Пропорциональная избирательная система отличается – Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что

Содержание

Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что

1) выборы являются всеобщими и равными

2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе

3) голосование на участках является тайным

4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений

2. Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем?

1) выдвижение кандидатов списками от политических партий

2) создание одномандатных избирательных округов

3) формирование единого общенационального избирательного округа

4) тайная подача голосов избирателей во время голосования

 

3. Всенародное голосование с целью принятия решения по важному государственному вопросу называется:

1) социологическим опросом
2) рейтингом
3) референдумом
4) электоратом

4. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы страны П.

1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

3) Избиратели голосуют, прежде всего, за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу.

4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

5. Что характерно для избирательной системы демократического типа?

1) кандидаты должны различаться своими программами и идеологическими установками

2) кандидаты не должны предоставлять сведения в избирком об источниках своих доходов

3) кандидаты должны обладать определенным имущественным цензом

4) избиратели, помимо возрастного ценза, должны иметь ценз образовательный

6. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

1) Одна половина состава парламента страны Д. избирается по мажоритарной системе, другая половина — по пропорциональной.



2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором – большинство относительное.

7. Избирательную систему демократического типа отличает

1) открытое голосование на выборах
2) предоставление дополнительных голосов наиболее активным гражданам
3) наличие альтернативных кандидатов
4) выдвижение на выборах одного наиболее достойного кандидата

8. Отличительным признаком мажоритарной избирательной системы является

1) выдвижение кандидатов списками от партий
2) формирование единого общенационального избирательного округа
3) возможность проведения второго тура голосования
4) установление избирательного порога (% голосов избирателей), необходимого для прохождения своих кандидатов в парламент

9. В стране прошли выборы депутатов законодательного собрания. Было избрано 450 депутатов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что выборы проходили по смешанной избирательной системе?

1) избирательные права имеют все граждане, достигшие 18-ти летнего возраста
2) голосование проводится на избирательных участках по месту жительства
3) в день голосования было запрещено проводить предвыборную агитацию
4) половина депутатов избиралась по одномандатным округам, половина – по партийным спискам

10. Какая из приведенных ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

1) военнослужащий перед посещением избирательного участка обязан поставить в известность о своем выборе вышестоящее начальство

2) граждане, осужденные по приговору суда, не участвуют в голосовании

3) гражданин в случае отъезда в командировку лишается возможности принять участие в выборах

4) голоса граждан разных социальных групп не равны между собой

11. . Верны ли следующие суждения о недостатках мажоритарной избирательной системы?

А. Значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.

Б. В парламенте страны, как правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдумом называется всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения.

Б. Инициатива референдума может исходить только от главы государства.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Что является обязательным требованием для избирательной системы в демократическом обществе? Выпишите соответствующие цифры в порядке возрастания.

1) имущественный ценз

2) безальтернативность выборов

3) ценз гражданства

4) открытое голосование с информацией о кандидате

5) равенство голосов граждан

14. Установите соответствие между типами избирательных систем и их конкретными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

признаки типы избирательных систем
1) для проведения выборов создается единый общефедеральный округ А) мажоритарная
2) для прохождения политических партий в парламент устанавливается избирательный порог, определенное количество голосов избирателей Б) пропорциональная
3) голосование проводится по одномандатным округам    
4) победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов    

 

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

 

 

Ответы:

Вари ант 1

1-4
2-3
3-4
4-2
5-2
6-3
7-1
8-2
9-1
10-1
11-1
12-2
13-1,4,5
14-1-а,2-б,3-б, 4-а

 

Вари ант 2

1-4

2-4

3-3

4-2

5-2

6-1

7-1

8-3

9-4

10-2

11-3

12-3

13-3,4,5

14-1-б, 2-б, 3-а, 4-а

megaobuchalka.ru

Отличие мажоритарной избирательной системы от пропорциональной – равенство голосов граждан

имущественный ценз

безальтернативность выборов

+ценз гражданства

открытое голосование с информацией о кандидате

+равенство голосов граждан

 

 

Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственнойдумы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием?

Да

+Нет

 

На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем.

По какой избирательной системе осу­ществлялись выборы?

+Мажоритарной

Пропорциональной

 

Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется

+оппозиционной

либеральной

демократической

консервативной

Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?

разработка законопроектов и принятие законов

установление правил приема в высшие учебные заведения

принятие в российское гражданство

+осуществление связи гражданского общества с государством

 

 

Любую политическую партию характеризует

широкий круг сторонников

наличие в партийных рядах членов правительства

+общность политических убеждений

критика правительственного курса

 

Какой из терминов характеризует политическую партию по методам политических действий?

кадровая

+радикальная

региональная

светская

Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?

введение налогов на прибыль

+участие в избирательных кампаниях

управление государственными предприятиями

руководство органами исполнительной власти

 

Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Оппозиционные партии в демократическом обществе вы­ступают в качестве конструктивного критика правитель­ства и предлагают свои варианты политики.

Б. Задача оппозиции в демократическом обществе — любы­ми средствами, включая неконституционные, добиться свержения правительства и захватить власть.

+верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

 

 

«Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков». Для какой политической идеологии данное высказывание является ведущим, основным?

+консервативной

либеральной

социал-демократической

коммунистической

 

Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков являются ведущими принципами идеологии

+консервативной

либеральной

социал-демократической

радикальной

 

Идея построения общества, в котором был бы реализован принцип распределения благ «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям», характерна для системы взглядов

консервативной

пацифистской

+либеральной

коммунистической

 

В программе политической партии записано: «Партия считает главным принципом своей идеологии обеспечение преемственности развития, учета исторических традиций и
устоев в выработке политических решений». Какой идеологии придерживается данная партия?

революционной

либеральной

+консервативной

коммунистической

 

Тоталитарный режим, в отличие от демократического, характеризуется существованием

политического плюрализма

способностью существлять государственное принуждение

существованим гласности

+господством одной идеологии

 

Демократический режим характеризуется

всесторонним контролем государства за жизнью обще­ства

господством исполнительной власти

милитаризацией общественной жизни

+политическим плюрализмом

 

Политический режим, которому свойственны четкое разделение властей, многопартийность, гарантированность проявления свобод граждан, регулярные выборы, называется

тоталитарным

авторитарным

+демократическим

олигархическим

 

Характерной чертой тоталитарного общества является

наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов

конкурнция в борьбе за власть различных партий

уважение и защита законом прав меньшинств

+закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о действиях властей

 

Что является характерной чертой тоталитарного политиче­ского режима?

концентрация власти в руках выборных органов

+наличие единой идеологии, насаждаемой государством

свободные от цензуры средства массовой информации

высокая степень развитости гражданского общества

 

Отличительной чертой демократического режима является

наличие разветвленной системы законов

верховенство судебной власти над законодательной и ис­полнительной

наличие нескольких политических партий

+политический и идеологический плюрализм

 

laservirta.ru

1. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что 1) выборы являются всеобщими и равными2) победителем признается кандидат, получивший большинств…

8. Отличительным признаком мажоритарной
избирательной системы является

1)

выдвижение кандидатов списками
от партий

2)

формирование единого
общенационального избирательного округа

3)

возможность проведения второго
тура голосования

4)

установление
избирательного порога (% голосов избирателей), необходимого для прохождения
своих кандидатов в парламент

9. В стране прошли выборы
депутатов законодательного собрания. Было избрано 450 депутатов. Какая
дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что выборы проходили по смешанной
избирательной системе?

1)

избирательные права имеют все
граждане, достигшие 18-ти летнего возраста

2)

голосование проводится на
избирательных участках по месту жительства

3)

в день голосования было
запрещено проводить предвыборную агитацию

4)

половина
депутатов избиралась по одномандатным округам, половина – по партийным
спискам

10. Какая из приведенных ситуаций характеризует
демократическую процедуру выборов?

1)
военнослужащий
перед посещением избирательного участка обязан поставить в известность о своем
выборе вышестоящее начальство

2)
граждане,
осужденные по приговору суда, не участвуют в голосовании

3)
гражданин
в случае отъезда в командировку лишается возможности принять участие в выборах

4)
голоса
граждан разных социальных групп не равны между собой

11.. Верны ли следующие суждения о недостатках
мажоритарной избирательной системы?

А. Значительная часть избирателей
в стране может остаться не
представленной в органах власти.

Б. В парламенте страны, как
правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдумом называется всенародное голосование граждан по наиболее
важным вопросам государственного значения.

Б. Инициатива референдума может
исходить только от главы государства.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

13. Что является обязательным требованием для
избирательной системы в демократическом
обществе? Выпишите соответствующие цифры в порядке возрастания.

1)
имущественный ценз

2)
безальтернативность выборов

3)
ценз гражданства

4)
открытое голосование с информацией о кандидате

5)
равенство голосов граждан

14. У

признаки

избирательных систем

для проведения
выборов создается единый общефедеральный округ
для прохождения
политических партий в парламент устанавливается избирательный порог,
определенное количество голосов избирателей
голосование
проводится по одномандатным округам

победу одерживает
кандидат, получивший большинство голосов

становите соответствие между типами
избирательных систем и их конкретными признаками: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. типы: а)мажоритарная Б)пропорциональная

 

schoolmaks.ru

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система действует в полиноминальных (многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Пропорциональное распределение мест может осуществляться различными способами, и прежде всего на основе избирательной квоты, которая вычисляется путем деления общего числа голо­сов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подле­жащих распределению.

Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат (т. е. удельный вес мандата).

Предположим, в многомандатном округе за 6 депутатских мест вели борьбу 5 партий, и голоса избирателей между ними распре­делились следующим образом:

А—20.000; Б—16.000; В—34.000; Г—43.000; Д—37.000.

Таким образом, в голосовании приняли участие 150.000 изби­рателей. Определяем избирательную квоту: 150.000:6=25.000.

В соответствии с полученной квотой распределяем мандаты между партиями. Для этого число голосов избирателей, получен­ных каждой партией, делим на избирательную квоту:

А 20.000 : 25.000 = 0 ( 20.000 в остатке )

Б 16.000 : 25.000 = 0 ( 16.000 в остатке )

В 34.000 : 25.000 = 1 ( 9.000 в остатке )

Г 43.000 : 25.000 = 1 ( 18.000 в остатке )

Д 37.000 : 25.000 = 1 ( 12.000 в остатке )

Из 6 мандатов сразу распределить удалось лишь 3. Распреде­ление оставшихся мандатов может быть проведено одним из двух способов: по правилу наибольшего остатка или наибольшей сред­ней.

По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов изби­рателей. В рассматриваемом примере по 1 мандату получат пар­тии А, Г и Б. Окончательные результаты будут следующие:

А-1; Б-1; В-1; Г-2; Д-1.

Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вы­числить среднюю каждого списка, необходимо число голосов из­бирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс 1. В нашем примере это будет выглядеть так:

А 20.000 : 1 ( 0 мандатов + 1) = 20.000

Б 16.000 : 1 ( 0 мандатов + 1) = 16.000

В 34.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 17.000

Г 43.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 21.500

Д 37.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 18.500

По одному мандату получат партии Г, А и Д, имеющие наи­большую среднюю. Окончательные результаты будут иными, чем при использовании правила наибольшего остатка:

А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.

Следовательно, при одном и том же распределении голосов избирателей между политическими партиями окончательная кар­тина выборов будет различной в зависимости от применяемого способа распределения мандатов, выбор которого обусловлен, в частности, тем, на какие партии — крупные или небольшие — ори­ентирована избирательная система в данной стране.

Пропорциональная система имеет и другие способы определе­ния пропорциональности депутатских мест числу полученных го­лосов. Так, довольно широкое распространение ( Бельгия, Австрия, Португалия, Франция—выборы в Национальное собрание 1986 г., и др.) получил метод д’0ндта. Суть его заключается в том, что число полученных каждой партией голосов делится последова­тельно на ряд натуральных чисел (1,2,3,4…). Частные от деления располагаются в убывающем порядке: 43.000; 37.000; 34.000; 21.500; 20.000; 18.500; 17.000; 16.000… Избирательной квотой (избирательным частным) будет число, по­рядковый номер которого соответствует числу мандатов, распре­деляемых в округе (в нашем примере—6 мандатов). В данном случае таким избирательным частным будет 18.500. Разделив го­лоса, полученные партиями, на избирательное частное, получим такое распределение мандатов:

А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.

С разу распределить все мандаты, не прибегая к другим спо­собам, позволяет также метод Генри Друпа. Суть его состоит в том, что при определении квоты по формуле:Q = X : Y (где Х – общее число голосов избирателей, а Y — число мандатов) знаменатель последовательно увеличивается на 1, 2, и 3 и т. д. до тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.

Все вышесказанное касается общих принципиальных подходов при выявлении существа пропорциональной системы, а именно способов определения окружной избирательной квоты и распре­деления мандатов. Полная пропорциональная система предполагает, что вся страна должна представлять собою единый многомандатный округ, или, по крайней мере, образуются большие многомандатные округа, в которых проводится первичное распреде­ление мандатов, а оставшиеся мандаты распределяются без учёта границ округов в соответствии с общенациональной избиратель­ной квотой.

Так, например, в Индонезии распределение мандатов между организациями, участвующими в выборах, проводится в три этапа. На первом этапе вычисляется окружная избирательная квота и на ее основе проводится распределение мандатов между органи­зациями в каждом округе (количество полученных организацией мандатов не должно превышать числа, кандидатов в Представ­ленном списке). Если организация получила голосов меньше, чем избирательная квота, она остается без мандатов.

Наиболее удачным примером полной пропорциональной сис­темы может служить порядок выборов в Палату депутатов парламента Италии. Распределение мандатов происходит в два эта­па: по избирательному округу и по Единому общенациональному округу. После подсчета голосов, полученных каждым партийным списком, и общего числа голосов по округу выводится окружная избирательная квота по формуле: Q = X : ( Y + 2 ) — ( возможные остатки при делении не учитываются). Каждому списку предоставляется столь­ко мандатов, сколько раз избирательная квота уложится в изби­рательной цифре данного списка. Мандаты, оставшиеся незамещенными, не перераспределяются в округе, а передаются в Еди­ный общенациональный округ и распределяются уже по общена­циональной квоте.

Но не все партийные (списки будут допущены до второго эта­па, а только те, которые провели хотя бы одного депутата по от­дельному округу (т. е. набрали число голосов, равное не менее одной квоты) или набрали в целом по стране не менее 300 тысяч голосов. Суммируются оставшиеся неиспользованными по всем округам голоса, полученные допущенными ко вторичному распре­делению мандатов списками, и делятся на число нераспределен­ных, мандатов — полученный результат составляет общенацио­нальную избирательную квоту. Сумма оставшихся неиспользован­ными по каждому списку голосов делится на эту квоту, тем самым определяется число мандатов, выделяемых каждому списку.

Но встает вопрос: в какие округа пойдут полученные мандаты ? Ведь партия, получившая по Единому общенациональному окру­гу дополнительно 2-3 мандата, может иметь «излишки» голосов в 5-6 округах. Для этого в каждом избирательном округе составляется таблица оставшихся неиспользованными в нем голо­сов, которые выражены в процентном отношении к окружной кво­те и располагаются в убывающем порядке. Отведенные списку мандаты распределяются в округах в соответствии с таблицей. Если в избирательном округе все кандидаты списка, получившего дополнительные мандаты, уже избраны, эти мандаты в соответ­ствии с таблицей передаются в другой округ.

Приведенный пример избирательной практики Италии демон­стрирует наиболее четкий механизм функционирования полной пропорциональной системы, но одновременно показывает и действие одного из наиболее распространенных способов искажения пропорциональных систем — «заградительного барьера» («загра­дительной оговорки»). В странах, где действует «заградительный барьер», к распределению мандатов не допускаются партии, чьи списки получили в общегосударственном масштабе или в округе меньше голосов, чем предусмотрено законом. Требование мини­мального числа голосов может быть выражено как в процентном, так и в количественном отношении. Применяться ограничение мо­жет как на первой стадии, так и на стадии вторичного распреде­ления мандатов. Так, в ФРГ действует 5%-й барьер, в Египте — 8%-й, в Турции -10%. В Швеции, чтобы участвовать в распреде­лении мандатов, партия должна получить не менее 4% голосов по стране или 12% в избирательном округе; во вторичном же рас­пределении участвуют лишь списки, которые преодолели 12%-й барьер. В Италии к распределению остаточных мандатов не до­пускаются партии, набравшие менее 300.000 голосов по стране, в Австрии — не получившие ни одного прямого мандата на первой стадии.

В России на выборах депутатов в Государственную Думу по единому федеральному округу действие заградительного барьера начинается с первичного распределения мандатов — еще с момента вычисления избирательной квоты (избирательного частного). При определении избирательного частного, с помощью которого будут распределяться мандаты между списками кандидатов, Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу только за те списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, которые получили не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и делит полученную сумму голосов избирателей на 225 ( число депутатских мест, распределяемых по данному федеральному округу). Затем число голосов, полученных каждым списком, делится на полученное избирательное частное, а нераспределенные таким образом мандаты ( если таковые окажутся ) передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольший остаток ( т.е. по методу наибольшего остатка).

Способом искажения чистоты пропорциональности можно считать допускаемое в некоторых странах блокирование, или соединение списков. На любом этапе выборов партии могут объединить свои списки, тогда голоса, поданные за каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список. Объединенный список участвует в распределении мандатов, а полученные мандаты перераспределяются внутри блока по правилу наибольшей средней. Такая система широко практиковалась на парламентских выборах во Франции в 50-е го­ды.

Поскольку пропорциональная избирательная система дейст­вует в многомандатных округах, и партии и иные организации выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки ( как пра­вило, включающие столько кандидатов, сколько мандатов выде­лено на округ ), то немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков.

Здесь возможны различные вари­анты.

При системе «жестких» списков проблемы с распределением мандатов, как правило, не возникают. Кандидаты в списке распо­лагаются не в алфавитном порядке и не произвольно, а в зависи­мости от «веса» кандидата, его положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношение к отдель­ным кандидатам. Выигранные списком мандаты отдаются канди­датам в соответствии с очередностью их расположения в списке.

Иной порядок распределения мандатов при системе «гибких» списков: голосуя за список в целом, избиратель указывает кан­дидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, ман­дат получит кандидат, имеющий наибольшее число знаков пред­почтения.

Более сложной является система преференцированного голосования: избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции 1, 2, 3…, указывая, тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для не­го наиболее желательно. Такая система применяется, в частности, в Италии на выборах в Палату депутатов: избиратель может вы­разить преференции только кандидатам того списка, за который он голосует; число преференций равно трем, если избирается до 15 депутатов, и четырем, если избирается 16 и более депутатов. На основе выраженных преференций определяется индивидуаль­ная цифра каждого кандидата, и в соответствии с индивидуаль­ными цифрами составляется таблица кандидатов каждого списка. При равенстве индивидуальных цифр учитывается очередность кандидата в избирательном списке.

По каждому списку, получившему мандат, избранным счита­ется кандидат, имеющий наибольшую индивидуальную цифру.

Очень сложной с точки зрения механизма распределения ман­датов внутри списков является система передаваемых голосов (действует в Ирландии, Австралии, Мальте). Учитываются не только первые, но и вторые, и третьи преференции. Кроме того, при данной системе применяются, как правило, панашированные бюллетени, т. е. по одному списку проходят кандидаты от раз­личных партий. Таким образом, избирателю предоставляется воз­можность одновременно голосовать и за партию, и за конкретного кандидата.8

Думается, все вышеизложенное дает общее представление о сущности пропорциональной избирательной системы и различных вариантах ее применения.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарными, a потому более целесообразна, исходя, по крайней мере, из двух моментов:

— во-первых, пропорциональная система не дает такого числа неучтенных голосов избирателей, максимально уравнивает удель­ный вес мандатов;

— во-вторых, она дает более адекватную картину политической ситуации в стране на момент выборов, реальной расстановки сил политических партий и иных организаций. Пропорциональная сис­тема дает возможность всем политическим организациям, поль­зующимся поддержкой избирателей, провести своих депутатов в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет мне­ний различных слоев населения при принятии решений.

Однако следует учитывать, что демократизм, заложенный в пропорциональной системе, может быть существенно снижен. Так, установление большой избирательной квоты в округе может зара­нее обеспечивать победу более крупным партиям, лишая, факти­чески, небольшие партии шансов на получение мандатов. В дан­ном случае большая избирательная квота выполняет роль «за­градительного барьера».

Против небольших партий может быть направлена и практика образования небольших полиноминальных округов, от которых избирается малое число депутатов. Тем самым число партий, ре­ально ведущих борьбу за мандаты, ограничивается небольшим числом этих мандатов. И опять в выигрышном положении оказы­ваются крупные партии.

Поэтому максимальное использование демократического по­тенциала пропорциональной системы возможно лишь при макси­мальном укрупнении избирательных округов и выборе оптималь­ной системы определения пропорциональности при распределении мандатов.

Признавая преимущества пропорциональных систем перед мажоритарными, нельзя, вместе с тем, не обратить внимание на еще один важный момент. Наиболее демократично пропорциональная система действует в условиях сложившейся, оформившейся мно­гопартийной системы. Вся процедура выборов ориентирована на многопартийность, в частности, партии владеют монополией на выдвижение кандидатов. Поэтому в странах, где идет лишь фор­мирование многопартийности, более целесообразным может стать использование смешанных избирательных систем.

studfiles.net

1. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что 1) выборы являются

отличается от мажоритарной тем, что

1)

выборы являются всеобщими и равными

2)

победителем признается кандидат,

получивший большинство в своем округе

3)

голосование на участках является

тайным

4)

избиратель голосует за списки

кандидатов от избирательных объединений

2. Что

характерно и для

мажоритарной, и для

пропорциональной избирательных систем?

1) выдвижение кандидатов списками от

политических партий

2) создание одномандатных избирательных округов

3) формирование единого общенационального

избирательного округа

4) тайная подача голосов избирателей во время

голосования

3.

Всенародное голосование с целью принятия решения по важному

государственному вопросу называется:

1)

социологическим опросом

2)

рейтингом

3)

референдумом

4)

электоратом

4. Парламент

страны П. формируется

из представителей основных

политических партий, которые смогли

преодолеть семипроцентный избирательный

порог. Подберите из приведенных ниже

признаков еще один, характерный

для избирательной системы страны П.

1) Депутаты представляют весь спектр

существующих в стране партий.

2) Места

в парламенте распределяются в

соответствии с количеством голосов избирателей, которое

партия получила на выборах.

3) Избиратели

голосуют, прежде всего,

за личности кандидатов,

а потом уже за их политическую

программу.

4) Политические

партии не играют

существенной роли при

выдвижении кандидатов.

5. Что характерно для избирательной системы демократического типа?

1)

кандидаты

должны различаться своими программами и идеологическими установками

2)

кандидаты

не должны предоставлять сведения в избирком об источниках своих доходов

3)

кандидаты

должны обладать определенным имущественным цензом

4)

избиратели,

помимо возрастного ценза, должны иметь ценз образовательный

6. Что из приведенного ниже является примером

смешанной избирательной системы?

1)

Одна

половина состава парламента страны Д. избирается по мажоритарной системе, другая половина — по

пропорциональной.

2)

Конгрессмены

США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное

количество жителей.

3)

В

Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.

4)

Во

Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется

система абсолютного большинства, во втором — большинство относительное.

7. Избирательную систему демократического типа

отличает

1)

открытое

голосование на выборах

2)

предоставление

дополнительных голосов наиболее активным гражданам

3)

наличие

альтернативных кандидатов

4)

выдвижение

на выборах одного наиболее достойного кандидата

abiturient.pro

Пропорциональная избирательная система — это… Что такое Пропорциональная избирательная система?

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками — частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Пропорциональная избирательная система сформировалась в XIX веке с появлением системы политических партий.[1] Вероятно, система получила свое первое научное обоснование в книге последователя утописта-социалиста Шарля Фурье, члена Первого Интернационала Виктора Консидеранта (фр. Victor Considérant), опубликованной в 1892 году. Практическая реализация стала делом математиков и поэтому разные варианты системы носят их имена. Бельгия стала первым государством, принявшим пропорциональную избирательную систему в 1899 году.

Различные системы пропорционального представительства

Существуют различные методы реализации пропорционального представительства, которые позволяют добиться либо большей пропорциональности, либо в большей степени дают определенный результат выборов.

Партийные списки в многомандатных избирательных округах

Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.

При «закрытом списке» избиратели голосуют за партийный список, а не отдельного кандидата. Каждая партия получает количество мест пропорциональное полученным голосам. Эти места занимают представители партии в том порядке, который они занимают в партийном списке. Эта система используется при выборах в Европейский парламент во всех странах Европейского союза. Эта система используется также в Израиле, где вся страна является одним избирательным округом с одним «закрытым списком». Система выборов с пропорциональным представительством и «закрытыми» партийными списками используется в Южной Африке. В России данная система используется с 2007 г. при выборах в Государственную Думу: депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, при этом федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации.[2]

При «открытом списке», избиратели могут голосовать в зависимости от метода голосования, либо за одного кандидата, либо за двоих, либо указать порядок предпочтения кандидатов в партийном списке. Эта система используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами

Эта система выборов объединяет две системы — пропорционального представительства и одномандатных округов. Такая «гибридная» система имеет определенные преимущества в странах с большим населением, так как позволяет соблюдать баланс между местными или общенациональными интересами. Эта «смешанная система» также используются в странах где население неоднородно и живет в разнообразных географических, социальных, культурных и экономических условиях. Эта система используется в Боливии, Германии, Лесото, Мексике, Новой Зеландии и Великобритании[источник не указан 1113 дней] и при выборах в парламент Шотландии и законодательную ассамблею Уэльса. До 2007 года эта система применялась и в Российской Федерации.

Один «передаваемый» голос за нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах

Этот метод пропорционального представительства использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В результате избирается больше кандидатов, чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Например, если имеется девять вакантных мест, то все поданные голоса делятся на десять (9+1), и кандидаты, набравшие этот минимум голосов, занимают вакансии. На практике лишь в немногих случаях распределение вакансий происходит после первого подсчета голосов. При втором подсчете голосов, голоса поданные за кандидатов сверх минимальной квоты автоматически «передаются» другим избранным кандидатам, и те, таким образом, получают необходимую квоту голосов, чтобы занять вакансию. При другом способе подсчёта голоса, поданные за кандидатов, набравших голосов меньше всех, «передаются» кандидату, идущему первым по числу поданных голосов среди кандидатов не набравших квоту и, таким образом, он получают необходимую квоту. Этот процесс подсчета голосов продолжается, пока все имеющиеся вакансии не будут заполнены. Несмотря на то, что такой процесс подсчёта голосов и определения победителей выборов относительно сложен, большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным. Эта система применяется в Австралии при выборах в сенат и в палату представителей Тасмании и Австралийского столичного округа и выборах в Законодательные советы штатов Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Западная Австралия и Виктория. Она также используется в Шотландии, Ирландии, Северной Ирландии, и на Мальте при выборах в местные органы власти, а также в отдельных округах в Новой Зеландии.

Достоинства и недостатки пропорциональной системы

Достоинства

  • Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.
  • Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже получают места.
  • Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.
  • При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.
  • Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  • Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.

Недостатки

  • При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).
  • Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.
  • В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.
  • Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков.
  • Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному.
  • Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

26. Чем мажоритарная избирательная система отличается от пропорциональной?

В России опробованы два вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарных выборах избиратели голосуют за конкретных кандидатов по территориальным избирательным округам.

Различается мажоритарная система абсолютного и относительного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, получивший 50% плюс 1 голос от принявших участие в голосовании.

Мажоритарная система относительного большинства означает избрание того кандидата, который получил наибольшее число действительных голосов по сравнению с другими кандидатами. Как правило, эта система подсчета голосов используется при повторном голосовании, когда в первом туре никто из зарегистрированных кандидатов не получил абсолютного большинства голосов.

В России по мажоритарной системе избирается Президент РФ, половина депутатов значительной части законодательных собраний субъектов РФ (Республика Коми; Вологодское, Ленинградское, Мурманское, Псковское, Тюменское областные законодательные собрания) и представительных органов муниципальной власти, главы местной администрации.

До парламентских выборов 2007 года по мажоритарной системе избиралась половина депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России (225).

Под системой пропорционального представительства понимается распределение мест в законодательном органе государственной власти между политическими партиями, перешагнувшими избирательный барьер, согласно числу полученных голосов.

Следует отметить, что первые четыре Думы в начале прошлого века в условиях самодержавия избирались по партийным спискам. Это дало толчок развитию политической демократии.

Четыре созыва Государственной Думы постперестроечной России избирались на основе смешанной избирательной системы, при сочетании мажоритарных и пропорциональных выборов. В настоящее время согласно Федеральному закону»О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. (с изм.) все 450 депутатов нижней палаты парламента избираются исключительно по пропорциональной системе. Однако эта система не устраивает многих избирателей, которые равнодушны к деятельности партий. ВПосланииФедеральному Собранию от 22 сентября 2011 г. Президент РФ предложил вернуться к формированию парламента по смешанной избирательной системе в целях укрепления связей депутатов с избирателями.

Ряд регионов — Ингушетия, Калмыкия, Амурская область и др., также как и Федерация, перешли на пропорциональную систему представительства.

В случае выбытия депутата, избранного по пропорциональной избирательной системе, новые выборы не проводятся. По решению руководящих органов соответствующей партии освободившееся место занимает кандидат из партийного списка, не имеющий депутатского мандата.

Последние выборы в Государственную Думу показали, что ряд политических партий, которые выдвигали списки кандидатов, не смогли преодолеть 7% барьер, поскольку не обладали серьезной общественной поддержкой («Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело»). Избирателям мало известны уставы и предвыборные программы многих партий, их персональный состав, организационная структура, источники финансирования, биографии кандидатов. Поэтому в условиях пропорциональной системы, как показывает практика России и западных демократий, успех обеспечен сильным партиям, пользующимся авторитетом и поддержкой избирателей.

Выборы в федеральный и региональные парламенты 2007-2008-2010-2011 годов показали, что основными игроками на политическом поле остаются четыре партии: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, «Справедливая Россия» и Либерально-демократическая партия России.

В то же время для активизации политической жизни в стране принят Федеральный закон»О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ*(63). Теперь еще до распределения мандатов между партиями, преодолевшими 7% барьер, по одному мандату передается партиям, которые набрали от 5% до 6% голосов избирателей, и по два мандата партиям, набравшим от 6% до 7%. Депутатами становятся кандидаты, включенные в общефедеральную часть списка в порядке очередности. Если такой части нет, то мандат передается кандидату, стоящему первым в региональной группе, которая получила наибольшее количество голосов.

Малым партиям предоставляются те же права, что и преодолевшим 7% барьер. К примеру, они формируют фракции в Государственной Думе; выдвигают кандидата в Президенты РФ; список кандидатов в депутаты Государственной Думы. Они освобождаются от сбора подписей для участия в новых выборах; предлагают кандидатуры для замещения вакантных мест в аппарате парламента. В период между думскими выборами эти партии нельзя ликвидировать в связи с нарушением требований по численности. Депутаты от малых партий не могут менять свою партийную принадлежность, равно как и вступать в какую-либо иную парламентскую фракцию. Исключение возможно лишь в том случае, если не преодолевшая барьер партия, делегировавшая народного избранника, прекратит свое существование.

К сожалению на парламентских выборах 2011 года ни одна из малых партий не прошла в Государственную Думу.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *