Профессионально нравственные ценности – Профессиональные ценности и этические нормы социального работника

3. Место и роль нравственных ценностей в социальной работе.​

ценности – это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека.

Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации индивидуально и социально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность её интересам и устремлениям, поведению и действиям.

Ещё одной важной характеристикой ценности является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определённым образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.

Многомерность социальной работы, её всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, её ограниченная включённость в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих её основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала – достижения блага человека и общества. В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу це…лей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, гуманность, социальная справедливость, эмпатия, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Социальный работник и его клиент встречаются впервые в самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку угрожает несчастье или оно уже произошло. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, социальная работа является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм и сочувствие (сострадание). Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Ценности социальной работы- Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида.- Принятие клиента таким, какой он есть.- Не осуждающее отношение к клиенту.- Уважение права клиента на самоопределение.- Уважение доверия клиента.- Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению.- Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности.- Индивидуальный подход к клиенту Уважение конфиденциальности. Эмпатия.- Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя.- Профессиональное развитие.- Обязательство работать в интересах клиента.- Стремление к социальной справедливости.

studfiles.net

Нравственное содержание профессиональной деятельности | Информационный Вкус

В статье рассмотрено нравственное содержание профессиональной деятельности.

Жизнь современного общества является як многовекторное явление, в котором отражаются интересы социальных, политических, национальных, профессиональных, возрастных и много других групп людей, которые пронизывают все сферы их существования.

Именно в таком процессе мораль становится регулятором взаимоотношений между ними и фактором духовного и личного развития человека.

Мораль выступает как звено контроля личности в обществе, также выступает в качестве принципов, норм, которые направлены на определение характера отношений между людьми, на различение понятий хорошего и плохого, справедливости и не справедливости.

Мораль в основном зависит от условий жизни человека, общественных потребностей. Соблюдение требований морали обеспечивается общественным мнением людей, внутренним убеждением, совестью каждого человека, а также общественным осуждением.

Мораль имеет общее значение, она охватывает всех людей, все сферы жизнедеятельности.

Итак, мораль – является системой взглядов, разных представлений, норм а также различных оценочных суждений, которые контролируют поведение личности и ее деятельность.

Деятельность человека – это взаимодействие общественной окружающей среды и самого человека.

Благодаря своей сознательной деятельности, личность входит в различные отношения с окружающим миром ,у нее образуется свое личное отношение к деятельности людей , собственные намерения и стремления. Эффективная деятельность прежде всего зависит от развития человека, направленности ума, воли и чувств.

Выбирая свою будущую профессию, человек должен четко, осознанно и самокритично определиться, какие нужно иметь качества и навыки чтобы овладеть той или иной профессией. Для примера, можно взять профессиональную деятельность врача – хирурга, если хорошо знакомы со строением тела человека, начитанные, уверенные в своих силах, сильные духом, стрессоустойчивые, то есть обладаете всеми профессиональными качествами, то можете быть уверены, что вы справитесь, но если чего-то вам не хватает, тогда нужно совершенствоваться.

Профессиональная деятельность – специальности в определенной отрасли производства, деятельности индивида в рамках своей профессии. Успех всегда зависит прежде всего от конкретного человека, и от того насколько процентов личность настроена на определенную работу, сколько сил вкладывает.

Для того чтобы идеально владеть профессией, нужно иметь опыт и знания в этой области.

Профессиональная деятельность всегда имеет цель и характеризуется выполнением определенных задач. Цель предусматривает развитие индивида, задача — достижение определенных целей.

Определенную временную работу не можем считать профессиональной деятельностью. Для примера мы не можем считать обычного крестьянина замечательным агроном, он не обладает такими знаниями как профессиональный агроном и поэтому урожайность может быть под угрозой.

Каждая профессия имеет свой моральный смысл. Возьмем для примера, нравственное содержание профессиональной деятельности юриста. Деятельность работника этой профессии держится на моральных принципах человечности, справедливости, независимости.

Для профессии юриста нравственные требования составляют особый смысл, потому что законность и порядок в обществе действует там, где правоохранители полагаются на принципы справедливости, законности, честности.

Профессиональные юристы должны соблюдать закон, помогать как отдельным индивидам, так и обществу в целом, а не врать и стараться каким-то образом обмануть закон.

Главным в профессиональной деятельности юриста является ориентация на нравственный идеал для служения добру и борьбе против зла.

Моральные чувства, присущие деятельности юристу формируются во время процесса решения определенных юридических дел, можно выделить некоторые из них, такие как чувство патриотизма, гордость за выбранную профессию, желание помочь.

Также в качестве еще одного примера, я хочу рассмотреть нравственное содержание профессиональной деятельности социолога.

Социология — это наука об обществе, которая ориентирована на изучение отношений в обществе, на поведение людей, отношение общества к тому или иному явлению.
Социология – это постоянное сотрудничество с окружающим миром, постоянная коммуникация.

Исходя из этого, социологи обязаны уважать права и достоинство каждого индивида, также быть толерантными, беспристрастными, запрещено навязывать свое мнение людям. В своей профессиональной деятельности, социологи должны быть честными, внимательными, постоянно быть в курсе всех самых свежих новостей. Социологи придерживаются всех профессиональных норм и берут полную ответственность на себя за всю проделанную работу. Проводя исследование, социологи приносят пользу обществу.

За последние годы моральные ценности в профессиональной деятельности существенно изменились, раньше более ценными были общественные интересы, а сейчас преобладают индивидуальные. Для каждого человека важным является его самообеспечение, и даже больше – собственное обеспечение за счет других людей, но это – путь в никуда.

Профессиональная деятельность должна ориентироваться на достижение двух взаимосвязывающих целей –собственного блага и блага других людей. На такие цели и ориентируется настоящий профессионал. Человек развивает свое собственное дело и этим самым развивает общество. За свой труд получает деньги, уважение среди знакомых, получает удовольствие от того, что ценят его талант.

В результате человек получает удовольствие от жизни. А не удовлетворенность своей профессиональной деятельностью подталкивает к возникновению определенных отрицательных черт. Понимая эту проблему, многие компаний, предприятия, различные фирмы, организации стараются создать в коллективе свою атмосферу, которая бы способствовала лучшему профессиональному росту работников, созданию доверия одного человека к другому в коллективе, также уделяют много внимания соблюдению правил служебного этикета.

moral.infotaste.com

Моральные ценности человека

Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.

Что входит в понятие

Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций. Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.

Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:

  • человеческих суждений о сущности жизни;
  • обязательств перед социумом;
  • потребности уважения других людей.

Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:

  1. бытовой;
  2. семейной;
  3. коммуникативной;
  4. рабочей.

Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.

Зачем они нужны

Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения. Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.

Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.

Моральные принципы позволяют личности:

  • комфортно существовать в окружении;
  • гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.

Система нравственных принципов

Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.

Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.

mystroimmir.ru

Основные нравственные ценности

1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его

взаимодействие с профессиональным долгом.

2. Совесть – форма нравственной самооценки. Значение совести в

профессиональной деятельности юриста.

3. Место нравственного долга и совести в профессиональной

деятельности юриста.

1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его

взаимодействие с профессиональным долгом

Возрастающее значение нравственности в обществе обусловливает повышение значения этики как науки о морали, различных видов профессиональной этики как направлений, изучающих особенности применения общих принципов и норм морали в определённых профессиональных группах.

Возникновение профессиональной этики обусловлено конкретными социально-экономическими условиями развития общества, материальными и духовными потребностями людей. В качестве первопричины выступило общественное разделение труда, появление различных видов деятельности, профессий.

Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы[1] . Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Другое определение морали дает С.А. Комаров: Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.[2]

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т.д. отдельных лиц или учреждений, каким бы высокими правами те не обладали.

Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

2. Совесть – форма нравственной самооценки. Значение совести в

профессиональной деятельности юриста

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой[3] .

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда — правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

mirznanii.com

Нравственные ценности

НРАВСТВЕННЫЙ УПАДОК

В 2017 году исследователями был проведён опрос в котором было опрошено несколько сотен молодых людей с целью узнать, что они думают о нравственных ценностях. Результаты опроса оказались неутешительными, по той причине, что в мышлении и разговорах опрашиваемых практически отсутствовали моральные принципы.

Большинство считали злом изнасилование и убийство. Если же дело не касалось подобных крайностей, они не задумывались, что хорошо, а что плохо, даже когда речь шла о вождении автомобиля в нетрезвом виде, о духовном безразличии или о супру­жеской измене.

Одна девушка высказа­лась так: «Меня не сильно волнует, что пра­вильно, а что нет». Многие придерживаются взгляда: «Делай то, что считаешь нужным. Слушайся своего сердца». Но верен ли та­кой подход?

Хотя человеческое сердце способно ис­кренне любить и сострадать, оно все же «коварно… Этот печальный факт отража­ется на нравственном климате, царящем в современном обществе. Осознание этого должно побудить нас задуматься: присущи ли нам нравственные ориентиры, которых лишены сегодня многие из нас.

Нравственные ориентиры можно сравнить с компасом, который, чтобы пра­вильно указывал нам путь, нужно проверять: настроен ли он в соответствии со здравыми мораль­ными ориентирами? Но где можно найти такие ориентиры?

ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ

Только нравственные ценности, могут принести людям истин­ное удовлетворение и счастье. Рассмотрим это на примере таких качеств, как любовь, доброта, щедрость и честность.

  • Любовь к людям. В одной книге отме­чается: «Если вы научились любить, то сча­стье само постучится к вам в дверь». Люди нуждаются в любви. Без нее они не могут быть по-настоящему счастливы. Когда в семье не хватает такой любви, страдают все, особенно дети.

Здесь речь идет не о чувственной любви и не о сентиментальности, а о любви, осно­ванной на принципах. Именно она побуж­дает нас бескорыстно оказывать помощь незнакомым людям.

Не обошла тему любви и Библия. В ней говорится: «Любовь долготерпима и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, не ведет себя неприлично, не ищет своего, не раз­дражается, не ведет счет обидам, не раду­ется неправедности, а радуется истине, все переносит… все стойко претерпевает».

Острая потребность в «глобальной этике»

В одном журнале отмечалось, что выживание человечества «может зависеть от принятия людьми глобальной этики. Вероятно, самым общепризнан­ным универсальным нравствен­ным законом является „золотое правило», которое звучит так: «Во всем поступайте с людь­ми так, как хотите, чтобы они по­ступали с вами».

Коварный враг любви — материализм, или представление о том, что материаль­ные блага и удовольствия обладают наи­большей ценностью в жизни. Как ни удиви­тельно, но научные исследования не раз показывали: когда человек достигает до­вольно скромного уровня благосостояния, дальнейшее обогащение уже не делает его счастливее. Люди, ориентированные на накопительство, по сути, копят в себе разочарование, ведь любя­щий богатство — никогда им не насытится.

  • Доброта и щедрость. В материалах одного научно-исследовательского центра при Калифорнийском университете в Бер­кли (США) отмечалось: «Разве не чудесно было бы зайти в магазин и купить счастье на всю жизнь? И это не такая уж нелепая идея, как может показаться. Но при од­ном условии: если мы покупаем что-то для других». Почему? Потому что мы стано­вимся счастливее не тогда, когда получа­ем, а когда даем. Оказывается, человек испытывает больше счастья от того, что даёт другим, а не от того, что получает сам.  

Часто самая лучшая форма дарения, которая приносит наибольшую радость — это когда мы отдаем самих себя, свое вре­мя и силы, помогая другим. Нравственные ценности делают нас лучше.

Наиболее известные постулаты нравственных ценностей:

«Люби своего ближнего, как самого себя».

«Никому не воздавайте злом за зло».

«Великодушно прощайте друг друга, если у кого-то есть причина жаловаться на другого».

«Корень всего злого — любовь к деньгам».

Писателю Чарльзу Уорнеру принадлежат слова: «Один из прекраснейших законов бытия заключается в том, что, искренне помогая другому, ты всегда помогаешь себе».

  • Честность. Это качество лежит в осно­ве любого цивилизованного общества. Не­честность же порождает страх, недоверие и подрывает общественные устои.

На самом деле истинная чест­ность, как и другие рассмотренные нами качества — это свойство характера. Чест­ный человек честен при любых обстоятель­ствах, независимо от того, выгодно это ему или нет.

Напоследок, хотелось бы вам пожелать множить в себе нравственные ценности, ведь не от денег, а именно от нравственных ценностей зависит, каким наш мир будет не только сегодня, но и завтра, а следовательно, какое наследие мы оставим нашим детям.

www.sdorov.ru

2.Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.

Этика — наука о морали и нравственности, наука о системных побуждениях человеческого поведения, определяемых представлениями о добре, зле и справедливости. При этом под понятием «мораль» подразумевается система внешних, коллективно определяемых побуждений поведения (стимулов), а под «нравственностью» — система внутренних побуждений (мотивов) социальной деятельности личности или группы.

В своем единстве внешние и внутренние побудительные морально-нравственные стимулы и мотивы называются «ценностями». Понятие «ценности» обозначает положительную или отрицательную значимость некоторого события или вещи для конкретной личности и/или группы. Эта «значимость» определяется тем местом и ролью данного события или вещи, которое отводится для них в картине мира личностью или группой. Так, деньги не имеют никакой ценности в первобытном обществе, потому что они становятся «эквивалентом товарного обмена» лишь на более поздних стадиях экономического развития общества. Деньги не являются ни положительным, ни отрицательным стимулом или мотивом в картине мира первобытного человека. Обменять имеющиеся у членов первобытной общины и ценные для современного «цивилизованного» человека вещи (золото, драгоценные камни и т.п.) на те предметы, которые значимы для членов рода или племени, — бусы, зеркала и другие малоценные для «цивилизованного» человека предметы, — достаточно просто.

Ценности можно классифицировать на материальные и духовные, коллективные и индивидуальные, вечные и исторически-преходящие. В любом случае ценности всегда субъективированы: вещь или явление становятся ценностью лишь тогда, когда они значимы для нормальной жизнедеятельности человека и эта значимость осознана, представлена в картине мира в некоторых понятиях. Сталкиваясь в процессе своей жизнедеятельности с любым событием, вещью или явлением, человек его оценивает, для того, чтобы встроить в структуру мировоззрения или вывести за пределы картины мира как не имеющее значимости.

Оценка имеет прежде всего морально-нравственную природу (сущность), потому что оценивающий событие или вещь человек принадлежит прежде всего к миру культуры, миру надприродного, который отличается от природного (биологического) мира возможностью произвольного, творческого отношения к законам существования. Пределы творчества ограничивают только условные, договорные правила межличностного и межгруппового общения. Главным из этих правил является нравственное требование, выявленное и сформулированное И.Кантом: «не делай того, что может навредить другим, тогда ты сможешь ожидать от других такого же уважения к собственной личности». Это требование касается только тех событий и поступков, которые не касаются биологических законов существования человека, а относятся к сфере культуры и общественных отношений. Осознание биологических законов и потребностей собственного существования становится значимым и необходимым для человека лишь тогда, когда эти законы и потребности нарушаются: в питье и еде, в тепле и укрытии от непогоды, в возможности иметь детей, в здоровье, в сохранении жизни Другими словами говоря, жизнь, здоровье, питание и биологическое самосохранение становятся для человека ценностью только при угрозе их утраты. Значимость культурных ценностей, для человека более естественна. Культурные ценности в мире природы изначально отсутствуют, каждому человеку или группе людей приходится их формировать на «пустом месте», учитывая существующие объективные условия и формируя на их основе представления о добре, красоте, зле, справедливости и др.

Эти представления становятся специфическим регулятором человеческого поведения, они определяют сферу (пределы вариативности) морального выбора, который с неизбежностью встает перед каждым человекам в любых проблемных ситуациях: сбежать со скучной, но необходимой лекции или остаться; встречаться с некрасивым, но умным Петровым, или с красивым и туповатым Сидоровым; устраиваться на денежную, но неинтересную работу, или интересную, но малооплачиваемую; бороться за свои права на рабочем месте, или смириться с несправедливостью и т.д. Каждый выбор определяется нравственными представлениями человека о должном.

«Должное» в обществе имеет два регулятора: мораль и право. Мораль появилась исторически раньше права. Основной функцией морали является регуляция межличностных и групповых взаимодействий в «надбиологической» сфере. Моральные нормы формируются в группе и имеют форму социально-психологических стереотипов поведения в сложных, но повторяющихся жизненных ситуациях и рекомендуются личности для желательного исполнения. Право исторически возникло позже морали, правовые нормы устанавливаются государством. Правовые нормы более жестки, имеют форму юридического закона и обязательны для исполнения.

Например, специфической особенностью медицинской деятельности является то, что врач обязан по закону иметь дело с людьми, у которых нарушена самая чувствительная, многоликая и существенная составляющая человеческого существования — здоровье. Врач имеет дело с человеком субъективно и объективно страдающим, то есть — дезадаптированным в самых различных отношениях, в том числе — и морально (нравственно). Эта особенность порождает неповторимое многообразие отношений врача как субъекта с объектом его деятельности в сфере морали и нравственности, ставит врача в ситуацию сложнейших интеллектуальных и моральных выборов, поскольку дезадаптированный пациент нарушает привычные нормы жизнедеятельности не только на биологическом уровне, но и в самых разнообразных морально-нравственных отношениях: например, может публично плакать (и проявлять аффекты иного рода), может быть агрессивным, или, напротив, неадекватно терпеливым, подобострастным и пр. То же самое справедливо и в описании поведения его родственников. То же касается и коллег, постоянно находящихся в стрессовых (ненормальных) условиях длительного сосуществования с людьми, физически и нравственно дезадаптированными в жизни. Вовсе не случайно больной в стационаре сулит врачу «золотые горы» за свое выздоровление, а после такового — в лучшем случае забывает врача и медперсонал, а в худшем — пишет на них жалобы. Что уж говорить о ситуациях инвалидизации или летального исхода!

При этом для успешной диагностики и лечения врачу зачастую приходится вторгаться в историю жизни пациента, вникать в особенности его характера, привычек, осознавать систему ценностей. Отсюда возникают проблемы профессиональной и моральной ответственности медицинского работника, профессионального долга, проблема меры ответственности за жизнь, здоровье и эмоциональное состояние пациента.

Поскольку предметом социальной работы является помощь социально незащищенным слоям населения и формирование методов распознавания социальной незащищенности личности, задача оптимизации социальной работы выступает прежде всего как проблема соотнесения юридической и морально-нравственной нормы допустимого соотношения автономности личности и ее одновременной зависимости от группы. Мораль и нравственность, таким образом, зачастую являются не только важнейшими факторами формирования нормы жизнедеятельности на всех уровнях осуществления человека, но и одним из важнейших инструментов профессиональной деятельности социальных работников.

Соблюдение моральных норм «в обществе в целом» всегда предполагает личности выбор («могу поступить так, а могу и иначе»), ибо мораль в обществе всегда сослагательна (не обязательна для исполнения, а носит рекомендательный характер: «хорошо бы…»). Соблюдение моральных норм социальными работниками – не исключение. Однако в профессиональной медицинской деятельности специалист ограничен в в своем моральном выборе должностными обязанностями и профессиональной ответственностью. У него нет свободы в решении вопроса: «помогать, или не помогать» представителям той социальной группы, которая является объектом его профессиональной деятельности. Понятие «профессиональной моральной ответственности» в медицине всегда имеет юридическое значение. Но и в законодательстве, и в нормативных актах, и в должностных инструкциях медицинского работника отражаются лишь наиболее типичные отношения медиков и пациентов, отношения, которые имеют особенно ярко выраженные социальные последствия. Менее типичные, хотя и регулярные отношения, фиксируются моральными нормами. За их несоблюдение уволить или осудить медицинского работника нельзя, а вот признать профессионально непригодным – возможно.

Для того чтобы урегулировать возможные морально-нравственные проблемы в профессиональной деятельности медика, существует профессиональная медицинская этика работы. Вместе с тем, предусмотреть все возможные проблемы, лежащие для врача в области морали и нравственности, невозможно. Невозможно, потому что в процессе любого морального выбора человек, как говорят, «по определению», имеет возможность творчески подходить к решению морально-нравственных проблем.

Можно ли ограничить творчество в поведении человека? История показывает, что нельзя. Парадоксально, но факт: во все времена общество затрачивало и затрачивает колоссальную энергию на формирование у членов культуры навыков репродуктивного (исполнительского) морального поведения, вводя системы запретов (законов, табу) на любой образ действий, за исключением должного. Однако во все времена члены общества нарушали и нарушают эти запреты, причем как безопасными, так и опасными для них и общества в целом способами. Более того, чем большее количество рекомендаций, регулирующих жизнь общества при помощи морали, переводилось в ранг законов (табу), тем большее количество людей и во все большем количестве сфер деятельности, стремятся нарушать (или обходить) границы, устанавливаемые этими законами.

Общество, даже не осознавая, эту закономерность чувствует, и потому стремится ограничить произвол в поведении человека не законодательно, а посредством формирования соответствующей моральной традиции. Исторически конкретные стереотипы морально-нравственного поведения инициируют работу мировоззрения, ограничивая направленность его развития в определенном направлении и служат основными критериями проверки наличной картины мира на ее истинность и непротиворечивость.

3. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Творческая сущность человека делает его свободным и ответственным за выбор структуры и соотношения смысложизненных установок. В этом – основная свобода, но и ответственность личности. Свобода человека определяется реальной возможностью произвольно формировать цель жизни и способы достижения этой цели. Ответственность заключается в необходимости самостоятельно отвечать за успешность своего выбора цели и средств для ее достижения. Человек, действительно, во многом «кузнец своего счастья», во всяком случае в таких сферах, как выбор профессии, общественных идеалов, стандарта семейного благополучия или собственных взаимоотношений с другими людьми. При этом «человек может реализоваться по-человечески не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне себя» (Ж.П.Сартр). Выбор «цели вовне себя» всегда свободен, но неотделим от ответственности: я ответственен за себя самого и за всех, потому что я сам создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще. Человек мыслит и обладает разумом, и за то, какие цели он ставит, какие средства для их достижения выбирает, какие качества он видит (обнаруживает), выделяет, акцентирует, преувеличивает или игнорирует в других людях, он несет такую же ответственность, как «другие». Эта сложная мысль выражена у разных народов в многочисленных «простых» поговорках, аналогичных русским: «рыбак рыбака видит издалека», «не суди по себе о других», «молодец среди овец, а против молодца и сам овца», «у других в глазу пылинку видит, а у себя и бревна не замечает», «кто-то любит попадью, а кто-то – попову дочку», «взялся за гуж, не говори, что не дюж», и других.

Задавая вопрос о том, может ли человек быть свободным, если его деятельность обусловлена такими внешними обстоятельствами, как природная среда и политический строй, экономика государства и социальное происхождение, этническая принадлежность и врожденные особенности психофизического облика, мы, по сути, решаем проблему соотношения объективного и субъективного, проблему предопределенности и случайности в судьбе человека. Являются ли люди простыми «зеркалами» внешних обстоятельств, или они творят действительность не считаясь с внешними обстоятельствами? К взвешенному и аргументированному ответу на этот вопрос впервые в истории подошел нидерландский философ Б.Спиноза, а логически завершенную формулировку этого ответа дал Гегель: «Свобода есть осознанная необходимость». Объективная необходимость человеческого существования всегда допускает свободу выбора, но только в тех пределах, которые не позволяют выйти за границы возможностей закономерности («необходимости») той сферы действительности, в отношении которой осуществляется свободный выбор.

Чем больше человек знает об этой сфере, тем свободнее и обоснованнее он в своем выборе. Например, люди не способны жить без воды, и они издавна знают, почему в природе возможен разлив рек, и что этот разлив способен принести человеку несчастья. Но знания сами по себе не освобождают людей от бедствий, которые приносят наводнения. Для того, чтобы избежать пагубных последствий наводнения, человек, вынужденный жить вблизи рек, должен знать способы построения ирригационных систем и уметь отводить излишки воды от своих жилищ. Чем больше он знает о законах природы, технологиях и материалах строительства сооружений, находящихся в воде и вблизи воды, тем более он свободен в выборе средств своего поведения и места жительства. История человеческого общества – это история постепенного освобождения человека от рабской зависимости от непознанных сил внешнего мира – природных, общественных, личностных. Таким образом, человек, чем больше он знает и умеет, тем больше свободен в своем поведении. Но и тем более он ответственен перед другими людьми за свой выбор.

Особенно сложно человеку даются знания об обществе, самом человеке и законах общения. Мы уже говорили о том, что человек и общество субъектны, то есть в значительной степени произвольны и, следовательно, непредсказуемы в своем поведении. Эта непредсказуемость отношений несет человеку взаимоисключающие чувства: с одной стороны, радость жизни от самой возможности свободы выбора; с другой, — страх перед бесконечностью выборов. В зависимости от уже имеющейся жизненной стратегии личности, опыта, знаний, навыков поведения и т.п., в жизни разных людей страх и радость находятся в разных соотношениях друг с другом. Очень часто внешние обстоятельства жизни, недостаток образования, врожденный темперамент или особенности морально-нравственных качеств способствуют формированию такой жизненной стратегии личности, при которой в стремлении уменьшить неопределенность и непредсказуемость межличностных и межгрупповых отношений, человек становится склонен к насилию, уменьшающему свободу выбора окружающих, но вносящему ясность и определенность в межличностные коммуникации.

Как свидетельствует история морали и этических учений, развитие нормативной регуляции поведения, обогащение и усложнение норм морали, моральных кодексов, неизбежно ставит проблему предельно общих моральных принципов как общих оснований существующих норм. Не будет преувеличением суждение, что нравственная зрелость личности начинается с умения действовать творчески, но исходя из всеобщих принципов.

К наиболее существенным морально-нравственным принципам, определяющим успешность человеческой жизнедеятельности, относится свобода и ответственность личности в выборе сложных форм своего поведения. Наиболее сложные формы – это модифицированные социальным биологические стандарты поведения. Так, практика насилия относится к числу сложнейших теоретических проблем человекознания и обществознания, потому что тесным образом связана с вопросами об эталонах совершенного культурного поведения и будущего для человечества. Практика насилия унаследована человечеством из животного мира, но вопрос, в какой мере ее наличие является оправданным в обществе, остается открытым. Насилие в животном сообществе – это подавление биологически слабой особи, менее жизнеспособной и потому не вполне способной самостоятельно поддерживать в своем поведении стандарты естественного отбора. Жизнеспособность в биологическом мире поддерживается за счет действия преимущественно двух факторов – физического и психического. Насилие в животном мире, таким образом, это естественное физическое и психологическое подавление, а в отдельных случаях – и уничтожение, — нежизнеспособного, не выдержавшего законов естественного отбора существа или сообщества. Насилие в обществе – это всегда искусственное подавление свободы другого человека и сообщества. Насилие в обществе может осуществляться не только в физической и психологической формах, но так же в интеллектуальной, идеологической, политической, экономической, эстетической, спортивной, военной, интеллектуальной, морально-нравственной и других формах.

Человеческое проявление агрессии и насилия с одной стороны – заложены в атавизмах биологической природы человека, но с другой – преобразованы его социально-творческой сущностью настолько, что способны приобретать качественно иную форму: снисходительности, покровительства, благородства, щедрости, милосердия, альтруизма. При этом и щедрость, и милосердие, и альтруизм проявляются не только в форме самопожертвования (как это иногда случается и в популяциях животных), но в виде героизма, патриотизма, великодушия (прощения) и др. Богатство поведенческих оттенков становится следствием многоуровневой и многофакторной структуры всей системы человеческой жизнедеятельности и определяется формой и уровнем духовной и материальной культуры, с которой идентифицирует себя личность и сообщество. Чем сложнее культура, тем больший объем свободы в выборе форм поведения предоставляет она личности и группе.

Следует ли наказывать ребенка, подростка, взрослого человека за действия, которые не отвечают нашим представлениям о должном? Если наказание, являющееся разновидностью насилия, возможно, то в каких формах оно допустимо и кто должен решать вопрос о правомерности и допустимой силе наказания? Имеет ли право одно государство насильно вмешиваться в жизнедеятельность другого? Имеет ли право личность или группа в определенных обстоятельствах лишать жизни другую личность или группу? Можно ли научить человека трудиться без принуждения, то есть того же насилия над личностью и т.п.? Имеет ли право личность или группа насильно ограничивать свободу передвижения других людей? Следует ли быть милосердным к убийце? Достойно ли уважение простое соблюдение основных моральных норм, или для уважения к человеку необходимы его героические поступки? Следует ли оказывать материальную, духовную, психологическую и физическую поддержку социально опустившимся людям? Таких вопросов перед человечеством стоит множество.

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Всеобщие принципы присущи любой морально-нравственной системе, которая всегда исторически определенна, конкретна. Ответы на выше поставленные вопросы лежат в системных представлениях конкретно-исторических культур о всеобщих принципах, формирующих совершенного человека.

На раннем – дофилософском – этапе развития культуры общественное сознание, воплощавшееся в древнейших мифах и первобытной художественной деятельности, не выделяло проблему эталона человечности как самостоятельно проблему. Внимание человека было устремлено на его отношение к природе, а отношение людей друг к другу и самой природе не фиксировалось как сколько-нибудь существенное, требующее самостоятельного осмысления. В первобытном обществе сами люди не различались один от другого как неповторимые личности, напротив, в индивиде видели представителя рода, общины, племени; «Я» растворялось в «Мы» и потому отношение «Я» и «Другого» не выделялось в отдельную проблему или качество. Наиболее совершенной чертой человека признавалось умение согласовывать свои действия и помыслы с деятельностью и интересами группы.

Сознание того, что человек – свободный, активный, подлинный субъект, безотносительно к его этнической или профессиональной принадлежности, пришло достаточно поздно. Так, в Античности в человеке ценились героизм и хитроумие, верность. Важна была деятельность человека, а не его нравственные качества. В поэмах Гомера, например, диалог героев не играет существенной роли, описываются действия персонажей и потому в художественных произведениях того времени господствует эпический, а не драматический способ изображения. Хотя иногда древние философы через человека и мерой человека (вспомним знаменитое высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей») характеризовали весь мир в целом, человек в эту эпоху был представлен весьма в усеченном виде.

С приходом христианства саморазвитие личности стало восприниматься как существенная и значимая характеристика бытия человека. Повысился интерес к нравственному содержанию человеческого существования. Это отчетливо видно по движению от Ветхого завета к Новому: история Христа и его взаимоотношений с людьми есть, по сути дела, развернутый художественный анализ нравственного содержания человеческого общения, в котором поведение каждого персонажа (самого Христа и Понтия Пилата, Петра и Иуды) зависит от индивидуальных душевных качеств и свободного нравственного выбора личности. В силу этой исторической тенденции в Средние века в человеке особенно ценились одухотворенность и благочестие. Вместе с тем очевидно, что средневековая личность мистически зависела от божества. Необходимость осмысления отношений личности с Богом была центральной идеей концепции мира и человека того времени.

Новое, демистифицированное понимание человека было выработано культурой Возрождения. Новеллы Бокаччо впервые в истории Западной Европы сделали предметом литературного осмысления человеческое общение в его бесконечном многообразии. В лирике Петрарки впервые воспета любовь как истинно человеческое и специфически человеческое. Драматургия Шекспира впервые возвела на уровень всеобщности и субстанциональности полифонию душевной жизни человека. Живописное воплощение традиционных христианских сюжетов (вспомним, например, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи) впервые превратила известные ситуации истории «сына божьего» исследование и канонизацию психологической полифонии человеческих отношений.

Переход к механистической картине мира Нового времени ознаменовался созданием такой модели человека, в которой преобладающее место занимал разум, а чувственность сводилась к непосредственному контакту с миром. Проблема эмоциональной жизни человека, его духовной жизни, если и возникала в западноевропейской культуре XVI-XVII вв., то лишь на ее периферии. При этом и XVII, и XVIII столетия еще живут верой в природную доброту и разумность человека, в возможность создания общества, в котором будут царить отношения «свободы, равенства и братства». Один из самых ярких художественных примеров этого тезиса – «Робинзон Крузо» Д.Дефо. Отношения между Робинзоном и Пятницей стали моделью эталонного межличностного общения, а сам Робинзон – эталоном разумности, мужественности и творческой самореализации.

В эпоху Просвещения именно такое понимание сущности человека и совершенства человеческих отношений завоевало наиболее широкое признание. Смещение центра тяжести научных и философских исследований с механики и теории познания (онтологии и гносеологии) на антропологию и педагогику, этику и эстетику, свидетельствовало прежде всего о новом осознании сущности самого человека и его эталонных качеств. Борьба чувства и долга, страсти и разума надолго стали центральной темой человекознания, заложив основы такого понимания человека, из которого чуть позже у Л.Фейербаха выросло учение о любви человека к человеку, учение о человечности человека.

В наше время основными проблемами мировой истории стали такие проблемы, как «война и мир», «человек и природа», «жизнь и смерть», «человек и люди», которые выросли до уровня глобальных проблем, решение которых, тем не менее, до сих пор не нашло убедительного для большинства решения, плана общих действий. Идеалом человека современной эпохи, вновь провозглашающей идеи гуманизма как основной общечеловеческой идеологии, является личность, способная к самореализации в семье, профессии и обществе. Гуманизм, — в широком смысле слова, — это исторически изменяющаяся система воззрений, всегда признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, проявление и развитие способностей. Гуманизм считает благо человека критерием оценки социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности, — желаемой нормой отношений между людьми72. Но гуманистический идеал человека остро ставит проблему морально-нравственных и эстетических оснований духовной жизни человека в условиях личной свободы каждого, проблему условий и факторов формирования свободного, но нравственного человека. В условиях широкой свободы личности человек сталкивается с опасностью, исходящей от него самого.

5. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Эстетикой называется отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята еще Сократом и Платоном. На протяжении всей истории философии создавались эстетические концепции, в которых прослеживается явное смещение в сторону интереса к творческой личности. Между тем, эстетические категории имеют непосредственное отношение к бытию человека в целом, к его качественному отличию от животной жизнедеятельности.

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – «эстетическое». Иногда его отождествляют с понятием «прекрасное». Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) — не эстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразным связаны с понимаем гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.

К эстетическим чувствам и ценностям относятся также категории «возвышенное и низменное», «героическое и трусливое», «комическое и трагическое». Эстетические ценности тесно связаны с нравственными ценностями. Так, «возвышенным» или «низменным» в обществе признаются такие мысли, порывы или поступки ли отношения людей, которые основаны либо на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.

Под «героическим» обычно понимается альтруистическая деятельность человека, связанная с самопожертвованием или готовностью к нему с целью принесения пользы другим людям. Героизм может быть не только экстремальным (например, на войне), но и повседневным, обыденным (например, героизм медиков, оперирующих и выхаживающих после травм больных СПИДом; героизм матери, вопреки обстоятельствам внушающей добросердечие своим обездоленным детям и т.п.).

Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносят ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий (см. лекцию о смехе в элективных темах).

Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность в искусстве. Воссоздание и возвышение прекрасного и осуждение безобразного – одна из важнейших функций искусства.

Таким образом, эстетические ценности выполняют в жизни человека роль оснований картины мира и принципов ее структурирования.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. С помощью словарей дайте определение понятиям «мораль», «нравственность», «этика», «право», «закон», «рекомендация».

  2. Выявите общее и различное в понятиях «мораль» и «право».

  3. Раскройте содержание понятия «права пациента», «права клиента».

  4. Проанализируйте понятия «гуманизм», «гуманитарный», «гуманный», «человечный» и «человеческий».

  5. Объясните, как Вы понимаете выражение «этические проблемы».

  6. Могут ли свобода и ответственность существовать изолированно друг от друга?

  7. Может ли насилие осуществляться во благо человека?

  8. Чем отличается эстетическое чувство от этического?

Тематика рефератов:

  1. Этические модели взаимоотношения социального работника и клиента.

  2. Этические проблемы взаимоотношения современной науки и общества.

  3. Право, этика и социальная работа.

  4. Гуманизм и гуманитаризация науки как социокультурная проблема.

  5. Категории «вера» и «надежда» как инструменты медицинской деятельности.

  6. Этика ведения безнадежных больных.

  7. Этика общения с лицами, нуждающимися в социально-психологической реабилитации.

  8. Эстетика человеческих отношений.

studfiles.net

Статья Духовно- нравственные ценности — основа воспитания современной личности

Духовно- нравственные ценности — основа воспитания современной личности

Г.В. Мусатова

преподаватель русского языка и литература,

ОГАПОУ

«Белгородский техникум общественного питания»

Белгородская область, Россия

«В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания…» Е. Н. Ильин

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность — это самосознание, напряженный процесс «делания» собственной души. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.

Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в отсутствии духовности, безверии, агрессивности. Так, 24 января 2013 г. в Москве в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему: «О защите духовно-нравственных традиций русского и других народов Российской Федерации и их законодательном обеспечении». В выступлениях участников было отмечено, что «сегодня нас крайне волнует одичание, которое охватывает общество. «По данным ООН, в 2004 году Россия была по человеческому духовно-нравственному потенциалу на 15-м месте, в 2008 году – на 54-м, в 2011 году – на 66-м, а сегодня – на 72-м месте». Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании сказал о духовных скрепах: «В нашей стране были такие скрепы. Было на нашем знамени написано: «Бог, Царь и Отечество». [1].

Слово «духовность» употребляется в значении исполнения высокодуховных истин, а именно умения быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром, умения прощать, а это и есть духовность.

Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.

Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Только совместными усилиями государства, семьи, общества и церкви можно воспитать духовно-нравственного человека.

  Сегодня духовно – нравственные устои российского общества подвергаются серьёзным испытаниям. Россия переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, рассчитанных на молодежное сознание, действует в большей степени разрушительно с точки зрения развития личности, семьи и государства. Падение нравов всё чаще воспринимается как одна из главных проблем современной России.

Начало XXI века связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров культурных ценностей не только в политику государства, но и сознание людей. Это основа для возрождения страны, решения экономических и социальных проблем, которая неразрывно связана с воспитанием человека высокой духовной культуры. Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается деградация личности. И противостоять социальному процессу безнравственности, призвано образование и воспитание. В решении этой проблемы особо значимая роль отводится педагогу. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Русская литература всегда была выражением традиций народа, его нужд и чаяний, его души. Она ставит перед обществом актуальные, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, человечности, взаимопониманию и состраданию, воспитывает духовно- нравственные качества человека.  «У литературы одна цель — помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром» — говорил В.Распутин.

Идея духовно-нравственного развития человека является основой воспитания современной личности. А духовно — нравственное воспитание создает условия для воспитания личности, которая живет в согласии со своей совестью. Любовь к русской литературе способствует воспитанию чувства гордости у обучающихся за то, что они являются наследниками русской культуры и традиций, осознают себя гражданами своей страны, и за то, что на них лежит ответственность за ее настоящее и будущее.

Изучать русскую литературу невозможно в отрыве от национальной культуры, ее духовных истоков. Литература духовно обогащает человека, воздействует на нравственный облик человека, формируя духовные и нравственные качества личности.

В рассказе М. Горького «Читатель» говорится о сущности литературы: « Цель литературы – помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем, стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты. Вот моя формула; она, разумеется, неполна, схематична… дополните ее всем, что может одухотворить жизнь». [2].

С литературы начинается самовоспитание, индивидуальное и духовное познание реальной жизни. Для того чтобы сформировать у обучающегося духовно – нравственные ценности необходимо ввести его в мир литературы, так как она дает возможность самостоятельно думать, размышлять, познавать окружающий мир. Она охватывает все сферы активной деятельности духовной жизни человека. Без литературы невозможно представить духовную жизнь, так как литература является источником духовного обогащения, вершиной умственного, нравственного и эстетического развития. Изучение литературы дает обучающимся большие познавательными возможностями в саморазвитии и самовоспитании.

Надо признать, что большой вклад в развитие русской духовности внесли русские писатели: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.Н. Добролюбов, Н.С. Лесков. Так, в повести «Очарованный странник»

Н.С. Лескова отражены духовные искания русского человека. Сложные духовные вопросы поднимает в своих произведениях Ф.М. Достоевский, сравнивая православие и католицизм («Идиот»), поднимая темы насилия и прощения («Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»), греха и невинности («Сон смешного человека»).

В своих нравственных заключениях и размышлениях писатели брали примеры из жизни русского народа, при этом затрагивали жизнь, как простых людей, так и людей высших сословий.

Изучая произведения русских классиков, педагог имеет возможность вести диалог о духовно- нравственных категориях, актуальных проблемах жизни, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека, чести, долге, мужестве, любви к Родине.

Уроки литературы выигрышны тем, что побуждают к размышлениям, невозможно не обсуждать на уроках литературы эпизоды из литературных произведений. Возьмем, например, слова А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Обучающиеся бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин противопоставил благородство и бесчестие, раскрыл проблемы чести, достоинства, нравственного выбора. Для Пушкина важно, чтобы человек «не растерял» себя в каждодневной суете, в водовороте истории. Понятия « любовь», «благородство», «честь» сами по себе не возникают в сердце человека, становление души происходит в отеческом доме. Таким отеческим домом для Пушкина стал Лицей. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» помогает научить обучающихся справедливости, порядочности, верности. Как важно дать им напутствие, подобное тому, которое дал Андрей Петрович Гринёв Своему сыну! Слова « честь», «долг», « Отечество» были для Гринёва – отца святыми. Честь, мужество, любовь к Родине всегда были присущи лучшим представителям русского офицерства. Следовать однажды данной воинской присяге было нормой для русского дворянина. Для М.Ю.Лермонтова служба Родине верой и правдой – прежде всего. Сам бесстрашно сражаясь, он пишет о схватках простым и понятным языком, точно, искренне и правдиво передаёт бесхитростную речь русского солдата, ветерана Бородинской битвы. Из-под пера М.Ю.Лермонтова выходит образ офицера на кавказской войне – Максим Максимыча — который верно служит Отчизне, не заботясь о наградах, лишая себя семьи, но не жалуется и ни на минуту не сомневается в том, что он делает правое дело.

Офицерская честь и любовь к Родине сопровождали графа Л.Н.Толстого и на Кавказе, и в Крыму. Герои «Севастопольских рассказов», «Казаков» мужественны и прекрасны. А дорога жизни князя Болконского – любимого героя Л.Н.Толстого – это путь чести, истинного благородства, бесстрашия.

Или, к примеру, мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает обучающихся при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», завораживает верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта». Призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В. Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч.Айтматова «Плаха». Честь, честность, совесть, долг, ответственность, сострадание, любовь — вот основа нравственного поведения любого уважающего себя человека.

Русская классическая литература является преемницей древнерусской, так как тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. И это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры». [3]. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев унаследовали образы, идеи, даже стиль сочинения древнерусской литературы. Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине воплощены в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”.

Любовь как духовное возрождение – один из главных мотивов русской литературы. При этом авторы в первую очередь стремились показать, как она влияет на духовное развитие человека. Поэтому тема любви занимает важное место в творчестве писателей и поэтов XIX-XX века. Примеры и идеалы светлых чувств, гармоничных отношений между мужчиной и женщиной в любовной лирике А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, в произведениях Л.Н.Толстого («Война и мир»), И.А. Бунина (цикл «Темные аллеи»), А.И. Куприна («Гранатовый браслет». В романе «Война и мир» любовь как духовное возрождение занимает одно из центральных мест. Серьезное увлечение князем Андреем юной Наташи Ростовой помогло ему посмотреть на мир новым взглядом. Благодаря девушке, князь вновь поверил в себя, в жизнь, в друзей. И перед смертью мысль о невесте примирила его с тяжелой участью: присутствие любимой, несомненно, ободрило Андрея и облегчило страдания.

Таким образом, писатели и поэты в своих произведениях всегда уделяли особое внимание описанию внутреннего мира героев, их чувств и переживаний.

Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на обучающихся оказывают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Особая роль отводится нам педагогам в решении этой задачи. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает… Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть — это закон добра в душе человека». [4].

Список литературы:

  1. 1.http://mkkprf.ru/13576-zaschita-nravstvennosti-kak-zalog-vozrozhdeniya-rossii.html

  2. М. Горький. с.ч.в 16т.т.2стр.298 Москва Издательство «Правда» 1979

  3. Бердяев Н. О характере религиозной мысли 19в. (гл.7)

  4. Л. Н. Толстой, «Путь жизни» // Педагогика. — 1910. С.21

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *