Публичное иностранное должностное лицо это – | .

Содержание

📌 Иностранное публичное должностное лицо


Иностранное публичное должностное лицо

Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) – физическое лицо, сведения об открытии счета для которого должны передаваться в Росфинмониторинг. Кроме того, кредитные организации должны докладывать в случаях, если выявлено, что уже действующий счет открыт в интересах такого лица.

Отслеживать счета иностранных публичных должностных лиц банки обязаны на основании федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который, в свою очередь, принят в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

К публичным должностным лицам относятся:

  • лица, на которых возложено в настоящем времени или не более года назад исполнение важных государственных функций, т.е.
    главы государств, в т.ч. правящие королевские династии, члены правительства, министры, их заместители и помощники, высшие чиновники, руководители судебных органов, таких как Верховный и Конституционный суд, на решения которых не подается апелляция;
  • государственный прокурор и его заместители, высшие военные чиновники, руководители и члены советов директоров национальных банков, послы, руководители государственных корпораций, члены парламента, главы религиозных организаций, если их функции связаны с политическими, судебными, военными или административными обязанностями;
  • лица, облеченные общественным доверием, например руководители, заместители руководителей международных организаций, таких как ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный банк и т. д., члены Европарламента, руководители и члены международных судебных организаций – Суда по правам человека, Гаагского трибунала и др.;
  • члены семей этих лиц, их ближайшие родственники – родители, дети, внуки;
  • лица, связанные с публичными должностными лицами: партнеры по бизнесу, соучредители, консультанты и т. п.

Как правило, в случае если у банка есть основания предполагать, что клиент может быть отнесен к категории публичных должностных лиц, решение об открытии счета или продолжении сотрудничества в рамках уже подписанных соглашений принимает непосредственный руководитель кредитной организации.

Рекомендации ФАТФ по выявлению счетов публичных должностных лиц направлены не только на противодействие экстремизму в мировом масштабе, но также и на борьбу с коррупцией. На сегодняшний день в России эти меры по закону применяются исключительно по отношению к иностранным гражданам. Но уже сейчас многие банки начинают применять аналогичные процедуры по отношению к российским должностным лицам.

По материалам Словаря банковских терминов и экономических понятий сайта banki.ru.

  • Инкассо
  • Иностранные инвестиции

Смотреть что такое «Иностранное публичное должностное лицо» в других словарях:

  • Иностранное публичное должностное лицо — ИПДЛ иностранное публичное должностное лицо, т.е. любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или лицо, выполняющее какую …   Официальная терминология

banks.academic.ru

Публичное должностное лицо — это кто? Перечень :: BusinessMan.ru

Когда возникают какие-нибудь серьезные общественные проблемы, мы все в один голос начинаем твердить, что разбираться и помогать решить возникшие ситуации обязаны должностные лица: районные, городские, федеральные.

Статусы должностного лица

Все граждане, у которых имеются управленческие полномочия и что состоят на службе в государственных органах, обязательно имеют четко организованную систему подчинения. Публичное должностное лицо — это, в первую очередь, лицо, несущее ответственность перед вышестоящими начальниками. Вышестоящие управленцы имеют неотъемлемое право изменять старые правила или создавать новые. И руководители низшего звена обязаны подчиняться.

Статусы должностных лиц могут различаться. Это зависит от обязанностей, которые они исполняют. Например, чиновник, чья работа заключается в организации и распределении рабочих вопросов, должен исполнять приказы, данные руководством свыше. Результаты этой работы регулируются различными актами только в рамках Законодательства. Полномочия заканчиваются вместе с окончанием срока службы.

Есть другая категория должностных лиц — те, кто имеет публичные административные обязанности. К этой категории можно отнести работников муниципалитета и людей, которые не находятся в прямой рабочей зависимости. Такие руководители могут давать приказания, обязательные для исполнения простыми гражданами и организациями.

Публичная ответственность должностных лиц

Однако среди таких людей есть особая категория лиц, которая всегда находится под прицелом десятков миллионов глаз — это публичное должностное лицо. Следовательно, на них ответственность больше, а за риски они отвечают самым дорогим, что у них есть — репутацией и своим общественным положением. Различные проблемы, проверки предприятий, вынос решений — все это общественность накладывает на плечи людей, которые имеют власть. Когда происходят чрезвычайные ситуации, первыми ответственными лицами являются управители местной администрации, например, руководители районов или округов. Они всегда на связи с гражданами и первыми решают вопросы, требующие немедленных действий. Они же отчитываются перед руководителями высшего звена.

Как определить публичное должностное лицо

Для начала определимся, кто же это — публичное должностное лицо. Со школьной скамьи из еженедельных уроков «Основ государства и права» можно вспомнить, что должностные лица, во-первых, могут быть как назначены руководителем свыше, так и быть избраны общим количеством положительных голосов на посты в административной, законодательной, судебной, исполнительной сферах. Занимаемая должность может оплачиваться, а может быть устроена на безвозмездной основе.

Во-вторых, к публичным лицам можно отнести людей, которые оказывают любые общественные услуги или же выполняют любую общественную функцию на благо общества. Но, например, автор этой статьи, которую видят сотни читателей, не является публичным должностным лицом, так как не занимает никакой управленческой должности или поста в административной, исполнительной или законодательной сферах.

Должностное лицо имеет универсальное значение для Законодательства Российской Федерации. Термин одинаково используется как в сфере права, так и законодательства, применяется не только к муниципальным и государственным работникам. Публичное должностное лицо — это, кроме того, термин определения для лиц, которые работают в негосударственных предприятиях и организациях.

Однако стоит сказать, что Законодательство все-таки не дает полной точной оценки используемому термину, так как до сих пор в нем не существует единого для всех областей определения. Это создает некоторые проблемы.

Кого относят к иностранным должностным лицам

Российская Федерация, как государство светское, имеет множество международных связей. Большое количество российских организаций и компаний в промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сферах имеют тесных торговые связи с коллегами из других государств. Точно также представители иностранных компаний могут пользоваться необходимыми услугами в России. Особенно точную информацию требуют предоставлять банки разных уровней.

Итак, к международному публичному должностному лицу относят, прежде всего, президентов и представителей королевских династий, первые лица, которые представляют свою страну на международной арене.

Важными международными игроками являются руководители государственных крупных компаний и корпораций. В их руках сосредоточено управление внушительными ресурсами. А также представители верховной исполнительной власти — судьи, на чье решение нет возможности подать апелляцию, главы религиозных организаций, которые принимают участие в решении государственных, военных или судебных дел.

К перечню публичных должностных лиц также в обязательном порядке относят лидеров политический партий, руководителей банков, высших военных руководителей. Сюда же относят послов и представителей гуманитарных организаций.

Публичные лица Российской Федерации

Перечень российских публичных должностных лиц весьма обширен. Деятельность многих из них регулярно освещается в федеральных средствах массовой информации — на телевидении, в газетах и на радио. К ним относятся:

  • президент Российской федерации;
  • премьер-министр;
  • заместитель руководителя аппарата правительства;
  • верховный судья Российской Федерации;
  • заместитель судьи;
  • чрезвычайный посол Российской Федерации, наделенный всеми полномочиями от лица Президента России на территории иностранных государств;
  • судья федерального суда;
  • заместитель судьи федерального суда;
  • генеральный прокурор России;
  • председатель Счетной палаты;
  • руководитель Центрального Банка России;
  • первый заместитель и советник председателя банка;
  • прокуроры субъектов Российской Федерации;
  • высшие военные чины российской Армии;
  • федеральные министры, а также руководители органов и организаций, работающие при Правительстве Российской Федерации;
  • к этому списку также относятся супруг или супруга должностного лица и близкие родственники.

Противодействие коррупции

Публичное должностное лицо — это человек, в руках которого сосредоточена власть. Поэтому существуют международные организации, которые контролируют их деятельность. Самой известной структурой является Организация Объединенных Наций — ООН. Все страны-участницы подписали соглашение, что обязывает все внутренние государственные структуры вести борьбу на всех уровнях с главной проблемой — коррупцией, а также определяет методы борьбы, позиции, которыми владеть должностному лицу запрещается.

businessman.ru

Иностранное публичное должностное лицо — глоссарий INGURU.ДЕНЬГИ

Иностранное публичное должностное лицо – это физическое лицо, обладающее определённым статусом и сведения об открытии счёта которого банк должны передать в Росфинмониторинг. Кроме того, финучреждения должны сообщать такую информацию, если обнаруживается, что уже действующий счёт открыт в интересах такого лица.

Отслеживание счетов публичных должностных лиц регламентируется федеральным законом от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который был принят в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF)

К публичным должностным лицам относятся:

  • лица, на которых возложено в настоящее время или не более года назад исполнение ключевых государственных функций — главы государств, члены правительств, министры, их заместители и помощники, послы, высшие чиновники, парламентарии;
  • руководители и заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Международного олимпийского комитета), члены Европарламента, руководители и члены Суда по правам человека, Гаагского трибунала и других международных судебных структур;
  • руководители и члены советов директоров национальных банков, руководители госкорпораций;
  • члены семей, ближайшие родственники и деловые партнёры вышеуказанных лиц.

Если у банка есть основания считать, что клиент может иметь статус публичного должностного лица, то решение об открытии счёта или продолжении сотрудничества по ранее подписанным договорам принимается руководителем финучреждения.

Рекомендации ФАТФ по выявлению счетов публичных должностных лиц направлены в том числе и на борьбу с коррупцией. В России эти меры по закону применяются исключительно по отношению к иностранным гражданам, однако многие банки начинают внедрять в практику своей деятельности аналогичные процедуры по отношению и должностным лицам, имеющим российское гражданство.

money.inguru.ru

Основные понятия и сведения для целей идентификации — Единый кошелек

Выгодоприобретатель — лицо, которое не участвует в операции, но к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления. Например, владелец кошелька «N» оплачивает из средств на кошельке за «М» взносы по его кредиту, в данном случае «М» не участвует в операции и является выгодоприобретателем.

Представитель клиента — лицо, действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица.

Бенефициарный владелец в целях проведения идентификации клиента-физического лица, это физическое лицо которое прямо или косвенно имеет возможность контролировать действия клиента.
Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо. Так, например, в качестве бенефициарных владельцев могут выступать родители, опекуны и прочие лица, оказывающие непосредственное влияние на действия клиента.

Публичные должностные лица (ПДЛ) — лица, исполняющие важные государственные функции, либо являющееся (являлись не более 1 года назад) лицами, облеченными общественным доверием.

В Российской Федерации к данной категории относятся российские публичные должностные лица, международные публичные должностные лица, иностранные публичные должностные лица.

Важно: при наличии представителя и(или) выгодоприобретателя и/или бенефициарного владельца и(или) ПДЛ необходимо сообщить сведения об указанных лицах.

Электронные денежные средства (далее – ЭДС) — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Электронное средство платежа (далее – ЭСП)— средство (способ), позволяющее составлять, удостоверять и передавать распоряжения по безналичному переводу денежных средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (в рамках платежного сервиса W1, под ЭСП понимается электронный кошелек).

Апостиль — международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации.

www.walletone.com

📌 Публичное должностное лицо — это… 🎓 Что такое Публичное должностное лицо?


Публичное должностное лицо

«…»Публичное должностное лицо» означает: i) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; ii) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника; iii) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве государства-участника. Тем не менее для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой I настоящей Конвенции, «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника…»

Источник:

«КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ»

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Публичная оферта товара
  • Публичное исполнение произведения

Смотреть что такое «Публичное должностное лицо» в других словарях:

  • Иностранное публичное должностное лицо — ИПДЛ иностранное публичное должностное лицо, т.е. любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или лицо, выполняющее какую …   Официальная терминология

  • Иностранное публичное должностное лицо — (ИПДЛ) – физическое лицо, сведения об открытии счета для которого должны передаваться в Росфинмониторинг. Кроме того, кредитные организации должны докладывать в случаях, если выявлено, что уже действующий счет открыт в интересах такого лица.… …   Банковская энциклопедия

  • Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда… …   Элементарные начала общей теории права

  • Публичное право — Частное право  собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… …   Википедия

  • ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — (лат. jus publicum) та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного …   Энциклопедия юриста

  • Частное и публичное право — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Частное и Публичное право — Частное право  собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… …   Википедия

  • Адамс, Луиза — Луиза Адамс Louisa Adams …   Википедия

  • Банкротство

    — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… …   Энциклопедия инвестора

  • Частное право в эпоху Нового времени — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

official.academic.ru

Иностранное публичное должностное лицо это что такое Иностранное публичное должностное лицо: определение — Экономика.НЭС

Иностранное публичное должностное лицо

Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) – физическое лицо, сведения об открытии счета для которого должны передаваться в Росфинмониторинг. Кроме того, кредитные организации должны докладывать в случаях, если выявлено, что уже действующий счет открыт в интересах такого лица.

Отслеживать счета иностранных публичных должностных лиц банки обязаны на основании федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который, в свою очередь, принят в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

К публичным должностным лицам относятся:

лица, на которых возложено в настоящем времени или не более года назад исполнение важных государственных функций, т.е. главы государств, в т.ч. правящие королевские династии, члены правительства, министры, их заместители и помощники, высшие чиновники, руководители судебных органов, таких как Верховный и Конституционный суд, на решения которых не подается апелляция; государственный прокурор и его заместители, высшие военные чиновники, руководители и члены советов директоров национальных банков, послы, руководители государственных корпораций, члены парламента, главы религиозных организаций, если их функции связаны с политическими, судебными, военными или административными обязанностями; лица, облеченные общественным доверием, например руководители, заместители руководителей международных организаций, таких как ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный банк и т. д., члены Европарламента, руководители и члены международных судебных организаций – Суда по правам человека, Гаагского трибунала и др.; члены семей этих лиц, их ближайшие родственники – родители, дети, внуки; лица, связанные с публичными должностными лицами: партнеры по бизнесу, соучредители, консультанты и т. п.

Как правило, в случае если у банка есть основания предполагать, что клиент может быть отнесен к категории публичных должностных лиц, решение об открытии счета или продолжении сотрудничества в рамках уже подписанных соглашений принимает непосредственный руководитель кредитной организации.

Рекомендации ФАТФ по выявлению счетов публичных должностных лиц направлены не только на противодействие экстремизму в мировом масштабе, но также и на борьбу с коррупцией. На сегодняшний день в России эти меры по закону применяются исключительно по отношению к иностранным гражданам. Но уже сейчас многие банки начинают применять аналогичные процедуры по отношению к российским должностным лицам.

Оцените определение:

Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru

vocable.ru

Иностранные должностные лица и должностные лица публичных международных организаций как субъекты коррупционных преступлений по уголовному законодательству РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

4. Турчин Д.А. О разработке теории следственной ситуации // Следственная ситуация. — М., 1985.

5. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия. -М., 1997.

6. Коновалов С.И. Теоретико-методологические проблемы криминалистики. -Ростов-на-Дону, 2001.

7. Головин А.Ю. Системные средства и методы в криминалистической науке. — Тула,2013.

Бондаренко Юрий Алексеевич, преподаватель кафедры криминалистики и правовой информатики, [email protected], (Россия, Краснодар, КубГУ).

THE CONCEPT AND TYPICAL SITUATION IN CASES OF VIOLATION OF FIRE

SAFETY Y.A. Bondarenko

The article analyzes the forensic investigation of the situation and determine the typical examining the situation developing in the initial stage of the investigation of violations of fire safety requirements.

Keywords: investigative situation, the initial stage of the investigation, fire, violation of fire

safety.

Bondarenko Y.A., the Lecturer, Department of Criminology and Legal Informatics, [email protected], (Russia, Krasnodar, Kuban State University).

УДК 343.35

ИНОСТРАННЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ПУБЛИЧНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

Н.В. Бугаевская

В статье рассматриваются особенности законодательной регламентации признаков иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации в свете имплементации международных антикоррупционных норм. Указывается на трудности их применения в отечественной следственной и судебной практике в виду несоответствия российскому пониманию должностного лица, на проблемы законодательного урегулирования процедуры их уголовного преследования.

Ключевые слова: иностранное должностное лицо; должностное лицо публичной международной организации; коррупция; подкуп иностранных должностных лиц; международный договор; международные антикоррупционные нормы.

Мировая практика свидетельствует о том, что необходимо не только сформировать атмосферу всеобщей нетерпимости к коррупции, но и создать условия реального противодействия ей, используя такие способы и методы, которые будут эффективны и в отдельно взятой стране, и за ее пределами с учетом процессов глобализации. Транснациональные проявления коррупции заставляют модифицировать нормы уголовного права таким образом, чтобы они могли не только соответствовать объективной действительности, но и быть действенным инструментом борьбы с коррупцией, включающей «иностранный элемент» [11, С. 12]. Одними из первых борьбу с проявлениями международной коррупционной преступности стали осуществлять США, где в 1994 г. был принят закон «О коррупционной деятельности за рубежом»[10, С. 14]. Европейские страны также активно подключились к данному процессу, заключив ряд международных соглашений.

В виду ратификации Россией Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [4] и Конвенции ООН против коррупции [3] преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного управления приобрели нового субъекта, введенного отечественным законодателем в уголовно-правовую материю, а именно — иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций. При этом изначально примечание 5 к ст. 285 устанавливало правило, согласно которому иностранные должностные лица и должностные лица публичных международных организаций, совершившие любые преступления, предусмотренные статьями главы 30 УК РФ, должны были подлежать уголовной ответственности в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации [5]. Это обусловливало возможность рассмотрения данных лиц в качестве субъектов злоупотребления полномочий, превышения полномочий, нецелевого расходования бюджетных средств, служебного подлога и других преступлений, хотя вероятность совершения таких преступлений данными лицами ничтожна. При этом была очевидна рассогласованность представленного нового субъекта с объектом деяний, четко обозначенного в названии главы 30 УК РФ. Интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления может нарушить только лицо, которое задействовано в данных механизмах власти в качестве его звена, одним из требований к которому является гражданство Российской Федерации [2]. Иностранные должностные лица не могут осуществлять государственную власть или быть государственными служащими, служащими органов местного самоуправления.

Более того специальных международных договоров, которые бы предусматривали ответственность иностранных граждан за коррупционные деяния Российская Федерация не заключала, а общее правило квалификации их деяний было отражено в статьях 11 и 12 Уголовного кодекса РФ еще при его создании в 1996 г.: иностранные граждане подлежат уголовной ответственности по статьям УК РФ, если преступление совершено на

территории РФ и вне пределов территории РФ, если направлено против интересов РФ и в случаях, предусмотренных международным договором.

Позднее законодателем было осознано, что криминализация деяний иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций была осуществлена слишком широко и что закрепленное правило не работает, так как судебная практика по его исполнению отсутствовала, и в 2011 г. данные лица были введены в качестве субъектов только в такие составы преступлений как получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) [6]. Такие изменения в уголовный закон уже более четко отражали требования международных конвенций, которые и предусматривали привлечение к ответственности иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций только в рамках взяточничества (активного и пассивного подкупа). Выполнение обязательства по имплементации данных норм было осуществлено буквально, в том плане, что в примечании 2 к статье 290 УК РФ дословно был воспроизведен текст статьи 2 Конвенции ООН против коррупции. В нем указывается, что «под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени».

Отсылки к международным договорам были справедливо устранены, так как любые международные нормы не могут подменять собой национальное право. Именно в уголовном праве страны должны быть изложены условия привлечения к уголовной ответственности, вторящие конвенционным требованиям, и «международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно» [8, п. 6].

С введением примечания к статье 290 УК РФ, где помещены определения иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, мировое сообщество было заверено в том, что российское законодательство способно адекватно реагировать на новые виды проявления коррупции. Ограничение ответственности за коррупцию с иностранным элементом теперь только взяточничеством более стало более верно отображать современные реалии и возможности привлечения к уголовной ответственности иностранных коррупционеров и корруптеров.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» содержится несколько разъяснений относительно исследуемых

субъектов преступлений. В частности в п. 1 постановления цитируется редакция примечания 2 к статье 290 без его разъяснения и лишь указываются примеры иностранных должностных лиц. Так, к иностранным должностным лицам относятся такие как министр, мэр, судья, прокурор, которые по -видимому, по замыслу авторов постановления должны олицетворять соответственно деятельность законодательного, исполнительного, административного или судебного органа иностранного государства, как того требует дефиниция. Однако никто из названных лиц не принадлежит к законодательной ветви власти, министр имеет прямое отношение к исполнительным органам, мэр и прокурор скорее к исполнительным, судья -представляет судебную власть, то есть пример не полным образом иллюстрирует закон. Очевидно, что данные категории субъектов взяты из ратифицированной Россией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (27 января 1999 г.).

При этом представляется, что толкование должностных лиц, имеющих принадлежность к иностранному государству, не должно быть шире, нежели российских, однако именно так и есть. Если лица, занимающие какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, укладываются в понятие должностного лица, свойственного отечественному законодательству, то лица, которые выполняют какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, уже в это понятие не вписываются. Как известно, согласно уголовно-правовому пониманию должностных лиц, лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции на предприятии, к должностным лицам не относятся. Как лица, работающие в коммерческих структурах, они признаются выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, то есть субъектами коммерческого подкупа. Хотя согласно отечественному административному законодательству, несмотря на и деятельность на предприятиях, они признаются должностными лицами [9].

Должностные лица публичных международных организаций пояснены в постановлении Пленума через такие категории лиц как члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, а также лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией. Скорее всего данное разъяснение нужно соотносить с требованием примечания 2 к статье 290, где указывается, что должностным лицом публичной международной организации следует признавать международных гражданских служащих или любых лиц, которые уполномочены такой организацией действовать от ее имени. Только при таких условиях получение незаконного вознаграждения, например, сотрудником Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств, который уполномочен действовать от лица данной

организации [1, ст. 13], можно квалифицировать как получение взятки должностным лицом в рамках ст. 290 УК РФ за действие или бездействие, связанные с его служебными обязанностями или за незаконные действия в таковом качестве.

Лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией, могут являться международными гражданскими служащими, что отражено в некоторых документах, так и не быть ими, при этом выполняя функции данного судебного органа. В частности, судьи согласно международным документам не причисляются к международным служащим и не считаются ими в целом [16, С. 32], но тем не менее они выполняют судейскую функцию от имени данной организации, например, от имени Суда Евразийского экономического сообщества. Международными гражданскими служащими являются другие лица, например, сотрудники секретариата суда. Так, в ст. 10 Статута Суда Евразийского экономического сообщества они прямо названы таковыми. На лицо снова расширение понятия должностного лица относительно его отечественной трактовки, где есть некий водораздел между должностными лицами и государственными и муниципальными служащими, должностными лицами не являющимися. Последние согласно примечанию 4 к статье 285 УК РФ несут уголовную ответственность в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями УК РФ, причем статьи о взяточничестве к таковым не относятся.

Вместе с тем, несмотря на внесение изменений в уголовный закон, упущения со стороны законодателя имеют место быть. Текст примечания 2 к ст. 290 УК РФ остался все же сложным для понимания, вызывая целый ряд вопросов. Несоответствие между субъектным составом и объектом осталось. Ясно, что чиновники Европы, США и других стран, осуществляя свои полномочия, нарушают интересы службы той, на которой они состоят как иностранные должностные лица. Если они получают взятку, то только за действия, входящие в круг их обязанностей, определенных законодательством иностранного государства, следовательно они действуют против интересов государственной службы своей страны, в том числе в том случае, когда получают незаконное вознаграждение за незаконные действия [12, С. 21]. В связи с этим ряд авторов предлагает введение новой главы в УК РФ, например «Преступления против интересов международного сотрудничества государств» [13, С. 10] или «Преступления против международного правопорядка» [11, С. 12], где и разместить новые составы преступлений, в том числе и посягательства на интересы службы иностранных государств и публичных международных организаций.

В феврале 2012 г. был принят Федеральный закон № 3 -ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» [7], что было связано со стремлением Российской Федерации стать членом Организации экономического сотрудничества и

развития (ОЭСР). Согласно требованиям данной Конвенции ОЭСР в национальном законодательстве необходимо закрепить ответственность иностранных должностных лиц за следующее коррупционное преступление: «умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки». Также Конвенцией установлена обязанность установить свою юрисдикцию и уголовное преследование лиц, которые подкупают иностранных должностных лиц внутри страны и за ее пределами, осуществлять взаимное сотрудничество между странами-участниками конвенции по данным вопросам.

Ревизия российского законодательства рабочей группой ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок показала, что оно удовлетворяет тем требованиям, которые предъявлены Конвенцией ОЭСР. Тем не менее ситуацию с правоприменением данное обстоятельство не изменило: до сих пор в России нет практики привлечения к уголовной ответственности за коррупцию иностранных должностных лиц [14]. В странах-участницах Конвенции также имеет место тенденция привлечения к ответственности только за подкуп иностранных должностных лиц (в Германии, Великобритании, Швейцарии и Франции), но не за взяточничество с их стороны [15, С. 77].

Неоспоримо, что нужно искать способы международного взаимодействия на пути решения проблемы транснациональной коррупции, но они требуют тщательного законодательного обеспечения, которое может направить практические действия в верное русло.

Список литературы:

1. Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств -участников Содружества Независимых Государств от 26.05.1995, ст. 13: сотрудники Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ обязаны осуществлять от имени Межпарламентской Ассамблеи права, которыми данная организация как юридическое лицо их наделила.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон РФ от 27.07. 2004 № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

3. О ратификации Конвенции ООН против коррупции: федеральный закон от 8.03.2006 № 40-ФЗ // Российская газета. 2006. 21 марта. № 56.

4. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: федеральный закон от 25.07.2006 № 125 -ФЗ // Российская газета. 2006. 28 июля. № 164.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: федеральный закон от 25.12. 2008 г. № 280-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6. О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федеральный закон РФ от 4.05.2011 № 97-ФЗ // Российская газета. 2011. 6 мая.

7. О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок: федеральный закон РФ от 02.2012 № 3 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 6 (ч. I). Ст. 622.

8. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 // Российская газета. 2003. 2 декабря.

9. В примечании к статье 2.4 КоАП РФ содержится несколько отличное от уголовно-правового определение термина «должностное лицо»: иначе сформулирован именно критерий «место осуществления должностным лицом своих функций»: указываются не государственные и муниципальные учреждения, а «государственные и муниципальные организации», охватывающие и предприятия.

10. Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом. Некоторые вопросы применения и толкования. -М., 2001.

11. Богуш Г.И. Подлежат ли иностранные должностные лица ответственности по УК РФ? // Уголовное право. 2010, № 4.

12. Егорова Н. Постановление Пленума Верховного суда РФ о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий // Уголовное право. 2010, № 2.

13. Жук М.С. Ответственность иностранных должностных лиц и системное единство институтов уголовного права // Законность. 2011, № 1.

14. Савенков А.А. Нормы международной конвенции о подкупе иностранцев в российском праве // Международное публичное и частное право. 2013, № 1.

15. Федоров А.В. Антикоррупционная составляющая присоединения Российской Федерации к Организации Экономического Сотрудничества и Развития // Ученые записки СПб филиала РТА. 2011, № 3(40).

16. Яни П.С. Новое постановление Пленума Верховного Суда о взяточничестве // Законность. 2013, № 9.

Бугаевская Наталья Валентиновна, канд. юрид. наук, доцент, докторант Академии ФСИНРоссии, тел. +79109415901, [email protected] (Россия, Рязань, Академия ФСИН России)

FOREIGN OFFICIALS AND OFFICIALS OF PUBLIC INTERNATIONAL ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF CORRUPTION OFFENCES UNDER THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE

RUSSIAN FEDERA TION N. V. Bugaevskaya

The article deals with the peculiarities of legal regulation of signs of foreign public officials and officials of public international organizations in the light of the implementation of international anti-corruption norms. Indicates the difficulty of applying them in the domestic investigative and judicial practice in view of the inconsistency of the Russian understanding of officials to the problems of legal regulation of the procedure of criminal prosecution.

Keywords: foreign official; an official of a public international organization; corruption; bribery of foreign officials; international contracts; international anti-corruption norms.

Bugaevskaya N.V., candidate jurid. Sciences, associate Professor, doctoral the Academy of the Federal penitentiary service of Russia, +79109415901, [email protected], (Russia, Ryazan, Academy of the Federal penitentiary service of Russia)

УДК 343.98

ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО НА МЕСТЕ КРАЖИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ ТРУБОПРОВОДОВ

А.С. Булатецкий

В статье рассматриваются разновидности следственной ситуации, связанной с задержанием подозреваемого на месте совершения кражи нефти и нефтепродуктов из трубопроводов, анализируются возникающие при этом проблемные вопросы организации и тактики их разрешения.

Ключевые слова: типичная следственная ситуация, первоначальный этап расследования, кража нефти и нефтепродуктов из трубопроводов, подозреваемый, задержание.

Кража нефти и нефтепродуктов из трубопроводов, за которую предусмотрена уголовная ответственность (п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ), безусловно, является одним из наиболее трудно выявляемых, раскрываемых и доказываемых видов преступлений. Главным образом это обусловлено ее сложным механизмом, специфичностью способов его реализации и необходимостью преодоления порой мощного противодействия со стороны преступных групп, обладающих высокой организацией, значительным интеллектуальным и материальным потенциалом.

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *