Государственная служба
Государственная служба
Термин «государственная служба» сформировалось в России в 90-е годы. Тогда впервые стали приниматься документы, в которых упоминался данный термин. До этого, данный термин характеризовал всех служащих, которые работают в учреждениях и организациях государства. В некоторых странах такое понимание осталось и до сих пор.
Современное определение формировалось из года в год, претерпевало различные изменения, пока не пришло в сегодняшнюю форму. За эти годы было создано масса нормативным документов, основных из которых было Положение о государственной службе и Закон «Об основах государственной службы» Именно после принятия данных документов, стали развиваться отношения в области работы органов государственной службы.
Согласно законам, государственная служба – это деятельность граждан России по обеспечения полномочий:
— государства Российская Федерация в целом;
— органов власти;
— субъектов России;
— лиц, которые заменяют должности, установленные в правовом порядке Конституцией.
Обеспечение полномочий, в данном определении обозначает непосредственный смысл самой органиации и включает в себя организацию, управление, планирование и контроль всех мероприятий.
Итак, исходя из всего вышесказанного, государственная служба подразумевает:
— значимую для государства деятельность;
— это лишь сектор государственной деятельности, которая обеспечивает выполнений нормативных полномочий;
— к субъектам этой деятельности предъявляют специфические требования, характеризующие государственную политику.
Когда говорится о государственной службе, то необходимо понимать, что это служба государству и конкретным его интересам. Выполняются государственные задачи, осуществляются функции людьми, которые являются штатными единицами в государственных органах. За исключением обслуживающего персонала.
Виды и принципы государственной службы
Законодательство показывает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов, которые находятся в ведении России.
Федеральная государственная служба – деятельность служащих, которые реализовывают государственный и правовой статус, имеют определённые полномочия и их компетенция распространяется в пределах Конституции РФ. Осуществляется в системе органов судебной и исполнительной власти. К этим органам относят: Аппарат Правительства, Администрацию Президента, палаты Федерального собрания, Верховный Суд, Счётная палата, и другие.
Государственная служба субъектов подконтрольна законам, которые принимаются органами законодательной власти каждого из субъектов. Поэтому, чтобы понять суть государственной службы каждого субъекта, необходимо изучать каждый субъект в отдельности.
Есть и другие классификации видов. Также государственная служба может быть гражданской и милитаризованной.
Гражданская бывает общей и специальной. Общая осуществляет общие функции, которые не отличаются специальными факторами. В свою очередь, специальная гражданская служба реализует конкретные установленные цели, имеющие отраслевую принадлежность.
Милитаризованная государственная служба – служба в вооружённых силах, в органах внутренних дел, отделах правительственной связи, налоговой полиции, и прочих силовых ведомствах. Она отличается от гражданской государственной службы следующими аспектами:
— у неё есть особые уставы, различные дисциплинарные положения;
— служащие этих служб должны соответствовать специализированным условиям.
Принципы государственной службы – это смысловой комплекс, который устанавливает различные правила и законы, задачи и функции, полномочия для субъектов, деятельность которых связана с государственной службой. Принципы определяют сущность взаимоотношений в обасти государственной службы.
Современные аспекты государственной службы отслеживаются в различных документах и реализуются служащими, путём выполнения повседневной профессиональной деятельности. Их можно разделить на конституционные и организационные.
Конституционные принципы отражаются в нормативных актах, документах, постановлениях. К ним относятся такие принципы:
— принцип главенства Конституции, как основного документа государства;
— принцип первенства и значимости прав и свобод граждан;
— принцип комплексности и системности государственной службы;
— принцип разграничения трёх векторов власти (законодательной, исполнительной, судебной)
— принцип равноправия граждан при принятии на работу в органы государственной службы.
Организационные принципы включают в себя способы создания и функционирования государственной службы, обеспечивают её эффективность и направленность. К ним относятся следующие принципы:
— принцип подчинённости и исполнительности одних работников государственной службы, перед другими работниками, которые находятся выше по должностной иерархии;
— принцип общности основных правил и требований, присущих государственной службе;
— принцип высокой квалификации и профессионализма работников государственной службы;
— политика гласности, осуществляемая государственной службой;
— принцип постоянства кадров, которыми располагает государственная служба.
Функции государственной службы и ее регулирование
Когда речь идёт о функциях государственной службы, то подразумевается непосредственная деятельность государственных служащих. Данная деятельность включает в себя следующие функции:
— правомерная функция — заключается в осуществлении полномочий регулирующего и распределительного смысла, исполнение государственных полномочий от лица государства, либо органа государственного правления;
— правообразующая функция -состоит в создании и развитии нормативно-правовых актов, создание и использование законов и прочих важных документов;
— регулятивная функция — основана на развитии и выполнении политики государства во всех сферах жизни, реализация юридических полномочий, использование системы государственного принуждения к лицам и обеспечения их интересов;
— организационная функция – включает в себя реализацию компетенции и правомерности государственных органов, выполнение организационных мер и технических операций, которые способствуют организационным процессам;
— правовая функция – состоит из осуществления мероприятий, которые способствуют обеспечению прав граждан, выполнение обязательств перед государством.
Можно сказать, что государственная служба состоит из деятельности государственных служащих, которая заключается в реализации всех ветвей государственной власти в различных сферах общества, с целью осуществления принципов, задач и функций государства.
Основами правовой политики и функциональности государственной службы выступают Конституция РФ, законы, указы, постановления, распоряжения и прочие нормативно-правовые акты. Конституция в своём виде не может вобрать в себя все аспекты, которые позволят регулировать деятельность государственной службы, поэтому существует масса других документов, позволяющих усовершенствовать этот процесс.
Теперь рассмотрим, что же означает определение должность государственной службы. Согласно документам, должность государственной службы определяется и утверждается законами или иными актами.
Должности в государственной службе делят на такие:
— должности гражданской федеральной структуры;
— должности гражданской службы субъекта РФ;
— военные должности;
— правоохранительные должности.
Также должности делятся по категориям согласно федеральным законом. Соотношение вышеуказанных видом должностей определяется различными Указами Президента. Имеется Реестр должностей, который включает:
— список должностей государственной службы;
— перечень существующих военных должностей;
— типовые перечни должностей правоохранительных органов.
Должности государственной службы выделены по следующим аспектам:
— по виду деятельности – управленческие, контролирующие, планирующие и прочее;
— по масштабам распространения – типовые и индивидуальные.
— по наличию рабочих мест – занятые и вакантные;
— по соотношению между государственными служащими и занимаемыми ими должностями, делятся на группы 5-я группа (высшие должности), 4-я группа (главные должности), 3-я группа (ведущие должности), 2-я группа (старшие должности), 1-я группа (низшие должности).
Как поступить на государственную службу
Согласно Конституции РФ существует одинаковый доступ граждан страны на поступление на государственную службу. При этом, главными факторами выбора кандидатов является профессионализм, стрессоустойчивость, порядочность и высокая производительность труда.
Не может быть принят гражданин на государственную службу, если:
— признаётся недееспособным по решению уда или имеет ограниченную дееспособность;
— лишается права работать в органах государственной власти по распоряжению суда;
— если имеются заболевания, подтвержденные медицинским заключением, которые не позволяют выполнять должностные обязанности;
— нежелание проходить специальную процедуру допуска к сведениям государственной службы;
— гражданство иного государства, при исключении особых случаев;
— близкого родства с государственными служащими, кроме отдельных случаев;
— нежелание предоставлять необходимые данные для поступления на государственную службу.
На государственную службу, возможно, поступить посредством назначения, зачисления, выбора либо конкурса. Каждый способ прописан в специальных законах и тщательно контролируется.
Зачисление происходит, когда замещают должности дополнительного персонала. Оформляется специальными актами, заключается трудовой договор или контракт.
Назначение на должность характеризуется теми же юридическими моментами, отличается только специфическим административным актом Лица, которые занимают должность по назначению, ограничены руководящими должностями.
Выборы на должность являются довольно распространённым способом. Выбирают из тех, кто избирается, акт оформлять не нужно, а трудовой договор по итогам избирательного процесса.
Суть конкурса состоит в том, что замещение должности происходит путём проведения соревнований между кандидатами. Специфика соревнований установлена на законодательном уровне. На данный момент конкурсная основа является распространённым способом замещения кадров.
Государственная служба РФ является правовой структура, которая не стоит на месте и находится в постоянном развитии. Трансформируется, обновляется новыми инструментами, изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Это говорит о том, что данную сферу необходимо развивать и подвергать реформам.
Реформирование является следствием множественных факторов:
— необходимость создания и закрепления новой современной государственности в России;
— разграничение государственной власти на три направления: законодательное, исполнительное и судебное;
— способствование проведению правовых изменений;
— улучшение экономического климата;
— закрепление высших органов государственной власти и местного самоуправления;
— образование аппарата государственной и муниципальной власти;
— разработка принципов и методов новой кадровой государственной политики;
— проведение мероприятий, позволяющих укрепить государственные органы власти.
Правовому регулированию необходимо уделять больше времени, отстаёт от процессов экономического и политического развития. Потому что государственная служба не менее важна, как общественный институт, она призвана обеспечить стабильное и правомерное управление государством. Также она способна выполнять решающую роль в осуществлении стабильных процессов в социальной, политической и экономической жизни государства.
utmagazine.ru
Государственная служба — это… Система государственной службы :: SYL.ru
Любой человек хочет заниматься той работой, которая ему больше всего по душе. Но еще в древние времена существовали такие виды деятельности, которые позволяли осуществлять основные государственные функции. Как мы понимаем, люди, занимающиеся подобными ремеслами, всегда пользовались почетом и глубочайшим уважением среди окружающих граждан.

История появления государственной службы
В Римский и Византийский период система государственной службы была отлично развита, учитывая тот факт, что политическая ситуация в те времена была крайне нестабильной. Во-первых, мир переживал становление новой религии – христианства. Во-вторых, постоянные набеги варваров с Севера наносили достаточно серьезный урон экономической системе. Что касается самого устройства государственного аппарата, то оно имело определенные нюансы. Наиболее известным является принцип, согласно которому людей назначали на должности. Учитывались не их морально-деловые качества, а личная зависимость от вышестоящих лиц, а также статус сословия и степень известности семьи. Однако, даже невзирая на эти аспекты, система государственной службы в Риме, а позже в Византии была одной из самых грамотных и эффективных.

Дальнейшая история развития госслужбы прослеживается в Китае. Там чиновничий аппарат был очень громоздкий и неэффективный по сравнению с Византией. Что касается просторов современной Российской Федерации, то тут государственная служба формировалась со времен Российской Империи. Наиболее интересным периодом является советский, потому что современное представление об аппарате управления страны и принципах его деятельности было заложено именно в те времена.
Понятие государственной службы
Учитывая все представленные исторические моменты, можно сказать, что государственная служба, – это профессиональная деятельность людей в аппарате управления страной. Деятельность госслужащих определяется специальными нормативно-правовыми актами в зависимости от вида самой службы. Нужно помнить, что государственная служба, – это структурированная деятельность в разных секторах деятельности страны. К числу субъектов госслужбы относят военных, органы правопорядка, людей, которые служат в местных администрациях, и выборных политиков.

Государственная служба в России
ФЗ «О государственной службе» дает представление о данной деятельности на территории Российской Федерации. Согласно его положениям, данный вид деятельности является профессиональной службой по реализации определенных полномочий различных субъектов государственной власти. Закон о государственной службе перечисляет этих субъектов, а именно:
— Российская Федерации;
— субъекты РФ;
— федеральные органы и ведомства;
— органы власти субъектов РФ, иные органы;
— лица, замещающие должности, установленные Конституцией России;
— лица, замещающие должности, которые устанавливаются конституциями субъектов РФ;
При этом закон о государственной службе детализирует положения о прохождении и осуществлении данного рода деятельности.
Система службы государственной направленности
В Российской Федерации госслужба является структурированной деятельностью. ФЗ «О государственной службе» дает перечень элементов этого понятия. Согласно закону, к государственной службе можно отнести следующую деятельность:
— государственная гражданская служба России;
— военная служба;
— служба в правоохранительных органах;

Представленная система дает детальное представление о том, что государственная служба – это деятельность, направленная на реализацию не только повседневных задач страны, но и ряда экстраординарных, возникающих в том или ином секторе жизнедеятельности общества. Дабы как можно более полно разобраться в сути рассматриваемой категории, необходимо проанализировать каждый системный элемент в отдельности.
Государственная гражданская служба Российской Федерации
Государственная гражданская служба Российской Федерации – это деятельность граждан профессионального характера в органах исполнительной, судебной и законодательной власти. Деятельность регламентирует ФЗ «О государственной гражданской службе». Нужно отметить тот факт, что термин «гражданская», подчеркнет общественные принципы этой деятельности. Проще говоря, работа в органах правопорядка и служба в армии не являются гражданскими. Оплата работы государственных служащих осуществляется за счет бюджета РФ. Примером подобных ведомств является Государственная служба кадастра и картографии. При этом данное ведомство можно назвать «показательным», потому что в его деятельности воплощены все классические особенности гражданской службы.
Большое значение имеют принципы деятельности госслужащих, перечисленные в ФЗ «О государственной гражданской службе», а именно в статье 4. Согласно этой норме деятельность осуществляется на основе следующих принципов:
— приоритет прав и свобод граждан;
— неделимый характер федеральной гражданской службы всей страны и субъектов Российской Федерации;
— равенство граждан в процессе принятия их на государственную службу, а также запрет любого рода дискриминации;
— компетентность и профессионализм служащих;
— стабильность службы;
— доступность и полнота информации о государственной службе;
— взаимодействие службы с общественными организациями;
— защита служащих от вмешательства в их непосредственную деятельность, если такое вмешательство является неправомерным;
Таки образом, когда мы говорим о государственной гражданской службе Российской Федерации, нужно помнить, что её первостепенной задачей является реализация наиболее важных политико-правовых функций страны.
Должности государственной гражданской службы
Вся структура службы в органах власти выстроена на основе жесткой иерархии, которая, в свою очередь, закреплена на законодательном уровне. Штатное разделение каждого ведомства производится прежде всего на основе тех функций, которые оно выполняет. Тем не менее должности государственной гражданской службы являются одинаковыми вне зависимости от ведомства и иных факторов.
В настоящее время соответствующим законодательством определено четыре должностных категории, каждая из которых, в свою очередь, состоит из нескольких групп.
1. Руководители составляют первую категорию должностей государственной гражданской службы. Сюда входят руководители и заместители государственных органов, структурных подразделений, территориальных федеральных органов и т.п. В данную категорию отнесено три основных группы: высшая, главная и ведущая.
2. Помощники или советники – это должности, на которые возложена задача поддерживать руководителей в процессе реализации ими функциональных задач. Эта категория, как и предыдущая, состоит из трех основных групп.
3. Для профессионального обеспечения выполняемых задач государственными органами существует категория специалистов. По праву именно данная категория наряду с руководителями является ключевой, потому что именно специалисты выполняют большую часть функциональной работы того или иного органа. Например, государственная служба картографии — это ведомство, которое работает за счет специалистов, потому что без их помощи невозможно добиться выполнения возложенных на него функций. В категории присутствует четвертая, дополнительная группа (старшая).
4. Обеспечивающие специалисты – это ряд должностей, которые существуют для документарного, организационного, информационного и иного рода обеспечения деятельности государственных органов. Категория состоит из четырех групп: главная, ведущая, старшая и младшая.
Чины государственной гражданской службы
Представленные выше должности государственной службы дополняются определенного рода рангами (званиями). Подобные звания являются аналогом воинских и присваиваются в соответствии с занимаемой человеком должностью. Ранг присваивается на всю жизнь чиновника. Чтобы получить звание, служащий должен пройти соответствующий экзамен, который проводится с целью проверки его квалификации. Без проведения квалификационного экзамена классный чин присваивается следующим служащим:
— замещающим должность руководителя высшей группы;
— замещающим должность помощника советника;
— замещающим любую из должностей, назначение и снятие с которой производится Правительством РФ;
За наличие классного чина служащему выплачивается вознаграждение, размер которого регулируется соответствующими нормативными актами.
Государственная военная служба
Государственная служба России состоит из трех элементов, одним их которых является военная служба. Учитывая этот факт, можно сказать, что военная служба, — это профессиональная деятельность граждан России на должностях воинского предназначения в вооруженных силах государства, иных войск и воинских формирований, цель которых — обеспечение обороны и безопасности государства.

Статус военных в РФ
Статус военнослужащих, а точнее, их правовое положение, закреплено в специальных нормативных актах, а именно: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и др. Абсолютно все военнослужащие обладают правами и обязанностями в соответствии с уставами, которые принимаются ведомственными органами управления. Статус военных в России можно условно подразделить на две составляющих в зависимости от многих существующих факторов, например:
— Все военнослужащие в обязательном порядке должны быть гражданами своего государства. Таким образом, на них распространяется общий правовой статус человека и гражданина.
— Вторым аспектом является специфика деятельности военнослужащих, которая обусловлена повышенной степенью риска для жизни вследствие выполняемых задач в сфере обороны и защиты государства. Учитывая эту особенность, можно говорить о специальном правовом статусе, который не только конкретизирует общие права и обязанности, но также дополняет их новыми, более специфическими.
Следует отметить, что сама по себе военная служба предусматривает некоторые ограничения военнослужащих в их титульных правах и свободах. Данный фактор может иметь место, если учитывать повышенную ответственность подобного рода госслужащих.

Звания и должности военнослужащих
Когда человек становится частью Вооруженных сил Российской Федерации, он автоматически включается в сложную структуру государственной военной деятельности. Должности государственной службы военной направленности несколько отличаются от гражданских структурой. Сама структура организации личного состава на местах состоит из следующих элементов:
1. Воинская должность.
2. Воинское звание.
3. Штатное место военной части, органа военного управления или военного учреждения.
Военный штат представляет собой документ, в котором закреплены основные положения о военной части или ином учреждении. Как правило, в штат входят ведомости о численности личного состава, его организационной структуре, количестве вооружения, подразделений, техники, должностей и т. п. В соответствии со штатом военнослужащие назначаются на должности.
Воинские должности определяют характер тех обязательств, которые должны быть выполнены в той или иной сфере обеспечения обороны и безопасности государства. К военным, занимающим определенные должности, предъявляются специальные требования согласно их профессиональной подготовке. Каждой воинской должности соответствует воинское звание.
Государственная служба в правоохранительных органах
Правоохранительная государственная служба – это вид профессиональной деятельности граждан, основной целью которой является обеспечение правопорядка, безопасности личности, общества и государства. Гражданам, которые работают в данной сфере, присваиваются специальные звания.

Итак, в статье было рассказано о государственной службе в Российской Федерации, а также о её основных видах.
www.syl.ru
Глава 2. Понятия, виды гражданской и государственной службы.
Понятие государственной и гражданской службы в Российской Федерации.
Государственная служба представляет собой весьма сложный комплексный социально-политический и организационно-правовой институт, характеризующийся многообразием элементов, связей, закономерностей и особенностей. Но в настоящее время нет единой точки зрения на содержание понятия государственной службы. В законе РФ «Об основах государственной службы Российской федерации» зафиксирован деятельностный подход, предполагающий, что государственная служба – это «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов власти». В России, под словом «служба» понималось — отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности оказывать услугу. И то, что служба имеет не только материальные измерения в виде времени службы либо произведенных продуктов, но она заключается в духовной, идейной, ценностной обязанности того, кому служат, и того, кто служит.
Изучая государственную службу нужно учитывать и точку зрения, трактующую государственную службу как систему публично-правовых отношений между государством и служащим, основанных на подчинении и имеющих своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направленную к осуществлению государственной задачи. Такой подход позволяет в полной мере учесть управленческие, организационные, экономические, правовые, психологические и многие другие аспекты государственной службы, понять сущность бюрократии как профессионального и социального слоя общества, государственного служащего как гражданина и человека.
В полной мере отражает все стороны и сущность государственной службы понятие, предложенное учеными Российской академии государственной службы.
«Государственная служба – это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу».[2]
1. Исполнение государственных должностей представляет собой конкретное осуществление общественных отношений, которые государственная власть посредством Конституции, законов, правовых статусов органов закрепила за данной должностью. Таким образом, каждая должность имеет, во-первых, свое предназначение, содержание, формы и методы реализации, определенные ресурсы и другие элементы, обуславливающие ее значение для государства, общества и граждан.
2. Исполнение государственной должности предполагает, что лицо, ее замещающее, является носителем определенного мировоззрения, идеологии целостности общенациональных интересов и развития государства. Поэтому должности в государственном аппарате должны быть так прописаны, чтобы игнорирование идеалов, ценностей и целей государства быстро обнаруживалось бы и пресекалось.
3. Исполнение государственной должности всегда связано со знаниями, опытом, творческим поиском, способностью оказывать влияние на других людей как непосредственно, так и через принимаемые правовые акты, управленческие решения и организационные действия. Государственная должность требует при ее исполнении высокой профессиональной специальной подготовки, применения обширной информации, разнообразных проявлений напряженной интеллектуальной деятельности.
4. Исполнение государственной должности – это напряженный процесс, не имеющий ограничений в пространстве и во времени. Государство, его власть, аппарат, управление с его стороны должны существовать постоянно, устойчиво, надежно и, следовательно, любые должности должны таким же образом исполняться. Государственное управленческое мышление по исполнению государственной должности не может протекать от случая к случаю, а возможно только в условиях постоянного напряжения.
5. Исполнение государственной должности всегда происходит в установленном правовом режиме, в рамках и с соблюдением определенных материальных и процессуальных правовых норм.
С точки зрения современного законодателя, государственная служба в РФ — это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.
Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» (Приложение 1) система государственной службы в современной России включает в себя следующие виды:
1. государственная гражданская служба;
2. военная служба;
3. правоохранительная служба.
В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:
1 федеральную государственную гражданскую службу;
2 государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
С учетом принципа федеративного устройства России гражданскую службу делят на два вида:
федеральную государственную гражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном владении.
Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Общими признаками государственной службы являются:
1) замещение служащих государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;
2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.
В Федеральном законе «О системе государственной службы в РФ» даны определения вышеперечисленных видов государственной службы, а именно:
Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Из приведенного определения можно сделать следующие выводы:
1) основным признаком государственной гражданской службы является профессиональная деятельность. Данный признак означает, что служебная деятельность должна осуществляться непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на основе специальных знаний и навыков;
2) на государственной службе могут находиться только граждане Российской Федерации. Это также подтверждается нормами ст. 13 и ч. 1 ст. 21 комментируемого Закона. Исключения из данного правила могут быть установлены международными договорами Российской Федерации;
3)государственная гражданская служба осуществляется с целью обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. При чем федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, следовательно власти субъектов России обязаны координировать свою деятельность в рамках федерального законодательства.
Под федеральной государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Федеральная государственная гражданская служба находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Под государственной гражданской службой субъекта РФ понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.
studfiles.net
22) Прохождение государственной службы: цели, содержание, этапы.
Прохождение гос службы – это совокупность юридических фактов (событий и действий), с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.
Прохождение государственной службы включает в себя поступление на службу (назначение на должность), осуществление службы (присвоение классного чина, аттестацию, применение поощрений и взысканий), прекращение государственно-служебных отношений.
Прохождение гос службы регламентируется не только Федеральным законом «О гос гражданской службе РФ» ФЗ№ 79, иными федеральными законами (например, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе») и законами субъектов РФ о гос службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Федеральные законы о видах гос службы и иные нормативные правовые акты РФ устанавливают порядок поступления на гос службу и замещения вакантных должностей гос службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривают другой порядок поступления на гос службу и замещения вакантных должностей государственной службы.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают формы подготовки граждан для прохождения государственной службы.
Переподготовка, повышение квалификации государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Принципы прохождения государственной службы:
— федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— законность;
— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
— равный доступ граждан к государственной службе;
— единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
— взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
— профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Прохождение государственной службы в идеале должно основываться на принципе «заслуг и достоинств».
Целью прохождения службы является выполнение соответствующих задач и функций государства. Это требует наделения лиц, проходящих службу, специальным правовым статусом – статусом государственного служащего.
Пять этапов:
Первый этап – поступление на службу (сбор необходимой информации, заключение контракта и пр.).
Второй этап – присвоение специального звания и перемещение по службе.
Третий этап – перемещение по службе (с возможностью карьерного роста), аттестация, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации.
Четвертый этап – применение в отношении служащего мер поощрения или взыскания.
Пятый этап – прекращение государственной службы.
Поступление (граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие гос. языком РФ и соответствующие квал. требованиям). Поступление гражданина осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке проф. уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Конкурс не проводится: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; 2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; 3) при заключении срочного служебного контракта;4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы; 5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
Прохождение государственной службы включает в себя: назначение на должность; присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания; аттестацию или квалификационный экзамен; другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.
Квал. экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы. Но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Непосредственный руководитель пишет отзыв в конкурсную комиссию, методы оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
Аттестация проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы, проводится один раз в три года. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. Состав включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций-эксперты. По результатам аттестации принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности 2) соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; 3) соответствует при условии успешного получения дпо; 4) не соответствует. По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий: включение в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации; понижение в должности гражданской службы.
Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего
Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.
Основания прекращения государственной службы: смерть (гибель) государственного служащего; увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством; предельный возраст-60 лет, выход на пенсию, прекращение гражданства РФ; несоблюдение обязанностей и ограничений, разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; увольнение по другим основаниям: недееспособность, отказ от прохождения процедуры оформления допуска.
studfiles.net
79 Федеральный закон о госслужбе
79 Федеральный закон о госслужбе – это упрощенное название Федерального закона № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В этой статье мы расскажем о том какие изменения были привнесены в 2016 году в 79 Федеральный закон о госслужбе.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!
В чем состоит суть Федерального Закона №79
79 Федеральный закон о госслужбе увидел свет в 2014 году и целью его создания было сделать крепкое основание для дальнейшего усовершенствования государственной службы в стране. В этом законе мы можем увидеть подробную классификацию всех должностей государственных служащих и узнать о сути работы госслужащих.
В то время активные беседы велись и об исключении коррупционных сетей в сфере государственной службы и предоставлении госслужащим определенных социальных гарантий.
Предметом 79 Федерального закона о госслужбе стало правовое регулирование взаимоотношений при вступлении в должность на госслужбу, при ее прохождении и при увольнении госслужащего. Данный закон также отвечает за определение прав и полномочий государственного служащего.
Госслужащим называют работника занимающего определенную должность на государственной службе, чья заработная плата выплачивается из федерального или регионального бюджетов.
Благодаря этому закону мы можем узнать о том, как люди поступают на государственную службу, какие к ним предъявляются требования и какие существуют ограничения, не позволяющие определенному лицу поступить на государственную службу. К числу ограничений можно, например, отнести особые заболевания, не позволяющую сотруднику государственных структур выполнять свою работу должных образом. Также к ограничениям можно отнести привлечение к уголовной ответственности, лица претендующего на должность в госструктурах.
С момента своего появления на свет 79 Федеральный закон о госслужбы претерпел более тридцати изменений и поправок. Последние изменения в закон вносились в 2015 году. Данные изменения должны были вступить в силу уже в начале 2016 года.
Некоторые изменения коснулись правил аттестации госслужащих и правил владения госслужащими определённых акций.
Важные изменения в законе, вступившие в силу
Изменения в 79 Федеральный закон о госслужбе были внесены и утверждены 29 декабря 2015 года в соответствии с 395-ым Федеральным законом.
Особое внимание среди изменений необходимо уделить 54 статье 79 Федерального закона. Ранее в содержании данной статьи был подробный перечень замещения должностей, которые по обыкновению должны быть включены в общий стаж. В настоящее время президенту Российской Федерации было предоставлено исключительное право изменять, расширять или сокращать данный список должностей.
Помимо этого, первая часть 54-ой статьи говорит о том, что данный перечень может быть расширен принятием новых федеральных законов.
Также стоит отметить то, что отныне понятия «правоохранительная служба» просто не существует. В настоящее это понятие было заменено на термин «федеральная государственная служба». За данное изменение отвечает 11-ая и 54 статьи существующего федерального закона о госслужбе. Отмечая все вышеперечисленное, следует сделать вывод, что отныне сотрудники прокуратуры и органов юстиции могут получить классные чины.
79 федеральный закон об отпусках
Среди изменений в федеральном законе №79 коснулись и порядка предоставления госслужащим отпусков. Говорилось о сроках отпусков и возможности их замены и переноса.
Следует отметить, что внесенные поправки перевернули с ног на голову все представления об отпусках государственных служащих.
Главным нонсенсом стало то, что с настоящего времени на дополнительные дни отпуска могут рассчитывать только госслужащие чей служебный день не нормирован. Ранее это правило касалось рабочего дня, а не служебного.
Минимальная длительность отпуска составить 28 календарных дней. Данный отпуск можно разделить на два отпуска меньшей продолжительности. Однако, продолжительность каждого из них не должна быть меньше двух недель или меньше этого срока.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Помимо данного правила, существует еще одно исключительное правило. Если госслужащий не смог использовать дополнительные отпускные дни за переработку в этом году, то они прибавятся к его отпуску в следующем году.
Подведем итоги! Главные изменения в 79 Федеральный закон о госзакупках главным образом коснулись замены термина «правоохранительная служба» на термин «федеральная государственная служба», введения классных чинов для сотрудников прокуратуры и юстиций, расширения списка замещения должностей и предоставления данного права президенту нашей страны. Изменения также не обошли стороной и правила предоставления госслужащим отпусков.
В этой статье мы рассказали об основных и главных изменениях в 79 Федеральный закон о госслужбе.
Если у вас возникли какие-либо проблемы или вопросы вы всегда можете обратиться за помощью к юристам информационно-правового портала «Шерлок».
В обязанности наших специалистов входит сбор и подготовка всех нужных вам документов, контроль оформления сделок и заключения договоров, представление ваших интересов и прав в суде, а также независимая экспертиза в случае ДТП и оценка причиненного ущерба.
Помимо прочего вы также можете получить бесплатную юридическую консультацию от юристов правового портала «Шерлок». Для получения консультации вы можете задать вопрос на сайте, либо заполнить форму заявки после статьи. При заполнении заявки опишите вашу проблемную ситуацию и оставьте ваши контактные данные. Наши юристы свяжутся с вами в удобное для вас время и ответят на все интересующие вас вопросы.
Редактор: Игорь Решетов
www.cherlock.ru
Кто осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о гражданской службе?
· Администрация Президента Российской Федерации
· Председатель Правительства Российской Федерации
· Генеральный прокурор Российской Федерации
· Счетная палата Российской Федерации
357. Решение вопроса об отказе в приеме на гражданскую службу относится:
· к трудовым спорам
· к административно-правовым спорам
· к индивидуальным служебным спорам
· к коллективным служебным спорам
358. Нанимателем федерального государственного служащего является:
· федеральный государственный орган
· Российская Федерация
· работодатель
· Правительство Российской Федерации
359. Руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную гражданскую должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, – это:
· представитель нанимателя
· уполномоченный работодатель
· уполномоченный наниматель
· представитель работодателя
360. Под представителем нанимателя Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понимает (выберите наиболее полный и правильный ответ):
· Руководителя государственного органа, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации
· Руководителя государственного органа либо лицо, замещающее государственную должность, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации
· Руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации
· Руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лица, а равно иного лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации
361. Выполнение государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы допускается при соблюдении следующих условий (выберите наиболее полный и правильный ответ):
· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя
· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа является научной деятельностью
· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и при этом выполнение работы не повлечет за собой конфликт интересов
· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа будет выполняться гражданским служащим в выходные и (или) нерабочие праздничные дни
362. К числу основных прав государственного гражданского служащего НЕ относится:
· Ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело
· Членство в профессиональном союзе
· Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну
· Получение государственной помощи при страховании принадлежащего лично ему имущества
363. К ограничениям, связанным с гражданской службой, относятся:
· приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход
· приобретение гражданства другого государства или выход из гражданства Российской Федерации
· избрание на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе исполнительной власти края
· осуществлять предпринимательскую деятельность
364. В целях соблюдения требований к служебному поведению гражданский служащий обязан:
· не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство
· воздерживаться от обсуждений служебных вопросов в присутствии вышестоящего руководителя
· исключать участие в массовых мероприятиях, проводимых общественными организациями
· соблюдать при исполнении должностных обязанностей личные права и интересы
365. Гражданский служащий вправе:
· осуществлять предпринимательскую деятельность
· использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации
· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора
· выполнять иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов
366. Гражданскому служащему по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью:
· две недели
· не более одного года
· не более трех дней
· не более шести месяцев
367. Основные и дополнительные государственные гарантии на государственной гражданской службе распространяются на гражданских служащих:
· категории «руководители» и «помощники (советники)»
· категории «специалисты»
· категории «обеспечивающие специалисты»
· все выше перечисленное
368. К числу основных государственных гарантий государственным гражданским служащим НЕ отнесены:
· Условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом
· Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи
· Обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы
· Возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при увольнении гражданского служащего с гражданской службы
369. К числу дополнительных государственных гарантий федеральным государственным гражданским служащим НЕ отнесены:
· Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации
· Замещение иной должности гражданской службы при упразднении государственного органа
· Ежегодный оплачиваемый основной отпуск
· Единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации
370. К запретам, связанным с государственной гражданской службой, относится:
· членство в профессиональном союзе
· использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации
· ознакомление с материалами личного дела
· принятие мер по предотвращению конфликта интересов
371. К числу требований к служебному поведению государственного гражданского служащего Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» НЕ отнесено:
· Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности
· Осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа
· Соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций
· Обжаловать в суд нарушение своих прав и законных интересов
372. При увольнении с государственной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация:
· в размере трехмесячного среднего заработка без учета выходного пособия
· в размере трехмесячного среднего заработка с учетом выходного пособия
· в размере четырехмесячного денежного содержания, при этом выходное пособие не выплачивается
· в размере четырехмесячного денежного содержания с учетом выходного пособия
373. Гражданскому служащему гарантируются:
· ежегодное повышение содержания
· обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения им государственной гражданской службы
· служебная неприкосновенность
· компенсация уплаченного земельного налога и налога на имущество физических лиц
374. К основным обязанностям гражданского служащего не относится:
· исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом
· неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, ставших ему известными, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство
· соблюдать служебный распорядок государственного органа
· членство в политической партии
375. Что не является обязанностью гражданского служащего:
· соблюдение нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность, решения политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций
· способствование межнациональному и межконфессиональному согласию
· оказание предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам
· соблюдение установленных правил публичных выступлений и предоставления служебной информации
376. Гражданский служащий имеет право:
· быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами
· обжаловать в суд нарушения своих прав и интересов на государственной гражданской службе
· создавать в государственных органах структуры политических партий
· публично высказывать суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности
377. Гражданский служащий вправе:
· выполнять с предварительным уведомлением представителя нанимателя иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов
· выполнять любую иную оплачиваемую работу
· выполнять с предварительным уведомлением представителя нанимателя любую иную оплачиваемую работу
· выполнять любую иную оплачиваемую работу без предварительного уведомления нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов
378. Выполнение государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы допускается при соблюдении следующих условий:
· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя
· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа является научной деятельностью
· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и при этом выполнение работы не повлечет за собой конфликт интересов
· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа будет выполняться гражданским служащим в выходные и (или) нерабочие праздничные дни
379. Гражданский служащий обязан:
· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации
· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в течение двух недель со дня выхода из гражданства Российской Федерации
· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня выхода из гражданства Российской Федерации
· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в течение 3 дней со дня выхода из гражданства Российской Федерации
380. Гражданский служащий обязан:
· выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями
· исполнять данное ему руководителем поручение, даже если оно неправомерное
· сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей
· получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
381. Гражданский служащий имеет право:
· на должностной рост на конкурсной основе
· исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом
· беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей
· приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход
382. Гражданский служащий обязан:
· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора
· соблюдать служебный распорядок государственного органа
· получать доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну
· исполнять данное ему неправомерное поручение при получении от руководителя подтверждения этого поручения в письменной форме
383. В связи с прохождением государственной гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
· иметь доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
· участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза)
· участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией
· представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи
384. В связи с прохождением государственной гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
· выполнять любую оплачиваемую работу
· заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц
· участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией
· оформлять в собственность недвижимость или иное имущество
385. В случае приобретения гражданским служащим гражданства другого государства представитель нанимателя обязан:
· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы со дня приобретения гражданства другого государства
· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы, предварительно уведомив профсоюзный орган соответствующего государственного органа не позднее чем за 2 месяца
· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации
· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы, предварительно уведомив его об этом не позднее чем за 1 месяц до увольнения
386. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период:
· профессиональной переподготовки гражданского служащего
· обучения гражданского служащего в образовательной организации высшего образования
· пребывания гражданского служащего в ежегодном отпуске
· работы со сведениями, содержащими государственную тайну
studopedia.net
Государственная гражданская служба как вид государственной службы российской федерации Сущность государственной службы
Слово «служба» имеет в русском языке несколько значений. Так, с одной стороны, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности, Федеральная служба судебных приставов), с другой – под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан. Во втором значении службу можно обозначить как один из видов социальной общеполезной деятельности.
Рассмотрим специфические особенности службы как вида социальной общеполезной деятельности.
1. Служащий в процессе своей работы обычно не создает материальных ценностей и не оказывает хозяйственных услуг. Объект воздействия служащего –сознание и поведение людей. Врач — лечит, преподаватель — учит, государственный чиновник — управляет; все они являются служащими.
2. Воздействие служащего на других людей не всегда осуществляется напрямую. Так, например, служащий может заниматься обработкой обращений граждан в государственный орган, однако непосредственно с гражданами при этом не общаться. Поэтому можно сказать, что еще одним признаком служащего является то, что в большинстве случаев он работает с информацией, которая одновременно выступает средством воздействия на людей.
3. Процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений, многие изкоторых есть правовые нормы. Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в социальные, в т.ч. правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.
Таким образом, можно дать следующее определение понятию «служба».
Служба – это профессиональная социальная деятельность, связанная с осуществлением воздействия на людей или информацию и характеризующаяся наличием правовых отношений в самом процессе труда служащего.
С точки зрения направленности службы на решение различных задач выделяют два вида служебной деятельности:
· публичную службу;
· частную службу.
Одним из видов публичной службы является государственная служба. Какой должна быть государственная служба? Прежде всего, концептуальные положения о государственной службе должны соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации, способствовать установлению единой системы государственного управления и отвечать следующим требованиям:
· государственная служба создается как публичный институт в интересах всех граждан. Он призван обеспечивать реализацию государственной власти и государственного управления, аккумулировать, интегрировать и обеспечивать соблюдение законных прав и интересов граждан Российской Федерации;
· государственная служба представляет собой важнейший социальный институт, носит демократичный характер и подконтрольна гражданскому обществу. Социальная общность государственных служащих выполняет волю народа посредством исполнения полномочий государства, системы государственных органов, решающих социальные задачи в интересах граждан;
· государственная служба развивается и укрепляется как правовой институт. Государственные служащие действуют на основе законов и других нормативных правовых актов от имени государства и последствия их деятельности носят политический характер. Деятельность государственного служащего и деятельность по отношению к самому государственному служащему должны носить правовой характер;
· государственная служба формируется как организационный институт. Он призван осуществлять и обеспечивать упорядоченное и эффективное функционирование системы государственной власти и государственного управления. Его организация должна быть адекватна целям и задачам государства;
· деятельность государственного служащего и государственной службы должна быть профессиональной. Общество заинтересовано в качественном государственном управлении, что диктует высокие требования к уровню профессионализма и компетентности государственных служащих, необходимость эффективной государственной кадровой политики в этой области.
При определении понятия государственной службы можно выделить два основных концептуальных подхода.
· деятельностный;
· институциальный.
Принимая во внимание оба подхода можно сказать следующее:
С одной стороны, госслужащий является профессионалом-управленцем, обслуживающим власть. С другой стороны госслужащий выступает как публичное должностное лицо, в круг полномочий которого входят самоотверженное служение людям и качественная реализация государственных функций. Отсюда, понятие «государственная служба» как достаточно сложный феномен общественного бытия может и должен рассматриваться с различных точек зрения.
Таким образом, государственная служба как организационно-правовой институт государства призвана обеспечить организацию и практическое осуществление задач и функций государства, ибо государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них он остается общей схемой и мертвой конструкцией. К государственной, прежде всего, относится служба, решающая государственно значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т.д., то есть задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо.
Правовое регулирование государственно-служебных отношений
Правовое регулирование государственно-служебных отношений выдвигает требование об их упорядочении или систематизации. Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие элементы или виды государственной службы:
1) государственная гражданская служба;
2) военная служба;
3) правоохранительная служба.
Военная и правоохранительная службы призваны обеспечить специфические функции охраны общественного порядка и защиты российского государства от внутренних и внешних угроз. Государственная гражданская служба направлена на реализацию общеадминистративных функций государственного управления.
Рассмотрим более подробно особенности государственной гражданской службы.
Из приведенного выше определения государственной гражданской службы можно сделать следующие выводы о её специфике:
· основным признаком государственной гражданской службы является профессиональная деятельность. Данный признак означает, что служебная деятельность должна осуществляться непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на основе специальных знаний и навыков;
· работать на государственной службе могут только граждане Российской Федерации. Исключения из данного правила могут быть установлены международными договорами Российской Федерации;
· государственная гражданская служба осуществляется с целью обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Федеративный характер российского государства предопределяет выделение в рамках государственной гражданской службы её двух видов:
· федеральной государственной гражданской службы;
· государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование государственно-служебных отношений базируется на определенных принципах.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» принципами государственной гражданской службы являются:
1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
2. Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
3. Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих.
5. Стабильность гражданской службы.
6. Доступность информации о гражданской службе.
7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.
8. Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
К настоящему времени в Российской Федерации сформирована достаточно обширная правовая база государственной службы. К ней относятся:
studfiles.net