Психологический портрет личности студента пример – что это такое, как составить пример составления и написания, темперамент, способности

Практическое задание: Психологический анализ портрета личности

Психологический анализ портрета личности

психологический личность опросник эмоциональный

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, переживают радости и горе, мы зачастую обращаем внимание на различия в их поведении. Ведь все росли и воспитывались в разных семьях, в разных условиях, то есть в разной социальной среде. Всё это напрямую влияет на то, каким человек будет в своей взрослой жизни, как он будет выстраивать свои отношения с другими людьми, какими чертами характера он будет обладать…. На основе наблюдений за людьми, имея некие знания по психологии, мы можем составить психологический анализ портрета личности. Такой анализ очень полезно составлять для того, чтобы успешно управлять людьми, чтобы легче находить с ними общий язык, знать их сильные и слабые стороны.

Приступая к психологическому анализу личности, выясним, прежде всего, что же он из себя будет представлять. Обычно в структуру личности включают: темперамент, характер, волевые качества, способности, эмоции. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности. По этим критериям я и проведу свой психологический анализ.

В своей работе я буду проводить психологический анализ своей подруги Кристины. Её возраст 23 года. Она имеет высшее образование по специальности юриспруденция. В настоящее время работает в фирме, которая оказывает нотариальные и юридические услуги населению. Также Кристина окончила музыкальную школу, фортепианное отделение. На данный момент продолжает заниматься музыкой.

Теперь перейдем непосредственно к психологическому анализу. Сначала поговорим о темпераменте. Чтобы точнее определить темперамент Кристины, я предложила ей пройти опросник Юнга. Результаты показали, что она — амбиверт, то есть сочетает в себе черты, как экстраверта, так и интроверта. Это говорит о том, что больших проблем в общении она не испытывает, но и легкость в нем ей не свойственна. Например, если Кристина попадает в ситуацию, где нужно проявить организаторские способности (при работе в группах на семинарских занятиях, на каких-либо мероприятиях и т.д.), то в большинстве случаев она не будет проявлять свою инициативу. В противоположность этому могу привести такой аргумент: у Кристины много приятелей, с ней приятно и интересно общаться, к ней все хорошо относятся и уважают ее, попадая в общество, она выглядит общительной. Но в этом общении у нее нет особой потребности. Больше она любит проводить время наедине с собой, с друзьями встречается редко. Это и говорит о том, что она сочетает в себе черты, как интроверта, так и экстраверта. Также о Кристине можно сказать, что она идёт на риск только в том случае, если он оправдан. Например, была в её жизни такая ситуация: выступив на конференции по английскому языку, преподаватель обещала поставить итоговую оценку за семестр автоматом. Кристина понимала, что выучить все билеты трудно, лучше побороть свой страх и неуверенность и выступить на конференции, в итоге она выступила и получила пятерку автоматом. В данной ситуации она поступила так, потому что понимала, что это стоит того, ее риск будет оправдан. Но когда ей предлагают участвовать в дебатах, либо в дискуссиях, просто ради того, чтобы высказать свою точку зрения, она зачастую отказывается. Это ещё раз подтверждает то, что Кристина — амбиверт. Результаты теста точно совпали с тем, какая Кристина есть на самом деле, это я подтвердила примерами из её жизни.

Также Кристина прошла опросник Айзенка на определение темперамента. Результат опросника показал, что она относится к такому типу личности как флегматик. Это проявляется в том, что она имеет устойчивые стремления и настроения. Отличается сильной, уравновешенной, работоспособной нервной системой. Кристина очень трудолюбива, любит доводить все начатые дела до конца. Её мимика, речь, движения спокойны, в какой-то мере даже медлительны. Также она с трудом переключается с одной работы на другую и плохо адаптируется к новой обстановке. Данные положения я подтвержу примерами из жизни Кристины. Работать она может с утра до самой ночи, пока не выполнит всю работу, которую она запланировала, либо которую необходимо выполнить в поставленный срок. Часто бывает такое, что Кристина работает без выходных. При этом у нее всегда хватает терпения доводить все дела до конца. Но в то же время Кристина может успешно работать лишь в привычной для нее обстановке. Например, когда она сменила работу, первое время ей было очень трудно. Внешне это было заметно мало, но внутренне она чувствовала дискомфорт, хотя пыталась с ним бороться, чтобы быстрее освоиться в новом коллективе и на новом рабочем месте. Также ей бывает трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Например, когда она заканчивает работать с клиентами, она трудно переключается на работу с документацией, долго раскачивается. Всё это подтверждает то, что Кристина — флегматик.

Теперь я перейду к описанию характера Кристины. Взяв за основу критерий отношения к жизни, можно говорить о том, что она оптимист. Всегда умеет найти в событиях и людях светлые стороны. Любит свою жизнь и окружающих ее людей. Кристина редко впадает в уныние, даже если у нее случаются какие-то неприятности. В таких случаях она просто старается не думать о плохом, и настраивает себя на то, что все это временно, все плохое проходит. По ее мнению уныние — это не совсем конструктивная эмоция. Благодаря данной черте характера Кристина всегда несмотря ни на что движется к своим целям и достигает их. В прошлом году, она принимала участие в конкурсе «Звездный путь», в нем принимали участие люди разных возрастов, где они показывали имеющиеся у них таланты. В этом конкурсе Кристина исполняла песню. Но занять призовое место ей тогда не удалось. Сделав вывод из данной ситуации, она поняла, что просто нужно лучше готовиться к конкурсу и уверенно идти за победой, в тот момент, по ее словам, она нисколько не расстроилась, а наоборот, радовалась, что ей есть, куда расти и к чему стремиться. Даже эта ситуация из её жизни говорит о том, что Кристина относится к оптимистичному типу людей.

Также, описывая характер, я могу сказать о том, что Кристина очень дисциплинированна. Эта черта характера проявляется в её жизни повсеместно. Например, в том, что она пунктуальна. Если назначает с кем-то встречу, то всегда приходит вовремя, зачастую даже заранее. Чтобы успешнее выполнять свою работу, составляет план действий, который строго соблюдает. Учитывая сегодняшний темп жизни, очень трудно придерживаться распорядка дня, но у Кристины это в какой-то мере получается. Она старается питаться в одно и то же время, по возможности ложится вовремя спать, по утрам делает зарядку, другими словами, ведет здоровый образ жизни. Кристина держит себя в жестких рамках, за границы которых пытается не переступать.

Если рассматривать характер Кристины с точки зрения отношения к другим людям, к коллективу, к обществу, то можно говорить о том, что она относится к индивидуалистичному типу людей. Это проявляется в том, что работе в группах она предпочитает индивидуальную работу. Полагается только на себя, не любит просить людей о чем-либо. Старается все делать сама, надеется только на себя. Такая черта присутствует в характере Кристины с самого детства, я думаю, что причина этого кроется в её воспитании. Родители всегда поощряли проявления самостоятельности, что и выработало в ней такую черту характера.

Описывая характер Кристины с точки зрения отношения к самому себе, я могу говорить о том, что она самокритична. Адекватно оценивает себя и свои поступки. Видит собственные ошибки и по возможности старается их исправить. Усиленно работает над своими недостатками и комплексами. Например, совсем недавно Кристина проходила тренинг «Как стать уверенным в себе человеком». Это говорит о том, что она видит свой недостаток, с которым нужно бороться, и старается его искоренить. Когда у нее что-то не получается, она винит в этом, прежде всего, себя, а не обстоятельства и других людей, старается понять в чем её ошибка. Я уже приводила пример об ее участии в конкурсе «Звездный путь». Тогда, она сделала выводы о том, что нужно больше работать над собой, расти духовно и профессионально, а не обвинила в своем поражении жюри или какие-либо обстоятельства. Всё это подтверждает то, что Кристина очень самокритична.

Проводя анализ характера и темперамента Кристины, я использовала также типологию личности Э. Кречмера, согласно которой темперамент и характер человека зависит от телосложения. Согласно этой теории Кристина относится к такому типу, как астеник, так как у нее худощавое телосложение, длинные руки и ноги, плоская грудная клетка и слабая мускулатура. Данному типу личности соответствует такой тип характера, как шизотимик. Это говорит о том, что Кристина замкнутая, серьезная, упрямая, трудно приспосабливается к новым условиям. Так оно и есть, данное описание полностью соответствует Кристине. Наличие данных черт характера я аргументировала выше.

Теперь перейдем к анализу способностей Кристины. С детства она мечтала играть на фортепиано, постоянно пела и устраивала родителям дома концерты вместе со своими подружками. Всё это свидетельствовало о её музыкальности. Когда ей исполнилось 6 лет, она поступила в музыкальную школу, на фортепианное отделение. При поступлении необходимо было сдать экзамены, где проверялся музыкальный слух. С экзаменом Кристина справилась успешно. В ходе обучения у неё практически никогда не возникало проблем, преподаватели хвалили её. Кристина часто принимала участие в различных музыкальных конкурсах и до сих пор этим занимается, нередко в таких конкурсах она одерживала победу. На сегодняшний день она продолжает развивать свои музыкальные способности, занимается музыкой.

А сейчас я хочу обратиться к анализу волевых качеств Кристины. Взяв за основу данный критерий, я могу сказать о том, что Кристина волевой человек, то есть человек с сильной волей. Это проявляется в том, что, начав какую-либо работу, поставив перед собой цель или выполняя план, Кристина умеет преодолевать трудности и неудачи, как внутренние, так и внешние. Об этом свидетельствует то, что Кристина может с утра до ночи проводить время на работе, а иногда и вообще работать без выходных. Несмотря на то, что в ходе этой работы её сопровождает множество трудностей, например, такие как усталость и необходимость точности в работе. Также её поведение в большинстве случаев достаточно ответственно. На неё можно положиться в трудной ситуации, никогда не подведет.

Теперь я перейду к описанию эмоциональности Кристины. У разных типов людей эмоциональность проявляется по-разному. Так как Кристина относится к такому типа личности, как флегматик, то можно судить о том, что она кажется неприступной для других людей, в какой-то мере загадочной. Её эмоциональное состояние находится в полном равновесии. Эмоции свои чаще всего Кристина сдерживает либо проявляет их слабо. И всё это действительно так. Кристину очень трудно вывести из себя. Она очень терпелива. Однажды я была свидетелем того, когда, ехав в автобусе, она случайно наступила на ногу стоявшему рядом с ней молодому человеку, тот ей на это что-то грубо ответил, но Кристина просто спокойно извинилась и продолжала так же непринужденно со мной беседовать. Это свидетельствует о том, что свои эмоции она держит при себе, ведет себя сдержанно. Но такая сдержанность эмоций мешает ей на выступлениях, где необходима эмоциональность. Над этим Кристине приходится много работать, и это позволяет ей добиваться успехов.

Проводя психологический анализ, я много беседовала с Кристиной, задавала ей различные вопросы, проводила тесты. Это помогло мне полнее охарактеризовать её личность, выявить некоторые особенности. Такие анализы проводить очень полезно, так как начинаешь лучше понимать людей и причины их поступков.


Теги: Психологический анализ портрета личности  Практическое задание  Психология

dodiplom.ru

Психологический портрет студента | Помощь студентам

Современный студент – это, как правило, молодой человек возраста от 16-18 до 21-23лет. Возраст, в котором уже закончилось детство, но до зрелости еще далеко. Одним словом – молодость. Именно в этом возрасте наступает оптимальный баланс работоспособности и способности «переваривать» новые знания. И в этом же возрасте молодые люди начинают поиски себя в обществе. Все осложняется тем, что первокурсники, вчерашние школьники, имеют мало опыта самостоятельной взрослой жизни.

Так какой же он – современный студент?

Как мы уже отметили, особенно сложно приходится первокурсникам. Слишком мало времени проходит между последним звонком в школе и необходимостью перестроить свою жизнь по-новому. Однокурсники, преподаватели, другое психологическое окружение, а у некоторых и новое место жительства – малая часть того, к чему приходится привыкать молодому студенту. Все это усугубляется отсутствием навыков самостоятельной учебы, конспектирования лекции и работы с источниками информации. Нередко студенты на первых занятиях в ВУЗе слышат фразу «Забудьте обо всем, чему вас учили в школе». Как правило, адаптация проходит в течение трех-шести месяцев.

Для этого возраста характерны богатое воображение, умение концентрироваться, хорошая память, коммуникабельность. Идет интенсивное формирование личности и стиля поведения.

Психологический портрет студента будет неполным без упоминания вопроса межличностных отношений. Именно в студенческом возрасте отношения между молодыми людьми приобретают более личный характер и, нередко, становятся источником эмоциональных переживаний. Сочувствие и сопереживание выходят на новый, взрослый, уровень.

Попробуем кратко рассмотреть психологический портрет студента в зависимости от курса обучения.

  • Первый курс. Перед студентом стоит задача адаптации к учебному процессу и к новой, студенческой жизни. В этот период идет «раскачка» личностных качеств и навыков обучения и усиление сознательных мотивов поведения. Существенно изменяется круг общения. У первокурсника еще нет определенной социальной роли.
  • Второй курс. Второкурсники уже вовсю вовлечены в учебный процесс – зачастую это самый сложный курс для студента. Именно на втором курсе проходит самое интенсивное обучение общим знаниям и формирование культурных запросов. На втором курсе адаптация к новым условиям уже завершена. Укрепляются те качества, которых помогли успешно закончить первый курс — целеустремленность, самостоятельность, умение владеть собой.
  • Третий курс. Курс, на котором в большинстве случаев выбирают специализацию. Это способствует усилению интереса к научной работе и выбранной социальной роли. Происходит естественное сужение сферы интересов личности. Повышается интерес к моральным проблемам, образу жизни, долгу, любви, верности и др.
  • Четвертый курс. Окончание ВУЗа не за горами. Студент уже сформулировал для себя практические цели на будущий вид деятельности. Все более актуальными становятся ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и пр. В этот период студенты постепенно отходят от общественных форм жизни ВУЗа.
  • Пятый курс. Последний, итоговый курс. Подготовка к сдаче диплома – самая серьезная самостоятельная работа студента. К этому времени некоторые уже имеют семьи, многие – работу. Студент на многие вещи имеет свой, обоснованный, взгляд. Активно идет развитие профессиональных интересов.

В заключение нельзя не напомнить, что все люди – разные, но у многих есть общие черты.
Современный студент — человек разносторонне развитый, энергичный, всегда в поисках приключений, старательный и амбициозный, хотя, стоит заметить, что амбиций у студентов больше, чем знаний. Современные студенты всегда готовы к новому и с удовольствием используют технические новинки, даже, если это идет во вред качеству получаемых знаний.

helpstudent.net

Психологический портрет современного студента | mosi.ru

Козловская Ю.П.,

Белорусский государственный экономический университет,

Республика Беларусь, г. Минск

 

Учебная деятельность в высшей школе – это деятельность по самоизменению, её продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте. Эти изменения составляют: изменения в уровне знаний, умений, навыков, сформированности отдельных сторон учебной деятельности в высшей школе, в умственных операциях, особенностях личности, то есть в уровне общего и умственного развития. Учебная деятельность в высшей школе сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями и мотивами. Абитуриент, поступивший в высшую школу должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя.

По итогам исследований психологических особенностей мотивации учебной деятельности, самоактуализации, коммуникативной сферы, системы самоуправления, ценностных установок в системе межличностных отношений и влияния волевого самоконтроля на успеваемость у студентов первого-второго курсов разных факультетов в УО «Белорусский государственный экономический университет», был составлен психологический портрет современного студента.

Анализ мотивов учебной деятельности, социальных установок студентов на этапе их профессиональной подготовки в БГЭУ показал, что студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение знаний (53%), как правило, важнейшей ценностью в своей жизни считают свободу и ориентируются на неё. Они всегда имеют своё мнение и свободно его высказывают, отстаивая свою позицию. При совершении поступков у них наблюдается проявление самостоятельности и индивидуальности.

Студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение диплома (42%), как правило, ориентированы на альтруизм, свободу, труд, процесс деятельности. Это студенты, которым в большей степени нравиться процесс учебной деятельности. Они менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Студенты этой группы все свое время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, каникул. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то другие занятия. Доминация альтруистических ценностей позволяет сделать вывод о том, что юноши и девушки этой группы часто безвозмездно помогая другим решать их проблемы, действуют в ущерб себе. Они отличаются от других высоким уровнем социальной и гражданской зрелости, независимостью в совершении поступков и выражении мыслей.

Среди студентов, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является овладение профессией (5%), не было отдано предпочтение той или иной изучаемой социальной установке и жизненной позиции. Среди этих студентов есть как ориентирующиеся на альтруизм, труд, свободу, процесс деятельности, достижения успеха, так и те, которые ориентируются на эгоизм, деньги, власть, результат деятельности и избежание неудач.

В процессе учебной деятельности преподавателю для развития мотивации учения и овладения профессией необходимо использовать активные методы обучения, организовывать межвузовские обмены между студентами, встречи со специалистами, достигшими успеха в профессии, формировать и развивать профессиональную компетенцию, проводить ознакомительную практику на ранних этапах обучения в высшей школе. Курс «Введение в специальность» читать с привлечением психолога, специалиста и студента- выпускника. Такой подход обеспечит всестороннее ознакомление с особенностями типичных ситуаций, возникающих в будущей профессиональной деятельности, трудностями, с которыми предстоит столкнуться будущим молодым специалистам.

Анализ уровня развития самоактуализации у студентов в БГЭУ показал, что современный студент высоко ценит себя, нравится сам себе, причем при условии, что для этого есть объективные основания, обладает способностью осмысленно связывать противоречивые жизненные явления, придерживается тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности.

Однако современным молодым необходимо развивать у себя стремления к приобретению знаний об окружающем мире, способность открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении. Им следует научиться правильно ориентироваться во времени, рассматривая его в единстве прошлого настоящего и будущего, не откладывать жизнь на завтра, не увязать в прошлом, а жить в настоящем, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим. Учиться связывать свои цели с текущей деятельностью и учитывать свой прошлый опыт и его влияние на поведение.

Для повышения уровня социального интеллекта студентов БГЭУ необходимо включать в учебный процесс упражнения на развития познавательных способностей (память, восприятие, внимание, мышление, воображение). Проводить психологические тренинги на развитие эмоциональной сферы личности и ориентации во времени.

Исследуя коммуникативную сферу современных студентов, мы пришли к выводу, что студентам с низким уровнем потребности в общении свойственен очень высокий уровень организаторских склонностей, стремление к цели и продуктивной работе, низкий уровень коммуникативных склонностей (46%). Студенты со средним уровнем потребности в общении обладают низким уровнем организаторских (40%) и коммуникативных (50%) склонностей.

Современный студент предпочитает благоразумный стиль в общении, доброжелательно относится к деловой критике, критически относятся к высказываниям других людей. Однако ему необходимо избегать поспешных выводов, не заострять внимание на манере говорить, не притворяться, не искать скрытый смысл в словах собеседника [1].

Для развития коммуникативных навыков и умений у студентов следует в учебном процессе использовать следующие активные методы обучения, способствующие установлению диалога или обратной связи между студентом и преподавателем, между студентами: 1) лекция-беседа; 2) лекция-дискуссия, лекция с интенсивной обратной связью; 3) лекция с применением элементов «мозгового штурма»; 4) лекция с разбором микроситуаций; 5) лекция-консультация, групповая консультация; 6) пресс – конференция.

Формирование умений и навыков целесообразнее реализовывать путем: 1) анализа и обсуждения конкретных ситуаций; 2) решения ситуационных (производственных) задач; 3) рассмотрения конфликтов, событий; 4) разбора деловой документации; 5) разыгрывание ролей; 6) деловых имитационных игр; 7) игрового проектирования [3].

На начальном этапе профессиональной подготовки в высшей школе необходимо выявлять уровень развитии коммуникативных навыков и умений и по результатам диагностики организовывать в студенческих группах тренинги общения.

Изучая влияние волевого самоконтроля на успеваемость студентов на этапе профессиональной подготовки в БГЭУ, было выявлено 62% студентов с высоким уровнем самоконтроля, которых можно охарактеризовать как эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных, уверенных в себе, ответственных, способных контролировать свои действия людей. Среди студентов этой группы 86% имеют высокую успеваемость учебной деятельности. Студенты с низким уровнем самоконтроля (38%) характеризуются как эмоционально неустойчивые, ранимые, неуверенные в себе, импульсивные, с неустойчивыми намерениями. Среди студентов этой группы только 7% имеют высокую успеваемость.

В ходе исследования были выявлены студенты с высоким уровнем самообладания (72%) и настойчивости (54%). Они хорошо владеют собой в различных ситуациях, иногда внутренне напряжены, озабочены, стремятся завершить начатое дело. У 92,8% студентов с высоким самообладанием высокая успеваемость и у 78,6% студентов с высокой настойчивостью высокая успеваемость. Студенты с низким уровнем самообладания (28%) и настойчивости (46%) характеризуются как спонтанные, импульсивные, обидчивые, консервативные. 83,3% студентов с низкой успеваемостью имеют низкий уровень настойчивости. 50% студентов с низкой успеваемостью имеют средний и выше уровень самообладания.

Исследуя ценностные установки современных юношей и девушек, мы пришли к выводу, что 70 процентов девушек считают духовное для них важнее материального. Однако больше половины юношей предпочли материальное. Это, скорее всего, обусловлено тем, что в нашем обществе мужчина по-прежнему воспринимается как «кормилец семьи» и мальчики с ранних лет настраиваются на то, что они должны, просто обязаны работать и зарабатывать.

Чтобы более подробно выявить структуру приоритетов молодёжи, опрашиваемых попросили ранжировать такие понятия как «семья», «любовь», «деньги», «карьера» и «дружба».

Большинство девушек на первое место поставили любовь (более 50%), на вторе место — семью (40%). Таким образом, большинство девушек предпочли духовное материальному, почти 50% девушек поставили деньги на самое последнее, пятое место.

Юноши же противоречили сами себе: деньги 75% из них поместили на 4 место, предпочтя им семью, любовь и дружбу. Выходит, что и они больше места в своей жизни отводят духовным её аспектам, но боятся признаться в этом даже самим себе, ибо такая система ценностей не вписывается в современные модели поведения, где предпочтение следует отдавать деньгам и карьере. Причём карьера, оказавшаяся на третьем месте, как у юношей, так и у девушек, сейчас всё больше рассматривается не как самореализация в деле, которое тебе нравится, а как продвижение по служебной лестнице с соответствующим увеличением заработка. И успешность карьеры соизмерятся как раз количеством нулей в зарплате, а не личной удовлетворённостью проделанной работой. Однако, как мы видим из результатов, у подрастающего поколения роль денег снижается. В отличие от старшего поколения они воспринимают их не как цель, а лишь как средство [1].

Организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе должна основываться на знании психологических особенностей личности студента на разных курсах обучения, к изучению которых необходимо подходить комплексно, исследуя разные сферы: мотивационную, волевую, эмоциональную, познавательную и другие.

Список литературы

  1. Бобнева, М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М.И. Бобнева Проблема общения в психологии / под ред. Б.Ф. Ломов. М. – 1981. – С. 241–264.

  2. Тренинг развития жизненных целей / М. А. Алиева [и др. ] ; под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб, 2001. – 216с.

  3. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. / Н.И. Шевандрин. – М: ВЛАДОС, 1995. –544с.

mosi.ru

Составление психологического портрета на конкретном примере — Психология и педагогика

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест «дирижирования». Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, — лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен — предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен — скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

1. Положительные тенденции

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр — не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

2. Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции — он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста. Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

Способы коррекции нежелательных черт личности

Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

Из описания психологического портрета видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

Хорошие результаты может дать и индивидуальная работа с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

referatzone.com

Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности «Педагогическая психология»

УДК 159.922.6:316.61:378

ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА Кобзева Наталья Ивановна,

старший преподаватель кафедры культурологии

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия

natascha. [email protected]

Проанализированы возрастные и социально-психологические особенности современного студента образовательного процесса вуза. На основе полученных данных составлен портрет студента, как человека сенситивного периода развития. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию — огромная сила студенческого возраста.

Ключевые слова: студент; образование; социально-психологический

портрет; интеллект; ценности.

AGE AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MODERN STUDENT’S PORTRAIT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGH SCHOOL Natalya Kobseva,

senior instructor of the culture department

Orenburg State University, Orenburg, Russia natascha. [email protected]

Age and social-psychological peculiarities of the modern student’s educational process in the High School are analyzed in this paper. The student’s portrait as a

person of the sensitive development period is formed on the base of the received information. The development of intelligence and personality, ability to training, continuous self-education is a great strength of student age.

Keywords: student; education; social-psychological portrait; intellect; values.

Современные студенты образовательного процесса вуза — это молодые люди, которые обладают возможностями последующего интеллектуального развития и отражают важнейший умственный потенциал современного общества, образуя особую социальную группу — студенчество.

Рассмотреть особенности студента как особой возрастной и социальнопсихологической категории нам помогут исследования психологической школы Б.Г. Ананьева и работы Л.С. Выготского, В.Т. Лисовского, В.А. Якунина и других. Подбор большого эмпирического материала наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений ученых позволяет характеризовать студента как формирующуюся всесторонне развитую личность и как человека сенситивного периода развития.

Студенческий возраст является отражением ранней взрослости. Сам термин «взрослость» многолик. Известный советский психолог Б.Г. Ананьев справедливо отметил, что наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) по времени не совпадает [1].

Студенчество характеризует этап индивидуализации и совпадает с периодом кризиса поздней юности. Кризис перехода к взрослости включает в себя:

1. Кризис рождения, то есть вхождение в новый образ жизни, принятие ценностно-значимых общественных форм деятельности;

2. Кризис фактического разрыва идеала и реальности, который необходимо преодолеть практическим путем в процессе самоопределения.

Этап индивидуализации — особо значимый этап духовной жизни молодого человека, он связан с поиском своего места и роли в обществе, с выработкой собственного мировоззрения, с принятием определенных ограничений, с определением своей уникальности и творческой инициативы.

По словам доктора педагогических наук Г.А. Мелекесова «Студенческий возраст — это начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни» [2, 73].

В студенческом возрасте самооценка принимает более отвлеченный характер. Найти себя, собрать из мозаики о себе собственную идентичность становится для молодых людей первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задуматься над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность — целостное, связанное представление о себе [3].

Согласно мнению Б.Г. Ананьева, именно на студенческий возраст приходится один из главных сенситивных периодов в развитии способностей, а вместе с тем и наибольший процент самых высоких коэффициентов умственного развития.

Сенситивный период представляет собой этап наибольшей пластичности функций, восприимчивости ее к внешним влияниям.

Говоря, о концепции сенситивных периодов в отечественной психологии доминирующей является концепция предложенная Л.С. Выготским. Автор описывает данный феномен в контексте понятий: «чувствительность»,

«оптимальный срок обучения» [4].

Проблему сенситивных периодов студенческого возраста необходимо разрабатывать специально и наиболее подробно, так как данная фаза

возрастной сенситивности мало изучена и может стать предметом специальных исследований.

Анализируя данный феномен, мы пришли к выводу, что в понятии возрастной сенситивности гармонично переплетаются биологический, социальный и психологический факторы возрастного развития, которые являются качественными сторонами характеристика студента как неотъемлемого представителя образовательного процесса вуза.

Студент, как и каждый отдельный человек, имеет социобиологическую природу. Важной ее составляющей является ценностно-мотивационная

готовность к принятию внешнего воздействия, то есть наличие у студента внутренней осознанной установки на принятие внешнего воздействия, доброжелательное отношение к «раздражителю», желание пополнять

начальный багаж знаний, навыков, наличие определенных умений и

способностей в конкретной области науки и деятельности.

Серьезная педагогическая задача вуза — оказать молодым людям своевременную, психологически обоснованную, эффективную помощь и поддержку в оптимально-удобный период неврологической готовности студента. Учащийся вуза нуждается в общении, совете и разъяснении, наглядном примере. Необходимо стимулировать его познавательные интересы, приобщать к научному творчеству, выработке собственного мировоззрения, плавно вводить в мир практических проблем разных видов деятельности.

Образовательный процесс вуза для студентов выполняет не только культурную и техническую функцию, но и помогает достижению высокой жизнеспособности и жизнестойкости. Развитие интеллекта и личности,

способность к обучению, постоянному самообразованию — огромная сила студенческого возраста.

Студенческие годы с социально-психологической и психологопедагогической позиций, представляют собой многоканальную структуру формирования личности. Студент как особый субъект учебной деятельности за

время обучения проходит три стадии самостановления: адаптация,

самоопределение, персонализация.

Успешная адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности.

В результате проведенных исследований доктор социологических наук, профессор А.А. Козлов разработал типологию студенческого контингента в зависимости от систематичности работы и как следствие процесса адаптации:

1. Студенты с высоким уровнем систематичности работы. Им

присущи развитые деловые навыки, и поэтому они сравнительно легко преодолевают барьер адаптации.

2. Студенты со средним уровнем систематичности работы. Трудовые

навыки у них довольно полно, хотя неравномерно развиты. В целом они успешно преодолевают адаптационный барьер, но показатели успеваемости имеют ниже, чем студенты первого типа.

3. Студенты с низким уровнем систематичности работы.

Характеризуются слабым включением в учебный процесс, с трудом преодолевают адаптационный барьер, сама адаптация носит поверхностный характер. Успеваемость, как правило, ниже среднего [5].

Качественными психолого-педагогическими новообразованиями студенческого возраста являются: самосознание, самооценка, внимание к личному внутреннему миру, интерес к самому себе как части социума и способность понимать других людей. В этот период актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле собственной жизни, о предназначении и роли человека в мире, о собственном Я в настоящем и будущем.

Студент в процессе организации своей жизнедеятельности выступает как «самонаводящаяся», «самоорганизующаяся» (синергетика) система, характеризующаяся способностью вырабатывать себе цель, поведение, «Образ Мира» и способы деятельности.

В научной литературе подчеркивается, что в личностном отношении студенческий возраст имеет особое значение как период активного развития нравственных и эстетических чувств, формирование мировоззренческой позиции, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессиональные, трудовые, семейные. При этом формируется новое мышление студента — это современное видение мира, четкая мировоззренческая позиция. Это гуманизация общественной жизни, стремление к нравственному возрождению.

Самостоятельное, нравственное и ответственное поведение предполагает наличие у студента определенных качеств:

— высокий уровень сознательности;

— умение ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах;

— способность устанавливать контакты с другими людьми;

— привычка управлять своим поведением;

— способность принимать ответственные решения.

Динамичная жизнь предъявляет повышенные требования к нравственной надежности личности, которая в самых сложных, неожиданных ситуациях должна принимать оптимально гуманные решения. Совершать морально достойные поступки.

Сегодня, в эпоху усложняющихся духовных и нравственных проблем, общественная мораль только тогда становится силой, когда проникает в мир личности студента. Решение экономических проблем нередко сталкивается с моральной неподготовленностью людей.

Воспитание полноты ответственности, социальной активности, способности к самодисциплине и самоорганизации у каждого студента -важный фактор становления личности. Чем глубже студент осознает социальную значимость своих обязанностей, тем выше уровень его социальной зрелости.

Нравственное воспитание предполагает выработку у студента ценностных ориентаций, жизненных планов, целей, идеалов и стремлений, культуры общения.

Студенческая молодежь — значимая социальная группа, важная сила, влияющая на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, с другой — выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления личности.

Психологическая особенность студенческого возраста — устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности студента является построение и осуществление жизненных планов. Таким образом, центральное психологическое образование студенческого периода — стремление к самоопределению и построение жизненных планов на будущее.

Ценностное самоопределение личности студента в процессе образования, согласно исследованиям доктора педагогических наук А.В. Кирьяковой, осуществляется поэтапно:

I. Присвоение ценностей общества личностью: процесс становления у студента собственного мировоззрения, «Образа Мира» как результат ценностных механизмов: поиск — оценка.

II. Преобразование ценностей общества и осознание себя в мире ценностей: базируется на субъективном мнении студента, на его идентичности. В результате формируется «Образ Я»: «Я — реальное», «Я — идеальное», «Я -концепция», являясь отражением ценностных механизмов: оценка — выбор.

III. Проектирование и построение своей жизненной позиции на основе знаний, норм и установок общества: завершающая фаза процесса

формирования ценностных ориентаций студента, которая обеспечивает становление жизненных позиций, поскольку итогом здесь является «Образ Будущего» в процессе работы ценностных механизмов: выбор — проекция [6].

В процесс формирования ценностных ориентаций студент замыкает «цепочку ценностных механизмов» (поиск — оценка — выбор — проекция), результатом которой является социально зрелая личность: становление

жизненных позиций студента, поскольку итогом здесь является «Образ Будущего» в процессе работы ценностных механизмов: выбор — проекция.

Стартовой базой для формирования энергичных, социально ответственных, с устойчивой гражданской позицией молодых людей, являются наука и образование. Таким образом, основные виды ценностей должны быть включены в систему образования. При этом ценность знания будет представлена разными ориентациями на образование: престиж вуза, престиж специальности, получение диплома, престижная работа, общение со сверстниками, приобретение багажа знаний и так далее.

Для студента главным занятием его жизни является учебнопрофессиональная деятельность. Поэтому показатели отношения к учебе, ее успешности, мотивы учебной деятельности — это важнейшие критерии социального становления личности.

В процессе развития и становления социально зрелой личности наблюдаются изменения ценностно-мотивационных ориентаций студента. Согласно мнению И.А. Зимней, так как студент выступает в качестве субъекта учебно-познавательной деятельности, то следует выделить два типа мотивов характеризующих данную деятельность:

1. Мотив достижения.

2. Познавательный мотив [7].

Социолог Е.В. Щепкина в результате историко-социологического исследования мотивации студентов при МГУ отмечает, что:

— среди мотивов учебы в 20-40 годы выделялась тяга молодежи к

знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний;

— в 50-60 годы — в эпоху тотальной индустриализации мотивы

базировались на техноразуме;

— в 70-е годы ведущим был мотив получения профессии;

— в 80-е годы высоко ценилась возможность заниматься интересной

содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе;

— в начале 90-х годов лидирующим мотивом стало желание просто

получить диплом об окончании вуза;

— уже в 1994 году структура мотивов меняется. Ведущими становятся ценности быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%) [8].

Отметим, что современное поколение студентов сильно отличается от своих предшественников. Современные студенты выросли в период процесса перехода от индустриального общества к информационному и социальноэкономических реформ. Благодаря этому молодое поколение обладает высокой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям, и в тоже время восприимчивостью к их негативным компонентам. Исходя из этого, ценностномотивационная шкала личности студента представлена следующими качествами: предприимчивость, критичность, инициативность, креативность, честолюбие, в то время как трудолюбие, милосердие, ответственность, пунктуальность, патриотизм, уважение к старшему поколению (общечеловеческие моральные ценности) занимают низший уровень значимости в жизни современного студенческого общества.

Несомненно, возникает необходимость в моделировании ценностномотивационных ориентаций студента. Очень важной на сегодняшний день и в период вузовской подготовки является ориентация на успех в жизни -профессиональная направленность студента.

Согласно проведенным исследованиям Н.В. Климко (г. Казань) по выявлению мотивации учащихся вуза на достижение успеха и на избежание неудач: мотивация к достижению успеха диагностируется у 55% студентов, мотивация к избеганию неудач — 0%, мотивация ярко не выражена у 45%. У большинства студентов ориентация на достижение успеха позитивна. Личности такого типа инициативны, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени и направлять все усилия на достижение конструктивных, положительных результатов. [9].

Важно задуматься об усилении диалогичности обучения, воспитания и профориентационной работы, специальной организации психологопедагогического взаимодействия, возможности создания условий для студентов отстаивать свои взгляды, цели, задачи, жизненные позиции в образовательном процессе вуза. Следовательно, только в результате совместных действий студент сможет осознать носителем общественных ценностей, а в итоге социально полезной личностью с развитым самосознанием и профессиональной ответственностью.

Таким образом, в статье определен возрастной и социальнопсихологический портрет современного студента образовательного процесса вуза как многогранная, динамичная, восприимчивая, предприимчивая, креативная личность.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев; под редакцией А.А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384с.

2. Мелекесов, Г.А. Аксиологизация педагогического образования студентов: монография / Г.А. Мелекесов. — Челябинск: ИПК ОГУ, 2000. — 170с.

3. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 352с.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 536с.

5. Козлов, А.А. Молодой человек: становление образа жизни / А. А. Козлов, А.В. Лисовский. — М.: Политиздат, 1986. — 168с.

6. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. — Оренбург: ОГУ, 2000. — 188с.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2003. — 384с.

8. Щепкина, Е.В. Социологические исследования мотивации поступления в вуз / Е.В. Щепкина // Образование, общество, бизнес — новые грани исследования. — М.: НИИВО. Деп.№77-95 от 26.XII.1995. — Объем 1,0 п.л.

9. Климко, Н.В. Развитие у студентов среднего профессионального учебного заведения навыков самоорганизации в учебном процессе / Н.В. Климко // Педагогическое образование и наука. — 2008, №7. С.46-49.

Рецензент:

Кирьякова Аида Васильевна, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *