30 Понятие модели. Классификация моделей. Требование к моделям. Примеры областей применения
Скачать ZIP архив | Скачать RAR архив
Понятие модели
Моделирование — это универсальный метод получения описания и использования знаний. Он использ
Классификация моделей
— Модели
— Натурные (физические)
— Математические
— Аналитические
— Компьютерные
—- Численные
—- Статические
—- Имитационные
— Полунатуральные
— При натурном моделировании используется либо сама исследуемая система, либо подобная ей. Модели в этих случаях представляют собой материальные объекты. Иной раз, поздать адекватную физическую модель не предоставляется возможным. В этом случае ограничиваются созданием и исследованием математических описаний закономерных отношений между значениями параметров оригиналов. Такие описания называют математическими моделями.
Математическая модель — это образ исследуемого объекта, умозрительно создаваемый исследователем с помощью определенных формальных (математических) систем с целью изучения или оценивания определенных свойств данного объекта.
— Полунатурные модели представляют собой гибрид вышеописанных, где часть моделируемых процессов (например, связанных с работой оператора), воспроизводится реальными средствами с максимальной точностью, а другая часть (например движение автомобиля или воздушного судна) имитируется на компьютере.
— Математическое моделирование можно определить как процесс установления соответствия реальной системе математической модели и проведения исследований на этой модели, позволяющий получить характериистики реальной системы.
Одним из основных достоинств матем.моделирования является их экономичность. По разным оценкам, применение математических моделей требует примерно в 10-100 раз меньших затрат по сравнению с физ.моделированием.
В зависимости от способов использования различают:
— При аналитическом моделировании процессы функционирования элементов записываются в виде матем.соотношений (алгебраич, интегральных, дифференциальных, логических)
В зависимости от способа моделирования различают:
— При численном моделировании для проведения расчетов используются методы вычислительной математики. От аналитического моделирования численное моделирование отличается тем, что возможно задание различных параметров модели.
— Статистическое моделирование (метод Монте Карло), состоит в обработке данных о системе (модели) с целью получения статистических характеристик системы. Его можно считать разновидностью имитациоонного моделирования, способ исследования процессов поведения вероятностных систем в условиях, когда неизвестны внутренние взаимодействия в этих системах. Он заключается в машинной имитации изучаемого процесса, который как бы копируется на вычислительной машине со всеми попровождающими его случайностями. Используется главным образом при решении задач исследования операций, в анализе производственной деятельности. Поскольку каждая реализация машинного эксперимента требует использования случайных чисел, получаемых из заранее сформированных таблиц или на основе компьютерных алгоритмов (в этом случае эти числа является псевдослучайным), то это обусловило происхождение названия метода (например рулетка).
Иммитационное (компьютерное) моделирование — возможно когда внутренние взаимодействия между элементами системы и механизмы протекания процессов исследуемого объекта достаточно хорошо изучены и описаны.
Математический аппарат
В зависимости от применяемого аппарата модели могут быть такими:
1 Функциональная — состоит из совокупности нескольких функций, описывающих взаимосвязи между различными параметрами моделируемой системы. Пример: Зависимость между массой, силой и ускорением движущегося тела (второй закон ньютона): F = ma
3 Табличная — описывает структуру и/или поведение моделируемой системы в виде одной или нескольких таблиц. Так эффективность применения того или иного антивирусного средства можно описать в виде таблицы, строками которой будут применяться программы, а столбцами — виды вирусныех атак
4 Графовая — использует математическое понятие графа для предоставления моделируемых структур и взаимодействий между отдельными элементами структур. Например, с помощью графовой модели можно представить транспортную сеть с целью оптимизации ее структуры или нахождения оптимальных путей передвижения по этой сети (логистика)
5 Алгоритмическая — строится как формализованное описание логической последовательности действий, которые необходимо предпринять для достижения требуемой цели в моделируемой системе. Например: для нахождения критического пути в сетевой графе работ используется алгоритм (метод) критического пути, построенный на рекуррентном правиле.
Назначение модели
— Если описание модели не содержит временного параметра, то модель называется статической (модель ДНК, планеты)
— Если описание модели включает временной параметр, то модель называется динамической. Примером динамической модели может быть модель свободно падающего тела, величина пройденного пути которого описываются выражением: S = g * t(в квадрате) / 2 ; где g-ускорение свободного падения, t-время прошедшее с момента начала движения
Модельное время
Модель называется моделью с дискретным временем (дискретной) если поведение моделируемой системы описывается только для дискретного набора моментов времени.
Например, если рассматривать систему артилерийского огня, то решение задачи оценивания эффективности стрельбы можно производить, привязыватясь только к определенным временным моментам, а именно к моментам произведения выстрела.
Модель называется моделью с непрерывным временем (неприрывной) если поведение моделируемой системы описывается для любого момента времени ее функционирования.
Вид используемых функций
— Линейные — в линейных моделях математическая связь ее выходных параметров с входными может быть представлена с помощью линейных зависимостей. Второй ньютона: F = ma. Закон Ома: U = IR
Построение и использование нелинейных моделей сопряжены со значительными трудностями, поэтому на практике чаще прибегают к кусочно-линейной аппроксимации (линеаризации) нелинейных моделей в целях упрощения задачи.
Определенность поведения
— Детерминированые модели — в каждый момент времени можно однозначно предстказать (основываясь на значениях входных параметров) значения выходных параметров(Астрономия).
— Стохастические модели (вероятностная) — модель в силу действия недостаточной изученных случайных факторов предсказать однозначно ее поведение нельзя. Описание и исследование моделируемой системы может быть построено на использовании аппарата теории вероятностей и мат.статистики, на основании известных законов разспределения случайных величин (Системы массового обслуживания | Парикмахерская, Банк, Билетная касса), где момент прихода очередного требования и продолжительность нахождения его в системе однозначно непредсказуемы.
Требования, предъявляемые к моделям
— Основным обязательным свойством модели является ее целенаправленность.
— Свойство адекватности модели определяет ее пригодность в качестве инструмента проведения исследований. Модель считается адекватной, если она отражает заданные свойства моделируемого объекта с приемлимой точностью. Точность определяется как степень совпадения значений выходных параметров модели и объекта. Если в процессе построения модели допущены принципиальные ошибки, то говорить о ее точности не имеет смысла.
— Экономичность модели характеризуется затратами вычислит.ресурсов для ее реализации — затратами машинного времени и памяти.
Степень соответствия модели своему назначению и ее практическая полезность характеризуется также наличием у нее таких свойств, как:
— наглядность, обозримость основных свойств и отношений;
— управляемость, предполагающая наличие в модели должна хотя бы одного параметра, изменениями которого можно имитировать поведение моделируемой системы в различных условиях;
— адаптивность под которой понимается способность модели приспасаливаться к различным входным параметрам и воздействиям окружения;
— способность к эволюции, т.е. к количественному и качественному развитию.
Основные области применения моделей
— Создание теории исследуемых систем;
— Управление системой в целом и отдельными ее подсистемами, выработка управленческих решений и стратегий;
— Автоматизация системы или отдельных ее подсистем;
— Обучение;
— Прогнозирование реакции систем (выходных данных) на воздействия, ситуации, состояния.
Основные шаги процесса моделирования
Постановка задачи —> Сбор информации о моделируемом объекте —> Содержательное описание модели —> Разработка и отладка модели —> Оценка адекватности —> Экспериментальное исследование —> Анализ результата моделирования —> Документирование
Сбор данных об исследуемой системе, создание содержательного описания, формализация описания, заработка компьютерной программы и обоснование действующей программной модели.
На созданной модели проводится изучение моделируемой системы (оригинала) путем ряда запусков программы (прогонов) на совокупности исходных данных. Собранные сведения подвергаются анализу и документируются.
Выполнение шагов указанной процедуры не является в общем случае строго последовательным: в зависимости от получаемых на одном из шагов результатов возможен возврат на предыдущие шаги с целью корректировки их результатов с последующим их повторением (процесс моделирования носит итеративный характер).
konyakov.ru
Примеры моделей предприятий
Типовые структуры процессов
Типовые структуры бизнес-процессов (Process Frameworks) разработаны Группой компаний «Современные технологии управления» в качестве методической основы для построения моделей бизнес-процессов реальных компаний. Типовые структуры представлены в формате PDF для ознакомления и в формате XML для использования в Business Studio (доступны для загрузки на странице Пакеты для самостоятельной загрузки).
Оказание услуг (PDF)
Проектная деятельность (PDF)
Производство (PDF)
Управляющая компания (PDF)
Уникальная возможность
Вы можете провести диагностику вашей компании на основе типовых структур процессов для выявления наиболее проблемных зон. Диагностика проводится при помощи онлайн системы организационной диагностики BIZDIAGNOSTICS.
Модели бизнес-процессов, созданные в системе Business Studio
В данном разделе размещены примеры бизнес-процессов — учебные модели и модели бизнес-процессов реальных предприятий, созданные в системе Business Studio.
Модели опубликованы в формате HTML-публикации, автоматически формируемой Business Studio. HTML-публикация содержит диаграммы бизнес-процессов предприятия, основные регламентные документы (Регламент процесса, Регламент процедуры, Положение о подразделении, Должностная инструкция) и управленческую информацию с возможностью перехода между документами по гиперссылкам.
Внимание!
Шаблоны документов, используемые в бизнес-моделях, являются демонстрационными. Формат, структуру и состав информации выходных документов Business Studio, формируемых при построении бизнес-моделей, можно настраивать под потребности конкретной компании.
Модель производственного предприятия
Характеристика предприятия
Основные направления деятельности:
- Производство и продажа алюминиевого профиля;
- Производство и продажа автокомпонентов.
Численность персонала: 1200 человек.
Описание модели
Модель является локализацией 8-ми процессной нормативной модели бизнес-процессов организации. Цели создания модели — подготовка к автоматизации бизнес-процессов (создание модели «как будет» с учетом применения будущей информационной системы), формирование технического задания на автоматизацию.
Модель включает:
- Модель бизнес-процессов и процедур;
- Организационную структуру предприятия;
- Перечень документов, используемых при выполнении бизнес-процессов предприятия;
- Перечень функций будущей информационной системы.
Для планирования автоматизации в модели установлена связь процессов с функциями информационной системы. В результате, автоматически сформировано Техническое задание на автоматизацию, включающее:
- Перечень бизнес-процессов предприятия, которые подлежат автоматизации;
- Перечень документов и отчетов, которые должны быть получены при помощи информационной системы;
- Перечень всех функций информационной системы;
- Перечень планируемых рабочих мест.
Техническое задание на автоматизацию
Нормативная 8-процессная модель деятельности производственного предприятия
Модель разработана компанией «БКГ» и лично ведущим российским специалистом в области организационного развития компаний Т.Р. Кадыевым. Может применяться как основа для последующей локализации на конкретном предприятии.
Модель включает в себя:
- Модель бизнес-процессов, описывающую деятельность предприятия;
- Организационную структуру предприятия, построенную по процессному (кросс-функциональному) принципу;
- Перечень документов, используемых в бизнес-процессах предприятия.
Принцип построения бизнес-модели заключается в выделении основных объектов управления бизнес-системы и проектировании процессов управления этими объектами: (бизнес-процессы, стратегия развития).
Объект управления | Процесс первого уровня |
---|---|
Бизнес-система | Выработка согласованных условий деятельности |
Продукт | Разработка и модификация продуктов |
Клиент | Продвижение и продажи |
Производственный цикл | Производство продукции |
Ресурсы | Материально-техническое обеспечение |
Технология | Воспроизводство средств производства |
Персонал | Воспроизводство трудовых ресурсов |
Финансы | Финансирование деятельности и расчеты по обязательствам |
Результатом выполнения процессов первого уровня является объект управления, приведенный в требуемое состояние. Процессы первого уровня декомпозируются на подпроцессы, необходимые для последовательной трансформации состояния объекта управления из начального в требуемое. Для каждого подпроцесса установлены цели, которые необходимо достигнуть в рамках выполнения подпроцесса. Полученное таким образом дерево целей обеспечивает декомпозицию стратегических целей предприятия до уровня конкретных исполнителей.
Модель компании «ИнТехПроект»
Модель компании, осуществляющей деятельность по проектированию, монтажу и обслуживанию инженерно-технических систем.
Модель включает:
Данная модель содержится в демо-версии системы Business Studio.
Модель производственной деятельности в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000
Рост конкуренции между западными и отечественными компаниями за право преобладания на Российском рынке товаров и услуг заставляет последних активнее использовать современные методы управления, в частности, построение системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям ИСО 9001:2000 г. Данный стандарт представляет собой набор требований к подсистеме управления качеством выпускаемой продукции или оказания услуг организации. Функционирующая СМК позволяет утверждать, что организация способна выпускать качественную продукцию (оказывать услуги) на регулярной основе, а значит, имеет большие преимущества перед конкурентами. Однако построение СМК дело непростое, зачастую требующее от организации внесения значительных изменений в ее производственно-хозяйственную деятельность, в бизнес-процессы предприятия. Для облегчения понимания требований самого стандарта ИСО 9001:2000 г., а также в качестве примера построения СМК предлагается модель деятельности организации, осуществляющей производство продукции. Модель включает в себе все стандартные процессы, начиная от проектирования и заканчивая сервисным обслуживанием продукции.
Для описания модели организации использовалась нотация функционального моделирования IDEF0. Процессы верхнего уровня модели соответствуют ключевым разделам стандарта ИСО 9001:2000 г., далее они декомпозируются на подпроцессы нижнего уровня уже непосредственно в привязке к производственно-хозяйственной деятельности организации. Таким образом, модель представляет собой совокупность бизнес-процессов организации с интегрированными в них требованиями ИСО 9001:2000 г. При этом существуют ограничения в интерпретации требований стандарта (переложении их на деятельность организации), связанные с тем, что за основу была принята достаточно условная организация, без какой-либо отраслевой специфики. В связи с этим, на практике, такую модель можно использовать как основу для анализа соответствия деятельности предприятия (по зонам ответственности — разделы стандарта) требованиям ИСО 9001:2000, а также как нормативную модель для разработки и внедрения СМК.
Свои предложения и замечания по моделям бизнес-процессов Вы можете сообщить по электронной почте: [email protected].
www.businessstudio.ru
виды моделей, понятие и описание
Каждый современный человек ежедневно сталкивается с понятиями «объект» и «модель». Примерами объектов являются как предметы, доступные для осязания (книга, земля, стол, ручка, карандаш), так и недоступные (звезды, небо, метеориты), предметы художественного творчества и умственной деятельности (сочинение, стихотворение, решение задачи, картина, музыка и другие). Причем каждый объект человеком воспринимается только как единое целое.
Объект. Виды. Характеристики
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что объект является частью внешнего мира, которая может быть воспринята в качестве единого целого. Каждый предмет восприятия имеет свои индивидуальные характеристики, отличающие его от других (форма, сфера использования, цвет, запах, размер и так далее). Важнейшей характеристикой объекта является название, но для полного качественного его описания одного названия недостаточно. Чем более полно и подробно описан объект, тем легче процесс его распознавания.
Модели. Определение. Классификация
В своей деятельности (образовательной, научной, художественной, технологической) человек ежедневно использует уже существующие и создает новые модели внешнего мира. Они позволяют сформировать впечатление о процессах и объектах, недоступных для непосредственного восприятия (очень маленькие или, наоборот, очень большие, очень медленные или очень быстрые, очень далекие и так далее).
Итак, модель – это некоторый объект, отражающий важнейшие особенности изучаемого явления, объекта либо процесса. Может существовать несколько вариаций моделей одного и того же объекта, также как несколько объектов могут быть описаны одной единственной моделью. Например, подобная ситуация возникает в механике, когда различные тела с материальной оболочкой могут быть выражены материальными точками, то есть одинаковой моделью (человек, автомобиль, поезд, самолет).
Важно помнить, что ни одна модель не способна полноценно заменить изображаемый объект, так как она отображает только некоторые из его свойств. Но порой при решении определенных задач различных научных и промышленных течений описание внешнего вида модели может быть не просто полезным, но единственной возможностью представить и изучить особенности характеристик объекта.
Сфера применения предметов моделирования
Модели играют важную роль в различных сферах жизни человека: в науке, образовании, торговле, проектировании и других. Например, без их применения невозможны проектирование и сборка технических устройств, механизмов, электрических цепей, машин, зданий и так далее, так как без предварительных расчетов и создания чертежа выпуск даже простейшей детали невозможен.
Часто используются модели в образовательных целях. Они носят названия наглядных. Например, из географии представление о Земле как о планете человек получает, изучая глобус. Также актуальными наглядные модели являются и в других науках (химии, физике, математике, биологии и других).
В свою очередь, теоретические модели востребованы при изучении естественных и точных наук (биологии, химии, физики, геометрии). Они отражают свойства, поведение и строение объектов, подвергающихся изучению.
Моделирование как процесс
Моделирование – метод познавания, включающий в себя исследование существующих и создание новых моделей. Предметом познания данной науки является модель. Виды моделей ранжируются в зависимости от различных свойств. Как известно, любой объект имеет множество характеристик. При создании определенной модели выделяются лишь наиболее важные для решения поставленной задачи.
Процессом создания моделей является художественное творчество во всем своем разнообразии. В связи с этим фактически каждое художественное или литературное произведение можно рассматривать в качестве модели реального объекта. Например, картины являются моделями реальных пейзажей, натюрмортов, людей, литературные произведения – моделями человеческих жизней и так далее. Например, при создании модели самолета с целью изучения его аэродинамических качеств важно отразить в ней геометрические свойства оригинала, но абсолютно неважен его цвет.
Одни и те же объекты различными науками изучаются с разных точек зрения, а соответственно, их виды моделей для изучения будут также отличаться. Например, физика изучает процессы и результаты взаимодействия объектов, химия – химический состав, биология – поведение и строение организмов.
Модель относительно временного фактора
Относительно времени модели делятся на два вида: статические и динамические. Примером первого вида является единоразовое обследование человека в клинике. Оно отображает картину его состояния здоровья на данный момент, в то время как его медицинская карта будет моделью динамической, отражающей изменения, происходящие в организме на протяжении определенного периода времени.
Модель. Виды моделей относительно формы
Как уже понятно, модели могут различаться по разным характеристикам. Так, все ныне известные виды моделей данных можно условно разделить на два основных класса: материальные (предметные) и информационные.
Первый вид передает физические, геометрические и иные свойства объектов в материальной форме (анатомический муляж, глобус, макет здания и так далее).
Виды информационных моделей разнятся по форме реализации: знаковая и образная. Образные модели (фотографии, рисунки и другое) являются зрительными реализациями объектов, зафиксированными на определенном носителе (фото-, кинопленке, бумажном или цифровом).
Они широко применяются в образовательном процессе (плакаты), при изучении различных наук (ботаника, биология, палеонтология и других). Знаковые модели – это реализации объектов в виде символов одной из известных языковых систем. Они могут быть представлены в виде формул, текста, таблиц, схем и так далее. Существуют случаи, когда, создавая знаковую модель (виды моделей передают конкретно то содержание, которое требуется для изучения определенных характеристик объекта), используют сразу несколько известных языков. Примером в данном случае выступают различные графики, диаграммы, карты и подобное, где используются как графические символы, так и символы одной из языковых систем.С целью отражения сведений из различных сфер жизни применяются три основных вида информационных моделей: сетевые, иерархические и табличные. Из них наиболее популярным является последний, применяемый для фиксации различных состояний объектов и характерных для них данных.
Табличная реализация модели
Данный вид информационной модели, как уже было сказано выше, является наиболее известным. Выглядит он следующим образом: это обычная, состоящая из строк и столбцов таблица прямоугольной формы, графы которой заполнены символами одного из известных знаковых языков мира. Применяются табличные модели с целью характеристики объектов, обладающих одинаковыми свойствами.
С их помощью в различных научных сферах могут быть созданы как динамические, так и статические модели. Например, таблицы, содержащие математические функции, различные статистические данные, расписания поездов и так далее.Математическая модель. Виды моделей
Отдельной разновидностью информационных моделей являются математические. Все виды математических моделей обычно состоят из уравнений, написанных на языке алгебры. Решение данных задач, как правило, основывается на процессе поиска равнозначных преобразований, которые способствуют выражению переменной величины в виде формулы. Существуют также для некоторых уравнений и точные решения (квадратные, линейные, тригонометрические и так далее). Как следствие, для их решения приходится применять методы решения с приближенной заданной точностью, иначе говоря, такие виды математических данных, как числовой (метод половинного деления), графический (построение графиков) и другие. Метод половинного деления целесообразно использовать лишь при условии, что известен отрезок, где функция при определенных значениях корня уравнения принимает полярные значения.
А метод построения графика является унифицированным. Его можно использовать как в вышеописанном случае, так и в ситуации, когда решение может быть только приближенным, а не точным, в случае так называемого «грубого» решения уравнений.fb.ru
Примеры информационных моделей в школе :: SYL.ru
Какие примеры информационных моделей можно привести для образовательных учреждений? Как педагоги могут использовать их в своей работе? Попробуем вместе найти ответы на поставленные вопросы.
Что такое модель
Что такое знаковые информационные модели? Примеры их используют в своей работе все учителя, которые владеют современными информационными технологиями. В общем виде модель — это разные способы представления анализируемой реальности.
Разновидности
Можно привести примеры информационных моделей материального и идеального вида.
Натурные варианты базируются на объективном примере, они существуют независимо от человека, его сознания. В настоящее время их подразделяют на физические и аналоговые варианты, которые основываются на явлениях, связанных с изучаемым предметом.
Идеальные модели связаны с мышлением человека, его восприятием, воображением. Среди них можно отметить интуитивные, которые не подходят ни под один вариант классификации.
Приводя примеры образной информационной модели, можно упомянуть одну из таких моделей. Рассмотрим подробнее их классификацию.
Текстовые идеальные модели
Вербальные модели применяют преподаватели гуманитарного цикла. Они помогают описывать последовательными предложениями определенную область, явление, объект, событие. Как будет выглядеть такая информационная модель урока? Пример возьмем из курса литературы. При изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир», учитель описывает образ Наташи Ростовой. Для этого он пользуется именно текстовой моделью. Ребята, слушая педагога, создают на основе его восприятия образа этой героини, свой образ героини Толстого.
Если учитель истории просит своих воспитанников: «Приведите примеры образной информационной модели событий, произошедших во время Куликовской битвы, основываясь на просмотренных фрагментах», ребята создают свой образ того сражения. Они передают его в виде связанных в рассказ предложений.
Можно привести примеры информационных моделей вербального вида и из курса физики. При изучении темы «Давление твердых тел» в седьмом классе, учитель рассказывает детям, как сложно передвигаться по рыхлому снегу без лыж. Затем школьникам предлагается объяснить причину подобного явления, выявить параметры, от которых зависит изучаемая физическая величина. Образ, который возникает в сознание ребят после рассказа педагога, помогает им ответить на поставленный вопрос.
В качестве примеров подобной модели можно отметить учебник, правила дорожного движения.
Математические модели
Они считаются широким классом знаковых моделей. Основываются математические модели на использовании соотношений, сравнений, иных методах, применяемых в данной науке. Приводя примеры информационных моделей, основанных на математических методах, можно упомянуть решение квадратных уравнений, составление пропорций. Все разделы геометрии, предполагающие вывод и доказательство теорем, также связаны с построением математической модели. Не обходится без них и такой школьный предмет как экономика.
Информационные модели
Они считаются классом знаковых моделей, которые описывают любые информационные процессы: появление, передачу, изменение, применение информации в разных системах. Примеры табличных информационных моделей в школе можно найти в курсе географии 10 класса. При изучении экономической географии табличная модель помогает наглядно видеть основные характеристики страны, использовать материал для составления полного рассказа.
Кроме того примеры табличных информационных моделей можно найти в любом школьном курсе. В химии это таблица растворимости соединений, а также периодическая система Менделеева. В физике без таблиц учителю сложно объяснить основные термины, изучаемые в теме «Электричество». В истории с их помощью осуществляется систематизация знаний, ребята вписывают в один столбик важные исторические даты, а в другом — описывают события, которые им соответствуют.
Взаимосвязь моделей
Между информационными, математическими, вербальными моделями существует условная грань. Все 3 примера информационных моделей встречаются в школьных дисциплинах. Так, для математики, физики, информатики, самыми востребованными считают математические и информационные варианты. Но без вербальной модели ребята не смогут объяснить явления, алгоритмы, уравнения и неравенства.
Особенности моделирования
Прежде чем рассматривать примеры графических информационных моделей, выясним особенности моделирования. Модель представляет собой объект, созданный искусственно. Это необходимо для упрощения представления о настоящем объекте либо явлении. Модель в полной мере отражает все особенности самого исходного процесса. Если дано задание: «Приведите пример информационной модели», необходимо понимать суть процесса.
Речь идет о построении модели, которая предназначена для изучения информационных явлений, процессов. В информатике в качестве такого предмета можно рассматривать программирование. Используя определенный математический язык программирования, можно представить текстовый материал в графическом виде.
Моделирование предполагает построение той модели, которая предназначена для исследования и изучения исходного объекта, явления, процесса. Созданная копия лишь наделена теми качествами и свойствами, которые характерны для исходного предмета, но допускает некоторые отклонения от идеала.
Деятельностный подход
Полноценные модели можно получать при использовании системного подхода. Это особенно актуально в рамках образовательных учреждений. Преобразования, которые коснулись школ в последние годы, позволили установить логическую связь между отдельными дисциплинами.
Такой деятельностный вариант обучения способствует формированию гармонически развитой личности, понимающей единство живого мира, взаимосвязь отдельных процессов и явлений.
Если учителя просят: «Приведите пример информационной модели», он смело может выбирать любой учебный предмет. Нет такой дисциплины, в которой бы не применялись таблицы, графики, диаграммы, презентации.
Особенности современной школы
Новые стандарты, которые были введены в российские школы, предполагают рассмотрение одного явления с разных точек зрения. Например, из курса физики ребята узнают о том, что электроны необходимы для протекания в металлах электрического тока. Они получают информацию о заряде этой отрицательной частицы, определении их количества у разных металлов. На уроках химии школьникам рассказывают о вероятности размещения электронов на энергетических уровнях.
При изучении темы «Окислительно-восстановительные реакции» у школьников появляется информация о том, что происходит с этими отрицательными частицами при химическом взаимодействии. Несмотря на то что информация предоставляется с разных позиций, речь идет об одном объекте – электронах. Подобный системный подход позволяет формировать в сознании школьников полное представление о строении вещества, его превращениях.
В приведенном примере изучаемый объект рассматривается как полная система, составная часть единого целого (вещества). В зависимости от учебной дисциплины используют определенные характеристики, дополнения. В случае системного подхода на первое место выходят не причинные пояснения существования объекта, а необходимость включения с него иных составных частей.
Особое значение формирование универсальных моделей приобретает при экспериментальной деятельности. Используя персональный компьютер, можно провести вычисления параметров, которые будут связаны с анализируемым объектом.
Такое моделирование важно для научного познания природных явлений. В школьном курсе информатики такие действия именуют вычислительным экспериментом, который базируется на трех важных понятиях: модели, алгоритме, программе.
Использование в рамках школы персонального компьютера возможно по трем основным вариантам:
- проведение с помощью ПК прямых расчетов;
- создание базы данных, превращение ее в программу либо определенный алгоритм;
- поддержание между компьютером и школьником интерфейса.
Признаки моделей
Среди самых распространенных признаков, по которым можно провести классификацию всех моделей, выделим: цель применения, сферу знаний, временной фактор, вариант представления.
В зависимости от того, какая цель поставлена перед моделью, выделяют опытные, учебные, игровые, имитационные, научно-технические варианты моделей. Так, например, на начальной ступени школьного образования, наиболее применимыми и значимыми игровые технологии, позволяющие ребятам ощутить себя в роли учителя, врача, полицейского. Игровые модели у детей семи-восьми лет хорошо сформированы, поскольку в дошкольных образовательных учреждениях они применяются в качестве обязательного элемента при формировании личностных качеств ребенка.
Разновидности моделей
В зависимости от области знаний, для которых составляется модель, в настоящее время выделяют экономические, биологические, социологические, химические виды. К примеру, для естественнонаучного цикла важно сформировать такую модель, которая бы позволяла объяснять явления, происходящие в живой и неживой природе. В социологии акцент делают на процессы, происходящие в социуме.
По временному фактору выделяют статические и динамические варианты моделей. Статический вариант характеризует параметры и строение объекта, позволяет описывать выбранное явление (объект) в конкретный промежуток времени, помогает получать о нем достоверную и своевременную информацию.
У любой модели существует конкретная форма, вид, вариант представления, описание. В школе предполагается рассмотрение в большей степени материальных и нематериальных моделей, в зависимости от специфики учебной дисциплины.
Материальные модели предполагают реальное воплощение, они в полной мере повторяют внутреннее либо внешнее строение самого объекта. Например, в географии в качестве такой уменьшенной модели выступает макет земного шара (глобус), на котором нанесены все моря и океаны, материки и острова. Данные модели непосредственным образом связаны с исследовательским подходом к обучению современных школьников. Они необходимы при преподавании химии, физики, биологии, астрономии, географии.
Нематериальное моделирование предполагает использование теоретического способа познания.
Заключение
Любая информационная модель представляет собой совокупность информации об явлении, объекте, процессе. С ее помощью можно охарактеризовать любой процесс, происходящий в живой и неживой природе. Разнообразные графики, карты, таблицы, диаграммы, которые активно применяются педагогами на всех ступенях обучения, дают свой положительный результат.
Интуитивное (мысленное) моделирование способствует созданию первого впечатления о процессе, происходящем в химии или биологии. Благодаря совокупности всех вариантов информационных моделей, у подрастающего поколения нашей страны формируется адекватная оценка единства живого и неживого мира. Выпускники школ могут самостоятельно выстраивать любые модели, использовать их для изучения, анализа, оценки событий и явлений.
www.syl.ru
Виды моделей данных
Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Виды моделей данных
Изучив эту тему, вы узнаете и повторите::
— что представляет собой модель данных;
— в чем особенность иерархической модели данных;
— в чем особенность сетевой модели данных;
— в чем особенность реляционной модели данных;
— как устанавливаются связи в реляционной модели.
Представление о модели данных
Прежде чем переходить к работе по созданию базы данных на компьютере, необходимо разработать модель данных.
Начнем рассмотрение этого понятия на примере предметной области Школьная библиотека. В любой библиотеке для поиска нужной литературы используются каталоги, в которых хранятся сведения обо всех имеющихся в ней книгах. Каталоги бывают алфавитные (рис. 4.2) и предметные (рис. 4.3). Каталог состоит из карточек. В карточке содержатся сведения об одной книге. Карточки создаются в двух экземплярах, один из которых хранится в алфавитном каталоге, а другой — в предметном. Оба каталога содержат одни и те же карточки, но расставлены они в разном порядке.
Рис. 4.2. Алфавитный каталог
Рис. 4.3. Предметный каталог
Рассмотрим, как организована структура библиотечного каталога. Каталог, как объект, можно описать информационной моделью, для представления которой используются разнообразные формы. Так, например, информационная модель предметного каталога школьной библиотеки может быть отображена в наглядной графической форме в виде иерархической структуры (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Информационная модель предметного каталога
школьной библиотеки в виде иерархической структуры
Другой формой представления информационной модели могут быть таблицы, где в отличие от предыдущей формы можно кроме указания объектов отобразить и их свойства. Например, для отображения свойств объектов предметной области Школьная библиотека можно создать две таблицы — художественной и учебной литературы. Эта же информация может быть представлена в виде совокупности более детализированных таблиц.
Например, информация о художественной литературе может быть представлена в виде двух таблиц — для иностранной и русской литературы, а учебная — в виде нескольких таблиц для физики, биологии, химии и т. д. Каждая запись в такой таблице является аналогом карточки каталога и отражает сведения только об одной книге. Таким образом, одна база данных может состоять из нескольких таблиц, связь между которыми необходимо организовать по определенным правилам.
Важно не только собрать вместе нужную информацию, но и удачно ее структурировать, то есть создать информационную модель данных и представить в определенной форме. Это позволит понять информационную структуру объекта и создать необходимые процедуры для извлечения из базы данных нужной информации.
Применительно к базам данных такая информационная модель получила более короткое название — модель данных.
Модель данных — это совокупность взаимосвязанных по определенному правилу данных.
Информация, отражающая существенные признаки объекта, процесса, явления и хранящаяся в памяти компьютера, представляет собой компьютерную информационную модель. Выделяют три основные модели данных: иерархическую, сетевую и реляционную. Рассмотрим каждую из них.
Иерархическая модель данных
Иерархическая модель данных отображает взаимосвязь информационных объектов по уровням подчиненности. На верхнем (корневом) уровне расположен единственный информационный объект. Ему подчиняется несколько информационных объектов второго уровня. Каждому информационному объекту второго уровня подчиняется несколько информационных объектов третьего уровня и т. д.
Рассмотрим примеры иерархических моделей.
На верхнем уровне информационной модели Школы Санкт- Петербурга (рис. 4.5) расположен корневой объект — информация о городе Санкт-Петербурге. Город состоит их нескольких районов, информация о которых отражена на втором уровне. В каждом районе имеется несколько школ — это объекты третьего уровня. Можно продолжить дальнейшее разделение по уровням иерархии: на четвертом уровне находятся классы, на пятом — ученики. Каждый уровень (кроме первого) отображает информацию о классе объектов. В данной модели можно выделить следующие классы: районы, школы, классы, ученики.
Рис. 4.5. Пример иерархической модели данных Школы Санкт-Петербурга
В обобщенном виде модель изображается в виде дерева, элементами которого являются узлы, распределенные по уровням, и дуги (рис. 4.6).
Узел представляет информационную модель объекта, находящегося на данном уровне иерархии. Дуги показывают связи между объектами разных уровней.
Сформулируем основные свойства иерархической модели.
♦ Модель имеет только одну вершину первого уровня, называемую корнем.
Рис. 4.6. Графическое изображение иерархической модели в обобщенном виде
♦ Между узлами двух соседних уровней установлены следующие отношения. Каждый узел нижнего уровня должен быть связан только с одним узлом верхнего уровня. Каждый узел верхнего уровня может быть связан с несколькими узлами нижнего уровня. Такая связь называется «один-ко-многим», условно записывается как соотношение 1:М.
♦ Узлы последнего нижнего уровня не имеют подчиненных узлов.
♦ Каждый узел имеет имя (идентификатор).
♦ Узлы одного уровня образуют один класс объектов.
Примером иерархической модели данных является структура каталога (рис. 4.7), отражающая информацию о хранящихся на компьютере файлах.
Эта структура представляет совокупность папок и файлов, распределенных по уровням вложенности. Корневой папкой является жесткий диск.
Каждая папка или файл является узлом иерархической модели и характеризуется конкретными значениями параметров, посредством которых описывается соответствующий класс объектов.
Иерархической моделью данных является также генеалогическое дерево, показывающее наследственные связи между родственниками.
Рис. 4.7. Иерархическая структура каталога
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое модель данных и для чего она нужна?
2. Приведите определение информационной модели и сопоставьте его с определением модели данных. Найдите у них общие и различающиеся характеристики.
3. Какие вы знаете формы представления информационной модели? Сравните их и сделайте вывод о том, когда лучше использовать ту или иную форму представления.
4. Приведите примеры моделей данных для разных предметных областей.
5. Что представляет собой иерархическая модель данных в общем виде?
6. Что такое узел иерархической модели данных?
7. В чем состоят свойства иерархической модели данных?
8. Приведите примеры иерархических моделей данных.
9. Что представляет собой сетевая модель данных в общем виде?
10. В чем состоят свойства сетевой модели данных?
11. Приведите примеры сетевых моделей данных.
12. Что представляет собой реляционная модель данных в общем виде?
13. Как вы понимаете связь между информационными объектами 1:1? Приведите примеры такого типа связей.
14. Как вы понимаете связь между информационными объектами 1:М? Приведите примеры этого типа связей.
15. Как вы понимаете связь между информационными объектами М:М? Приведите примеры данного типа связей.
16. В чем состоят свойства реляционной модели данных?
17. Приведите примеры реляционных моделей данных.
18. Как графически отображается реляционная модель данных?
19. Приведите примеры преобразования иерархической модели в реляционную.
20. Приведите примеры преобразования сетевой модели в реляционную.
xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Примеры информационных моделей объектов
Услышав такие слова как «моделирование», «модель», человек представляет себе образы из своего детства: макеты домов, маленькие автомобили, самолеты, глобус. Именно с помощью таких упрощенных вариантов отражают функции и характеристики подлинных предметов и объектов. Глядя на примеры информационных моделей, намного проще понять суть и предназначение самого оригинала.
Основная цель моделирования
Примеры графических информационных моделей в повседневной жизни встречаются часто. Именно с их помощью можно наглядно представить сложность реальных процессов. Они являются подобием реальных предметов, но обладают только теми характеристиками, которые будут востребованы в определенной ситуации. Примеры информационных моделей показывают, что нет смысла наделять их абсолютно всеми характеристиками реального объекта. Ведь придется существенно усложнить структуру, ею будет неудобно пользоваться.
Важно понимать, какова основная цель создания модели, в какой ситуации она будет использоваться. Исходя из этих характеристик, создаваемую уменьшенную копию реального объекта наделяют определенными параметрами. В современном моделировании стараются придерживаться четкой последовательности. Она включает в себя создание самого объекта, постановку цели для сотворения уменьшенной копии, определение ее основных характеристик.
Системный анализ
Если анализировать примеры информационных моделей, необходимо остановиться на словесных, графических, математических, табличных вариантах. Попробуем выявить наиболее важные параметры, которые необходимы для моделирования, а также найти между ними взаимосвязь. Процесс, касающийся составления совокупности свойств реального объекта для формирования его уменьшенной копии, принято называть системным анализом.
Вариант представления
Примеры информационных моделей различных видов подтверждают важность поиска оптимальной формы их представления. Именно она связана с формированием некого образа о реальном предмете. Среди основных требований, которые предъявляются к проекту, лидирующие позиции принадлежат наглядности. Ее обеспечивает информационная графическая модель. О ней поговорим подробней.
Примеры графических информационных моделей привести достаточно легко. Ими могут стать карты определенного участка местности, электрические схемы, разнообразные чертежи, графики. Интересным можно считать тот факт, что одну и ту же изучаемую величину, к примеру, среднесуточную температуру воздуха, можно представить в разнообразных формах. Она может быть выражена в виде таблицы, системы координат, текста. Пример построения информационной модели по одним и тем же данным применяется и в общеобразовательных учреждениях, и в высшей школе.
Применение моделирования
После того как сформирован прообраз реального объекта, его параметры можно применять для знакомства с оригиналом, прогнозировать поведение изучаемого предмета в зависимости от условий, проводить необходимые расчеты. Примеры информационных моделей объектов свидетельствуют о том, что часто удобнее пользоваться смешанными вариантами. Где можно встретить подобный симбиоз? Примеры информационных моделей смешанного вида распространены в строительстве. Они позволяют определять путем предварительных математических вычислений оптимальные нагрузки на разные части здания, не допускать «просадки» фундамента.
Яркие примеры графических информационных моделей смешанного вида – разнообразные географические карты. Они дополняются таблицами, пояснительными надписями, топографическими специальными символами. Кроме того, в географии часто пользуются диаграммами, графиками, схемами. Последние подразделяют на графы, блоки, карты.
О классификации моделей
Для того чтобы работать с создаваемыми моделями было удобно, существует условное подразделение их на блоки:
- по сферам применения;
- отрасли знаний;
- временному фактору;
- виду представления.
Кроме того, возможно разделение по типу построения на сетевые, иерархические, табличные виды. В зависимости от варианта представления данных существуют различные примеры графических информационных моделей знакового либо образно – знакового вида. Рассматриваться реальный объект может с помощью описания свойств либо анализа принципа его действия.
Примеры образной информационной модели
Допустим, преподаватель на уроке дал задание учащимся: приведите примеры графических информационных моделей. Что нужно сделать для этого? Для начала можно подобрать варианты, зафиксированные на бумажном носителе. Ими можно считать любые географические карты, рисунки, фотографии, графики. В учебных заведениях подобных примеров довольно много. Ведь одним из основных способов наглядного обучения является предоставление изучаемого материала в графическом и табличном виде.
Не только на уроках географии педагог предлагает своим воспитанникам многочисленные схемы и карты. Такой предмет, как история, также тесно связан с рисунками, графиками, разнообразными таблицами. Если учитель истории скажет своему воспитаннику: «Приведите примеры графических информационных моделей, касающихся Сталинградской битвы», ребенку достаточно открыть атлас на нужной странице. С помощью стрелок и цветового акцента на карте отражены все основные моменты, касающиеся этого легендарного события. Помимо учебных заведений, варианты образной информационной модели встречаются и научных учреждениях, специализирующихся на разделении объектов по их внешним признакам.
Подразделение моделей по времени
Существуют динамические и статические варианты. Они существенно отличаются. Статические информационные модели предполагают описание характеристик изучаемого объекта в конкретный промежуток времени. Их примеры можно встретить при возведении здания. Строительство предполагает первоначальные расчеты прочности, устойчивости к статической нагрузке. Встречаются статические варианты и в стоматологии. Описывая состояние полости рта пациента при медицинском осмотре, доктор отмечает присутствие различных дефектов, количество пломб.
С помощью динамической модели стоматолог будет анализировать динамику изменения состояния зубов у человека на протяжении определенного промежутка времени. Например, за последний год или от момента предыдущего приема. Встречаются динамические информационные модели и при работе с характеристиками либо факторами, предполагающими изменение во времени. Среди таких параметров можно упомянуть сейсмические колебания, скачки температур, изменение влажности воздуха.
Вербальные информационные модели
Наглядно поясняет эту группу пример информационной модели ученика. Во время ответа на вопросы, предлагаемые учителем, ребенок пользуется словесным описанием явления, процесса. Например, рассказывая о правилах поведения пешехода на дороге, школьник самостоятельно моделирует ситуацию, предлагает свой способ ее разрешения. Относят к этой категории и рифму, которую поэт еще не успел перенести на лист бумаги. Вербальная информационная модель имеет описательный характер. Ее примером является проза в произведениях, текстовое описание определенных объектов и явлений.
Знаковые модели
В качестве еще одной характеристики можно представить отображение средствами формального языка характеристик объекта. Приводя 2 примера знаковой информационной модели, остановимся на текстах и схемах. Оба способа представления объекта применяются практически во всех сферах деятельности современного человека. Существует подразделение знаковых моделей на структурные, специальные, словесные, логические, геометрические виды.
Математические формы
Основной особенностью математической информационной модели является поиск при описании объекта соотношения между количественными характеристиками. К примеру, зная массу рассматриваемого тела, можно, воспользовавшись формулой, рассчитать скорость его передвижения за определенный временной промежуток. Математические информационные модели подразделяют на виды: дискретные, статические, имитационные, непрерывные, динамические, логические, алгоритмические, множественные, игровые, вероятностные.
Табличные информационные модели
Если свойства объекта, модели представлены в виде списка, а значения находятся в ячейках, речь идет о табличной модели. Ее считают одним из самых распространенных способов передачи сведений. С помощью таблиц формируют динамические и статические информационные характеристики в разнообразных прикладных областях. В повседневной жизни человек сталкивается с подобными вариантами, анализируя расписание пригородных поездов, изучая программу телевизионных передач, просматривая прогноз погоды. Существуют двоичные таблицы, в которых представлено две характеристики рассматриваемого процесса или явления.
Например, для того чтобы составить график скорости, чертится таблица данных. В ней присутствуют параметры перемещения и времени. Таблицы «объект – объект» предполагают перечисление в строках и столбцах их названий. К примеру, там может быть указание населенных пунктов. Взаимосвязью между ними будут качественные характеристики. Таблицы варианта «объект – свойство» содержат сведения о событии в строке, информацию о его характеристиках в столбике. По подобным таблицам можно определить параметры погоды: температуру, силу ветра, осадки на несколько дней. Пользоваться табличными моделями удобно в тех случаях, когда у рассматриваемого объекта немного характеристик. Если же необходимо составить схему линий метрополитена, имеющую массу разветвлений, переходов, нужна сетевая информационная модель. Примером иерархической информационной модели является генеалогическое древо.
Заключение
Многочисленные информационные модели помогают современному человеку упорядочить характеристики предметов и объектов, находящихся в природе, технике, встречающиеся ему в повседневной жизни. Именно с их помощью можно получить представление о каком-то реальном объекте, явлении, чтобы найти оптимальные способы для его применения, управления им. Без информационных моделей разных типов проблематично работать представителям многих профессий.
fb.ru
Примеры моделей процессов
Рисунок А.1 — Типовые входы и выходы процессов отдела по работе с персоналом
Рисунок А.2 — Типовые входы и выходы процессов производственного подразделения
Рисунок А.3 — Типовые входы и выходы процессов подразделения обеспечения качества
Рисунок А.4 — Типовые входы и выходы процессов подразделения технических изданий
Приложение В
(справочное)
Примеры моделей затрат
В таблицах В.1-В.4 указаны основные действия процесса и доля запланированных затрат на выполнение процесса затрат на соответствие и незапланированных затрат, а также затрат вследствие несоответствия.
Таблица В.1 — Модель затрат для отдела по работе с персоналом
Источник и причина затрат | Затраты | |
на соответствие | вследствие несоответствия | |
Обследование состояния дел | Полные | — |
Проверки (аудит) фонда заработной платы | Полные | — |
Оценка деловых качеств | На оценку | Вследствие прогрессирующих потерь (не избраний) |
Промышленный конфликт (например, забастовки) | — | Полные |
Текучесть персонала | — | Полные |
Наем новых работников | На удовлетворение требований | Вследствие неудовлетворения требований, например, отсрочки и т.д. |
Спонсирование студентов, не включенных в штат | — | Полные |
Подготовка персонала | На обучение | На увольнения |
Разработка классификационного перечня (штатного расписания) | На классификацию | Вследствие аппеляций |
Разработка заявок на замену персонала | На утверждение | Из-за ошибок, отклонений, передач на рассмотрение и т.д. |
Подготовка статистических данных | На обычные отчеты | На специальные отчеты и т.д. |
Примечание — См. также рисунок А.1. |
Таблица В.2 — Модель затрат для производственного подразделения
Источник и причина затрат | Затраты | |
на соответствие | вследствие несоответствия | |
Планирование, анализ подготовки производства, контроль за затратами, материалы и цеховая лаборатория | Частичные | Частичные (из-за конструкторских изменений, ошибок планирования и т.д.) |
Производственный контроль и испытания | На производственный контроль и испытания | На повторный контроль/повторные испытания/выявление дефектов |
Износ испытательного оборудования, калибровка и профилактическое техническое обслуживание | Полные | — |
Выход оборудования из строя | — | Полные |
Производственные затраты | На производство в соответствии с документацией | На переделку |
Закупка материалов | На входной контроль | Издержки из-за брака, перерасхода материалов |
Простои | — | Полные |
Приостановка работ из-за недопоставки материалов | — | Полные |
Примечание — См. также рисунок А.2. |
Таблица В.3 — Модель затрат для подразделения обеспечения качества
Источник и причина затрат | Затраты | |
на соответствие | вследствие несоответствия | |
Проверка (аудит) и анализ | На проверку и анализ | На проверку невыполненных мероприятий |
Оценка поставщиков | Полные | — |
Связь с поставщиками | На проверку (аудит) | На устранение недостатков |
Разработка и мониторинг планов по качеству, руководств и процедур | Полные | — |
Устранение нарушений, исследования | — | Полные |
Связь с заказчиком | На согласование и мониторинг стандартов, планов, контрольных сроков и т.д. | На последующие действия, например, на повторное планирование, рекламации, отклонения и т.д. |
Примечание — См. также рисунок А.3. |
Таблица В.4 — Модель затрат для подразделения технических изданий
Источник и причина затрат | Затраты | |
на соответствие | вследствие несоответствия | |
Оценка требований клиента и консультации для клиента | На стоимость оценок требований клиентов и консультаций для клиента | На повторную оценку вследствие изменения краткого описания |
Входные данные от клиента, их учет, сортировка и хранение | На действия при получении данных | Вследствие неполученных данных и фактов, появившихся в ходе работы |
Уточнение полученных входных данных и действия по регулированию расхождений | — | Полные |
Авторский первоначальный проект | Полные | — |
Подготовка иллюстраций и графиков | Полные | — |
Печать иллюстраций и художественных работ | На прогон первого отпечатка | На перепечатку, например, на регистрацию, корректировку, плотность печати |
Публикация проекта на стадии внутренней приемки (техническая и редакционная приемка) | Полные на печатание текста, включение в него отпечатанных иллюстраций, сборку и брошюровку | — |
Исправление и согласование внутренних замечаний и дополнений к проекту | На изменение текста и иллюстраций, на корректировку системы издания и контроля | На внесение изменений из-за изменений внутренней политики |
Публикация первого варианта проекта и представление его клиенту для замечаний/одобрения | На печать, сборку, брошюровку и выпуск | — |
Согласование и внесение замечаний клиента, контроль за выпуском следующего проекта или приложения о поправках к первому варианту | На внесение незначительных дополнений и технических замечаний. На повторный выпуск для утверждения | На изменения из-за отвергающих замечаний, вызванных отклонением от требований контракта |
Печать и выпуск окончательного издания | Полные | — |
Приложения с поправками к окончательному изданию | Полные, в связи с вариациями требований контракта | Полные на приложение с поправками (не из-за вариаций требований контракта) |
Примечание — См. также рисунок А.4. |
Приложение С
(справочное)
studfiles.net