Профессиональной деятельности – Тема 1. Понятие и виды профессиональной деятельности

3)Профессия и профессиональная деятельность. Понятие профессии

Профессия – социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития1.

Характеристики профессии:

  • Область приложения трудовых сил человека

  • Деятельность выполняемая за вознаграждение

  • Деятельность дающая человеку социальный статус

  • Общность людей выполняющих какие-либо функции

  • Процесс реализации трудовых навыков

  • Профессия представляет собой группу родственных специальностей

Подходы отражающие сущностные характеристики профессии:

  • Экономические ( профессия это социально – значимая деятельность, сопровождаемая разделением труда, дающая за труд средства для существования и развития)

  • Социологический ( большая группа людей, выполняющая опр. Функции и дающая необходимый об-ву продукт)

  • Личностный (профессия отражающая определенность личности)

Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, в также профессионально обусловленных качеств личности2.

Субъекты профессиональной деятельности:

1.Специалист – профессионально-компетентный работник, обладающий для качественного произ-ва труда знаниями, умениями и навыками, и индивидуальным стилем деятельности

2.Профессионал – это работник обладающий помимо знаний, умений и навыков, профессиональной компетенцией, практическим профессиональным опытом, профессиональнй надежностью и ответственностью.

4)Понятие и структура профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, в также профессионально обусловленных качеств личности

3.

Структура профессиональной деятельности.

В структуру профессии включают следующие элементы:

1. Заданные цели, представления о результате труда.

Эти цели зафиксированы в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним. Образцы могут быть заданы при помощи должностных инструкций, государственных стандартов, соответствующей документации. Однако это возможно не во всех профессиях и не в каждом виде деятельности. В некоторых случаях «живым образцом» может выступать компетентный специалист, признанный авторитет в какой-то деятельности. В творческих и управленческих профессиях невозможно точно алгоритмизировать и описать представление о конечном результате труда. Например, цель руководителя – создать консолидированный, эффективный трудовой коллектив. Для этого руководитель осуществляет массу видов деятельности, учитывает множество факторов. Он должен уметь импровизировать, применять творческие решения, чувствовать людей, использовать интуицию. Все это вместе называют искусством управления и это не может быть детально описано и документально зафиксировано.

Цели профессиональной деятельности конкретизируются в целях конкретного специалиста, занимающего определенное должностное место.

2. Заданный предмет (им может быть не обязательно вещь, но и любая система – знаковая, социальная, художественно-эстетическая, например, или ситуация неопределенности).

Предмет труда – это система взаимосвязанных признаков и свойств вещей, процессов, явлений как материального, так и не материального порядка, которая противостоит субъекту труда и на которую последний должен воздействовать.

Человек должен изменить, преобразовать предмет труда или создать нечто новое. Предмет труда фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства, но не всегда его можно точно описать.

Например, предмет труда – ситуация, характеризующаяся определенным уровнем информационной неопределенности. Когда водитель автобуса совершает по маршруту рейс с пассажирами, предмет его труда – это последовательность дорожных ситуаций, характеризующихся высроким уровнем неопределенности. И задача водителя – преобразовать эту последовательность дорожных ситуаций, снижая уровень их неопределенности и внося определенность. В педагогической деятельности предметом труда выступает ребенок, точнее, уровень его развитости и воспитанности. Следовательно, предметом труда учителя будет психика ребенка, его личностные, интеллектуальные и эмоциональные функции и процессы.

3. Система средств труда.

Средства профессиональной деятельности – это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразует его.

Условно можно выделить 3 группы средств труда:

1. Вещественные средства труда – это аппаратурные средства для приема, передачи и переработки информации; средства для осуществления практических действий в биологических, технических, природных (неживых), знаковых системах, системах художественного отображения реальности; ручные, простые и механизированные средства труда; машины с ручным управлением; автоматизированные, автоматические системы, аппараты для управления длительными непрерывными процессами.

2. Внешние функциональные средства труда – это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).

Такие средства труда используются в деятельности артистов, дикторов, руководителей. Для тренера его организм – особое функциональное средство труда. Для руководителя коллектив, работающая команда одновременно будет и предметом, и средством труда.

3. Внутренние функциональные средства труда – это профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль работы, образ «Я» в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.

Могут отражаться в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессию.

4. Система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций).

Профессиональные служебные обязанности – это основные формы активности работника, обязательные составляющие его профессиональной деятельности. Закрепляются в должностных инструкциях, часто нормативно урегулированы и юридически закреплены.

5. Система прав.

Система прав отражена в нормативных документах и определяет права работника в отношении оплаты труда, здоровых и безопасных условий труда, возможностей повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизни трудового коллектива.

6. Производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Условия труда определяют среду на рабочем месте профессионала.

Выделяют две группы условий труда: предметные и социальные условия труда.

Предметные условия труда – это витальные (жизненно-необходимые) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности. К ним относятся: температура, влажность, давление воздушной среды, пыль. Шумы, различный виды лучистой энергии, вибрации, ультразвуки, инфекции, динамические нагрузки, вероятность получения физических и психических травм.

Социальные условия труда – это социальная значимость профессии, социально-психологический климат в коллективе и организации в целом, корпоративная культура, коллективные и профессиональные традиции, система деловых взаимодействий и норм деловой активности.

studfiles.net

Профессиональное описание профессиональной деятельности

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиография изучает деятельность, профессии, специальности в целях создания их оптимальных моделей, в частности:

  • исследует их социальную и социально-психологическую сущность, основные функции, операционный состав;

  • осуществляет классификацию профессий и специальностей;

  • проводит специально организованное всестороннее и документированное описание различных профессий и специальностей, результатом которого должна стать профессиограмма;

  • определяет требования, предъявляемые обществом и данной профессиональной деятельностью к личности, уровень развития ее профессионально важных качеств, обеспечивающих успех в данном виде деятельности и др.

Профессиограмма является предпосылкой и вместе с тем итогом любой психологической работы с профессией. Она никогда не может считаться законченной, так как профессии не остаются неизменными.

В самом общем виде профессиограмма представляет собой описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Другими словами, профессиограмма — это перечень научно обоснованных норм и требований профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии.

Профессиограмма специальности – это документально оформленный результат профессиографирования, в котором представлена всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различных объективных характеристик специальности, а также состав и содержание требований, предъявляемых к профессионально важным качествам специалистов.

Психограмма, в свою очередь, является частью профессиограммы определенной профессии, в которой дана характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека, перечень психологических способностей к профессиональной деятельности и особое внимание уделено психологическим противопоказаниям. В связи с этим профессиограмма является научной основой для определения и уточнения перечня специальностей, разработки штатно-организационных структур, формулирования функциональных обязанностей и должностных инструкций.

Виды профессиограмм, их структура и содержание

В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы на частные, комплексные, целевые и специальные. Класс частных профессиограмм делится на пять видов:

  1. Физиологические, дающие физиологическую, медико-биологическую характеристику специальности.

  2. Санитарно-гигиенические профессиограммы — санитарно-гигиеническая характеристика специальности с точки зрения воздействия санитарно-гигиенических условий на организм человека в ходе деятельности.

  3. Психологические профессиограммы, или психологически ориентированные профессиограммы, определяющие узко специализированные требования к психике человека.

Данные профессиограммы включают: описание внешней картины труда, трудового поведения («фотография» рабочего дня, хронометраж, временная динамика рабочей активности, описание рабочего места, типичных ошибок и др.) и описание внутренней картины труда (реакция личности, ее интегральные образования: направленность, характер, способности, темперамент, структуры научения и опыт; психические состояния и процессы: воля, внимание, мышление и особенности психомоторики).

  1. Социологические профессиограммы, содержащие социальные характеристики специальностей.

  2. Экономико-организационные профессиограммы − характеристика специальности с точки зрения ее социально-экономической сущности. Речь идет об условиях оплаты, режиме труда и отдыха и т.д.

Специальные профессиограммы разрабатываются для использования в различных целях:

1. Для профессиональной ориентации и профконсультации. Такая профессиограмма включает предназначение, социальную значимость, роль и место военной профессии в обществе, содержит описание всех основных ее аспектов, способы ее освоения, перспективы развития и т.д. Особенность такой профессиограммы состоит в том, что она должна содержать знания о значимости и месте профессии; описание специальности, привлекательное и доступное для прочтения и понимания широким кругом населения, прежде всего молодежи. Яркое описание профессии предполагает показ ее социальной значимости, демонстрацию наиболее удачных примеров овладения ею, описание конкретной военной специальности. В профессиограмме подчеркивается также, какими знаниями и психологическими качествами должен обладать кандидат на обучение специальностям; перечисляются данные об условиях труда и о трудовых действиях; говорится о том, где и какими способами осуществляется подготовка специалиста по данной специальности.

2. Для профессионального психологического отбора. Данная цель обусловливает структуру и содержание профессиограммы:

  • она ориентирует на выявление преимущественно стабильных, устойчивых профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности деятельности;

  • содержит максимально возможный свод требований к необходимым и некомпенсируемым свойствам личности специалиста и противопоказаний;

  • определяет структуру качеств, обеспечивающих достижение высокого уровня воинского мастерства.

3. Для профессиональной подготовки как неотъемлемой части модели подготовки специалиста. Подобная профессиограмма включает описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста. Профессиограмма для обучения специалиста очень близка по своему содержанию к профессиограмме для профессионального отбора. Кроме всего прочего, она содержит профессионально-должностные требования (ПДТ), которые должны быть сформированы в ходе обучения специалиста и включают в себя совокупность профессиональных знаний, умений и навыков для обеспечения необходимого уровня эффективности профессиональной деятельности. Другим элементом модели является квалификационный профиль — сочетание необходимых видов профессиональной деятельности, степени их квалификации и квалификационных разрядов. Модель также включает: результаты анализа профессиональной деятельности передовых работников и динамику формирования молодых специалистов; возможность совмещения профессий.

4. Для оптимизации условий и режима деятельности. Профессиограмма, используемая в этих целях направлена на всесторонний учет временных параметров и утомительности отдельных действий и операций, регистрацию распределения микропауз и динамики работоспособности в течение рабочего дня, во время дежурства, указание психологической изменчивости психических функций под воздействием утомления и т.п.

5. Для проектирования и рационализации рабочего места такая профессиограмма разрабатывается на основе анализа физических и социальных компонентов профессиональной среды: микроклимата, организации труда, шума, физических и психических нагрузок и т.д. Данная профессиограмма может быть основанием для совершенствования конструкции рабочей зоны и рабочего места специалиста, профессиональной среды в целом.

Типовая структура целевой профессиограммы содержит 7 разделов:

1. Общие сведения о специальности:

1.1.Наименование и назначение профессии.

1.2.Характеристика рабочей зоны и рабочего места.

1.3.Характеристика средств и орудий труда.

1.4.Общая и специальная профессиональная подготовка специалиста.

1.5.Функциональные обязанности специалиста .

1.6.Критерии эффективности деятельности.

2. Содержание деятельности:

2.1.Описание и анализ основных действий и операций.

2.2.Профессиональные задачи, решаемые специалистом.

2.3.Особенности приема информации.

2.4.Особенности переработки информации и принятия решений.

2.5.Структура исполнительских действий.

2.6.Анализ ошибок в деятельности специалиста.

2.7.Соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.

3. Условия деятельности:

3.1.Санитарно-гигиенические условия.

3.2.Режим труда и отдыха специалистов.

4.Социально-психологические факторы деятельности:

4.1.Характеристика группы, в составе которого специалист выполняет обязанности.

4.2.Роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей.

4.3.Мотивационные аспекты совместной деятельности.

4.4.Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

5.1. Характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности.

5.2. Преобладающие эмоциональные состояния.

5.3. Влияние динамики состояний на эффективность деятельности.

5.4. Основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.

6. Психограмма:

6.1. Основные личностные качества, необходимые специалисту.

6.2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики.

6.3. Профессионально важные качества мышления.

6.4. Профессионально важные характеристики памяти.

6.5. Свойства, определяющие успешность моторных действий.

6.6. Соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.

6.7. Противопоказания к деятельности.

Выделяются следующие основные типы дифференцированного профессиографирования: информационное, диагностическое, прогностическое и методическое.

А. Информационное профессиографирование применяется для профориентационной и профконсультационной работы в целях формирования интереса к профессиям. Его основная цель заключается в даче первичной информации для обеспечения самостоятельной ориентации оптанта в мире профессий. Описание профессии носит обзорный характер.

В. Диагностическое профессиографирование проводится при неясных причинах низкой производительности труда, брака, травматизма, аварийности, конфликтности, текучести кадров. Это поисковый тип профессиографирования.

При диагностическом профессиографировании учитываются также сведения общего характера: состав работающих по возрасту, стажу и уровню специальной подготовки.

С. Прогностическое профессиографирование обеспечивает решение конкретной практической задачи в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию или изменению тех явлений, которые подлежали изменению. Оно строится по схеме диагностического профессиографирования, но при этом более детально изучаются те вопросы, которые могут обеспечить решение практической задачи.

Д. Методическое профессиографирование позволяет подобрать и разработать адекватные методы исследования профессионально важных качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования. В его основе лежит схема диагностического профессиографирования.

studfiles.net

Под условиями профессиональной деятельности понимают объективные

BRR>Под условиями профессиональной деятельности понимают объективные обстоятельства, определяющие или существенно влияющие на характер, содержание и качество деятельности. В психологии и социологии принято выделять нормальные и экстремальные условия деятельности.

Два основных вида условий профессиональной деятельности

Однако некоторые акмеологи (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.А. Толочек) полагают, что целесообразно выделить промежуточный класс условий, имеющих специфическое психологическое содержание, которые они называют «особыми». По их мнению, в особых условиях осуществляют свою деятельность представители многих профессий. Однако главное заключается в тенденциях устойчивого сближения особых условий деятельности с экстремальными и расширения класса экстремальных условий в труде субъектов.

Классификация условий профессиональной деятельности

Значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности специалистов являются экстремальные факторы, к которым относятся: механические воздействия типа вибраций, перегрузок; реальная или прогнозируемая опасность для здоровья и жизни; частое возникновение непредвиденных и аварийных ситуаций; высокая степень ответственности, боязнь ошибок и неудач; частые эмоциональные конфликты в коллективе, стиль руководства и т.п.

Общим для особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности является:

наличие действующих экстремальных факторов;

возникновение функциональных состояний типа динамического рассогласования;

высокие нервно-психические и энергетические затраты;

включение в деятельность резервных возможностей.

Отличие между ними состоит не в виде экстремальных факторов, а в периодичности, частоте или длительности их воздействия, в количественных характеристиках их интенсивности (мощности, силе воздействия). От экстремальных и сверхэкстремальных особые условия деятельности отличаются:

непостоянством действия экстремальных факторов;

меньшей их интенсивностью и мощностью;

умеренной выраженностью негативных функциональных состояний;

включением в деятельность резервных возможностей компенсаторного типа.

Отсюда – классификация условий труда по основанию их отличий.

Особыми являются такие условия, когда деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления.

При этом экстремальные факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные функциональные состояния выражены умеренно. В особых условиях деятельности мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы в таких условиях необходим отдых.

Экстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием экстремальные факторов, которые могут представлять потенциальную опасность. При этом негативные функциональные состояния выражены сильно, деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей. Работа в них требует восстановления.

Сверхэкстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности, включаются аварийные резервные возможности такой деятельности. После такой деятельности требуется обязательная реабилитация [1, с. 20].

Функциональные состояния, возникающие у субъектов труда в затрудненных условиях деятельности, относятся к виду функциональных состояний динамического рассогласования. Такие состояния характеризуются нарушением адекватных физиологических и поведенческих реакций, неоправданно высокой «ценой» деятельности и приводят к нарушению ее структуры, снижению эффективности и надежности.

psihologia.biz

📌 Вид профессиональной деятельности — это… 🎓 Что такое Вид профессиональной деятельности?


Вид профессиональной деятельности

«…вид профессиональной деятельности — методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;…»

Источник:

<Письмо> Минобрнауки РФ от 13.05.2010 N 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ» (вместе с «Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»)

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Вид предприятия розничной торговли
  • Вид спорта

Смотреть что такое «Вид профессиональной деятельности» в других словарях:

  • СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — – вид трудной ситуации, которая возникает в профессиональной деятельности человека. Интенсивные исследования деятельности человека в трудных ситуациях начались со второй половины 50 х гг. Объектом исследования являлась психика в «экстремальных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭКСПЕРТИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ — вид медицинской экспертизы, в ходе которой путем освидетельствования лица, принимаемого на работу с неблагоприятными условиями труда либо уже занятого на работе в таких условиях, изучения его медицинских документов и проведения регламентированных …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Страхование профессиональной ответственности — вид страхования ответственности. Предназначен для защиты имущественных интересов, связанных с возможным возмещением вреда третьим лицам, для лиц, занимающихся индивидуально профессиональной деятельностью [1][2][3]. К лицам, индивидуально… …   Википедия

  • ДОКУМЕНТЫ В ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — нормативные акты, регламентирующие оценочную деятельность; квалификационный сертификат оценщика; лицензии на право заниматься оценкой стоимости отдельных видов собственности; образовательные документы (свидетельства, дипломы, в т.ч. о спец.… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Психология прокурорской деятельности — В отличие от психологии труда следователя, интенсивное изучение которой в отечественной психологии осуществлялось с середины 60 х гг. ХХ века, специальных исследований, посвященных психологическим особенностям личности и профессиональной… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКВИВАЛЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — состояние динамической активности функций организма, обеспечивающих конкретную деятельность. Ф. э. д. формируется в процессе освоения профессиональной деятельности и отдельных ее этапов. В своей основе он имеет избирательную активацию различных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СТРАХОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ — (англ. professional indemnity insurance) – вид страхования ответственности, предусматривающий защиту лиц определенных профессий против требований, которые могут быть предъявлены к ним в связи с причинением при выполнении ими профессиональных… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Государственная гражданская служба РФ как самостоятельный вид государственной службы — состоит в профессиональной служебной деятельности граждан РФ (далее граждане) на должностях государственной гражданской службы РФ (далее также должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов …   Большой юридический словарь

  • Социальная работа — Социальная работа  профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… …   Википедия

  • Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

Книги

  • Торговое дело. Учебник для вузов, Афанасенко Иван Дмитриевич, Борисова Вера Викторовна, Торговля — первооснова экономической деятельности как таковой; коммерческая сделка — исходное начало и импульс экономического оборота. Торговое дело — это и организация рынка товаров… Категория: Техники продаж Серия: Учебное пособие Издатель: Питер, Подробнее  Купить за 1159 руб
  • Торговое дело: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения, Афанасенко И.Д., Оригинальность учебника «Торговое дело» в том, что торговле возвращено её главное природное свойство — она первооснова экономической деятельности как таковой; коммерческая сделка — исходное… Категория: Коммерция Серия: учебник для вузов Издатель: Питер, Подробнее  Купить за 833 руб
  • Торговое дело. Учебник для бакалавров и магистров, Афанасенко Иван Дмитриевич, Торговля — первооснова экономической деятельности как таковой; коммерческая сделка — исходное начало и импульс экономического оборота. Торговое дело — это и организация рынка товаров… Категория: Учебники: основные Серия: Учебник для ВУЗов Издатель: Питер, Подробнее  Купить за 747 руб
Другие книги по запросу «Вид профессиональной деятельности» >>

official.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *