Профессиональный стандарт преподаватель – 08.09.2015 N 608 » » , » |

Содержание

404 | Университет СИНЕРГИЯ

404

Страница не найдена

Извините, запрашиваемая вами страница не существует. Проверьте правильность написания адреса, перейдите на главную страницу или воспользуйтесь поиском.

Полезная информация

Подбери
программу обучения Начать

Вы склонны больше к профессиям?

Какое направление обучения вас интересует?

Какой формат обучения вам подходит?

Вас интересуют бюджетные места?

Вы из
Москвы?

Специалист приёмной комиссии подобрал вам программу.

Спасибо!Ожидайте звонка специалиста.

Университет Синергия

Университет Университет Синергия

г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г

+7 (495)
800 10 01
8 800 100 00 11

Общая: [email protected]

Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00

Подобрать программу ?

synergy.ru

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

Педагог профессионального образования должен соответствовать требованиям, установленным профстандартом. Разбираемся, каким именно.

Из статьи вы узнаете:

Профстандарт педагога профессионального образования

Переход к новой системе оценки квалификации специалистов в России был начат в конце 2012 года, когда в действующий Трудовой кодекс были внесены изменения, предполагающие применение профессиональных стандартов.

Именно тогда была введена в действие актуальная редакция ст. 195.1 ТК РФ, которая определяет профстандарт как требования к уровню и характеру квалификации сотрудника, необходимой ему для выполнения возложенных на него трудовых задач.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Читать статью

Читайте по теме в электронном журнале

Начиная с этого момента Министерством труда и занятости была инициирована обширная работа по формированию и утверждению профессиональных стандартов для отдельных предметных областей, к которой привлекались опытные эксперты. Каждый из итоговых документов должен был составляться в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23. При этом степень проработки конкретного профстандарта зависела от нескольких факторов, включая собственно сложность данного вида профессиональной деятельности и его значимость для общества и экономики.

Скачайте документы по теме:

Обращаем внимание! Введение профессиональных стандартов не отменяет действие квалификационных справочников. И работодатель вправе сам решать каким документом ему руководствоваться при определении квалификационных требований к должности: профстандартом или квалификационным справочником.

Нельзя не признать, что по последнему критерию педагогическая деятельность является одной из самых серьезных сфер. Именно поэтому разработке профстандартов для педагогов было уделено много времени и внимания. В результате с 1 января 2017 года были введены в действие сразу пять обширных документов, устанавливающих требования к уровню квалификации

педагогических работников. Одним из них является стандарт, регламентирующий применение квалификационных требований к педагогу в области профессионального обучения и профессионального образования основного и дополнительного уровней. О том, какие еще профстандарты для педагогов действуют в настоящее время, вы можете узнать в нашем материале.

Профессиональный стандарт педагога  профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования утвержден приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н

Читайте по теме в электронном журнале

Области применения профстандарта педагога профессионального образования

Специфика профессионального стандарта педагога профессионального образования заключается, в том числе, в том, что его действие распространяется на специалистов, которые задействованы в выполнении трудовой деятельности в области образования достаточно высокого уровня. В частности, положения профстандарта, утвержденного приказом № 608, распространяются на следующие категории работников:

педагоги, осуществляющие преподавательскую деятельность в образовательных организациях, уровень которых относится к среднему профессиональному;

преподаватели высших учебных заведений с различным статусом, включая университеты, академии, институты и другие организации высшего профессионального образования;

специалисты, чья профессиональная деятельность предполагает выполнение функций по разработке методик обучения.

Стоит учитывать, что выделение перечисленных категорий сотрудников в целях применения профстандарта педагога профессионального образования производится с применением Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08). В свою очередь, перечисленные категории специалистов могут быть задействованы в реализации образовательного процесса по различным направлениям подготовки, начиная от среднего профессионального и выше. Какие конкретно ступени образования охватывает действие данного стандарта — читайте в нашей

статье.

Требования к специалисту, установленные профстандартом педагога

Применение профессиональных стандартов имеет целый ряд серьезных плюсов для работодателя, одним из которых является четкая фиксация необходимых требований, которым должен соответствовать специалист, занимающий должность педагога профессионального образования.

В свою очередь, требования, зафиксированные в профстандарте преподавателя профессионального образования, касаются различных квалификационных характеристик такого специалиста, а также содержат особые условия, связанные со спецификой педагогической работы на различных уровнях обучения.

Справка

Требования к образованию и квалификации

Поскольку профстандарт, утвержденный приказом № 608н, предполагает преподавание для обучающихся, уже получивших общее образование, педагог такого уровня должен иметь достаточно серьезный образовательный багаж. При этом требования профстандарта допускают несколько возможных вариантов в отношении имеющегося у специалиста уровня образования в зависимости от того, какую именно должностную позицию он занимает в образовательном учреждении. Так, например, если для мастера достаточно среднего профессионального образования по преподаваемому направлению, то для методиста обязательным требованием является наличие высшего образования.

Кстати, в отношении требований к образованию профстандарт проявляет достаточно большую гибкость: так, в нем предусмотрены варианты решения ситуации отсутствия необходимого уровня образования для специалистов, которые не имеют педагогической подготовки, или сотрудников, не обладающих необходимыми знаниями по профилю преподавательской деятельности. Узнайте из нашей

статьи, какие рекомендации по этому вопросу содержатся в тексте профессионального стандарта.

 В Приказе Минтруда России от 12.04.2013 №148н содержится исчерпывающая классификация уровней квалификации в соответствии со сложностью выполняемых задач и условиями относительно наличия у работников специальных навыков и знаний.

Проанализировав содержание этого документа, а также профстандарта педагога профессионального образования, можно сказать, что рассматриваемый профстандарт предполагает достаточно высокие требования относительно имеющейся квалификации такого специалиста.

В нашем материале мы подробно рассказываем об уровнях квалификации педагогов.

Обратите внимание! Требования к опыту практической работы определяются на основании уровня образования, имеющегося у педагога, и занимаемой им должностной позиции.

Специальные ограничения для занятия педагогической деятельностью

Наряду с общими требованиями относительно уровня образования и квалификации, определенными для педагога профессионального обучения профессиональным стандартом, к такому специалисту применяются специальные ограничения, установленные ст. 331 и 351.1 ТК РФ.

Справка

В частности, к такой деятельности не допускаются:

  1. лица, которые в судебном порядке были лишены права осуществлять педагогическую деятельность;
     
  2. лица, которые в судебном порядке были признаны недееспособными;
     
  3. сотрудники, имеющие заболевания социально опасного характера;
     
  4. граждане, имеющие судимость за преступления тяжкого и особо тяжкого характера;
     
  5. граждане, имеющие судимость за особые категории преступлений, связанных с посягательством на неприкосновенность личности и государства.

Подобные требования применяются ко всем категориям работников, чьи трудовые обязанности связаны с осуществлением педагогической деятельности.

При этом, однако, в отдельных случаях работник, имеющий судимость, может быть допущен к работе с учащимися, однако для этого необходимо получение решения комиссии по делам несовершеннолетних. 

Что касается состояния здоровья педагогических работников, то во избежание допуска к работе с обучающимися лиц, имеющих опасные заболевания заразного типа, такие специалисты должны быть подвергнуты процедуре медицинского осмотра в установленном порядке. В нашем материале мы указываем, какие виды медосмотров являются обязательными для этих сотрудников.

Обязанности педагога профессионального образования по стандарту

Педагог профессионального образования по стандарту, утвержденному приказом № 608н, должен обеспечить успешное выполнение следующих основных трудовых функций в процессе осуществления своей профессиональной деятельности:

разработка образовательных  модулей и учебных программ в части содержательного и методического аспекта их реализации;

организация эффективной обучающей деятельности, обеспечивающей полноценное усвоение учащимися содержания материалов, предусмотренных образовательными модулями и учебными программами;

обеспечение регулярного и качественного контроля за усвоением учебного материала на промежуточных и итоговых стадиях прохождения обучения.

В процессе реализации указанных трудовых функций педагогу профессионального обучения в рамках профстандарта следует применять и учитывать положения специальной литературы, справочных изданий, методических материалов и иную информацию, предусмотренную актуальными стандартами осуществления преподавательской деятельности.

При этом, однако, в целях обеспечения интереса учащихся к обучению и повышения качества усвоения ими преподаваемого материала рекомендуется применение форм подачи материала, соответствующих возрасту, особенностям коллектива и иным характеристикам обучающихся. Более подробно о методах оценки эффективности решения поставленных перед педагогом задач Вы можете прочитать в нашем материале.

Трудовые функции педагога

Несмотря на некоторые различия в части требований к уровню образования, опыта практической работы и других характеристик, к педагогам высшего и дополнительного образования, а также педагогам СПО профстандарт предъявляет схожие требования в части общих принципов выполнения трудовых функций по данной профессии.

Справка

В частности, в число трудовых функций педагога профессионального образования входят:

  1. осуществление преподавательской деятельности в рамках коллектива обучающихся с учетом их индивидуальных характеристик и особенностей группового взаимодействия;
     
  2. организация учебного процесса с элементами производственной деятельности по профилю обучения;
     
  3. педагогическое и организационное сопровождение обучающей деятельности в соответствии с уровнем обучения;
     
  4. обеспечение научной, учебной, методической и организационной подготовки реализации программ профессионального обучения в соответствии с его уровнем.

В зависимости от уровня обучения и характера преподавательской деятельности допускаются различные наименования должностных позиций, предусмотренные профстандартом: педагог дополнительного профессионального образования, мастер производственного обучения, преподаватель и другие. О том, как выбрать наиболее подходящий вариант для конкретной ситуации, читайте в нашем материале.

Применение профессионального стандарта педагога

Согласно положениям действующего законодательства, подтвержденным официальными разъяснениями Минтруда, данными в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253, в настоящее время применение профстандартов в педагогической деятельности осуществляется в целях решения следующих задач:

формирование кадровой политики и управление персоналом, в том числе определение трудовых функций работника при составлении штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров;

проведение обучения и аттестации работников. В этом случае профстандарт служит ориентиром, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту;

тарификация работ и присвоение тарифных разрядов, а также установление систем оплаты труда с учетом особенностей организации труда и управления.

Действующее законодательство предусматривает ряд должностных позиций, для которых применение разработанных профстандартов становится обязательным с момента их официального утверждения: в нашем материале мы приводим полный перечень таких должностей.

Согласно положениям ст. 331 ТК РФ, ст. 46, 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ позиция педагога относится к перечню должностей, для которых необходимо применение положений действующих профстандартов. Таким образом, указанные специалисты обязаны соответствовать требованиям к преподавателям по профессиональному стандарту, утвержденному приказом № 608н или требованиям, установленным квалификационным справочником.

Справка

Действия работодателя при несоответствии работника профстандарту педагога

Если оценочный центр или специальная рабочая группа, созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает. Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов. Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Кстати, Трудовой кодекс рекомендует работодателю регулярно организовывать повышение квалификации педагогических работников. Мы расскажем, как часто и каким образом необходимо направлять таких сотрудников на обучение.

Однако если все необходимые мероприятия проведены, а уровень квалификации сотрудника остается недостаточным, работодатель может провести аттестацию работника. При неудовлетворительных результатах этого мероприятия у работодателя уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). О том, как оформить увольнение педагогического работника, читайте в нашем материале.   

Скачать чистый бланк
Скачать в .doc

Скачать заполненный образец
Скачать в .doc

www.kdelo.ru

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • «Горячие» документы
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

 

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты применяются:

— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

— при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:

— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

— планирование и проведение учебных занятий;

— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

— формирование универсальных учебных действий;

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

— формирование мотивации к обучению;

— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Возможные наименования должностей по данной профессии: «учитель», «воспитатель».

Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

 

Дата публикации на сайте: 12.12.2013

Поделиться ссылкой:

www.consultant.ru

Профессиональные стандарты — ОБРАЗОВАНИЕ

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
01.001Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

01.002Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

01.003Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016

01.004Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38993

01.005Специалист в области воспитания

Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

01.006Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Зарегистрировано в Минюсте России 16 октября 2018 г. N 52440

01.007Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396

fgosvo.ru

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, преподаватель 2019

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
AПреподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации6
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДППA/01.66.1
Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестацииA/02.66.1
Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДППA/03.66.2
BОрганизация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности6
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащихB/01.66.1
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихсяB/02.66.1
Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процессаB/03.66.2
CОрганизационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО6
Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПОC/01.66.1
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитииC/02.66.1
DОрганизационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО6
Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам ВОD/01.66.1
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитииD/02.66.1
EПроведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)6
Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбораE/01.66.1
Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)E/02.66.1
FОрганизационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации6
Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и(или) ДПО и(или) профессионального обученияF/01.66.3
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обученияF/02.66.3
Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практикF/03.66.3
GНаучно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП7
Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и(или) ДППG/01.77.3
Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и(или) ДППG/02.77.3
HПреподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации7
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и(или) ДППH/01.66.2
Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и(или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификацииH/02.66.2
Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятийH/03.77.1
Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и(или) ДППH/04.77.1
IПреподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации8
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДППI/01.77.2
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и(или) ДППI/02.77.3
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДППI/03.77.2
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДППI/04.88.1
JПреподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации8
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДППJ/01.77.3
Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и(или) ДППJ/02.88.2
Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плануJ/03.88.2
Руководство клинической (лечебно-диагностической) подготовкой ординаторовJ/04.88.2
Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плануJ/05.88.2
Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДППJ/06.88.3

classdoc.ru

Профстандарт преподавателя профессионального образования

Введение профессиональных стандартов уже «на пороге». Профстандарт преподавателя профессионального образования — документ, с которым современным педагогам жить и на который равняться. Это инструмент диагностики уровня квалификации, «вербования» новых сотрудников, стимул совершенствования образования и основа трудовых взаимоотношений руководства и педагогических кадров. От того, насколько понятным и эффективным будет его внедрение, во многом зависит каждодневная работа в новой системе образования, которая активно формируется в нашей стране.

Что такое профессиональный стандарт?

Для того, чтобы в полной мере понять, что собой представляет нововведение и какое значение имеют профстандарты для образовательной сферы, необходимо разобраться в самом понятии профстандарта. Статья 195.1 Трудового Кодекса РФ даёт следующее определение:

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Другими словами, профессиональный стандарт — документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, которыми необходимо обладать сотруднику для успешного выполнения своих рабочих обязанностей.

Ещё в начале XX века как в зарубежной, так и в российской практике предпринимались попытки разработать профессиональные стандарты. Основная цель — повышение производительности труда, в связи с которой и проводился анализ трудовой деятельности. С конца XX века были созданы единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), содержащие определенные требования к конкретным должностям руководителей, специалистов и служащих.

Сфера образования постоянно развивается, меняется как содержание педагогической деятельности, так и технологии. Это привело к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Устаревшие ЕКС не соответствуют актуальным потребностям сферы образования, поэтому есть следующие проблемы:

  • Неясность формального комплекса трудовых функций, вследствие чего — неспособность систем профессионального и дополнительного образования гармонично и стабильно развиваться;
  • Нет понятных критериев для объективной оценки квалификационного уровня преподавателей. Следовательно, невозможно организовать систему, которая бы стимулировала профессиональное развитие сотрудников образовательной сферы.
  • Подготовка педагогов часто имеет мало общего с реальным положением дел в образовании и условиями практической работы.

Что прописано в профстандарте педагога профессионального образования?

В утвержденном приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 профстандарте профессионального образования содержится следующая информация:

  1. Общие сведения. Здесь определены общие названия трудовых функций и коды классификаций рода деятельности.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описаны общие функции, которые должен выполнять преподаватель. Общие функции также могут делиться на несколько конкретных узких функций. Для каждой из них указывается соответствующий уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Подробная расшифровка позиций функциональной карты, содержит перечень конкретных действий для выполнения каждой функции. Также указаны необходимые умения и знания, которые должны быть у педагога.

Неужели без профстандартов никак не обойтись?

Профстандарты педагогов профессионального образования имеют большое значение для современной образовательной сферы.

  • Повышение качества образования. Профессиональный стандарт — инструмент для реализации стратегии образования в постоянно меняющемся и развивающемся мире. С их помощью отечественное образование выйдет на международный уровень.
  • Оценка квалификации. Стандарт поможет эффективно и максимально объективно оценить квалификационный уровень педагогов профессионального образования.
  • Регулирование кадровых вопросов и трудовых отношений. Положения стандарта необходимо использовать как критерии отбора педагогических кадров в образовательные учреждения. На основе профстандарта следует формировать трудовой договор между работодателем и работником.

Разработчики профстандарта преподавателя СПО, ВПО и других форм профессионального образования предполагают, что стандарт значительно повысит интерес специалистов к педагогической деятельности и увеличит ответственность за достижение результатов. Профстандарт призван избавить педагога от выполнения ненужных функций, и поможет сконцентрироваться непосредственно на прямых обязанностях. Стандарт — это ещё и прекрасная мотивация для постоянного повышения квалификации учителей.

Должностная инструкция преподавателя СПО по профстандарту

К составлению должностной инструкции в условиях внедрения профстандарта педагога СПО есть четкие требования. В ней должны быть следующие обязательные разделы:

  • Общие положения. Указывается сфера деятельности, полное название занимаемой должности и кому подчиняется работник. Также указывается порядок назначения на должность и освобождения от неё, требования к знаниям, навыкам и квалификационному уровню.
  • Функции. Согласно профстандарту, перечисляются трудовые функции (ТФ), которые обязан выполнять конкретный педагог.
  • Должностные обязанности. Содержит перечень функциональных обязанностей, которые фиксируются в профстандарте преподавателя и соответствуют выполняемой ТФ.
  • Права работника.
  • Ответственность. Виды ответственности за качество выполняемых обязанностей педагога, соблюдение трудовой дисциплины, сохранность вверенных ценностей или документов.
  • Взаимоотношения. Здесь перечисляются должностные лица, с которыми у работника могут быть служебные взаимоотношения (обмен информацией).

Итак, профстандарт — документ, способный вывести отечественную систему образования на международный уровень и максимально конкретизировать работу преподавателей профессионального образования. Достижение высокого уровня квалификации педагогов и эффективности педагогической деятельности — вот основная задача профессиональных стандартов.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца». Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

academy-prof.ru

Профессиональный стандарт педагога

Введение профстандартов

Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года.

«Профессиональные стандарты» вводятся в России для целого ряда профессий и специальностей в соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года.

Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы. 

Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>

Знаете ли вы?

Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, — несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к учительской деятельности. Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации этой области. Согласно Постановлению правительства №584 для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г. К этому времени во всех учреждениях сферы образования должно произойти внедрение профстандарта педагога, соответствие которому будет являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию.p>

План по организации применения профессиональных стандартов

Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.

Читайте также:
Апробация профессионального стандарта педагога

В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ.

Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер.

Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:

  1. Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.
  2. Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости — внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.
  3. Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.
  4. Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству.

Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту. Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.

Требования профстандарта педагога

В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:

  • Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
  • Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
  • Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
  • Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

Знаете ли вы?

Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий).

В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.

Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты.

В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г. ) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом.

Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики.

Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):

  1. Образование.

    Каждый учитель должен:

    • Иметь высшее образование. Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности.
    • Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения.
    • Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности.
    • Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, — лабораторными и иными работами.
    • Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей.
    • Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.
  2. Воспитательная работа.

    В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан:

    • Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе.
    • Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения.
    • Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся.
    • Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников — культурных, возрастных, психологических и т.п.
    • Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.
  3. Развитие личностных качеств.

    Педагог должен:

    • Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств — успехов в обучении и особенностей поведения.
    • Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении.
    • Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов — логопедов, психологов и так далее.
    • Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка.
    • Владеть методиками коррекционно-развивающей работы.
    • Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.

Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения:

  • Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация.
  • Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога.
  • Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника.

Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования — воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года. За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:

Скачать полную версию таблицы «Наименования профстандартов, должностей и утверждающих документов»
Скачать в .docx

Наименование профстандарта Возможные наименования должностей Утверждающий документ

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)

  • Воспитатель
  • Учитель
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
  • Психолог
  • Педагог-психолог
  • Психолог образовательной организации
Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н

Педагог дополнительного образования
детей и взрослых

  • Педагог дополнительного образования;
  • Старший педагог дополнительного образования
  • Тренер-преподаватель
  • Старший тренер-преподаватель
  • Преподаватель
  • Методист
  • Педагог-организатор
Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н

То есть на сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов — будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования.

Читайте также:
Методика самооценки соответствия педагога требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»)

Каждый из конкретных стандартов разбит на три пункта, в соответствии с которыми и предъявляются требования к тому или иному сотруднику:

  1. Действия.
  2. Умения.
  3. Знания.

К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:

  • Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.
  • Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.
  • Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.

Также воспитатель обязан:

  • Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.
  • Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов — психолога, логопеда и т.п.
  • Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения.
  • Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.

Профессиональный стандарт педагога общего образования

Основное среднее и общее образование являются основной частью всего школьного образования. Обучаемый в данный момент переживает сложный период трансформации — подростковый возраст, когда совершается переход от детского возраста ко взрослой жизни. В этот период обучения формируются все основные морально-психологические качества человека. Поэтому данный период обучения и воспитания крайне важен с точки зрения формирования целостной, зрелой личности. Профстандарт учителя среднего и основного общего образования обязывает специалиста обладать целым рядом специфических знаний и умений.

Профессиональный стандарт педагога основного общего образования определяет следующий круг умений.

Учитель должен быть способен:

  • Формировать у воспитанника общечеловеческие представления о культуре, морали. Помогать формированию у подростка правильную картину окружающего мира и правильно определить своё место в нём.
  • Правильно производить анализ эффективности различных форм обучения ребёнка с тем, чтобы определять наиболее эффективную методику.
  • Правильно планировать образовательный процесс как для целого класса, так и для отдельной группы учеников, конкретного ученика.
  • Организовывать предметные олимпиады, турниры, конференции и прочие подобные развивающие мероприятия.

Для корректного и правильного выполнения этого учитель должен обладать основными общими познаниями в таких дисциплинах как:

  • Педагогика.
  • Психология.
  • Детская возрастная физиология.
  • Детская гигиена.
  • Методики преподавания.

Также учитель общего образования должен в достаточной степени обладать актуальными методиками воспитательной работы, методиками обучения и быть знакомым с технологиями отдельного подхода к обучающимся с учётом психологических, возрастных, половых особенностей детей подросткового возраста.

Также Минобрнауки разработаны и иные нормативы, касающиеся других областей педагогики:

Профстандарт педагога начального общего образования

Поскольку работа учителя начальных классов имеет особую специфику, то и в требованиях к этой специальности отведена отдельная глава.

Профессиональный стандарт педагога начального образования предписывает учителю иметь следующие навыки:

  • Уметь проектировать и применять на практике образовательно-воспитательный процесс с учётом особенного психоэмоционального состояния ученика первого класса, вызванного переходом от игровой деятельности к учебной.
  • Формировать у ребёнка «умение учиться», закрепляя универсальные навыки, необходимые ученику для освоения общеобразовательной программы.
  • Проводить самостоятельный мониторинг результатов обучения, и в зависимости от его результатов уметь корректировать учебную деятельность с учётом особенностей психического развития учеников начальной школы.
  • Уметь взаимодействовать с родителями ребёнка или другими специалистами с целью корректировки его учебного развития.
  • Уметь чутко реагировать на любые, самые обычные на первый взгляд, обращения детей, и уметь определять за ними серьёзные личные проблемы.

Также стандарт учителя начальных классов обязывает:

  • Знать основные теории и методики воспитания и обучения учеников младшего школьного возраста.
  • Знать особенности и нюансы местных культурных традиций и условий регионов, где выполняется образовательная программа.

В четвёртом классе, ко времени окончания обучения в начальной школе, профессиональный стандарт педагога-учителя начальных классов также обязывает провести мероприятия по профилактике возможных трудностей с адаптацией при переходе в основную школу с её спецификой обучения и воспитания.

Читайте также:
Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования

Профстандарт педагога-библиотекаря

В России профстандарт педагога-библиотекаря вводится впервые, хотя во многих странах он существует уже давно. Главной его особенностью является его соответствие культурным ценностям нашей страны. В отличие от обычного библиотекаря педагог-библиотекарь совмещает в себе две различных специальности – «библиотечное дело» и «педагогическая деятельность». Сама по себе эта профессия символизирует тенденции современного образования на межпредметную интеграцию, соединение в себе всех средств обучающей информации.

Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря подразделяет данную специальность на три группы деятельности:

  • Педагог-библиотекарь начального образования.
  • Педагог-библиотекарь средней школы.
  • Педагог-библиотекарь специального образования.

Профстандарт библиотекаря определяет главной трудовой функцией специалиста создание библиотеки образовательного учреждения как единого информационно-обучающего комплекса, а также формирование внутри библиотеки среды, максимально комфортной для работы учеников и получения ими необходимых знаний. Школьный библиотекарь должен прививать учащимся любовь к чтению, обучать их эффективным методам поиска и усвоения необходимой информации.

Знаете ли вы?

Среди новых задач, поставленных перед библиотекарем-педагогом в процессе исполнения им своих профессиональных обязанностей, — обязанность защищать учащихся от печатной и электронной информации, которая может нанести ущерб их моральному и нравственному здоровью.

Также школьный библиотекарь обязан развивать у своих коллег по школе навыки пользования информационными коммуникациями, приобщать их к глобальным электронным ресурсам информации.

В связи с этим библиотекарь должен:

  • Уметь общаться с детьми с учётом их индивидуальных особенностей.
  • Уметь строить обучающий и воспитательный процессы.
  • Владеть методиками организаций экскурсий, походов и так далее.

Профстандарт педагога дошкольного образования

Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2017 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В них представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне.

Главное, что подразумевает переход воспитателей дошкольных учреждений на новые нормативы, — это максимально эффективное вовлечение самих детей в воспитательный процесс.

Педагогам предлагается применять непосредственно в процессе обучения новые инструменты, которые позволят всесторонне развиваться ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей — умственных возможностей, характера, происхождения из той или иной социальной или этнокультурной среды.

Стандарт педагога-психолога

Не так давно введённая в школах должность педагога-психолога также подпала под действие соответствующих профессиональных стандартов. Согласно стандарту педагог-психолог должен осуществлять сопровождение всего образовательного процесса как в учреждениях общего, так и профессионального образования. При этом он должен уметь, опираясь на современные методики оценки, производить мониторинг всего образовательного процесса. По итогам мониторинга, в случае необходимости, осуществлять консультирование коллег относительно метода использования применяемых ими средств и методов обучения и воспитания.

Что касается непосредственно учащихся, то данный специалист должен уметь оказывать психологическую помощь любому ученику, нуждающемуся в ней, будь это ученик с отклонениями в физическом, психическом развитии или же испытывающий проблемы в усвоении программы либо в построении взаимоотношений со своими сверстниками. Однако на этом круг обязанностей преподавателя-психолога вовсе не ограничивается.

Согласно положениям профстандарта он должен уметь работать и с несовершеннолетними преступниками, в том числе и обвиняемыми в деяниях, подпадающих под действие уголовного кодекса.

Равно психолог должен уметь выстраивать отношения и с несовершеннолетними жертвами преступлений как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых — в частности, он должен уметь вовремя распознать внутренний психологический кризис, вызванный либо тяжёлой семейной ситуацией, либо неблагополучными отношениями с другими детьми.

Читайте также:
Должностная инструкция педагога-психолога на основе Профессионального стандарта

Стандарт директора школы

Особенно хочется остановиться на профстандарте директора образовательного учреждения. К лету 2016 года профстандарт руководителя образовательной организации не принят, несмотря на то, что его разработка идёт с 2013 года. Ввести этот норматив планировалось ещё в 2015 г., но к настоящему моменту он так и не введён.

Связано это с тем, что единый стандарт для руководителя в сфере образования вряд ли возможно выработать. Слишком разные компетенции и трудовые обязанности у таких руководителей, как директор детского сада и ректор университета с десятком факультетов и филиалов.

В данный момент идёт доработка нормативов, а окончательное принятие свода требований к директору образовательной организации ожидается к концу 2016 года.

Таким образом, к концу текущего года должны быть полностью заполнены все пробелы в педагогических стандартах, и весь спектр сотрудников, трудящихся в этой сфере будет охвачен действием новейших нормативов. Ещё раз напоминаем, что введение новых стандартов назначено на 01.01.2017 года.
 

www.menobr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *