Привилегии президента – Какие льготы у президента России?

Содержание

Гарантии экс-президенту Российской Федерации — Справочная информация

В соответствии с российским законодательством, президенту страны, прекратившему исполнение своих полномочий, установлен ряд правовых, социальных и иных гарантий.

После отставки первого президента России Бориса Ельцина исполняющий обязанности главы государства Владимир Путин подписал указ от 31 декабря 1999 года «О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». 12 февраля 2001 года президент РФ Владимир Путин подписал одноименный Федеральный закон, уточняющий указ 1999 года. В июле 2007 года и в декабре 2010 в закон были внесены изменения.

Закон устанавливает гарантии главе государства, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности, либо досрочно в случае отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности. Кроме того, закон предоставляет гарантии и членам семьи экс-президента.

В соответствии с законом, экс-президент РФ получает за государственный счет право на охрану ФСО в местах его постоянного или временного пребывания, специальную связь, транспортное обслуживание. Для продолжения активной деятельности закон выделяет ему аппарат помощников со специально оборудованным служебным помещением. За бывшим президентом остаются спецполиклиники и больницы, госстраховка жизни и здоровья за счет федерального бюджета. Одна из государственных дач отдается ему в пожизненное пользование. Бывший глава государства до конца жизни получает ежемесячно 75 проц. месячного оклада президента.

Выплата денежного содержания приостанавливается, если экс-президент снова займет государственную должность РФ / премьер-министр, губернатор, госслужащий и пр./.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Его нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности за деяния, которые он совершил в период своего президентства. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. Исключение составляют тяжкие преступления в период исполнения президентских полномочий, если по факту совершения таких преступлений возбуждено уголовное дело. В случае возбуждения уголовного дела в отношении бывшего президента председатель Следственного комитета направляет представление в Госдуму. Если Госдума дает согласие на лишение неприкосновенности экс-президента, то постановление направляется в Совет Федерации, который рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности, принимает постановление и извещает о нем председателя Следственного комитета.

Неприкосновенность президента, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, транспортные средства, связь, личные документы, багаж, переписку.

При жизни экс-главы государства его жена и близкие родственники могут проживать на госдаче, им предоставляется охрана, остается то же медицинское обслуживание, которым они пользовались прежде. После его смерти членам семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной 6-кратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Родные продолжают пользоваться служебным автотранспортом и правом на медобслуживание в течение пяти лет со дня смерти главы семьи.

Экс-президент СССР Михаил Горбачев, на которого не распространяется данный закон о гарантиях, получает пенсию как обычный госслужащий.

Первый президент России Борис Ельцин поселился на даче в Барвихе в 1997 году и после отставки дача была закреплена за ним в пожизненное пользование. Все расходы взял на себя федеральный бюджет. Объект включает в себя ряд строений на территории 66 га. После смерти Бориса Ельцина дача в Барвихе была оставлена его семье.

Второй президент России Владимир Путин после 2008 года оставил за собой подмосковную резиденцию Ново-Огарево, где он поселился еще в начале своего президентства в 2000 году. В Ново-Огареве есть здания для официальных встреч, гостевой дом с кинозалом, спортзал, бассейн. В распоряжении Путина, как экс-президента, имеется возможность пользоваться трехпалубным теплоходом «Россия». Бронированный Mercedes Pullman также остался за ним.

***

В США после ухода из Белого дома президент лишается президентского иммунитета. Экс-президент до конца жизни пользуется привилегиями. Ему выплачивается пенсия, выделяются средства на содержание помощников, советников и обслуживающий персонал. В течение 10 лет он пользуется услугами охраны, связи, имеет льготы при пользовании транспортом и медобслуживанием. Право на охрану имеют также несовершеннолетние дети вышедшего в отставку президента.

Во Франции бывший президент может остаться на государственной службе и стать пожизненным членом Конституционного совета, по своим функциям отчасти напоминающим российский Конституционный суд. Членство в Конституционном совете дает отставным президентам юридическую неприкосновенность при условии, что они откажутся от политической деятельности и не будут претендовать на выборные должности. В этом случае доход экс- президента составляет 70 тысяч франков ежемесячно /пенсия плюс оклад/, ему предоставляются бесплатное жилье, охрана и два автомобиля с водителями.

Президент Чехии получает пенсию и сумму на содержание своей канцелярии /в общей сумме это около 3500 евро/. Уголовное преследование за преступления, совершенные в период пребывания в должности, не осуществляется.

В Германии бывший президент получает ежемесячное «почетное содержание», равное зарплате в полном объеме, в настоящее время это примерно 200 тыс евро в год. Кроме того, экс-президент получает в пожизненное пользование автомобиль с водителем, рабочий кабинет и ассистентов. Таким образом, общая сумма, выделяемая из бюджета на содержание бывшего главы государства составляет около 280 тыс евро в год.

tass.ru

Срок полномочий Президента

  • в прибалтийских государствах – 3 года

  • США – 4 года (допускается избрание на 2 срока подряд)

  • Германия, Китай, Польша, Белоруссия – 5 лет (не более 2-х сроков)

  • Мексика, Боливия – допускается избрание не более 1 раза.

Запрещается совместительство.

На президента распространяется неприкосновенность, неответственность.

В ряде стран экс-президенты включаются в какие-либо гос. органы. Например: в Италии бывший президент входит в верхнюю палату парламента (Сенат), во Франции – в орган конституционного контроля (Конституционный совет).

Привилегии президента

Прекращение президентского мандата

1) досрочная отставка

2) импичмент

3) смерть

Ответственность президента

Основания привлечения Президента к ответственности:

1) нарушение им конституции и законов

2) совершение тяжкого гос. преступления

3) гос. измена

Импичмент (отрешение от должности)

Инициирует импичмент Парламент. Создаётся специальная комиссия, которая формулирует статью обвинения, собирает доказательства виновности. Обо всём этом она докладывает на заседании обеих палат парламента. Для отрешения президента от должности требуется, чтобы за это проголосовали 2/3 обеих палат.

Кто судит президента?

Во многих странах – Верховный суд.

В ряде стран существует специальный суд для высших должностных лиц.

Франция: Высокая палата правосудия

Польша: государственный трибунал

Это судебный орган, созданный Парламентом для осуществлении правосудия в отношении высших должностных лиц.

В ряде стран требуется заключение Конституционного суда о соблюдении процедуры (Германия, Россия, Белоруссия, Украина).

В ряде стран в процедуре импичмента участвуют и Верховные суды – они проверяют наличие преступления и вины в нём президента и выносят заключение.

В России в случаях, если отстранение президента от должности связано с состоянием его здоровья, требуется заключение Министерства здравоохранения.

В ряде стран (Румыния, Азербайджан) после того, как решение об отрешении президента от должности принято 2/3 Парламента, этот вопрос выносится на референдум. Суды здесь в данной процедуре не участвуют.

В некоторых странах (Австрия и Исландия) президент может быть отозван теми, кто его избрал, т.е. избирателями.

31.10.2003

Полномочия главы государства (и монарха, и президента)

1. полномочия в законодательной сфере (связаны с Парламентом):

1) объявление выборов в парламент

2) созывает сессии Парламента, если сроки не указаны (не закреплены) ранее

3) может инициировать созыв чрезвычайной сессии Парламента

4) может распустить нижнюю палату Парламента (кроме президентских республик)

5) в большинстве стран (кроме президентских республик) глава государства обладает законодательной инициативой.

В президентской республике президент участвует в законодательной деятельности через послания. В США послание президента депутаты берут за основу своей деятельности.

6) в парламенте присутствует президентская партия

7) глава государства обращается с посланиями к парламенту

8) глава государства подписывает законы, принятые парламентом

9) многие главы государств имеют право вето

Не имеют право вето – Германия, Австрия, Япония.

В Великобритании вето не налагалось более 100 лет.

В президентских республиках право вето применяется особенно часто.

вето

абсолютное

отлагательное (относительное)

«карманное»

Отлагательное (относительное) вето глава государства накладывает на закон на время, откладывает принятие закона. До тех пор, пока не будут внесены поправки в этот закон. Если глава государства с чем-то в законе не согласен, он излагает особое мнение и направляет его в нижнюю палату парламента. Депутаты обсуждают замечания:

  • если они соглашаются с ними и корректируют закон, он направляется в верхнюю палату, а потом снова на подписание президенту

  • если депутаты не согласны с предложенными изменениями, есть возможность обойти вето президента 2/3 нижней палаты и 2/3 верхней палаты (что равносильно принятию конституции).

«Карманное» вето – это ситуация, когда глава государства не реагирует на поступивший к нему закон. Это происходит в случае, если документ прислали за меньший срок, чем требуется (полагается) для его подписания. Например: закон прислали за 7 дней до каникул, а президенту требуется 10 дней на подписание (т.е. в случае нарушения установленной законом процедуры). Имеет место особенно в президентской республике.

10) если глава государства сомневается в соответствии закона конституции, он может обратиться в Конституционный суд (в этом случае КС проверяет закон на предмет его соответствия конституции), или если не ясны какие-либо положения договора (в этом случае КС осуществляет толкование). Глава государства обращается в установленный для подписания закона срок.

11) глава государства сам может создавать акты (указы, декреты, ордонансы), а в президентских республиках – президент как глава Правительства издаёт правительственные акты.

12) во многих странах глава государства может отменять правительственные акты (Франция, Польша, Украина).

Определённые акты главы государства нуждаются в контрасигнатуре (подписании Правительством). В Польше акты главы государства контрассигнуются только премьер-министром. В монархиях большая часть актов контрассигнуется Правительством.

13) в ряде стран глава государства назначает часть членов Парламента (как правило, в верхнюю палату).

В Великобритании королева назначает часть членов парламента. В Индии президент назначает в нижнюю палату 2 человека, в верхнюю – 12.

2. полномочия главы государства в области государственного управления (связаны с Правительством)

В президентских республиках глава государства контролирует работу Правительства. Правительство ответственно перед главой государства. Глава государства формирует правительство.

В парламентских республиках и монархиях Правительство формируется Парламентом. Глава государства участвует номинально.

Франция: большинство в Парламенте предлагает премьер-министра (канцлера) для назначения главе государства. Глава государства назначает премьер-министра. Премьер-министр предлагает министров, т.е. глава государства назначает Правительство. Глава государства не может не согласиться с кандидатурой.

Если в нижней палате нет парламентского большинства, самая крупная политическая партия создаёт блок для получения парламентского большинства.

3. полномочия в судебной сфере

Судебная власть независима, но глава государства участвует в её формировании.

1) в США президент назначает судей Верховного суда с согласия Сената

В Белоруссии президент назначает членов Верховного суда.

Польша, Индия

2) в ряде стран главы государств участвуют в формировании Конституционных судов частично. Франция, Белоруссия, Украина, Болгария. Например: Конституционный совет во Франции (3 человека назначает президент, 3 – нижняя палата, 3 – верхняя палата).

3) осуществляет помилование

Амнистия – дело парламента. Смягчение наказания, замена наказания, снятие судимости и т.д.

4.

1) глава государства награждает орденами и медалями. Присваивает почётные титулы

2) решает вопросы гражданства

3) может вводить чрезвычайное положение, президентское правление на определённой территории (особенно если это федерация – усиливается исполнительная власть) => возрастают и полномочия президента.

5. внешнеполитические полномочия

1) глава государства представляет страну в международных отношениях

2) назначает дипломатических представителей, принимает верительные грамоты от иностранных государств

3) может вести переговоры и заключать международные договоры

4) может ратифицировать международные договоры, если не предусмотрена их ратификация Парламентом

5) осуществляет визиты, контакты

6) может обращаться к главам других государств

7) может брать и гарантировать займы

8) может решать вопрос применения вооружённых сил на другой территории в миротворческих целях. Глава государства может разрешить проход иностранных вооружённых сил по своей территории.

9) глава государства может объявлять состояние войны и заключать мир, но он обязан немедленно поставить в известность об этом Парламент.

10) во всех странах (кроме Китая) глава государства является главнокомандующим вооружённых сил. Он составляет программу для вооружённых сил, назначает командиров воинских частей и др.

В президентских республиках глава государства занимает доминирующую позицию в области управления и внешней политики.

В полупрезидентских республиках глава государства делит эти полномочия с Правительством.

В парламентских республиках полномочия в основном осуществляются Правительством.

Важен субъективный фактор.

Парламент в зарубежных странах

studfiles.net

порядок избрания и замещения, привилегии, ответственность

В демократической (и подчас в не слишком демократической и даже недемократической) республике глава государства – президент избирается на установленный в конституции срок.

Выборов президентов мы уже в гл. VII касались, но сейчас рассмотрим этот вопрос систематически.

В президентских и смешанных республиках президент избирается народом (избирателями) чаще всего путем прямых выборов, но иногда как в США, путем выборов косвенных, когда избиратели выбирают выборщиков, а те уже – президента. Такой порядок выборов, как отмечалось, обеспечивает президенту определенную независимость от парламента, поскольку избиратели дают ему особый мандат на управление.

В парламентарных республиках президент избирается парламентом (например, в Чехии, Словакии, Венгрии) или более широкой коллегией с участием парламента (например, в Италии, Индии, Германии). Так, согласно ч. 2 и 3 ст. 101 Конституции Словацкой Республики 1992 года Президента избирает Национальный совет тайным голосованием и большинством 3/5 всех депутатов. Германский Федеральный президент избирается согласно ч. 1 и 3 ст. 54 Основного закона Федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избранных народными представительствами земель согласно принципам пропорциональных выборов.

В советских республиках (речь в данном случае идет о форме правления, а не о республиках бывшего Советского Союза), в которых имеется институт президента (ныне практически во всех, если учесть специфику терминологического обозначения данного института на Кубе), он также «избирается» парламентом. Реально этот вопрос предрешается политбюро центрального комитета соответствующей коммунистической партии или даже самим генеральным или первым секретарем, который и становится обычно президентом (хотя бывают и исключения, когда он возглавляет правительство или вообще не занимает особой руководящей государственной должности). Согласно, например, первому предложению ст. 102 Конституции Социалистической Республики Вьетнам 1992 года Президент государства избирается Национальным собранием из числа депутатов Национального собрания. Последнее примечательно, ибо последовательно вытекает из принципа так называемого единства власти – формального полновластия представительных органов, в состав которых наряду с прочими депутатами входят руководители всех органов власти.

На процедуре выборов мы подробно останавливаться не будем: здесь применяется мажоритарная система чаще всего в два-три тура с перебаллотировкой кандидатов, получивших наибольшее число или не менее установленного минимума голосов. Впрочем, Конституция Республики Намибии 1990 года предусмотрела в п. «b» ч. 2 ст. 28, что туры голосования по выборам Президента будут проводиться до тех пор, пока какой-либо из кандидатов не получит абсолютного большинства поданных голосов.

В странах, где президент избирается народом, иногда предусматривается, как, например, в США (поправка XII к Конституции), что если ни один из кандидатов не будет избран в единственном туре всеобщих выборов, то перебаллотировка кандидатов, получивших большее число голосов, осуществляется в парламенте или его нижней палате.

Конституции обычно предъявляют к кандидатам в президенты определенные требования.

Часто требуется достижение возраста 35 – 40 лет (в Китае и Монголии – 45, в Италии – аж 50), хотя в некоторых странах такого требования нет и президентом может стать лицо, которое пользуется пассивным избирательным правом по выборам в парламент (например, во Франции). Верхний возрастной предел, как правило, не устанавливается. В этом нет нужды, поскольку демократическая система власти, включая порядок выборов президента, позволяет не допустить избрания лица с маразматическими проявлениями, а кроме того, широко распространенный запрет избрания на третий срок (в некоторых странах, как в Мексике, – даже на второй) гарантирует от того, что раз избранное лицо засидится в президентском кресле до маразма. Есть и иные гарантии от такой опасности.

Кандидат в президенты должен, разумеется, быть гражданином соответствующей страны, причем в некоторых странах, как, например, в США, Намибии, Колумбии, Монголии, на Филиппинах, требуется, чтобы он был прирожденным, а не натурализованным гражданином. Примечательно, что в западноевропейских и даже постсоциалистических странах конституционные требования к кандидату в президенты обычно либеральны – достаточно, чтобы он обладал активным или пассивным избирательным правом и достиг установленного возраста (Германия, Италия, Чехия, Словакия, Венгрия). В Болгарии и Монголии нужно еще, чтобы он прожил в стране последние пять лет перед выборами, а в Македонии – не менее 10 лет из последних 15.

Нередко президенту запрещается любое совместительство государственных должностей и мандатов. Во многих странах конституцией, законом или обычаем требуется, чтобы президент, находясь в должности, не состоял ни в какой политической партии, тогда как в других странах партийность президента считается вполне допустимой. Такова, скажем, практика в США, а ст. 96 Конституции Республики Хорватии 1990 года гласит: «Президент Республики не может заниматься никакой другой публичной или профессиональной деятельностью, за исключением партийной».

Политическая конституция Колумбии 1991 года запрещает Президенту или лицу, его замещающему, под страхом потери мандата в течение срока полномочий перемещаться на иностранную территорию без предварительного уведомления Сената, а в случае перерыва в его работе – Верховного суда правосудия. Более того, в течение года, следующего за прекращением полномочий, бывший Президент или замещавшее его лицо не вправе покидать страну без предварительного разрешения Сената (части первая – третья ст. 196).

Торжественное вступление президента в должность, которое в США и некоторых других странах именуется инаугурацией (от лат. inaugurare – посвящать), включает обычно принесение присяги.

Президент пользуется неприкосновенностью и рядом других привилегий, присущих главе государства: резиденциями, правом на штандарт, специальным вознаграждением, охраной и др., причем некоторые привилегии сохраняются и после того, как лицо перестало быть президентом (если оно не было смещено за правонарушения). В Италии бывшие президенты становятся по праву сенаторами, во Франции – членами Конституционного совета.

Срок полномочий президента составляет обычно 4–5 лет, реже встречаются 6-летний (Мексика) или 7-летний (Италия, Франция) срок. Он может быть равен сроку полномочий парламента (нижней палаты), что не всегда означает совпадение этих сроков, или превышать его. Конституции часто предусматривают возможность продления срока полномочий президента, если из-за чрезвычайных обстоятельств оказывается невозможным своевременное проведение очередных президентских выборов. В ряде развивающихся стран с авторитарным политическим режимом учреждался даже институт пожизненного президента (например, в Малави), однако обычно таким президентам не удается досидеть у власти до конца жизни: рано или поздно их свергают, как произошло, например, в Экваториальной Гвинее, Уганде, Тунисе.

Президент в принципе неответствен за свою деятельность, но в отличие от монарха его неответственность имеет границы. Конституции, как правило, устанавливают ответственность президентов за правонарушения, чего мы уже касались в предыдущей главе (п. 11 § 1 и п. 7 § 6) в связи с полномочиями парламентов в данном вопросе, и очень редко их политическую ответственность.

В гл. VII (п. 6 § 1) мы приводили пример конституционного регулирования возможного отзыва австрийского Федерального президента. В этой связи интересно привести положения и ст. 106 словацкой Конституции, согласно которым Национальный совет может отозвать Президента с его должности, если он проводит деятельность, направленную против суверенитета и территориальной целостности республики, или деятельность, направленную на устранение ее демократического конституционного строя; предложение об отзыве вносится абсолютным большинством всех депутатов, а для принятия решения об отзыве требуется большинство 3/5 всех депутатов. Сопоставим приведенные положения с содержанием ст. 107, согласно которой Президента можно преследовать только за измену родине; обвинение в этом случае предъявляет Национальный совет, а разрешает дело Конституционный суд. Можно сделать вывод, что ст. 106 устанавливает лишь политическую ответственность Президента, а ст. 107– его уголовную ответственность.

Более типичными в отношении ответственности президента можно считать нормы ст. 65 чешской Конституции, согласно которым Президента нельзя задерживать и подвергать уголовному или административному преследованию. Преследовать его можно только за государственную измену и только перед Конституционным судом по обвинению Сената. Наказанием может быть утрата президентской должности и способности занять ее снова. Уголовное преследование за преступления, совершенные во время исполнения должности Президента Республики, исключается навсегда. В этом чешская Конституция отличается от Конституции США, которая в части седьмой разд. 3 ст. I установила, что смещенное в порядке импичмента лицо подлежит затем за свои деяния судебному преследованию в соответствии с законом.

Конституции различно решают вопрос о замещении должности Президента в случае его досрочного выбытия или препятствия к исполнению им своих обязанностей.

В одних странах (США, Болгария) вместе с президентом избирается вице-президент, который помогает президенту, выполняя его поручения, временно замещает его в случае необходимости. В случае же досрочного выбытия Президента США Вице-президент становится Президентом до окончания срока полномочий выбывшего Президента (часть шестая разд. 1 ст. II, поправки XX и XXV к Конституции), а в Болгарии это имеет место только в случае, если Президент подал в отставку; в остальных же случаях должны проводиться новые президентские выборы, до которых Президента замещает Вице-президент, а если это невозможно, то председатель Народного собрания (ст. 97 Конституции).

Необходимо подчеркнуть, что вице-президент, избранный в одной связке с президентом, не вправе открыто выступать против политики президента. Если он с этой политикой не согласен, то должен уйти в отставку.

В других странах (Франция, Венгрия) институт вице-президента не предусмотрен, а конституции устанавливают порядок временного замещения президента на случай невозможности исполнения им своих обязанностей и с немедленным назначением президентских выборов, если президент выбыл досрочно. Во Франции Президента временно замещает председатель Сената, а если для него имеются препятствия, то Правительство, однако они не могут назначать референдум и распускать Национальное собрание; в это время не могут решаться вопросы доверия Правительству и изменения Конституции (части четвертая и одиннадцатая ст. 7 Конституции). Согласно § 29-е Конституции Венгерской Республики 1949 года в редакции 1990 года Президента временно замещает председатель Государственного собрания, который, однако, не может возвращать Государственному собранию законы на повторное рассмотрение, направлять их в Конституционный суд, распускать Государственное собрание, а помиловать может только осужденных вступившим в силу судебным приговором. Председателя же на это время замещает его заместитель, утвержденный Государственным собранием.

Коротко следует упомянуть Федерального президента и Вице-президента Швейцарии. Согласно ст. 176 Федеральной конституции Швейцарской Конфедерации 1999 года они избираются Федеральным собранием из числа членов Федерального совета сроком на один год без возможности немедленного переизбрания (при этом в случае истечения полномочий Федерального президента он не может быть сразу избран даже Вице-президентом). Федеральный президент и Вице-президент возглавляют Федеральный совет, выполняющий задачи правительства и главы государства. Каких-либо полномочий Федерального президента именно как главы государства Конституция не устанавливает.

Наконец, нельзя не остановиться вкратце на специфической особенности статуса главы государства в Исламской Республике Иран по ее Конституции 1979 года с изменениями 1989 года.

В этой стране избираемый всеобщими выборами не более чем на два четырехлетних срока Президент является высшим должностным лицом после института Руководства, о котором скажем чуть ниже. Он отвечает за проведение в жизнь Конституции и действует в качестве главы исполнительной власти, за исключением вопросов, отнесенных к ведению Руководства (ст. 113–114 Конституции). Президент избирается из числа религиозных и политических деятелей и должен обладать такими качествами, как иранское происхождение, иранское гражданство, административные способности и находчивость, безупречное прошлое, честность и благочестие, убежденная вера в фундаментальные принципы Исламской Республики Иран и официальную религию страны (ст. 115). Выборы проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура с перебаллотировкой двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (ст. 117). Президент ответствен перед народом, Руководителем и Исламским консультативным собранием (ИКС) – законодательным органом (ст. 122).

Президент может иметь согласно ст. 124 заместителей, и с его согласия первому заместителю могут быть поручены ведение дел Совета министров и координация функций остальных заместителей.

Президент подписывает законы, принятые ИКС и путем референдума, и направляет их властям, ответственным за их проведение в жизнь (ст. 123), подписывает (либо поручает это своим законным представителям) международные договоры (ст. 125), отвечает за национальное планирование и бюджет, ведает государственными вопросами занятости (ст. 126), назначает по представлению министра иностранных дел послов (ст. 128), присуждает государственные отличия (ст. 129), назначает министров, которые должны получить доверие ИКС (ст. 133), возглавляет Совет министров и ответствен перед ИКС за его действия (ст. 134), может смещать министров (ст. 136).

Глава иранского государства в полном смысле этого слова – это Руководитель, который согласно ст. 107 Конституции назначается сведущими людьми, избираемыми народом. Статья 109 устанавливает требования к Руководителю, согласно которым он должен обладать подготовкой, необходимой для функций муфтия (высшего духовного лица у мусульман-суннитов), справедливостью и благочестием, проницательностью и рассудительностью, смелостью, административными способностями и качествами, необходимыми для руководства. В ст. 110 определена его компетенция, охватывающая следующие полномочия:

  • определение общей политики республики после консультации с Советом нужд нации;

  • надзор за надлежащим осуществлением общей политики системы;

  • назначение референдума;

  • принятие на себя верховного главнокомандования вооруженными силами;

  • объявление войны и мира и мобилизация вооруженных сил;

  • назначение, смещение и принятие отставки членов Охранительного совета, высшей судебной власти страны, главы радио и телевидения республики, начальника объединенного штаба, главнокомандующего Корпусом стражей исламской революции, верховных командующих вооруженными силами;

  • разрешение разногласий между тремя видами вооруженных сил и регулирование отношений между ними;

  • разрешение проблем, которые не могут быть решены обычными методами, через Совет нужд нации;

  • назначение выборов Президента, смещение его с учетом интересов страны, если Верховный суд признает его виновным в нарушении его конституционных обязанностей или ИКС признает его некомпетентным;

  • помилование или смягчение наказаний осужденным в рамках исламских критериев по рекомендации Главы судебной власти.

Эта система двойного, если можно так выразиться, главы государства (двуглавого государства) обусловлена специфическими обстоятельствами исламской революции 1979 года, во главе которой находился популярнейший религиозный деятель аятолла Хомейни. Он стал первым Руководителем, и ему, можно предполагать, принадлежит идея такого института – носителя высшей власти, свободного вместе с тем от государственной рутины.

Сейчас, когда Хомейни уже нет в живых, после состоявшихся недавно выборов Президента ощущается определенная напряженность в отношениях между нынешним Руководителем аятоллой Хаменеи и придерживающимся более прогрессивных взглядов новым Президентом. Будущее покажет, приведет ли это к кризису и реформе системы.

studfiles.net

Полномочия президента и председателя правительства РФ

Глава государства избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд.

Президент России, в частности, назначает с согласия Госдумы председателя правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях правительства, принимает решение об отставке правительства, по предложению премьера назначает и освобождает от должности заместителей председателя правительства, министров.

Также президент России назначает выборы Государственной Думы, вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет председатель правительства РФ. Исполняющий обязанности президента не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Полномочия премьера

Согласно Конституции РФ, исполнительную власть осуществляет правительство России.

Председатель правительства РФ назначается президентом РФ с согласия Госдумы. Предложение о кандидатуре председателя правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного президента РФ или после отставки правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой.

Госдума рассматривает представленную президентом кандидатуру председателя правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Председатель правительства не позднее недельного срока после назначения представляет президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, предлагает президенту кандидатуры на должности заместителей председателя правительства РФ и федеральных министров.

Премьер определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Правительство России, в частности, разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

Все справки>>

ria.ru

Прерогативы Президента России как главы государства и гаранта Конституции, полномочия Президента России

Президент России является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Прерогативы Президента России как главы государства:

— представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

— определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

— осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, ратификационные грамоты;

— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

— реализует многие другие прерогативы, присущие главе государства.

Прерогативы Президента России как гаранта Конституции РФ направлены прежде всего на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т.е., в конечном счете, на достижение гарантированного ст. 5 Конституции единства системы государственной власти.

По своему организационно-правовому статусу, прерогативам и полномочиям должность Президента не может быть отнесена полностью и безоговорочно к какой-либо одной ветви государственной власти, он явно возвышается над всеми ветвями власти, но при этом имеет весьма серьезное и непосредственное касательство к тем или иным вопросам и аспектам организации и функционирования каждой из них.

Сущностная характеристика правового статуса Президента, однако, не может быть ограничена вышеперечисленными его прерогативами и полномочиями как главы государства и гаранта Конституции, призванного обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти.

Наибольшую прикосновенность вся деятельность Президента РФ имеет все же к исполнительной ветви власти, в системе и структуре которой он наделен весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями.

И есть все основания утверждать, что Президент в рамках своего правового статуса главы государства и гаранта Конституции является также высшим носителем, организатором и руководителем системы государственной исполнительной власти в стране, которую он реализует как непосредственно и персонально, так и через формируемые им в соответствии со ст. 83 Конституции различные структуры Администрации Президента и государственные органы правительственной исполнительной власти.

newinspire.ru

Статус и полномочия Президента Республики Беларусь

Права, обязанности и статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах.

Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, январь 2011

Президент Беларуси является Главой белорусского государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Его полномочия регламентируются Конституцией Беларуси и законом «О Президенте Республики Беларусь» и иными законодательными актами.

Биография действующего Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко

Статус Президента Республики Беларусь

  • Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
  • Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
  • Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Порядок избрания Президента Республики Беларусь

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

  • Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
  • Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
  • Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
  • Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
  • Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
  • Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.
  • Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
  • Порядок проведения выборов Президента определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Порядок вступления в должность Президента Республики Беларусь


Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: » Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

Полномочия Президента Республики Беларусь

  • назначает республиканские референдумы;
  • назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
  • распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
  • с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
  • назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
  • освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
  • обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
  • обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
  • решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
  • устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
  • осуществляет помилование осужденных;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
  • в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  • в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты Правительства;
  • непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
  • имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
  • является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
  • назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
  • вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Решения Президента Республики Беларусь в сфере издания декретов и законов

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

president.gov.by

Полномочия президента РФ. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о полномочиях главы государства.

Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 80 Основного закона президент России имеет статус «главы государства», «гаранта» Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная — правительство РФ; законодательная — Федеральное собрание РФ; судебная — суды РФ).

При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей Конституции и федеральных законов. Президент РФ избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ.

Национальная безопасность

Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должность и освобождать от нее высшее командование армии и флота России. В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и др. обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение.

В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации РФ (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).

Согласно ст. 106 Конституции РФ, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава Администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину РФ, которую утверждает президент.

Внешняя политика

Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене. Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию РФ), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.

Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел РФ. После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.

Исполнительная власть

Президент РФ определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.

Спецпроект на тему

Президент играет решающую роль при формировании нового состава кабинета министров. С согласия Госдумы он назначает председателя правительства. По предложению премьера глава государства утверждает структуру кабинета, назначает вице-премьеров и федеральных министров. Принимает решения о назначении руководителей силовых ведомств, а также об отставке глав министерств. Кроме того, согласно Конституции, президент имеет право отправить в отставку правительство в полном составе, исходя из соображений политической необходимости.

Помимо кабинета министров президент РФ формирует собственную Администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру Администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.

Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.

Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской Конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.

Законодательная власть

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской Конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания и обнародования главой государства.

По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование — федеральный референдум.

С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ).

Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях:

— если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;

— если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;

— если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.

Суды и прокуратура

Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Также ему принадлежит право напрямую назначать судей других федеральных судов. В прокуратуре России к компетенции президента относится назначение и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ и др. Кроме того, глава государства представляет Совету Федерации для утверждения кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

Другие полномочия

Российский президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к властям РФ. Президент имеет право своими указами осуществлять помилование осужденных, т. е. освобождать их от дальнейшего отбывания наказания либо смягчать вынесенный судом приговор. К компетенции главы государства также относится награждение граждан РФ орденами и медалями, а также присвоение высших воинских и высших специальных званий.

Процедура импичмента (отрешения от должности)

Согласно Конституции, президент РФ обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношение высшего должностного лица выдвигает Государственная дума (две трети голосов депутатов), затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации (не менее двух третей голосов) в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.

tass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *