрава и обычая народа; народность, народописание, народообычие.*

2) Словарь русского языка. Сергей Иванович Ожегов. (1964г)

НАЦИЯ —  1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. 2. Страна, государство. Нации Советского Союза

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — 1. То же, что и народность (в 1 значении). *НАРОДНОСТЬ — общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе общности языка и территории и развивающейся общности экономической жизни.*

 2. Принадлежность к какой-то нации, народности. Национальность гражданина Советского Союза 3. Национальная самобытность.

ЭТНОС — 1. Состав населения. *см. ЭТНИЧЕСКИЙ — относящийся к какому-нибудь народу, его культуре.*

3) Толковый словарь русского языка. О. В. Михайлова. (2004г)

НАЦИЯ — 1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. 2. Страна, государство. Организация Объединённых Наций (ООН)

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — 1. То же, что и народность (в 1 значении). *НАРОДНОСТЬ — общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе общности языка и территории и развивающейся общности экономической жизни.* 2. Принадлежность к какой-то нации, народности. 3. Национальная самобытность.

ЭТНОС — 1. Состав населения. *см. ЭТНОГРАФИЯ — 1. Наука, изучающая материальную и духовную культуру народов. 2. Особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа.*

Как мы видим, в дореволюционном словаре В. И. Даля слово «национальность» отсутствует вовсе и появляется намного позднее в советский период, в словаре С. И. Ожегова, о чём мы и писали в теоретической части. Так же мы видим, что современный словарь почти дословно повторяет словарь советского периода, несмотря на то, что надобность в слове «национальность» отпала. Это и есть причина путаницы в смысле слов «нация», «этнос», «национальность»

Часть вторая
«Российская газета» — Федеральный выпуск №5856(183)
«В Госдуме готов к рассмотрению законопроект, запрещающий средствам массовой информации акцентировать национальность правонарушителей. Автор документа — депутат от «Единой России», бывший министр по внешним связям, нацполитике, печати и информации Чеченской Республики Шамсаил Саралиев. По его мнению, такая мера послужит профилактике конфликтов на национальной почве. «Если в практике российских СМИ нет такого понятия, как «русский ограбил русского», — говорит депутат, — то зачем писать, что «чеченец ограбил русского»? Это провоцирует межнациональные конфликты и внедряет в сознание людей ложные, заведомо неправильные стереотипы».»

Как мы видим, в этой статье словом «национальность» назван этнос. Давайте разберём пример, приведённый в статье («чеченец ограбил русского»). Чеченцы имеют российское гражданство, следовательно, они относятся к российской нации и к чеченскому этносу. Так же и с остальными этносами, входящими в состав российской нации.

Часть третья
Наиболее распространённые ответы:
Определение нации: 
1.принадлежность группы людей к определенной национальности
2.большая группа людей, объединенная по этническим признакам
3.люди,говорящие на одном языке, схожие по внешности, культуре, вере
Определение этноса:
1.группа людей, которых объединяют общие признаки
2.совокупность этнических признаков
3.группа людей и их общие признаки
4.группа людей с общими признаками
Определение национальности:
1.принадлежность человека к определенной национальности
2.принадлежность человека к определенной нации
3.люди с одной верой и культурой
4.группа людей, присущая к определенной стране

Как мы видим, все эти определения неправильны или неточны. Это показывает, что современные люди не понимают значение слов «нация», «этнос», «национальность», не смотря на то, что часто их используют

svetlana12.blogspot.com

Что такое национальность 🚩 Этика

Статья 26 Конституции РФ указывает, что каждый человек вправе определять или указывать свою национальную принадлежность. Кроме никто, не может быть к этому принужден. Россия — многонациональное государство, включающее в себя более 100 народов. За долгие годы межнационального сожительства народы в значительной мере перемешались, расселились по разным регионам. В Советском Союзе не существовало господствующей нации. Национальный вопрос считался полностью решенным, эта сфера находилась вне критики, возникающие трудности замалчивались.В новых условиях, рожденных перестройкой, появились широкие возможности для открытой реакции на сложившуюся ситуацию. Республики и автономии решили приобрести статус самостоятельных государственных образований, сохранить и защитить свой язык и культуру. Но эти демократические перемены не обошлись без перекосов. Права коренной нации были расширены за счет других национальностей. Возникла напряженность, национальные конфликты, миграция русского населения из бывших советских республик. В наши дни актуальность проблемы лишь снизилась не намного. Понимание национальности как этнической категории характерно для России и русского языка. В большинстве современных европейских языков этот термин обозначает гражданство, государственную принадлежность, подданство. Но по существу, понятия национальности и гражданства полностью не совпадают. К примеру, в Российской Федерации статус российского гражданства подразумевает определенные легально закрепленные различия национальностей. По сути же, отождествление национальности и гражданства приуменьшает определяющую роль национальности. Свидетельством этой роли являются противоречивые законы о гражданстве в разных странах. Для получения, например, французского гражданства необходимо доказать свою французскую национальность. В европейской юридической практике для отнесения людей к определенной национальности был выработан целый ряд принципов. Основной концепцией национальности считается консервативный принцип «закон крови», когда гражданство определяется по факту рождения от родителей соответствующей национальности. Этот принцип, к примеру, позволяет получить германское гражданство этническим немцам, которые родились за пределами Германии. Более либеральный принцип «закон почвы» определяет национальность в зависимости от факта рождения на определенной территории. Такой принцип типичен для Франции. Эти принципы получения гражданства действуют по отдельности или в различных сочетаниях.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *