Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. Организационный этап | 1 мин. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к занятию. | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм |
2.Актуализация знаний. | 3 мин. | Вопросы: 1). Как соотносятся затраты и прибыль? 3). Как решается вопрос: что и как производить? | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: слушают друг друга; владеют монологической и диалогической формами речи |
3. Постановка учебной задачи | 4 мин. | Слайд № 1. Учитель сообщает тему и цели урока. Тема нашего урока: «Производство – основа экономики». Вопрос: Предположите, о чём пойдёт речь на этом уроке? Нам предстоит выяснить роль производства в экономике, определить, что способствует повышению производительности труда, а также познакомиться с новыми терминами и понятиями. План урока. 1.Главный источник экономических благ. 2.Товары и услуги 3.Факторы производства 4.Разделение труда и специализация | Рассматривают слайд № 1. Формулируют учебную задачу. Записывают тему и план урока в тетрадь. | Регулятивные: принимают учебную задачу. |
4.Усвоение новых знаний 1). Главный источник экономических благ. | 22 мин. | Вопросы: 1). Что такое потребности? 2). Как человек может удовлетворить свои потребности? Вопрос: Что такое производство? Производство – это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие. Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям. Слайд № 2. Отрасль экономики – совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги. Вопрос: А какие отрасли экономики вы знаете? Слайд № 3. Отрасли экономики: 1.Производящие материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительств) 2. Производящие услуги (транспорт, образование, медицина, наука) | Следят за рассказом учителя. Отвечают на вопросы. Слушают ответы товарищей. Отвечают на вопрос. Проводят словарную работу с новым термином. Следят за рассказом учителя. Читают текст на слайде. Проводят словарную работу с новым термином. Высказывают свои предположения. Следят за рассказом учителя. | Личностные: понимают значение знаний. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, корректируют свою деятельность. Познавательные: владеют умением смыслового восприятия познавательного рассказа. Коммуникативные: слушают и понимают речь других. |
2).Товары и услуги. | Вопрос: Что такое товар? Слайд № 4. Свойства товара: 1.Потребительная стоимость (полезность товара, его способность быть полезным, нужным людям – т.е. товар как предмет потребления) 2. Меновая стоимость (способность товара обмениваться на другие товары в количественном отношении) Вопрос: Чем товар отличается от продукта труда? Слайд № 5. Продукт – это материальные блага и услуги, созданные в результате работы Товар – это продукт труда, созданный для обмена Слайд № 6. Товар: 1.Средства производства (здание, оборудование, станки, машины) 2.Предметы потребления (продукты, одежда, обувь, посуда, мебель и т.п.) Вопрос: Как отличить товар от услуги? Слайд № 7. В экономике: 1). производятся товары 2). оказываются услуги Сегодня сфера услуг превращается в главную сферу | Отвечают на вопрос. Читают текст на слайде. Словарная работа с новыми терминами. Отвечают на вопрос. Проводят словарную работу с новыми терминами. Следят за рассказом учителя. Воспринимают материал, уточняют. Отвечают на вопрос. Воспринимают материал, уточняют. Слушают учителя. | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка. Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других, допускают существование | |
общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения. | различных точек зрения, приходят к общему решению. | |||
3) .Факторы Производства | Слайд № 8. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности. Земля как фактор производства — это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы. Труд — это так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников. Капитал как фактор производства — это созданные людьми средства производства: здания и сооружения» машины и инструменты, оборудование. Предпринимательские способности — это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий) и готовности к риску при организации своего дела. Слайд № 8. Производительность – количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов Учебник, стр. 120 — ситуация Во второй половине XX века стал очевиден еще одни источник богатства — информация. Информация настолько важный в современном обществе ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства. | Читают текст на слайде. Проводят словарную работу с новым термином. Следят за рассказом учителя. Проводят словарную работу с новым термином. Выполняют задание. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и понимают речь других. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения задания | |
4).Разделение труда и специализация. | Слайд № 9. Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, выполняемых разными работниками. Специализация — сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции. Работа учащихся с документом «Фрагмент труда А.Смита» (учебник, стр.121) Вопрос: Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда? Слайд № 10. Подумайте: 1. Почему разделение труда способствуют повышению производительности труда? 2. Почему специализация способствуют повышению производительности труда? Делаем вывод: специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников. | Проводят словарную работу с новыми терминами. Выполняют задание Слушают учителя, отвечают на вопрос. Высказывают свои предположения. | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, осуществляют поиск нужной информации, выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других. | |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний | 10 мин. | Слайд № 11. Выберите правильный ответ. Специализация приводит: 1. к росту цен на продукцию 2. к снижению производительности труда 3. к усилению экономической взаимозависимости 4. к равномерному распределению доходов Слайд № 12. Задание. 1.Объясните экономический смысл строчек из басни И.Н.Крылова: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». 2.«Каждое новое поколение техники экономит всё больше ресурсов». Так ли это? Приведите примеры. Обобщает материал, при необходимости даёт уточняющий комментарий. | Выполняют задания слайдов № 11 – 12. Отвечают. Слушают ответы одноклассников. | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли; слушают и понимают речь других. |
6. Рефлексия | 4 мин. | Слайд № 13. «Подводим итоги». Учитель предлагает выполнить задание: 1). Выбрать ответ из предложенных: — Мне всё понятно! — Не всё понял, но хочу разобраться. — Было трудно. Ничего не понял. 2). Продолжить предложения: — На этом занятии я узнал…. — Я задумался… | Записывают на листочке ответы. По окончании занятия, выходя из класса, прикрепляют листочки на доску. | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, развивают способность к самооценке |
7. Информация о домашнем задании. | 1мин. | Учебник, § 15. Вопросы и задания к параграфу. | Воспринимают задание. Записывают в дневник. | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. |
infourok.ru
3. Продукция, работы и услуги предприятия.
Продукция — Продукт производства в вещественной или информационной форме, чаще всего в предметном виде, количественно измеряемый в натуральном и денежном выражении.Все количество продуктов, произведенных за определенный промежуток времени (в мире, стране, отрасли, на предприятии) Готовая продукция подразделяется на основную и побочную , на валовую и товарную продукцию. Товарная продукция включает стоимость запланированных к выпуску готовых изделий; полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства. Выражается она в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые – для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.Товарная продукция характеризует объём произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых показателей, рентабельности и других показателей эффективности производства.Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Её объём исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть. Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.
Цели управления, иерархия целей.
Цель — это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.
Поставленные менеджментом цели организации используют для установления стандартов для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. Цели обладают рядом характеристик:конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;
ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;
достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;
взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
Назначение целей Они обеспечивают руководство и унифицируют направление деятельности для работников предприятия. Они помогают работникам понять где находится ф в настоящий момент и как достичь желаемого.Если цель фирмы — снижение затрат на гарантийный ремонт на 90%, то каждому понятно, что фирма озабочена качеством и снижением издержек.Установление цели и развитие планов ее достижения активизирует деятельность фирмы. Без целей планы имеют мало смысла. Цели могут служить источником мотивации. Определенные, умеренно сложные цели стимулируют людей работать больше, особенно если результатом достижения цели ожидается вознаграждение. Наконец, цели дают эффективный механизм оценки и контроля. Это означает, что функционирование должно следовать определенным промежуточным пунктам, если достижение цели идет успешно.
Виды целей
Рассмотрим различные виды целей для гипотетической фирмы быстрого питания.
По уровню: миссия; стратегические, тактические, оперативные цели
Миссия — назначение, глобальная цель предприятия, особая для каждого отдельного предприятия пусть даже в этой же сфере.
Стратегические цели – цели, разрабатываемые топ-менеджерами и для топ-менеджеров на длительный период, охватывающие общие проблемы.
Тактические цели — разрабатываются менеджерами среднего звена для них же.
Оперативные цели — разрабатываются и реализуются линейными руководителями.
По области: маркетинг, финансы, производство. Производственные цели — качество, производительность.
По временному интервалу: цели делятся на стратегические — долгосрочные, тактические — среднесрочные и оперативные — краткосрочные.
Ответственность за установление целей
Все менеджеры должны участвовать за установление целей. В то же время каждый менеджер ответственен за установление целей, соотв
studfiles.net
Производство товаров и услуг как основная функция фирмы. Факторы производства
Производство товаров и услуг как основная функция фирмы. Факторы производства.
Реферат по «Микроэкономике» выполнил: Гриднева Н. Е., ФК-961
Ставропольский государственный технический университет
Пятигорский технологический институт
Кафедра социально-гуманитарных наук
г. Пятигорск
1998г.
Фирма — это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей. Экономисты выделяют следующие свойства фирм:
1) каждая фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека. Это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства — аналогичной компонентой процесса потребления;
2) большинство своих решении фирмы принимают, преследуя единственную цель — получить максимальную прибыль;
3) фирмы являются полновластными пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм аналогична роли, которую играют домохозяйства на рынке товаров и услуг.
Основой частного предпринимательства служат фирмы — производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы изготовить товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству. Какие мотивы заставляют, стимулируют каждую фирму участвовать в столь сложном и рискованном процессе как производство товаров и услуг, какими принципами она руководствуется в своей деятельности? Строго говоря, таких мотивов и принципов может быть много — и желание проявить себя, и благотворительность, и нанесение минимального экологического урона, и зависть и т.п. Однако экономисты считают, что главным мотивом любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли. Иными словами, экономическая наука строится на предположении, что любая фирма, принимая свое решение всегда будет придерживаться той альтернативы, которая обещает принести ей максимальную прибыль.
В западной экономической литературе разработаны теории оптимизации деятельности фирмы, в основе которых не заложен принцип максимизации прибыли.
По мнению некоторых исследователей, целью фирмы является максимизация не прибыли, а объема продаж. Утверждается, что менеджеры стремятся проводить политику фирмы так, чтобы получать какой-то минимальный уровень прибыли, удовлетворяющий держателей акций и создающий у них иллюзию благополучия, а основные усилия направлять на увеличение объема продаж. Это отражается на престиже фирмы, положении и заработке менеджера. В крупной корпорации менеджер получает жалование, значительно превышающее жалование менеджера мелкой высокорентабельной корпорации.
В 1978 г. Нобелевскую премию в области экономики получил американский профессор Г.Саймон за исследования поведения фирмы. Согласно его теории «удовлетворения», фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать. Значит, и количество продукции, которое она выпускает, не соответствует максимальному уровню прибыли.
Существует также эволюционная теория, в соответствии с которой фирмы могут только стремиться, но не достигают максимальной прибыли, так как они функционируют в мире неполной, порою искаженной, информации, в постоянно меняющихся условиях, на которые фирма не может адекватно реагировать. Несовершенство информации, на основании которой принимаются решения, а также отсутствие или неполное знание предельных величин, в частности предельных издержек, предельной выручки, не позволяют получать максимально возможную прибыль. Хотя фирмы ориентируются на максимальную прибыль, они никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно. Сторонники эволюционной теории подкрепляют свои выводы материалами из практики, которые свидетельствуют о том, что фирмы направляют свои усилия главным образом на то, чтобы добиться определенной доли на рынке и удержать ее, а не на то, чтобы выйти на новый или покинуть завоеванный рынок. Свои взгляды «эволюционисты» основывают на теории эволюции в биологии, где поведение биологических индивидуумов предопределяется генами. Так и поведние фирмы в принятии решений, по словам одного из основателей данной теории С.Винтера, является «рутинным». Рутинное принятие решений распространяется, по его мнению, на ценообразование, инвестирование, научно-исследовательские разработки и т.п. Сторонники данной теории считают, что к эволюционному развитию фирму побуждают инновации, включая новые правила поведения. Фирма меняет рутинный характер, только если ее вынуждают обстоятельства, она «сопротивляется» крупным, «структурным» изменениям.
Во всех названных теориях, хотя цель фирмы и не составляет максимизация прибыли, но последняя сохраняет свою функцию — быть движущей силой в экономике и производить товары и услуги. Изменения в спросе и предложении непременно сказываются на величине прибыли, что побуждает фирму перераспределять ресурсы.
Факторы производства – экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.
В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействуюцее единство его факторов.
В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства, с помощью которых осуществляется производство товаров и услуг.
ЗЕМЛЯ. Что вкладывает экономист в понятие «земля»? Гораздо больше, чем большинство людей. К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы – все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.
КАПИТАЛ. Что такое капитал? Понятие «капитал», или «инвестиционные ресурсы», охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием.
Здесь важно отметить еще два момента. Во-первых, инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, термин «капитал» не подразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о «денежном капитале», имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые, ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал – инструменты, машины и друтое производительное оборудование – это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.
ТРУД. Труд – это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности, которую мы, в силу ее специфической роли в капиталистической экономике, решили рассматривать отдельно). Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинисгом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, – все они охватываются общим понятием «труд».
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ. Наконец, что можно сказать о том особом человеческом ресурсе, который мы называем предпринимательской способностью, или, проще, предприимчивостью? Мы раскроем специфическое значение этого термина, определив четыре взаимосвязанные функции предпринимателя.
1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, пред приниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.
2. Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса, то есть те нерутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия.
3. Предприниматель – это новатор, лиц
mirznanii.com
3.2 Товары и услуги, факторы производства
Целью и результатом производства является продукт. Продукт — результат экономической деятельности, воплощенный в вещах и услугах. В первобытной общине продукт служил для непосредственного потребления, но со временем часть созданных благ стала предназначаться для обмена через куплю-продажу. А продукт труда, произведенный для продажи, является товаром. Он обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью., т. е. способностью быть полезным, нужным людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие товары.
Особым видом продукта как результата деятельности является услуга. Услуги — экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом. Услуга в отличие от товара не обладает вещественной формой, но от этого не становится менее значимой. Может ли современный человек обойтись без поездок в автобусе и посещения библиотеки, без разговоров с друзьями по телефону и консультации врача?
Начало XXI в. характеризуется ускоренным развитием сферы услуг во всем мире. На услуги приходится примерно 50% всех расходов потребителей. Растет эта сфера деятельности и в России, особенно в условиях развития рыночных отношений (например, страхование, банковские услуги и др.).
Факторы производства. Для производства экономических благ (товаров и услуг) необходимо соединение природы, человека, техники. Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называются факторами производства (от лат. factor — делающий, производящий).
Экономисты относят к факторам производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности.
Земля как фактор производства — это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы.
Труд — это физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников.
Капитал(инвестиции) как фактор производства — это созданные людьми средства производства: здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование.
Предпринимательские способности — это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства. Он позволяет наилучшим образом использовать ресурсы с целью получения высоких результатов (большего количества продукции и лучшего качества).
Во второй половине XX в. стал очевиден еще один источник богатства — информация: тот, кто владеет информацией, владеет миром.
Информация (от лат. information — разъяснение, изложение) Как продукт мыслительной деятельности информация — это прежде всего знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т. д.
3.3 Экономические системы. Собственность
Собственность понимается как принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам — собственникам; как юридическое право на такую принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности. Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему желанию совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.
Владением называют фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь. Это означает, образно говоря, «фактически держать вещь в своих руках». Использование — это извлечение из имущества полезных свойств. Качкими полезными свойствами обладает газовая плита, радиоприемник, садовый участок, автомобиль?) Распоряжение имуществом означает возможность изменения его принадлежности, состояния, назначения, включая полную или частичную передачу прав на него другим слцам. (Как можно распорядиться садовым участком, автомобилем, износившейся обувью?) Собственник может передать вещь во временное владение и пользование другому лицу, сдать на хранение, отдать в залог и т. п. Субъектами права собственности, т. е. собственниками, в нашей стране могут быть граждане и юридические лица, государство и органы местного самоуправления. Объектами собственности может быть любой вид имущества кроме указанных в законе (наркотики, яды, оружие).
Собственностью могу обладать как физические (граждане) так и юридические (организации, предприятия) лица.Собственником имущества юридического лица является само юридическое лицо (предприятие, фирма), а не участники юридического лица, т. е. отдельные лица, состав которых может меняться. Например, юридическим лицом является ваша школа.
Формы собственности. Ученые экономисты различают частную, общественную и коллективную формы собственности.
Частная собственность рассматривается как принадлежность средств производства и результатов производства только отдельному субъекту собственности. У собственника появляется личная материальная заинтересованность в сохранении и приумножении принадлежащей ему собственности. Частная собственность обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и ответственность собственника. Собственник может сам трудиться, а может привлекать и наемный труд. В любом случае он отвечает за деятельность своего предприятия всем своим имуществом.
Общественная собственность — это принадлежность средств и результатов производства всему обществу. Результаты общего труда коллективно присваиваются всеми работниками. Общественная собственность была основой экономики СССР. Исторический опыт показал, что общественная собственность проигрывает в экономической эффективности собственности частной, имеющей ответственного хозяина и стимулы к ее рациональному использованию.
Коллективная собственность — это совместная собственность членов трудового коллектива. Она возникает за счет как объединения имущественных, денежных взносов, так и распределения выкупленной трудовым коллективом собственности на соответствующие доли. Единственный собственник — сам коллектив, а его члены имеют право на определенную часть дохода, участие в управлении, на изъятие своей доли (в денежном выражении) при выходе из коллектива. К коллективной собственности можно отнести товарищества, кооперативы.
Государственная собственность принадлежит либо:
Мцниципальная собственность — это имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Экономическая система — совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?
Традиционная экономика — экономическая система, з которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями и традициями (все делать так, как раньше).
Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремесла). Технологии н способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства (Центр. Африка, Древний мир).
Рыночная экономика — способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. В этой экономической системе решение вопросов, что как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смысле рынок — это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена, а также условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга в могут совершать сделки.
В рыночной экономике основные ресурсы производства и его результаты находятся в руках частных лиц. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потреблени я товара. Производитель, решая производить тот или иной товар, рассчитывает получить прибыль. Поэтому на вопрос • что производить?» в рыночной экономике есть один ответ: производиться будут лишь те товары, которые могут принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускаться не будут.
Командная экономика — экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Производители, отстраненные от самостоятельных экономических решений, превращались в исполнителей чужих распоряжений. Они не были заинтересованы в результатах деятельности, так как значительная часть дохода перечислялась государству. Это вызывало снижение производительности труда и в целом эффективности общественного производства.
Смешанная экономика В ее основе лежит рынок, но при этом используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют. Смешанная экономика — современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды.
studfiles.net
Производство товаров и услуг
Терминокарта:
Блага
Экономика
Факторы производства.
Контрольные вопросы:
1. Какие два значения имеет слово «экономика»?
2. Кто стоял у истоков зарождения экономической науки?
3. Что изучает экономическая наука? Круг проблем.
Если посмотреть, о чем больше всего пишут российские газеты и говорит телевидение в начале XXI в., то обнаружится, что одна из основных тем — состояние экономики страны, проявляющееся в том, как растут цены, сколько денег тратится на образование, какие товары лежат на полках магазинов и что люди могут из этих товаров купить на свою заработную плату. Почему же об экономике идет так много разговоров, почему из-за нее спорят политики и простые люди, почему экономические новости иногда заставляют массы людей радоваться, огорчаться или тревожиться?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит разобраться во многих проблемах экономики и выяснить, что же это слово — «экономика» — означает. Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.
Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».
Блага — все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.
Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» — «хозяйство» и «номос» — «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства».
Экономика — наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.
Совершенно очевидно, что экономика как хозяйство включает в себя производство товаров и услуг, осуществляющееся как на гигантских заводах, так и в маленьких парикмахерских и кафе, т.е. торговля со всеми маленькими торговыми палатками, крупными универсамами и оптовыми базами является частью экономики общества. Не стоит уменьшать и роль государства — занимается экономической деятельностью, собирая налоги и предоставляя субсидии и дотации, внедряясь тем самым в сферу распределения доходов. Т.е. в устройстве экономической жизни есть три главных участника: семья (граждане), фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).
Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории (исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов). Экономическое исследование может осуществляться на двух уровнях анализа — микроэкономическом и макроэкономическом.
Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Она изучает следующие проблемы:
как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег, — экономика семьи;
каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения (например, об объеме выпускаемой продукции) — экономика фирмы;
что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках, в отдельных регионах (например, на рынке телевизоров) — экономика регионов;
каким образом функционируют рынки факторов производства: рынок труда, рынок капитала, рынок земли — экономика рынков факторов производства.
Макроэкономический анализ предполагает изучение экономики как единого целого. Основные проблемы, которые исследуются в макроэкономике, — это проблемы экономического роста, безработицы и инфляции — общеэкономические интересы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом.
Для закрепления данного материала можно предложить ученикам сразу или в конце урока следующее задание (лучше его сделать на карточках и предложить работать в группе по 2, 3 или 4 человека). Можно использовать две формы: ученики должны сами определить, к какому кругу проблем относятся данные вопросы, либо они должны согласиться или опровергнуть уже предложенные варианты.
Какое из следующих утверждений можно отнести к микроэкономике, а какое к макроэкономике:
1. Уровень безработицы в России в 1995 году составил 8,2% — макроэкономика.
2. В декабре 1995 года было уволено 30 рабочих с обувной фабрики «Скороход» — микроэкономика.
3. За 1995 год цены на потребительские товары в нашей стране выросли в 2,31 раза — макроэкономика.
4. Неурожай мандаринов в Грузии привел к повышению цен на мандарины на московских рынках — микроэкономика.
5. В течение 1998 г. объем национального производства в России сократился в реальном выражении по сравнению с декабрем 1997 года — макроэкономика.
Как же происходило зарождение и развитие экономической теории?
(Для раскрытия данного вопроса я предложила наиболее подготовленным ученикам опережающее задание — «История появления экономической науки»).
Материал, который подготовили дети, оказался очень интересным, и поэтому мне бы хотелось предложить его практически полностью.
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.
Мыслители Древнего Рима — Сенека (4-65 гг. до н.э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н.э.) и др. — исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.
Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.
Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая экономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.
Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы — Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле — используются и в современной экономике.
Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.
Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с единственным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.
Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Рикардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров.
А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.
Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории в конечном счете стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш.Фурье, К.Сен-Симон, Р.Оуэн.
На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.
До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы.
К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.
В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы — А.Маршалл, К.Кобб, П.Дуглас).
Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л.Вальрас), с помощью которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).
В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).
Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605-1680 гг.). Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И.Посошков (1652-1726 гг.), М.Ломоносов (1711-1765 гг.), М.Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А.Радищева, А.Герцена, С.Витте, П.Столыпина, Г.Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.
Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н.Кондратьева (1891-1938 гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А.Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма». Вот только некоторые данные, приводившиеся в докладе академиком Абалкиным. Часть ученых была выслана из страны в начале 20-х годов (И.Струве, С.Булгаков и другие). В 1929-1930 годах по процессу так называемой Трудовой крестьянской партии арестованы и впоследствии расстреляны такие известные ученые, как Н.Кондратьев, А.Чаянов, Л.Юровский и многие другие (около тысячи человек). Затем последовали процесс «Промпартии» и «чистка» Госплана, жертвами которых стали многие экономисты и статистики.
«Экономика в лицах — забытые имена»
Н.КОНДРАТЬЕВ
О длинных, или больших, циклах Кондратьева экономистам, читавшим западную экономическую литературу, известно давно. Хотя мало кто знал, кто такой Кондратьев, где и когда он жил и чем, кроме этих самых «длинных циклов», занимался. А личность-то была замечательная, ставшая известной широкому российскому (да и не только) читателю лишь в конце 80-х годов. Разделив судьбу многих талантливых людей, Кондратьев в 1930 году был арестован, в 1938 году расстрелян и реабилитирован только в 1987-м.
Окончив в 1911 году юридический факультет Петербургского университета, Кондратьев вплоть до Октябрьской революции активно работал в различных общественных и государственных организациях, связанных с проблемами сельского хозяйства и продовольственного снабжения населения. После революции — профессор Петровской (Тимирязевской) академии. Будучи широко образованным человеком, знавшим не только российские проблемы, но и современную ему экономическую теорию, становится в 1920 году директором Конъюнктурного института. Круг его интересов значительно расширяется. Получив доступ к огромному массиву данных об экономическом развитии различных стран мира, он предпринимает серию исследований длительных тенденций в движении отдельных экономических показателей ряда развитых стран.
Объектом своего анализа ученый выбрал движение индексов товарных цен, курсов ценных бумаг, депозитов, динамику заработной платы, внешней торговли, объемов производства в отдельных отраслях промышленности. В работу были вовлечены статистические показатели по Англии, Франции, Германии и США. На основе этой гигантской работы он и сделал свои выводы о существовании — помимо коротких (в 10-11 лет) — больших циклов экономической конъюнктуры. Они, как выявил ученый, состояли из длительных периодов ее подъема и спада, длящихся в целом по 50-60 лет.
Нельзя сказать, что предположения о существовании подобных длительных волн не делались ранее. Об этом писали многие экономисты и на Западе, и в России (в том числе Туган-Барановский). Заслуга Кондратьева состояла в том, что эту гипотезу он впервые подтвердил обширным статистическим исследованием, изложив свои результаты в статьях, опубликованных в 1925 и 1926 годах. И уже в 1926 году статьи Кондратьева о больших циклах были изданы в Германии, а в 1935 году — в Англии.
Эти работы сразу же принесли их автору международную известность и признание: его избирают членом Американской экономической ассоциации, затем — Лондонского статистического и социологического общества. В 1928 году в Институте экономики, где он выступил с докладом на ту же тему, была проведена дискуссия, и уже тогда в отдельных выступлениях прозвучали сомнения относительно марксистского характера данного исследования, ведь Маркс писал только о десятилетних циклах. Какие еще могут быть длинные циклы, тем более с повышательными фазами, когда капитализм обречен и должен вот-вот рухнуть? Итог стандартен: работы в этом направлении были прекращены.
Активно участвовал Кондратьев и в обсуждении проблем планирования, выступая за научно обоснованные темпы индустриализации, сбалансированные с развитием сельского хозяйства, за поддержку крестьянства и рыночных отношений в стране. Проект первого пятилетнего плана (разработанного под руководством Г.Струмилина) он подверг резкой критике за его нереалистичность, завышенность темпов, несбалансированность, особенно в отношении развития промышленности и сельского хозяйства. (Зиновьев назвал его критику «манифестом кулацкой партии»).
Как видим, все «преступления» — налицо. Блестящий ум, самостоятельность суждений тогдашнему руководству страны, взявшему курс на ускоренную индустриализацию, коллективизацию и милитаризацию экономики, были не только не нужны, но и казались опасными. А потому надлежало пресечь в корне всяческую «игру в цифири», где бы она ни велась — в Конъюнктурном ли институте или в Госплане. В 1928 году Кондратьева уволили, затем арестовали и осудили по делу так называемой Трудовой крестьянской партии. В 1938 году его не стало.
Но осталась концепция «Больших циклов Кондратьева». О ней знает теперь не только каждый студент-экономист, концепция открыла целое направление исследований, продолжающихся по сей день.
М.ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
Крупнейший русский экономист, профессор политической экономии, он с 1895 по 1918 год преподавал в ведущих учебных заведениях Петербурга и Москвы. В современной экономической мысли известен прежде всего в качестве исследователя проблем экономического цикла (этой теме была посвящена одна из первых его работ «Периодические промышленные кризисы», СПб, 1894). В любом учебном пособии, в главе об экономическом цикле, наряду с другими всемирно известными именами вы обязательно встретите и фамилию Туган-Барановского. Он одним из первых обратил внимание на особую роль и динамику капиталовложений, определяющих основы циклического развития капиталистической экономики. Кстати, свои заключения он вывел из анализа экономического развития Англии, где в то время имелась наиболее обширная статистика.
«Примеривая» марксизм к российской реальности, Туган-Барановский пришел к выводу о неизбежности развития капитализма в нашей стране, причем развития, которое в конце концов принесет России и цивилизованные формы существования, и современную промышленность, и рост уровня жизни. Не случайно Туган-Барановский выступил одним из первых критиков многих сторон марксистской экономической теории, служивших обоснованием неизбежного краха капитализма.
Но не только исследованием экономического цикла был в свое время известен Туган-Барановский. Ученый занимался и проблемами стоимости, ценообразования, закономерностей развития капитализма, который он все же критиковал, но в отличие от сторонников революционного марксизма критиковал с социально-нравственных позиций. Отдал Туган-Барановский дань и модному в его время увлечению социализмом, связывая его с расширением функций государства, но еще в большей степени — с кооперацией. Как и многие другие русские экономисты, кооперации он посвятил несколько работ, в том числе одну из последних — «Социальные основы кооперации».
www.ug.ru
Данные по ОКВЭД-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (с 1992 по 2016г.) | ||||||
Индексы производства по Российской Федерации | ||||||
Индексы промышленного производства по субъектам Российской Федерации | ||||||
Индексы производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» по субъектам Российской Федерации | ||||||
Индексы производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по субъектам Российской Федерации | ||||||
Индексы производства по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» по субъектам Российской Федерации | ||||||
Данные по ОКВЭД2 (КДЕС Ред. 2) | ||||||
Индексы производства по Российской Федерации (годовые данные) | ||||||
Индексы производства по Российской Федерации | ||||||
Индексы промышленного производства по субъектам Российской Федерации | ||||||
Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности по субъектам Российской Федерации. Годовые данные с 2015 г. | ||||||
Индексы производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» по субъектам Российской Федерации | ||||||
Индексы производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по субъектам Российской Федерации | ||||||
Индексы производства по виду экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» по субъектам Российской Федерации | ||||||
Индексы производства по виду экономической деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» по субъектам Российской Федерации | ||||||
Индексы промышленного производства с исключением сезонного и календарного факторов |
www.gks.ru
Производство товаров и услуг как основная функция фирмы. Факторы производства
Производство товаров и услуг как основная функция фирмы. Факторы производства
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЯТИГОРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра социально-гуманитарных наук
по «Микроэкономике» на тему:
«Производство товаров и услуг как основная функция фирмы.
Факторы производства.»
Выполнил: Гриднева Н. Е., ФК-961
Проверил: Михайличенко А. Г.
г. Пятигорск
1998г.
Фирма — это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей. Экономисты выделяют следующие свойства фирм:
1) каждая фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека. Это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства — аналогичной компонентой процесса потребления;
2) большинство своих решении фирмы принимают, преследуя единственную цель — получить максимальную прибыль;
3) фирмы являются полновластными пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм аналогична роли, которую играют домохозяйства на рынке товаров и услуг.
Основой частного предпринимательства служат фирмы — производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы изготовить товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству. Какие мотивы заставляют, стимулируют каждую фирму участвовать в столь сложном и рискованном процессе как производство товаров и услуг, какими принципами она руководствуется в своей деятельности? Строго говоря, таких мотивов и принципов может быть много — и желание проявить себя, и благотворительность, и нанесение минимального экологического урона, и зависть и т.п. Однако экономисты считают, что главным мотивом любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли. Иными словами, экономическая наука строится на предположении, что любая фирма, принимая свое решение всегда будет придерживаться той альтернативы, которая обещает принести ей максимальную прибыль.
В западной экономической литературе разработаны теории оптимизации деятельности фирмы, в основе которых не заложен принцип максимизации прибыли.
По мнению некоторых исследователей, целью фирмы является максимизация не прибыли, а объема продаж. Утверждается, что менеджеры стремятся проводить политику фирмы так, чтобы получать какой-то минимальный уровень прибыли, удовлетворяющий держателей акций и создающий у них иллюзию благополучия, а основные усилия направлять на увеличение объема продаж. Это отражается на престиже фирмы, положении и заработке менеджера. В крупной корпорации менеджер получает жалование, значительно превышающее жалование менеджера мелкой высокорентабельной корпорации.
В 1978 г. Нобелевскую премию в области экономики получил американский профессор Г.Саймон за исследования поведения фирмы. Согласно его теории «удовлетворения», фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать. Значит, и количество продукции, которое она выпускает, не соответствует максимальному уровню прибыли.
Существует также эволюционная теория, в соответствии с которой фирмы могут только стремиться, но не достигают максимальной прибыли, так как они функционируют в мире неполной, порою искаженной, информации, в постоянно меняющихся условиях, на которые фирма не может адекватно реагировать. Несовершенство информации, на основании которой принимаются решения, а также отсутствие или неполное знание предельных величин, в частности предельных издержек, предельной выручки, не позволяют получать максимально возможную прибыль. Хотя фирмы ориентируются на максимальную прибыль, они никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно. Сторонники эволюционной теории подкрепляют свои выводы материалами из практики, которые свидетельствуют о том, что фирмы направляют свои усилия главным образом на то, чтобы добиться определенной доли на рынке и удержать ее, а не на то, чтобы выйти на новый или покинуть завоеванный рынок. Свои взгляды «эволюционисты» основывают на теории эволюции в биологии, где поведение биологических индивидуумов предопределяется генами. Так и поведние фирмы в принятии решений, по словам одного из основателей данной теории С.Винтера, является «рутинным». Рутинное принятие решений распространяется, по его мнению, на ценообразование, инвестирование, научно-исследовательские разработки и т.п. Сторонники данной теории считают, что к эволюционному развитию фирму побуждают инновации, включая новые правила поведения. Фирма меняет рутинный характер, только если ее вынуждают обстоятельства, она «сопротивляется» крупным, «структурным» изменениям.
Во всех названных теориях, хотя цель фирмы и не составляет максимизация прибыли, но последняя сохраняет свою функцию — быть движущей силой в экономике и производить товары и услуги. Изменения в спросе и предложении непременно сказываются на величине прибыли, что побуждает фирму перераспределять ресурсы.
Факторы производства – экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.
В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействуюцее единство его факторов.
В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства, с помощью которых осуществляется производство товаров и услуг.
ЗЕМЛЯ. Что вкладывает экономист в понятие «земля»? Гораздо больше, чем большинство людей. К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы – все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.
КАПИТАЛ. Что такое капитал? Понятие «капитал», или «инвестиционные ресурсы», охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием.
Здесь важно отметить еще два момента. Во-первых, инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, термин «капитал» не подразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о «денежном капитале», имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые, ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал – инструменты, машины и друтое производительное оборудование – это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.
ТРУД. Труд – это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности, которую мы, в силу ее специфической роли в капиталистической экономике, решили рассматривать отдельно). Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинисгом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, – все они охватываются общим понятием «труд».
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ. Наконец, что можно сказать о том особом человеческом ресурсе, который мы называем предпринимательской способностью, или, проще, предприимчивостью? Мы раскроем специфическое значение этого термина, определив четыре взаимосвязанные функции предпринимателя.
1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, пред приниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.
2. Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса, то есть те нерутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия.
3. Предприниматель – это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.
4. Предприниматель – это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и в конце концов – банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и своих компаньонов или акци онеров.
Литература.
1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Т.1, 1996г.
2. Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник, 1996г.
diplomba.ru